Содержание:
Марракешское соглашение о создании Всемирной Торговой Организации (Марракеш, 15 апреля 1994 г.) (с изменениями и дополнениями)
Марракешское соглашение*(1)
о создании Всемирной Торговой Организации
(Марракеш, 15 апреля 1994 г.)
С изменениями и дополнениями от:
27 ноября 2014 г.
Стороны настоящего Соглашения,
признавая, что их отношения в области торговли и экономическая политика должны осуществляться с целью повышения жизненного уровня, обеспечения полной занятости и значительного и постоянного роста уровня реальных доходов и эффективного спроса, а также расширения производства и торговли товарами и услугами при оптимальном использовании мировых ресурсов в соответствии с целями устойчивого развития, стремлении к охране и сохранению окружающей среды и к расширению возможностей для этого путями, совместимыми с их соответствующими потребностями и интересами на различных уровнях экономического развития;
признавая также, что необходимы позитивные усилия, направленные на обеспечение развивающимся странам и, особенно, наименее развитым из них гарантированной доли в росте международной торговли, соизмеримой с потребностями их экономического развития;
стремясь способствовать выполнению этих целей путем достижения взаимных и обоюдно выгодных договоренностей, направленных на значительное сокращение тарифов и других препятствий в торговле и устранение дискриминационного режима в международных торговых отношениях;
решив создать интегрированную, более жизнеспособную и устойчивую многостороннюю торговую систему на основе Генерального соглашения по тарифам и торговле, прежних достижений в либерализации торговли и всех результатов Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров;
преисполненные решимости сохранять основные принципы и поддерживать цели, заложенные в указанной многосторонней торговой системе,
договариваются о нижеследующем:
Термины "страна" или "страны" , используемые в настоящем Соглашении и в Многосторонних торговых соглашениях, означают также любую отдельную таможенную территорию, которая является членом ВТО.
В случае отдельной таможенной территории, которая является членом ВТО, когда в каком-либо выражении в настоящем Соглашении и Многосторонних торговых соглашениях используется термин "национальный", такое выражение следует считать относящимся к такой таможенной территории, если не определено иначе.
*(1) Считается, что соответствующий орган принимает решение консенсусом по вопросу, представленному на его рассмотрение, если никто из членов, присутствующих на заседании, в момент принятия решения формально не возражает против предлагаемого решения.
*(2)Число голосов Европейских Сообществ и их государств-членов ни в коем случае не может превышать число государств-членов Европейских Сообществ.
*(3) Решения Генерального совета, действующего в качестве Органа по разрешению споров, должны приниматься только в соответствии с условиями пункта 4 статьи II Договоренности о разрешении споров.
*(4) Решение об освобождении от любого обязательства, обусловленного переходным периодом или периодом этапной реализации, которое запрашивающий член не выполнил к концу соответствующего периода, принимается только консенсусом.
Марракешское соглашение о создании Всемирной Торговой Организации (Марракеш, 15 апреля 1994 г.)
Соглашение вступило в силу 1 января 1995 г.
Российская Федерация является членом ВТО с 22 августа 2012 г.
Текст Соглашения официально опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Протокол о внесении изменений в Марракешское соглашение об учреждении Всемирной торговой организации (Женева, 27 ноября 2014 г.)
Изменения вступают в силу для Российской Федерации с 22 февраля 2017 г.
мировая экономика
Взаимоотношения Всемирной торговой организации (ВТО/ГАТТ) и России: от истории переговорного процесса о вступлении в организацию к возможным теоретическим последствиям членства в ВТО
Пахомов А.П., Д.э.н., профессор, Генеральный директор ООО «Решение», Москва
Баласанян М.В., Президент ОАО «Восток», Москва
Всемирная торговая организация (ВТО) (англ. World Trade Organization (WTO), фр. Organisation mondiale du commerce (OMC), исп. Organización Mundial del Comercio) — международная организация, созданная в 1995 году с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов. ВТО является преемницей Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), заключенного в 1947 году и на протяжении почти 50 лет фактически выполнявшего функции международной организации.
ВТО отвечает за разработку и внедрение новых торговых соглашений, а также следит за соблюдением членами организации всех соглашений, подписанных большинством стран мира и ратифицированных их парламентами. ВТО строит свою деятельность исходя из решений, принятых в 1986—1994 годах в рамках уругвайского раунда [6] и более ранних договоренностей ГАТТ. Обсуждения проблем и принятие решений по глобальным проблемам либерализации и перспективам дальнейшего развития мировой торговли проходят в рамках многосторонних торговых переговоров (раундов). К настоящему времени проведено 8 раундов таких переговоров, включая Уругвайский, а в 2001 году стартовал девятый в Дохе, Катар.
В основе ВТО лежат три базовых соглашения: Генеральное соглашение о торговле товарами (ГАТТ-1994), Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС), Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). Названные документы определили и организационную структуру ВТО. Текущее управление и контроль за реализацией названных соглашений выполняют соответствующие Советы. В их подчинении находятся комитеты и рабочие группы. Деятельность Советов координирует Генеральный совет, в свою очередь подчиненный высшему органу ВТО — Конференции министров (Министерской конференции), которая проводится не реже одного раза в два года.
Задачей ВТО является не достижение каких-либо целей или результатов, а установление общих принципов международной торговли. Работа ВТО, также как и ГАТТ до него, опирается на основные принципы, среди которых:
Равные права. Все члены ВТО обязаны предоставлять всем другим членам режим наибольшего благоприятствования в торговле (НБТ). Режим НБТ означает, что преференции, предоставленные одному из членов ВТО, автоматически распространяются и на всех остальных членов организации.
Взаимность. Все уступки в ослаблении двусторонних торговых ограничений должны быть взаимными.
Прозрачность. Члены ВТО должны полностью публиковать свои торговые правила и иметь органы, отвечающие за предоставление информации другим членам ВТО.
В 1986 году СССР обратился с заявкой о получении статуса наблюдателя в Уругвайском раунде переговоров с целью последующего присоединения к ГАТТ. США, однако, отклонили эту заявку, мотивировав это тем, что СССР является страной с плановой экономикой, что несовместимо с принципами свободной торговли. Только в 1990 году СССР смог получить статус наблюдателя. В 1993 году уже Россия обратилась с официальной заявкой о присоединении к ГАТТ. В 1995 году начались переговоры по вступлению России в ВТО.
Наиболее трудные переговоры велись с США, Евросоюзом и Китаем. Разногласия с Евросоюзом удалось урегулировать после того, как Россия поддержала Киотский протокол. Самыми сложными были переговоры с США, которые велись в течение шести лет. Основные разногласия касались вопросов финансовых рынков, поставок в РФ сельскохозяйственной продукции и защиты прав интеллектуальной собственности. Россия и США подписали протокол о присоединении РФ к ВТО 20 ноября 2006 года. Подписание произошло в рамках сессии Азиатско-Тихоокеанского форума в Ханое (Вьетнам).
На сегодняшний день Грузия остается единственной страной, выступающей против вступления России в ВТО. Однако Грузия не входит в рабочую группу по присоединению России к организации и не может в одностороннем порядке блокировать вступление России в ВТО. По состоянию на октябрь 2008 года, для вступления в организацию России необходимо провести лишь многосторонние переговоры.
Вступление России в ВТО было отложено на неопределённый срок в августе 2008 года в связи с обострением ситуации на Кавказе. Однако события на Кавказе являются далеко не самой главной проблемой для вступления России. В сентябре 2008 года группа министров финансов стран Евросоюза обратилась к России с советом «побыстрее вступить в организацию», однако получили ответ, что Россия вряд ли станет членом ВТО до середины 2009 года. Вступление России во Всемирную торговую организацию постоянно откладывается ещё и из-за необходимости подготовиться к ВТО, чтобы потери от присоединения значительно снизились, а выгоды возросли. Осложнил вступление ВТО и начавшийся в мире финансовый кризис, заставивший множество стран задуматься не о свободной торговле, а, наоборот, о жестком регулировании своих экономик.
В июне 2009 года на заседании межгосударственного совета ЕврАзЭС в Москве премьер-министр России Путин В.В. сделал официальное заявление о прекращении индивидуальных переговоров по присоединению России к ВТО. Одновременно он объявил, что в переговорах по вступлению в ВТО с 1 января 2010 года Россия будет участвовать в рамках (от лица) единого Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана. Но в ВТО могут вступать только страны, а не Таможенные союзы. 21 октября 2009 года первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов заявлял, что Россия, Беларусь и Казахстан будут вступать в ВТО одновременно и на согласованных условиях. Это позволит и вступить в ВТО, и сохранить Таможенный союз.
5 октября 2010 года пресс-спикер президента Грузии заявила, что позиция Грузии по вопросу объединения России во Всемирную торговую организацию остается «неизменной» и она не сможет поддержать это решение «до тех пор, пока не будут выполнены те условия, которые выдвигают власти Грузии, в том числе, это касается темы таможенно-пропускных пунктов и целого спектра тех вопросов и проблем, которые существуют между Грузией и Россией». Основным требованием Грузии в связи с принятием России в ВТО было то, чтобы были легализованы два нелегальных пограничных КПП в конфликтных зонах Грузии – Гантиади-Адлер (Абхазия) и Роки-Нижний Заромаг (Цхинвальский регион). В то же время агентство «Ройтер» передает, что на форуме Международного экономического альянса 22 сентября в Нью-Йорке, в беседе с инвесторами и представителями правительственных кругов президент Михаил Саакашвили заявил, что Грузия не является единственным препятствующим фактором на пути принятия Российской Федерации в ВТО: «Между ними (ВТО) и Россией существует много вопросов» - заявил Михаил Саакашвили - «Таким образом, не только мы остались, и вы должны предоставить нам определенное время, пока мы станем последними… Возможно мы и не станем последними. Именно сейчас стоит огромная очередь стран».
В начале марта 2011 года Москва и Тбилиси начали в Швейцарии очередной раунд переговоров о вступлении России в ВТО. Делегацию Грузии на переговорах возглавляла главный советник премьер-министра по вопросам внешних отношений Тамара Ковзиридзе. Встреча в Берне состоялась по инициативе российской стороны и проходила при посредничестве Швейцарии. Пока стороны не пришли к консенсусу. Единственное о чем стороны смогли договориться — это возобновить дискуссию в апреле этого года. Однако даже в такой ситуации шансы России на присоединение к ВТО в скором времени оцениваются специалистами как достаточно высокие.
Накануне глава МИД России Сергей Лавров заявил, что для того, чтобы Россия вступила в ВТО, ей совсем не обязательно дожидаться принципиального согласия Тбилиси. «Если наши грузинские коллеги будут упорствовать, то, наверное, придется решать вопрос присоединения к ВТО иначе, без их участия. Такие возможности есть», — сказал он в ходе телепередачи «Актуальный разговор» на третьем канале. Лавров также подчеркнул, что Грузия препятствует вступлению России в ВТО только из-за вопросов, связанных с восстановлением грузинского таможенного контроля на границе России с Южной Осетией и Абхазией. Он подчеркнул, что все эти вопросы не имеют никакого отношения к присоединению России к ВТО. На сегодняшний день Грузия остается единственной страной, выступающей против вступления России в ВТО.
В конце января 2011 года глава ВТО Паскаль Лами заявлял о том, что у России есть все шансы вступить в ВТО в 2011 году. В случае если России не удастся договориться с Грузией, события могут развиваться по двум сценариям: первый - для вступления России в ВТО, ей необходимо будет набрать голоса двух третей участников организации; а второй заключается в том, что те страны, с которыми у России уже имеются договоренности о вступлении в ВТО, могут оказать давление на Грузию о положительном решении вопроса.
За вступление России в ВТО высказался вице-президент США Джозеф Байден в ходе своего визита в марте 2011 года в Москву. «Когда Россия выполнит требования, необходимые для вступления в ВТО, мы будем проводить в Конгрессе работу, направленную на отмену поправки Джексона-Вэника», – добавил американский вице-президент.
Присоединение к ВТО следует рассматривать не как гарантированное расширение доступа к ресурсам, а как способность овладеть инструментом, с помощью которого этот доступ обеспечивается. С методологической точки зрения важно подчеркнуть три взаимосвязанных момента. Во-первых, практически невозможно выделить «чистые эффекты от присоединения к ВТО», и это не удавалось ни одной развитой и развивающейся стране. Во-вторых, раскрывающиеся возможности очень сложно однозначно отнести к выгодам или потерям. В-третьих, большинство оценок в данном случае носят сценарно-вероятностный характер, поскольку неизвестны конечные условия вступления и невозможно учесть все кроссекторальные пересечения воздействующих факторов.
Социальные последствия присоединения России к ВТО можно охарактеризовать тремя ключевыми направлениями.
1. Возможный рост неравенства в распределении доходов. Данный процесс чаще всего связывают с расширением вовлеченности стран в глобализационные процессы. Исследования НИСП вывили тот факт, что в рамках действующего инструментария измерения доходной дифференциации не принимаются во внимание межрегиональные различия стоимости жизни и уровня доходов. Проблема неравенства доходов имеет два пространственных измерения – межрегиональное и внутрирегиональное. Воздействие глобализации уже привело к росту различий в доходах населения федеральных городов и экспортноориентированных регионов по сравнению с регионами, наименее включенными в глобальный обмен товарами и услугами. Среди последних – старопромышленные области Центра и Северо–Запада, слаборазвитые республики и автономные округа. Внутри регионов, особенно более развитых и ресурсно-экспортных, усилилось неравенство доходов жителей столичных центров и городов экспортной промышленности, с одной стороны, и периферийных центров, с другой. После вступления в ВТО вероятно дальнейшее увеличение регионального и поселенческого неравенства[2,131].
2. Региональная проекция влияния вступления в ВТО на рынок труда. Для каждого региона, в контексте потерь и выгод от вступления России в ВТО, важно посмотреть на экономические параметры (уровень экономического развития регионов; степень открытости экономики и уровень ее диверсификации; роль крупного и малого бизнеса) в сочетании с социальными характеристиками (уровень жизни населения; развитие потребительского рынка; качество экономики активного населения; состояние рынка труда) и закономерностями расселения населения. Такой подход позволил получить однородные группы регионов с точки зрения степени вероятности угроз на рынке труда. При этом учитываются как экономические угрозы, так и наличие факторов, способных их демпфировать. Наиболее проблемным по социальным последствиям вступления в ВТО могут считаться регионы, расположенные в Приволжском федеральном округе. Это объясняется концентрацией в округе импортозамещающего машиностроения, наличием достаточно развитой пищевой промышленности, высокой промышленной и значительной аграрной занятости при слабом развитии малого бизнеса в большинстве проблемных регионов. Центральный округ является вторым по числу регионов с наиболее значительной угрозой негативных последствий, обусловленных теми же последствиями[2,132]. Таким образом, издержки, масштаб которых незначителен для России в целом, выглядят иначе на региональном уровне, поскольку, с одной стороны, уязвимые отрасли локализуются в ограниченной группе регионов, с другой стороны, региональный фактор – самый мощный фактор неравенства доходов населения.
3. Изменения в потребительском поведении населения. Проблемы реформы жилищно-коммунального хозяйства с ВТО связаны по нескольким причинам, первая из которых - тематика переговоров между делегациями России и ЕС по поводу внутренних и внешних цен на энергоносители. Во-вторых, ВТО - катализатор реформ, способствующих сокращению нерыночного сектора экономики, к которому относится и ЖКХ, и сектор всех энергоносителей, включая электроэнергию и газ. Если ликвидируется перекрестное субсидирование, то это также повлечет за собой рост цен на жилищно-коммунальные услуги для населения. Кроме того, в ЖКХ имеет место «Эффект отложенной инфляции», обусловленный сдерживанием цен на жилищно-коммунальные услуги для населения по сравнению с общим ростом цен в экономике, и его ликвидация также спровоцирует рост цен[2,133]. Темпы роста доходов должны быть сбалансированы с темпами роста цен на жилищно-коммунальные услуги для населения и надежды на спасительные жилищные субсидии для бедных – это утешительная иллюзия. В целом в систему данного баланса должны быть включены три вида доходов: заработная плата, пособия для детей и жилищные субсидии.
От присоединения к ВТО Россия сможет приобрести следующие позитивные теоретические аспекты. Во-первых, Россия обеспечит выход в унифицированное пространство, базирующееся на нескольких десятках соглашений и других нормативных актов ВТО. Во-вторых, Россия получит возможность в дальнейшем оказывать влияние на формирование правил развития мировых торговых связей в соответствии со своими национальными интересами. Вступление в ВТО будет способствовать внедрению во все сферы нашей экономики современных методов управления, международных стандартов в широком смысле, создание правовых рамок для цивилизованного рыночного развития страны, формирование внутри- и общероссийского рынка, привлечение иностранного предпринимательского капитала[1;3].
Вступление России в ВТО эмпирически повлечет и некоторые негативные аспекты в экономике. Первое- защита многих российских отраслей, находящихся сегодня в кризисном состоянии, будет затруднена из-за облегчения доступа на российский рынок иностранных товаров и услуг, чего добиваются партнеры России по переговорам о ее присоединении к ВТО. Второе – снижение импортных пошлин может значительно облегчить федеральный бюджет Российской Федерации. Третье- членство в ВТО ограничит свободу государства в области применения тех или иных эффективных мер регулирования внешнеэкономической деятельности (как тарифное, так и нетарифное регулирование), особенно ограничивающих импорт. Четвертое – вступление в ВТО может осложнить продвижение по пути интеграции России со странами СНГ, в первую очередь, в рамках Таможенного союза.
После вступления России в ВТО начнется активное освоение отечественного рынка иностранными компаниями. На российский рынок придут международные корпорации (капитализация первых десяти крупнейших корпораций в мире составляет от 200 до 370 млрд. долларов) и усилят конкуренцию во всех отраслях экономики, что приведет к значительному увеличению маркетинговых расходов на поддержание рыночных позиций. В связи с этим наметится значительное падение рентабельности бизнесов отечественных предприятий и снижение их конкурентоспособности. В особенности, это относится к пищевой, фармацевтической, химической, авто- и авиастроительной, легкой и электронной промышленности, секторам страхования, финансовых услуг и розничной торговли, малому и среднему бизнесу.
Опыт стран Балтии и Восточной Европы показал, что при слиянии национального и международного рынков происходит потеря национального контроля над целыми отраслями экономики. Подобная угроза существует и для России при вступлении в ВТО. В первую очередь пострадает сельскохозяйственный сектор. Как известно, уровень поддержки государством аграрного сектора, например, в США, Канаде и в странах Евросоюза в десятки раз отличается от ситуации в России. А по условиям вступления в ВТО Россия должна снижать господдержку сельского хозяйства каждые пять лет на 5-10 процентов[4;5].
Аналогичная ситуация сложится и вокруг других отраслей экономики, главным образом из-за снижения импортных пошлин, открывающих широкую дорогу импортным товарам на отечественный рынок. Страны ВТО настаивают на снижении размера импортной пошлины до 11%, тогда как в настоящее время этот тариф стремится к 20%. По сельскохозяйственным товарам средневзвешенная ставка снизится до 18%, по промышленным товарам - до 7,6%, а в дальнейшем - до уровня 5%[1].
Существенно может пострадать сфера финансовых услуг, поскольку ВТО требует обеспечения равного доступа частного капитала к оказанию любых услуг и открытой международной конкуренции в этой области. Это будет означать, что с серьезными проблемами выживания столкнутся, например, российские банки и страховые компании. Поскольку открытие филиалов иностранных финансовых и страховых институтов предоставит российским гражданам и компаниям возможность пользоваться более крупными, длинными и дешевыми кредитными ресурсами с более качественным сопровождением услуг. Сегодня, в этой связи, отечественным предприятиям нужно подготовиться к приходу на рынок нерезидентов и усилить свои бизнесы, чтобы составить достойную конкуренцию международному бизнесу и сохранить контроль над национальной экономикой.
Рассмотрим, на что сегодня опирается российский бизнес и что лежит в основе бизнеса иностранных компаний. К сильным сторонам резидентов относятся:
Административный ресурс. Как известно, чем масштабнее бизнес, тем больше он зависит от этого фактора.
Дешевая рабочая сила. По уровню заработной платы нам уступают лишь Китай и страны третьего мира.
Дешевые энергетические ресурсы. Такого богатого ресурсного наследства не доставалось от предков ни одной стране мира.
Дешевые научные кадры, доставшиеся нам в наследство от СССР, поскольку в советское время наука развивалась не для, а во имя доказательства превосходства социалистической системы.
Мягкие экологические требования. Для сравнения: в России нет партии "зеленых", а в Германии, например, эта фракция составляет 30% в парламенте. Столь значительное представительство экологической партии в парламенте оказывает заметное влияние на законодательство страны. Чтобы наладить в Германии вредное производство, нужно построить очень дорогие очистные сооружения и платить высокие налоги.
Больший управленческий опыт. На Западе предприниматели несколько сотен лет живут в условиях капитализма. Люди там рачительные, они накапливают опыт, создают на его основе стандарты, а затем разрабатывают с их учетом производственные и управленческие технологии. Этими технологиями пользуются массово - заказывают их внедрение у соответствующих фирм и занимаются своим бизнесом. В России же не сложилась традиция использования готовых управленческих решений, поэтому большинство предприятий строят свои системы управления собственными силами. Применение современных производственных и управленческих технологий.
Превосходство в производительности труда. Использование новейших технологий приводит к четырехкратному (в среднем) превосходству американских компаний над российскими в производительности труда.
Наличие более длинных и дешевых финансовых ресурсов.
Основная причина превосходства развитых иностранных компаний - использование современных производственных и управленческих технологий. Поэтому необходимо рассмотреть возможность ликвидации отставания отечественных предприятий в данной сфере. Внедрение современных производственных технологий требует больших финансовых вложений и дополнительных инвестиций. Но в большинстве своем российские предприятия непрозрачны и малоэффективны, поэтому имеют небольшие шансы на получение инвестиционных ресурсов, поскольку не гарантирована их возвратность. Поэтому для получения инвестиций на модернизацию производства необходимо сделать бизнес предприятий прозрачным и более эффективным. Достичь этого можно с помощью внедрения в них современных управленческих технологий, которые не столь затратные и могут дать не меньший экономический эффект, чем производственные технологии, потому что обеспечивают более рациональное использование финансовых и человеческих ресурсов. Поэтому, применив их в своей практике, российские предприятия смогут значительно приблизиться к эффективности западных компаний и повысить свои шансы на успех после прихода на наш рынок предприятий-ветеранов, которые десятки и сотни лет выживают в жестокой борьбе на суровом капиталистическом рынке, и будут конкурировать, прежде всего, друг с другом за наш рынок сбыта.
После вступления России в ВТО административный ресурс будет обесцениваться, поскольку международные инвесторы окажут давление на президента России и заставят его обеспечить их безопасность, потому что сегодня государственные органы, мягко говоря, неэффективно защищают интересы инвесторов. Когда глава государства захочет привлечь инвестиции, он вынужден будет начать борьбу с коррупцией. А это повлечет за собой обесценивание административного ресурса, и бизнесы, основанные на административном ресурсе, станут слабеть. Поэтому придется учиться работать с "парадного крыльца" - на равных конкурировать на рынке. Рабочая сила подорожает, потому что нерезиденты предложат высокие зарплаты и лучшие специалисты перейдут к ним. А мы будем вынуждены платить больше оставшимся худшим, чтобы и они нас не покинули. Кроме того, грядет подорожание энергетических ресурсов. Это и условие вступления в ВТО, и логика развития рыночной экономики. Лучшие научные умы тоже потянутся к нерезидентам - и не столько за зарплатой, а сколько за соблазном инвестиций в научные разработки. Экологические требования усугубятся, потому что законодательство РФ будет постепенно приводиться в соответствие с международными нормами.
Иными словами, наши сильные стороны будут нивелироваться, а преимущества нерезидентов начнут выходить на первый план и станут решающим фактором успеха на новом наднациональном российском рынке. Иностранные компании переместят производство в Россию, привнесут самые современные технологии и будут пользоваться нашими дешевыми рабочей силой и энергетическими ресурсами. Это даст им возможность получить огромное конкурентное превосходство. Наличие же более длинных и дешевых финансовых ресурсов позволит им быстро развернуть свои бизнесы. В настоящее время мы значительно отстаем от иностранных компаний по части развития управленческих технологий и не можем конкурировать с ними на равных. Но сегодня у российских предприятий есть некоторое время, чтобы применить достижения мировой управленческой науки, построив системы управления, которые позволят им сравняться с нерезидентами в технологическом плане и после их массового прихода на российский рынок соревноваться с ними в искусстве менеджмента.
1. Белозерова С.В., Плотникова С. - Таможенная политика России в свете вступления в ВТО.// Сборник научных трудов СевКав ГТУ. Серия «Экономика».- 2005.- №2.- С. 48-53.
2. «Вступление России в ВТО: мнимые и реальные социальные последствия». Серия «Научные проекты НИСП – IISP Working Papers», Москва, 2003, 158 стр.
3. Как отразится на вашем бизнесе вступление России в ВТО// [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.martex.ru/2938
4. Крылатых Э.Н., Строкова О.Г. Аграрные аспекты вступления стран СНГ в ВТО.// Аграрная Россия.- 2003. №1.- С. 15-20.
5. Крылатых Э.Н. Чем обернется вступление России в ВТО для сельского хозяйства страны?//Отечественные записки [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.strana-oz.ru/?article=761
6. Пахомов А. Договоренности Уругвайского раунда и эволюция ВТО // Вопросы экономики. 2000. № 8.
Как составить договор с вто
14 сентября 2012 в Digital October (г. Москва, Берсеневская набережная, 6, стр. 3) состоялся Круглый стол на тему: «Информационные таможенные технологии и актуальные аспекты таможенного оформления товаров».
На семинаре выступила Елена Васильевна Бандура, помощник Члена коллегии Министра по торговле ЕЭК. Тема выступления: "ВТО: цели, задачи, перспективы".
Видеозапись выступления Елены Васильевны Бандуры.
Не так давно на одном из заседаний консультативного комитета по торговле, когда мы встречались с главой переговорного комитета по присоединению к ВТО Медведковым Максимом Юрьевичем, наверное, вы его прекрасно знаете, у нас был обмен мнениями, по разным курьезным случаям из жизни.
Что люди понимают под аббревиатурой ВТО? Некоторые, понимают ВТО как Всероссийское Театральное Общество. Есть также не менее уважаемая и почитаемая организация, Всемирная Таможенная Организация.
Всемирная Таможенная Организация занимается упрощением таможенных процедур, всего, что касается таможенного администрирования. Штаб-квартира у нее в Брюсселе. Что касается Всемирной Торговой Организации, то штаб-квартира у нее в Женеве. Такое бывает, и бывали казусы, и на слушаниях в Государственной Думе случались казусы, и в других почитаемых организациях. Поэтому это важно помнить, чтобы определиться по своим собственным действиям и по возможным изменениям в регулировании внешней торговли, а Всемирная Торговая Организация занимается именно выработкой именно этих правил, а именно правил торговли.
Которые касаются торговли не только товарами но и услугами. Что еще важно и на что я бы хотела обратить ваше внимание, членом Всемирной Торговой Организации с 23-го августа стала Российская Федерация. Можете задать вопрос — как к этому всему относится Евразийская Комиссия.
Мы не имеем права давать каких-либо комментариев, не будем брать на себя ответственность давать глубокий анализ присоединения Российской Федерации к Всемирной Торговой Организации, это дело Российской Федерации.
Личные комментарии или общие выводы, которые у нас обсуждаются в Евразийской Комиссии, мы можем представить вашему вниманию и постараемся вам рассказать всю взаимосвязь Всемирной Торговой Организации, бизнесом Российской Федерации, Евразийской Комиссией и обратно. Причем бизнес не только российский, но и бизнес других стран членов ВТО.
Повторюсь, что переговорный процесс по присоединению Российской Федерации к ВТО длился довольно таки долго — 18 лет. Российской Федерации не является рекордсменом по продолжительности переговоров. Им, в настоящий момент является Алжир, который вот уже 25 лет ведет переговоры по вступлению в ВТО и они еще пока не имеют четких перспектив к окончанию. То, что касается других членов Таможенного Союза, то республики Казахстан и Белоруссия также ведут переговоры по присоединению к ВТО.
Наиболее близки перспективы присоединения к Всемирной Торговой Организации у республики Казахстан. Сейчас они находятся в очень интенсивной заключительной фазе, у Российской Федерации подобных заключительных фаз по истории было много. На декабрьской министерской встрече членов ВТО принимает решение о приеме новых членов, и мы надеемся стать свидетелями присоединения к ВТО еще одного члена таможенного союза.
То, что касается Белоруссии. Там процесс присоединения к Всемирной Торговой Организации ведется, но не так активно. Многие понимают, что на процесс присоединения республики Белоруссия влияют некоторые политические моменты, но, тем не менее, присоединение Российской Федерации дало дополнительный импульс к ускорению этих переговоров.
Ни для кого не секрет и это было изложено в отчете рабочей группы присоединения Российской Федерации к ВТО, все страны таможенного союза будут стремиться, присоединится к ВТО на согласованных условиях, особенно по тем вопросам, которые входят в компетенцию Таможенного Союза.
Одним из главных вопросов и главных условий присоединения во Всемирную Торговую Организацию является вопрос тарифных уступок. Тех уступок, которые касаются таможенных пошлин, и которые у нас зафиксированы в тарифе. Так как в рамках Таможенного Союза тарифы у нас едины, мы должны стремиться к тому, чтобы у нас условия присоединения были едиными. Чтобы каждый последующий член союза не ухудшал, по возможности, те условия, на которых присоединилась предыдущая сторона — член таможенного союза ВТО.
Поэтому страны Таможенного Союза согласовались между собой, и было принято в рамках ТС, когда у нас еще существовала комиссия ТС, соответствующее решение, которое касалось порядка присоединения стран ТС к этой организации.
Сегодня моему коллеге задавали вопрос, как может бизнес повлиять на те решения, которые будут присоединять в тех условиях, в которых мы сейчас. Имеется в виду Евразийская Экономическая Комиссия. Присоединение, прежде всего Российской Федерации и дальнейшее присоединения других стран поможет бизнесу, и не только российскому, но и бизнесу из третьих стран, которые являются членами ВТО, заблаговременно ознакомится с теми проектами нормативных документов. Будь-то новые соглашения, договора протоколы, решения, которые будут влиять на регулирование торговли стран таможенного союза, с третьими странами. Такие проекты в соответствии с требованием Всемирной Торговой Организации должны публиковаться заранее на официальном сайте Евразийской Экономической комиссии. И все участники рынка, все участники торговли могут высказать. Свое мнение по поводу этих нормативных документов, которые должны быть рассмотрены и учтены. Если это возможно и соответствует правильному ходу решения этих вопросов. В том числе с учетом требований ВТО.
Поэтому сразу можно ответить, на вопрос, который был задан, это очень важный плюс, который получили все участники внешнеэкономической деятельности в рамках таможенного союза и представители бизнеса зарубежных стран, поэтому это положительный результат присоединения Российской Федерации к ВТО.
И теперь перейдем к самому главному информационному материалу, который хотелось бы до вас донести. Это взаимодействие Таможенного Союза в рамках со странами Таможенного Союза и третьими странами в рамках международной торговой системы.
Уделим внимание договору, который был подписан 19-го мая. Он называется «О функционировании Таможенного Союза в рамках многосторонней торговой системы».
Вступил он в силу, со дня присоединения Российской Федерации к ВТО, то есть с 23-го августа. Каков главный смысл этого договора, почему он был подписан. Потому, что когда велись переговоры, и одновременно с этим развивался наш Таможенный Союз. Представители и стран ВТО и представители стран Таможенного Союза очень жарко дискутировали по поводу того, чьи нормы должны превалировать. Либо нормы Таможенного Союза, над международными обязательствами сторон, либо международные обязательства сторон над нормами, прежде всего в рамках Всемирной Торговой Организации. В каждой стране Таможенного Союза, как и во многих других странах мира, в конституции записано, что международные обязательства превалируют над национальным законодательством. В Российской Федерации тоже есть специальный закон, о международных договорах, где это описано. Но здесь у нас на чаше весов стояли нормы одного международного договора и другого международного договора. Поэтому нужно было выбрать и определить, как же из этой ситуации выйти. Ситуация была действительно очень не простая и неоднозначная. И в мире такого еще не случалось. Если говорить по истории событий, то например страны Евразийского Союза, это тоже Таможенный Союз, но у них шел обратный процесс, по сравнению с нашим процессом, который мы в рамках Таможенного Союза переживали. У них сначала все страны и основатели и новые вступали в ВТО, а потому они объявляли, что они Таможенный Союз. Тем самым объясняя странам членам в ВТО, почему у них одинаковое законодательство, и почему у них прежде всего одинаковые таможенные тарифы.
В нашей ситуации было совсем наоборот. Мы сначала создали Таможенный Союз, и он начал функционировать. С экономической и с политической точки зрения разваливать его было нельзя, и в то же время вступление в Всемирную Торговую Организацию, должно быть завершено. По этому договору все же пришли к выводу о том, что, и это зафиксировано в договоре, нормы ВТО превалирует над нормами таможенного союза. Более того все обязательства, которые принимает страна первая присоединившаяся к ВТО, становятся основной частью нормативно – правовой базы Таможенного Союза и являются обязательными для исполнения и другими членами таможенного союза. Под этим подписались все члены Таможенного Союза.
Вопрос был не простой, но с учетом, неизбежности перспективы присоединения всех стран Таможенного Союза к ВТО, это было необходимо сделать. Поэтому основной смысл того договора, который был подписан: «Основная цель договорного обеспечения функционирования Таможенного Союза при условии присоединения одного или нескольких членов к ВТО, а также создание механизмов предусматривающих участие государственных членов Таможенного Союза в иных международных объединениях».
У нас на экспертном уровне этот договор еще называют договор – «Фредди». Так сложилось, потому, что если вы где то услышите это название, то знайте, что это рабочее название.
Цели соглашения - это присоединения сторон к ВТО на скоординированных условиях, потому что если будет иначе, наш таможенный союз развалится. Создание благоприятных условий для углубления интеграции сторон, эффективную международную систему, функционирование Таможенного Союза в соответствии с правилами, обязательствами в рамках ВТО. Об этом уже было сказано, при этом уточню, что все нормативные документы Таможенного Союза, включая решение всех органов таможенного союза и единого экономического пространства, должны соответствовать нормам Всемирной Торговой Организации. В связи с этим, хотела упомянуть очень важной проблеме. В настоящее время ведется работа кодификации той нормативно-правовой базы, которая у нас сформировалась в рамках Таможенного Союза и ЕП.
В техническом задании на эту унификацию еще тогда когда Российская Федерация не присоединилась к ВТО, уже было записано, что при проведении это кодификации необходимо согласование с нормами Всемирной Торговой Организации. И поэтому тот новый кодифицированный документ, который вскоре появится, должен соответствовать нормам ВТО и все те новые решение я новые нормативные акты, которые будут появляться, также должны им соответствовать.
Еще одной целью этого соглашения является унификация и единообразное применение торговых режимов сторон, в отношении третьих цен с целью развития торговли и привлечения инвестиций. Что это подразумевает. Когда страны Таможенного Союза объединились в таможенный союз, то на момент объединения у нас торговые режимы с третьими странами были разные. Эти различия можно было разделить на три группы.
У нас были подписаны соглашения, определяющие торговый режим как РНБ (Режим Наибольшего Благоприятствования) с третьими странами. Но условия РНБ у всех трех стран были разные, и даже то, что касается российской федерации, если проанализировать соглашения РФ, которое устанавливает режим РНБ с третьими странами, то покрытие этим РНБ в разных соглашениях с разными странами Российской Федерации был разным.
Были согласованы подходы по унификации торговых режимов, и то, что касается режима РНБ, то считается, что он будет унифицирован после присоединения всех трех стран к Всемирной Торговой Организации, потому что большинство стран входят в эту Организацию и за счет этого произойдет унификация торговых режимов. Есть еще две группы стран, с которыми у нас своеобразные торговые режимы. Это прежде всего страны СНГ, с которыми у нас режим свободной торговли. Еще есть ряд третьих стран с которыми у нас есть режим свободной торговли, но он немного другой. То, что касается СНГ, то режим свободной торговли со странами СНГ у нас считается унифицированным, в рамках нового соглашения о зоне свободной торговли со странами СНГ. Это соглашение было подписано в октябре прошлого года, Российская Федерация и республика Белоруссия его ратифицировали. Недавно ратифицировала это соглашение Украина и по порядку вступления в силу этого соглашения, оно вступит в силу после того как три страны уведомят об их ратификации.
Если вас удивляет, почему в списке нет Казахстана, то он обязался до 20-го числа ратифицировать это соглашение и тогда будет считаться, что режим свободной торговли со странами СНГ у нас одинаковый. У нас со странами СНГ согласовано между странами Таможенного Союза единое изъятие. Они немного отличаются для Казахстана. Казахстан попросил переходный период, и только то, что включает тарифы изъятия. Сначала только сахар, после 2015 года взял водку, после 2015 это изъятие тоже отменят. Есть еще режим свободной торговли с Сербией. У нас согласованы правила изъятия, происхождения и в настоящее время у нас заканчивается процедура по согласованию режима свободной торговли в Черногории. Согласовано изъятие, согласовано правило происхождения и те новые треки, по заключению соглашения по свободной торговле, которые сейчас имеет место быть. Они тоже ведутся единой командой, в этих переговорах участвуют все три страны, и представители Евразийской Экономической Комиссии тоже участвуют в этих переговорах. Российская федерация, то что касается тарифных уступок, согласовала эти уступки со странами Всемирной Торговой Организации. И в соответствии с обязательствами РФ на момент официального присоединения, тот тариф, которым пользуются Российская Федерация, а значит, что кроме нее и другие члены Таможенного Союза должны быть унифицированы с этими обязательствами. В соответствии решения совета Евразийской Экономической Комиссии было принято и 23 июля было опубликовано решение совета по принятию новой номенклатуры, товарной на которой основан новый тариф. С учетом той процедуры по вступлению в силу, которая у нас существует, новые ставки единого таможенного тарифа, которые были приведены в соответствие с обязательствами Российской Федерации, вступили в силу 23 августа. Это уже 54 решение совет, датируемое 19-м июля.
Еще было принято одно решение совета, по которому для республик Казахстан и Белоруссия с определенным переходным периодом сохраняется ставки на некоторые автомобильные и транспортные средства. Но по этому договору «О порядке функционирования таможенного союза в рамках многосторонней системы», существует такое положение, что в наш единый тариф должны быть внесены изменения, связанные с принятием одной из стран членов таможенного союза своих обязательств перед Всемирной Торговой Организации. Но если какая то из стран Таможенного Союза по каким либо причинам не может перейти на эти ставки, то она может сохранить те ставки, которые были в прежнем тарифе. Такая ситуация произошла и по этим автомобильным транспортным средствам. Это, прежде всего, связано с ведением обязательств РФ на автомобили, и в среднем ставки упали с 25 до 15, но в РФ введен утилизационный сбор, который в республиках Казахстан и Белоруссия не вводился. Поэтому возник нюанс по применению ставок нашего таможенного тарифа.
То, что касается тарифных обязательств, то процедура ведения переговоров такова, что пока не принято решение по присоединению к Всемирной Торговой Организации, информация об этих переговорах другим сторонам не передается. Как бы близки эти стороны не были.
Российская Федерация, когда вела свои переговоры – не могла поделиться с Казахстаном и Белоруссией теми договоренностями, которые достигнуты. Эти договоренности вскрываются, когда завершаются переговоры и принимаются тщательные решения. В принципе, об этом публиковалось в прессе. К сожалению, Казахстану в своем переговорном треке не удалось достичь того уровня защиты, который удалось достичь Российской Федерации. Хотя многие представители бизнеса критикуют и критиковали те уровни связывания, под которыми подписалась РФ по итогам своих переговоров. Но убирать тариф с учетом иных условий присоединения, других тарифных уступок, которые будут достигнуты другими странами таможенного союза, не очень приятно. Поэтому было достигнута договоренность о так называемом « adjustment ’е» или гармонизации тех обязательств, которые страны Таможенного Союза достигнут по итогам переговоров.
Как уже было сказано, тарифные уступки, которые Казахстан достиг в своих переговорах, несколько ниже тех, которые достигла РФ. Выработан определенный подход по приведению в соответствие Российской Федерации и Казахстана, с учетом товарных потоков, которые попадают под действие тех тарифных уступок , о которых договорились эти страны, чтобы в целом не нарушать ту систему, которая складывается на нашем рынке, по допуску товаров из третьих стран. Иначе говоря, по защите нашего внутреннего рынка стран таможенного союза. Это процедура непростая. И может начаться после того, как Казахстан вступит в ВТО, тогда начнутся новые переговоры по согласованию уступок Казахстана и Российской Федерации.
За чем последуют очередные изменения в единой таможенный тариф. Когда формировался Таможенный Союз, а теперь уже начинает формироваться более детально и единое экономическое пространство, что страны- члены таможенного союза передали своего национального уровня в компетенции, сначала комиссия таможенного союза, а сейчас и ЕК ряд очень важных функций. Прежде всего, функция, которая касается таможенного тарифа. Это установление ставок ввозных таможенных пошлин, которые зафиксированы в этом тарифе. Ведение нашей товарной номенклатуры. Это меры нетарифного урегулирования, это меры технического р егулирования, санитарные и фито санитарные нормы. То есть практически все, что связано с торговлей товарами, и поэтому выполнение обязательств в Российской Федерации связано непосредственно с компетенцией ЕК.
Сейчас у нас прорабатывается процесс взаимодействия между Российской Федерации и Евразийской Комиссией по порядку того, кто и как будет отвечать по обязательствам Российской Федерации перед ВТО.
Первая задача состоит в том, что бы привести нашу нормативно правовую базу в соответствии с обязательствами Российской Федерации. Это происходит и в рамках кодификации, а то, что не терпит отлагательства, это должно происходить сейчас. У нас составлен и утвержден решением комиссии план по адаптации нормативно правовой базы таможенного союза в соответствии с обязательствами РФ. Этот план постепенно будет выполняться.
То регулирование, которое касается СЭЗ’ов, не соответствует нормам ВТО. И ни в одной стране-члене ВТО таких уже СЭЗ’ов нет, когда то они были, но уже нет давно. Они очень активно в последнее время эксплуатировались в странах восточной Азии, они много на этом добились, но это противоречит номам ВТО и эти льготы, которые предоставлялись в рамках наших СЭЗ’ов, они будут действовать до завершения срока действия соответствующего законодательства.
Касательно автосборки. То, что Российская Федерация делала по автосборке, тоже не соответствуют нормам Всемирной Торговой Организации, и те льготы будут сохранены до окончания срока действия тех инвестиционных соглашений, которые были подписаны с правительством РФ.