Содержание:
Публичный договор
В ГК выделяется особый тип гражданско-правового договора, так называемый публичный договор. В ст. 426 содержится следующее определение публичного
договора: "Публичным договором признается договор, заключенный коммерческой
организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению
работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности
должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля,
перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское,
гостиничное обслуживание и т. п.)".
Итак, какими же характерными чертами должен обладать конкретный гражданско-правовой
договор для того, чтобы он мог быть отнесен к разряду публичных?
Во-первых, в качестве одного из субъектов такого договора должна выступать
коммерческая организация: унитарное государственное или муниципальное предприятие,
хозяйственное общество или товарищество либо производственный кооператив.
Что касается контрагента такой организации, то в этой роли может оказаться
любое физическое или юридическое лицо, которое в данной договорной связи является,
как правило, потребителем товаров, работ, услуг, соответственно производимых
или осуществляемых коммерческой организацией.
Во-вторых, далеко не все коммерческие организации могут быть признаны
потенциальными субъектами публичного договора. Важное значение имеет характер
деятельности такой организации. В связи с этим необходимо отметить, что среди
многих различных видов предпринимательской деятельности выделяются такие,
которые должны осуществляться соответствующими коммерческими организациями
в отношении всех и каждого, кто к ним обращается. Хорошим ориентиром в определении
таких видов деятельности является примерный перечень, содержащийся в п. 1
ст. 426 ГК. Действительно, все эти совершенно разнородные виды деятельности,
опосредуемые различными гражданско-правовыми договорами, объединяет одна общая
черта, а именно: коммерческие организации должны вступать в договорные отношения
с любыми физическими и юридическими лицами, которые к ним обращаются.
И наконец, в-третьих, предметом договора, определяемого как публичный,
должны выступать обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию
услуг, по сути своей составляющие содержание именно той деятельности, которая
по своему характеру должна осуществляться коммерческой организацией в отношении
каждого, кто к ней обратится. К примеру, если энергоснабжающая организация
заключает договор энергоснабжения с абонентом, такой договор безусловно является
публичным. Однако если та же коммерческая организация выступает продавцом
в договоре купли-продажи своего имущества, такой договор, естественно, не
относится к категории публичных.
Основной вопрос в определении гражданско-правового договора как публичного
заключается в выяснении правовых последствий такой квалификации.
Из анализа текста ст. 426 ГК, а также иных норм материального и процессуального
законодательства можно сделать вывод о наличии четырех видов последствий для
коммерческой организации, являющейся субъектом публичного договора. К их числу
1) для такой коммерческой организации исключается действие принципа свободы
договора: она не вправе по своему усмотрению ни выбирать партнера, ни решать
вопрос о заключении договора. Отказ коммерческой организации от заключения
публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие
товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.
В противном случае поведение коммерческой организации будет рассматриваться
как необоснованное уклонение от заключения договора со всем комплексом вытекающих
из этого факта негативных последствий;
2) коммерческая организация, являющаяся субъектом публичного договора,
не вправе оказывать предпочтение кому-либо из обратившихся к ней в отношении
заключения договора потребителей. Исключения из этого правила могут быть предусмотрены
лишь законами и иными правовыми актами (к примеру, сегодня такого рода исключения
имеются в законодательстве применительно к ветеранам войны, инвалидам и некоторым
другим категориям потребителей);
3) условия публичного договора (в том числе о цене на товары, работы,
услуги) должны устанавливаться одинаковыми для всех потребителей, кроме тех
случаев, когда законами и иными правовыми актами допускается предоставление
льгот для отдельных категорий потребителей;
4) в отличие от обычных гражданско-правовых договоров, споры по условиям
которых могут быть переданы сторонами на рассмотрение суда лишь при наличии
согласия обеих сторон, споры, связанные с заключением публичных договоров,
а также разногласия сторон по отдельным условиям таких договоров должны разрешаться
в судебном порядке независимо от того, имеется ли согласие на то обеих сторон.
В случае необоснованного уклонения коммерческой организации от заключения
публичного договора, такой договор может быть заключен в принудительном порядке
по решению суда. Более того, потребитель вправе потребовать и взыскания убытков,
вызванных уклонением от заключения договора.
И наконец, еще одна особенность публичного договора, которая относится
к специфике его правового регулирования, но также свидетельствует об ограничении
действия принципа свободы договора в отношении данного договора. Согласно
п. 4 ст. 426 ГК в случаях, предусмотренных законом, Правительству Российской
Федерации предоставлено право издавать правила, обязательные для сторон при
заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и
т. п.). Таким образом, законодатель априори исходит из того, что императивные
правовые нормы, определяющие условия публичного договора, могут быть установлены
не только федеральным законом, как это имеет место в большинстве случаев,
но и постановлениями правительства.
Данное положение в полной мере учитывает специфику отношений, опосредуемых
публичными договорами: как правило, это отношения определенных коммерческих
организаций с массовым потребителем. Именно необходимость обеспечения защиты
прав и законных интересов потребителей требует оперативного и гибкого регулирования
условий публичных договоров.
Один из способов формулирования сторонами условий договора, значительно
облегчающих его оформление, заключается в отсылке к условиям различных примерных
договоров (ст. 427 ГК). Для этого достаточно, чтобы примерные условия договоров
были разработаны применительно к конкретным видам договоров (например, договор
купли-продажи нежилых помещений, договор строительного подряда, договор поставки
металлопродукции и т. п.), а главное, чтобы эти примерные условия были опубликованы
в печати, то есть были бы общеизвестны и определимы.
В этом плане, как показывает опыт других стран, особого внимания заслуживают
примерные условия договоров, разрабатываемых различными ассоциациями (союзами)
товаропроизводителей либо потребителей. В таких примерных условиях отражается
специфика соответствующих товаров, работ и услуг, предусматриваются конкретные
правовые средства, направленные на реализацию интересов производителей и потребителей,
обеспечение защиты их прав.
К сожалению, в России практика разработки таких профессиональных текстов
примерных договоров не получила широкого распространения.
Вместе с тем в прежние годы (до конца 80-х годов) существовали многочисленные
примерные и типовые условия договоров на поставку отдельных видов продукции
и товаров, капитальное строительство, перевозку грузов, которые являлись,
как правило, приложениями к особым условиям поставки продукции и товаров,
правилам о договорах подряда на капитальное строительство и перевозки конкретных
видов грузов. До настоящего времени в договорах, заключаемых коммерческими
организациями, нередко можно встретить ссылки на такие примерные и типовые
условия договоров, в том числе и на утратившие силу.
В определенном смысле вторую жизнь многим подобным условиям договоров,
которые не могут рассматриваться сегодня в качестве примерных в контексте
п. 1 ст. 427 ГК, может дать норма п. 2 названной статьи, согласно которой
в случаях, когда в договоре не содержится отсылка к примерным условиям, такие
примерные условия могут применяться к отношениям сторон в качестве обычаев
делового оборота. Но для этого они должны отвечать определенным требованиям:
представлять собой правила, которые являются сложившимися и широко применяемыми
в какой-либо области предпринимательской деятельности, и по сути своей не
противоречить действующему законодательству.
Комментарий к части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации для предпринимателей.
Гражданский Кодекс Российской Федерации для предпринимателей. … также отношения между лицами, которые осуществляют предпринимательскую деятельность.
деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем. … (п. 2 ст. 23 Кодекса) и соответственно к его предпринимательской деятельности.
и наиболее подробно те, которые были в большей степени характерны для … Уже через несколько месяцев после принятия Кодекса права частных предпринимателей.
Гражданский Кодекс Российской Федерации для предпринимателей. Комментарий к части первой.
Статья 171. Незаконное предпринимательство. … Комментарий к части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации для предпринимателей.
Обращает на себя внимание тот факт, что в некоторых случаях статьи Кодекса содержат принципиально различные нормы для предпринимателей и лиц.
2. В предпринимательской деятельности комплексный, всесторонний подход к … Этот кодекс еще не принят). Второй элемент представлен нормами гражданского права в "действии", в "работе".
Публичный договор - это что? Порядок заключения публичного договора
В российской правовой системе существует большое количество категорий договоров. Так, в числе самых распространенных — публичные контракты. Какова их специфика? В каких случаях российские компании предпочитают заключать именно такие соглашения, а не другие?
Сущность публичных договоров
Публичный договор — это правовая конструкция, которая имеет ряд специфических признаков. Во-первых, одной из сторон соответствующих контрактов выступает коммерческий субъект. Во-вторых, характер деятельности организации, выступающей в качестве субъекта правоотношений, должен выражаться в осуществлении продаж, оказании услуг или выполнении тех или иных работ. В-третьих, положения в договоре должны соответствовать следующим основным критериям:
- отражать обязанность фирмы вступать в правоотношения (продавать товары, оказывать услуги) с любыми обратившимися лицами;
- отражать обязанность компании брать одинаковую плату за одни и те же товары или услуги, поставляемые разным клиентам.
Компания, составившая публичный договор, также берет на себя ряд предусмотренных законом обязательств. В частности, касающихся недопустимости отказа в предоставлении услуг или поставке товаров, если на то нет объективных причин.
Также некоторые юристы считают, что в качестве стороны публичного договора следует признавать компании, основная деятельность которых так или иначе связана с систематическим опубликованием соответствующего типа договоров. То есть, фирма должна продавать или оказывать услуги стабильно, быть постоянно действующим игроком рынка. Как может выглядеть публичный договор? Образец соответствующего документа - ниже.
Можно отметить, что в данном примере договор именуется офертой. Какова специфика употребления данного термина?
Договор или публичная оферта?
В российской юридической среде наблюдается дискуссия по поводу отнесения того или иного типа соглашения к договору или же публичной оферте. Есть точка зрения, согласно которой публично-правовой договор в большинстве случаев можно приравнять к соответствующего типа оферте. Вместе с тем, данный тезис нельзя считать самым распространенным хотя бы в силу того, что две указанные правовые категории — разные. Оферта, согласно законодательству, — это источник, предваряющий сделку, которая впоследствии может стать договором.
В том случае, если ее положения существенным образом не изменятся к моменту заключения контракта тем или иным юридически значимым способом — подписанием, фактом оплаты товара или услуги,— она фактически выступает в качестве договора. Данный сценарий на практике, как отмечают некоторые юристы — самый распространенный. И потому многие эксперты считают, что соответствующего типа контракт должен называться именно «договор публичной оферты», что это наиболее корректное его наименование. Такова сущность правовой дискуссии.
Можно отметить, что конкретные виды публичных договоров не классифицированы в российском законодательстве. То есть это могут быть, в принципе, любые соглашения в рамках гражданского права, соответствующие критериям, обозначенным выше.
Специфика заключения публичного договора
Рассмотрим подробнее, какова специфика заключения публичных договоров. Выше мы отметили, что организация не имеет права отказаться от предоставления услуг или продажи товара — действий, которые предполагаются по договору, если возможность выполнить соответствующий пункт контракта есть. Можно отметить интересный факт из судебной практики. Так, например, в указаниях Пленумов ВС РФ присутствуют положения, по которым компания, если клиент или контрагент подаст на нее в суд, сама должна будет доказывать, что оказание услуги или продажа товара были в силу объективных причин затруднены.
Также мы отметили, что отпускная стоимость товара и иные важные условия публичного контракта должны быть одинаковыми для всех контрагентов, клиентов и покупателей. Вместе с тем существует одно интересное исключение из этого правила: компания может предоставлять в отношении отдельных покупателей те или иные льготы или преференции. Правда, в среде юристов присутствует некоторая дискуссия, касающаяся возможных факторов признания за покупателем права на льготу. Есть эксперты, которые полагают, что компания-поставщик вправе ориентироваться только на те критерии, которые указаны в действующих нормативно-правовых актах: например, определяющих тот факт, что многодетным семьям полагаются такие-то скидки.
В свою очередь, другие юристы считают, что фирма вправе самостоятельно определять, кому давать скидки и иные преференции, а кому нет. Многие аналитики полагают, что компании стараются в этом смысле практиковать компромиссные варианты — к примеру, в виде карт скидок. С одной стороны, держатели данных изделий могут, таким образом, получать одинаковую скидку, с другой — имеют возможность покупать товары дешевле, чем те покупатели, которые еще не обзавелись картами.
Схожие интерпретации правовых норм характерны также и для положения, согласно которому компании, заключающие публичные договора, не вправе отдавать каким-то клиентам и контрагентам приоритет в продаже товаров или оказании услуг. То есть некоторые юристы считают, что исключения относительно данной нормы могут быть обусловлены только на уровне официальных источников права, например, федеральных законов о поддержке ветеранов войн, по которым люди, сражавшиеся за свою страну, могут в первоочередном порядке обслуживаться в тех или иных организациях. Другие эксперты полагают, что фирмы вправе посредством, к примеру, тех же клиентских карт, определять, кто может получить приоритет в получении той или иной услуги или покупке товара.
Также интересный нюанс, касающийся заключения публичных договоров — определение сроков, в рамках которых организация должна поставить клиенту товар или оказать услугу. Здесь основной источник — Закон о защите прав потребителей. В соответствии с его положениями сроки должны фиксироваться либо в самом контракте, либо определяться сторонними нормативно-правовыми актами, содержащими правила выполнения тех или иных услуг или же регулирующими процедуры поставки товаров. При этом, если в источниках права, о которых идет речь, указаны одни рекомендуемые сроки, а стороны правоотношений договорились о том, что сервисы или товары будут поставлены раньше — этот факт, как полагают многие юристы, необходимо зафиксировать в договоре.
Значение публичных договоров
Публичный договор — это, в первую очередь, инструмент правовой защиты тех субъектов, которые, в силу своего статуса, подлежат ей в первоочередном порядке. Это могут быть, к примеру, покупатели в магазине, которые, в частности, должны чувствовать за собой подкрепленное законом право на приобретение товара по той же цене, что и другие посетители торговой точки.
Публичный договор — это инструмент упрощения юридического взаимодействия между поставщиком товаров или услуг и их потребителем. Купля-продажа — это разновидность правоотношений. Юридически закреплять их можно разными способами, и, по мнению многих экспертов, публичный договор выступает одним из оптимальных инструментов в таких случаях.
Аспекты правоприменительной практики
По мнению ряда юристов, публичного типа соглашения, о которых идет речь, призваны, прежде всего, защищать права потребителей. Однако в какой степени данный приоритет находит подтверждение в правоприменительной практике? Относительно данного вопроса в экспертной среде присутствует несколько полярных точек зрения. Есть тезис, в соответствии с которым правовые нормы, предписывающие поставщикам товаров и сервисов те или иные модели поведения, сопровождаются дефицитом правоохранительных процедур, характеризующихся быстрым срабатыванием.
То есть, например, если гражданин приехал в гостиницу, а его отказались заселить, сославшись на отсутствие свободных номеров (хотя они, по всем признакам, были), то единственный механизм реализации законных интересов гражданина — обращение в суд, который, конечно, может встать на сторону истца, но только через значительное время. Человеку же нужно заселяться в гостиницу как можно быстрее — и таких механизмов, как отмечают российские юристы, правоприменительная практика, имеющая отношение к такой юридической категории, как публично-правовой договор, не предполагает.
Вместе с тем есть и иная точка зрения, в соответствии с которой общая совокупность обязательств, которую законодатель возлагает на поставщиков товаров и услуг, так или иначе компенсирует возможные недоработки в аспекте правоприменительного механизма, о котором мы сказали выше.
Законодатель желает справедливости
Речь идет, в частности, об обязательствах в сфере защиты прав потребителей, касающихся качества продаваемых товаров и предоставляемых услуг. В этом смысле, полагают аналитики, клиент имеет большое количество возможностей быть управомоченной стороной в правовых отношениях. То есть, считают юристы, законодатель, не предусмотрев оперативных механизмов правоприменительной практики в отношении публичных договоров, соблюдает баланс интересов в условиях, когда предполагается преимущественное положение клиента магазина или сервиса в аспекте защиты прав потребителя. Бизнесы, таким образом, получают некий инструмент, позволяющий, когда это возможно, произвести подстройку баланса интересов в свою пользу.
Особенности договоров присоединения
Публичный договор — это правовая категория, которая достаточно близка к некоторым другим типам контрактов. Каким, например? Прежде всего юристы в числе таковых отмечают договора присоединения. За счет каких признаков они становятся близкими публичным договорам?
Во-первых, в договорах присоединения условия сделки инициируются и предлагаются одной стороной, то есть поставщиком товаров или сервисов. Условия публичного договора аналогично формируются в одностороннем порядке поставщиками.
Во-вторых, другая сторона правоотношений может участвовать в заключении сделки исключительно методом присоединения к предлагаемому контракту.
В-третьих, в рамках рассматриваемого типа контрактов предполагается, что условия должны фиксироваться посредством стандартных документальных форм. То есть имеется в виду, что корректировка существенных условий в общем случае не требуется, хотя и возможна.
Правовые отношения, которые возникают в рамках договоров присоединения, вместе с тем предполагают наличие у контрагента той стороны, которая предложила заключить соответствующий контракт, права на то, чтобы расторгнуть договор.
Вместе с тем, как отмечают многие юристы, в законах РФ не прописано четких условий, в соответствии с которыми должно происходить расторжение соответствующего типа контракта. Также в правовых актах, регулирующих правоотношения в рамках договоров присоединения, как отмечают юристы, нет положений, которые бы предусматривали ответственность компании, предложившей договор, по возможным убыткам контрагента, который присоединился к контракту.
Различия между публичным договором и контрактом присоединения
Рассмотрев некоторые аспекты сходства между публичным договором и контрактом присоединения, изучим факты, которые свидетельствуют об ощутимых различиях между двумя рассматриваемыми типами документов. В частности, в публичных договорах, как правило, не предусмотрены сценарии, предполагающие значительную корректировку условий. В контрактах присоединения, в свою очередь, возможен вариант, когда потребитель услуг вправе предложить поставщику существенно изменить те или иные положения в документе.
Вместе с тем, возможен вариант, при котором публичным договором является именно контракт присоединения. Это возможно, если, например, договор купли-продажи, составленный в формате формуляра (то есть обладающий признаками контракта присоединения) предполагает заключение сделок с неопределенным или неограниченным кругом лиц. То есть в этом случае корректировка его пунктов невозможна или нецелесообразна - и это признак документа, для которого характерны правила заключения публичных договоров. Вопрос только в том, к какой правовой категории отнести документ в первую очередь. Некоторые эксперты считают, что первичен признак, характеризующий принадлежность контракта именно к публичным. Другие полагают, что данного типа соглашение в большей степени соответствует критериям, свойственным для договоров присоединения.
Не имеет значения, полагают юристы, как именно фирма-поставщик назовет документ, в котором будут излагаться условия поставок. Самое главное — соответствие его фактического содержания критериям, которые свойственны для публичного договора или же для контракта присоединения. Хотя, как отмечают многие эксперты, компании все-таки стараются формулировать названия документов так, чтобы контрагенту или покупателю было понятно, какого типа соглашение предстоит заключать.
Что выбрать: контракт присоединения или публичный договор?
Так или иначе, но очень многие эксперты предпочитают не отождествлять два рассматриваемых типа соглашения (хотя признают возможность составления контрактов, обладающих признаками и того и другого). Тем самым организация, собираясь издать некий контракт, обладающий общими для обоих типов рассматриваемых соглашений свойствами, например, односторонним происхождением условий, может встать перед выбором: выпустить документ с акцентом на критерии, характерные для контрактов присоединения, или же составить его по тем принципам, что свойственны для публичных договоров?
Выше мы отметили, что один из ключевых критериев отличия контракта присоединения — возможность корректировки существенных пунктов со стороны клиента. Заключение публичного договора, в свою очередь, такой возможности в общем случае не предполагает. Определяющий фактор расстановки приоритетов в данном аспекте, полагают эксперты, — особенности рынка, на котором работает компания, специфика сегмента ее деятельности, характеристики целевой группы клиентов.
Клиент определяет правила
Дело в том, что для некоторых типов контрагентов (покупателей, клиентов) отсутствие возможности корректировать условия договора может быть критичным, для других — нет. Очевидно, если речь идет о предпринимательской деятельности в сегменте B2B, когда одни юрлица оказывает услуги или продают товары другим, публичные контракты — менее желательный способ оформления отношений. И это логично: контрагент может не согласиться с теми или иными пунктами контракта, который предлагается фирмой-поставщиком. И потому, если договор поставки — публичный в аспекте всех свойственных для него критериев, то контрагенты могут попросту отказаться от взаимодействия с фирмой. Поэтому в таких случаях компании чаще предлагают свои условия в рамках контрактов присоединения.
По мнению некоторых юристов, самостоятельным публичным договором является отдельно взятый товарный ценник (или, по крайней мере, он выступает существенной частью контракта). Покупатель магазина, быть может, хотел бы его изменить, чтобы приобрести товар подешевле. Однако маловероятно, что интересы продавца с подобными пожеланиями совпадут. Обсуждать с каждым покупателем отпускную стоимость товара может позволить себе не каждый магазин. И в этом случае для продавца оптимален публичный договор, а не контракт присоединения.
Есть интересное мнение касательно такого вида документа, как договор публичной оферты: что это — один из примеров соглашений, посредством которых тот или иной бизнес однозначно дает понять контрагенту, что предлагаемые условия, связанные с реализацией товаров или услуг, обсуждению не подлежат.
Можно отметить тот факт, что выбор в пользу того или иного контракта может быть обусловлен особенностями формулирования его положений. Есть сферы, в которых составить проект публичного договора проблематично в силу дефицита вводных данных. И потому фирма вынуждена так или иначе адаптироваться к данной специфике, составляя контракты присоединения как единственно возможные. Например, публичный договор страхования — это юридическая категория, которая встречается, как отмечают некоторые эксперты, достаточно редко. Для того чтобы определить основную часть его условий, компании необходимо исследовать индивидуальный профиль клиента, и только после этого предлагать ему те или иные условия контракта.
Таким образом, один из факторов выбора конкретного типа контракта — приоритеты поставщика в аспекте реализации взаимодействия с клиентом. Публичный договор - это соглашение с некоторым уклоном в область интересов заказчика. Другой важный фактор — специфика сегмента, в котором фирма осуществляет деятельность, особенности тех типов услуг, которые она оказывает, или товаров, которые продает. То есть если характеристики того или иного сегмента рынка предполагают лояльность к контрагенту, выражаемую в готовности обсуждать условия соглашения — составляется контракт присоединения. Если нет, то предприятие может работать, взаимодействуя с покупателями в рамках публичных договоров.
Публичный договор. Предварительный договор. Договор присоединения
Публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится ( ст. 426 ГК РФ).
На основании определения можно выделить следующие признаки публичного договора:
- Публичный договор заключается в сфере социально значимой деятельности субъектов:
- розничная торговля;
- перевозка транспортом общего пользования;
- оказание услуг связи, медицинских, гостиничных услуг;
- оказание услуг банками по привлечению денежных средств во вклады.
- Обязанной стороной в таком договоре всегда выступает коммерческая организация.
- Второй стороной публичного договора может быть как физическое, так и юридическое лицо.
- Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом. Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.
- Публичный договор заключается на равных для всех лиц условиях, за исключением случаев, когда законом или правовыми актами устанавливаются льготы для тех или иных категорий потребителей.
- Правительство РФ в случаях, предусмотренных законом, может устанавливать особенности заключения отдельных видов публичных договоров. Условия конкретных публичных договоров, не соответствующие Гражданскому кодексу РФ и установленным Правительством РФ правилам, являются ничтожными.
По предварительному договору стороны обязуются заключить в будущем договор о передаче имущества, выполнении работ или оказании услуг (основной договор) на условиях, предусмотренных предварительным договором (ст. 429 ГК РФ).
Предварительный договор не порождает у сторон прав и обязанностей по передаче имущества, выполнению работ и оказанию услуг. На основании предварительного договора у сторон возникает единственная обязанность – заключить в будущем основной, окончательный договор на условиях, определенных в предварительном договоре.
Предварительный договор заключается в форме, установленной для основного договора, а если форма основного договора не установлена, то в письменной форме. Несоблюдение правил о форме предварительного договора влечет его ничтожность.
Предварительный договор должен содержать условия, позволяющие установить предмет, а также другие существенные условия основного договора.
В предварительном договоре указывается срок, в который стороны обязуются заключить основной договор. Если такой срок в предварительном договоре не определен, основной договор подлежит заключению в течение года с момента заключения предварительного договора.
При отказе одной из сторон предварительного договора заключить основной договор, такая сторона может быть понуждена к заключению договора в судебном порядке и обязана возместить другой стороне причиненные уклонением от заключения основного договора убытки (ст. 445 ГК РФ).
Обязательства, предусмотренные предварительным договором, прекращаются, если до окончания срока, в который стороны должны заключить основной договор, он не будет заключен либо одна из сторон не направит другой стороне предложение заключить этот договор.
Договором присоединения признается договор, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могли быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом (ст. 428 ГК РФ).
Присоединившаяся к договору сторона вправе потребовать расторжения или изменения договора, если договор присоединения хотя и не противоречит закону и иным правовым актам, но лишает эту сторону прав, обычно предоставляемых по договорам такого вида, исключает или ограничивает ответственность другой стороны за нарушение обязательств либо содержит другие, явно обременительные для присоединившейся стороны условия, которые она, исходя из своих разумно понимаемых интересов, не приняла бы при наличии у нее возможности участвовать в определении условий договора.
Если присоединившейся стороной является субъект предпринимательской деятельности, то изменения или расторжения договора он не вправе потребовать, если знал или должен был знать об условиях договора, который он заключал.
Предварительный договор купли продажи (его законность): Видео
Публичный договор
Публичный договор заключается коммерческой организацией и устанавливает обязанность компании по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении любого обратившегося к ней лица.
Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другими в отношении заключения публичного договора и условий публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами.
Публичный договор не требует нотариального заверения.
Сущность публичных договоров
При заключении публичного договора, любая сторона, являющаяся покупателем, получает товар или услугу по фиксированной цене.
Публичный договор имеет ряд характерных признаков.
Во-первых, одной из сторон соответствующих контрактов выступает коммерческая организация.
Во-вторых, характер деятельности организации должен выражаться в осуществлении продаж, оказании услуг или выполнении тех или иных работ.
В-третьих, положения договора должны отражать обязанность организациию:
вступать в правоотношения с любыми обратившимися лицами (продавать товары, оказывать услуги);
брать одинаковую плату за одни и те же товары или услуги, поставляемые разным клиентам.
Компания, составившая публичный договор, также берет на себя ряд предусмотренных законом обязательств. В частности, касающихся недопустимости отказа в предоставлении услуг или поставке товаров, если на то нет объективных причин.
Субъекты публичного договора
В качестве одного из субъектов публичного договора должна выступать коммерческая организация (унитарное государственное или муниципальное предприятие, хозяйственное общество или товарищество, либо производственный кооператив).
Отметим, что к числу субъектов публичного договора относятся не все коммерческие организации, а только те, которые выполняют определенные (публичные) виды деятельности.
Такого рода стороной в сделке могут выступать как юридические лица, так и ИП. Основное условие здесь – осуществление предпринимательской деятельности с целью извлечения прибыли. Некоммерческие организации и физические лица не могут заключать публичные договоры.
Что касается контрагента такой организации, то в этой роли может оказаться любое физическое или юридическое лицо, которое в данной договорной связи является, как правило, потребителем товаров, работ, услуг, соответственно, производимых или осуществляемых коммерческой организацией.
Условия публичного договора
Чтобы договор был признан публичным, он должен удовлетворять совокупности признаков таких договоров.
Такими признаками являются:
состав субъектов договора, ограниченный только коммерческим предприятием–продавцом и покупателем–потребителем товаров, работ или услуг;
коммерческое предприятие предоставляет свои услуги и осуществляет свою деятельность в отношении любого физического или юридического лица, обратившегося к ней в качестве покупателя;
установление единой стоимости товаров, работ или услуг для каждого покупателя.
Преимущества публичного договора для потребителя
Преимущества публичного договора для потребителя заключаются в следующем.
Во-первых, потребителю не могут отказать в заключении договора.
Во – вторых, цены на товары, работы и услуги в публичном договоре устанавливаются одинаковыми для всех потребителей. Из пункта 2 ст.426 ГК следует, что цена может быть снижена (предоставлены льготы) для отдельных категорий потребителей (участники войны, многодетные матери). Нарушение требования о цене договора закон признает недействительным (ничтожным) условием публичного договора.
Кроме этого, необоснованно уклоняющаяся от заключения договора коммерческая организация обязана возместить потребителю убытки, возникшие у него при необоснованном отказе от заключения договора. Не исключается и возмещение морального вреда.
Примеры публичных договоров
Характерные правовые признаки публичного договора приводятся в статье 426 ГК РФ.
Так публичным договором является гражданско-правовой договор, заключаемый продавцом – коммерческой организацией, реализующей товары, выполняющей определенные виды работ, оказывающей услуги, которые она должна предоставлять любому, кто к ней обратится в качестве покупателя.
К таким видам торговли, работ, услуг Гражданский кодекс относит розничную торговлю, перевозки общественным транспортом, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, туристическое, гостиничное обслуживание.
На законодательном уровне в качестве публичных договоров определены следующие:
Договор купли-продажи (розничной);
Договор оказания медицинских услуг;
Договор подряда, в том числе бытового;
Договор хранения на складе;
Договор банковского вклада для граждан в кредитных организациях;
Договор хранения вещей и иного имущества граждан в ломбарде;
Договор перевозки пассажиров общественным транспортом;
Договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Таким образом, примерами публичных договоров также являются договор розничной купли-продажи, договор проката, договор бытового подряда, договор банковского вклада, в котором вкладчиком является гражданин, договор личного страхования.
Порядок заключения публичных договоров
Существует несколько вариантов заключения публичного договора:
Вариант 1. Предложение о заключении публичного договора (оферта) исходит от стороны, для которой заключение этого договора является обязательным.
В целях заключения договора по данному варианту коммерческая организация должна направить потребителю проект договора в письменной форме. Если в течение тридцати дней потребитель не направит коммерческой организации протокол разногласий, то договор будет считаться заключенным.
Если же потребитель, получив проект договора, направит протокол разногласий коммерческой организации, то договор может быть заключен путем согласования условий сторонами, либо (в случае спора) – путем определения спорных условий договора судом.
Вариант 2. Предложение о заключении публичного договора (оферта) исходит от потребителя.
В этом случае при несогласии коммерческой организации с условиями проекта договора, направленного потребителем, она вправе направить протокол разногласий.
После получения протокола разногласий, если потребитель не обратится в суд в течение тридцати дней, договор будет считаться заключенным на условиях, предложенных коммерческой организацией.
В случае обращения потребителя в суд договор будет заключен на условиях, определенных решением суда.
Вариант 3. Заключение договора в упрощенном порядке.
Необходимо отметить, что в определенных законом случаях заключение публичного договора возможно в упрощенном порядке, если потребителем по договору выступает гражданин.
Так, согласно п. 1 ст. 540 ГК РФ: «В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети».
С учетом ст. 548 ГК РФ приведенное положение п. 1 ст. 540 применяется к отношениям по снабжению тепловой энергией, водой, газом иными товарами через присоединенную сеть, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Соответственно, с момента первого фактического подключения гражданина к присоединенной сети договор энергоснабжения с таким гражданином считается заключенным на условиях, установленных коммерческой организацией и применявшихся при заключении договоров с другими потребителями в период фактического подключения этого гражданина.
Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.