Содержание:
Эксплуатационные требования к качеству бензинов
При применении и хранении к автомобильным бензинам предъявляются следующие требования.
Высокие энергетические и термодинамические характеристики продуктов сгорания. При горении бензина должно выделяться максимальное количество тепла, продукты сгорания должны иметь малую молекулярную массу, небольшие теплоёмкость и теплопроводность, высокое значение произведения удельной газовой постоянной на температуру горения (RT). Высокое значение RT желательно получить за счёт увеличения Т.
Хорошая прокачиваемость. Бензины должны надёжно прокачиваться по топливной системе машин, трубопроводам, насосам, системам регулирования и другим агрегатам и коммуникациям при любых условиях окружающей среды – низкой и высокой температурах, различных давлениях, запылённости и влажности.
Оптимальная испаряемость. В условиях хранения и транспортирования испарение должно быть минимальным. При применении в двигателе бензина должны иметь такую испаряемость, чтобы обеспечить надёжное воспламенение и горение топлива с оптимальной скоростью в камерах сгорания двигателей.
Минимальная коррозионная активность. Топлива не должны содержать компоненты, которые разрушают конструкционные материалы двигателя, средства хранения и транспортирования.
Высокая стабильность в условиях хранения и применения. Топлива в течение длительного времени не должны изменять физико-химические и эксплуатационные свойства.
Нетоксичность . Продукты сгорания также должны быть нетоксичными.
Детонационная стойкость
Детонация возникает в том случае, если скорость распространения пламени в двигателе достигает 1500-2500 м/с, вместо обычных 20 – 30 м/с. В результате резкого перепада давления возникает детонационная волна, которая нарушает режим работы двигателя, что приводит к перерасходу топлива, уменьшению мощности, перегреву двигателя, к прогару поршней и выхлопных клапанов.
Октановое число (ОЧ)
ОЧ – условный показатель, характеризующий стойкость бензинов к детонации и численно соответствующий детонационной стойкости модельной смеси изооктана и н-гептана. ОЧ изооктана принято за 100 пунктов, а н-гептана – за 0. Для автомобильных бензинов (кроме А–76) ОЧ измеряется двумя методами: моторным и исследовательским. Октановое число определяется на специальных установках путём сравнения характеристик горения испытуемого топлива и эталонных смесей изооктана с н-гептаном. Испытания проводят в двух режимах: жёстком (частота вращения коленчатого вала 900 об/мин, температура всасываемой смеси 149 0С, переменный угол опережения зажигания) и мягком (600 об/мин, температура всасываемого воздуха 52 0С, угол опережения зажигания 13 град.). Получают соответственно моторное (ОЧМ) и исследовательское ОЧ (ОЧИ). Разности между ОЧМ и ОЧИ называется чувствительностью и характеризует степень пригодности бензина к разным условиям работы двигателя. Среднее арифметическое между ОЧМ и ОЧИ называют октановым индексом и приравнивают к дорожному октановому числу, которое нормируется стандартами некоторых стран (например, США) и указывается на бензоколонках как характеристика продаваемого топлива.
При производстве бензинов смешением фракций различных процессов важное значение имеют так называемые ОЧ смешения (ОЧС), которые отличаются от расчётных значений. ОЧС зависят от природы нефтепродукта, его содержания в смеси и ряда других факторов. У парафиновых углеводородов ОЧС выше действительных на 4 пункта, у ароматических зависимость более сложная. Различие может быть существенным и превышать 20 пунктов. Октановое число смешения важно также учитывать при добавлении в топливо оксигенатов.
Фракционный состав (ФС)
ФС бензинов характеризует испаряемость топлива, от которой зависит запуск двигателя, распределение топлива по цилиндрам двигателя, полнота сгорания, экономичность двигателя. Испаряемость определяется температурой перегонки 10, 50 и 90 % (об.) выкипания фракций бензина. Температура выкипания 10 % бензина характеризует пусковые свойства. При температуре ниже предельных значений в системе питания двигателя могут образовываться паровые пробки, а при более высоких температурах запуск двигателя затруднён. В США пусковые свойства двигателя характеризуют количеством топлива, выкипающем до 70 0С. Температура выкипания 50 % характеризует скорость перехода двигателя с одного режима работы на другой и равномерность распределения бензиновых фракций по цилиндрам. Температура выкипания 90 % фракций и конца кипения влияют на полноту сгорания топлива и его расход, а также на нагарообразование в камере сгорания в цилиндре двигателя. В ГОСТ Р 51105-97, который действует с 01.01.99 г., ФС бензина определяется при температуре выкипания 70, 100 и 180 0С.
Давление насыщенных паров (ДНП)
ДНП даёт дополнительное представление об испаряемости бензина, а также о возможности образования газовых пробок в системе питания двигателя. Чем выше давление насыщенных паров бензина, тем выше его испаряемость. По ФС бензина рассчитывают индекс испаряемости.
Бензины, применяющиеся в летнее время, имеют более низкое ДНП. Для обеспечения необходимых пусковых свойств товарного бензина, в его состав включают лёгкие компоненты: изомеризат, алкилат, бутан, фр. н.к. – 62 0С.
Требование к бензинам
Бензины предназначены для применения в поршневых двигателях внутреннего сгорания с принудительным воспламенением (от искры). В зависимости от назначения их разделяют на автомобильные и авиационные.
Несмотря на различия в условиях применения, автомобильные и авиационные бензины характеризуются в основном общими показателями качества, определяющими их физико-химические и эксплуатационные свойства.
Современные автомобильные и авиационные бензины должны удовлетворять ряду требований, обеспечивающих экономичную и надежную работу двигателя, и требованиям эксплуатации:
- иметь хорошую испаряемость, позволяющую получить однородную топливовоздушную смесь оптимального состава при любых температурах;
- иметь групповой углеводородный состав, обеспечивающий устойчивый, бездетонационный процесс сгорания на всех режимах работы двигателя;
- не изменять своего состава и свойств при длительном хранении и не оказывать вредного влияния на детали топливной системы, резервуары, резинотехнические изделия и др.
В последние годы экологические свойства топлива выдвигаются на первый план.
Эксплуатационные требования бензинов
Раздел: Автомобильный Бензин
Бензин — это продукт нефтеперегонки, который применяется в виде топлива к разным механизмам. Различают топливо автомобильное и авиационное. Оба являются тем, которое предназначается для двигателя внутреннего сгорания и воспламеняется принудительно от искры. Оба типа двигателя имеют схожие эксплуатационные характеристики, хоть и используются в разных областях.
Бензин имеет эксплуатационные требования:
- оптимальность температур вспышки;
- состав углеводородов;
- отсутствие коррозийного воздействия на элементы из металла;
- отсутствие воздействия на резиновые элементы;
- соответствие требованиям экологии;
- присутствие специфичного запаха и отсутствие примесей.
Он производится как продукт крекинга и риформинга. Современное топливо содержит добавки прямой перегонки нефти, а также добавки в виде легких углеводородов, ароматических углеводородов, которые получают от переработки нефтегазов.
Маркировка содержит буквы и цифры. «А» означает автомобильный тип топлива, а минимальное значение октанового числа указывает цифра. Следующая буква «И» означает октановое число.
Топливо может быть летних и зимних сортов. Первые можно использовать практически в любых регионах, кроме севера и восточных районов, в период с апреля по октябрь. Там, где круглый год тепло, летний сорт используют круглогодично.
В северных широтах применяется зимний тип, а в южных его используют в холодное время года, то есть с октября по апрель. В переходном периоде можно использовать смесь или применять любой из двух видов.
Какие требования предъявляются к качеству бензина?
Требования, предъявляемые к качеству современных автомобильных бензинов, подразделяют на четыре группы:
1. От производителей автомобилей для обеспечения нормальной работы двигателя;
2. От производителей бензинов, обусловленные возможностями нефтеперерабатывающей промышленности;
3. Связанные с транспортированием и хранением автомобильных бензинов;
Требования, которые предъявляют производители двигателей с искровым зажиганием к качеству применяемых бензинов: сжигание бензина в смеси с воздухом в камере сгорания должно происходить с нормальной скоростью без возникновения детонации на всех режимах работы двигателя в любых климатических условиях. Это требование устанавливает нормы на детонационную стойкость бензина.
Необходимо, чтобы бензин имел высокую теплоту сгорания, минимальную склонность к образованию отложений в топливной и впускной системах, а также нагара в камере сгорания. Продукты сгорания не должны быть токсичными и коррозионно- агрессивными.
Испаряемость бензинов должна обеспечивать приготовление горючей смеси при любых температурах эксплуатации двигателей. Это требование регламентирует такие свойства и показатели качества бензина, как фракционный состав, давление насыщенных паров, склонность к образованию паровых пробок.
Производство автомобильных бензинов осуществляется на сложном комплексе различных технологических процессов переработки нефти.
Требования к качеству вырабатываемых автобензинов, обусловленные техническими возможностями отечественной нефтепереработки, накладывают ограничения на показатели фракционного и углеводородного состава, содержание серы и различных антидетонаторов.
Условия массового производства требуют обеспечения возможности использования нефтяного сырья с возможно более широким варьированием по углеводородному и фракционному составам и содержанию различных сернистых соединений, что определенным образом влияет на установление норм в спецификациях на соответствующие показатели качества бензинов.
В целях увеличения выхода бензина из перерабатываемого нефтяного сырья производство заинтересовано в повышении температуры конца кипения, а эффективное использование бензина в двигателе возможно при определенном ограничении содержания высококипящих фракций.
Нормы на показатель детонационной стойкости устанавливаются на уровне, достижимом с использованием имеющихся технологических процессов, компонентов и присадок, допущенных к применению в составе бензинов.
Требования производителей автомобилей очень часто идут вразрез с требованиями нефтепереработчиков, и в этих случаях необходимо определить оптимальный экономически целесообразный уровень этих требований.
Примером такого компромисса является октановый индекс, характеризующий детонационную стойкость американских автобензинов.
Автомобилестроители США предлагали внести в спецификации оценку октанового числа бензина по исследовательскому методу, а нефтепереработчики - по моторному методу.
В результате в спецификацию был внесен показатель, равный полусумме октановых чисел по исследовательскому и моторному методам.
Требования, связанные с транспортированием и хранением бензинов, обусловлены необходимостью сохранения их качества в течение нескольких лет. Автомобильный бензин с завода-изготовителя по существующим продуктопроводам,
железнодорожным, водным и автомобильным транспортом подается на крупные региональные перевалочные нефтебазы. С этих баз хранения бензин поступает на нефтебазы, снабжающие автозаправочные станции (АЗС), а далее автомобильными цистернами на АЗС.
Транспортирование, хранение и применение бензина непосредственно на автомобилях осуществляются в различных климатических условиях при температуре окружающего воздуха от — 50 до + 45 °С, при этом необходимо обеспечить нормальную работу двигателя.
Требования, связанные с транспортированием и хранением, регламентируют такие свойства автобензина, как физическая и химическая стабильность, склонность к потерям от испарения и образованию паровых пробок, растворимость воды, содержание коррозионно-агрес-сивных соединений и т. д.
На длительное хранение, как правило, поступают бензины летнего вида с высокой химической стабильностью (индукционный период не менее 1200 мин).
Воздействие бензинов на окружающую среду при применении их на автомобильной технике связано с токсичностью соединений, попадающих в атмосферный воздух, воду, почву непосредственно из топлива (испарения, утечки) или с продуктами его сгорания.
Источниками токсичных выбросов автомобилей являются отработавшие газы, картерные газы и пары топлива из впускной системы и топливного бака. Отработавшие газы содержат оксид углерода, оксиды азота, серы, несгоревшие углеводороды и продукты их неполного окисления, элементарный углерод (сажа), продукты сгорания различных присадок, например оксиды свинца и галогениды свинца при использовании этилированных бензинов, а также азот и неизрасходованный на сгорание топлива кислород воздуха.
Для уменьшения выбросов вредных веществ современные автомобили оснащают каталитическими системами нейтрализации отработавших газов, позволяющими дожигать несгоревшие углеводороды и оксид углерода до С02, а оксиды азота — восстанавливать до азота.
Экологические свойства бензинов обеспечиваются ограничениями по содержанию отдельных токсичных веществ по групповому углеводородному составу по содержанию низкокипящих углеводородов, а также серы и бензола.
Эти ограничения позволяют обеспечить надежную работу каталитической системы нейтрализации ОГ и способствуют уменьшению воздействия автомобильного парка на загрязнение окружающей среды.
В связи с присоединением России к европейским экологическим программам возникла острая необходимость в организации промышленного производства автомобильных бензинов,
соответствующих европейским требованиям (EN- 228).
В соответствии с одобренной в 2002 году правительством России концепцией развития российской автомобильной промышленности до 2010 года, отечественный автопром должен до 2004 года организовать производство двигателей, отвечающих по токсичности выбросов с отработавшими газами требованиям Евро-2 и Евро-3, а к 2008 году Евро-4.
С 2002 года все нефтеперерабатывающие заводы России перешли исключительно на производство неэтилированных бензинов.
В марте 2003 года Президент РФ подписал Федеральный закон «О запрете производства и оборота этилированного автобензина в Российской Федерации» с 01.06.2003 г.
Применение неэтилированных автомобильных бензинов, вырабатываемых по ГОСТ Р 51105-97, позволяет обеспечить выполнение автомобилями норм Евро-2 на выбросы с отработавшими газами, а бензинов, вырабатываемых по ГОСТ Р 51866-2002, — норм Евро-3.
Технология производства бензинов для автомобилей, отвечающих требованиям Евро-3 и Евро-4, должна гарантировать установленные нормы на содержание серы, ароматических и олефиновых углеводородов и бензола.
Необходимо отметить, что основной тенденцией достижения компромисса в требованиях к качеству автобензинов является совершенствование существующих и создание новых современных процессов в нефтепереработке, с целью удовлетворения все возрастающих экономических и эксплуатационных требований к двигателям автомобилей.
Требования к качеству моторных топлив
Главная > Документ
Требования к качеству моторных топлив
В течение длительного периода эксплуатации двигателей внутреннего сгорания на различных видах техники - автомобилях, морских и речных судах, воздушных аппаратах, промышленных и сельскохозяйственных тракторах и т. д. - сформировались определенные требования к качеству моторных топлив в зависимости от их назначения и условий применения. Эти требования непрерывно менялись под влиянием совершенствования ДВС расширения сфер их применения, наличия ресурсов нефти и оказывали определенное, часто решающее значение на развитие процессов и схем переработки нефти. Традиционно ДВС были ориентированы на использование нефтяных топлив, что органически составило триаду «двигатель – топливо - НПЗ». Изменение технико-эксплуатационных параметров двигателей сопровождалось изменением качественных характеристик топлив (и смазочных материалов также), что, в свою очередь, вело к разработке соответствующей технологии производства нефтепродуктов.
Так, увеличение степени сжатия в карбюраторных двигателях. Вызвало ужесточение требований к детонационной стойкости бензинов (росту его октанового числа). Это стимулировало развитие процессов в нефтеперерабатывающей промышленности, целенаправленных на повышение октановых чисел авиационных и автомобильных бензинов - вначале термического, а затем и каталитического риформинга, полимеризации, алкилирования, изомеризации и др. Развитие и техническое совершенствование этих процессов органически связаны с ростом требований к октановой характеристике бензинов. Надежность и долговечность карбюраторных, дизельных и реактивных двигателей в значительной мере зависят от наличия в составе топлив сернистых, азотистых и других гетероатомных природных соединений. Для удаления этих соединений были разработаны и получили широкое распространение процессы гидроочистки топливных фракций - бензиновых, керосиновых, дизельных. В результате гидрооблагораживания снижается содержание гетероатомных соединений и ненасыщенных углеводородов, что повышает химическую и термическую стабильность топлив, надежность и ресурс работы двигателя.
Необходимость оптимизации качества моторных топлив обусловлена также ограниченностью мировых запасов нефти и ростом ее стоимости. Важным фактором являются объемные и структурные изменения в потреблении моторных топлив. Решение проблемы сбалансированности потребления и производства различных видов моторных топлив может быть достигнуто за счет углубления переработки нефти и оптимизации качества моторных топлив. Первое направление является генеральной линией развития нефтеперерабатывающей промышленности и связано с разработкой гибких технологических схем глубокой переработки нефти на основе развития термокаталитических процессов переработки нефтяных остатков. Второе направление связано с изменением тех показателей качества топлив, которые сдерживают увеличение их отбора от нефти (например, фракционный состав, вязкость, температура застывания). Эффективность оптимизации качества моторных топлив будет оправдана, если не вызовет значительных дополнительных затрат в создание и эксплуатацию двигателей и не приведет к ухудшению их топливной экономичности по сравнению с возможным расширением ресурсов производства. В связи с этим под оптимизацией качества моторных топлив следует понимать обеспечение экономически и технически обоснованных требований потребителей к объемам и структуре производства моторных топлив при том уровне качества, которое характеризуется минимальными народнохозяйственными затратами (приведенными и энергетическими) на их производство и применение. Должна также учитываться и экологическая эффективность оптимизации качества, актуальность которой возрастает по мере увеличения загрязнения окружающей среды.
Требования к качеству и эксплуатационным свойствам моторных топлив детально рассмотрены в работах, поэтому здесь целесообразно остановиться на перспективных и оптимизационных требованиях, которые возникли за последнее время.
Многие требования к качеству моторных топлив - плотности, вязкости, удельной теплоте сгорания, фракционному, элементному и углеводородному составам - связаны между собой. Для каждого параметра должен быть найден оптимальный уровень, взаимоувязанный с совокупностью всех физико-химических и эксплуатационных свойств товарного моторного топлива.
Важнейшей качественной характеристикой автомобильных бензинов является октановое число. Повышение степени сжатия в двигателях позволяет увеличить их мощность и к. п. д., уменьшить расход топлива. Но повышение мощностных и экономических показателей двигателя возможно лишь за счет увеличения октанового числа бензинов. По данным, увеличение октанового числа автомобильного бензина на единицу позволяет снизить его удельный расход в двигателе на 1,3-1,5%, что ведет к улучшению топливной экономичности автомобилей.
В Японии основную долю в потреблении автомобильных бензинов (около 98%) составляет регулярный с октановым числом 90-91 (исследовательский метод); в США на его долю приходится свыше 80%, в то время как в наиболее крупных западноевропейских странах (Англии, Италии, Франции, ФРГ) преобладающую долю в потреблении (80% и выше) составляют премиальные бензины (октановое число по исследовательскому методу 97-99).
С середины 70-х годов ужесточились требования к автомобильным бензинам с позиций охраны окружающей среды. На автомобилях стали устанавливать каталитические дожигатели отработавших газов и начали вводить ограничения по содержанию свинцовых антидетонаторов (ТЭС) в бензинах. Причиной отказа от применения свинцовых антидетонаторов является токсичность образующихся продуктов сгорания и отравление катализаторов дожигателей. Подсчитано, что ежегодно в атмосферу выбрасывается более 250 тыс cвинца в виде аэрозолей .
В США и Западной Европе за последние годы принят ряд законодательных решений, направленных на снижение содержания свинца в бензине и переход на производство и применение неэтилированных бензинов, начиная с 1990г. В ЕЭС принято также решение , регламентирующее предельное содержание кислородсодержащих высокооктановых добавок в товарных бензинах [в %(об.)]:
Энциклопедия по машиностроению XXL
Оборудование, материаловедение, механика и .
Эксплуатационные свойства бензинов
Эксплуатационные свойства бензина определяются его химическим составом, который в свою очередь зависит от исходного сырья, способа его переработки и наличия присадок. [c.351]
Рекомендуемое назначение бензинов приведено в табл. 184, а методика оценки эксплуатационных свойств бензинов — в табл. 183. [c.240]
Эксплуатационные свойства бензина оцениваются также по его способности к длительному хранению без выпадения смол, отсутствию вредных соединений (главным образом сернистых), оказывающих коррозийное действие на детали двигателя и др. [c.251]
К основным эксплуатационным свойствам бензинов относятся горючесть, испаряемость и склонность к отложениям. [c.121]
Чтобы обеспечить надежную и экономичную работу двигателей, бензин должен обладать определенными эксплуатационными свойствами. Эти свойства должны обеспечить бесперебойную его подачу из топливных баков в двигатель, быстрое образование однородной топливовоздушной смеси и ее сгорание без детонации. При сгорании бензина не должны образовываться в большом количестве смолистые и углистые остатки, засоряющие систему питания двигателя. Бензин должен сохранять свои качества при длительном хранении и не вызывать коррозии соприкасающихся с ним деталей. [c.351]
При хранении смеси масла с бензином ее эксплуатационные свойства не должны изменяться. [c.13]
С момента появления первых двигателей внутреннего сгорания и до настоящего времени основными видами топлива для автотранспорта остаются продукты переработки нефти — бензины и дизельные топлива. Эти топлива представляют собой смеси углеводородов и присадок, предназначенных для улучшения их эксплуатационных свойств. В состав бензинов входят углеводороды, выкипающие при температуре от 35 до 200 °С, а в состав дизельных топлив — углеводороды, выкипающие в пределах 180—360 °С. [c.10]
Основные эксплуатационные свойства. Наиболее важными для бензинов являются требования к детонационной стойкости и фракционному составу, от которых зависят их эксплуатационные характеристики. [c.13]
В настоящем разделе рассматриваются эксплуатационные и физикохимические свойства бензинов, дизельных топлив, мазутов и авиационных керосинов - самых массовых групп горючего, применяемого на технике, и их влияние на надежность и эффективность ее работы. [c.28]
Бензины предназначены для поршневых авиационных и автомобильных двигателей с принципиальным воспламенением. Несмотря на различия в условиях их применения, авиационные и автомобильные бензины характеризуются общими показаниями качества, определяющими их эксплуатационные свойства, различаясь между собой численными значениями, как правило, более низкими для автомобильных бензинов. К бензинам относятся жидкие нефтяные топлива, предназначенные для применения в поршневых двигателях внутреннего сгорания с принудительным воспламенением (от искры). В зависимости от назначения их разделяют на автомобильные и авиационные. [c.88]
Уровень качества бензинов определяется его эксплуатационными свойствами, основными из которых являются горючесть, испаряемость и склонность к отложениям. Значимость этих свойств не однозначна. Если по уровню детонационной стойкости бензины подразделяются на марки, то по уровню испаряемости автомобильные бензины подразделяются на виды (летний и зимний), заметно различие по этому свойству между автомобильными и авиационными бензинами. Склонность к отложениям практически одинакова для всех марок бензинов. [c.89]
При использовании бензинов с высокой температурой конца кипения также усиливается неравномерность распределения горючей смеси по цилиндрам двигателя и повышается склонность бензина к нагарообразованию. Снижение температуры конца кипения бензинов может повысить их эксплуатационные свойства, однако это снижает ресурс бензинов. [c.133]
Потеря легких фракций бензина при хранении влияет на его следующие эксплуатационные свойства [c.107]
Топливную экономичность автомобилей стремятся улучшить применением маловязких масел, поддержанием достаточно высокой средней эксплуатационной температуры, использованием обедненных смесей на частичных нагрузках (правильной регулировкой топливоподающей системы), применением высокой степени сжатия и наддува. Выгоднее использовать все возможности, чтобы можно было работать на топливах и маслах худшего качества и поэтому дешевых. В США, например, автомобили большой грузоподъемности работают на утяжеленном бензине третьего сорта, имеющем низкое октановое число. Для устранения детонации на соответствующих режимах работы двигателя специальным устройством подается второе топливо, обладающее антидетонационным свойством. [c.177]
Полнота испарения бензина определяется скоростью испарения, обусловленной его физическими свойствами, а также конструкционными и эксплуатационными факторами. [c.40]
Не все свойства равноценньг при оценке уровня качества топлива. Наиболее важный показатель часто используют при маркировке топлив. Например, основное эксплуатационное свойство бензинов детонационная стойкость нашло отражение в марках. По прокачиваемости разделены на марки дизельные топлива. [c.87]
Спиртовые топлива. К спиртовым топливам относятся метанол, метиловый спирт СН3ОН и этанол, этиловый спирт С2Н5ОН. Спирты в качестве топлива для ДВС применялись и ранее, когда по разного рода причинам ощущалась острая нехватка бензинов. По своим эксплуатационным свойствам спирты заметно уступают бензинам. Теплотворная способность метанола—19260. .. 19700 кДж/кг, этанола — около 26800 кДж/кг, бензина — 43000. .. 45500 кДж/кг, т. е. у метанола теплота сгорания в среднем в 2,25 раза ниже, чем у бензина. Стехиометрические соотношения воздух-метанол — 6,4, воздух—этанол — около 9. Это означает, что при одинаковом запасе хода по топливу автомобили, работающие на спиртовом топливе, должны иметь в 1,7. .. 2,4 раза большие по объему топливные баки. Кроме того, у метанола значительно большая, чем у бензина (56,4 против 9,2 кДж/кг), теплота испарения, а также более высокое давление насыщенных паров, приводящее к повышению неравномерности распределения смеси по цилиндрам. Для устранения этого необходимо производить интенсивный подогрев воздухометанольной смеси. [c.53]
В процессе хранения бензины подвергаются различным химическим преврэшениям, ведущим к ухудшению их эксплуатационных свойств. Способность бензина противостоять этим химическим превращениям называют химической стабильностью. Химическая стабильность бензинов определяется главным образом содержанием в них непредельных углеводородов, которые в силу их химической структуры легко взаимодействуют с кислородом воздуха с образованием высокомолекулярных смолистых веществ. На процесс окисления влияют также содержащиеся в бензине неуглеводородные соединения. [c.19]
Важным эксплуатационным свойством дизельного топлива является его с к л о н н о с т ь к образованию нагаро- и лакоотложе-н и й в двигателе. Отложения приводят к нарушениям в рабочем процессе двигателя, что ухудшает его технико-экономические и экологические показатели, увеличивает износ деталей двигателя. На образование отложений влияют фракционный состав, содержание сернистых соединений, непредельных и ароматических углеводородов, смолистых соединений, а также неорганических примесей. Более тяжелые топлива, с большим содержанием серы и ее соединений дают большее количество нагара. С увеличением содержания ароматических и непредельных углеводородов склонность топлив к нагарообразованию возрастает. Количество непредельных углеводородов регламентируется введением в стандарт показателя — йодного числа. С увеличением количества непредельных углеводородов йодное число возрастает. Количество смолистых веществ в дизельных топливах оценивается, как и в бензинах, количеством фактических смол. Склонность дизельного топлива к нагарообразованию оценивается его зольностью и коксуемостью. Зольность топлива характеризует содержание в топливе несгораемых неорганических соединений, которые повышают абразивные свойства топлива. Коксуемостью называют свойство топлива образовывать углистый остаток при нагреве без доступа воздуха. Коксуемость дизельных топлив зависит от их фракционного состава, содержания в топливах смол и непредельных углеводородов. [c.24]
Невулканизированные каучуки растворяются в оргапических растворителях (бензине, бензоле и др.), в результате чего их используют для получения резинового клея. Перед вулканизацией смешивают каучук, вулканизирующие вещества и другие компоненты. Для снижения расхода каучука, улучшения физикомеханических и эксплуатационных свойств изделий в состав резиновых смесей вводят различные компоненты. [c.652]
Автомобильный бензин для карбюраторных двигателей получают путем перегонки нефти. Основными эксплуатационно-техническими свойствами бензина являются детонационная стойкость, а также карбюрационные и коррозионные свойства. [c.116]
Эксплуатационно-технические свойства автомобильных бензинов. Важнейшими эксплуатационно-техническими свойствами бензинов являются антиде-тонационные, карбюрационные, антикоррозионные свойства, а также стабильность и загрязненность. [c.414]
Для подшипников закрытого типа с рабочей смазкой, заложенной в них на заводе-изготовителе, процесс консервации разделяют на две стадии промывку и сушку подшипников до закладки рабочей смазкп и консервацию подшипников после закладки смазки. Подшипники и их вспомогательные металлические детали (шайбы, кожухи) промывают в горячем водном растворе олеата калия или натрия, затем сушат в горячем масле. Так как остатки масла могут влиять на эксплуатационные свойства рабочей смазки, подшипники должны быть перед закладкой смазки чистыми и сухими. Поэтому после сушки в масле и охлаждения подшипники дополнительно промывают в двух ваннах с бензином и сушат для удаления бензина. В отдельных случаях после промывки в двух ваннах с бензином подшипники промывают в третьей ванне содержащей 8—10%-ный раствор масла в бензине. При этом используют масло, применяемое в качестве базового для данной рабочей смазки. В промытые подшипники закладывают рабочую смазку и запрессовывают шайбы. [c.556]
Автомобильные бензины. Важнейшими эксплуатационно-техническими свойствами бензинов являются детонационные, карбюрацион-ные, коррозионные, а также стабильность и степень загрязненности. [c.160]
За последнее годы вопрос качества бензинов, применяемых на технике, приобретает совершенно новое значение, главное из которых - экологическая безопасность применения бензинов. Эти проблемы оказались в одном ряду с проблемами химмотологии, от решения которых зависит технический прогресс и развитие экономики. В настоящее время требования к качеству бензинов еще более ужесточились, поэтому постоянно ведется работа по улучшению их эксплуатационных свойств, от уровня которых во многом зависят долговечность, надежность и экономичность двигателя. [c.138]
Эпоксидные компаунды обладают высокими диэлектрическими и физико-механическими свойствами, хорошей адгезией к металлам и другим материалам, отличаются стойкостью к изменению температурных условий, воздействию агрессивных сред, влажности, вибрационным нагрузкам. Эпоксидные компаунды противостоят воздействию большинства органических растворителей, слабых кислот и щелочей, масел, бензина, солнечной радиации. Благодаря удачному сочетанию высоких эксплуатационных свойств эпоксидные компаунды широко используются в электротехнической и радиоэлектронной промышленности в качестве герметизирующих материалов. Герметизации подвергаются самые разнообразные радио- и электроэлементы — от миниатюрных радиотехнических устройств до крупногабаритных обмоток электрических машин и трансформаторов. [c.8]
Смотреть страницы где упоминается термин Эксплуатационные свойства бензинов : [c.204] [c.89] [c.184] [c.163] Смотреть главы в:
2.2 Эксплуатационные требования к автомобильным бензинам
Топлива для карбюраторных двигателей должны иметь такие физико-химические свойства, которые обеспечивали бы:
нормальное и полное сгорание полученной смеси в двигателе (без возникновения детонации);
образование топливовоздушной смеси требуемого состава;
бесперебойную подачу бензина в систему питания двигателя;
отсутствие коррозии и коррозионных износов деталей двигателя;
возможно меньшее образование отложений во впускном трубопроводе, камерах сгорания и других местах двигателя;
сохранение качеств при хранении, перекачках и транспортировке.
2.3 Свойства автомобильных бензинов
2.3.1 Карбюрационные свойства
Плотность. Под плотностью понимают массу вещества, отнесённую к единице его объёма. Плотность бензина (как и его вязкость) влияет на расход топлива через калиброванные отверстия жиклёров карбюратора. Уровень бензина в поплавковой камере также зависит от плотности. Для автомобильных бензинов плотность при 20 0С должна находиться в пределах от 690 до 750 кг/м3.
Плотность топлива определяется ареометром, гидростатическими весами и пикнометром.
Плотность бензина с понижением температуры на каждые 10 0С возрастает примерно на 1 %. Зная температуру при которой была определена плотность можно привести её к стандартной температуре (+20 0С):
r20 = rt + g (t - 20), (2.2)
где: rt - плотность испытуемого продукта при температуре испытаний, кг/м3;
t - температура испытания, 0С;
g - температурная поправка плотности (определяется по расчётной таблице, находится в пределах от 0,515 до 0,910 кг/м3).
Вязкость (внутреннее трение) - свойство жидкостей, характеризующее сопротивление действию внешних сил, вызывающих их течение.
Величина вязкости может быть выражена в абсолютных единицах динамической, кинематической вязкости или в условных единицах.
В системе СИ за единицу динамической вязкости h принята вязкость такой жидкости, которая оказывает сопротивление 1Н взаимному сдвигу двух слоёв жидкости площадью 1 м2, находящихся на расстоянии 1 м один от другого и перемещающихся с относительной скоростью 1 м/с.
Единица измерения динамической вязкости [кг/(м*с)].
Кинематическая вязкость - это динамическая вязкость, разделённая на плотность жидкости, определённой при той же температуре.
За единицу кинематической вязкости в СИ принят квадратный метр в секунду [м2/с]. Наиболее часто используется мм2/с.
Условной вязкостью называется вязкость, выраженная в условных единицах, получаемых на различных вискозиметрах. Пересчёт условной вязкости (0ВУt) (градусов Энглера 0Еt) в кинематическую производится по следующей формуле:
nt = 0,07319 0ВУt - 0,631 / 0ВУt. (2.4)
Вязкость оказывает превалирующее влияние на весовое количество топлива, протекающее через жиклёр в единицу времени. Снижение температуры вызывает увеличение вязкости бензина, а это вызывает снижение его расхода. Расход бензина через жиклёр при изменении температуры от 40 до - 40 0С снижается на 20 - 30 %.
Поверхностное натяжение - характеризуется работой, необходимой для образования 1 м2 поверхности жидкости (т.е. для перемещения молекул жидкости из её объёма в поверхностный слой площадью в 1 м2) и выражается в Н/м. Поверхностное натяжение, наряду с вязкостью, влияет на степень распыливания бензина. Чем меньше его величина, тем меньших размеров получаются капли. Поверхностное натяжение всех автомобильных бензинов одинаково и при +20 0С равно 20 - 24 мН/м (в 3,5 раза меньше чем у воды).
Испаряемость. Под испаряемостью топлива понимают его способность переходить из жидкого состояния в парообразное.
Испарение топлива является необходимым условием его сгорания, так как смешивается с воздухом и воспламеняется только паровая фаза. Автомобильные бензины должны обладать такой испаряемостью, чтобы обеспечивать лёгкий пуск двигателя, его быстрый прогрев и полное сгорание бензина после этого, а также исключить образование паровых пробок в топливной системе.
Практически испаряемость топлив для двигателей оценивают, определяя их фракционный состав методом разгонки на стандартном аппарате (для бензинов измеряют ещё и давление насыщенных паров). Бензин, представляя собой смесь углеводородов, не имеет фиксированной температуры кипения: он испаряется в интервале температуры 35 - 195 0С.
При разгонке фиксируют следующие характерные температурные точки: температура начала кипения, температуры выкипания 10 % (t10), 50 % (t50), 90 % (t90) топлива и температуру конца кипения. Характерные температурные точки приводят в стандартах и паспортах качества.
Содержание лёгких фракций в топливе характеризуется температурой выкипания 10 %. Эти фракции определяют пусковые свойства топлива, чем ниже температура выкипания 10 % топлива, тем они лучше. Для зимнего топлива t10 должна быть не выше 55 0С. Но при использовании зимнего вида бензина в летний период возможно образование паровых пробок в топливоподающей системе.
Качества горючей смеси при разных режимах работы двигателя, продолжительность прогрева, приёмистость зависят от испаряемости рабочей фракции, которая по стандарту нормируется 50 % - ной точкой. Чем ниже температура этой точки, тем однороднее состав рабочей смеси по отдельным цилиндрам, тем устойчивее работает двигатель, улучшается его приёмистость.
Температура выкипания 90 % топлива характеризует его склонность к конденсации. Склонность топлива к конденсации тем меньше, чем меньше интервал от t90 до температуры конца кипения, когда испаряются тяжёлые углеводороды. Поскольку тяжёлые углеводороды испаряются не полностью, то, оставаясь в капельно-жидком состоянии, они могут проникать через зазоры между цилиндром и поршневыми кольцами в картер двигателя, что приводит к смыванию смазочной плёнки, увеличению износа деталей, разжижению масла, увеличению расхода топлива.
Давление насыщенных паров. Давление паров испаряющегося бензина на стенки герметичной ёмкости называют давлением (упругостью) насыщенных паров. Давление насыщенных паров возрастает с при повышении температуры.
Стандартом ограничивается верхний предел давления паров до 67 кПа летом и от 67 до 93 кПа зимой. Бензины с высокой упругостью паров склонны к повышенному образованию паровых пробок в топливоподающей системе; их использование влечёт за собой снижение наполнения цилиндров, падение мощности. Увеличиваются также потери от испарения такого бензина при хранении на складах и в топливных баках.
Низкотемпературные свойства. Температура застывания автомобильных бензинов обычно ниже минус 60 0С, поэтому этот показатель для них не регламентируется. Но при эксплуатации двигателя в условиях низких температур могут возникнуть осложнения связанные с образованием в бензинах кристаллов льда. Установлено, что с понижением температуры растворимость воды в бензинах уменьшается. При быстром охлаждении излишняя влага, не успевшая перейти в воздух, выделяется в виде мелких капель, которые при отрицательных температурах превращаются в кристаллы льда. Забивая фильтры, кристаллы нарушают подачу бензина в двигатель.