Содержание:
37. Исполнительно-распорядительные органы власти
Под органом исполнительной власти как ветви государственной власти следует понимать политическое учреждение, созданное для участия в осуществлении функций этой власти и наделенное в этих целях полномочиями государственно-властного характера. Исполнительно-распорядительные органы государственной власти - органы, призванные обеспечивать реализацию политики государства и исполнение законов, принятых его представительными учреждениями. Их деятельность, как правило, осуществляется под контролем представительных органов.
Исполнительная власть носит подзаконный характер. Все действия и акты соответствующих органов основываются на законе, не должны ему противоречить, направлены на исполнение закона. Отсюда их название - исполнительные.
Существенные признаки исполнительной власти - это ее универсальный и предметный характер. Первый признак отражает тот факт, что исполнительная власть, ее органы действуют непрерывно и везде, на всей территории государства. Этим они отличаются и от законодательных, и от судебных органов. Другой признак означает, что исполнительная власть, также в отличие от законодательной и судебной, имеет другое содержание, поскольку опирается на людские, материальные, финансовые и иные ресурсы, использует инструмент служебных продвижений и систему поощрений. В руках исполнительной власти находится весьма грозная сила в лице ее чиновников, армии, администрации, судей. Среди этой силы особая роль принадлежит вооруженным формированиям: армии, органам безопасности, милиции (полиции).
Должностные лица - чиновники - могут делать в процессе управления лишь то, что прямо разрешено установленными правилами, законом. Именно в чиновниках воплощается то свойство профессионализма в области управленческой работы, которое является настолько важным, что мы включили его в определение государства.
Орган исполнительной власти является учреждением, обособленным:
а) организационно. Он не входит в состав какой-либо иной организации, не является ее структурным подразделением;
б) функционально. Его главное назначение — осуществление управленческой, исполнительно-распорядительной деятельности по руководству в хозяйственной, социально-культурной, административно-политической сферах жизни общества в соответствии с установленным для него профилем функций;
в) юридически. Данный орган имеет свою компетенцию, закрепленную правовыми актами, не производную от компетенции какого-либо иного органа.
Понятие органов исполнительной власти производно от принципа разделения властей, а содержание этого понятия определяется свойствами исполнительной власти, связано с самой ее сутью настолько, что часто такие органы сами по себе не без оснований признаются исполнительной властью (например, утверждается, что исполнительная власть — «система органов государственного управления (правительство, министерства и т. д.)».
Необходимо уяснить, что орган исполнительной власти — всегда орган государственного управления, в то время как не всякий орган государственного управления признается органом исполнительной власти. Эта власть имеет разветвленный организационный механизм, в том числе управленческие органы, действующие лишь в качестве звеньев этого механизма иного (второго) порядка, чем органы исполнительной власти. Так, создаваемые Правительством РФ координационные органы, выполняя функции управленческого характера, сами по себе не относятся к органам исполнительной власти. О них и им подобных органах можно говорить как об органах исполнительной власти лишь условно, в смысле их принадлежности к этой власти либо создания их органом данной власти.
Правовое положение органов исполнительной власти во многом предопределяется тем, что они в своей основе (особенно федеральные) все в большей степени становятся органами политического руководства в установленных сферах, ибо их функции государственного управления в принципе отделены от функций непосредственного управления хозяйственной и иной деятельности предприятий, учреждений и организаций.
ИСПОЛНИТЕЛЬНО-РАСПОРЯДИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Конституционное право. Энциклопедический словарь. — М.: Норма . С.А. Авакьян . 2001 .
Смотреть что такое "ИСПОЛНИТЕЛЬНО-РАСПОРЯДИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ" в других словарях:
ИСПОЛНИТЕЛЬНО-РАСПОРЯДИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — – см. Административное право … Советский юридический словарь
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ СССР — – исполнительно распорядительная деятельность органов Советского государства, состоящая в практическом осуществлении задач построения коммунистического общества. Советское Г. у. есть организующая деятельность социалистического государства,… … Советский юридический словарь
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО — – в СССР отрасль советского социалистического права, представляющая собой совокупность юридических норм, которые регулируют общественные отношения, возникающие в процессе исполнительно распорядительной деятельности государственных органов в целях … Советский юридический словарь
Административное право — Административное право отрасль права, регулирующая общественные отношения в сфере управленческой деятельности государственных органов и должностных лиц по исполнению публичных функций государства и муниципальных образований.… … Википедия
Власть — (Authority) Определение власти, природа власти, структура политической власти Информация об определении власти, природа власти, структура политической власти Содержание Содержание: Природа политической . Власть как общественное явление как… … Энциклопедия инвестора
Управление государственное — 1) деятельность исполнительных органов по исполнению законов и иных решений законодательных органов; 2) исполнительно распорядительная деятельность различных органов государственного аппарата независимо от их функционального назначения; 3)… … Теория государства и права в схемах и определениях
ИСПОЛНИТЕЛЬ — Г) по уголовному праву РФ (ст. 33 УК) один из видов соучастников преступления (см. Соучастие в преступлении). И. признается лицо, непосредственно совершившее преступление либо непосредственно участвовавшее в его совершении совместно с другими… … Энциклопедия юриста
ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ — в соответствии с теорией разделения властей одна из самостоятельных и независимых публичных властей (наряду с законодательной и судебной) в государстве. Представляет собой совокупность полномочий по управлению государственными делами, включая… … Энциклопедия юриста
ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ — один из видов (ветвей) государственной власти в РФ. В соответствии с провозглашенным в РФ принципом разделения властей государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы… … Энциклопедический словарь конституционного права
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЮРИСДИКЦИЯ — установленная законодательными актами совокупность правомочий судов, органов государственного управления и должностных лиц по разрешению индивидуальных административных дел и применению юридических санкций в административном порядке.… … Энциклопедия юриста
Полномочия исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления;
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в ст. 34 устанавливает, что каждое муниципальное образование должно иметь местную администрацию (исполнительно-распорядительный орган).
Исполнительные органы помимо принятия управленческих решений в виде издания большого количества административно-правовых актов осуществляют огромный объем полномочий, связанных с оказанием непосредственно управленческого воздействия на объекты управления, обеспечением выполнения установленных правил, проведением в жизнь требований законодательных и иных актов. Реализация мероприятий, связанных с обеспечением исполнения требований законов, других актов, называется исполнительной деятельностью, что и лежит в основе названия этих органов.
Однако, чтобы обеспечить исполнение объектами управления требований нормативных актов, принятых управленческих решений, субъекты управления должны обладать необходимыми юридически-властными полномочиями. Реализация таких полномочий путем использования соответствующих средств называется распорядительной деятельностью, что тоже присуще работе исполнительных органов.
Местной администрацией руководит глава местной администрации, который является главой муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.
У представительного органа и главы местной администрации при осуществлении своих полномочий возможны взаимоотношения или «сбалансированность полномочий». Система сбалансированности полномочий, на наш взгляд распространяется, прежде всего, на следующие вопросы деятельности органов местного самоуправления:
- право издавать нормативные акты общего характера, затрагивающие права и обязанности граждан, относится к исключительному ведению представительного органа, однако при этом исполнительный орган или должностное лицо, его возглавляющее, не может быть лишено права вернуть его на повторное рассмотрение;
- право назначения должностных лиц исполнительного органа принадлежит исключительно главе администрации, однако при этом представительный орган не может быть лишен права либо предварительного согласования назначаемых лиц, либо выражении недоверия должностным лицам за ненадлежащее выполнение ими своих обязанностей. В любом случае это не исключительные права представительного органа в особом порядке отрешать от должности лиц исполнительного органа за нарушение законодательства;
- право утверждать местный бюджет, а также утверждать социальные и иные программы развития относится к исключительной компетенции представительного органа, однако при этом исполнительный орган и должностное лицо, их возглавляющее, не могут быть лишены права требовать обязательного учета их мнения, выраженного в виде заключения либо поправок при решении вопросов о всех расходах, покрываемых за счет местного бюджета;
- право самостоятельного от иных органов осуществления любой оперативной деятельности в пределах установленной законом компетенции принадлежит исключительно исполнительному органу и его должностному лицу, однако при этом представительный орган не может быть лишен права создавать необходимые органы по контролю за указанной деятельностью, расследованию обнаруженных злоупотреблений и принимать необходимые меры в соответствии с законодательством.
8. Одна из главных сторон деятельности представительного и исполнительного органов местного самоуправления – решение вопросов, связанных с распоряжением муниципальной собственностью. От нее зависит судьба многих начинаний, удовлетворение интересов и потребностей жителей города и сел. Кто играет ведущую роль в решении этих вопросов? Данный вопрос разрешен следующим образом.
1. Представительный орган принимает общеобязательные правила, облекаемые в форму решения и обязательные для выполнения всеми юридическими и физическими лицами. Исполнительные же органы, с одной стороны, обеспечивают выполнение решений представительного органа местного самоуправления, с другой – выступают представителем государственного интереса, обеспечивая на данной территории исполнение законов и актов органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов.
2. Представительный орган и администрация являются непосредственными носителями права муниципальной собственности, объем которого у них не одинаков. Представительный орган устанавливает порядок управления и распоряжения муниципальной собственностью, непосредственные же действия по исполнению этих правомочий осуществляют исполнительные органы местного самоуправления.
3. Основой взаимоотношения является местный бюджет. Принятие бюджета и контроль за его исполнением – это полномочия представительного органа. Составление проекта бюджета и его непосредственное исполнение – полномочия исполнительного органа.
Компетенция представительного и исполнительного органов местного самоуправления определяется также с учетом взаимного распределения и делегирования полномочий.
Необходимо отдать должное Закону 2003 г., в котором закреплен ряд положений, выполняющих роль отдельных элементов системы сдержек и противовесов в отношениях между представительным органом местного самоуправления и исполнительно-распорядительным органом.
Во-первых, Законом 2003 г. предусмотрены в качестве обязательных органов местного самоуправления и представительный орган, и исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления - местная администрация, наделенная исполнительно-распорядительными полномочиями (ст. 34).
Во-вторых, дано начало разграничению представительных и исполнительно-распорядительных функций. Так, в п. 4 ч. 2 ст. 36 Закона 2003 г. закреплен запрет на совмещение исполнения полномочий председателя представительного органа муниципального образования и полномочий главы местной администрации. В дополнение к этому в ч. 6 ст. 40 Закона 2003 г. установлен запрет на совмещение полномочий муниципальных служащих и депутатов представительных органов местного самоуправления.
Баланс полномочий обеспечивается и правом главы муниципального образования, являющегося главой местной администрации, отклонить нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования (право вето), и возможностью представительного органа преодолеть вето главы квалифицированным большинством голосов, равным не менее чем две трети от установленной численности депутатов (ч. 13 ст. 35 Закона 2003 г.).
В качестве элемента системы сдержек и противовесов имеет определенное значение роль представительного органа в формировании исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления. Так, условия контракта для главы местной администрации, порядок проведения конкурса, число членов конкурсной комиссии утверждаются представительным органом муниципального образования, сами члены конкурсной комиссии назначаются также представительным органом. Кроме этого, представительным органом утверждается структура местной администрации (ст. 37 Закона 2003 г.).
То есть из анализа вышеназванных норм можно утверждать, что в Законе 2003 г. принцип разделения властей действует в форме разграничения полномочий исполнительных и представительных органов власти местного самоуправления, по признаку их функционального различия.
Тем не менее полного разграничения компетенции представительного органа и исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления на уровне Закона 2003 г. не происходит, определяющая роль при этом отводится уставу муниципального образования, в котором, согласно п. 5 ч. 1 ст. 44 данного Закона, и должен быть закреплен конкретный объем полномочий каждого органа местного самоуправления конкретного муниципального образования.
§ 4. Исполнительно-распорядительные органы государственной власти
Центральными органами исполнительно-распорядительной власти являются глава государства, правительство, министерства, ведомства и другие центральные учреждения органа.
В республиках главой государства является выборный президент, а в монархических государствах — монарх.
Положение монарха в механизме осуществления государственной власти зависит от формы правления. В абсолютной монархии глава государства сосредотачивает в своих руках всю власть. В дуалистической монархии исполнительная власть принадлежит монарху: он может быть главой правительства, назначать и смещать министров, ему подотчетно правительство. В парламентских монархиях главой государства считается монарх. Однако фактические полномочия главы государства осуществляются правительством и его органами.
Президент как глава государства координирует деятельность всех высших органов власти, служит носителем и гарантом государственного суверенитета. Объем его полномочий зависит от способа его избрания: власть президента считается производной от народа или парламента. Его полномочия распространяются на все сферы внутренней и внешней государственной деятельности. В случае чрезвычайного или военного положения объем его полномочий становится практически неограниченным.
Правительство может иметь ряд названий: Совет министров, Кабинет министров и тому подобное. Различия в наименованиях правительства не меняют его сущности. Правительство — это высший исполнительный и распорядительный орган власти, который осуществляет функцию управления государством.
В зависимости от государственного устройства правительство может быть единым (в унитарном государстве) либо федеральным, действующим наряду с правительствами республик и автономий (в федеративном государстве).
Министерства, ведомства и другие центральные учреждения призваны обеспечивать должное управление основными и наиболее важными сторонами общественной жизни: экономикой и социальным строительством.
Количество министерств и других центральных учреждений в различных государствах может быть неодинаковым. Нормальное государственное управление обеспечивается деятельностью многих государственных учреждений, таких как министерство финансов, здравоохранения, внутренних дел и другие. При правительстве могут быть образованы центральные ведомства по управлению внешнеэкономическими связями, делами религий и другие государственные комитеты.
К числу специальных (силовых) органов исполнительной власти следует отнести органы охраны правопорядка, органы государственной безопасности и вооруженные силы. Они отличаются от других исполнительных органов военизированной структурой, специфическим содержанием и особыми методами своей деятельности. Для решения задач по охране правопорядка, обеспечения безопасности государства и его обороны от нападения ЭТИ госуд«4|^венные органы могут применять меры силового воздействия, в том числе с использованием боевой техники и оружия.
2.4. Исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления
Исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления являются неотъемлемым элементом системы органов местного самоуправления и местного самоуправления вообще.
На протяжении всей истории функционирования местного самоуправления исполнительно-распорядительные органы занимали в системе местного самоуправления одно из ведущих мест среди других органов.
Современная мировая цивилизация не знает примеров, чтобы местное самоуправление осуществлялось без исполнительно-распорядительных органов.
Наличие исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления в период проведения реформ в любом государстве приобретает важнейшее значение. Именно на эти органы возлагаются функции оперативно-распорядительного характера, состоящие в действиях по выполнению законов государства и решений представительных органов местного самоуправления. В системе местного самоуправления, равно как и в государстве, одни органы должны принимать решения, другие – организовывать их исполнение. Исполнительно-распорядительные органы как раз и являются тем звеном цепи, на которое возложена задача по обеспечению выполнения принятых решений.
Основы организации и деятельности исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления определены Конституцией Российской Федерации; Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (2003 г.); указами Президента Российской Федерации; конституциями, уставами, законами, иными нормативными актами субъектов Российской Федерации.
В Конституции Российской Федерации нет прямого упоминания об исполнительно-распорядительных органах местного самоуправления. Конечно же, это существенный пробел, допущенный при составлении Конституции. Но это не означает, что их не должно быть. Конституция не может содержать все детали, касающиеся тех или иных институтов власти. Она закрепляет основные нормы-принципы, которые впоследствии находят свое развитие в законах и других нормативных правовых актах.
Конституция Российской Федерации обозначает наличие органов – местного самоуправления как таковых в ч. 2 ст. 3; ст. 12; ч. 2 ст. 15; ч. 2 ст. 32; ст. 33; п. «н» ч. 1 ст. 72; ч. 2 ст. 130; ч. 1 ст. 131; ч. 1, 2 ст. 132 и др. При этом наряду с выборными органами местного самоуправления в ч. 2 ст. 130 Конституция называет другие органы местного самоуправления, т. е. перечень органов местного самоуправления носит открытый характер. Это означает, что в законах Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут быть предусмотрены кроме выборных органов другие органы, в том числе и исполнительно-распорядительные. Законодательная практика свидетельствует о том, что большинство субъектов Российской Федерации более практично подошли к этой проблеме. Если в специальных федеральных законах, регулирующих отношения в системе местного самоуправления, лишь упоминается об исполнительно-распорядительных органах местного самоуправления, то в нормативных актах субъектов Российской Федерации они не только обозначаются, но и наделены значительными полномочиями по решению задач местного значения и осуществлению части государственных функций. Положения об исполнительно-распорядительных органах местного самоуправления содержатся, как правило, в конституциях республик, уставах краев, областей, автономной области, автономных округов, в законах субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении, о выборах органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, о местном референдуме.
Более детально статус и структура исполнительно-распорядительных органов определены в уставах муниципальных образований.
Исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления в основном названы администрацией.
Исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления состоят из главы муниципального образования или главы администрации и возглавляемой ими администрации.
Главы муниципальных образований, в соответствии с действующим законодательством о местном самоуправлении, либо избираются на выборах путем прямого тайного голосования, либо избираются из числа депутатов соответствующим представительным органом местного самоуправления.
В соответствии со ст. 37 Закона «Об общих принципах…» (2003 г.) главой администрации может быть глава муниципального образования или лицо, назначенное на эту должность по контракту.
Контракт с главой местной администрации заключается на срок полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего решение о назначении лица на должность главы местной администрации (до дня начала работы представительного органа муниципального образования нового созыва), но не менее чем на два года. В случае формирования представительного органа муниципального района, городского округа с внутригородским делением из состава представительных органов поселений, внутригородских районов контракт с главой местной администрации муниципального района, городского округа с внутригородским делением заключается на срок, который предусмотрен уставом муниципального района, городского округа с внутригородским делением и не может быть менее чем два года и более чем пять лет.
Условия контракта для главы местной администрации поселения, внутригородского района утверждаются представительным органом поселения, внутригородского района, а для главы местной администрации муниципального района (городского округа, городского округа с внутригородским делением), внутригородского муниципального образования города федерального значения – представительным органом муниципального района (городского округа, городского округа с внутригородским делением), внутригородского муниципального образования города федерального значения в части, касающейся осуществления полномочий по решению вопросов местного значения, и законом субъекта Российской Федерации в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В случае если лицо назначается на должность главы местной администрации по контракту, уставом поселения, внутригородского района, а в отношении должности главы местной администрации муниципального района (городского округа, городского округа с внутригородским делением), внутригородского муниципального образования города федерального значения – уставом муниципального района (городского округа, городского округа с внутригородским делением), внутригородского муниципального образования города федерального значения и законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам на должность главы местной администрации.
Порядок проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации устанавливается представительным органом муниципального образования. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения, проекта контракта не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса.
Общее число членов конкурсной комиссии в муниципальном образовании устанавливается представительным органом муниципального образования.
В муниципальном районе, городском округе, городском округе с внутригородским делением, во внутригородском муниципальном образовании города федерального значения половина членов конкурсной комиссии назначается представительным органом соответствующего муниципального образования, а другая половина – высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
В поселении, во внутригородском районе половина членов конкурсной комиссии назначается представительным органом поселения, внутригородского района, а другая половина – главой местной администрации соответствующего муниципального района, городского округа с внутригородским делением.
В случае, предусмотренном абз. 3 ч. 2 ст. 34 Федерального закона № 131-ФЗ, при формировании конкурсной комиссии в муниципальном районе одна четвертая членов конкурсной комиссии назначается представительным органом муниципального района, одна четвертая – представительным органом поселения, являющегося административным центром муниципального района, а половина – высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Лицо назначается на должность главы местной администрации представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.
Контракт с главой местной администрации заключается главой муниципального образования.
Глава местной администрации, осуществляющий свои полномочия на основе контракта:
1) подконтролен и подотчетен представительному органу муниципального образования;
2) представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности и деятельности местной администрации, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования;
3) обеспечивает осуществление местной администрацией полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
Местная администрация обладает правами юридического лица.
Структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации. В структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации.
Глава местной администрации не вправе заниматься предпринимательской, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. Глава местной администрации не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.
Глава местной администрации должен соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.
Полномочия главы местной администрации, осуществляемые на основе контракта, прекращаются досрочно в случае:
2) отставки по собственному желанию;
3) расторжения контракта;
4) отрешения от должности в соответствии со ст. 74 Федерального закона № 131-ФЗ;
5) признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
6) признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;
7) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;
8) выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;
9) прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства – участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право быть избранным в органы местного самоуправления;
10) призыва на военную службу или направления на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу;
11) преобразования муниципального образования, осуществляемого в соответствии с частями 3, 3.2, 4–6, 6.1, 6.2, 7, 7.1 ст. 13 Федерального закона № 131-ФЗ, а также в случае упразднения муниципального образования;
12) утраты поселением статуса муниципального образования в связи с его объединением с городским округом;
13) увеличения численности избирателей муниципального образования более чем на 25 процентов, произошедшего вследствие изменения границ муниципального образования или объединения поселения с городским округом;
14) вступления в должность главы муниципального образования, исполняющего полномочия главы местной администрации.
Контракт с главой местной администрации может быть расторгнут по соглашению сторон или в судебном порядке на основании заявления:
1) представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования – в связи с нарушением условий контракта в части, касающейся решения вопросов местного значения, а также в связи с несоблюдением ограничений, установленных ч. 9 настоящей статьи;
2) высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) – в связи с нарушением условий контракта в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также в связи с несоблюдением ограничений, установленных ч. 9 настоящей статьи;
3) главы местной администрации – в связи с нарушениями условий контракта органами местного самоуправления и (или) органами государственной власти субъекта Российской Федерации.
Исполнительно-распорядительные органы осуществляют свою деятельность на принципе единоначалия.
Для организации работы исполнительно-распорядительного органа (администрации) необходимо создание структурных подразделений. Ими могут быть комитеты, департаменты, управления, отделы, другие структурные подразделения. Перечень органов исполнительно-распорядительного органа (администрации) определяется либо главой администрации единолично, либо по согласованию с представительным органом местного самоуправления. Это делается в зависимости от того, какой порядок закреплен в законе о местном самоуправлении или в уставе муниципального образования. Деятельность создаваемых органов в системе исполнительной власти осуществляется в соответствии с положениями об этих органах, утверждаемых либо главой администрации, либо по представлению последнего представительным органом местного самоуправления.
Структура администрации г. Благовещенска (Амурская область) включает в себя, например, главу администрации, пять заместителей, комитет по управлению имуществом, управление социальной защиты, управление образования, управление здравоохранения, управление культуры, финансовое управление, управление жилищно-коммунального хозяйства. Каждое подразделение при этом имеет свое структурное построение, состоящее, как правило, из отделов, и является юридическим лицом. Данная структура утверждена решением городской Думы г. Благовещенска от 3 марта 2005 года. Структура администраций формируется в соответствии с инфраструктурой территории, чтобы обеспечивать все направления деятельности.
Для организационного, правового и материально-технического обеспечения деятельности местной администрации образуется аппарат местной администрации. Его структура определяется представительным органом по представлению главы администрации. Деятельность аппарата строится в соответствии с положением о нем, утверждаемым в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования.
Структурные подразделения аппарата местной администрации (исполнительно-распорядительного органа) в ряде муниципальных образований обеспечивают деятельность представительного органа местного самоуправления. В большей части это происходит там, где глава муниципального образования одновременно является главой администрации и председателем представительного органа. Это обусловлено прежде всего экономией расходов на содержание аппарата. Хотя многие представительные органы, особенно это касается городов, образуют свой аппарат.
Таким образом, исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления состоит из главы администрации, его заместителей, аппарата, отраслевых и других структурных подразделений, осуществляющих управление в пределах компетенции, которой наделен исполнительно-распорядительный орган.
Вся деятельность исполнительно-распорядительного органа строится на основе принципов законности и гласности, а также на уже названном принципе единоначалия.
Принцип законности в деятельности исполнительно-распорядительного органа (администрации) означает, что все принимаемые решения и осуществляемые действия должны соответствовать Конституции Российской Федерации, законам и другим нормативным правовым актам Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, уставу муниципального образования, решениям представительного органа местного самоуправления.
В законах о местном самоуправлении многих субъектов Российской Федерации, а следовательно, и в уставах муниципальных образований, соответственно, содержатся нормы о подотчетности исполнительно-распорядительных органов представительным органам местного самоуправления. Это подчеркивает главенствующее положение представительных органов в системе органов местного самоуправления.
Срок полномочий исполнительно-распорядительного органа повсеместно совпадает со сроком полномочий представительного органа. Однако это не означает, что исполнительно-распорядительный орган прекращает свою деятельность после избрания нового представительного органа. Если представительный орган досрочно прекращает свои полномочия в силу каких-либо причин, исполнительный орган продолжает деятельность, даже и в случае прекращения полномочий главы администрации.
Исполнительно-распорядительный орган является постоянно действующим органом местного самоуправления. В законах субъектов Российской Федерации, уставах муниципальных образований не предусмотрены нормы о возможности и порядке прекращения полномочий исполнительного органа местного самоуправления. Институт прекращения полномочий предусмотрен для должностных лиц местного самоуправления, в том числе и глав администраций, возглавляющих исполнительные органы.
Статья 154. Бюджетные полномочия исполнительных органов государственной власти (исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований)
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ статья 154 настоящего Кодекса изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2008 г.
Статья 154. Бюджетные полномочия исполнительных органов государственной власти (исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований)
См. комментарии к статье 154 БК РФ
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 29 ноября 2014 г. N 383-ФЗ в пункт 1 статьи 154 настоящего Кодекса внесены изменения, применяющиеся к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, начиная с бюджетов на 2015 г. (на 2015 г. и на плановый период 2016 и 2017 гг.)
1. Исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований) обеспечивают составление проекта бюджета (проекта бюджета и среднесрочного финансового плана), вносят его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательных (представительных) органов, разрабатывают и утверждают методики распределения и (или) порядки предоставления межбюджетных трансфертов, обеспечивают исполнение бюджета и составление бюджетной отчетности, представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение законодательных (представительных) органов, обеспечивают управление государственным (муниципальным) долгом, осуществляют иные полномочия, определенные настоящим Кодексом и (или) принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.
Бюджетные полномочия исполнительно-распорядительного органа городского, сельского поселения, являющегося административным центром муниципального района, могут осуществляться исполнительно-распорядительным органом муниципального района, в состав которого входит указанное городское, сельское поселение, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации исполнительно-распорядительный орган городского, сельского поселения не образуется.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 29 ноября 2014 г. N 383-ФЗ в пункт 2 статьи 154 настоящего Кодекса внесены изменения, применяющиеся к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, начиная с бюджетов на 2015 г. (на 2015 г. и на плановый период 2016 и 2017 гг.)
2. Финансовые органы составляют проект соответствующего бюджета (проект бюджета и среднесрочного финансового плана), представляют его с необходимыми документами и материалами для внесения в законодательный (представительный) орган, организуют исполнение бюджета, устанавливают порядок составления бюджетной отчетности, осуществляют иные бюджетные полномочия, установленные настоящим Кодексом и (или) принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.
Финансовые органы или иные уполномоченные органы ежемесячно составляют и представляют отчет о кассовом исполнении бюджета в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
Отдельные бюджетные полномочия финансового органа городского, сельского поселения могут осуществляться финансовым органом муниципального района на основе соглашения между местной администрацией городского, сельского поселения и местной администрацией муниципального района.
3. Федеральное казначейство осуществляет бюджетные полномочия по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом.
4. Органы исполнительной власти (органы местной администрации), являющиеся главными распорядителями (распорядителями) и (или) получателями бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета, осуществляют соответствующие бюджетные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним правовыми актами.
Информация об изменениях:
Пункт 5 изменен с 19 июля 2017 г. - Федеральный закон от 18 июля 2017 г. N 178-ФЗ
5. Органы исполнительной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований) в условиях военного и чрезвычайного положений осуществляют бюджетные полномочия по решению Президента Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным конституционным законом от 30 января 2002 года N 1-ФКЗ "О военном положении", Федеральным конституционным законом от 30 мая 2001 года N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении", Федеральным законом от 26 февраля 1997 года N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" и принятыми в соответствии с ними федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.