Перейти к содержимому

Хищение товара при перевозке

Содержание:

Хищения на транспорте: знать и предотвратить

Перевозка грузов является в России одним из самых опасных видов деятельности. Снизить риски от хищений, краж и нападений на всех этапах, начиная от хранения и заканчивая передачей груза заказчику, поможет глубокое понимание ситуации, рассмотрение конкретных примеров из печальной практики, знание всех этапов, на которых существует вероятность потерь, и изучение методики расследования хищений на транспорте.

Хищения на транспорте: знать и предотвратить

При рассмотрении вопросов анализа и методологии расследования хищений, возникающих при транспортировке грузов, целесообразно установить ограничения тому их количеству и разнообразию, которое может иметь место. То есть предлагается рас­смотреть основные и наиболее часто встречающиеся виды хищений, имеющих непосредственное отношение к зафиксированным за пос­ледние десять лет страховым событиям, в разбирательство которых был вовлечен автор, а именно:

Кражи во время осуществления транспортировки, кражи при вы­грузке.
Мошенничество в момент передачи груза по месту назначения.
Ограбления в период транспортировки груза или во время передачи его по месту назначения.

Реже встречаются ситуации, когда кражи осуществляются после по­грузки перед (в самом начале транспортировки, до завершения офор­мления груза, кражи или недовложения во время погрузки, кражи во время) и после ДТП (неоформленные изъятия некоторыми сотрудни­ками государственных органов части груза и т.д.).
Все перечисленные выше виды хищений груза или его части могут быть следствием кражи, мошенничества или ограб­ления.
Наиболее вероятными прямыми участниками преступления, в общем случае, могут быть следующие стороны:

сам перевозчик, например водитель для случаев краж части груза или мошенничества при недоставке груза истинному получателю;
участники разгрузки в конечном пункте доставки груза, обычно для случаев краж части груза во время его приема от перевозчика;
неустановленные лица, что характерно для краж во время перевозки, мошенничества и ограблений в момент передачи груза по месту на­значения.

Круг косвенных участников подобных преступлений может быть достаточно широким и может включать в себя практически все вовле­ченные в данную перевозку стороны, которые имеют отношение к грузу, и стороны, могущие использовать информацию о грузе в корыст­ных и преступных целях.
Частных причин данных видов преступления может быть очень много, поэтому данный вопрос здесь подробно не обсуждается. Од­нако, с точки зрения установления базисной отправной точки при рас­смотрении вопроса о признании какого-либо события страховым слу­чаем и сопоставления реальных фактов события с условиями страхового полиса, объективной стороной хищений для отмеченных выше участ­ников преступления является факт неправомерного и безвозмездного завладения самим грузом или его частью, что определяется как объект посягательства.

Круг участников преступления расширяется, когда объектом пося­гательства являются: груз и денежные средства, которые утаиваются от уплаты в казну государства либо присваиваются незаконным образом, что характерно для случаев уклонения от уплаты соответствующих на­логов, компенсации финансовых потерь одного из участников пос­тавки от допущенных им ошибок при ведении дел, несанкционирован­ного вывоза капитала за границу; желание получить необоснованное возмещение за утрату груза от страховой компании; просто контра­банда, включая ввоз наркотических и иных запрещенных к ввозу ве­ществ.
Для отмеченных выше видов хищений участники преступления могут определяться с точки зрения проявления их интереса в совершении дан­ного вида преступления.

Далее мы рассмотрим основные характеристики указанных выше видов хищений, их особенности, что позволяет сформулировать ме­тодологическую часть их раскрытия применительно для страховых со­бытий.

I. Кражи перевозимых грузов
Кражу как один из видов хищения отличают корыст­ная цель завладения чужим имуществом, тайный способ его изъятия и ненасильственный характер самого преступления.
Практика проведения автогрузовых экспертиз, связанных с кражами грузов при их транспортировке, показывает следующие разновидности данного вида хищения:

кража отдельных товаров, извлеченных из упаковки;
кража части или всего груза во время транспортировки и передачи груза получателю;
уменьшение остатков при общей краже;
инсценировка кражи, подмена или фальсификация товара в пути (увеличение веса за счет увлажнения и т.д.);
составление подложного акта о порче либо хищении товара в пути;
использование возможных ошибок в транспортных документах;
необоснованное применение норм естественной убыли при транс­портировке (искажение данных о расстояниях, времени перевозки, виде транспорта и груза и проч.).

Михаил Королев, Председатель Объединения «Глобал-Безопасность»
Сопровождение грузов
Судьба любого бизнеса, не важно, будь-то крупный промышленный объект или небольшая фирма по торговле компьютерами и др., очень часто зависит от безукоризненного выполнения своих обязательств перед деловыми партнерами. В самую первую очередь это касается своевременной и безопасной доставки грузов.
Мы понимаем, насколько важно для вас обеспечить защиту своего имущества на протяжении всего пути следования, а потому предлагаем вам воспользоваться нашими услугами по сопровождению грузов.
Для заказа услуг обращайтесь по телефону 8 (499) 184-34-18
http://www.globez.ru/gruzy.html

Читайте в следующей статье: Как и когда могут осуществляться кражи? На какие этапы доставки грузов следует обратить внимание руководителям коммерческих форм и сотрудникам частных охранных организаций, сопровождающих грузы?

Кража груза при перевозке автотранспортом, какими документами подтверждается хищение при транспортировке, несет ли ответственность экспедитор

В современном мире большинство товаров и других грузов доставляется от отправителя к получателю автомобильным транспортом. При этом одна машина может вести груз сразу для группы покупателей. И бывает так, что в процессе следования транспорта происходит кража груза при перевозке.

Этот факт оборачивается убытками, как для отправителя имущества, так и его получателя. Поэтому, важно вовремя установить факт хищения и принять все меры для установления виновных и возмещения ущерба.

Однако причастных лиц, удаётся найти далеко не всегда. И тогда ответственность в большинстве случаев возлагается на транспортную компанию.

Кто несет ответственность за кражу груза при перевозке

По общему правилу ответственность за сохранность имущества на всем пути следования несет перевозчик. Соответственно, основные претензии отправитель или получатель вправе адресовать именно к транспортной компании.

Бывает так, что в рамках маршрута машина останавливается для до загрузки. Тогда может быть обнаружена так называемая кража сборного груза.

Материалы судебной практики свидетельствуют о том, что наличие уголовного дела по факту исчезновения груза не является железным аргументом для того, чтобы освободить перевозчика от ответственности.

Когда в перевозке будет принимать участие экспедитор, то ответственность за кражу груза при транспортировке может быть возложена и на него ст. 7 ФЗ “О транспортной экспедиции”

А также присутствует норма в отечественном гражданском законодательстве ст. 803. В данном случае за кражу груза при перевозке ответственность экспедитора имеет также индивидуальный характер.

У кого есть право обратиться в суд за возмещением ущерба

Если имела место кража груза при перевозке, то в зависимости от ситуации истцами могут выступать несколько субъектов. Чаще всего, обращение в суд с целью возместить ущерб исходит от грузополучателя.

Однако выступить в качестве истца может и отправитель груза. Происходит это тогда, когда его исчезновение происходит в процессе перемещения ценностей между объектами компании.

Например, произошла кража груза при перевозке алкогольных напитков со склада в магазин предприятия. Тогда иск к перевозчику может предъявить отправитель груза. Если же за рулём находился работник пострадавшей фирмы, то ущерб взыскивается по процедуре, определенной трудовым законодательством.

В делах о возмещении убытков, вызванных кражей, иск может предъявить и страховая компания.

Например, груз был застрахован, и страховая компания выплатила получателю возмещение. После этого у неё возникает право обратиться к перевозчику с требованиями в порядке регресса.

Какими документами оформляется кража

Как и факт любой недостачи, кражу имущества в пути важно подтвердить документально.

Когда жертвой посягательств стал особо ценный груз как объект целенаправленной кражи, то важно запастись документами от правоохранительных органов. А также может понадобиться и заключение эксперта относительно действительной стоимости похищенного имущества.

Кроме того, факт хищения груза призван подтвердить коммерческий акт. Существует несколько главных правил того, как составить коммерческий акт при краже груза.

В первую очередь он составляется при приемке багажа. В этом документе описываются данные о прибывшем автомобиле, указываются данные о перевозчике. В основной части подробно излагаются факты относительно кражи груза с указанием его наименования, объема недостачи и её стоимости.

Акт подписывается уполномоченными представителям грузополучателя и перевозчика. При отказе переводчика зафиксировать эпизод с кражей, коммерческий акт оформляется в одностороннем порядке.

Читайте так же:  Тружовой договор с

Многие задаются вопросом, если произошла кража груза при перевозке, как составить коммерческий акт? Чтобы помочь пострадавшей стороне мы предлагаем примерный образец документа, который легко скачать совершенно бесплатно на нашем сайте.

Несколько слов о дальнейших действиях

Когда факт кражи был зафиксирован посредством необходимого набора документов, то приходит черёд для действий, направленных на возмещение причиненного ущерба.

В первую очередь перевозчику направляется претензия. В ней следует сделать акцент на расхождение в количестве грузов, заявленном в товаросопроводительных документах и тем, которое зафиксировано в коммерческом акте.

Также в обращении следует привести и остальную необходимую информацию. Претензия рассматривается в пределах одного месяца. После этого можно думать и об обращении в арбитражный суд по месту нахождения перевозчика.

Обратите внимание, что для исков относительно кражи груза действует годичный срок исковой давности.

Хищение и кражи при грузоперевозках: правовое регулирование

У многих транспортных компаний возникает вполне объяснимый вопрос: если произошла кража груза при транспортировке, на кого повесят? Ответ на него зависит от целого ряда факторов.

В большинстве случаев в действительности отвечает перевозчик. Но если будут установлены лицо, прямо причастное к краже, и его вина в преступлении, то ущерб впоследствии можно взыскать с данного гражданина. Однако в нынешних реалиях далеко не каждая кража в пути раскрывается со стороны правоохранителей.

При возмещении ущерба важно правильно оформить все необходимые документы. И в этом может помочь юрист, специализирующийся не только в гражданском, но и в транспортном праве.

Смотрите Обзор судебной практики ВС по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции.

Кража груза при перевозке автотранспортом, какими документами подтверждается хищение при транспортировке, несет ли ответственность экспедитор

В современном мире большинство товаров и других грузов доставляется от отправителя к получателю автомобильным транспортом. При этом одна машина может вести груз сразу для группы покупателей. И бывает так, что в процессе следования транспорта происходит кража груза при перевозке.

Этот факт оборачивается убытками, как для отправителя имущества, так и его получателя. Поэтому, важно вовремя установить факт хищения и принять все меры для установления виновных и возмещения ущерба.

Однако причастных лиц, удаётся найти далеко не всегда. И тогда ответственность в большинстве случаев возлагается на транспортную компанию.

Кто несет ответственность за кражу груза при перевозке

По общему правилу ответственность за сохранность имущества на всем пути следования несет перевозчик. Соответственно, основные претензии отправитель или получатель вправе адресовать именно к транспортной компании.

Бывает так, что в рамках маршрута машина останавливается для до загрузки. Тогда может быть обнаружена так называемая кража сборного груза.

Материалы судебной практики свидетельствуют о том, что наличие уголовного дела по факту исчезновения груза не является железным аргументом для того, чтобы освободить перевозчика от ответственности.

Когда в перевозке будет принимать участие экспедитор, то ответственность за кражу груза при транспортировке может быть возложена и на него ст. 7 ФЗ “О транспортной экспедиции”

А также присутствует норма в отечественном гражданском законодательстве ст. 803. В данном случае за кражу груза при перевозке ответственность экспедитора имеет также индивидуальный характер.

У кого есть право обратиться в суд за возмещением ущерба

Если имела место кража груза при перевозке, то в зависимости от ситуации истцами могут выступать несколько субъектов. Чаще всего, обращение в суд с целью возместить ущерб исходит от грузополучателя.

Однако выступить в качестве истца может и отправитель груза. Происходит это тогда, когда его исчезновение происходит в процессе перемещения ценностей между объектами компании.

Например, произошла кража груза при перевозке алкогольных напитков со склада в магазин предприятия. Тогда иск к перевозчику может предъявить отправитель груза. Если же за рулём находился работник пострадавшей фирмы, то ущерб взыскивается по процедуре, определенной трудовым законодательством.

В делах о возмещении убытков, вызванных кражей, иск может предъявить и страховая компания.

Например, груз был застрахован, и страховая компания выплатила получателю возмещение. После этого у неё возникает право обратиться к перевозчику с требованиями в порядке регресса.

Какими документами оформляется кража

Как и факт любой недостачи, кражу имущества в пути важно подтвердить документально.

Когда жертвой посягательств стал особо ценный груз как объект целенаправленной кражи, то важно запастись документами от правоохранительных органов. А также может понадобиться и заключение эксперта относительно действительной стоимости похищенного имущества.

Кроме того, факт хищения груза призван подтвердить коммерческий акт. Существует несколько главных правил того, как составить коммерческий акт при краже груза.

В первую очередь он составляется при приемке багажа. В этом документе описываются данные о прибывшем автомобиле, указываются данные о перевозчике. В основной части подробно излагаются факты относительно кражи груза с указанием его наименования, объема недостачи и её стоимости.

Акт подписывается уполномоченными представителям грузополучателя и перевозчика. При отказе переводчика зафиксировать эпизод с кражей, коммерческий акт оформляется в одностороннем порядке.

Многие задаются вопросом, если произошла кража груза при перевозке, как составить коммерческий акт? Чтобы помочь пострадавшей стороне мы предлагаем примерный образец документа, который легко скачать совершенно бесплатно на нашем сайте.

Несколько слов о дальнейших действиях

Когда факт кражи был зафиксирован посредством необходимого набора документов, то приходит черёд для действий, направленных на возмещение причиненного ущерба.

В первую очередь перевозчику направляется претензия. В ней следует сделать акцент на расхождение в количестве грузов, заявленном в товаросопроводительных документах и тем, которое зафиксировано в коммерческом акте.

Также в обращении следует привести и остальную необходимую информацию. Претензия рассматривается в пределах одного месяца. После этого можно думать и об обращении в арбитражный суд по месту нахождения перевозчика.

Обратите внимание, что для исков относительно кражи груза действует годичный срок исковой давности.

Хищение и кражи при грузоперевозках: правовое регулирование

У многих транспортных компаний возникает вполне объяснимый вопрос: если произошла кража груза при транспортировке, на кого повесят? Ответ на него зависит от целого ряда факторов.

В большинстве случаев в действительности отвечает перевозчик. Но если будут установлены лицо, прямо причастное к краже, и его вина в преступлении, то ущерб впоследствии можно взыскать с данного гражданина. Однако в нынешних реалиях далеко не каждая кража в пути раскрывается со стороны правоохранителей.

При возмещении ущерба важно правильно оформить все необходимые документы. И в этом может помочь юрист, специализирующийся не только в гражданском, но и в транспортном праве.

Смотрите Обзор судебной практики ВС по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции.

Хищение груза при транспортировке. Как защитить ваш бизнес

Хищение груза в логистической отрасли на сегодняшний день – тема, к сожалению, не новая, многие грузовладельцы сталкивались с подобными ситуациями.

Как же обезопасить свой бизнес от мошеннических действий, направленных на хищение груза?

Среди всех видов грузоперевозок - авто, Ж/Д, морские и авиа - чаще других мошенническим действиям подвергаются автоперевозки. Около 90% всех известных случаев. Причин тому несколько.

Во-первых, автомобильным транспортом можно перевезти практически любой груз, большая часть которого высоколиквидна.

Во-вторых, для водителей транспортных средств предусмотрены режимные паузы. Согласно требованиям безопасности такие остановки должны осуществляться строго на охраняемых стоянках. Этому правилу следуют те компании, которые дорожат сохранностью перевозимых грузов и своей репутацией. К сожалению, на сегодняшний день, довольно много небольших компаний-перевозчиков, которые этим показателем KPI пренебрегают.

В-третьих, при ограниченном бюджете доставка осуществляется только водителями, так как услуга вооруженного сопровождения - дорогая, и это ставит под вопрос экономическую целесообразность перевозки. При этом, грузоперевозчики не всегда соблюдают трудовое законодательство и официально не оформляют водителей в штат, что увеличивает риск мошеннических действий.

Кроме того, иногда грузовладельцы не осуществляют должных предварительных проверок подрядчика, не уделяют внимания подготовительному этапу перевозки.

Реальные примеры из практики грузовладельцев комментирует генеральный директор транспортно-логистической компании FKKGroup Владислав Фадеев.

Пример 1. А был ли перевозчик?

Поставщику бытовой техники потребовалась срочная доставка в Екатеринбург. Компании было важно найти перевозчика быстро и по самой низкой цене. Выбрали самого дешевого, но не проверенного.

Компания-перевозчик предоставила все необходимые телефоны, по которым отчитывалась о перемещении груза. При этом, водителю компания-перевозчик представилась грузовладельцем и самостоятельно указала ему точку разгрузки.

После того, как водитель выгрузил товар на складе, компания-перевозчик перестала отвечать на телефонные звонки грузовладельца. По прошествии 2 дней компания-грузовладелец обратилась в МВД с заявлением о пропаже груза. В ходе расследования, водитель показал склад, где разгружался, однако сотрудникам правоохранительных органов не удалось установить местонахождение груза, и даже выяснить информацию о владельцах склада.

В результате, желание сэкономить на несколько тысяч рублей привело к хищению груза общей стоимостью около 11 000 000 рублей.

Мнение эксперта

«Для предотвращения подобных ситуаций, грузовладельцу необходимо иметь четкую процедуру проверки контрагента. Проверить следует: срок работы на рынке (в идеале – не менее года), наличие стационарного телефона и юридического адреса не массовой регистрации, наличие судебных тяжб, связанных с пропажей грузов. А лучше всего, заранее обеспечить себе пул проверенных грузоперевозчиков, способных поставить машину срочно, - говорит Владислав Фадеев. - При выборе, предпочтение следует отдавать тем перевозчикам, которые имеют службу безопасности, собственный автопарк, обеспечивающий поставку ТС «день-в-день» и предъявляют жесткие требования к постоянному пулу водителей».

Пример 2. Предновогодний ажиотаж – повод еще раз проверить подрядчика

2013-й год. Компании – грузовладельцу требовалось отправить ТНП (товары народного потребления) автотранспортом по маршруту Московская область – Новосибирск в преддверие новогодних праздников. Грузовладелец обратился к экспедитору, который работает на рынке всего пару лет.

Читайте так же:  Можно ли беременной встать на учет по безработице

Менеджер экспедитора принял заявку и провел предварительную работу по поиску перевозчика – владельца транспортного средства. У найденного перевозчика были запрошены документы для проверки: паспорт водителя, СТС и ПТС на машину, водительское удостоверение. Документы подозрений не вызвали и груз был отправлен в Новосибирск.

После старта доставки менеджер впервые связался с водителем только на 4-й день и получил следующую информацию: груз находится в Екатеринбурге, машина сломалась, денежных средств на покупку запчастей водитель не имеет. Владелец транспортного средства ситуацию подтвердил и обещал решить данный вопрос.

На 7-й день, когда груз должен был прибыть по месту назначения, менеджер вновь «вспомнил» о водителе, однако, телефон последнего уже не отвечал. Телефоны владельцев транспортного средства также оказались не доступны. Грузовладелец обратился в органы МВД с заявлением о хищении груза.

В результате, халатность менеджера пополнила «копилку» мошенников на сумму 7 340 000 руб.

История имела продолжение. В марте 2014-о года была задержана группа лиц при попытке продажи другого краденого груза. На основании проведенного расследования сотрудники МВД выявили, что хищение груза ТНП было осуществлено этой же группой лиц. Общая сумма ущерба двенадцати грузовладельцев составила порядка 40 миллионов рублей.

В процессе судебного заседания, мошенники исказили ситуацию, заявив, что сами стали жертвами водителя, который работает всего лишь месяц, и были отпущены из зала суда ввиду отсутствия доказательной базы.

Мнение Эксперта:

Поддерживать связь с водителем на ежедневной основе – обязательное условие управления доставкой. Тем более, если речь идет о «горячем» сезоне, - поясняет Владислав Фадеев.Кроме того, выбирая подрядчиков, необходимо проверять, оформлен ли водитель официально и каков его стаж работы. В FKKGroup, например, действует неукоснительное правило: работать только с теми перевозчиками, водители которых оформлены официально на протяжении 3 месяцев и более»

Пример 3. Как еще бывает? Международная практика (Польша)

Компании-грузовладельцу впервые потребовалось отправить свою продукцию в Европу. Несмотря на то, что перевозка была серьезной и ответственной, а стоимость товара составила 300 000 евро, менеджеры компании решили не доверять ее экспедитору, а сделать самостоятельно.

На одном из сайтов менеджеры разместили запрос на грузоперевозку. На него откликнулся европейский перевозчик, сообщивший, что у него в Москве находится транспортное средство, которое возвращается пустым в Европу, и его можно задействовать в перевозке груза.

В переписке и телефонных разговорах перевозчик создал иллюзию, что является серьезной компанией с большим опытом и собственным автопарком.

По запросу грузовладельца, он предоставил минимальный пакет необходимых документов и контакты водителя. Тщательной проверки документов менеджерами компании-грузовладельца произведено не было. Машина была загружена на московском складе и отправлена по маршруту.

Через 2 дня, после пересечения границы России с Польшей, пропала связь с водителем и перевозчиком.

В результате самоуверенных непрофессиональных действий менеджера грузовладельца груз ценою 300 000 евро был украден.

Мнение эксперта:

«В случае, когда вам необходимо везти высоколиквидный груз, тщательная проверка документов перевозчика, его истории перевозок и финансовой ситуации, а также трудового стажа водителя компании-перевозчика строго необходимы! Уверенность в собственных возможностях обеспечения безопасности перевозки должна базироваться не на доверии собственным сотрудникам, а на выстроенной за годы практики системы проверки перевозчика»,- добавляет Владислав Фадеев.

Для снижения риска хищения вашего груза при автоперевозках достаточно следовать нескольким правилам:

1. заранее обеспечьте себе пул проверенных грузоперевозчиков, способных поставить машину срочно

2. при выборе, предпочтение отдавайте тем перевозчикам, которые имеют службу безопасности, и предъявляют жесткие требования к постоянному пулу водителей

3. по возможности, работайте с теми перевозчиками, кто имеет собственный автопарк и оборудует транспортные средства системами слежения и контроля

4. оформляйте официальный договор с перевозчиком, несмотря на срочность доставки и обращайте внимание на пункты, в которых говорится об ответственности вашего подрядчика

5. при разработке сложных маршрутов автодоставки требуйте свести к минимуму промежуточные этапы, такие как: простой, непредвиденные остановки, хранение груза, и другие

6. проводите предоплату после того, как транспорт загружен

Море, самолет, железная дорога.

При доставке груза автомобильным транспортом его сохранность напрямую зависит от профессиональных компетенций логистического провайдера. Наличие собственного автопарка, оборудование машин системами обеспечения безопасности, работа с водителями – на все эти моменты может и должен влиять ваш подрядчик.

Если же говорить о других видах грузоперевозок – Ж/Д, морские, авиа - логистический провайдер может апеллировать только сотрудничеством с надежными контрагентами и субподрядчиками, выстроенной и отработанной схемой взаимодействия с перевозчиками, а также наличием действующих полисов страхования (груза, ответственности перевозчика, ответственности экспедитора и т.д.).

А могут ли происходить случаи мошенничества при использовании других видов транспорта? Да, могут.

Так, второе место по частоте хищения грузов занимают железные дороги.

Однако, в сравнении с автоперевозками, Ж/Д транспортировки являются более защищенными. Ответственность перевозчиков на железной дороге застрахована, в рядах сотрудников РЖД сформирован отдел транспортной полиции, в ведение которой попадает отслеживание и расследование подобных случаев.

При перевозке груза морем или речными путями возможность хищения сокращается из-за особенностей транспортировки: основная часть груза перевозится в контейнерах.

Хищения со складов или терминалов в портах также проблематичны, так как порты являются объектами стратегического значения и обеспечены постоянной более квалифицированной охраной. Работу пароходства курируют линейные отделы полиции морского и речного транспорта, которые предупреждают правонарушения и занимаются случаями хищений.

Авиаперевозки - лидер по сохранности груза. Это обусловлено скоростью доставки, минимумом остановок авиатранспорта и уровнем обеспечения безопасности в аэропортах.

Аэропорты, как и морские порты, являются объектами стратегического значения, уровень подготовки охраны и других задействованных служб высок. Осуществить мошеннические действия с целью хищения груза в таком режиме крайне затруднительно.

«Все, что требуется грузовладельцу для сокращения рисков по хищению грузов – это уделить должное внимание работе с подрядчиком», - объясняет Владислав Фадеев.

В заключение выделим основные правила работы с новыми грузоперевозчиками:

- Заранее формируйте портфель подрядчиков, которые смогут выручить вас в случае срочной доставки

- Проверяйте наличие у ваших перевозчиков действующих полисов страхования ответственности перевозчика и экспедитора. Обязательно проверяйте актуальность полисов звонком в страховую компанию: мошенники предоставляют поддельные полисы

- Получите как можно больше сведений о каждом перевозчике, с которым планируете работать, в том числе, рекомендации предыдущих клиентов и документы, которые подтверждают деятельность компании

- Не отказывайтесь от услуг вооруженной и не вооруженной охраны, если везете дорогостоящий груз

- Располагайте GPS-датчики в упаковки с грузом, не уведомляя об этом экспедитора и его подрядчиков

- Обязательно актуализируйте информацию о Вашем перевозчике по мере увеличения объемов перевозимого им груза

Вне зависимости от того, каким видом транспорта вы перевозите груз, эти рекомендации помогут обезопасить ваш бизнес и сохранить ваши нервы. И даже «горячий сезон» не застанет вас врасплох.

Кража груза при перевозке

Возможность получить приличные деньги всегда привлекает к себе внимание людей. Одни готовы для этого день и ночь трудиться, не покладая рук, другие – работать совершенно не готовы, а хотят получить деньги, невзирая на методы. Самый распространенный метод такого «заработка» — кража.

Кражей называют «тайное хищение чужого имущества». Это уголовно наказуемое преступление, наказание за которое предусматривает как возмещение стоимости имущества и крупный штраф, так и наказание в виде лишения свободы. Однако, несмотря на суровое наказание, всегда были любители чужого «добра».

Грузы, которые входят в так называемый фактор риска, это: бытовая техника, электроника, дорогостоящее оборудование, парфюмерия, косметика, лекарственные препараты. Особым спросом пользуются препараты, содержащие наркотические вещества.

Хищение груза во время грузоперевозок – наиболее часто встречаемый вид кражи. Особенно часто кража происходит при мультимодальных грузоперевозках, при которых используют несколько видов транспорта.

Самым уязвимым видом транспортировки грузов для осуществления кражи является автотранспорт. Частые остановки на дорогах для заправки, отдыха водителей-дальнобойщиков, просто для обеда – привлекают внимание похитителей. Кроме того, само автотранспортное средство тоже можно продать целиком или по запчастям. Отсутствие специальных средств защиты из-за экономии владельца служит дополнительным фактором риска для сохранности товара. Большая протяженность автомобильных дорог делает грузоперевозки по России очень рискованным бизнесом. При длительной стоянке у грузовика с тентованным прицепом злоумышленники просто вскрывают тент и забирают товар. Для этой цели подгоняют автофургон, на который перегружают товар. Кражи происходят чаще в ночное время, особенно если водитель-дальнобойщик решил переночевать с комфортом в гостинице. В такой ситуации действует преступная группа, в которой есть: осведомитель (работник склада, сотрудник ГИБДД, работник фирмы-поставщика и т.д.), исполнители и организатор (чаще всего это один из исполнителей). В преступную группу могут привлекаться молодые особы, которые обеспечивают крепкий сон водителя с помощью клофелиносодержащих веществ. Водителям необходимо знать, что подобные вещества вместе с алкоголем дают свой убойный эффект, так что на время пути следования от спиртного следует отказаться полностью.

Читайте так же:  Возврат денег за доставку при возврате товара

Так называемые «плечевые» — «жрицы любви» на автотрассах часто используются преступными группировками в качестве осведомителей о содержании и конечном пункте товара.

Также на дороге могут совершать кражу с автофургона, который попал в ДТП. Водитель, который попадает в ДТП, всегда находится в стрессовом состоянии. Кроме того, он может быть отвлечен общением с другими участниками ДТП или сотрудниками ГИБДД.

Нечасто, но встречаются такие «каскадеры», которые совершают кражи с автофургонов при движении автомобиля.

В роли сотрудника ГИБДД также могут быть использованы члены банды. Правда, преступление это уже будет гораздо серьезнее – грабеж или разбой. В таком случае водителей в живых вряд ли кто-то из грабителей отпустит – как свидетели они не нужны.

Грабителей, которые маскируются под сотрудников ГИБДД можно распознать по некоторым «мелочам». Отсутствие нагрудного знака сотрудника ДПС, форма не по размеру (слишком большая или слишком маленькая), отсутствие головного убора, самодельный жезл, гражданская обувь – по таким приметам можно распознать грабителя, который маскируется под сотрудника полиции. Кроме того, в ночное время сотрудники ГИБДД имеют право останавливать автомобили только на стационарных постах. В дневное время сотрудник ГИБДД должен иметь служебную машину, имеющую соответствующую окраску и опознавательные знаки, и проблесковые маячки. Также сотрудники всегда несут службу не меньше чем по два человека. Во всех вышеперечисленных случаях, когда вы увидите несоответствие – можно спокойно проезжать мимо фальшивого сотрудника.

На втором месте по частоте совершаемых краж при транспортировании грузов – железнодорожный транспорт. Железнодорожная сеть по протяженности на втором месте после автомобильных дорог. По сравнению с автоперевозками, перевозки по железнодорожным линиям более защищены. Остановки осуществляются только на станциях, остановки в пути практически отсутствуют, однако возможность совершения кражи также имеется. В ночное время вагон может быть вскрыт злоумышленниками различными способами. Наиболее грубый – с помощью автогена вскрывают дно или боковую часть вагона. Более «продвинутые специалисты» распиливают ушки пломб. После вскрытия вагон снова опечатывают, места спилов после кражи закрашивают. Таким образом, на вагон никто в дальнейшем не обращает внимания. Может случиться так, что определить на какой станции произошла кража, будет уже невозможно. Также могут выкрасть товар во время ремонта. В ремонтных мастерских можно совершить кражу, если приподнять крышу вагона.

На железнодорожном транспорте существует специальное подразделение полиции – транспортная полиция. Преступления, совершаемые на железнодорожных линиях, находятся в ее компетенции.

Перевозка грузов морским и речным транспортом защищена еще более серьезно. Речные и морские порты являются стратегическими объектами, которые достаточно серьезно охраняются и имеют высокий уровень защиты от грабежей. При погрузочно-разгрузочных работах что-либо украсть достаточно сложно. Преступники осуществляют кражи из терминалов или со складов портов. Наводчиками при кражах выступают портовые работники. Линейные отделения полиции контролируют работу пароходства. Повышенные требования к документации при данном виде транспортировки также помогают предотвращать совершение кражи.

Самым защищенным видом транспортировки грузов можно считать авиаперевозки. Кроме того, это самый быстрый, но дорогой вид перевозки грузов. Практически полное отсутствие остановок, обеспечивает дополнительную защиту товара. Кража при авиаперевозках невозможна на 99,9%, но от человеческого фактора никто не защищен. Поэтому ничтожно малая возможность совершения кражи при авиатранспортировке все-таки существует.

В международных перевозках используются практически все виды транспорта, поэтому груз подвергается дополнительному риску от неправомерных действий злоумышленников.

Наиболее подвержены кражам места временного складирования товара и терминалы. Кражи в основном совершают работники складов небольшими объемами. Несмотря на усилия руководства складских помещений, полностью избежать таких хищений не удастся.

Кроме обычной кражи при транспортировке груза могут быть использованы методы, используемые при мошенничестве. Самый распространенный метод заключается в следующем. Регистрируется фирма с необходимыми видами деятельности, в нашем случае это грузоперевозка. Фирму регистрируют на номинального учредителя, где он является также директором. Номинальный директор в данном случае нужен при регистрации компании. Первый раз для того, чтобы заверить заявление на регистрацию у нотариуса. Второй раз он нужен для открытия счета в банке. После этого про директора такой фирмы забывают – он больше не нужен. Некоторое время такая фирма работает как обычная фирма. На счет компании поступают денежные средства, налоги выплачиваются, сдается отчетность. Однажды наступает момент, когда заказов много, деньги по предоплате выплачены серьезные. Именно в такой момент фирма растворяется на бескрайних просторах российского бизнеса, и предъявить претензии некому. Формально, конечно, можно направить документы в суд и выиграть дело. Сложность возникнет при возбуждении исполнительного производства. Только тогда вы узнаете, что на директоре вашего контрагента зарегистрирована куча фирм и к ним имеется масса исковых требований.

Для того чтобы каким-то образом быть застрахованным от подобных ситуаций, обращайте внимание на следующее. Немаловажную роль при выборе транспортной фирмы играет имя компании. Вряд ли известная фирма со сложившимся именем будет «кидать». Наоборот, иногда известные бренды продаются дорого только благодаря своему фирменному наименованию. Обращайте внимание на условия оплаты по договору. Даже если вы уже работали с компанией и у вас с представителем фирмы сложились доверительные отношения, лучше полную оплату производить по результатам получения груза.

Достаточно распространенным видом мошенничества на транспорте является следующий способ. Фирма с номинальным директором заключает с водителем, имеющим личный грузовой транспорт, договор на перевозку груза. Ничего не подозревающий водитель доставляет груз в указанное место, а грузополучатель товар не получает. Фирма вместе с товаром пропадает в неизвестном направлении.

Страхование груза не только может служить для возмещения убытков при утрате товара, но и может быть использовано для получения колоссальной прибыли с помощью мошенничества. В качестве примера можно привести случай, когда заказчик и перевозчик товара вступают в преступный сговор. В этом случае товар грузят не полностью, а по документам оформляют большее количество. В пути следования перевозчик инсценирует ограбление, заказчик получает страховку и делится с перевозчиком.

Большое значение необходимо уделять при внимательной приемке товара. Если экспедитор или водитель, исполняющий обязанности экспедитора, невнимательно следит за погрузкой, часто отвлекается или вообще процесс погрузки отпустил на самотек, такой ситуацией могут воспользоваться злоумышленники. Товар может быть недогружен или не соответствовать качеству. В результате горе-водителю придется отвечать.

При международных грузоперевозках большая часть хищений происходит на таможенных и пограничных постах. Большая часть подобных преступлений приходится на страны СНГ. Многие недобросовестные сотрудники используют свое служебное положение и власть, с помощью которой вымогают взятки. Чаще всего находят надуманные «проблемы», которые через посредников предлагают «порешать». После получения немалой суммы «проблемы» исчезают.

Также часто происходят кражи из терминалов временного складирования грузов в таможенной службе. Проведение плановой проверки товара или экспертиза – тоже отличный момент для хищений. Многочисленные операции по погрузке и выгрузке товаров приводят к тому, что часть товаров словно «растворяется». Наибольшему риску подвергается товар при прохождении через несколько пограничных постов.

Важным моментом является время транспортировки – наличие праздников (Новый год, 8 марта, 23 февраля, 1 и 9 мая). Количество транспортных перевозок в это время наиболее высоко из-за повышенного грузооборота. Именно во время праздничных дат многие сети магазинов зарабатывают наибольшую прибыль, поэтому заказывают дополнительное количество товаров. Транспортные сети в это время работают наиболее напряженно. Кроме того, не забывайте про работников таможенных служб, которые могут организовать проверку товара. Вышеуказанные факторы серьезно влияют на сроки доставки грузов. Поэтому имеет смысл заранее организовать доставку дополнительного количества грузов, примерно за месяц, кроме скоропортящихся товаров.

Нелишним будет обратить внимание заказчика перевозимого груза и перевозчика на соблюдение конфиденциальности информации. Чем меньше людей знает о содержании груза, маршруте следования и конечном пункте, тем лучше. От распространения информации зависит безопасность груза и его сохранность.

Простои при перевозке груза в значительной мере влияют на попытки совершения хищений товара и увеличивают риск утраты.

Для серьезных перевозчиков имеет смысл обратиться к охранным фирмам, которые будут обеспечивать сохранность груза и в случае совершения хищения будут обязаны возместить стоимость в полном объеме.

Обеспечение транспортных средств современными видами защиты может значительно уменьшить риск хищения груза. Технические средства могут помочь обнаружить товар после совершения кражи с помощью специальных устройств и установки «маячков».

Тщательно спланированный маршрут и оснащение транспортного средства системой GPS-навигацией позволит сотрудникам компании-перевозчика в любой момент знать, где находится транспорт. Любое отклонение от маршрута должно расцениваться как внештатная ситуация.

Для любых предложений по сайту: [email protected]