Перейти к содержимому

Гигиенические требования к организации физического воспитания детей

Шпаргалки к экзаменам и зачётам

студентам и школьникам

Методика физического воспитания и развития детей дошкольного возраста часть 2 - Гигиенические требования

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

Проводя занятия, связанные с движением, воспитатель должен учитывать, что хотя организм ребенка и обладает способностью освобождаться от некоторой части пыли, но при ее постоянном воздействии сопротивляемость легких ослабевает, и они легко подвергаются действию болезнетворных микробов, находящихся в пыли. Пыль в помещении во время гимнастики, музыкальных и физкультурных занятий опасна не только тем, что воздействует на органы дыхания и слизистую оболочку глаз, но и возможностью возникновения инфекции у детей. Поэтому очень важно перед занятиями тщательно проветривать помещение и производить влажную уборку.

Температура воздуха физкультурного зала +17 град. C и относительная влажность - 40 - 55%. В перерыве между занятиями и до занятий в зале проводится влажная уборка и проветривание.

В зависимости от времени года, температуры воздуха и здоровья детей такие занятия следует проводить при открытых окнах, фрамугах или форточках. Занятия в холодное время года рекомендуется проводить при одной открытой фрамуге, а в теплое время - при открытых фрамугах или окнах. Для осуществления контроля за воздушным режимом физкультурного зала необходимо на внутренней стене на высоте 1 -1,2 метра от пола повесить термометр.

Освещенность зала - не менее 200 лк на уровне0,5 метра от пола. Осветительная арматура должна обеспечивать равномерный рассеянный свет.

Индивидуальные пособия по своим размерам и весу должны соответствовать возрастным особенностям детей.

Дети занимаются в спортивной форме - удобной, легкой и чистой (не из синтетики). На ногах - тапочки на резиновой подошве. При наличии условий (теплый пол) можно заниматься босиком. Воспитатель должен быть в спортивном костюме и соответствующей обуви.

При проведении занятий на воздухе при t 0 =20°С – одежда: трусы, майка, носки, спортивные туфли; при t 0 от -12 °С до -15 °С - ветровка (куртка из ткани типа болонья), тренировочный костюм с начесом, фланелевая рубашка, майка, трусы, колготки, шерстяные носки, кроссовки, шерстяная шапка на хлопчатобумажной подкладке, варежки

Гигиенические основы физического воспитания в общеобразовательной школе

К числу гигиенических требований в физическом воспитании относятся требования:

— к местам занятий;

— к спортивной одежде;

— к спортивной обуви;

— к личной гигиене;

— к нормированию нагрузок.

Так как подробно весь этот материал рассматривается в курсе гигиены, мы не будем останавливаться на каждой группе требований напомним лишь основные гигиенические нормы места проведения занятий и требования по организации занятий.

Требования к местам проведения занятий:

— температура в зале 15-17 градусов;

— батареи должны быть закрыты;

— влажная уборка должна проводиться 2-3 раза в день;

— состояние спортивных снарядов и оборудования должно отвечать требованиям техники безопасности;

— освещенность зала должна соответствовать санитарно-гигиеническим нормам.

Требования по нормированию физических нагрузок на уроках физической культуры:

1) организовывать занятия нужно с учетом состояния здоровья учащихся;

2) подбирать упражнения нужно с учетом возрастно-половых особенностей детей;

3) дозировать нагрузку необходимо адекватно подготовленности занимающихся;

4) обязательны для соблюдения дидактические принципы физического воспитания;

5) регулярное проведение врачебного и педагогического контроля за состоянием организма занимающихся, их физическим развитием и физической подготовленностью.

Список рекомендуемой литературы

  1. Булич Э.Г Физическое воспитание в специальных медицинских группах. — М., 1986.
  2. Дифференциация физкультурного образования учащихся основной общей школы: Учебное пособие. — Тюмень, 1997.
  3. Каинов А.Н., Калинин В.Е., Калинина Л.В., Макаренко Т.М. Методика подбора средств баскетбола для урока ФК в ООШ. — Волгоград, 2003.
  4. Купер К. Новая аэробика. — М., 1979.
  5. Лечебная физическая культура: Справочник /Под ред. В.А.Епифанова. — М., 1987.
  6. Литвинов Е.Н., Погадаев Г.И. и др. Методика физического воспитания учащихся 1-4 классов. — М., 1997.
  7. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. — М., 1998.
  8. Макаренко Т.М., Калинина Л.В., Гаврилова Л.Г., Курдяева О.А. Методика подбора средств волейбола для уроков ФК в ООШ.- Волгоград, 2002.
  9. Макаренко Т.М., Прохорова И.В. Теория физической культуры: Части I и II. — Волгоград, 1999.

10. Матвеев Л.П. Программа по «Физической культуре» для общеобразовательных учреждений (1-11 классы). — М,. 2002.Похлебин В.П. Уроки здоровья. — М.,1992.

11. Прохорова И.В., Шептикин С.А., Шаповалов С.И. Физическая культура, двигательная активность, здоровый образ жизни. Волгоград, 1998.

12. Рипа М.Д., Велитченко В.К., Волкова С.С. Занятия физической культурой со школьниками, отнесенными к специальной медицинской группе. М., 1988.

13. Теория и методика физической культуры: Учебное пособие /Под ред. Ю.Ф. Курамшина, В.И.Попова. – С-Пб., 1999.

14. Физиология человека /Под ред. Н.В. Зимкина. — М., 1975.

Санитарно-гигиенические принципы организации физического воспитания детей и подростков

1. Антропова М. В. Гигиена детей и подростков. – М.: Медицина, 1982.

2. Антропова М. В. Гигиена дошкольников и школьников. – М.: Медицина, 1989.

3. Анатомия человека: В 2 т. 2.-е изд., перераб. и доп. / Под ред. М. Р. Сапина. М., 1993.

4. Гаврилов Л. Ф., Татаринов В. Г. Анатомия. М., 1985.

5. Георгиева С. А. Физиология. М., 1982.

6. Общий курс физиологии человека и животных: В 2 т. / Под ред. А. Д. Ноздрачева. М., 1991.

Санитарно-гигиенические принципы организации физического воспитания детей и подростков

Физическое воспитание оказывает благоприятное влияние на растущий организм только в том случае, если оно соответствует санитарно-гигиеническим требованиям:

• – наличие оптимального двигательного режима с учетом возраста, пола и функциональных возможностей организма ребенка;

• – систематичность занятий, их комплексность с использованием различных форм физической культуры;

• соответствие мощности и объема выполняемых физических нагрузок возрастным и половым функциональным возможностям растущего организма;

• – создание благоприятных психологических условий в семье и школе.

Задачи физической культуры как учебной дисциплины

• 1) укрепление здоровья детей и подростков;

• 2) содействие правильному физическому развитию и закаливанию;

• 3) формирование и совершенствование естественных двигательных навыков и умений;

• 4) обучение новым видам движений;

• 5) развитие основных двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости);

• 6) обучение специальным знаниям в области физической культуры и спорта;

• 7) привитие основных гигиенических навыков.

Санитарно-гигиеническим принципом правильной организации физического воспитания является наличие оптимального двигательного режима с учетом возраста, пола и функциональных возможностей организма ребенка.

Гигиенически оптимальной величиной физических нагрузок считается такая нагрузка, которая еще не оказывает существенного отрицательного влияния на функциональное состояние организма человека.

Между суточной двигательной активностью и здоровьем школьников существует тесная взаимосвязь.

Дефицит движения или гипокинезия вызывает многообразные морфологические и функциональные изменения организма. Комплекс таких изменений относится к предпатологическим и патологическим состояниям.

Гипокинезия вызывает многообразные морфологические и функциональные изменения организма, которые относятся к предпатологическим и патологическим состояниям:

• - нарушение механизмов саморегуляции физиологических функций,

• - снижение функциональных возможностей организма,

• - нарушение деятельности опорно-двигательного аппарата, развитие плохой осанки, сутулости и сколиоза.

• - нарушение деятельности вегетативных функций,

• - снижение сопротивляемости молодого организма к простудным и инфекционным заболеваниям (снижение иммунитета),

• - возникновение расстройств ЦНС (быстрая утомляемость, бессонница и др.),

• - формирование слабого, нетренированного сердца и связанного с этим дальнейшего развития недостаточности сердечно-сосудистой системы. Гипокинезия на фоне чрезмерного питания с большим избытком углеводов и жиров в дневном рационе может вести к нарушению обмена веществ, в частности к ожирению.

• У малоподвижных детей очень слабые мышцы. Они не в состоянии поддерживать тело в правильном положении, поэтому у детей

Чрезмерная двигательная активность, обозначается термином «гиперкинезия». Одной из ее основных причин является ранняя спортивная специализация детей.

Для гиперкинезии характерен специфический комплекс функциональных нарушений и изменений состояния здоровья, обусловленный истощением симпатико-адреналовой системы и снижением общего неспецифического иммунитета организма.

Основной формой физического воспитания школьников является урок, на котором должен соблюдаться дифференцированный подход к учащимся с учетом их здоровья, физического развития и двигательной подготовленности.

Урок должен иметь высокую моторную плотность, которая методом хронометража. Чем больше моторная плотность урока, тем выше его физиологический эффект. Например, если из 45 минут занятия физическими упражнениями проходили 30 мин, моторная плотность составит (30 х 100): 45. Показатель более 60 % считается гигиенически достаточным.

Внешние признаки утомления у школьников при выполнении физических упражнений

Степень утомления: легкая, значительная и переутомление.

• Частота сердечных сокращений

Гигиенические принципы организации занятий физическими упражнениями

Гигиенические требования к уроку

• Урок физической культуры должен состоять из трех частей: вводной, основной и заключительной

Вводная часть урока должна включать гимнастические упражнения для всех суставов с умеренными усилиями на растяжение, чтобы мышцы и суставы подготовить к интенсивным нагрузкам, и циклические упражнения, например бег, стимулирующие функцию аэробной системы обмена веществ, способствующие подготовке организма школьников, особенно сердечно-сосудистой и дыхательной систем, к основной части занятия.

Гигиеническая задача основной части урока – повышение функционального состояния организма школьников и их физической подготовленности. В основной части урока должны соблюдаться общие физиолого-гигиенические принципы выполнения физических упражнений:

• – на одном занятии целесообразно развивать несколько двигательных качеств, т. е. содержание занятий должно быть комплексным;

• – объем физической нагрузки, направленной на развитие конкретного двигательного качества, должен быть достаточным для достижения выраженного срочного и отставленного тренировочного эффекта, что определяется показателями врачебно-педаго-гического контроля и самоконтроля (например, по выраженности утомления);

• – физические нагрузки необходимо чередовать по интенсивности воздействия на сердечно-сосудистую систему, которая оценивается по частоте сердечных сокращений (ЧСС), характеру энергообеспечения (аэробный или анаэробный);

• – физические нагрузки следует чередовать по их направленности на развитие определенных мышечных групп.

• длительность основной части урока должна составлять не менее 30 - 35 мин.

Заключительная часть урока

• необходима, например, для того, чтобы у школьников постепенно восстановился минутный объем сердца после интенсивной мышечной деятельности, так как в первые 3 - 5 мин после окончания нагрузки он остается повышенным. Это необходимо для погашения кислородного долга, удаления продуктов обмена из тканей, определенной инерции в работе сердца.

• В заключительной части урока могут использоваться специальные упражнения, усиливающие восстановительный эффект, например, на расслабление, дыхательные. Длительность заключительной части урока составляет 3 - 5 мин.

Глава 12. Гигиенические требования к физическому воспитанию детей и подростков

Глава 12. Гигиенические требования к физическому воспитанию детей и подростков

Для успешного решения вопросов подъема массовой физической культуры и спорта, улучшения физического воспитания молодежи и подготовки спортивных резервов физкультурные работники должны умело применять гигиенические факторы в учебно-воспитательном процессе. Вся работа в этом направлении должна осуществляться в тесном контакте с педагогическим коллективом и медицинским персоналом школы.

Похожие главы из других книг

Глава 2 Возрастные особенности развития организма детей и подростков

Глава 2 Возрастные особенности развития организма детей и

2.1. Развитие организма детей и подростков

2.1. Развитие организма детей и подростков В секцию тяжелой атлетики пришли дети 7—10 лет. Читатель, который мало знаком с современными представлениями о методике тренировки в этом виде спорта, будет уверен, что тренер в секцию тяжелой атлетики их не примет и порекомендует

Читайте так же:  Приказ изменения рабочего времени

Глава 3 Влияние занятий с тяжестями на физическое развитие детей и подростков

Глава 3 Влияние занятий с тяжестями на физическое развитие детей и подростков 3.1. Физическое развитие школьников в условиях базовой тяжелоатлетической подготовки Организация эффективной силовой подготовки школьников, начиная с 1-го класса, связана с необходимостью

14.6. Гигиенические требования к местам занятий тхэквондо

14.6. Гигиенические требования к местам занятий тхэквондо Помещение для занятий тхэквондо должно состоять из вестибюля с гардеробной для верхней одежды, раздевалки и спортивного зала. Стены и двери должны быть гладкими, окрашенными в светлые тона и допускать уборку

Приложение 7 Сроки допуска к занятиям детей и подростков после острых инфекционных заболеваний и травм

Приложение 7 Сроки допуска к занятиям детей и подростков после острых инфекционных заболеваний и

26.5. Гигиенические требования к додзё

26.5. Гигиенические требования к додзё Зал для занятий каратэ (додзё) должен иметь размеры не менее 18 ? 18 метров. Стены должны быть гладкими, окрашенными в светлые тона и допускать уборку влажным способом. Внутренняя поверхность стен зала не должна иметь выступов (пилястр,

3.1. Гигиенические требования к питьевой воде

3.1. Гигиенические требования к питьевой воде Наряду с положительным влиянием, вода в некоторых случаях может оказывать и отрицательное воздействие на организм. Это бывает не только при употреблении недоброкачественной воды для питья и приготовления пищи, но и во время

4.1. Гигиенические требования к крытым спортивным сооружениям

4.1. Гигиенические требования к крытым спортивным сооружениям Гигиенические требования к крытым спортивным сооружениям рассматриваются на примере наиболее распространенных сооружений – спортивных залов.Спортивные залы могут размещаться в специальных зданиях или

4.2. Гигиенические требования к открытым спортивным сооружениям

4.2. Гигиенические требования к открытым спортивным сооружениям Открытые спортивные сооружения желательно располагать в парках, садах и скверах. Если такой возможности нет, то по периметру земельного участка устраивают ветро– и пылезащитные полосы зеленых насаждений

4.3. Гигиенические требования к оборудованию спортивных залов в общеобразовательных учреждениях (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821–10)

4.3. Гигиенические требования к оборудованию спортивных залов в общеобразовательных учреждениях (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821–10) При устройстве беговых дорожек и спортивных площадок (волейбольных, баскетбольных, для игры в ручной мяч)

Гигиенические требования к режиму образовательного процесса

Гигиенические требования к режиму образовательного процесса Образовательную недельную нагрузку необходимо равномерно распределять в течение учебной недели, при этом объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня должен составлять:– для обучающихся 1-х классов

4.4. Санитарно-гигиенические требования к организации спортивных занятий в учреждениях дополнительного образования

4.4. Санитарно-гигиенические требования к организации спортивных занятий в учреждениях дополнительного образования Требования к земельному участку Для учреждений дополнительного образования рекомендуется следующее примерное распределение территории на зоны и

Требования к режиму деятельности детей

Требования к режиму деятельности детей Режим учебно-воспитательного процесса (расписание занятий) должен иметь санитарно-эпидемиологическое заключение.Расписание занятий в учреждениях дополнительного образования детей составляется с учетом того, что они являются

11.2. Гигиенические требования к тренировочному процессу и соревнованиям

11.2. Гигиенические требования к тренировочному процессу и соревнованиям Основной гигиенический принцип построения тренировочного процесса и проведения соревнований – это обеспечение оздоровительного эффекта, выражающегося в укреплении здоровья и повышении

12.1. Возрастные особенности детей и подростков

12.1. Возрастные особенности детей и подростков Организация учебно-воспитательного процесса и физического воспитания в школе осуществляется с учетом возрастных особенностей учащихся.В педагогике школьный возраст принять разделять на младший – 7–10 лет, подростковый –

12.2. Акселерация и ретардация детей и подростков, гигиенические последствия

12.2. Акселерация и ретардация детей и подростков, гигиенические последствия В настоящее время у детей и подростков наблюдается процесс ускоренного развития (акселерация). Акселерация представляет собой сложное биосоциальное явление, которое выражается в ускоренном

Законодательная база Российской Федерации

Бесплатная консультация
Федеральное законодательство

  • Главная
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ Главного государственного санитарного врача РФ от 19.04.2010 N 25 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.2599-10" (вместе с "САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИМИ ПРАВИЛАМИ И НОРМАТИВАМИ "ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСТРОЙСТВУ, СОДЕРЖАНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ РЕЖИМА В ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ С ДНЕВНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ ДЕТЕЙ В ПЕРИОД КАНИКУЛ". САНПИН 2.4.4.2599-10")
  • "Российская газета", N 124, 09.06.2010

III. Гигиенические требования к организации физического воспитания детей и оздоровительных мероприятий

3.1. Мероприятия по физическому воспитанию организуются в соответствии с возрастом детей, состоянием их здоровья, уровнем физического развития и физической подготовленности.

3.2. Физкультурно-оздоровительная работа предусматривает следующие мероприятия:

- занятия физкультурой в кружках, секциях, обучение плаванию;

- прогулки, экскурсии и походы с играми на местности;

- спортивные соревнования и праздники;

- занятия на тренажерах.

3.3. Спортивно-оздоровительные мероприятия могут проводиться на базе стадиона и спортивного зала школы или школы-интерната, спортивных сооружений районного, местного или городского значения, спортивных школ и других объектов, выделенных для оздоровительного учреждения.

3.4. Распределение детей и подростков на основную, подготовительную и специальную группы, для участия в физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятиях, проводит врач с учетом их состояния здоровья (или на основании справок об их здоровье). Детям основной физкультурной группы разрешается участие во всех физкультурно-оздоровительных мероприятиях в соответствии с их возрастом. С детьми подготовительной и специальной групп физкультурно-оздоровительную работу следует проводить с учетом заключения врача. При возможности организуются занятия лечебной физкультурой.

3.5. Проведение закаливающих процедур (водные, воздушные и солнечные ванны) должно контролироваться медицинским персоналом. Закаливание начинают после адаптации детей в оздоровительном учреждении, проводят систематически, постепенно увеличивая силу закаливающего фактора.

3.6. Водные процедуры после утренней гимнастики (обтирание, обливание) проводятся под контролем врача.

Купание проводится ежедневно в первую половину дня до 11 - 12 часов; в жаркие дни разрешается повторное купание во второй половине дня, после 16 часов. Начинать купания рекомендуется в солнечные и безветренные дни при температуре воздуха не ниже 23 °C и температуре воды не ниже 20 °C для детей основной и подготовительной групп, для детей специальной группы - при разрешении врача, температура воды и воздуха должна быть на 2° выше. После недели регулярного купания допускается снижение температуры воды до 18 °C для основной и подготовительной групп. Продолжительность купания в первые дни начала купального сезона - 2 - 5 минут, с постепенным увеличением до 10 - 15 минут.

Не допускается купание сразу после еды и физических упражнений с большой нагрузкой.

3.7. Использование открытого водного объекта для купания детей допускается только при наличии документа, подтверждающего его соответствие санитарным правилам, предъявляющим гигиенические требования к охране поверхностных вод и (или) предъявляющим санитарно-эпидемиологические требования к охране прибрежных вод морей от загрязнения в местах водопользования населения, выданного органом, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

При использовании плавательных бассейнов для детей должны соблюдаться санитарно-эпидемиологические требования, предъявляемые к устройству, эксплуатации и качеству воды плавательных бассейнов.

3.8. Воздушные ванны начинают с первых дней пребывания в учреждении для детей основной группы при температуре воздуха не ниже 18 °C, для детей специальной группы - не ниже 22 °C. Продолжительность первых процедур - 15 - 20 минут.

Прием воздушных ванн рекомендуется сочетать с ходьбой, подвижными играми, физическими упражнениями.

3.9. Солнечные ванны проводят в утренние или вечерние часы на пляже, специальных площадках (соляриях), защищенных от ветра, спустя час - полтора после еды, при температуре воздуха - 18 - 25 °C. Во II и III климатических районах солнечные ванны проводят во второй половине дня. Детям основной и подготовительной групп солнечные ванны следует начинать с 2 - 3 минут для младших и с 5 минут для старших, постепенно увеличивая процедуру до 30 - 50 минут. Солнечные ванны проводят при температуре воздуха 19 - 25 °C.

Дети специальной группы принимают солнечные ванны по рекомендации врача.

3.10. Подвижные игры должны занимать в режиме дня детей основной и подготовительной групп: 40 - 60 минут - для младших детей (6 - 11 лет) и 1,5 часа - для старших детей (с 12 лет).

3.11. Дети, перенесшие острые заболевания во время отдыха или незадолго до прибытия, могут освобождаться врачом от занятий физической культурой и спортом.

Глава 12. ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Для успешного решения вопросов подъема массовой физической культуры и спорта, улучшения физического воспитания молодежи и подготовки спортивных резервов физкультурные работники должны умело применять гигиенические факторы в учебно-воспитательном процессе. Вся работа в этом направлении должна осуществляться в тесном контакте с педагогическим коллективом и медицинским персоналом школы.

12.1. Возрастные особенности детей и подростков

Организация учебно-воспитательного процесса и физического воспитания в школе осуществляется с учетом возрастных особенностей учащихся.

В педагогике школьный возраст принять разделять на младший - 7-10 лет, подростковый - 11-14 лет, юношеский - 15-17 лет. Указанные возрастные периоды характеризуются определенными особенностями. Для практической работы учителя физической культуры большое значение имеют данные о возрастных изменениях опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной системы, а также деятельности центральной нервной системы.

Организм детей и подростков во многом отличается от организма взрослых. Это проявляется в особенностях строения и функций отдельных органов и физиологических систем. Дети и подростки находятся в состоянии непрерывного роста и развития. Под ростом подразумевают количественные изменения организма, а под развитием - качественные изменения, связанные с формированием различных органов, тканей.

Одной из важных особенностей детского организма является высокая интенсивность обменных процессов. При этом процессы ассимиляции преобладают над процессами диссимиляции.

Наибольшее увеличение роста и веса тела у детей происходит на первом году жизни и в период полового созревания (13-14 лет). В каждом возрасте наблюдаются определенные изменения показателей роста, веса, объема груди и т. п. Поэтому необходимо регулярно проводить антропометрические измерения у школьников, что позволяет судить о динамике их физического развития.

Кости детей сравнительно легко подвергаются искривлению при длительных напряжениях и неправильных положениях тела. Кости таза к 7 годам только начинают срастаться и при резких сотрясениях могут смещаться. Смещение костей таза заканчивается в 17-18 лет. Позвоночный столб имеет установившуюся структуру строения тел позвонков, но он еще не окреп и отличается большой гибкостью. К 7 годам, как правило, кривизна позвоночника в области шеи и груди остается постоянной. К 12 годам подобное происходит и с поясничной частью. Окостенение позвоночника завершается в 18-25 лет.

Важное значение имеют особенности развития мышечной системы у детей. С возрастом объем, структура, химический состав и функции мышц изменяются. Период от 6 до 14 лет является периодом активного совершенствования мышечной системы и двигательных функций. Наряду с ростом мышечной массы происходит значительное улучшение координации движений. В это время происходит интенсивное формирование психофизических функций, связанных с быстротой и точностью движений. Быстрее идет прирост объема мышц, укрепление связок.

Работоспособность детей и подростков, а также приспособляемость их к физическим нагрузкам в значительной степени определяются состоянием сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Минутный объем крови с возрастом увеличивается, а величина минутного объема на 1 кг веса тела уменьшается.

Возрастные особенности детей и подростков обусловливают низкие функциональные резервы сердечно-сосудистой системы по сравнению со взрослыми. Одинаковая работа, вызывающая примерно одно и то же поглощение кислорода, требует у подростков и особенно у детей младшего возраста значительно большего напряжения сердечно-сосудистой системы, чем у взрослых. У детей и подростков работа сердца еще несовершенна, а механизм условно-рефлекторных влияний на сердечно-сосудистую систему окончательно не сформирован. Выносливость сердца сравнительно мала. Продолжительные физические и психические нагрузки могут отрицательно сказаться на деятельности сердца. Поэтому при занятиях

Читайте так же:  Какая ответственность предусмотрена за нарушение санитарного законодательства

физическими упражнениями и спортом необходимо строго дозировать нагрузки и увеличивать их постепенно.

Дыхательная система у детей и подростков находится в стадии развития и совершенствования, отличается высокой лабильностью. Жизненная емкость легких с возрастом увеличивается и достигает в среднем следующих величин: в 7 лет - 1400 мл, в 12-14 лет -

2200 мл, в 17 лет - 4000 мл.

Несовершенство сердечно-сосудистой и дыхательной систем в значительной степени ограничивает возможности длительного выполнения детьми интенсивной нагрузки.

Процессы роста и развития детского организма осуществляются в непрерывном взаимодействии с окружающей средой при постоянном регулирующем влиянии центральной нервной системы. У детей 8-10-летнего возраста отмечается высокая подвижность нервных процессов. При этом наблюдается преобладание возбудительных процессов над тормозными со значительной иррадиацией возбуждения. Неуравновешенность возбудительно-тормозных процессов в центральной нервной системе вызывает ее сравнительно быструю утомляемость, повышенную возбудимость, быструю смену желаний, кратковременность активного внимания. В этом возрасте у детей отмечается подражательная, имитационная способность. Умелое использование этой особенности является важным педагогическим приемом, который следует широко применять при подготовке юных спортсменов.

В возрасте 9-12 лет увеличивается сила тормозных процессов, расширяются функциональные возможности первой и второй сигнальных систем. Окончательно определяется тип нервной системы, улучшается внимание. В этом возрасте также быстрыми темпами идет развитие двигательной зоны коры больших полушарий головного мозга, и вследствие этого в значительной степени улучшается координация движений. В возрасте 13-15 лет происходит дальнейшее интенсивное развитие функций коры больших полушарий. В значительной мере возрастают функциональные возможности центральной нервной системы. Все это создает благоприятные возможности для совершенствования двигательных способностей, которые в этот период развиваются наиболее бурными темпами. Существенное влияние на весь процесс роста и развития детей, а также на интенсивность обменных процессов оказывают изменения эндокринной системы. В подростковом периоде происходит ее перестройка, связанная с деятельностью половых желез, что оказывает глубокое влияние на весь организм. В период полового созревания наблюдается повышенное состояние лабильности основ-

ных процессов высшей нервной деятельности. Вследствие этого дети быстро устают и склонны к излишней раздражительности, противоречивости в суждениях. Все это требует от воспитателя большого педагогического опыта и такта.

12.2. Акселерация и ретардация детей и подростков, гигиенические последствия

В настоящее время у детей и подростков наблюдается процесс ускоренного развития (акселерация). Акселерация представляет собой сложное биосоциальное явление, которое выражается в ускоренном развитии биологических и психических процессов, увеличении антропометрических показателей, в более раннем наступлении половой и интеллектуальной зрелости молодежи. Так, сегодняшние подростки опережают на 2-4 года в темпах физического развития и полового созревания своих сверстников, родив шихся 30-50 лет назад.

Наиболее ярко явления акселерации проявляются в увеличении многих антропометрических показателей (рост, вес, окружность грудной клетки и др.). Повсеместно дети стали выше ростом, имеют большую массу тела, чем их сверстники прошлых десятилетий. Так, например, за последние 100 лет рост подростков в среднем увеличился на 12-20 см: мальчики 13 лет, проживающие в Москве, за 80 лет наблюдений стали выше на 16 см. Отмечается также более раннее прекращение роста. По данным ряда авторов, в настоящее время у юношей процесс роста завершается, как правило, в 18-19 лет, в то время как еще 50 лет назад мужчины переставали расти в возрасте 25-26 лет.

В настоящее время у подростков установлено более раннее половое созревание, его сроки снизились примерно на 2-3 года. Таким образом, дистанция между наступлением половой зрелости и достижением необходимой самостоятельности для начала половой жизни современной молодежи увеличилась до 8-10 лет. В связи с этим особого внимания требует воспитание у них соответствующих норм половой этики.

В настоящее время еще не собрано достаточное количество научных данных, полностью раскрывающих влияние акселерации на уровень здоровья. В ряде наблюдений установлено положительное влияние акселерации на физическое развитие, более легкое течение различных заболеваний, улучшение некоторых психологических качеств.

Вместе с тем имеются случаи, свидетельствующие о нарушении гармонического развития организма при резко выраженной акселерации. Речь идет о том, что рост тела как бы обгоняет развитие внутренних органов, и прежде всего сердечно-сосудистой системы, что отрицательно сказывается на состоянии здоровья и работоспособности. Отмечаются также случаи несоответствия развития некоторых психических функций показателям физической акселерации. Следует подчеркнуть, что наряду с подростками, имеющими ярко выраженные признаки акселерации (акселераты), наблюдаются юноши с замедленными темпами физического развития (ретарданты).

Проблема акселерации в спорте еще пока находится в стадии развития. Однако уже сейчас тренерам в педагогической работе необходимо учитывать это явление, имея в виду высокие темпы физического развития, снижение возраста, в котором завершается рост; более раннее наступление половой зрелости; ускоренные темпы психического развития современной молодежи.

При подготовке юных спортсменов следует ориентироваться не только на их паспортные данные, но и на биологический возраст, который характеризует индивидуальные темпы физического и психического развития, а также полового созревания.

В настоящее время увеличился диапазон индивидуальных различий развития подростков. Это требует более широкого применения индивидуального подхода при подготовке юных спортсменов. Особое внимание необходимо обращать на подготовку спортсменов, имеющих ярко выраженные признаки ускоренного (акселераты) и замедленного (ретарданты) развития.

В свете проблем акселерации при подготовке юных спортсменов особое значение приобретает совместная работа тренера и врача. Совместный анализ результатов педагогических, врачебно-пе-дагогических наблюдений, а также медицинских обследований позволяет более целенаправленно планировать подготовку и вносить соответствующие коррективы в процесс спортивного совершенствования.

Данные о возрастных особенностях показывают, что незаконченность функционального формирования отдельных систем и органов обусловливает малую устойчивость организма детей и подростков к воздействию различных внешних факторов, в том числе физических нагрузок. Поэтому в организации учебно-воспитательного процесса и физического воспитания школьника особое значение приобретают гигиенические факторы.

Детям младшего школьного возраста необходимы соответствующий режим дня, рациональное питание, повседневное закали-

вание, знание правил личной гигиены. Особое значение для детей имеют регулярные занятия физическими упражнениями, подвижные игры, прогулки и др.

В подростковом и юношеском возрасте следует особенно строго соблюдать общие гигиенические положения и режим всего учебно-воспитательного процесса. При этом большое значение имеют правильное сочетание учебы и отдыха, рациональный двигательный режим, выработка правильной осанки. В этом возрасте гигиеническое воспитание дополняется гигиеническим образованием, что находит свое отражение в учебном материале по анатомии, физиологии, физической культуре и другим предметам.

12.3. Гигиенические основы

физического воспитания школьников

Физическое воспитание - одно из важнейших направлений деятельности школы. Оно осуществляется в соответствии с уставом средней общеобразовательной школы, в котором подчеркивается, что охрана здоровья учащихся - забота всех преподавателей. В процессе физического воспитания учащихся решаются задачи укрепления здоровья школьников, развития их физических способностей, расширения функциональных возможностей организма, формирования двигательных навыков, воспитания нравственных и волевых качеств.

В настоящее время гигиеническое значение физических упражнений и рационального двигательного режима для школьников еще более возрастает. Это связано с современными условиями жизни, которые ведут к значительному снижению объема двигательной деятельности учащихся, что отрицательно сказывается на состоянии их здоровья и физическом развитии.

Основным организационно-методическим принципом осуществления физического воспитания является дифференцированное применение различных средств физической культуры в школе. При этом учитываются возрастные и половые особенности, состояние здоровья школьников, степень их физического развития и уровень физической подготовки. Важное гигиеническое значение имеет постоянный медицинский контроль за процессом физического воспитания детей и подростков. Общее руководство организацией врачебного контроля за здоровьем школьников, занимающихся физической культурой и спортом как в школе, так и вне ее, включая внешкольные учреждения, осуществляется органами здраво-

охранения. Врачебный контроль за физическим воспитанием учащихся проводится в соответствии с действующими инструкциями и положением "О работе медицинского персонала в школе".

Медицинский персонал в школе содействует полноценному использованию средств физической культуры и спорта в интересах укрепления здоровья учащихся, их физического развития и повышения физической подготовленности; участвует в организации физкультурно-оздоровительных мероприятий; контролирует их проведение. В соответствии с состоянием здоровья, уровнем физического развития и физической подготовленности школьники делятся на три медицинские группы: основную, подготовительную и специальную.

В основную группу входят учащиеся без отклонений или с незначительными отклонениями в состоянии здоровья при достаточном физическом развитии. Учащиеся этой группы занимаются по учебным программам физического воспитания в полном объеме и сдают контрольные нормативы с дифференцированной оценкой. Они могут заниматься в одной из спортивных секций и принимать участие в соревнованиях.

Подготовительная группа состоит из учащихся, имеющих незначительные отклонения в состоянии здоровья или отстающих по физическому развитию и физической подготовленности. Школьники этой группы занимаются по учебным программам физического воспитания при условии более постепенного освоения комплекса двигательных навыков и умений, связанных с предъявлением к организму повышенных требований. Для них рекомендуются длительные занятия для повышения уровня физического развития. Школьники этой группы не допускаются к спортивным тренировкам и соревнованиям. Однако по мере улучшения состояния здоровья и повышения уровня физической подготовленности ребята из этой группы переводятся в основную. От занятий физическими упражнениями на срок, определенный врачом, отстраняются школьники, перенесшие те или иные заболевания.

В специальную группу входят школьники, имеющие отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера, требующие ограничения физических нагрузок. Занятия с детьми этой группы проводятся в соответствии с методическим письмом Министерства здравоохранения России.

Организация физического воспитания школьников представляет систему следующих взаимосвязанных форм: уроки и факультативные занятия по физической культуре и спорту; физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме школьного дня; вне-

классная спортивно-массовая работа в школе; внешкольная спортивно-массовая работа.

Уроки физической культуры - основная форма физического воспитания в школе. Их содержание определяется (для всех школ) государственными программами. В процессе уроков физической культуры наряду с образовательными и воспитательными решаются оздоровительные задачи.

По возможности уроки физической культуры следует проводить на открытом воздухе. Такие занятия дают большой оздоровительный эффект: укрепляют здоровье, повышают закаленность школьников. Готовясь к проведению уроков на открытом воздухе, учитель должен учесть влияние различных метеорологических факторов и подготовить к этому ребят, у которых должны быть соответствующая одежда и обувь.

Физкультурно-оздоровительные мероприятия имеют важное гигиеническое значение и являются составной частью режима школьника. К основным физкультурно-оздоровительным мероприятиям относятся утренняя гигиеническая гимнастика, физкультурные минутки на уроках, подвижные игры и физические упражнения на переменах, прогулки и экскурсии, закаливание.

Школьники должны ежедневно выполнять утреннюю гигиеническую гимнастику (зарядку), оказывающую оздоровительное воздействие и ускоряющую переход от сна к бодрствованию. Комплексы упражнений зарядки составляются в соответствии с возрастом и уровнем подготовленности учащихся.

Учащиеся должны чаще бывать на открытом воздухе, играть в подвижные и спортивные игры, заниматься разнообразными физическими упражнениями, ходить на лыжах, кататься на коньках, плавать и др. Хороший оздоровительный эффект оказывают различные виды трудовой деятельности (посадка деревьев, оборудование спортивных площадок, сельскохозяйственные работы и др.). Обязательными при этом являются соответствующие погодным условиям одежда и обувь школьников.

Прогулки, экскурсии и походы имеют важное оздоровительное значение. Они оказывают хороший закаливающий эффект и способствуют физическому развитию и совершенствованию различных двигательных качеств, а также выносливости.

Читайте так же:  Договор владелец акций

Закаливание - неотъемлемая часть режима школьника. При его проведении следует руководствоваться основными положениями о закаливании.

Наряду с этим нужно обязательно учитывать возрастные особенности детского организма, и в первую очередь несовершенство

его терморегуляционного аппарата. Чем меньше возраст школьника, тем резче выражена эта особенность. Школьники могут применять те же закаливающие процедуры, что и взрослые, изменяя лишь их дозировку.

Закаливание воздухом рекомендуется начинать при температуре не ниже 18-20 °С. Продолжительность первых воздушных ванн - 5-10 мин (с последующим увеличением до 30 мин). По мере развития закаленности переходят к более низкой температуре, но не менее 12 °С при продолжительности процедуры до 10 мин. Во время воздушных ванн можно выполнять различные физические упражнения.

В процессе закаливания водой применяются основные формы водных процедур в следующей последовательности: обтирания, обливания, душ, купания. Обтирания проводятся при температу ре воздуха 15 -16 °С. Начальная температура воды - 33-34 °С, затем ее постепенно (через 3-4 дня) снижают на 1-2 °С и доводят до 15-18 °С, но не ниже. Продолжительность обтираний (с растиранием тела) - 3-4 мин. Обливания выполняются в тех же условиях - с постепенным снижением температуры воды до 19-20 °С. Продолжительность процедуры - 2 мин. Холодный душ (не ниже 20 °С) рекомендуется лишь школьникам старшего возраста. Продолжительность процедуры - не более 1 мин. Купание в открытых водоемах - один из лучших видов закаливания школьников. Его начинают при температуре воды не менее 22 °С, а воздуха 24 °С.

Время купания постепенно увеличиваютс5до15миндляде-тей младшего возраста и до 20-25 мин для детей старшего возраста. Купания прекращают при температуре воды 16 °С и воздуха 17 °С.

Закаливание солнцем имеет важное оздоровительное значение, так как солнечный свет необходим для правильного развития детей и подростков. Однако избыток солнечных лучей особенно неблагоприятно отражается на детском организме. Поэтому рекомендации по разумному использованию солнечных лучей следует обязательно выполнять. Прием первых воздушно-солнечных ванн можно начинать с 4-5 мин, затем время пребывания на солнце детей среднего и старшего возраста постепенно увеличивают до 50-60 мин. Через 30 мин солнечного облучения необходимы перерывы на 10-15 мин для отдыха в тени. Во время солнечных ванн школьники обязательно должны иметь легкий головной убор.

Важное профилактическое значение имеет облучение детей и подростков с помощью искусственных источников ультрафио-

летовой радиации. Оно проводится в осенне-зимний период года для ликвидации "светового голодания". Ультрафиолетовые облучения особенно полезны школьникам северных районов, где организм детей испытывает недостаток солнечной радиации.

Большое гигиеническое значение имеет физическое воспитание в семье. Родители обязаны воспитывать у детей привычку к регулярным занятиям физическими упражнениями и поощрять разнообразные подвижные и спортивные игры, особенно на открытом воздухе, постоянно и активно содействовать выполнению ими установленного распорядка дня, правил гигиены и закаливания.

12.4. Основные гигиенические положения подготовки юных спортсменов

Систематические занятия спортом в школьном возрасте оказывают благотворное влияние на организм, способствуют укреплению здоровья, лучшему физическому развитию, повышению уровня общей и специальной физической подготовки, созданию необходимого активного отдыха учащихся и др. Они являются продолжением классно-урочной и внеклассной работы по физическому воспитанию и обеспечивают подготовку школьников к трудовой и спортивной деятельности. Положительный эффект занятий и высокие спортивные результаты могут быть достигнуты юными спортсменами при условии выполнения определенных гигиенических правил.

Учитель физической культуры, тренер должны хорошо знать и широко применять различные гигиенические факторы в тренировке юных спортсменов. Необходимо умело разъяснять юным спортсменам значение тех или иных гигиенических мероприятий, помогать правильно и своевременно их осуществлять, систематически контролировать, как они выполняют установленный режим и основные правила гигиены. При подготовке спортсменов следует руководствоваться основными положениями гигиены спортивной тренировки с учетом возрастных особенностей.

Обеспечение всестороннего гармонического развития - одно из главных гигиенических положений подготовки юных спортсменов. Оно осуществляется за счет применения широкого круга разнообразных физических упражнений, с помощью которых закладывается прочный фундамент здоровья и будущих спортивных успехов. На начальных этапах подготовки юных спортсменов особое внимание обращается на расширение функциональных

возможностей организма и развитие физических способностей. Это не только способствует всестороннему физическому развитию, но и создает благоприятные условия для активного отдыха, борьбы с утомлением и повышения работоспособности учащихся. Преждевременная узкая специализация в определенных видах спортивных упражнений препятствует достижению высоких спортивных результатов и может отрицательно сказаться на здоровье юных спортсменов.

Организация занятий с юными спортсменами, подбор средств и методов тренировки проводятся обязательно с учетом индивидуальных особенностей и степени подготовленности школьников. Особое внимание необходимо уделять величинам тренировочных нагрузок. Они должны быть оптимальными и увеличиваться по мере развития тренированности организма. Большая увлеченность спортом, желание показать высокие спортивные результаты часто вызывают у юных спортсменов стремление выполнять чрезмерные тренировочные нагрузки, не соответствующие функциональным возможностям. Такая форсированная тренировка может привести к нежелательным последствиям. Поэтому на всех этапах подготовки юных спортсменов следует строго дозировать тренировочные нагрузки (в зависимости от индивидуальных особенностей, состояния здоровья, уровня спортивного мастерства). Увеличение тренировочных нагрузок обусловливается не спортивным ростом учащихся, а выполнением ими учебной программы, что выражается в стаже обучения, выполнении контрольных нормативов по общей и специальной подготовке и спортивной специализации.

Тренировочные занятия с юными спортсменами следует всегда стремиться проводить на открытом воздухе, с тем чтобы в максимальной степени использовать благотворное влияние разнообразных природных факторов для укрепления здоровья и повышения закаленности растущего организма.

В подготовке юных спортсменов важную роль играют соревнования. Они содействуют укреплению здоровья школьников, физическому развитию и росту спортивных достижений. Программы соревнований, их периодичность, возраст участников должны строго соответствовать действующим правилам соревнований по видам спорта и допустимым нормам нагрузок. Все участники соревнований обязаны пройти соответствующую подготовку и иметь разрешение врача на участие в них.

При подготовке юных спортсменов необходимо строго соблюдать все положения, связанные с личной гигиеной, питанием, зака-

ливанием, необходимыми санитарно-гигиеническими условиями занятий.

Важное значение для юных спортсменов имеет правильно составленный режим. Он способствует успешному совмещению учебного процесса с занятиями спортом. В суточном режиме юного спортсмена прежде всего необходимо предусмотреть: выполнение деятельности в строго определенное время; правильное чередование учебных и тренировочных занятий, что способствует профилактике утомления и активному отдыху; регулярное питание, длительный и полноценный сон, применение закаливающих процедур.

Во время школьных каникул юные спортсмены также должны строго соблюдать установленный распорядок дня. Этот период рекомендуется использовать для более частых тренировок, пребывания на воздухе, занятий другими видами спорта.

В целях создания наилучших условий для успешного сочетания учебного процесса и тренировочных занятий в ряде общеобразовательных школ созданы специализированные классы, учащиеся которых проходят специализированную подготовку в СДЮСШ. Это позволяет в значительной мере улучшить гигиеническое обеспечение юных спортсменов за счет рационального построения распорядка дня, питания, режима тренировок и отдыха и постоянного контроля за ним. В таких условиях создаются большие возможности для всестороннего физического развития и укрепления здоровья школьников.

Важное гигиеническое значение для учащихся специализированных классов имеет правильно построенный распорядок дня. В нем в зависимости от специфики вида спорта необходимо предусмотреть рациональное чередование учебных и тренировочных занятий, регулярное питание, достаточный и полноценный сон, периоды активного отдыха и внеклассной работы.

12.5. Особенности питания юных спортсменов

Питание детей и подростков, систематически занимающихся физической культурой и спортом, почти не изучалось. Поэтому при его организации в настоящее время исходят из общих положений о питании детей и вносят некоторые коррективы на основе теоретических соображений и отдельных исследований.

По нормам питания, принятым в 1982 году, суточная калорийность питания детей в возрасте 7-10 лет составляет 2300 ккал,

11-13 лет - 2760 ккал у мальчиков, 2450 ккал у девочек; 14- 17 лет - 2900 ккал у юношей, 2600 ккал у девушек.

При систематических занятиях физической культурой и спортом суточная калорийность питания детей младшего школьного возраста должна увеличиваться: при гимнастических упражнениях соответственно на 142 и 228 ккал; при лыжных тренировках подростков - на 485 ккал; при беге и играх - на 228 и 445 ккал.

Качественный состав пищевых рационов должен предусматривать тот факт, что пища нужна детям не только для возмещения потерь клеточных структурных элементов, как у взрослых, но и для роста и развития растущего организма. Поэтому значительно возрастает потребность в пластическом (строительном) материале, т. е. в белке, а также в витаминах, регулирующих процессы развития.

Суточная потребность детей и подростков в белках характеризуется следующими величинами (в скобках указывается количество животных белков): в возрасте 7-10 лет - 79 г (47 г); 11- 13 лет у мальчиков - 93 г (56 г), у девочек - 85 г (51 г); 14-17 лет у юношей - 100 г (60 г), у девушек - 90 г (54 г).

Суточная потребность в жирах и углеводах для детей и подростков характеризуется следующими величинами: жиры-ввоз-расте 7-10 лет - 79 г; 11-13 лет у мальчиков - 93 г, у девочек - 85 г; 14-17 лет у юношей - 100 г, у девушек - 90 г; соответственно углеводы - в возрасте 7-10 лет - 315 г; 11-13 лет у мальчиков - 370 г, у девочек - 340 г; 14-17 лет у юношей - 400 г, у девушек -

Для подростков, работающих в производственно-технических училищах, предусматривается дополнительное потребление пищевых веществ в размере 10-15 %, в зависимости от характера учебно-производственной практики.

По данным исследований, дети 11-13 лет, занимающиеся спортом, нуждаются в потреблении 3 г белка на 1 кг массы тела в сутки, а подростки 14-17 лет - 2 г.

Суточная потребность в витаминах для детей и подростков характеризуется следующими величинами: в возрасте 7-10 лет витамин С - 60 мг, витамин В1 - 1,4 мг, витамин В2 - 1,6 мг, 11-13 лет соответственно - 70 мг, 1,6 мг, 1,9 мг у мальчиков; 60 мг, 1,5 мг, 1,7 мг у девочек; 14-17 лет - 75 мг, 1,7 мг, 2 мг у юношей; 65 мг, 1,6 мг, 1,8 мг у девушек.

Наблюдения за юными спортсменами показали, что детям 11-13 лет и подросткам 14-17 лет требуется в сутки следующее количество витаминов: С - 100 и 110 мг соответственно, В 2 - 2,9

и 3,5 мг, РР - 30 и 35 мг. Это касается летнего сезона, зимой же приведенные нормы изменяются соответственно до 75 и 80 мг; 2,8 и 3,4 мг; 25 и 35 мг.

Режим питания в школьном возрасте предусматривает четырехкратный прием пищи в день со следующим распределением суточ ной калорийности пайка: на первый завтрак - 25 % калорийности, второй - 15-20 %, на обед - 30-35 %, на ужин - 20-25 %.

В детских спортивных школах-интернатах рекомендуется на завтрак 30-35 % суточной калорийности, на обед - 40-45 %, на полдник - 5 % и на ужин - 25-30 %.

Порции не должны быть слишком объемными. Большое значение имеют школьные завтраки, которые своевременно удовлетворяют потребность в еде и оказывают положительное влияние на самочувствие и успеваемость в течение дня. Калорийность завтрака в городских школах должна составлять примерно 25 % общей калорийности суточного рациона, а в сельской местности, при отдаленности жилья от школы - 30-35 %.

Вопросы для самоконтроля

1. Гигиенические требования к организации тренировочного процесса юных спортсменов.

2. Особенности питания юных спортсменов.

3. Физкультурно-оздоровительная работа со школьниками.

Для любых предложений по сайту: [email protected]