Перейти к содержимому

Философия в вопросах и ответах учебное пособие

Философия в вопросах и ответах учебное пособие

Материал основного курса философии представлен в виде вопросов и ответов. Авторы, имеющие многолетний опыт преподавания философии — прежде всего в МГУ им. Μ. Β. Ломоносова,— включили в данное пособие именно те вопросы, которые обычно задают студентам на экзамене для проверки адекватности и глубины усвоения курса. Приведенные формулировки вопросов являются модификациями вопросов экзаменационных билетов.
Для студентов и аспирантов нефилософских специальностей, а также всех, кто начинает изучать философию или просто интересуется ею.

Данное пособие не может заменить собой учебники, конспекты лекций и, конечно же, классические философские тексты, без знакомства с которыми невозможна сколь-нибудь серьезная философская подготовка. Задача пособия — в сжатом, рельефном виде представить основные проблемы философии, структуру философского знания, основные этапы развития философской мысли, наиболее влиятельные школы и направления, яркие имена.

I. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ
1. Является ли философия наукой? 4
2. Каковы основные черты философского мышления 5
3. Чем философия отличается от других форм мироиоэнрения? 7
4. Что объединяет и что разделяет философию и религию? 9
5. Какова структура философского знания? 10
6. Можно ли выделить основной вопрос философии? 12
7. Каковы причины возникновения философии? 13
8. В чем состоит роль философии в культуре? 15
9. Каковы основные типы самоопределения современной философии? 18
10. Почему нельзя понять философию без знакомства с ее историей? 20

II. ФИЛОСОФИЯ ВОСТОКА
11. В чем своеобразие философии Древней Индии? 23
12. Какие школы были в древнеиндийской философии и на какие периоды она делится? 25
13. Что составляет отличительные черты философии Древнего Китая? .31
14. Как можно кратко охарактеризовать основные школы и периоды древнекитайской философии? 33

III. ФИЛОСОФИЯ АНТИЧНОСТИ
15. Что объединяет всех античных философов? 35
16. Какие периоды можно выделить в античной философии и на каких основаниях 38
17. Что отличает натурфилософский период в развитии античной философии? 39
18. Благодаря деятельности каких философов философская рефлексия античности смещается на проблему человека 45
19. Какие философские школы представляют этический период я развитии античной философии? 46
20. О каком философском направлении позлней античности была предпринята попытка синтеза осей античной философии?. . . 49
21. Кого и почему считают первым философом Запала? 51
22. В чем проявляется античная специфика материализма и идеализма древних греков? 53
23. Какие принципы лежат в основании линии Платона и философии? 54
24. Что характеризует линию Аристотеля в философии? 57

IV. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ
25. Что относится к важнейшим принципам средневековой христианской философии? 64
26. Какие проблемы выделяются в качестве наиболее спорных
для философии христианского средневековая? 67
27. Что характер и зуст Августина как виднейшего философа
патристики? 69
28. Почему философия Фомы Аквинского считается вершиной
зрелой схоластики? 72

V. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
29. Как возможна философия в эпоху Возрождения? 76
30. Какие идеи доминируют на различных этапах философии Возрождения? 80
31. В чем состоит специфика гуманизма эпохи Возрождения? .
32. Является ли неоплатонизм основой всей философии Возрождения? 83
33. Каковы характерные черты натурфилософского периода в философии Возрождения? . 86
34. Какую роль сыграла Реформация в духовной жшни
европейского Возрождения? 88

VI. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
35. В чем состоит рационализм философии XVII в.? 91
36. Что нового внес Фрэнсис Бэкон в философию? 94
39. Что делает Декарта ключевой фигурой философии Нового
времени? 96
40. Чем примечательна философия Просвещения? 98
41. Какие образы человека и общества прелстакн в концепциях
общественного договора XVII—XVIII вв.? 101
42. Что за «скандал в философии» устроили Беркли и Юм?. .104
43. Каковы характерные черты философии немецкого
классического идеализма (от Канта до 1сгелн)° 107
44. В чем состоит «колерниканскии переворот» Канта
о философии? 108
45. Как сочетаются система абсолютного идеализма
и диалектический метод Гегеля? 112
46. Клким образом дсниз «Ничто человеческое мне не чуждо»
иыражаст суть философии Фейербаха? 116

VII. МАРКСИЗМ И НЕОМАРКСИЗМ
47. В чем состоит предмет и метод философии в понимании
К. Маркса? 119
48. В чем состоит суть материатистического понимания
истории — важнейшего открытия марксизма? 121
49. Создал ли марксизм новую философскую антропологию? . . 124
50. Какие идеи К. Маркса получили развитие в XX в? 126
51. Как русские фииософы относились к марксизму? 130

VIII. ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ
52. За что философия жизни критиковала классическую
философию? 132
53. Чем отличается трактовка жизни в академической
философии жизни? 134
54. Какие новые методы философского исследования
предлагают представители философии жизни? 135

IX. НЕОКАНТИАНСТВО
55. Как развивают философию И. Kama представители
Марбургской и Баденской школ неокантианства? 138

X. ПОЗИТИВИЗМ
56. Что представляет собой «первый» позитивизм9 140
57. Какие идеи классического позитивизма развивают «второй»
и «третий» позитивизм? 142
58. Что общего и каковы различия между позитивизмом и
материализмом? 145
59. Пози`гивизм резко критикует метафизику А каково его
отношение к религии? 147

XI. ПСИХОАНАЛИЗ
60. В чем разница между основными направлениями
психоанализа и как они возникли? 149
61. Какое влияние оказал iicMxoaHxiHJ на науку и культуру
XX столетия? 151
62. Психоанализ возник как направление в психиатрии,
и большинство его теоретиков— врачи-психиатры
Какое отношение он имеет к философии? 152

XII. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ
63. D чем состоит феноменологическое понимание специфики
философии, ее предмета? 155
64. За что Э. Гуссерль критикует натурализм, психологизм
и историииэм в философии? 156
65. Почему феноменологический метод Гуссерля был востребован
в различных областях философского знания XX в.? 158

XIII. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ
66. Кого и на каком основании мы относим к представителям
экзистенциализма? 160
67. Почему художественная литература явилась более адекватной
формой выражения философии экзистенциалистов, чем их
философские трактаты? 163

XIV. ГЕРМЕНЕВТИКА
68. Какие проблемы изучает герменевтика? 165
69. Кто из философов внес заметный вклад в развитие
герменевтики? 166
70. Как понимают понимание представители герменевтической
философии? 167

XV. СТРУКТУРАЛИЗМ
71. Что такое философский структурализм? 170

XVI. ПОСТМОДЕРНИЗМ
72. Модерн есть современность. Что означает постмодерн?. . 173
73. Бросает ли постмодернизм вызов классическому
рационализму? 175
74. Как постмодернисты «д сконструируют* человека? 177
75. Почему постмодернисты объявили «конец истории*? 179
133

XVII. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ
76. Существует ли особый ci иль русской философской мысли?. . 182
77. Русское евразийство: философия или идеология9 184
78. Есть ли различие в понимании русской идеи
у Вл. Соловьева и славянофилов? 186
79. Как связаны идеи всеединства и софиАности υ философии
В. С. Соловьева? . 188
80. Почему для Н. А. Бердяева ценность личности абсолютна? . 190
81. Как нидит историю Н. Бердяев и Вл. Со.ювьсв? 192
82. В чем состоит смысл человеческого бытия согласно
Л. Н. Толстому? 194
83. Чем различаются между собой естественно-научное
и религиозно-философское направления русского космюма?. . 196
84. В чем заключается специфика материалистических
и позитивистских идей в русской философии? 198

XVIII. ОНТОЛОГИЯ
85. Что такое онтология* Каковы основные вопросы и понятии
онтологии? 201
86. Каковы основные проблемы онтологии? 202
87. Как связана онтология с другими разделами философии? . . 205
88. Как изменялось место онтологии в системе философскою
знания в ходе его исторической эволюции? 206
89. Каковы основные исторически сложившиеся позиции
в онтологии? 208
90. Как определить бмтис и небытие? 210
91. Что есть сущность? 213
92. Верно ли. что материю придумали материалисты,
в то время как философы других направлений
отвергают это понятие? 214
93. Материя и субстанция: что общего у этих двух понятий
и чем они различаются? 216
94 Существует ли развитие и как его понимать? 218
95. В чем ошибка лапласовского детерминизма? 220
96. Каково соотношение понятий «психика»* «душа».
«сознание», «дух»? 222

XIX. ФИЛОСОФИЯ СОЗНАНИЯ
97. Что nu 97. Какова разница между философским и психологическим
пониманием сознания? 227
99. Не приведет ли прогресс я области изучения мозга
к отказу от понятий «сознание», «психика»? 228
99. Как соотносятся сознание и бессознательное? 230

XX. ГНОСЕОЛОГИЯ
ΙΟΙ. Что изучает гносеология?. 232
102. Как отвечают философы на вопрос о том,
познаваем ли мир? 233
103. Что такое субъект и объект познания? 234
104. Какие виды знания выделяют философы? 236
105. Познавательные способности человека. Почему философы
различают чувственное и рациональное? 238
106. Как отвечают философы на вопрос о том, что есть истина? . 24С
107. Что рассматривается философами в качестве критериев
истины? 243
108. Каковы цели познания? 245

XXI. ФИЛОСОФИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ
109. Какие проблемы рассматривает философия науки9 247
110. С чем связано возникновение дилеммы
«сциентизма-антисциентизма»? 24Я
111. Каковы критерии научного знания? 249
112. Как развивается наука? Постпозитивистские модели
развития научного знания 252
113. Чем различаются эмпирический и теоретический уровни
научного познания? 2SS
114. Как соотносятся эмпирический и теоретический уровни
познания? 257
115. Какую роль играет интуиция в научном познании? 25*
116. Что изучает философия техники? 26С

XXII. СПЕЦИФИКА ГУМАНИТАРНОГО ПОЗНАНИЯ
117. В каких философских направлениях разрабатываются
гносеологические проблемы гуманитарных наук? 263
118. Каковы особенности субъекта и объекта в гуманитарных
науках? 263
119. П чем проблема объективности гуманитарного знания? . 266
120. Существует ли истина в 1уманитарных науках? 26$

XXIII. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ
121. Что такое социальная философия? Как соотносится
социальная философия с общественными науками? 270
122. Что характеризует общество как систему0 272
123. Какие существуют подходы в социальной философии
к определению социальной структуры общества? 274
124. Как понимать общественные законы *> Подобны ли они,
например, законам Ньютона? 2?5
335

XXIV. ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ
125. Что изучает философия истории? 278
126. Каковы лвижушие силы исторического процесса? 280
127. В чем состоит проблема периодизации исторического
процесса? 2ЯЗ
128. Что характеризует формаиионныя подход к периодизации
исторического процесса? 285
129. В чем особенности цивилизационного подхода
к периодизации исторического процесса? 287
130. Существует ли смысл и цель в истории? 289
131. Есть ли прогресс в истории и каковы его критерии? . 291
132. Как представлено историческое развитие в современных
теориях индустриального, постиндустриального
и информационного общества? 293

XXV. ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ
133. Что такое культура в философском понимании9 296
134. Какой мировоззренческий смысл имеют высшие ценности? . . 298
135. Что такое аксиология? 299
136. В чем сущность религии и как объясняется
ее происхождение? 301
137. Каковы основные компоненты, способы действий
(функции) религии, поддерживающие ее факторы? 303
138. Что такое мораль (нравственность) и каковы ее
основные понятия? 305
139. Каковы основные исторические виды морали? 307
МО. Каким образом в философии определяется эстетическое?. . 309
141. Что такое искусство и в чем его назначение? 312

XXVI. ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА
142. Что отличает философский подход к рассмотрению
человека? 316
143 Как трактуется η философии природа и назначение
человека? 318
144. Что такое личность с философской точки зрения? 320
145. В чем ценность свободы? 323
Мб. Свободна ли человеческая воля? 325
147. Для чего человеку словесный язык? 326

Философия в вопросах и ответах (Учебное пособие: Алексеева А.П.)

Материал основного курса философии представлен в виде вопросов и ответов. Авторы, имеющие многолетний опыт преподавания филосо­фии—прежде всего в МГУ им М. В. Ломоносова,—включили в данное пособие именно те вотіросьі, которые обычно задают студентам на экза­мене для проверки адекватности и глубины усвоения курса Приведен­ные формулировки вопросов являются модификациями вопросов экзаме­национных билетов.

Для студентов и аспирантов нсфилософских специальностей, а также всех, кто начинает изучать философию или просто интересуется ею.

Авторы: Е. В. Зорина, д-р филос. наук, проф.; Н. Ф. Рахманинова, канд филос. наук, доц.; А. В. Соколов, канд. филос. наук, доц., М. А. Шестакова, канд. филос. наук. ст. прел. Л. Е. Яковлева, канд. филос наук, доц.

Под редакцией А. П. Алексеева, доктора философских наук, профессора и Л. Е. Яковлевой, кандидата философских наук, доцента.

Философия в вопросах и ответах: учеб. пособие/ Ф51 Е. В. Зорина, Н. Ф. Рахманкулова [и др.); под ред. Л П. Алек­сеева, ІІ. Е. Яковлевой.— М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.- 336 с.

ФИЛОСОФИЯ В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНАМ. Под редакцией профессора В.И. Курашова и доцента Г.Э.

1 Казанский Национальный Исследовательский Технологический Университет КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ И ИСТОРИИ НАУКИ ФИЛОСОФИЯ В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНАМ Под редакцией профессора В.И. Курашова и доцента Г.Э. Галановой Казань 2014

2 УДК 19: ББК Авторский коллектив: Курашов В.И., д.ф.н., проф., зав. кафедрой философии и истории науки; Ахтямова В.А., к.ф.н., доц.; Бугарчева Е.А., к.ф.н., доц.; Вознесенская А.Р., к.ф.н., доц.; Галанова Г.Э., к.ф.н., доц.; Зарецкая Н.Я., к.ф.н., доц.; Левашёва Е.В., к.ф.н., доц.; Мавлюдов А.А., к.ф.н., доц.; Матушанская Ю.Г., к.ф.н., доц.; Морозова О.Н. асс.; Орешина С.В. ст. преп.; Свергузов А.Т., к.ф.н., доц.; Чечеткина И.И., к.х.н., доц. Философия в вопросах и ответах: учебное пособие для подготовки к экзаменам /под ред. проф. В.И.Курашова и доц. Г.Э.Галановой Казань, Учебное пособие составлено в соответствие с требованиями к итоговому освоению курса «Философия». В краткой форме освещены этапы развития философского знания, основные разделы философских учений: онтологии (бытие, сознание, субстанция, материя, пространство и время), гносеологии (истина, диалектика познания), социальной философии (общество, человек в системе социальных связей, социальное пространство и время), философской антропологии. Предназначено студентам всех уровней обучения. Благодаря краткой форме изложения пособие особенно полезно для студентов заочной формы обучения и студентов-иностранцев. ISBN Коллектив авторов,

3 Оглавление Введение: ценность философского образования Место и роль философии в культуре Предмет философии. Структура философского знания Философия Востока Древнегреческая натурфилософия Философское осмысление человека в античности: софисты и Сократ Классическая античная философия. Платон Классическая античная философия. Аристотель Философия эпохи эллинизма и Древнего Рима: киники, эпикурейцы, скептики, стоики и неоплатоники Проблемы и принципы средневековой христианской и арабо-мусульманской философии Философия и наука эпохи Возрождения Философия Нового времени: эмпиризм Ф. Бэкона и рационализм Р. Декарта Механистический материализм и проблема субстанции: дуализм, монизм и плюрализм: Р.Декарт, Б.Спиноза и Г.Лейбниц Эпоха Просвещения и ее видные представители

4 14. Немецкая классическая философия: «чистый» и «практический» разум в философии И. Канта, метод и система Г. Гегеля Западная философия второй половины XIX и XX веков Российская философия вв Понятия «бытие» и «небытие». Идеализм и материализм Осмысление проблемы бытия в истории философии Философские и естественнонаучные представления о материи и пространстве и времени как ее атрибутах Философские концепции развития: метафизика, диалектика и синергетика Законы диалектики. Диалектика как учение о развитии Философские категории как операциональная системапознавательной деятельности Проблема сознания в философии Сознание и проблема идеального Взаимосвязь языка, мышления и логики в ключе проблем познания мира человеком Проблема истины в философии. Критерии истины в истории философских учений Особенности эмпирического и теоретического познания Познавательные способности человека: чувства, рассудок, разум и интуиция. Фантазия и творчество. Рациональное и иррациональное в познании

Читайте так же:  Приказ на взятие на работу

5 29. Научное и ненаучное знание. Рост научного знания и научные революции Понятия техники и технологии. Взаимодействие науки и техники Философская антропология: краткая история и разнообразие подходов Антропогенез: проблема вектора эволюции Аксиология: религиозные, эстетические и нравственные ценности и их роль в человеческой жизни Смысл жизни человека Экологическая проблема: естественнонаучный, философский, религиозный и социально-политический аспекты Взаимосвязь человека и общества: человек в системе социальных связей Роль личности в истории Социальная философия и философия истории. Социальное пространство и социальное время Формационная и цивилизационная концепции общественного развития Культура как категория философского познания. Культуры в современном мире Многополярный мир и толерантность. Глобальные перемены, проблемы и перспективы человечества. Научная футурология: методологический анализ её возможностей

6 В.И.Курашов Введение: ценность философского образования Философское образование составная часть любого образовательного направления, хотя философия как учебная дисциплина не всегда была желанной в системе образования, в том числе и российского. Философия с ее центральной проблемой «Что есть человек?» помогает человеку познать самого себя и через это быть самим собой. При «познании самого себя» человек обретает возможность «быть самим собой», а это значит: способность выполнять свою миссию, осознавать смысл жизни, достойно «нести свой крест», совершать Поступок по ту сторону обывательского здравого смысла, обретать (наконец!) природную способность к Любви. Философия путь познания человечеством самого себя в его духовном движении от мира, каков он есть, к миру, каковым он должен быть. Философия в синтезе с культурологией в образовательном пространстве позволяют преодолеть обезличенность интерсубъективного научного знания, утопающего в информации, где ученость (сумма знаний) не сходится с мудростью. Все большая человекоразмерность научного знания (поскольку «человек есть мера всех вещей» и это, безусловно, так) приводит к синтезу в одно органичное целое философских, культурологических и научно-технических знаний в едином образовательном интеллектуально-духовном пространстве. Это позволяет нам говорить о наступлении в XXI в. «второго» Ренессанса, отличающегося от первого познанием преимущественно не человека в мире, а мира в человеке. Научное познание мира и освоение (то же познание) научного знания учащимися своеобразные сферы человеческой деятельности. В отношении философского образования важна известная мысль Канта в его «Критике чистого разума» о том, что «из всех наук разума (априорных наук) можно научить только математике, но не философии (за исключением исторического познания философии), а что касается разума, можно в лучшем случае научить только философствованию». Здесь не столь важно, согласен или не согласен кто-либо с отнесением философии к априорным наукам, важна идея философского образования, которое должно состоять не из истории философии и «философского аппарата» (учениях о бытии, сознании, истине), а из исто 6

7 рии философии и специальных форм пробуждения философского мировоззрения, философского мышления. Философское образование это создание философской атмосферы, в которой человек делает свой выбор, находит свою точку зрения. В философском образовании должны излагаться вопросы и варианты ответов на них, проблемы и варианты их решения, но учитель (лично или через учебник) не должен утверждать однозначно, что первично и что вторично, что истинно и что ложно, кто из мыслителей прав, а кто заблуждается. Так излагать философию можно в личных научных работах, но не в процессе обучении. Как известно, философия представляет весьма специфическую и широкую область человеческого знания, включающую в пограничных разделах и научные, и ненаучные составляющие знаний смежных областей миропонимания: естествознания, религии, искусства, математики, техники. Строго говоря, философия не является чисто гуманитарной наукой, как не является ею антропология в полноте вопроса «что есть человек?» Вполне естественно, что областью взаимодействия философии и других наук является методология науки: методология физики, математики, лингвистики, психологии, медицины, педагогики, проблем образования (как области знания). Именно в этой сфере взаимодействия наук формируются общеметодологические и специальнометодологические знания, которые в форме познавательных принципов выполняют организационно-регуляционные функции в процессах роста научного знания. Можно или нужно ли изучать религиозные учения, в том числе и священные книги (Библия, Коран и др.), в светском учреждении? Можно и нужно, но без проповедей какого-либо одного учения. Здесь прослеживается аналогия с преподаванием философии есть много противоречивых философских систем, но из этого не следует, что философию нужно преподавать в соответствии с пристрастиями преподавателя. Философия это, в первую очередь, свободное мышление, чего нельзя сказать о жестко организованном знании в физике, математике, логике, химии, социологии и в других позитивных науках. Отсюда дисциплина «философия» в системе образования в наибольшей степени позволяет студенту ставить вопросы, сомневаться в положениях любой доктрины, предлагать свои концепции миропонимания, словом, философия воспитывает свободное мышления как никакая другая дисциплина. 7

8 * * * В.И.Курашов 1. Место и роль философии в культуре Философия как свободное критическое мышление зародилась в VI в. до н.э. в атмосфере мифологического мировидения. Милетская, Элейская, Пифагорейская школы и философия Гераклита сформировали особенные картины мира и тип познающего этот мир человека. Атрибутами свободного критического мышления в контексте человеческой познавательной деятельности и культуры в целом являются: 1) критицизм, переходящий часто в скептицизм и агностицизм; 2) индивидуализм; 3) абсолютизация ценности нового знания. Так зародилась западноевропейская философия, наука и ментальность западноевропейской культуры в целом. Это же время породило раздвоенность сознания философствующих людей, поскольку они как граждане должны были принимать и часто принимали религиозное мировоззрение мифологического политеизма, а как ученые (философы) сами рисовали новую картину мироздания. Западноевропейская интеллектуальная культура формировалась под воздействием следующих факторов: 1) душевное начало человека с его архетипическим, первобытным страхом перед неизвестным и диким внешним миром требовало от интеллекта консервативности и соответственно завершенной системы знаний о мире (картины мира) на каждом этапе познания; 2) интеллектуальное начало человека с его природным любопытством и проснувшимся свободным критическим стилем мышления заставляло идти по путям получения нового знания; 3) телесное начало человека требовало приспособления знания к биологическим интересам выживания. Кроме метафизики у современной философии, есть много частных, но приоритетных областей. Это практически все сферы общенаучного и метадисциплинарного знания: методология науки; природа 8

9 научного знания; взаимосвязь философии, науки и религии; природа языка; феномен творчества в изящных искусствах и технике и т.д. Философия незаменима как основа формирования общенаучной методологии, которая, в свою очередь, является основой методологии частных естественнонаучных и гуманитарных дисциплин. В области общенаучной методологии не работают ни физики, ни химики, ни историки, ни филологи, ни социологи и т.д. Без философского анализа феномена «наука» во взаимосвязях и взаимодействиях составляющих ее дисциплин, осложненных к тому же их историческими коллизиями, не было бы ни одного человека в мире, который бы смог хоть как-то понять, что такое наука. Мы можем, например, без труда представить себе культурологагуманитария, который довольно успешно изучает науку как феномен культуры по обобщающим работам в области истории и философии науки. При этом нам трудно представить успешную работу такого специалиста, если ему для изучения будут доступны только первоисточники, например «Математические начала натуральной философии» Ньютона или «К электродинамике движущихся тел» Эйнштейна. Эпохальные, но труднодоступные для понимания неспециалистом научные труды. В итоге можно так предельно кратко охарактеризовать место философии в современной культуре: 1) философия сохраняет приоритет носительницы свободного и критического мышления, которое необходимо во всех сферах научного познания мира; 2) независимой самостоятельной областью чистой философии является рациональная метафизика; 3) только философская метафизика и религиозные учения дают всеобщие и необходимые основания морали; позитивные науки бессильны в деле обоснования необходимости нравственных действий человека; 4) наиболее крупными областями, пограничными с философией, является философия науки и методология науки; 5) философия как своеобразный жанр литературы показывает различные типы человеческого мышления и в этом состоит ее дополнительная общекультурная ценность и значимость для исследований истории ментальностей эпох и народов, в том числе и нашего времени. 9

10 Перечислим характерные черты культуры нашего времени, свидетельствующие о важной роли философии в жизни человека и общества: новый, третий глобальный антропологический поворот в философии; увеличение «человекоразмерности» научных знаний, в том числе и в естествознании («постнеклассическая наука»), при все более явном осознании пределов познания мира и человека в рамках традиционной ренессансной науки; резкое возрастание роли этических учений во всех сферах человеческой деятельности (экологическая этика, биоэтика, биомедицинская этика, этика ученых и т.п.); возрастание значимости философско-методологических концепций при решении политических, экономических, социальных, национально-этнических, экологических и тому подобных проблем в силу исследования все более и более сложных систем; необходимость опоры на системообразующее и предельно общее знание (философию) при решении современных интердисциплинарных проблем; разработка методологии познавательной деятельности в естествознании, технике, социальных и гуманитарных науках; необходимость воспроизведения и осмысления вновь и вновь вечных вопросов человека: происхождение Вселенной и жизни; природа свободы воли; добро и зло; смысл жизни; прекрасное и безобразное; эсхатологическая проблема; возрастание роли философской герменевтики в связи с процессами утраты идеалов ренессансной науки (с ее стремлением к новому знанию) и важностью для нашего времени постижения вечных истин (о благе, добре, зле, метафизических путях к Истине) в текстах прошлого; противопоставление (борьба) классического философского знания и затемняющих ум и калечащих душу учений разнообразных лжепророков, прорицателей, шарлатанствующих мистиков; духовное объединение людей общими философскими (наиболее общими для человека) идеями в условиях географической, экономической, политической, национально-этнической разобщенности и противоречий; грядущая несостоятельность так называемого информационного общества ввиду опасности для человеческого существования все 10

11 большего переноса активности из сферы «человек-человек» в сферу «человек-машина». В.И.Курашов * * * 2. Предмет философии. Структура философского знания Философия имеет дело с наиболее общими проблемами человеческого миропонимания: «мира в себе», «себя в мире», «мира вне нас». Такие проблемы выходят за границы возможностей конкретных наук (естественных, гуманитарных, социальных и т.п.). В результате возникновения и формулирования проблем «Я», «не-я» и «Я и Ты», «Я и Бог» в истории философии сформировались специальные направления. Среди них: учение о существовании как таковом, т.е. учение о бытии, онтология; учение о конкретных вещах внешнего мира натурфилософия; учение о Высшем Разумном Начале, или Боге теология; учение о познаваемости мира гносеология; учение о человеческом знании эпистемология; учение о методах познания методология; учение о добре и зле и об отношениях «человек человек», «человек Бог» этика (или практическая философия); учение о чувственном восприятии мира, особенно о природе прекрасного, возвышенного, безобразного, эстетика; учение о том, что существует за пределами мира явлений, за пределами возможного чувственного опыта словом, знание о вещах, о которых мы знаем, что они существуют, но не можем их познавать на опыте традиционными эмпирико-рационалистскими научными средствами метафизика. Слово «метафизика» (буквально после физики) в истории философии претерпело немало переосмыслений. Как термин оно было введено в I в. до Р.Х. систематизатором трудов Аристотеля Андроником Родосским. По смыслу это слово было синонимом современному слову «философия». Сам Аристотель, его предшественники и последо 11

12 ватели под философией понимали все формы рационального познания мира (то, что мы сейчас разделяем на философию, естествознание, гуманитарные и социальные науки), а то, что мы сейчас называем философией, он называл «первой философией». Можно сказать, что Аристотель равным образом выделил в особый раздел науки о живой и неживой природе, т.е. естествознание, и философию как «первую философию». В средневековье метафизика и онтология имели практически один и тот же смысл, поскольку включали в свой предмет высшие начала мироздания. В Новое время метафизика и онтология приобрели различный смысл: онтология как учение о бытии, о мире в пределах и за пределами человеческого опыта, метафизика как учение о бытии, о мире только за пределами возможного опыта. В XVIII в. Кант отказал метафизике в статусе науки, в XIX в. Гегель слову «метафизика» придал смысл «антидиалектики». Гегелевский смысл метафизики как антидиалектики сохранился в XIX XX вв. в странах Восточной Европы, где культивировалась ортодоксальная марксистско-ленинская философия. В разнообразных философских течениях позитивистской ориентации было провозглашено, что метафизика умерла как псевдоучение, не подтверждаемое эмпирически (не верифицируемое, не тестируемое). Все метафизические учения, т.е. учения о вещах за пределами возможного опыта, в некоторых работах позитивистской ориентации стали называться «иронической наукой». Необходимо еще одно разъяснение смысла такого сложного и исторически изменчивого понятия, как метафизика. Следует различать рациональную научно-философскую и мистическую фантастико-изотерическую метафизику. Рациональная метафизика строится на определённо сформулированных положениях как система в рамках логикофилософского дискурса. Мистическая метафизика строится как описание интуиций, видений, прозрений. Чаще всего такая метафизика по сути есть некритическая фантастическая метафизика, т.е. мистики не проникают в тайны природы, а выдумывают их, например Беме, Сведенборг, Блаватская. Можно сказать и так: философская метафизика есть своеобразный жанр рационализированного литературного творчества, в котором выражается романтическая устремленность человека к запредельному. Такой жанр имеет право на существование во все времена, пока жив человек, так же как и любовная лирика. 12

13 Относительно судеб метафизики как учения о вещах за пределами возможного опыта следует внести дополнительные пояснения. Несмотря на мнение некоторых современных философов, что «метафизика умерла», нет оснований для изъятия метафизических вопросов философии из ее проблемного поля. Хорошо разобрался с «ругательным» для позитивистов словом «метафизика» Карл Поппер. Он отмечает, что различие между наукой и метафизикой лежит не в природе вещей, как это полагают позитивисты, это вопрос конвенции. Не понимая этого, позитивисты «постоянно пытаются доказать, что метафизика по самой своей природе есть не что иное, как бессмысленная болтовня софистика и заблуждение, по выражению Юма, которую правильнее всего было бы бросить в огонь». Научное и философское знание, каким бы оно ни было, всегда системно, системность ему придает осознанный познавательный метод. * * * Г.Э.Галанова 3. Философия Востока В соответствие с концепцией Г.Гегеля, философия как особый тип мировоззрения возникла в Древней Греции. По мысли Г.Гегеля на востоке есть «пространство мудрости», а не философия, так как в восточных культурах люди не имели личной свободы. Г.Гегель признаком философии считал теоретичность, научность. В XX веке появилась концепция осевого времени К.Ясперса, согласно которой поворот к философскому мировоззрению произошел одновременно и на Западе, и на Востоке примерно в 7-6 веках до н.э. в так называемое «осевое время». Действительно, этим временем датируются и первые школы греческой философии, и буддизм в Индии, и даосизм, конфуцианство в Китае. На важный вопрос истории философии о зарождении философского мышления и начале философии современная история философии все же отвечает: западная философия зародилась в античной Греции, несмотря на то, что существуют тексты еще более древние, нежели тексты античных философов. Однако значение древних восточных учений в многополярном мире нельзя недооценивать. 13

Читайте так же:  Приказ минфин 51н страховые резервы

14 Под философией Востока понимают учения Индии и Китая. Философия Индии: ведическая литература; брахманизм, учение о дыхании прана; Джайнизм (Махавира Вардхамана, VI в до н.э.); Буддизм (Сиддхартха Гаутама, VI в до н.э., примерно г до.н.э.); Разновидности буддизма: хинаяна (малая повозка), махаяна (большая повозка); Индийский материализм: локаята или «чарвака» по имени предполагаемого создателя (учение, направленное на этот мир); Другие учения, основанные на индуизме: санкхья, йога, вайшешика, ньяя, миманса веданта. Основные понятия индийской философии: брахман безличное сущее, универсальный принцип мира; атман духовная сущность каждого индивида; сансара круговорот жизни; карма закон воздаяния; нирвана выход из колеса сансары. Философия Китая: Классические книги китайской образованности, среди которых знаменитая «Книга перемен» (XII VI вв.до н.э.). Конфуцианство ( до.н.э.), книга «Лунь Юй» (Беседы и суждения); Даосизм (Лао-Цзы, старший современник Конфуция), книга «Дао дэ цзин». Основные понятия китайской философии: небо (тянь) наивысший принцип, который правит миром; инь и ян диалектическое единство и борьба противоположных начал, темного и светлого, женского и мужского, и т.п.; дао путь, который проживают все вещи, универсальный способ существования всего сущего, безымянно, не имеет источника, является источником всего; де (дэ) добродетель, нравственная сила; жэнь человечность, гуманизм; и моральное сознание, ли церемония, ритуал. Своеобразие восточной философии это ее этическая и социальная направленность. Значимая тема в конфуцианстве: приличия, нормы взаимодействия младших со старшими, практические наставления правителям, нормы поведения в быту, правила этикета. Например, концепция «сяо»: теория почтительного отношения к опыту старших. 14

15 Социальные структуры должны быть упорядочены, между людьми нужна субординация. Конфуций писал: «Небо определяет для каждого человека место в обществе, награждает, наказывает». К проблеме человека в философии Востока подходят не абстрактно, а с практической точки зрения. Дыхательная гимнастика это форма философии, ведет начало от учения о дыхании прана, есть также у даосов. Правильное дыхание рассматривается как путь достижения бессмертия. Йога не столько физкультура, сколько практический способ философствовать. Например, принцип дзен-буддизма: «главное правильно сидеть» (Сюнрю Судзуки). Правильная поза (организация тела) порождает правильные мысли. Философское учение на Востоке, как правило, религиозно. Характер религиозно-философских учений носят брахманизм, буддизм, конфуцианство. Для таких учений характерен «культ личности» создателя учения: существует легенда о том, что мать Лао-цзы носила его 80 лет и он родился «старым ребенком». В восточной философии выделяется принцип недеяния (у-вэй), который предписывает невмешательство в природный ход вещей. Этот принцип проявляется не только в философии. Например, приемы единоборства кун-фу направлены не столько на атаку, сколько используют инерцию агрессора (нападающего) в своих целях. Идеи философии Востока созвучны проблемам современного мира, который нуждается в гармонизации как отношений «человек природа», так и сложного внутреннего мира личности. А.А.Мавлюдов * * * 4. Древнегреческая натурфилософия Натурфилософия возникает в античную эпоху и означает «философия природы». Для нее характерна попытка найти первопричины и фундаментальные закономерности явлений природы. С появлением классической физики в XVII-XVIII веках натурфилософия утрачивает свое значение и открывает путь новой дисциплине философии науки. 15

16 Милетская школа является первой философской школой Древней Греции и Европы. Представителями данной школы являлись Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Философы данной школы пытались объяснить законы природы, искали первоначало всего сущего субстанцию, из которой возник космос, окружающий мир. Фалес ( г.г. до.н.э.) основатель милетской школы, первый античный философ, один из так называемых семи мудрецов. Он установил продолжительность года в 365 дней, время солнцестояний и равноденствий; предсказал солнечное затмение в 585 г. до н.э.; первым вписал треугольник в круг. Его мысли дошли до нас через устную традицию. Первопричиной всего Фалес считает воду. Первопричина это то, из чего происходят все вещи, из чего проистекает все сущее. Фалес мыслил воду как физис (в переводе с греческого на русский природа) то, что первично и постоянно в противоположность тому, что вторично и преходяще. У него физис нечто жидкое, текучее. Вода, которую мы пьем, одно из его состояний. Анаксимандр ( гг. до н.э.) вероятно, ученик Фалеса. Ему приписывают изобретение солнечных часов, составление первой у греков географической карты. До нас дошел фрагмент его трактата «О природе». Первоначалом является апейрон нечто, лишенное как внешних, так и внутренних границ. Количественно и качественно неограниченное, апейрон дает начало другим вещам. Это бесконечное начало выступает как божественное, поскольку оно бессмертно и неразрушимо. В отличие от античных богов, которые не умирали, но рождались, у него божество не умирает и не рождается. Анаксимен ( гг. до н.э.) ученик и друг Анаксимандра. Остались фрагменты его сочинения «О природе». Первоначало бесконечно и это воздух. Из него все происходит: что было, что будет и боги. Воздух, охлаждаясь, превращается в воду, затем в землю, приобретая предельную плотность, в камень. Огонь происходит из разреженного воздуха. Говорит о процессах «уплотнения» и «разрежения» в природе, т.е. фактически вводит принцип причинности в природе. Гераклит из Эфеса (544 год смерти неизвестен) принадлежал к царскому роду, но отказался от царства в пользу своего брата. Получил прозвища «темный» и «плачущий». Первое за сложность слога, которым изъяснялся, второе за то, что каждый раз, покидая порог дома, он обливался слезами, видя вокруг себя множество людей, дурно 16

17 живущих. Первоначалом Гераклит считает огонь. Космос никто не создавал, он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим. Высказывает идею мирового кругооборота, т.е. идею циклического развития. Циклы мировые пожары, в результате чего мир гибнет в огне, а затем рождается заново. Гераклит считается отцом диалектического понимание мира: все существующее постоянно переходит из одного состояния в другое. Его изречения: «все течет, все изменяется», «в одну и ту же реку нельзя дважды войти». Переход из одного состояния в другое совершается через борьбу противоположностей, которую Гераклит объявляет единым, всеобщим законом для всего сущего (всеобщим Логосом). Говоря о познании мира, считает, что человек открывает истину не усилием своего ума, а истина открывается, овладевает человеком, если он имеет соответствующую душу. Мудрец имеет «сухую» душу, глупец «влажную». Элейская школа представлена Ксенофаном, Парменидом, Зеноном. В противовес Гераклиту, который утверждал, что бытие изменчиво, подвижно, текуче, элеаты говорили об устойчивости, неподвижности бытия. В истолковании бытия они перешли от конкретных природных стихий (воды, воздуха, огня и т.п.) к бытию как таковому, или Абсолютному бытию. Оно вечно, не возникает и не уничтожается, оставаясь тождественным и равным самому себе. Бытие бесконечно во времени, предельно в пространстве. Оно неоднородно и непрерывно. Ксенофан ( гг. до н.э.) Абсолютное бытие называет Богом. Он первым из греческих мыслителей ставит вопрос о возможностях человеческого познания мира, т.е. выделяет гносеологию как особый раздел философии. Парменид ( гг. до н.э.) отмечал, что бытие это то общее, что присуще миру, это существование. Так как нечто не может одновременно быть и не быть, то бытие не может переходить в небытие и обратно. Признавая, что в реальности существует множество тел и отношений, отказывал всему этому в подлинной реальности. Бытие и небытие размещает в двух мирах. Подлинно существует единая неподвижная основа мира, лишь она принадлежит истинному миру сущности. А многообразный мир вокруг нас лишь видимость, мнимость. Уверен в превосходстве разума над чувствами, поэтому объявляет сущим то, что мыслится, а не то, что воспринимается чувствами. 17

18 Зенон Элейский ( гг. до н.э.) друг и ученик Парменида. Он сформулировал апории (затруднения, неразрешимые проблемы): «Ахилл», «Летящая стрела», «Дихотомия». Например, быстроногий мифологический герой Ахилл никогда не догонит черепаху, которая убегает от него: когда он достигнет места, где она была, то она успеет переместиться дальше, а когда он достигнет этого нового места, то она вновь переместится хоть на сколько-нибудь и т. д. до бесконечности. Апории показывают сложности, несовершенство и противоречия в познании мира человеком, в частности сложности познания и описания движения и времени. На Сицилии существовала Школа Пифагора. Ее основатель Пифагор ( гг. до н.э.) считался сыном бога Гермеса, ему приписывали идею перевоплощения души, знание всех его прошлых перевоплощений. Пифагорейцы представляли своеобразный тайный союз, который играл важную политическую роль и его члены стояли во главе ряда полисов. Пифагорейцы обратили внимание на количественную сторону бытия вещей. Число управляет материальной, духовной и нравственной сферами. Все вещи пытались охарактеризовать совокупностью чисел: все тела занимают определенный объем, имеют поверхность, вес и т.п. Поверхность можно свести к линии, линию к точке, точку можно обозначить числом. Предельный элемент деления всего единица. Последняя своеобразный атом. Она, как и атом, чувственно не воспринимается. Демокрит ( гг. до н.э.) создатель атомистического учения. Много путешествовал: Вавилон, Египет, Индия, Эфиопия. Когда его обвинили в растрате наследства, он прочитал свое сочинение «Большой мирострой» и получил в награду 500 талантов (1 талант = 26,2 кг.серебром). В его честь на родине возводились медные статуи. Все что существует писал Демокрит это атомы и пустота. Атом (атомос в переводе с гр. неделимое) един, неделим, неуничтожим, обладает формой. Атомы и пустота единственная реальность. Пустота это место, где атомы передвигаются, она находится как вне тел, так и внутри тел. Атомы же пустоты не содержат. Число атомов в мире бесконечно, следовательно, признается бесконечность мира в пространстве. Окружающие вещи постигаем с помощью чувств, атомы постигаются с помощью ума. Соединения атомов образуют все многообразие природы. Атомы складываются в различные конфигурации, которые мы воспринимаем как отдельные вещи. Таким образом, вещи различаются лишь по коли 18

19 честву своих атомов, их форме, порядку и положению. Также атомы находятся в постоянном движении.душа также состоит из атомов: шарообразных, огнеподобных. Душа смертна вместе с телом и со смертью тела распадается на атомы. Демокрита, с точки зрения его учения, можно назвать материалистом (хотя, будучи язычником, он материалистом является не вполне). Его позиция получила название «линия Демокрита» в отличие от «линии Платона», означающей идеализм в философии. Разработал принцип причинности: ничего не возникает не только из ничего, но и без причины. Сторонник жесткого детерминизма, который исключает наличие случайности. А.А.Мавлюдов * * * 5. Философское осмысление человека в античности: софисты и Сократ Впервые в античной философии софисты обратили внимание на проблему человека и его сознания. Пик их деятельности пришелся на вторую половину V в. до н.э. Различают «старших софистов» (Протагор, Горгий, Гиппий, Антифонт и др.) и «младших» (Алкидам, Критий и др.) У натурфилософов человек погружен в природный мир и живет в нем как составляющая гармонии космоса. Софисты впервые выделили особую сферу жизнедеятельности человека культуру. Но в этой сфере человек действует, руководствуясь личной выгодой и индивидуальным произволом. Антифонт считает, что законы государства противоречат природе человека. Чтобы разрушить это противоречие, предлагает быть двуличным: на людях соблюдать предписания государства, а втайне подчиняться велениям природы. Софисты были первыми платными учителями древних греков. Учили умению рассуждать и искусству красноречия (риторике), особенно доказывать свою правоту любыми способами. У софистов проблема истины трансформировалась в проблему публичного оправдания наших поступков. Для софистов «истин» много, для каждого она своя. Протагор говорил что «человек есть мера всех вещей». Чувственные восприятия субъективны: то, что здоровому человеку кажет 19

20 ся сладким, больному покажется горьким. Значит, человеческое познание относительно. Следовательно, объективно-истинное познание невозможно, всякое знание условно, относительно. Такая позиция в философии и науке получила название релятивизм, который близок понятию скептицизм. Релятивизм в теории познания служил им для оправдания нравственного релятивизма, т.е. условности как правовых, так и моральных норм. Сократ ( гг. до н.э.) в отличие от натуралистов, размышлявших: «Что такое природа и последняя реальность вещей?» задумывается над проблемой: «В чем природа и последняя реальность человека?». На этот вопрос он отвечает следующим образом: человек это его душа, что отличает его от других существ. Под душой он понимает разум и нравственно ориентированное поведение. Другими словами человек это интеллектуальная и моральная личность. Следовательно, в особой заботе нуждается не сколько тело человека, а его душа. Высшая задача воспитателя взращивание души. Сократ говорил: «не от богатства рождается добродетель, но из добродетели богатство и все прочее» Сократ совершает переворот в традиционной системе ценностей греков. Добродетель по Сократу это то, что делает душу благой и совершенной, а это знание и познание. В этике Сократа лежат два положения: Добродетель (т.е. мудрость, справедливость, постоянство, умеренность) есть всегда знание, а порок невежество; Никто не грешит сознательно, зло совершается по незнанию. Размышляя над проблемой свободы человека, полагает, что человек должен добиваться власти над собой, основываясь на своих добродетелях, т.е. превосходство разума проявляется в самообладании. Самообладание это власть разумного начала над животным, господство разумного это и есть свобода. Истинно свободный человек тот, кто знает, как управлять своими инстинктами, кто победил свои инстинкты. Сократ выработал метод познания, получивший название «майевтика». Суть этого метода не в том, чтобы научить истине, а в том, чтобы благодаря логическим приемам, наводящим вопросом подвести собеседника к самостоятельному нахождению истины. Диалектика (искусство спора) Сократа состоит из двух моментов: «опровержения» и «майевтики». Чтобы осуществить это Сократ применяет маску «незнания» и «иронию». В отличие от софистов, при 20

21 нимавших позу всезнаек, он принимал образ ничего не ведающего человека «Я знаю, что ничего не знаю». «Опровержение» деструктивный момент его диалектики. Заставив признать его невежественным, он своими замечаниями и выводами подчеркивал неполноту суждений собеседника, их противоречивость, а затем критиковал и опровергал. Душа не может постичь истину, если она не «беременна» ею, считал Сократ. Ученик, душа которого беременна истиной, нуждается в помощи со стороны, в своего рода «повивальной бабке» для высвобождения истины на свет. Это и есть «майевтика» Сократа. Сократ не оставил после себя написанных работ, он вошел в историю как мудрец, философ-педагог, выдающийся полемист. Был неудобен для властей, ложно обвинен в богохульстве, совращении молодежи, приговорен к смерти и казнен. А.А.Мавлюдов * * * 6. Классическая античная философия. Платон Платон ( гг. до н.э.) ученик Сократа. Оставил после себя 36 произведений. Философия Платона изложена в форме диалогов, главным героем которых является Сократ, беседующий с одним или несколькими слушателями. Платон различает два вида бытия: видимый и невидимый, который улавливается только интеллектом. Причиной умопостигающей реальности является Эйдос (идея) или Форма. Идеи это не мысли человека, это подлинное бытие. Идеи это сущность вещей, т.е. то, что делает каждую из них тем, что она есть. Этот мир идей он называет Гиперурания, которая находится над небесами. Идеи лишены цвета, фигуры, неосязаемы. Это умопостигаемый мир, который доступен лишь возвышенной части души уму. Мир идей образован из множества идей: идеи всех вещей; идеи эстетических и моральных ценностей; идеи различных телесных образований; идеи математических формул и геометрических фигур и т.п. Эти идеи никем и ничем не порождены, они не разложимы и неизменны. 21

Читайте так же:  Налог с транспорта в 2019 году в крыму

22 Мир идей представляет собой иерархически организованную систему, в которой идеи нижнего яруса подчинены более высоким вплоть до идеи на вершине яруса, которая есть условие всех остальных и не обусловлена никакой другой. Второе начало мироздания материя (у Платона «хора» пространственность). Она также незрима, бесформенна, способна принимать различные формы, т.е. является источником вещности. Однако ее надо отличать от вещной материи, доступной чувственному восприятию. Также есть третье начало душа космоса. Идеи дают только форму, структуру. Они безжизненны. Материя дает телесность, пространственность. Душа космоса связывает мир идей и мир вещей. На вопрос: как идеи воздействуют на чувственный физический мир, как из хаоса рождается космос, Платон отвечает следующим образом: есть некий Бог творец, Демиург, который взяв за образец мир идей, слепил как мастеровой «хору» и породил физический мир. Таким образом, есть модель (мир идей), копия (физический мир) и творец, автор копии согласно модели. Теория познания (гносеология) Платона получила название «анамнезис», т.е. «воспоминание». Душа человека бессмертна, находясь на небе, созерцает идеальный мир (мир идей). Ей доступна реальность как по эту сторону мира, так и по другую. Процесс познания это извлечение душой из самой себя истины, которой она владеет как своей сутью. Процесс извлечения из себя и есть воспоминание, «анамнезис». Познаваемо лишь бытие, небытие непознаваемо. Поскольку между бытием и небытием есть промежуточная реальность сфера чувственного, постольку есть и промежуточное познание между наукой и невежеством «doxa» (докса) мнение. Оно может быть правдоподобным и полезным, но всегда остается неустойчивым, т.к. в своей основе неустойчив мир чувств, в котором обретается мнение. Процесс познания представляет собой процесс восхождения от идеи к идее, пока не будет достигнута вершина, т.е. безусловное. Этот процесс восхождения диалектика, а философ диалектик. Есть диалектика «восходящая», которая, освобождаясь от чувств и чувственности, ведет от высшей идеи к идеям общим, а затем к определенной идее. Учение об идеальном государстве Платона. Основным принципом идеального государства он считает справедливость. Город государство (полис) должен состоять из трех классов. Первый образован из 22

23 людей, у которых преобладает наиболее примитивная часть души вожделеющая. Это крестьяне, ремесленники, купцы. Второй класс из людей, в коих преобладает волевая часть души (воины). Третий класс правители, это те, кто умеет познавать и созерцать Благо, у кого преобладает рациональная часть души, т.е. мудрецы (философы). Совершенное государство это такое государство, в котором воцаряется гармония как между тремя частями души (вожделеющая, страстная и рациональная) каждого человека, так и гармония между тремя классами. Создает эту гармонию каждый гражданин и любой из классов, понимая собственное место и исполняя свое дело наилучшим образом по природе своей и по закону. Предлагая для сословия воинов общность имущества, жен и детей, одинаковое образование и жилища, Платон преследует цель построить город семью, где все любили бы друг друга как матери, отцы, дети, братья, сестры. Он мыслил избавить общество от эгоизма и навсегда победить «мое» и «твое». Все обязаны были говорить только «наше». А.А.Мавлюдов * * * 7. Классическая античная философия. Аристотель Аристотель ( гг. до н.э.) «самая универсальная голова среди древнегреческих философов» (Ф. Энгельс). В 17 лет прибыл в Афины в «Академию» Платона (философскую школу), где пробыл 20 лет. По приглашению царя Филиппа был воспитателем Александра Македонского. Вернулся во второй раз в Афины когда ему было 50 лет. Открыл свою философскую школу Ликей, которую возглавлял 12 лет. Имел не одну сотню учеников. Занятия проходили в саду для прогулок, поэтому его учеников называли перепатетиками, т.е. «прогуливающимися». Оставил после себя огромное количество трудов, которые можно разделить на 8 групп: логика; философия природы; психология; биология; философия (метафизика); этика; политика и экономика; риторика. Аристотель разделяет науки на 3 больших раздела: Теоретические, которые ведут поиск знания ради него самого; 23

24 Практические, которые добиваются знания ради достижения морального совершенствования: Науки продуктивные, цель которых производство определенных объектов. Выше всех стоят науки теоретические, которые образованы из метафизики, физики и математики. Термин «метафизика» ввел, по всей вероятности, Андроник Родосский (I в до н.э.) в связи с изданием сочинений Аристотеля. Сам же Аристотель употреблял термин «первая философия» в отличие от второй философии физики. Метафизика это наука об умопостигаемом, т.е. о том, что находится за пределами нашего опыта. Метафизика наиболее возвышенная из наук, поскольку она не связана с материальными нуждами, она не преследует эмпирические или практические цели. Аристотель отмечает, что метафизика есть исследование первых причин и выделяет 4 причины: Причина формальная; Причина материальная; Причина действующая; Причина финальная (целевая). Он также определяет, что предметом метафизики является бытие. Причем он различает: 1) бытие как категории, которые являются главными значениями бытия (субстанция и сущность, качество, количество, отношение, действие, страдание, место, время, иметь, покоиться); 2) бытие как акт и потенция (зерно это урожай в потенции); 3) бытие как акциденция (бытие случайное и непредвиденное); 4) бытие как истина (присуще человеческому интеллекту, рассматривающему вещи как соответствующие или не соответствующие реальности). Первые две группы значения бытия являются предметом метафизики, особенно проблема субстанции. Аристотель исходит из того, что все сущее состоит из 2-х начал: 1) Из формы (эйдоса, идеи). Она составляет суть вещи. Это субстанция в полном смысле слова. Однако это не платоновская форма, находящаяся вне вещей, а внутренне присущая самой вещи форма (эйдос), т.е. форма в материи. Это принципиальное расхождение со своим учителем Аристотель выразил словами: «Платон мне друг, а истина дороже». 24

25 2) второе начало материя (у него «гиле» лес как строительный материал). Различает «первую» и «вторую» материю. «Вторая материя» - это глина, медь и т.п., то, что воспринимается при помощи чувств. Первая материя постигается только умом, которая лежит в основе мироздания как абсолютно бесформенное, поскольку это неопределенное начало бытия. «Первоматерия» не имеет никаких определений, о ней ничего нельзя сказать, кроме того, что она существует. Материя пассивна, безжизненна, она не способна сама из себя ничего породить. Материя это «потенция», и потенциальность, т.е. способность принять форму. Форма выступает как «актуализация» этой способности. Иначе говоря, вещь возникает тогда, когда в материю вносится форма, т.е. происходит актуализация. Актуальность он назвал «энтелехией», т.е. реализация, совершенность. Душа это энтелехия тела, поскольку она есть сущность, или форма тела. Форма обладает абсолютным приоритетом и превосходством над материей. Последняя мыслима лишь как направленная к форме. Форму вносит материю Бог, т.е. сверхчувственная субстанция, Абсолют, перводвигатель. Он вечен, недвижим, лишен потенциальности и материи, неделим, бесстрастен и неизменен. Высшая цель человека, полагает Аристотель, это счастье. Богатство как цель не имеет смысла. Высшее благо и счастье в совершенствовании себя как человека, т.е. в активности. Активность разума цель, достойная человека. Лишь тот добродетелен, кто стремится к мудрости. Различает две добродетели: рассудительность, или практическая мудрость, и «Sophia», т.е. мудрость. Рассудительность заключается в установлении что благо и что зло для человека. Мудрость в познании реальности, которая лежит по ту сторону человека, т.е. это метафизика. А.А.Мавлюдов * * * 8. Философия эпохи эллинизма и Древнего Рима: киники, эпикурейцы, скептики, стоики и неоплатоники Эпоха эллинизма (III в. до н.э. 529 г. н.э.) характеризуется распространением греческой (эллинской) культуры во время походов 25

26 Александра Македонского и последующим закатом полисов (городов государств). Основные течения этого времени: кинизм, эпикуреизм, стопцизм, скептицизм, неоплатонизм. Они обосновывают не гражданскую активность и добродетель, а личное спасение и невозмутимость души, индивидуализм. Школа киников получила название от места, где происходило обучение (Kynosarges). Наиболее известен Диоген из Синопа ( гг. до н.э.), хотя основателем является Антисфен ( гг. до н.э.). Ощущения единственный источник познания окружающего мира. Они только свидетельствуют о существовании отдельных тел. Общие понятия только слова, наименования. Любую вещь можно лишь назвать, но ничего содержательного о ней сказать нельзя. Мораль также крайне проста. Антисфен доводит до крайности принцип Сократа: «ни в чем не нуждаться». Он имел в виду отказ от потребностей, продиктованных изменчивой модой, тщеславием, пороками. Антисфен же утверждал, что всякое удовольствие есть зло. (Предлагал обнимать мраморную статую в мороз и лежать в горячем песке летом). Киники проповедовали отказ от дома и семьи, богатства и любых общественных обязанностей. Цель такого образа жизни «автаркия» (самодостаточность). Мудрец это человек, достигший за счет опрощения и отказа от общественных норм, требований наиболее естественного состояния жизни. Антисфен, особенно Диоген, пренебрегали приличиями, общественными нормами, призывали близости к «естеству», прилюдно справляли естественные надобности. Киники считали, что человек отошел в своей жизни от истинного природного состояния. Отсюда по преданию Диоген бегал днем по площади с фонарем с возгласами: «Ищу человека!». Киники (гр. kynikoi, лат. сynici) в переложении на латынь циники. Характеристика «циник» подучила значение человека, который проговаривает нечто прямо, грубо и, невзирая на этические нормы. Эпикуреизм учение и образ жизни, который обосновывали Эпикур (341/ гг. до н.э.) и его последователи. Эпикур разделяет атомистическое учение Демокрита, который характеризует атомы по величине, форме и положению в пространстве. Однако Эпикур приписывает им еще одно свойство тяжесть. Он материалист, отрицает бессмертие души, так как она состоит из атомов. Эпикуреизм ищет способ избавления человека от страдания, полагая, что для счастливой жизни человеку необходимо отсутствие телесного страдания и невозмутимость души (атараксия). Основной 26

27 принцип этики Эпикура удовольствие, поэтому эпикуреизм также называется эвдемонизмом. Стремление к наслаждениям, или гедонизм, это уже извращенный эпикуреизм. Так, например, в Древнем Риме эпикурейство принимает крайние формы: обжорство, пьянство, блуд, прожигание жизни. Потребительство и эгоизм сочетались с разочарованием в общественных делах и политической деятельности. Смысл бытия виделся только в наслаждениях. Стоицизм. Основателем стоицизма является грек Зенон из Китиона (конец IV в. до н.э.). Стоики сравнивали философию с садом. Логика ограда, этика деревья, физика плоды. Они характеризовали философию как «упражнение в мудрости», основной частью ее они считали логику. Она учит оперировать понятиями, образовывать суждения и умозаключения. Без нее нельзя понять ни физику, ни этику, которая занимает огромное место в философии стоицизма. Стоицизм есть результат разочарования не только в общем, но и в индивидуальном существовании. Если эпикурейство распространено в основном среди имущих классов римского общества, то стоицизм во всех слоях общества. Сенека (4-65 гг.) крупный сановник и воспитатель императора Нерона; Марк Аврелий ( гг.) римский император; Эпиктет ( гг.) раб, затем вольноотпущенник. Сенека говорил: «Мы можем не иметь того, что желаем, но мы можем не желать того, что не имеем». Важнейшее место в учении стоиков занимает душа. Она понимается как некая материальная пневма (воздух), смесь воздуха и огня. Чем больше в этой смеси огня, тем разумнее тело. Наименее напряженная холодная пневма у тел неживого мира, а наиболее напряженная и горячая у мудрого человека. Пневма мудреца это чистый огонь. Душа, будучи материальной пневмой, стремится к внутренней гармонии и равновесию, тогда как страсти это результат неуравновешанности и дисгармонии в душе. Выделяют четыре страсти: страх, печаль, вожделение и наслаждение. Душа борется со страстями, которые возникают в результате чрезмерного сжатия, расширения и возбуждения пневмы. Основной мотив этики стоицизма изменение жизни к лучшему невозможно. Единственное, что может сделать человек это достойно переносить удары судьбы: несчастья, болезни, смерть. Особое влияние стоицизм получил в Риме в I веке. Философия у стоиков есть не столько философия познания, сколько учения укрепления и утешения людей в мире невзгод. «Человек не может повлиять на обстоятельства 27

28 своей жизни, но может над ними духовно возвыситься» так учили стоики. Стоическая философия, которую называли «философией усталого духа», предлагала достижение атараксии, т.е. невозмутимости и бесстрастности, с которыми человек должен переносить невзгоды, быть готовым ко всему страшному на свете. Скептицизм течение в эллино-римской философии, отвергающее возможность объективного знания о природных и социальных процессах. Термин «скептицизм» происходит от древнегреческого скепсис, что означает рассматривание, разбор, колебание и обозначает направление в гносеологии (теории познания), которое проводит мысль, что всякое знание недостоверно. Непосредственным источником скептицизма в Греции стала софистика (Протагор, Горгий и др.). Основатель скептицизма Пиррон ( гг. до н.э.). Он, как и Сократ, излагал свои идеи устно. Пиррона интересует проблема: как стать счастливым? Для этого достаточно ответить на 3 вопроса: Что такое то, что нас окружает Как мы должны относиться к тому, что нас окружает Что должно следовать из этого отношения Он пришел к выводу, что мы не можем знать, что такое мир, что такое вещи, которые его составляют, и, что такое процессы, в нем происходящие. В мире все относительно, все вещи одинаковы и неодинаковы, постоянны и непостоянны, иначе говоря, они непознаваемы. На вопрос: «А не умер ли ты Пиррон?» последний отвечал: «Не знаю». Из этого следует наше отношение ко всему, что есть и происходит в мире. Это отношение должно состоять в полном воздержании от каких-либо суждений и это воздержание должно быть полным, т.е. следует воздерживаться не только от категорических, но и проблематических суждений. Из этого должна следовать бестревожность, невозмутимость, безмятежность, т.е. «атараксия». Но можно ли жить, во всем сомневаясь? По одной версии Пиррон был безразличен как к своей жизни, так и к жизни других людей. Рассказывают, что когда учитель Пиррона Анаксарх тонул в болоте, Пиррон прошел мимо и не оказал никакой помощи. Люди бранили за это Пиррона, но спасшийся от утопления Анаксарх похвалил своего ученика за только что проявленное им безразличие и невозмутимость. 28

Для любых предложений по сайту: [email protected]