Утверждена форма декларации об использовании "дальневосточного гектара"
В указанной декларации граждане будут указывать свои ФИО, CНИЛС, данные паспорта или другого документа, удостоверяющего личность, адреса регистрации и электронной почты, телефоны и кадастровые номера земельного участка (приказ Минвостокразвития России от 16 апреля 2018 г. № 63 "Об утверждении формы декларации об использовании земельного участка, предоставленного гражданину (гражданам) Российской Федерации в безвозмездное пользование" 1 ).Также в ней будут отражаться реквизиты договора пользования "дальневосточным гектаром", вид разрешенного использования участком, осуществляемые виды деятельности и основания для этого.
Кроме того, нужно будет указать сведения об использовании земельного участка в соответствии с выбранными видами его разрешенного пользования, в том числе предусматривающими строительство объектов недвижимости, ведение сельского хозяйства, садоводства, огородничества, а также животноводство, скотоводство, звероводство, птицеводство, свиноводство, пчеловодство и рыбоводство. По общему правилу, для всех указанных видов деятельности нужно будет указывать вид разрешенного использования земельного участка, с указанием его кода и описанием осуществляемой хозяйственной и другой деятельности.
Однако для земельных участков, на которых предусматривается строительство объектов недвижимости, необходимо будет указать вид, назначение, наименование, адрес (местоположение), кадастровый номер объекта недвижимости и реквизиты разрешения на его строительство. А для земельных участков, предусматривающих, в частности, ведение сельского хозяйства, занятие садоводством и огородничеством, потребуется также указать площадь участка, на которой произведены работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы в кв. м.
Приказ вступит в силу 11 сентября.
Напомним, что с 1 февраля прошлого года бесплатно оформить в пользование гектар земли на Дальнем Востоке может каждый гражданин страны. Получить его можно в безвозмездное пользование на пять лет (ч. 4 ст. 19 Федерального закона от 1 мая 2016 г. № 119-ФЗ "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", далее – Федеральный закон от 1 мая 2016 г. № 119-ФЗ). При этом в течение первого года гражданин должен решить, каким образом он будет использовать участок, а через три года – задекларировать освоение (ч. 7, ч. 22 ст. 8 Федерального закона от 1 мая 2016 г. № 119-ФЗ).
1 С текстом приказа Минвостокразвития России от 16 апреля 2018 г. № 63 "Об утверждении формы декларации об использовании земельного участка, предоставленного гражданину (гражданам) Российской Федерации в безвозмездное пользование" и материалами к нему можно ознакомиться на Официальном интернет-портале правовой информации (№ опубликования 0001201808310017).
Получателям "дальневосточного гектара" могут разрешить при необходимости менять предоставленный участок на равноценный
Некоторые получатели земельных участков на Дальнем Востоке столкнулись с тем, что не могут использовать предоставленную землю по тому назначению, которое они обозначили при подаче документов на участие в программе "Дальневосточный гектар". Например, некоторые участки, предоставленные заявителям для индивидуального жилищного строительства, оказались расположенными у болот. Об этом сообщил на состоявшейся вчера пресс-конференции статс-секретарь – заместитель Министра РФ по развитию Дальнего Востока Павел Волков. "Такая проблема существует. Не всегда сразу понятно, что это за земля, которую ты берешь. Мы собираемся разработать соответствующие критерии, по которым гражданин получает право поменять предоставленный земельный участок. Такая возможность у граждан будет всего один раз", – отметил он.
При этом, по словам генерального директора Агентства по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке Валентина Тимакова, согласно статистике агентства, более половины обратившихся за земельными участками граждан уже четко знают, чем займутся на своей земле. "38,6% заявителей планируют использовать участок под индивидуальное жилищное строительство. Развитие личного подсобного хозяйства и проектов в сфере сельского хозяйства – второй по популярности вид использования "гектара" (28,6%)", – рассказал он. Напомним, что по правилам программы определиться с видом использования участка заявитель не обязан сразу: уведомить уполномоченный орган о выбранных виде или видах разрешенного использования такого земельного участка получатель должен в течение года после заключения договора безвозмездного пользования земельным участком(ч. 7 ст. 8 Федерального закона от 1 мая 2016 г. № 119-ФЗ "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; далее – закон № 119-ФЗ). А первый отчет о формате использования подается только через три года (ч. 22 ст. 8 закона № 119-ФЗ). "Чтобы помочь получателям эффективно использовать полученный участок уполномоченными органами будут приняты все возможные меры поддержки, которые могут быть полезны при освоении земли", – подчеркнул Павел Волков.
Кроме того, министерство предлагает изменить механизм оформления прав на полученный земельный участок. Согласно действующему законодательству по истечении 5 лет со дня предоставления земли в безвозмездное пользование гражданин имеет право получить данный участок либо в аренду, либо в собственность бесплатно или в отдельных случаях за плату (ч. 5 ст. 2 закона № 119-ФЗ). "Мы хотим предоставить возможность тем гражданам, которые смогли освоить свой гектар раньше, оформлять землю в собственность или аренду до истечения 5 лет", – рассказал Волков.
Еще одной мерой поддержки станет освобождение от налога на доходы физических лиц и страховых взносов до 2035 года получателей гектара – самозанятых граждан. "Мы надеемся максимально быстро предоставить гражданам такую льготу. Пока мы предусматриваем ее предоставление до 2035 года, – сказал он. – Речь идет о тех людях, которые сами работают на земле или привлекают для освоения участка членов своей семьи". Перечень видов такой деятельности, как предполагается, правительство будет утверждать отдельно. Планируется, что пакет поправок внесут в Госдуму уже в весеннюю сессию.
Напомним, что программа "Дальневосточный гектар" стартовала с 1 июня 2016 года. Однако тогда право бесплатного получения участка могли получить только жители Дальнего Востока. А уже с 1 февраля прошлого года возможность бесплатно оформить в пользование гектар земли на Дальнем Востоке появилась у каждого гражданина страны (ч. 4 ст. 19 закона № 119-ФЗ). Так, граждане могут получить в безвозмездное пользование на пять лет земельный участок площадью не более 1 Га, находящийся на территории Дальнего Востока. По словам Павла Волкова, с момента действия программы подано 109,5 тыс. заявлений на предоставление дальневосточной земли и предоставлено более 35 тыс. Га таких участков.
Граждане РФ могут получить в свое безвозмездное пользование, собственность или аренду земельный участок площадью до 1 гектара на территории Дальневосточного федерального округа
Гражданину РФ однократно на основании его заявления может быть выделен в безвозмездное пользование на 5 лет земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности и расположенный на территории одного из субъектов РФ, входящих в состав Дальневосточного федерального округа (Республика Саха (Якутия), Камчатский край, Приморский край, Хабаровский край, Амурская область, Магаданская область, Сахалинская область, Еврейская автономная область, Чукотский автономный округ). Устанавливаются требования к содержанию заявления о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование. После проведения проверки заявления уполномоченный орган в срок не позднее 20 рабочих дней после поступления заявления подготавливает проект договора безвозмездного пользования земельным участком, принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка (по основаниям, указанным в законе) либо осуществляет действия, необходимые для образования земельного участка (в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать).
Для предоставления гражданам земельных участков создается федеральная информационная система.
Земельный участок может использоваться гражданином, которому он предоставлен, для осуществления любой не запрещенной федеральным законом деятельности при соблюдении установленных федеральным законом условий. По истечении трех лет со дня заключения договора безвозмездного пользования земельным участком гражданин обязан в течение трех месяцев предоставить в уполномоченный орган декларацию об использовании земельного участка. В случае ее непредставления уполномоченный орган вправе провести внеплановую проверку соблюдения гражданином требований земельного законодательства. До окончания срока действия договора безвозмездного пользования земельным участком (но не ранее чем за 6 месяцев) гражданин вправе подать в уполномоченный орган заявление о предоставлении такого земельного участка в собственность или аренду на срок до 49 лет. Участок из состава земель лесного фонда может быть предоставлен только в аренду.
Устанавливается, что не допускается заключение договоров, предусматривающих переход прав собственности, владения и (или) пользования, в отношении предоставленных земельных участков иностранным физическим и юридическим лицам и государствам.
В связи с принятием Федерального закона вносятся соответствующие изменения в Федеральные законы "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", "О личном подсобном хозяйстве", "О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую", "О государственном кадастре недвижимости", "О государственной регистрации недвижимости", Земельный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. До 31 мая 2016 года высшие органы исполнительной власти субъектов РФ должны определить муниципальные образования, в которых положения о предоставлении участков в безвозмездное пользование будут применяться с 1 июня 2016 года. В иных муниципальных образованиях положения Федерального закона начинают применяться с 1 октября 2016 года.
До 1 февраля 2017 года земельные участки могут предоставляться только гражданам РФ, имеющим регистрацию по месту жительства на территории соответствующего субъекта РФ.
Кроме того, до 1 января 2018 года устанавливаются дополнительные основания для отказа в предоставлении гражданину земельного участка.
До 1 июня 2016 года федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления должны предоставить оператору информационной системы сведения о территориях, землях и зонах, в границах которых не могут быть предоставлены земельные участки.
Штрафы по страховым взносам в 2019 году
Полный список штрафов по страховым взносам в 2019 году — в нашей статье.
Изменения в штрафах по взносам в 2019 году
В 2019 году ФНС администрирует уплату страховых взносов на обязательное (глава 34 НК РФ):
- пенсионное страхование;
- медицинское страхование;
- социальное страхование на случай временное нетрудоспособности и в связи с материнством.
Поэтому штрафы по этим видам взносов с 2019 года надо платить в ФНС. И назначать штрафы должны налоговики.
Контролировать взносы на случай травматизма по-прежнему в 2019 году должно ФСС. И штрафы за неуплату и несвоевременный отчет по этим взносам назначит ФСС.
Штраф за опоздание с отчетом
Если вы вовремя не представите в ФНС сводный отчет по взносам, вам грозит штраф в размере 5% от суммы взносов к уплате по отчету за каждый полный или неполный месяц просрочки. При этом штраф не может быть меньше 1000 руб. и больше 30% от суммы взносов к уплате (п. 1 ст. 119 НК РФ).
Напомним, что сводный отчет по взносам надо представлять в 2019 году не позднее 30 числа месяца, следующего за отчетным (расчетным) периодом (п. 7 ст. 431 НК РФ). Как рассчитать сумму штрафа, покажем на примере.
Пример. Как рассчитать штраф за опоздание со сводным отчетом по взносам
ООО «Альянс» представило в ИФНС сводный отчет по взносам за I квартал 2019 года только 15 мая 2019 года. Сумма взносов к уплате по отчету — 18 000 руб. Покажем, какой штраф должно будет заплатить общество за опоздание с расчетом.
Срок сдачи отчета за I квартал 2019 года – 2 мая 2019 года, так как 30 апреля – выходной. ООО «Альянс» опоздало с отчетом на один неполный месяц. Сумма штрафа рассчитывается как 5% от взносов к уплате, то есть 900 руб. (18 000 руб. х 5%). Однако это меньше минимального штрафа в 1000 руб. Поэтому ООО «Альянс» заплатит минимальный штраф 1000 руб.
Штраф за нарушение способа сдачи расчета по взносам
Если вы должны сдавать отчет в электронном виде, а сдали его на бумаге, вам грозит штраф 200 руб. (ст. 119.1 НК РФ). Правда, упрощенцам такие штрафы не грозят. Поскольку электронная отчетность обязательна лишь для организаций со среднесписочной численностью более 100 чел (п. 3 ст. 80 НК РФ). А такие организации не вправе применять УСН (подп. 15 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).
Штраф за неуплату взносов из-за искажения базы по страховым взносам равен 20% от неуплаченной суммы (п. 1 ст. 122 НК РФ). А если налоговики докажут, что вы занизили базу намеренно, штраф вырастет до 40% от неуплаченной суммы (п. 2 ст. 122 НК РФ).
Штрафы по взносам на случай травматизма
Штраф за опоздание с расчетом 4-ФСС равен 5% от суммы вносов к уплате за последние три месяца расчетного периода за каждый полный или неполный месяц опоздания. При этом сумма штрафа не может быть меньше 1000 руб. и больше 30% от суммы взносов к уплате (п. 1 ст. 26.30 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ, далее – Закон № 125-ФЗ).
Штраф за несоблюдение способа подачи расчета в 200 руб. грозит работодателям, которые были обязаны подать 4-ФСС в электронном виде, но представили его на бумаге. Напомним, что электронный расчет 4-ФСС обязателен для работодателей, у которых за 2016 год среднесписочная численность работников превысила 25 чел. Также электронный отчет обязаны сдавать вновь зарегистрированные фирмы, которые выплатили доходы более чем 25 физлицам. Все остальные вправе сдавать отчеты как на бумаге, так и электронно через интернет.
Штраф за неуплату взносов из-за занижения базы для расчета равен 20% от суммы неуплаченных взносов (ст. 26.29 Закона № 125-ФЗ). Если же инспекторы ФСС докажут, что вы занизили базу по взносам намеренно, штраф равен 40% от неуплаченной суммы.
Статьи про документы бухгалтеров, которые все еще могут требовать налоговики
Эти статьи вы можете прочитать под бесплатным доступом (дается на три дня). Постоянную подписку оформите на нашей странице подписки.
Федеральный закон от 28 декабря 2016 года №502-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принят Государственной Думой 21 декабря 2016 года
Одобрен Советом Федерации 23 декабря 2016 года
Внести в Федеральный закон от 1 мая 2016 года № 119-ФЗ "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, № 18, ст. 2495) следующие изменения:
1) в статье 2:
а) часть 3 изложить в следующей редакции:
"3. Законами субъектов Российской Федерации, указанных в статье 1 настоящего Федерального закона, могут быть определены территории, в границах которых земельные участки не могут быть предоставлены в безвозмездное пользование в соответствии с настоящим Федеральным законом.";
б) дополнить частями 3 1 и 3 2 следующего содержания:
"3 1 . Высшее должностное лицо соответствующего субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) вносит проект указанного в части 3 настоящей статьи закона субъекта Российской Федерации в законодательный (представительный) орган государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
3 2 . Предусмотренный частью 3 1 настоящей статьи проект закона субъекта Российской Федерации должен содержать согласованные с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим на территории Дальневосточного федерального округа функции по координации деятельности по реализации государственных программ и федеральных целевых программ, описание местоположения территорий, в границах которых земельные участки не могут быть предоставлены в безвозмездное пользование в соответствии с настоящим Федеральным законом, площадь таких территорий и основания, по которым земельные участки в границах таких территорий не могут быть предоставлены гражданам в безвозмездное пользование.";
в) в части 7 слова "лесным законодательством" заменить словами "а земельного участка из состава земель лесного фонда органом государственной власти, уполномоченным на предоставление лесных участков в соответствии с лесным законодательством";
2) в статье 5:
а) в части 6 слова "вправе направлять" заменить словом "направляет";
б) дополнить частью 15 следующего содержания:
"15. Полномочия органа регистрации прав, установленные настоящим Федеральным законом, за исключением полномочий, указанных в статье 6, частях 10 и 11 статьи 8, части 14 статьи 10 настоящего Федерального закона, по решению этого органа могут быть переданы подведомственному ему федеральному государственному бюджетному учреждению.";
3) в статье 7:
а) пункт 2 дополнить словами ", за исключением случаев, если такой земельный участок ранее был предоставлен заявителю на основании акта о предоставлении земельного участка, изданного органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания этого акта на момент его издания, и (или) на нем расположены объекты недвижимости, принадлежащие ему на праве собственности";
б) пункт 16 изложить в следующей редакции:
"16) испрашиваемый земельный участок расположен в границах охотничьих угодий, используемых юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями на основании охотхозяйственных соглашений;";
4) в статье 9:
а) часть 1 дополнить пунктом 3 следующего содержания:
"3) в случае прекращения гражданства Российской Федерации у лица, с которым заключен указанный договор.";
б) в части 2 слова "пунктом 1" заменить словами "пунктами 1 и 3";
в) в части 4 слова "пунктом 1" заменить словами "пунктами 1 и 3";
5) в статье 10:
а) в части 5 слова "пунктом 1" заменить словами "пунктами 1 и 3";
б) часть 8 дополнить пунктом 3 следующего содержания:
"3) прекращение гражданства Российской Федерации у правообладателя испрашиваемого земельного участка.";
в) в абзаце первом части 9 слова "пункте 1" заменить словами "пунктах 1 и 3".
До принятия субъектом Российской Федерации, указанным в статье 1 Федерального закона от 1 мая 2016 года № 119-ФЗ "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", закона, определяющего территории, в границах которых земельные участки не могут быть предоставлены в безвозмездное пользование в соответствии с указанным Федеральным законом, сохраняются ограничения в части предоставления земельных участков в безвозмездное пользование, расположенных в границах территорий, определенных высшим исполнительным органом государственной власти такого субъекта Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 2 указанного Федерального закона (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона).
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент Российской Федерации В.Путин
"Рабочая программа по математике 4 класс" по УМК "ПНШ"
Рабочая программа по математике для 4 класса по УМК "ПНШ" составлена согласно ФГОС. Рабочая программа состоит из планируемых результатов, содержания курса и календарно-тематического планирования.
Просмотр содержимого документа
«"Рабочая программа по математике 4 класс" по УМК "ПНШ"»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Тетюшская средняя общеобразовательная школа №2»
Тетюшского муниципального района Республики Татарстан
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
на заседании МО Заместитель директора Директор МБОУ «Тетюшсская
начальных классов по УР МБОУ «Тетюшская СОШ №2»ТМР РТ
Руководитель МО СОШ №2» ______/Ф.Ф.Гаффаров
_____ /Васина С.А./ __________ /Вахтурова Н.Г./ Приказ №____о/д от
Протокол №1 от «27» августа 2018 г. «28» августа 2018г.
«24» августа 2018г.
Составитель: Абрамова Ольга Владимировна,
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
2018-2019 учебный год
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе следующих документов:
1. Закона Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ);
2.Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ МО и Н РФ от 06.10.2009 г. №373); изменений Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ МО и Н РФ от 31.12.2015 г. №1576, регистрационный номер № 40936 от 02.02.2016г.);
3.Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «ТСОШ №2» Тетюшского муниципального района Республики Татарстан;
4. Учебного плана МБОУ «ТСОШ№2» на 2017-2018 учебный год;
5 Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Личностные универсальные учебные действия
У выпускника будут сформированы:
• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
• широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
• ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
• способность к оценке своей учебной деятельности;
• основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
• ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
• знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
• развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
• установка на здоровый образ жизни;
• основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
• чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
• внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
• устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
• адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
• положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
• компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
• морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учѐта позиций партнѐров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
• установки на здоровый образ жизни и реализации еѐ в реальном поведении и поступках;
• осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни; осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
• принимать и сохранять учебную задачу;
• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации, в том числе во внутреннем плане;
• учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
• оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
• адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
• различать способ и результат действия;
• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учѐта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Выпускник получит возможность научиться:
• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
• преобразовывать практическую задачу в познавательную;
• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
• самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
• самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия
Познавательные универсальные учебные действия
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
• осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
• использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
• строить сообщения в устной и письменной форме;
• ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
• основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
• осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
• осуществлять синтез как составление целого из частей;
• проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
• устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
• строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
• обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;
• осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
• владеть рядом общих приѐмов решения задач. Выпускник получит возможность научиться:
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
• записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
• осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
• осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
• произвольно и осознанно владеть общими приѐмами решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
• адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнѐра в общении и взаимодействии;
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в
ситуации столкновения интересов;
• строить понятные для партнѐра высказывания, учитывающие, что партнѐр знает и видит, а что нет;
• контролировать действия партнѐра;
• использовать речь для регуляции своего действия;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
• учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
• аргументировать свою позицию и координировать еѐ с позициями партнѐров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
• продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учѐта интересов и позиций всех участников;
• с учѐтом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнѐру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнѐром;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
• адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.
Предметные результаты освоения ООП НОО
Числа и величины
• читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от нуля до миллиона;
• устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность, и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз);
• группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;
• читать, записывать и сравнивать величины (массу, время, длину, площадь, скорость), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (килограмм — грамм; час — минута, минута — секунда; километр — метр, метр — дециметр, дециметр — сантиметр, метр — сантиметр, сантиметр — миллиметр).
Выпускник получит возможность научиться:
• классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять свои действия;
• выбирать единицу для измерения данной величины (длины, массы, площади, времени), объяснять свои действия.
• выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное числа в пределах 10 000) с использованием таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных арифметических действий (в том числе деления с остатком);
• выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трѐхзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулѐм и числом 1);
• выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;
• вычислять значение числового выражения (содержащего 2—3 арифметических действия, со скобками и без скобок).
Выпускник получит возможность научиться:
• выполнять действия с величинами;
• использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
• проводить проверку правильности вычислений (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата действия и др.).
Работа с текстовыми задачами
• устанавливать зависимость между величинами, представленными в задаче, планировать ход решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;
• решать арифметическим способом (в 1—2 действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью;
• оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи. Выпускник получит возможность научиться:
• решать задачи на нахождение доли величины и величины по значению еѐ доли (половина, треть, четверть, пятая, десятая часть);
• решать задачи в 3—4 действия;
• находить разные способы решения задачи.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры
• описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;
• распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг);
• выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;
• использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;
• распознавать и называть геометрические тела (куб, шар);
• соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.
Выпускник получит возможность научиться распознавать, различать и называть геометрические тела: параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус.
• измерять длину отрезка;
вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь
прямоугольника и квадрата; • оценивать размеры геометрических объектов, расстояния приближѐнно (на глаз). Выпускник получит возможность научиться вычислять периметр многоугольника,
площадь фигуры, составленной из прямоугольников.
Работа с информацией
• читать несложные готовые таблицы;
• заполнять несложные готовые таблицы;
• читать несложные готовые столбчатые диаграммы. Выпускник получит возможность научиться:
• читать несложные готовые круговые диаграммы;
• достраивать несложную готовую столбчатую диаграмму;
• сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм;
• понимать простейшие выражения, содержащие логические связки и слова («. и. », «если… то. »,«верно/неверно,что. », «каждый», «все», «некоторые», «не»);
• составлять, записывать и выполнять инструкцию (простой алгоритм), план поиска информации;
• распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме (таблицы и диаграммы);
• планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм;
• интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА» 136 ч
Числа и величины (12 ч)
Натуральные и дробные числа.
Новая разрядная единица - миллион (1 000 000). Знакомство с нумерацией чисел класса миллионов и класса миллиардов.
Понятие доли и дроби. Запись доли и дроби с помощью упорядоченной пары натуральных чисел: числителя и знаменателя. Сравнение дробей с одинаковыми знаменателями.
Постоянные и переменные величины.
Составление числовых последовательностей по заданному правилу. Установление (выбор) правила, по которому составлена данная числовая последовательность.
Величины и их измерение.
Литр как единица вместимости. Сосуды стандартной вместимости. Соотношение между литром и кубическим дециметром. Связь между литром и килограммом.
Арифметические действия (46 ч)
Действия над числами и величинами.
Алгоритм письменного умножения многозначных чисел «столбиком».
Предметный смысл деления с остатком. Ограничение на остаток как условие однозначности. Способы деления с остатком. Взаимосвязь делимого, делителя, неполного частного и остатка. Деление нацело как частный случай деления с остатком.
Алгоритм письменного деления с остатком «столбиком». Случаи деления многозначного числа на однозначное и многозначного числа на многозначное.
Сложение и вычитание однородных величин.
Умножение величины на натуральное число как нахождение кратной величины.
Деление величины на натуральное число как нахождение доли от величины.
Умножение величины на дробь как нахождение части от величины.
Деление величины на дробь как нахождение величины по данной ее части.
Деление величины на однородную величину как измерение.
Прикидка результата деления с остатком.
Использование свойств арифметических действий для удобства вычислений.
Элементы алгебры. Буквенное выражение как выражение с переменной (переменными). Нахождение значения буквенного выражения при заданных значениях переменной (переменных). Уравнение как равенство с переменной. Понятие о решении уравнения. Способы решения уравнений: подбором, на основе свойств истинных числовых равенств.
Текстовые задачи (30 ч)
Арифметические текстовые (сюжетные) задачи, содержащие зависимость, характеризующую процесс движения (скорость, время, пройденный путь), процесс работы (производительность труда, время, объем всей работы), процесс изготовления товара (расход на предмет, количество предметов, общая стоимость товара), расчета стоимости (цена, количество, общая стоимость товара). Решение задач разными способами.
Алгебраический способ решения арифметических сюжетных задач.
Знакомство с комбинаторными и логическими задачами.
Задачи на нахождение доли целого и целого по его доли, части целого по его части.
Геометрические фигуры (12 ч)
Разбивка и составление фигур. Разбивка многоугольника на несколько треугольников. Разбивка прямоугольника на два одинаковых треугольника.
Знакомство с некоторыми многогранниками (прямоугольный параллелепипед, призма, пирамида) и телами вращения (шар, цилиндр, конус).
Геометрические величины (14 ч)
Площадь прямоугольников треугольника как половина площади соответствующего прямоугольника.
Нахождение площади треугольника с помощью разбивки его на два прямоугольных треугольника.
Понятие об объеме. Объем тел и вместимость сосудов. Измерение объема тел произвольными мерками.
Общепринятые единицы объема: кубический сантиметр, кубический дециметр, кубический метр. Соотношения между единицами объема, их связь с отношениями между соответствующими единицами длины.
Задачи на вычисления различных геометрических величин: длины, площади, объема.
Работа с данными (22 ч)
Таблица как средство описания характеристик предметов. Объектов, событий.
Круговая диаграмма как средство представления структуры совокупности. Чтение круговых диаграмм с разделением круга на 2, 3, 4, 6, 8, 9, 12 равных долей. Выбор соответствующей диаграммы. Построение простейших круговых диаграмм.
Алгоритм. Построчная запись алгоритма. Запись алгоритма с помощью блок-схемы.