Перейти к содержимому

Договор туроператора с автотранспортным предприятием

Договор с предприятием питания

Такой договор заключается с отдельным предприятием питания, если питание организуется вне средства размещения туристов и не входит в контракт с гостиничным предприятием. Это может иметь место на маршрутных тематических турах (питание в пути) и др.

В таком договоре должны быть отражены:

  • - количество единовременно обслуживаемых туристов;
  • - регулярность и величина заказов;
  • - вид питания (шведский стол, обслуживание и др);
  • - примерные варианты меню;
  • - примерные цены на различные рационы питания;
  • - скидки на большое количество клиентов или на постоянное обеспечение клиентуры;
  • - сроки подачи заявок на питание;
  • - определенные сроки снятия заказов без предъявления штрафных санкций;
  • - материальная ответственность за срыв питания с той или с другой стороны с указанием сроков наступления материальной ответственности и др.

Договор с автотранспортным предприятием

Договорные взаимоотношения с автотранспортными предприятиями (АТП) строятся на основании договора аренды транспортного средства с экипажем (водителями), регламентируемого Гражданским кодексом РФ (гл. 40 "Перевозка"); положением об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденным приказом Министерства транспорта РФ от 08.01.97 г. № 2; уставом автомобильного транспорта.

По договору аренды транспортного средства с экипажем арендодатель (АТП) предоставляет арендатору (турфирме) транспортное средство во временное владение и пользование за плату и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации.

Водители автобуса (их квалификация) должны отвечать обязательным для сторон правилам и условиям договора или требованиям обычной практики, т.к. они являются работниками арендодателя и подчиняются распоряжениям автотранспортной компании, касающимся управления и технической эксплуатации, а также распоряжениям турфирм, касающимся коммерческой эксплуатации автобуса. Как правило, расходы по оплате услуг водителя, а также расходы на их содержание несет АТП.

Если иное не предусмотрено договором аренды автобуса с экипажем, обязанность страховать транспортное средство и ответственность за ущерб им или третьим лицам в связи с эксплуатацией автобуса возлагается на арендодателя (АТП) в тех случаях, когда такое страхование является обязательным в силу закона или договора. Например, при организации зарубежных поездок необходимо оформление специальной страховки (зеленой карты) и страхования ответственности за ущерб причиненный третьим лицам.

В договоре с АТП следует обязательно оговорить наличие такой страховки на автобус.

Если иное не предусмотрено договором аренды автобуса с экипажем, турфирма обычно несет расходы, возникающие в связи с его эксплуатацией, в том числе расходы на оплату топлива и других материалов, расходуемых в процессе эксплуатации, а также сборов (дорожных, стояночных и пр.). Кроме того, в договоре с автотранспортным предприятием необходимо оговорить следующее:

  • -марки автотранспортных средств, выделяемых для обслуживания туристов (автомашин, автобусов);
  • -цены и тарифы;
  • -графики и сроки работы автотранспорта;
  • -маршруты, на которых будет использоваться автотранспорт;
  • -сроки подачи заявок на выделение автотранспорта;
  • -сроки отказа от заявок без предъявления штрафных санкций;
  • -материальную ответственность АТП за срыв использования автотранспорта;
  • -максимальные сроки ожидания автотранспорта при опоздании туристов;
  • -основные права и обязанности туристов, гида, экскурсоводов при пользовании автотранспортными средствами на обслуживании;
  • -скидки и льготы (возможные варианты).

В международном и отечественном туризме принимаются меры по обеспечению безопасности туристов на автобусных турах и по обеспечению стандартов обслуживания. Так, во многих странах введено лицензирование автобусных перевозок туристов и экскурсантов.

Так, решением европейской транспортной комиссии введено требование по обязательному оснащению всех туристских автобусов с количеством мест 9 и более, включая место водителя, специальным контрольным прибором - тахографом. Это аналог черного ящика на самолетах - прибор контролирующий работу автобуса и водителя на маршруте и записывающий всю информацию.(Это тоже включается в договор с АТП).

Договор туроператора с автотранспортным предприятием

Современный туризм невозможен без применения услуг автотранспортных хозяйств, поскольку в настоящее время автобус является ведущим вспомогательным перевозчиком (в организации трансферов и экскурсионного обслуживания доля применения автобусов достигает 92 %), а также основным перевозчиком, не имеющим конкурентов среди транспортных средств на расстояниях до 500 км (что особо актуально при организации внутренних украинских туров).

К несомненным достоинствам автотранспортного обслуживания туристов можно отнести его:

  • мобильность (автомобильные дороги есть даже там, где нет железнодорожного полотна, аэропорта или порта) и информативность ;
  • доступность и невысокие капиталовложения;
  • возможность совершения остановок в пути следования;
  • возможность провоза крупногабаритного багажа (особенно в современных автобусах, обладающих вместительными багажными отделениями).

В инсайд-туроперейтинге роль автобусных маршрутов трудно переоценить. Более 58 % внутриукраинских туров основаны на авто-перевозках, поэтому от взаимоотношений туроператора и автопредприятия также во многом будет зависеть качества и цены планируемого тур-пакета.

Согласно международной классификации по ряду признаков автобусы сертифицируются на следующие категории:

  • по числу мест — микроавтобусы (15—20 мест), автобусы малой вместимости (20—30 чел.), автобусы средней вместимости (30—45 чел.), автобусы большой вместимости (более 45 чел.);
  • по этажности (одно-, полутора-, двухэтажные автобусы);
  • по уровню комфорта, атрибутами которого являются мягкость кресел, широкий панорамный обзор из окон, расстояние между креслами, возможность модификации кресла (максимальный угол наклона спинки кресла), наличие в автобусе кондиционера, отопления, бара, мини-кухни, телевизора, видеомагнитофона, туалета, гардероба, холодильника, радио. В современной практике туроперейтинга применяются две основные формы использования услуг автоперевозчиков: приобретение оператором собственного автобуса для организации дальнейших автобусных туров и сотрудничество с владельцами автобусов (автотранспортными предприятиями или частными лицами).

В первом случае приобретение оператором автобуса экономически выгодно, только если рыночные возможности туроператора позволяют ему гарантировать постоянную занятость транспортного средства и осуществление рентабельных рейсов. К примеру, для туроператора Луганска будет экономически выгодно «содержание» собственного автобуса (то есть ежемесячная оплата стоимости парковки, текущего ремонта, заработной платы водителю, стоимости ГСМ, амортизационные отчисления) в случае выполнения не меньше двух максимально загруженных рейсов, например в Киев, в месяц. Если рыночные возможности туроператора гарантируют такую регулярную туристическую активность, есть смысл приобретения собственного транспортного средства. В противном случае, что наиболее распространено, проще и выгоднее обращаться к услугам автовладельцев.

Так называемая аренда транспортного средства у их законных владельцев (юридических или частных лиц) бывает разовая (для выполнения конкретного тура), сезонная (в договоре указывается определенное количество рейсов в сезоне с конкретными датами и сроками, на которые арендуется автотранспортное средство. Например, аренда автобуса для выполнения еженедельных — с четверга по воскресенье — автотуров на Черноморское побережье с 15 июня по 15 сентября), и постоянная (арендованное автотранспортное средство постоянно находится в распоряжении туроператора взамен уплачиваемой ежемесячно арендной платы владельцу).

В договоре аренды транспортного средства обязательно указываются:

  • предмет целевого использования автобуса (например, для совершения шоп-тура в Одессу);
  • продолжительность срока аренды (с момента выезда до момента возвращения);
  • система арендной платы (для кратковременных поездок, например, для экскурсий по городу, применяется почасовая оплата аренды; в случаях, когда длительность поездки невозможно определить предварительно, например, при обслуживании иностранных гостей, сроки командировки которых могут измениться, применяется посуточная оплата аренды автобуса или оплата аренды за каждый километр пробега; наконец, в случаях, когда маршрут и продолжительность поездки определены и их изменения в ходе тура невозможны, применяется сдельная оплата, то есть определенная сумма денег за всю поездку);
  • график подачи автобуса (время и место подачи автобуса в пункте отправления и в пунктах стоянок);
  • схема взаимоотношений водителя с сопровождающими в ходе поездки;
  • порядок расчетов между сторонами (размер арендной платы, сроки и форма оплаты);
  • ответственность сторон и поведение сторон при возникновении форс-мажорных обстоятельств.

Неотъемлемой частью взаимоотношений туроператора и владельца автобуса, согласно законодательства, является составление паспорта маршрута, причем, если маршрут организуется впервые для перевозчика, паспорт проходит дополнительное согласование обеих сторон. В паспорте маршрута указывается:

  • тип маршрута (линейный, например «Брест — Берлин — Амстердам — Париж — Нюрнберг — Прага — Братислава — Чоп», кольцевой, например, «С.-Петербург — Хельсинки - Лахти — С.-Петербург», радиальный, например, маршрут, предполагающий ежедневные утренние выезды в города Золотого Кольца России и вечерние возвращения в Москву);
  • карта-схема маршрута с привязкой к транзитным и конечным населенным пунктам, их уличной сети;
  • график движения по маршруту (время прохождения транзитных пунктов и стоянок в них);
  • карта скоростей по трассе с указанием потенциально опасных участков (переезды, опасные повороты, зоны плохой видимости, низкого качества дорожного покрытия);
  • обозначение остановок, мест ночлега;
  • дислокация СТО, АЗС и пунктов питания на маршруте;
  • продолжительность маршрута в часах;
  • состояние дорожного покрытия;
  • количество туристов на маршруте.

Обязанности перевозчиков (согласно типовому договору аренды автотранспортного средства):

  • наличие у перевозчика лицензии и разрешительных документов на право заниматься автоперевозками;
  • обеспечение соответствующей культуры обслуживания туристов в поездке;
  • обеспечение должного санитарно-гигиенического состояния автобуса;
  • выполнение ограничений или запретов (в отношении детей) на движение в ночное время;
  • наличие аптечки с необходимым набором медикаментов;
  • наличие на всем протяжении маршрута запаса питьевой воды;
  • предоставление в салоне автобуса перед началом поездки чистых чехлов, подголовников, занавесок;
  • наличие в автобусе багажных отсеков;
  • обеспечение в салоне температурного режима (22 - 24 градуса тепла);
  • рабочее; место водителя автобуса должно быть отгорожено от салона;
  • наличие в салоне ящиков для сбора мусора;
  • водитель автобуса должен иметь опрятный вид, а также набор всех необходимых для совершения поездки документов — водительские права, лицензию на право заниматься автоперевозками, кредитно-бензиновую карточку, план-схему маршрута, список группы, групповую страховку;
  • водител:и должны пройти инструктаж, медицинское освидетельствование, подготовить автобус к рейсу.

Водителю на маршруте категорически запрещается:

  • выезжать в рейс на неисправном автобусе;
  • самостоятельно менять график маршрута;
  • начинать движение с открытыми дверьми;
  • провозить в салоне посторонних лиц;
  • разговаривать с туристами или сопровождающими во время движения автобуса;
  • нарушать ограничения и запреты движения по маршруту.

Обязанности туроператора по договору аренды транспортного средства:

  • разработать маршрут, основываясь на средней скорости движения автобуса в 80 км/час; необходимости совершать получасовые остановки после каждых 4 часов непрерывного движения; качестве дорожного полотна; количестве постов ГИБДД на дороге; необходимости совершать остановки по требованию туристов (особенно, если автобус лишен санузла); условиях парковки в городах и проезда по улицам городов; безопасности и комфортности маршрута;
  • оплатить стоимость аренды автобуса в установленные договором сроки;
  • снабдить водителя автобуса всеми необходимыми для путешествия документами (список группы, страховой полис);
  • по необходимости (при прохождении пограничного контроля, по требованию сотрудников ГИБДД) собирать у туристов паспорта и иные документы, подтверждающие их личность;
  • информировать туристов о правилах проезда в автобусе, о времени и месте посадки в автобус, о стоянках по пути следования (например, предупреждать их о том, что паспорта туристы должны иметь при себе, а не в сумках с вещами);
  • организовывать дисциплину туристов в автобусе во время поездки (запрет на хождение по автобусу, сидение около водителя, стояние в проходах, высовывание в окна и т.д.);
  • контролировать процесс посадки-высадки туристов из автобуса во время отправления, прибытия, стоянок в пути;
  • оплачивать въезды в заповедники, заказники, охраняемые территории;
  • организовать отдых и питание водителя (водителей) на условиях не хуже, чем у туристов во время путешествия.

Ответственность водителя автобуса:

  • за виновное причинение ущерба жизни, здоровью, имуществу путешественников в результате дорожно-транспортных происшествий;
  • за срыв графиков маршрута, повлекших финансовые потери туроператора - заказчика рейса не по форс-мажорным обстоятельствам;
  • за задержку транспортного средства работниками ГИБДД, таможни или пограничной службы по вине водителя;
  • за оплату штрафов (за нарушение правил дорожного движения, правил парковки, стоянки) во время путешествия.

Ответственность туроператора (туроператоров) — заказчиков рейса:

  • за неполное документальное сопровождение тура, повлекшее срыв тура или задержки в пути;
  • за задержку отправления или срыва автотура по причине неполной оплаты стоимости аренды транспортного средства;
  • за срыв тура по причине отсутствия у туристов документов и разрешений, необходимых для прохождения государственных границ (например, виз).

Ответственность туристов:

  • в случае отставания от автобуса по вине туриста, деньги за непроследованное расстояние и за недополученные туристические услуги ему не выплачиваются, моральный вред не компенсируется;
  • за нанесение ущерба или вреда собственности владельца автотранспортного средства;
  • за вред жизни, здоровью, имуществу, наступивший в результате халатности самого пассажира или несоблюдения им правил личной безопасности.

Процедура подписания договора об аренде автобуса также состоит из предварительного (идентификация перевозчика, просмотр автобуса, обоснование целесообразности тура), согласительного (обсуждаются пункты договора, изыскиваются и стыкуются возможности оператора и перевозчика, определяется стоимость аренды и условия ее оплаты) и заключительного (подписывается договор аренды и оплачивается ее стоимость) этапов. В случае если заказчиком выступает пул туроператоров, их финансовая ответственность распределяется между участниками пула либо согласно заявленного ими количества кресел (к примеру, если стоимость аренды 1500 грн., а заказчиками выступают 3 туроператора - первый заявляет 20 кресел, второй — 35, третий — оставшиеся 10, то и размеры их оплаты, соответственно составят — с первого 500 грн., со второго - 875 грн., с третьего – 125 грн.), либо согласно реально отправленного количества туристов в рейсе (к примеру, первый оператор «закрыл» 30 кресел, второй — 10, третий — 5, что при стоимости аренды автобуса в 1500, потребует оплаты с первого оператора - 1000 грн., со второго - 330 грн., с третьего — 167 грн., соответственно простой кресел в автобусе относится на убыток туроператоров в форме упущенной выгоды).

После подписания договора аренды автобуса оператор, самостоятельно ориентируясь на собственные коммерческие интересы и основываясь на своих рыночных возможностях, устанавливает стоимость перевозки, включаемую в турпакет, или на случай продажи только услуги перевозки другим туроператорам.

Кроме непосредственно аренды автобусов, оператор может выступать в качестве распространителя билетов на существующие регулярные экскурсионные автобусные линии в своей стране и за рубежом, предлагая туристам и турагентам их проездные билеты описание предлагаемых экскурсионных программ. К примеру, в Европе уже несколько лет функционирует довольно популярная среди туристов система автобусных экскурсий — Eurolines, связывающая регулярными автобусными перевозками почти 50 красивейших городов Европы. Отличительными особенностями рейсов автобусов Euroline является их ориентированность на экскурсионный характер перевозок — широкие панорамные окна автобусов, удобные мягкие кресла, интересные маршруты и услуги авто-гида. Но главное достоинство Eurolines в том, что можно приобрести проездной билет и в течении определенного количества дней (неделя, месяц, полгода) путешествовать ее автобусами в любом направлении и с любой интенсивностью.

ОСНОВЫ ТУРОПЕРЕЙТИНГА

суббота, 20 апреля 2013 г.

Договор с автотранспортным предприятием

  • марки автотранспортных средств, выделяемых для обслуживания туристов (автомашин, автобусов);
  • цены и тарифы;
  • графики и сроки работы автотранспорта;
  • маршруты, на которых будет использоваться автотранспорт;
  • сроки подачи заявок на выделение автотранспорта;
  • сроки отказа от заявок без предъявления штрафных санкций;
  • материальную ответственность АТП за срыв подачи автотранспорта на обслуживание туристов;
  • материальную ответственность туристской фирмы за срыв использования автотранспорта;
  • максимальные сроки ожидания автотранспорта при опоздании туристов;
  • максимальные сроки ожидания туристов при опоздании (неподаче) автотранспорта;
  • основные права и обязанности туристов, гидов, экскурсоводов при пользовании автотранспортными средствами на обслуживании;
  • скидки и льготы (возможные варианты).

Так, решением Европейской транспортной комиссии введено требование по обязательному оснащению всех туристских автобусов с количеством мест 9 и более, включая место водителя, специальным контрольным прибором -тахографом. Этот аналог «черного ящика» на самолетах - прибор, контролирующий работу автобуса и водителя на маршруте и записывающий всю информацию на тахограммы. Пункт о наличии в туристском автобусе тахографа также включается в контракт с автотранспортным предприятием. Данный пункт, а также наличие листов поездки также должны быть оговорены в контракте с АТП при организации европейских маршрутов.

Читайте так же:  Симодский договор подписал

Ильина Е. Н. Туроперейтинг: организация деятельности.

Договор туроператора с автотранспортным предприятием

ДОГОВОРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ТУРОПЕРАТОРОМ И ПОСТАВЩИКАМИ ТУРИСТСКИХ УСЛУГ

Отношения между туроператором и поставщиками туристских услуг строятся на основании договора в области туризма.

Установление взаимовыгодных деловых отношений невозможно без достоверной информации о надежности потенциального поставщика: его правоспособности, дееспособности, кредитоспособности Дурович А.П. Указ. сочин. С. 314 - 315..

Правоспособность - это наличие у туристского предприятия юридического основания на ведение туристической деятельности (такими документами признаются свидетельство о государственной регистрации предприятия, а также лицензии на осуществление туристской деятельности, международных перевозок и т.д.) Крылова З.Г. Указ. сочин. С. 43..

Критериями дееспособности предприятия являются его эффективная деятельность, положение на рынке, репутация в деловом мире, квалификация персонала и т.д. Объективное представление о потенциальном поставщике возможно лишь на основе комплексного и динамического анализа Там же. С. 47..

Кредитоспособность подразумевает наличие у предприятия необходимых финансовых средств для обеспечения своевременных расчетов. Ее подтверждение может быть осуществлено двумя способами Там же. С. 50.:

1. путем анализа финансового состояния предприятия (размеров уставного фонда, годового оборота, прибылей и убытков за предыдущие годы);

2. предоставлением банковской гарантии, на основании которой банк принимает на себя всю ответственность за действие предприятия.

Правильно организованная договорная работа туроператора помогает ему не попасть в зависимость от деятельности различных поставщиков услуг. Крупные туроператоры обычно подписывают долговременные контракты с отелями на определенное количество номеров или обеспечение полной загрузки отеля, что, с одной стороны, дает им низкие цены, но с другой - представляет определенный риск для владельца отеля (он может потерять деньги в период высокой инфляции). Риск существует и для туроператора (он теряет деньги в случае, если не все туры будут проданы).

Небольшие или специализированные туроператоры, реализуя особые, самостоятельные, инклюзивные туры, могут иметь соглашения с отелями о свободной продаже, в которых последние согласны гарантировать размещение для максимального числа туристов. Такие соглашения вполне пригодны для небольших туристских программ, но имеют один существенный недостаток: иногда владельцы отелей сохраняют за собой право «закрыть» определенную дату См. Исмаев Д.К. Основы стратегии и планирования маркетинга в иностранном туризме. М. 1994. С. 52 - 196..

Как известно, туроператоры подразделяются на инициативных (по отправке туристов) и рецептивных (по приему). Инициативный туроператор не всегда выходит напрямую на поставщиков услуг. Он заключает договор с рецептивным туроператором, который обеспечивает инициативному туроператору весь комплекс услуг по приему туристов Особенности учета в туристической деятельности. Коллектив авторов // www.klerk.ru/buh/articles/3477. 10.07.2003..

Рассмотрим особенности заключения договоров рецептивного туроператора с поставщиками услуг, а также с инициативным туроператором.

Договоры с поставщиками услуг составляются на основе типового договора с включением вопросов, касающихся обслуживания туристов и взаимоотношений партнеров (поставщика услуг и туроператора) См. Соболева Е.А., Соболев И.И. Финансово-экономический анализ деятельности турфирмы // http://tourlib.net/book_tourism/soboleva3.htm. 20.11.2011..

Все взаимоотношения с партнерами - поставщиками услуг по обслуживанию туристов на маршруте тура оформляются заключением письменных договоров (контрактов). Они могут иметь типовую форму следующих договоров: купли-продажи, комиссии, обмена (при безвалютном обмене туристскими группами) См. там же. .

Основные положения договоров с поставщиками услуг аналогичны положениям типового договора и включают предмет договора, основные условия, права и обязанности поставщика услуг и туроператора, ответственность сторон, форс-мажорные обстоятельства, юридические адреса и реквизиты партнеров.

Договор считается заключенным, когда между сторонами в надлежащей форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям. К существенным условиям договора между рецептивным туроператором и поставщиком услуг относятся См. Маринин М.М. Туристские формальности и безопасность в туризме // http://tourlib.net/marinin01.htm. 20.11.2011.:

· информация о туроператоре;

· информация о поставщике туристских услуг;

· достоверная информация о свойствах туристских услуг;

· график заездов групп;

· розничная и оптовая цена услуг;

· порядок встречи и проводов туристов;

· права, обязанности и ответственность сторон;

· условия изменения и расторжения договора;

· порядок урегулирования возникших споров и возмещения убытков сторон и др.

Таким образом, стороны вправе устанавливать условия договора по своему усмотрению, так как в каждом случае есть своя специфика, зависящая от особенностей предоставления услуг туристам и взаимоотношений договаривающихся сторон. Исключение составляют только те случаи, когда содержание соответствующего условия предписано (или запрещено) законодательством.

Взаимоотношения с гостиничными предприятиями определяются в основном следующими соглашениями О договорных отношениях между туроператором и гостиницами см. Туризм и гостиничное хозяйство / Под ред. Л.П. Шматько. М.; Ростов н/Д. 2005. С. 81 - 312.:

· о квоте мест с гарантией заполнения 30 - 80 %. Туристическое предприятие получает от гостиницы определенное количество мест, которое оно должно заполнить туристами. Туристское предприятие гарантирует оплату 30 - 80 % выделенной квоты мест, даже если они не будут использованы. От остальной части квоты предприятие может отказаться;

· о квоте мест без гарантии заполнения. Туристическое предприятие не берет на себя гарантии заполнения выделенной квоты мест. В случае неиспользования их в установленный период - места аннулируются;

· о твердой закупке мест с полной оплатой. Турфирма полностью оплачивает гостинице выделенную квоту, независимо от ее заполнения.

· о текущем бронировании. Турпредприятие не получает от гостиницы никакой квоты мест. Продажа гостиничных услуг производится только после подтверждения заявки гостиницей.

Указанные соглашения отличаются друг от друга тарифами на гостиничные места.

В любом варианте соглашений следует оговаривать следующие условия: стоимость номеров и бронирования; тип номеров и их количество; сезонность обслуживания; графики заездов туристов; продолжительность разового обслуживания; набор входящих услуг; форма организации питания гостей; сроки подтверждения бронирования и сроки снятия заездов; скидки; штрафы; другие специфические вопросы.

Кроме того, стоит обратить внимание на предоставляемые поставщиком услуг гарантии.

Договоры с предприятиями питания заключаются в случае, если питание не входит в пакет услуг, предоставляемых гостиницей. В таких договорах отражаются регулярность питания и величина заказов; вид питания; примерные варианты меню; примерные цена на различные рационы; скидки; штрафы; сроки подачи заявок на питание; ответственность и другие специфические вопросы О договорных отношениях между туроператорами и предприятиями общественного питания см. Максименко С.В. Туристская деятельность: международно-правовые аспекты. Глава 4. Правовой статус участников договоров о предоставлении туристских услуг // http://tourlib.net/books_tourism/maksimenko41.htm. 20.11.2011..

Договорные отношения с автотранспортными предприятиями строятся на основе договора аренды транспортного средства с экипажем (водителями). Расходы, связанные с эксплуатацией транспортного средства обычно несет турфирма. В договоре должны быть оговорены следующие моменты: цены и тарифы; марки необходимых транспортных средств; графики и сроки работы; маршруты; сроки подачи и снятия заявок на подачу транспортных средств; материальная ответственность транспортного предприятия и турфирмы за срыв работы; права и обязанности туристов при пользовании транспортом; скидки и льготы; другие специфические вопросы О договорных отношениях между туроператорами и автотранспортными предприятиями см. Зорин И.В., Каверина Т.П., Квартальнов В.А. Туризм как вид деятельности. Глава 11. Транспортные услуги в туризме // http://tourlib.net/books_tourism/zorin11.htm. 20.11.2011..

В международном и отечественном туризме принимаются меры по обеспечению безопасности туристов на автобусных турах и обеспечению стандартов обслуживания.

Договоры с авиакомпаниями могут быть трех видов О договорных отношениях между туроператорами и авиакомпаниями см. Воскресенский В.Ю. Международный туризм. Глава 1. Теоретические и практические основы международного туризма. § 1.9. Транспортное обеспечение международного туризма. http://tourlib.net/books_tourism/voskresensky19.htm. 20.11.2011.:

1. договор на квоту мест на регулярных авиарейсах;

2. агентское соглашение;

3. чартер (аренда самолета).

Квота мест может быть жесткой или мягкой. При жесткой квоте вся ответственность за нереализацию мест ложится на турфирму. При мягкой квоте мест в договоре предусматривается время, до наступления которого туристское предприятие может отказаться от определенного количества мест соответственно количеству непроданных путевок.

Договор с авиакомпанией обычно включает следующие условия: график функционирования туров; количество туристов в каждой группе; сроки подачи заявок и выкупа билетов; сроки снятия заказов на билеты (при мягкой квоте); тарифы на билеты; скидки и льготы; ответственность; другие специфические условия.

Агентское соглашение. Туристическая фирма может самостоятельно выступать как агентство по продаже билетов авиакомпании. Это упрощает процедуру оформления проездных документов. Авиакомпания получает дополнительный офис по продаже билетов.

В агентском соглашении с авиакомпанией оговариваются следующие моменты: условия обеспечения оборудованием по продаже билетов турфирм; вопросы подготовки кадров туристских предприятий для продажи билетов; необходимые объемы продаж; цены на билеты; условия оплаты билетов; регулярность подачи отчетов; другие специфические условия.

При организации чартерных перевозок заказчик и авиакомпания оговаривают маршрут, обязанности сторон, соответствие арендного договора международным правилам и нормам, стоимость рейсов, затраты на обслуживание самолета, работу экипажа. Затем заключается чартерный договор, в котором обязательно оговаривается: марка самолета; число мест, подлежащих продаже; стоимость аренды самолета; срок действия договора; регулярность авиарейсов; возможность снятия авиарейса, сроки возможного снятия рейса и соответствующие санкции.

Договор о выделении мест в графиковых поездах при осуществлении железнодорожных перевозок заключается по правилам, аналогичным соглашениям с авиакомпаниями на квоту мест, или по текущему бронированию. Особенности имеет договор на аренду специализированного туристско-экскурсионного поезда. В данный документ включается следующая информация: маршрут с указанием всех пунктов остановки; стоимость аренды вагонов и вагонов-ресторанов; сроки путешествия; количество вагонов и мест в них; сроки отказа от путешествия; дополнительные услуги в поезде; другие специфические условия О договорных отношениях между туроператорами и железнодорожными компаниями см. Александрова А.Ю. Международный туризм. Глава 5. Специфика и состав туристской индустрии. § 2. Сектор транспортных перевозок. http://tourlib.net/books_tourism/aleks52.htm. 20.11.2011..

Договор с экскурсионной фирмой включает следующие пункты: наименование и продолжительность экскурсий; способы передвижения на экскурсиях (автобусные, пешеходные и т.д.); сроки подачи и отмены заявок на проведение экскурсий; цены; количество экскурсантов в группе; ответственность за срыв экскурсии обеими сторонами; другие специфические условия О договорных отношениях между туроператорами и экскурсионными фирмами, музеями см. Дурович А.П. и др. Указ. сочин. С. 325 - 326..

Договор с музеем включает: варианты экскурсий и их тематику; количество экскурсантов в группе; цены на экскурсии; скидки; сроки подачи и отмены заявок на проведение экскурсии; ответственность за срыв экскурсии для обеих сторон.

Не следует забывать и о дополнительных услугах, то есть таких, которые не были включены в первоначальный пакет тура. Они предоставляются туристам на месте за дополнительную плату. Обычно это специфические экскурсии, шоу, морские, горные, речные прогулки, посещение аквапарков, национальных парков и заповедников, сафари по горам, пустыням, охота, рыбалка и многое другое. С предприятиями, предоставляющими подобные услуги, составляются отдельные договоры с целью обеспечения такими услугами туристов и получения льготных цен за счет выкупа билетов при групповом посещении.

Договор туроператора с автотранспортным предприятием

1. Виды туроператоров и их поставщики услуг

2. Виды и особенности договоров между туроператорами и поставщиками услуг

Список использованной литературы

Актуальность темы исследования. Осуществление предпринимательской деятельности любым хозяйствующим субъектом невозможно без совершения сделок. Договор является формой выражения сути сделки. Значимость договора в финансово-хозяйственной деятельности недооценивать нельзя. В связи с тем, что большинство положений действующего гражданского законодательства носят диспозитивный характер, стороны договорных отношений вправе решать многие вопросы самостоятельно, не принимая в расчет нормативно закрепленных рекомендательных форм и конструкций.

Не секрет, что юридически грамотно составленный договор является средством эффективной защиты прав и законных интересов субъектов гражданского оборота. И, напротив, некорректный и непродуманный договор часто влечет за собой возникновение проблем, таких как споры по порядку исполнения договора, взыскание неустоек и штрафов за нарушение условий договора и многих других.

В процессе осуществления финансово-хозяйственной деятельности в каждой организации возникает необходимость приобретения товаров, работ, услуг сторонних предприятий для осуществления производства собственных товаров, работ услуг, а также необходимость реализации собственных товаров, работ и услуг конечным потребителям. Приобретение и реализация товаров, работ, услуг происходит только в результате достигнутого соглашения между поставщиками и организацией, либо между организацией и его покупателями.

Совершенствование гражданского законодательства позволило организациям использовать разные формы договорных отношений, а также расчетов, выраженных в различной валюте.

Широкое распространение имеют договоры в туристическом бизнесе, потому туроператорам крайне важно умение грамотно составлять договора, что и обусловливает актуальность темы курсовой работы.

Степень научной разработанности. В последнее время в отечественной доктрине вопросам туризма, в том числе его правовой регламентации, уделяется все больше внимания. Такой интерес объясняется тем, что международный туризм выполняет важные общественно-политические, экономические и культурные функции. Индустрия туризма, располагая огромной материальной базой, развивается стремительными темпами, обеспечивает занятостью миллионы людей и взаимодействует почти со всеми отраслями народного хозяйства. Вместе с тем в российской правовой науке вопросы частноправового регулирования международных туристских обменов, и прежде всего института ответственности туроператора, обеспечивающего надлежащее оказание международных туристских услуг потребителю, который занимает центральное место в сфере обязательственных правоотношений между туристом и туристской организацией, изучаются не слишком активно.

Основное внимание в отечественной науке было посвящено основам туристской деятельности в Российской Федерации и правовой природе договора по туристскому обслуживанию, что объясняется существовавшими до недавнего времени расхождениями в регулировании, содержащимися в ГК РФ, который квалифицировал договор как возмездное оказание услуг, и Федеральном законе от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», определяющем его как розничную куплю-продажу. Длительная подготовка проекта внесения изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» и наконец введение в российское законодательство в 2007 г. института финансового обеспечения гражданской ответственности туроператоров активизировали исследования в этой области с учетом уже имеющегося европейского опыта регламентации.

Правовому регулированию туристской деятельности, договору оказания туристских услуг в гражданском праве России посвящены монографии и статьи Е.Л. Писаревского, С.Е. Корнеева, Я.Е. Парция, В.И. Сергеева, Н.В. Сирик, Д.М. Сорк, К.А. Филатова и др. Тематика защищенных диссертационных исследований, как правило, ограничивается гражданско-правовыми аспектами регулирования туристской деятельности, договора оказания туристских услуг (Е.Л. Писаревский, К.С. Свиридов, Н.В. Сирик, О.В. Ткаченко, А.Е. Толстова, Ю.А. Чеченов). По международным аспектам туристской деятельности были подготовлены диссертационные исследования А.Н. Ошнокова и И.А. Чеботаревой, касающиеся соответственно проблем гражданско-правовых договоров в сфере международного туризма и сотрудничества государств по правовому регулированию международной туристской деятельности. Вопросам правового регулирования международного туризма также отведено центральное место в монографиях Н.С. Барчуковой и К.Г. Борисова, датируемых 90-ми гг. XX в. Что касается литературы советского периода, то значительную роль в развитии доктрины сыграла научная работа А.П. Иванова, чьи логические выводы относительно теоретических основ международных туристских отношений сохраняют актуальность и в настоящее время. Однако в отечественной науке отсутствуют специальные исследования института ответственности туроператора как одной из центральных проблем международного частноправового регулирования туристской деятельности.

Немало работ посвящено исследованию проблемы ответственности туристских организаций в зарубежной доктрине, среди которых можно отметить таких авторов, как Г. Вэйсон, Т.А. Дикерсон, С. Нэир, Ф. Соти, Ю. Стензель, К. Тонер, Д.В. Те Вельд и др. При этом, несмотря на изучение практической стороны вопроса о правовом регулировании ответственности туроператора, за пределами внимания ученых остается взаимодействие международного и национально-правового регулирования ответственности туроператора, выявление специфических черт института ответственности туроператора, отличающих его содержание от иных видов частноправовой ответственности.

Читайте так же:  Дополнительная компенсация ст 180 тк рф

Цель исследования. Целью настоящей курсовой работы является анализ особенностей договорных отношений туроператоров с поставщиками услуг. Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:

охарактеризованы основные виды туроператорских компаний и показаны особенности их деятельности;

раскрыты основные характеристики договорных отношений туроператоров.

Объект исследования. Объектом данного исследования является деятельность туроператорских компаний.

Предмет исследования. Предметом данного исследования являются особенности договорных отношений в деятельности туроператорских компаний.

Методы исследования. При написании исследования автором использовались общенаучный диалектический метод познания, методы логического исследования и историко-ретроспективного анализа, а также специальные юридические методы: формально-юридического анализа, сравнительного правоведения и правового моделирования.

Теоретическая значимость. Теоретическая значимость настоящей работы заключается в том, что впервые проведен всесторонний анализ проблем, связанных с институтом договорных отношений туроператоров с поставщиками услуг, который основан на современном национально-правовом и международно-правовом регулировании, исследовании его теоретических и прикладных аспектов, а также накопленной правоприменительной практике, как самостоятельный предмет права.

Несмотря на то, что доминирующую роль в регламентации обязательственных отношений между туроператорами и поставщиками услуг по-прежнему играют национально-правовые источники, со второй половины XX в. прослеживается возрастающее влияние международных источников на внутреннее законодательство. В связи с этим исследована проблема взаимосвязи систем международного права и национального права, а также механизм их взаимодействия в конкретной сфере оказания международных туристских услуг, в том числе в вопросе договорных отношений туроператоров и поставщиков услуг.

В работе впервые в российской науке прослежен процесс унификации норм, регулирующих договорные отношения туроператора с поставщиками услуг, в том числе проанализирована наметившаяся тенденция сближения норм об ответственности туроператора в национальных системах различных государств, проводимая как напрямую, путем международно-договорной унификации, так и косвенно, посредством рецепции разработанных подобным образом норм странами, не участвующими в международных соглашениях. Кроме того, рассмотрение вопроса об унификации норм, регламентирующих договорные отношения туроператоров и поставщиков услуг, осуществляется в его взаимосвязи с развитием норм о защите прав потребителей, оказавших безусловное влияние на обязательственные отношения в сфере международных туристских обменов.

Практическая значимость исследования. Автором дано понятие договорных отношений туроператоров с поставщиками услуг как самостоятельного вида гражданско-правовых договоров, отличного от договорного типа возмездного оказания услуг и подлежащего отдельному регулированию.

Разработано авторское понятие туристского продукта как объекта гражданского правоотношения, не совпадающее с понятием объекта договора на туристическое обслуживание.

Обоснован вывод о природе договорных отношений туроператоров с поставщиками услуг. Определено содержание, существенные условия договора, особенности регулирования ответственности сторон. Дана оценка новеллам закона о финансовых гарантиях в туризме. Выработаны предложения по совершенствованию законодательной базы туристического обслуживания.

Структура работы. Поставленные цель и задачи обусловили структуру курсовой работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

1. Виды туроператоров и их поставщики услуг

Интенсивное развитие индустрии туризма, возникновение и рост конкуренции повлияли на формирование системы туроператоров и предопределили их дальнейшую специализацию.

По виду деятельности туроператоры бывают:

операторами массового рынка - продают большое число турпакетов, в которые включаются чартерные авиарейсы в определенные пункты назначения, главным образом, в места развития массового туризма;

специализированными операторами - специализируются на определенном продукте или сегменте рынка (на определенной стране, на определенном виде туризма и т.д.).

В свою очередь, специализированные операторы подразделяются на туроператоров:

специального интереса (например, организация сафари в Африке);

специального места назначения (например, фирмы, специализирующиеся только на Англии или Испании);

определенной клиентуры (бизнес-туры, молодежные и семейные туры и т.д.);

специальных мест назначения (например турбазы и т.п.);

использующих определенный вид транспорта (автобусы, теплоходы и т.д.).

По месту деятельности туроператоры бывают:

местными (внутренними) - ориентируют турпакеты в пределах страны происхождения;

выездными - ориентируют турпакеты на зарубежные страны;

операторами на приеме - базируются в месте назначения (в стране назначения) и обслуживают прибывающих иностранных туристов в пользу других операторов и агентов.

Кроме того, в более общем смысле туроперейтинга принято разделять туроператоров на инициативных и рецептивных.

Инициативные туроператоры отправляют туристов за рубеж или в другие регионы по договоренности с принимающими (рецептивными) операторами или с туристскими предприятиями. Отличием их от туристских агентств, занимающихся исключительно продажей чужих туров, является то, что они занимаются комплектацией туристического продукта, состоящего (по нормам Всемирного туристического объединения) из не менее, чем трех услуг: размещение туристов; транспортировка туристов; любая другая не связанная с вышеназванными услуга;

Классические инициативные туроператоры формируют из услуг местных туроператоров в разных местах посещения (по маршруту) сложные туры, обеспечивают проезд к месту начала путешествия и обратно и организуют предоставление внутримаршрутного транспорта. К ним относятся выездные и внутренние туроператоры, занимающиеся отправкой туристов в другие регионы страны.

Рецептивные туроператоры работают на приеме, то есть комплектуют туры и программы по обслуживанию туристов с использованием прямых договоров с поставщиками услуг (гостиницами, предприятиями питания, досугово-развлекательными учреждениями и т.д.)

Согласно действующему международному и российскому законодательству за качество предоставленной услуги полную ответственность перед туристом несет та организация, которая сформировала и продала ему пакет услуг, независимо от того, сама она предоставляет эти услуги или третье лицо (поставщик услуг).

Турагентство - достаточно распространенный вид бизнеса в туризме. Значительная часть фирм действует как розничные турагентства, работая с клиентами напрямую.

Основные задачи турагентства:

- полное и широкое освещение возможностей отдыха и путешествий по всем имеющимся турам, курортам, туристическим центрам и так далее;

- продвижение этой информации с помощью рекламы;

- организация продажи туристического продукта в соответствии с современными методами торговли, а также используя специфику и особенности туристического бизнеса.

Туристические агентства могут иметь разнообразные формы:

- чисто туристические агентства по продаже туров, сформированных туроператорами, на условиях комиссионного вознаграждения;

- транспортно-туристические агентства по организации транстуров. Здесь есть перспективы для создания совместных фирм с транспортными организациями: авиационно-транзитными организациями, авиакомпаниями, железными дорогами. Вариантом взаимодействия с перевозчиками также являются агентские соглашения по реализации транспортных билетов.

Туроператор всегда имеет запас туристического продукта для продажи, а турагент запрашивает определенный продукт (услугу), только тогда, когда клиент выражает покупательский интерес.

Туроператор - оптовая туристическая фирма, занимающаяся разработкой туров, рассчитанных на массовый потребительский спрос, их рекламой и сбытом через сеть розничных турагентств.

Туроператор сам формирует турпродукт. Он выходит на зарубежных партнеров и напрямую заключает с ними договоры. Для этого нужно проделать большую работу и иметь немалые деньги. Ведь в случае доставленных неудобств туристу необходимо возместить убытки.

Турагентство - розничная туристическая фирма, занимающаяся реализацией туров, организуемых туроператорами, непосредственно потребителям (туристам).

Финансовое положение туроператора, жизнеспособность фирмы во многом зависят от ее взаимоотношений с поставщиками услуг, особенностей финансовых договоренностей и правил.

На основе анализа практической работы фирм, построенной на нормах государственного регулирования, можно определить главные аспекты финансово-экономической деятельности туроператоров.

Туроператорская деятельность, как инициативная, так и рецептивная, жестко привязана к курсу доллара, конвертации и переводу денег из зарубежных банков, так как связана с международным туристическим обменом.

Это также накладывает свои особенности на финансово-экономическую деятельность туроператоров, задачами которых являются осуществление обслуживающей деятельности, получение прибыли и обеспечение финансовой устойчивости своего предприятия (фирмы).

Покажем схему взаимоотношений между туристом, турагентством, туроператором и документы, регулирующие эти отношения.

Схема формирования дохода туристического агентства следующая. От общей суммы, уплаченной туристом турагентству и перечисленной туроператору, туроператор перечисляет агентскую комиссию в проценте от суммы тура. Размер комиссии устанавливается агентским договором.

Турфирмы часто совмещают функции инициативного и рецептивного туроперейтинга. Это случается, когда организация специализируется на международном выездном и въездном туризме.

Туроператоры занимают позицию между поставщиками отдельных услуг для туристов и турагентствами, и/или туристами. Фактически они не только отвечают на туристский спрос, формируя предложение - туры, но и воздействуют на формирование спроса, путем продвижения новых направлений путешествий и форм туристского обслуживания.

Если проанализировать схему взаимодействия потребителя (туриста) и поставщиков туристских услуг (гостиницы, рестораны, гиды, музеи и т.д.) с точки зрения эффективности коммуникаций между ними (рис. 1.1), то становится очевидной проблема большого количества посредников между ними. Искажение информации, передаваемой туристу, о качестве услуги становится неизбежным. Поэтому туристам и поставщикам необходимо стремиться к сближению в вопросе получения необходимых для организации путешествия сведений с помощью рекламных проспектов, паблисити, интернета.

Рис. 1.1 - Схема взаимодействия участников рынка международных туров

Образцовые туроператоры уяснили для себя, что удовлетворение нужд гостя - ключ к успеху в бизнесе. Для этого необходимо четко оговорить пожелания клиента и возможности турфирмы.

Это можно сделать за счет издания брошюр, которые вручаются посетителям, где указываются: длительность и программа тура, необходимая экипировка, детали питания, проживание и т.д. Приложением к данной брошюре может служить памятка с рекомендациями о том, что следует взять с собой в путешествие. В целом столь подробное информирование о туре еще до начала поездки представляется очень полезным.

Подготовленные видеоматериалы и литература должны быть реалистичны и правдиво показывать турпродукт. Материал должен включать:

- возможные виды активного отдыха; - предоставляемые услуги по обучению;

- аттрактивность природных ресурсов данного региона;

- уровень развития инфраструктуры региона;

- размер группы, вместимость средств размещения;

- рекомендации по предотвращению нанесения вреда природе и местному населению (правила поведения).

Например, в «Voyageur Quest» туристам предлагают брошюру, в которой рассказывается о компании, записывается каждый день тура, даются ответы на наиболее часто задаваемые туристами вопросы, различные советы. А также регистрационные формы, содержащие вопросы о физическом соответствии клиента, аллергических реакциях, особенностях питания, специальных запросах и список рекомендуемой литературы для изучения региона путешествия.

Хотя такой подход и может показаться слишком скрупулезным, но он позволяет клиенту получить максимум информации. В «Sawyer Lake Adventures» не только выпустили подобную брошюру, но и раздают клиентам специальные анкеты, содержащие вопросы об ожиданиях гостей от предстоящего тура, что позволяет лучше спроектировать программу с учетом индивидуальных пожеланий клиентов.

В «Fresh Tracks» за 70 дней до даты отправления всем клиентам рассылают подробные данные о предстоящем туре и рекомендации, связанные с ним, а за 3-5 дней до даты вылета обзванивают клиентов. «Мы хотим снабдить клиентов массой информации и сделать их путешествие легче. Часто мы предоставляем им транспорт, хотя это не было оговорено в контракте, чтобы приятно их удивить» - считают на фирме.

В «Smoothwater Outfitters» клиенты получают полный пакет со всей необходимой информацией о туре: список рекомендуемой одежды и специального оборудования, страховые формы, путеводители и карты и т.д. От туристов требуется представить медицинские справки, предупредить о наличие аллергии и особенностях питания. Они участвуют в подготовительных собраниях с инструкторами (гидами), где получают рекомендации по сбору багажа. В «Nahanni River Adventures» создали большой web-сайт, содержащий более 200 страниц, большая часть которого посвящена предварительной подготовке и содержит ссылки на соответствующую литературу.

Не менее важно поддерживать контакт с туристами и после путешествия. Убедить клиента обратиться снова - вот к чему следует стремиться большинству компаний, а для этого необходимо не только качественного его обслужить, но и постоянно поддерживать контакт с ним после окончания тура.

В «Timberline Tours» посылают своим туристам рождественские открытки и фотографии в качестве дружественного напоминания о путешествии, в «Sawyer Lake Adventures» поддерживают контакт обычно посредством необычных подарков, например посылая перья большой белой совы, если эта птица вызвала интерес туристов во время тура. В горном клубе «Экстрем» после окончания тура гиды обмениваются с туристами фотографиями и консультируют клиентов по будущим маршрутам.

В «Bathurst Inlet Lodge», ведя более 30 лет переписку с туристами, добились 25-30% повторного обращения клиентов, уяснив при этом для себя, что нужно гостям. «Персональный контакт и постоянный сервис. Им нравится красота местности и возможность персонального общения с владельцами средств размещения, а также возможность обучения и факт общения с путешественниками-профессионалами с незапятнанной репутацией» - считают представители фирмы «Bathurst Inlet Lodge».

Умение работать с жалобами гостей также является существенным. Здесь важно продемонстрировать искреннюю, а не формальную заботу.

В «M&W Guides» рассматривают все жалобы клиентов, отвечают на них в письменной форме и проверяют, доволен ли клиент результатом.

В «Boreal Wilderness Guides» сначала стараются разрешить проблему, изложенную в жалобе, демонстрируя усердие. Потом предлагают туры с 50%-ной скидкой, последовательно снижая первоначальную стоимость.

А что касается благодарностей, то, например, в «Inside Out» благодарят клиентов по телефону за письма с положительными откликами и просят разрешения использовать цитаты из них в рекламных целях.

Необходимо побуждать клиентов к любым видам обратной связи: дискуссии, книги отзывов, постоянные встречи менеджеров и обслуживающего персонала, обратная связь через агентов, пресс-релизы, различные исследования, ответы на письма и звонки клиентов.

В этой связи интересен опыт «Voyagueur Quest», где от гостей получают десятки писем и фотографий. Все письма висят на стенах офиса, а фотографии содержатся в специальном альбоме. В конце года проводится конкурс фотографий. Победителя ждет бесплатная путевка на срок до 4 дней.

2. Виды и особенности договоров между туроператорами и поставщиками услуг

Контракт (договор) необходим для урегулирования обязанностей и ответственности сторон, в частности в ситуациях, когда остаются непроданными места в гостиницах, посадочные места в самолете, или в случаях, когда отменяются чартерные рейсы, чтобы предусмотреть систему санкций, штрафов для каждого конкретного случая.

Правильно организованная договорная работа туроператора помогает ему не попадать в зависимость от деятельности различных поставщиков услуг. Крупные туроператоры подписывают обычно долгосрочные контракты с отелями на определенное количество номеров или на обеспечение полной загрузки отеля, что дает им низкие цены, но представляет определенный риск для владельца отеля (он может потерять деньги в период высокой инфляции). Есть риск и для туроператора (он потеряет деньги в случае, если не все туры будут проданы).

Контрактно-договорные взаимоотношения в туризме регулируются нормами международного и национального гражданского права.

На международном уровне такие отношения регулируются следующими основными документами:

Международной конвенцией по контракту на путешествие, принятая 22.10.1970 г. Генеральной ассамблеей Всемирной ассоциации туристских агентств (ФУААВ);

Положение по туристским контрактам и обменам, принятым на Венской встрече государств - участников Совета Безопасности Совета Европы (СБСЕ) в 1992 г.;

Соглашением по унификации правил международных воздушных перевозок (Варшавская конвенция), принятым 12.10.1929 г., с изменениями и дополнениями, внесенными в 1955 и 1975 гг.;

Женевской конвенцией по международной автомобильной перевозке пассажиров и багажа, принятой в Брюсселе в 1969 г.;

Постановлением межпарламентской ассамблеи государств участников СНГ "Об основных принципах сотрудничества государств, участников СНГ в области туризма" от 29.10.96 г. и др.

На национальном уровне договорные отношения в области туризма регулируются следующими нормативно-правовыми актами:

- Гражданским кодексом РФ (ч.1 и 2 от 21.10.94 и от 22.12.95 г. соответственно);

- Федеральным законом от 24.11.96 г. "Об основах туристской деятельности в РФ";

- Трудовым кодексом РФ.

В практике торговли туристскими услугами инициативный туроператор не всегда выходит напрямую на поставщиков услуг. Он заключает договор с принимающим туроператором, который обеспечивает ему весь комплекс услуг на приеме. Рассмотрим особенности заключения договоров рецептивного туроператора с поставщиками услуг и договор между рецептивным и инициативным туроператорами.

Договоры с поставщиками услуг составляются на основе типового договора с включением вопросов, касающихся обслуживания туристов и взаимоотношений партнеров (поставщика услуг и туроператора).

Все взаимоотношения с партнерами-поставщиками услуг по обслуживанию туристов на маршруте тура оформляются заключением письменных договоров (контрактов). Они могут иметь типовую форму договора купли-продажи или договора комиссии, либо договора-обмена (при безвалютном обмене туристскими группами).

Читайте так же:  Упрощенка отчетность сроки

Основные положения договоров с поставщиками услуг аналогичны положениям типового договора:

- права и обязанности поставщика услуг;

- права и обязанности туроператора;

- юридические адреса и реквизиты партнеров.

Договор считается заключенным, когда между сторонами в надлежащей форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Договор с гостиничным предприятием

Договор о квоте мест с гарантией заполнения 30-80%. По такому договору туристская фирма получает от гостиницы определенное количество мест, которые она обязана в течение периода, оговоренного в контракте, заполнить туристами. При этом она гарантирует оплату 30-80 % выделенной квоты мест, даже если они не будут использованы. Остальную часть квоты фирма имеет право аннулировать в установленные сроки. По этому договору фирма получает цены на гостиничные места более низкие, чем обычные тарифы.

Договор о квоте мест без гарантии заполнения. По этому договору фирма не берет на себя никакой гарантии заполнения выделенной ей квоты мест. Поэтому в силу вступает обычное правило аннуляции мест, не использованных в установленные сроки. Фирма рассчитывается с гостиницей по обычным тарифам.

Договор о твердой закупке мест с полной оплатой. По такому договору фирма гарантирует гостинице полную оплату выделенной квоты мест, независимо от их заполнения. При таких условиях фирма выторговывает более низкие цены на размещение в гостинице, чем обычно.

Договор о текущем бронировании. Это наиболее типичный договор для туристских фирм, особенно тех, которые занимаются организацией индивидуального туризма. По такому договору фирма не получает от гостиницы никакой квоты мест. При обращении клиента она направляет гостинице заявку на бронирование и только по получении от нее подтверждения производит продажу гостиничных услуг. При таком договоре действуют обычные тарифы на гостиничные места.

В любом варианте договоров следует предусматривать (оговаривать) следующие условия:

- стоимость номеров и бронирования;

- тип номеров и их число;

- продолжительность (сезоны) обслуживания;

- графики заезда туристов;

- сроки и продолжительность разового обслуживания;

- набор входящих услуг;

- количество и форму организации питания - варианты предоставления питания в ресторане гостиницы (завтрак, полу пансион, полный пансион, шведский стол и т.д.);

- языки, на которых необходимо говорить персоналу;

- сроки подтверждения заезда туристов (бронирования);

- сроки снятия заездов без предъявления штрафных санкций;

- штрафные санкции по величине и срокам отказа;

- скидки на большой заезд или на постоянную загрузку;

- материальная ответственность за недозаезд (количественный), срыв заезда, отказ от размещения гостей;

- другие специфические вопросы (входит ли в стоимость пользование сауной, бильярдом, время работы бассейна, набор дополнительных услуг и пр.).

Кроме того, важно обратить внимание на гарантии, которые нам дает партнер - поставщик услуги (гарантирует ли гостиница обещанное размещение).

Условие о невозможности обратного повышения цен (цены можно повышать только на не проданные услуги).

Договор с предприятием питания

Такой договор заключается с отдельным предприятием питания, если питание организуется вне средства размещения туристов и не входит в контракт с гостиничным предприятием. Это может иметь место на маршрутных тематических турах (питание в пути) и др.

В таком договоре должны быть отражены:

- количество единовременно обслуживаемых туристов;

- регулярность и величина заказов;

- вид питания (шведский стол, обслуживание и др.);

- примерные варианты меню;

- примерные цены на различные рационы питания;

- скидки на большое количество клиентов или на постоянное обеспечение клиентуры;

- сроки подачи заявок на питание;

- определенные сроки снятия заказов без предъявления штрафных санкций;

- материальная ответственность за срыв питания с той или с другой стороны с указанием сроков наступления материальной ответственности и др.

Договор с автотранспортным предприятием

Договорные взаимоотношения с автотранспортными предприятиями (АТП) строятся на основании договора аренды транспортного средства с экипажем (водителями), регламентируемого Гражданским кодексом РФ (гл. 40 "Перевозка"); положением об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденным приказом Министерства транспорта РФ от 08.01.97 г. № 2; уставом автомобильного транспорта.

По договору аренды транспортного средства с экипажем арендодатель (АТП) предоставляет арендатору (турфирме) транспортное средство во временное владение и пользование за плату и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации.

Водители автобуса (их квалификация) должны отвечать обязательным для сторон правилам и условиям договора или требованиям обычной практики, т.к. они являются работниками арендодателя и подчиняются распоряжениям автотранспортной компании, касающимся управления и технической эксплуатации, а также распоряжениям турфирм, касающимся коммерческой эксплуатации автобуса. Как правило, расходы по оплате услуг водителя, а также расходы на их содержание несет АТП.

Если иное не предусмотрено договором аренды автобуса с экипажем, обязанность страховать транспортное средство и ответственность за ущерб им или третьим лицам в связи с эксплуатацией автобуса возлагается на арендодателя (АТП) в тех случаях, когда такое страхование является обязательным в силу закона или договора. Например, при организации зарубежных поездок необходимо оформление специальной страховки (зеленой карты) и страхования ответственности за ущерб причиненный третьим лицам.

В договоре с АТП следует обязательно оговорить наличие такой страховки на автобус.

Если иное не предусмотрено договором аренды автобуса с экипажем, турфирма обычно несет расходы, возникающие в связи с его эксплуатацией, в том числе расходы на оплату топлива и других материалов, расходуемых в процессе эксплуатации, а также сборов (дорожных, стояночных и пр.). Кроме того, в договоре с автотранспортным предприятием необходимо оговорить следующее:

марки автотранспортных средств, выделяемых для обслуживания туристов (автомашин, автобусов);

графики и сроки работы автотранспорта;

маршруты, на которых будет использоваться автотранспорт;

сроки подачи заявок на выделение автотранспорта;

сроки отказа от заявок без предъявления штрафных санкций;

материальную ответственность АТП за срыв использования автотранспорта;

максимальные сроки ожидания автотранспорта при опоздании туристов;

основные права и обязанности туристов, гида, экскурсоводов при пользовании автотранспортными средствами на обслуживании;

скидки и льготы (возможные варианты).

В международном и отечественном туризме принимаются меры по обеспечению безопасности туристов на автобусных турах и по обеспечению стандартов обслуживания. Так, во многих странах введено лицензирование автобусных перевозок туристов и экскурсантов.

Так, решением европейской транспортной комиссии введено требование по обязательному оснащению всех туристских автобусов с количеством мест 9 и более, включая место водителя, специальным контрольным прибором - тахографом. Это аналог черного ящика на самолетах - прибор контролирующий работу автобуса и водителя на маршруте и записывающий всю информацию.(Это тоже включается в договор с АТП).

Договор с авиакомпаниями

Все правила авиа поездок в нашей стране регулируются воздушным кодексом РФ от 19.03.1977 г., а также рядом международных соглашений, одним из которых можно назвать Варшавскую конвенцию 1929 г. (Гамбургские правила).

Договорные взаимоотношения с авиа перевозчиками строятся на основе Гражданского кодекса РФ (гл. 40 "Перевозка").

Договоры с авиа компаниями могут быть трех видов:

- договор на квоту мест на регулярных авиа рейсах;

- чартер (аренда самолета).

Договор на квоту мест на регулярных авиа рейсах. Квота мест может быть жесткой или мягкой. Это влияет как на условия договора так и на специальные льготы и скидки.

При жесткой квоте мест вся ответственность за не реализацию мест падает на туристскую фирму, независимо от причины не реализации. Финансовые потери несет турфирма.

При мягкой квоте мест устанавливаются сроки возможного отказа туристской фирмы от квоты или части квоты мест по причине не реализации туристских путевок. Эти сроки предусматривают возможность дальнейшей реализации этих мест самой авиакомпанией или другими ее агентами.

Договор с авиакомпанией на квоту мест на регулярных авиарейсах включает:

- график функционирования туров в направлении туда и обратно с указанием мест назначения;

- количество туристов в каждой группе (квота мест);

- сроки подачи заявок и выкупа билетов;

- сроки снятия заказов на билеты без удержания штрафов (мягкий блок);

- виды тарифов на приобретаемые билеты, льготные тарифы, условия их предоставления;

- скидки и льготы на квоту мест;

- порядок и сроки возврата выкупленных, но не использованных билетов, материальную ответственность, вытекающую из сроков возврата (мягкий блок).

Агентское соглашение с авиакомпанией. Некоторые авиакомпании считают своими агентами все туристские фирмы, имеющие с ними договор на квоту мест. Однако в чистом виде агентское соглашение - это работа по реализации авиабилетов, т.е. когда туристская фирма получает возможность самостоятельно выступать как агентство авиакомпании по продаже билетов, что упрощает и ускоряет процедуру бронирования и оформления проездных документов. Туристская фирма сама выступает в качестве кассы по продаже билетов авиакомпании, т.е. сама выписывает билеты и имеет соответствующее компьютерное оборудование и право доступа к сети бронирования данной авиакомпании.

В этом случае авиакомпания имеет дополнительный пункт продажи (одним из условий агентского соглашения является продажа под туры билетов именно этой авиакомпании). Агентское соглашение с авиакомпанией оговаривает следующие моменты:

- кто и на каких условиях обеспечивает наличие оборудования для оформления билетов и их бланков;

- вопросы подготовки кадров для обслуживания этого оборудования;

- объемы продаж (чаще всего по количеству билетов за период или по размеру выручки);

- пределы возможных продаж (регионально или по сегментам потребителей);

- по чьей цене продаются билеты (чаще по цене компании);

- цены и тарифы продаж билетов;

- условия оплаты авиабилетов - предоплата или оплата по мере продажи (предоплата устанавливается для групп туристов);

- размер комиссионного вознаграждения за продажу билетов (до 9 % от проданного тарифа);

- сроки и регулярность предоставления отчетов, их форма и прилагаемая документация;

Чартер (аренда самолета). При организации чартерных перевозок заказчик и авиакомпания определяют маршрут, оговаривают обязанности сторон, выясняют соответствие арендного договора международным правилам и определяют стоимость рейса, которая включает стоимость аренды самолета, расход топлива, работу экипажа, обслуживание в аэропорту.

Затем заключается специальный чартерный договор, в котором оговариваются:

- вид (марка) самолета;

- число мест, подлежащих продаже;

- стоимость аренды самолета;

- маршрут с указанием аэропортов вылета и прибытия;

- сроки действия договора (сезон, год и т.д.);

- регулярность совершения рейсов;

- возможность и предельные сроки снятия (отмены) авиарейса и соответствующие санкции.

Особенность чартерных авиарейсов состоит в том, что на 10 туристских заездов приходится 11 авиарейсов, т.е. действует формула N + 1. Таким образом, наибольшее число полетов за период действия авиачартерной программы снижает затраты на "выпадающий" рейс, а значит снижает и перевозочный тариф.

Практика показывает, что браться за организацию подобных рейсов имеет смысл только тогда, когда за 4-5 месяцев возможно проведение как минимум 15-17 сдвоенных рейсов (туда и обратно). Периодичность рейсов - 1-2 раза в неделю и совсем редко - в 10 дней или в 2 недели.

В сезон реально можно организовывать 20 заездов (при еженедельных полетах), можно даже увеличить количество полетов до 2 раз в неделю, тогда количество полетов за сезон возрастает до 40. Это значительно снижает тариф, но недоступно для большинства туристских фирм.

Этим объясняется возникновение на рынке промежуточных предпринимателей - фирм-оптовиков, которые реализуют блок-чартеры (по 10-30 мест). Продажу блоков мест на свой чартер туроператор-оптовик, как правило, проводит по терм вариантам: жесткий блок, мягкий блок и комбинированный.

Мягкий блок, при котором заказчик не имеет никакой финансовой ответственности, но имеет право в заранее оговоренные сроки полностью или частично отказаться от своих мест. Отказ в более поздние сроки облагается штрафом. Применяют их достаточно редко, т.к. оптовикам это не выгодно.

Жесткий блок предусматривает строгие договорные обязательства по срокам продажи и оплате. Заказчик вносит предоплату, размер которой обычно включает сумму стоимости двух парных авиарейсов. Тарифы на 10-15 % ниже, чем на мягком. Цена фиксируется на весь сезон, что дает возможность реализаторам варьировать цены в пик сезона и в конце его.

Комбинированный блок наиболее распространен. Он сочетает элементы двух предыдущих вариантов. Общее число мест, входящих в реализуемый блок, делится в определенной пропорции на две части, одна из которых реализуется по жесткой системе, другая - по мягкой.

Договор с экскурсионной фирмой

Если нет собственного экскурсионного отдела, договор с экскурсионной фирмой включает следующие основные условия:

- наименование и продолжительность экскурсий, способ передвижения на них (автобусные, пешеходные, теплоходные);

- сроки подачи заявок на проведение экскурсий;

- сроки отмены заявок;

- цены на экскурсии;

- количество экскурсантов в группе на каждой экскурсии;

- материальная ответственность за срыв экскурсии (по вине экскурсионной фирмы или туроператора).

Договор с музеем

Договор с музеем включает:

- варианты экскурсий и их тематику;

- количество экскурсантов в группе;

- цены на экскурсии (на групповые или индивидуальные, по возрастным группам);

- скидки на групповые посещения музея;

- сроки подачи заявок на проведение экскурсий;

- сроки отмены заявок;

- материальную ответственность за срыв музейной экскурсии по вине одного из партнеров.

Не следует забывать и о дополнительных услугах, т.е. о тех, которые не включены в пакет тура. Они предоставляются туристам на месте за дополнительную плату. Это обычно специфические экскурсии, шоу, морские, горные или речные прогулки, посещение аквапарков, национальных парков и заповедников, сафари, охота, рыбалка и многое другое.

Договор между инициативным и рецептивным туроператором

При организации маршрутного инклюзив-тура:

- маршрут и программа тура, пакет услуг, которые должны быть предоставлены туристам во время путешествия;

- дата прибытия и дата отъезда;

- перечень и последовательность посещения городов;

- количество дней пребывания в каждом городе;

При организации индивидуальных заказные туров:

- дата прибытия и дата отъезда туристов;

- перечень услуг и их классность.

При обсуждении маршрута или стационарного пребывания туристов в месте отдыха необходимо четко определить продолжительность пребывания туристов в месте размещения по количеству ночевок, т.к. все расчеты по обслуживанию в гостиницах ведутся именно по их количеству. Но при определенном количестве ночевок, дней пребывания может быть на один больше (например, заезд утром первого дня, отъезд вечером последнего дня), поэтому для четкости толкования понятия "продолжительность путешествия" принято обозначать ее двумя показателями - количество дней и количество ночевок (7 дней/6 ночей). Условия хранения вещей в день отъезда должны быть оговорены в контракте.

Инициативные туроператоры отправляют туристов за рубеж или в другие регионы по договоренности с принимающими (рецептивными) операторами или с туристскими предприятиями. Отличием их от туристских агентств, занимающихся исключительно продажей чужих туров, является то, что они занимаются комплектацией туристического продукта, состоящего (по нормам Всемирного туристического объединения) из не менее, чем трех услуг: размещение туристов; транспортировка туристов; любая другая не связанная с вышеназванными услуга.

Рецептивные туроператоры работают на приеме, то есть комплектуют туры и программы по обслуживанию туристов с использованием прямых договоров с поставщиками услуг (гостиницами, предприятиями питания, досугово-развлекательными учреждениями и т.д.)

Согласно действующему международному и российскому законодательству за качество предоставленной услуги полную ответственность перед туристом несет та организация, которая сформировала и продала ему пакет услуг, независимо от того, сама она предоставляет эти услуги или третье лицо (поставщик услуг).

Правильно организованная договорная работа туроператора помогает ему не попадать в зависимость от деятельности различных поставщиков услуг. Крупные туроператоры подписывают обычно долгосрочные контракты с отелями на определенное количество номеров или на обеспечение полной загрузки отеля, что дает им низкие цены, но представляет определенный риск для владельца отеля (он может потерять деньги в период высокой инфляции). Есть риск и для туроператора (он потеряет деньги в случае, если не все туры будут проданы).

Контрактно-договорные взаимоотношения в туризме регулируются нормами международного и национального гражданского права.

Для любых предложений по сайту: [email protected]