Содержание:
Процедуры привлечения к дисциплинарной ответственности в уголовно-исполнительной системе. Статьи по предмету Уголовное право
ПРОЦЕДУРЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К ДИСЦИПЛИНАРНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ
А.Н. МИРОНОВ
Назначение дисциплинарного взыскания имеет негативные последствия и в значительной мере ограничивает права и свободы лица, допустившего дисциплинарный проступок. Данное обстоятельство предполагает повышенное внимание к закреплению процедур привлечения к дисциплинарной ответственности. Четкое закрепление данных процедур в законодательстве будет способствовать обеспечению прав лиц, в отношении которых осуществляется дисциплинарное производство, и способствовать уменьшению произвола со стороны лиц, обладающих дисциплинарной властью по отношению к нарушителям. Кроме того, соблюдение процедур привлечения к дисциплинарной ответственности является обязанностью лиц, обладающих дисциплинарной властью по отношению к нарушителям, а также способствует обеспечению законности при осуществлении дисциплинарного производства.
Привлечение к дисциплинарной ответственности осуществляется в рамках дисциплинарного производства, сущность которого заключается в применении к лицам, совершившим дисциплинарный проступок, предусмотренных нормами права дисциплинарных взысканий. Материальной основой данного вида административного производства является дисциплинарный проступок, который рассматривается в научной литературе как противоправное, виновное нарушение дисциплины, не влекущее уголовной ответственности . Следует отметить, что в научной литературе зачастую предлагаются самые разнообразные определения дисциплинарного проступка , что связано с отсутствием его законодательного закрепления.
--------------------------------
Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации: Учебник. М., 2001. С. 264.
Бахрах Д.Н. Административное право России: Учебник. М., 2002. С. 586.
Правовые проблемы дисциплинарной ответственности находятся на стыке наук административного и трудового права. Согласимся, что именно двойная отраслевая принадлежность дисциплинарной ответственности является одной из важнейших особенностей данного вида юридической ответственности, которая во многом предопределяет сложности изучения этого правового явления . Кроме того, проблемы привлечения к дисциплинарной ответственности могут возникать в результате отсутствия закрепления соответствующих процедур в действующем законодательстве.
--------------------------------
См.: Сергеев А.В. Основание дисциплинарной ответственности // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 2005. N 4. С. 77.
Общее, что характерно для дисциплинарного производства независимо от специфического характера работы, заключается в том, что дисциплинарное взыскание налагается лицом (руководителем) или органом, назначившим (имеющим право назначать) совершившего служебный (дисциплинарный) проступок на должность. Объясняется это тем, что дисциплинарное взыскание может быть наложено, как правило, в порядке служебного подчинения, т.е. руководителем, обладающим в отношении подчиненных работников дисциплинарной властью.
С процессуальной основой дело обстоит несколько сложнее, поскольку производство по наложению дисциплинарных взысканий в настоящее время регламентировано многими нормативно-правовыми актами, что предопределено наличием различных форм служебно-трудовых отношений (например, государственная гражданская служба, военная служба, служба в органах внутренних дел, служба в уголовно-исполнительной системе и т.д.). Имеются свои особенности закрепления процедур привлечения к дисциплинарной ответственности в уголовно-исполнительной системе, которые связаны с тем, что по отношению к работникам уголовно-исполнительной системы применяются нормы нормативных правовых актов различной юридической силы. Кроме того, необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 24 Закона РФ от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" к работникам уголовно-исполнительной системы относятся сотрудники, имеющие специальные звания, и рабочие и служащие учреждений, исполняющих наказания, объединений учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, федеральных государственных унитарных предприятий уголовно-исполнительной системы, федерального органа уголовно-исполнительной системы и его территориальных органов, а также следственных изоляторов, предприятий, научно-исследовательских, проектных, медицинских, образовательных и иных организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему.
Общие положения привлечения к дисциплинарной ответственности закреплены в Трудовом кодексе РФ от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (далее - ТК РФ), которые имеют прямое отношение к работникам уголовно-исполнительной системы. Также процедуры привлечения к дисциплинарной ответственности применительно к работникам уголовно-исполнительной системы содержатся в Постановлении ВС РФ от 23.12.1992 N 4202-1 "Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации" (далее - Положение о службе), Приказе Минюста России от 06.06.2005 N 76 "Об утверждении Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы" (далее - Приказ N 76), Приказе ФСИН России от 12.04.2012 N 198 "Об утверждении Инструкции об организации и проведении служебных проверок в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы" (далее - Приказ N 198).
--------------------------------
Постановление ВС РФ от 23.12.1992 N 4202-1 "Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации" // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 2. Ст. 70; СЗ РФ. 2013. N 48. Ст. 6165.
Приказ Минюста России от 06.06.2005 N 76 "Об утверждении Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы" // Российская газета. 2005. N 144.
Приказ ФСИН России от 12.04.2012 N 198 "Об утверждении Инструкции об организации и проведении служебных проверок в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы" // Российская газета. 2012. N 206.
Содержащиеся в указанных нормативных правовых актах процедуры привлечения к дисциплинарной ответственности, как нам представляется, не полны и содержат положения, предусматривающие свободу усмотрения для лиц, обладающих дисциплинарной властью по отношению к нарушителям.
Для привлечения к любому виду ответственности необходимо наличие не только основания, но и повода, при наличии которого было бы возможным возбудить производство. Ни в одном из обозначенных нормативных правовых актов применительно к дисциплинарной ответственности в уголовно-исполнительной системе не содержится указания на повод возбуждения дисциплинарного производства. В практической деятельности это могут быть непосредственное обнаружение дисциплинарного проступка должностным лицом, обладающим дисциплинарной властью по отношению к нарушителю, рапорт или докладная, поданная на имя руководителя, обращения физических или юридических лиц, информация, поступившая из органов государственной власти и местного самоуправления, и др.
При наличии информации о совершенном дисциплинарном проступке в соответствии со ст. 193 ТК РФ в обязанность руководителю вменяется затребовать от нарушителя объяснения. Необходимо помнить о том, что если в течение двух дней работником не представляется объяснение, то должен быть составлен соответствующий акт. Отсутствие объяснения или акта отказа будет являться нарушением трудового законодательства, которое может повлечь за собой отмену наложенного взыскания. Данное положение ТК РФ направлено на обеспечение объективной оценки фактических обстоятельств, послуживших основанием для привлечения работника к дисциплинарной ответственности, и на предотвращение необоснованного применения дисциплинарного взыскания. Более никаких процедур, направленных на выяснение обстоятельств дела для привлечения к дисциплинарной ответственности, за исключением увольнения, ТК РФ не содержит. Они находят закрепление в обозначенных нами нормативных правовых актах. В соответствии со ст. 39 Положения о службе при необходимости проводится проверка указанных в объяснении сведений с вынесением заключения по результатам проверки. Порядок проведения служебных проверок регламентируется Приказом N 198, вместе с тем положения данного Приказа распространяются только на сотрудников уголовно-исполнительной системы. Данный Приказ содержит основания проведения служебной проверки, под которые подпадает любой дисциплинарный проступок, совершенный работником уголовно-исполнительной системы и не только. Необходимость проведения служебной проверки определяется руководителем органа или учреждения уголовно-исполнительной системы. При возникновении спорной ситуации о законности или незаконности наложения дисциплинарного взыскания для суда, возможно, не будут иметь значение результаты служебной проверки, однако ее проведение способствует более объективной оценке совершенного проступка и налагаемого дисциплинарного взыскания. Вместе с тем по отношению к работникам уголовно-исполнительной системы несоблюдение Приказа N 198 может иметь негативные последствия. Негативные последствия могут наступить в результате несоблюдения таких положений Приказа N 198, как, например:
- неознакомление лица, в отношении которого проводится проверка, с приказом о ее назначении;
- неознакомление сотрудника(ов), в отношении которого проводилась проверка, с заключением и материалами проверки в части, его касающейся, под роспись в течение 10 дней после утверждения заключения о результатах служебной проверки;
- нарушение сроков проведения служебной проверки;
- нарушение сроков подготовки проекта приказа о наложении дисциплинарного взыскания подразделением учреждения, органа УИС, от которого был назначен председатель комиссии по проведению служебной проверки.
При привлечении к дисциплинарной ответственности в уголовно-исполнительной системе важными являются такие положения, как:
- за дисциплинарный проступок может быть наложено только одно взыскание. Применение дисциплинарного взыскания не освобождает работника, совершившего проступок, от иной ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации;
- при наложении на работника дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного им дисциплинарного правонарушения, обстоятельства, при которых оно было совершено, его предшествующая служба и поведение;
- лица, правомочные налагать дисциплинарные взыскания, применя
ют их в соответствии с предоставленными им правами. Если с учетом тяжести дисциплинарного проступка необходимо применять дисциплинарное взыскание, превышающее объем прав, предоставленных руководителю, то он ходатайствует об этом перед вышестоящим руководителем;
- вышестоящий руководитель вправе отменить, смягчить или усилить (в пределах предоставленных ему прав) дисциплинарное взыскание, наложенное нижестоящим должностным лицом, если найдет, что взыскание не соответствует тяжести совершенного проступка;
- лицо считается не имеющим дисциплинарного взыскания, если в течение года со дня его наложения он не подвергался вновь дисциплинарному взысканию. Руководитель, наложивший дисциплинарное взыскание, или вышестоящий начальник может снять это взыскание до истечения года, если работник заслужил это добросовестным отношением к службе и не допустил вновь нарушения служебной дисциплины;
- меры поощрения во время действия взыскания не применяются;
- при привлечении сотрудника к дисциплинарной ответственности за пребывание на службе в нетрезвом состоянии необходимо руководствоваться результатами медицинского освидетельствования, а в случае отказа сотрудника от освидетельствования - показаниями не менее двух свидетелей. Получение каких-либо объяснений от сотрудника до его вытрезвления не допускается;
- лицо, подвергнутое дисциплинарному взысканию, вправе обжаловать его вышестоящему руководителю либо в суд.
К наиболее важным из положений, которые необходимо соблюдать при привлечении к дисциплинарной ответственности в уголовно-исполнительной системе, является соблюдение установленных сроков.
В соответствии с ч. 3 ст. 193 ТК РФ дисциплинарное взыскание налагается не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания в отпуске или времени использования суммированных дней отдыха. Днем обнаружения проступка, с которого начинается течение месячного срока, в соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" считается день, когда лицу, которому по работе (службе) подчинен работник, стало известно о совершении проступка, независимо от того, наделено ли оно правом наложения дисциплинарных взысканий. Вместе с тем в Положении о службе содержатся иные сроки применения дисциплинарного взыскания. В соответствии со ст. 39 Положения о службе дисциплинарное взыскание должно быть наложено до истечения десяти суток с того дня, когда начальнику стало известно о совершенном проступке, а в случаях проведения служебной проверки, возбуждения уголовного дела или дела об административном правонарушении - не позднее одного месяца соответственно со дня окончания проверки, рассмотрения компетентным органом или должностным лицом уголовного дела или дела об административном правонарушении и вынесения по ним окончательного решения, не считая времени болезни виновного или нахождения его в отпуске. В данном случае если проводится служебная проверка, то может быть нарушен срок применения взыскания, который содержится в ТК РФ. Кроме того, ТК РФ не содержит положений, в соответствии с которыми другими нормативными правовыми актами могут устанавливаться особенности относительно сроков привлечения к дисциплинарной ответственности. В связи с обозначенным это может являться основанием для отмены наложенного дисциплинарного взыскания в связи с истечением срока давности привлечения к дисциплинарной ответственности. Считаем необходимым внести соответствующие изменения в Положение о службе для приведения его в соответствие с ТК РФ, иначе это создает свободу усмотрения для руководителя.
--------------------------------
Российская газета. 2006. N 297.
Важным является положение о том, что дисциплинарное взыскание не может налагаться позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - позднее двух лет со дня его совершения. В этот срок не включается время производства по уголовному делу. Необходимо различать срок со дня обнаружения проступка и срок со дня его совершения.
Относительно сроков применения дисциплинарной ответственности при возникновении спорной ситуации необходимо в первую очередь соблюдать положения ТК РФ, которые обладают большей юридической силой по отношению к положениям других нормативных правовых актов. Также считаем возможным указать, что, если в результате проведения служебной проверки были выявлены допущенные нарушения служебной дисциплины и при этом прошло шесть месяцев со дня совершения проступка, наложение дисциплинарного взыскания будет являться незаконным. Единственным исключением является проверка только финансово-хозяйственной деятельности, срок давности при этом будет составлять два года.
И последнее, на наш взгляд, важное положение о том, что в соответствии с ч. 6 ст. 193 ТК РФ приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под роспись в течение трех рабочих дней со дня его издания не считая времени отсутствия работника на работе. Если работник отказывается ознакомиться с указанным приказом (распоряжением) под роспись, то составляется соответствующий акт.
Если обратиться к ст. 39 Положения о службе, то в соответствии с ней приказ о применении дисциплинарного взыскания с указанием мотивов его применения объявляется сотруднику, подвергнутому взысканию, под расписку. Дисциплинарное взыскание приводится в исполнение немедленно, но не позднее одного месяца со дня его наложения.
В данном случае опять видится некоторое несоответствие положениям ТК РФ, кроме того, если в соответствии с ТК РФ ознакомление с приказом осуществляется под роспись, то согласно положению о службе - под расписку.
В любом случае если будет нарушен срок ознакомления с приказом о применении дисциплинарного взыскания, установленный ТК РФ, то лицо, совершившее дисциплинарный проступок, может избежать ответственности из-за грубого нарушения процедур привлечения к дисциплинарной ответственности. Лицо, привлекаемое к дисциплинарной ответственности, имеет возможность воспользоваться установленными сроками ознакомления, "затянуть" их в целях избежать ответственности, поэтому необходимо актировать отказ. Сложность соблюдения указанных сроков может возникнуть и в результате того, что в нормативных правовых актах, закрепляющих процедуры привлечения к дисциплинарной ответственности в уголовно-исполнительной системе, не содержится указания на то, кто должен ознакомить с приказом, и в связи с этим возникают споры между кадровыми подразделениями и службами делопроизводства по данному вопросу. Представляется возможным возложить данную обязанность на соответствующее подразделение путем включения ее в положение о данном подразделении.
Проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы относительно процедур привлечения к дисциплинарной ответственности в уголовно-исполнительной системе.
Во-первых, процедуры привлечения к дисциплинарной ответственности в уголовно-исполнительной системе закрепляются в нормативных правовых актах различной юридической силы.
Во-вторых, существующие процедуры содержат противоречивые положения, которые создают свободу усмотрения для лица, обладающего дисциплинарной властью по отношению к нарушителю, в связи с чем необходимо привести действующие нормативные правовые акты, касающиеся привлечения к дисциплинарной ответственности, в соответствие с положениями ТК РФ.
В-третьих, отсутствие единообразия в порядке применения дисциплинарных взысканий создает возможность для нарушений законодательства, прав и свобод работников уголовно-исполнительной системы.
В-четвертых, при возникновении спорных ситуаций, связанных с привлечением к дисциплинарной ответственности в уголовно-исполнительной системе, при обращении в судебные органы решение будет приниматься в соответствии с положениями ТК РФ, а не какого-либо иного акта.
Литература
1. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации: Учебник. М., 2001. С. 264.
2. Бахрах Д.Н. Административное право России: Учебник. М., 2002. С. 586.
3. Сергеев А.В. Основание дисциплинарной ответственности // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 2005. N 4. С. 77.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Уголовное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.
Федеральный закон «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от 19.07.2018 N 197-ФЗ ст 52
Статья 52. Порядок применения к сотрудникам мер поощрения и порядок наложения на них дисциплинарных взысканий
1. Порядок применения к сотрудникам мер поощрения, предусмотренных пунктами 1 - 7 и 10 части 1, частями 2 и 3 статьи 48 настоящего Федерального закона, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
2. К сотрудникам, замещающим должности в уголовно-исполнительной системе, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации, меры поощрения, предусмотренные пунктами 1 - 7 и 10 части 1 и частью 2 статьи 48 настоящего Федерального закона, могут применяться руководителем федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченным руководителем.
3. Дисциплинарные взыскания на сотрудника налагаются прямыми руководителями (начальниками) в пределах прав, предоставленных им руководителем федерального органа уголовно-исполнительной системы, за исключением увольнения со службы в уголовно-исполнительной системе сотрудника, замещающего должность в уголовно-исполнительной системе, назначение на которую и освобождение от которой осуществляются Президентом Российской Федерации. О наложении дисциплинарного взыскания на сотрудника, замещающего должность в уголовно-исполнительной системе, назначение на которую и освобождение от которой осуществляются Президентом Российской Федерации, руководитель федерального органа уголовно-исполнительной системы обязан проинформировать Президента Российской Федерации.
4. Правом наложения дисциплинарного взыскания, предоставленным нижестоящему руководителю (начальнику), обладает и прямой руководитель (начальник). Если на сотрудника необходимо наложить такое дисциплинарное взыскание, которое соответствующий руководитель (начальник) не имеет права налагать, он ходатайствует о наложении этого дисциплинарного взыскания перед вышестоящим руководителем (начальником).
5. Вышестоящий руководитель (начальник) имеет право изменить дисциплинарное взыскание, наложенное нижестоящим руководителем (начальником), если оно не соответствует тяжести совершенного сотрудником дисциплинарного проступка.
6. Дисциплинарное взыскание должно быть наложено не позднее чем через две недели со дня, когда прямому руководителю (начальнику) или непосредственному руководителю (начальнику) стало известно о совершении сотрудником дисциплинарного проступка, а в случае проведения служебной проверки или возбуждения уголовного дела - не позднее чем через один месяц со дня утверждения заключения по результатам служебной проверки или вынесения окончательного решения по уголовному делу. В указанные сроки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или командировке.
7. Дисциплинарное взыскание не может быть наложено на сотрудника по истечении шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам ревизии или проверки финансово-хозяйственной деятельности - по истечении двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или командировке, а также время производства по уголовному делу.
8. До наложения дисциплинарного взыскания от сотрудника, привлекаемого к ответственности, должно быть затребовано объяснение в письменной форме. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение сотрудником не представлено или он отказался дать такое объяснение, составляется соответствующий акт. Непредставление сотрудником объяснения в письменной форме не является препятствием для наложения дисциплинарного взыскания. Перед наложением дисциплинарного взыскания по решению руководителя федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченного руководителя в соответствии со статьей 54 настоящего Федерального закона может быть проведена служебная проверка.
9. О наложении на сотрудника дисциплинарного взыскания издается приказ руководителя федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченного руководителя. Дисциплинарное взыскание в виде замечания или выговора может объявляться публично в устной форме. В случае временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или командировке приказ о наложении на него дисциплинарного взыскания издается после его выздоровления, выхода из отпуска или возвращения из командировки. Сотрудник считается привлеченным к дисциплинарной ответственности со дня издания приказа о наложении на него дисциплинарного взыскания либо со дня публичного объявления ему замечания или выговора в устной форме.
10. В приказе о наложении на сотрудника дисциплинарного взыскания указываются иные сотрудники, до сведения которых должен быть доведен этот приказ.
11. Уполномоченный руководитель обязан в течение трех рабочих дней ознакомить сотрудника под расписку с приказом о наложении на него дисциплинарного взыскания. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или командировке, а также время, необходимое для прибытия сотрудника к месту ознакомления с приказом о наложении на него дисциплинарного взыскания или для доставки указанного приказа к месту службы или жительства сотрудника.
12. Об отказе или уклонении сотрудника от ознакомления с приказом о наложении на него дисциплинарного взыскания составляется акт, подписываемый уполномоченными должностными лицами.
13. Применяемые к сотруднику меры поощрения и налагаемые на него в письменной форме дисциплинарные взыскания заносятся в личное дело сотрудника. Меры поощрения и дисциплинарные взыскания учитываются раздельно.
14. Дисциплинарное взыскание, наложенное на сотрудника приказом руководителя федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченного руководителя, считается снятым по истечении одного года со дня его наложения, если этот сотрудник в указанный период не подвергался новому дисциплинарному взысканию, либо со дня издания приказа о поощрении в виде досрочного снятия ранее наложенного на сотрудника дисциплинарного взыскания. Дисциплинарное взыскание, объявленное публично в устной форме, считается снятым по истечении одного месяца со дня его наложения.
15. Исполнение наложенного на сотрудника дисциплинарного взыскания в виде увольнения со службы в уголовно-исполнительной системе осуществляется в соответствии с главой 12 настоящего Федерального закона.
Глава 7. СЛУЖЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ
Федеральный закон от 19.07.2018 N 197-ФЗ
“О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации “Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы”
Статья 47. Служебная дисциплина
- Служебная дисциплина – соблюдение сотрудником установленных законодательством Российской Федерации, Присягой сотрудника уголовно-исполнительной системы, дисциплинарным уставом уголовно-исполнительной системы, правилами внутреннего служебного распорядка учреждения или органа уголовно-исполнительной системы, должностной инструкцией, контрактом, приказами и распоряжениями руководителя федерального органа уголовно-исполнительной системы, приказами и распоряжениями прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) порядка и правил исполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных прав.
- В целях обеспечения и укрепления служебной дисциплины руководителем федерального органа уголовно-исполнительной системы и уполномоченным руководителем к сотруднику могут применяться меры поощрения и на него могут налагаться дисциплинарные взыскания, предусмотренные статьями 48 и 50 настоящего Федерального закона.
- Права, обязанности и ответственность руководителей (начальников) по поддержанию служебной дисциплины, обязанности сотрудников по соблюдению и поддержанию служебной дисциплины, обязательность исполнения приказа руководителя (начальника), порядок наложения, исполнения и обжалования дисциплинарных взысканий, учет мер поощрения и дисциплинарных взысканий устанавливаются дисциплинарным уставом уголовно-исполнительной системы, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
Статья 48. Меры поощрения
- За добросовестное исполнение служебных обязанностей, достижение высоких результатов в служебной деятельности, а также за успешное выполнение особо сложных и важных задач к сотруднику применяются следующие меры поощрения:
1) объявление благодарности;
2) выплата денежной премии;
3) награждение ценным подарком;
4) награждение почетной грамотой федерального органа уголовно-исполнительной системы;
5) занесение фамилии сотрудника в книгу почета или на доску почета учреждения или органа уголовно-исполнительной системы;
6) награждение личной фотографией сотрудника, снятого у развернутого знамени учреждения или органа уголовно-исполнительной системы;
7) награждение ведомственными наградами;
8) досрочное присвоение очередного специального звания;
9) присвоение очередного специального звания на одну ступень выше специального звания, предусмотренного по замещаемой должности в уголовно-исполнительной системе;
10) награждение огнестрельным или холодным оружием.
- В качестве меры поощрения может применяться досрочное снятие ранее наложенного на сотрудника дисциплинарного взыскания.
- В образовательных организациях высшего образования федерального органа уголовно-исполнительной системы к курсанту наряду с мерами поощрения, предусмотренными частями 1 и 2 настоящей статьи, в качестве меры поощрения может устанавливаться именная стипендия.
- Допускается применение к сотруднику одновременно нескольких мер поощрения.
- За заслуги перед государством сотрудник может быть представлен к награждению государственной наградой Российской Федерации, поощрению Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации.
Статья 49. Нарушение служебной дисциплины
- Нарушением служебной дисциплины (дисциплинарным проступком) признается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником законодательства Российской Федерации, Присяги сотрудника уголовно-исполнительной системы, дисциплинарного устава уголовно-исполнительной системы, правил внутреннего служебного распорядка учреждения или органа уголовно-исполнительной системы, должностной инструкции, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в уголовно-исполнительной системе, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) при исполнении служебных обязанностей и реализации предоставленных прав.
- Грубыми нарушениями служебной дисциплины сотрудником являются:
1) несоблюдение сотрудником ограничений и запретов, установленных законодательством Российской Федерации;
2) отсутствие сотрудника по месту службы без уважительных причин более четырех часов подряд в течение установленного служебного времени;
3) нахождение сотрудника на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения либо отказ сотрудника от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения;
4) совершение сотрудником виновного действия (бездействия), повлекшего за собой нарушение прав и свобод человека и гражданина, возникновение угрозы жизни и (или) здоровью людей, создание помех в работе или приостановление деятельности учреждения или органа уголовно-исполнительной системы либо причинение иного существенного вреда гражданам и организациям, если это не влечет за собой уголовную ответственность;
5) разглашение сотрудником сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, конфиденциальной информации (служебной тайны), ставших ему известными в связи с исполнением служебных обязанностей, если это не влечет за собой уголовную ответственность;
6) небрежное хранение сотрудником вверенных для служебного пользования оружия и патронов к нему, повлекшее его (их) утрату, если это не влечет за собой уголовную ответственность;
7) отказ или уклонение сотрудника от прохождения медицинского освидетельствования в случаях, если обязательность его прохождения установлена законодательством Российской Федерации;
8) неявка сотрудника без уважительной причины на заседание аттестационной комиссии для прохождения аттестации;
9) умышленное уничтожение или повреждение сотрудником имущества, находящегося в оперативном управлении учреждения или органа уголовно-исполнительной системы, повлекшие причинение существенного ущерба, если это не влечет за собой уголовную ответственность;
10) нарушение сотрудником требований охраны профессиональной служебной деятельности (охраны труда) при условии, что это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия (несчастный случай на службе, пожар, аварию, катастрофу) либо заведомо создало реальную угрозу наступления таких последствий, если это не влечет за собой уголовную ответственность;
11) совершение сотрудником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, виновных действий, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему руководителя федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченного руководителя;
12) принятие сотрудником необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, находящегося в оперативном управлении учреждения или органа уголовно-исполнительной системы, неправомерное его использование или иное нанесение ущерба такому имуществу;
13) сокрытие сотрудником фактов обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционного правонарушения;
14) публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, в том числе в отношении учреждения и (или) органа уголовно-исполнительной системы, если это не входит в служебные обязанности сотрудника.
Статья 50. Дисциплинарные взыскания
- На сотрудника в случае нарушения им служебной дисциплины, а также в других случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания:
3) строгий выговор;
4) предупреждение о неполном служебном соответствии;
5) увольнение со службы в уголовно-исполнительной системе.
- В образовательных организациях высшего образования федерального органа уголовно-исполнительной системы на курсантов, слушателей наряду с дисциплинарными взысканиями, предусмотренными частью 1 настоящей статьи, могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания:
1) назначение вне очереди в наряд (за исключением назначения в наряд по обеспечению охраны образовательной организации);
2) отчисление из образовательной организации.
- За каждый случай нарушения служебной дисциплины на сотрудника может быть наложено только одно дисциплинарное взыскание.
- Фамилия сотрудника, на которого наложено дисциплинарное взыскание, предусмотренное пунктом 4 или 5 части 1 настоящей статьи, исключается из книги почета или с доски почета учреждения или органа уголовно-исполнительной системы.
Статья 51. Взыскания за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции
За несоблюдение сотрудником ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом “О противодействии коррупции” и другими федеральными законами, налагаются взыскания, предусмотренные пунктами 1 – 4 части 1 статьи 50 и статьей 85 настоящего Федерального закона.
Статья 52. Порядок применения к сотрудникам мер поощрения и порядок наложения на них дисциплинарных взысканий
- Порядок применения к сотрудникам мер поощрения, предусмотренных пунктами 1 – 7 и 10 части 1, частями 2 и 3 статьи 48 настоящего Федерального закона, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
- К сотрудникам, замещающим должности в уголовно-исполнительной системе, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации, меры поощрения, предусмотренные пунктами 1 – 7 и 10 части 1 и частью 2 статьи 48 настоящего Федерального закона, могут применяться руководителем федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченным руководителем.
- Дисциплинарные взыскания на сотрудника налагаются прямыми руководителями (начальниками) в пределах прав, предоставленных им руководителем федерального органа уголовно-исполнительной системы, за исключением увольнения со службы в уголовно-исполнительной системе сотрудника, замещающего должность в уголовно-исполнительной системе, назначение на которую и освобождение от которой осуществляются Президентом Российской Федерации. О наложении дисциплинарного взыскания на сотрудника, замещающего должность в уголовно-исполнительной системе, назначение на которую и освобождение от которой осуществляются Президентом Российской Федерации, руководитель федерального органа уголовно-исполнительной системы обязан проинформировать Президента Российской Федерации.
- Правом наложения дисциплинарного взыскания, предоставленным нижестоящему руководителю (начальнику), обладает и прямой руководитель (начальник). Если на сотрудника необходимо наложить такое дисциплинарное взыскание, которое соответствующий руководитель (начальник) не имеет права налагать, он ходатайствует о наложении этого дисциплинарного взыскания перед вышестоящим руководителем (начальником).
- Вышестоящий руководитель (начальник) имеет право изменить дисциплинарное взыскание, наложенное нижестоящим руководителем (начальником), если оно не соответствует тяжести совершенного сотрудником дисциплинарного проступка.
- Дисциплинарное взыскание должно быть наложено не позднее чем через две недели со дня, когда прямому руководителю (начальнику) или непосредственному руководителю (начальнику) стало известно о совершении сотрудником дисциплинарного проступка, а в случае проведения служебной проверки или возбуждения уголовного дела – не позднее чем через один месяц со дня утверждения заключения по результатам служебной проверки или вынесения окончательного решения по уголовному делу. В указанные сроки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или командировке.
- Дисциплинарное взыскание не может быть наложено на сотрудника по истечении шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам ревизии или проверки финансово-хозяйственной деятельности – по истечении двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или командировке, а также время производства по уголовному делу.
- До наложения дисциплинарного взыскания от сотрудника, привлекаемого к ответственности, должно быть затребовано объяснение в письменной форме. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение сотрудником не представлено или он отказался дать такое объяснение, составляется соответствующий акт. Непредставление сотрудником объяснения в письменной форме не является препятствием для наложения дисциплинарного взыскания. Перед наложением дисциплинарного взыскания по решению руководителя федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченного руководителя в соответствии со статьей 54 настоящего Федерального закона может быть проведена служебная проверка.
- О наложении на сотрудника дисциплинарного взыскания издается приказ руководителя федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченного руководителя. Дисциплинарное взыскание в виде замечания или выговора может объявляться публично в устной форме. В случае временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или командировке приказ о наложении на него дисциплинарного взыскания издается после его выздоровления, выхода из отпуска или возвращения из командировки. Сотрудник считается привлеченным к дисциплинарной ответственности со дня издания приказа о наложении на него дисциплинарного взыскания либо со дня публичного объявления ему замечания или выговора в устной форме.
- В приказе о наложении на сотрудника дисциплинарного взыскания указываются иные сотрудники, до сведения которых должен быть доведен этот приказ.
- Уполномоченный руководитель обязан в течение трех рабочих дней ознакомить сотрудника под расписку с приказом о наложении на него дисциплинарного взыскания. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или командировке, а также время, необходимое для прибытия сотрудника к месту ознакомления с приказом о наложении на него дисциплинарного взыскания или для доставки указанного приказа к месту службы или жительства сотрудника.
- Об отказе или уклонении сотрудника от ознакомления с приказом о наложении на него дисциплинарного взыскания составляется акт, подписываемый уполномоченными должностными лицами.
- Применяемые к сотруднику меры поощрения и налагаемые на него в письменной форме дисциплинарные взыскания заносятся в личное дело сотрудника. Меры поощрения и дисциплинарные взыскания учитываются раздельно.
- Дисциплинарное взыскание, наложенное на сотрудника приказом руководителя федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченного руководителя, считается снятым по истечении одного года со дня его наложения, если этот сотрудник в указанный период не подвергался новому дисциплинарному взысканию, либо со дня издания приказа о поощрении в виде досрочного снятия ранее наложенного на сотрудника дисциплинарного взыскания. Дисциплинарное взыскание, объявленное публично в устной форме, считается снятым по истечении одного месяца со дня его наложения.
- Исполнение наложенного на сотрудника дисциплинарного взыскания в виде увольнения со службы в уголовно-исполнительной системе осуществляется в соответствии с главой 12 настоящего Федерального закона.
Статья 53. Порядок наложения на сотрудников взысканий за коррупционные правонарушения
- Взыскания, предусмотренные статьями 51 и 85 настоящего Федерального закона, налагаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
- Взыскания, предусмотренные статьями 51 и 85 настоящего Федерального закона, налагаются на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением по профилактике коррупционных и иных правонарушений кадрового подразделения учреждения или органа уголовно-исполнительной системы, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (аттестационную комиссию), – и на основании рекомендации указанной комиссии. С согласия сотрудника и при условии признания им факта совершения коррупционного правонарушения взыскание, за исключением увольнения в связи с утратой доверия, может быть наложено на основании доклада подразделения по профилактике коррупционных и иных правонарушений кадрового подразделения учреждения или органа уголовно-исполнительной системы о совершении коррупционного правонарушения, в котором излагаются фактические обстоятельства его совершения, и письменного объяснения такого сотрудника.
- При наложении взысканий, предусмотренных статьями 51 и 85 настоящего Федерального закона, учитываются характер совершенного сотрудником коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение сотрудником других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения сотрудником своих служебных обязанностей.
- Взыскание в виде замечания или выговора может быть наложено на сотрудника при малозначительности совершенного им коррупционного правонарушения.
- Взыскания, предусмотренные статьями 51 и 85 настоящего Федерального закона, налагаются не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении сотрудником коррупционного правонарушения и не позднее трех лет со дня его совершения.
- В акте о наложении на сотрудника взыскания в случае совершения им коррупционного правонарушения в качестве основания наложения взыскания указывается статья 51 или 85 настоящего Федерального закона.
- Копия акта о наложении на сотрудника взыскания с указанием коррупционного правонарушения и нормативных правовых актов Российской Федерации, положения которых им нарушены, или об отказе в наложении на сотрудника такого взыскания с указанием мотивов вручается сотруднику под расписку в течение пяти рабочих дней со дня издания соответствующего акта, а при отсутствии сотрудника на службе направляется по месту его жительства заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
- Сотрудник вправе обжаловать взыскание в письменной форме в установленном порядке.
- Если в течение одного года со дня наложения взыскания сотрудник не был подвергнут дисциплинарному взысканию, предусмотренному пунктом 1, 2, 3 или 4 части 1 статьи 50 настоящего Федерального закона, или взысканию, предусмотренному статьей 51 настоящего Федерального закона, он считается не имеющим дисциплинарного взыскания.
Статья 54. Служебная проверка
- Служебная проверка проводится по решению руководителя федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченного руководителя либо по заявлению сотрудника при необходимости выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником дисциплинарного проступка, подтверждения наличия или отсутствия обстоятельств, предусмотренных статьей 14 настоящего Федерального закона.
- В проведении служебной проверки не может участвовать сотрудник, прямо или косвенно заинтересованный в ее результатах. В этом случае он обязан подать руководителю федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченному руководителю, принявшим решение о проведении служебной проверки, рапорт об освобождении его от участия в проведении этой проверки. При несоблюдении указанного требования результаты служебной проверки считаются недействительными, а срок проверки, установленный частью 4 настоящей статьи, продлевается на 10 рабочих дней.
- При проведении служебной проверки в отношении сотрудника должны быть приняты меры по объективному и всестороннему установлению:
1) фактов и обстоятельств совершения сотрудником дисциплинарного проступка;
2) вины сотрудника;
3) причин и условий, способствовавших совершению сотрудником дисциплинарного проступка;
4) характера и размера вреда, причиненного сотрудником в результате совершения дисциплинарного проступка;
5) наличия или отсутствия обстоятельств, препятствующих прохождению сотрудником службы в уголовно-исполнительной системе.
- Служебная проверка проводится в течение 30 дней со дня принятия решения о ее проведении. Срок проведения служебной проверки по решению руководителя федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченного руководителя может быть продлен, но не более чем на 30 дней. В срок проведения служебной проверки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка, нахождения его в отпуске или командировке, а также время отсутствия сотрудника на службе по иным уважительным причинам.
- Результаты служебной проверки представляются руководителю федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченному руководителю, принявшим решение о проведении служебной проверки, в письменной форме в виде заключения не позднее чем через три рабочих дня со дня завершения проверки. Указанное заключение утверждается руководителем федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченным руководителем, принявшими решение о проведении служебной проверки, не позднее чем через пять рабочих дней со дня представления заключения.
- Сотрудник, в отношении которого проводится служебная проверка:
1) обязан давать объяснения в письменной форме по обстоятельствам проведения служебной проверки, если это не связано со свидетельствованием против самого себя;
а) представлять заявления, ходатайства и иные документы;
б) обжаловать решения и действия (бездействие) сотрудников, проводящих служебную проверку, руководителю федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченному руководителю, принявшим решение о проведении служебной проверки;
в) ознакомиться с заключением по результатам служебной проверки, если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну;
г) потребовать провести проверку своих объяснений с помощью психофизиологических исследований.
- В заключении по результатам служебной проверки указываются:
1) установленные факты и обстоятельства;
2) предложения, касающиеся наложения на сотрудника дисциплинарного взыскания.
- Заключение по результатам служебной проверки подписывается лицами, ее проводившими, и утверждается руководителем федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченным руководителем, принявшими решение о проведении служебной проверки.
- Порядок проведения служебной проверки устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.