Содержание:
Компьютерно-техническая экспертиза
Предметом компьютерно-технической экспертизы являются факты (обстоятельства), устанавливаемые на основе исследования закономерностей разработки и эксплуатации компьютерных средств и систем, обеспечивающих реализацию информационных процессов.
- персональные компьютеры;
- любые машинные носители информации, периферийные устройства, сетевые аппаратные средства, интегрированные системы, любые комплектующие всех указанных компонентов (аппаратные блоки, машинные носители информации, платы расширения и др.), программы для ЭВМ, алгоритмы, исходные тексты программ, текстовые и графические документы (в электронной форме), изготовленные с использованием компьютерных средств, данные в форматах мультимедиа;
- информация в форматах баз данных, журналы (протоколы) работы специализированных программ, других приложений прикладного характера.
- определение статуса объекта как компьютерного средства, выявление и изучение его роли в расследуемом событии, а также получение доступа к информации на носителях данных с последующим всесторонним ее исследованием;
- определение вида (типа, марки), свойств аппаратного средства, а также его технических и функциональных характеристик;
- определение фактического состояния и исправности аппаратного средства, наличия физических дефектов;
- определение основных характеристик операционной системы;
- выявление и исследование функциональных свойств, а также настроек программного обеспечения, времени его инсталляции;
- определение фактического состояния программного объекта, состава соответствующих ему файлов, их параметров (объемы, даты создания, атрибуты), способов ввода-вывода информации, наличия или отсутствия каких-либо отклонений от типовых параметров (например, недокументированных функций);
- диагностирование алгоритма программного продукта, видов использованных при его разработке инструментальных средств;
- установление первоначального состояния программы (например, при начальной инсталляции) и выявление возможных последующих изменений;
- выявление структуры механизма события по результатам работы программного обеспечения и в динамике;
- установление причинной связи между действиями пользователя компьютерной системы в отношении программного обеспечения и наступившими последствиями;
- идентификационные задачи, связанные с индивидуальным отождествлением оригинала программы (инсталляционной версии) и ее копии на носителях данных компьютерной системы;
- отождествление содержания файла с данными в копии исследуемого файла либо в представленном документе (в т.ч. в бумажной копии в комплексе с техническим исследованием документов).
Если вы заметили ошибку на сайте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl + Enter
При использовании материалов Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь ссылка на сайт ОБЯЗАТЕЛЬНА!
© Государственный комитет судебных экспертиз Республики Беларусь
Платные экспертизы
В соответствии с Инструкцией «О порядке проведения на платной основе экспертиз по обращениям граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц», утвержденной постановлением Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь от 02.02.2016 №8, в центральном аппарате и территориальных органах Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь определен порядок проведения на платной основе экспертиз по обращениям граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц, согласно которому для проведения экспертизы заказчик (физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, юридическое лицо, обратившиеся в орган Государственного комитета судебных экспертиз за проведением экспертиз) лично либо через своего представителя обращается в орган Государственного комитета судебных экспертиз, где ему предоставляется информация:
- о перечне экспертиз, проводимых на платной основе;
- о стоимости и порядке оплаты экспертиз;
- о режиме работы органа Государственного комитета судебных экспертиз.
Экспертизы на платной основе проводятся на основании договора, заключаемого в простой письменной форме между органом Государственного комитета судебных экспертиз и заказчиком (далее - договор).
Договор должен содержать следующие существенные условия:
- вид экспертизы, наименование и количество предоставляемых для проведения экспертизы объектов;
- перечень решаемых вопросов;
- стоимость проведения экспертизы;
- порядок расчетов за проведение экспертизы;
- срок проведения экспертизы;
- права и обязанности, ответственность сторон по договору.
Стоимость проведения экспертизы состоит (складывается) из затрат на проведение экспертизы, а также рентабельности, рассчитанной в процентах от стоимости работ, и определяется в договоре.
При проведении комплексной экспертизы ее стоимость определяется путем суммирования стоимости проведения отдельных исследований, входящих в ее состав.
Если для завершения экспертизы по поставленным вопросам необходимо проведение дополнительных экспертных исследований, орган Государственного комитета судебных экспертиз в срок, установленный в договоре, информирует об этом заказчика и сообщает ему приблизительную стоимость дополнительных экспертных исследований.
Дальнейшее проведение экспертизы осуществляется с согласия заказчика после подписания сторонами дополнительного соглашения к заключенному ранее договору.
Результаты экспертизы оформляются заключением экспертизы (как правило, без оформления иллюстрационного материала).
В заключении экспертизы указываются:
- перечень объектов, представленных на экспертизу;
- используемые методы экспертного исследования (кратко);
- поставленные вопросы и ответы на них;
- фамилия и инициалы судебного эксперта, проводившего экспертизу.
О формировании стоимости экспертиз
Стоимость экспертизы состоит из стоимости материалов, израсходованных на проведение конкретной экспертизы, стоимости работ, расходов на текущий ремонт экспертного (специального) оборудования, а так же рентабельности, в случаях, предусмотренных законодательством.
Стоимость работ рассчитывается исходя из количества времени, фактически затраченного на проведение экспертизы, и стоимости 1 часа работы эксперта (специалиста).
Стоимость 1 часа работы эксперта (специалиста) определяется на основании данных бухгалтерского учета и отчетности исходя из действующих условий оплаты труда экспертов (специалистов) с учетом годового баланса рабочего времени, количества должностей и уровня накладных расходов.
Через накладные расходы в стоимость часа работы эксперта (специалиста) пропорционально включаются коммунальные расходы, услуги связи, транспорта, затраты на содержание аппарата управления, общехозяйственные и иные текущие расходы по обеспечению деятельности Государственного комитета, а также амортизационные отчисления.
При расчете стоимости берутся данные бухгалтерского учета отдельно по каждому органу Государственного комитета, что позволяет максимально объективно и экономически обоснованно отразить все расходы, связанные с проведением экспертизы. Таким образом, стоимость 1 часа работы эксперта (специалиста) варьируется от 27 рублей 94 копейки в центральном аппарате, где более высокий уровень оплаты труда и сконцентрированы дорогостоящие основные средства, до 19 рублей 56 копеек - 22 рублей 33 копеек в территориальных органах Государственного комитета.
Справочно:
Таким образом, при умножении фактически затраченного на проведение экспертизы времени на стоимость 1 часа работы эксперта (специалиста), добавления стоимости израсходованных на проведение исследований реагентов и расходных материалов и расходов на текущий ремонт экспертного (специального) оборудования формируется экономически обоснованная стоимость экспертизы.
Основным фактором, оказывающим существенное влияние на итоговую стоимость экспертизы, как правило, является время, фактически затраченное экспертом (экспертами) на ее проведение. Надо понимать, что процесс проведения специальных лабораторных исследований, изучения представленных материалов весьма длителен и трудоемок. Спешка в данном вопросе чревата ошибками и неточностями при подготовке заключения эксперта, отсюда и значительная стоимость экспертизы.
Стоимость отдельных экспертиз в большей степени зависит от количества и стоимости используемых расходных материалов. Так, одна из самых востребованных экспертиз – генетическая экспертиза для установления отцовства – проводится экспертами (специалистами) непродолжительное время (около 5 часов при исследовании образцов трех лиц), но с использованием уникального оборудования, требующего применения дорогостоящих реагентов. В этом случае стоимость израсходованных материалов будет наиболее весомой частью в общей стоимости экспертизы (ориентировочная стоимость проведения экспертизы в управлении судебно-биологических экспертиз центрального аппарата Государственного комитета судебных экспертиз при исследовании образцов трех человек около 220 рублей).
В случае направления эксперта к месту проведения экспертизы дополнительно к стоимости проведения экспертизы заказчиком оплачиваются командировочные расходы и транспортные расходы (в части оплаты топлива), фактически понесенные органом Государственного комитета в соответствии с законодательством.
Более точно определить ориентировочную стоимость экспертизы до ее проведения может эксперт при оформлении заявления и подписании договора на проведение экспертизы на основании предварительного рассмотрения имеющихся материалов и анализа поставленных вопросов.
Если фактическая стоимость проведения экспертизы менее суммы, поступившей в счет ее оплаты, подразделение финансов и тыла письменно уведомляет об этом плательщика (плательщиков) и осуществляет возврат излишне перечисленных денежных средств заказчику на основании письменного заявления – в случае внесения им (ими) денежных средств непосредственно на расчетный счет органа Государственного комитета судебных экспертиз.
За разъяснениями по вопросам, связанным с перечислением и возвратом средств, следует обращаться в подразделение финансов и тыла органа Государственного комитета, в котором проводилась экспертиза.
«Научно-практический центр Государственного комитета
судебных экспертиз Республики Беларусь»
220114, Республика Беларусь, г. Минск, ул. Филимонова 25, тел.\факс: 316 63 84, e-mail: [email protected]
- О Центре
- Вышестоящая организация
- Руководство Центра
- Структура Центра
- Регламентирующие документы
- График личного приема граждан и юридических лиц
- График проведения «прямых телефонных линий»
- Административные процедуры
- Идеологическая работа
- Новости
- Аспирантура
- Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приеме в аспирантуру Центра
- Поступающим в аспирантуру
- Порядок приема
- Часто задаваемые вопросы
- Требования к оформлению реферата
- Условия приема иностранных граждан
- Контрольные цифры приема для получения послевузовского образования за счет средств республиканского бюджета на 2018 год
- Публикации
- Наши издания
- Сборник научных трудов
- Патенты и свидетельства
- Патенты
- Регистрационные свидетельства
- Базы данных
- Галерея
- Контакты
Структура Центра
- Вышестоящая организация
- Руководство Центра
- Структура Центра
- Регламентирующие документы
- График личного приема граждан и юридических лиц
- График проведения «прямых телефонных линий»
- Административные процедуры
- Идеологическая работа
MySQL: 0.0147 s ,
запросов: 2 ,
PHP: 0.0111 s ,
всего: 0.0258 s
Минский районный исполнительный комитет
В процессе обработки вашего запроса произошла ошибка.
Вы не можете посетить текущую страницу по одной из причин:
- просроченная закладка/избранное
- неправильный адрес
- кэш поисковой системы ссылается на несуществующий документ
- у вас нет права доступа на эту страницу
Вернуться на Домашнюю страницу
Если проблема повторится, пожалуйста, обратитесь к системному администратору сайта и сообщите об ошибке, описание которой приведено ниже.
РИВШ является экспертным центром по вопросам признания иностранных документов об образовании, присвоении грифов Министерства образования Республики Беларусь учебникам и учебным пособиям, экспертизы учебных планов и образовательных программ.
Административная процедура «Признание и установление эквивалентности иностранных документов об образовании»
Цель - экспертиза иностранных документов об образовании на предмет их признания в Беларуси
Экспертиза учебных планов и образовательных программ
Цель - экспертиза типовых учебных планов и образовательных программ на предмет их соответствия действующим нормативно-правовым документам
Экспертиза учебников и учебных пособий для высшей школы для присвоения грифа Министерства образования Республики Беларусь
Цель - экспертиза рукописей учебников, учебных пособий для получения грифа Минобразования Республики Беларусь
Процедура внесения изменений в общегосударственный классификатор специальностей и квалификаций (ОКСК) Республики Беларусь
Цель - внесение изменений в ОКСК для гармонизации образования и рынка труда
Судебная экспертиза в Беларуси: опыт, достижения, новации
В Беларуси 22 апреля будет отмечаться День судебного эксперта. Именно в этот день в 2013 году был подписан указ об образовании Государственного комитета судебных экспертиз, которому в нынешнем году исполняется 5 лет.
В преддверии юбилея Госкомитета судебных экспертиз его руководитель рассказал об основных достижениях ведомства, новых видах экспертиз, новациях в законодательстве в области экспертной деятельности, а также международном сотрудничестве, ответил на вопросы посетителей сайта БЕЛТА.
Вопросы конференции
С уверенностью можем сказать, что это решение было единственно правильным, выверенным и своевременным. Главой государства была поставлена предельно конкретная и четкая задача: посмотреть на проблему судебной экспертизы глазами прокурора, следователя, судьи. Поскольку я и мои коллеги, которые участвовали в формировании структуры и подготовке плана действий, имели опыт работы в правоохранительных органах, то четко понимали круг проблем, которые накопились в этой сфере. А их было немало.
Давайте посмотрим, что было до 2013 года (год создания Государственного комитета судебных экспертиз. - Прим. БЕЛТА). Были разрозненные экспертные подразделения как минимум в восьми государственных ведомствах. На них был возложен ряд основных задач и криминалистическое обеспечение. Судебная экспертиза была, мягко говоря, функцией второго, а то и третьего порядка. Каждый руководитель формировал свое видение решения задач, которые были первостепенными для его ведомства. Поэтому были серьезные сложности, связанные с судебно-экспертным обеспечением правоохранительной деятельности.
Самой главной проблемой были сроки. Из-за слабой технической оснащенности, износа оборудования, малочисленности экспертов и ряда других причин сроки проведения экспертных исследований достигали в среднем 6-8 месяцев, а пожарно-технические - 1,5-2 лет. Были ситуации, когда, к примеру, у сбытчика находили наркотики, а он сидел в следственном изоляторе по полгода, а то и больше, и ждал заключения экспертов. А можно было давно расследовать уголовное дело и направить его в суд. Ведь речь шла не об одном уголовном деле, а о десятках тысяч. Это затрагивало судьбы людей. Ведь нет ни одного уголовного дела, по которому бы не проводилась экспертиза.
Теперь смоделируем ситуацию: в жилом доме убили человека, а дом подожгли. Работает следователь. Есть тело погибшего. До 2013 года экспертиза проводилась государственной службой судебно-медицинских экспертиз. Это одно учреждение. При погибшем, к примеру, нашли мобильный телефон. По тем временам такое исследование проводило ГКЦ МВД сроком до 1 года. Причины пожара могло установить МЧС, а это, повторю, 1,5-2 года. И так далее. Сидит следователь - у него столько объектов для экспертизы, и он понимает, что это очень долгая история. Не секрет, что в те годы следователи и прокуроры иногда отказывались от назначения экспертиз, потому что понимали, что это либо долго, либо бесперспективно. Некоторые экспертизы вообще не проводились.
Следующая проблема - вопросы качества экспертиз. Не было единых подходов, как определить, насколько экспертиза качественная и научно обоснованная. Не было общих требований, и никто эти вопросы не регулировал. Получалось так, что экспертные подразделения были в каждом ведомстве, их никто не координировал и не знал, по каким критериям их осуществлять. Доходило до того, что по одним делам одно экспертное учреждение или служба делает один вывод, а вторая - противоположный. Что делать прокурору или следователю? Ведь зачастую заключение эксперта - один из основных источников доказательства. Тупик.
Сейчас это в прошлом. Все вопросы решены кардинально и на многие годы вперед. Например, если брать сроки проведения экспертиз, то в 99% мы все делаем в течение 30 суток. Такого нет нигде на постсоветском пространстве. Следователь и прокурор знает все объекты, передает нам, а мы знаем, по каким направлениям, экспертизам и лабораториям все направить. В год мы делаем 340 тыс. экспертиз, а за пять лет - более 1,6 млн экспертиз и почти все - за 30 суток.
Что касается качества, то в Беларуси выстроена централизованная система контроля. Определенная категория экспертиз по определенным уголовным делам, например тяжким и особо тяжким, в отношении экспертов, которые работают первый год или допускали какую-либо ошибку, постоянно рецензируется.
За столь непродолжительный срок удалось решить и кадровую проблему. Престиж профессии судебного эксперта возрос, на многие специальности отмечается конкурс.
Мы достигли многих успехов в развитии судебно-экспертной деятельности в Беларуси, про них можно говорить не один час. Но самая объективная оценка - со стороны. Многочисленные иностранные делегации, которые все чаще к нам приезжают, дают высокую оценку нашей работе.
До создания Государственного комитета судебных экспертиз одной из ключевых проблем было слабое материально-техническое обеспечение. В 2013 году износ оборудования экспертных подразделений достигал 82% - было не на чем работать. Приведу пример. На всю республику было всего 4 прибора по исследованию наркотиков: в столице и двух областных центрах.
Сейчас белорусские эксперты имеют в своем арсенале самое технологичное оборудование, которое в разы позволяется повысить оперативность и качество исследований. Мы выстроили уникальную на постсоветском пространстве трехуровневую систему проведения экспертиз всех видов наркотиков. Функционирует 19 приборов в столице, областных центрах и крупных городах. Это позволяет без дополнительных затрат на доставку объектов в круглосуточном режиме обеспечить потребности органов уголовного преследования в оперативном (до 1 часа) проведении таких экспертиз. До 30 суток, а зачастую и намного раньше, можем исследовать любую партию наркотиков.
В этом вопросе мы серьезно продвинулись вперед и не только проводим исследования по наркотикам, но и являемся единственной страной в мире, которая мониторит ситуацию: не просто проводит исследования, но и выполняет функцию профилактики. В борьбе с распространением наркотиков наш комитет играет одну из важнейших ролей. Это достигается за счет постоянного мониторинга информационного пространства, контактов с коллегами. Еще до появления наркотического вещества в Беларуси оно вносится в перечень запрещенных. Статистика говорит сама за себя: в республике с апреля 2014 года не было выявлено ни одного неподконтрольного наркотического вещества. Хотя для наших соседей это очень серьезная проблема. В западной Европе в среднем уходит год на то, чтобы внести новый препарат в перечень запрещенных. У нас на это уходит несколько суток. На будущее мы запланировали завершить создание трехуровневой системы и по другим видам экспертиз.
Серьезной проблемой ранее являлось отсутствие методического и методологического обеспечения. Не было единого подхода, чем руководствоваться экспертам при ведении исследований. Она тоже была решена. Создан реестр методик судебных экспертиз - алгоритм работы судебного эксперта, по которому он должен проводить ту или иную экспертизу. Это нужно всем участникам процесса. Во-первых, мы знаем, как, кто и что должен делать. Методика принимается на межведомственном совете, куда входят руководители или должностные лица всех правоохранительных органов, судов. Данный документ понятен и прокурору, и следователю, и судье. В случае, когда есть необходимость участникам процесса проверить заключение эксперта, можно взять методику и сверить. Это вопрос и качества, и научного обеспечения, и унифицированного подхода к проведению экспертных исследований. В настоящее время более 280 таких методик уже внесено в реестр, и мы постоянно проводим работы по его дополнению. В последние годы активно внедряем новые виды экспертиз, востребованные правоохранительными органами.
В развитие этого соглашения разработан совместный план, который предусматривает реализацию конкретных мероприятий.
По программе Союзного государства Беларуси и России "ДНК-идентификация" планируется разработать технологию, которая позволит определять по ДНК этногеографическое происхождение, возраст, некоторые признаки внешности человека, а именно цвет глаз и волос. Реализация программы рассчитана на 5 лет - до 2021 года. Начаты работы по белорусской части научно-технической программы по пяти мероприятиям, собраны коллекции образцов биологического материала, выполнены аналитические обзоры литературы, патентные исследования по тематике мероприятий.
Результаты этих научных исследований будут применены на практике. Например, при обнаружении на месте происшествия следов биологического материала (крови, слюны и других) неизвестного преступника после проведения исследований будет возможно с определенной долей вероятности высказаться о цвете его глаз и волос, возможном этногеографическом происхождении. Такие сведения окажут помощь в розыске неизвестного преступника.
Сотрудничество Академии наук Беларуси с органами Государственного комитета будет проходить по нескольким направлениям. Для разработки эффективных технологий судебно-экспертного исследования отказов деталей транспорта сотрудники комитета получат доступ к оборудованию ГНУ "Институт порошковой металлургии". Эксперты также заинтересованы в использовании лазерных установок Института физики имени Б.И.Степанова для установления характера и продолжительности патологических изменений в биологических тканях человека. Комитетом разрабатываются технологии исследования фрагментов древесины для идентификации места произрастания дерева.
Кроме того, Государственный комитет заинтересован в разработке компьютерных программ на основе алгоритмов самообучаемости (нейросетевые системы). Такие программные продукты востребованы по многим направлениям экспертно-криминалистических исследований (например, для оперативного установления личности человека по базам данных). Обсуждается разработка технологий 3D-моделирования, специализированных средств фиксации обстановки мест происшествия, в том числе с использованием беспилотных летательных аппаратов.
По программе "Наукоемкие технологии и техники" на 2016-2020 годы Государственным комитетом совместно с Институтом биоорганической химии НАН Беларуси уже разрабатываются и осваиваются технологии производства наборов реагентов для криминалистической ДНК-идентификации биологических образцов некоторых видов диких животных при расследовании дел о незаконной охоте.
Кроме того, ведутся разработки по вопросу ДНК-генотипирования объектов растительного происхождения для организации экспертных исследований по ДНК-идентификации наркосодержащих объектов, приготовленных из конопли, и создания криминалистического научно-методического обеспечения по этому виду экспертиз. Также прорабатывается вопрос о возможности создания специализированного программного продукта для автоматизированной системы портретной идентификации.
Сейчас идет работа над проектом закона "О судебно-экспертной деятельности". Сфера судебно-экспертной деятельности намного шире, чем предложено в настоящее время законодателем. Закон должен урегулировать деятельность по организации и проведению судебной экспертизы, научно-методическое обеспечение такой деятельности, подготовку и аттестацию судебных экспертов на право самостоятельного проведения экспертиз.
Это серьезный шаг. Вопрос о том, что нужен комплексный нормативный правовой акт, который бы регулировал эту сферу, обсуждался давно. Судебная экспертиза включает работу не только Государственного комитета судебных экспертиз, но и частных судебных экспертов нашей республики, и экспертов, которые есть в некоторых ведомствах - их небольшое количество, но они проводят определенные исследования, исходя из компетенции этих ведомств. Деятельность субъектов при проведении судебных экспертиз должна основываться на общих методологических основах и принципах.
Необходимость разработки закона обусловлена тем, что необходимо уточнить полномочия судебного эксперта в уголовном, хозяйственном, гражданском и административном процессах. Унифицировать их. С созданием закона впервые будет унифицировано процессуальное законодательство: эксперт будет обладать равными правами и обязанностями вне зависимости от вида процесса, в котором он участвует. Предлагается установить единый подход, в соответствии с которым требования в любом из процессов к любому судебному эксперту (государственному и частному) будут едины. Будут приведены к единообразию и права и обязанности лиц, в отношении которых проводится экспертиза, а также участвующих в ее проведении. В этой связи параллельно ведется работа над внесением изменений во все процессуальные кодексы Беларуси.
В законе впервые на законодательном уровне предлагаем закрепить сроки производства экспертиз. Да, мы говорим, что 99% экспертиз проводятся в течение 30 суток, но этот срок установлен нашими ведомственными актами. Коллеги из правоохранительных органов заинтересованы в том (мы их понимаем и поддерживаем), чтобы на уровне этого акта законодательства были установлены эти сроки. Соответственно, следует прописать порядок исчисления этих сроков.
Проектом закона предусмотрены и требования, предъявляемые к судебному эксперту. В рамках этой комплексной работы также мы бы хотели конкретизировать на уровне закона права эксперта при осмотре места происшествия. Об этом мной ранее уже заявлялось. Это продолжение той работы, которая была начата несколько лет назад. Это касается того, что можно делать судебному эксперту, например, при обнаружении, фиксации и изъятии вещественных следов, а что - прерогатива исключительно следователя. Какие манипуляции может совершать судебный эксперт. Серьезным остается вопрос инициативы эксперта при производстве экспертизы: до каких порогов, до каких пределов судебный эксперт может сам по своей инициативе что-то выяснить дополнительно, а что-то - только по решению следователя, прокурора или судьи. То есть предлагается расширить полномочия судебного эксперта до определенных, разумных пределов - эти пределы должны быть четко установлены, четко прописаны. И их должны понимать все участники любого процесса.
В проекте закона определен порядок создания и функционирования реестра судебно-экспертных учреждений и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих соответствующую деятельность, с указанием проводимых ими видов (подвидов) судебных экспертиз. Сведения, содержащиеся в реестре, будут открытыми и будут носить информационных характер. Создание реестра не повлечет ограничение органов, ведущих процесс, в поручении проведения экспертизы иным специалистам.
Предусматривается и создание и ведение Реестра методических материалов в сфере судебно-экспертной деятельности, что будет обеспечиваться Государственным комитетом судебных экспертиз. Проект закона включает и другие важные вопросы.
Проект закона сейчас обсуждается с нашими коллегами. Проводятся все необходимые процедуры, чтобы в этом году в установленном порядке внести его на рассмотрение Национального собрания.
Мы выполнили трехлетнюю программу взаимных обменов с китайскими партнерами - они изучили наши возможности, мы изучили возможности наших партнеров. Так, Национальный центр вещественных доказательств Министерства общественной безопасности Китая не только проводит экспертизы, но и производит криминалистическое оборудование широкого спектра действия. Мы проанализировали это оборудование, некоторые образцы нас заинтересовали по ряду параметров. Конечно, для нас очень важно соотношение цена-качество, и по этому параметру отдельные китайские образцы дешевле.
Заинтересовавшие нас образцы аналитического оборудования для проведении ДНК-экспертиз протестированы в наших лабораториях, и в настоящее время китайские партнеры обещают их доработать с учетом результатов тестирования.
Есть договоренность о поставке из Китая материалов для получения генотипоскопических образцов и некоторых материалов для исследования следов выстрела. Мы крайне заинтересованы в снижении стоимости производства экспертизы по исследованию ДНК. В 2013 году, когда мы начинали, стоимость одного комплекта по этому виду экспертизы, а они закупались за валюту, доходила до $20. Благодаря той работе, которую мы провели за эти годы, она снизилась до $5-7. Работая с китайскими партнерами, мы рассчитываем еще более удешевить этот вид экспертизы.
РУП "Белсудэкспертобеспечение" в этом году заключило договор с организацией, подчиненной Министерству общественной безопасности Китая, о продвижении криминалистических средств китайского производства в Беларуси. В частности, идет речь о материалах для изъятия образцов ДНК и следов выстрелов.
19 апреля 2018 года на международной научно-практической конференции состоится подписание соглашения с Центром вещественных доказательств Министерства общественной безопасности КНР, которое станет основой для дальнейшего сотрудничества, и все наши договоренности перейдут в практическую плоскость.
Все иностранные делегации, посещающие Государственный комитет, выражают неподдельный интерес к уникальному опыту Беларуси по организации судебно-экспертной деятельности. Белорусская модель широко обсуждается международным экспертным сообществом, и уже имеются примеры ее адаптации в других государствах, в частности в Кыргызстане и Казахстане.
Деловое партнерство налажено и с коллегами из ОАЭ, которые посещали Государственный комитет трижды. В настоящее время идет активный обмен опытом. Представители полиции Абу-Даби проявили заинтересованность по таким направлениям судебно-экспертной деятельности, как одорология, трасология, проведение пожарно-технических экспертиз, экспертиз документов и почерка, исследование холодного оружия.
Они изучили наши возможности и очень высоко оценили организацию деятельности Государственного комитета, уровень оснащения экспертных подразделений, а также практику повышения квалификации и переподготовки экспертов. Мы договорились о том, что поможем им по целому ряду направлений. В частности, арабская сторона заинтересована в обучении у нас специалистов полиции Абу-Даби. В мае группа наших специалистов отправится в Абу-Даби, где будут обсуждаться практические аспекты организации полномасштабного обучения арабских коллег в Беларуси - количество групп, перечень специальностей и т.д. Думаю, мы сможем организовать такую подготовку в этом году.
Кроме того, коллеги из правоохранительных органов ОАЭ намерены создать подразделения по образцу нашего Государственного комитета судебных экспертиз. Конечно, мы готовы оказать им всяческое содействие в этом вопросе. Поэтому расцениваем наши контакты как высокоэффективные, перспективные и взаимовыгодные для обеих сторон.
Это один из многочисленных примеров эффективности принятого решения о создании Госкомитета судебных экспертиз. Он связан с тем, что мы среди прочих занялись проблемой переоснащения экспертных подразделений новым высокотехнологичным оборудованием. Приведу пример по исследованиям ДНК. Проблема обсуждалась десятилетиями о том, что с мест преступлений изымаются накопленные образцы и их невозможно проверить в связи с отсутствием условий. Для ДНК-экспертизы нужно очень дорогое высокоаналитическое оборудование, а также реагенты. Мы закупили самое высокотехнологическое оборудование нового поколения, которое в полном объеме обеспечивается расходным материалом, и продолжаем это делать. Техника работает круглые сутки - отсюда и результаты. Беларусь - одна из немногих стран мира, в которой по любому уголовному делу может быть проведена ДНК-экспертиза.
Решив проблему производства таких экспертиз, мы приступили к созданию баз ДНК. И благодаря тому, что у нас накопился определенный резерв расходных материалов, появилась возможность отдельные образцы оборудования адаптировать под проблемы решения базы ДНК. Активно вносить в эту базу данных накопленные за многие годы образцы мы начали с 2016 года. Только за прошлый год было внесено более 100 тыс. образцов ДНК. За последние 2,5 года в базу перенесено почти 200 тыс. таких образцов, с которыми до 2013 года не было возможности что-нибудь сделать, не говоря о том, чтобы быстро и эффективно с ними работать. Раньше, например, в 2005 или в 2007 году могли себе позволить в год внести около 10 тыс. образцов.
В настоящее время многие резонансные дела прошлых лет раскрываются благодаря тому, что улики стали говорить сами за себя. Плюс мы пополняем базу данных в отношении лиц по нынешним преступлениям, соответственно, появляются результаты. Примеров таких очень много. Уверен, что результативность этой базы будет только возрастать.
Кроме того, в ближайшие несколько лет мы намерены ее автоматизировать. Это максимально ускорит процесс обработки информации и период получения предварительных результатов правоохранительными органами, чтобы они могли планировать оперативно-разыскные мероприятия и следственные действия. Сейчас мы активно проводим процедуры, связанные с тем, чтобы перенести это на определенную платформу.
С момента создания ГКСЭ заключено 12 соглашений о сотрудничестве в сфере судебно-экспертной деятельности с организациями иностранных государств - Азербайджана, Армении, Израиля, Казахстана, Кыргызстана, Латвии, Литвы, ОАЭ, России и др.
Готовится к подписанию еще более 20 международных соглашений, в том числе с Великобританией, Германией, Ираном, Италией, Китаем, Польшей, Узбекистаном, Хорватией.
В рамках международного межведомственного взаимодействия Государственный комитет посетили 190 представителей в составе 57 иностранных делегаций из Бельгии, Израиля, Казахстана, Китая, Кыргызстана, Латвии, Литвы, Монголии, ОАЭ, России, Сербии, США, Швейцарии, Ирландии, Великобритании и др. В свою очередь сотрудники Государственного комитета посетили 28 стран.
Интерес очень высок, и тот факт, что такой широкий спектр иностранных экспертных учреждений и государственных органов управления проявляет к нам интерес, говорит о том, что международное экспертное сообщество признает эффективность и правильность пути, по которому мы идем.
19-20 апреля в Минске пройдет международная конференция "Евразийское партнерство судебных экспертов: вызовы, проблемы, пути решения и перспективы развития", в которой примут участие судебные эксперты из 34 экспертных учреждений 20 стран - Армении, Казахстана, Китая, Кыргызстана, Латвии, Литвы, Молдовы, ОАЭ, России, Сербии, США, Таджикистана и других.
Такой форум впервые будет проводиться в Беларуси. Это показатель неподдельного, живого интереса к результатам нашей работы.
Один из ключевых моментов, который будет обсуждаться на конференции, - белорусский опыт реформирования сферы судебной экспертизы. В ходе визитов в нашу страну все зарубежные представители отмечали высокий уровень подготовки экспертов Государственного комитета и качество проведения экспертиз. Поэтому их интересуют методы, формы организации судебной экспертизы, которые позволили Беларуси добиться таких высоких результатов.
Во время конференции планируется подписание меморандума о сотрудничестве между Научно-практическим центром Государственного комитета судебных экспертиз и Центром вещественных доказательств Министерства общественной безопасности Китая. Документ предусматривает сотрудничество в области научно-исследовательских работ по теоретическим и правовым, организационным и методологическим проблемам судебно-экспертной деятельности, создания новых и совершенствования существующих методов и методик экспертного исследования, обмена опытом экспертной практики.
Таких примеров очень много. Можно привести цифры, которые говорят сами за себя. Так, в рамках международного сотрудничества по линии АДИС в 2017 году в результате проверок дактилокарт, в том числе предоставленных на проверку по линии НЦБ Интерпола, идентифицировано 49 лиц, сообщивших о себе недостоверные анкетные данные (Швейцария - 9, Бельгия - 1, Австрия - 11, Швеция - 14, Германия - 7, РФ - 1 и др).
Не раз нам приходилось защищать экономические интересы Беларуси за рубежом. Например, когда в одной из африканских стран произошло возгорание нашего БелАЗа, специалисты ГКСЭ провели полноценную экспертизу, по результатам которой все вопросы к качеству нашей техники были сняты, была доказана вина эксплуатирующей организации. И суд этой страны без всяких сомнений принял эти выводы во внимание, благодаря чему удалось отстоять интересы нашего государства.
Создание ГКСЭ дало импульс для освоения новых видов, о которых раньше могли только рассуждать или мечтать. Только за последние три года мы внедрили (или завершаем подготовительную работу и внедряем в практику в этом году) более 10 новых видов и подвидов экспертиз. Гибко реагируем на потребности правоохранительных органов, других госорганов по тем или иным вопросам. Недавно начали проводить новую экспертизу - исследование выходных параметров электрошоковых устройств. Например, изымается какая-то партия на таможенной границе. Ранее мы не могли провести экспертизу, потому что для этого не было ни методики, ни оборудования. Мы прислушались к предложениям коллег из таможенных органов. Эксперты прошли соответствующую подготовку, была закуплена приборная база. И с 2017 года начали проводить такие экспертизы.
Чтобы реализовать полное и всестороннее экспертное исследование драгоценных металлов и камней, ювелирных изделий, в госкомитете внедряется в практическую деятельность судебная геммологическая экспертиза. Ее объектами являются драгоценные, полудрагоценные камни, бриллианты, природные минералы. Ранее правоохранительные органы были вынуждены обращаться в Министерство финансов или в Национальный банк, но как таковой полноценной экспертизы драгоценных камней не проводилось. Простая ситуация: у обвиняемого изымается имущество. Если с деньгами все понятно - их проверили и пересчитали, то как оценить стоимость драгоценных изделий? Мы решили эту проблему, вложив серьезные деньги в подготовку соответствующих специалистов за рубежом. С этого года начинаем в полном объеме проводить полноценную геммологическую экспертизу по определению стоимости драгоценных камней. Организуется лаборатория, проводится закупка современного оборудования. Весь цикл подготовки к внедрению в экспертную практику судебной геммологической экспертизы планируется завершить во втором квартале.
Новое направление - товароведческие экспертизы сложных бытовых устройств. Если раньше в госкомитете в основном проводились исследования мобильных телефонов и компьютеров, то в последние годы специалисты успешно освоили их и в отношении других сложных объектов бытовой техники: телевизоров, пылесосов, различных кухонных бытовых электротехнических приборов. Также решаются отдельные вопросы, связанные с определением причин неработоспособности холодильников. Причем если раньше экспертизы электробытовой техники проводились только в центральном аппарате госкомитета, то с 2017 года для повышения эффективности такой деятельности успешно обучены наиболее опытные специалисты из областных управлений. На первоначальном этапе они будут проводить исследования мобильных телефонов и планшетных компьютеров, по мере оснащения областных лабораторий специализированной техникой спектр решаемых задач будет расширен.
Благодаря видеотехническим экспертизам можно выявить, есть ли признаки монтажа и подделки видео, внесения каких-либо изменений в него. Раньше, когда возникала потребность в таких исследованиях, правоохранители были вынуждены делать экспертизы за рубежом. В 2018 году наши специалисты пройдут обучение на базе российского экспертного учреждения, после чего белорусские эксперты также смогут выполнять эти исследования.
Из-за участившихся случаев хакерских атак на персональные пользовательские компьютеры граждан и юрлиц расширен перечень вопросов, решаемых в рамках исследования предположительно вредоносных программ (шифраторов и блокираторов). В этой связи хотелось бы отметить нашумевшее уголовное дело "Андромеда". По нему наши эксперты провели достаточно большой блок экспертиз.