Перейти к содержимому

Целевая программа по переселению из ветхого и аварийного жилья

Содержание:

Программу переселения из ветхого и аварийного жилья продлят

В списке аутсайдеров по версии Счётной палаты — Тульская, Амурская, Ивановская области и Тыва

Фото: РИА "Новости"

К 2016 году программа переселения из ветхого и аварийного жилья выполнена всего лишь на треть. Расселения всё ещё ждут 191 тысяча человек, проживающих примерно на 3 миллионах квадратных метров такого жилья.

Обещанного не три года ждут

Федеральная целевая программа переселения граждан из аварийного жилья началась в 2013-м и должна завершиться к 1 сентября 2017 года. Жильё признаётся непригодным (ветхим), если конструкция жилого дома повреждена или деформирована на 70 процентов, не функционируют инженерные сети, не работает система вентиляции, температура воздуха составляет менее 18 °C.

По данным Счётной палаты, за 2014-2016 годы было расселено 8,1 миллиона квадратных метров, то есть порядка 520 тысяч человек, а это 73 процента от показателя, который установлен российским кабмином.

Председатель Комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Галина Хованская выделила три основные причины, по которым программа не выполняется. Первая причина касается тех регионов, которые в силу сложившихся обстоятельств не смогли должным образом осуществить возложенные на них обязательства. Например, среди отстающих регионов Амурская область. В этом субъекте программа затормозилась из-за стихийных бедствий и наводнений. Чиновникам пришлось в первую очередь решать проблемы жителей затопленных территорий.

Ещё одна причина — финансовая. Некоторые дотационные регионы не могут выделить достаточные средства на эти цели, считает Хованская. К тому же, сейчас снижен порог софинансирования. Если раньше он составлял более 50 процентов из федерального бюджета, то теперь менее 50 процентов.

Стартует московская реновация

«В отстающих регионах надо навести порядок. Если не умеют работать, надо научить. Если не могут — заставить», — сказал «Парламентской газете» председатель Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Дмитрий Азаров.

Вместе с тем нельзя не признать, что 65 регионов успешно переселяют жителей из аварийного фонда в новые дома. И такие регионы необходимо поддержать, считает сенатор. Решение о продлении программы по расселению из ветхого и аварийного жилья уже принято, сообщила Хованская. «Я двумя руками за это, потому что программа уже показала свою эффективность», — сказала она.

Чиновников пора наказать

Отстающим регионам нужно сделать соответствующие выводы, считает депутат Госдумы Иван Абрамов, который представляет Амурскую область. Если чиновники не справляются с поставленной задачей, нужно их увольнять. «Мы на ближайшей сессии будем просить отставки ряда чиновников», — сказал он.

Ответственность за реализацию программы нужно возложить также и на руководителей муниципальных образований, считает Иван Абрамов. Сейчас в регионах стали появляться быстровозводимые «картонные» дома, которые, во-первых, совершенно не пригодны для проживания и, во-вторых, они сразу же обесцениваются на вторичном рынке жилья. Поэтому люди предпочитают оставаться в старых домах и не хотят переезжать в новые. «Деньги государства просто разбазариваются», — сказал депутат.

Галина Хованская согласилась с мнением коллеги, что качество возводимого жилья для переселенцев в некоторых регионах оставляет желать лучшего. «Если мы выделяем федеральные деньги и выделяет деньги субъект, то надо думать о том, что эти дома надо будет эксплуатировать. Не один или два года, а как минимум лет 50», — добавила она.

Государственная программа переселения из ветхого и аварийного жилья в 2018 - 2019 году

Аварийное и ветхое жилье является проблемой многих городов России. Поскольку ремонт в таких домах не проводился десятилетиями, они не только портят облик городов, но и создают угрозу для жизни жильцов. В связи с этим на период с 2002 по 2010 гг. была разработана целевая федеральная программа «Жилье», в рамках которой местные власти должны были обеспечить переселение граждан из домов, признанных аварийными и ветхими. Но поскольку с этой задачей справились не все регионы РФ, действие программы было продлено до конца 2017 года.

С 2019 года разработана и будет запущена новая программа «Жилье»

Президент РФ В. В. Путин поручил правительству совместно с регионами выработать новые механизмы расселения аварийного жилого фонда и запустить их с 1 января 2019 года. Глава государства также потребовал от чиновников повышать качество госуслуг и расширить участие в проведении независимой оценки качества социальных услуг ОНФ, «социально ориентированных НКО» и общественных палат.

Что представляет из себя программа «Жилье»

В 2010 году Президент России подписал федеральный закон, регламентирующий процесс расселения людей из аварийного жилья. Планировалось, что к окончанию этой программы граждане, проживающие в аварийном жилище, будут переселены в современные и безопасные дома с благоприятными условиями для проживания. Но как оказалось, в 2016 году программа сноса и расселения аварийного жилья была выполнена далеко не всеми регионами РФ. В связи с этим правительство перенесло конечный срок расселения граждан из критически устаревших объектов на 31 сентября 2017 года.

Согласно условиям программы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры», финансирование по расселению идет из федерального бюджета. При этом власти субъектов должны утвердить индивидуальные программы расселения сроком на три года. Поскольку в 2007 года отселение и капитальный ремонт жилого фонда курируется Фондом ЖКХ, именно эта структура создает региональные комиссии, которые определяют состояние домов.

Какое жилье признается аварийным?

Действие государственной программы переселения распространяется только на дома, которые официальные признаны аварийными, то есть, непригодными для жизни. Жилье считается ветхим в том случае, если износ здания составляет как минимум 70%. Установлением степени износа жилья занимаются специально созданные межведомственные комиссии (пункт 4 статьи 15 ЖК РФ). Согласно 7 пункту этой же статьи, если комиссия признала объект непригодным для проживания или аварийным, значит, этот объект будет снесен или реконструирован.

Межведомственная комиссия проверяет лишь те дома, которые внесены в индивидуальную программу регионального развития. Однако комиссионная проверка также может быть создана при наличии многочисленных письменных обращений жильцов дома. В ходе проверки комиссия составляет акт и выносит решение о состоянии объекта. Для работы специалистам комиссии потребуются планы помещений, заявления жильцов, технические паспорта и копии документов, подтверждающие право собственности.

В каких случаях жилье признается аварийным?

Аварийным (непригодным для жизни) жилой объект признается при наличии следующих факторов:

  • деформация фундамента или стен;
  • объект расположен в зоне затопления или схода лавин;
  • есть вероятность обрушения дома;
  • несущая способность жилья была снижена из-за пожаров, взрывов или землетрясения;
  • здание разрушено в результате техногенной аварии.

Расселение предусмотрено только для жильцов аварийного жилфонда, т.к., проживая в таких объектах, они рискуют своей жизнью и здоровьем. Но расселение не рассчитано на граждан, проживающих в домах, которые признаны ветхими. Однако при значительной степени износа объект может получить статус ветхого жилья, который означает, что в скором времени дом будет снесен.

Как стать участником программы «ветхое жилье»?

Если жильцы подозревают, что техническое состояние их дома является непригодным для проживания, им необходимо обратиться в органы местного самоуправления. При обращении граждан представители региональных властей обязаны направить жильцов в специализированную организацию по определению состояния зданий. Получив заключение специалистов, жильцам следует обратиться в межведомственную комиссию, которая проведет экспертизу.

Для обращения потребуется предоставить следующий комплект документов:

  • план жилого помещения;
  • копии правоустанавливающих документов (заверенные нотариально);
  • технический паспорт объекта;
  • заключение организации о состоянии объекта;
  • письменные жалобы жильцов дома.

После проверки комиссия обязана вынести решение в течение 30-ти дней. Но если существует опасность для здоровья или жизни жильцов, заключение комиссии выносится в течение 1-го рабочего дня. В том случае, если комиссия не признала объект аварийным, но жильцы не согласны с этим решением, они могут обратиться в суд для привлечения независимых экспертов.

Читайте так же:  Статья 157-1 ук

Условия получения нового жилья по программе расселение

Если состояние дома признается аварийным, органы местного самоуправления обязаны переселить жильцов в кратчайшие сроки. При этом в процессе расселения должны соблюдаться следующие условия:

1. Собственники (арендаторы) аварийного жилья получают равнозначное по метражу жилище. Новое жилье должно быть благоустроенным и оснащенным плитой, сантехникой, отоплением, канализацией, водопроводом, а также электроснабжением.

2. Жильцам предоставляется три варианта переселения, но индивидуальные пожелания граждан не учитываются.

3. Жильцы, проживающие в аварийном объекте по договору найма, получают новое жилье на таких же условиях.

4. Метраж нового жилья рассчитывается на основании актуальных норм для жилья, которое предоставляется по соцнайму. Например, семья, состоящая из двух человек, получит однокомнатную квартиру площадью 44-50 кв. метров. Семья из трех человек получит квартиру размером в 62-74 кв. метра. Согласно нормам, на каждого прописанного человека выделяется не менее 18-ти кв. метров.

5. Если жилец аварийного дома также стоял в очереди на улучшение жилищных условий, то при расселении он получит квартиру с учетом недостающих метров. В особых случаях (например, в местном жилищном фонде отсутствуют квартиры необходимых размеров) выделяется дополнительная квартира.

6. При расселении граждане не могут поселяться в коммунальные квартиры.

7. Новое жилье должно располагаться на территории того же административного района, что и аварийный объект. Но при согласии жильцов их могут переселить и в другие районы.

8. Расселение осуществляется только при наличии письменного заявления собственника.

9. Расселение всех жильцов производится в течение года с даты признания дома аварийным.

10. Между собственником будущей квартиры и владельцем дома составляется детальный договор. Как правило, владельцем дома является муниципалитет.

11. Если вместо новой квартиры собственник желает получить денежную компенсацию, он может написать соответствующее заявление. Однако удовлетворение запроса производится на усмотрение муниципалитета. К тому же, расчет компенсационной стоимости не выгоден владельцу сносимого жилья.

12. Затраты на переезд несут местные власти. Однако грузовой транспорт предоставляется только один раз.

13. С момента признания дома аварийным владельцы сносимого жилья не имеют право менять или продавать квартиру. При совершении такой сделки она будет признана незаконной.

14. После заключения договора между собственником аварийного жилья и владельцем дома переезд должен состояться в течение одного месяца.

15. Если собственник аварийного жилья проживал в квартире, метраж которой значительно ниже установленной нормы, при переселении он получит квартиру со стандартным метражом, то есть, размер нового объекта недвижимости увеличится.

16. Жители коммунальных квартир при переселении получают отдельные квартиры.

Если жильцы дома не согласны с решением межведомственной комиссии, им придется обратиться в суд. При этом в качестве доказательств того, что комиссия допустила ошибки или нарушила порядок принятия заключения, жильцам нужно будет дополнить свой иск письменным заключением независимой технической экспертизы.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:

Целевая программа по переселению из ветхого и аварийного жилья

САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

От 13.11.2002 г. № 3-73

Об областной целевой программе
«Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда» на 2002-2010 годы

(с изменениями на 24 марта 2004 года)

В целях создания организационных, правовых и финансовых предпосылок для обеспечения граждан, проживающих в ветхих и аварийных жилых домах, благоустроенным жильем и с учетом постановления Правительства Российской Федерации от 22 января 2002 года № 33 «О подпрограмме «Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда», входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, Саратовская областная Дума

1. Утвердить областную целевую программу «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда» на 2002-2010 годы (прилагается).

2. Правительству области начиная с 2003 года предусматривать лимиты капитальных расходов в адресной инвестиционной программе областного бюджета на реализацию областной целевой программы «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда» на 2002-2010 годы.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления разработать и принять в установленном порядке муниципальные программы по переселению граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда.

Председатель
Саратовской областной Думы
С.А.Шувалов

Секретарь
Саратовской областной Думы
В.В.Мальцев

Приложение
к постановлению
Саратовской областной Думы
от 13.11.2002 г. № 3-73

Областная целевая программа «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда» на 2002 - 2010 годы

Областная целевая программа
«Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда»
на 2002 - 2010 годы

Паспорт областной целевой программы «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда» на 2002-2010 годы

- областная целевая программа «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда» на 2002-2010 годы (далее - Программа)

Государственный заказчик Программы

- министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства области

Основные разработчики Программы

- министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства области, министерство экономического развития и торговли области, агентство регионального развития при Губернаторе области

Цель и задачи Программы

- основная цель Программы:
обеспечение жильем граждан, прожи-вающих в ветхих и аварийных домах.
Основные задачи Программы:
нормативно-правовое и методологическое обеспечение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в ветхих и аварийных домах;
мобилизация внебюджетных и бюджетных ресурсов на финансирование строительства жилья для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда;
организация выполнения мероприятий по упорядочению развития территорий, на которых находится аварийное и ветхое жилье

Сроки и этапы реализации Программы

- 2002- 2010 годы:
первый этап (2002-2005 годы) - ликвидация аварийного жилищного фонда, создание нормативно-правовой базы улучшения жилищных условий граждан, переселяющихся из ветхого и аварийного жилищного фонда;
второй этап (2006-2010 годы) - планомерная ликвидация ветхого жилищного фонда, совершенствование методологической и нормативной базы переселения граждан из ветхого жилищного фонда, развитие территорий населенных пунктов, в том числе городов

- министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства области, министерство экономического развития и торговли области, исполнительные органы местного самоуправления (по согласованию)

Объемы и источники финансирования Програм-мы

- объем финансирования мероприятий Программы составляет 10 млрд. рублей, из них:
5,2 млрд. рублей - бюджетные средства;
4,8 млрд. рублей - внебюджетные источники

Ожидаемые конечные ре-зультаты реализации Программы

- переселение из ветхого и аварийного жилищного фонда около 60 тыс. граждан;
строительство современного жилищного фонда общей площадью около 1 млн. кв. м;
доведение объемов строительства для граждан, переселяющихся из ветхого и аварийного жилищного фонда, до 125 тыс. кв. м в год

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

Жилищный фонд в Саратовской области по состоянию на 1 января 2002 года составил 55 млн. кв. м общей площади, из которых 73 процента находится в городской местности.

В настоящее время более 3 процентов жилищного фонда в области официально признано ветхим и аварийным. В ветхих и аварийных домах проживает около 3 процентов населения области, по прогнозам более 20 тысяч семей.

За последние два года участились случаи обрушения жилых домов. В ходе расселения граждан, лишившихся жилья в результате обрушения жилых домов, остро встали проблемы нормативно-правового и финансового обеспечения жилищных прав этих граждан.

Эти проблемы носят межотраслевой и межведомственный характер, они не могут быть решены в пределах одного финансового года и требуют бюджетных расходов капитального характера, т.е. их решение требует участия федеральных и областных органов госу-дарственной власти, а также органов местного самоуправления.

Для решения указанных проблем необходимо использовать программно-целевой метод решения. Комплексное решение проблем окажет положительное влияние на социальное благополучие в области, предотвратит угрозу жизни и безопасности граждан, проживающих в ветхих и аварийных домах.

2. Основная цель и задачи Программы

Основная цель Программы - обеспечение жильем граждан, проживающих в ветхих и аварийных домах.

Основные задачи Программы:

нормативно-правовое и методологическое обеспечение меропри-ятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в ветхих и аварийных домах;

мобилизация внебюджетных и бюджетных ресурсов на финансирование строительства жилья для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда;

организация выполнения мероприятий по упорядочению разви-тия территорий, на которых находится аварийное и ветхое жилье.

3. Сроки и этапы реализации Программы

Программа переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в области рассчитана на период с 2002 года по 2010 год.

Реализацию Программы планируется провести в два этапа:

первый этап (2002-2005 годы) - ликвидация аварийного жилищного фонда, создание нормативно-правовой базы улучшения жилищных условий граждан, переселяющихся из ветхого и аварийного жилищного фонда;

второй этап (2006-2010 годы) - планомерная ликвидация ветхого жилищного фонда, совершенствование методологической и нормативной базы переселения граждан из ветхого жилищного фонда, развитие территорий населенных пунктов, в том числе городов.

4. Система программных мероприятий

В соответствии с поставленными целью и задачами система мероприятий по реализации Программы включает в себя комплекс мероприятий по трем основным направлениям:

правовое и методологическое обеспечение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в ветхих и аварийных домах;

финансовое обеспечение Программы и практическая деятель-ность по переселению граждан в благоустроенное жилье;

разработка и реализация концепции развития территорий сосредоточения аварийного и ветхого жилищного фонда.

4.1. Правовое и методологическое обеспечение Программы

4.1. Правовое и методологическое обеспечение Программы

4.1.1. Подготовка реестра ветхих и аварийных жилых строений

Задача переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда требует установления четких юридических правил отнесения жилищного фонда к ветхому или аварийному. Для этого необходимо на основании федеральных критериев отнесения жилищного фонда к ветхому или аварийному на уровне муниципальных образований области составить реестр ветхих и аварийных жилых строений (домов) с выделением двух категорий домов и помещений:

Читайте так же:  Госпошлина за регистрацию изменений вносимых в учредительные документы

дома и помещения, которые после капитального ремонта, модернизации и реконструкции могут стать пригодными для проживания;

дома и помещения, которые не могут быть восстановлены (в том числе и по причине экономической нецелесообразности).

С учетом показателей реестра будет сформирован перечень конкретных объектов, предназначенных для переселения граждан, и определен объем средств с учетом нормативов на строительную продукцию.

Указанный перечень будет использован при заключении государ-ственных договоров (контрактов) с государственным заказчиком Программы.

4.1.2. Совершенствование нормативно-правовой базы для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда

Юридические вопросы переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда решаются в рамках жилищного законодательства. Реализация Программы предполагает совершенствование областной нормативно-правовой базы, определяющей усло-вия переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда.

При этом должны учитываться следующие положения:

а) граждане, имеющие единственное жилье в муниципальном или государственном жилищном фонде, непригодном для проживания, и проживающие в нем на условиях социального найма, имеют право на первоочередное получение бесплатного жилья в пределах определенной законом нормы предоставления жилых помещений в муниципальном или государственном жилье социального использования;

б) граждане, имеющие в жилищном фонде, непригодном для проживания, частные (приватизированные) квартиры, могут иметь право на первоочередное получение бесплатного жилья на условиях социального найма в пределах нормы предоставления жилых помещений;

в) при желании граждан, проживающих в ветхих или аварийных жилых домах, они могут получить субсидии и кредиты (займы) на строительство (приобретение) жилья за счет областного и местных бюджетов в пределах выделенных лимитов;

г) очередность предоставления жилья гражданам, проживающим в ветхих и аварийных домах, определяется муниципальной про-граммой ликвидации такого жилищного фонда, а именно - очередностью сноса того или иного строения, определяемой в соответствии с требованиями плана развития территории.

4.1.3. Механизм улучшения жилищных условий переселяемых граждан

Для улучшения жилищных условий граждан, проживающих в ветхих и аварийных домах, возможно:

предоставление им жилья на условиях социального найма администрациями муниципальных образований, органами государственной власти области в пределах норм общей, жилой площади и качества, определяемых Законом Саратовской области «О предоставлении жилья в Саратовской области» (абзац с учетом изменений, внесенных постановлением Саратовской областной Думы от 24.03.2004 N 23-908. см. предыдущую редакцию);

предоставление гражданам, изъявившим желание, субсидий на строительство (приобретение) жилья за счет средств федерального, областного и местных бюджетов в пределах норм, установленных соответствующими нормативными правовыми актами;

предоставление гражданам, изъявившим желание на реконструкцию непригодного для проживания жилья, кредитов (займов) и ссуд коммерческими банками, кредитными и некредитными организациями в соответствии со стандартами ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации под гарантии организаций, а также исполнительных органов власти области и органов местного самоуправления;

предоставление жилья за счет частных инвесторов или застройщиков, осуществляющих отселение из аварийного и ветхого жилья при подготовке земельных участков для строительства.

Предоставляемое муниципальное, государственное жилье на условиях социального найма может являться (абзац с учетом изменений, внесенных постановлением Саратовской областной Думы от 24.03.2004 N 23-908. см. предыдущую редакцию):

а) жильем, освободившимся в результате прекращения преды-дущего договора найма;

б) жильем, полученным от застройщика взамен платежей за предоставление земельного участка и подключение к городской инфраструктуре;

в) жильем, приобретенным на вторичном рынке недвижимости;

г) жильем, построенным в качестве муниципального, государственного жилья социального использования (абзац с учетом изменений, внесенных постановлением Саратовской областной Думы от 24.03.2004 N 23-908. см. предыдущую редакцию).

4.1.4 Реализация обязательств собственника по восстановлению жилищного фонда

Одно из основных направлений реализации обязательств собственника по восстановлению жилищного фонда, ставшего непригодным для проживания, связано с использованием механизмов страхования жилья для обеспечения гарантии восстановления нарушенных имущественных интересов в случае непредвиденных природных, техногенных и иных обстоятельств.

Страхование жилья от непредвиденных природных, техногенных и иных обстоятельств позволит не только снизить риски собственников жилья, но и окажет позитивное влияние на укрепление финансового положения государства и муниципальных образований области. Создание института страхования жилья не только освобождает бюджет от расходов на возмещение убытков при наступлении страховых случаев, но и формирует один из стабильных источников инвестиций в жилищный сектор.

4.2. Финансовое обеспечение Программы

Финансовые средства для решения проблем переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда формируются за счет соответствующих бюджетов и внебюджетных источников.

Реализация Программы по объектам, финансирование строи-тельства которых осуществляется за счет бюджетных средств, обеспечивается в соответствии с бюджетным законодательством, в т.ч. в порядке межбюджетных отношений в форме субвенций.

4.2.1. Использование бюджетных ресурсов для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда

Бюджетные средства направляются на:

совместное финансирование строительства объектов социального жилья и резервного жилого фонда;

предоставление субсидий на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в ветхих и аварийных домах и изъявившим желание получить безвозмездную финансовую помощь;

обеспечение гарантий банкам, кредитным и иным организациям, осуществляющим кредитование граждан, проживающих в домах, пригодных для проживания после проведения реконструкции, и изъявивших желание реконструировать жилье за счет возмездной помощи (абзац в редакции постановления Саратовской областной Думы от 24.03.2004 N 23-908. см. предыдущую редакцию);

финансирование затрат по реконструкции жилых домов, пригодных для проживания после проведения реконструкции (абзац дополнительно включен на основании постановления Саратовской областной Думы от 24.03.2004 N 23-908).

На начальном этапе реализации Программы участие областных и местных ресурсов прогнозируется не менее 52 процентов от сметной стоимости строительства жилья для переселения граждан из аварийного жилищного фонда за счет:

использования незавершенного строительством жилья, находя-щегося в государственной или муниципальной собственности;

платы за найм государственного и муниципального жилья;

средств за использование государственных и муниципальных земель при отводе земельных участков;

отселения из домов-памятников архитектуры, признанных ветхими или аварийными;

4.2.2. Привлечение внебюджетных ресурсов для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда

К внебюджетным ресурсам, привлекаемым для финансирования Программы, относятся:

облигационные займы (эмиссии жилищных сертификатов);

средства организаций, направляемые:

на предоставление субсидий, ссуд и займов своим работникам, проживающим в ветхом и аварийном жилье;

на отселение граждан, проживающих в ветхих и аварийных жилых домах, для подготовки земельных участков под новое строительство;

средства населения, направляемые:

на строительство (приобретение) жилья с использованием суб-сидий и кредитов (займов);

на долевое участие в строительстве жилья;

на реконструкцию жилья, пригодного для проживания после проведения реконструкции (абзац в редакции постановления Саратовской областной Думы от 24.03.2004 N 23-908. см. предыдущую редакцию).

На начальном этапе реализации Программы участие внебюд-жетных ресурсов прогнозируется не менее 48 процентов от сметной стоимости строительства жилья для переселения граждан из аварийного и ветхого жилищного фонда.

За счет средств организаций долевое участие в строительстве жилья прогнозируется 33 процента (в основном застройщиками, инвесторами и другими организациями, заинтересованными в жилищном строительстве для граждан, переселяемых из ветхого и аварийного жилищного фонда).

4.3. Обеспечение развития территорий, на которых ликвидирован ветхий и аварийный жилищный фонд

Разработку градостроительной концепции застройки территорий районов и городов, в которых сосредоточен ветхий и аварийный жилищный фонд, органы местного самоуправления могут осуществлять в соответствии с правилами регулирования застройки и землепользования.

Привлечение инвестиций для развития инженерной инфра-структуры на участках, высвобождающихся после ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда, позволит повысить их продажную стоимость и тем самым обеспечит дополнительные ресурсы для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда.

Источниками инвестиционных ресурсов в среднесрочной пер-спективе должны стать:

муниципальные облигационные займы;

капитальные вложения в рамках инвестиционных программ, в том числе финансируемых на условиях концессии объектов городской инженерной инфраструктуры.

5. Ресурсное обеспечение Программы

Исходя из поставленных задач, проведен расчет потребности инвестиций на строительство жилья для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда.

На первом этапе реализации Программы для переселения граждан из аварийного жилищного фонда необходимо ввести не менее 372 тыс. кв. м нового жилья.

С учетом возможности консолидированного бюджета области потребность в инвестициях на первом этапе составляет 3,17 млрд. рублей.

На втором этапе планируемый ввод жилья - 627 тыс. кв. м (ежегодно 125-127 тыс. кв. м общей площади), потребность в инвестициях - 6,89 млрд. рублей.

Источники финансирования строительства жилья:

бюджетные средства - 5,21 млрд. рублей, в т.ч.

прогноз субвенций федерального бюджета - 1,03 млрд. рублей;

областной бюджет - 0,96 млрд. рублей, в т.ч.

на ипотечное жилищное кредитование, направляемое на реконструкцию ветхого жилья - 0,16 млрд. рублей;

прогноз местных бюджетов - 3,22 млрд. рублей;

внебюджетные средства - 4,86 млрд. рублей, в т.ч.

прогноз привлечения средств организаций - 3,49 млрд. рублей и прогноз привлечения средств населения - 1,36 млрд. рублей.

6. Организация управления Программой и контроля за ходом ее реализации

Государственный заказчик Программы осуществляет монито-ринг исполнения мероприятий Программы, координирует взаимодействие органов исполнительной власти области по вопросам переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, оказывает содействие органам местного самоуправления по разработке и реализации мероприятий муниципальных программ переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, в установленные сроки представляет отчет о реализации настоящей Программы в Саратовскую областную Думу, министерство финансов области, министерство экономического развития и торговли области, агентство регионального развития при Губернаторе области.

Читайте так же:  Тула страховка осаго

7. Оценка эффективности социально-экономических результатов Программы

По окончании первого этапа Программы (2005 год) предпо-лагается:

собрать и систематизировать информацию о состоянии жилищного фонда в области и потребности граждан, проживающих в ветхих и аварийных домах, и на основе анализа данных скорректировать деятельность второго этапа реализации Программы;

закончить отселение граждан, проживающих в аварийных домах.

Для этого планируется осуществить строительство 372 тыс. кв. м общей площади социального жилья.

На втором этапе планируется ввести 627 тыс. кв. м общей площади для граждан, переселяющихся из ветхого жилья.

В ходе строительства жилья для переселения граждан из ветхого и аварийного жилья планируется освоить более 10 млрд. рублей, обеспечив при этом новые рабочие места в строительном секторе экономики области.

В результате хозяйственной деятельности строительных организаций и предприятий стройиндустрии ожидается поступление налогов и сборов в бюджеты всех уровней на сумму 2231,77 млн. рублей, превышающую затраты федерального (1035,53 млн. рублей) и областного (960,16 млн. рублей) бюджетов на финансирование строительства.

Как осуществляется переселение из ветхого и аварийного жилья. Подробная инструкция по порядку переселения и правах переселяемых.

Получение новой жилплощади всегда связано с множеством вопросов. А когда речь идет о расселении, их количество стремительно увеличивается. В настоящей статье мы подготовили подробную инструкцию порядка осуществления переселения из ветхого жилья с учетом всех необходимых нюансов процедуры.

○ Понятие ветхого и аварийного жилья.

В законодательстве не закреплено определение ветхого жилья, но на практике к данной категории относится недвижимость, износ которого составляет:

  • 65% для деревянных строений и мансарды.
  • 70% для кирпичных зданий.

При этом несущие конструкции не представляют угрозу жизни и здоровью проживающих. Главное отличие аварийного жилья от ветхого заключается именно в том, что износ конструкций превышает нормативы, создавая угрозу обрушения.

Для определения состояния здания, в специально создаваемую межведомственную комиссию направляется заявление на оценку жилплощади. После получения ходатайства, у комиссии есть 30 дней на вынесение постановления. Решение может быть следующим:

  • Признать жилплощадь пригодной для дальнейшего проживания.
  • Провести капитальный ремонт и/или реконструкцию/перепланировку.
  • Признать жилье непригодным для проживания из-за несоответствия установленным законодательным нормам.
  • Присвоить дома статус аварийного и признать подлежащим реконструкции либо сносу.

○ Программа переселения.

Расселение ветхих домов входит в целевую федеральную программу «Жилье», которое изначально рассчитывалось на 2002-2010 гг. Однако не все регионы смогли справиться с поставленным задачами в срок, поэтому действие программы продлили до 31 сентября 2017 года. После ее завершения жильцы ветхих и аварийных домой должны иметь благоустроенную жилплощадь в черте населенного пункта, в котором было расположено предыдущее.

○ Кто осуществляет переселение.

Решение о необходимости переселения принимается межведомственной комиссией на основании экспертного заключения о состоянии дома. При положительном решении вопроса программа расселения разрабатывается местными органами власти.

Помимо заявления от проживающего требуется:

  • Правоустанавливающие документы (копии).
  • Проект реконструкции (при переводе нежилого помещения в статус жилого).
  • Акт экспертной проверки о признании жилья непригодным для проживания.
  • Иные документы по усмотрению заявителя.

Региональные власти самостоятельно устанавливают сроки переселения в соответствии с законодательством.

○ Этапы переселения.

Расселение предполагает прохождение определенных этапов.

✔ Реестр непригодного жилья.

Все здания, которые признаны непригодными для жилья вносятся в специальный реестр. Благодаря такому фиксированию, узнать статус своего обращения стало намного проще. Достаточно зайти на сайт Министерства капитального строительства и просмотреть список домов, подлежащих расселению. Также по-прежнему можно узнать внесен ли тот или иной объект в реестр, обратившись в органы местного самоуправления либо специально созданные ими структуры. Переселение осуществляется в сроки, предусмотренные муниципальными программами. При этом существует возможность подать прошение об уменьшении сроков, если дальнейшее проживание представляет реальную угрозу для жизни.

✔ Выбор жилья для расселения.

При переселении жильцам предлагается жилплощадь в зданиях, которые возведены специально по программе расселения ветхого жилья. При этом площадь нового места проживания не должна быть меньше предыдущего (для собственников) и соответствовать принятым государственным нормам на одного человека (для нанимателей). В редких случаях возможно переселение в квартиры из вторичного жилого рынка.

У жильцов есть право отказаться от предлагаемой жилплощади и получить компенсацию в размере рыночной стоимости своего жилья.

✔ Заключение договоров.

Собственники заключают с местными властями договор мены, согласно которому:

  • Стороны договариваются о площади новой жилплощади и уровне ее благоустроенности;
  • Проживающему предоставляется квартира в том же районе, где находилась прежняя;
  • По соглашению участников договора может быть предоставлено жилье за пределами района, но оно обязательно должно располагаться на территории региона, в котором находилось ветхое жилье.

Если проживающий владеет жильем по договору социального найма, он заключает с властями новый договор на тех же условиях. В данном случае размеры жилья определяются на основании положенного количества квадратных метров на человека.

Переселение в новые квартиры осуществляется в течение 1 года с момента вынесения экспертного решения о необходимости сноса дома и в течение 1 месяца после заключения соответствующего договора. Расселение происходит в порядке строгой очередности постановки на учет и по мере возведения новых многоквартирных домов.

Расходы, возникающие во время переезда, компенсируются местными органами власти.

○ Выплата жильцам покупной цены.

При сносе аварийного жилья можно отказаться от переезда и получить денежную компенсацию. В этом случае осуществляется выкуп жилплощади государством и квартира реализуется на торгах. Владельцу положено выплатить сумму, соответствующую рыночной стоимости жилья. При этом должны быть учтены и убытки, которые несет гражданин при переезде.

Выплата осуществляется в предусмотренные договором сроки в форме безналичного расчета и носит целевой характер. Соответственно, полученные финансовые средства должны быть потрачены только на покупку нового жилья. Если у гражданина уже имеется квартира, деньги можно потратить на иные цели, но только при условии получения соответствующего разрешения от муниципалитета.

○ Особенности переселения:

Законодательством предусмотрены нюансы переселения для собственников аварийного жилья и его нанимателей.

✔ Для собственников.

Если проживающий приватизировал жилплощадь и является его собственником, он может рассчитывать на следующие права при расселении:

  • Аналогичная по размерам жилплощадь (по площади и количеству комнат).
  • Получение жилья в том же районе.

При этом собственник может отказаться т получения новой квартиры и потребовать компенсацию в размере ее рыночной стоимости.

✔ Для нанимателей.

Если жилплощадь используется по договору социального найма, при расселении проживающие могут рассчитывать на:

  • Площадь по количеству установленных законом квадратных метров на человека;
  • Благоустроенность жилья;
  • Расположение в пределах того же населенного пункта.
  • «Предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 — 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире. Жилое помещение, предоставляемое гражданину, выселяемому в судебном порядке, должно быть указано в решении суда о выселении (ст. 89 ЖК РФ)».

○ Отказ от переселения.

Если гражданин отказывается покидать жилплощадь, признанную аварийной, он может быть выселен в принудительном порядке. Для этого необходимо:

  • Получение экспертного заключения о несоответствии жилья нормам эксплуатации.
  • Направление искового заявления в суд.
  • Осуществление процедуры выселения на основании судебного решения.

Таким образом, расселение ветхого и аварийного жилья предполагает важные нюансы, которые должны быть учтены при переезде.

✔ Предлагают жилье в ином городе.

В соответствии с законодательством, при расселении гражданину должно быть предоставлено новое жилье в пределах того же населенного пункта, в котором располагалось бывшее. Поэтому получение жилья в другом городе возможно только с учетом вашего согласия. Если вы не хотите этого, можете направить иск о защите своих прав в районный суд.

✔ Не устраивает предлагаемое жилье.

Если вам не нравится квартира, которую вам предлагают при расселении, вы можете написать официальный отказ и потребовать выкупную цену. Она будет состоять из рыночной стоимости вашего жилья и понесенных расходов на переезд.

Переселение из аварийного жилья. Разъяснения по вопросам переселения граждан из аварийного жилищного фонда. Выпуск программы "Закон в деталях" от 21.04.2017

Опубликовал : Вадим Калюжный, специалист портала ТопЮрист.РУ

Для любых предложений по сайту: [email protected]