Содержание:
Статья 13. Состав бухгалтерской отчетности
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 28 марта 2002 г. N 32-ФЗ в статью 13 настоящего Федерального закона внесены изменения
Статья 13. Состав бухгалтерской отчетности
1. Все организации обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую отчетность.
Согласно Федеральному закону от 27 июля 2010 г. N 208-ФЗ наряду с бухгалтерской отчетностью организации составляется консолидированная финансовая отчетность этой организации
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ в пункт 2 статьи 13 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2011 г.
2. Бухгалтерская отчетность организаций, за исключением отчетности государственных (муниципальных) учреждений, а также общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), состоит из:
а) бухгалтерского баланса;
б) отчета о прибылях и убытках;
в) приложений к ним, предусмотренных нормативными актами;
г) аудиторского заключения или заключения ревизионного союза сельскохозяйственных кооперативов, подтверждающих достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту или обязательной ревизии;
д) пояснительной записки.
Состав бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) учреждений определяется Министерством финансов Российской Федерации.
Для общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), устанавливается упрощенный состав годовой бухгалтерской отчетности в соответствии со статьей 15 настоящего Федерального закона.
3. Формы бухгалтерской отчетности организаций, а также инструкции о порядке их заполнения утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.
Другие органы, осуществляющие регулирование бухгалтерского учета, утверждают в пределах своей компетенции формы бухгалтерской отчетности банков, страховых и других организаций и инструкции о порядке их заполнения, не противоречащие нормативным актам Министерства финансов Российской Федерации.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ в пункт 4 статьи 13 настоящего Федерального закона внесены изменения
4. Пояснительная записка к годовой бухгалтерской отчетности должна содержать существенную информацию об организации, ее финансовом положении, сопоставимости данных за отчетный и предшествующий ему годы, методах оценки и существенных статьях бухгалтерской отчетности, сведения, предусмотренные законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
В пояснительной записке должно сообщаться о фактах неприменения правил бухгалтерского учета в случаях, когда они не позволяют достоверно отразить имущественное состояние и финансовые результаты деятельности организации, с соответствующим обоснованием. В противном случае неприменение правил бухгалтерского учета рассматривается как уклонение от их выполнения и признается нарушением законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете.
В пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организация объявляет изменения в своей учетной политике на следующий отчетный год.
5. Бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) организации.
Бухгалтерская отчетность организаций, в которых бухгалтерский учет ведется централизованной бухгалтерией, специализированной организацией или бухгалтером-специалистом, подписывается руководителем организации, централизованной бухгалтерии или специализированной организации либо бухгалтером-специалистом, ведущим бухгалтерский учет.
6. Бухгалтерская отчетность составляется, хранится и представляется пользователям бухгалтерской отчетности в установленной форме на бумажных носителях. При наличии технических возможностей и с согласия пользователей бухгалтерской отчетности, указанных в статье 15 настоящего Федерального закона, организация может представлять бухгалтерскую отчетность в электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации.
О способах представления бухгалтерской отчетности см. письмо Минфина РФ от 18 февраля 2004 г. N 16-00-10/3 и письмо Федеральной налоговой службы от 10 января 2012 г. N АС-4-3/[email protected]
См. Методические рекомендации об организации и функционировании системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденные приказом МНС РФ от 10 декабря 2002 года N БГ-3-32/[email protected]
См. комментарий к статье 13 настоящего Федерального закона
Бухгалтерская отчетность и ее роль в анализе деятельности организации
Дата публикации: 12.06.2015 2015-06-12
Статья просмотрена: 3328 раз
Библиографическое описание:
Коробова Я. А., Яковенко М. С. Бухгалтерская отчетность и ее роль в анализе деятельности организации // Молодой ученый. 2015. №11.3. С. 40-42. URL https://moluch.ru/archive/91/19697/ (дата обращения: 04.01.2019).
Способы ведения бухгалтерского учета основаны на соответствующих нормативных документах: Федеральный закон № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», «Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ», а также все другие ПБУ, утвержденные Минфином РФ.
Анализ осуществляется на основе финансово-хозяйственной деятельности, принимающих участие в принятии решений. Основным источником информации выступает бухгалтерский учет на разных уровнях управления. Информационные потоки в системы бухгалтерского учета, широко используется всеми видами хозяйственного учета, а для принятия эффективных управленческих решений она должна удовлетворять всех пользователей и быть достоверной, объективной, своевременной, оперативной.
Составление бухгалтерской отчетности является завершающим этапом учетного процесса за определенный период, осуществляемого в рамках бухгалтерского учета.
Бухгалтерская отчетность представляет собой единую систему данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, формируемую на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам [16, c.8].
Формирование бухгалтерской отчетности проходит на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам. Основным документом, устанавливающим состав, содержание и методологические основы формирования бухгалтерской отчетности организаций, является ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организаций» [3].
Для удовлетворения общих потребностей заинтересованных пользователей в бухгалтерском учете формируется информация о финансовом положении хозяйствующего субъекта, финансовых результатах его деятельности и движениях денежных средств.
Полноту информации о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и движения денежных средств обеспечивает совокупность бухгалтерско-финансовых отчетов и дополнительные показатели соответствующих пояснений.
Следует отметить, что бухгалтерская отчетность организаций состоит из:
1) бухгалтерского баланса;
2) отчета о финансовых результатах;
3) приложений к ним:
- отчета об изменениях капитала;
- отчета о движении денежных средств;
- иных приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах;
На основании п. 4 Приказа № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» [4] иные приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах — пояснения, оформляются в табличной и (или) текстовой форме. Содержание пояснений, оформленных в табличной форме, определяется организациями самостоятельно, учитывая Приложение № 3 к Приказу № 66н [11, c. 18].
Согласно Приказу № 66н «О формах бухгалтерской отчетности» субъекты малого предпринимательства могут представлять бухгалтерскую отчетность по упрощенной системе. Они формируют бухгалтерскую отчетность из бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах, включающих показатели по группам статей, без детализации показателей по статьям. В приложениях к отчетности приведена наиболее важная информация, способствующая оценить финансовое положение организации.
Интересы пользователей бухгалтерской финансовой отчетности различных так данные бухгалтерской отчетности внешним пользователям необходимы для оценки эффективности работы организации. Внутренним пользователем для принятия оперативных управленческих решений и проведения экономического анализа в части стратегического планирования.
Гарантией качественного составления бухгалтерской отчетности является соблюдение на практике норм (требований), предусмотренных российскими законодательными и нормативными правовыми актами (стандартами) по бухгалтерскому учету. Однако в практической деятельности организаций в бухгалтерском учете и при составлении бухгалтерской отчетности нередко допускаются технические и методические ошибки, а также противоправные действия (злоупотребления и искажения), снижающие качество, а следовательно, и полезность учетной и отчетной информации для пользователей.
Стоит отметить, что в современных условиях хозяйствования анализу бухгалтерской отчетности организации уделяется достаточно большое внимание, поскольку грамотно проведенный анализ бухгалтерской отчетности — это основной источник информации об имущественном и финансовом положении организации, о платежеспособности или неплатежеспособности организации, ее финансовой устойчивости или неустойчивости, рентабельности деятельности, уровне деловой активности и т. д.
При этом динамика значений финансовых показателей изменчива. А отклонения могут характеризовать различную направленность по тем или иным показателям. Так коэффициент абсолютной и текущей ликвидности может постепенно возрастать, а их уровень соответствовать нормативному (рекомендуемому) значению показателей, что в большинстве случаев обуславливается положительно, а коэффициент промежуточного покрытия (быстрой ликвидности) между тем демонстрировать противоположную тенденцию (снижаться), а возможно, и вообще выходить за рамки рекомендуемого интервала.
Дискуссионным вопрос считается вопрос о наиболее точно характеризующих уровень финансового состояния организации. При этом рассматриваются такие показатели, как коэффициент общей ликвидности баланса, коэффициент финансовой независимости, рентабельность продаж и рентабельность активов. Но, даже рассчитанные по данным одного организации, эти показатели могут, как соответствовать нормативам, так и расходиться с ними, изменяться в различных направлениях, в том числе, например, показатели ликвидности могут улучшаться, а финансовой устойчивости одновременно ухудшаться. Вопрос о том, в каком периоде финансовое состояние было лучше — в отчетном или в предшествующем — так и остается открытым.
В этом случае необходимо проведение дополнительных расчетов, которые и позволят сформировать более достоверное представление о финансовом состоянии организации. Но главное — это системный взгляд на показатели, характеризующие не только финансовое состояние, но и в целом эффективность финансово-хозяйственной деятельности организации.
Для анализа финансового состояния по вышеуказанным направлениям используются как внутренние, так и внешние источники информации.
Информация является в условиях рынка одним из важнейших ресурсов оценки финансового состояния организации.
В управлении организации баланс выступает важнейшим инструментом изучения и диагностики финансового состояния, наблюдения за потенциальными факторами его ухудшения. С помощью ликвидных активов организация должна погашать свои долги в установленные сроки, а также поддерживать функциональное равновесие между источниками и обязательствами, обеспечивая стабильность первых и целевое направление вторых. Это требование обусловливает два различных подхода в финансовом анализе: анализ ликвидности, функциональный анализ. В первом случае в качестве базы выступает традиционный бухгалтерский баланс, отражающий имущественное состояние организации в данный момент. Во втором — функциональный баланс, показывающий источники средств компании и направления их использования в деятельности компании [10, c.19].
В свою очередь информация, представленная в отчете о финансовых результатах, позволяет оценить изменение доходов и расходов организации в отчетном периоде по сравнению с предыдущим периодом и ответить на следующие вопросы:
- почему организация получила прибыль или убыток;
- насколько эффективна деятельность организации;
- насколько оправданны и выгодны вложения в ее активы.
В соответствии с п. 21 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», отчет о финансовых результатах характеризует сами финансовые результаты деятельности организации за отчетный период [13, c.22].
Отчет о финансовых результатах составляется на основе хозяйственных операций, которые должны быть подтверждены документами (счетами, договорами и т. д.). Соответственно, хозяйственные операции, которые ведут к увеличению прибыли, — это доходы, а которые ведут к убытку — это расходы.
В упрощенном виде отчет о финансовых результатах организации можно представить следующей формулой:
ФР — финансовый результат за год (прибыль/убыток).
По мнению практиков, эффективность производственной, инвестиционной и финансово-хозяйственной деятельности организации выражается в финансовых результатах. Общий финансовый результат (прибыль, убыток) на отчетную дату получают путем расчета общей суммы всех доходов и всех расходов от основной и неосновной деятельности организации.
В заключение статьи необходимо отметить, что бухгалтерская финансовая отчетность организации представляет собой единую систему данных об имущественном и финансовом положении и о результатах ее хозяйственной деятельности. Составляется бухгалтерская отчетность на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.
А основным источником информации о финансовом состоянии, финансовых результатах деятельности организации и изменениях в ее финансовом положении является бухгалтерская (финансовая) отчетность.
1. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ (ред. от 04.11.2014) «О бухгалтерском учете» // Российская газета». — 2011. — № 278.
2. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н (ред. от 24.12.2010) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. — 1998. — № 23.
3. Приказ Минфина РФ от 06.07.1999 № 43н (ред. от 08.11.2010) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99)» // Экономика и жизнь. — 1999. — № 35.
4. Приказ Минфина РФ от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (ред. от 04.12.2012) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. — 2010. — № 35
5. Беспалов М. В. Анализ инвестиционной привлекательности предприятий розничной торговли по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности // Все для бухгалтера. -2013. — № 6. — С. 21–26.
6. Бокова М. М. Содержание и анализ финансовой отчетности организации // Современный бухучет. — 2013. — № 11. — С. 32.
7. Кондратьева Е. А., Шальнева М. С. Анализ финансового состояния компании как основа управления бизнесом // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. — 2013. — № 8. — С. 19–29.
8. Кошкина Т. Ю. Пояснения как часть бухгалтерской отчетности // Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение. — 2013. — № 2. — С. 18–36.
9. Орлова И. В., Филонова Е. С. Эконометрическое моделирование финансовой эффективности предприятий, относящихся к виду экономической деятельности «связь» // Международный бухгалтерский учет. — 2012. — № 43. — С. 22–24
10. Семенихин В. В. Годовой отчет 2014. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2015. — 282 с.
Статья бухгалтерской отчетности
Статья бухгалтерской отчетности - это числовой показатель бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и других форм бухгалтерской отчетности, который представляется организацией исходя из требований положений по бухгалтерскому учету.
Статьи могут объединяться в группы статей, в разделы.
ДЛЯ ЭКОНОМИСТОВ
Бухгалтерская отчетность. Формы бухгалтерской отчетности
Формирование бухгалтерской отчетности является логическим завершением учетного процесса. Определяющим документом, устанавливающим место отчетности в организации бухгалтерского учета на предприятии, является Закон РФ «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ и ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации». Гл. 3 Закона № 129-ФЗ устанавливает, что все организации обязаны составлять бухгалтерскую отчетность на основе данных синтетического и аналитического учета, независимо от формы собственности.
Согласно п. 2 данной статьи, бухгалтерская отчетность организаций, за исключением отчетности бюджетных организаций, включает в себя:
1. Бухгалтерский баланс – форма № 1.
2. Отчет о прибылях и убытках – форма № 2.
3. Приложения к ним, предусмотренные нормативными актами, а именно:
А. Отчет об изменении капитала – форма № 3.
Б. Отчет о движении денежных средств – форма № 4.
В. Приложение к бухгалтерскому балансу – форма № 5.
Г. Пояснительная записка к годовому отчету (анализ основных экономических показателей деятельности).
Д. Аудиторское заключение (подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности и соответствие совершенных в отчетном периоде хозяйственных операций действующему Законодательству РФ).
К отчетности прилагается дополнительная информация, раскрывающая отдельные стороны финансово-хозяйственной деятельности предприятия и состоящая из отдельных справок, в т.ч. сведения о счетах в банках, перечень организаций-дебиторов и кредиторов.
Согласно п. 3 Приказа МФ от 13. 01. 2000 г. № 4 н «О формах бухгалтерской отчетности организаций», предприятия и организации, начиная с отчетности за 2000 г., могут разрабатывать собственные формы отчетности.
Виды бухгалтерской отчетности
По объему содержащейся в отчетах информации различают частную и общую отчетность. В зависимости от периода, охватываемого отчетностью, различают периодическую (квартал, полугодие, 9 месяцев) и годовую отчетность. Сроки представления периодической отчетности ограничиваются 1 месяцем после завершения отчетного периода, годовая отчетность должна быть представлена не позднее апреля следующего за отчетным года. По целям, для достижения которых составляется отчетность, различают внешнюю и внутреннюю отчетность. Здесь проявляется разграничение бухгалтерского учета на подсистемы: в финансовом учете вырабатывается внешняя финансовая отчетность для всех групп пользователей, а в управленческом учете – внутренняя управленческая отчетность для первой группы пользователей бухгалтерской информации.
При составлении бухгалтерской отчетности необходимо руководствоваться следующими требованиями к ней:
• соблюдение в течение отчетного периода неизменной утвержденной учетной политики организации;
• полнота отражения в учете за отчетный период всех совершенных хозяйственных операций и результатов инвентаризаций;
• правильное отнесение доходов и расходов к смежным отчетным периодам;
• разграничение в учете текущих и капитальных затрат;
• тождество соответствующих данных аналитического и синтетичекого учета.
К качественной характеристике бухгалтерской отчетности можно отнести:
а) уместность (значимость, своевременность и ценность содержащейся информации);
б) достоверность, надежность (правдивость, преобладание содержания над формой, нейтральность, осмотрительность, возможность проверки и сопоставимость содержащейся в отчетах информации);
в) публичность (опубликование в печати, доступной пользователям).
К подготовительным работам перед составлением бухгалтерского баланса включают проведение инвентаризации, разграничение отдельных доходов и расходов между смежными периодами, списание стоимости амортизируемого имущества, закрытие счетов и подведение итогов в учетных регистрах. Основой для составления бухгалтерского баланса являются учетные записи, подтвержденные бухгалтерскими документами.
В практической деятельности различают следующие виды бухгалтерских балансов: вступительный (организационный); периодический и годовой (операционные); соединительный (фузионный); разделительный; санируемый; ликвидационный; сводный; сводно-консолидируемый. Они могут различаться как номенклатурой статей, так и методами оценки.
Составлением вступительного (организационного) баланса открывается по существу, ведение бухгалтерского учета в данной организации. Следует проводить различие между балансами заново создаваемых организаций и организаций, являющихся правопреемниками ранее действовавших. В первом случае бухгалтерский баланс будет крайне простым, т. к. показываемая в нем имущественная масса окажется состоящей в основном из денежных вкладов и организационных расходов. Во втором случае отличие, например, от периодического баланса может быть обусловлено различиями в методах оценки и составе статей.
Периодический и годовой (операционный) бухгалтерские балансы по форме могут не отличаться один от другого (как правило, используется одна и та же форма бланка). В то же время в технике формирования промежуточного (месячного, квартального) и годового балансов существуют значительные различия.
Годовой бухгалтерский баланс выступает в качестве как заключительного, являющегося завершением отчетного года, так и вступительного, служащего обоснованием для открытия счетов в новом отчетном году.
Заключительный и вступительный балансы формально должны быть тождественны, так как только при этом условии обеспечивается выполнение одного из важнейших требований к бухгалтерской отчетности – преемственность балансов. Соединительный (фузионный) баланс составляют при слиянии двух и более хозяйствующих субъектов в одно юридическое лицо. Вступительный баланс нового хозяйствующего субъекта и будет соединительным балансом. Он составляется на основании заключительных (ликвидационных) балансов сливающихся организаций путем суммирования показателей.
Разделительный баланс является документом, служащим основанием для передачи имущества и обязательств юридического лица при реорганизации в форме выделения и разделения (п. 3, 4 ст. 58 ГК РФ). Данный документ является обязательным, поскольку непредставление его в регистрирующий орган, а также отсутствие в нем положений о правопреемстве по обязательствам юридического лица влекут отказ в государственной регистрации реорганизуемого юридического лица (п. 2 ст. 59 ГК РФ).
На основании разделительного баланса производится передача имущества и обязательств правопреемникам. Хотя этот документ и назван балансом, однако, бухгалтерский баланс как форма отчетности при реорганизации является только частью рассматриваемого документа.
Санируемый баланс составляется в тех случаях, когда организация приближается к банкротству. В этих условиях перед хозяйствующим субъектом возникает дилемма: либо ликвидироваться путем объявления о банкротстве, либо договориться с кредиторами об отсрочке платежей.
Санируемый баланс составляется с привлечением аудитора еще до окончания отчетного периода с целью показать реальное состояние дел в ор-ганизации. В отличие от обычного, в котором отдельные статьи рассматриваются, как реальные, в санируемом балансе указанные статьи могут не приниматься в расчет либо подвергаться значительной уценке, если будет установлено, что их данные не отвечают действительности, например, отдельные виды дебиторской задолженности.
Ликвидационный баланс отличается от других балансов главным образом оценкой статей. Некоторые обычные для отчетного баланса статьи в ликвидационном балансе могут отсутствовать, например бюджетнораспределительные статьи «Доходы будущих периодов», «Расходы будущих периодов», в то же время могут появиться новые статьи, например стоимость репутации фирмы, стоимость патента.
Ликвидационный баланс составляется с начала ликвидационного периода. Для нового хозяйства, которое возникает с этого момента, такой баланс будет вступительным. Составлением ликвидационного баланса занимается ликвидационная комиссия – после выяснения всех претензий кредиторов, возможной реализации имущества и урегулирования расчетов с дебиторами. К такому балансу должен прилагаться проект распределения активной массы между кредиторами в очередности, установленной законодательством.
Сводный баланс формируется путем соединения отдельных заключительных балансов. При этом постатейные показатели по макету сложения одного и другого балансов суммируются и сводятся в особой колонке в виде общего итога актива и общего итога пассива. Такой баланс составляют федеральные министерства и другие федеральные органы исполнительной власти РФ.
Сводно-консолидируемый баланс представляет собой объединение балансов организаций, юридически самостоятельных, но взаимосвязанных в юридическом отношении. Такой баланс объединяет бухгалтерский баланс головной организации и ее дочерних обществ, а также включает данные о зависимых обществах. Особенность сводно-консолидируемого баланса состоит в том, что из него, прежде всего, исключаются все внутренние обороты, а затем делается расчет по каждой статье баланса в зависимости от доли каждого участника в капитале группы. В качестве долей могут выступать обыкновенные акции, выпущенные группой. Кроме того, по источникам составления балансы подразделяются на инвентарные, книжные и генеральные.
Инвентарные балансы составляют только на основании инвентаря (описи) средств; они представляют собой сокращенный и упрощенный его вариант. Такие балансы требуются или при возникновении новой организации на существовавшей ранее имущественной основе, или при изменении хозяйством своей формы (например, превращение его из государственного в акционерное). Книжный баланс составляют на основании только книжных записей (данных текущего бухгалтерского учета), без предварительной проверки их путем инвентаризации. Генеральный баланс составляют на основании учетных записей и данных инвентаризации, согласно которой уточняются остатки средств, тем самым повышается реальность баланса.
По характеру деятельности балансы могут быть основной и неосновной деятельности. Основной называется деятельность, соответствующая профилю организации, ее уставу (для промышленных организаций основной является деятельность по производству и реализации промышленной продукции; для строительных организаций – выполнение строительно-монтажных работ; для торговых организаций – покупка и продажа товаров и т. п.). Все прочие виды деятельности организаций – неосновные (подсобные сельскохозяйственные, жилищно-коммунальные и транспортные хозяйства и т.д.).
Подразделения организации, занимающиеся неосновной деятельностью, могут иметь отдельные балансы. Однако во многих случаях показатели работы этих подразделений отражаются на балансе основной деятельности. При этом средства подразделений, занимающихся неосновной деятельностью, отражаются на соответствующих статьях баланса вместе со средствами по основной деятельности.
По формам собственности различают балансы государственных, муниципальных, кооперативных, коллективных, частных, смешанных и совместных организаций, а также общественных организаций. Они различаются в основном по источникам образования собственных средств. Например, основным источником образования собственных средств государственных предприятий является уставный фонд; кооперативных – основной, паевой и другие фонды и т. д. По объекту отражения балансы делятся на самостоятельные и отдельные. Самостоятельный баланс имеют только организации, являющиеся юридическими лицами. Отдельный баланс составляют структурные подразделения организаций (филиалы, цехи, автотранспортные и жилищно-коммунальные хозяйства и т.д.).
По способу "очистки" могут быть балансы-брутто и балансы-нетто. Баланс-брутто – это баланс, включающий в себя регулирующие статьи. Регулирующими называют статьи, суммы по которым при определении фактической себестоимости (или остаточной стоимости) средств вычитаются из суммы той или иной статьи. Например, для расчета остаточной стоимости основных средств из суммы статьи «Основные средства» вычитается сальдо регулирующей статьи «Износ основных средств». Баланснетто – это баланс, из которого исключены регулирующие статьи. Ис-ключение из баланса регулирующих статей называется его «очисткой».
Источник - Основы бухгалтерского учета. Бухгалтерский учет в системе финансового управления / В.Р. Банк, А.А. Солоненко, Т.А. Смелова, Б.А. Карташов: Учеб. пособие / ВолгГТУ. – Волгоград, 2006. – 84 с.
Бухгалтерская отчетность малых предприятий за 2017 год
Закончились Новогодние праздники и отпуска, для бухгалтера наступила отчетная пора.
Рассмотрим основные моменты, которые важно учесть при подготовке бухгалтерской отчетности для малых предприятий за 2017 год.
Критерии субъектов малого предпринимательства
Критерии субъектов малого предпринимательства (СМП) определены в статье 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ». Это должны быть зарегистрированные в установленном порядке хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные и потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, соответствующие следующим условиям:
- Среднесписочная численность за предшествующий год до 100 человек (среди СМП выделяют микропредприятия — численность до 15 человек).
- Налоговый доход без НДС за предшествующий год не более 800 млн. руб. (для микропредприятий — 120 млн. руб.).
Для хозяйственных обществ (АО и ООО) и партнерств установлены дополнительные ограничения по видам деятельности и структуре уставного капитала. Помимо численности и дохода, в их отношении должно выполняться хотя бы одно из следующих требований:
- акции АО, обращающиеся на ОРЦБ, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики в порядке, установленном Правительством РФ;
- деятельность организации заключается в применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности при условии, что исключительные права принадлежат ее учредителям — бюджетным, автономным научным учреждениям;
- организация — участник проекта «Сколково»;
- учредители компании включены в Перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности.
- суммарная доля государства, регионов, общественных, религиозных организаций и благотворительных фондов в уставном капитале не более 25%, а суммарная доля иностранных компаний и организаций, не относящихся к СМП, в уставном капитале не более 49%.
Ограничения по долям иностранных компаний и не СМП в уставном капитале не распространяются на вышеназванных участников проекта «Сколково», инновационные организации по Перечню, а также компании, внедряющие результаты интеллектуальной деятельности с передачей исключительных прав своим учредителям — бюджетным, автономным научным учреждениям.
Категория СМП определяется в соответствии с наибольшим по значению условием, установленным по среднесписочной численности и доходам.
Например, среднесписочная численность организации составила 25 человек, доход же за год — 25 млн. руб. По первому критерию организация соответствует понятию малого предприятия, а по второму — микропредприятию. Следовательно, она признается малым предприятием.
Для признания организации СМП не нужно получать специальный документ, подтверждающий данный статус. Все СМП включены в специальный реестр на сайте ФНС (https://rmsp.nalog.ru).
Отнесение организации к СМП дает ей много льгот, в том числе в сфере бухгалтерского учета и отчетности.
Упрощенный бухгалтерский учет и отчетность малых предприятий
В силу пункта 4 статьи 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» малые предприятия вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, в том числе составлять упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность.
Правом применения упрощенных способов ведения бухгалтерского учета и составления упрощенной бухгалтерской отчетности за 2017 год не могут воспользоваться СМП, бухгалтерская отчетность которых подлежит обязательному аудиту, а также микрофинансовые организации, ЖСК. Полный перечень тех, кому запрещен упрощенный учет, содержится в пункте 5 статьи 6 Федерального закона N 402-ФЗ.
Напомним, что обязательному аудиту подлежат, например:
- СМП, созданные в форме акционерного общества;
- СМП с объемом выручки за предшествовавший отчетному год свыше 400 млн. рублей или суммой активов баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года свыше 60 млн. рублей.
Итак, СМП, не подлежащие обязательному аудиту и не относящиеся к микрофинансовым организациям, ЖСК ВПРАВЕ:
При организации бухгалтерского учета на предприятии:
- использовать сокращенный рабочий План счетов (п. 3 Информации Минфина России № ПЗ-3/2015 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности»);
- руководитель может самостоятельно вести бухучет, издав об этом приказ (п. 3 ст. 7 Закона N 402-ФЗ);
- при отсутствии в федеральных стандартах соответствующих способов ведения бухгалтерского учета по конкретному вопросу формировать учетную политику, руководствуясь исключительно требованием рациональности (п. 7.2 ПБУ 1/2008);
- вести бухгалтерский учет по простой системе без применения двойной записи (только для микропредприятий с численностью до 15 человек и годовым доходом до 120 млн. руб., а также НКО) (п. 21 Информации Минфина России N ПЗ-3/2015).
При признании доходов и расходов:
- использовать кассовый метод учета доходов и расходов (п. 12 ПБУ 9/99, п. 18 ПБУ 10/99);
- признавать доходы и расходы по договорам строительного подряда в соответствии с ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99, не применяя ПБУ 2/2008 (п. 2.1 ПБУ 2/2008).
При учете материально-производственных запасов:
- принимать МПЗ к бухгалтерскому учету по цене поставщика, а иные связанные с приобретением затраты включать в расходы текущего периода (п. 13.1 ПБУ 5/01);
- признавать стоимость сырья, материалов, товаров, другие затраты на производство и подготовку к продаже продукции и товаров в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их приобретения (осуществления) (п. 13.2 ПБУ 5/01) (только для микропредприятий и организаций, характер деятельности которых не предполагает наличие существенных остатков запасов);
- признавать расходы на приобретение запасов, предназначенных для управленческих нужд, в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их приобретения, а не по мере использования (п. 13.3 ПБУ 5/01);
- не создавать резервы под снижение стоимости материальных ценностей (п. 25 ПБУ 5/01).
При учете основных средств:
- малые предприятия вправе определять первоначальную стоимость основных средств (п. 8.1 ПБУ 6/01):
- при приобретении за плату — по цене поставщика (продавца) и затрат на монтаж (при наличии таких затрат и если они не учтены в цене);
- при сооружении (изготовлении) — в сумме, уплачиваемой по договорам строительного подряда и иным договорам, заключенным с целью приобретения, сооружения и изготовления основных средств.
- при этом иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств, включаются в состав расходов по обычным видам деятельности в полной сумме в том периоде, в котором они были понесены.
- начислять годовую амортизацию единовременно по состоянию на 31 декабря отчетного года либо периодически в течение отчетного года за периоды, определенные организацией, а также начислять амортизацию производственного и хозяйственного инвентаря единовременно в размере первоначальной стоимости объектов таких средств при их принятии к бухучету (п. 19 ПБУ 6/01).
При учете НМА и НИОКР:
- признавать расходы на приобретение (создание) нематериальных активов (НМА ) в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их осуществления (п. 3.1 ПБУ 14/2007);
- списывать затраты по НИОКР на расходы по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их осуществления (п. 14 ПБУ 17/02).
По другим активам и обязательствам:
- не отражать оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы в бухучете, в том числе не создавать резервы предстоящих расходов (на предстоящую оплату отпусков работникам, выплату вознаграждений по итогам работы за год, гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание, др.) (п. 3 ПБУ 8/2010);
- любые ошибки в бухучете исправлять как несущественные (п. п. 9, 14 ПБУ 22/2010);
- осуществлять последующую оценку всех финансовых вложений в порядке, установленном для финансовых вложений, по которым текущая рыночная стоимость не определяется. При этом малое предприятие может не отражать обесценение финансовых вложений в бухучете, если расчет величины такого обесценения затруднителен (п. 19 ПБУ 19/02);
- не применять ПБУ 18/02 и не отражать в бухучете постоянные и временные разницы;
- проценты по любым займам (в т.ч. полученным на покупку инвестиционного актива) учитывать как прочие расходы (п. 7 ПБУ 15/2008);
При составлении бухгалтерской отчетности
1. Бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах
Состав бухгалтерской отчетности для малых предприятий за 2017 год определен ст. 14 Закона N 402-ФЗ, и в общем случае годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним. А годовая бухгалтерская отчетность НКО состоит из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании средств и приложений к ним.
Перечисленные формы отчетности установлены Приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».
СМП, применяющие упрощенные способы учета, могут составлять бухгалтерскую отчетность в сокращенном объеме (п. 1 ч. 4 ст. 6 Закона N 402-ФЗ, п. 6, 6.1 Приказа Минфина России от 02.07.2010 N 66н«). Они вправе самостоятельно разрабатывать формы бухгалтерской отчетности или использовать упрощенные формы баланса, отчета о финансовых результатах, отчета о целевом использовании средств (п. 27 Информации Минфина от 29 июня 2016 г. N ПЗ-3/2016). Формы приведены в Приложении № 5 к Приказу № 66н.
Представление малым предприятием полной бухгалтерской отчетности не обязывает его составлять отчетность по тем же формам в последующие годы. Если ваша компания вправе применять упрощения, но ранее отчетность формировалась по общим правилам, то со сдачи отчетности за 2017 год можно начать составлять отчетность по упрощенным формам. И наоборот. То обстоятельство, что компания применяет в бухучете упрощенные методы, не обязывает ее сдавать упрощенную бухгалтерскую отчетность.
Компания с любого года вправе сдавать отчетность по общим правилам. Однако, при формировании отчета о движении денежных средств и изменении капитала за отчетный год организация обязана включить в него соответствующие показатели прошлого года независимо от того, входил ли такой отчет в состав бухгалтерской отчетности за прошлый год.
При этом следует заметить, что согласно п. 18.1 ПБУ 9/99 выручка, прочие доходы (выручка от продажи продукции (товаров), выручка от выполнения работ (оказания услуг) и т.п.), составляющие 5 и более процентов от общей суммы доходов организации за отчетный период, показываются по каждому виду в отдельности. Соответственно, расходы по видам деятельности, составляющим более 5%, показываются также отдельно (п. 21.1 ПБУ 10/99). Это правило применяется для всех компаний, в т.ч. СМП, использующих формы упрощенной бухгалтерской отчетности за 2017 год.
2. Приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах
Приложениями к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах являются (п. 2, 4 Приказа № 66н, письмо ФНС России от 20.06.2013 N ЕД-4-3/[email protected]):
- отчет об изменениях капитала,
- отчет о движении денежных средств,
- отчет о целевом использовании средств.
- а также пояснения, оформляемые в табличной или текстовой форме.
Из более ранней редакции Приказа № 66н следовало, что отчет о целевом использовании полученных средств включается в состав бухгалтерской отчетности общественных организаций (объединений), не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по продаже товаров (работ, услуг). Но с внесением поправок Приказом Минфина России от 04.12.2012 N 154н в настоящее время отчет о целевом использовании средств является равноправным приложением к балансу и отчету о финансовых результатах наряду с отчетами об изменениях капитала и движении денежных средств.
В приложениях СМП, применяющие упрощения, вправе приводить только наиболее важную информацию, без знания которой невозможно оценить финансовое положение или результаты деятельности организации (п. 26 Информации Минфина России от 29.06.2016 N ПЗ-3/2016 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности»).
Например, при наличии большой величины кредиторской задолженности (в т.ч. в виде заемных средств) целесообразно указывать информацию о величине чистых активов ООО. Как известно, если стоимость чистых активов ООО ниже размера уставного капитала в течение 2 финансовых лет подряд, то необходимо уменьшить уставный капитал до стоимости чистых активов, либо ликвидировать компанию (п. 4 ст. 30 Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»). Поэтому при высоком удельном весе непогашенной кредиторской задолженности данная информация не может быть сокрыта от пользователей отчетности, в т.ч. учредителей (участников).
Пример 1:
Согласно п. 10 ПБУ ПБУ 7/98 событие, произошедшее после отчетной даты, раскрывается в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах. На счетах бухучета в отчетном периоде данное событие не отражается.
Пример 2:
В бухгалтерской балансе по состоянию на 31 декабря отражены значительные вложения организации в ценные бумаги (акции) крупной корпорации. В марте следующего года, до подписания отчетности, получена информация, что рыночная цена этих акций значительно уменьшилась. В данной ситуации организация должна раскрыть в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах соответствующую информацию. Если возможность оценить последствия события после отчетной даты в денежном выражении отсутствует, то организация должна указать на это.
Как разъяснил Минфин, те компании, которые ведут упрощенный бухучет и представляют упрощенную бухгалтерскую отчетность за 2017 год, должны отражать в ней события после отчетной даты с учетом принципа рациональности (пункт 28.4 Информации Минфина России от 29.06.2016 N ПЗ-3/2016).
Поэтому, если до подписания баланса произойдет событие, существенно влияющее на финансовое состояние фирмы, составить пояснения и раскрыть в них это событие необходимо.
3. Информация, не подлежащая раскрытию в отчетности малых предприятий
Субъекты малого предпринимательства вправе отражать в упрощенной бухгалтерской отчетности за 2017 год последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение и результаты деятельности организации и (или) движение денежных средств, перспективно (п. 15.1 ПБУ 1/2008). То есть без отражения корректировок показателей бухгалтерской отчетности за прошлые периоды.
- не применять ПБУ 11/2008 и не раскрывать информацию о связанных сторонах в бухгалтерской отчетности,
- не применять ПБУ 16/02 и не раскрывать информацию по прекращаемой деятельности в бухгалтерской отчетности,
- не представлять информацию по сегментам в бухгалтерской отчетности согласно пункту 2 ПБУ 12/2010.
Независимо от того, составляется годовая бухгалтерская отчетность в полном объеме или по упрощенным формам, срок предоставления ее в налоговый орган и статистику — не позднее трех месяцев после окончания отчетного года (пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ, п. 1 ст. 18 Закона № 402-ФЗ).
С учетом выходных дней сдать бухгалтерскую отчетность за 2017 г. надо не позднее 2 апреля 2018 г.
Таким образом, организации, применяющие упрощения, вправе раскрывать в бухгалтерской отчетности меньший объем информации по сравнению с объемом, предусмотренным для иных организаций.
Если воспользоваться всеми льготами, предусмотренными для бухгалтерской отчетности для малых предприятий за 2017 год, ее информативность будет стремиться к нулю. Поэтому решение о том, какие упрощения применять целесообразно согласовать с учредителями. Ведь возможно, что они захотят увидеть в отчетности информацию в более развернутом виде, чем бухгалтер собирается им предложить.