Содержание:
Банкротство предприятий малого и среднего бизнеса
Так и с банкротством, в нем нет ничего предосудительного, ровно наоборот. Более того, заявить о своей несостоятельности первым и встать под защиту закона от кредиторов не только наше право, но и наша обязанность. Нарушение же обязанности подать заявление о банкротстве бизнеса влечет за собой личную субсидиарную ответственность.
Не надо бояться процедуры банкротства. Банкротство и разорение — не одно и тоже, банкротство может стать инструментом оздоровления, и даже спасения предприятия.
Уже первый шаг - процедура наблюдения приостанавливает исполнительное производство, снимает аресты и дает полугодовую передышку, возможность осмотреться, трезво оценить сложившиеся обстоятельства и принять взвешенное решение о дальнейшей судьбе компании.
Возможно, за это время удастся найти партнера, которого заинтересует бизнес и он станет инвестором. Закон в этот период ограничивает права кредиторов, выстраивает их в упорядоченную очередь – не дает разорвать предприятие по частям. Из процедуры наблюдения всегда можно выйти погасив долг, а можно перейти в следующую процедуру, получив еще несколько льготных лет на вывод компании из кризиса.
Например, можно заключить мировое соглашение и предусмотреть отсрочку выплаты долгов. При этом условия мирового соглашения будут распространяться на всех кредиторов, даже на тех, кто был против него. Можно ввести внешнее управление и спокойно работать несколько лет под действием моратория на выплату долгов. Даже если дойдет до конкурсного производства, всегда можно выкупить активы для продолжения бизнеса, а долги предприятия-банкрота будут списаны по закону. Конечно, это далеко не все возможные способы сохранить бизнес и репутацию.
Поэтому в некоторых странах процедура банкротства так и называется «защита от кредиторов».
При банкротстве компании по собственной инициативе вам совершенно нечего бояться, если вы не мошенник и не строитель финансовых пирамид, но такие в реальности исключительный случай. За свою многолетнюю практику мне приходилось вести банкротство сотен компаний и практически про всех я могу сказать, что они действовали в пределах обычного риска предпринимателя в нашей стране. Подумайте, на любом рынке начинающий бизнес имеет больше шансов разориться, чем выжить, и, если бы каждого предпринимателя наказывали за неудачу, бизнес бы умер, никто не решился бы им заниматься.
Поэтому в цивилизованном мире действует правовая доктрина «fresh start» — система банкротства, позволяющая должнику, попавшему в тяжелое финансовое положение волею обстоятельств, освободиться от долгов и получить возможность нового старта ("fresh start"). В любой стране есть такой закон, который защищает предпринимателя от кредиторов. К счастью, наша не исключение и наш закон «О несостоятельности (банкротстве)» имеет хорошие европейские корни. Он исходит из того, что кредиторы — не альтруисты. Вступив в отношения, они действовали во имя своих интересов и прибыли, собирались заработать на вашей компании и поэтому должны нести риски неудачи предприятия совместно с ней.
Нравится это им или нет, но в данном случае Закон на вашей стороне.
Банкротство предприятий в современной России
Главная > Курсовая работа >Экономика
1. Кризис организации, причины возникновения, виды и последствия 4
1.1 Возникновения кризисов в организации 4
1.2 Кризис организации: его виды, фазы и последствия 5
1.3 Банкротство организации: его виды, цель и последствия 9
1.4 Стадии банкротства организации 12
2. Основы правового регулирования порядка предупреждения и проведения процедур банкротства организации 15
2.1 Предупреждение банкротства 15
2.2 Арбитражные процедуры 16
2.2.1 Наблюдение 17
2.2.2 Финансовое оздоровление 20
2.2.3 Внешнее управление 21
2.2.4 Конкурсное производство 26
2.2.5 Мировое соглашение 28
3. Изменение правил процедуры банкротства 31
Список литературы 38
Вступление экономики России в рыночные отношения, открытие отечественного рынка для товаров зарубежных предприятий поставили большинство российских организаций в сложное финансовое и экономическое положение. Результатом этого явились рост неплатежеспособности и последующее банкротство организаций.
Следует отметить, что в мире не было ни одной организации, которая в той или иной мере в своей производственно-хозяйственной деятельности не испытала на себе кризисные явления, экономические и финансовые проблемы, нередко приводящие к банкротству. Особая острота проявилась и проявляется в России в силу определенных особенностей перехода ее экономики на рыночные отношения.
Ситуация несостоятельности связана с реальной производственно-хозяйственной деятельностью и является следствием производственных, технологических, маркетинговых, финансово-экономических и юридических упущений в работе предприятия. Однако процедура возбуждения дела о банкротстве - это сугубо юридический акт, который основывается на трех законах о несостоятельности (банкротстве), принятых в 1992, 1998, 2002 гг., что само по себе свидетельствует о серьезности проблемы банкротства предприятий для экономики страны.
В нормально функционирующей рыночной экономике банкротство - это метод устранения из рыночной ниши неэффективно работающих организаций. Банкротство выполняет позитивную роль, однако в нашей стране в период становления рыночных условий хозяйствования оно несет на себе ряд дополнительных и не всегда законных черт. Это и переделы собственности, и криминальная составляющая, и монополизация рынков отдельных товаров и услуг. В силу перечисленных факторов получить объективную картину финансово-экономического состояния предприятия, степени его устойчивости становится особенно важно для самого предприятия, для отрасли, для экономики в целом.
Цель курсовой работы заключается в изучении и анализе сегодняшнего положения несостоятельных предприятий.
В соответствии с поставленной целью в ходе исследования предполагается рассмотреть следующие основные задачи:
Раскрыть понятие несостоятельности (банкротства), основные факторы возникновения банкротства предприятий, а также его виды, цели и последствия.
Изучить основы правового регулирования порядка предупреждения и проведения процедур банкротства организации.
Более подробно рассмотреть некоторые арбитражные процедуры, связанные с банкротством.
В работе использовались законодательные акты, регулирующие вопросы несостоятельности (банкротства), комментарии к законодательству, а также работы многих известных юристов и экономистов, затрагивающих в своих публикациях тему банкротства: Антонова О.В., Афонькин В.Н., Бинецкий А.Э., Бродский Б.Е., Сабинина Е.А., Уткин Э.А., Федорова Г.В., Фомин Я.А. и другие. Методической основой данной работы являются учебные пособия Бродского Б.Е. и Жарковской Е.П. "Антикризисное управление" и Антоновой О.В. "Управление кризисным состоянием организации".
1. Кризис организации, причины возникновения, виды и последствия
1.1 Возникновения кризисов в организации
Организация - это некоторое относительно обособленное структурное звено в общей экономической системе. Критериями такого обособления являются экономическая самостоятельность, организационная целостность (существование внутренней и внешней среды), наличие специализированных информационных структур, возможность выделения для организации общего результата работы.
В качестве организации может рассматриваться отдельная фирма, предприятие, акционерное общество, банк, компания (страховая, туристическая и др.), а также структурные единицы системы государственного управления.
Этапы возникновения кризиса можно представить следующей цепочкой: причины - симптомы - факторы.
Причина кризиса - события или явления, вследствие которых появляются симптомы и далее факторы кризиса.
Симптом кризиса - это только внешнее проявление начала "болезни" организации, но к самой "болезни" - кризису приводят причины его возникновения.
Фактор кризиса - событие или зафиксированное состояние объекта, или установленная тенденция, свидетельствующая о наступлении кризиса.
Например, в организации причинами могут быть финансово-экономические просчеты, общее положение экономики, низкая квалификация персонала, недостатки системы мотивирования. Симптомы кризиса - появление первых признаков отрицательных тенденций, устойчивость этих тенденций, деловые конфликты, нарастание финансовых проблем и другие. Тогда факторами кризиса будут снижение качества продукции, нарушение технологической дисциплины, рост и большая задолженность по кредитам и т.п.
С точки зрения воздействия на организацию причины возникновения кризиса можно классифицировать на внешние и внутренние. Внешние определяют воздействие среды, в которой существует организация, а возникновение внутренних причин зависит от ситуации в самой организации. Внешние причины определяются состоянием экономики, деятельностью государства, состоянием отрасли, к которой относится рассматриваемая организация, а также воздействием стихии. Внутренними причинами возникновения кризиса могут быть возникшие диспропорции и нарушения равновесия между объемом производства и объемом реализованной продукции, доходами и объемами краткосрочных займов, качеством продукции и ее ценой на рынке, ценой продукции и затратами на ее производство и т.д.
1.2 Кризис организации: его виды, фазы и последствия
Кризис - это крайнее обострение внутрипроизводственных и социально-экономических отношений, а также отношений организации с внешнеэкономической средой.
Кризисные ситуации могут возникать на любой стадии деятельности организации как в период становления и развития, так и в период стабилизации и расширения производства и, наконец, при начале спада.
Мировая рыночная экономика не знает примеров организаций, которых когда-либо не коснулись кризисные ситуации в той или иной мере.
Применительно к организации кризисы можно классифицировать следующим образом:
Технологический (производственный) - при возникновении которого устаревшее оборудование и технологии не позволяют выпускать качественную, конкурентоспособную продукцию, что приводит организацию к финансовым потерям;
Социальный (социально-управленческий) - возникает в результате появления между работниками или их группами конфликтов, в том числе между работниками и администрацией, а также в результате управленческих конфликтов в аппарате управления и т.п. Указанные конфликты ведут к принятию неэффективных решений и к потерям времени на самом производстве;
Финансовый - возникает в результате нерационального использования собственного капитала 1 и заемных средств, неэффективного использования полученной прибыли, что влечет за собой опять же финансовые проблемы организации.
Организационный - возникает в результате несовершенства производственной структуры управления и структуры аппарата управления в организации, неэффективного распределения обязанностей, прав, полномочий и ответственности между уровнями управления, подразделениями аппарата и внутри между исполнителями;
Информационный - является следствием ситуации, в которой получаемая информация не отражает изменений, происходящих на рынке, недостаточно достоверно отражает положение дел в самой организации. Все это вызывает возникновение и увеличение различных видов потерь;
Кризис взаимодействия - между собственниками организации или с властью, противоречия в их интересах, что не позволяет проводить эффективную политику и в результате приносит существенные потери организации.
В конечном итоге эти кризисы между собой достаточно тесно связаны и, как правило, отражаются на финансах организации.
Рассмотрим фазы возможного развития и преодоления кризисов в организации:
I фаза - спад (снижение показателей, характеризующих результаты финансово-хозяйственной деятельности) из-за внешних факторов рынка.
II фаза - дальнейшее ухудшение результатов деятельности под влиянием внутренних причин в организации (без ухудшения внешних условий на рынке).
III фаза - депрессия - приспособление организации к новым условиям хозяйствования на более низком уровне доходов (при условии принятия первоочередных антикризисных мер).
IV фаза - восстановление финансового равновесия, оживление производства - восстановление производства и реализации продукции до предкризисного уровня.
V фаза - рост производства, ускорение экономического развития организации, увеличение объемов продаж и реализации в краткосрочной перспективе.
VI фаза - поддержание нового экономического уровня развития предприятия, его устойчивости в длительной перспективе, создание условий для самофинансирования.
Результаты наступившего кризиса могут быть различными.
Правильно организованный менеджмент может ослабить влияние кризиса и добиться восстановления жизнеспособности организации в целях ее сохранения. Может произойти обновление организации при сохранении собственников и руководителей или реструктуризация организации (слияние, разделение, присоединение, выделение). При других условиях кризис может привести к полной ликвидации организации или к смене собственника и перестройке процесса функционирования организации.
Однако, следует иметь ввиду, что кризис в организации не обязан приводить к негативным последствиям.
Возможные последствия наступления кризисного состояния организации:
Процедура банкротства юридических лиц: от подачи заявления до сравнения вариантов
Процедура банкротства юридического лица напрямую затрагивает его интересы и лиц, имеющих к нему претензии. Законодательство «мотивирует» руководителя к активной самозащите, иначе он априори признается виновным в банкротстве юридического лица [1] . Как правильно проводить банкротство и избежать указанных рисков — рассмотрим в нашем обзоре.
Основания для банкротства юридического лица
Процедура банкротства регулируется гражданским и арбитражным законодательством. Понятие этого института закреплено в статье 2 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве) в редакции от 18 июня 2017 года. Исходя из определения, банкротство можно рассматривать как:
- состояние юридического или физического лица;
- систему взаимосогласованных процедур;
- цель или конечный результат осуществляемых мероприятий.
Юридическое лицо признается банкротом исключительно по решению арбитражного суда. Фактическим основанием этого решения является подтвержденное в установленном порядке длительное отсутствие возможности погасить задолженность перед кредиторами по взятым на себя обязательствам.
Закон определяет временной и финансовый признаки банкротства юридического лица. Для признания несостоятельной компания должна не исполнять обязательства свыше трех месяцев. При этом минимальный совокупный размер долга должен составлять 300 тысяч рублей.
Всех участников процедуры банкротства можно разделить на группы в зависимости от наличия заинтересованности в ее результатах:
- лица, имеющие личный интерес;
- лица, представляющие государственный интерес;
- лица, содействующие правосудию.
К первой группе относятся должник и кредитор. Кроме них, личные интересы в процедуре банкротства отстаивают представители собственников имущества юридического лица, работники компании, контролирующее должника лицо.
Вторую группу участников составляют Федеральная налоговая служба Российской Федерации, а также органы исполнительной власти субъектов и органы местного самоуправления. В третью группу, кроме стандартных участников судебного процесса, входит арбитражный управляющий. Согласно Закону о банкротстве это гражданин РФ, являющийся членом саморегулируемой организации арбитражных управляющих, предъявляющей к нему квалификационные требования.
Рассматривая процедуру банкротства, можно выделить как положительные, так и отрицательные факторы, влияющие на интересы ее участников. Среди плюсов для кредиторов — это повышение вероятности взыскания задолженности по сравнению с процедурой исполнительного производства. Получить деньги становится возможным даже с юридического лица, у которого согласно текущим отчетам отсутствует имущество. Это достигается с помощью следующих инструментов:
- привлечения руководителя и учредителей к субсидиарной ответственности;
- инициации уголовного судопроизводства по преднамеренному банкротству;
- оспаривания сделок должника.
Негативом банкротства для кредитора при этом является тот факт, что на средства должника претендуют и другие субъекты, о которых ранее могло быть неизвестно.
С точки зрения должника, банкротство — это эффективный правовой инструмент ликвидации задолженности. С его помощью компания может избавиться от непосильного бремени кредитов, процентов, невыполненных обязательств и пеней за их просрочку. Процедура банкротства, в отличие от ликвидации предприятия путем реорганизации или слияния, является прозрачной. Среди минусов для юридического лица следуют отметить потребность в финансовых и временных затратах.
Как начать процедуру банкротства юридического лица
Инициировать процедуру банкротства могут физические и юридические лица. Согласно Закону о банкротстве это сам должник, ФНС, органы исполнительной власти и местного самоуправления, конкурсный кредитор, а также работники компании. Все указанные лица, за исключением должника, перед обращением в арбитражный суд обязаны предварительно дождаться вступления в силу решения суда о взыскании с него денежных средств.
Для должника инициация банкротства — это и право, и обязанность. Последняя возникает через месяц после появления обстоятельств, описанных в статье 9 Закона о банкротстве. Право же на подачу заявления в арбитражный суд имеет место при предвидении несостоятельности. Рассмотрим требования к процедуре подачи заявления при инициировании банкротства самим должником.
Согласно закону этот документ оформляется в письменной форме. В нем необходимо отразить следующие сведения:
- наименование суда;
- суммы всех имеющихся задолженностей;
- обоснование отсутствия возможности погасить имеющиеся долги;
- описание имущества и имеющихся денежных средств;
- регистрационные данные и номера счетов в банках;
- сведения о саморегулируемой организации для утверждения временного управляющего.
К заявлению прилагаются документы, обосновывающие указанную информацию, а также те, которые, по мнению юридического лица, необходимы для принятия обоснованного судебного решения. Более подробно об этом говорится в ст. 38 Закона о банкротстве, а также в Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации. За 15 дней до подачи заявления должник обязан разместить информацию о своем намерении в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц. Порядок их опубликования регулируется Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Этапы банкротства юридического лица
Судебное дело о банкротстве — это цепь последовательных этапов на пути к достижению цели — удовлетворению обоснованных требований к должнику. Законом предусмотрены наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение.
Наблюдение — первый обязательный этап в процедуре. Его целью является анализ и сохранение активов должника, определение общей суммы долговых обязательств и выявление возможности вернуть платежеспособность. Основными признаками наблюдения являются следующие:
- ограничение полномочий руководителя компании;
- приостановление исполнительных производств, снятие арестов и иных ограничений;
- запрет на выплаты долей, дивидендов, процентов, зачет встречных требований, изъятие имущества владельцем;
- прекращение начисления штрафов, пеней.
Наблюдение завершается вынесением арбитражным судом решения о переходе к одной из следующих стадий банкротства или прекращении этой процедуры. Наблюдение может перерасти в любую из существующих стадий, пропустив остальные.
Финансовое оздоровление — это необязательная процедура, направленная на погашение задолженностей юридического лица в установленный период и в соответствии с согласованным графиком и на восстановление финансовой стабильности по заранее составленному плану действий. На этом этапе сохраняются все запреты и ограничения, предусмотренные наблюдением, а также еще больше сужаются полномочия руководителя.
Этап завершается принятием решения о переходе к стадии внешнего управления или конкурсного производства. В случае, когда по результатам санации требования кредиторов удовлетворены, суд прекращает производство по делу.
Внешнее управление — один из приемлемых (необязательных) этапов процедуры банкротства, обусловленный объективной возможностью вернуть юридическому лицу платежеспособность.
В отличие от всех предыдущих этапов, этот предусматривает устранение бывших руководителей компании от осуществления управленческих функций и приостановление погашения задолженностей. Компания фактически переходит «в руки» внешнего управляющего, который может считать для нее необходимым:
- смену вида деятельности;
- прекращение работы одного или нескольких направлений;
- реализацию собственности;
- иные изменения.
Внешнее управление завершается прекращением производства при удовлетворении требований кредиторов или переходом к этапу конкурсного производства.
На этапе конкурсного производства арбитражный суд подтверждает несостоятельность должника. Для покрытия долгов и убытков юридическое лицо подлежит реализации. Эти меры возлагаются на конкурсного управляющего и осуществляются в процессе торгов. По завершению этого этапа юридическое лицо ликвидируется.
Мировое соглашение — это альтернативная иным этапам, бесконфликтная процедура банкротства. Она представляет собой заключение письменного мирового договора между сторонами конфликта.
Утверждение мирового соглашения арбитражным судом свидетельствует о прекращении процедуры банкротства. В случае нарушения взятых сторонами обязательств или расторжения договора процедура банкротства развивается в обычном порядке.
В каких случаях возможна упрощенная процедура банкротства
Упрощенная процедура банкротства — это альтернативная программа ликвидации юридического лица в сокращенный срок. Законодатель допускает эту схему для отсутствующего и ликвидируемого должника. В первом случае процедура реализуется при совокупности следующих условий:
- компания фактически не осуществляет свою деятельность;
- руководить организации находится в неустановленном месте;
- у юридического лица существует задолженность.
Во втором случае для инициации упрощенной процедуры необходимо наличие решения о ликвидации компании и присутствие у нее долгов, которые невозможно покрыть имеющимся имуществом.
Суть упрощенной процедуры состоит в том, что после рассмотрения заявления о ее начале суд назначает конкурсное производство, пропуская остальные этапы. Безусловно, это экономит время должника и кредиторов, а также существенно сокращает финансовые затраты на организацию и проведение процедуры банкротства.
Варианты организации процедуры
Наличие долгов у юридического лица требует либо их погашения в установленном законом порядке, либо передачи правопреемнику. Во втором случае возможна продажа компании. Эта процедура регулируется гражданским законодательством и предполагает:
- поиск нового владельца;
- подготовку уставной и финансовой документации, сдачу отчетности;
- регистрацию договора купли-продажи;
- внесение изменений в государственный реестр и предоставление данных о смене руководителя в контролирующий орган.
Вместе с тем продавцу необходимо учитывать, что законодательством о банкротстве в некоторых случаях предусмотрена обязанность объявить себя банкротом. Кроме этого, передача долгов иному лицу не ограждает бывшего руководителя от субсидиарной, административной и уголовной ответственности за незаконные действия.
Для реализации процедуры банкротства юридическое лицо не обязано привлекать посредника. Закон определяет, что должник сам имеет право обратиться в арбитражный суд. Руководствуясь этим утверждением, многие руководители берутся за процедуру банкротства силами компании. Такой подход исключает дополнительные затраты на поиск представителя и оплату его услуг. Вместе с этим, учитывая сроки такой процедуры, а также многочисленные процессы, специалисты компании на длительный период времени фактически полностью отстраняются от выполнения своих непосредственных обязанностей. Кроме этого, закон в любом случае обязывает привлекать для этой процедуры арбитражного управляющего, так что исключительно собственными силами все равно не обойтись.
Привлечение профессионалов — один из вариантов организации управляемого банкротства. Он предполагает заключение договора с юридической компанией на предоставление услуг. Преимущества этого способа организации следующие:
- комплексный подход (команда профессиональных помощников по банкротству обеспечивает комплексную работу юристов, финансистов и оценщиков над проблемами клиента);
- возможность привлечь специалистов на любом этапе;
- юридический грамотный подход к защите интересов должника;
- получение актуальных рекомендации по минимизации финансовых и имущественных потерь.
Каждый из описанных вариантов организации процедуры банкротства имеет свои недостатки и преимущества. Принимая решение, руководителю целесообразно учитывать условия, последствия и степень личной ответственности при каждом из вариантов осуществления банкротства (ликвидации).
- 1 Федеральный Закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_39331/ (дата обращения: 22.06.2017).
- 2 Полещук Т.А., Маркова Д.А. Банкротство юридических лиц в России//Общество, политика, экономика, право. – 2016. - № 5. – С. 128-133.
- 3 Единый федеральный реестр о фактах деятельности юридических лиц [сайт]. URL: http://www.fedresurs.ru/#/company/af20434d-1f5d-438a-8fad-f00c7ef71e17(дата обращения: 22.06.2017).
- 4 Единый федеральный реестр сведений о банкротстве [сайт]. URL: http://bankrot.fedresurs.ru(дата обращения: 22.06.2017).
- 5 Иван Рыков. Означает ли банкротство реальную финансовую несостоятельность? [сайт]. URL: http://bankrotstvoplus.ru/info/podrobno.php?ELEMENT_ID=348 (дата обращения: 22.06.2017).
Грамотное проведение процедуры банкротства силами компании — дело не только непростое, но порой невыполнимое. Сложно избежать привлечения к субсидиарной ответственности, активно практикуемой налоговыми органами с 2016 года, персональной ответственности контролирующих лиц, если все неблагоприятные факторы не учтены и не построена стратегия ликвидации предприятия. Препятствием для безболезненного банкротства компании становится отсутствие опыта и необходимого профессионализма у корпоративных юристов, в связи с чем привлечение внешних консультантов можно считать обязательным условием для благоприятного исхода.
О банкротстве и несостоятельности
Реформа института банкротства в стране начинается без учета фундаментальных экономических факторов. При этом игнорируется мнение одного из основных участников процесса — саморегулируемых организаций арбитражных управляющих
Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев утвердил «дорожную карту» реформирования института банкротства, разработанную Минэкономразвития. В ней предлагается сократить сроки и издержки на ведение процедур, увеличить размер погашения требований кредиторов, достичь баланса реабилитационных и ликвидационных дел. Подход авторов «дорожной карты» таков: снятие бюрократических препонов в этом процессе необходимо для дальнейшего продвижения России по строкам известного рейтинга Doing business. На наш взгляд, это неверно. Да, низкие позиции страны в рейтинге — результат давно копившихся проблем разных сегментов, в том числе и института банкротства. Но одними декларациями их не решить, требуется осмысление фундаментальных вопросов, а за этим принятие эффективных мер. Мы, профессиональные участники этого института в лице Российского cоюза СРО арбитражных управляющих (РССРО АУ), еще в 2012 году направили в Госдуму РФ 15 законопроектов о внесении изменений в различные законы и нормативные акты. Эти поправки, будучи реализованы, давно могли разрешить противоречия. Вместо этого мы получаем «дорожную карту», ставящую размытые задачи на 2016 — 2018 годы.
Оздоровление, а не добивание
И это еще не все: наше законодательство создает условия для того, чтобы использовать банкротство для сомнительных целей, например, смены оболочки для бизнеса. Накопил долги — отставил компанию, создал новое юридическое лицо. Ответственность за вывод активов есть, но на деле с этим сложно бороться. Лишь в последнее время начал работать механизм привлечения руководителей и собственников к субсидиарной ответственности по долгам банкрота. Активы при этом остаются за балансом должника, как правило, они арендуются или находятся на праве оперативного управления. Ими должник не отвечает перед кредитором, а значит, кредитор не получит возврат долга. Это порождает цепную реакцию обмана.
Не на том экономим
Я так понимаю, что правительство начнет делать это за счет вознаграждения управляющим и расходов на привлеченных специалистов: юристов, бухгалтеров, оценщиков, кадастровых инженеров. Но тогда упадет и качество управления: дешево хорошо не бывает! А вознаграждение арбитражных управляющих и без того невелико: 10 тыс. рублей за осуществление всей процедуры банкротства отсутствующего должника и 30 тыс. рублей ежемесячно за осуществление прочих (обычных) процедур. Эти размеры установлены с введением в действие закона о банкротстве в 2002 году. За прошедшие 12 лет никакой индексации к ним не применялось. Да, размер постоянного вознаграждения может по решению кредиторов быть увеличен, но выплачиваться оно будет за их счет. Неудивительно, что такая практика повсеместно изжита. И вне зависимости от того, работает на предприятии несколько тысяч человек или полтора землекопа, получать управляющий будет одну и ту же сумму.
Мы предлагали экономить конкурсную массу должника за счет других статей расходов. Например, на опубликование сведений о банкротстве. Сейчас управляющий обязан делать это в трех изданиях: газете «Коммерсантъ», местном печатном издании и едином федеральном ресурсе в интернете. При этом «Коммерсантъ» применяет ставку за размещение сведений о банкротстве в 150 руб./кв. см. При таких ценах из конкурсной массы за каждое объявление в этом издании уходит от 4 до десятков тысяч рублей. А ведь это тоже деньги кредиторов банкрота. Можно ограничиться публикацией в сети.
Еще одна статья экономии — отмена псевдоэскпертизы отчета об оценке актива со стороны Росимущества. Достоверность оценки рыночной стоимости имущества унитарного госпредприятия, МУП или ОАО с госдолей более 25% проверяет сотрудник ТУ ФАУГИ. На это согласование уходит не менее месяца, при переделке отчетов — до года. Что дает такая щепетильность? Ничего, кроме затяжки процедуры. Затея надуманная: цена госимущества в отчете вырастает, а имущество уходит с торгов не ранее второго-третьего понижения стоимости. А в большинстве случаев продажа происходит путем публичного предложения, то есть по цене в разы меньше бумажной. Риторический вопрос: таким ли способом нужно повышать рыночную стоимость имущества любого, не только госпредприятия?
Цена предприятия стремительно падает при начале фактического, а не юридически признанного банкротства. И эти события разделяют в 70% случаев два-три года, а то и больше. Именно в период латентного развития банкротства предприятие теряет рыночную долю, квалифицированных специалистов, наиболее ликвидные активы и прочее. То, что осталось после формального признания должника банкротом, уже никому за первоначальную цену не нужно. И цена там не рыночная (читай определение рыночной), а ликвидационная, определяемая под давлением обстоятельств ликвидации и в более короткие сроки экспозиции. Вывод: чем раньше должника признают банкротом и применят юридические ограничения к незаконному обороту его активов, тем дороже они могут быть оценены.
Наконец, особый аспект реформы института — качество и профессионализм арбитражных управляющих. Согласимся, проблема низкого профессионального уровня и недобросовестности есть. В «дорожной карте» предлагаются общие меры — усиление административной, финансовой и уголовной ответственности управляющих и СРО. Из конкретных мер — расширяется круг лиц, по жалобам которых проводится проверка деятельности управляющего, предлагается также установить штраф 100 тыс. рублей за допущенные нарушения. При этом статистика административных правонарушений, фиксируемая Росреестром, говорит: до 70% таких нарушений носят непреднамеренный характер и не влекут убытков для участников процедуры банкротства. Тогда зачем ужесточать наказание? Может, пересмотреть подходы?
Как известно, арбитражные управляющие объединены в СРО, и для того, чтобы иметь доступ к профессии, должны выполнять определенные требования. В случае нарушения они исключаются из СРО. И тут же переходят в другую. Мы считаем, что нужно немедленно ввести запрет как минимум на год на переходы управляющего из одной организации в другую, если из своей он исключен по отрицательным мотивам. Настало время вырабатывать более жесткие правила, отсеивая недобросовестных управляющих из-за несоблюдения корпоративных правил и исключать из профессии с правом повторного входа не ранее чем через год. Дисциплина улучшится, разгильдяи покинут профессию, оставшиеся будут добросовестно исполнять обязанности.
При необходимости, например, можно было бы установить для входа в профессию дополнительные заградительные барьеры. Например, требовать от кандидата не запись в трудовой книжке, что он имеет стаж руководящей работы более двух лет, а реальный стаж работы в корпоративном управлении. Либо ввести имущественный ценз: сумел до прихода в профессию заработать дом, дачу, машину — берем.
Изменение законодательства о банкротстве назрело давно. Но реформируется оно не комплексно, в соответствии с развитием экономических и общественных институтов, а путем одиночных, не сведенных по степени важности и образуемым последствиям поправок, и главное — без учета мнения СРО арбитражных управляющих.
Процедура банкротства компании
Юридическое сопровождение процедуры банкротства компании — возможность защитить интересы собственника бизнеса.
Одно из обязательных условий для начала процедуры банкротства — это наличие неисполненных требований к должнику в размере не меньше 300 тысяч рублей.
Консультация юриста в деле о признании банкротом юридического лица может помочь решить целый ряд важных задач:
- сопровождение процедуры банкротства;
- подготовка полного пакета документов, представительство в суде;
- анализ и оспаривание сделок, осуществленных должником;
- контроль за правомерностью действий арбитражного управляющего.
Узнать больше.
Правильное проведение процедуры банкротства — возможность освободить компанию от долгов законным образом.
Многопрофильные аудиторские компании способны предложить комплексные решения при проведении процедуры банкротства.
Словосочетание «банкротство компании» для многих звучит как приговор. Что рисует воображение, когда человек слышит его? Пустые помещения некогда процветающей организации? Бывших сотрудников, ищущих новую работу? Алчных кредиторов, делящих имущество, словно добычу на охоте? На самом деле процедура банкротства — один из эффективнейших способов избавления от кредитов и долгов, которые не дают компании нормально функционировать, а предпринимателю — спокойно вести дела.
Нормативное регулирование процедуры банкротства компании
Банкротство или несостоятельность — установленная законом Российской Федерации процедура, которая направлена на действенное решение бизнес-задач собственников. Подобная ситуация возникает, когда юридическое лицо не может выполнить свои обязательства перед кем-либо: налоговыми органами, поставщиками, клиентами, персоналом, банками, кредиторами и пр.
Часто процедура банкротства компании трактуется совершенно неверно: как полное разорение, крах компании. Необходимо отчетливо осознавать, что банкротство юридического лица — возможность рассчитаться по имеющимся задолженностям. Именно такие цели в большинстве случаев преследует должник, инициируя процедуру банкротства. С точки зрения кредиторов, главная цель института банкротства — возвращение денежных средств, вложенных в компанию-должника. Государство и общество со своей стороны заинтересованы в благоприятном коммерческом климате и в стабильном рынке товаров и услуг. И в некоторых ситуациях институт банкротства помогает сохранить компании, являющиеся реальным источником налогов, предоставляющие необходимые рабочие места, широкую социальную программу, обеспечивающие здоровою конкуренцию, либо убрать с рынка убыточный бизнес таким образом, чтобы собственник мог дальше продолжать деятельность в новой форме.
Вся процедура банкротства компании в России четко регламентируется различными нормативными документами:
- Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 года №127-ФЗ (далее — Закон №127-ФЗ);
- Гражданским кодексом РФ. Статья 61 определяет порядок ликвидации юридического лица, а статья 65 осуществляет правовое регулирование банкротства юридического лица.
- другими законами, регулирующими данный вид финансовых и имущественных отношений.
Если предприниматель всерьез задумался о развертывании процедуры банкротства в своей компании, то в первую очередь ему стоит внимательно ознакомиться с Законом №127-ФЗ. В этом законодательном акте подробно изложен процесс банкротства. Также он регламентирует права и обязанности всех сторон-участников. Закон №127-ФЗ был принят в 2002 году и с тех пор неоднократно редактировался. В законодательном акте одиннадцать глав, первые девять из них регламентируют порядок банкротства юридических лиц. В них даются общее положения, фигурирующие в институте банкротства, обозначаются меры по предупреждению банкротства компании, порядок разбирательства дел в арбитражном суде, этапы банкротства и отдельно рассматриваются особенности банкротства отдельных категорий юридических лиц.
Десятая глава Закона №127-ФЗ определяет несостоятельность физического лица.
Согласно Гражданскому кодексу РФ и в соответствии с Законом №127-ФЗ любое юридическое лицо может быть признано банкротом. Исключения составляют казенные предприятия и учреждения, политические партии и религиозные организации, также не может быть признана банкротом публично-правовая компания. Государственная корпорация объявляется несостоятельной, если это позволяет федеральный закон, регламентирующий ее создание. Дела о банкротстве, как и о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, рассматриваются только арбитражным судом по месту нахождения компании-должника. Рассмотрение подобных дел третейским судом невозможно. Хотя в сети можно встретить различную информацию о роли третейских судов в вопросах банкротства, статьей 33 Закона №127-ФЗ четко регламентирует вопрос о невозможности передачи дела на рассмотрение в данную инстанцию.
Подача заявления в арбитражный суд
Запустить процедуру банкротства юридического лица возможно в случае, если в течение трех месяцев компания не выполняла свои обязательства по любым видам платежей, будь то оплата труда и выходных пособий работникам, налоговые и таможенные выплаты, выплаты кредиторам. При этом общий долг перед всеми структурами, включая штрафы и пенни, должен превышать
300 000 рублей.
Если все признаки несостоятельности компании на лицо, возникают вопросы: как подать на банкротство и у кого есть на это право? Ответы также можно найти в Законе №127-ФЗ. Подать заявление в суд может сам должник, конкурсный кредитор или уполномоченный орган.
В зависимости от того, кто выступает инициатором процесса банкротства, будет отличаться пакет документов, необходимых для оформления заявления.
Если заявление подается от имени должника, в нем указываются следующие сведения, оговоренные в статьях 37 и 38 Закона №127-ФЗ:
- наименование арбитражного суда и его адрес;
- регистрационные данные заявителя, включая расчетные счета и их реквизиты;
- сумма задолженности кредиторам, в том числе срок исполнения которых наступил на дату подачи заявления в суд, с указанием причин задолженностей;
- сумма задолженности по возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью физическим лицам, по оплате труда и выходных пособий работникам, по вознаграждению за интеллектуальную деятельность;
- размер задолженности по обязательным платежам;
- обоснование невозможности возмещения всех долгов в полном объеме;
- сведения об исках по отношению к должнику, находящихся в производстве судов всех уровней;
- информацию об имеющемся имуществе, денежных средствах и дебиторской задолженности;
- перечень прилагаемых документов.
При подаче заявления в суд должник отправляет его копии конкурсным кредиторам, уполномоченным органам и собственникам компании, например совету директоров. Кроме того, не позднее чем за 15 дней до направления заявления в суд необходимо зарегистрировать обращение о признании банкротом в Едином федеральном реестре о фактах деятельности юридических лиц.
К заявлению должника прилагаются подлинники документов или заверенные надлежащим образом копии:
- учредительные документы юридического лица;
- перечень кредиторов и должников;
- бухгалтерский баланс компании на последнюю отчетную дату;
- решение собственника компании об обращении в арбитражный суд;
- протокол собрания работников компании, на котором избран представитель для участия в процессе банкротства;
- отчет о стоимости имущества компании;
- документы, подтверждающие наличие у руководителя компании допуска к государственной тайне, с указанием формы допуска (если есть).
Статьи 39 и 40 Закона №127-ФЗ дают подробное описание того, как подать заявление о признании банкротом от имени кредитора или работника компании. К слову, конкурсные кредиторы и работники компании-должника могут объединить свои усилия и обратиться в суд с одним заявлением, в котором будут выдвинуты общие требования.
В подобном заявлении должны быть указаны такие сведения, как:
- наименование арбитражного суда;
- наименование должника и его регистрационные данные;
- наименование и данные заявителя;
- размер требований к должнику, включая проценты, неустойки, штрафы, пени;
- обязательство должника с указанием срока его исполнения;
- доказательства оснований возникновения задолженности (счета-фактуры, товарно-транспортные накладные и иные документы);
- перечень прилагаемых документов.
В течение пяти дней судья рассматривает заявления о признании юридического лица банкротом и выносит решение о его принятии.
Назначение арбитражного управляющего
После того как суд принял заявление для проведения анализа финансовой деятельности компании и для выноса решения о банкротстве назначается арбитражный управляющий. Его задача вести процедуру признания несостоятельности компании. Так как процесс банкротства юридических лиц состоит из нескольких этапов, для решения задач на каждой стадии назначается определенный вид управляющего. Временный управляющий назначается судом на этапе наблюдения для оценки и анализа финансовой деятельности юридического лица, а также обнаружения фиктивного или преднамеренного банкротства. Административный управляющий назначается для проведения финансового оздоровления компании, восстановления ее экономической стабильности. Внешний управляющий и конкурсный управляющий подключаются на этапах постепенной ликвидации юридического лица.
Ко всем арбитражным управляющим предъявляются единые требования в соответствии со статьей 20 Закона №127-ФЗ:
- высшее профессиональное образование;
- опыт работы на руководящей должности;
- отсутствие наказания в области профессиональной деятельности и судимости за умышленное преступление;
- прохождение теоретического экзамена;
- заключение договора обязательного страхования ответственности.
В некоторых случаях от арбитражного управляющего может потребоваться наличие у него определенной формы допуска к работе с государственной тайной.
Очередность подачи заявления о признании банкротства влияет на возможность выбора арбитражного управляющего. При этом законодательство по-разному регламентирует выбор управляющего в зависимости от того, кто выступает заявителем: должник или кредитор.
Должник в своем заявлении указывает наименование саморегулирующей организации, из числа членов которой он выдвигает кандидатуру арбитражного управляющего. В то время как кредитор или работник компании могут непосредственно выбрать кандидатуру арбитражного управляющего с указанием саморегулируемой организации, членом которой он является.
Процесс банкротства компании
Процедура банкротства делится на четыре этапа. Начинается процесс всегда со стадии наблюдения, а вот дальнейший порядок проведения банкротства зависит от результатов работы на предыдущих этапах.
На этапе наблюдения проводится беспристрастный анализ ситуации, в которой находится компания, составляется список задолженностей и высчитывается их общий размер, определяется возможность погашения долгов. Действующее руководство во время первого этапа ограничено в правах, решение по основным организационным вопросам принимает арбитражный управляющий. После завершения работы он передает отчет в суд, где кроме прочего указываются предложения по восстановлению платежеспособности. На основании данного отчета суд выносит решение о продолжении процедуры банкротства.
Стадию финансового оздоровления можно назвать реабилитацией компании, на этом этапе юридическое лицо пытается реализовать план восстановления финансовой стабильности. Если после истечения отведенного на этот этап срока, долги компании остаются непогашенными, а экономическая ситуация не нормализуется, суд принимает решение о введении внешнего управления или ликвидации активов.
Этап внешнего управления может следовать сразу за стадией наблюдения, а может после недостаточно эффективного финансового оздоровления. Как уже понятно из названия, на этой стадии все управление компанией переходит к внешнему управляющему. Также этап характеризуется отсрочкой выплат по долгам. Существует множество мер, которые может применять управляющий, чтобы повысить рентабельность компании: от продажи непрофильных активов до сокращения персонала или перепрофилирования производства.
Финальный этап — конкурсное производство. Если процесс дошел до данной стадии, это означает, что все применяемые меры не дали положительного результата и юридическое лицо официально признается банкротом, а затем ликвидируется. Имущество должника реализуется, чтобы рассчитаться с кредиторами. На данном этапе к работе подключается конкурсный управляющий, который проводит оценку имущества и активов, контролирует их реализацию на торгах. Но даже такое развитие событий не всегда позволяет полностью покрыть долг юридического лица перед кредиторами и сотрудниками.
Другой возможный исход процесса банкротства — взаимовыгодное соглашение между должником и кредиторами. Иногда такое соглашение (оно называется мировым) происходит с привлечением третьих лиц, которые, как правило, берут на себя обязательства по погашению долгов.
Каждый этап, кроме мирового соглашения, имеет ограниченные сроки реализации, которые также прописаны в Законе №127-ФЗ.