Перейти к содержимому

Аттестация аудиторов требования

2. ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ АУДИТОРОВ

2.1. Аттестация аудиторов

Государство предъявляет достаточно высокие требования к лицам, как только изъявляющим желание заниматься аудиторской деятельностью, так и уже имеющим статус аудитора. Требования к уровню профессионализма аудиторов (лиц, получивших квалификационный аттестат аудитора) определяются Временным положением о системе аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в РФ (Приказ МФ РФ от 12.09.2002г.).

Элементами образования аудитора служат:

1) базовое образование;

2) практический опыт;

3) специальное профессиональное образование (в настоящее время это требование носит рекомендательный характер);

4) свободное владение деловым русским языком.

Базовое образование включает в себя высшее экономическое или юридическое образование, полученное в учебном учреждении России, имеющем государственную аккредитацию, либо в учебном учреждении иностранного государства, дипломы которого имеют юридическую силу в РФ.

Владение деловым русским языком включает наличие навыков владения русским языком в объеме, необходимом для изучения нормативных актов, проверки бухгалтерской и иной документации, ведения рабочей документации, делового общения с клиентами, составления аудиторского заключения и письменной информации аудитора руководству предприятия по результатам проверки.

Квалификационный аттестат аудитора выдается при условии, что лицо, претендующее на его получение (претендент):

1) сдало квалификационный экзамен;

2) имеет ко дню объявления результатов квалификационного экзамена стаж работы, связанной с осуществлением аудиторской деятельности либо ведением бухгалтерского учета и составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности, не менее трех лет. Не менее двух лет из последних трех лет указанного стажа работы должны приходиться на работу в аудиторской организации.

Проверка квалификации претендента осуществляется в форме квалификационного экзамена. Порядок проведения квалификационного экзамена, предусматривающий в том числе порядок участия претендента в квалификационном экзамене, круг вопросов, предлагаемых претенденту, а также порядок определения результатов квалификационного экзамена, устанавливается уполномоченным федеральным органом (Минфином РФ).

К квалификационному экзамену допускается претендент, получивший высшее образование в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования.

Квалификационный экзамен проводится единой аттестационной комиссией, которая создается совместно всеми саморегулируемыми организациями аудиторов в порядке, установленном Минфином. Учредительные документы единой аттестационной комиссии, а также вносимые в них изменения до их утверждения согласовываются с Минфином. Деятельность единой аттестационной комиссии основывается на принципах независимости, объективности, открытости и прозрачности, самофинансирования.

Аттестация проводится с целью проверки квалификации физических лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью, в форме квалификационного экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора, по итогам которого выдаются квалификационные аттестаты аудиторов следующих типов:

1) в области общего аудита;

2) в области аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов;

3) в области аудита страховых организаций и обществ взаимного страхования (аудита страховщиков);

4) в области аудита кредитных организаций, банковских групп и банковских холдингов (банковского аудита).

За прием квалификационного экзамена с претендента взимается плата, размер и порядок взимания которой устанавливается единой аттестационной комиссией.

Решение об отказе в выдаче квалификационного аттестата аудитора принимается в случае, если:

1) претендент не соответствует требованиям о стаже работы;

2) после сдачи квалификационного экзамена обнаруживается несоответствие претендента требованию о высшем образовании в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования.

Квалификационный аттестат аудитора выдается без ограничения срока его действия. Порядок выдачи квалификационного аттестата аудитора и его форма утверждаются Минфином РФ. Решение об отказе в выдаче квалификационного аттестата аудитора может быть оспорено в суде.

Аудитор обязан в течение каждого календарного года начиная с года, следующего за годом получения квалификационного аттестата аудитора, проходить обучение по программам повышения квалификации, утверждаемым саморегулируемой организацией аудиторов, членом которой он является. Минимальная продолжительность такого обучения устанавливается саморегулируемой организацией аудиторов для своих членов и не может быть менее 120 часов за три последовательных календарных года, но не менее 20 часов в каждый год.

Аттестат аудитора

Аттестат аудитора – это документ, подтверждающий квалификацию аудитора и необходимый для подписания аудиторских заключений.

Аттестация аудиторов осуществляется в форме квалификационного экзамена.

Лицам, успешно сдавшим квалификационный экзамен, выдается квалификационный аттестат аудитора без ограничения срока его действия. Если аудитор в течение двух лет с момента получения аттестата не приступил к аудиторской деятельности, аттестат утрачивает силу.

Однако при этом каждый аудитор, имеющий квалификационный аттестат, обязан в течение каждого календарного года, начиная с года, следующего за годом получения аттестата, проходить обучение по программам повышения квалификации, утверждаемым уполномоченным федеральным органом.

Обучение по программам повышения квалификации осуществляется лицами, имеющими лицензию на осуществление образовательной деятельности.

Обязательные требования к претендентам на получение квалификационного аттестата аудитора

Таким требованиями являются:

  • наличие документа о высшем экономическом и (или) юридическом образовании, полученном в российских учреждениях высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, либо наличие документа о высшем экономическом и (или) юридическом образовании, полученном в образовательном учреждении иностранного государства, и свидетельства об эквивалентности указанного документа российскому документу государственного образца о высшем экономическом и (или) юридическом образовании;
  • наличие стажа работы по экономической или юридической специальности не менее 3-х лет.

При этом дополнительные требования к претендентам на получение квалификационного аттестата аудитора, а также порядок проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности, перечень документов, подаваемых вместе с заявлением о допуске к аттестации, количество и типы аттестатов, программы квалификационных экзаменов и порядок их сдачи определяются уполномоченным федеральным органом.

Перечень документов на получение квалификационного аттестата аудитора

Перечень документов на получение квалификационного аттестата аудитора:

  • заявление, заполненное в печатном виде, о допуске к аттестации (приказ Минфина от 12 сентября 2002 г. № 93н);
  • заверенная в установленном порядке копия диплома о высшем экономическом или юридическом образовании;
  • заверенная в установленном порядке копия трудовой книжки (в случае невозможности нотариального заверения трудовой книжки представляется копия трудовой книжки, заверенная по последнему месту работы, либо справка с места работы с указанием занимаемой должности и срока пребывания в ней);
  • свидетельство Министерства образования Российской Федерации о признании эквивалентности иностранного документа об образовании (при наличии высшего экономического и (или) юридического образования, полученного в иностранном образовательном учреждении);
  • копия платежного документа о внесении платы за проведение аттестации; копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории Российской Федерации.

Единый квалификационный аттестат

Начиная с 1 января 2012 года аудит целого ряда организаций, обычно называемых общественно значимыми хозяйствующими субъектами (ОЗХС), могут проводить только аудиторы, имеющие единые квалификационные аттестаты.

Организации, аудировать которые могут только аудиторы с «едиными» аттестатами это:

  • организации, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах;
  • кредитные организации;
  • страховые организации;
  • негосударственные пенсионные фонды;
  • организации, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов;
  • государственные корпорации;
  • государственные компании.

Повышение квалификации

Аудитор, имеющий квалификационный аттестат аудитора, обязан в течение каждого календарного года, начиная с года, следующего за годом получения аттестата, проходить обучение по программе повышения квалификации аудиторов.

Эта программа утверждается Министерством финансов Российской Федерации в объеме не менее 40 академических часов в год.

Остались еще вопросы? Задайте их на аудиторском форуме.

Аттестация аудиторов и лицензирование их деятельности

Аттестация граждан, желающих заниматься аудиторской деятельностью осуществляется для обеспечения основополагающего принципа проведения аудита - такого, как профессиональная компетентность.

Аттестация на право осуществлять аудиторскую деятельность - это проверка квалификации физических лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью в форме квалификационного экзамена.

Читайте так же:  Перечень документов на возврат 13 процентов от покупки квартиры

Лицам, успешно сдавшим экзамен, выдается квалификационный аттестат аудитора.

Существуют следующие типы квалификационных аттестатов:

  • Области общего аудита;
  • Области аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов;
  • Области аудита страховых организаций;
  • В области аудита банков и кредитных учреждений.

Экзамены проходят в течение 3 дней и состоят из тестирования и выполнения письменной работы по следующим дисциплинам:

  • Хозяйственное право
  • Налоговое право
  • Бухгалтерский учет
  • Аудит

Обязательные требования для получения квалификационного аттестата:

Наличие документа о высшем экономическом или юридическом образовании, полученном в российских вузах, имеющих государственную аккредитацию;

Наличие стажа работы по экономической или юридический специальности не менее 3 лет;

Квалификационный аттестат аудитора выдается Министерством Финансов РФ, им же приостанавливается и аннулируется.

Квалификационный аттестат аннулируется в случае:

Установлен факт его получения с использованием подложных документов;

Если вступил в законную силу приговор суда, предусматривающий наказание;

В виде лишения права заниматься аудиторской деятельности в течение определенного срока;

Если установлен факт несоблюдения требований, обеспечивающих принципы независимости и конфиденциальности в аудиторской деятельности;

Если установлен факт систематического нарушения аудитором требований, установленных законодательством с федеральными правилами (стандартами) при проведении проверок;

Если установлен факт подписания аудитором заключения без проведения аудиторской проверки;

Если установлен факт, что аудитор в течение 2 календарных лет подряд не осуществлял аудиторской деятельности;

Если аудитор нарушает требования о прохождении обучения по программам повышения квалификации.

Лицо, аттестат которого аннулирован на основании пункта 1, 3, 4, 5 не вправе повторно обращаться с заявлением о получении аттестата в течение 3 лет с момента его аннулирования.

Лицензирование аудиторской деятельности

Целью лицензирования является предотвращение ущерба правам и интересам пользователей финансовой отчетности, осуществляющих аудит как внутренний, так и внешний.

Лицензирование - это процедура выдачи специального разрешения, дающего право осуществлять аудиторскую деятельность зарегистрированным субъектам предпринимательской деятельности.

В настоящее время действует положение по лицензированию, утвержденное постановлением правительства №190 2002 год "О лицензирование аудиторской деятельности". Лицензирование осуществляется Министерством Финансов Российской Федерации.

Лицензия выдается сроком на 5 лет с возможностью его продления на этот же срок неограниченное количество раз.

Лицензионными требованиями и условием являются:

Наличие у субъектов аудиторской деятельности соответствующих проводимым проверкам типов квалификации аттестатов;

Наличие в штате аудиторской организации не менее 5 аттестованных аудиторов;

Осуществление предпринимательской деятельности только в виде проведения аудита или оказания сопутствующих ему услуг;

Соблюдения правил, внутреннего контроля качества проводимых проверок и обеспечение возможности проведения внешних проверок;

Соблюдение аудиторской тайны;

Предоставление аудируемым лицам информации по обстоятельствам, имеющих возможность проведения иных проверок.

Несоблюдение этих требований и условий ведет к приостановлению или аннулированию лицензии по ходатайству МинФин РФ судебным органам.

Аттестация аудиторской деятельности

Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности (далее – аттестация) – это проверка квалификации физических лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью. Аттестация осуществляется в форме квалификационного экзамена. Лицам, успешно его сдавшим, выдается квалификационный аттестат аудитора без ограничения срока действия.

В 2010 г. аттестация аудиторов регулируется ст. 15 Федерального закона от 07.08.2001 № 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности".

Обязательные требования к претендентам на получение квалификационного аттестата аудитора в настоящее время существенно видоизменяются в сторону ужесточения, что связано с реформированием системы аттестации аудиторов в России.

С 1 января 2011 г. вступает в силу ст. 11 Закона об аудиторской деятельности, которая предусматривает, что квалификационный аттестат аудитора выдается при условии, если лицо, претендующее на его получение (далее – претендент):

  • 1) сдало квалификационный экзамен;
  • 2) имеет ко дню объявления результатов квалификационного экзамена стаж работы, связанной с осуществлением аудиторской деятельности либо ведением бухгалтерского учета и составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности, не менее трех лет. Не менее двух лет из последних трех лет указанного стажа работы должны приходиться на работу в аудиторской организации.

Проверка квалификации претендента осуществляется в форме квалификационного экзамена. Порядок проведения квалификационного экзамена, предусматривающий в том числе порядок участия претендента в квалификационном экзамене, круг вопросов, предлагаемых претенденту, а также порядок определения результатов квалификационного экзамена устанавливается уполномоченным федеральным органом.

К квалификационному экзамену допускается претендент, получивший высшее образование в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования.

Квалификационный экзамен проводится единой аттестационной комиссией, которая создается совместно всеми саморегулируемыми организациями аудиторов в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом. Учредительные документы единой аттестационной комиссии, а также вносимые в них изменения до их утверждения согласовываются с уполномоченным федеральным органом. Деятельность единой аттестационной комиссии основывается на принципах независимости, объективности, открытости и прозрачности, самофинансирования.

Квалификационный аттестат аудитора выдается без ограничения срока его действия.

Дополнительные требования к претендентам на получение квалификационного аттестата аудитора, а также порядок проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности, перечень документов, подаваемых вместе с заявлением о допуске к аттестации, количество и типы аттестатов, программы квалификационных экзаменов и порядок их сдачи определяются уполномоченным федеральным органом (аттестационной комиссией).

Каждый аудитор, имеющий квалификационный аттестат, обязан в течение каждого календарного года, начиная с года, следующего за годом получения аттестата, проходить обучение по программам повышения квалификации, утверждаемым уполномоченным федеральным органом, в объеме 120 часов за три последовательных календарных года, но не менее 20 часов в год. Обучение по программам повышения квалификации осуществляется учебно-методическими центрами или иными лицами, имеющими лицензию на осуществление образовательной деятельности (саморегулируемыми аудиторскими объединениями).

Основания и порядок аннулирования квалификационного аттестата аудитора

Решение об аннулировании квалификационного аттестата принимается судом (по заявлению саморегулируемого аудиторского объединения, членом которого является аудитор) и может быть обжаловано аудитором в течение трех месяцев со дня получения решения.

Согласно ст. 12 Закона об аудиторской деятельности квалификационный аттестат аудитора аннулируется в случаях, если:

  • 1) установлен факт получения квалификационного аттестата аудитора с использованием подложных документов;
  • 2) вступил в законную силу приговор суда, предусматривающий наказание аудитора в виде лишения права заниматься аудиторской деятельностью в течение определенного срока;
  • 3) установлен факт несоблюдения требований ст. 8 "Аудиторская тайна" и ст. 12 "Независимость аудиторов, аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов" Закона об аудиторской деятельности;
  • 4) установлен факт систематического нарушения аудитором при проведении аудита требований, установленных законодательством РФ или
  • 5) установлен факт подписания аудитором аудиторского заключения без проведения проверки;
  • 6) установлен факт, что в течение двух календарных ле г подряд аудитор не осуществлял аудиторскую деятельность;
  • 7) установлен факт нарушения аудитором требования о прохождении обучения по программам повышения квалификации.

Аттестация аудиторов и условия допуска к аудиторской деятельности

Главная > Реферат >Бухгалтерский учет и аудит

1.Аттестация аудиторов и условия допуска к аудиторской деятельности……………………………………………………………. 4

2. Контроль качества работы аудиторов……………………………………….9

3.Ответственность аудиторов (аудиторских организаций)…………………22

Список использованной литературы…………………………………………..29

Понятие «качество аудита» можно определить как степень необ­ходимого и достаточного уровня доверия к мнению аудитора со сторо­ны пользователей в отношении достоверности информации в финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица 1 .

Актуальность данной работы заключается в том, что в связи с усилением требований законодательства Российской Федерации в области контроля качества аудиторской деятельности повышение внимания аудиторских фирм к этому аспекту их деятельности стано­вится одним из важнейших факторов конкурентоспособности и выжи­вания на рынке аудиторских услуг.

В настоящее время вопросы контроля качества аудита регулиру­ют Федеральное правило (стандарт) № 34 «Контроль качества услуг в аудиторских организациях», утвержденное постановлением Прави­тельства РФ от 22.07.2008 № 557 2 , определяющее его общие прин­ципы и Федеральное правило (стандарт) № 7 «Внутренний контроль качества аудита», утвержденное постановлением Правительства РФ от 04.07.2003 № 405, содержащее политики и процедуры в отношении аудиторских заданий 3 .

Аудиторская организация должна установить систему контроля качества услуг (заданий) — принципы и процедуры, принятые ауди­торской организацией, для обеспечения разумной уверенности в том, что аудиторская организация и ее работники проводят аудит, оказы­вают сопутствующие аудиту услуги в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов РФ, федераль­ными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, внутрен­ними правилами (стандартами) аудиторской деятельности, а также в том, что заключения и иные отчеты, выданные аудиторской органи­зацией, соответствуют условиям конкретных заданий 4 .

Читайте так же:  Пособия альпиниста

Итак, в данной работе мы рассмотрим понятие «качества аудита», что на него влияет, в частности это и аттестация аудиторов и условия их допуска к аудиторской деятельности, а также внутренний контроль качества аудита и конечно же ответственность аудиторов согласно законодательства.

1.Аттестация аудиторов и условия допуска к аудиторской деятельности.

Для обеспечения профессионального выполнения аудиторами своих обязанностей в Российской Федераций проводится аттестация на право осуществления аудиторской деятельности. Ее проходят все физические лица, желающие заниматься аудиторской деятельностью самостоятельно или в составе аудиторской фирмы. Аттестации пред­шествует профессиональное обучение в учебно-методических центрах, утвержденных уполномоченным федеральным органом исполнитель­ной власти. Аттестация проводится в форме квалификационного экза­мена. К ней допускаются лица, имеющие высшее экономическое или юридическое образование, полученное в учебных заведениях, имеющих государственную аккредитацию; стаж работы по специальности не ме­нее трех лет; оплатившие сбор за проведение аттестации. По итогам положительной аттестации выдается бессрочный квалификационный аттестат аудитора единого образца, который может быть аннулирован на основании ст. 16 Федерального закона «Об аудиторской деятель­ности» (табл. 1.1).

Мотивированное решение об аннулировании квалификационно­го аттестата аудитора принимается уполномоченным органом испол­нительной власти. В настоящее время эти функции выполняет Мин­фин России.

В соответствии с изменениями, внесенными в Федеральный закон от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятель­ности», с 01.01.2009 г. в отношении аудиторской деятельности отме­няется требование о лицензировании. Предполагается введение еди­ного реестра аудиторов и аудиторских организаций. Для включения в реестр необходимым требованием является обязательное членство в саморегулируемом аккредитованном объединении и периодическое прохождение внешнего контроля качества. Аккредитованное професси­ональное объединение будет осуществлять проверку соблюдения претендентами профессиональных требований для включения их в реестр. В настоящее время обсуждается проект закона о внесении из­менений в действующее законодательство в области аудита.

Случаи аннулирования квалификационного аттестата аудитора 5

Причина аннулирования квалификационного аттестата аудитора

Срок, в течение которого претендент не допускается к сдаче экзамена

Аттестация аудиторов в РФ

Рубрика: 10. Учет, анализ и аудит

Дата публикации: 02.02.2016

Статья просмотрена: 971 раз

Библиографическое описание:

Гарифуллина А. А. Аттестация аудиторов в РФ [Текст] // Экономика, управление, финансы: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 59-62. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/172/9658/ (дата обращения: 04.01.2019).

Аттестация аудиторов в России была введена Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. N 2263 «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации», утвердившим Временные правила, в соответствии с которыми все физические лица, занимающиеся аудиторской деятельностью, обязаны пройти аттестацию на право осуществления указанной деятельности. Выполнение требования об аттестации является своеобразным «пропуском» в профессию аудитора.

Профессия аудитора является общественно значимой, что подразумевает признание своей ответственности перед обществом. Несмотря на то, что рынок аудиторских услуг сравнительно молод в России, он развивается быстрыми темпами. Сегодня это самостоятельный сегмент бизнеса с большим годовым оборотом и множеством занятых в нем специалистов.

Обучение и аттестация и аудиторов. Система образования аудиторов, созданная на этапе становления аудита в России и позволившая сформировать действующий институт аудиторов, строилась на сочетании двух основных принципов — централизации и децентрализации. Централизованная составляющая системы образования выражалась в том, что ключевые вопросы учебного процесса решались уполномоченным федеральным органом — Минфином России. Так, Совет по аудиторской деятельности при Минфине России и его комиссии разрабатывали, в частности:

 единые программы квалификационных экзаменов претендентов на получение квалификационного аттестата аудитора и единые программы повышения квалификации аудиторов, которые утверждались Минфином России;

 методические материалы для проведения квалификационных экзаменов.

Децентрализованная составляющая учитывала размеры России. В связи с этим процесс обучения осуществляла сеть учебно-методических центров (УМЦ), которые создавались, как правило, при высших учебных заведениях страны в различных регионах по установленным Минфином России правилам и аккредитовывались при нем.

В результате в стране сложилась единая система специализированных учебных заведений с постоянным составом квалифицированных кадров, умеющих владеть аудиторией профессионалов, быть им необходимой, давать новые знания, обсуждать и разъяснять сложные ситуации и тем самым помогать аудиторам формировать свое профессиональное суждение.

Однако из-за быстрого роста числа аудиторов и, как следствие, учреждений обучения, контроль за обучением аудиторов и за работой этих учреждений из одного центра стал затруднителен [3].

С принятием Федерального закона от 30.12.08 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» в аудиторской среде была создана новая структура — саморегулируемая организация аудиторов (СРОА), наделенная полномочиями в области организации и контроля за аудиторской деятельностью, в том числе и в области обучения аудиторов. Так, СРОА:

 разрабатывает и утверждает программы повышения квалификации аудиторов;

 организует предквалификационное обучение лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью;

 осуществляет регулярные проверки качества проведения повышения квалификации.

Благодаря этому стало возможным повышение контроля как за аудиторами, так и за деятельностью учебных центров.

На первых совместных совещаниях СРОА были согласованы единые критерии аккредитации УМЦ для обучения и повышения квалификации аудиторов. УМЦ могут быть аккредитованы при нескольких СРОА.

Заметим, что аудитор может повышать свою квалификацию в любой образовательной организации, внесенной в реестр СРОА, членом которой он является, и выбирать для обучения любую из программ повышения квалификации, утвержденных СРОА.

Единый квалификационный аттестат

Как известно, в России было четыре аттестата аудитора:

 по общему аудиту;

 по аудиту страховых организаций и обществ взаимного страхования;

 по аудиту бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов;

 по аудиту кредитных организаций, банковских групп и банковских холдингов.

Начиная с IV квартала 2009 г. квалификационные экзамены на получение аттестатов по аудиту страховых организаций и обществ взаимного страхования и аудиту бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов были отменены. Все претенденты сдавали квалификационный экзамен по программе общего аудита, в каждый раздел которой были включены вопросы по отраслевым особенностям деятельности страховых организаций и обществ взаимного страхования, а также бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов.

Претенденты, успешно сдавшие квалификационный экзамен, получали аттестат по общему аудиту, предоставляющий право осуществлять аудиторскую деятельность и де-юре, и де-факто только в организациях, относящихся к области общего аудита. В страховых организациях, на биржах и во внебюджетных фондах единый аттестат давал право осуществлять аудиторскую деятельность только де-юре. Это обусловлено тем, что знаний отраслевых особенностей в объеме, включенном в программу квалификационного экзамена, было недостаточно для проведения профессионально грамотного аудита в страховых организациях, на биржах и во внебюджетных фондах. Поэтому аудиторы, желающие специализироваться по аудиту этих организаций, должны были первоначально изучить спецкурсы по особенностям правового регулирования, бухгалтерского учета и отчетности, налогообложения, финансов и анализа и аудита страховых организаций и бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов. Программы по этим спецкурсам рассматриваются как программы повышения квалификации.

Начиная с 1 января 2011 года изложенный порядок получения единого квалификационного аттестата аудитора распространяется и на аудит кредитных организаций, банковских групп и банковских холдингов. Таким образом, если претендент, получая единый аттестат аудитора после 1 января 2011 года, желает специализироваться по банковскому аудиту, он должен будет сдать квалификационный экзамен по программе общего аудита, в каждом разделе которой будут содержаться вопросы по особенностям отдельных отраслей экономики, включая и деятельность кредитных организаций, а после этого изучить спецкурс повышения квалификации по аудиту в кредитных организациях [4].

Читайте так же:  Штраф за колеса летние

За овладение этими программами повышения квалификации, которые де-факто дают специалисту право осуществлять аудит в особых отраслях экономики, аудитор несет повышенную личную ответственность, поскольку практически имеет место получение аудитором принципиально новых знаний и тем самым расширение сферы его деятельности.

Заметим, что в международных стандартах образования профессиональных бухгалтеров и аудиторов настойчиво повторяется, что, если возникает необходимость проведения аудита у аудируемого лица, находящегося в особых условиях хозяйствования, аудитор обязан изучить эти условия и несет личную ответственность за наличие у него этих знаний. Более того, всегда подчеркивается, что наряду с аудитором эту ответственность несут и аудиторская фирма, и соответствующая профессиональная организация аудиторов, т. е. предполагается солидарная ответственность [1].

Квалификационный экзамен. Автономная некоммерческая организация «Единая аттестационная комиссия» (АНО «ЕАК») создана шестью Саморегулируемыми организациями аудиторов 31 августа 2010 года в соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» ФЗ-307 от 30.12.2008 г. и Приказом Минфина России N 51н от 27.05.2010 года «Об утверждении Порядка создания единой аттестационной комиссии». Задачей АНО «ЕАК» является проведение квалификационных экзаменов по проверке квалификации лиц, претендующих на получение квалификационного аттестата.

Требования к претендентам. К квалификационному экзамену на получение квалификационного аттестата аудитора допускается претендент, получивший высшее образование по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе.

На дату подачи заявления о выдаче квалификационного аттестата аудитора претендент должен иметь стаж работы, связанной с осуществлением аудиторской деятельности либо ведением бухгалтерского учета и составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности, не менее трех лет. Не менее двух лет из последних трех лет указанного стажа работы должны приходиться на работу в аудиторской организации.

С 22 мая 2015 г. АНО «ЕАК» установила размер платы за прием квалификационного экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора:

13 000 рублей — компьютерное тестирование (ранее 10 000);

27 000 рублей — письменная работа (ранее 20 000).

Согласно Приказу Минфина России от 30.06.2015 N 101н «О внесении изменений в Положение о порядке проведения квалификационного экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора, утвержденное Приказом Минфина России от 19 марта 2013 г. N 32н» требования к проведению квалификационного экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора стали мягче.

Сокращено количество вопросов, содержащихся в экзаменационных билетах, предлагаемых претендентам в форме тестов. Теперь их количество должно быть не менее 600 (ранее 800). Также уменьшено количество практических задач с 4 до 2. Продолжительность времени для решения практической задачи увеличена с 1,5 часа до 2 часов.

Квалификационный экзамен состоит из двух частей: компьютерного тестирования и выполнения письменной работы.

Индивидуальный тест состоит из 50 вопросов (по 10 вопросов из каждой области знаний, одобренной советом по аудиторской деятельности). Для ответов на все вопросы индивидуального теста претенденту предоставляется не более 2 часов 30 минут.

Письменная работа проводится Единой аттестационной комиссией два раза в год. Письменная работа проводится одновременно во всех установленных Единой аттестационной комиссией местах ее проведения

Письменная работа проводится Единой аттестационной комиссией в два дня:

 в первый день претендент получает три вопроса индивидуального экзаменационного билета (по одному вопросу из областей знаний «Бухгалтерский учет и бухгалтерская (финансовая) отчетность», «Налоговое законодательство российской федерации», «Финансы, финансовый анализ, основы финансового менеджмента, управление рисками, внутренний контроль»);

 во второй день претендент получает два вопроса индивидуального экзаменационного билета (по одному вопросу из областей знаний «Право» и «Аудиторская деятельность») и практическую задачу.

Для ответа на один вопрос экзаменационного билета претенденту предоставляется не более 45 минут, а на практическую задачу — не более 1 часа 30 минут.

Также аудитор обязан в течение каждого календарного года начиная с года, следующего за годом получения квалификационного аттестата аудитора, проходить обучение по программам повышения квалификации, утверждаемым саморегулируемой организацией аудиторов, членом которой он является. Минимальная продолжительность такого обучения устанавливается саморегулируемой организацией аудиторов для своих членов и не может быть менее 120 часов за три последовательных календарных года, но не менее 20 часов в каждый год.

На квалификационном экзамене претенденту должны быть предложены такие вопросы, ответы на которые должны свидетельствовать о наличии у претендента надлежащего уровня теоретических знаний в областях, необходимых для участия в (осуществления) аудиторской деятельности, а также о его умении применять эти знания при участии в (осуществлении) аудиторской деятельности.

Перечень вопросов, предлагаемых претендентам на квалификационном экзамене, устанавливается из следующих областей знаний:

а) бухгалтерский учет и бухгалтерская отчетность (в том числе консолидированная), включая: законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете, стандарты бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, международные стандарты финансовой отчетности, информационные технологии и компьютерные системы;

б) аудиторская деятельность, включая: законодательство Российской Федерации об аудиторской деятельности, федеральные стандарты аудиторской деятельности, профессиональную этику и независимость аудитора, информационные технологии и компьютерные системы

Кроме этого, перечень вопросов, предлагаемых претендентам на квалификационном экзамене, устанавливается также из следующих областей знаний в части, в которой они необходимы для участия в (осуществления) аудиторской деятельности:

а) право, включая: гражданское законодательство Российской Федерации, трудовое законодательство Российской Федерации, законодательство Российской Федерации о социальном страховании и обеспечении, корпоративное управление;

б) налоговое законодательство Российской Федерации;

в) финансы, финансовый анализ, основы финансового менеджмента, управление рисками, внутренний контроль [5].

Результаты сдачи компьютерного тестирования, проводимом 20 ноября 2015 года [5]:

Допущены к экзамену: 235 претендентов

Явились на экзамен: 234 претендента

Количество сдавших: 65 претендентов

Процент сдавших экзамен: 27,5 %

  1. Федеральный закон от 30.12.08 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»;
  2. Приказ Минфина России от 30.06.2015 N 101н «О внесении изменений в Положение о порядке проведения квалификационного экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора, утвержденное Приказом Минфина России от 19 марта 2013 г. N 32н»;
  3. Система образования аудиторов: Современный этап, «Аудиторские ведомости», № 5/2011;
  4. Организация и проблемы современной системы аттестации аудиторов в России, «Молочно-хозяйственный вестник», № 1 (9)/2013;
  5. Официальный сайт «Единой Аттестационной Комиссии» — http://eak-rus.ru/
  6. Официальный сайт Министерства финансов РФ — http://minfin.ru
  7. Сайт http://www.audit-it.ru/

Кадастровый инженер – специалист нового поколения

аудиторская деятельность, квалификационный экзамен, Российская Федерация, квалификационный аттестат аудитора, бухгалтерский учет, претендент, общий аудит, письменная работа, область знаний.

Профессиональная деятельность внутреннего аудитора: цели.

Индивидуальных аудиторов в России 22200 человек (данные на 01.01.2015г.); из них, сдавшие квалификационный экзамен на получение единого аттестата — 3400 человек.

Особенности аудита за рубежом | Статья в журнале.

аудит, Великобритания, фирма, аудитор, США, аудиторская деятельность, финансовая отчетность, бухгалтерский учет, Генеральный аудитор, вид аудита.

Проблемы развития аудита в России | Статья в сборнике.

аудитор, услуга, проблема, компания, единый аттестат аудитора, обязательный аудит, аудиторская деятельность, единый аттестат, выбор аудитора, аудит.

Причины перехода на регулирование аудита в РФ.

аудиторская деятельность, стандарт, Россия, международный стандарт аудита, Российская Федерация, российское законодательство, русский язык, саморегулируемая организация аудиторов.

Проблемы перехода российских аудиторских организаций на.

аудиторская деятельность, стандарт, Россия, международный стандарт аудита, Российская Федерация, российское законодательство, русский язык, саморегулируемая организация аудиторов.

Современные аспекты контроля качества аудиторской.

аудиторская деятельность, Россия, стандарт, IFAC, область аудита, Российская Федерация, аудиторская проверка, бухгалтерская отчетность, бухгалтерский учет, высокий уровень. Профессиональная деятельность внутреннего аудитора: цели.

Анализ аудиторской деятельности в зарубежных странах

аудит, Великобритания, фирма, аудитор, США, аудиторская деятельность, финансовая отчетность, бухгалтерский учет, Генеральный аудитор, вид аудита.

Развитие методического обеспечения качества аудиторских услуг.

аудитор I категории, аудитор II категории, аудитор III категории – сотрудник аудиторской организации, участвующий в аудиторских проверках, имеющий квалификационный аттестат аудитора; помощник аудитора – сотрудник, участвующий в проведении аудита и не.

Для любых предложений по сайту: [email protected]