Содержание:
Единый социальный налог: расчет, сумма
Интерес к этому налогу, "не работающему" в Российской налоговой системе с 2010 года (отмененному Законом 212-Ф3 от 24 июля 2009 г) недавно был подогрет сообщением агентства "Интерфакс" со ссылкой на источник в правительстве о его возможном ремейке в 2015 году. Мы попытались представить вашему вниманию сущность единого социального налога, его методику расчета, существующие схемы оптимизации и уклонения.
Плательщики единого социального налога РФ
По своей экономической природе данный налог экономически предпочтительней, чем раздельные социальные платежи, его составляющие. Напомним его основные экономические характеристики, исходя из положений неработающей с 2010 г части II главы 24 Налогового кодекса РФ. Ведь, по всей видимости, она, с некоторыми внесенными в этом году изменениями, вскоре вновь обретет актуальность.
Единый социальный налог (ЕСН) в части своевременности и полноты уплаты контролируется налоговыми органами. В него не входят платежи социального страхования при несчастных случаях.
Плательщиками его выступают:
- предприниматели, организации и предприятия, производящие оплату труда физическим лицам, работающим по договорам трудового и гражданско-правового характера;
- граждане, самостоятельно осуществляющие трудовую деятельность (кроме "упрощенцев").
Не платят данный налог индивидуальные предприниматели, предприятия, организации, работающие в рамках специальных налоговых режимов. Освобождены от него традиционные отрасли хозяйствования малочисленных народов Севера, индивидуальные фермерские и крестьянские хозяйства.
Состав налога, периодичность уплаты и отчетности
Составляющие единого социального налога - три взноса социального страхования граждан:
- в Пенсионный фонд РФ;
- в Фонд социального страхования РФ;
- в федеральный и территориальные фонды обязательного медстрахования.
Периодичность уплаты - месяц. Налоговым периодом считается год. Отчетные периоды - кварталы.
Фактическая выплата производится до 15 числа месяца, следующего за отчетным. Отчет, где фигурирует сумма начисленного единого социального налога страховых взносов, плательщик предоставляет в налоговый орган до 20 числа, следующего за отчетным месяцем.
Средства перечисляются плательщиками ЕСН на лицевые счета ПФ, ФСС и ФОМСов, отрытые в федеральном казначействе.
Поквартально, в следующий за истекшим кварталом месяц, работодатели-плательщики ЕСН представляют отчет в ФСС по установленной форме, где учитывается:
- сумма единого социального налога;
- общая сумма начисления в ФСС;
- использованные средства по больничным, беременности и родам, по уходу за ребенком до полутора лет; на возмещение стоимости услуг на погребение, прочее.
Базовая ставка колеблется в пределах от 26% до 36%.
Таким образом, объектом налогообложения для ЕСН выступает оплата по трудовым договорам, а также вознаграждения по договорам гражданско-правового характера.
Существует перечень выплат персоналу, выведенных за пределы налоговой базы для начисления ЕСН:
- необлагаемые налогом на доходы физлиц пособия и компенсации;
- выплачиваемая при увольнении компенсация неиспользованного отпуска;
- взносы за сотрудников по медицинскому страхованию, выплачиваемые работодателем (актуально для договоров страхования сроком до года);
- выплаты личного страхования при увечье или смерти.
Практика показала позитивный потенциал налога в экономическом регулировании и в наполнении бюджета.
Подробней о ремейке ЕСН
Какие изменения в уплате налога прогнозно ожидают юрлиц и ИП, которые будут платить единый социальный налог в 2015 году? Перечислим их:
- внутри общей ставки консолидированного налога (30%) ожидается сохранение действующих уровней платежей в ПФ, ФСС, ФОМСы;
- тарифы по травматизму останутся в прежней шкале;
- предельная сумма платежей в ПФ будет составлять 711 тыс. руб., в ФСС - 670 тыс. руб. (лимит на платежи в ФОМСы установлен не будет);
- плательщиками-работодателями (единый социальный налог) взнос рассчитывается в копейках, т. е. без округления;
- ожидается изменение правил по зачету взносов, по разным видам страхования, находящихся в компетенции одного органа;
- увеличится до 5965 руб. (согласно МРОТ) фиксированный платеж.
Прогнозно даже в 2015 году ожидается изменение ставки ЕСН. Главным фактором такой динамики может послужить ежегодная индексация пенсий. Также изменение ставки ЕСН наверняка будет инициировано уже начавшейся реформой системы здравоохранения.
Экономическая природа налога
Возвращение к ЕСН означает не выбор России между американской и европейскими финансовыми системами. Скорее, это - шаг к реформированию системы социального страхования российского общества.
Дело даже не в банальной логистике: объединении трех социальных платежей в один. Ведь ожидаемый размер единого социального налога не изменит отчисления в социальные фонды.
Правительство РФ не однажды обсуждало проблему баланса пенсионного обеспечения. Актуальность ЕСН возрастает в случае отказа существующей пенсионной системы от использования механизма частичного обязательного накопления пенсии.
Экономический потенциал налога полагает использование его ставки в интересах одновременного балансирования пенсионной системы и стимулирования развития предприятий.
Публикации аудиторов свидетельствуют, что функцию экономического регулирования выполняет единый социальный налог. Процент (ставка налога) регрессивен.
Для работодателей становится выгодной выплата зарплаты сотрудникам с годовым фондом более 280 тыс. руб. В этом случае ставка ЕСН уменьшается более чем в два раза! Регрессия ставки налога сохраняется, если работник уволился с работы и был принят назад в течении одного месяца.
Для удобства восприятия читателями компактно представим формулы, по которым производится расчет единого социального налога для основных категорий работодателей, предусмотренных II главой 24 Налогового кодекса РФ (где ЗС -зарплата сотрудников, ЕСН - искомая сумма единого социального налога).
Впрочем, механизм регрессии единого социального налога требует дальнейшего совершенствования, хотя он разрабатывался достаточно тщательно. Например, нижеследующая ситуация предусмотрена им.
Как известно, для динамичного развития бизнеса характерен перевод работника иэ из одного подразделения компании в другое. Позитивно, что при этом регрессивная ставка налога остается в силе, даже если перевод осуществлен в подразделение, имеющее обособленный балланс.
Для примера укажем узкое место в налогообложении. К сожалению, сохранение регрессивной ставки при реорганизации предприятия (слияние, выделение, разделение) по существующей судебной практике является спорным.
Причина в том, что реорганизованное юрлицо, согласно п. 2, ст. 51 ГК РФ, формирует свою налоговую базу (в том числе и единый социальный налог) начиная с момента своей госрегистрации.
В дальнейшем изложении мы рассмотрим единый социальный налог РФ как с точки зрения имеющейся позитивной и негативной практики налогообложения, так и рассмотрим пути ее совершенствования.
Квалификация схем оптимизации ЕСН со стороны ФСН
Почему все-таки в РФ этот налог в 2010 году отменили? Ведь понятно, что чисто технически работодателю удобней платить единый социальный налог, чем отдельно производить платежи страхового характера в фонды пенсионный, социального страхования, ФОМСЫ федерального и муниципального уровня.
Специалисты утверждают, что причин отмены есть две. Во-первых, несовершенство механизма налогообложения (по предварительной информации "Интерфакса" возвращенный единый социальный налог РФ будет взыматься новым единым специализированным фискальным органом, созданным в рамках ФНС). Очевидно, что этот шаг будет предпринят для предупреждения разного рода уклонений от уплаты ЕСН.
Проверка соблюдения работодателем-плательщиком порядка уплаты налога и отсутствия "конвертных схем", оптимизирующих налогообложение ЕСН, будет производиться налоговыми органами. При этом принципиальное внимание будет уделяться присутствию деловой цели в действиях плательщика, а также наличию искусственных, т. е. фиктивных сделок. Квалификация деятельности предприятия, согласно ст. 45 НК РФ, является отправной точкой для аудиторской налоговой проверки любого работодателя.
Противозаконные схемы оптимизации ЕСН
Возможна ли оптимизация ЕСН? В принципе, да. Однако чрезмерная агрессивная творческая активность чревата нулевой толерантностью налоговых органов. Речь идет о схемах уклонения от уплаты ЕСН, связанных с:
- страхованием;
- переводом сотрудников в категорию инвалидов;
- использованием компании - нерезидента;
- компенсацией за задержку зарплаты;
- ученическим договором;
- бонусная схема.
Кратко охарактеризуем вышеупомянутые схемы, вскрыть которые и наказать за них - обязанность ФНС.
- Схема страхования. Организация страхует сотрудников по чрезвычайно редкому страховому случаю. Работники получают кредит в банке и вносят как страховые взносы. В тот же день кредит сразу же погашается страховой компанией, чтоб предупредить возникновение материальной выгоды. Работники же получают доход от страховой компании.
- Схема с работниками-инвалидами. Сотрудники увольняются с предприятия и одновременно трудоустраиваются в контролируемый директором филиал ООИ (организации общественной инвалидов). ООИ и предприятие подписывают договор подряда. За этот договор предприятие выплачивает сумму, эквивалентную труду сотрудников, которые уволены (использован пп. 2 ст. 238 НК РФ).
- Схема, связанная с компанией-нерезидентом. Последняя зарегистрирована в офшорной зоне. Персонал предприятия-резидента переводится в нее, при этом фактически работая на прежнем месте. Поскольку иностранная компания не является плательщиком данного налога, единый социальный налог в бюджет не платится.
- Схема, связанная с неправомерным заключением ученического договора. На период действия договора, согласно ст. 198 ТК РФ, ЕСН не платится.
- Схема, использующая бонусы. Учредитель предприятия - компания с пакетом акций более 50% - перечисляет средства предприятию на основную деятельность. Полученные средства выплачиваются предприятием своим сотрудникам как помощь безвозмездного характера. Данная схема, кроме ЕСН, также способствует уклонению от налога на прибыль и НДС.
Схемы оптимизации, оспариваемые ФСН
Вторая группа схем проходит по методике аудита ФНС как уклонение от уплаты ЕСН, однако федеральное законодательство не содержит их прямого запрета. Назовем три схемы такого рода:
- аутосорсинговая;
- дивидендная;
- связанная с вредными трудовыми условиями.
Суть аутосорсинговой схемы заключается в увольнении сотрудников и устройстве их в компанию-агентство, работающую по упрощенной схеме. Между двумя компаниями заключается аутосорсинговый договор. Агентство командирует сотрудников в компанию и оплачивает их труд.
- Схема дивидендная. Менеджеры основной фирмы учреждают акционерное общество. Прибыль выводится в это АО и распределяется.
- Схема, связанная со вредными трудовыми условиями. В приложении к коллективному договору - соглашении об охране труда - перечисляются компенсации сотрудникам за вредные условия работы. Профсоюз оформляет экспертизу рабочих мест актом. После аттестации рабочих мест персоналу, работающему на них, выплачивается необлагаемая ЕСН компенсация (ст. 219 ТК, п.2, ст. 238 и п.3, ст. 217 НК).
Вышеупомянутые схемы требуют корректного механизма их использования. Они заведомо попадут под контроль налогового аудита. Впрочем, если их применение действительно уместно, то в акте проверки они не станут источником налоговых доначислений по ЕСН.
Схемы, соответствующие методике налогового аудита
Третью группу составляют модели правомерной оптимизации ЕСН, назовем три из них:
- работа компании с индивидуальными предпринимателями как с сотрудниками;
- выплата заработной платы в виде арендных платежей;
- продажа сотрудникам товаров.
Первая модель предполагает регистрацию сотрудника частным предпринимателем- "упрощенцем". С ним заключается договор гражданско-правового характера. ИП платят вдвое меньший единый налог вместо ЕСН.
Вторая модель позиционируется с договором аренды предприятием имущества сотрудника (обычно автомобиля либо компьютера). Согласно п. 1, ст. 236 НК, уплата единого социального налога в этом случае не производится.
Третья модель характеризуется покупкой предприятия товара у сотрудника. Например, картины. Согласно п. 1, ст. 236, такие выплаты также не входят в базу налогообложения ЕСН.
Для развивающейся и выходящей из состояния кризиса экономики стратегическим вопросом становится уменьшение налогового бремени.
Устойчивый прогресс и благосостояние нации возможны при существенном снижении фискальной нагрузки на малый и средний бизнес. В частности, снижение ставки ЕСН в налоговой системе РФ до 20% стало бы существенным фактором, способствующим детенизации и развитию малого и среднего бизнеса. Единый социальный взнос более чувствителен именно для некрупных предприятий и предпринимателей. Для них он создает большие издержки (до 40% от фонда оплаты труда), в то же время его нагрузка на крупный бизнес существенно ниже: 15-18%.
Кроме того, в рассматриваемом нами налоге с развитием внутреннего рынка России следует видеть бюджетообразующую перспективу.
В сбалансированных экономиках единый социальный налог составляет значительную долю общих налоговых поступлений. К примеру, его доля для Японии составляет 38%, для Германии - 37%, для Великобритании - 18%, для Франции - 41%.
Ставка единого социального налога в 2018 году
На самом деле, если рассматривать текущее законодательство, там нет данного термина, поскольку этот налог был отменен достаточно давно, еще в 2010 году. Однако некоторые бухгалтеры продолжают пользоваться этим определением по привычке, в разговорах называя так страховые взносы, которые заменили данный налог. В том числе, термин может встретиться и при определении ставки на единый социальный налог в 2018 году, хотя на самом деле она складывается в совокупности из существующих на сегодняшний день нескольких значений на принятые выплаты.
Особенности и расшифровка
Термин читается как единый социальный налог, однако на сегодняшний момент вместо него введены страховые взносы. Выплачивать их должны лица, которые имеют в штате любое количество сотрудников и делают для них различные выплаты и возможные предусмотренные вознаграждения:
- Предприятия.
- ИП и те, кто ведет частную практику.
- Физические лица.
Взносы предназначаются для обеспечения граждан положенными им пенсиями, а также оказания при необходимости бесплатной медицинской помощи и совершения некоторых других дополнительных выплат или назначения пособий.
Сейчас существуют несколько взносов, которые работодатель обязан выплачивать. Они направлены на пенсионные отчисления, а также медицинское и социальное страхование. Если сложить сумму ставок по всем, то получается нагрузка в 30 процентов. Также отдельно рассматриваются выплаты на травматизм, которые добавляются к этому значению. Данная ставка может в определенных пределах варьироваться, в зависимости от опасности имеющихся условий труда на конкретном производстве. Кроме того, тарифы при рассмотрении имеют прямую установленную зависимость от размера налоговой базы ЕСН.
Общая ставка не является обязательной для всех и может быть уменьшена в некоторых случаях, если заработная плата работников превысила определенный предусмотренный законодательством порог. Кроме того, некоторые категории плательщиков имеют дополнительное право пользоваться пониженными тарифами. А для трудящихся в опасных или вредных условиях, напротив, делаются дополнительные начисления, процент которых зависит от результата проведенной оценки условий труда.
У ИП, помимо выплат за сотрудников в штате, если таковые имеются, есть еще и такая обязанность, как перечисление страховых выплат за себя. Эти суммы не зависят от оплаты труда, и имеют фиксированное значение, поэтому любой предприниматель должен заплатить определенную сумму, в которую входит начисление для пенсии и медицинского страхования. Если доход у ИП превышает определенный порог, то он также должен уплатить дополнительный процент к назначенной сумме.
Процент на социальный налог
ЕДИНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГ
Единый социальный налог введен с 1 января 2001 года в соответствии с главой 24 части II Налогового кодекса Российской Федерации.
Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования), уплачиваемых в составе единого социального налога, возложен на налоговые органы.
Взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в состав единого социального налога не включаются и уплачиваются в Фонд социального страхования Российской Федерации в прежнем порядке. Контроль за уплатой этих взносов осуществляют органы Фонда социального страхования Российской Федерации.
Плательщики единого социального налога делятся на две категории (см. статью 235 НК РФ):
- к первой категории относятся юридические и физические лица, являющиеся работодателями, которые производят выплаты наемным работникам;
- ко второй категории относятся лица, получающие доходы в результате собственной деятельности.
В случае если налогоплательщик одновременно относится к обеим категориям, то он признается отдельным налогоплательщиком по каждому отдельно взятому основанию.
Не являются плательщиками единого социального налога организации и индивидуальные предприниматели, которые пере?ли на специальные налоговые режимы. Они не исчисляют единый социальный налог в части доходов, получаемых от этих видов деятельности.
Лица, получающие доходы в результате собственной деятельности (к ним отнесены индивидуальные предприниматели, родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования, главы крестьянских (фермерских) хозяйств и адвокаты) не уплачивают единый социальный налог в части суммы, зачисляемой в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Объектом налогообложения для исчисления налога (ст. 236 НК РФ) признаются:
для налогоплательщиков, относящихся к первой категории (см. Плательщики налога):
- выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу своих работников по всем основаниям, в том числе вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, (выполнение работ, оказание услуг), по авторским и лицензионным договорам;
- выплаты в виде материальной помощи и иные безвозмездные выплаты в пользу физических лиц, на связанных с налогоплательщиком трудовым договором либо договором гражданско-правового характера, либо авторским или лицензионным договором.
Выплаты в натуральной форме, производимые сельскохозяйственной продукцией и (или) товарами для детей, признаются объектом налогообложения в части сумм, превы?ающих 1000 рублей в расчете на одного работника за календарный месяц.
Не признаются объектом налогообложения выплаты, которые производятся за счет средств, остающихся в распоряжении организации после уплаты налога на доходы организации, или средств, остающихся в распоряжении индивидуального предпринимателя либо физического лица после уплаты налога на доходы физических лиц.
для налогоплательщиков, относящихся ко второй категории (см. Плательщики налога):
доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением;
для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, объектом налогообложения является доход, определяемый исходя из стоимости патента.
Для всех случаев уплаты единого социального налога устанавливается перечень сумм, не подлежащих налогообложению (статья 238 НК РФ) и льготы по уплате единого социального налога (статья 239 НК РФ).
В части суммы единого социального налога, подлежащего зачислению в Фонд социального страхования Российской Федерации, в налоговую базу не включаются также любые вознаграждения, выплачиваемые работникам по договорам гражданско-правового характера, авторским и лицензионным договорам.
Налоговая база по единому социальному налогу (статья 237 НК РФ) определяется для налогоплательщиков, относящихся к первой категории, (см. Плательщики налога) как сумма выплат и иных вознаграждений, являющихся объектом налогообложения и начисленных работодателями за налоговый период, а для налогоплательщиков, относящихся ко второй категории, (см. Плательщики налога) как сумма доходов, являющихся объектом налогообложения и полученных этими налогоплательщиками за налоговый период.
Налогоплательщики, относящиеся к первой категории, (см. Плательщики налога) определяют налоговую базу отдельно по каждому работнику с начала года нарастающим итогом
Ставки единого социального налога
Базовая ставка единого социального налога составляет 26 %, в том числе:
в Пенсионный фонд РФ 20 %;
в Фонд социального страхования РФ 3,2 %;
в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования 0,8 %;
в территориальные фонды обязательного медицинского страхования 2 %.
Регрессивная ?кала налогообложения
Главой 24 части II НК РФ установлена регрессивная ?кала налогообложения и определены условия ее применения (статья 243 НК РФ, статья 245 НК РФ).
1. Для налогоплательщиков, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса, за исключением выступающих в качестве работодателей налогоплательщиков - сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций народных художественных промыслов и родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, применяются следующие налоговые ставки:
Налоговая база на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года
Фонд социального страхования Российской Федерации
Фонды обязательного медицинского страхования
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования
Террито-риальные фонды обязательного медицинского страхования
До 280000 рублей
От 280001 рубля до 600000 рублей
56000 рублей + 7,9 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей
8960 рублей + 1,1 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей
2240 рублей + 0,5 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей
5600 рублей + 0,5 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей
72800 рублей + 10,0 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей
Свы?е 600000 рублей
81280 рублей + 2,0 процента с суммы, превы?ающей 600000 рублей
104800 рублей + 2,0 процента с суммы, превы?ающей 600000 рублей
Для налогоплательщиков - сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций народных художественных промыслов и родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, применяются следующие налоговые ставки:
Налоговая база на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года
Фонд социального страхования Российской Федерации
Фонды обязательного медицинского страхования
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования
Террито-риальные фонды обязательного медицинского страхования
До 280000 рублей
От 280001 рубля до 600000 рублей
44240 рублей + 7,9 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей
6160 рублей + 1,1 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей
2240 рублей + 0,4 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей
3360 рублей + 0,6 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей
56000 рублей + 10,0 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей
Свы?е 600000 рублей
69520 рублей + 2,0 процента с суммы, превы?ающей 600000 рублей
88000 рублей + 2,0 процента с суммы, превы?ающей 600000 рублей
3. Для налогоплательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено пунктом 4 настоящей статьи, применяются следующие налоговые ставки:
Налоговая база нарастающим итогом
Фонды обязательного медицинского страхования
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования
территориальные фонды обязательного медицинского страхования
До 280000 рублей
От 280001 рубля до 600000 рублей
20440 рублей + 2,7 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей
2240 рублей + 0,5 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей
5320 рублей + 0,4 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей
28000 рублей + 3,6 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей
Свы?е 600000 рублей
29080 рублей + 2,0 процента с суммы, превы?ающей 600000 рублей
39520 рублей + 2,0 процента с суммы, превы?ающей 600000 рублей
4. Адвокаты уплачивают налог по следующим налоговым ставкам:
Налоговая база нарастающим итогом
Фонды обязательного медицинского страхования
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования
территориальные фонды обязательного медицинского страхования
До 280000 рублей
От 280001 рубля до 600000 рублей
14840 рублей + 2,7 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей
2240 рублей + 0,5 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей
5320 рублей + 0,4 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей
22400 рублей + 3,6 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей
Свы?е 600000 рублей
23480 рублей + 2,0 процента с суммы, превы?ающей 600000 рублей
33920 рублей + 2,0 процента с суммы, превы?ающей 600000 рублей
Порядок исчисления и уплаты
Главой 24 части II НК РФ устанавливается порядок исчисления и уплаты единого социального налога налогоплательщиками, выступающими в качестве работодателей, (статья 243 НК РФ) и налогоплательщиками, не являющимися работодателями, (статья 244 НК РФ). Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года (статья 240 НК РФ).
Сумма налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в отно?ении каждого фонда и определяется как соответствующая доля налоговой базы. Уплата налога (авансовых платежей по налогу) осуществляется отдельными платежными поручениями в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
Налогоплательщики-работодатели умень?ают сумму налога, уплачиваемую в Фонд социального страхования Российской Федерации, на сумму произведенных ими расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством Российской Федерации. При этом расходы на оплату первых двух дней временной нетрудоспособности не умень?ают сумму налога, уплачиваемую в Фонд социального страхования Российской Федерации, в связи с тем, что указанные расходы оплачиваются за счет средств работодателей в соответствии с федеральным законом от 29.12.2004 г. 202-ФЗ О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2005 год.
По итогам отчетного периода (календарного месяца) налогоплательщики-работодатели производят исчисление авансовых платежей по налогу, исходя из налоговой базы, исчисленной с начала календарного года, включая последний отчетный период, и соответствующей ставки налога. Сумма авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм авансовых платежей.
Уплата авансовых платежей налогоплательщиками-работодателями производится ежемесячно в срок, установленный для получения средств в банке на уплату труда за истек?ий месяц, или в день перечисления средств на оплату труда со счетов налогоплательщиков на счета работников, или по поручению работников на счета третьих лиц, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным. Данные о суммах исчисленных и уплаченных авансовых платежей налогоплательщик отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, в налоговый орган по форме, утвержденной Федеральной налоговой службой.
Ежеквартально, не позднее 15-го числа месяца, следующего за истек?им кварталом, налогоплательщики-работодатели обязаны представить в региональные отделения фонда социального страхования Российской Федерации сведения (отчеты) по форме, утвержденной Фондом социального страхования Российской Федерации, о суммах:
1) начисленного налога в Фонд социального страхования Российской Федерации;
2) использованных на выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, при рождении ребенка, на возмещение стоимости гарантированнного перечня услуг и социального пособия на погребение, на другие виды пособий по государственному социальному страхованию;
3) направленных ими в установленном порядке на санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;
4) расходов, подлежащих зачету;
5) уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации.
В соответствии с приказом Минфина России от 15.01.01 3н с 16 января 2001 года для перечисления средств по платежам в государственные социальные фонды по каждому из фондов открывается свой лицевой счет в органах федерального казначейства. Платежные поручения на перечисление средств в уплату ЕСН, а также недоимок, пеней и ?трафов, образовав?ихся на 1 января 2001 года по платежам в фонды, представляются в банк отдельно по каждому из них.
Версия для печати
К списку документов
ЕСН в 2019 году
Наше государство остается, по сути, социальным. Даже в нынешних сложных финансовых условиях старается не опускать планку социальных обязательств. Получается не всегда. Определенной поддержкой в выполнении этих задач служит единый социальный налог. О нем сейчас и пойдет речь.
ЕСН в 2019 году: зачем нужен
Аббревиатура ЕСН расшифровывается как единый социальный налог. Прежде чем перейти к вопросу о размере ЕСН в 2019 году, остановимся кратко на характере этого налога, его задачах и объектах налогообложения.
Для начала поясним, что юридически этот налог уже несколько лет не существует, его отменили 6 лет назад. Но по привычке разные взносы данного целевого назначения называют социальным налогом. К тому же есть вероятность, что в 2019-м его вернут.
Исчисляется он как при помощи бюджетных, так и внебюджетных источников средств. Назначение ЕСН — обеспечение возможности для сотрудников в будущем получать государственную пенсию и ряд социальных выплат. Из этого же источника выделяются нужные суммы на бесплатную помощь в медицинских организациях, перечень которых определен законодательно.
Кто платит, каков объект налогообложения
Отчислять этот вид налога должны все, кто официально работают. Это две большие группы налогоплательщиков.
1. ИП, занимающиеся частной практикой.
2. Физлица, не относящиеся к категории индивидуальных предпринимателей; ИП, предприятия и организации, конкретные люди, что делают выплаты физическим лицам.
У этих групп несколько отличаются объекты обложения по единому социальному налогу. Первая группа должна сделать отчисления со всех видов доходов, оставшихся после учета обозначенных законом расходов. Для тех, кто попадает во вторую группу, объектами налогообложения становится весь объем выплат, что производились физическим лицам по договорам разного вида: как по трудовым, так и по всему спектру гражданско-правовых .
Как рассчитывается ставка ЕСН в 2019 году
Для основной группы налогоплательщиков ставки ЕСН в 2019 году остались теми же, что и ранее. Из чего она складывается? Из этих трех разновидностей платежей:
- взносов на обязательное пенсионное страхование, ставка по которым — 22%;
- отчислений на обязательное медицинское страхование, их размер — 5,1%;
- платежи в Страховой фонд, составляющие 2,9%.
- платежи на страхование от несчастного случая, ставка зависит от группы риска предпринимательской деятельности.
За максимальный размер взносов на пенсионное страхование в 2019 году принята сумма 234 832 рублей. Что касается процента ставки, то он несколько варьируется в зависимости от сумм начислений.
При достижении лимита, установленного на данный год, он может быть скорректирован в сторону уменьшения. В 2018 году вышеупомянутая ставка в 2,9% по Фонду социального страхования применяется при начислениях на суммы менее 865 000 рублей. Если суммы более 865 000, то ставка по данному фонду будет нулевой.
В отношении взносов на обязательное пенсионное страхование правило то же: если начисления менее 1 150 000 рублей, то устанавливается ставка ЕСН в 22%, а при выплатах на суммы свыше 1 150 000 рублей она снижается до 10%. Для обязательного медицинского страхования предельных ограничений не установлено, в 2019 году со всей суммы дохода исчисляют 5,1%.
Особенности расчетов для ИП
Сколько процентов ЕСН в 2019 году придется отчислять индивидуальным предпринимателям? Дл ИП разработана несколько иная система расчетов. Во-первых , они не обязаны платить в страховые фонды, могут делать это лишь на добровольных началах. За ними остаются обязательные отчисления в два фонда: Пенсионный и Медицинского страхования. В 2017 году оба исчислялись пропорционально минимальному размеру оплаты труда.
Формула была такова. Отчисления в фонд медицинского страхования рассчитываем исходя из ставки 5,1% МРОТ за год, то есть, 12 * 5,1% * МРОТ. Для Пенсионного фонда расчет аналогичный, только применяем ставку 26%.
Надо иметь в виду: если доход индивидуального предпринимателя в год окажется выше трехсот тысяч рублей, то ко всем перечисленным выше отчислениям добавляется один процент от той суммы, на которую превышен данный лимит.
Основные изменения по ЕСН
Говоря о таблице ставок ЕСН в 2019 году, надо помнить еще и о ряде поправок, связанных с уплатой ЕСН, которые внесены в текущем году в связи с изменениями, затронувшими Налоговый Кодекс России.
1. Теперь нельзя производить округление сумм (в любую сторону), производя отчисления взносов по ЕСН.
2. Появилось понятие максимального показателя для начислений выплат на пенсионное страхование. Оно зафиксировано законодательно, а также внесены соответствующие изменения и в нормативные акты локального характера, касающиеся налогообложения. Но по медицинскому обязательному страхованию подобных ограничений пока не предусмотрено.
3. Страховые взносы не будут взысканы с суммы, компенсационных выплат которая меньше трех среднемесячных заработков, если работник увольняется. Также это новшество касается выплаты командировочных расходов. И на них не будут начислены страховые проценты, но только в случае, если данные расходы будут подтверждены документально.
4. За иностранных граждан, принятых на работу, работодатели отныне тоже будут обязаны отчислять необходимые суммы для целей пенсионного страхования. Исключения предусмотрены лишь для зарубежных специалистов высокого класса.
5. Число предприятий, которым дано право на электронную отчетность, увеличилось.
6. Фиксированные взносы ИП не будут рассчитываться, исходя из МРОТ.
Перемены, связанные с отсрочками и контрольными проверками
Надзорные предприятия теперь, если имеются серьезные основания, могут увеличить длительность проверок с прежних четырех месяцев до шести. Такими основаниями являются:
- серьезные нарушения, которые требуют срочной проверки и принятия незамедлительных мер; они должны быть зафиксированы и подтверждены документально;
- нарушения по филиалам, расположенным в разных субъектах Российской Федерации, требующие проверки;
- неточность в документах или отсутствие запрашиваемых данных;
- несвоевременность страховых отчислений, в том числе, по форс-мажорным обстоятельствам.
Работодатель (ИП) вправе и даже должен, в случае таких чрезвычайных обстоятельств, просить об отсрочке либо рассрочке платежей по единому социальному налогу. Это могут быть такие причины как необоснованная задержка финансирования, а для предприятий, ведущих сезонные работы, еще и форс-мажоры : техногенные и природные катастрофы, военные операции и др.
Субъекту налогообложения нужно будет подать в соответствующую организацию заявление установленного образца. На его основании будет приниматься определенное решение.
Таблицы ставок ЕСН в 2019 году
Тарифы страховых взносов в 2019 году
В ПФР на обязательное пенсионное страхование
Страховые взносы в 2018 году
С января 2017 года фонды передали эстафету по учету страховых взносов ФНС. Как изменился расчет взносов, куда их нужно платить и как отчитываться — расскажем в данной статье.
В 2016 году стало известно, что на смену страховым взносам придет новый единый страховой сбор. По сути страна должна была вернуться к уплате единого социального налога (ЕСН), с которым бухгалтеры попрощались еще семь лет назад. В конечном итоге правительство решило не менять название платежа. По-прежнему страхователи исчисляют страховые взносы, но платят их в федеральную налоговую службу. Есть одно исключение: как и до смены администратора взносов, нужно платить в ФСС взносы от несчастных случаев на производстве.
Многие бухгалтеры среди своих коллег для упрощения именуют страховые взносы ЕСН. В данной статье мы тоже будем использовать это понятие. Но стоит помнить, что НК РФ не содержит такого термина.
Ставки взносов в 2018 году (таблица)
Страховые взносы в 2018 году включает в себя четыре вида взносов:
- на случай материнства и болезни;
- медицинские;
- пенсионные;
- на травматизм.
Общая ставка взносов в 2018 году составляет 30 % плюс ставка страховых взносов от несчастных случаев (величина переменная и зависит от опасности производства). Тарифы в 2018 году напрямую зависят от максимального значения базы для расчета страховых взносов. Размеры тарифов для преобладающей массы плательщиков (ст. 426 НК РФ) приведены в таблице.
Таблица Тарифы
Взносы на обязательное пенсионное страхование, %
Взносы на страхование на случай временной нетрудоспособности и материнства, %
Взносы на обязательное медицинское страхование, %
Если сумма выплат отдельному работнику не превысила 1 021 000 рублей
Если сумма выплат отдельному работнику превысила 1 021 000 рублей
Если сумма выплат отдельному работнику не превысила 815 000 рублей
Если сумма выплат отдельному работнику превысила 815 000 рублей