Перейти к содержимому

Пенсия в казахстане 55 лет

Граждане надеются на уменьшение пенсионного возраста в Казахстане

Две трети казахстанцев хотят выходить на пенсию раньше положенного срока. Mojazarplata.kz выяснила, какой пенсионный возраст в Казахстане считают оптимальным.

В мире наблюдается тенденция увеличения пенсионного возраста. Наряду с западными странами вопрос о повышении возрастного порога подняли Россия и Украина. По сравнению с рядом западных стран жители СНГ находятся в более выигрышном положении: например, пенсионный возраст в Казахстане для женщин составляет 58 и для мужчин – 63 года, а их японские коллеги на заслуженный отдых могут отправляться только в 70 лет.

В октябре 2011 года сайтами фонда Wageindicator в Казахстане, России, Украине, Беларуси и Азербайджане был проведен опрос "Во сколько лет работники должны выходить на пенсию?".

Диаграмма. Результаты опроса Mojazarplata.kz "Во сколько лет работники должны выходить на пенсию?"

По мнению 69,1% опрошенных, оптимальный пенсионный возраст в Казахстане составляет 55 лет для женщин и 60 – для мужчин, что соответствует "советским" нормам. Вторую позицию занял ответ, поддерживающий действующее законодательство: 13,12% опрошенных пришли к выводу, что женщины должны выходить на пенсию в 58 лет, а мужчины – после 62-х.

Кроме того, некоторые участники опроса решили "уровнять" пенсионный возраст в Казахстане для обоих полов: 2,46% опрошенных полагают, что и женщины, и мужчины могут выходить на пенсию в 60 лет, а еще 1,26% респондентов подняли возрастную планку до 65 лет. Менее одного процента опрошенных хотели бы выйти на пенсию уже после 65 лет.

Респонденты, выбравшие "свой ответ" (9,23% голосов), полагают, что пенсионный возраст в Казахстане должен зависеть от сферы трудовой деятельности и может варьироваться от 50 до 65 лет. При этом пользователи отмечали, что вышедший на пенсию работник должен оставлять за собой право работать.

Какой пенсионный возраст предпочитают жители стран СНГ?

Некоторые пользователи считают, что во всех странах СНГ, как и в Казахстане, пенсионный возраст завышен.

В частности, в Азербайджане, где официальная трудовая пенсия полагается женщинам старше 60 и мужчинам старше 63 лет, большинство респондентов (59,49%) высказалось за уменьшение пенсионного возраста. Второй по популярности ответ (10,76% голосов) продемонстрировал желание граждан поднять возрастную планку для мужского населения в стране до 65 лет.

В Украине, где законодательно установленный пенсионный возраст составляет 60 лет для женщин для мужчин, ответ "55/60" набрал абсолютное большинство голосов (77,28%). Порог для пенсионного возраста в России и Беларуси установлен в 55 лет для женщин и 60 для мужчин: он вполне устраивает 70,16% россиян и 73,24% белорусов.

Повышение пенсионного возраста в Казахстане до 63 лет — еще не предел

Казахстан — не единственная страна в мире, где предусмотрено поэтапное повышение пенсионного возраста. Но одна из немногих, где в скором будущем и женщины, и мужчины будут выходить на пенсию одновременно, в 63 года.

В России в очередной раз подняли вопрос о повышении пенсионного возраста. Так, экс-министр финансов Алексей Кудрин заявил о необходимости провести пенсионную реформу в стране в самое ближайшее время.

По его мнению, повысить возрастную планку выхода на пенсию необходимо в ближайшие 4 года. Российский премьер-министр Дмитрий Медведев также заявил о необходимости пересмотра пенсионного вопроса.

Между тем проблема пенсионного возраста в Казахстане уже решена.

В республике для женщин с 2016 года выход на пенсию вырос с 55 до 58 лет, для мужчин – с 60 до 63 лет. И это еще не предел.

Еще в 2013 году мажилис принял решение приступить к поэтапному повышению пенсионного возраста женщин с 2014 года в течение 10 последующих лет.

Возникшее возмущение в обществе побудило президента Нурсултана Назарбаева вмешаться в ситуацию. И как следствие, было принято компромиссное решение: перенести повышение пенсионного возраста для женщин с 2014 на 2018 год.

Начиная с 1 января 2018 года в республике вступили в силу изменения в пенсионном законодательстве Казахстана, в соответствии с которыми предусмотрено поэтапное повышение пенсионного возраста.

Согласно вступившему в силу закону,

каждый год пенсионный возраст женщин будет увеличиваться на полгода

Так, с 1 января 2018 года пенсионный возраст женщин повысился с 58 до 58,5 года. С 1 января 2019 года на пенсии смогут выйти женщины, достигшие 59 лет, с 1 января 2020 – с 59,5 года, с 1 января 2021 – 60 лет и так далее.

Таким образом, с 1 января 2027 года пенсионный возраст женщин достигнет 63 лет

Поэтапное повышение пенсионного возраста женщин в Казахстане

Между тем и в этих правилах есть исключения. Речь идет о многодетных матерях, которые могут выйти на пенсию по достижении 53 лет. При этом трудовой стаж существенной роли не играет. К слову, в этом случае в семье должно быть не менее 5 детей.

Что же касается мужчин, для них с 2016 года пенсионный возраст составляет 63 года

Дополнительно к этому сильной половине придется 25 лет отработать официально. Иначе получать пенсию по возрасту не будет возможности.

Для отцов-одиночек этот вопрос решается в индивидуальном порядке. Однако, как показывает практика, мужчины не выходят досрочно на пенсию из-за многодетности.

С 2018 года пенсионные выплаты из АО «ЕНПФ» начали осуществляться из пенсионных накоплений:

  • в виде ежемесячных выплат по установленному графику;
  • единовременно, в случае если сумма пенсионных накоплений получателей не превышает 12-кратный размер минимальной пенсии, установленный законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год.

При этом пенсионные выплаты устанавливаются со дня обращения и осуществляются до исчерпания пенсионных накоплений.

А как у соседей?

У основных партнеров Казахстана по ЕАЭС ситуация выглядит немного иначе. Напомним, сейчас в России на пенсию женщины выходят в 55, мужчины – в 60 лет.

Однако после одобрения и принятия «пенсионной программы» пенсионный возраст будет поэтапно повышаться. Согласно плану, женщины будут выходить на пенсию в 63 года, мужчины — в 65 лет.

Интересен пример Беларуси, где пенсионный возраст до 2017 года составлял для женщин 55, для мужчин — 60 лет. Однако с 1 января 2017 года к пенсионному возрасту мужчин и женщин начали прибавлять по полгода в год. Процесс рассчитан на 6 лет. В итоге в 2022 году пенсионный возраст в Беларуси составит для женщин 58 лет, для мужчин — 63 года.

Разные страны, разные подходы

В каждом государстве действуют свои собственные правила выхода на заслуженный отдых. И денежные средства, которые выплачиваются пенсионеру, начисляются тоже по разным принципам. В каждой стране на этот счет свои правила.
Количество стран, где и мужчины, и женщины достигают возможности выхода на заслуженный отдых одновременно, очень ограничено.

В большинстве случаях это связно с тем, что женщины считаются более слабыми и менее выносливыми

Однако как показывает практика, прекрасная половина общества живет в среднем дольше мужчин. Плюс в трудовой стаж многим включают период ухода за новорожденными.

Что же касается Казахстана, то по окончанию пенсионной реформы выход мужчин и женщин на заслуженный отдых сравняется и будет составлять 63 года. Таким образом,

Казахстан станет одной из немногих стран, где после трудовой деятельности права женщин и мужчин будут уравнены

После «выравнивания» пенсионного возраста наша страна встанет в один ряд с такими странами, как Япония (пенсионный возраст мужчин и женщин составляет 70 лет), Дания, Норвегия и Германия (пенсионный возраст мужчин и женщин 67 лет), Австрия, Испания, Канада и США (пенсионный возраст мужчин и женщин 65 лет).

Отметим, что Казахстан не единственное государство, которое, уравняв в пенсионном возрасте мужчин и женщин, пытается увеличить пенсионный возраст граждан. Так, например, в США планируется пересмотреть пенсионный возраст с 65 до 69 лет, в Дании – с 67 до 68 лет, в Испании – с 65 до 67 лет.

Пенсия в казахстане 55 лет

Что даст повышение пенсионного возраста у женщин им самим? Как изменения в графике выдачи пенсий ущемляют права казахстанцев? Где проверить правильность размера начисляемой пенсии? Какие трудности ждут первопроходцев накопительной системы? На эти и другие вопросы ответила финансовый аналитик Бота Жуманова.

Развлечения на льду: как не пострадать?

Пять лучших мест для зимнего отдыха в Казахстане

Как можно и как нельзя называть детей в Казахстане?

С нового года женщинам в Казахстане, чтобы заслужить «заслуженный отдых», придется поработать еще полгода. Планка выхода на пенсию будет постепенно отодвигаться вплоть до 2027-го, пока пенсионный возраст мужчин и женщин не сравняется на уровне 63 лет.

Поэтапное повышение пенсионного возраста для женщин выглядит так:

Год рождения

Полных лет (2017 г.)

Год выхода на пенсию

Сколько ждать

В 2027 году в возрасте 63 лет

В 2024-2025 гг. в возрасте 61,5 – 62 лет

В 2022-2023 гг. в возрасте 60,5 – 61 года

В 2020-2021 гг. в возрасте 59,5 – 60 лет

В 2019 году в возрасте 59 лет

В 2018 году в возрасте 58,5 лет

Грамотность и необходимость данной реформы в свое время до народа пытался донести экс-министр труда и социальной защиты Серик Абденов. С тех пор мало что в настроении людей изменилось. Большинство граждан по-прежнему реагируют на нововведение негативно: одни боятся сидеть без работы эти дополнительные пять лет, другие и вовсе не дожить до пенсионных выплат. Финансовый аналитик Бота Жуманова в интервью корреспонденту КТК рассказала, что способно дать казахстанкам увеличение пенсионного возраста? Также в разговоре она прокомментировала другие вопросы и новшества в пенсионной системе РК.

– С 2018 года начинается постепенное увеличение пенсионного возраста у женщин. Как эта реформа скажется на получателях пенсионных выгод, то есть, на самих женщинах, которым подняли возраст для выхода на пенсию? Сделает ли эта реформа жизнь на пенсии более качественной, более благосостоятельной?

– Давайте сразу разграничим: выплачивать 10 процентов ежемесячно с высокой заработной платы и 10 процентов с низкой это две большие разницы. У низкооплачиваемых сотрудников при ежемесячном отчислении 10 процентов от зарплаты всей жизни не хватит, чтобы они накопили столько, чтобы можно было прожить на эти деньги после выхода пенсию. Почему? Потому что как в ситуации с низкооплачиваемым населением, большинство женщин работает в образовании и здравоохранении, а в этих бюджетных секторах зарплаты в 2 раза ниже, чем в среднем по экономике.

Читайте так же:  Договор поставки на разовую поставку товара

Условно, учительница с зарплатой в 50 тысяч тенге, дополнительно проработав еще 5 лет, дополнительно накопит еще 300 тысяч тенге. Думать, что женщину на пенсии могут спасти дополнительные 300 тысяч тенге в виде пенсионных накоплений, было бы чрезмерно оптимистично. Особенно с учетом роста цен.

Сейчас законодательно вкладчикам ЕНПФ компенсируется разница между инвестиционной доходностью и инфляцией. Но нефтяные доходы упали, доходные части бюджета сильно страдают. Уверена, никаких бюджетных средств на компенсации инвестиционной доходности по ЕНПФ надолго не хватит.

К сожалению, рассчитывать на чудо, если у женщин низкая зарплата, не приходится. Важно, понимать это сейчас и делать дополнительные инвестиции в накопления.

– Как известно, с начала года увеличатся пенсионные выплаты у нынешних пенсионеров. Как им легко и просто можно вычислить, сколько теперь они будут получать?

– Чтобы расчеты были верными, нужно обратиться в ГЦВП и уточнить детально объем повышения. Я бы, конечно, не рассчитывала на то, что эти повышения как-то существенно повысят уровень платежеспособности пенсионеров, это же просто фактически индексация инфляции и уровня роста цен.

– Еще одно нововведение с 2018 года: возможность забирать свои накопления только помесячно. Создаст ли это неудобства или, наоборот, позволит пенсионерам эффективнее использовать свои выплаты?

– Это нововведение я считаю просто ущемлением права собственности на имущество вкладчиков ЕНПФ.

Деньги – это имущество, и имущественные права – это право собственности. Если это мои деньги, то я как вкладчик после выхода на пенсию должна иметь право пользоваться и распоряжаться своим имуществом как я посчитаю нужным.

Следовательно, введение ограничений на снятие своих накоплений я считают ничем иным как ограничением права собственности в Казахстане!

– В 2040 году пенсионерами станут первопроходцы накопительной системы. Какие трудности, на Ваш взгляд, их ожидают? И с помощью чего это можно предотвратить, если действовать сейчас?

– Будет одна главная проблема: средств на пенсионном счету будет мало для того, чтобы обеспечить свою старость. Виновато в этом будет государство, потому что сейчас оно не предоставляет никакого права выбора для вкладчиков по инвестиционным решениям. Инвестиционные решения, которые принимает Нацбанк по пенсионным накоплениям, сложно назвать разумными, принимаемыми в интересах вкладчиков. Я бы сказала, что Национальный банк принимает решения в пользу бюджета и банков, но никак в интересах вкладчиков.

Чтобы не остаться у пустого корыта, вкладчики ЕНПФ должны занять более четкую требовательную позицию в отношении ЕНПФ и Национального банка, требовать прозрачности их действий и решений, писать соответствующие запросы в государственные органы и в СМИ для того, чтобы повлиять на понимание того, что вкладчики воспринимают пенсионные деньги как свои деньги, и, следовательно, требуют относиться к ним ответственно. Поверьте мне, никто в нашей стране не будет защищать право собственности и ваши деньги, если не вы сами.

– Какой, на Ваш взгляд, должна быть модернизация пенсионной системы, чтобы впоследствии не было проблем с выплатой денег пенсионерам?

– Модернизация должна быть очень простой. Не надо выдумывать велосипед. Просто нужно дать возможность Казахстану выбирать любую крупную международную инвестиционную компанию и перечислять в нее пенсионные накопления. Нам просто не хватает выхода на глобальные рынки. Отсутствие глобального рынка и глобальных игроков – создается намеренно, ведь это как с девушкой, которую держат дома взаперти. Она ничего не видит, не знает и думает, что вот эти 5 кандидатур с села на руку и сердца являются самым лучшим предложением. Это не так.

Как вкладчик с большими пенсионными накоплениями я хочу, чтобы моими активами управляла крупная зарубежная инвестиционная компания, а не местные инвестиционные компания, часть из которых напрямую аффилирована с банками.

Досрочный выход на пенсию в Казахстане

Досрочный выход на пенсию в Казахстане сейчас становится одной из важнейших социальных проблем.
Многие считаю пенсионный возраст слишком высоким, а уйти на заслуженный отдых пораньше может лишь очень маленькая часть населения.

Досрочные государственные выплаты

Сейчас пенсионный возраст в Казахстане для женщин составляет 58 лет, а для мужчин — 63 года. По сравнению с другими странами это не так уж много. Но физический труд и тяжелые условия работы в Казахстане часто заставляют задуматься о досрочном выходе на пенсию.

Есть всего три категории граждан, которые вправе претендовать на льготы. К первой относятся все проживающие рядом с Семипалатинским ядерным испытательным полигоном. Объект был засекречен, и ни о чем не подозревающие люди годами подвергались радиоактивному излучению.

Сегодня граждане Казахстана, проживавшие в зоне поражения с 29 августа 1949 г. по 5 июля 1963 г. от пяти лет суммарно, имеют право уйти на заслуженный отдых раньше. Женщины могут претендовать на льготы уже в 45 лет, при условии общего стажа в 20 лет. Для мужчин этот возраст составляет 50 лет, и общий стаж должен равняться 25 годам. Претендентам для получения пособия к основному списку документов нужно приложить любой документ, подтверждающий проживание на опасной территории.

В 53 года уйти на досрочный отдых могут многодетные матери. Число рожденных детей должно быть не меньше пяти, и общий стаж работы — минимум 20 лет. Самому младшему ребенку на момент ухода на пенсию должно быть не меньше восьми лет.

Женщины должны собрать все необходимые документы:

    На всех детей, если дети усыновленные, — подтверждение назначения опекуном.

Казахстанское свидетельство о рождении детей

Во всех этих случаях человек будет получать пособие от НФП в соответствии с расчетами, принятыми законодательством Казахстана.

Среднестатистические доходы и расходы в Казахстане

Всем остальным категориям придется ждать наступления пенсионного возраста. В Казахстане не предусмотрено дополнительных льгот для работников на вредном производстве и опасных для жизни работах. «Горячая сетка» не предусмотрена, более того, такой вопрос даже не обсуждается на государственном уровне.

Пенсионный аннуитет

Свои пенсионные накопления женщины могут начать получать уже в 50 лет, а мужчины — в 55. Программа получения пенсионного аннуитета была разработана еще 1997 году, впервые ей воспользовались — в 2005. Это не пособие, а страховые выплаты в виде пенсии. Получатель может сам выбрать периодичность отчислений: раз в год, в полгода, в квартал или каждый месяц. Первая выплата может быть увеличенной.

Оформляется этот вид выплат через страховую компанию, а не через пенсионный фонд. В 2018 году для оформления аннуитета были повышены пороги накоплений. Для женщин сумма пенсионных накоплений должна быть 8 800 000 тенге, а для мужчин — 6 300 000 тенге.

По условиям договора можно выбрать гарантированный период до 30 лет, на свое усмотрение. Сам пенсионер будет получать выплаты пожизненно, а гарантированный период рассчитан на наследников. Срок считается от получения первой выплаты. В случае смети получателя оставшийся период, по гарантии, деньги будут переводиться наследнику, указанному в договоре. Это может быть только одно лицо.

Отличие аннуитета от пенсионного фонда

Есть масса отличий в оформлении аннуитета и обычной пенсии:

  • Из НФП выплаты ведутся только до 80 лет, аннуитет — это пожизненное страхование.
  • Пенсионный фонд можно менять в любое время, страховую компанию — только раз в два года от вступления договора в силу.
  • Разные компании предлагают разные размеры выплат, поэтому стоит внимательно изучить все предложения и выбрать наиболее выгодный вариант.
  • В НФП остатки накоплений передаются всем прямым наследникам, в страховой — предусмотрен гарантийный срок и один наследник, выбранный самим получателем страхования.
  • В аннуитете есть возможность получить сразу на руки до 8 % всех пенсионных накоплений. Это прекрасная возможность сделать крупное приобретение или, скажем, с размахом отметить досрочный выход на пенсию.
  • Ежегодная индексация выплаты: каждая компания прописывает свое значение в процентах, большинство предлагает около 5 % увеличений ежегодно.

График поэтапного повышения пенсионного возраста в Казахстане

Аннуитетом в Казахстане могут воспользоваться не все. Основная причина — недостаток необходимой суммы на накопительном счете. Но, учитывая очень ограниченный список тех, кто имеет право уйти на пенсию раньше времени, услуга пользуется спросом.

Работники со средней заработной платой в Казахстане не могут позволить себе досрочный выход на пенсию. Их накопительная часть слишком мала, не достигает нужных цифр, даже когда наступает полноценный пенсионный возраст. Работники низкой квалификации, такие как дворники, уборщицы и прочий обслуживающий персонал, работа которого не самая легкая, позволить себе аннуитет, конечно, не смогут. Это снова остается привилегией для людей с высокой заработной платой.


Досрочно уйти на пенсию в Казахстане проблематично. Есть лишь небольшая часть населения, которая может это сделать законным образом и без проблем. Тенденция пенсионной системы — постепенное увеличение пенсионного возраста. Это прекрасный вариант для тех, кто получает большую «белую» зарплату в Казахстане и чьи работодатели исправно делали отчисления в накопительный пенсионный фонд.

Пенсия военным в Казахстане начисляется по другой системе.

Как получить пенсионные накопления до наступления пенсионного возраста

Граждане Казахстана, отчисляя каждый месяц со своей заработной платы по 10%, знают, что выходить на пенсию им предстоит после наступления пенсионного возраста. К тому же пенсионный возраст для мужчин составляет 63 года, а для женщин – 58 лет с ежегодным повышением до 63 года.

Мало кто знает, что в Казахстане существует альтернатива Единому накопительному пенсионному фонду (ЕНПФ) в лице компаний по страхованию жизни (КСЖ). В таких компаниях гражданин может купить пенсионный аннуитет из средств, которые у него накопились в ЕНПФ. При этом гражданин может выйти на пенсию досрочно и начать получать выплаты с 55 лет – для мужчин и с 50 лет – для женщин.

Пенсионный аннуитет

Пенсионный аннуитет – это пожизненные выплаты в виде пенсий из компании по страхованию жизни, сформированные из пенсионных накоплений граждан Казахстана. Подобные выплаты гарантированы на протяжении всей жизни. Даже после того как накопительный вклад исчерпается, пенсионер будет получать пенсию и в 90 лет, и в 100 лет.

Кроме того, КСЖ предлагают гарантированный период выплат. Данная опция подразумевает выплаты в рамках гарантированного периода оставшихся средств в пенсионном аннуитете наследникам пенсионера, в случае его смерти. Если человек уходит из жизни в 85 лет, а гарантийный период выплат закончился в 80 лет, то наследники выплаты не будут получать. Таким образом сам пенсионер до конца жизни будет получать выплаты, а в случае его смерти, наследник будет получать его выплаты только до конца гарантийного срока.

Перевод накоплений из ЕНПФ в КСЖ не подразумевает отказ от «обычной» пенсии. Как, наверное, многие знают, пенсия состоит из:

  • государственной базовой (фиксированная);
  • солидарной (если есть стаж работы до 1998 года);
  • накопительная (из ЕНПФ).

Подробнее, какие бывают пенсии и, как они начисляются, смотрите по ссылке.

К примеру, если гражданин мужского пола заключил договор со страховой компанией в 55 лет и перевел туда свои накопления, то ему будут производиться выплаты из аннуитета. В 63 года он сможет выйти на пенсию по возрасту и начнет получать базовую пенсию и солидарную. Плюс ко всему, если гражданин работал с 55 до 63 лет, выплаты, которые он производил в этот период, также будут ему выплачиваться в виде накопительной пенсии из ЕНПФ. В итоге – пенсионер получает все 4 пенсии. Можно сказать, что беззаботная старость обеспечена.

Условия для заключения договора пенсионного аннуитета

Одним из камней преткновения в оформлении пенсионного аннуитета является достаточная сумма в пенсионном фонде для заключения договора со страховой компанией. Разные компании предлагают разные условия и размеры необходимых сумм. Еще одной неприятностью для пенсионеров становится ежегодное повышение данной суммы. Так если в 2012 году достаточная сумма в накопительном фонде для перехода на пенсионный аннуитет составляла в возрасте 55 лет для мужчин – 2,5 миллиона тенге, для женщин – около 3 миллионов тенге, то в 2016 году для мужчин – около 6,2 миллиона тенге, а для женщин – около 9 миллионов тенге.

Достаточная сумма накоплений для заключения договора пенсионного аннуитета рассчитывается специалистами КСЖ и зависит от возраста и пола гражданина.

В случае недостаточности накоплений для заключения договора пенсионного аннуитета, можно осуществить доплату из личных средств добровольными пенсионными взносами в ЕНПФ.

После заключения договора со страховой компанией, средства гражданина переводятся из ЕНПФ в эту компанию, и после чего компания начинает производить аннуитетные выплаты по графику. Выплаты, по желанию гражданина, могут производиться ежегодно, раз в полгода, ежеквартально, ежемесячно.

Размер аннуитетной выплаты зависит от размера пенсионных накоплений. Ежемесячная аннуитетная выплата страховой компании не может быть ниже минимальной пенсии, установленной законодательством РК на момент заключения договора.

Пенсионные выплаты ежегодно индексируются, т.е. каждый год выплаты гражданину, производимые по графику, увеличиваются на 5%.

Возраст, по достижении которого, гражданин может заключить договор по пенсионному аннуитету: для мужчин – 55 лет; для женщин:

  • до 1 января 2018 года – 50 лет;
  • с 1 января 2018 года – 50,5 года;
  • с 1 января 2019 года – 51 года;
  • с 1 января 2020 года – 51,5 года;
  • с 1 января 2021 года – 52 лет;
  • с 1 января 2022 года – 52,5 года;
  • с 1 января 2023 года – 53 лет;
  • с 1 января 2024 года – 53,5 года;
  • с 1 января 2025 года – 54 лет;
  • с 1 января 2026 года – 54,5 года;
  • с 1 января 2027 года – 55 лет;

Преимущества пенсионного аннуитета

Из преимуществ перевода средств из ЕНПФ в страховые компании можно выделить:

  1. Досрочный выход на пенсию – начать получать выплаты в 55 лет (в 50 лет для женщин).
  2. Получение регулярных выплат на протяжении всей жизни. Выплаты не прекращаются, даже если сумма выплат превысит сумму переведенных накоплений.
  3. Возможность использовать добровольные пенсионные взносы для заключения договора с КСЖ, если сумма в ЕНПФ на данный момент недостаточна.
  4. Ежегодное увеличение аннуитетных выплат на 5 %.
  5. В случае смерти пенсионера, накопления передаются по наследству. Выплаты будут производиться наследнику до окончания гарантированного срока.

Перечень страховых компаний

На сегодняшний день на рынке действует 6 компаний по страхованию жизни (КСЖ), с которыми можно заключить договор пенсионного аннуитета:

  1. «Государственная аннуитетная компания»
  2. «Казкоммерц-Life»
  3. «Халык-Life»
  4. «Asia Life Insurance»
  5. «Nomad Life»
  6. «Standard Life» (бывш. «КСЖ «Grandes»)

На пенсию в 63 года начнут выходить женщины, родившиеся в 1964 году - Марченко

На пенсию в 63 года начнут выходить с 2027 года женщины, родившиеся в 1964 году, сообщил председатель Национального банка РК Григорий Марченко, передает КазТАГ.

«На пенсию в 63 года начнут выходить женщины, начиная с 1 января 1964 года рождения», - сообщил Г. Марченко в ходе онлайн-конференции на портале profinance.kz в четверг.

По его словам, процесс повышения пенсионного возраста для женщин будет проходить поэтапно: с 1 января 2018 года - по достижении 58,5 лет; с 1 января 2019 года - по достижении 59 лет; с 1 января 2020 года - 59,5 лет; с 1 января 2021 года - 60 лет; с 1 января 2022 года - 60,5 лет; с 1 января 2023 года - 61 года; с 1 января 2024 года - 61,5 года; с 1 января 2025 года - 62 лет; с 1 января 2026 года - 62,5 лет; с 1 января 2027 года - 63 года соответственно.

Выход на пенсию в Казахстане: расчет размера пенсии, пенсионный возраст и изменения в пенсионном законодательстве

Всех граждан нашей республики в том или ином возрасте интересуют вопросы пенсионного обеспечения от государства: как выйти на пенсию, как подсчитать размер полагаемых пенсионных выплат и, в целом, какая государственная поддержка реализуется для граждан, уже вышедших на пенсию? Более подробную информацию по всем вопросам о пенсионном обеспечении в Республике Казахстан вы сможете найти, прочитав данную статью.

В соответствии со статьей 28 Конституции Республики Казахстан гражданину Республики Казахстан гарантируется минимальный размер заработной платы и пенсии, социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, по случаю потери кормильца и по иным законным основаниям.

Пенсионное обеспечение в республике осуществляется в соответствии с Законом Республики Казахстан от 21 июня 2013 года «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» (далее – Закон).

Пенсия – это совокупность государственной базовой пенсионной выплаты и (или) пенсионных выплат по возрасту и (или) пенсионных выплат за выслугу лет и (или) из единого накопительного пенсионного фонда, и (или) добровольного накопительного пенсионного фонда.

Право на пенсионные выплаты имеют граждане Республики Казахстан, иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Казахстан, если иное не предусмотрено законами и международными договорами.

В настоящее время в Казахстане функционирует многоуровневая пенсионная система, состоящая из базового, обязательного и добровольного уровней.

первый уровень (базовый) – государственная базовая пенсионная выплата (республиканский бюджет);

второй уровень (обязательный) – пенсии из солидарной системы (республиканский бюджет) и единого накопительного пенсионного фонда за счет обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов;

третий уровень (добровольный) – выплаты за счёт добровольных пенсионных взносов.

На базовом уровне предусмотрена государственная базовая пенсионная выплата, которая назначается гражданам, а также лицам, постоянно проживающим на территории республики, при достижении пенсионного возраста и осуществляется независимо от получения солидарной и/или накопительной пенсии.

Размер базовой пенсионной выплаты для всех получателей в настоящее время одинаковый и составляет 16 037 тенге. Получателями государственной базовой пенсионной выплаты являются более 2 млн. чел.

В реализацию Послания с 1 июля 2018 года изменится методика ее назначения. Она будет назначаться в зависимости от стажа участия в пенсионной системе.

Новый механизм назначения базовой пенсии заключается в следующем:

Ее размер при стаже участия в пенсионной системе 10 и менее лет либо его отсутствии будет равен 54% от величины прожиточного минимума (ПМ), за каждый год сверх 10 лет ее размер будет увеличиваться на 2% и при стаже 33 и более лет она будет равна величине прожиточного минимума.

За каждый год, отработанный сверх 10 лет, базовая пенсия будет увеличиваться на 2%. Например, стаж 20 лет – базовая пенсия 74% от ПМ, работал 30 лет – базовая пенсия – 94% от ПМ, при стаже 33 и более лет размер базовой пенсии составит 100% ПМ.

При этом в стаж участия в пенсионной системе будет включаться:

- трудовой стаж, выработанный до 1 января 1998 года,

- накопительный стаж (фактический стаж уплаты пенсионных взносов) после 1 января 1998 года;

- иные социально-значимые периоды (уход за ребенком до 3 лет - но не более 12 лет - что будет приниматься за трудовой стаж, периоды ухода за инвалидом первой, второй групп, или лицам старше 80 лет, инвалидом с детства до 16 лет, время проживания супруг военнослужащих, сотрудников спецгосорганов, дипломатических работников и др.).

Новая методика назначения базовой пенсии соответствует принципу социальной справедливости, так как не только позволит улучшить материальное положение пенсионеров, но и послужит усилению трудовой мотивации и формализации трудовых отношений граждан. То есть, чем дольше человек работает – тем больше у него пенсия (как накопительная, так и базовая).

Эта новшество будет распространяться и на будущих, и на состоявшихся пенсионеров, которым с 1 июля 2018 года будет произведен перерасчет базовой пенсии.

Второй уровень (обязательный) – это:

1) солидарные пенсии, выплачиваемые за счет республиканского бюджета в зависимости от трудового стажа, выработанного по состоянию на 1 января 1998 года;

2) выплаты из единого накопительного пенсионного фонда (далее – ЕНПФ) за счёт пенсионных накоплений работников.

При назначении солидарной пенсии по возрасту трудовой стаж учитывается только до 1 января 1998 года, так как с этой даты начался переход к накопительной пенсионной системе, предусматривающей перечисление обязательных пенсионных взносов в единый накопительный пенсионный фонд всеми работающими.

За трудовой стаж после 1 января 1998 года осуществляются пенсионные выплаты из ЕНПФ исходя из индивидуальных пенсионных накоплений, сформированных за счет обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов.

В соответствии с Законом исчисление размера пенсионных выплат по возрасту осуществляется исходя из среднемесячного дохода за любые 3 года подряд независимо от перерывов в работе с 1 января 1995 года. При этом размер среднемесячного дохода за период с 1 января 1998 года устанавливается соответственно доходу, с которого осуществлялись обязательные 10-процентные пенсионные взносы в ЕНПФ.

Законом предусмотрен предельный размер среднемесячного дохода (СМД), принимаемого для исчисления солидарной пенсии (учитывается в пределах 46-кратного месячного расчетного показателя), устанавливаемого ежегодно законом о республиканском бюджете), а также ограничение максимального размера пенсионной выплаты (75 % от СМД).

В соответствии с Концепцией дальнейшей модернизации пенсионной системы Республики Казахстан до 2030 года, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 18 июня 2014 года № 841, для поддержания размеров солидарных пенсий на приемлемом уровне их размеры ежегодно индексируются с опережением уровня инфляции на два процента.

Пенсии из накопительной пенсионной системы

С переходом к накопительной пенсионной системе, предусматривающей перечисление обязательных пенсионных взносов всеми работающими, при этом каждый работодатель обязан осуществлять регулярное перечисление ОПВ в размере 10% от ежемесячного дохода работника (не более 75-кратного размера минимальной заработной платы) на индивидуальный пенсионный счет работника, открытый в ЕНПФ.

В соответствии со статьей 31 Закона право на пенсионные выплаты имеют лица, имеющие пенсионные накопления в ЕНПФ:

1) при достижении пенсионного возраста – 58 лет 6 месяцев для женщин / 63 года для мужчин;

2) при достаточности пенсионных накоплений для обеспечения выплаты не ниже размера минимальной пенсии, мужчины по достижении 55 лет и женщины – 50 лет 6 месяцев путем заключения договора пенсионного аннуитета;

3) инвалиды первой и второй групп, если инвалидность установлена бессрочно;

4) выехавшие на постоянное место жительства за пределы Республики Казахстан иностранцы и лица без гражданства, представившие документы, подтверждающие факт выезда.

Пенсионные выплаты из ЕНПФ с 1 января 2018 года осуществляются по графику ежемесячно и определяется как одна двенадцатая годовой суммы пенсионных выплат, исчисленной в соответствии с Методикой осуществления расчета размера пенсионных выплат, а также установления минимального размера ежемесячной пенсионной выплаты из ЕНПФ не менее 54 процентов от прожиточного минимума, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете.

Право изъять «единовременно», то есть получить пенсионную выплату из ЕНПФ разово смогут только те лица, у которых общая сумма пенсионных накоплений не превышает 12-кратного размера минимальной пенсии (в 2019г. – 433 296 тенге).

В случае, если остаток пенсионных накоплений на индивидуальном пенсионном счете после осуществления очередной ежемесячной выплаты составляет сумму менее 54 процентов от прожиточного минимума, данный остаток будет выплачиваться вместе с суммой очередной выплаты.

Введенные с 1 января 2018 года в порядок осуществления пенсионных выплат из ЕНПФ изменения будут способствовать как увеличению размера совокупных ежемесячных пенсионных выплат за счет бюджетных средств и за счет накопительной пенсии из ЕНПФ, так и продолжительности ежемесячных выплат из ЕНПФ.

Пенсионные накопления, сформированные за счет обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов наследуются и на них распространяется гарантия по сохранности обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов с учетом уровня инфляции.

Для получения пенсионных накоплений, сформированных за счет ОПВ, ОППВ, граждане должны обратиться в ЕНПФ и предоставить следующие документы:

- заявление о назначении пенсионных выплат;

- копию документа, удостоверяющего личность получателя, и оригинал для сверки;

- сведения о банковском счете получателя.

Пенсионные накопления, сформированные за счет ОПВ, ОППВ наследуются и на них распространяется гарантия по сохранности обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов с учетом уровня инфляции.

Третий уровень (добровольный) – выплаты за счёт добровольных пенсионных взносов.

Добровольные пенсионные взносы – деньги, вносимые вкладчиками по своей инициативе в ЕНПФ и (или) добровольный накопительный пенсионный фонд за себя или третьими лицами. Их ставка, период уплаты определяются договором о пенсионном обеспечении за счет добровольных пенсионных взносов.

Вкладчиками добровольных пенсионных взносов является физическое или юридическое лицо, осуществляющее за счет своих собственных средств добровольные пенсионные взносы.

В целом, добровольный уровень пенсионного обеспечения стимулирует личную ответственность граждан за пенсионное обеспечение.

Таким образом, действующая модель пенсионного обеспечения ориентирована на персональную ответственность каждого гражданина за свое будущее пенсионное обеспечение.

Многоуровневая модель социальной защиты в Республике Казахстан

В Республике Казахстан социальная защита лиц, утративших трудоспособность либо потерявших кормильца, является многоуровневой и состоит из следующих выплат:

первый уровень (базовый) – государственные социальные пособия по инвалидности или потере кормильца из государственного бюджета.

Размеры государственных социальных пособий по инвалидности и по случаю потери кормильца зависят от величины прожиточного минимума, поэтому пересматриваются в связи с изменением этой величины.

В рамках оптимизации социальных выплат с 1 января 2018 года два вида ежемесячных пособий, получаемых инвалидами, объединены в одно (размеры государственных социальных пособий по инвалидности повышены на размер упраздняемого специального государственного пособия). Кроме того, пересмотрена структура прожиточного минимума.

В этой связи с 1 января 2018 года размеры указанных пособий в связи с пересмотром структуры ПМ в очередной раз повышены до 16 процентов.

второй уровень (обязательный) – социальные выплаты из Государственного фонда социального страхования, если за пострадавшего работника работодатель уплачивал социальные отчисления в Государственный фонд социального страхования (введены с 2005 года).

Система обязательного социального страхования направлена на создание дополнительной формы социальной защиты работников формального сектора при наступлении социальных рисков н случай утраты трудоспособности и потери кормильца.

Размеры социальных выплат напрямую зависят от дохода работника, степени утраты общей трудоспособности, количества иждивенцев умершего кормильца и продолжительности отчислений в систему обязательного социального страхования.

третий уровень (дополнительный) – предусматривает страховые выплаты из страховой организации, если утрата трудоспособности связана с трудовым увечьем или профессиональным заболеванием, и если в пользу пострадавшего работника был заключен договор обязательного страхования работника от несчастных случаев. Размер указанных выплат зависит от заработной платы, получаемой до увечья и степени утраты профессиональной трудоспособности.

Таким образом, если несчастный случай произошел с работником при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей, то этот работник, а в случае его гибели иждивенцы, в дополнение к государственным социальным пособиям по инвалидности или потери кормильца имеет право на дополнительные виды выплат, предусмотренные законодательством об обязательном социальном страховании и страховании работника от несчастных случаев.

Право на назначение государственного специального пособия по Списку №1, №2 регулируется Законом Республики Казахстан от 13.07.1999 года № 414 «О государственном специальном пособии лицам, работавшим на подземных и открытых горных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда или на работах с вредными и тяжелыми условиями труда».

Так, граждане, имевшие по состоянию на 1 января 1998 года стаж работы по Списку №1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных и открытых горных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, утверждаемому Правительством Республики Казахстан, имеют право на назначение пособия:

мужчины – по достижении 53 лет и при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 10 лет на указанных работах;

женщины – по достижении 48 лет и при стаже работы не менее 15 лет, из них не менее 7 лет 6 месяцев на указанных работах.

Граждане, имевшие по состоянию на 1 января 1998 года стаж работы по Списку №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утверждаемому Правительством Республики Казахстан, имеют право на назначение пособия:

мужчины – по достижении 58 лет и при стаже работы не менее 25 лет, из них не менее 12 лет 6 месяцев на указанных работах;

женщины – по достижении 53 лет и при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 10 лет на указанных работах.

Размер пособия зависит от месячного расчетного показателя, утверждаемого республиканским бюджетом на соответствующий финансовый год.

С 1 января 2018 года размеры государственных специальных пособий по Спискам № 1 и № 2 с учетом повышения составили 22 656 тенге и 20 154 тенге соответственно.

Пособие по возрасту

В каких случаях выплачивается пособие по возрасту?

Пособия по возрасту назначаются гражданам при отсутствии права на пенсионные выплаты по достижении возраста, установленного Законом Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан».

Для назначения пособия по возрасту лицо вправе обратиться через веб-портал «электронного правительства».

В связи с упразднением государственного социального пособия по возрасту назначенные государственные социальные пособия по возрасту с 1 июля 2018 года выплачиваются в форме государственной базовой пенсионной выплаты.

Пенсионный возраст в РК

Пенсионный возраст для мужчин составляет в 63 года, для женщин – 58 лет 6 месяцев. В соответствии с ст. 11 Закона РК «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» пенсионный возраст для женщин повышается ежегодно по 6 месяцев в течение 10 лет до 2027 года.

Поэтапное повышение пенсионного возраста женщин:

  • с 1 января 2018 года - по достижении 58,5 лет;
  • с 1 января 2019 года - по достижении 59 лет;
  • с 1 января 2020 года - по достижении 59,5 лет;
  • с 1 января 2021 года - по достижении 60 лет;
  • с 1 января 2022 года - по достижении 60,5 лет;
  • с 1 января 2023 года - по достижении 61 года;
  • с 1 января 2024 года - по достижении 61,5 года;
  • с 1 января 2025 года - по достижении 62 лет;
  • с 1 января 2026 года - по достижении 62,5 лет;
  • с 1 января 2027 года - по достижении 63 лет.

Таким образом, это касается женщин, родившиеся с 1960-1964 г.г.

В более раннем возрасте выход предусмотрен для:

1) граждан, проживавших с 29 августа 1949 года по 5 июля 1963 года (не менее 5 лет) в зонах экологического риска, пострадавших вследствие испытаний ядерного оружия на Семипалатинском ядерном полигоне;

  • мужчины – по достижении 50 лет;
  • женщины – по достижении 45 лет.

2) женщин, родивших либо усыновивших 5 и более детей и воспитавших их до 8 летнего возраста, при достижении 53 лет.

Для участниц накопительной пенсионной системы при достаточности пенсионных накоплений сохранено право назначения пенсионных выплат из накопительной пенсионной системы в 50 лет 6 месяцев в случае приобретения пенсионного аннуитета.

Порядок налогообложения пенсионных выплат

В соответствии с положениями статьи 326 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (далее – Налоговый Кодекс), пенсионные выплаты, осуществляемые АО «ЕНПФ» (далее – ЕНПФ), относятся к доходу, облагаемому у источника выплаты индивидуальным подоходным налогом (далее – ИПН).

Согласно пункту 1 статьи 320 Налогового Кодекса доходы получателя в виде пенсионных выплат из ЕНПФ облагаются ИПН по ставке 10 (десять) процентов.

Удержание ИПН производится от суммы выплат совокупно по всем договорам вкладчика (получателя) за счет обязательных пенсионных взносов (далее – ОПВ), обязательных профессиональных пенсионных взносов (далее – ОППВ), добровольных пенсионных взносов (далее – ДПВ).

Лицами, имеющими право на налоговый вычет из дохода в виде пенсионных выплат из ЕНПФ в соответствии со статьей 345 Налогового кодекса, являются:

1) получатели пенсионных выплат из пенсионных накоплений, сформированных за счет ОПВ и ОППВ, в соответствии с законодательством Республики Казахстан, за счет ДПВ в соответствии с условиями договора о пенсионном обеспечении за счет ДПВ –

в размере одного минимального размера заработной платы, установленного законом о республиканском бюджете, и действующего на дату начисления дохода в виде пенсионной выплаты, за каждый месяц, за который осуществляется пенсионная выплата;

2) получатели пенсионных выплат – физические лица-резиденты Республики Казахстан, достигшие пенсионного возраста и выехавшие на постоянное место жительства за пределы Республики Казахстан – в размере двенадцатикратного минимального размера заработной платы, установленного законом о республиканском бюджете, и действующего на дату начисления дохода в виде пенсионной выплаты.

Согласно пункту 1 статьи 343 Налогового кодекса налоговый вычет в размерах, определенных пунктом 1 статьи 345 Налогового кодекса, применяется на основании заявления физического лица о применении налогового вычета и копий подтверждающих документов.

Пенсионные выплаты, осуществляемые ЕНПФ физическим лицам, являющимся нерезидентами Республики Казахстан, в соответствии с положениями пункта 3 статьи 655 Налогового кодекса облагаются ИПН путем применения ставки, установленной пунктом 1 статьи 320 Налогового кодекса (10 (десять) процентов), без осуществления налоговых вычетов.

Доход физических лиц в виде пенсионных накоплений, унаследованных в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, облагается ИПН по ставке 10 (десять) процентов без осуществления налоговых вычетов.

Читайте так же:  Претензия по товару с истекшим сроком годности
Для любых предложений по сайту: [email protected]