Комментарии к СТ 28.3 КоАП РФ
Статья 28.3 КоАП РФ. Должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях
Комментарий к статье 28.3 КоАП РФ:
1. Цель данной статьи - обеспечение законности и обоснованности возбуждения дел об административных правонарушениях (см. комментарий к ст. ст. 28.1 и 28.2).
2. В ч. 1 данной статьи устанавливается, что протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица органов, уполномоченных рассматривать дела в соответствии с главой 23 Кодекса (ст. ст. 23.3 - 23.76). Вместе с тем в ч. 1 данной статьи предусмотрена возможность предоставления права составлять упомянутые протоколы должностным лицам других федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и территориальных органов, иных государственных органов, на которые возложены контрольно-надзорные функции федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ, но которые не отнесены КоАП РФ к субъектам административной юрисдикции.
Кроме того, учитывая тенденцию передачи полномочий Российской Федерации по осуществлению контроля и надзора в ведение субъектов РФ, в частности в сферах природопользования, жилищно-коммунального хозяйства и по некоторым другим вопросам, в указанной части данной статьи предусмотрено право должностных лиц органов исполнительной власти субъектов РФ также составлять протоколы об административных правонарушениях по отдельным статьям КоАП РФ, что закреплено в соответствующих пунктах ч. 2 данной статьи.
Таким образом, ч. 1 комментируемой статьи содержит общие правила определения перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях.
3. Круг лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях по ч. ч. 2, 3 и 4 ст. 14.1 и ст. 19.20, значительно расширен нормами ч. 3 рассматриваемой статьи за счет указания на должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензий. Круг таких органов и их компетенция в области лицензирования определяются Правительством РФ в соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности".
В этой же части данной статьи установлено право должностных лиц, осуществляющих производство по делам об административных правонарушениях, составлять протоколы об умышленном невыполнении их законных требований (ст. 17.7), о заведомо ложных показаниях свидетеля, заключении эксперта и некоторых других участников производства (ст. 17.9).
В связи с установлением административной ответственности за заведомо ложное заключение эксперта при осуществлении государственного надзора (контроля), предусмотренной ст. 19.26 Кодекса, в ч. 3 данной статьи внесено соответствующее изменение. Введено общее правило: помимо случаев, предусмотренных ч. 2 данной статьи, протоколы по ст. 19.26 вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, уполномоченных осуществлять государственный надзор (контроль).
4. Часть 4 данной статьи содержит отсылочную норму, указывая, что перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с ч. ч. 1 - 3 данной статьи, устанавливается соответствующими федеральными органами исполнительной власти. Ныне такие перечни утверждены заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и опубликованы в установленном порядке.
В настоящее время идет процесс передачи ряда надзорных и контрольных полномочий в ведение уполномоченных органов субъектов РФ, в том числе в сфере охраны природных объектов. В этой связи в ч. 4 комментируемой статьи предусмотрено право указанных выше органов определять перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, ответственность за которые установлена КоАП РФ.
Вместе с тем органы исполнительной власти субъектов РФ должны определять перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, ответственность за которые установлена законом соответствующего субъекта РФ.
5. Часть 5 комментируемой статьи в исключение из общих правил, установленных ч. 1 статьи, определяет перечень лиц, не являющихся, как правило, должностными лицами органов исполнительной власти, но в силу возложенных на них задач и функций вправе составлять протоколы об административных правонарушениях по конкретным статьям Особенной части КоАП РФ. Это члены коллегиальных органов административной юрисдикции, инспекторы Счетной палаты РФ, капитаны морских судов и др.
В п. 12 этой же ч. 5 предусмотрено право должностных лиц, вынесших постановление об административных наказаниях в виде административного штрафа в отношении физических лиц, составлять протоколы по ст. 20.25 КоАП РФ, устанавливающие ответственность за неуплату административного штрафа в установленный срок. По делам, рассмотренным судьями, такие протоколы составляют судебные приставы-исполнители.
6. Часть 6 комментируемой статьи относит к ведению субъекта РФ определение перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ, а также протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. ч. 3 и 4 ст. 14.1 и ч. ч. 2 и 3 ст. 19.20 в отношении видов деятельности, лицензирование которой осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ.
Статья 28.3. Должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях
Статья 28.3. Должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях
1. Анализ правил ч. 1-4 ст. 28.3 позволяет сделать ряд выводов:
1) протоколы (см. об их содержании коммент. к ст. 28.2) об административных правонарушениях, предусмотренных в нормах гл. 5-21 КоАП, составляются должностными лицами (а не иными уполномоченными лицами, см. о том, кто признается должностным лицом, коммент. к ст. 2.4, 2.5) органов, которые уполномочены рассматривать дела об административном правонарушении в соответствии с нормами КоАП (см. коммент. к ним); при этом должностное лицо каждого из указанных органов составляет такие протоколы лишь в пределах компетенции того или иного органа (ясно, например, что протокол о совершении административного правонарушения, предусмотренного в ст. 12.14 "Нарушение правил маневрирования", составляют должностные лица ГИБДД, а не налоговых органов);
2) кроме случаев, указанных в ч. 2 ст. 28.3, протоколы об административных правонарушениях (каждый с учетом своей компетенции и полномочий соответствующего органа) вправе составлять также должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений (например, служб, департаментов, управлений, отделов) территориальных органов (например, ИФНС по городам и районам), их учреждений (например, учреждений уголовно-исполнительной системы), а также иных госорганов в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами (например, Законом о ФСБ, Законом о милиции и др.) либо нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ. Часть 4 ст. 28.3 изложена Законом от 31.12.05 в новой редакции (она вступила в силу с 01.01.06). Установлено, что перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, указанных в частях 1-3 ст. 28.3, соответственно определяют руководители уполномоченных федеральных госорганов и госорганов субъектов РФ. После вступления в силу (с 28.03.10) изменений, внесенных в ч. 2 ст. 28.3 Законом N 380 от 28.12.09 установлено, что помимо случаев, предусмотренных в ч. 1 ст. 23.8 протоколы об АП вправе составлять также ДЛ органов исполнительной власти субъекта РФ в случае передачи им полномочий РФ на осуществление государственного контроля и надзора указанные в ст. 28.2 (см. также комментарий к ст. 1.3.1).
В случаях, когда протокол (в соответствии с нормами КоАП) составляется только должностными лицами госорганов субъектов РФ - перечень последних определяется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ;
3) в соответствующих пунктах ч. 2 ст. 28.3 указаны должностные лица уполномоченных органов, которые вправе составлять протоколы об административных правонарушениях. Для правильного применения норм ч. 1, 2 ст. 28.3 необходимо учитывать:
а) положения ст. 5 Закона N 196 о том, что органы, должностные лица, не уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с КоАП, обязаны передать дела об административных правонарушениях судьям, должностным лицам и органам, которые вправе рассматривать такие дела (после 1 июля 2002 г.) в соответствии с КоАП;
б) что наименования, структура, полномочия органов, упомянутых в ч. 1, 2 ст. 28.3 (а также их должностные лица) весьма часто меняются (примером могут служить изменения, периодически вносимые Указом N 314). В связи с этим необходимо руководствоваться правилами ст. 22.3 о подведомственности дел об административном правонарушении в случае упразднения, реорганизации или переименования органов (должностей должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях (см. коммент. к ст. 22.3);
4) помимо случаев, предусмотренных в ч. 2 ст. 28.3, протоколы по делам об административных правонарушениях, связанных с осуществлением предпринимательской либо иной деятельности без специального разрешения (лицензии) либо с нарушениями (в т.ч. грубыми - это уточнение вступило в силу с 16.07.05) условий лицензирования (в случаях, когда лицензирование предусмотрено в соответствии со ст. 1-3, 17, 18 Закона о лицензировании, см. о таких административных правонарушениях коммент. к ст. 14.1, 19.20), могут составлять также должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений, территориальных органов, иных госорганов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности. При этом необходимо руководствоваться Перечнями видов деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и федеральных органов исполнительной власти, разрабатывающих проекты положений о лицензировании этих видов деятельности (утв. постановлением Правительства РФ от 26.01.06 N 45, в ред. от 15.06.09), (с учетом положений Указа N 314 и последующих изменений и дополнений указанного Перечня).
Следует иметь в виду, что Законом N 380 от 28.12.09 с 28.03.10 пункты 1, 4, 10, 16, 18, 19, 22, 44, 58, 63, 66 части 2 ст. 28.3 - изложены в новой редакции; а пункты 2, 3, 20, 23-26, 40, 45-47, 49, 57, 60, 68, 76 ч. 2 ст. 28.3 - признаны утратившими силу. В остальные пункты ч. 2 ст. 28.3 - внесены изменения. Кроме того, ч. 2 ст. 28.3 дополнена с 28.03.19 пунктом 91 (о полномочиях ДЛ органов по контролю и надзору за деятельностью бюро кредитных историй);
5) протоколы по делам об административных правонарушениях, связанных с невыполнением законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу (см. коммент. к ст. 17.7), с заведомо ложными показаниями свидетеля, пояснениями специалиста, заключением эксперта или заведомо неправильным переводом (см. коммент. к ст. 17.9) вправе также составлять органы (и их должностные лица), уполномоченные осуществлять производство по делам об административных правонарушениях. Кроме того, с 01.10.04 (после вступления в силу Закона N 118) протокол о таком административном правонарушении, как заведомо ложное заключение экспертиза (см. об этом коммент. к ст. 19.26) вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений, и территориальных органов, а также иных госорганов, уполномоченных осуществлять государственный контроль (надзор), например, санитарный надзор. См. также комментарий к ст. 20.25;
6) перечни должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях (в соответствии с ч. 1, 2 и 3 ст. 28.3), устанавливаются федеральными органами исполнительной власти. Эти перечни должны быть приведены в соответствие с КоАП и Указом N 314 (ст. 7 Закона N 196). Примерами таких "перечней" могут служить Перечень должностных лиц Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях (утв. приказом Минэкономразвития от 05.12.08 N 432 в ред. от 03.09.09); Перечень должностных лиц Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях" (утв. приказом Росалкогольрегулирования от 24.07.09 N 27) и др.
2. Законом N 380 от 28.12.09 ч. 5 ст. 28.3 также изложена в новой редакции (она вступила в силу с 28.03.10). Применяя правила ч. 5 ст. 28.3, необходимо обратить внимание на то, что протоколы об административных правонарушениях вправе составлять:
1) члены избирательных комиссий, комиссии референдума (с правом решающего голоса), уполномоченные на это (решениями, постановлениями и т.п.) избирательной комиссией (комиссией референдума), - по делам о таких правонарушениях, как:
а) нарушение прав члена избирательной комиссии либо комиссии референдума наблюдателя и др. лиц, указанных в ст. 5.6 - до 28.03.10 (см. коммент. к ст. 5.6);
б) неисполнением решений этих комиссий (см. коммент. к ст. 5.3);
в) нарушением порядка представления списков избирателей и участников референдума, а также сведений о них (см. коммент. к ст. 5.4);
г) нарушением порядка представления сведений об избирателях, участниках референдума (см. коммент. к ст. 5.5), а также по делам об административных правонарушениях, предусмотренных в ст. 5.8-5.10, 5.12, 5.15, 5.17-5.20, 5.47, 5.50, 5.51, 5.56 (см. коммент. к ним). При этом изменения, внесенные в абз. 1 части 5 ст. 28.3 Законом N 93 вступили в силу с 21.07.05;
2) члены комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав - по делам об административных правонарушениях, связанных с:
а) неисполнением родителями, законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних (см. коммент. к ст. 5.35);
б) нарушением порядка или сроков представления сведений о несовершеннолетних (см. коммент. к ст. 5.36);
в) незаконными действиями по усыновлению либо передаче ребенка под опеку (попечительство) или в приемную семью (см. коммент. к ст. 5.37);
г) вовлечением несовершеннолетнего в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ (см. коммент. к ст. 6.10);
3) инспекторы Счетной палаты РФ (например, по делам об административных правонарушениях, связанных с незаконным использованием бюджетных средств, нарушением сроков их возврата либо сроков перечисления платы за бюджетные средства, см. коммент. к ст. 15.14-15.16);
4) ДЛ органов государственных внебюджетных фондов (ПФР, ФСС) - по делам об административных правонарушениях, связанных:
- до 01.01.2010 (до вступления в силу изменений, внесенных в ч. 5 ст. 28.3 Законом N 213 от 24.07.09) и после 28.03.10 (после вступления в силу изменений внесенных Законом N 380 от 28.12.09) с:
а) нарушением сроков подачи заявления о постановке на учет в орган государственного внебюджетного фонда (см. коммент. к ст. 15.3), а также сроков открытия (закрытия) банковского счета (см. коммент. к ст. 15.4);
б) непредоставлением сведений, необходимых для осуществления органом государственного внебюджетного фонда контроля (см. коммент. к ст. 15.6);
в) нарушением порядка открытия счета в банке налогоплательщику (см. коммент. к ст. 15.7);
г) нарушением срока исполнения поручений о перечислении взносов в орган государственного внебюджетного фонда (см. коммент. к ст. 15.8).
О том, что правила последнего абзаца ч. 5 ст. 28.3 не совсем соответствовали до 01.01.2010 нормам НК, Закона N 167 и Закона N 125, см. коммент. к ст. 15.3, 15.4, 15.6, 15.7, 15.8. Впредь до устранения этих противоречий приоритет имели нормы указанных законов (как специальные нормы перед общими);
- после 01.01.2010 - связанных с нарушением банком срока исполнения поручения плательщика о перечислении страховых взносов (см. комментарий к ст. 15.10), с нарушением сроков регистрации в государственных внебюджетных фондах и сроков представления в них документов и сведений (см. комментарий к ст. 15.32, 15.33). Однако данное положение утратило силу с 28.03.10 (в связи с вступлением в силу изменений, внесенных Законом N 380 от 28.12.09; т.е. по существу вернулись к старой редакции, действовавшей до 01.01.2010);
5) ДЛ органов и учреждений уголовно-исполнительной системы - по делам об АП предусмотренным в ст. 17.7, 17.9, ч. 1 ст. 19.3, ч. 1 ст. 19.5, ст. 19.6, 19.7, 19.12, ч. 1 ст. 20.25;
6) ДЛ органов и учреждений осуществляющих пробирный надзор и контроль над производством, извлечением, переработкой и иными операциями с драгоценными металлами и камнями - по делам об АП исчерпывающим образом перечисленными в п. 6 ч. 5 ст. 28.3;
7) ДЛ органов ведомственной охраны, учреждений осуществляющих государственный лесной контроль и пожарный надзор в лесах, а также осуществляющих государственную охрану территорий национальных парков и природных заповедников - по делам об АП перечисленных (соответственно) в п. 7-10 ч. 5 ст. 28.3;
8) должностные лица госкорпорации "Росатом" - по делам об АП, предусмотренных частями 2-4 ст. 14.1 (см. комментарий к ней);
9) судебные приставы и иные ДЛ прямо указанные в п. 12 ч. 5 ст. 28.3 - по делам об АП предусмотренных ч. 1 ст. 20.25;
10) капитаны судов перечисленных в п. 13 ч. 5 ст. 28.3 по делам об АП, предусмотренных в ч. 2 и 5 ст. 11.17 (см. комментарий к ней);
11) ДЛ учреждений, находящихся в ведении (с учетом правил ст. 1.3.1, см. комментарий к ней) субъектов РФ - по делам об АП перечисленных в п. 14 и 15 ч. 5 ст. 28.3.
Нужно иметь в виду, что законодатель весьма часто вносит изменения в состав ДЛ (в их названия, полномочия и т.п.) уполномоченных составлять протоколы об АП (равно как и в перечень дел об АП по которым они такие протоколы вправе составлять). Поэтому эти изменения следует систематически отслеживать.
3. Специфика правил ч. 6 ст. 28.3 состоит в том, что:
1) они посвящены протоколам об административных правонарушениях, которые предусмотрены не в нормах гл. 5-21 КоАП, а в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях;
2) протоколы об административных правонарушениях по таким делам составляются должностными лицами, уполномоченными на это законами соответствующих субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. После 16.07.05 указанные должностные лица получили также право составлять протоколы по делам об административных правонарушениях, предусмотренных в ч. 3 и 4 ст. 14.1; ч. 2 и 3 ст. 19.20 (см. коммент. к ним);
3) их следует применять с учетом правил ст. 28.5 (о сроках составления протокола об административном правонарушении), ст. 28.6 (о случаях, когда протокол об административном правонарушении не составляется). См. коммент. к ст. 28.5, 28.6.
Законом N 130 ст. 28.3 дополнена: дела об административных правонарушениях предусмотренных частью 1 ст. 19.4, частью 1 ст. 19.5, ст. 19.6, 19.7 рассматривают должностные лица Росфинансмониторинга.
Еще раз подчеркнем (и это нужно учитывать, особенно для случаев рассмотрения дел в суде и пересмотра вступивших в законную силу судебных актов), что в ст. 28.3 весьма часто вносятся изменения. Об изменениях, вступивших в силу с 28.03.10 см. выше. Но в ст. 28.3 вносились изменения и до 28.03.10. Например, в соответствии с Законом N 86 комментируемая статья также была дополнена: административные правонарушения, предусмотренные в ст. 6.9, 6.13, ч. 3 ст. 19.3, 19.4, ч. 1 ст. 19.5, ст. 19.6, 19.7, 20.22 (при потреблении наркотических средств) КоАП, рассматривают органы ФНС России. Кроме того, после вступления в силу Закона о лотереях (с 01.01.04) должностные лица органов регулирующих отношения в области организации и проведения лотерей получили право составлять протоколы о совершении административных правонарушениях, предусмотренных в ст. 14.27, ч. 1 ст. 19.4, ст. 19.5-19.7 (см. коммент. к ним), а с 16.07.05 (после вступления в силу Закона N 80) должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль за безопасностью взрывоопасных производств получили право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных в ч. 3 ст. 9.1 (см. коммент.). Ст. 28.3 была также дополнена Законом N 141 от 19.07.07 (дополнение вступило в силу с 01.08.07 и установило, что должностные лица органов занятости населения составляют протоколы об административных правонарушениях предусмотренных в ч. 3 ст. 18.15, ч. 1 ст. 19.5, в ст. 19.7) и Законом N 230 от 18.10.07 (было установлено, что с 24.10.07 протоколы составляют также должностные лица госорганов субъектов РФ осуществляющие полномочия в области занятости населения, переданные РФ своим субъектам (т.е. об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.42 и 19.7). Федеральным законом от 29.04.08 N 58-ФЗ было установлено, что с 07.05.08 должностные лица ФОИВ уполномоченных осуществлять контроль за иностранными инвестициями в РФ составляют протоколы по АП, предусмотренные в ст. 19.6 и 19.7 (см. комментарий к ним). Законом N 148 от 22.07.08 было установлено, что с 22.07.08 ДЛ Росстройнадзора составляют протоколы по делам об АП, предусмотренных в ст. 9.5.1 (см. комментарий к ней). Федеральным законом от 03.06.09 N 104-ФЗ было установлено, что с 01.12.09 ДЛ Рособразования составляют протоколы по делам об АП предусмотренных в ст. 5.57, ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, ст. 19.6, 19.7, 19.30 (см. комментарий к ним). И в дальнейшем ст. 28.3 будет неоднократно изменяться и дополняться, что необходимо отслеживать.
4. Для правильного определения круга должностных лиц, которые вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, перечисленных в ст. 28.3, необходимо также учитывать в частности положения таких нормативно правовых актов, как:
1) приказ МВД РФ N 444 от 02.06.05 "О полномочиях должностных лиц МВД России и ФМС России по составлению протоколов по делам об административных правонарушениях и административному задержанию";
2) приказ Роспотребнадзора от 01.06.05 N 421 "Об утверждении Перечня должностных лиц Роспотребнадзора и его территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях";
3) приказы Минтранса РФ N 53 от 26.05.05 "Об утверждении Перечня должностных лиц ФГУП "Управление ведомственной охраны Минтранса РФ "уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях предусмотренных ст. 20.17 КоАП, и осуществлять административное задержание" и от 30.09.05 N 115 "Об утверждении Перечня должностных лиц Федерального агентства геодезии и картографии и его территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях";
4) приказ Роскомрыболовства РФ N 491 от 29.12.08 "О реализации отдельных положений КоАП РФ в сфере рыболовства и сохранения водных биоресурсов";
5) приказы МЧС РФ от 05.05.05. N 380 "Об утверждении Перечня должностных лиц госинспекции по маломерным судам МЧС РФ, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях"; от 22.08.06 N 491 "Об утверждении Перечня должностных лиц центрального аппарата МЧС РФ, территориальных органов МЧС РФ составлять протоколы об административных правонарушениях";
6) приказ МПР РФ от 29.04.05 N 115 "Об утверждении Перечня должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях";
7) приказ Мининформсвязи РФ от 07.04.09 N 52 "Об утверждении Перечня должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере связи информационных технологий и массовых коммуникаций и ее территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях";
8) приказ Россельхознадзора от 12.04.05 N 138 "О перечне должностных лиц Россельхознадзора и территориальных управлений Россельхознадзора, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях";
9) приказ ФСТЭК РФ от 11.04.05 N 124 "Об утверждении Перечня должностных лиц Федеральной службы по техническому и экспортному контролю, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях";
10) приказ Минюста РФ от 06.04.05 N 33 "Об утверждении Перечня должностных лиц Федеральной службы судебных приставов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях";
11) приказ Минюста РФ от 28.06.02 N 182 (в ред. от 06.04.05) "Об утверждении перечня должностных лиц Минюста РФ, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях";
12) приказ МЧС РФ от 26.01.09 N 28 "Об утверждении Перечня должностных лиц центрального аппарата МЧС РФ, территориальных органов МЧС РФ, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях";
13) приказ ФСФР РФ от 12.11.04 N 04-936/пз-н "Об утверждении Перечня должностных лиц территориальных органов ФСФР РФ, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях";
14) приказ ФСФР от 25.08.04 N 04-391/пз-н (ред. от 30.03.05) "Об утверждении Перечня должностных лиц ФСФР РФ, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях";
15) приказ Минюста РФ от 16.03.05. N 22 "Об утверждении Перечня должностных лиц Федеральной регистрационной службы, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях";
16) приказ ФТС РФ от 15.03.05 N 198 "О должностных лицах таможенных органов РФ, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание";
17) постановление Правительства РФ N 110 от 02.03.05 "Об утверждении порядка осуществления государственного надзора за деятельностью в области связи";
18) приказ Ростехнадзора от 29.11.04 N 278 "Об утверждении Перечня должностных лиц Федеральной службы по экологическому, технологическому, атомному надзору, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях";
19) приказы ФАС РФ от 19.11.04 N 180 "О перечне должностных лиц территориальных органов ФАС России, управомоченных составлять протоколы об административном правонарушении" и от 05.05.05 N 85 "О Перечне должностных лиц центрального аппарата ФАС РФ уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях"
20) приказы Росфиннадзора N 102 от 17.11.04 "О должностных лицах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, уполномоченных составлять протоколы в соответствии с КоАП" и от 06.08.07 N 91 "О должностных лицах центрального аппарата Росфиннадзора РФ уполномоченных составлять протоколы в соответствии с КоАП, при осуществлении функций по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере";
21) приказ Ростехрегулирования от 17.11.04 N 246 "О должностных лицах Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии и его территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и применять меры производства по делам об административных правонарушениях";
22) приказ Минюста РФ от 10.06.04 N 111 "Об утверждении Методических рекомендациях по организации деятельности территориальных органов Минюста РФ по осуществлению полномочий, представленных КоАП по процедуре банкротства и финансового оздоровления";
23) приказ Минфина РФ от 27.01.04 N 11н "О перечне должностных лиц государственного учреждения "Ведомственная охрана Минфина РФ", уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание";
24) приказ МЧС РФ от 06.02.06 N 68 "Об утверждении Перечня должностных лиц Государственной противопожарной службы Федеральной противопожарной службы, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях";
25) приказ Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков от 07.02.06 N 44 "О должностных лицах органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях";
26) приказ Минэнерго от 06.10.03 N 401 "О реализации КоАП";
27) приказ Минфина РФ от 18.08.03 N 75н "Об утверждении Перечня должностных лиц Федерального пробирного надзора, осуществляющих контроль за исполнением законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, уполномоченных составлять протоколы по делам об административных правонарушениях";
28) приказ Минатома РФ от 13.08.03 N 353 "Об утверждении Перечня должностных лиц ведомственной охраны Минатома РФ, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание";
29) приказ Росфиннадзора от 14.07.05 N 108 "О должностных лицах Федеральной службы по финансовому мониторингу, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях";
30) приказ Росгидромета от 21.04.03 N 101 "О перечне должностных лиц Росгидромета, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях";
31) приказ Роскартографии от 19.02.03 N 47-пр "Об утверждении Перечня должностных лиц Роскартографии, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях";
32) приказ Минимущества РФ от 13.03.03 N 79 "Об установлении Перечня должностных лиц Минимущества РФ и его территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях ";
33) приказ Росгосхлебинспекции от 04.03.03 N 9 "Об утверждении Перечня должностных лиц Государственной хлебной инспекции при Правительстве РФ, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях";
34) приказ Роспатента от 03.03.03 N 30 "Об утверждении Перечня должностных лиц РФ по патентам и товарным знакам, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях";
35) постановление Госкомстата РФ от N 36 от 07.02.03 "О должностных лицах территориальных органов Госкомстата РФ, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях";
36) приказ Минздрава РФ от 24.01.03. N 1 "Об утверждении Перечня должностных лиц государственной санитарно-эпидемиологической службы Федерального управления медико-биологических и экстремальных проблем при Минздраве РФ, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях";
37) приказ ФСС от 31.12.02 N 240 "Об организации работы исполнительных органов ФСС РФ по реализации положений КоАП";
38) приказ Ростехрегулирования от 17.11.04 N 246 "Об утверждении Перечня должностных лиц Государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях";
39) постановление Правления ПФР от 28.10.02 N 126п "Об утверждении Перечня должностных лиц ПФР, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях";
40) приказ Минфина РФ от 22.10.02 N 103н "Об утверждении Перечня должностных лиц органов, осуществляющих федеральный пробирный надзор и государственный контроль за производством, извлечением, переработкой, использованием, обращением, учетом, и хранением драгоценных камней, уполномоченных составлять протоколов по делам об административных правонарушениях";
41) приказ Минэнерго РФ от 19.09.02 N 316 "О должностных лицах Ростехрегулирования, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях";
42) приказ Минтруда РФ от 13.09.02 N 184 "Об утверждении Перечня должностных лиц Федеральной инспекции труда Минтрудсоцразвития РФ, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях";
43) приказ ФСБ РФ от 06.09.07 N 453 "Об утверждении Перечня должностных лиц ФСБ РФ, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и реализации отдельных положений КоАП в органах ФСБ";
44) приказ Госстроя РФ от 18.07.02 N 149 "Об установлении Перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях в области строительства и жилищной сфере";
45) приказ Минэкономразвития РФ от 16.07.02 N 202 "О Перечне должностных лиц органов Госторгинспекции, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях";
46) приказ Минсельхоза РФ от 29.06.02 N 279 "Об утверждении Перечня должностных лиц";
47) приказ Росархива от 18.08.02 N 18 "Об организации работы архивных органов по реализации Федерального закона "О введении в действие КоАП РФ";
48) приказ ФНС РФ от 02.08.05 N САЭ-3-06/354 "Об утверждении Перечня должностных лиц налоговых органов РФ, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях";
49) приказ Россвязьохранкультуры от 21.08.07 N 101 "Об утверждении Перечня должностных лиц Россвязьохранкультуры и ее территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях";
50) приказ ФСО от 10.07.07 N 337 "Об утверждении Перечня должностных лиц государственного комплекса "Завидово" ФСО РФ, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях";
51) приказ Рособоронзаказа от 07.11.06 N 321 "О должностных лицах Федеральной службы по оборонному заказу, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях";
52) приказы Роструда от 17.05.07 N 60 "Об утверждении Перечня должностных лиц Федеральной службы по труду и занятости составлять протоколы об административных правонарушениях при осуществлении надзора и контроля за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов РФ полномочий в области содействия занятости" и от 10.04.06 N 60 "Об утверждении Перечня должностных лиц Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов по государственному надзору и контролю за соблюдением законодательства о труде и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (госинспекций труда в субъектах РФ, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях";
53) приказ ФСТ РФ от 25.12.05 N 249 "Об утверждении Перечня должностных лиц ФСТ, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях";
54) приказ Роспотребнадзора от 01.06.05 N 421 "Об утверждении Перечня должностных лиц Роспотребнадзора и его территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях";
55) приказ Ростуризма от 08.09.06 N 120 "О Перечне должностных лиц Ростуризма, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях";
56) приказ ФМБА РФ от 22.09.09 N 461 "Об утверждении Перечня должностных лиц Федерального медико-биологического агентства и его территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях";
57) приказ Росздравнадзора от 10.10.05 N 2220-Пр/05 "Об утверждении Перечня должностных лиц Росздравнадзора и его территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях";
58) приказ Росатома от 13.04.06 N 168 "О реализации положений КоАП". Следует учитывать, что нормативные правовые акты федеральных госорганов которыми утверждаются перечни должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, постоянно изменяются и обновляются (безусловно это произойдет и в связи с вступлением в силу (с 28.03.10) изменений, внесенных Законом N 380 от 28.12.09. В связи с этим необходимо отслеживать эти изменения и обновления;
59) приказ Рособоронзаказа от 02.09.09 N 57 "Об утверждении перечня должностных лиц Федеральной службы по оборонному заказу и ее территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях";
60) приказ Минэкономразвития от 05.12.08 N 432 "Об утверждении Перечня должностных лиц Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях"
61) приказ Росалкогольрегулирования от 24.07.09 N 27 "Об утверждении Перечня должностных лиц, Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях";
62) приказ Росфинмониторинга от 24.06.09 N 141 "О должностных лицах Федеральной службы по финансовому мониторингу, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях";
63) приказ ФСИН от 08.06.09 N 246 "Об утверждении Перечня должностных лиц учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях";
64) приказ Росохранкультуры от 22.10.08 N 87 "Об утверждении Перечня должностных лиц Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях";
65) приказ ФСО от 21.10.08 N 532 "Об утверждении Перечня должностных лиц Государственного комплекса "Таруса" ФСО РФ, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях"
66) приказ ФМС от 03.06.08 N 137 "О полномочиях должностных лиц системы ФМС РФ по составлению протоколов об административных правонарушениях";
67) приказ Росаэронавигации от 16.04.08 N 44 "Об утверждении Перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях";
68) приказ Ространснадзора от 30.10.07 N ГК-938фс "Об утверждении Перечня должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях";
69) приказ Минобороны от 03.03.08 N 96 "О реализации отдельных положений КоАП РФ в МО РФ";
70) приказ Роструда от 26.02.08 N 33 "Об утверждении Перечня должностных лиц Федеральной службы по труду и занятости, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях при осуществлении надзора за нормативным правовым регулированием, осуществляемым органами государственной власти субъектов РФ по вопросам, переданных полномочий РФ в области занятости населения";
71) пост. Центризбиркома от 18.09.07 N 30/214-5 и от 25.09.07 N 31/220-5 "О наделении членов ЦИК РФ с правом решающего голоса полномочием по составлению протоколов об административных правонарушениях";
72) приказ Росфиннадзора от 06.08.07 N 91 "О должностных лицах центрального аппарата Федеральной службы фин.-бюдж. надзора, уполномоченных составлять протоколы в соответствии с КоАП РФ".
Перечисленные и иные акты подлежат применению лишь в той мере, в какой не противоречат нормам КоАП (последние в частности не предусматривают возможность передачи права составлять протоколы об административных правонарушениях коммерческим организациям, в т.ч. и унитарным предприятиям).
Госинспектор по пожарному надзору может привлекать к ответственности
Обладают ли государственные инспекторы городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору полномочиями на составление протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ и совершенных индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами?
Положения ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ предусматривают административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.32, 11.16 указанного Кодекса. Не могут повлечь административную ответственность на основании ч. 1 ст. 20.4 КоАП также те нарушения требований пожарной безопасности, ответственность за которые предусмотрена ч. 2—6 этой же статьи.
В части 1 ст. 28.3 КоАП РФ установлено, что протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 КоАП РФ, в пределах своей компетенции.
Перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, устанавливается уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с задачами и функциями, возложенными на эти органы федеральным законодательством (ч. 4 ст. 28.3 КоАП РФ).
Положения приведенных норм свидетельствуют о том, что для определения полномочий должностных лиц органов, осуществляющих государственный контроль (надзор), на составление протоколов об административных правонарушениях согласно ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ необходимо выяснить, к компетенции какого органа отнесено рассмотрение соответствующего дела об административных правонарушениях, а затем выяснить, включены ли такие должностные лица в установленный этим органом перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях.
В части 1 ст. 23.34 КоАП РФ определено, что дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.4 данного Кодекса, уполномочены рассматривать органы, осуществляющие государственный пожарный надзор.
В силу ст. 6 Федерального закона от 21.12.94 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (с последующими изменениями и дополнениями) к органам государственного пожарного надзора относятся федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области пожарной безопасности, в лице структурного подразделения его центрального аппарата, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора, а также иные структурные подразделения, указанные в данной статье.
Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по надзору и контролю в сфере обеспечения пожарной безопасности является Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (п. 1 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее — МЧС России), утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11.07.2004 № 868).
Руководители соответствующих органов государственного пожарного надзора по должности одновременно являются: главными государственными инспекторами субъектов Российской Федерации по пожарному надзору; главными государственными инспекторами специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной службы по пожарному надзору.
Перечень иных должностных лиц органов государственного пожарного надзора (государственных инспекторов) и их прав и обязанностей по осуществлению государственного пожарного надзора определяется Правительством РФ.
В соответствии с Положением о Государственном пожарном надзоре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2004 № 820, государственным инспекторам городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору предоставлены полномочия на осуществление государственного пожарного надзора за соблюдением требований пожарной безопасности организациями, а также должностными лицами и гражданами. В рамках осуществления указанной деятельности эти лица уполномочены составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
В части 2 ст. 23.34 КоАП РФ предусмотрено, что государственные инспекторы городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, осуществляющих пожарный надзор.
Однако в силу ч. 3 данной статьи указанные лица вправе рассматривать только те дела об административных правонарушениях, которые совершены гражданами и должностными лицами, в связи с чем полномочия на рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ и совершенных индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, законодательством об административных правонарушениях им не предоставлены.
Вместе с тем приказом МЧС России от 06.02.2006 № 68 утвержден перечень должностных лиц органов государственного пожарного надзора, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях.
Из этого перечня следует, что государственные инспекторы городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.4 КоАП РФ.
Учитывая изложенное и принимая во внимание положения ч. 1 и 4 ст. 28.3 КоАП РФ в их системном истолковании, государственные инспекторы городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, независимо от того, какими лицами совершены эти правонарушения.
(Из Обзора судебной практики Верховного суда РФ за IV квартал 2010 г.)