Содержание:
Наглядные пособия по ПДД
-
li" data-url="/api/sort/PersonaCategory/list_order" id="folders">
- Материалы (19)
Наглядные пособия по ПДД
Наглядные пособия по ПДД
Существует множество наглядных пособий по ПДД в детском саду. В основном, детям в таком возрасте читают смешные или интересные стихи. Это может быть специальная подборка стихотворений для детей для безопасного движения на дорогах. Также, широкое применение в детских садах имеют различные памятки на тему ПДД. Это могут быть памятки, как для родителей, так и для детей младшего, среднего и старшего дошкольных возрастов. В таких памятках обычно содержатся основные правила дорожного движения, которые должен знать ребёнок и советы старшим о том, как лучше их преподнести детям.
Игровая методика обучения детей правилам дорожного движения всегда отличалась особой популярностью. Именно при помощи интересных игр дети с удовольствием запоминают все правила и используют их в жизни.
В детских садах воспитатели детишкам всегда читают и показывают различные и иллюстрированные книжки.
Способы изучения ПДД
Одним из способов научить ребёнка ПДД является создание различные ситуаций на дороге при помощи игрушек. Таким образом, можно детям на примере показать - кто из героев создаёт аварийную ситуацию, а кто соблюдает ПДД.
Каким ПДД должен научиться ребёнок дошкольного возраста в детском саду:
- знать и различать всех участников дорожного движения;
- знать составляющие элементы и части дороги;
- различать виды транспорта;
- знать с помощью, каких средств регулируется дорожное движение;
- знать и различать главные сигналы светофоров;
- знать основные места, где разрешено ходить по дороге;
- знать основные места, где и в каких случаях разрешено переходить проезжие части;
- знать основные ПДД для пешехода в установленном месте;
- никогда не переходить самостоятельно без взрослых проезжую часть;
- никогда не гулять по проезжей части;
обходить транспорт следует в тех местах, где пешеходу видна дорога и весь приближающийся транспорт, соответственно, где и водителям будет видны пешеходы
Предметно-пространственная среда в группе ДОУ по ПДД.
(в соответствии ФГОС ДО)
Организация предметно — пространственной среды в ДОУ с учетом ФГОС ДО должна строиться так, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
Обучение детей ПДД одна из составляющих частей воспитательно-образовательной работы в детском саду. Решение же программных образовательных задач по обучению детей ПДД предусматривается не только в совместной деятельности педагогов и воспитанников, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.
Для организации обучения дошкольников правилам дорожного движения необходимо создать в ДОУ специальные условия по построению предметно-пространственной развивающей среды, которая может быть представлена следующими компонентами:
Наглядное пособие по пдд
Артикул: 2492336, Код: 883
Артикул: У740, Код: 1
Артикул: 5-8757-006, Код: 1
Предназначен для знакомства детей с окружающим миром. Использование карточек, входящих в каждый комплект, расширяет дидактические возможности демонстрационных таблиц.
Возрастная группа: 5-6 лет.
Таблицы: 68x98см, картон.
Артикул: 7777, Код: 1
В состав набора входят дорожные знаки, светофоры и фигурка полицейского на подставках. Всего 26 фигурок. Фигурки изготовлены из фанеры толщиной 3 мм. Сверху.
Артикул: 12820, Код: 1
Коврик предназначен для организации игровой и познавательно-исследовательской деятельности детей 3–4 лет в организациях, реализующих программы дошкольного образования, и дома. Может быть использован в.
Артикул: 12821, Код: 1
Коврик предназначен для организации игровой и познавательно-исследовательской деятельности детей 4–5 лет в организациях, реализующих программы дошкольного образования, и дома. Может быть использован в.
Артикул: 1201350, Код: 1
Домино пластиковое. Дорожные знаки
Артикул: 1201357, Код: 1
Лото пластиковое "Дорожные знаки", 24 фишки
Артикул: 1162658, Код: 1
Для каждого родителя безопасность ребёнка стоит на первом месте, поэтому увлекательная игра "Правила дорожного движения", несомненно, станет отличным подспорьем для взрослых в воспитании.
Артикул: 4601883113250, Код: 1
Замечательная игра для самых маленьких. Игра научит ребенка основным правилам поведения на дороге, убережет их от дорожно-транспортных происшествий.В комплект игры входит: игровое поле.
Артикул: с-155, Код: 1
Обучающая игра знакомит с правилами дорожного движения и помогает запомнить дорожные знаки. Передвигая фишки по полю и изучая пояснения к дорожным знакам, изображённым.
Артикул: 480750, Код: 1
Настольная игра представляет собой конструкцию, на лицевой стороне корпуса которой расположено рулевое колесо, замок зажигания с ключом зажигания, рычаг переключения скоростей и игровое.
Наглядное пособие Правила дорожного движения для дошкольников (29*20 см.)
Актуальную стоимость товара, с учетом доставки до Вашего учреждения, просим уточнять у менеджеров компании
Материалы для информационных стендов - необходимый элемент оформления дошкольных образовательных учреждений.
Разработанные специалистами лаконичные тексты, яркие забавные картинки делают стенды интересными и взрослым, и детям. Материалы стендов выполнены на плотном картоне, что позв .
Материалы для информационных стендов - необходимый элемент оформления дошкольных образовательных учреждений.
Разработанные специалистами лаконичные тексты, яркие забавные картинки делают стенды интересными и взрослым, и детям. Материалы стендов выполнены на плотном картоне, что позволяет размещать их сразу на стене на заготовленной основе для стенда или на планшетах из самоклеящейся пленки.
Размер: 29*20 см. Материал картон. В наборе 16 карточек.
Артикул: ДПР-676110
Наглядное пособие «Игровой макет по ПДД»
Елена Иванова
Наглядное пособие «Игровой макет по ПДД»
Цель: изготовление макета по ПДД для игрового моделирования в работе с детьми дошкольного возраста.
- познакомить детей с правилами дорожного движения, с назначением и сигналами светофора, с дорожными знаками;
- формировать начальные представления о правилах дорожного движения и безопасного поведения на проезжей части улицы, способствующие охране жизни и здоровья детей;
- закреплять умения и навыки безопасного поведения на улице с использованием игровой технологии;
- развивать познавательный интерес, наглядно-образное мышление, память, внимание, расширять словарный запас детей, активизировать разговорную речь.
Для изготовления игрового макета я использовала материалы: картон (обычная коробка, краска гуашь, скотч широкий. На картон нанесла разметку будущего макета, раскрасила гуашью черного, зеленого и белого цвета. После высыхания краски "заламинировала" скотчем. Домики сделала из коробочек из под крема и зубной пасты, светофор состоит из кубиков и крышек от молока или сока (их можно скрутить и прикрутить обратно к корпусу светофора). Дети младшего дошкольного возраста только знакомятся с правилами дорожного движения поэтому дорожные знаки будем вводить в игру чуть позже.
Игровой макет по ПДД Современный город наполнен источниками потенциальной опасности, как для взрослого человека так и для ребенка. Начиная, с раннего дошкольного.
Игровой макет по ПДД «Наш город» Игровой макет: «Наш город» можно использовать играя в сюжетно - ролевые игры: «Я пешеход», «Главная дорога» и т. д., для изучения правил.
Игровой макет по ПДД «Перекресток» Здравствуйте, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию игровой макет по правилам дорожного движения. Цель: обучение игровому моделированию,.
Игровой макет «ПДД» Дидактическое пособие помогли нам оформить родители, нарисовав дорожные знаки. Для макета мы приобрели готовые. Наш автопарк.
Наглядное пособие «Ферма дяди Федора» Здравствуйте,дорогие коллеги. Хочу представить вам наглядное пособие «Ферма дяди Федора». Данное пособие я изготовила самостоятельно.
Наглядное пособие из бросового материала «Грибочки» Наглядное пособие из бросового материала «Грибочки». Добрый день, уважаемые коллеги! Хочу поделиться с вами своей работой - "грибочки".
Наглядное пособие «Как электричество попадает в дом?» Задачи. Формировать представление детей о том, как и где «рождается» электричество и тепло. Развивать и воспитывать интерес и бережное отношение.
Наглядное пособие-макет «Животный мир родного края» Добрый день, дорогие мои коллеги и гости, в общем все кто сейчас читает мой блог. Представляю вашему вниманию мое наглядное пособие-макет.
Наглядное пособие-макет «Зимнее подворье» Добрый день, уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию наглядное пособие-макет "Зимнее подворье" сделанный своими руками. Такой макет.
Наглядное пособие «Солнечная система» Наглядное пособие "Солнечная система" Здравствуйте коллеги! Вчера прошел день Космонавтики и накануне я изготовила наглядное пособие "Солнечная.
Учебное пособие для автошкол
Программа «Электронная плакатница»
(библиотеки тематических иллюстраций по правилам дорожного движения)
Программный продукт входящий в состав Мобильного Автоматизированного Комплекса предназначен для использования в качестве наглядного учебного пособия для автошкол, а также для занятий по повышению квалификации водителей. Программа позволяет демонстрировать содержащийся в ней иллюстративный материал по ПДД в процессе проведения занятий, лекций и т.п, а также в процессе самоподготовки. Правила дорожного движения с иллюстрациями - «Электронная плакатница» сгруппированы по темам, а темы - по разделам. Списки разделов и тем, а также окно «Группы» с иерархией библиотеки, позволяют легко найти нужный иллюстративный материал. Внутри одной темы иллюстрации представлены в виде списка пиктограмм уменьшенного размера, что позваляет легко учить правила дорожного движения.
Правила дорожного движения с иллюстрациями
Преподаватель имеет возможность вводить в программу и удалять из программы любой необходимый ему для занятий дополнительный иллюстративный материал по правилам дорожного движения.
Программа позволяет выводить иллюстрации по ПДД на полный экран с масштабированием под разрешение экрана.
Данная версия программы содержит в себе весь необходимый иллюстративный материал по предмету "Правила дорожного движения".
Программа «Электронная плакатница» - удобное в использовании наглядное пособие по ПДД для начинающих водителей
Электронная плакатница
Каждая программа «Электронная плакатница» требует регистрации на компьютере пользователя.
Регистрация осуществляется по телефону (495) 730-7941 или E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. . После регистрации пользователь может беспрепятственно работать с зарегистрированной программой на компьютере, на котором была произведена ее регистрация.
При необходимости пользователь может зарегистрировать программу и на других компьютерах. Каждая последующая регистрация - платная, ее стоимость – 3000 рублей.
Автошкола онлайн
Данный проект был создан специально как учебное пособие в режиме"автошкола онлайн". Проект в первую очередь предназначен для тех, кто готовится к сдаче экзамена в ГИБДД
Водительские курсы
Водительские курсы на нашем проекте это новая методика изучения Правил дорожного движения.
Автор, щадя читателя, старался по возможности заменять текст информативными рисунками. Дабы изучение ПДД было более простым, удобным и наглядным.
Полный курс подготовки к теоретическому экзамену в ГИБДД
Учебник получился большим, но текста сравнительно немного. Автор, щадя читателя, старался по возможности заменять текст информативными рисунками.
И, тем не менее, прочитать весь Учебник это большая работа. Ну, а как иначе – в Правилах порядка трёхсот требований, триста с лишним знаков, сорок видов дорожной разметки, а ещё “Неисправности, с которыми запрещается эксплуатация транспортных средств”, а ещё “Безопасность”, а ещё “Ответственность водителя” и “Медицина”. И обо всём этом надо подробно поговорить.
Учебник в первую очередь предназначен для тех, кто готовится к сдаче экзамена в ГИБДД и собирается в ближайшее время выехать на дороги общего пользования. Но Учебник может быть полезен и продвинутым водителям в качестве справочника, в котором можно найти ответы на все вопросы.
Не сомневайтесь! Мы своевременно вносим сюда все последние изменения
в Законодательстве и в Билетах ГИБДД.
Авторское право распространяется на весь контент настоящего учебного пособия, включая дизайн и логотип "Автошкола дома". Авторское право, естественно, не распространяется на цитаты из Правил, цитаты из Кодекса об Административных Правонарушениях, а также на рисунки и текст из сборника «Экзаменационные тематические задачи» и сборника "Экзаменационные билеты" (авторы – Г.Б. Громоковский, С.Г. Бачманов, Я.С. Репин и др.). Во всех необходимых случаях в тексте настоящего учебного пособия имеются ссылки на первоисточник.
Что касается изображений, то значительная часть из них была построена на основе фото и рисунков, взятых из Интернета, и мы ни в коей мере не претендуем на авторство этих заимствованных картинок. Нам в данном случае принадлежит только лишь идея их использования или авторское право на новую законченную композицию (коллаж), собранную из фрагментов чужих изображений.
Запрещается использование данного контента в коммерческих целях без согласования с автором, а также любые действия, в результате которых у читателей данного учебного пособия может сложиться впечатление, что представленные материалы не имеют отношения к домену автошколадома.рф.
Учебно-методический материал на тему:
Методическое пособие по обучению детей ПДД
От поведения пешехода на улице зависит его жизнь и здоровье. Обучить детей правилам дорожной безопасности – актуальная задача семьи, детского сада, школы и других общественных организаций.
В методическом пособии рассказывается о том, как уберечь детей от несчастных случаев на улицах и дорогах.
Рекомендовано для учителей, воспитателей детских учреждений, родителей.
Предварительный просмотр:
по обучению детей
Правилам дорожного движения
(для учителей начальных классов и классных руководителей,
воспитателей детских дошкольных учреждений
и школ-интернатов, родителей)
От поведения пешехода на улице зависит его жизнь и здоровье. Обучить детей правилам дорожной безопасности – актуальная задача семьи, детского сада, школы и других общественных организаций.
В методическом пособии рассказывается о том, как уберечь детей от несчастных случаев на улицах и дорогах.
Рекомендовано для учителей, воспитателей детских дошкольных учреждений и школ-интернатов, родителей.
С О Д Е Р Ж А Н И Е
- Дорожно-транспортные происшествия и дети
- Обучение детей Правилам дорожного движения
- Обучение ПДД в семье
- Обучение ПДД в детском дошкольном учреждении
- Обучение ПДД в школе
- Правила дорожного движения
- Основные правила поведения пешеходов и пассажиров
- Правила езды на велосипеде
Дорожно-транспортные происшествия и дети
С каждым годом на улицах городов и населенных пунктов увеличивается количество автомобилей, автобусов, троллейбусов, мотоциклов и других транспортных средств. Человек привык к быстрому движению. В кратчайший срок мы стремимся добраться в необходимое нам место, сетуем, если автомобиль или автобус едет медленно, требуем скорости, скорости, скорости…
Становясь пассажирами или водителями собственного автомобиля, мы порой забываем о пешеходе, хотя большую часть времени на улицах городов и поселков сами являемся именно пешеходами. Психология же пешехода противоположна психологии тех, кто мчится по дорогам. Несущиеся на больших скоростях автомобили оглушают людей шумом, заставляют морщиться от выхлопных газов.
В современном городе надо стремиться к тому, чтобы увеличение автомобильного парка не мешало нормальной жизни человека, его труду и отдыху. Многое в организации порядка и безопасности движения на улицах зависит от пешеходов.
Не секрет, что увеличение автомобильного парка повысило возможность совершения дорожно-транспортных происшествий. Зачастую даже незначительные нарушения пешеходом правил дорожного движения, невнимательность людей на улицах приводят к тяжким последствиям, стоят жизни им самим, водителю и прохожим, случайно оказавшимся поблизости.
Под колесами автомобилей в мире гибнут сотни тысяч человек! И среди жертв дорожно-транспортных происшествий значительный процент составляют дети. Достаточно, например, сказать, что в нашей республике за последние годы число детей до 16-летнего возраста составляет 13-15% от общего количества пострадавших.
Сегодня нет, наверное, подростка, который бы не катался на велосипеде, мопеде, мотоцикле. Но ведь мало только держаться в седле и крутить педали, надо в совершенстве знать правила дорожного движения. Многие дети с этим не считаются. И вот результат, далеко не утешительный: за последние годы, например, подростки-велосипедисты составляют 17,1% от общего числа пострадавших на дорогах.
Было проведено специальное изучение причин детского травматизма, в результате которого установлено, что у школьников 84% всех травм приходится на время, проведенное вне школы, из них 90-92% получено детьми в автодорожных происшествиях. Установлена и такая закономерность: больше всего несчастных случаев с детьми происходит весной и летом . В г. Костанае, например, май-август – самые, в этом отношении, несчастливые месяцы. А самое опасное время – с 16 до 17 часов. За один только этот час летом происходит 13% всех несчастных случаев с детьми за сутки.
Небесполезно знать и такие данные: в возрасте от 5 до 9 лет мальчики в 5 раз чаще получают травмы, чем девочки, а в возрасте от 10 до 14 лет – примерно в 3 раза. Все-таки мальчишки остаются мальчишками. Они больше, чем девочки, проводят времени на улице, а часто и на ее проезжей части: играют в футбол, бегают, гоняют на велосипедах. Резкое движение, неосторожный толчок, и ребенок оказался под колесами…
Следует указать основные причины дорожно-транспортных происшествий с детьми:
- незнание детьми правил дорожного движения, безопасного поведения на проезжей части дороги, правил посадки в автобус, троллейбус, трамвай и т.д.;
- недисциплинированность или невнимательность детей на улице;
- различные игры на тротуаре и на проезжей части дороги;
- недостаточный надзор взрослых за поведением детей на улице;
- нарушение водителями правил дорожного движения: превышение скорости в местах скопления детей – у школ, детских садов, детских площадок, парков, скверов и т.д.
В школах детей знакомят с правилами дорожного движения, но, как показывает анализ дорожно-транспортных происшествий, немало несчастных случаев происходит потому, что дети не выполняют элементарных правил безопасности движения пешехода. Спрашиваешь, например, нарушителя:
- На красный сигнал светофора можно идти?
- Нет…
- А почему же ты перебегал улицу на красный свет?
- Да я не посмотрел на светофор, гляжу – машин нет, вот и побежал…
Подобные ответы от детей, подростков и даже взрослых приходится, к сожалению, слышать часто.
Именно недисциплинированность детей на улице приводит к несчастным случаям. Ребячество, неправильное понимание геройства, игры вблизи дороги – все это чревато печальными последствиями.
Вот пример происшествия на дороге по вине детей.
Группа ребятишек каталась на фанерных листах, спускаясь с обледенелой насыпи на дорогу. Восьмилетний Валерий, скатившись вниз, попал под колеса грузовика и получил перелом позвоночника.
Разбирали это происшествие особенно тщательно. Было установлено, что водитель вел грузовик мимо насыпи очень медленно, со скоростью 14 км/час. Чтобы предупредить детей об опасности, он подавал звуковые и световые сигналы. Ребята, которые были на дороге, разбежались. Водитель правил движения не нарушал, принял меры предосторожности.
Валерий решил показать ребятам свою смелость и неожиданно для всех покатился вниз…
А эта история произошла на мосту.
Два мальчика стояли у перил и наблюдали за лодкой. Но вот лодка вошла под мост.
- Я обгоню лодку! – закричал вдруг один из мальчиков и со всех ног помчался через проезжую часть.
А по мосту на большой скорости ехал грузовой автомобиль. Мальчик не видел его и не слышал сигналов. Расстояние между ребенком и автомобилем сократилось до 3 метров. И тут случилось самое худшее - озорник споткнулся и упал. Спасая мальчика, водитель резко повернул руль вправо. Со всего хода грузовик протаранил металлические перила и рухнул в реку.
Анализируя данный случай, пришли к выводу, что водитель нашел единственно возможный выход: тормозить он не мог, так как расстояние между грузовиком и мальчиком было столь малым, что автомобиль все равно сбил бы его.
К счастью, водитель остался жив. Получив множество ушибов и серьезное ранение грудной клетки при падении, он все же нашел в себе силы выбраться из машины и всплыть на поверхность. Смельчаки-прохожие вытащили водителя из воды. Он был немедленно доставлен в больницу.
А перепуганные мальчишки убежали. Пойдет ли им впрок этот горький урок.
Несчастные случаи, как видим, происходят не только потому, что дети сознательно нарушают правила дорожного движения, но и в силу легкой отвлекаемости. Что-то заинтересовало на улице, увидели знакомого, окликнул друг – и сразу забыли, где находятся, не замечают ни сигналов светофора, ни указателей, ни дорожных знаков, ни мчавшихся на больших скоростях автомобилей. Дети еще не умеют определять реальность опасности и время, необходимое для безопасного перехода улицы. Они часто переоценивают свои возможности (это ведь так понятно!): себя они считают и более быстрыми, и более ловкими, и более смелыми, чем есть на самом деле.
К сожалению, немало несчастных случаев с детьми происходят по вине водителей автомобилей и таких водителей-нарушителей строго наказывают. Но вот дети, по вине которых произошло дорожно-транспортное происшествие, часто остаются безнаказанными. Да и можно ли наказывать ребенка, если виновен прежде всего взрослый. Да, взрослый: отец, мать, бабушка, дедушка, воспитатель, учитель – все те, кто отвечают за ребенка. Это они не приучили детей неукоснительно соблюдать правила поведения на улицах и дорогах, не воспитали дисциплинированность, осторожность, осмотрительность.
Но чему могут научить детей те родители, которые вместе с детьми перебегают улицу в неположенном месте. Понимают ли они, какой опасности подвергают жизнь ребенка, свою жизнь, жизнь водителей, пассажиров и пешеходов. Чаще всего – нет.
Предупреждению несчастных случаев с детьми на улицах наших городов и населенных пунктов, автомобильных дорогах должно уделяться самое серьезное внимание и в семье, и в школе, и в дошкольных учреждениях, и на предприятиях, и в государственных и общественных организациях.
Обучение детей правилам дорожного движения должно проходить интересно, увлекательно, в игровой форме, чтобы ребята как можно лучше усваивали все параграфы правил. Главное – внушить детям необходимость выполнения правил, воспитать в них потребность быть на улице особенно дисциплинированными и внимательными.
Обучение детей правилам дорожного движения
В век автомобилей и высоких скоростей детям необходимы знания правил дорожного движения, поведения пешехода на улицах и дорогах. Обучение детей этим правилам – важное воспитательное мероприятие, прививающее им дисциплинированность, осторожность, а когда необходимо, и находчивость.
Совершенно очевидно: чем раньше дети получают сведения о том, как должен вести себя пешеход на улице и дороге, тем меньше станет несчастных случаев от дорожных происшествий.
Начинать знакомство детей с правилами поведения пешехода на улице и дороге следует с того момента, как ребенок самостоятельно сделает первые шаги, ибо с этого момента он уже пешеход!
Взрослые должны сообщить ребенку необходимые сведения о правилах дорожного движения, поведения пешеходов, закрепить навыки правильного поведения на улице и дороге.
Обучение не должно быть навязчивым, утомительным. Правила лучше усваиваются детьми постепенно: сначала элементарные – в семье, в детском саду, а затем более углубленные – в школе.
Хочется, чтобы каждый родитель, воспитатель, учитель поняли, что обучение детей правилам дорожного движения и поведения пешехода на улице и дороге не только позволит получить им необходимые знания, но разовьет у детей чувство ответственности за свое поведение на улице, умение учитывать возможную опасность, самообладание, умение быстро и правильно оценивать обстановку, расстояние до приближающегося транспорта, скорость движения автомобиля.
Обучение правилам дорожного движения в семье
К сожалению, семья часто недооценивает значение такого воспитания, пренебрегает необходимостью ознакомления ребенка с правилами поведения на улице. Бывают ли в семье специальные беседы, когда папа или мама экзаменуют своих детей по правилам поведения пешехода на улице, по правилам дорожного движения. Ведь иногда даже отличнику по этому «предмету» нельзя «натянуть тройку». Переход перекрестка для него ребус, дорожный знак непонятен.
Вспомним замечательные слова А.С. Макаренко: « Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома… »
Личный пример родителей
Часто говорят и пишут о его необходимости в воспитании. Надо ли говорить, как копируют дети поведение матери или отца на улице! Однако родители далеко не всегда подают ребенку пример в соблюдении правил безопасного перехода улиц и перекрестков, посадки в автобус, троллейбус, трамвай.
Нарушая правила дорожного движения, родители как бы негласно разрешают нарушать их своим детям.
Мать и сын шли утром по улице. Проводив мальчика до школы, мать увидела, что к остановке приближается ее автобус. И хотя в этом месте улицы перехода не было, мать побежала на противоположную сторону, чтобы успеть на автобус. Все это видел сын. И вот спустя несколько дней он повторил поступок матери: побежал на противоположную сторону улицы и был сбит легковым автомобилем. Необдуманностью своего поведения мать как бы подтолкнула сына к несчастью.
Знакомить ребенка с правилами дорожного движения следует постоянно, ненавязчиво, используя каждый подходящий момент на улице, во дворе, на загородной дороге.
Гуляя с малышом, обязательно вслух комментируйте все, что происходит на дорогах с транспортом, пешеходами. Например, объясните, почему сейчас вам нельзя перейти улицу, какие на этот случай существуют правила для пешеходов и водителей, укажите на нарушителей, сказав, что они поступают нехорошо, рискуют попасть под машину. Дома тоже найдите время, чтобы вернуться к разговору о правилах дорожного движения. Детям интересно послушать стихи, рассказы, посмотреть видео-, диафильмы на эту тему.
Прочтите малышам стихотворения «Про одного мальчика» С. Михалкова, «Мяч» С. Маршака, «Для пешеходов» В. Тимофеева, «Азбука безопасности» О. Бедарева и др.
Дети любят играть. Играя, они познают окружающий мир, усваивают многие правила поведения. Обучать ребенка дорожной грамоте также можно в игре, принимая в ней самое активное участие.
Для этой цели можно использовать и настольные игры. Купите детям игрушечные автомобили, трамвайчики, автобусы, троллейбусы, светофоры, фигурки пешеходов и регулировщика и т.д. и организуйте игру, обозначив улицы, перекрестки, тротуары, трамвайные и троллейбусные остановки. Сюжеты игр можно придумать самому – их подскажут правила дорожного движения.
Вместе с детьми можно слушать и смотреть специальные выпуски телевизионных и радиопередач по безопасности движения. Хорошо, если взрослые станут не просто слушателями и зрителями, но примут живое участие в обсуждении с детьми услышанного или увиденного, постараются ответить на все детские «почему?».
Если дети ходят в детский сад или учатся в школе, родители должны расспросить ребенка, что рассказывали воспитатели и учителя о поведении на улице, о правилах дорожного движения. Следует поддерживать и развивать интерес детей к этим вопросам.
Отец, мать и другие взрослые члены семьи – активные помощники педагогов в формировании у детей навыков безопасного поведения на улице города, поселка, на загородной дороге. Было бы грубой ошибкой целиком переложить всю ответственность за изучение и усвоение правил поведения пешехода только на воспитателя, учителя или сотрудника дорожной полиции.
Успешных результатов в обучении и воспитании дисциплинированных пешеходов можно добиться лишь в том случае, когда существует крепкая взаимосвязь семьи, дошкольного учреждения и школы и все действия их целенаправленны.
Обучение правилам дорожного движения
в детском дошкольном учреждении
В детском саду дети усваивают самые необходимые для пешеходов правила дорожного движения и элементарные нормы поведения на улице.
Воспитатели детского сада беседуют с детьми о правилах дорожного движения, учат правильно переходить улицу, перекресток, различать сигналы светофора, жесты регулировщика, световые указатели и дорожные знаки («Пешеходный переход», «Дети», «Движение запрещено», «Пешеходная дорожка»), надписи («Стойте», «Идите») и т.д.
Обычно малыши легко запоминают правила, если «теория поддерживается практикой»: после очередной беседы о правилах поведения на улице воспитатель организует с детьми игру или прогулку по улице для закрепления полученных знаний.
Главное – беседовать с детьми в доходчивой, интересной, образной форме, не ограничиваться общими предупреждениями:
- Будьте осторожны на улице!
- Берегитесь машин.
- Не идите на красный свет.
Правильные слова, но до ребенка смысл их не всегда доходит, так как слова эти слишком общие. Поэтому в беседе надо использовать конкретные примеры, анализировать их, чтобы ребенок понял, почему так, а не иначе обязан поступить пешеход или водитель автомобиля.
Игра – наиболее доходчивая для детей форма усвоения знаний и приобретения необходимых навыков. Увлеченные интересной игрой, сами того не замечая, дети усваивают основные нормы безопасного поведения на улице или дороге.
Расскажем, как проводится игра «Пешеходы и водители».
Для того, чтобы детям было интересно, надо заранее подготовить таблички, на которых изображены автомобили, троллейбусы, фигурки людей, регулировщиков.
Перед началом игры малышей разбивают на группы: водители, пешеходы, регулировщики. Раздают соответствующие таблички. В комнате или во дворе на площадке условно размечают перекресток и улицы, ведущие к нему. В центре перекрестка встает регулировщик. Он дает сигнал, разрешая движение или запрещая его. По команде воспитателя «Пошли!» игра начинается.
При двух ошибках ребенок выбывает из игры. Это бывает очень обидно, но зато в следующий раз мальчик или девочка постараются более четко выполнять необходимые правила дорожного движения.
При обучении ПДД нельзя забывать и самых маленьких. С ними можно провести игру с трехцветными палочками (кружочками), целью которой является закрепление значений сигналов светофора: красный – опасность, желтый – предупреждение, зеленый – можно идти или ехать.
Игра проходит так. Дети выстраиваются в одну шеренгу. Воспитательница поочередно поднимает палочки: красную палочку – дети должны сделать шаг назад, зеленую – шаг вперед, желтую палочку – все стоят на месте.
Для изучения правил дорожного движения используются и настольные игры. Для детей они очень наглядны и привлекательны.
Дети любят рисовать. Воспитатели могут, например, дать задание изобразить мчащийся автомобиль, пешехода, переходящего улицу, светофор. Затем все вместе разбирают рисунки ребят.
С детьми можно разучить стихи и песни, темой которых также будет поведение на улице.
Обучение правилам дорожного движения
Школа поможет детям систематизировать, расширить и углубить знания по безопасности движения, сформирует у них уважение к общему закону дорог и улиц, воспитает дисциплинированных пешеходов, а возможно, и будущих водителей.
С чего же должна начинать школа?
Классному руководителю первоклассников необходимо поинтересоваться, каким маршрутом ходит каждый его ученик в школу. Пересекает ли он улицу, перекрестки, площади?
Не следует оставлять на усмотрение ребенка выбор маршрута от дома до школы. В больших городах первоклассники, как и дошкольники, нуждаются в провожатых. Однако не всегда родители могут провожать ребят на занятия. Дети ходят в школу самостоятельно. И далеко не безразлично, к какому маршруту привыкнет ребенок. Учитель вместе с родителями и учеником обсуждают наиболее безопасный маршрут от дома до школы. Иногда ребенку приходится разъяснять, почему именно этот маршрут безопасен, убеждать его в необходимости следовать только этим путем, и никаким другим.
Маршрут ученика наносится на лист бумаги в виде схемы, где помечены все улицы, переходы, перекрестки, наиболее опасные места, светофоры, дом и школа. На обратной стороне записывают наиболее важные правила для пешеходов.
Маршрут выбран. В первый день ученика нужно сопровождать, указывая на дорожные знаки, сигналы светофора, объясняя, как переходить улицу, перекресток, как поступить, если поток автомобилей застал его на проезжей части (задержаться на «островке безопасности», осевой линии, разделяющей потоки движения транспорта; остановиться, но ни в коем случае не бежать, не пятиться назад), как обходить автобус, троллейбус, трамвай и т.д.
Теперь родители и учитель спокойны – школьники знают свой маршрут.
Формы обучения школьников правилам дорожного движения очень разнообразны:
- тематические занятия, проводимые сотрудниками дорожной полиции и другими специалистами;
- лекции для учащихся старших классов с демонстрацией специальных кино-, видеофильмов, фотографий и т.д.;
- практические занятия с учащимися начальных классов на учебных автоплощадках, экскурсии к перекресткам;
- конкурсы и соревнования на лучшее знание правил дорожного движения и поведения пешеходов на улице.
Могут быть и иные формы, которые подсказывает школам сама жизнь, условия города, поселка, той местности, где расположена школа.
Тематические занятия проводятся по программе изучения ПДД: 16-ти часовая – в 1-4 классах, 10-ти часовая – в 5-8 классах. В классном журнале отводится отдельная страница, где записываются темы занятий, дата проведения, посещаемость и успеваемость учащихся, выставляется полугодовая оценка.
При этом надо учитывать, что без достаточного количества наглядных пособий такие уроки не пойдут впрок, будут скучны и непонятны школьникам.
В каждой школе должен быть создан специальный класс-кабинет, оборудованный наглядными пособиями, схемами, кинопроектором. Необходимо иметь: модели различных транспортных средств; комплект дорожных знаков и указателей; различные типы светофоров; стенды со схемами улиц и перекрестков, плакаты по ПДД; электрифицированный макет со светофорами. Если макет не электрифицирован, следует изготовить магнитную указку; с помощью магнита, установленного на конце такой указки, можно перемещать на макете вырезанные из же
Необходимо проводить и практические занятия: совершать экскурсии на оживленные перекрестки города, приучить самих школьников регулировать движение своих сверстников на улицах, перекрестках, площадях, загородной дороге.
Для закрепления пройденного материала можно использовать настольные и подвижные игры.
В процессе обучения школьников правилам дорожного движения не обойтись и без лекций, бесед. Чтобы не наскучить детям постоянными указаниями на необходимость строгого соблюдения ПДД, лучше строить беседу на разборе конкретного происшествия (как это случилось, кто был виноват, могло ли этого не быть).
Проводить беседы может учитель, если он специально подготовлен, но лучше приглашать сотрудников дорожной полиции или работников автохозяйств.
Анализ дорожного происшествия должен быть всесторонним, глубоким. Надо сказать и о психологии водителя, и о психологии пешехода; о нарушении, которое совершили тот или другой; проанализировать, почему они совершили его; подвести ребят к мысли о закономерности несчастного случая для тех, кто постоянно нарушает правила.
Школьники должны знать об ответственности водителей и пешеходов перед законом за нарушение правил дорожного движения (пешеход может быть оштрафован или отдан под суд и приговорен к лишению свободы, если его поведение на улице повлекло за собой тяжкие последствия – ранение или гибель других людей).
Думается, что учителя-предметники могли бы помочь в нашем общем деле: например, учитель физики объяснит технические возможности автомобилей; химик расскажет о сортах бензина и маслах, применяемых в автомобилях и мотоциклах и т.д.
Во многих школах на уроках труда учащиеся сами изготавливают различные наглядные пособия, макеты автомобилей, дорожных знаков, светофоров и табло.
Хорошо, когда в школе оборудована автоплощадка с нанесенной разметкой улиц, перекрестков, тротуаров, пешеходных переходов, с выставленными светофорами, дорожными знаками.
Не следует забывать и о такой наглядной форме пропаганды ПДД, как уголки безопасности, - их нетрудно организовать в каждой школе. В уголке вывешиваются красочные стенды, фотографии, рисунки, плакаты, различные памятки для пешеходов, пассажиров и водителей. В общешкольном уголке по БДД необходимо поместить выдержки из правил дорожного движения, изображения дорожных знаков с подробным разъяснением, схему наиболее безопасного пути в школу. Здесь же на стендах можно постоянно помещать информацию о соревнованиях между классами по ПДД. В отдельном разделе следует регулярно вывешивать задания игры «Светофор». Ответы на вопросы заданий можно опускать в специальный ящик или большой конверт, прикрепленный к стене. Рядом помещают фамилии ребят, давших правильные ответы.
На выставке работ самих ребят могут быть представлены лучшие макеты автомобилей, действующие модели сигнальной техники – светофоров, табло, дорожных знаков, выполненные учащимися на уроках труда, а также их рисунки, стихи, рассказы на темы безопасности движения. Стенды и экспозиции уголков безопасности должны постоянно обновляться.
Активное участие членов отряда юных инспекторов движения в оформлении школьных уголков безопасности помогает всем учащимся более серьезно относиться к своему поведению в общественных местах, воспитывает дисциплинированность и ответственность.
Отличной формой пропаганды знаний ПДД являются конкурсы, соревнования и эстафеты. Такие конкурсы должны стать постоянными, ежегодными, они должны пропагандироваться через средства массовой информации. Увлекательность самих соревнований привлечет каждого школьника, заставит обратить особое внимание на собственное поведение на улице.
В некоторых школах успешно проводятся соревнования команд КВН по специальной программе «Знаешь ли ты правила дорожного движения?» Польза от таких вечеров огромна, ибо и участники, и зрители как бы исподволь получают необходимые знания, решают сложные «транспортные задачи».
Думается, что привлечение самих ребят к борьбе с нарушителями ПДД весьма целесообразно, так как дает эффективные результаты. Члены отрядов юных инспекторов движения (ЮИД) дежурят в тех местах, где гуляют дети, осуществляют основной контроль за поведением детей и подростков на улице.
В некоторых школах постоянно устанавливается дежурство педагогов, родителей, учащихся старших классов, сотрудников дорожной полиции. Так как встречаются еще водители, которые не снижают скорость до безопасной, проезжая мимо школ. Иные даже не замечают знак «Дети». И в те часы, когда дети идут в школу или из школы, дежурный учитель красным флажком может остановить транспорт, пропуская детей.
Велика роль родительской общественности в подготовке и проведении тематических школьных вечеров и утренников по безопасности движения.
Существуют различные формы работы с детьми, которые проводятся в школе на уроках и во внеклассное время: это и занятия по безопасности дорожного движения, конкурсы, соревнования, линейки, беседы, экскурсии по улицам города (поселка), просмотр кинофильмов.
И естественно встает вопрос: кому возглавить в школе всю работу по борьбе с детским травматизмом, по воспитанию дисциплинированных пешеходов?
Возглавить такую работу в школе должен один человек – школьный общественный инспектор. Чаще всего это преподаватель трудового и производственного обучения или руководитель технического кружка, при условии, что он имеет водительское удостоверение, хорошо знает правила дорожного движения.
План работы общественного инспектора обсуждается на педсовете.
Отдел образования совместно с отделением дорожной полиции перед началом нового учебного года проводят совещания (семинары) для директоров школ, заместителей директоров по воспитательной работе, классных руководителей, учителей начальных классов, на которых решается вопрос, как эффективнее построить работу по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма, составляют примерные планы работы на учебный год, инструктируют молодых общественных инспекторов и т.д.