Содержание:
Развод священнослужителей
Все слышали о католических страстях по разводу. В православии с разводом дела обстоят проще. Конечно, развод в религиозной семье – это всегда большая трагедия, и сопровождается он некоторыми каноническими затруднениями, например, при желании одной из сторон вступить в повторный брак.
Один наш знакомый священник работает в Патриархии в канонической комиссии, которая занимается, в частности, и бракоразводными делами. В эту комиссию в основном приходят женщины (большинство из которых нерелигиозные), некогда венчавшиеся со своими мужьями и желающие получить церковный развод. Беседа происходит примерно так:
– Батюшка, мне необходимо развенчаться.
Батюшка отвечает, что такого понятия, как «развенчание», в Церкви не существует.
– Как не существует, – недоумевает барышня, – но мне надо развенчаться!
Батюшка отвечает, что Церковь не развенчивает, но существует благословение на второй брак.
Такие беседы происходят каждый раз, когда наш знакомый дежурит в Патриархии.
Существует множество причин для развода, перечислять их мы не будем, так как все это прописано в специальных документах, одним из которых являются «Основы социальной концепции РПЦ».
В отличие от мирян, священник в случае развода во второй брак вступить не может. Правда, в единичных случаях (а иногда и не в единичных) в отдаленных епархиях и на Украине встречаются неканонические второбрачные священники. Архиереи, допускающие подобное в своих епархиях, объясняют это так называемой икономией (послаблениями). Мол, приходится снисходить и на многое закрывать глаза, а что делать, когда служить некому. Когда служить некому – это проблема серьезная. В середине девяностых во всех епархиях массово открывались храмы, а священников катастрофически не хватало. Тогда-то и нарукополагали кого попало – и второбрачных, и юнцов, у которых молоко на губах не обсохло, и прочих сомнительных личностей, – а потом расхлебывали. Что было, то было, чего греха таить.
Нарушение канонов в православии считается тяжким грехом, поэтому оставим его на совести тех, кто его совершает.
Очень часто задают вопрос, может ли жена священника вступить в повторный брак. Конечно, она может выйти замуж и во второй, и в третий раз, но вернуться обратно к супругу-священнику не сможет, а если он пожелает принять бывшую супругу, то по канонам он должен оставить священство. То же касается и супружеских измен. Если жена изменила мужу-священнику, то муж больше не сможет с ней жить. А супруги-миряне в аналогичной ситуации вполне могут простить друг друга, помириться и жить долго и счастливо. Всякое же в жизни случается.
Я знаю случай, когда жена оставила мужа буквально в день перед рукоположением – не хотела разделять с ним «прелести» поповской жизни. Вот и поставила супругу ультиматум: либо она, либо сан. Муж выбрал последнее. Батюшка так и остался один, и уже лет десять служит в одном очень известном московском приходе.
Еще одна история – про бракоразводный процесс в гражданском суде, еще в советское время. Судья спрашивает матушку, почто она желает с мужем расстаться. А жена отвечает: мол, я же женщина, мне, дескать, и как женщине тоже хочется. А у них (у попов) все службы, им, видите ли, не всегда можно. Вот такие курьезы бывают в поповской жизни, ничего не поделаешь.
Но все же развод в священнической среде большая редкость. Многие супруги, у которых отношения не сложились и давно перешли в разряд, мягко говоря, совсем не теплых, все же предпочитают терпеть друг друга. Проще разойтись по разным комнатам и заниматься каждому своими делами, чем идти на столь непопулярные в духовной среде меры. И таких семей, именно священнических, очень много. Внешне они могут выглядеть вполне счастливо и благополучно, так что даже самые близкие люди зачастую не знают, как на самом деле у супругов обстоят дела. Внешне благочестивая семья, множество детей, дом полная чаша, про них могут даже в газете написать как про образец для подражания. Вот, мол, сколько лет, сколько лет вместе, поднимем за них кружки с парным молоком, а реально у супругов давно уже нет ничего общего, кроме детей и служения на приходе.
Конечно, есть и очень счастливые исключения, есть и любящие супруги, дружно преодолевающие все тяготы совместного и священнического бытия, но, увы, много и печальных примеров.
Все знают, что в советское время, если дипломат или партийный работник разводился с женой, то на его карьере можно было ставить жирный крест. Похожая ситуация существует и в церковных кругах, но только похожая. Церковное начальство всегда учитывает обстоятельства развода. В тех случаях, о которых я говорила выше, священнику в плане карьеры ничего не грозит. Более того, избавившись от жены, батюшка, наоборот, может рассчитывать на серьезный карьерный рост, если примет монашество. Женатому священнику дальше священства путь закрыт, а вот для монаха открываются серьезные горизонты. В Русской Церкви есть архиереи (очень и очень известные и высокопоставленные), которые в свое время, разведясь с женами, приняли монашество. А не развелись бы они – так и оставались бы в попах на своих приходах. Так что для священника развод – это палка о двух концах.
Теоретически существует и канонический развод, правда стоит оговориться сразу – канонические разводы в истории практически не случались. Канонический развод – это когда священник обязан оставить жену ради Церкви, например, если его выбирают в кандидаты на епископство. В таком случае после развода оба бывших супруга должны постричься в монашество, а затем новоиспеченного монаха рукополагают в епископы. С бывшей супругой он обязан прекратить даже дружеские отношения, дабы избежать соблазнов. Но, повторяю, история канонических разводов практически не знает; видимо, для кандидатов в епископы хватало и неженатых претендентов.
А вот если священник пил горькую и жена оставила его на почве пьянства, и об этом узнает начальство, то священнику грозит если не запрещение в служении, то в лучшем случае «заштат». Что такое «заштат»? Это лишение прихода.
«Заштат» далеко не всегда является наказанием. Как правило, клирики уходят за штат по болезни или по старости, – такого понятия, как пенсия, в Церкви не существует. Хотя пенсия ему в таком случае положена. Ныне, в новой экономической системе, каждый гражданин имеет право на пенсионное обеспечение. Любой приход, как и любая организация, обязан производить отчисления в государственный пенсионный фонд. В советское время Церковь имела собственный пенсионный фонд, который обеспечивал служителей пенсиями, а вдов клира – пособиями в связи с потерей кормильца.
Встречаются заштатные батюшки, которые ранее служили в некой своей епархии, а потом ушли по собственному желанию без отпускной грамоты архиерея, вот и оказались «за штатом». В таком случае священник лишается права самостоятельного служения, несмотря на то, что священный сан за ним сохраняется. На церковном сленге таких еще называют «шаталова пустынь». Не путать с теми, которые ушли за штат по благословению архиерея.
Церковный развод?
Пять грустных историй и комментарий священника
Мы живем во время глобального оскудения любви, веры и терпения, когда семейные ценности перестают восприниматься современным развращённым человеком как абсолютная и непопираемая святыня. К сожалению, не всё так гладко и в домах верующих. В последнее время приходится периодически слышать о том, что развелась очередная венчанная в храме пара.
Стараниями нашего автора Марии Сараджишвили мы собрали 5 таких историй и попросили другого постоянного автора портала Православие.Ru, священника Павла Гумерова, прокомментировать их.
Мария Сараджишвили
ПЯТЬ ГРУСТНЫХ ИСТОРИЙ
«Все счастливые семьи похожи друг на друга,
каждая несчастливая семья несчастлива по-своему»
Вместо предисловия
Анжела (Москва): «. Маме перед вторым венчанием просто прочли какую-то разрешительную молитву. И в тот же день обвенчали со вторым мужем».
Раньше считалось, что раз венчались, то все, назад хода нет
Просто и легко. Двадцать лет назад считалось, что церковный развод получить – дело наисложнейшее, без особых причин невозможное. Причины эти толком мало кто из прихожан знал и считалось, что раз венчались, то все, назад хода нет.
А реальные причины для расторжения церковного брака были вот какими. Согласно определению Поместного собора 1917–1918 годов, поводами для расторжения брака в Русской Православной Церкви могут быть:
- Отпадение от Православия (право просить суд о разводе принадлежит супругу, остающемуся в Православии).
- Прелюбодеяние и противоестественные пороки.
- Неспособность к брачному сожитию (если она началась до брака и не обусловлена преклонным возрастом; дело возбуждается не ранее чем через два года со времени совершения брака; если неспособность явилась следствием намеренного телесного повреждения после совершения брака, развод дозволяется).
- Заболевание проказой или сифилисом.
- Безвестное отсутствие (не менее трех лет; два года – если пропавший супруг находился на войне или плавал на судне).
- Присуждение одного из супругов к наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния.
- Посягательство на жизнь и здоровье супруга или детей (нанесение тяжких увечий, или тяжких, угрожающих жизни побоев, или важного для здоровья вреда).
- Снохачество, сводничество и извлечение выгод из непотребств супруга.
- Вступление одного из супругов в новый брак.
- Неизлечимая тяжкая душевная болезнь, устраняющая возможность продолжения брачной жизни.
- Злонамеренное оставление супруга другим супругом, если оно делает невозможным продолжение брачной жизни.
Согласно Основам социальной концепции РПЦ «в настоящее время этот перечень оснований к расторжению брака дополняется такими причинами, как заболевание СПИДом, медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания, совершение женой аборта при несогласии мужа» (ст. 10.3).
Сейчас жизнь стала стремительней, а люди – намного информированней, чем раньше. И ситуация с разводами намного упростилась.
Передо мной типографский бланк Грузинской Патриархии следующего содержания: «Такая-то (Ф.И. вписано от руки) дает согласие такому-то (Ф.И. прописью) жениться второй раз». Это и есть церковный развод. Под коротенькими строчками место для подписи и даты. О детях и выполнении отцовских обязанностей в бланке ничего не сказано. Затем заинтересованная сторона должна отнести свидетельство о венчании и эту расписку в Патриархию. Там поставят печать, бумаги сдадут в архив, и освященный Богом союз будет считаться расторгнутым. Над желающим вступить во второй брак прочтут разрешительную молитву. И можно тут же венчаться вторично.
Конституция Грузии признает церковное венчание, но в случае развода право на раздел имущества имеют только те, кто состоял в официальном браке. Дети, рожденные в церковном браке без официальной регистрации, получают фамилию матери и не имеют никакого права на имущество отца, если он сам того не пожелает.
По всей видимости, церковные разводы сегодня достигли такого числа, что Патриархия вынуждена была подготовить соответствующие формуляры. Что поделаешь, разводы – дух времени.
По телевизору каждый день транслируется ролик с призывом: «Отцы, помните своих детей!» Потом идут сухие строки статистики по Грузии: «Каждый третий отец не платит алиментов, каждый пятый – в розыске». Это только официальные данные, а, как известно, многие пары распадаются, не успев дойти до ЗАГСа. Причем все это происходит на фоне того, что, как говорит протоиерей Георгий (Дореули), «сегодня девять из десяти человек скажут, что имеют своего духовника, и на праздники церкви и монастыри не вмещают верующих» (Журнал «Карибче» №6 2011 г.).
Почему сейчас происходит панэпидемия разводов в мире, достаточно много написано. Интереснее проанализировать разводы людей церковных, изначально вооруженных учением Святых отцов о том, как бороться со страстями и бунтующей плотью.
История первая
Когда 18-летний Тенго и 32-летняя Эка – соседи по лестничной площадке – стали ездить по святым местам, их матери только радовались. Вдвоем не опасно и духовно полезно. Домой богомольцы возвращались с восторженными рассказами. Во Мцхета встретились со старцем, в Шиомгвиме познакомились с молодым монахом и так далее… Ездили, конечно, взяв у своих духовников благословение.
Паломники поставили родителей перед фактом: «Мы только что из Светицховели. Там обвенчались. Скоро у нас будет ребенок»
В один прекрасный день паломники поставили своих родителей перед фактом: «Мы только что из Светицховели. Там обвенчались. Скоро у нас будет ребенок».
Легко представить, что тут началось! Обе матери стали обвинять противоположную сторону в совращении своего чада.
Покричали, пошумели, потом смирились. Эка перешла жить к Тенго на правах законной супруги. Вскоре родился мальчик. После сорока дней стали приходить гости с поздравлениями. Друзья Тенго от души сочувствовали ему.
– Ты посмотри на себя и на нее.
И все в таком же духе.
А разница действительно бросалась в глаза. Высокий, атлетически сложенный Тенго с лицом киноактера и рядом низенькая толстушка Эка с самой заурядной внешностью.
Вода, как известно, камень точит. Тенго на нервах ушел из дома. Стал временно жить у друга. Эке пришлось вернуться к себе, в квартиру напротив, на исходную позицию. Брак распался.
Тенго уже давно живет в России, успешно женат, имеет детей. Эка живет все в том же корпусе. Сталкивается на лестнице с бывшей свекровью. Сын кончает школу. Бабушка посильно помогает внуку. Все же, родная кровь…
История вторая
После венчания Коба и Текле, светящиеся от радости, во всеуслышание делились планами с поздравляющими.
– Мы хотим, чтоб у нас был настоящий христианский брак. Будем рожать столько, сколько Бог даст.
Прихожане одобрительно кивали, обмениваясь замечаниями о внешнем сходстве молодоженов.
– Вместе хорошо смотрятся.
– Коба серьезный парень. Какую жизненную школу прошел! Из него хороший отец получится.
Коба – беженец из Абхазии, успевший хлебнуть войны, и, правда, завидный жених. С нуля начал дело в Тбилиси, открыл спортивную секцию для мальчиков, купил квартиру, теперь решил жениться. И самое главное, активно верующий. Каждое воскресенье приводит на службу всех своих подопечных, и они на Литургии, коленопреклоненные, хором скандируют «Мамао чвено» ( «Отче наш» по-грузински – Прим. ред. ), да так, что стекла дрожат. С мальчишками строг, но справедлив. Они его с полуслова слушают.
Текле смиренница, слова лишнего не услышишь. Как тень следует за своим бородатым суровым супругом.
И общее приходское мнение вынесло обнадеживающий вердикт.
– Все у них будет хорошо.
Через год родился у них мальчик. Потом – второй. Коба каждое воскресенье, рука об руку с женой, подносил малышей к Чаше. Сам тоже прислуживал по необходимости. Еще через год родилась дочка. Внешне все было по-прежнему. Только у Текле был какой-то изможденно-отключенный вид. Одна раба Божья, искоса поглядывая на семейство, заметила:
– Текле, видно, до ручки дошла. Каждый год рожать, какой организм выдержит? Где у Кобы глаза? Надо же отдых человеку дать.
Коба в этот момент распекал в довольно резких выражениях какого-то мальчишку, который при входе в церковь небрежно перекрестился.
– Наверно, тяжело с ним жить, – продолжала наблюдательница. – Командовать в армии хорошо, а в семье главное – компромисс.
Прошел еще год. У Кобы родился четвертый ребенок. Все шло своим чередом. Потом вдруг прошел слух: разошлись. Причину толком никто не знал, только предположения. Причем все четверо детей остались с отцом.
Новость эта породила массу пересудов, общий смысл которых заключался в одной фразе: «И чего ей не хватало?» Вопрос так и остался без ответа. Затем последовал церковный развод в Патриархии по всем правилам.
Это было примерно 10 лет назад. Коба все также алтарничает. Дети его выросли. Второй раз он не женился. Что сталось с Текле – неизвестно. В церкви она больше не появлялась.
История третья
К Косте, только что вышедшему из тюрьмы, отношение в приходе было заранее снисходительно-сострадательное: «С кем не бывает?» Его воспринимали не просто, как Костю, а, в первую очередь, как сына певчей Ирины. Общительная, веселая, несмотря на хромоту, она ездила на службы из Рустави. Лишь бы, как она говорила, «петь Господу». При всем этом Ирина была православной ходячей энциклопедией. Жила она на пенсию 14 лар (дело было при Шеварднадзе) и милостыню, собираемую в свою кружку.
Вскоре распространилась приятная новость: в воскресение Костя венчается. Ирина не уставала рассказывать подробности всем сопереживателям.
Духовник невесты отказывается их венчать. Говорит, что Костя сидел, а сейчас без работы и без дома. Пусть сначала жизнь наладит, потом венчается
– . Уж так свезло, так свезло! Бог послал верующую девочку! Это наверняка наши батюшки вымолили мне утешение. . Полюбили они друг друга с первого взгляда. Только вот проблема: ее духовник отказывается их венчать. Говорит, что Костя несколько раз сидел, а сейчас без работы и без дома. Пусть сначала жизнь наладит, потом венчается. А у кого она есть, эта работа? Таких безработных сейчас пол-Грузии. В общем, не видя, невзлюбил моего сыночка. Прости его, Господи! Священники тоже ошибаются. У моего мальчика сердце золотое. Он ее двух дочек любит, как своих.
Слушательницы сочувственно вздыхали и предлагали свои варианты.
В итоге решили венчаться у другого священника и начинать новую жизнь на территории новобрачной.
После венчания Костя и Лена накрыли маленький стол для нескольких прихожан – отметить знаменательный день. Первое время ходили вместе на службы. Потом больше порознь. Это тоже никого не удивляло. У Лены скользящий график – уборки «когда позовут». Костя вроде пристроился иконы продавать. Что-то не заладилось у него с работой. Бросил одно, взялся за другое. А в конечном итоге вышло, что на шее у Лены повис.
Через полгода они разошлись и в церкви больше не появлялись.
История четвертая
– Я венчалась два раза. Считаю, что никакого развода быть не может, и у меня теперь два мужа. И за обоих потом Бог спросит. Я вернулась к первому мужу через 15 лет. Женского счастья мне это не принесло. И неизвестно, чем еще кончится. Венчание – это не только обряд, но и Таинство. Оно не может сниматься чьей-то подписью. И, как и крещение, не имеет обратной силы. Второе венчание как второе крещение – только лишний крест. Вот и выходит, что я блудница.
Всячески борюсь со своим мужененавистничеством. Да, все они эгоисты. Время теперь такое. Но нам нельзя их оскорблять даже в мыслях. Иначе моего сына будет оскорблять моя невестка. А я этого не хочу.
История пятая
Вот очередная передача из цикла «Клуб бывших жен» с историей на ту же тему.
40-летний Нугзар, пять лет проживший в монастыре, вернулся в мир. Вскоре он познакомился с 38-летней Ингой. Обоюдная симпатия, зародившаяся между ними, была настолько сильной, что оба при первой же встрече стали рассказывать друг другу свою прошлую жизнь. Тут обнаружилось много общего: первый неудачный брак, разочарование в людях и робкая надежда на лучшее будущее.
Ингу Нугзар покорил своей церковностью и знанием Святых отцов. Это качество сыграло решающую роль, и после третьего свидания они решили венчаться. Ингу не смутило, что у Нугзара нет своей квартиры, что он с матерью живет у тети. Материальные блага – дело наживное, главное – это сам человек. После венчания они продали квартиру Инги в Тбилиси и купили дом в деревне, который глава семьи тут же оформил на себя. Что тоже не вызвало у Инги подозрений, а как же иначе? Вскоре начались скандалы, ревность, пьянство Нугзара и, как следствие, побои. Инга терпела, надеясь, что рождение ожидаемого ребенка все изменит. Увы, маленькая Барбаре только ухудшила ситуацию, прибавив неработающим родителям материальных проблем. Обстановка накалилась до предела, и Инге с ребенком пришлось уйти в приют для жертв семейных неурядиц и уже оттуда бороться за свои права. Нугзар с матерью остались на выигранной жилплощади, нисколько не заботясь о судьбе собственной дочери и внучки.
И таких историй много.
И снова статистика. Каждый год 3900 детей в Грузии выписывают из роддома с фамилией матери. Недавно был принят закон, защищающий интересы таких детей, родившихся в незарегистрированных браках. Теперь женщина имеет право через суд требовать установления отцовства, а затем и выплаты алиментов, если анализ ДНК окажется положительным. Стоимость анализа (2000 лар) в случае подтверждения отцовства должна выплатить обвиняемая сторона. Но закон не рассматривает случаи, когда отец хронический безработный и не имеет никакого недвижимого имущества. А таких тоже немало.
Может, стоит давать какой-то испытательный срок желающим венчаться, что-то вроде нескольких месяцев, чтобы люди могли определиться, насколько серьезны эти отношения. И при церковном разводе следует детально рассматривать проблемы каждой семейной пары.
КОММЕНТАРИЙ СВЯЩЕННИКА ПАВЛА ГУМЕРОВА,
настоятеля строящегося храма
в честь святых Петра и Февронии Муромских в Марьино,
автора многих книг и статей о семейной жизни и воспитании детей
Все вышеизложенные в материале факты и истории очень печальны и являются иллюстрацией к словам Спасителя: «По причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» (Мф. 24:12).
На тему разводов в церковной среде я уже неоднократно высказывался, в том числе и на страницах портала Православие.Ru, поэтому заранее прошу прощения, если повторюсь. Автор материала о разводах (как, впрочем, и мы все) очень обеспокоена тем, что православные семьи, еще лет двадцать пять назад являющие пример крепости и супружеского согласия, сейчас также претерпевают немалый кризис. Я даже не представлял, что в Грузии – стране, где всегда были крепкие семейные устои и ценности, тоже все весьма неблагополучно. И Российская Федерация, и Грузия были некогда частью единой великой страны, где, несмотря на атеистическое воспитание, люди понимали, что семья – это большая ценность, ее надо создавать со всей ответственностью и беречь всю жизнь. Государство также проводило просемейную политику. Семейные ценности пропагандировались, семье оказывалась поддержка и помощь. Разводы, напротив, осуждались. Если люди все-таки разводились, об этом печаталось в газете, у них могли быть неприятности на работе, да и, вообще, большая часть общества разводы осуждала.
Молодым людям, чье детство пришлось на период безвременья, очень тяжело построить семью
Что случилось после, все мы прекрасно знаем. Государственные, семейные, нравственные устои рухнули. Как у нас, так и в Грузии. Государству стало не до семьи. Люди перестали видеть в семье высшую ценность. Все это усугубилось полной вседозволенностью и нравственной деградацией. Что показывали по ТВ, что продавалось в ларьках, какие песни слушали, какие фильмы смотрели и снимали в 90-е, тоже все помнят. Количество разводов, разрушенных семей, детей-беспризорников – просто зашкаливало. Но самое печальное, что молодым людям, чье детство и отрочество пришлось на период безвременья, очень тяжело сейчас создать и построить свою семью. Большинство из них росли в семьях неполных (в полных же семьях родителям тоже было не до воспитания детей, нужно было элементарно выжить), дети очень рано вкусили ядовитых плодов распущенности и разврата. Примеров счастливых, крепких семей они видели очень мало. Многие, вообще, потеряли веру в то, что семейное счастье возможно. У многих появилось заблуждение, что можно прожить и без семьи. Повальная мода на сожительство без брака установилась именно тогда.
Православных детей и подростков эта беда, конечно, тоже коснулась. Тем более, что они не живут в изоляции: телевизор, радио, интернет есть у всех. Поэтому в православных семьях также случаются конфликты, семейные кризисы и разводы. Но не потому, что христианские семейные и нравственные ценности устарели и больше не работают, а потому что мы изменились. Мы поддались духу времени, не хотим работать над собой, трудится над своей семейной жизнью. Если Церковь просто ужесточит меры и сделает церковный развод очень трудным актом, думаю, это ничего не даст. У христианского брака (как и сейчас, так и в дореволюционное время) есть две стороны: духовная и гражданская, правовая. Одна без другой не существует. До революции и заключением браков, и разводами занималась Церковь. Сейчас – государство. Мы не можем не дать человеку развод, если его брак и де факто и де юре больше не существует. Да, есть страны, например Италия, где получить церковный развод весьма трудно, но там и светский развод получить очень тяжело. Бракоразводные процессы там идут иногда по 5, 10 лет.
Я считаю, что не сохранить брак невенчанный для христианина такой же грех, как расторгнуть союз, благословленный в церкви. Ведь сейчас появилась целая категория православных людей, которые, зарегистрировав брак, не спешат венчаться. Живут, как бы в пробном браке, думают, что если они разведутся сейчас, то совершат меньший грех, чем если расстанутся уже после венчания. И, конечно, такие половинчатые, неискренние отношения не добавляют их союзу прочности. Все это полное лицемерие. Ведь когда писались каноны и правила о браке, когда семьи создавались в дореволюционной России, они не могли быть никакими другими, как венчанными.
Мужской инфантилизм, безответственность – тревожный симптом нашего времени
Теперь немного о конкретных примерах, приведенных в данном материале. Конечно, на основании столь краткой информации сложно делать какие-то выводы, но можно обратить внимание на несколько моментов. Некоторые парни из приведенных выше рассказов женились (или хотели жениться) на женщинах значительно старше себя. Некоторые не хотели работать и кормить семью. Это очень яркий и характерный штрих. Мужской инфантилизм, безответственность – тревожный симптом нашего времени. Огромное количество молодых людей воспитывались матерями-одиночками, которые часто их кормили, поили, баловали, решали за них все проблемы. Нередко такой юноша ищет потом новую «мамочку», иногда старше себя. В семье матери он не только не видел работающего мужчину, но и часто сам был освобожден от всех трудовых нагрузок. Вполне естественно, что это продолжается в уже новой, собственной семье.
Женщины потеряли стыд и достоинство, стали очень доступны. И это также разрушает семью
Еще одна из причин непрочности современных, даже церковных браков – то, что будущие супруги начинают создание семьи с очень серьезной ошибки, совершают большой грех, когда начинают жить плотской совместной жизнью еще до брака. Помните, в первой истории: Тенго и Эка приехали из поездки и поставили родителей перед фактом, что повенчались и скоро ждут ребенка. То есть, как говорится, женились в вдогонку. Человеку, позволяющему себе блуд до брака, очень сложно будет хранить верность своей половинке. Это общая беда, касающееся не только мужского пола. Женщины потеряли стыд и достоинство, стали очень доступны. И это также разрушает семью и толкает молодых людей на грехи до брака и измены в семейной жизни.
Но все-таки в заключение хотелось бы сказать, что несмотря на нередкие примеры всевозможных семейных проблем и даже разводов, в том числе и перечисленные здесь, ситуация в семьях церковных гораздо лучше, чем в других. Ко мне очень часто обращались разные люди и разные семейные пары в тяжелых семейных ситуациях. Так вот, в подавляющем большинстве случаев, это были люди нецерковные, или мало воцерковленные. Да, и православные семьи захлестывают волны житейского моря, да, и их засасывает дух века сего. Но это не значит, что современная православная семья уже ничем не отличается от нецерковной.
Объективности ради, обратимся к статистике. В России на каждые 100 браков регистрируются более 50 разводов. 80% мужей, хоть иногда, но изменяют своим женам, 40% детей рождаются вне семьи, более 5 тысяч матерей каждый год отказываются от своих детей в роддомах, ежегодно делается больше 4 миллионов абортов. Вы думаете это все сказано о православных, воцерковленных людях?
Думаю, что нам, современным христианам, несмотря ни на какое давление и тлетворное влияние извне, нужно постоянно помнить: кто мы такие и чего ждет от нас Господь. Нам очень много дано, но с нас много и спросится. Нужно не поддаваться страстям, не оправдываться тем, что живем мы, дескать, в трудное, развращенное время. А в какое время, скажите, жили первые христиане, жили мученики первых трех веков? Они-то сохраняли веру и нравственность!
Самое главное – не быть теплохладными и ленивыми, тогда все получится и удастся, с помощью Божией, наладить свою семейную жизнь и найти семейное счастье.
Допустимо ли священнику разводиться и жениться второй раз? Как повторный брак сказывается на его служебном положении?
Батюшка! Скажите, пожалуйста, может ли священник развестись и жениться во второй раз? А если развелся и женился во второй раз, то как это отражается на его служебном положении?
.
Марина - (Марина)
Прот. Димитрий Смирнов: Конечно, священник может и развестись, и жениться, и не одни раз, а десять или двадцать, это зависит от того, сколько ему лет. Но он, к сожалению, перестаёт быть священником.
Прот. Александр Березовский: То есть, он запрещается в служении?
Прот. Димитрий Смирнов: Да.
Прот. Александр Березовский: А почему такая строгость к священству?
Прот. Димитрий Смирнов: Потому что священник и его семья должны быть образцом для паствы. Если священник двадцать раз женится, то сколько раз можно жениться мирянину? Сорок? И что тогда это будет за Церковь?
У нас есть учение о браке в христианской Церкви, которого все должны придерживаться, а священник – выполнять неукоснительно.
Прот. Александр Березовский: А в случае смерти супруги? Бывает же, что вот молодые люди поженились, и по болезни супруга вскорости умерла.
Прот. Димитрий Смирнов: И даже в случае смерти. Есть вещи, которые выше брака. Священство выше брака. И если человек стал священником, он уже жениться не может.
Прот. Александр Березовский: То есть, если мужчина не женился до рукоположения, то после этого Таинства он уже жениться не может?
Прот. Димитрий Смирнов: Нет. Порядок такой: брак, потом священство, потом епископство. Нельзя менять местами. Такова церковная традиция, так благословлено Богом.
Прот. Александр Березовский: Но почему такая строгость именно в отношении священников?
Прот. Димитрий Смирнов: Да нет тут никакой строгости. Строгость, если было бы сказано: таких вешать, или ещё более строго: таких сжигать на костре.
Прот. Александр Березовский: Живьём.
Прот. Димитрий Смирнов: Не живьём неинтересно. Вот это было бы строго. А так – ты оставляешь своё служение и живёшь как мирянин.
Прот. Александр Березовский: Вот если бы такое было по отношению к мирянам, может, не было бы у нас столько разводов, брошенных детей?
Прот. Димитрий Смирнов: Было бы. Я как-то рассказывал, что в Германии многие люди отказываются платить налог на церковь и тем самым письменно свидетельствуют, что они перестали быть христианами. И никак их это не волнует. Если современному человеку поставить условия пребывания в Церкви, какие были во времена Василия Великого, то Церковь попросту опустеет. Поэтому Церковь в каждую эпоху оказывает всё большее и большее снисхождение человечеству (по мере приближения к торжественной встрече антихриста).
.
Ответ: о.Димитрий Смирнов
Методические рекомендации для священнослужителей по вопросам супружества, развода и повторного брака
решением Малого Собора
Российского объединенного Союза
христиан веры евангельской (пятидесятников)
«13» октября 2010 г.
Новая редакция утверждена
Правлением Централизованной религиозной организации
Российский объединенный Союз
христиан веры евангельской (пятидесятников)
«02» апреля 2015 г.
_______________________ С.В. Ряховский
Методические рекомендации
для священнослужителей по вопросам супружества, развода и повторного брака
Централизованной религиозной организации
Российский объединенный Союз христиан веры евангельской (пятидесятников)
Падение нравственности, низкие стандарты брака и простота развода в современном обществе оказывают влияние не только на само общество, но и на Церковь Христову. Происходит планомерное разрушение института семьи и брака, что с неизбежностью влечет за собой деградацию и других социальных институтов. Церковь может и должна показать, что настоящим основанием для семьи может быть не релятивистская мораль, а незыблемые принципы Слова Божьего. Современная церковь, находясь, подобно раннехристианской, в языческом, а по сути, безбожном мире похоти, смиренно ищет понимания принципов Писания по отношению к супружескому завету и применения их в жизни. Осознавая, что мы не всегда знаем, как бы поступили Иисус или апостолы при рассмотрении конкретных случаев развода и/или повторного брака, мы, священнослужители Союза, подготовили этот документ с искренним желанием провозглашать и исполнять волю Божью, открытую нам в Священном Писании. Настоящие рекомендации призваны утвердить высокий библейский стандарт супружеских отношений в церквях Централизованной религиозной организации Российский объединенный Союз христиан веры евангельской (пятидесятников) (далее – Союз) и стать руководством для служителей церквей в душепопечении по вопросам семьи и брака.
1. Понятие брака
1.1. Брак (супружество) является Божьим установлением (Быт.2:18,24; Лк.16:18).
1.2. Брак – это союз любви между одним мужчиной и одной женщиной, который заключается однажды и на всю жизнь (Мтф.19:4-6). Сексуальные союзы между людьми одного пола браком считаться не могут (Рим.1:26-27; 1 Кор.6:9).
1.3. Христианский брак – это не просто юридический договор, а заветные отношения между мужчиной и женщиной, основанные на любви и единстве. Это – брак, заключенный перед лицом Господа и благословленный Церковью в церемонии бракосочетания (венчания). Примером взаимоотношений супругов в христианском браке являются отношения Христа и Церкви (Еф.5:18-33), а также отношения между лицами Святой Троицы.
1.4. Брак – это единство мужчины и женщины в трех сферах: духовной, душевной и физической. Совместная молитва, глубокое личное общение и регулярная сексуальная близость (1 Кор.7:3-5) равно необходимы для гармоничного брачного союза.
1.5. Брак – священный союз, заключенный перед лицом Господа. Супружеские измены, а также флирт, просмотр порнографии и другие проявления неверности недопустимы в христианском браке (Евр.13:4; Мтф.5:27-28).
1.6. Христианин, не состоящий в браке, также должен воздерживаться от любых форм сексуальных отношений, включая флирт, виртуальный секс, просмотр порнографии, мастурбацию и т.п. (Мф.5:27-28).
1.7. Дети являются Божьим благословением и желаемым результатом брачного союза (Пс.126). Супруги совместно воспитывают детей в учении и наставлении Господнем (Пр.1:8; Еф.6:4).
1.8. Брак, заключенный между неверующими людьми, также является священным и нерасторжимым.
1.9. Если ко Христу пришел только один из супругов, он/она должен прилагать усилия к сохранению брака (1Кор.7:12-14).
1.10. Сексуальный союз, не зарегистрированный согласно законодательству («гражданский брак»), не считается браком. В случае если к Христу обратились мужчина или женщина, живущие в «гражданском браке», им нужно либо зарегистрировать свои отношения, либо прекратить сексуальное сожительство. Только после этого они могут быть допущены к водному крещению.
2. Помолвка и подготовка к браку
2.1. Сознавая священность брачного союза и критически низкий уровень нравственности общества, Союз настаивает на необходимости серьезной подготовки ко вступлению в брак.
2.2. Заключению брака должен предшествовать период обручения (помолвки). Рекомендуемая продолжительность периода помолвки – от 6 месяцев до 1 года. С момента объявления помолвки мужчина и женщина считаются женихом и невестой. Объявление помолвки происходит в соответствии с внутренними установлениями каждой общины.
2.3. В течение периода помолвки пара должна пройти курс добрачного консультирования (душепопечения), который проводит специально подготовленный служитель. Рекомендуемая продолжительность курса добрачного консультирования (душепопечения) – не менее 6 встреч.
В основу такого курса могут быть положены «Методические рекомендации Союза по проведению семейного консультирования (душепопечения)» или иные материалы.
2.4. Особого внимания при проведении добрачного консультирования (душепопечения) требуют те пары, в которых хотя бы один из потенциальных супругов ранее пережил развод.
3. Бракосочетание
3.1. Церемония бракосочетания (венчания) совершается при вступлении в брак рожденных свыше верующих, вступивших в завет с Господом через водное крещение и являющихся активными членами поместной церкви.
3.2. Брак должен быть зарегистрирован в органах государственной регистрации (ЗАГС), после чего происходит церемония бракосочетания (венчания) в церкви. Церемония бракосочетания проводится священнослужителем церкви согласно «Методическим рекомендациям Союза по совершению церковных таинств».
3.3. Служитель может отказать в проведении бракосочетания людям, которые, по его мнению, подходят к заключению брака без должной рассудительности, мудрости и трезвости (например, без предварительного консультирования или периода помолвки). В этом случае служитель не вправе препятствовать или запрещать людям заключить брак в органах ЗАГС, однако он вправе отказаться проводить церемонию бракосочетания (венчания). Союз, заключенный в органах ЗАГС, будет считаться браком и не должен расцениваться как прелюбодеяние.
3.4. Если жених и невеста вступили в половую связь друг с другом до заключения брака, то церемония бракосочетания откладывается или отменяется. Такой паре необходимо пройти дополнительное консультирование. После того, как будут видны зримые плоды покаяния, может быть назначена новая дата бракосочетания.
3.5. В некоторых случаях вместо церемонии бракосочетания (венчания) совершается молитва благословения брака. К таким случаям относится благословение брака, заключенного до обращения к Христу, благословение брака, восстановленного после развода или длительного раздельного проживания супругов (фактического развода, даже если он не был юридически оформлен), а также при заключении брака, когда хотя бы один из супругов вступает в брак повторно (в случае, описанном в п. 4.9). Церемония бракосочетания может быть заменена на молитву благословения и в случае, описанном в п.3.4.
3.6. Бракосочетание (венчание) может быть признано недействительным (аннулировано), если брак заключен путем введения в заблуждение священнослужителя, совершившего церемонию бракосочетания (венчания) с нарушением Священного Писания (в том числе – в случаях, указанных в п. 6.3) и/или действующего законодательства (Семейный кодекс РФ, гл. 3, 4).
3.7. Союз не признает однополые (гомосексуальные или лесбийские) союзы и не проводит церемонию бракосочетания (венчания) или молитву о благословении подобных союзов. Священнослужитель, совершивший такую церемонию или молитву, должен быть немедленно снят со служения и лишен священного сана за исключением случаев, когда дисциплинарная комиссия выяснила, что он был намеренно введен в заблуждение. Сама церемония бракосочетания (венчания) или молитва благословения считаются недействительными (аннулируются).
4. Развод и повторный брак
4.1. Согласно Священному Писанию, брак есть завет, который люди заключают однажды и на всю жизнь. Канонических причин, разрешающих развод, нет: развод с библейской позиции недопустим (Мк.10:5-12, Лук.16:18). Мы наставляем и учим, что верующие обязаны всеми силами стремиться сохранить семью и супружеские отношения. Священнослужители церкви призваны содействовать укреплению семей, обучая библейским принципам супружеской жизни с помощью семинаров, консультаций и иным образом. Семьям, переживающим кризис в отношениях или находящимся на грани развода, должна быть оказана необходимая пасторская помощь (кризисное консультирование).
4.2. Развод (расторжение брака), произошедшее до обращения к Христу, прощается, как и любой грех (1 Кор.6:9-11). Новообращенный является новым творением во Христе (2 Кор.5:17). Такой человек может вступить в брак, а также быть рукоположен в священнослужители Церкви: дьякона, пастора (пресвитера) и епископа (см. Канонические правила рукоположения священнослужителей Централизованной религиозной организации Российский объединенный Союз христиан веры евангельской (пятидесятников) (далее – Союз), глава III).
4.3. Единственными причинами, которые, согласно Библии, могут быть основанием для развода, являются: (1) нежелание неверующего супруга жить в браке с христианином (1 Кор.7:15) или (2) измена одного из супругов (прелюбодеяние) (Мтф.19:9).
4.4. Даже в случаях, описанных в п.4.3, мы призываем не искать развода, особенно при явном покаянии виновной стороны. Слово Божье призывает нас: «Но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» (Еф.4:32). Потому и мы побуждаем искать помощи Свыше, чтобы, уподобляясь Христу, простить согрешившего супруга. В любых ситуациях решению о разводе должны предшествовать усилия по примирению (1 Кор.7:10-11). Только если все возможные усилия не увенчались успехом, допускается расторжение брака. Таким образом, речь идет не о «праве на развод», а о констатации факта: союз любви между двумя людьми разрушен и его невозможно восстановить.
4.5. В случае, если один из супругов, не инициируя развод, живет в блуде и не желает оставить грех, несмотря на все усилия со второй стороны, второму супругу после собеседования можно рекомендовать раздельное проживание. Но прежде служитель должен провести собеседование, по возможности, с обоими супругами, чтобы убедиться, что нет других способов исправления ситуации. Если эта мера не приносит ожидаемого результата, второй супруг может инициировать развод, поскольку брак уже разрушен.
4.6. То же верно и в отношении супруга, совершающего насильственные действия (избиение, угрозы, шантаж, издевательство и т.п.) в отношении второго супруга или детей.
4.7. В случаях, описанных в п. 4.3, 4.5, 4.6, супруг, невиновный в разводе, впоследствии может вступить в повторный брак с другим христианином (1 Кор.7:15, 39), но не ранее, чем через 2 года. В этом случае после консультирования и периода помолвки проводится церемония бракосочетания (венчания).
4.8. Если христианин виновен в разводе, он должен оставаться безбрачным или примириться со своим супругом (1 Кор.7:10-11). Служители церкви должны приложить усилия, чтобы помочь такому человеку осознать причины, которые привели к разводу, и показать ему пути исправления и следования за Христом. При необходимости могут быть применены меры дисциплинарного воздействия (замечание и отлучение от Церкви).
4.9. В случае, если христианин, виновный в разводе, действительно осознал свой грех и раскаялся, а примирение с прежним супругом уже невозможно (по причине, что второй супруг уже вступил в брак, не желает примирения или умер), такой человек может повторно вступить в брак, но не ранее, чем через 5 лет после распада предыдущего. Добрачное консультирование (душепопечение) и период помолвки в этом случае также необходимы. При этом церемония бракосочетания не проводится, совершается лишь молитва благословения брака (согласно п. 3.5).
5. Особые требования в отношении семьи священнослужителя
5.1. Все христиане должны хранить святость, быть образцом нравственности в обществе и во всем являть собой «украшение учения Спасителя нашего, Бога» (Тит.2:10). При этом Писание предъявляет более высокие требования к служителям Церкви, поскольку от них ожидается более высокая степень зрелости и посвящения Господу.
5.2. Епископы и старшие служители должны уделять особое внимание заботе о семьях пасторов и дьяконов, которые служат под их попечением. Рекомендуется не реже раза в год проводить беседу с каждой отдельной супружеской парой служителей, посвященную вопросам их семейной жизни.
5.3. Священнослужитель обязан информировать старшего служителя, которому он непосредственно подотчетен, а также других священнослужителей, которым он подотчетен в своей духовной жизни (Канонические правила рукоположения священнослужителей РОСХВЕ, п. 3.6) о любых кризисных явлениях в своей семье. Он должен быть готов принимать помощь и коррекцию от старших служителей.
5.4. При необходимости при епархиальном управлении, правлении ассоциации или Союза должна быть создана комиссия для помощи (душепопечения) семье того или иного священнослужителя. В комиссию должны входить священнослужители в сане не ниже, чем сан того священнослужителя, кому должна быть оказана помощь.
5.5. В случае, если сохранить семью священнослужителя не удалось, такой священнослужитель должен быть приостановлен в служении до выяснения причин распада семьи. Выяснение причин может быть проведено той же комиссией, что и душепопечение (п. 5.4) или назначено отдельное расследование.
5.6. Если причиной распада семьи является сам священнослужитель (супружеская неверность, насилие, недостаточная забота о семье, устранение от воспитания детей и т.п.), такой священнослужитель должен быть лишен священного сана. При необходимости к нему могут быть применены и другие меры дисциплинарного воздействия, вплоть до отлучения от Церкви.
5.7. Если распад семьи произошел по вине второго супруга, такой священнослужитель может повторно вступить в брак (но не ранее, чем через 2 года – п. 4.7) и быть восстановлен в служении (но не ранее, чем через 5 лет). Решение о восстановлении в священнослужении должно приниматься на уровне руководящего органа централизованной религиозной организации (Правления либо Духовного Совета), а в случае священнослужителей – руководителей централизованных религиозных организаций – членов Союза – на уровне Правления либо Духовного Совета Союза.
5.8. Новый Завет не допускает рукоположения в священный сан человека, состоящего в повторном браке (1 Тим.3:2,12; Тит.1:6), кроме случаев, если повторный брак совершен по причине смерти предыдущего супруга либо расторжение предыдущего брака произошло до обращения человека к Христу. Исключение из этого правила составляют случаи, оговоренные в п.п. 4.3-4.6 и 5.7 настоящих «Рекомендаций» (см. также «Канонические правила рукоположения священнослужителей Централизованной религиозной организации Российский объединенный Союз христиан веры евангельской (пятидесятников)», п. 3.3).
5.9. В случае, если священнослужитель совершил супружескую измену, он должен быть немедленно лишен священного сана и отстранен от служения. Кроме того, вышестоящий служитель должен назначить расследование для выяснения причины греха и определения мер дисциплинарного воздействия. Вышестоящий священнослужитель обязан также организовать душепопечение в отношении семьи согрешившего священнослужителя. Если о грехе священнослужителя стало известно общине, община также должна быть проинформирована о принятых дисциплинарных мерах.
5.10. Восстановление в служении священнослужителя, совершившего супружескую измену, возможно в исключительных случаях при наличии признаков глубокого покаяния и не ранее, чем через 5 лет (аналогично п. 5.7).
5.11. Христиане, снятые со служения и лишенные духовного сана согласно п.п. 5.6, 5.9, не могут в дальнейшем руководить общиной или совершать священнодействия (Крещение, Причастие, бракосочетание, проповедь), но могут, при наличии искреннего покаяния и после курса душепопечения, нести в церкви вспомогательное служение. Кроме того, их опыт может быть полезен для помощи другим супружеским парам, проходящим через подобные ситуации. Потому таких христиан можно привлекать к служению душепопечения.
6. Служение людям в сложных ситуациях
6.1. «Не здоровые нуждаются во враче, но больные» (Лк.5:31). В Церкви Христовой всегда было немало людей, имеющих тяжелые заболевания и/или попавших в сложные жизненные ситуации. Мы должны с любовью и мудростью служить таким людям, чтобы помочь им обрести полноценную жизнь в мире с Богом и общении с другими людьми. При этом мы сознаем, что живем в несовершенном мире, а потому не все проблемы могут быть решены в нашей земной жизни. В том числе, не все люди смогут обрести семейное счастье. Но и в этом случае христиане призваны жить святой жизнью, сохраняя себя в чистоте как духовно, так и физически.
6.2. Люди, страдающие тяжелыми душевными или физическими заболеваниями (эпилепсия, шизофрения, проказа, венерические заболевания, СПИД, гепатит, импотенция, бесплодие), а также страдающие от каких-либо форм химической или психологической зависимости (алкоголизм, наркомания, игромания и т.п.), при желании вступить в брак должны проинформировать о своих заболеваниях (зависимости) своего будущего супруга и служителя, который проводит добрачное консультирование (душепопечение). В некоторых случаях нужно пройти медицинское освидетельствование на предмет возможности вступления в брак и создания семьи, а также возможности иметь детей. Если хотя бы один из потенциальных супругов ранее состоял в браке («гражданском браке», однополом союзе) эта информация также должна быть известна будущему супругу и служителю, который проводит консультирование (душепопечение). В случае заведомого утаивания этой информации от будущего супруга и служителя душепопечения, а также священнослужителя, совершающего церемонию бракосочетания (венчания) или молитву благословения брака, венчание (молитва) могут быть признаны недействительными (аннулированными).
6.3. Служитель, совершающий добрачное консультирование (душепопечение) в ситуациях, описанных в п. 6.2 и подобных им, должен объяснить потенциальным супругам возможные последствия заключения брака в таких условиях и помочь им избежать необдуманных поспешных решений. Он также обязан проинформировать о ситуации священнослужителя, который будет совершать бракосочетание (венчание).
6.4. Церковь не признает браком однополые союзы. Но мы принимаем каждого человека таким, какой он есть, стараясь помочь ему стать таким, каким его хочет видеть Господь. В случае, если ко Христу обращается человек, живущий в таком союзе, он должен прекратить любые сексуальные отношения. Таким людям нужно оказывать особое служение душепопечения, чтобы помочь им преодолеть грех и принять Божий порядок отношений между полами. В будущем такие люди могут вступить в брак на общих основаниях.
6.5. Изменение пола (транссексуализм) есть прямой бунт против Бога как Творца. Церковь не сочитывает людей, изменивших свой пол: таким людям, рекомендуется оставаться безбрачными. Допускается возврат к изначальному полу. Таким людям необходимо особое служение душепопечения (п. 6.4).
6.6. Никакие внебрачные сексуальные отношения, включая изнасилование (принуждение к сексуальным отношениям) не являются основанием для вступления в брак. Это верно и для тех случаев, когда сексуальные отношения повлекли за собой беременность. Брак основан на взаимной любви и посвящении мужчины и женщины друг друга на всю жизнь перед лицом Господа – никакое другое основание не может быть основой счастливого и прочного семейного союза.
Мы молим Господа, чтобы настоящие «Рекомендации» послужили укреплению существующих, созданию новых христианских семей, а также стали действенной помощью для пастырей и епископов и служителей Церкви, осуществляющих семейное консультирование (душепопечение). Мы в полной мере сознаем свою ответственность за сохранение высоких библейских стандартов святости в современном мире и надеемся, что настоящие «Рекомендации» будут этому содействовать.
7.Внесение изменений и дополнений в настоящий документ осуществляет Правление Союза.