20. Понятие договора поставки. Ограничение договора поставки от смежных договоров. Правовое регулирование отношений по поставкам.
Договор поставки — это договор, по которому поставщик (продавец), осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования их в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием (ст. 476 ГК).
По своей правовой природе договор поставки является консенсуальным, двусторонним, возмездным.
Особенности договора поставки:
1) особенности субъектного состава:
• поставщиком может быть только лицо, осуществл предпринимательскую деятельность, — коммерческая организация, индивидуальный предприниматель или некоммерческая организация, кот занимается предпринимательской деятельностью, направлен на достижение целей ее деятельности и не противоречащей им;
• покупателем может быть только лицо, приобретающее товары для использования их в предпринимательской деятельности (для производства, перепродажи и др.) или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним или иным подобным использованием, — юридическое лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью, или индивидуальный предприниматель;
2) цель приобретения товара — поставляемые товары предназначаются для использования в предпринимательской деятельности;
3) несовпаден момента заключения договора поставки и момента его исполнения:
• договором поставки оформляются долгосрочно длящиеся отношения, а передача товара осуществляется не единовременно, а отдельными партиями в пределах срока действия договора;
• поставщик может заключить договор на вещи, которых у него нет, но которые он собирается произвести или закупить в будущем;
• поставщик может вообще не иметь на продаваемый товар ни права собственности, ни какого-либо иного вещного права (например, комиссионная торговля).
Предмет договора поставки — товары, предназначенные для использования в предпринимательских и иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним или иным подобным использованием.
Форма договора поставки определяется в соответствии с общими положениями о форме сделки, поэтому чаще всего договор поставки заключается в простой письменной форме.
Существенными условиями договора поставки являются: предмет договора, срок, а также цель приобретения товара для договоров поставки, заключаемых при осуществлении посреднической деятельности согласно Указу Президента Республики Беларусь от 7 марта 2000 г. № 117 «О некоторых мерах по упорядочению посреднической деятельности при продаже товаров».
Цена товара определяется по соглашению сторон. Однако в соответствии с законодательством Республики Беларусь цены на определенные товары устанавливаются или регулируются уполномоченными государственными органами. Вместо указания цены стороны договора поставки вправе установить в договоре порядок и способ ее определения, следовательно, цена не относится к существенным условиям договора.
Правовое регулирование договора поставки:
• Положение о поставках товаров в РБ, утвержденное постановлением Кабинета Министров РБ от 8 июля 1996 г. № 444;
• Указ Президента РБ от 7 марта 2000 г. № 117 «О некоторых мерах по упорядочению посреднической деятельности при продаже товаров»;
• Положение о приемке товаров по количеству и качеству, утвержденное постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 26 апреля 1996 г. № 285.
Стороны в договоре поставки. Заключение договора поставки.
По договору поставки продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательских или иных целях, не связанных с личным семейным, домашним и иным подобным использованием, а покупатель обязуется принять товары и уплатить за них определенную денежную сумму (цену). Это двустороннеобязывающий, консенсуальный, возмездный договор. Договор поставки - разновидность договора купли-продажи и поэтому на него распространяются правила договора купли-продажи, если иное не предусмотрено договором поставки.
Различия между поставкой и куплей-продажей сводятся к следующему. Цель использования при поставке - предпринимательская деятельность либо иная деятельность, не связанная с личным, домашним или иным подобным использованием. Сторонами данного договора обычно являются предприниматели (в виде исключения в качестве покупателя может выступать некоммерческая организация, получившая разрешение на занятие предпринимательской деятельностью). Предмет договора поставки уже, чем у договора купли-продажи. В частности, предметом поставки не могут быть ценные бумаги, недвижимость, имущественные права. В отличие от купли-продажи существенным условием договора поставки является срок.
Изменение или расторжение договора поставки возможно в одностороннем порядке без обращения в суд. В частности одностороннее расторжение или изменение договора возможно по инициативе любой из сторон в случае существенного нарушения договора другой стороной. Так, существенным нарушением договора поставщиком является: поставка товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок, неоднократное нарушение сроков поставки. Существенным нарушением договора покупателем является: неоднократное нарушение сроков оплаты товара и неоднократная невыборка товаров. При этом под неоднократностью в судебной практике понимается нарушение, допущенное одной из сторон. не менее двух раз. Виды – разовый договор, квартальный договор, годовой, долгосрочный договор поставки.
Для договора поставки характерен особый порядок его заключения. Прежде всего предусмотрен специальный порядок урегулирования разногласий сторон на тот случай, если на стадии заключения договора поставки между поставщиком и покупателем возникают такие разногласия относительно отдельных условий договора. Сторона, предложившая заключить договор (поставщик или покупатель) и получившая от другой стороны акцепт на иных условиях, должна в течение 30 дней со дня получения такого акцепта (если иной срок не предусмотрен законом или соглашением сторон) принять меры к согласованию условий договора, относительно которых возникли разногласия, либо направить контрагенту письменное сообщение о своем отказе от заключения договора.
Сторона, направлявшая оферту и получившая акцепт на иных условиях, в случае невыполнения названных требований несет определенные неблагоприятные последствия: на нее возлагается обязанность возместить контрагенту убытки, образовавшиеся у последнего в связи с уклонением от согласования условий договора. Такими убытками могут быть признаны, в частности, расходы стороны, направившей извещение о согласии заключить договор с предложением о согласовании его условий (акцепт на иных условиях), если они понесены в связи с подготовкой и организацией исполнения данного договора, предпринятыми по истечении 30-дневного срока со дня получения лицом, направлявшим оферту, акцепта на иных условиях.
Для оценки факта заключения договора поставки особое значение приобретает условие о сроке или сроках поставки товаров покупателю. При отсутствии этого условия в тексте договора должны применяться диспозитивные нормы, позволяющие определить срок исполнения обязательства, не содержащего условия о дате его исполнения. В случаях, когда момент заключения и момент исполнения договора не совпадают, а сторонами не указан срок поставки товара и из договора не вытекает, что она должна осуществляться отдельными партиями, при разрешении споров необходимо исходить из того, что срок поставки должен определяться по правилам, установленным отдельными партиями, важен период поставки (т.е. обусловленные сторонами сроки поставки отдельных партий товаров. Если в договоре периоды поставки не определены, то следует исходить из того, что товары должны поставляться равномерными партиями помесячно. В этом случае периодом поставки будет считаться один месяц. В зависимости от конкретных условий взаимоотношений наряду с определением периодов поставки в договоре могут быть установлены график поставки (декадный, суточный и т.п.) и самостоятельная ответственность за его нарушение.
Товары, поставленные досрочно и принятые покупателем, засчитываются в счет количества товаров, подлежащих поставке в следующем периоде.
Содержание договора поставки. Исполнение договора поставки. Ответственность поставщика и покупателя по договору поставки.
Договор поставки является двусторонним. Таким образом, можно сделать вывод, что и поставщик, и покупатель имеют обязательства по его исполнению.
Обязанности поставщика заключаются в передаче товара покупателю со всеми необходимыми принадлежностями и документами в согласованном количестве, ассортименте, комплекте (комплектности), установленного качества, свободным от прав третьих лиц, в надлежащей таре (упаковке). Обязанность передать товары покупателю осуществляется путем отгрузки их покупателю или лицу, указанному в договоре в качестве покупателя, либо путем предоставления товаров в распоряжение покупателя в месте нахождения поставщика. Поставщик обязан передать покупателю установленное договором количество товаров. Поставщик обязан поставить товар в срок, обусловленный договором.
1. совершить все необходимые действия, обеспечивающие принятие товаров, поставленных в соответствии с договором поставки.
2. осмотреть принятые товары в срок, определенный законодательством или договором поставки; в этот же срок проверить количество и качество принятых товаров в порядке, установленном законодательством или договором поставки, и о выявленных несоответствиях или недостатках товаров незамедлительно письменно уведомить поставщика;
3. при получении товаров от транспортной организации проверить соответствие товаров сведениям, указанным в транспортных и сопроводительных документах, а также принять эти товары от транспортной организации с соблюдением правил, предусмотренных законодательством, регулирующим деятельность транспорта;
4. обеспечить сохранность товаров (ответственное хранение) и незамедлительно уведомить поставщика при отказе от переданных поставщиком товаров;
5. осуществить осмотр переданных товаров в месте их передачи .
6. оплатить поставляемые товары с соблюдением порядка и формы расчетов, предусмотренных договором поставки;
7. возвратить поставщику многооборотную тару и средства пакетирования, в которых поступили товары, в порядке и сроки, установленные законодательством; Однако следует отметить, что тара (упаковка) однократного использования возврату не подлежит.
8. Поставка товаров для государственных нужд.
Государственными нуждами признаются определяемые в установленном законодательством порядке потребности Республики Беларусь или ее административно-территориальных единиц, обеспечиваемые, как правило, за счет средств бюджета и внебюджетных источников финансирования (ст. 495 ГК).
• Закон РБ от 24 ноября 1993 г. «О поставках товаров для государственн нужд»;
• Положение о формировании и размещении заказов на поставку товаров для республиканских государственных нужд, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13 июня 1994 г. № 437.
Договор поставки товаров для государственных нужд является разновидностью договора поставки. Особенностями договора поставки товаров для государственных нужд являются: цель, которая стоит перед этим договором, особый субъектный состав, специальные источники финансирования, использование государственного контракта и договора поставки товаров для государственных нужд.
Предметом государственного контракта и договора поставки товаров для государственных нужд являются любые товары, отвечающие целям поставок для государственных нужд. Договорные отношения по поставке товаров для государственных нужд оформляются в письменном виде.
Сторонами в госуд контракте являются государственный заказчик и поставщик. В качестве государственного заказчика выступает государство, представленное
уполномоченными государственными органами и организациями: министерствами, иными республиканскими органами государственного управления и др. В качестве поставщиков в государственном контракте и договоре поставки выступают лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность. Другая сторона в договоре поставки товаров для госуд нужд — покупатель. Покупателей по договорам поставки для государственных нужд определяют государственные заказчики. В основном это учреждения и организации, непосредственно использующие поставляемые товары либо обеспечивающие ими конечных потребителей. Заключение госуд контракта явл обязательным лишь в предусмотренных законом случаях. Так, не имеют права необоснованно отказаться от заключения государственных контрактов на поставку товаров для госуд нужд поставщики, являющиеся монополистами по продаже или производству определенных видов товаров.
Договор о создании Союзного государства
Российская Федерация и Республика Беларусь, руководствуясь волей народов России и Беларуси к единению и опираясь на общность их исторических судеб, заботясь о жизненных интересах своих граждан; будучи убеждены в том, что образование Союзного государства позволит объединить усилия в интересах социального экономического прогресса обоих государств; движимые стремлением продолжить развитие интеграционных процессов, заложенных Договором об образовании Сообщества России и Белоруссии от 2 апреля 1996 года, Договором о Союзе Беларуси и России от 2 апреля 1997 года, Уставом Союза Беларуси и России от 23 мая 1997 года, а также реализуя положения Декларации о дальнейшем единении России и Беларуси от 25 декабря 1998 года; подтверждая приверженность целям и принципам Устава Организации Объединенных Наций и желание жить в мире и добрососедстве с другими государствами; действуя в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, договорились о нижеследующем:
РАЗДЕЛ I. Общие положения
Глава 1. Цели и принципы Союзного государства
Российская Федерация и Республика Беларусь Российская Федерация и Республика Беларусь (далее — государства-участники) создают Союзное государство, которое знаменует собой новый этап в процессе единения народов двух стран в демократическое правовое государство.
1. Целями Союзного государства являются:
· обеспечение мирного и демократического развития братских народов государств-участников, укрепление дружбы, повышение благосостояния и уровня жизни;
· создание единого экономического пространства для обеспечения социально-экономического развития на основе объединения материального и интеллектуального потенциалов государств-участников и использования рыночных механизмов функционирования экономики;
· неуклонное соблюдение основных прав и свобод человека и гражданина в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права;
· проведение согласованной внешней политики и политики в области обороны;
· формирование единой правовой системы демократического государства;
· проведение согласованной социальной политики, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
· обеспечение безопасности Союзного государства и борьба с преступностью;
· укрепление мира, безопасности и взаимовыгодного сотрудничества в Европе и во всем мире, развитие Содружества Независимых Государств.
2. Достижение целей Союзного государства осуществляется поэтапно с учетом приоритета решения экономических и социальных задач. Конкретные мероприятия и сроки их выполнения определяются решениями органов Союзного государства или договорами государств-участников.
3. По мере становления Союзного государства будет рассмотрен вопрос о принятии его Конституции.
1. Союзное государство базируется на принципах суверенного равенства государств-участников, добровольности, добросовестного выполнения ими взаимных обязательств.
2. Союзное государство основано на разграничении предметов ведения и полномочий между Союзным государством и государствами-участниками.
1. Для реализации целей Союзного государства создаются Высший Государственный Совет, Парламент, Совет Министров, Суд, Счетная палата Союзного государства.
2. Государственную власть в государствах-участниках осуществляют образованные ими в соответствии с их конституциями государственные органы.
Союзное государство является светским, демократическим, социальным, правовым государством, в котором признаются политическое и идеологическое многообразие.
1. Каждое государство-участник сохраняет с учетом добровольно переданных Союзному государству полномочий суверенитет, независимость, территориальную целостность, государственное устройство. Конституцию, государственный флаг, герб и другие атрибуты государственности.
2. Государства-участники сохраняют свое членство в ООН и других международных организациях. Возможность единого членства в международных организациях, других международных объединениях определяется государствами-участниками по взаимной договоренности.
1. Территория Союзного государства состоит из государственных территорий государств-участников.
2. Государства-участники обеспечивают целостность и неприкосновенность территории Союзного государства.
3. Внешней границей Союзного государства являются границы государств-участников с другими государствами или пространственный предел действия государственных суверенитетов государств-участников.
4. До принятия нормативно-правового акта Союзного государства о государственной границе охрана внешней границы Союзного государства осуществляется в порядке, установленном государствами-участниками на момент подписания настоящего Договора.
1. В Союзном государстве признаются и защищаются равным образом все формы собственности, признаваемые на территориях государств-участников, обеспечиваются равные права граждан на приобретение, владение, пользование и распоряжение имуществом.
2. В Союзном государстве принимаются необходимые законодательные и иные меры по обеспечению равных прав, обязанностей и гарантий субъектам хозяйствования любых организационно-правовых форм, а также гражданам, обладающим статусом предпринимателя, в соответствии с законодательством государств-участников.
3. Правовое положение и порядок деятельности иностранных юридических лиц на территории государств-участников впредь до унификации их законодательства в данной области осуществляются в соответствии с законодательством государств-участников и их договорами с третьими странами.
Владение, пользование и распоряжение движимым и недвижимым имуществом Союзного государства осуществляется на основании нормативно-правовых актов Союзного государства.
1. Союзное государство имеет свой герб, флаг, гимн и другие атрибуты государственности.
2. Государственная символика Союзного государства устанавливается Парламентом Союзного государства и подлежит утверждению Высшим Государственным Советом.
Официальными языками Союзного государства являются государственные языки государств-участников без ущерба для конституционного статуса их государственных языков. В качестве рабочего языка в органах Союзного государства используется русский язык.
Местопребывание органов Союзного государства определяется Высшим Государственным Советом.
1. Союзное государство имеет единую денежную единицу (валюту). Денежная эмиссия осуществляется исключительно единым эмиссионным центром. Введение и эмиссия другой валюты в Союзном государстве, помимо единой денежной единицы, не допускается.
2. До введения единой денежной единицы и формирования единого эмиссионного центра на территории государств-участников продолжают хождение их национальные денежные единицы. Переход к единой денежной единице (валюте) осуществляется в соответствии со статьей 22 настоящего Договора.
Глава 2. Гражданство Союзного государства
Статья 14
1. Граждане государств-участников являются одновременно гражданами Союзного государства.
2. В Союзном государстве признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.
3. Вопросы приобретения и утраты гражданства государств-участников регулируются их национальным законодательством.
4. Никто не может стать гражданином Союзного государства без приобретения гражданства государства-участника.
5. Граждане Союзного государства пользуются равными правами и несут равные обязанности на территории другого государства-участника, если иное не предусмотрено законодательными актами государств-участников, договорами между ними.
6. До принятия союзного нормативно-правового акта в области гражданства правовое положение граждан Союзного государства регулируется национальными законодательными актами государств-участников, договорами между ними в данной области и настоящим Договором.
7. Граждане Союзного государства имеют право избирать и быть избранными в Парламент Союзного государства, а также назначаться на должности в органы Союзного государства.
8. Граждане Союзного государства имеют право на создание союзных общественных объединений.
9. До введения единого образца документов, удостоверяющих личность гражданина Союзного государства, на его территории одинаково признаются документы, выданные государственными органами и органами местного самоуправления государств-участников, а также документы, признаваемые в соответствии с законодательством государств-участников и международными договорами.
Каждый гражданин государства-участника имеет право на защиту на территории третьего государства, где не имеется представительства государства-участника, гражданином которого он является, со стороны дипломатических представительств или консульских учреждений другого государства-участника на тех же условиях, что и граждане этого государства-участника.
1. В целях содействия реализации и защиты основных прав и свобод граждан Союзного государства учреждается Комиссия по правам человека.
2. Компетенция, условия формирования и порядок деятельности Комиссии определяются Положением о Комиссии по правам человека Союзного государства, утверждаемым Высшим Государственным Советом.
РАЗДЕЛ II. Предметы ведения Союзного государства
Статья 17
К исключительному ведению Союзного государства относятся:
· создание единого экономического пространства и правовых основ общего рынка, обеспечивающего свободное перемещение товаров, услуг, капиталов, рабочей силы в пределах территорий государств-участников, равные условия и гарантии для деятельности хозяйствующих субъектов;
· единая денежно-кредитная, валютная, налоговая и ценовая политика;
· единые правила конкуренции и защиты прав потребителей;
· объединенные транспортная и энергетическая системы;
· разработка и размещение совместного оборонного заказа, обеспечение на его основе поставок и реализации вооружений и военной техники, объединенная система технического обеспечения вооруженных сил государств-участников;
· единая торговая и таможенно-тарифная политика в отношении третьих стран, международных организаций и объединений;
· единое законодательство об иностранных инвестициях;
· разработка, утверждение и исполнение бюджета Союзного государства;
· управление собственностью Союзного государства;
· международная деятельность и международные договоры Союзного государства по вопросам, отнесенным к исключительному ведению Союзного государства;
· функционирование региональной группировки войск;
· пограничная политика Союзного государства;
· стандарты, эталоны, гидрометеорологическая служба, метрическая система и исчисление времени, геодезия и картография;
· статистический и бухгалтерский учет, единые банки данных;
· установление системы органов Союзного государства, порядка их организации и деятельности, формирование органов Союзного государства.
К совместному ведению Союзного государства и государств-участников относятся:
· принятие в состав Союзного государства других государств;
· координация и взаимодействие в сфере внешней политики, связанные с осуществлением настоящего Договора;
· проведение согласованного курса на укрепление Содружества Независимых Государств;
· совместная оборонная политика, координация деятельности в области военного строительства, развитие вооруженных сил государств-участников, совместное использование военной инфраструктуры и принятие других мер для поддержания обороноспособности Союзного государства;
· взаимодействие в международном сотрудничестве по военным и пограничным вопросам, включая реализацию заключенных государствами участниками международных договоров по вопросам сокращения вооруженных сил и ограничения вооружений;
· взаимодействие в области осуществления демократических преобразований, реализация и защита основных прав и свобод граждан Союзного государства;
· гармонизация и унификация законодательства государств-участников;
· осуществление инвестиционной политики в интересах рационального разделения труда;
· охрана окружающей среды;
· совместные действия в области экологической безопасности, предупреждения природных и техногенных катастроф и ликвидации их последствий, в том числе последствий аварии на Чернобыльской АЭС;
· развитие науки, образования, культуры, создание равных условий сохранения и развития этнической, культурной и языковой самобытности народов;
· формирование общего научного, технологического и информационного пространства;
· согласованная социальная политика, включая вопросы занятости, миграции, условий труда и его охраны, социального обеспечения и страхования;
· обеспечение равных прав граждан в трудоустройстве и оплате труда, в получении образования, медицинской помощи, предоставлении других социальных гарантий;
· борьба с терроризмом, коррупцией, распространением наркотиков и другими видами преступлений.
Вне пределов исключительного ведения Союзного государства и предметов совместного ведения Союзного государства и государств-участников последние сохраняют всю полноту государственной власти.
РАЗДЕЛ III. Принципы формирования единого экономического пространства
Государства-участники создают единое экономическое пространство. В Союзном государстве действует унифицированное, а затем и единое законодательство, регулирующее хозяйственную деятельность, в том числе гражданское и налоговое законодательство.
В целях создания единого экономического пространства государства-участники принимают согласованные меры по поэтапному сближению основных социальных и макроэкономических показателей развития и проводят единую структурную политику.
В Союзном государстве поэтапно вводится единая денежная единица (валюта) с одновременным созданием единого эмиссионного центра.
Основной функцией единого эмиссионного центра является защита и обеспечение устойчивости единой денежной единицы, и эту функцию он осуществляет, взаимодействуя с другими органами Союзного государства и государственными органами государств-участников.
Единый эмиссионный центр не вправе предоставлять кредиты органам Союзного государства и покупать ценные бумаги Союзного государства при их первичном размещении на финансовом рынке.
Союзное государство предоставляет и получает кредиты и дает гарантии по кредитам, выпускает займы и ценные бумаги в порядке, определяемом Парламентом Союзного государства и утверждаемом Высшим Государственным Советом.
Введение единой денежной единицы и формирование единого эмиссионного центра осуществляются на основе соглашения между государствами-участниками.
В Союзном государстве осуществляется единая политика в области ценообразования, включая вопросы регулирования цен и тарифов.
В Союзном государстве действует общий рынок ценных бумаг, предусматривающий их свободное обращение, и создаются соответствующие учреждения по эмиссии ценных бумаг и регулированию фондового рынка.
Государства-участники завершат унификацию требований к организации надзора за банками и иными кредитными учреждениями, исходя из основных принципов эффективного банковского надзора, определенных Базельским комитетом по банковскому надзору, и будут применять единые ставки рефинансирования и общие нормы резервных требований к банкам.
В Союзном государстве создается и действует единое законодательство в части обслуживания и погашения внешнего и внутреннего долга, порядка осуществления внешних заимствований и иностранных инвестиций. Государства-участники будут совместно заключать с третьими странами международные договоры по данному вопросу, согласованно принимать на себя обязательства.
В Союзном государстве действуют единые принципы взимания налогов, не зависящие от места нахождения налогоплательщиков на его территории.
Государства-участники проводят единую торговую политику в отношении третьих стран, международных экономических организаций и экономических объединений, применяют единые ставки ввозных и вывозных таможенных пошлин, единые таможенные режимы и единый порядок таможенного оформления и контроля, унифицируют законодательство о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и о защите экономических интересов государств-участников при осуществлении внешней торговли.
В Союзном государстве действует единое таможенное пространство, в отношении которого применяются:
· единый порядок экспортного контроля;
· единые меры нетарифного регулирования, включая применение количественных ограничений, лицензирование ввоза и вывоза товаров, ведение единого перечня товаров, к которым применяются запреты или ограничения ввоза и вывоза;
· единый порядок взаимного признания лицензий, сертификатов и разрешений на ввоз или вывоз товаров.
В пределах Союзного государства функционируют объединенные энергетическая, транспортная системы, взаимоувязанные системы связи, и телекоммуникаций.
Порядок управления упомянутыми и иными едиными элементами инфраструктуры регулируется на основании актов Союзного государства.
РАЗДЕЛ IV. Бюджет Союзного государства
1. Бюджет Союзного государства призван обеспечивать финансирование программ и проектов Союзного государства, его функционирование, включая расходы на содержание его органов.
2. Бюджет Союзного государства формируется за счет ежегодных согласованных отчислений государств-участников.
3. В порядке и в случаях, установленных Высшим Государственным Советом по предложению Совета Министров, одобренному Парламентом, наполнение бюджета может осуществляться также и из иных источников.
4. Вопросы финансово-хозяйственной деятельности органов Союзного государства, отраслевых и функциональных органов управления Союзного государства регулируются Советом Министров Союзного государства в соответствии с нормативно-правовыми актами Союзного государства, а также законодательством государств-участников.
5. Государства-участники самостоятельно несут расходы, связанные с осуществлением мероприятий, не предусмотренных бюджетом Союзного государства.
6. Бюджет Союзного государства не может иметь дефицит.
7. Исполнение бюджета до создания Казначейства Союзного государства осуществляют казначейства государств-участников в части, касающейся территорий своих государств.
1. Проект бюджета Союзного государства вносится в Парламент Советом Министров Союзного государства.
2. Бюджет после принятия Парламентом утверждается Высшим Государственным Советом.
РАЗДЕЛ V. Органы Союзного государства
Глава 1. Высший Государственный Совет
Статья 34
1. Высший Государственный Совет является высшим органом Союзного государства.
2. В состав Высшего Государственного Совета входят главы государств, главы правительств, руководители палат парламентов государств-участников.
3. В заседаниях Высшего Государственного Совета участвуют Председатель Совета Министров, Председатели Палат Парламента, Председатель Суда Союзного государства.
1. Высший Государственный Совет:
· решает важнейшие вопросы развития Союзного государства;
· образует в пределах своей компетенции органы Союзного государства, включая органы управления отраслевого и функционального характера;
· назначает выборы в Палату Представителей Парламента Союзного государства;
· утверждает бюджет Союзного государства, принятый Парламентом Союзного государства, и годовые отчеты о его исполнении;
· утверждает международные договоры Союзного государства, ратифицированные Парламентом;
· утверждает государственную символику Союзного государства;
· определяет местопребывание органов Союзного государства;
· заслушивает ежегодный отчет Председателя Совета Министров о реализации принятых решений.
2. Высший Государственный Совет выполняет иные функции, отнесенные к его ведению настоящим Договором либо переданные на его рассмотрение государствами-участниками.
3. Высший Государственный Совет в пределах своих полномочий издает декреты, постановления и директивы.
1. Председателем Высшего Государственного Совета является один из глав государств-участников на основе ротации, если государства-участники не договорились об ином.
2. Председатель Высшего Государственного Совета:
· организует работу Высшего Государственного Совета, председательствует на его заседаниях и подписывает принятые Высшим Государственным Советом акты, а также законы Союзного государства;
· обращается к Парламенту с ежегодными посланиями о положении в Союзном государстве и основных направлениях его развития;
· по поручению Высшего Государственного Совета ведет международные переговоры и подписывает от имени Союзного государства международные договоры, представляет Союзное государство в отношениях с иностранными государствами и международными организациями;
· организует контроль за ходом реализации настоящего Договора и принимаемых Высшим Государственным Советом решений;
· в пределах своих полномочий дает поручения Совету Министров Союзного государства;
· по поручению Высшего Государственного Совета выполняет иные функции.
1. Акты Высшего Государственного Совета принимаются на основе единогласия государств-участников. Акт не является принятым, если одно из государств-участников высказалось против его принятия.
2. Голосование на заседаниях Высшего Государственного Совета от имени государства-участника осуществляет глава государства либо лицо, им уполномоченное.
Глава 2. Парламент Союзного государства
Статья 38
Парламент Союзного государства является представительным и законодательным органом Союзного государства.
1. Парламент состоит из двух палат - Палаты Союза и Палаты Представителей.
2. Палата Союза состоит из 36 членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, делегированных палатами Федерального Собрания Российской Федерации, и 36 членов Совета Республики, депутатов Палаты представителей, делегированных палатами Национального собрания Республики Беларусь. Члены Палаты Союза работают на непостоянной основе и получают вознаграждение за свой труд по месту постоянной работы.
3. Палата Представителей состоит из 75 депутатов от Российской Федерации и 28 депутатов от Республики Беларусь, избираемых на основе всеобщего избирательного права при тайном голосовании.
4. Палата Представителей избирается, а Палата Союза формируется сроком на 4 года. В случае прекращения полномочий палат парламентов государств участников — члены Палаты Союза сохраняют свои полномочия вплоть до обновления депутации соответствующего парламента.
Парламент Союзного государства:
· принимает законы и Основы законодательства Союзного государства по вопросам, отнесенным настоящим Договором к компетенции Союзного государства;
· содействует унификации законодательства государств-участников;
· заслушивает ежегодные послания Высшего Государственного Совета о положении в Союзном государстве и основных направлениях его развития;
· заслушивает доклады и информации о деятельности Совета Министров;
· принимает бюджет и заслушивает годовые и полугодовые отчеты о его исполнении;
· утверждает отчет, заслушивает доклады и сообщения Счетной палаты Союзного государства;
· ратифицирует международные договоры, заключаемые от имени Союзного государства;
· заключает соглашения о сотрудничестве с парламентами государств, не входящих в Союзное государство, и парламентскими организациями;
· назначает по представлению Высшего Государственного Совета судей Суда Союзного государства;
· утверждает по представлению Высшего Государственного Совета членов Комиссии по правам человека;
· назначает по представлению Совета Министров членов Счетной палаты Союзного государства;
· устанавливает символику Союзного государства;
· рассматривает предложения по вопросам присоединения к Союзному государству третьих государств, принимает соответствующие рекомендации, направляет их для утверждения в Высший Государственный Совет;
· обеспечивает взаимодействие парламентов государств-участников;
· осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Договором.
1. Депутаты Палаты Представителей и члены Палаты Союза обладают неприкосновенностью на всей территории Союзного государства в течение всего срока их полномочий.
2. Депутаты Палаты Представителей работают на постоянной профессиональной основе и не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
1. Заседания Палаты Союза и Палаты Представителей проводятся на регулярной основе в соответствии с их регламентами.
2. Палата Союза и Палата Представителей заседают раздельно, кроме случаев, предусмотренных их регламентами.
3. Каждая из палат избирает из своего состава Председателя, его заместителя, образует комиссии. Председатель палаты и его заместитель избираются на ротационной основе. Председатель палаты и его заместитель не могут быть гражданами одного государства-участника.
4. Каждая из палат принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности.
1. Право внесения законопроектов принадлежит Высшему Государственному Совету, Совету Министров Союзного государства. Палате Союза, а также группе депутатов Палаты Представителей численностью не менее 20 депутатов.
2. Законопроекты вносятся в Палату Представителей.
3. После принятия закона Палатой Представителей он направляется на одобрение в Палату Союза.
4. Законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет бюджета Союзного государства, могут быть внесены только при наличии согласия Совета Министров Союзного государства.
5. Решение Палаты Представителей считается не принятым, если против него проголосовало более одной четверти от общего числа депутатов.
6. Законы Союзного государства принимаются большинством голосов от общего числа членов каждой палаты. В случае неодобрения законопроекта Палатой Союза палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего законопроект подлежит повторному рассмотрению в палатах.
7. Принятый закон не позднее 7 дней со дня одобрения Палатой Союза направляется в Высший Государственный Совет для подписания Председателем Высшего Государственного Совета и обнародования.
8. Председатель Высшего Государственного Совета не позднее 30 дней со дня принятия закона подписывает его, если у него и у главы государства-участника, не являющегося на момент подписания закона Председателем Высшего Государственного Совета, нет возражений в отношении принятия этого закона. Если у Председателя Высшего Государственного Совета или у главы государства-участника, не являющегося на момент подписания закона Председателем Высшего Государственного Совета, имеются возражения, то закон отклоняется. Отклонение закона оформляется решением Высшего Государственного Совета и направляется в палаты Парламента не позднее 7 дней со дня его отклонения. Председатель Высшего Государственного Совета вправе предложить палатам Парламента создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий.
Глава 3. Совет Министров
Статья 44
1. Совет Министров является исполнительным органом Союзного государства.
2. В Совет Министров входят Председатель Совета Министров, главы правительств, Государственный секретарь (на правах заместителя Председателя Совета Министров), министры иностранных дел, экономики и финансов государств-участников, руководители основных отраслевых и функциональных органов управления Союзного государства.
На заседания Совета Министров могут приглашаться руководители центральных банков и министры государств-участников.
3. Председатель Совета Министров назначается Высшим Государственным Советом. Им может быть глава правительства одного из государств-участников на ротационной основе.
4. Функции Совета Министров, его состав, а также порядок его деятельности определяются Положением, утверждаемым Высшим Государственным Советом.
Государственный секретарь, руководители отраслевых и функциональных органов управления Союзного государства назначаются и освобождаются от должности Высшим Государственным Советом по представлению Председателя Совета Министров.
1. Совет Министров в соответствии со своей компетенцией, определенной настоящим Договором и решениями Высшего Государственного Совета:
· разрабатывает основные направления общей политики по вопросам развития Союзного государства и вносит их в Высший Государственный Совет для рассмотрения;
· вносит в Высший Государственный Совет предложения по формированию отраслевых и функциональных органов Союзного государства и осуществляет руководство их деятельностью;
· вносит в Парламент Союзного государства проекты союзных законов и Основ законодательства;
· обеспечивает контроль за выполнением положений настоящего Договора, актов Союзного государства и при необходимости вносит мотивированные представления государствам-участникам в случае невыполнения обязательств, вытекающих из них;
· разрабатывает и вносит в Парламент Союзного государства проект бюджета Союзного государства, обеспечивает исполнение бюджета, представляет Парламенту годовые и полугодовые отчеты об исполнении бюджета;
· рассматривает отчеты и доклады Счетной палаты;
· осуществляет управление собственностью Союзного государства;
· обеспечивает создание и развитие единого экономического пространства, проведение единой финансовой, налоговой, кредитной, денежной, валютной, ценовой и торговой политики;
· координирует процесс унификации законодательства государств-участников;
· способствует проведению согласованной политики государств-участников в международных делах, в сфере обороны, безопасности, обеспечения законности, прав и свобод граждан, обеспечения общественного порядка и борьбы с преступностью, а также в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и охраны окружающей среды;
· осуществляет иные полномочия, возложенные на него настоящим Договором и Высшим Государственным Советом.
2. Совет Министров в пределах своей компетенции издает постановления, директивы и резолюции.
3. Решение Совета Министров может быть приостановлено или отменено Высшим Государственным Советом.
Председатель Совета Министров:
· осуществляет руководство деятельностью Совета Министров и организует его работу;
· представляет Высшему Государственному Совету и Парламенту Союзного государства ежегодные доклады о деятельности Совета Министров;
· подписывает акты Совета Министров;
· по поручению Высшего Государственного Совета и в пределах предоставленных им полномочий проводит переговоры и подписывает международные договоры от имени Союзного государства.
1. Совет Министров формирует Постоянный Комитет, руководимый Государственным секретарем.
2. Постоянный Комитет является ответственным за подготовку заседаний Высшего Государственного Совета и Совета Министров.
3. Постоянный Комитет координирует работу отраслевых и функциональных органов Союзного государства и их взаимодействие с национальными органами государств-участников, контролирует выполнение принятых Высшим Государственным Советом и Советом Министров решений, регулярно информирует Совет Министров о положении дел в сферах деятельности отраслевых и функциональных органов Союзного государства, вносит предложения в Совет Министров по выполнению текущих задач развития Союзного государства.
1. Правительства государств-участников выдвигают кандидатов на должности членов Постоянного Комитета.
2. Из представленных кандидатов Совет Министров назначает членов Постоянного Комитета.
3. Государственный секретарь и члены Постоянного Комитета назначаются на четырехлетний срок. Порядок их досрочного освобождения определяется Высшим Государственным Советом.
4. Членами Постоянного Комитета могут быть только граждане государств-участников. В составе Постоянного Комитета не должно быть более двух третей членов Постоянного Комитета, являющихся гражданами одного государства. Члены Постоянного Комитета назначаются и действуют в личном качестве.
5. Положение о Постоянном Комитете утверждает Высший Государственный Совет по представлению Совета Министров.
Глава 4. Суд Союзного государства
Статья 50
Суд Союзного государства (далее — Суд) является органом Союзного государства, который призван обеспечить единообразное толкование и применение настоящего Договора, нормативно-правовых актов Союзного государства.
В состав Суда входит 9 судей, назначаемых Парламентом Союзного государства по представлению Высшего Государственного Совета.
1. Судьи назначаются и действуют в личном качестве из граждан Союзного государства, обладающих высокими профессиональными и моральными качествами, удовлетворяющих требованиям, предъявляемым для назначения на высшие судебные должности в государствах-участниках.
2. В составе Суда не должно быть более 5 судей, являющихся гражданами одного государства.
3. Судьи независимы.
1. Судьи назначаются сроком на 6 лет. Допускается их назначение еще на один срок.
2. Каждые 2 года происходит обновление трети состава членов Суда.
3. При первоначальном назначении треть судей назначается сроком на 2 года и треть — на 4 года.
4. Из числа судей Суд избирает Председателя и его заместителя, которые не могут быть гражданами одного государства-участника.
5. Высший Государственный Совет утверждает Устав и Регламент Суда.
1. Каждое государство-участник, органы Союзного государства могут передавать на рассмотрение Суда любые вопросы, связанные с толкованием и применением настоящего Договора, нормативно-правовых актов Союзного государства.
2. Решения Суда имеют обязательную юридическую силу и подлежат официальному опубликованию.
3. Решения Суда принимаются двумя третями голосов от общего числа судей в соответствующем судебном заседании.
Глава 5. Счетная палата
Статья 55
1. Для осуществления контроля за финансами Союзного государства создается Счетная палата.
2. Счетная палата состоит из 11 членов, назначаемых сроком на 6 лет из числа граждан государств-участников, имеющих опыт работы в контрольно-ревизионных и аудиторских организациях, профессионализм и добросовестность которых не вызывают сомнений.
3. Члены Счетной палаты назначаются Парламентом Союзного государства по представлению Совета Министров. Члены Счетной палаты назначаются независимо от того, гражданами какого из государств-участников они являются. В состав Счетной палаты не может входить более 7 граждан одного и того же государства-участника.
4. Члены Счетной палаты избирают из своего состава Председателя и его заместителя, которые выполняют свои обязанности в течение двухлетнего периода и могут быть переизбраны. При этом Председатель Счетной палаты и его заместитель не могут быть гражданами одного и того же государства-участника.
5. Члены Счетной палаты действуют в интересах Союзного государства и при исполнении своих обязанностей являются полностью независимыми.
1. Счетная палата осуществляет контроль за исполнением доходных и расходных статей бюджета Союзного государства по объемам, структуре и целевому назначению, проверку отчетов о доходах и расходах всех органов Союзного государства, устанавливает, являются ли законными полученные доходы и произведенные расходы, а также выясняет, насколько рациональным было управление финансами, контролирует эффективность использования имущества Союзного государства.
2. Органы Союзного государства, национальные аудиторские организации либо компетентные органы государств-участников направляют в Счетную палату по ее запросу любые документы и информацию, необходимые для выполнения Счетной палатой возложенных на нее функций.
3. По итогам финансового года Счетная палата представляет Совету Министров и Парламенту ежегодный отчет. На основании рассмотрения доклада вышеупомянутые органы, действуя самостоятельно или совместно, могут вносить в Высший Государственный Совет предложения относительно оздоровления финансов Союзного государства.
4. Счетная палата может, действуя по собственной инициативе или по просьбе любого из органов Союзного государства, давать в рамках своей компетенции заключения по отдельным вопросам.
5. Счетная палата устанавливает собственный регламент, который утверждается Советом Министров.
Глава 6. Должностные лица
Статья 57
1. Должностные лица органов Союзного государства и их аппаратов, за исключением членов Высшего Государственного Совета, Совета Министров и членов Палаты Союза Парламента, являются государственными служащими Союзного государства и назначаются из числа граждан государств-участников.
2. Должностные лица органов Союзного государства и их аппаратов:
· при выполнении своих обязанностей действуют в общих интересах, не запрашивают и не принимают указаний от какого бы то ни было государственного органа государств-участников;
· не могут совмещать работу в органах Союзного государства с другой оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности;
· не вправе заниматься деятельностью, несовместимой с их статусом должностных лиц органов Союзного государства, и использовать свое служебное положение, в частности, в интересах политических партий, объединений и иных организаций.
3. Правовой статус должностных лиц органов Союзного государства и их аппаратов, размер заработной платы, их социальные гарантии устанавливаются Высшим Государственным Советом по представлению Совета Министров.
РАЗДЕЛ VI. Акты Союзного государства
Статья 58
Для осуществления целей и принципов Союзного государства его органы в пределах своей компетенции принимают нормативно-правовые акты, предусмотренные настоящим Договором, а именно: законы, Основы законодательства, декреты, постановления, директивы и резолюции. Органы Союзного государства также могут принимать рекомендации и заключения.
1. По предметам исключительного ведения Союзного государства принимаются законы, декреты, постановления и резолюции. Декреты и постановления принимаются органами Союзного государства на основании настоящего Договора и законов Союзного государства.
2. По предметам совместного ведения Союзного государства и государств-участников принимаются Основы законодательства, директивы и резолюции.
3. Нормативно-правовые акты Союзного государства по предметам совместного ведения Союзного государства реализуются путем принятия национальных нормативно-правовых актов государств-участников по соответствующим вопросам.
1. Законы и декреты предназначены для общего применения, являются обязательными во всех частях и после их официального опубликования подлежат прямому применению на территории каждого государства-участника.
2. В случае коллизии нормы закона или декрета Союзного государства и нормы внутреннего закона государства-участника преимущественную силу имеет норма закона или декрета Союзного государства. Однако данное положение не применяется к коллизии норм закона или декрета Союзного государства и норм, содержащихся в конституциях и конституционных актах государств-участников.
3. Постановления являются обязательными во всех своих частях для того государства, физического или юридического лица, которому они адресованы.
4. Директивы являются обязательными для каждого государства, которому они адресованы, при сохранении за органами соответствующего государства свободы выбора форм и методов действий.
5. Резолюция является актом, посредством которого обеспечивается текущая деятельность органов Союзного государства.
РАЗДЕЛ VII. Заключительные положения
Статья 61
Положения настоящего Договора, поэтапная реализация которых может потребовать внесения поправок и дополнений в конституции государств-участников, вступают в силу после осуществления необходимых внутригосударственных процедур по изменению конституции каждого государства-участника.
1. После вступления в силу настоящего Договора по предложению Высшего Государственного Совета Парламент Союзного государства рассмотрит проект Конституционного Акта, определяющего на основе настоящего Договора государственное устройство Союзного государства и его правовую систему.
2. После одобрения Парламентом Союзного государства проект Конституционного Акта передается президентами государств-участников на рассмотрение парламентов государств-участников, а затем в соответствии с их законодательством выносится на референдумы в государствах-участниках.
3. После одобрения Конституционного Акта на референдумах государства-участники вносят необходимые дополнения и изменения в свои конституции.
В целях поэтапного претворения в жизнь настоящего Договора Российская Федерация и Республика Беларусь принимают Программу действий Российской Федерации и Республики Беларусь по реализации положений Договора о создании Союзного государства.
Выборы в Палату Представителей Парламента Союзного государства первого созыва проводятся не позднее 6 месяцев после принятия парламентами государств-участников соответствующих законодательных актов.
1. Настоящий Договор открыт для присоединения к нему других государств, являющихся субъектами международного права, разделяющих цели и принципы Союзного государства и принимающих на себя в полном объеме обязательства, вытекающие из Договора.
2. Государства-участники рассматривают обращения третьих государств и приглашают их стать участниками настоящего Договора после выполнения необходимых условий для вступления, которые устанавливаются Высшим Государственным Советом, и осуществления процедур, связанных с расширением числа государств-участников.
1. Поправки к настоящему Договору могут быть предложены государством-участником, Парламентом и Судом Союзного государства. Поправки рассматриваются Советом Министров и выносятся на одобрение Высшего Государственного Совета.
2. Поправки оформляются отдельными договорами, подлежащими ратификации государствами-участниками.
1. Государство-участник с соблюдением его соответствующих конституционных процедур на основании всенародного референдума может принять решение о выходе из Союзного государства. Об этом глава государства, желающего выйти из Союзного государства, письменно уведомляет Высший Государственный Совет, Парламент Союзного государства и другое государство-участник. Настоящий Договор прекращает свое действие в отношении такого государства по истечении 18 месяцев с даты проведения в нем референдума по данному вопросу.
2. Выход из настоящего Договора не затрагивает выполнение обязательств, принятых на себя государствами-участниками по Договору, реализация которых обусловлена определенным временным промежутком.
1. Настоящий Договор не направлен против третьих государств. Государства-участники соблюдают обязательства по ранее заключенным международным договорам.
2. Государства-участники не будут принимать на себя международные обязательства, противоречащие положениям настоящего Договора.
1. Настоящий Договор подлежит ратификации государствами-участниками и вступает в силу с даты обмена ратификационными грамотами.
2. Договор является бессрочным.
1. Договор об образовании Сообщества России и Белоруссии от 2 апреля 1996 года и Договор о Союзе Беларуси и России от 2 апреля 1997 года прекращают действие с момента вступления в силу настоящего Договора.
2. Правовые акты, принятые ранее в рамках Сообщества и Союза, продолжают действовать в части, не противоречащей настоящему Договору.
3. До первого заседания Высшего Государственного Совета Союзного государства его функции выполняет Высший Совет Союза Беларуси и России.
4. До выборов в Палату Представителей Парламента Союзного государства функции Парламента Союзного государства выполняет Парламентское Собрание Союза Беларуси и России.
5. До первого заседания Совета Министров Союзного государства его функции выполняет Исполнительный Комитет Союза Беларуси и России.
6. До формирования Постоянного Комитета его функции выполняет аппарат Исполнительного Комитета Союза Беларуси и России, созданный в соответствии с Уставом Союза Беларуси и России.
Настоящий Договор регистрируется в соответствии со статьей 102 Устава Организации Объединенных Наций.
Совершено в Москве 8 декабря 1999 года в двух экземплярах, каждый на русском и белорусском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.
ЗА РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ
Б. ЕЛЬЦИН