Содержание:
Какие существуют льготы по оплате детского сада и как их оформить?
Юридический Яндекс Дзен! Там наши особенные юридические материалы в удобном и красивом формате. Подпишитесь прямо сейчас.
Родители (законные представители) ребенка, который посещает детский сад, вносят плату за присмотр и уход за ним в детском саду (родительскую плату). Законодательством предусмотрены льготы по оплате государственных и муниципальных детских садов для отдельных категорий граждан, а также при внесении платы за детей, относящихся к определенным категориям лиц (в частности, детей-инвалидов) (ч. 2, 3 ст. 65 Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ).
При оплате частного детского сада льготы, как правило, не предоставляются, поэтому в данном материале рассмотрим только государственные и муниципальные детские сады.
Как устанавливается плата за детский сад
Размер родительской платы устанавливает учредитель детского сада, функциями и полномочиями которого наделяется орган государственной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления муниципального района и городского округа (далее — учредитель детского сада) (п. 2 ч. 1 ст. 8, п. 4 ч. 1 ст. 9 Закона N 273-ФЗ).
При этом ее размер не может быть выше ее максимального размера, устанавливаемого субъектом РФ для каждого муниципального образования, находящегося на его территории (ч. 2, 4 ст. 65 Закона N 273-ФЗ).
С размером платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми в детском саду, можно ознакомиться на официальном сайте образовательного учреждения (пп. «г» п. 3.3 Требований, утв. Приказом Рособрнадзора от 29.05.2014 N 785).
Как устанавливаются льготы по оплате детского сада
Федеральным законодательством РФ предусмотрено, что за присмотр и уход за детьми-инвалидами, детьми с туберкулезной интоксикацией, детьми-сиротами и детьми, которые остались без попечения родителей, родительская плата не взимается (ч. 3 ст. 65 Закона N 273-ФЗ).
Кроме того, учредитель детского сада вправе снизить размер родительской платы или не взимать ее с отдельных категорий родителей (законных представителей). Также если присмотр и уход за ребенком в детском саду оплачивает учредитель этого детского сада, то родительская плата не устанавливается (ч. 2 ст. 65 Закона N 273-ФЗ).
При этом категории граждан, которым предоставляются льготы по оплате детского сада, устанавливаются региональным и местным законодательством.
Критериями для отнесения определенных лиц к этим категориям, как правило, являются уровень доходов, состав семьи, состояние здоровья детей и родителей. Так, в г. Москве льготами по оплате содержания детей в детских садах пользуются отдельные категории семей (многодетные семьи, студенческие семьи, семьи военнослужащих) (ч. 4 ст. 4 Закона г. Москвы от 20.06.2001 N 25; ч. 2 ст. 26, п. 1 ч. 2 ст. 29 Закона г. Москвы от 23.11.2005 N 60).
В муниципальных детских садах, например Можайского района Московской области, родительская плата в размере 50% устанавливается (п. 3.2 Постановления администрации Можайского муниципального района МО от 22.01.2014 N 141-П):
- семьям, имеющим трех и более несовершеннолетних детей;
- семьям, где один или оба родителя являются инвалидами;
- одиноким родителям (в том числе вдовам и вдовцам), имеющим среднедушевой доход ниже регионального прожиточного минимума.
Как получить льготу при оплате детского сада
Если вы имеете право на льготу по оплате детского сада в соответствии с федеральным или региональным законодательством, для ее получения рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.
Шаг 1. Подготовьте заявление и необходимые документы
Заявление о предоставлении льготы составляется, как правило, в произвольной форме. В нем указываются ваши Ф.И.О., паспортные данные, адрес места жительства, а также Ф.И.О. и год рождения вашего ребенка, излагается просьба о предоставлении вам льготы по оплате детского сада и основания для ее предоставления.
Родителям (законным представителям), имеющим право на льготную родительскую плату по нескольким основаниям, льгота, по общему правилу, предоставляется только по одному из оснований по их выбору (п. 3.5 Постановления N 141-П).
Для получения льготы потребуются, в частности, также следующие документы (п. п. 3.3.1 — 3.3.6 Постановления N 141-П):
- документ, удостоверяющий вашу личность;
- свидетельство о рождении ребенка;
- документы, которые подтверждают ваше право на льготу по оплате детского сада. Например, справка об инвалидности ребенка, родителя, военный билет родителя.
Шаг 2. Обратитесь в детский сад
Заявление и документы необходимо представить в детский сад, который посещает ваш ребенок. В случае удовлетворения вашей просьбы вы сможете вносить родительскую плату с учетом данной льготы.
При этом, как правило, оформляется приказ заведующего детского сада о предоставлении льготы.
Решение об отказе в предоставлении льготы можно обжаловать в административном порядке или в суд (п. 3.7 Постановления N 141-П).
Шаг 3. Подтверждайте в дальнейшем право на льготу
Право на льготу должно подтверждаться вами с определенной периодичностью, например раз в полугодие.
В случае наступления обстоятельств, влекущих отмену установления льготной родительской платы, вы обязаны уведомить об этом детский сад в течение установленного срока (п. п. 3.4, 3.5 Постановления N 141-П).
Примечание. Кроме льгот, родителям (законным представителям) может быть предоставлена компенсация части родительской платы ( ч. 5 ст. 65 Закона N 273-ФЗ).
Как получить компенсацию части родительской платы за детский сад? >>>
Отмена льготы на оплату за детский сад
Как обычно в марте родители дошкольников получили квитанции за детсад. Все бы ничего да в них красовалась сумма, значительно превышающую привычную.
- Увидев сумму, прописанную в квитанции, я удивилась,- рассказывает уфимка Карина Минакова. – У меня трое детей. Теперь мне придется платить свыше 8 тысяч рублей в месяц. Это существенно ударит по моему карману.
В подобной ситуации оказались тысячи родителей. Все дело в уточнении льготных категорий и отмене родительской компенсации. Изменения вступили в силу с 1 января 2017 года. Если раньше на первого ребенка списывалось 20% платы, на второго — 50%, на третьего и последующих — 70%, то сейчас платить приходится в полном объеме. Исключение составят многодетные малоимущие семьи, родители, воспитывающие детей-инвалидов.
Не меняется порядок предоставления льгот по оплате детского сада и для детей-инвалидов, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей с туберкулезной интоксикацией и детей, находящихся под опекой. У всех этих категорий сохраняется 100-процентная льгота.
Изменения обусловлены экономическими реалиями: выделяемых денег не хватает, а все остальное составляет нагрузку на бюджет. Новая мера позволит сэкономить 64 млн. рублей бюджетных рублей. При этом число получателей компенсации сократится всего на 4 тысячи.
Плата в городах и районах варьируется от 1 тыс. 70 рублей до 2 тыс. 646 рублей. Самые дешевые цены действуют в Зилаирском и Илишевском районах. Высокие – в Уфе, Уфимском районе и Стерлитамаке.
Размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в детсадах в этом году в Уфе составляет 126 рублей в день на одного ребенка. В прошлом году родители платили 115 рублей в день.
- Перерасчет будет сделан семьям, где среднедушевой доход не превышает 1,5 кратного прожиточного минимума на душу населения. Всем, кто попадает под это условие, сделают перерасчет, - пояснила начальник отдела дошкольного образования минобра РБ Альбина Минуллина.
Жительница Башкирии Екатерина Крайнева крайне возмущена этой новостью. На сайте Электронной приемной органов власти республики она разместила следующий текст:
- У нас с мужем двое детей, оба ребенка посещают детский сад. Как и многие семьи, мы платим за ипотеку. Тарифы растут как на дрожжах, цены в магазинах заоблачные, а теперь и отмена компенсаций в садах! Эти бесконечные поборы приведут к тому, что у нас не останется денег на питание.
Девушка надеется, что закон будет пересмотрен в пользу граждан.
- С января 2017 года отменили компенсацию части родительской платы на третьего ребенка, а в марте на всех детей. При этом родителям с тремя детьми в марте придется заплатить в два (!) раза больше, чем в декабре, чтобы получить компенсацию доход супружеской пары, воспитывающей одного ребенка, не должен превышать 37,5 тыс. рублей. Если в семье двое детей то 49,9 тысяч рублей, трое – 62,2 тыс. рублей, - подсчитала одна из читателей Proural уфимка Лилия Чанышева.
- Отмена родительской компенсации повергла народ в шок. Люди возмущаются. Закон приняли, а соответствующие подзаконные нормативно-правовые акты не приняли. И когда они будут приняты неизвестно. Власти утверждают, что экономия составит 60 млн. рублей, но при бюджете около 140 млрд. рублей – это капля в море. Это никому не поможет, а лишь ограничит почти 70% граждан в получении выплат. Из программы выбывает огромное количество людей. Ребенок – это дорогое удовольствие и трудное счастье. Когда здесь забирают, там ограничивают, то человек задумается, а стоит ли ему заводить детей. Государство показало, что их социальные обязательства ничего не стоят. Возможность улучшить демографическую ситуацию в республике провалена, -рассказывает председатель региональной общественной организаций поддержки многодетных семей республики Башкортостан «Содружество многодетных семей Башкортостана» Рустем Шайахметов.
Кандидат политических наук Владимир Савичев считает, что все дело в приоритетах.
- Что приоритетнее: затраты бюджета или вопрос исправления демографической ситуации? Если затраты приоритетней, то такое решение правильное. Если же поддержка демографических тенденций, то очевидно, что решение неверное. Мы идем в капитализм. Другого и не будет.
А нашумевший указ о выплате 300 тысяч рублей за первенца - это просто программа поддержки строителей. Деньги же не будут выдаваться на прямую. Это будут деньги на строительство, покупку, на стимулирование ипотеки. К демографии это не имеет никакого отношения. Нигде в мире демография не развивается с поддержкой рождения первого ребенка. Демография развивается с рождением третьего ребенка. Второй – это полумера. Положительный тренд в демографических показателях приходит когда в среднем рожают более двух детей.
Льготы родителям и работникам детских садов в 2018 году
За последние годы в России наблюдается рост рождаемости. В некоторых регионах страны катастрофически не хватает дошкольных учебных заведений. Существует также и кадровая проблема в таких учреждениях. Все эти трудности приводят к тому, что образуются очереди, а записывать в садик своего малыша родители вынуждены за несколько лет вперед.
Долгое время льготы в детский сад в 2018 году – это была реальная возможность попасть в дошкольное учреждение, обойдя очередность и значительно сократив платы за оказанные услуги. Но за последнее время среди таких родителей-льготников, кто хочет записать свое чадо, также существует очередь, а в некоторых регионах она достаточно большая. Поэтому нередко семьи, детям из которых даже по законодательству полагаются льготные места в дошкольное учреждение, вынуждены записывать малышей чуть ли не срезу после рождения.
Льготы на очередь при поступлении в детский сад в 2018 году
Определенные преимущества, которые предоставляются отдельным лицам, называют льготами. В зависимости от того, кем именно назначаются и при необходимости субсидируются такие привилегии для некоторых слоев населения, различают такие их уровни:
Первые считаются гарантией государства, а их действие распространяется по всей России. Остальные могут приниматься или ликвидироваться местными властями, администрациями в соответствии с их полномочиями.
Если говорить о льготах на поступление в детский сад в 2018 году, то их можно разделить на две составляющие. Определенные преимущества предоставляются:
- при образовании групп;
- при содержании и образовании детей в ДОУ.
Льготы при поступлении в детский сад в 2018 году учитываются еще на этапе оформления. Запись ребенка в дошкольное учреждение – это упорядоченный процесс, который усложнен реалиями российской жизни, а именно нехваткой мест. Если говорить о законодательной базе, то прием детей в дошкольное заведение регулируется п.п. 25 и 26 Положения о ДОУ, которое утверждено МОН РФ № 2562 в 2011 году. В соответствии с этим документом, «порядок комплектования ДОУ определяется учредителем согласно законодательству РФ и закрепляется в уставе». Это означает, что администрация учреждения имеет право вносить свои коррективы по приему детей. Но делать она может это только согласно букве закона. К тому же, такие положения должны быть отображены в уставе садика в части «Образовательный процесс». Возрастные ограничения для приема колеблются от 2 месяцев до семилетнего возраста. В уставе также определяется и количество групп и детей в них, что во многом зависит от санитарных требований, условий и возможностей, которые есть в садике, бюджета финансирования дошкольного учебного заведения, а также направления его работы с детьми.
Набор проводится при наличии заключения от врача, а также документов родителей, удостоверяющих их личности. Чтобы получить льготы на первую очередь в детский сад в 2018 году, необходимо предоставить и соответствующие справки, которые подтвердят статус семьи.
Исходя из прав детей, все эти тонкости вносятся в устав заблаговременно и должны предаваться огласке через СМИ, интернет, что дает возможность интересующемуся лицу быстро найти необходимую информацию.
Льготы при оплате детского сада малоимущим и многодетным семьям в 2018 году
Под этим понятием понимается полное или частичное субсидирование государством услуг, которые предоставляются в дошкольном учреждении (оплата на содержание ДОУ, питание, развитие и т. д.). Льготы при оплате детского сада в 2018 г. также разделяются на государственные, действующие по всей стране, и городские, устанавливающиеся в определенном регионе и принимающиеся местными властями.
Федеральные льготы регламентируются согласно с законами РФ, а именно п. 2 ст. 52.1 и п.1 ст. 52.2 «Об образовании» (https://goo.gl/t6adLq), а также ст. 25 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» (https://goo.gl/x2hVcy).
Правом на снижение суммы оплаты на довольствие ребенка в ДОУ могут воспользоваться такие слои населения:
- Родители, являющиеся законными усыновителями, при этом в семье есть не менее 3 детей, не достигших совершеннолетия.
- Родные родители, имеющие ребенка-инвалида.
Льготы детям из малоимущих семей в детском саду в 2018 году полностью субсидирует государство, но при условии, что этот статус подтвержден органами социальной защиты региона.
Данные привилегии действуют только на довольствие ребенка, но не распространяются на дополнительные услуги, которые могут предоставляться ДОУ (все, что не входит в общеобразовательную программу).
Для следующих групп граждан существует 50% снижение оплаты на нахождение ребенка в группе сада:
- многодетные семьи;
- ликвидаторы и участники аварии на ЧАЭС;
- инвалиды 2, 3 группы;
- контрактники.
Кто имеет льготы при зачислении детей в детский сад в 2018 году?
Льготники, которые могут записать своих детей в садик без очереди.
Льготников можно разделить на категории по очередности приема:
- первоочередники и внеочередники;
- льготники, имеющие преимущественное право.
Но, как правило, прием этих категорий диктуется администрацией учреждения. В большинстве случаев льготников записывают, чередуя с кандидатами из основной очереди, что позволяет соблюсти права всех претендентов.
Согласно законам РФ, есть категории родителей, кто имеет льготы при записи в детский сад своих малышей в 2018 году. Это так называемые внеочередники – мамы или папы, которые являются:
- Лицами, признанными пострадавшими при аварии на ЧАЭС. Подтверждает это свидетельство о присвоении группы инвалидности, полученной вследствие происшедшего на станции, либо справка об эвакуации из зоны.
- Сиротами в возрасте от 18 до 23 лет, если под их попечительством находится ребенок. Подтверждением такого статуса будет соответствующая выписка из органов опеки.
- Семьями, признанными неблагополучными, что подтверждается комиссией по делам несовершеннолетних.
- Судьями и прокурорами, которым достаточно предъявить справку с работы.
Приемные родители, воспитывающие сирот, также попадают в группу тех, чьим детям положены льготы для зачисления в детский сад в 2018 году.
Отметим, что указанные выше льготники защищены законодательством. Поэтому детские дошкольные учреждения должны предоставлять полагающиеся места. А вот ДОУ негосударственного типа могут и отказать либо поставить в очередь наряду с другими льготными категориями.
Если ваше чадо не принимают в детский сад, хотя вы подпадаете под одну из вышеуказанных групп внеочередников, такое решение можно легко оспорить. К сожалению, подобные нарушения, когда, не соблюдая очередность, набирают детей из неполных семей, работников детсада, а не тех, кто обозначен законодательством, встречаются достаточно часто.
Отмена льгот для внеочередников на поступление в детский сад в 2018году
Еще несколько лет назад внеочередниками считалось достаточно много категорий семей. Сегодня многие из них перенесены в ряды первоочередников. Такая отмена льгот на поступление в детский сад в 2018 году продолжает действовать. К первоочередной группе относятся дети:
- из семей, имеющих статус многодетных;
- мамы или папы которых являются действующими или бывшими работниками МВД, получившими травмы, инвалидность при несении своих обязанностей;
- родители которых находятся на контрактной службе;
- инвалиды.
Все эти социальные статусы должны быть подтверждены документально. Например, контрактниками предоставляется справка из военкомата, инвалидами – справка из МСЕК, многодетными семьями – удостоверение о присвоении статуса. Отметим, что для зачисления детей по льготам из многодетных семей в детский сад в 2018 году может потребоваться предоставление свидетельств о рождении всех малолетних членов семьи.
Льготы для детей матерей-одиночек и воспитателей ДОУ на запись в детский сад в 2018 году
Категории преимущественного оформления в ДОУ.
Это третья категория, к которой доходит очередь после осуществления прав первоочередников и внеочередников. Сюда относятся:
- одинокие матери;
- работники ДОУ;
- семьи, у которых один из детей уже посещает данное заведение.
Льготы для детей матерей-одиночек на запись в детский сад в 2018 году предоставляются при предъявлении ими документа о рождении ребенка, в котором не указан отец. Этого будет вполне достаточно. А вот семьям, чьи дети уже посещают ДОУ, могут отказать, если ребенку потребуется специальное дошкольное учебное учреждение. Льготы для работников детских садов в 2018 году предоставляются по справке с места работы.
Дополнительно заметим, что льготы воспитателям детских садов в 2018 г. на содержание их детей могут даваться на местном уровне. Зачастую это происходит при наличии бюджетных средств в регионе. Для того чтобы узнать, положены ли льготы сотрудникам детского сада в 2018 году в вашем городе, обратитесь с вопросом в администрацию ДОУ или к представителям городских властей.
Отмена компенсаций за детсад в Саратовской области ударит по семьям с двумя детьми
Саратовские чиновники из министерства образования области заявили, что увеличение рождаемости привело к росту в регионе числа семей с двумя и более детьми, что может вызвать чрезмерное увеличение количества получателей компенсации на оплату детсадов.
Бюджетных средств на оплату компенсаций не хватает, поэтому губернатор Саратовской области Валерий Радаев выступил с соответствующей законодательной инициативой. При этом предполагается, что теперь эта помощь будет оказываться только тем семьям, кто попадет под «критерии нуждаемости». Сюда вошли малоимущие, многодетные, дети-сироты и оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды, семьи в социально опасном положении, дети с ограниченными возможностями здоровья, беженцы и вынужденные переселенцы, в том числе прибывшие с территории Украины.
Ранее компенсации за оплату детских садов предоставлялись родителям в размере 50% за второго ребенка и в размере 70% за третьего и последующих детей. Отмена этих компенсаций больнее всего ударит по семьям с двумя детьми, так как плата за детсад в Саратове составляет от 3,2 до 3,8 тысяч рублей в месяц. Если ранее за двоих детей родителям возвращалось в среднем 2,5 тысячи рублей, то без компенсации они будут выплачивать от шести до восьми тысяч рублей ежемесячно.
Кстати, у нас все еще есть Telegram-канал, где мы публикуем новости, видео и эксклюзивный медиаконтент специально для подписчиков мессенджера.
Нас выбрали более 2500 человек, присоединиться к каналу можно по ссылке
Добавьте нас в основные источники на Яндекс.Новости и в избранное на сервисе Google Новости.
Отмена льготы на оплату за детский сад
Федеральным законом об образовании разделены функции:
по предоставлению бесплатного и общедоступного дошкольного образования и
по осуществлению присмотра и ухода за детьми
в организациях, осуществляющих дошкольную образовательную деятельность, в том числе в детских садах.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) "Об образовании в Российской Федерации"
Федеральным законом об образовании отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ:
обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных и государственных дошкольных и общеобразовательных организациях (детских садах),
а также финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных и общеобразовательных организациях (детских садах).
пункты 3 и 6 части 1 Статьи 8 «Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) "Об образовании в Российской Федерации"
Указанные полномочия в отношении частных образовательных организаций (детских садов) позволяют полностью компенсировать затраты семей, имеющих детей, на получение дошкольного образования в детских садах в пределах федерального государственного образовательного стандарта.
Создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми в детских садах, отнесено к полномочиям учредителей детских садов (органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов) соответствующих детских садов.
пункт 5 части 1 Статьи 8 «Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования» и пункт 3 части 1 Статьи 9 «Полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) "Об образовании в Российской Федерации"
Присмотр и уход за детьми в детских садах
Присмотр и уход за детьми в детских садах по своему существу является деятельностью, замещающей функции и обязанности родителей по заботе о детях.
Так, родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.
Таким образом, родители не могут устраняться от бремени несения расходов на содержание детей (присмотр и уход за детьми), в том числе в детских садах. Данная позиция была подтверждена Конституционным Судом Российской Федерации.
Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15 мая 2006 г. № 5-П
С учетом этого за присмотр и уход за ребенком учредитель детского сада, вправе:
устанавливать плату, взимаемую с родителей, и
если иное не установлено Федеральным законом об образовании.
часть 2 Статьи 65 «Плата, взимаемая с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) "Об образовании в Российской Федерации"
Под присмотром и уходом за детьми в детом саду в Федеральном законе об образовании понимается:
комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей,
обеспечению соблюдения ими личной гигиены и
пункт 34 Статьи 2 «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) "Об образовании в Российской Федерации"
Присмотр и уход за детьми осуществляется детским садом на основании:
- договора об оказании соответствующих услуг между родителями ребенка и детским садом.
Размер родительской платы за детский сад
При установлении детским садом размера родительской платы за присмотр и уход за детьми следует иметь в виду, что в родительскую плату не допускается включение:
расходов на реализацию образовательной программы дошкольного образования, а также
расходов на содержание недвижимого имущества государственных и муниципальных детских садов, реализующих образовательную программу дошкольного образования.
часть 4 Статьи 65 «Плата, взимаемая с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) "Об образовании в Российской Федерации"
Это связано с тем, что:
обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных и общеобразовательных организациях, в том числе и в детских садах,
посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг),
в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов РФ,
отнесено к полномочиям субъектов РФ.
пункт 3 части 1 Статьи 8 «Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) "Об образовании в Российской Федерации"
Кроме того, при установлении размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в детском саду необходимо учитывать, что:
в соответствии с Конституцией РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства, и
это предполагает установление государством мер социальной поддержки семьям, имеющим детей.
Меры социальной поддержки при оплате детского сада
В части оплаты детского сада такие меры социальной поддержки семье, имеющей детей, со стороны государства реализованы следующим образом:
- установлено право, а не обязанность учредителя детского сада устанавливать плату, взимаемую с родителей за присмотр и уход за детьми в детском саду;
часть 2 Статьи 65 «Плата, взимаемая с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) "Об образовании в Российской Федерации"
- при введении родительской платы учредитель детского сада вправе снизить размер родительской платы или не взимать ее с отдельных категорий родителей в определяемых им случаях и порядке;
часть 2 Статьи 65 «Плата, взимаемая с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) "Об образовании в Российской Федерации"
- установлено, что за присмотр и уход за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулезной интоксикацией, обучающимися в детских садах, реализующих образовательную программу дошкольного образования, родительская плата не взимается;
часть 3 Статьи 65 «Плата, взимаемая с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) "Об образовании в Российской Федерации"
в целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих детский сад, реализующий образовательную программу дошкольного образования, родителям выплачивается компенсация в размере, устанавливаемом нормативными правовыми актами субъектов РФ,
но не менее 20% среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных детских садах, находящихся на территории соответствующего субъекта РФ, на первого ребенка,
не менее 50% размера родительской платы на второго ребенка,
не менее 70% размера родительской платы на третьего ребенка и последующих детей.
часть 5 Статьи 65 «Плата, взимаемая с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) "Об образовании в Российской Федерации"
Для реализации указанных в Законе об образовании мер поддержки семей с детьми по оплате детского сада органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов как учредители детских садов:
должны принять правовые акты, определяющие категории родителей, для которых размер родительской платы за детский сад будет снижен
либо которые будут освобождены полностью от родительской платы за детский сад.
Одновременно органам государственной власти субъектов РФ рекомендовано:
установить средний размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных детских садах на уровне, не превышающем действующий в настоящее время на соответствующей территории фактический размер родительской платы, а также
утвердить порядок обращения за получением компенсации родительской платы за детский сад и порядок ее выплаты.
При этом учредителям государственных и муниципальных детских садов, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, необходимо:
- также предусмотреть средства на возмещение затрат детского сада на осуществление присмотра и ухода за детьми.
Субъекты РФ и органы местного самоуправления вправе вводить дополнительные меры поддержки:
как для семей, имеющих детей,
так и для детских садов, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования.
статья 26.3.1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации";
статья 20 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и
статья 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"
Размер платы, взимаемой с родителей за присмотр и уход за детьми в детских садах, в 2018 году
В соответствии с рассмотренными выше нормами законодательства об образовании в каждом регионе свой размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в детских садах.
Но в среднем по всей стране на начало 2018 года статистика (Росстат) дает следующие цифры по родительской плате за детский сад:
Отмена льготы на оплату за детский сад
Кто будет получать льготу, а кто нет? Оказывается, не все так однозначно, как кажется на первый взгляд.
Напомним, по Магнитогорску прокатилась волна возмущений в связи с изменениями в получении многодетными семьями льготы на оплату детского сада. С 2017 года в силу вступает решение местных депутатов, согласно которому льгота будет носить адресный характер.
Что это означает и кто будет получать льготу, а кто - нет, мы разбираемся ниже.
За разъяснениями мы обратились в управление образования.
И нам пояснили, что федеральные льготники сохраняют льготы в полном объёме.
В частности, полностью освобождены от платы за детский сад родители-инвалиды боевых действий в Афганистане, родители детей, имеющих туберкулезную интоксикацию, родители детей-инвалидов и законные представители детей-сирот.
Остальные категории граждан, получающие льготу на оплату за присмотр и уход за детьми в муниципальных дошкольных учреждениях, определяются органом местного самоуправления. В данном случае – городским Собранием депутатов.
До конца года все останется так, как было до этого, с 2017 года получение льготы будет носить адресный, заявительный характер.
Это означает, что на помощь города могут рассчитывать семьи, стоящие на учете в управлении социальной защиты населения как малообеспеченные.
Термин «заявительный характер» означает, что для получения льготы граждане, имеющие на неё право, должны будут прийти в детский сад с заявлением, в котором укажут, что данная льгота им нужна. Если вы уже состоите на учёте в управлении соцзащиты, то никаких дополнительных справок приносить не нужно.
Если семья не состоит на учёте как малообеспеченная, но является таковой (доход на одного члена семьи меньше 9 295 рублей), то предварительно нужно обратиться в управление социальной защиты населения, а уже затем подавать заявление на предоставление льготы.
На 50-процентное послабление при оплате услуг детского сада могут рассчитывать:
- родители-участники вооружённых конфликтов
- родители-инвалиды 1 и 2 группы
- родители детей с отклонениями в физическом или психическом развитии
- родители трёх и более детей
- родители-работники муниципальных дошкольных учреждений
Таким образом, практически все льготы сохранены, но стали доступны лишь тем, кто действительно в них нуждается.
Об уменьшении объема льготы можно говорить лишь в отношении коррекционных учреждений (ранее льгота составляла 100% , теперь 50% и тоже только для малообеспеченных семей).
Параллельно действует несколько социальных программ, позволяющих оказывать помощь детям из малообеспеченных семей, даже если они не подпадают ни под одну из перечисленных выше категорий.
Две точки зрения
Как только подобная информации получила широкую огласку, она сразу вызвала серьезный резонанс. Часть возмущённых родителей даже создали петицию на имя президента РФ с просьбой вернуть все льготы в том виде, в котором они действуют сейчас (вне зависимости от дохода семьи).
Комментаторы на сайте петиций, а также в социальных сетях высказывают массу негатива в связи с принятыми изменениями. Их обеспокоенность понятна.
Однако инициаторов нововведений на самом деле тоже можно понять: Магнитогорск двигается в русле общего тренда на оказание адресной помощи социально незащищённым слоям общества. Более того, перечень тех, кому помогает город, значительно шире аналогичных списков в большинстве других городов.
К тому же создается ощущение, что кто-то специально раздувает масштаб проблемы. Упор делается именно на многодетных семьях, якобы полностью лишенных льгот. При этом в СМИ проскакивают цифры о почти 6 тысячах человек, отлученных от помощи государства. Это не совсем так. Почти 6 тысяч человек являются получателями льготы сейчас. Из них лишь около 2 тысяч - члены многодетных семей. И не все из этих семей – малоимущие.
Омутнинские ВЕСТИ+
Глава Омутнинского района лишил многодетные семьи льготы по оплате за детский сад. Чиновники не смогли изыскать в бюджете чуть более двух миллионов рублей, чтобы поддержать семьи, воспитывающие трех и более детей.
– По данным на декабрь 2017 года было 234 многодетные семьи, в августе 2018-231, – ответил глава района Владимир Друженьков. – За 2017 год многодетным семьям было предоставлено льгот по оплате за содержание ребенка в образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования в сумме 2288096 рублей, за восемь месяцев 2018- около 1500000.
Что такое два миллиона? Что за сумма, которую районные власти не смогли изыскать, чтобы поддержать семьи, живущие в районе? Два миллиона – это стоимость двух корейских внедорожников.
– С 1 сентября 2013 года вступил в силу Закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ», – продолжил глава района. – Данным законом льгота многодетным семьям была отменена. Таким образом, у органов местного самоуправления в настоящее время нет обязательств по предоставлению льготы многодетным семьям.
– Льгота за содержание ребенка в образовательных организациях для многодетных семей федеральным и региональным законом не предусмотрена, – продолжило руководство управления образования. – Она была сохранения муниципалитетом с 2013 года. На основании Постановления от 05.09.2018 №1031 данная льгота будет отменена с 01.10.2018.
Не все понимают, о какой льготе идет речь. Дело в том, что до ее отмены многодетные семьи автоматически получали 50%-ную льготу за детский сад. Например, если обычные семьи видели в квитанциях 2500 рублей, то многодетные – 1250. Льгота предоставлялась независимо от обеспеченности. И с этой суммы малообеспеченные также могли получать еще и гарантированную федеральным законом небольшую – пару сотен рублей – компенсацию. В итоге, плата за детский сад была вполне приемлемой и доступной.
Что же приготовили районные власти? Ничего хорошего.
Если раньше многодетная мама, имея трех детей, за посещение детского сада платила чуть больше трех тысяч рублей (1250*3=3750) , то сейчас будет платить больше семи тысяч рублей (2500*3 = 7500). Мизерная компенсация, которая рассчитывается не из фактической стоимости пребывания ребенка в детском саду ( у нас это 110 руб), а из размера платы, установленной государством – 60 руб, не спасет ситуацию. Хоть и власти кивают – мол, берите компенсацию, но все же, выглядит это не более как насмешка – получить ее могут только семьи с официально подтвержденным доходом.
– Для многодетных семей, воспитывающих детей-дошкольников, 50%-ная льгота за детский сад является единственной реально ощутимой поддержкой от государства. – делится многодетная мама, активист Маргарита Братчикова. – Уверена, что сейчас родители будут отказываться водить детей в детский сад, детей будут воспитывать улица.
В среду, 26 сентября, в социальных сетях Маргарита обратилась к омутнинцам с призывом объединиться и действовать. Мнения в обсуждении разошлись: одни поддерживали многодетных и сочувствовали, другие обвиняли: «рожая для себя, не надо надеяться на государство». В результате, во вторник, 2 октября, группа инициативных родительниц пришла на прием к уполномоченному по правам человека Александру Панову.
Общение с Уполномоченным оставило приятное впечатление.
– Александр Георгиевич сказал, что поддерживает нас, – поделилась Маргарита. – Данный вопрос надо выносить на федеральный уровень. Поэтому в ближайшее время мы подготовим обращение и отправим ему. Жительница Санкт-Петербурга Екатерина Ведянина написала, что у них многодетная мама платит 200-300 рублей в месяц. Она с одним ребенком – 800. Чем же наши семьи хуже? Мы не просим много: оставьте дошкольное образование доступным!