Перейти к содержимому

Налоговая декларация ст в нк

Статья 80. Налоговая декларация, расчеты

1. Налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление налогоплательщика, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Расчет авансового платежа представляет собой письменное заявление или заявление налогоплательщика, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, о базе исчисления, об используемых льготах, исчисленной сумме авансового платежа и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты авансового платежа. Расчет авансового платежа представляется в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом применительно к конкретному налогу.

Расчет сбора представляет собой письменное заявление или заявление плательщика сбора, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объектах обложения, облагаемой базе, используемых льготах, исчисленной сумме сбора и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты сбора, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Расчет сбора представляется в случаях, предусмотренных частью второй настоящего Кодекса применительно к каждому сбору.

Налоговый агент представляет в налоговые органы расчеты, предусмотренные частью второй настоящего Кодекса. Указанные расчеты представляются в порядке, установленном частью второй настоящего Кодекса применительно к конкретному налогу.

Расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, представляет собой документ, содержащий обобщенную налоговым агентом информацию в целом по всем физическим лицам, получившим доходы от налогового агента (обособленного подразделения налогового агента), о суммах начисленных и выплаченных им доходов, предоставленных налоговых вычетах, об исчисленных и удержанных суммах налога, а также других данных, служащих основанием для исчисления налога.

Расчет по страховым взносам представляет собой письменное заявление или заявление плательщика страховых взносов, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объекте обложения страховыми взносами, о базе для исчисления страховых взносов, об исчисленной сумме страховых взносов и о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Расчет по страховым взносам представляется в случаях, предусмотренных главой 34 настоящего Кодекса.

2. Не подлежат представлению в налоговые органы налоговые декларации (расчеты) по тем налогам, по которым налогоплательщики освобождены от обязанности по их уплате в связи с применением специальных налоговых режимов, в части деятельности, осуществление которой влечет применение специальных налоговых режимов, либо имущества, используемого для осуществления такой деятельности.

Лицо, признаваемое налогоплательщиком по одному или нескольким налогам, не осуществляющее операций, в результате которых происходит движение денежных средств на его счетах в банках (в кассе организации), и не имеющее по этим налогам объектов налогообложения, представляет по данным налогам единую (упрощенную) налоговую декларацию.

Форма единой (упрощенной) налоговой декларации и порядок ее заполнения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

Единая (упрощенная) налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства физического лица не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшими кварталом, полугодием, 9 месяцами, календарным годом.

3. Налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронной форме вместе с документами, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету). Налогоплательщики, плательщики страховых взносов вправе представить документы, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), в электронной форме.

Налоговые декларации (расчеты) представляются в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) по установленным форматам в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, являющегося российской организацией и соответствующего требованиям, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по контролю и надзору в сфере налогов и сборов, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации, следующими категориями налогоплательщиков (плательщиков страховых взносов):

налогоплательщиками (плательщиками страховых взносов), среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек;

вновь созданными (в том числе при реорганизации) организациями, численность работников которых превышает 100 человек;

налогоплательщиками (плательщиками страховых взносов), не указанными в абзацах третьем и четвертом настоящего пункта, для которых такая обязанность предусмотрена частью второй настоящего Кодекса применительно к конкретному налогу (страховым взносам).

Сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год представляются организацией (индивидуальным предпринимателем, привлекавшим в указанный период наемных работников) в налоговый орган не позднее 20 января текущего года, а в случае создания (реорганизации) организации — не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором организация была создана (реорганизована). Указанные сведения представляются по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, в налоговый орган по месту нахождения организации (по месту жительства индивидуального предпринимателя).

Налогоплательщики, в соответствии со статьей 83 настоящего Кодекса отнесенные к категории крупнейших, представляют все налоговые декларации (расчеты), которые они обязаны представлять в соответствии с настоящим Кодексом, в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков по установленным форматам в электронной форме, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации.

Бланки налоговых деклараций (расчетов) предоставляются налоговыми органами бесплатно.

4. Налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения, передана в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком (плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) по установленной форме (установленному формату), если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, и обязан проставить по просьбе налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) на копии налоговой декларации (копии расчета) отметку о принятии и дату ее получения при получении налоговой декларации (расчета) на бумажном носителе либо передать налогоплательщику (плательщику сбора, плательщику страховых взносов, налоговому агенту) квитанцию о приеме в электронной форме — при получении налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

При отправке налоговой декларации (расчета) по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения. При передаче налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика днем ее представления считается дата ее отправки.

Абзац четвертый утратил силу.

5. Налоговая декларация (расчет) представляется с указанием идентификационного номера налогоплательщика, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Налогоплательщик (плательщик сбора, плательщика страховых взносов, налоговый агент) или его представитель подписывает налоговую декларацию (расчет), подтверждая достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете).

Если достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), в том числе с применением усиленной квалифицированной электронной подписи при представлении налоговой декларации (расчета) в электронной форме, подтверждает уполномоченный представитель налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента), в налоговой декларации (расчете) указывается основание представительства (наименование документа, подтверждающего наличие полномочий на подписание налоговой декларации (расчета). При этом к налоговой декларации (расчету) прилагается копия документа, подтверждающего полномочия представителя на подписание налоговой декларации (расчета).

При представлении налоговой декларации (расчета) в электронной форме копия документа, подтверждающего полномочия представителя на подписание налоговой декларации (расчета), может быть представлена в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

6. Налоговая декларация (расчет) представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.

7. Формы и порядок заполнения форм налоговых деклараций (расчетов), а также форматы и порядок представления налоговых деклараций (расчетов) и прилагаемых к ним документов в соответствии с настоящим Кодексом в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

Абзац второй утратил силу.

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов, сборов, страховых взносов, не вправе включать в форму налоговой декларации (расчета), а налоговые органы не вправе требовать от налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов) включения в налоговую декларацию (расчет) сведений, не связанных с исчислением и (или) уплатой налогов, сборов, страховых взносов, за исключением:

1) вида документа: первичный (корректирующий);

2) наименования налогового органа;

3) места нахождения организации (ее обособленного подразделения) или места жительства физического лица;

4) фамилии, имени, отчества физического лица или полного наименования организации (ее обособленного подразделения);

5) номера контактного телефона налогоплательщика, плательщика страховых взносов;

6) сведений, подлежащих включению в налоговую декларацию в соответствии с главой 21 настоящего Кодекса.

8. Утратил силу с 1 января 2011 г.

9. Особенности представления налоговых деклараций при выполнении соглашений о разделе продукции определяются главой 26.4 настоящего Кодекса.

10. Особенности исполнения обязанности по представлению налоговых деклараций посредством уплаты декларационного платежа определяются федеральным законом об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами.

11. Особенности представления в налоговый орган налоговой декларации консолидированной группы налогоплательщиков определяются главой 25 настоящего Кодекса.

12. Правила, предусмотренные настоящей статьей, распространяются также на иных лиц, на которых возложена обязанность по представлению налоговой декларации (расчета) в соответствии с частью второй настоящего Кодекса.

Читайте так же:  Издательский договор это

Комментарий к Ст. 80 НК РФ

Налоговая декларация — официальное заявление налогоплательщика о полученных им за определенный период доходах и распространяющихся на них налоговых скидках и льготах. На основе налоговой декларации и действующих ставок обложения осуществляется контроль за величиной налога, подлежащего уплате.

В п. 1 ст. 80 НК РФ налоговая декларация определяется как письменное заявление налогоплательщика или заявление, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи (а с 1 июля 2015 г. — письменное заявление или заявление налогоплательщика, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика). Таким образом, первое требование законодателя к рассматриваемому документу — письменная или электронная форма документа. Второе требование связано с содержанием налоговой декларации. В ней должны быть указаны данные:

— о полученных доходах (ст. 41 НК РФ);

— о произведенных расходах, то есть затратах, понесенных при получении доходов (состав и виды затрат определяются в соответствии с актами законодательства о налогах);

— об источниках доходов (в том числе находящихся за пределами РФ, ст. 42 НК РФ);

— о налоговых льготах (ст. 56 НК РФ);

— об исчисленной сумме налога (эта сумма исчисляется в порядке, установленном в соответствии с правилами ст. 54 НК РФ);

— о других данных, связанных с исчислением и уплатой налога (например, о налоговой базе — ст. 53 НК РФ, о налоговой ставке — ст. 53 НК РФ, о налоговом периоде — ст. 55 НК РФ, о сроках уплаты налога — ст. 57 НК РФ).

Налоговая декларация представляется в соответствии с законодательством о налогах каждым налогоплательщиком по каждому виду налога. Но это общее правило. Законодательство может освободить некоторые категории налогоплательщиков от ее представления (например, тех, кто полностью освобожден от налогов).

Расчет авансового платежа согласно абз. 3 п. 1 ст. 80 НК РФ представляет собой письменное заявление налогоплательщика или заявление, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи (а с 1 июля 2015 г. — также и через личный кабинет налогоплательщика), плательщика сбора об объектах обложения, о базе исчисления, об используемых льготах, исчисленной сумме авансового платежа и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты авансового платежа. Расчет авансового платежа представляется в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ применительно к конкретному налогу.

Расчет сбора представляет собой письменное заявление или заявление плательщика сбора, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи (а с 1 июля 2015 г. — также и через личный кабинет налогоплательщика) плательщика сбора, об объектах обложения, облагаемой базе, используемых льготах, исчисленной сумме сбора и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты сбора, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ. Расчет сбора представляется в случаях, предусмотренных частью второй НК РФ применительно к каждому сбору.

В п. 2 ст. 80 НК РФ закреплены 2 принципиально важные для налогоплательщика нормы.

Во-первых, если организация или предприниматель, применяющие специальные налоговые режимы, освобождены от уплаты каких-либо налогов, то и подавать декларации по ним они не должны. Однако есть и исключения. Приведем пример. В соответствии с п. 3 ст. 346.11 НК РФ налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, не платят НДС (за исключением НДС, уплачиваемого на таможне). Однако если они выставят счет-фактуру покупателю и выделят там НДС, то в соответствии с п. 5 ст. 173 НК РФ должны заплатить налог в бюджет. А в п. 5 ст. 174 НК РФ сказано, что указанные лица обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Во-вторых, если налогоплательщик приостановил свою деятельность, а также в иных случаях, предусмотренных налоговым законодательством, налоговая декларация представляется по упрощенной форме, утверждаемой Минфином России. Добавим, что в п. 7 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17 марта 2003 г. N 71 указано, что «отсутствие у налогоплательщика по итогам конкретного налогового периода суммы налога к уплате само по себе не освобождает его от обязанности представления налоговой декларации по данному налоговому периоду, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах».

Федеральным законом от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» с 1 января 2014 г. были внесены, в частности, изменения в п. 3 ст. 80 НК РФ.

Так, в соответствии с п. 3 ст. 80 НК РФ в новой редакции налоговые декларации (расчеты) представляются в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) по установленным форматам в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, являющегося российской организацией и соответствующего требованиям, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по контролю и надзору в сфере налогов и сборов, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации, следующими категориями налогоплательщиков:

а) налогоплательщиками, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек;

б) вновь созданными (в том числе при реорганизации) организациями, численность работников которых превышает 100 человек;

в) налогоплательщиками, не указанными в абз. 3 и 4 п. 3 ст. 80 НК РФ, для которых такая обязанность предусмотрена частью второй НК РФ применительно к конкретному налогу.

Сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год представляются организацией (индивидуальным предпринимателем, привлекавшим в указанный период наемных работников) в налоговый орган не позднее 20 января текущего года, а в случае создания (реорганизации) организации — не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором организация была создана (реорганизована). Указанные сведения представляются по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, в налоговый орган по месту нахождения организации (по месту жительства индивидуального предпринимателя).

Пункт 4 ст. 80 НК РФ определяет, что декларации и расчеты по авансовым платежам в бюджет организации и индивидуальные предприниматели представляют в инспекцию, где они состоят на учете. Тут возможны 3 варианта:

привести заполненные бумажные бланки деклараций лично либо послать уполномоченного представителя;

отправить по почте с описью вложения;

в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

Отметим, что с 1 июля 2015 г. к вышеуказанным способам добавляется еще и способ представления налоговой декларации через личный кабинет налогоплательщика (п. 4 ст. 80 НК РФ в редакции Закона N 347-ФЗ).

При этом налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) по установленной форме (установленному формату), и обязан проставить по просьбе налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) на копии налоговой декларации (копии расчета) отметку о принятии и дату ее получения при получении налоговой декларации (расчета) на бумажном носителе либо передать налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) квитанцию о приеме в электронной форме — при получении налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи (а с 1 июля 2015 г. — при получении декларации через личный кабинет налогоплательщика).

При отправке налоговой декларации (расчета) по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения. При передаче налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи (а с 1 июля 2015 г. — через личный кабинет налогоплательщика) днем ее представления считается дата ее отправки.

Пункт 5 ст. 80 НК РФ устанавливает императивные правила, а именно, что налогоплательщик (представляя декларацию в налоговый орган) обязан указывать в налоговой декларации свой ИНН. Дело в том, что в соответствии с п. 7 ст. 84 НК РФ каждому налогоплательщику присваивается единый по всем видам налогов и сборов (в том числе по тем, которые подлежат уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ) ИНН. Порядок и условия присвоения, применения и изменения ИНН определяются ФНС России (ст. 84 НК РФ).

Также в п. 5 ст. 80 НК РФ закреплен механизм представления налоговой декларации через уполномоченного представителя налогоплательщика. Если достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), подтверждает уполномоченный представитель налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в налоговой декларации (расчете) указывается основание представительства (наименование документа, подтверждающего наличие полномочий на подписание налоговой декларации (расчета)). При этом к налоговой декларации (расчету) прилагается копия документа, подтверждающего полномочия представителя на подписание налоговой декларации (расчета).

Напомним: в соответствии со ст. 29 НК РФ уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Не могут быть уполномоченными представителями налогоплательщика должностные лица налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, органов внутренних дел, судьи, следователи и прокуроры.

Уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.

Уполномоченный представитель налогоплательщика — физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Пунктом 1 ст. 185 Гражданского кодекса РФ определено, что доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу или другим лицам для представительства перед третьими лицами.

В соответствии со ст. 185.1 Гражданского кодекса РФ доверенность на совершение сделок, требующих нотариальной формы, на подачу заявлений о государственной регистрации прав или сделок, а также на распоряжение зарегистрированными в государственных реестрах правами должна быть нотариально удостоверена, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это в соответствии с законом и учредительными документами.

В соответствии с п. 3 ст. 29 НК РФ уполномоченный представитель налогоплательщика — физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Читайте так же:  Деньги есть займ под залог

ВАС РФ в п. 4 Постановления Пленума от 30 июля 2013 г. N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой НК Российской Федерации» указал, что положения абз. 2 п. 3 ст. 29 НК РФ распространяются также и на физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями.

Таким образом, представитель налогоплательщика — физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, должен иметь нотариально удостоверенную доверенность или доверенность, приравненную к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, подтверждающую в установленном порядке полномочия представителя налогоплательщика (Письмо ФНС России от 16 октября 2013 г. N ЕД-4-3/[email protected] «Об отмене Письма ФНС России от 10.08.2009 N ШС-22-6/[email protected]»).

В п. 7 ст. 80 НК РФ закреплены требования к содержанию налоговой декларации. Так, Минфин России не вправе включать в форму налоговой декларации (расчета), а налоговые органы не вправе требовать от налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов) включения в налоговую декларацию (расчет) сведений, не связанных с исчислением и (или) уплатой налогов и сборов, за исключением:

вида документа: первичный (корректирующий);

наименования налогового органа;

места нахождения организации (ее обособленного подразделения) или места жительства физического лица;

фамилии, имени, отчества физического лица или полного наименования организации (ее обособленного подразделения);

номера контактного телефона налогоплательщика;

сведений, подлежащих включению в налоговую декларацию в соответствии с гл. 21 НК РФ.

Статья 289 НК РФ. Налоговая декларация (действующая редакция)

1. Налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения, если иное не предусмотрено настоящим пунктом, соответствующие налоговые декларации в порядке, определенном настоящей статьей.

Налоговые агенты обязаны по истечении каждого отчетного (налогового) периода, в котором они производили выплаты налогоплательщику, представлять в налоговые органы по месту своего нахождения налоговые расчеты в порядке, определенном настоящей статьей.

Налогоплательщики, в соответствии со статьей 83 настоящего Кодекса отнесенные к категории крупнейших, представляют налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

Налогоплательщики, указанные в пункте 1 статьи 275.2 настоящего Кодекса, обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту учета (по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков, по месту учета в качестве оператора нового морского месторождения углеводородного сырья) налоговые декларации с расчетом налоговых баз отдельно в отношении каждого нового морского месторождения углеводородного сырья.

2. Налогоплательщики по итогам отчетного периода представляют налоговые декларации упрощенной формы. Некоммерческие организации, у которых не возникает обязательств по уплате налога, представляют налоговую декларацию по упрощенной форме по истечении налогового периода.

Театры, музеи, библиотеки, концертные организации, являющиеся бюджетными учреждениями, представляют налоговую декларацию только по истечении налогового периода.

3. Налогоплательщики (налоговые агенты) представляют налоговые декларации (налоговые расчеты) не позднее 28 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода. Налогоплательщики, исчисляющие суммы ежемесячных авансовых платежей по фактически полученной прибыли, представляют налоговые декларации в сроки, установленные для уплаты авансовых платежей.

4. Налоговые декларации (налоговые расчеты) по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками (налоговыми агентами) не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

5. Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, по окончании каждого отчетного и налогового периода представляет в налоговые органы по месту своего нахождения налоговую декларацию в целом по организации с распределением по обособленным подразделениям.

6. Организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом "Об инновационном центре "Сколково", и осуществляющие расчет совокупного размера прибыли в соответствии с пунктом 18 статьи 274 настоящего Кодекса вместе с налоговой декларацией представляют расчет совокупного размера прибыли.

7. Участники консолидированной группы налогоплательщиков, за исключением ответственного участника этой группы, не представляют налоговых деклараций в налоговые органы по месту своего учета, если они не получают доходов, не включаемых в консолидированную налоговую базу этой группы.

Если участники консолидированной группы налогоплательщиков получают доходы, не включаемые в консолидированную налоговую базу этой группы, они представляют в налоговые органы по месту своего учета налоговые декларации только в части исчисления налога в отношении таких доходов.

8. Налоговая декларация по налогу на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков по итогам отчетного (налогового) периода составляется ответственным участником этой группы на основе данных налогового учета и консолидированной налоговой базы в целом по консолидированной группе налогоплательщиков только в части исчисления налога в отношении консолидированной налоговой базы.

Ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков обязан представлять налоговые декларации по налогу на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков в налоговый орган по месту регистрации договора о создании такой группы в порядке и сроки, которые установлены настоящей статьей для налоговой декларации по налогу.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 289 НК РФ

1. Применяя правила п. 1 ст. 289, нужно иметь в виду следующие обстоятельства:

1) налоговая декларация, упомянутая в ст. 289:

а) должна соответствовать следующим правилам ст. 80 НК:

"1. Налоговая декларация представляет собой ПИСЬМЕННОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.

Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком ПО КАЖДОМУ НАЛОГУ, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

2. Налоговая декларация представляется в налоговый орган ПО МЕСТУ УЧЕТА налогоплательщика на бланке установленной формы.

В случаях, установленных настоящим Кодексом, налоговая декларация может представляться на дискете или ином носителе, допускающем компьютерную обработку.

Бланки налоговых деклараций предоставляются налоговыми органами бесплатно.

Налоговая декларация может быть представлена в налоговый орган ЛИЧНО или направлена ПО ПОЧТЕ. Налоговый орган не вправе отказать в принятии декларации и ОБЯЗАН по просьбе налогоплательщика проставить отметку на копии налоговой декларации о принятии и дату ее представления. При отправке налоговой декларации по почте днем ее представления считается дата отправки заказного письма с описью вложения.

3. ФОРМЫ налоговых деклараций, если они не утверждены законодательством о налогах и сборах, разрабатываются и УТВЕРЖДАЮТСЯ Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.

4. Налоговая декларация представляется с указанием ЕДИНОГО по всем налогам идентификационного номера налогоплательщика.

5. Налоговые органы НЕ ВПРАВЕ требовать от налогоплательщика включения в налоговую декларацию сведений, не связанных с исчислением и уплатой налогов.

6. Налоговая декларация представляется в установленные законодательством о налогах и сборах СРОКИ.

7. Инструкции по заполнению налоговых деклараций по федеральным, региональным и местным налогам издаются Министерством Российской Федерации по налогам и сборам по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах" (выделено мной. - А.Г.);

б) может быть (уже после представления в налоговый орган) изменена или дополнена с учетом правил ст. 81 НК о том, что:

"1. При ОБНАРУЖЕНИИ налогоплательщиком в поданной им налоговой декларации неотражения или неполноты отражения сведений, а равно ошибок, приводящих К ЗАНИЖЕНИЮ суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик ОБЯЗАН внести необходимые дополнения и изменения в налоговую декларацию.

2. Если предусмотренное в пункте 1 настоящей статьи заявление о дополнении и изменении налоговой декларации производится ДО ИСТЕЧЕНИЯ СРОКА подачи налоговой декларации, она считается поданной в день подачи заявления.

3. Если предусмотренное в пункте 1 настоящей статьи заявление о дополнении и изменении налоговой декларации делается ПОСЛЕ ИСТЕЧЕНИЯ СРОКА подачи налоговой декларации, но до истечения СРОКА УПЛАТЫ налога, то налогоплательщик ОСВОБОЖДАЕТСЯ от ответственности, если указанное заявление было сделано ДО МОМЕНТА, когда налогоплательщик УЗНАЛ об обнаружении налоговым органом обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, либо о назначении выездной налоговой проверки.

4. Если предусмотренное пунктом 1 настоящей статьи заявление о дополнении и изменении налоговой декларации делается ПОСЛЕ ИСТЕЧЕНИЯ СРОКА подачи налоговой декларации и СРОКА УПЛАТЫ НАЛОГА, то налогоплательщик ОСВОБОЖДАЕТСЯ от ответственности, если указанное заявление налогоплательщик сделал до момента, когда налогоплательщик узнал ОБ ОБНАРУЖЕНИИ НАЛОГОВЫМ ОРГАНОМ обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, либо о назначении выездной налоговой проверки. Налогоплательщик освобождается от ответственности в соответствии с настоящим пунктом при условии, что ДО ПОДАЧИ такого заявления налогоплательщик уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени" (выделено мной. - А.Г.);

в) должна быть представлена в налоговый орган независимо от того:

- возложена ли на налогоплательщика обязанность по уплате налога на прибыль организаций и (или) авансовых платежей по налогу на прибыль организаций или не возложена. Иначе говоря, если налогоплательщик освобожден от этой обязанности, а такие налогоплательщики налога на прибыль организаций есть, примером могут служить малые предприятия, осуществляющие производство товаров народного потребления, строительных материалов, и т.п. организации, указанные в п. 4 ст. 6 Закона о налоге на прибыль. Дело в том, что в соответствии со ст. 2 Закона N 110 такие льготы, предоставленные организациям - субъектам малого предпринимательства, сохраняют свою силу и после 1 января 2002 г. (до истечения срока, на который упомянутые льготы были предоставлены), то тем не менее они должны представлять налоговую декларацию;

- что для данного налогоплательщика предусмотрены некоторые особенности исчисления и уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль организаций и сумм налога на прибыль организаций по итогам налогового периода (например, если речь идет о российской организации, которая имеет обособленные подразделения, или о налогоплательщике - иностранной организации, см. коммент. к ст. 288, 306 - 310 НК);

2) они по общему правилу обязывают налогоплательщика налога на прибыль организаций (иные правила, установленные в ст. 289, 310 НК, имеют приоритет перед общими правилами) представлять налоговую декларацию в налоговый орган по истечении каждого из отчетных периодов и всего налогового периода в целом:

- по месту нахождения самой организации - налогоплательщика;

- по месту нахождения каждого обособленного подразделения (см. об этом ниже);

3) в п. 1 ст. 289 идет речь о необходимости представлять соответствующие налоговые декларации (см. об их разновидностях ниже). В практике возник вопрос: нужно ли представлять в налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения организации такие налоговые декларации по всей организации? К сожалению, прямого ответа ни в п. 1, ни в п. 5 ст. 289 НК нет. Налицо неясность закона, а она толкуется в пользу налогоплательщика (ст. 3, 108 НК), а значит, последний вправе и не представлять налоговую декларацию по всей организации в налоговые органы по месту нахождения каждого обособленного подразделения;

Читайте так же:  Приказ 125 мчс рф

4) обязанность представлять налоговые расчеты (но не налоговые декларации) возложена также на налоговых агентов. Последние представляют налоговые расчеты в налоговый орган по месту своего нахождения (иначе говоря, в налоговой орган, где они состоят на учете в качестве налогоплательщиков):

- по истечении каждого отчетного периода, в котором они производили выплаты налогоплательщику налога на прибыль организаций. Так, если такие выплаты имели место в мае, то налоговый агент обязан представить налоговый расчет не позднее 30 июля;

- по истечении каждого налогового периода, в котором они производили выплаты налогоплательщику налога на прибыль организаций. Так, если даже выплата имела место один раз (в мае, как в нашем примере), то налоговый расчет нужно представить и после окончания отчетного периода, и после окончания налогового периода в целом (т.е. и до 30 июля текущего года, и (по итогам налогового периода) - до 31 марта следующего календарного года).

2. Специфика правил п. 2 ст. 289 состоит в том, что:

а) они посвящены лишь налоговым декларациям упрощенной формы. В ст. 80 НК о такой упрощенной форме налоговой декларации не говорится. В связи с этим приоритет (в применении) имеют правила ст. 289 (как правила специальные перед правилами общими);

б) они предусматривают представление в налоговый орган такой декларации только по итогам отчетного периода (т.е. квартала, полугодия, 9 месяцев). В практике возник ряд вопросов:

по какой форме (на каком бланке) упрощенная форма налоговой декларации должна быть представлена в налоговый орган? Хотя в ст. 80 НК и не говорится об упрощенной форме налоговой декларации, тем не менее общее правило п. 3 ст. 80 НК (о том, что формы налоговой декларации, если они не утверждены законодательством по налогам и сборам, разрабатываются и утверждаются МНС России) действует и в данном случае. Таким образом МНС России должно разработать и утвердить упрощенную форму налоговой декларации;

совпадают ли понятия "упрощенная форма налоговой декларации" и "налоговый расчет" (упомянутый в п. 3 ст. 289), а если не совпадают, то нужно ли представлять в налоговый орган оба эти документа? Отвечая на этот вопрос, следует обратить внимание на ряд обстоятельств. Во-первых, в ст. 80 НК налоговые расчеты не упоминаются. В ст. 289 мы имеем дело с новеллой - понятием "налоговой расчет по налогу на прибыль организаций" (напомним, что и ст. 243 НК предусматривает обязанность налогоплательщика единого социального налога представлять в налоговый орган налоговый расчет по единому социальному налогу (взносу) (см. об этом подробнее в книге: Гуев А.Н. Постатейный комментарий к части второй Налогового кодекса Российской Федерации. Книга 1. Изд. 2-е. М.: КОНТРАКТ, ИНФРА-М. 2001). Во-вторых, систематическое толкование п. 1, 3 ст. 289, с одной стороны, и п. 2 ст. 289 - с другой, показывает, что упрощенная форма налоговой декларации и налоговый расчет - не одно и то же. В-третьих, налогоплательщик налога на прибыль организаций по итогам отчетного периода обязан представить и налоговую декларацию по упрощенной форме, и налоговый расчет по налогу на прибыль организаций;

в) лишь одна категория налогоплательщиков налога на прибыль организаций, а именно некоммерческие организации, представляет налоговые декларации по упрощенной форме по итогам всего налогового периода. Причем речь идет только о тех некоммерческих организациях, у которых не возникает обязанности по уплате налога на прибыль организаций (увы, и здесь мы вынуждены констатировать ошибку разработчиков гл. 25 НК: вместо института "обязанность по уплате налога" (что характерно для публичного права) неправомерно использовано понятие "обязательство" (что характерно для норм гражданского, т.е. частного права). Ранее законодатель исправлял подобного рода ошибки (например, такое исправление законодатель внес в п. 1 ст. 167 НК после принятия Закона N 166). Полагаем, что и в ст. 289 следует внести такие исправления.

В практике возник вопрос: должны ли упомянутые некоммерческие организации (которые представляют налоговые декларации по упрощенной форме по итогам налогового периода) представить также налоговую декларацию по упрощенной форме по итогам отчетного периода? Логическое толкование норм ст. 289 позволяет сделать вывод о том, что они представляют налоговые декларации по упрощенной форме лишь по итогам налогового периода.

3. Анализ правил п. 3 ст. 289 показывает, что:

а) они в равной степени распространяются на:

- всех налогоплательщиков налога на прибыль организаций (за исключением некоммерческих организаций, упомянутых в п. 2 ст. 289). В связи с этим возник вопрос: должны ли некоммерческие организации, у которых не возникает обязанности по уплате налога на прибыль организаций, представлять налоговые расчеты по окончании налогового периода? Да, должны, ибо налоговый расчет и налоговая декларация по упрощенной форме суть разные документы и связаны с исполнением различных обязанностей налогоплательщиков налога на прибыль организаций, указанных в ст. 246 НК (с учетом особенностей ст. 306 - 310 НК);

- налоговых агентов (например, российских ЮЛ, выплачивающих дивиденды другим российским ЮЛ, см. коммент. к ст. 286 НК);

б) они обязывают налогоплательщиков налога на прибыль организаций и налоговых агентов представлять в налоговые органы налоговые декларации и налоговые расчеты (формы последних также должны быть утверждены МНС России) не позднее (хотя раньше можно) 30 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода (т.е. не позднее 30 апреля, 30 июля, 30 октября). При нарушении сроков (упомянутых в ст. 289) налогоплательщик налога на прибыль организаций может быть привлечен к ответственности по ст. 119 НК. В практике возникли вопросы:

наступает ли ответственность, предусмотренная в ст. 119 НК, если налогоплательщик налога на прибыль организаций нарушает сроки представления налоговых расчетов по налогу на прибыль организаций? Нет: объективная сторона состава правонарушения, предусмотренного в ст. 119 НК, охватывает лишь нарушение срока представления налоговой декларации, но не налогового расчета;

может ли быть привлечен к ответственности по ст. 119 НК налоговый агент, нарушивший сроки представления налоговой декларации (налогового расчета), указанные в п. 3 ст. 289? Нет, не может, т.к. субъектами правонарушения, предусмотренного в ст. 119 НК, являются лишь налогоплательщики (однако он может быть привлечен к ответственности по ст. 126 НК, см. об этом подробнее в книге: Гуев А.Н. Постатейный комментарий к части первой Налогового кодекса Российской Федерации. Изд. 2-е. М.: КОНТРАКТ, 2001. С. 474, 496). См. также п. 26 Постановления N 5.

4. Характеризуя правила п. 4 ст. 289, нужно обратить внимание на то, что:

а) они относятся лишь к случаям представления налоговой декларации (налоговых расчетов) по итогам налогового периода в целом (т.е. календарного года, ст. 285 НК);

б) они распространяются и на случаи представления налоговой декларации по упрощенной форме (которую представляют по итогам налогового периода лишь некоммерческие организации, которые не исполняют обязанности по уплате налога на прибыль организаций, см. об этом выше);

в) в соответствии с ними налоговые декларации (налоговые расчеты) должны быть представлены налогоплательщиком (налоговым агентом) по месту своего нахождения (с учетом правил п. 5 ст. 289) не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

5. Специфика правил п. 5 ст. 289 состоит в том, что:

а) они распространяются лишь на российских ЮЛ, в состав которых входят обособленные подразделения (см. коммент. к ст. 288 НК);

б) они подлежат применению (с учетом правил ст. 310 НК, см. коммент. к ней) и в случаях, когда российское ЮЛ имеет обособленные подразделения за пределами Российской Федерации;

в) их следует применять с учетом правил ст. 306 - 310 (см. коммент. к ним);

г) они обязывают налогоплательщика налога на прибыль организаций (в составе которого есть обособленные подразделения) представлять налоговую декларацию (но не налоговый расчет):

- и в налоговый орган по месту нахождения всей организации, и в налоговые органы по месту нахождения каждого из обособленных подразделений (см. об этом ниже);

- как в целом по организации, так и налоговую декларацию по каждому обособленному подразделению (с распределениями по каждому такому подразделению);

- и по итогам каждого отчетного периода (в сроки, указанные в п. 3 ст. 289), и по итогам всего налогового периода в целом (не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом).

В связи с этим возник вопрос: освобождены ли такие налогоплательщики налога на прибыль организаций от обязанности представлять налоговые расчеты? Систематическое толкование п. 3 - 5 ст. 289 не позволяет ответить на этот вопрос положительно.

В практике возник и другой вопрос: обязан ли налогоплательщик налога на прибыль организаций представлять налоговую декларацию по всей организации в налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения (или достаточно представить лишь ту часть налоговой декларации, которая касается данного обособленного подразделения)? Систематическое толкование п. 3 ст. 288 НК и п. 5 ст. 289 показывает, что, во-первых, налогоплательщик не обязан представлять налоговую декларацию по всей организации в налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения (он должен лишь сообщать сведения о суммах авансовых платежей по налогу на прибыль организаций и о сумме налога на прибыль организаций по итогам налогового периода), во-вторых, на него не возложена обязанность представлять в налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения части налоговой декларации (с распределением по данному обособленному подразделению) по всей организации. Пункт 1 ст. 289 обязывает налогоплательщика налога на прибыль организаций представлять в налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения лишь соответствующую налоговую декларацию (надо полагать, налоговую декларацию, касающуюся только данного обособленного подразделения). Во всяком случае налицо неясность в законе. Впредь до ее устранения налоговые органы, суды и налогоплательщики должны руководствоваться положениями ст. 3, 108 НК о том, что любые противоречия, сомнения, содержащиеся в актах законодательства о налогах и сборах, толкуются в пользу налогоплательщиков.

Для любых предложений по сайту: [email protected]