Содержание:
Нормативы СанПиН для детских садиков в 2018 году
Отдавая своего ребенка в руки воспитателя детского сада в 2018 году все родители, а особенно мамочки, очень сильно переживают. А как там будут заботиться о любимом малыше? Проводится ли в комнатах проветривание? Соответствует ли помещение детского сада санитарно гигиеническим требованиям. В какие временные промежутки делают кварцевание и генеральную уборку? В каком состоянии находится пищеблок детского сада, игрушки, как организованно питание, какая температура в комнате, сервировка стола (а вдруг дети будут есть вилками), кто отвечает за мытье посуды и т.д. Хочется сразу успокоить встревоженных родителей. Работа детских садов в 2018 году невозможна без соответствия санитарно эпидемиологическим требованиям.
Обстановка в детском саду должна соответствовать действующим нормам СанПиНа ДОУ. Их вы можете скачать с нашего сайта для того, чтобы тщательно изучить. Однако документ этот достаточно объемный в смысле количества информации. И не каждый человек сможет разобраться в нюансах этого законодательного акта.
Именно для таких ситуаций на сайте работают опытные юристы в режиме онлайн. Консультации абсолютно бесплатные.
Чтобы обратиться к компетентным специалистам, вам необходимо задать свой вопрос через форму связи или всплывающее окно внизу сайте. Кроме того, в этой статье мы кратко разберем основные инструкции и требования в отношении содержания детей в детском дошкольном учреждении в 2018 году. В том числе и питание, и график проветривания, и уборка, и мытье посуды, и нормы карантина, и обработка овощей и фруктов (яиц, яблок и т.д.), порядок.
Основная информация
Что представляет собой СанПиН ДОУ? Это документ, который принимается на государственном (федеральном) уровне. В нем содержатся обязательные к выполнению и исполнению санитарные, эпидемиологические и гигиенические нормы, правила, требования. Какие требования в отношении детских садов должны быть соблюдены, чтобы родители спокойно могли оставлять там своих детей:
- правила размещения;
- техническое обустройство земельного участка;
- нормы освещения;
- нормы обустройства пищеблока;
- санминимум для воспитателей;
- организация питания детей;
- соответствие помещений нормам СанПиНа 2013 для содержания детей;
- наличие водопровода;
- наличие канализации;
- температура в помещении и нормы отопления;
- график ежедневной и генеральной уборки;
- обработка игрушек;
- кварцевание в детском саду по СанПиН ДОУ;
- нормы вентилирования и проветривания;
- правила сервировки стола;
- режим дня;
- уборка и мойка посуды;
- количество детей в одной группе;
- максимальное количество детей в одной группе с ограниченными возможностями;
- нормы приема сотрудников на работу в детский сад;
- соблюдение санитарных требований и т.д.
Детские садики бывают разные. Как по возрастной направленности, так и по режиму работы. Чаще всего детские сады совмещают несколько направленностей работы. Итак, какие бывают детские дошкольные учреждения:
- для маленьких детей;
- для дошкольников средних и старших возрастов;
- оздоровительные детские учреждения;
- специализированные детские сады;
- узконаправленные дошкольные учреждения для детей (например, с математическим уклоном);
- детсады для детей с ограниченными физическими возможностями или психическими отклонениями и т.д.
Дошкольные учреждения для детей, которые совмещают несколько направленностей, называют комбинированными. Не зависимо от профиля работы садика, все необходимые санитарно – эпидемиологические и гигиенические нормы и правила должны соблюдаться в обязательном порядке.
Требования к организации питания
Очень часто мы слышим о случаях отравления детей в детском саду. В подобных случаях проводится расследование и выявляются виновники произошедшего. Нередко ими становятся сотрудники пищеблока, которые не в полном объеме выполняют требования санминимума согласно СанПиН. В отношении продуктов для организации питания детей необходимо в обязательном порядке выполнять все требования СанПиНа 2013.
Некоторые из них мы сейчас перечислим:
- все продукты должны быть свежими, с соблюдением правил хранения, иметь подтверждающие документы от поставщика;
- хранение скоропортящихся продуктов питания должно быть организовано в соответствии с инструкциями;
- продукты питания должны храниться в заводской или потребительской таре, накрытые крышкой при необходимости;
- хлебобулочные изделия хранят на сухих полках или стеллажах не ниже чем на 35 сантиметров от пола;
- макаронные изделия должны находиться в сухом проветриваемом помещении с выполнением требований СанПиН для ДОУ;
- для хранения и обработки картофеля и корнеплодов также существуют свои правила, которые необходимо в точности выполнять, прежде, чем они попадут на стол к детям и т.д.
В общем список требований достаточно большой. С ним более подробно можно ознакомиться в главе 14 норм СанПиНа 2013 для детских садов. Для примера можно рассмотреть порядок обработки яиц для кормления детей. Перед приготовлением яиц необходимо их замачивать в специальной посуде в дезинфицирующем растворе. Затем промывают под теплой проточной водой и перекладывают в другую посуду. Где они и будут храниться до варки. Варка яиц продолжается в течении десяти – пятнадцати минут.
Также, в каждой группе для детей должна быть оборудована мойка для посуды с наличием не только холодной воды, но и горячей. Посуду детям необходимо мыть правильно, соблюдая порядок обработки:
- очистка от остатков еды;
- мытье с использованием соды и горчицы;
- мытье с использованием хлорки;
- полоскание посуды;
- ежедневная обработка в кипятке;
- сушка на специальных решетках.
Пищеблок в том числе и общая кухня и помещения в группах в обязательном порядке должен содержаться в идеальной чистоте. В нем следует проводить уборку по графику и при наличии в этом необходимости. Витамины в еду добавляются только при наличии согласия родителей и под контролем медработника, а не воспитателя. Вся посуда должна иметь маркировку. Для каждого блюда предусмотрена отдельная тара. Если у вас возникли какие-либо вопросы, вы можете обратиться к специалистам на сайте.
Детский карантин
Карантин в детском саду отдельная тема. Каждого из родителей волнует тема здоровья своего ребенка. Длительность карантина в детском саду зависит от разновидности болезни. Объявление карантина также зависит от того чем болеют воспитанники. К примеру, для закрытия садика из-за гриппа необходимо, чтобы заболело двадцать процентов детей. В иных ситуациях достаточно одного случая заболевания. Длительность карантина составляет от семи до двадцать одного дня. Предупреждать родителей обязаны в день определения диагноза. А также о возможности заболевания (то есть о подозрениях на болезнь). Не обязательно на время карантина закрывают детское дошкольное учреждение. Возможно простое ограничение контактов больных детей с группами, где заболевших нет. То есть здоровых воспитанников не пускают гулять на общий двор или не водят в спортивный зал, где могут находиться заболевшие дети. А кушают ребятишки в своей группе, где должен быть свой пищеблок.
Водить детей в детское дошкольное учреждение во время карантина нельзя, если вы твердо уверены, что контакта с заболевшими у вашего ребенка не было. В остальных случаях ограничений нет, все на усмотрение родителей.
Например, некоторые мамы и папы считают, что чем раньше ребенок переболеет ветрянкой, тем лучше. При этом необходимо ограничить общение вашего ребенка, если он заболел, со здоровыми детьми. Вина воспитателя в распространении заболеваний в группах детских дошкольных учреждений обычно минимальна, если при этом им были выполнены все санитарно – гигиенические требования, установленные в подобных ситуациях. А именно санминимум для воспитателя.
Полезные мелочи
Давайте рассмотрим еще несколько моментов из санитарно – гигиенических норм, которые могут заинтересовать родителей:
- санитарно – гигиенические правила регулируют и культуру поведения ребенка во время завтрака, обеда или ужина. Сюда входит общение во время приема пищи, правила сервировки и поведения за столом, умение пользоваться приборами… Сервировка и уборка посуды со стола, конечно же, ложится на плечи воспитателя или нянечки, в общем, на взрослых;
- обработка игрушек по инструкции должна проводиться каждый день, после того, как всех детей заберут родители. Новые игрушки из магазина необходимо также обрабатывать до того, как они попадут к детям. Мягкие игрушки обычно обрабатываются методом кварцевания;
- помещение, в котором занимаются дети необходимо проветривать по несколько раз в день, в тот момент, когда воспитанники детсадов находятся на улице или в другом помещении. Летом допускается проветривание в присутствии детей, если при этом исключен сквозняк;
- белье, на котором воспитанники спят необходимо менять по степени загрязнения, но никак не реже, чем один раз в неделю;
- обязательно необходимо вести журнал кварцевания;
- оптимальная температура для помещения, в котором дети играют и занимаются, составляет не меньше 21 градуса и не больше 24;
- оптимальная температура для помещения, в котором дети спят, составляет не меньше 18 градуса и не больше 21.
Если у вас возникли вопросы относительно санитарно – гигиенических норм в детском саду вы можете самостоятельно изучить новый СанПиН для ДОУ 2013 с изменениями на 2018 год.
А можете совершенно бесплатно получить консультацию у опытных юристов через форму обратной связи на сайте.
Гигиенические требования к детским дошкольным учреждениям
Общие положения. К основным типам детских дошкольных учреждений относятся детские ясли, детские сады и наиболее распространенные и предпочтительные в современных условиях объединенные детские учреждения (ясли-сады).
Дошкольные учреждения организуют для детей в возрасте от 2 мес до 7 лет и комплектуются в группы по возрастному принципу (табл. 133)*.
Таблица 133. Группы детских дошкольных учреждений
* В детских яслях-садах на 50—90 мест допускается комплектование групп детьми разного возраста.
В зависимости от длительности обслуживания детские дошкольные учреждения могут быть с дневным (9-, 10-часовым) и круглосуточным пребыванием детей при шестидневной рабочей неделе с одним выходным днем и с 9-, 10,5-, 12-часовым и круглосуточным пребыванием детей при 5-дневной неделе с двумя выходными днями.
Здания яслей-садов проектируются универсальными применительно к требованиям для дневного и круглосуточного пребывания детей. Количество мест в детских яслях-садах зависит от демографического состава населения и составляет не менее:
1) для городов—140;
2) для поселков городского типа — 90;
3) для сельских населенных пунктов — 25.
Число групп в яслях-садах и их вместимость представлены в табл. 134.
Детские дошкольные учреждения должны проектироваться или реконструироваться в соответствии с требованиями строительных норм и правил (СНиП П-64-80 «Детские дошкольные учреждения») и «Санитарных правил устройства и содержания детских дошкольных учреждений» (№ 3231-85), прежде всего важны максимальная изоляция групп, обеспечение необходимого набора и оборудование помещений, здания и участка.
Участок. Детские ясли-сады на 560 и 640 мест следует размещать на земельном участке рассредоточенными группами корпусов при количестве мест в каждой группе корпусов не более 320. Почва на территории участка должна быть чистой, сухой, без резких перепадов рельефа. Участок электрофицируют, оборудуют водопроводом и канализацией, ограждают по периметру и защищают полосой зеленых насаждений шириной не менее 5 м (1 —2 ряда деревьев). Высота ограждения от 1,2 до 1,6 м. В местах примыкания к границам участка детских площадок
Таблица 134. Число групп детей в яслях-садах и их вместимость
* Первая цифра — число групп, вторая — число детей в группе.
ширину полосы зеленых насаждений рекомендуется увеличить до 10 м. Площадь озеленения должна составлять не менее 50 % площади участка. Кустарники следует располагать не ближе 5 м от здания, деревья — 10 м. В IV климатической зоне (районе) эти расстояния могут быть уменьшены. Деревья и кустарники с ядовитыми плодами или колючками для озеленения не допускаются. На участке, кроме зеленых насаждений, выделяют следующие зоны: групповых детских площадок, общих детских площадок и хозяйственную.
Для каждой детской группы предусматривают отдельные (изолированные друг от друга и огражденные кустарником) площадки размером 130 м2, расположенные вблизи от выходов из помещений. В районах с сейсмичностью 9 баллов расстояние детских площадок до зданий должно быть не менее высоты зданий. На каждой групповой площадке предусматриваются навес (площадью 30 м' для детей преддошкольного возраста и 50 м2 для детей дошкольного возраста), песочницы, гимнастические приборы (бум, лестница, горка и др.), оборудование для различных игр, навесы должны быть с дощатым полом и закрыты с трех сторон, открытой стороной ориентированы на те же стороны света, что и групповые помещения.
Для детей дошкольного возраста групповые площадки разделяются по видам игрового и физкультурного оборудования: для занятий гимнастикой и подвижными играми — из расчета 3 м2 на одного ребенка, плескательный бассейн размером 20 м2, глубиной до 0,25 м — вблизи физкультурной площадки (в яслях-садах
на 230 мест и более плескательный бассейн допускается заменять на открытый бассейн для обучения плаванию с ванной размером 3X7 м и глубиной до 0,8 м), огород-ягодник — из расчета 0,5 м2 на одного ребенка.
Все площадки и другие места пребывания детей дошкольного возраста должны быть связаны кольцевой не пресекающей групповые площадки дорожкой шириной 1 —1,5 м (для езды на велосипедах, педальных автомобилях и т. д.). На участке оборудуют отдельный навес для хранения колясок и санок.
Хозяйственная зона должна быть изолированной и располагаться в глубине участка, иметь самостоятельный въезд. Здесь размещают котельную, сарай для топлива и инвентаря (при отсутствии теплофикации), овощехранилище, ледник-погреб, мусороприемник. Желательно размещение постирочной. Мусороприемник с плотно закрывающейся крышкой располагается на расстоянии не менее 25 м от главного здания на бетонированной и асфальтированной площадке.
Здания. Ясли-сады могут размещаться в одном или нескольких одно- или двухэтажных зданиях, соединенных между собой закрытыми переходами (в IV климатической зоне и при сложном рельефе участка — без переходов между ними).
Основным помещением в дошкольном учреждении является групповая комната (игральная) площадью 2,5 м2 на ребенка, которая для детей ясельного возраста должна располагаться на первом этаже. Каждая группа должна иметь самостоятельный вход (для детей дошкольного возраста допускается устройство общего входа на 3, а в корпусах комплексов на 4 группы). Административно-хозяйственные помещения могут иметь вход, общий с одной из групп дошкольного возраста. Наружные входы зданий, расположенных в I, II и III климатических зонах (районах), должны быть с двойными теплыми тамбурами (в IV климатической зоне — с одинарным тамбуром или без тамбура), в IA, IB и ІГ климатических подрайонах — с тройными тамбурами. Теплый тамбур с глубиной не менее 1,6 м предусматривают также при выходе из основных помещений на неотапливаемую веранду (для I, II и III зон).
Непосредственную связь между собой должны иметь следующие помещения: в ясельных группах — приемная с игральной-столовой, игральная-столовая — со спальней-верандой или верандой, туалетной и буфетной; в дошкольных группах: раздевальня — с групповой, групповая — с туалетной, спальней-верандой, помещением для хранения кроватей и буфетной. Для удобства наблюдения за детьми ясельных групп рекомендуется устраивать окно на веранду из игральной-столовой и приемной. Медицинскую комнату рекомендуется размещать рядом с комнатой заболевшего ребенка или изолятором с устройством между ними стеклянной перегородки (до потолка). Обеспечивают внутреннюю связь между всеми группами и комнатой для музыкальных и гимнастических занятий, комнатой для заболевших детей, изолятором и обслуживающими помещениями, но без прохода через помещения других групп.
Все основные помещения здания детских дошкольных учреждений должны иметь естественное освещение. Исскуственное освещение разрешается в буфетной, кроватной, кладовой для продуктов, бельевой, хозяйственной кладовой и уборной персонала. Глубина помещений при одностороннем освещении должна быть не более 6 м. Высота верхнего края окна до потолка не должна превышать 15—25 см, а высота подоконника над полом — 50— 60 см. Окна основных помещений, особенно их верхнюю часть, не следует закрывать шторами и ставить на подоконники высокие широколистные цветы. Цветы рекомендуется размещать в подвесных или переносных цветочницах высотой 65— 70 см от пола и в уголках природы. Окна основных помещений должны быть ориентированы преимущественно на юг. Не допускается ориентация их на север и северо-запад, а в районах южнее 45 °с. ш. — на запад и юго-запад.
Оконные проемы в спальне-веранде должны размещаться не менее чем на двух стенах. При ориентации веранд на север обязательно устройство дополнительного искусственного освещения с восточной или западной стороны. Для защиты детей от перегрева в ряде помещений здания (групповых, игральных-столовых, спальнях-верандах), расположенных в I, II и III климатических зонах, допускается иметь солнцезащитные устройства (в IV климатической зоне южнее 45° с. ш. устройство солнцезащитных приспособлений в этих помещениях обязательно).
В детских яслях-садах, проектируемых для строительства в IA, ІБ, ІГ климатических подрайонах, следует предусматривать остекленные прогулочные веранды, объединенные для нескольких групп (в том числе как пристройки к зданиям или надстройки на уровне 2-го и 3-го этажей) .
В зданиях детских яслей-садов для детей ясельного возраста необходимо предусматривать места для хранения колясок и санок (для I и II климатических зон — также для хранения санок детей дошкольного возраста). В зданиях детских яслей-садов с количеством 140 мест и более, проектируемых для IA, ІБ, ІГ климатических подрайонов, а также в административно-хозяйственном корпусе комплексов яслей-садов на 560 и 640 мест допускаются крытые бассейны для обучения детей плаванию с набором помещений в следующей последовательности: раздевальня, туалетная, душевая, помещение плавательного бассейна с ванной (размещение бассейнов в подвальных этажах не допускается).
Стены, полы и потолки помещений должны быть гладкими, доступными для мытья и дезинфекции. Стены и панели на высоту 1,2 м окрашивают масляной краской светлых тонов, потолки и оконные переплеты — только в белый цвет.
В пищеблоке стены производственных помещений оштукатуривают и на высоту 1,8 м облицовывают глазурованной керамической плиткой или окрашивают светлой масляной краской. Стены выше облицовки (окраски), а в кладовых на всю высоту окрашивают водно-эмульсионными красками, потолки красят или белят. Стены помещений с влажным режимом (кухня, стиральная-разборочная, сушильная-гладильная) и туалетных облицовывают глазурованной керамической плиткой на высоту 1,5 м. В дошкольных учреждениях сельской местности в пищеблоке допускается устройство дощатых полов, окрашенных водостойкими красками. При выборе полимерных материалов для отделки полов следует руководствоваться перечнем полимерных строительных материалов и изделий, разрешенных для использования в детских дошкольных учреждениях Минздравом СССР.
Санитарно-техническое оборудование и устройство зданий. Здания детских дошкольных учреждений должны быть оборудованы центральным (или местным) отоплением, обеспечивающим стабильную температуру воздуха (с перепадами не более 2—2,5 °С). В качестве нагревательных приборов применяют радиаторы, ограждаемые деревянными решетками; трубчатые нагревательные элементы, встроенные в бетонные панели; конвекторы с кожухами, последние — за исключением игральных-столовых, групповых и спален. Печное отопление допускается только в одноэтажных зданиях детских учреждений на 50 и менее мест при условии обеспечения суточного перепада температуры не более 2—5 °С. Устройство топок в помещениях групповых, игральных-столовых, кухне, спальнях и умывальнях не допускается (топочное отверстие выводят в специальное помещение). Печи топят утром за 112—2 ч до прихода детей.
В шкафах для сушки детской одежды устанавливают ребристые трубы. Венти ляционный канал из шкафов присоединяют к общей системе вентиляции, обес печивая удаление воздуха в количестве 10 м3/ч. Помещения изолятора должны иметь отдельные вытяжные каналы.
В детских яслях-садах, проектируемых для районов с расчетной температурой наружного воздуха минус 40°С и ниже, следует предусматривать окна и балконные двери с тройным остеклением. В основных помещениях групп должна быть обеспечена постоянная температура воздуха при относительной влажности его 40—50 %, в кухне и стиральной-разборочной — до 60—70 %. В помеще ниях игральных-столовых, групповых и обходных дорожек в бассейнах по обучению плаванию температура поверхности пола — не менее 26°С (не более 30°С). В помещениях групп на высоте 1 м от пола должен висеть настенный термометр.
Здания детских дошкольных учреждений необходимо оборудовать водопроводом, канализацией и горячим водоснабжением (СНиП П-64-80, главы П-30-76, П-32-76, П-33-75, П-34-76).
Норма потребления воды в яслях-садах с дневным пребыванием детей — 75 л в сутки на одного ребенка, а с круглосуточным пребыванием детей — 100 л.
Качество воды должно удовлетворять санитарным требованиям, предъявляемым к питьевой воде в соответствии с действующим ГОСТом 2874-82 «Вода питьевая. Гигиенические требования и контроль за качеством». Бассейны должны быть проточными (температура воды от 29 до 35°С; количество воды для освежения не менее 20 % объема ванн).
Подводка горячей воды обязательна в помещениях кухни, игральной-столовой, группы для грудных детей, мойки посуды, туалетных (температура воды 35°С). К системе горячего водоснабжения присоединяют нагревательные приборы в шкафах для сушки верхней одежды детей и полотенцесушители в туалетных. На земельном участке необходимо предусмотреть подводку воды к групповым площадкам и для поливки насаждений, а также отвод дождевых вод с территории.
Санитарно-техническое оборудование: а) в приемной ясельной группы для грудных детей — умывальник для взрослых; б) в игральной-столовой ясельной группы для грудных детей — умывальник со смесителем для взрослых; в) в буфетной — мойка на два отделения с подводкой холодной и горячей воды;
г) в туалетной ясельных групп — два умывальника для детей; слив (видуар), душевой поддон, детский унитаз[4], в туалетных для грудных групп—умывальник для взрослых, слив (видуар), детская ванна; полотенцесушитель; д) в туалетной для группы детей дошкольного возраста — четыре умывальника для детей, душевой поддон с дополнительным краном для мытья ног, три детских унитаза; полотенцесушитель; е) в комнате для заболевших детей — умывальник для детей; ж) в туалетной изолятора — умывальники для детей и взрослых, слив (видуар), душевой поддон, полотенцесушитель; з) в медицинской комнате — умывальник для взрослых; и) в туалетной персонала — умывальник, унитаз, душевой поддон.
Высота установки детских санитарных приборов, считая от пола помещения до борта прибора: а) умывальников для
детей ясельного возраста — 0,4 м; б) умывальников для детей дошкольного возраста — 0,5 м; в) ванн на постаментах — 0,9 м; г) глубокого душевого поддона для детей среднего и душевого ясельного возраста — 0,9 м (высота расположения душевой сетки над днищем поддона 1,5 м); д) мелкого душевого поддона для детей дошкольного возраста — 0,3 м (высота расположения душевой сетки над днищем поддона 1,6 м). Душевые сетки должны быть с гибким шлангом.
Туалеты для детей старшего дошкольного возраста должны быть разделенными для мальчиков и девочек.
Кухню с моечной, заготовочную и раздаточную разделяют оборудованием или перегородками-экранами (для яслей-садов на 560 и 640 мест заготовочная — в отдельном помещении). Кухни следует проектировать, как правило, с электрическим оборудованием.
Искусственное освещение помещений должно соответствовать строительным нормам и правилам («Естественное и искусственное освещение» СНиП П-4-79). В групповой, игральной-столовой, медицинской комнате, комнате персонала, в кабинете заведующего и методическом кабинете, буфетной, приемной, раздевальне, в изоляторе и коридорах следует предусматривать установку розеток для подключения местного освещения и уборочных машин (в помещениях пребывания детей розетки и выключатели устанавливают на высоте 1,8 м от пола).
Освещенность дорожек на территории участка — не менее 1 лк, а групповых площадок — не менее 3 лк. Осветительная арматура должна обеспечивать равномерный рассеянный свет.
Для районов севернее 65 ° с. ш. следует предусматривать источники ультрафиолетового облучения (обычно в системе общего освещения): в помещениях групповых, игральных-столовых, спален-столовых, спален-веранд, спален, палат изолятора и комнат заболевших детей или фотариях: из расчета 1 лампа ЛЭ на 5 м2 площади при экспозиции 240 мин или на 10 м2 площади при экспозиции 480 мин в течение дня (высота подвеса 2,5 м).
Оборудование должно соответствовать гигиеническим и педагогическим требованиям, ростовым и возрастным особенностям детей. Для хранения верхней одежды детей в приемной и раздевальне должны быть специальные шкафы с индивидуальными ячейками, располагаемыми в один ряд (каждая ячейка должна иметь отделения для головных уборов, одежды и обуви), секционные шкафы для верхней одежды персонала группы, низкие скамьи; оборудован сушильный шкаф для сушки верхней одежды. В приемной младшей ясельной группы должно быть выделено место для кормления детей грудью, оборудованное столом, стульями и подставками для ног.
В игральных-столовых и групповых помещениях должны быть установлены столы и стулья по числу детей в группах.
1. В средней и старшей группах детей ясельного возраста, в младшей и средней дошкольных группах — столы четырехместные и (дополнительно) столы двухместные;
2. В старшей дошкольной и подготовительной группах — столы двухместные с изменяющимся наклоном крышки.
Размеры и расстановка мебели (столов, стульев, кроваток и др.) должны соответствовать требованиям ГОСТа 19301.1-73, 2-73, 3-73 «Мебель детская дошкольная. Функциональные размеры», методических рекомендаций «Об использовании мебели в детских дошкольных учреждениях» (№ 2817-83): 1) столы устанавливают у светонесущей стены при обязательном левостороннем освещении; четырехместные столы устанавливают не более чем в 2 ряда; двухместные столы — не более чем в 3 ряда; 2) расстояние между рядами столов должно быть не менее 0,45 м; 3) расстояние первого ряда столов от светонесущей стены не менее 0,45 м; 4) высота подвеса нижнего края настенной классной доски в пределах 0,7—0,8 м; размер доски 0,75Х 1,5 м.
В игральной-столовой для грудных детей и «ползунков» должны быть манежи размером 2,5X1,5 м; горки (площадки, скат, лесенка), сочетаемые с манежем и устанавливаемые параллельно окнам в 100 см от них, 2—3 одноместных стола для кормления, кресла с подножкой. Рядом с умывальником располагают пеленальный стол, полку для белья и ящики или шкаф для предметов по уходу за детьми, а также бак с ножной педалью и плотно закрывающейся крышкой (для грязного белья).
В дневных группах в игральной-столовой необходимо иметь 2—3 кроватки для детей, которым временно по состоянию здоровья противопоказан сон на неотапливаемой веранде. В каждой групповой комнате для детей дошкольного возраста ставят один круглый стол и два индивидуальных стола; в старших группах оборудуют настенную классную доску.
В спальнях и спальнях-верандах ставят стационарные кровати. Для дошкольных детей старшей и подготовительной групп допускается использование встроенных (одноярусных) кроваток. Расстояние проходов должно составлять не менее 0,45 м, от наружных стен до кроватей — от 0,7 до 1 м.
В каждой групповой или игральной-столовой предусмотрен шкаф для игрушек: высота шкафа для детей младшей группы 135 см, средней и старшей групп 145 см; ширина 100 см, глубина 40 см. Полки в шкафу должны быть передвижные. Шкафы размещают рассредоточенно для возможности игр детей небольшими группами. В каждой групповой и игральной-столовой должен быть буфет, соответствующий по размерам шкафу для игрушек.
В групповой для детей дошкольного возраста, кроме того, должны быть: шкаф для строительного материала, стол с ящиками для уголка природы, витрина для книг, полочка или этажерка для игрушек и детских работ, зеркало размером 80X40 см, подставка для цветов. В ясельных и дошкольных групповых должны быть стол и стулья для воспитателей и педагога.
В детских туалетных комнатах предусматриваются открытые шкафчики с индивидуальными ячейками для хранения полотенец и предметов личной гигиены (зубной порошок, зубная щетка, стаканчик для полоскания полости рта, расческа).
Для хранения спальных принадлежностей, используемых при организации сна на неотапливаемой веранде, в тамбуре или в смежном помещении, должны быть оборудованы пристенные или встроенные стеллажи-шкафы с индивидуальными гнездами-ячейками (по числу детей).
К мебели детского дошкольного учреждения предъявляются особые требования: сглаженность краев, закругленность углов, тщательность отделки, окраска светлыми, прочными красками, покрытие нит ролаком или нитроэмалью и пластиком (из числа разрешенных).
Зал для гимнастических и музыкальных занятий оборудуют необходимым спортивным и музыкальным инвентарем.
Медицинскую комнату оборудуют медицинской кушеткой, медицинскими и детскими весами, ростомером, шкафом и столиком для медикаментов и инструментов, канцелярским столом и стульями.
В состав пищеблока входят кухня с заготовочной и моечной, раздаточная, кладовая для сухих продуктов с холодильной установкой, кладовая для овощей (лучший в гигиеническом отношении вариант — раздельные помещения, функционально объединенные требованиями технологии). В общем помещении моечную, заготовочную и раздаточную отделяют от кухни оборудованием или перегородками (экранами высотой 1,2 м).
Полы в моечной и заготовочной должны иметь трапы с уклоном для стока воды в канализацию (подробнее вопросы оборудования пищеблока, мойки посуды изложены в главе 18 «Гигиена питания». Поэтому здесь выделены основные особенности для детских дошкольных учреждений) .
Пищеблок оборудуют кухонными плитами (электрическими плитами марки ЭП-2 или ЭП-7, газовыми плитами марки ПГП-1М или ПГР-3); электрокипятильниками КНД-16, КНД-17 или газовым кипятильником марки КНД-8М; холодильными шкафами марки Т-2-125 (два холодильных шкафа в детском учреждении на 280 детей) или Т-60 (по одному шкафу в детских учреждениях на 50—140 мест), холодильными шкафами ЗИЛ; электрокотлом марки ЭК-40 в детском учреждении на 50 мест, ЭК-60 — в детском учреждении на 50 мест, ЭК-60 — во всех остальных детских учреждениях.
Постирочную оборудуют отдельными ваннами для замочки и полоскания белья, опрокидывающимися пищевыми котлами для кипячения белья (марки ЭК-40 и ЭК-60), стиральными машинами марок ЦСМ-1, СМ-10 (на 5 и 10 кг), центрифугами ЦП-5, ЦА-10, стеллажами для белья, гладильными столами, швейной машиной (для ремонта белья).
Важным элементом оборудования детских дошкольных учреждений являются игрушки, которые должны быть не только высокохудожественно оформленными, вызывать у детей радостные эмоции, но по своей конструкции и гигиеническим свойствам материала абсолютно безопасными для здоровья ребенка.
Санитарн о-г игиенический режим детского дошкольного учреждения. Все помещения детских дошкольных учреждений должны содержаться на уровне образцовой чистоты и порядка. Уборка должна производить ся влажным способом при открытых окнах и фрамугах. Полы моют 2 раза в день (один раз обязательно отодвигают мебель). Мебель, радиаторы, подоконники при уборке протирают влажной ветошью. Кроме ежедневной уборки, один раз в неделю проводят генеральную уборку помещений и оборудования с применением эффективных моющих и дезинфицирующих средств (в том числе 1 % осветленный раствор хлорной извести). Детские столы для приема пищи и клеенки или пластмассовые скатерти ежедневно моют горячей водой с мылом.
Посуду из изолятора моют отдельно: после механической очистки и мытья с горчицей или содой дезинфицируют, погружая на 30 мин в 1% раствор хлорамина или 0,2% раствор хлорной извести, или кипятят (в течение 15—20 мин с момента закипания). Вытирать посуду и приборы полотенцем категорически запрещается. Не допускается к употреблению столовая и чайная посуда с отбитыми краями.
Столовая и чайная посуда — фаянсовая и фарфоровая (тарелки, блюдца, чашки), из нержавеющей стали (ложки, вилки) — должна храниться в каждой группе в буфете.
Посуду для грудных детей (бутылочки для молока и молочных смесей) очищают и моют с помощью ершей, затем обязательно (!) кипятят в течение 5—10 мин (от начала закипания) в кастрюле с закрытой крышкой (вода должна покрывать бутылочки) и сушат на воздухе или в духовом шкафу. Соски после употребления также кипятят в течение 15 мин и хранят в закрытой стеклянной банке, которую один раз в день промывают горячей водой, кипятят и сушат так же, как и бутылочки.
Игрушки в младшей ясельной группе, поддающиеся мытью, с помощью щетки 2 раза в день моют горячей водой (температура не ниже 50°С) с мылом. Игрушки для детей более старших возрастов периодически, но не реже одного раза в 2—3 дня моют горячей водой с мылом, кукольную одежду стирают и проглаживают горячим утюгом. Мягкие игрушки ежедневно очищают от пыли и проветривают на открытом воздухе или дезинфицируют бактерицидными лампами (на расстоянии 25 см в течение 30 мин). Игрушки в изоляторе ежедневно дезинфицируют.
Смену скатертей, постельного белья детей, полотенец детей и персонала, халатов персонала проводят не реже одного раза в неделю Белье и пеленки ясельных групп поык употребления складывают в бак, ведро с крышкой или в клеенчатый мешок и в конце дня относят в прачечную. Выстиранное белье тщательно проглаживают и хранят в шкафах.
Постельные принадлежности (матрацы, подушки, одеяла, спальные мешки) не реже 2 раза в месяц выносят на воздух (участок) для проветривания и сушки. Детские подкладные клеенки, клеенку или линолеум, покрывающие манеж, моют непосредственно после и по мере загрязнения обязательно горячей водой с мылом или содой.
Ковры ежедневно очищают пылесосом и выколачивают на участке и протирают специальной щеткой. Полы под ковром ежедневно протирают.
Пол в туалетных комнатах ежедневно до прихода детей моют горячей водой с применением соответствующих моющих средств, протирают несколько раз в день. Унитазы ежедневно моют горячей водой с применением моющих и дезинфицирующих средств. Не реже 2 раз в месяц унитазы промывают щеткой, смоченной 2% раствором хлористоводородной кислоты с немедленной обильной промывкой их водой (для удаления мочекислых солей). Горшки немедленно после употребления опорожняют (сливают в унитаз), промывают горячей водой со щеткой и обрабатывают (0,2—0,5% осветленным раствором хлорной извести, 3—5% раствором лизола или 3% мыльнофеноловым раствором), тщательно промывают проточной водой внутри и снаружи. Щетки для очистки детских горшков держат погруженными в 2 % раствор хлорной извести, 3=5% раствор фенола или лизола.
Пол вестибюля и раздевальни ежедневно убирают влажным способом и протирают ветошью, смоченной в 1% осветленном растворе хлорной извести. Этим же раствором не менее чем за полчаса до прихода детей протирают детские шкафчики для одежды.
У входа в здание оборудуют скребки, решетки, коврики, щетки, а в помещении возле входной двери в момент массового прихода детей укладывают коврик. Коврики, решетку и щетки после утреннего прихода детей, а затем и после прихода детей с прогулки очищают от грязи и промывают.
Дезинфицирующие раствор ы готовит только медицинская сестра при строгом контроле врача детского учреждения; хранятся они в темных закрытых пробками бутылях (недоступность мест хранения дезрастворов должна быть гарантирована).
Для уборки помещений, оборудования, игрушек используют раздельный промаркированный уборочный инвентарь, который хранится в специальном шкафу туалетной комнаты каждой группы. Все предметы уборки (тряпки, щетки и др.) после использования прополаскивают в воде и 0,2% осветленном растворе хлорной извести, затем сушат.
В детском дошкольном учреждении необходимо обеспечить регулярное проветривание групповых помещений после занятий и обеда, перед сном, после дневного и ночного сна, к концу пребывания детей в учреждении. Во время отсутствия детей предпочтительно как наиболее эффективное сквозное или угловое проветривание одновременно с влажной уборкой групповых помещений (запрещается проветривание через туалетные комнаты). Проветривание должно заканчиваться за 30 мин до прихода детей. В переходное время года сквозное проветривание не должно превышать 10—15 мин, а при температуре наружного воздуха минус 20°С — 3 мин (при сохранении вышеуказанной кратности в течение дня).
В теплое время года практикуют максимальные масштабы аэрации помещений, в том числе и в присутствии детей; так, в теплое время года сон для круглосуточных групп проводится при открытых окнах (в холодное время года проветривание прекращают за 30 мин до отхода детей ко сну).
Жалюзные решетки вытяжных отверстий вентиляционных систем систематически очищают от пыли, а перекрывают только при очень низких температурах наружного воздуха. Вентиляционные шахты очищают не реже 2 раз в год.
В помещении пищеблока ежедневно проводят влажную уборку полов; протирают стены, окна, оборудование. Еженедельно проводят генеральную уборку помещений с тщательным мытьем оборудования и производственного инвентаря (с обязательным использованием моющих и дезинфицирующих средств).
Все пищевые продукты, поступающие в детское дошкольное учреждение, должны соответствовать требованиям государственных стандартов и сопровождаться сертификатами или накладными об их изготовлении.
Молоко фляжное или бутылочное хранят в той же таре, в которой оно поступило. Молоко фляжное непастеризованное подлежит обязательному кипячению перед употреблением. Сроки реализации при температуре от 0 до 8 °С: творога — 36 ч, сметаны — 72 ч, молока — не более 20 ч. Запрещается употреблять в пищу прокисшее молоко (самоквас). Запас овощей должен быть на 20 дней, сыпучих продуктов — на 30 дней. При кулинарной обработке продуктов следует соблюдать правила сохранения витаминов. Витаминизацию детского питания аскорбиновой кислотой осуществляют в соответствии с действующими инструкциями.
Транспортировку пищевых продуктов необходимо проводить в условиях, обеспечивающих их сохранность и предохраняющих от загрязнения. Транспортные средства для перевозки пищевых продуктов должны содержаться в чистоте (запрещается использовать их для перевозки других товаров). Тару, в которой привозят продукты с базы (клеенчатые и другие мешки, металлические, пластмассовые и деревянные ящики, кадки, бидоны, фляги и пр.), после каждого употребления очищают, промывают горячей водой с 2 % раствором кальцинированной соды, тщательно ополаскивают и ошпаривают кипятком, затем высушивают и хранят в местах, недоступных загрязнению.
Пищевые отходы и отбросы собирают в металлические ведра или бачки с педальными крышками. Опорожнять их нужно ежедневно при заполнении не более чем на 2/з объема. По окончании работы ведра и баки очищают, промывают 2 % раствором кальцинированной соды, прополаскивают в горячей воде и просушивают.
С наступлением теплого времени окна основных помещений пищеблока, постирочной и туалетной затягивают металлической сеткой или марлей. Применение химико-бактериологических средств истребления летающих насекомых, тараканов, грызунов в пищеблоке запрещается.
Работники детских дошкольных учреждений в соответствии с требованиями «Инструкции об обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских обследованиях» (утверждена Минздравом СССР 24.12.87 г., № 4538-87; согласована с ВЦСПС 06.06.88 г., № 14-4А/2869) подлежат следующим профилактическим медицинским обследованиям:
1) обследованию на туберкулез—при поступлении на работу и в дальнейшем один раз в 6 мес;
2) исследованию на носительство возбудителей кишечных инфекций и на гельминтозы — при поступлении на работу и в дальнейшем в сроки, устанавливаемые местной СЭС;
3) серологическому исследованию крови на сифилис, исследованию на гонококк и осмотру дерматовенерологом — при поступлении на работу и в дальнейшем один раз в квартал;
4) исследованию на бактерионосительство дифтерии — при поступлении на работу и в дальнейшем по эпидемиологическим показаниям;
5) общему осмотру врачом-терапевтом — при поступлении на работу и в дальнейшем один раз в квартал.
Работники пищеблока детского учреждения должны пройти курс обучения санитарному минимуму до поступления на работу и повторно через каждые 2 года работы.
Каждый работник детского учреждения должен иметь личную медицинскую книжку, в которую заносят результаты профилактических медицинских обследований, данные о перенесенных кишечных инфекционных заболеваниях, профилактических прививках, сдаче экзаменов по санитарному минимуму и пр. (книжки хранятся у заведующей детским учреждением).
Ответственность за выполнение правил личной гигиены, содержание рабочего места, выполнение технологических и санитарных требований несет персонально каждый работник детского учреждения; ответственность за организацию необходимых для этого мероприятий возлагается на заведующего детским дошкольным учреждением.
Участок детского учреждения убирают ежедневно и по мере его загрязнения. Утреннюю уборку завершают за 1=2 ч до прихода детей; в теплое время года — после предварительной поливки территории (в летнее время участок поливают 2—3 раза в день); зимой дорожки и детские площадки регулярно очищают от снега и обязательно посыпают песком.
Имеющееся на участке оборудование, строительный игровой материал и оборудование для физических упражнений ежедневно протирают влажным способом. Песок в песочницах меняют не реже одного раза в месяц (на ночь ящики с песком закрывают). Перед играми детей песок слегка увлажняют. Мусороприемники очищают от содержимого, промывают и обрабатывают 2 % раствором хлорной извести: летом — ежедневно, в остальное время — не реже одного раза в 3 дня.
Физическое и гигиеническое воспитание детей организуют с самого раннего возраста в строгом соответствии с формами и средствами, назначенными лечащими врачами: во время плановых углубленных обследований, дополнительных осмотров длительно и часто болеющих детей, осмотров детей перед началом проведения закаливающих процедур. Дети должны заниматься в специальных спортивных костюмах (майки, трусики, тапочки). В теплое время года занятия проводят на воздухе (участке). Рекомендуется проводить занятия гимнастикой на воздухе и зимой, однако только при условии соответствующей степени закаленности детей, одежды и оптимального чередования движений быстрого и спокойного характера. Обязательно 2 раза в день организуют прогулки и игры детей на участке: в первой и второй половине дня (длительность пребывания детей на открытом воздухе — не менее 3—4 ч в день при любой погоде).
Оздоровительные мероприятия включают проведение сна на воздухе, воздушные и умеренные солнечные ванны, водные процедуры.
Воздушные ванны рекомендуются детям с 2—3-месячного возраста (в холодное время года — в комнате при температуре 18—19 °С с постепенным понижением ее до 15 °С при длительности от 2—3 до 15 мин, а в летнее время в тени). Продолжительность солнечных ванн — вначале 4 мин с постепенным увеличением до 25—30 мин, после солнечной ванны проводят обливание водой температуры 24—28 °С и отдых в тени. В'одные закаливающие процедуры лучше всего начинать в весенне-летний период с постепенным снижением температуры воды (для обливания с 32 до 22 °С в младшей группе, до 20 °С в средней и до 17—18 °С в старшей, для обтирания с 28 до 16—18 °С, для мытья ног с 30 до 16—18 °С).
Рекомендуется проводить массаж и гимнастику в групповой комнате при температуре воздуха не ниже 20 °С: на столе высотой 72—75 см, шириной 80 см и длиной 90—100 см, покрытом тонким слоем ваты или войлока, обшитым сверху клеенкой. Стол накрывают пеленкой, которую меняют после каждого ребенка.
Детей старше 7—7і/2 мес рекомендуется спускать на пол, для чего желательно часть комнаты (из расчета 1 —1,5 м2 на ребенка) огораживать барьером высотой 40—45 см. Пол должен быть теплым, гладким, легко моющимся. Можно сделать специальный настил из фанеры, приподнятый на 5—10 см (фанеру покрывают войлоком или шерстяными одеялами и чехлом из подкладочной клеенки).
Для выполнения упражнений с детьми 1—3 лет рекомендуется иметь простейшие приспособления: дорожку из клеенки или плотной материи шириной 30—35 см, длиной 1,5—2 м; доски шириной 15, 20, 25 см, длиной 150, 200, 250 см; лесенки-стремянки высотой 100 и 150 см с расстоянием между перекладинами 10 и 15 см; мячи большие (15—20 см в диаметре), средние (10—l2 см) и малые (5—6 см); корзины, обручи диаметром 50—60 см; палки диаметром 2 и 2,5 см, длиной 150, 200, 250 см; гимнастические скамейки, стойки, ящики, табуреты и др.
В детском саду занятия по физическому воспитанию обычно проводят в музыкально-гимнастических залах (минимальная площадь 75 м2, оптимальная — 130 м2; температура воздуха 16—18 °С).
Зал детского сада должен быть оснащен следующим оборудованием. Гимнастическая стенка: высота 250 см, ширина 20 см, расстояние между перекладинами 20 см для детей 5 лет, 25 см для детей 6—7 лет, перекладина должна быть овальной формы, диаметром 2,5—3 см; гимнастическая лесенка: высота 150 см, ширина 40 см, расстояние между перекладинами 25 см, перекладина должна быть круглой формы диаметром 2,5—3 см; скамейка: высота 24 см, ширина 18 см, длина 300 см, ширина нижнего бруска
Правила приема и личная гигиена детей. До поступления ребенка в детское дошкольное учреждение в поликлинике должны быть проведены диспансеризация и обследование. Ежедневный утренний прием детей проводится групповыми медицинскими сестрами и воспитателями, которые опрашивают родителей о состоянии здоровья детей, осматривают зев, кожу, измеряют температуру тела: в ясельных группах всем детям, в дошкольных — по показаниям. В зависимости от состояния ребенка его оставляют в изоляторе или направляют домой под наблюдение участкового врача-педиатра, а при подозрении на инфекционное заболевание направляют в больницу.
В соответствии с действующими инструкциями проводят профилактические санитарно-противоэпидемические мероприятия, направленные на предупреждение дальнейшего распространения инфекции в группе или вне группы в зависимости от характера инфекции и способа передачи (карантин, дезинфекция, прививки и пр.).
После перенесенного заболевания дети получают справку участкового врача-педиатра с указанием диагноза, длительности заболевания, проведенного лечения, сведений об отсутствии контакта с инфекционными больными, а также рекомендаций по индивидуальному режиму ребенка на первые 10—14 дней.
Дети должны быть обеспечены индивидуальными постельными принадлежностями, полотенцами, предметами личной гигиены (зубные щетки, расчески, мочалки и пр.), которые должны быть промаркированы.
Дом ребенка. Дома ребенка создаются для постоянного пребывания детей в возрасте до 3 лет (сирот и детей, нуждающихся в помощи государства). По достижении 3-летнего возраста детей переводят в детские дома.
При домах ребенка обязательно организуют карантинное отделение, которое состоит из приемной, двух изолированных палат (соответственно на 2 и 6—8 коек), бокса на одну койку, ванной, туалетной (площадь палат из расчета 4 м2 на одного ребенка). При домах ребенка на 60 коек в карантинном отделении достаточно иметь 1—2 изолированные палаты на 1=2 койки каждая. Карантинное отделение имеет отдельный вход, веранду или террасу для прогулок (общая площадь карантинного отделения в зависимости от числа мест в доме ребенка от 62 до 86 м2).
Дома ребенка могут быть на 100, 75, 60, 45, 30 мест. При распределении детей на группы следует учитывать возраст, двигательные навыки и состояние здоровья. В группах для грудных детей и для «ползунков» допускается не более 13 детей, а в средних и старших — по 15—17 детей. Каждая возрастная группа имеет свой режим сна и бодрствования детей, время кормления, прогулок и гигиенического ухода за детьми.
Каждое групповое помещение должно состоять из спальни (30 м2), столовой, игровой, веранды (22 м2), туалетной,
ванной и раздевальни (10 м2). Площадь столовой — не менее чем 2,5 м2, а спальни — не менее 1,5 м2 на каждого ребенка.
В составе подсобных помещений в отличие от детских дошкольных учреждений должны быть комната для приготовления молочных смесей (6 м2), донорский пункт грудного молока (1012 м*), комната для швеи (6 м2) и квартира врача или заведующего (30 м2).
Кроме кабинета врача или процедурной (18 м2), должен быть организован изолятор из расчета 10% к общему числу коек. Помещение изолятора должно иметь отдельный вход и состоять из 2—3 палат площадью не менее 4 м2 на ребенка. При изоляторе должны быть веранда или терраса, подсобная комната, ванная и туалетная со сливом. Одну из комнат изолятора боксируют, в другой устанавливают передвижные боксы. Изолятор обеспечивается достаточным количеством соответствующего инвентаря, предметов ухода, игрушек. Общая площадь изолятора (считая террасу) 42—47—58 м2 в зависимости от числа мест в доме ребенка: площадь палат из расчета 3 м2 на одного ребенка.
К организации санитарногигиенического режима, режима жизни детей, режима питания и физического воспитания предъявляются те же требования, что и в яслях, и ясельных группах дошкольных детских учреждений.