Содержание:
Как составить план воспитательной работы с классом?
План воспитательной работы с классом составляет классный руководитель на официальном бланке школы с учетом плана воспитательной работы школы, предлагаемого в свою очередь заместителем директора по воспитательной работе.
Зам директора по ВР Д
“_______” _____________ 2013 г.
“____” ____________ 2013 г.
Титульный лист можно оформить по следующему примерному образцу.
План воспитательной работы
с учащимися и родителями _____ класса
на 2013-2014 учебный год
Начинаем составление плана с анализа воспитательной работы за прошлый учебный год.
Указываем класс и ФИО классного руководителя.
Затем проводим социальный мониторинг класса.
Продолжаем писать общую характеристику класса по следующим параметрам:
- староста,
- заместитель старосты,
- представитель Совета школы,
- ответственный за дежурство,
- редколлегия,
- ответственный за выдачу и сбор учебников.
- Лидеры класса.
- Отверженные в классе (если есть).
- Охват учащихся дополнительным образованием (учащиеся, посещающие кружки, объединения, студии, секции в школе и в других образовательных учреждениях).
Ставим общие задачи воспитания учащихся и выбираем направления, формы и методы работы. Например:
Задачи на 2013-2014 учебный год:
- формирование дружного коллектива учащихся;
- ориентирование класса на хороший и высокий уровни успеваемости;
- формирование у учащихся активной жизненной и гражданской позиции;
- воспитание хороших манер с соблюдением правил поведения в обществе;
- повышение уровня воспитанности класса.
Направления работы: учебная работа, нравственное и эстетическое воспитание, патриотическое и интернациональное воспитание, трудовое, физическое воспитание, ЗОЖ, работа с родителями, работа с “трудными учащимися”, профессиональное воспитание.
Формы и методы работы:
беседы, экскурсии, творческая работа по подготовке праздников, участие в туристических слетах, индивидуальное диалоговое общение, игры, творческие мастерские, коллективно-творческие дела, классные часы.
Проведенные мероприятия (по месяцам), наиболее успешные мероприятия.
Недостатки в работе и способы их устранения.
В связи с обозначенными проблемами планируем работать над решением следующих задач воспитания:
Задачи:
- формирование дружного коллектива учащихся;
- ориентирование класса на высокий уровень успеваемости;
- формирование у учащихся активной жизненной и гражданской позиции;
- воспитание хороших манер с соблюдением правил поведения в обществе;
- формирование потребности в здоровом образе жизни;
- повышение уровня воспитанности класса.
С целью решения обозначенных задач планируем мероприятия.
Как оформить воспитательный план
8(495)912-63-37
[email protected]
Методические рекомендации по составлению плана воспитательной работы с классом
Рекомендации подготовила методист ГМЦ ДОгМ Светлана Владимировна Тесёлкина.
Годовое планирование воспитательной работы с классом является неотъемлемой частью работы классного руководителя. План воспитательной работы, составленный с учётом проблем класса, направленный на перспективу развития детского коллектива и ориентированный на современные требования ФГОС, позволяет классному руководителю спроектировать и систематизировать свою деятельность, направить её на достижение воспитательных результатов.
Настоящие методические рекомендации разработаны с учетом основных направлений работы классного руководителя. Рекомендации содержат краткое описание разделов годового плана работы классного руководителя, варианты планирования основных мероприятий (приложение 1), примерный план работы на каникулярный период (приложение 2), примерный план работы с родителями (приложение 3), примерный план работы с детьми/семьями группы риска.
При составлении годового плана воспитательной работы классный руководитель должен владеть следующей информацией:
- примерный состав классного коллектива обучающихся (общее количество учащихся, количество мальчиков, девочек);
- возраст учащихся и психолого-педагогических особенности данного возраста;
- наличие в классе лидеров и аутсайдеров;
- уровень успеваемости каждого ребёнка;
- наличие сформированных микрогрупп классного коллектива, что их объединяет;
- наличие проблем во взаимоотношениях учащихся класса и причины их возникновения;
- интересы, увлечения и предпочтения каждого ученика.
Все эти знания необходимы классному руководителю для того, чтобы провести грамотный анализ работы с классом за предыдущий учебный период и обозначить основные цели и задачи на новый учебный год. Если классный руководитель будет работать с классом первый год, то данную информацию необходимо узнать у предыдущего классного руководителя (воспитателя). Если классный руководитель работает с классом не первый год, то перечисленные знания об ученическом коллективе он берёт из своего опыта работы с обучающимися, используя результаты диагностических исследований, мониторинга воспитательной деятельности, преимущественными формами которых является педагогическое наблюдение, анкетирование, тестирование.
Структура плана воспитательной работы с классом. Титульный лист. План воспитательной работы – это официальный документ, который обязательно должен отражать информацию об авторе, кто составил данный документ, на какую возрастную категорию он рассчитан, каков период его реализации, с кем согласован и кем утверждён. Поэтому в плане ВР необходимо указать Ф.И.О. педагога – автора, класс, в котором будет работать учитель, сроки реализации плана. Данный план необходимо согласовать с представителем администрации (или педагогом), ответственным за воспитательную работу в образовательной организации, и утвердить у руководителя.
Анализ воспитательной работы за предыдущий учебный год. В данный раздел плана необходимо включить следующую информацию:
- цель воспитательной работы, обозначенная в плане за прошедший учебный год, на достижение которой была направлена работа классного руководителя;
- задачи, направленные на реализацию цели;
- предполагаемые воспитательные результаты;
- формы и методы работы классного руководителя, используемые в достижении обозначенных цели и задач;
- основные направления работы классного руководителя;
- конкретные мероприятия, проведённые в рамках данных направлений, с описанием уровня эмоционального отклика обучающихся (понравилось, вызвало живой интерес, обучающиеся проявили особенную активность / не понравилось, учащиеся не продемонстрировали свою заинтересованность, участвовали в качестве пассивных слушателей, или особую заинтересованность проявил не весь класс и т. д.), желательно среди перечисленных мероприятий указать те, которые стали традиционными и проведение которых вызвали особый положительный отклик у обучающихся;
- проблемы, возникавшие в работе по реализации плана ВР, с указанием конкретных причин их возникновения;
- уровень достижения воспитательных результатов (по итогам учебного года) в соотношении с решением поставленных цели и задач;
- работа с трудными детьми и детьми группы риска: указывается количество детей, состоящих на внутришкольном учёте, на учёте в правоохранительных органах, на учёте в КДН, причины постановки на учёт. Описываются основные принципы организации работы с данной группой обучающихся, степень вовлеченности их во внеурочную деятельность, используемые формы контроля занятости учащихся вне школы, совместная работа классного руководителя с социальным педагогом, психологом и родителями, каких результатов удалось добиться, какие проблемы остались неустраненными;
- анализ работы с родителями: анализируется степень активности родителей во взаимодействии с учителем, участие родителей в делах класса, проблемы, решаемые в процессе взаимодействия, роль родительского комитета в организации совместной работы классного руководителя с родительской общественностью, формы работы, используемые учителем, индивидуальная работа с родителями, на какие темы были проведены беседы и консультации, имеются ли родители, с которыми так и не удалось наладить контакт. Работа с родителями детей группы риска и семьями, попавшими в сложное социальное положение, формы и методы взаимодействия, положительная или отрицательная динамика данной работы.
Цель и задачи воспитательной работы на новый учебный год должны быть сформулированы с учётом вышеизложенного анализа и направлены на создание условий по устранению обозначенных в анализе проблем воспитания, а их реализация должна способствовать повышению качества процесса воспитания и социализации.
Характеристика классного коллектива. В данном разделе следует указать численный состав класса, количество мальчиков и девочек в нём, уровень успеваемости учащихся, степень активности обучающихся на уроках и в период организованного внеурочного времени, уровень сплоченности обучающихся внутри коллектива, общие интересы класса, наличие в классе лидеров и аутсайдеров, наличие микрогрупп с указанием принципов их формирования, степень конфликтности (низкая, средняя, повышенная), увлечения, предпочтения и творческие способности обучающихся, внешкольная занятость детей.
Социальный паспорт класса (по форме, принятой образовательной организацией)
План основных мероприятий с учащимися класса. Данный раздел плана может быть составлен по видам деятельности, направлениям деятельности, тематическим периодам (по выбору классного руководителя).
Планируемые мероприятия с обучающимися должны быть рассчитаны на их возраст, предполагать некую системность и конечный результат, способствовать реализации целей и задач воспитательной системы образовательного учреждения. Следует помнить и о том, что мероприятия с обучающимися, которые планирует классный руководитель, должны быть интересными, развивающими, разнообразными по форме и содержанию, а также способствовать созданию условий для формирования основных ценностных ориентиров обучающихся, к которым относятся: гражданственность, патриотизм, уважение к правам, свободам и обязанностям человека, социальная ответственность и компетентность, нравственные чувства, убеждения, этическое сознание, экологическая культура, культура здорового и безопасного образа жизни, трудолюбие, творческое отношение к образованию, труду и жизни, готовность к сознательному выбору профессии. При составлении плана мероприятий с обучающимися необходимо указать форму их проведения. Диспуты, дискуссии с участием внешних экспертов, интеллектуальные и социально-моделирующие игры, экскурсии, коллективно-творческие дела, социальные акции и проекты, участие в жизни школы, района, города – всё это рабочая палитра классного руководителя, позволяющая увеличить вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей. Выбирая форму проведения воспитательного мероприятия, необходимо помнить об уровне воспитательного результата, который хочет достичь классный руководитель, т. к. каждому уровню результатов соответствует своя образовательная форма (о взаимосвязи форм и результатов можно посмотреть здесь: https://docs.google.com/document/d/16OlWT6OZ_3ZgQ9qpYYLJz7Zcj7KYGJwefoR5NC3G9NY/edit?usp=sharing).
Не следует забывать и о том, что в плане основных мероприятий с обучающимися обязательно должны быть отражены мероприятия общешкольного и городского уровня.
План мероприятий на каникулярные периоды. Во избежание дополнительной работы классного руководителя по планированию организации каникулярного времени рекомендую включить данный раздел в годовое планирование воспитательной работы класса.
Мероприятия, спланированные на каникулы, должны способствовать созданию условий для формирования культуры здорового образа жизни, т. е. обучающиеся должны научиться отдыхать с пользой для здоровья и личного развития. Правильно спланированная работа решает следующие задачи: координирует занятость детей в каникулярное время, ребёнок продолжает развиваться на отдыхе, формируются нравственные идеалы и культурные ценности. Педагогам во время каникул рекомендуется при составлении плана учитывать возраст детей, их интересы, знаменательные даты города и страны, а также календарные праздники, которые будут интересны школьникам. В качестве видов деятельности актуально использовать такие, как туристско-краеведческая деятельность, спортивно-оздоровительная деятельность, досугово-развлекательное общение (примерный вариант плана работы на каникулы см. приложение 2)
План работы с родителями. Данный раздел плана позволит классному руководителю систематизировать свою работу по созданию единого воспитательного пространства «Семья и школа». План работы с родителями может включать в себя как групповые, так и индивидуальные формы работы с родителями (см. приложение 2). При составлении плана работы с родителями необходимо учитывать возрастную категорию родителей, их социальный статус и занятость в рабочее время. В связи с этим уместно наряду с очными формами работы включить в план дистанционные виды взаимодействия. Актуальными по-прежнему остаются групповые, индивидуальные и коллективные формы работы. Из индивидуальных форм работы в план можно включить:
- индивидуальные очные и дистанционные консультации для родителей,
- посещение семьи на дому;
- тематические консультации, родительский всеобуч, мастер-классы;
- родительские собрания, совместно организованные мероприятия (необходимо указать их названия); актуально включить в план работу по развитию информационного пространства для родителей или ведение форума для родителей, оформление наглядно-информационных стендов или буклетов для родителей.
План работы с детьми/семьями группы риска и обучающимися, состоящими на внутришкольном учёте, учете в КДН и правоохранительных органах. В данный раздел плана необходимо включить мероприятия, направленные на выявление детей/семей, относящихся к данной категории, индивидуальные и групповые мероприятия с обучающимися/родителями, мероприятия, направленные на выявление интересов учащихся и их реализацию, а также работу по оформлению и ведению необходимой отчётной документации, участие в Советах профилактики (примерный вариант плана работы с детьми/родителями группы риска см. приложения 4).
Уважаемые коллеги! Акцентирую ваше внимание на том, что варианты планирования воспитательной работы с классом по основным направлениям деятельности, изложенные ниже, не являются образцом для точного копирования и приведены лишь как способ демонстрации возможных форм составления плана, их содержание требует систематизации и дополнений с учётом воспитательных проблем, целей, задач конкретного классного коллектива.
Вариант 1. Планирование основных мероприятий по видам деятельности
Как оформить воспитательный план
Войти через uID
Войти через uID
В материале представлен план воспитательной работы на год. Данный план могут использовать учителя начальной школы.
План воспитательной работы на год; 2 класс
План воспитательной работы на 2017 - 2018 учебный год. План включает цели, задачи, прогнозируемые результаты. Сетка содержит направления: Духовно - нравственное воспитание, Экологическое воспитание, Гражданско-патриотическое воспитание, Общеинтеллектуальное развитие, Спортивно - оздоровительное воспитание, Профессиональная ориентация и адаптация учащихся к рынку труда, Самоуправление в школе и в классе, Организационная работа, Социальное, Контроль классной деятельности.
План воспитательной работы
План воспитательной работы предназначен для классных руководителей.
План воспитательной работы в 7 классе
Данный материал предназначен классным руководителям. В нем представлена одна из возможных форм составления плана воспитательной работы класса. В образце приведены мероприятия для обучающихся в школе-интернате для детей с ОВЗ.
План воспитательной работы классного руководителя школы-интерната для учащихся с ОВЗ
Годовой план праздников и развлечений рекомендован для музыкальных руководителей ДОУ для проведения мероприятий для детей младшего, среднего, старшего, подготовительного к школе возраста.
Годовой план праздников и развлечений
План воспитательной работы в 5 классе. Материал предназначен классным руководителям.
План воспитательной работы в 5 классе
Знакомство с воспитательной системой классного коллектива будет полезно для каждого классного руководителя. В воспитательной системе продумана и спланирована работа с классом в течение 7 лет.
Воспитательная система классного коллектива
Материал представляет собой таблицу, в которой по месяцам расписаны классные часы, акции, экскурсии, праздники. Очень удобен в использовании.
План работы классного руководителя
План воспитательной работы класса составлен по учебным четвертям. В плане даётся характеристика класса на основе исследования сформированности УУД (исследование проводилось центром "СОЦИНКОМ").
План воспитательной работы 4 класса
Данный план воспитательной работы, разработан для работы в 4 классе. Мероприятия разделены по месяцам и направлениям.
План воспитательной работы в 4 классе
В данном материале предоставлен план воспитательной работы в 10 классе на 2016-2017 учебный год. Направления деятельности: интеллектуально-познавательная, психолого-педагогическая, учебная, развитие творчества, формирование ЗОЖ, работа с родителями, работа с документацией.
План воспитательной работы для 10 класса
Цель: предупреждение совершения учащимися повторных правонарушений и преступлений.
План работы по реабилитационной деятельности учащихся
Материал представляет собой помесячный план воспитательной работы классного руководителя на год с указанием классных часов, общешкольных мероприятий, конкурсов, работы с родителями.
План воспитательной работы классного руководителя
План воспитательной работы для 4-го класса.
Цели работы:
- Гуманизация процесса обучения и воспитания через создание в школе оптимальных условий для развития творческой активности учащихся и умение эффективно организовывать свои внутренние и внешние ресурсы для достижения поставленной цели.
- Создание условий для формирования здоровьесберегающей среды, сохранения уровня физического и психического здоровья.
- Создание условий для формирования единого социокультурного воспитывающего пространства.
План воспитательной работы; 4 класс
Воспитательная работа в школе по разделам, направлениям гуманитарного образовательного процесса воспитания.
План воспитательной работы в школе по разделам, направлениям гуманитарного образовательного процесса воспитания
План массовых мероприятий, предназначенный для внеклассной работы с учащимися на 2016 - 17 учебный год.
План массовых мероприятий, предназначенный для внеклассной работы с учащимися на 2016 - 17 учебный год
Планирование воспитательной работы по направлениям и месяцам согласно ФГОС.
План воспитательной работы; 1 класс
План воспитательной работы на 2015-2016 учебный год
Тема: Моя малая родина: дом, школа, поселок, город.
План воспитательной работы; 2 класс
План разработан на 2016-2017 учебный год для группы обучающихся 7-8 класса детей с ОВЗ коррекционной школы - интерната 8 вида.
Календарно-тематический план на 2016-2017 учебный год; 7 - 8 классы
Материал предназначен для классных руководителей 9-ых классов, в материале описаны цели и мероприятия по различным направлениям деятельности учащихся, а также план мероприятия по работе с родителями и трудными учащимися.
План воспитательной работы классного руководителя 9 класса
План воспитательной работы содержит направления по которым планируются воспитательные мероприятия. Содержатся названия классных часов, общешкольные и классные мероприятия. Особое внимание в плане уделяется правилам ПДД, противопожарной и противовирусной профилактике.
План воспитательной работы, 5 класс
План воспитательной работы для выпускного класса составлен на текущий год ; в нем перечислены основные воспитательные задачи, план составлен в виде таблицы, в которой указаны направления разделов,виды деятельности (классные часы, беседы, экскурсии), ответственные и сроки проведения мероприятий.
План воспитательной работы в старших классах
Документ является авторской разработкой, сетка содержит набор ежедневных дел классного руководителя и подходит для работы любого классного руководителя основной школы, для работы необходимо внести незначительные корректировки в соответствии с календарными изменениями, а также возрастные и индивидуальные особенности школы или класса.
План-сетка воспитательной работы в 9 классе
План воспитательной работы в школе-интернате.
Перспективно-воспитательный план на год в школе-интернате
Данный план воспитательной работы составлен по следующим направлениям: «Ученик — патриот и гражданин», «Ученик и его нравственность», «Ученик и его интеллектуальные возможности», «Ученик и его здоровье», «Общение и досуг ученика», «Ученик и его семья» и отражает мероприятия,которые проводятся в лицее и непосредственно в классе, с указанием сроков проведения мероприятий и ответственных за них лиц.
План воспитательной работы 6 класса на учебный год
План воспитательной работы предназначен для работы в специальной (коррекционной) школе в начальных классах в группе продлённого дня.
В плане показано, как можно строить воспитательную работу по следующим направлениям: патриотическое воспитание, коммуникативно-социальная деятельность, творческая деятельность, трудовая деятельность, работа с книгой.
План воспитательной работы ГПД в коррекционной школе
Программа воспитательной работы в специализированных классах ГПС МЧС РТ
План воспитательной работы на 2013-2014 учебный год в 8 классе
План воспитательной работы; 3 класс
Тренинговое занятие для старшеклассников "Честь. Совесть. Дружба"
2007-2019 "Педагогическое сообщество Екатерины Пашковой — PEDSOVET.SU".
12+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-41726 от 20.08.2010 г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес редакции: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Адрес учредителя: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Учредитель, главный редактор: Пашкова Екатерина Ивановна
Контакты: +7-920-0-777-397, [email protected]
Домен: http://pedsovet.su/
Копирование материалов сайта строго запрещено, регулярно отслеживается и преследуется по закону.
Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.
Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.
сервис вебинаров
О работе с сайтом
Мы используем cookie.
Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.
При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.
Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.
План воспитательной работы для детей с ОВЗ (VIII вид)
Воспитательная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
Дети с нарушением интеллекта обладают гораздо меньшими возможностями, чем их нормально развивающиеся сверстники. Они затрудняются самостоятельно принимать, осмысливать, сохранять и перерабатывать информацию, полученную из окружающей среды. У них значительно снижена познавательная активность, весьма узок круг интересов. Помимо интеллектуального недоразвития учащиеся, обучающиеся по программе коррекционной школы VIII вида отличаются проблемами эмоционально - личностного развития, подвержены любому влиянию, особенно негативному. Именно школа призвана отвлечь ребят от улицы, воспитать полезные привычки и сформировать социально-нормативные модели поведения.
Целью коррекционной работы является исправление психических и физических функций ребенка с ограниченными возможностями здоровья в процессе общего образования, подготовка к жизни и труду.
В коррекционно-воспитательной работе с детьми с ограниченными возможностями в здоровье в первую очередь необходимо использовать педагогические приемы, направленные на организацию и упорядочение учебной деятельности.
Цель воспитательной работы с детьми с ОВЗ: создание специального реабилитационного пространства для оптимального развития личности ребёнка с ограниченными возможностями, для его адаптации в обществе и помощь в социализации личности.
Основными задачами данной работы являются:
-коррекция дефектов развития умственно отсталого ребенка в процессе обучения его по общеобразовательным дисциплинам, профессионально-трудовой подготовки, разностороннего воспитательного воздействия на ход его развития;
-подготовка учащихся к самостоятельной трудовой деятельности с младшего школьного возраста по одной из рабочих профессий в условиях современного производства, то есть социально-трудовая адаптация;
-проведение лечебно-оздоровительной работы, направленной на укрепление общего физического и психического состояние школьников.
При организации воспитательной работы, педагог работает по нескольким направлениям:
-воспитание в процессе обучения;
-внеклассная работа по предметам (учителя- предметники);
-работа с детьми, имеющими девиантное поведение;
-индивидуально-групповые занятия со специалистами;
-стиль, тон отношений в школьном коллективе, морально-психологический климат;
-воспитательные мероприятия (воспитатели групп);
-социально- бытовая ориентация;
-клубы, секции, творческие объединения дополнительного образования (педагоги дополнительного образования);
Всю воспитательную работу целесообразно направить на коррекцию поведения учащихся, воспитание учебной и поведенческой дисциплины, гуманного отношения к окружающим людям.
Данная работа способствует социализации и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, профилактике правонарушений несовершеннолетних.
Основная направленность социальной адаптации - практическая подготовка ребенка к самостоятельной жизни. У детей с интеллектуальной недостаточностью отмечается своеобразие социально-эмоционального развития. Они с трудом выделяют сверстников в качестве объектов для взаимодействия, длительно усваивают правила поведения, не проявляют инициативы в организации взаимодействия с окружающими людьми, не применяют полученные знания в повседневной жизни. Поэтому необходимо создавать особое образовательное и воспитательное пространство. Для этого важно создавать такие программы воспитания, где социально - нравственный аспект развития стоит на первом месте. В воспитательные программы рекомендуется включить следующие направления работы :
По данным направлениям рекомендуется вести совместную воспитательную работу учителя на классных часах, воспитателя на воспитательном часе, на родительских собраниях, внеурочных коллективных традиционных делах и мероприятиях.
Основная роль в организации воспитательного процесса принадлежит классному руководителю и воспитателю. Классные руководители разрабатывают свои воспитательные программы, где одна из главных задач- формирование коллектива класса, так как классный коллектив является главной структурной единицей коллективного творчества. Начиная с первого класса, ученик должен ощущать себя частью единого коллектива и жить идеями и настроениями всей школы.
Планируя содержание воспитательной работы с детьми с ОВЗ, в своей деятельности классный руководитель, руководствуется пониманием задач, стоящих перед специальной коррекционной работой.
Задачи решаются следующими способами:
Моделирование жизненных ситуаций в социуме;
Создание банка данных (коллективные дела);
Выполнение общественно-значимых дел;
Установление связей с внешней средой
Годовое планирование воспитательной работы с учащимися с ОВЗ отражает основные направления и формы воспитательной работы, актуальные педагогические проблемы, пути совершенствования методов воспитания учащихся. План воспитательной работы с детьми с ОВЗ должен быть объективен, реален и выполним, создавать базу для роста творческой активности детей.
Работая с данными детьми, классный руководитель руководствуется:
Мотивами и ведущим видом деятельности каждой возрастной группы;
Учитывает особенности характера и недостатки ребенка;
Изучает структуру дефекта, механизмы его возникновения, влияющие на формирование личности;
Постоянно наблюдает, отслеживает динамику, изменение, устранение или коррекция его недостатков, возможностей и способностей.
Функции классного руководителя в работе с детьми с ОВЗ направлены на:
- установление связи общеобразовательного учреждения с семьей;
- взаимодействие с учителями-предметниками, работающими в классе, другими специалистами общеобразовательного учреждения;
- учет и стимулирование разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования детей;
- индивидуальное, воздействие и взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом класса в целом как субъектами этой деятельности;
- регулирование межличностных отношений между обучающимися;
- установление субъект-субъектных отношений между учителем и обучающимся;
- содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе;
- оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.
- изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития;
- определение состояния и перспектив развития классного коллектива.
В соответствии со своими функциями классный руководитель СКШ VIII вида отбирает формы работы с обучающимися с ОВЗ:
индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, выполнение совместного поручения, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.);
групповые (советы дел, творческие группы и др.);
коллективные (коллективные дела, конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др.).
Особое место занимает классный час - форма организации процесса непосредственного общения педагога и воспитанников с ОВЗ, в ходе которого могут подниматься и решаться важные моральные и нравственные проблемы.
Классный руководитель, осуществляя воспитательную работу детей с ОВЗ, выполняет:
- коррекционно-развивающую работу с обучающимися класса;
-индивидуальную работу с «трудными» обучающимися, относящимися к группе риска;
-работу по подготовке и проведению культурно-воспитательных мероприятий силами обучающихся класса;
-просветительскую работу для родителей (законных представителей).
-принимает родителей (законных представителей) по вопросам организации воспитательного процесса.
В рамках реализации работы с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ, классный руководитель организует практикумы, тренинги по общению с детьми, развитию коммуникативных навыков, оказывают помощь семье в преодолении вредных привычек, тяги к бродяжничеству, обследует социально-бытовые условия.
Эффективность воспитательного процесса зависит от того, в какой среде он протекает, каково отношение окружающих к дефекту.
Для педагогически грамотного, успешного и эффективного воспитания детей с ОВЗ необходимо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста, быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, владеть современными технологиями воспитания. На основе результатов диагностических исследований, проведенным психологом школы или лично классным руководителем, создавать программу педагогической коррекции, включающую в себя:
- создание ситуации успеха;
- пропедевтическую работу по ликвидации пробелов в поведении, обучении;
-привлечение ребенка к коллективной деятельности;
- помощь в реализации социальных потребностей;
- организацию профориентационной работы с учетом интересов учащихся.
«Дело воспитания ребенка есть дело величайшей сложности и трудности.
Воспитывает не учитель, а все общество в целом, вся атмосфера и вся обстановка нашей культуры и быта, вся живая повседневность, в которой нет мелочей. Каждый наш поступок, который видят или слышат дети, каждое наше слово, интонация, в которой оно произносится, является капельками, падающими в тот поток, который мы называем жизнью ребенка, формированием личности». В.П. Кащенко
План воспитательной работы
Должно знать что любишь,
а понимание настоящего невозможно
без знания прошлого.
Обоснование актуальности программы
Изменения в российском обществе вызвали изменения и в социальном заказе общества к образовательным учреждениям. Образование ставит и, главное, решает задачи развития личности, превращаясь тем самым в действенный фактор развития общества. В этих условиях очевидна неотложность решения проблемы воспитания патриотизма, так как патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины. Все основы будущего гражданина закладываются в школе. Поэтому разработка новых концептуальных подходов к организации патриотического воспитания является актуальной задачей для педагога. Этим и определяется необходимость организации воспитательного процесса в классе через создание долгосрочных творческих дел, среды совместных детско-взрослых проектов, на которых сходятся учебная и вне учебная жизнь. Представленный план воспитательной работы класса ориентирован на реальную жизнь, проблемы, которые решает общество, а именно обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры; воспитание патриотов России, граждан правового, социального, демократического государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью (согласно «Национальной доктрине образования в Российской Федерации»).
Центральное место в воспитательной системе класса занимает
Духовно – нравственное воспитание;
Культура здорового образа жизни;
Профориентация учащихся с ОВЗ.
формирование гражданственности, патриотизма, трудолюбия, нравственности, формирование социально значимых ценностей,
уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе;
развитие познавательных интересов и потребностей.
Воспитание положительного отношения к труду как важнейшей ценности в жизни.
Развитие потребности в творческом труде.
формирование правовой культуры,
воспитание уважения к закону, к правам и законным интересам каждой личности.
Формирование экологической культуры.
Принципиально новым является подход к воспитанию в целостном образовательном процессе: не подготовка к жизни, а реальное включение в жизнь (т.е. социализация личности).
- формирование ведущих качеств личности;
- практическая совместная деятельность педагога, родителей и учащихся;
- оптимальное сочетание индивидуального воспитания, воспитания в коллективе и самовоспитания;
- неразрывную связь с воспитательными факторами среды: внешкольными воспитательными учреждениями и организациями
- непрерывная педагогическая диагностика.
Исходя из анализа актуальности, можно сформулировать цели воспитательной системы класса:
Создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
Воспитание личности, обладающей чувством национальной гордости и гражданской ответственности за свое будущее ;
Привитие культуры здорового образа жизни;
Приобщение к трудовой деятельности;
Формировать патриотические чувства и сознание граждан на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранять и развивать чувства гордости за свою страну.
Способствовать развитию познавательных интересов учащихся.
Воспитывать у детей бережное отношение к родному учебному заведению, а также любовь к родному городу, стране.
Содействовать развитию культуры общения и формированию гуманных межличностных отношений.
Приобщать к труду.
Тесно сотрудничать с родителями в деле воспитания и обучения детей.
Помощь в выборе профессии.
К данному плану воспитательной работы прилагаются 4 основные рабочие программы:
Рабочая программа по гражданско-патриотическому воспитанию детей с ОВЗ.
Рабочая программа по духовно-нравственному воспитанию детей с ОВЗ.
Рабочая программа по формированию ЗОЖ у детей с ОВЗ.
Рабочая программа по профориентации детей с ОВЗ.
Циклограмма работы классного руководителя
Работа с опаздывающими и выяснение причин отсутствия учащихся.
Организация и контроль питания учащихся.
Организация дежурства в классном кабинете.
Индивидуальная работа с учащимися.
Оформление классного журнала.
Проверка успеваемости класса.
Проведение мероприятий в классе (по плану).
Работа с родителями (по плану и по ситуации).
Работа с учителями-предметниками (в течении года).
Встреча со школьной медсестрой по справкам о болезни учащихся.
Посещение уроков в своем классе.
Консультации у школьного психолога, логопеда, дефектолога, соц.педагога.
Встреча с родительским активом.
Один раз в четверть
Оформление классного журнала по итогам четверти.
Семинар (вебинар, ШМО) классных руководителей.
Анализ выполнения плана работы за четверть, коррекция плана воспитательной работы на новую четверть.
Проведение родительского собрания.
Проведение открытого мероприятия (урока, кл.часа).
Написание характеристик на каждого учащегося.
Оформление личных дел учащихся.
Организация и контроль трудовой практики класса.