Содержание:
Требования к одежде и обуви детей в доу
Гигиенические требования к одежде и обуви
Требования к детской одежде и обуви установлены санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами "Гигиенические требования к одежде для детей, подростков и взрослых, товарам детского ассортимента и материалам для изделий (изделиям), контактирующим с кожей человека. СанПиН 2.4.7/1.1.1286-03 ", утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 17.04.2003, а также техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков. ТР ТС 007 / 2011", принятым решением Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 № 797 .
К основным нормируемым показателям одежды и обуви относятся:
- удобство конструкции;
- гигроскопичность;
- воздухопроницаемость;
- напряженность электростатического поля;
- химическая безопасность (отсутствие выделения формальдегида и др. летучих веществ, тяжелых металлов).
- При выборе одежды родителям рекомендуется руководствоваться следующими ориентировочными критериями:
- вложение химических волокон (ПЭ, ПАН) не должно превышать 20% для первого слоя одежды (непосредственно контактирующего с кожей) и более 40% – для второго слоя одежды.
Выбирать детскую обувь , особенно используемую в качестве сменной, необходимо с учетом следующих рекомендаций:
1) обувь не должна быть зауженной в носочной части, поскольку это приводит к деформации большого пальца;
2) чрезмерно свободная обувь также оказывает отрицательное влияние – могут появиться потертости, мозоли;
3) подошва обуви должна быть гибкой;
4) высота подошвы не должна быть более 0,7 см, а каблука – 2 см;
5) обувь должна иметь фиксированный задник (это позволяет прочно удерживать пяточную кость и предотвращает ее отклонение наружу);
6) обеспечивать прочную фиксацию в носочной части (открытый носок в сменной обуви не способствует устойчивому положению стопы и создает угрозу травматизации пальцев);
7) обеспечивать прочную фиксацию голеностопного сустава стопы;
8) в сменной обуви не допускается использование стелек с выпуклостью в подсводном пространстве.
Не рекомендуется использовать в качестве сменной обуви туфли типа "лодочки", домашние тапочки, кроссовую обувь, туфли с нефиксированным задником. Желательно носить сандалии с частично закрытой носочной частью и фиксированным задником.
Требования к одежде и обуви детей в доу
Вы получили путевку в детский сад? Пора позаботиться об одежде для детского сада.
По большому счету, ничего особенного из детской одежды и обуви для садика не требуется. С другой стороны достаточно много нюансов удобства для ребенка, практичности и индивидуальных требований воспитателей, что сбор детской одежды для посещения детского сада становится серьезной и постоянной задачей, в первую очередь, для мамы.
Давайте, не откладывая, сразу приведем общий список необходимых вещей из одежды и обуви для посещения ребенком детсада, а потом обсудим детали.
Таблица. Одежда и обувь ребенка в детском саду
Часть одежды сезонная, не откладывайте на осень то, что можно купить весной и летом. Физкультурную форму приобретайте в сентябре, не дожидаясь родителского собрания. Заранее присматривайте и приобретайте детскую одежду с минимумом застежек и обувь на липучках. В наших магазинах царит сезонность ассортимента, не откладывайте необходимые покупки на потом, чтобы позже не тратить время на поиски необходимого.
Главные критерии детской одежды в детском саду
Понятно, чтобы правильно одеть ребенка, нужно хорошо представлять, что с ним происходит в детском саду. Итак, мы приводим свое чадо в детсад. Снимаем верхнюю одежду, вешаем ее в маленький шкафчик примерно 30 см шириной и 40 см глубиной, куда с трудом утрамбовывается зимний комбинезон. В шкафчике есть крючок, одна-две полки, ящик для обуви. Правилами детсада предписывается, чтобы в шкафчике висел сшитый Вами тканевый мешок с двумя кармашками, где хранятся одежда для занятий, чешки, запасная одежда. Далее переодеваем ребенка так, чтобы ему было комфортно в теплом помещении группы. После завтрака ребенок сам переодевается на занятия, соответственно возрасту, ему немного помогают воспитатель и нянечка. Затем они возвращаются с занятий и снова переодеваются и играют в группе, а может быть, сразу одеваются на прогулку. Вернувшись с прогулки, раздеваются. Обедают и идут спать, ясное дело, дети раздеваются ко сну, может быть надевают пижамы. Проснувшись, одеваются. Играют в группе, полдничают, ходят на занятия, переодеваясь. Затем дети одеваются на вечернюю прогулку. Те, кого еще не забрали, возвращаются с прогулки ужинать и снова переодеваются. Да, такое впечатление, что наши дети в детском саду больше всего занимаются переодеванием одежды и обуви.
Очевидно, что одежда ребенка для детского садика должна быть в первую очередь удобной. Ребенку должно быть удобно ее надевать. Конечно, воспитатель немного поможет и раздетого не оставят, но все же лучше приобрести такую одежду, которую ребенок мог быть надеть и снять сам, хотя бы в основном, а также, чтобы воспитатель могла легко и быстро помочь одеться. Например, Вы выбираете между кофтой на застежке и джемпером без застежек – для садика лучше джемпер без застежек. Или какую шапку: шапка шлем или шапка на завязках с шарфом – однозначно, шапка-шлем. Так и ребенок быстро и самостоятельно оденется, и воспитателю легче.
Второй важный момент: количество сменной одежды у ребенка в садике. Если его шкафчик в раздевалке забит до предела (сменка на все случаи жизни), то скорее всего маленький ребенок вообще ничего не найдет в шкафчике и на занятия пойдет без формы, а на прогулку кое-как одетый. Поэтому вещи стоит каждый день подбирать так (по погоде), чтобы в шкафчике их было минимум.
Выбирая одежду для сада, учитываем критерии:
- • удобство,
- • многофункциональность: минимум в шкафчике.
Где хранится одежда и обувь ребенка в детском саду
Здесь уместно рассказать о содержимом детского шкафчика в раздевалке.
Таблица. Какая детская одежда должна быть в шкафчике
По последним стандартам требуется, чтобы мамы сшили тканевый мешок 50х50 см на резинке, с двумя кармашками для запасной одежды, носового платка, расчески и физкультурной формы. Но в некоторых садиках по старинке просят, чтобы мамы сшили вертикальное полотно с 3-4 кармашками, которое вешается на дверцу шкафчика. При первом варианте на дверцах сушат куртки, при втором варианте куртки сушат на батарее. Часто раздевалка в детском садике оборудована сушильным шкафом: он, как правило, не очень большой, размером с обычный платяной шкаф и в нем сушат штаны, рейтузы, шапки, варежки.
Для тех, кто еще не видел сушильного шкафа, рассказываю, что это шкаф с 3-4 дырчатыми металлическими полками. Снизу мотор, который гонит теплый воздух по шкафу. Понятно, что забивать шкаф под завязку нельзя, вещи в шкафу раскладываются так, чтобы воздух имел возможность циркулировать. Поэтому куртки туда не умещаются, штаны тоже не всегда умещаются, в зависимости от количества детишек в группе в этот день.
Пижама ребенка лежит либо в кроватке под подушкой, либо висит на стульчике рядом с кроваткой.
Набор вещей для плавания в детсадовском бассейне Вы приносите на каждое занятие в сумке на молнии. Эти сумки хранятся в отдельном шкафу либо стоят в раздевалке на шкафчиках. После каждого занятия Вы забираете домой все эти вещи сушить и приводить в порядок.
Метки на одежде Вашего ребенка
Вся одежда и обувь должна быть подписана.
Поищите в интернете, и Вы легко найдете изготовителей меток с фамилией и именем Вашего ребенка. Также этим занимаются некоторые прачечные-химчистки. Метки для детской одежды бывают вшивные и термоклеящиеся. Для обуви изготавливают наклейки. Помимо ф.и.о. можно указать номер группы, класс и т.п. Часто предлагают выбрать цвет и картинку.
Другой способ – подписывать чешки, сменную и уличную обувь шариковой ручкой или маркером, а на детской одежде – вышивать фамилию, имя и номер группы контрастными нитками.
Практически на всей детской одежде для сада достаточно указать фамилию и имя ребенка, а варежках, перчатках, носовых платках, шарфах и т.п., что ребенок может потерять на прогулке или по дороге с прогулки в группу, стоит указать еще и номер группы.
Детская одежда для занятий
для физкультуры и музыки, на праздник
В первый день похода в детский сад непременно возьмите с собой чешки. Чешки нужны для музыкальных занятий и физкультуры. Мальчику можно купить черные чешки, а девочке – белые. Не стремитесь заменить чешки балетками, если этого не требуется. Имейте в виду, что пол в раздевалке и коридорах садика кафельный, холодный и в балетках легко серьезно простудиться (не даром профессионалы носят гетры, закрывающие подошву пятки).
Для физкультуры, кроме чешек, необходимы: белая футболка без рисунка, короткие черные шорты (и мальчикам и девочкам), белые носочки. Физкультурные шорты для девочек облегающие фигуру, для мальчиков - свободные.
На праздники, которые обычно организовываются в детском саду на базе музыкальных занятий, девочкам требуются нарядное платье, туфли, белые колготы. Мальчикам – костюмы (пиджак или жилет, рубашка, брюки) темные или светлые, ботинки. К Новогоднему празднику обычно дети надевают костюмы, которые либо шьются, либо приобретаются.
для занятий в группе
Сегодня для занятий в группе по рисованию, аппликации, лепке детям надевают фартуки, а иногда и нарукавники. Фартуки или наборы фартук с нарукавниками продаются в магазинах канцтоваров. Называется «фартук для труда».
Фартуки бывают разных фасонов: с карманами или без, что чаще. На липучках, надеваемые через голову. На завязках. Цвет обычно синий или красный. Фартуки безразмерные, годятся детям примерно от 3 до 10 лет.
Выбирайте фартук, в который Вашему ребенку проще одеться самостоятельно.
Одежду для плавания рекомендуем приобретать, когда в Вашей группе воспитатели вывесят список требуемых вещей для занятий в бассейне (в расписании занятий тоже должны появиться часы плавания). Имейте в виду, что обычно в бассейне занимаются дети с 5 лет, иногда с 4 лет, младше – реже. Узнайте у старшего воспитателя, будут ли занятия в Вашей группе.
Вещам необходимым для плавания мы посвятили отдельную статью Вещи в бассейн ребенку.
Кратко. Из одежды нужны:
- • слитный купальник девочкам и плавки мальчикам,
- • силиконовая шапочка,
- • махровый халат ниже колен, с капюшоном,
- • трусики,
- • хлопковая футболка.
- • резиновая обувь для бассейна.
Приобретая экипировку для бассейна, обратите внимание, сможет ли Ваш ребенок все это надеть. Научите его, потренируйтесь дома.
Как одеть ребенка в группу
Часто в детском саду на стенах коридоров развешивают разную информацию, порой для формализма. Бывает, висят правила, во что должен быть одет ребенок в группе в зависимости от температуры. Это ориентир. Узнайте у Ваших воспитателей их требования и пожелания.
Точно можно сказать, что обязательно нужна сменная обувь, даже, если на дворе сухое лето. Обычно требуют девочкам туфли, мальчикам закрытые сандалии. Жесткий задник, закрытые пальцы, застежка на липучке. Часто тапочки не разрешают. Выбирайте такую обувь, чтобы малыш мог сам ее надеть и снять. Для малышей, которые только начинают учиться обуваться, купите похожую по застежкам для прогулки и занятий в кружках, чтобы ребенок заранее потренировался за месяц-два до садика и в первые месяцы посещения детского сада. Тоже касается и одежды, начинайте заранее показывать ребенку, как надеть новую вещь, как застегнуть новую застежку.
В раздевалке ребенок снимает верхнюю одежду. В летний сезон воспитатели рекомендуют для пребывания в группе переодевать юбки, шорты, брюки, платья, чтобы дети не тащили грязь с прогулки, с горок и скамеек.
В современных детских садах все чаще просят переодевать кофты и футболки, а также вместо уличных носок и колготок надевать в группе носки, т.к. в садике хорошо топят. В теплую погоду дети могут ходить в носочках и юбках или шортах. В холодный период девочкам рекомендуют юбку с гольфами или брюки с носочками. Мальчикам рекомендуют брюки или шорты ниже колен с носочками. Воспитатели обращают внимание, чтобы на детской одежде для детского сада было минимум завязок: юбки и брюки только на резинке, без дополнительного пояса и ремня.
В жаркое время в группе хлопковую футболку надевают ребенку на голое тело, в остальной период просят надевать майку и хлопковую футболку с коротким или длинным рукавом (по сезону).
По колготкам часто воспитатели требуют надевать ребенку именно «советские» хлопковые колготки, т.к. дети в них меньше потеют. Если в холодный период в садике дети не переодевают колготки с прогулки и на прогулку, то «советские» хлопковые колготки будут более сухими, соответственно ребенок не переохладится и останется здоров. Также, воспитатели считают, что маленьким деткам учиться надевать такие колготки проще. Другое дело, что носить детям «советские» хлопковые колготки не удобно, они вытягиваются, сползают. Выход предлагаем такой: чаще стирать колготы, соответственно купить побольше, благо они дешевые.
Если в Вашем детском саду разрешают носить современные хлопковые колготы, рекомендуем обращать особое внимание на толщину трикотажа. По потребности нужны более тонкие колготы, либо более толстые, либо же махровые колготы. Толщину колгот подбирайте по погоде и по ситуации: переодевает ли ребенок колготы с прогулки в группу, какую обувь носит в группе (обувь с открытыми пальцами носить детям в детском саду не полагается), сильно ли потеют ножки. От этого зависит выбор детских колгот и их количество.
Рекомендуем Вам заранее приобрести минимум детских колгот, в которых ребенок будет ходить дома и с Вами на улицу. А уже, когда станут известны требования в детском саду, докупить необходимые колготы. Затем, когда ребенок начнет ходить в детский сад, наступит осень, Вы увидите реальную потребность и поймете сколько и каких детских колгот не хватает. Сколько нужно ребенку запасных колгот в детский сад.
Запасная детская одежда в саду
Не забывайте про запасную одежду. В шкафчике должны быть запасные колготы, носки, трусы, майка.
Майка нужно на случай, если ребенок облился во время еды или творческих занятий. Сухую футболку позаимствуют из физкультурной формы.
Трусы, колготы или носки нужны на случай, если описался или испачкал в туалете, если облился, если колготы или носки намокли во время прогулки.
Когда Ваш ребенок пойдет в детский сад, Вы увидите, как часто ему будет требоваться запасная одежда. Тогда Вы докупите необходимое количество колготок, носков и др. Сколько комплектов запасной одежды нужно в итоге иметь зависит еще от интенсивности стирки. Имейте также в виду, что если Вы забираете ребенка с прогулки, то не известна судьба запасной одежды. Придя домой, Вы увидите, одет ли Ваш ребенок в запасную одежду. Если это так, тогда завтра Вам нужно взять с собой в детский сад новый комплект запасной одежды, забрать из шкафчика грязную одежду.
Подобные непредвиденные ситуации заставляют иметь для сада большее количество одежды. Если есть время стирать одежду часто, при необходимости ежедневно, то можно обойтись меньшим количеством трусов, колготок, носков, юбок, кофт. Если же Вы очень заняты и не можете обеспечить частую стирку, то должны иметь большее количество детской одежды на смену.
В детском саду дети спят либо в трусиках и майке, либо в пижаме. Причем пижаму надевают на трусы. В разных детских садах разные правила. Где-то пижаму надевают только в холодный период, где-то – всегда.
Пижамы бывают разного типа: теплые трикотажные с начесом, полегче просто из плотного трикотажа и совсем легкие из тонкого трикотажа кулирки. Бывают детские пижамы с длинным или коротким рукавом. Рукава и штанины бывают с манжетами, предотвращающими задирание пижамы, или без них. Советуем заранее приобрести одну детскую пижаму для сада из плотного трикотажа без начеса, т.к. в саду довольно тепло и потеть ребенку во время сна нежелательно, чтобы не простудиться. Особенно это важно, если кроватка ребенка оказалась у окна.
Когда ребенок пойдет в детский сад, выяснится когда в чем дети спят в Вашей группе. Воспитатель может подсказать, мерзнет ли Ваш ребенок или потеет. Тогда Вы купите вторую пижаму полегче или потеплее.
Приобретать сразу две пижаму на смену не стоит, т.к. поначалу дети часто болеют и Вы будете успевать брать пижаму на стирку и вовремя возвращать ее.
Еще один момент – застежки на пижамной футболке. Для детей старше 4,5 лет проблемы нет – приобретаем пижаму без застежек. Для детишек помладше, стараемся выбрать пижаму с минимумом застежек. Бывает, малыши не хотят надевать пижаму с узким воротом, когда их голова еле пролезает и уши больно, тогда советуем выбрать пижаму с кнопкой на плече. Если застежка останется открытой – ничего страшного.
Одежда для детей. Гигиенические требования к белью, комнатной одежде, одежде для прогулок и обуви детей от года до семи лет. Выполнила студентка 1 курса заочного отделения. - презентация
Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемНаталия Яснова
Похожие презентации
Презентация на тему: " Одежда для детей. Гигиенические требования к белью, комнатной одежде, одежде для прогулок и обуви детей от года до семи лет. Выполнила студентка 1 курса заочного отделения." — Транскрипт:
1 Гигиенические требования к белью, комнатной одежде, одежды для прогулок и обуви детей от года до семи лет. Выполнила студентка 1 курса заочного отделения Воробьева Т.Н.
2 Одежда служит человеку для защиты от неблагоприятных воздействий внешней среды, предохраняет поверхность кожи от механических повреждений и загрязнений. Одежда должна соответствовать времени года и погоде, возрасту, полу, росту и пропорциям тела ребенка. Она не должна стеснять движений, мешать свободному дыханию, кровообращению, пищеварению, раздражать и травмировать кожные покровы.
3 Детское белье. Бельевые ткани прилегают непосредственно к коже и покрывают около 80% ее. Основным назначением бельевых тканей является освобождение кожи от жидких (пот, содержащий большое количество минеральных и органических веществ), твердых (кожное сало, чешуйки эпидермиса) и газообразных (углекислота) выделений кожи. Важно, чтобы белье было чистым, выглаженным и подобранным по размеру. Нижние рубашки для девочек должны быть без рукавов, с вырезным воротом, на проймах (бретели плохо держатся на плечах у ребенка); мальчикам надевают рубашки с короткими рукавами или майки.
4 Комнатная одежда. Ткани для комнатной одежды (платья, юбки, костюмы) подбирают в соответствии с сезоном и погодой: для теплого времени года ситец, сатин и др., для зимы байка, трикотаж, вельвет. Покрой повседневных платьев простой, без лишних украшений, затрудняющих стирку и глажение, без узких манжет, мешающих мытью рук. Девочкам рекомендуется носить кофточки и штанишки или очень короткое платье, так как длинное мешает движению. Верхние штанишки для мальчиков, юбки для девочек делают на бретелях.
5 Одежда для прогулок. Одежда, предназначенная для прогулок в холодную погоду, должна обладать хорошими теплозащитными свойствами. Осенью и весной в зависимости от погоды поверх белья детям надевают байковые или шерстяные костюмы, фуфайки и рейтузы, комбинезоны или куртки с водоотталкивающей пропиткой на синтепоне или полушерстяном ватине, а также демисезонные пальто, плащи.
6 Верхняя зимняя одежда защищает детей от холода и атмосферной влаги, поэтому должна состоять не менее чем из 2 слоев: нижнего теплозащитного из высокопористого, упругого материала и верхнего ветрозащитного, предохраняющего от проникновения в одежду и под нее наружного воздуха. Наилучшей зимней одеждой является комплект, состоящий из брюк с высоким поясом на бретелях и удлиненной куртки с капюшоном и стягивающей резинкой внизу. Такая конструкция одежды обеспечивает высокий и равномерный теплозащитный эффект и не стесняет движений ребенка.
7 Головные уборы. Головной убор ребёнка должен соответствовать климатическим условиям и времени года. В летние солнечные дни голову ребенка покрывают панамой, девочкам можно повязать на голову тонкую хлопчатобумажную косыночку. Весной и осенью девочкам надевают береты и полушерстяные шапочки, Мальчикам - береты или кепки. Зимой, при отсутствии сильных морозов, детям подойдут теплые вязаные шапочки, в сильные морозы - шапки-ушанки, меховые шапки или вязаные шапочки поверх косынок. Нужно следить, чтобы шапка обязательно закрывала уши, так как дети очень подвержены воспалению среднего уха - отиту. Лучше всего шапочки на завязках.
8 Носки, гольфы, колготы для детей должны быть хлопчатобумажными, что обеспечивает их гигроскопичность. Изделия из синтетических волокон вредны: летом в них очень жарко, а зимой ноги переохлаждаются, кроме того, у многих детей они вызывают кожный зуд.
9 Обувь не должна сжимать стопу, нарушать крово- и лимфообращение, препятствовать естественному развитию ноги. Детская обувь должна иметь надежное и удобное закрепление на ноге, не препятствующее движениям. Для этого используются различные виды крепления: шнуровка, ремни, застежка типа «молния», «липучка» и др. Открытые туфли без застежек (типа «лодочек») недопустимы в дошкольной обуви. Обувь.
10 Важно, чтобы детская обувь была легкой, удобной, имела эластичную подошву, прочный задник, широкий носок и каблучок высотой 5 10 мм. Каблук в детской обуви необходим: он несколько повышает свод стопы, увеличивая его рессорность, защищает пятку от ушибов, повышает износоустойчивость обуви. Средний годовой прирост длины стопы у дошкольников равен 1011 мм, поэтому необходимо раз в 2 3 мес. проверять, не стала ли обувь ребенку тесной.
11 Для детей выпускаются различные виды обуви: круглосезонная, летняя, зимняя и весенне-осенняя; наряду с этим повседневная, модельная, домашняя, дорожная, спортивная и др.
12 Уход за одеждой и обувью. При загрязнении масса одежды увеличивается (например, за 10 дней масса носков возрастает на %), тепловые и гигроскопические свойства ее снижаются, ткань пропитывается потом и салом, в ней увеличивается количество микроорганизмов. Поэтому загрязнившуюся одежду нужно вовремя и хорошо чистить, простирывать, а если возможно, кипятить и гладить. Обувь после возвращения с улицы очищают специальной щеткой и просушивают. Нельзя сушить обувь возле нагревательных приборов. Стельки от обуви сушат отдельно. После просушки обувь натирают кремом.
Памятка родителям "Основные требования к детской одежде и обуви"
Среди мероприятий, направленных на укрепление здоровья и улучшение физического развития ребенка, немаловажным является соблюдение гигиенических требований к одежде и обуви.
Одежда служит человеку для защиты от неблагоприятных воздействий внешней среды, предохраняет поверхность кожи от механических повреждений и загрязнений. С помощью одежды вокруг тела создается искусственный пододёжный микроклимат, значительно отличающийся от климата внешней среды. За счет этого одежда существенно снижает теплопотери организма, способствует сохранению постоянства температуры тела, облегчает терморегуляторную функцию кожи, обеспечивает процессы газообмена через кожные покровы.
Обувь предназначена для защиты ног от неблагоприятных условий внешней среды: холода, загрязнений, различных повреждений. Главное требование к ней — полное соответствие размерам и форме стопы. Обувь для ребенка должна быть мягкой, легкой, иметь эластичную подошву с невысоким каблуком.
Основное требование к одежде детей – ее рациональность. Она должна, в первую очередь, обеспечить ребенку чувство комфорта и благоприятного микроклимата. Эстетические требования к детской одежде хотя и являются высокими, остаются на втором месте. Выбирая одежду детям, родители должны обращать внимание не только на ее внешний вид. На первое место следует ставить тепловые свойства, удобство покроя, легкость. Одежда не должна ограничивать движения ребенка, нарушать физиологические функции кожи и удаление с ее поверхности продуктов обмена. Ткани, из которых шьется детская одежда, должны быть воздухопроницаемыми, гигроскопичными (способными легко поглощать воду и водяные пары), не терять этих положительных качеств и привлекательного внешнего вида после многократной стирки и глажения.
Любая обувь должна быть достаточно просторной в области пальцев, иначе наступит деформация стопы. Задник ее плотно удерживает пятку, чтобы она не двигалась кзади и кнаружи и не скользила к носку. Если обувь подобрана правильно – это позволяет ребенку свободно двигать пальцами. Ноги у детей быстро растут. Обувь, из которой они выросли, сдавливая стопу, нарушает в ней кровообращение, что отрицательно сказывается на нормальном функционировании и развитии. В связи с этим необходимо постоянно следить, не сдавливают ли ботинки или туфли стопу ребенка. Большая обувь, купленная на вырост, так же вредна, как и тесная. К тому же она часто служит причиной потертостей.
В настоящее время наметилась тенденция к использованию учениками школьной одежды. Взаимодействие между кожей ребенка и тканями школьной одежды определяется гигиеническими свойствами ткани: толщиной, массой, воздухо- и паропроницаемостью, гигроскопичностью, влагоёмкостью, гидро- и липофильностью, гидрофобностью, а также теплопроводностью. Следовательно, гигиенические свойства школьной формы весьма важны для теплового комфорта и самочувствия ребенка. Требования к составу ткани, из которой она сшита, более жесткие, потому, что ребенок носит эту школьную одежду значительное время суток, школьник проводит в школьной форме 5-6 часов, с учетом продленного дня до 8-9 часов. Необходимо обращать внимание на покрой одежды, т.к. не правильно сшитая одежда может принести вред.
Родители порой смотрят только на цену одежды, а не на состав ткани, и покупают то, что детям носить нельзя. Обычный детский костюм может быть сшит из ткани, на 67% состоящей из химических волокон. В такой костюм можно одеваться на праздник, но, ни в коем случае, нельзя носить ее в школе.
Немало важно для родителей знать, что современная школьная форма должна отвечать всем гигиеническим требованиям, но при этом быть – стильной, разнообразной, модной. Эргономически совершенная (удобная ребенку в статике и динамике) школьная форма позволяет формировать осанку детской фигуры и призвана обеспечить динамический комфорт.
В последнее время широкое распространение получила спортивная обувь. Некоторые ее виды (кеды, кроссовки) используются не только для занятий спортом, но и для повседневной носки на улице и дома. Это неправильно и вредно. Каждый вид спортивной обуви должен соответствовать своей цели и использоваться не постоянно, а временно, строго по своему назначению. Все виды детской обуви должны хорошо крепиться. Хлопчатобумажные колготки, гольфы, носки для детей имеют высокую гигроскопичность. Подобные изделия из синтетических волокон совершенно не способны впитывать влагу, вследствие чего ноги в них потеют, летом перегреваются, а зимой, наоборот, сильнее охлаждаются.
При выборе одежды (школьной формы) и обуви:
1. Внимательно изучите маркировку одежды (ярлычок с данными производителя, составом ткани и рекомендациями по чистке и стирке изделия).
2. Обратите внимание на символы, обозначающие, каким должен быть уход за изделием. Например, если на нем указана химчистка – лучше отказаться от такой одежды для ребенка, химические вещества могут быть вредны для здоровья вашего школьника, который проведет почти целый день в этом костюме.
3. Ткань, из которой шьется форма, должна хотя бы наполовину состоять из шерсти, хлопка или вискозы, то есть натуральных материалов. Рекомендуется форма из хлопка и льна для осени и весны, а шерсть и кашемир для зимы.
4. Цвет детской одежды (школьной формы) следует выбирать спокойный, приглушенный. Яркие цвета повышают утомляемость у детей, могут спровоцировать скрытое раздражение.
5. Лучше избегать сочетание цветов типа черное-белое, такой резкий контраст сильно утомляет зрение и даже может вызвать головную боль.
6. Лучше подобрать для ребенка сразу несколько предметов школьной одежды, чтобы их было удобно менять в течение недели.
7. Определите необходимый размер обуви для ребенка, измерив сантиметром длину подошвы ребенка. Правильно подобранной обувью считается обувь, когда расстояние от конца большого пальца до внутренней поверхности ботинок или туфель должно составлять 0,5 – 1 см.
8. Выбирая обувь ребенку, необходимо примерять ее на обе ноги. При этом ребенок должен не сидеть, а стоять, тогда на стопу будет падать нагрузка от всей массы тела.
9. При выборе обуви для зимы следует отдавать предпочтение обуви из фетра, сукна, можно использовать утепленные ботинки или сапожки.
10. Валенки желательно надевать только при большом морозе и ни в коем случае не оставаться в них в помещении, так как по своей форме они не отвечают многим требованиям, предъявляемым к детской обуви. Это же относится и к резиновым сапожкам. Их можно использовать только в дождливую погоду или для прогулки по мокрой траве. Внутрь резиновых сапожек нужно положить суконную стельку и надевать их поверх шерстяного носка, хорошо впитывающего влагу.
11. В качестве летней обуви для детей целесообразно приобретать туфли, сандалии, босоножки, изготавливаемые из кожаных или текстильных материалов. Чтобы ноги ребенка не перегревались, верх летних туфель должен быть ажурным, это обеспечит циркуляцию воздуха и предохранит стопу от перегревания.
12. Приобретая детскую одежду (школьную форму) и обувь необходимо обратить внимание на наличие документов, подтверждающих качество и безопасность. В настоящее время для детской одежды и обуви, как отечественного, так и импортного производства данным документом является сертификат соответствия; для одежды первого слоя (нижнее белье) – свидетельство о государственной регистрации.
Гигиенические требования к некоторым предметам детского обихода
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ДЕТСКОЙ ОДЕЖДЕ
Назначение одежды - предохранить организм человека от потери тепла и тем самым способствовать поддержанию постоянной температуры в окружающей его воздушной среде.
Одежда в значительной степени защищает кожные покровы человека от всякого рода механических повреждений (ударов, укусов животных и насекомых), от внедрения болезнетворных микроорганизмов, служит защитой от пыли и грязи.
Каким же требованиям, гигиеническим и педагогическим, должна отвечать детская одежда?
Прежде всего одежда ребенка должна соответствовать погоде или микроклимату помещения, где находится ребенок. Она должна изготовляться из определенных тканей.
Гигиенические достоинства тканей определяются их теплопроводностью, воздухопроницаемостью, смачиваемостью, влагоемкостью (гигроскопичностью), способностью впитывать газы (абсорбционная способность), эластичностью и раздражающим действием на кожу.
Немалое значение имеет также их загрязняемость, воспламеняемость, вес и прочность.
Теплопроводность и воздухопроницаемость зависят в основном от содержания в тканях воздуха, а его количество определяется тем, насколько ткань пориста и велик общий объем пор.
Чем больше объем пор в ткани, тем меньше ее теплопроводность, тем выше ее теплоизолирующее свойство, так как заполняющий поры воздух является наихудшим проводником тепла.
Теплопроводность тканей резко повышается при пропитывании ее влагой. Влага вытесняет воздух из пор тканей, чем увеличивает ее теплопроводность.
Теплопоглощение и теплоизлучение тканей зависят от их внешней отделки и цвета. Чем более шероховата поверхность тканей, тем выше их теплопоглощающая способность. Чем светлее цвет, тем меньше ткань поглощает тепла.
Летняя одежда по возможности должна быть из светлых, преимущественно белых тканей, а зимняя - из темных.
Немаловажное значение имеет воздухопроницаемость ткани, ее гигроскопичность, т. е. способность впитывать и испарять влагу с поверхности. Чем выше гигроскопичность ткани, тем легче удаляются пары пота из-под одежного пространства.
Таким образом, наилучшими тканями для детской одежды являются те, которые имеют наименьшую теплопроводность, хорошо впитывают влагу, не препятствуют кожным испарениям.
Следует учитывать и то обстоятельство, что после многократной стирки существенно изменяются качества ткани: толщина, пористость, гигроскопичность, теплопроводность и другие физико-гигиенические показатели.
Наблюдения показали, что после неоднократной стирки байкового одеяла резко (на 65%) увеличивается коэффициент теплопроводности, т. е. оно становится малопригодным в качестве теплоизолирующего слоя в одежде маленьких детей.
Размер и покрой детской одежды должны соответствовать возрастно-ростовым особенностям ребенка. Она должна быть свободного покроя, удобной конструкции, не стеснять движений, не затруднять дыхание и кровообращение.
Не следует шить детскую одежду из дорогостоящих тканей. В то же время она должна удовлетворять определенным эстетическим требованиям.
Привлекательность детской одежды во многом зависит от расцветки ткани. Яркая расцветка - гладкая или с мелким рисунком - радует взор детей и взрослых. Одежда из темных тканей не идет малышам и затрудняет контроль за ее чистотой.
Следует дифференцировать одежду мальчиков и девочек не только по покрою, но и по расцветке тканей.
В наборе детской одежды должна быть и праздничная. Очень желательно для всех детей иметь не менее двух смен фартучков. Пестрое платьице хорошо сочетается с гладким фартучком, гладкое платье, наоборот, с пестрым или полосатым. Обязательным элементом фартучка должны быть кармашки для носовых платков.
Таковы общие гигиенические и педагогические требования к детской одежде.
При постоянном перегревании организм теряет способность реагировать на быстрые и значительные перемены температуры окружающего воздуха. Поэтому очень важно, чтобы ребенок в комнате не находился в разгоряченном состоянии. Наоборот, при выходе на открытый воздух одежда должна предохранять от чрезмерного охлаждения, поддерживая тело в состоянии той же приятной прохлады, какая ощущалась в комнате.
Тепловое состояние ребенка в большей мере зависит от количества слоев одежды, между которыми имеется воздушная прослойка, препятствующая теплоотдаче. У детей, одетых не по сезону, в многослойную одежду, появляется плохое самочувствие, капризы, а у самых маленьких этим может быть вызвано желудочно-кишечное заболевание.
Немаловажную роль играет также состояние одежды. Мокрая одежда вызывает значительное охлаждение. Вода - хороший проводник тепла. Испаряясь, она уносит много тепла. Чем ближе мокрая одежда прилегает к телу, тем интенсивнее оно охлаждается.
Если ребенок длительное время находится в мокрых пеленках, он испытывает явное охлаждение, у него значительно снижается температура кожи, в частности на ногах, и тем сильнее, чем ниже температура окружающего воздуха.
Одежда ребенка в возрасте 7-8 месяцев состоит обычно из хлопчатобумажной распашонки, байковой кофточки, комбинации (штаны-пеленки). Детей до 2 месяцев завертывают в 2 большие пеленки: легкую и фланелевую - и байковое одеяло. После 2 месяцев пеленки во время бодрствования заменяют ползунками.
Для детей от 8-9 месяцев до 1 года 6 месяцев, т. е. когда ребенок начинает переступать ножками, рекомендуется распашонка (для более старших - рубашка с рукавами), теплая кофточка, длинные, до щиколотки теплые штанишки на бретельках, чулки, ботиночки с каблучками. Летние штанишки для них должны быть короткими. Штаны-пеленки надевать не следует, они затрудняют передвижение. Этих детей опускают на пол, и их следует особенно тщательно оберегать от охлаждения.
Одежда детей старше 1,5 лет состоит из нижней рубашки, лифчика для пристегивания резинок, теплого или легкого костюма (штанишки должны быть короткими), чулок, ботинок (в холодные сезоны мальчики носят нижние штанишки). Для девочек этого возраста нужны платья и нижние штанишки. В жаркие дни детям старше 1 года надевают трусики.
Дети 2 лет и старше находятся в помещении в облегченной одежде, в коротких платьях и штанишках, носочках, легких тапочках (обязательно с небольшими каблучками).
Каждый ребенок в возрасте старше года должен иметь чистый носовой платок. Чтобы сохранить индивидуальную принадлежность, его следует пометить и прочно прикрепить к карману платья или передника маленького ребенка. Для этого в угол кармана пришивают тесьму, а к одному из углов платка - петлю и таким образом прикрепляют платок к карману. При этом он не только не попадет к другим детям, но и не будет использован ребенком не по назначению и дольше сохранится чистым.
Основные виды детской одежды для более старших детей составляют детское белье, т. е. та часть детской одежды, которая соприкасается с телом непосредственно, так называемое нательное белье - это первый слой одежды; комнатная одежда - второй слой одежды - надевается поверх белья (платье девочек, костюм мальчиков); третий слой одежды - верхняя одежда, которая надевается поверх платья или костюма в холодное или прохладное время при выходе на улицу. Обувь и головной убор дополняют набор одежды.
Детское платье предполагает несложный фасон (чтобы его легче было стирать и гладить), нежелательны кружева, оборочки, галстуки, завязки, тесемки, резинки - словом, все, что способно стеснять кровообращение, мешать свободному движению и дыханию ребенка.
Верхняя одежда должна хорошо защищать от холода, быть при этом легкой, не стеснять движений. Поэтому родителям не следует увлекаться одеждой «на рост», слишком длинной и широкой.
Одежда детей во время прогулки должна соответствовать не только времени года, но и условиям погоды, а также возрасту и росту ребенка. Особенно важно, чтобы одежда не стесняла движений, иначе ребенок быстро замерзнет на прогулке.
Уместнее всего шерстяной трикотаж. Он сочетает низкую теплопроводность с большой легкостью и компактностью.
Часто детей одевают слишком тепло. Уже в начале осени (после первых похолоданий) на них надевают все зимнее и оставляют в такой одежде до поздней весны, хотя температура воздуха за этот период не раз резко изменяется. Особенно страдают дети от перегревания весной. Одевать ребенка нужно не по календарю, а по погоде.
Если температура воздуха не ниже 5-10° тепла, одежда ребенка может быть примерно такой: нижнее белье, шерстяной свитер или кофта и брюки (спортивные). На ноги - чулки и ботинки. Детям, которые легко подвергаются простуде, поверх надевают плотную куртку или демисезонное пальто.
В дождливую погоду поверх кожаных ботинок надевают галоши или резиновые сапоги. В резиновых сапогах детям разрешается гулять только в очень сырую погоду, при этом внутрь вкладывают войлочные стельки, а поверх чулок надевают шерстяные носки.
Для утепления обычных ботинок рекомендуется вкладывать картонные или войлочные стельки. Их делают по размеру обуви. Вечером стельки вынимают и просушивают.
Если температура воздуха ниже 5° мороза, помимо белья и свитера, прикрывающего шею, ребенку требуются лыжный костюм или куртка, шерстяная шапка, варежки.
Если мороз достигает 10-15°, нужны зимнее пальто и шапка, закрывающая уши. Малышам в эту пору необходимы и валенки. Даже в сильный мороз закрывать детям рот и нос платком или шарфом во время прогулки не следует, так как в этом случае у ребенка затруднено носовое дыхание и он вынужден вдыхать холодный воздух открытым ртом.
При нормальном дыхании воздух согревается, проходя через носовые ходы. Кроме того, платок, закрывающий рот, становится влажным и быстро охлаждается, что также может нанести вред здоровью ребенка.
Теплоизоляционная способность одежды определяется в первую очередь запасом в ней воздуха. Зимнюю одежду утепляют обычно шерстяным ватином. Однако это увеличивает ее объем, в первую очередь - толщину. Так, при температуре воздуха минус 10° требуется одежда толщиной около 3 см, а в условиях суровой зимы - 5-6 см. Разумеется, в такой тяжелой одежде ребенку трудно играть и бегать.
Чем больше вес одежды, тем более затруднены движения ребенка во время прогулок и чаще отмечается выраженная потливость головы, шеи, рук и гиперемия кожи лица.
Одетый на прогулки таким образом ребенок чаще подвергается простудным заболеваниям, так как слишком теплая одежда ослабляет приспособительные возможности организма, а это в конечном счете снижает сопротивляемость к заболеваниям.
В последние годы для изготовления детской одежды применяют синтетические материалы, обладающие меньшим весом, например поролон. Как показали исследования, пальто, комбинезон цельнокроеный и «тройка» (брюки, жилет, куртка), изготовленные из репса и поролона толщиной 8 мм, по теплозащитным свойствам не уступают стандартному детскому пальто из драпа на вате.
Одежда из поролона может быть использована для детей в условиях обычной зимы средней полосы.
Летняя одежда детей рекомендуется преимущественно светлых тонов. Чем светлее цвет ткани, тем она меньше поглощает тепла. Летом это имеет большое значение во избежание перегревания детей. Одежда для детей летом должна быть свободного покроя, оставлять большую часть тела открытой (шея, руки, ноги) для ультрафиолетовых лучей.
В жаркую погоду ребенок ходит в трусиках из легкой, хорошо стирающейся ткани (ситец, полотно, сатин). Если ребенок играет на солнце, на голову ему следует надеть панаму, светлую фуражку, косынку, на ноги - сандалии (обязательно с каблучками) или туфельки светлых тонов (открытые).
К предметам одежды надо отнести и постель, так как простыня, пододеяльник и одеяло во время сна служат той же цели (теплоизоляции), что и дневная одежда.
Одежда ребенка для сна состоит из ночной рубашки, простыни, одеяла с пододеяльником, наволочки, подушки и матраца. Ночная рубашка сменяет дневное нательное белье, которое тем временем проветривается. Ночную рубашку шьют длинной, до ступней и с длинными рукавами.
Пододеяльник - обязательная принадлежность постели. Он либо пристегивается пуговицами к одеялу, либо шьется типа «конверт» с небольшим квадратным или ромбообразным вьфезом посредине, куда заправляется одеяло.
Для сна детей на воздухе рекомендуются спальные мешки.
Наиболее целесообразный тип мешка - наволочка на вате. Дети спят в нем раздетые до белья, в ночной рубашке (длинной, с длинными рукавами), в косынке и капоре. В мешки детей укладывают в помещении и переносят или перевозят на веранду (балкон). Другой тип - мешок-«конверт». В него дети укладываются непосредственно на веранде или балконе, одетые в платье и в шерстяной костюм. Дети выходят на веранду, снимают обувь и сами укладываются в такие мешки.
Уход за одеждой
Обязанность работников детского сада - строго следить за чистотой детского белья и одежды. Нательное и постельное белье должно меняться не реже, чем раз в неделю; одеяла и матрацы нужно периодически (раз в месяц) выносить на воздух для вытряхивания (выколачивания) и проветривания. Все это имеет большое значение, так как способствует сохранению здоровья детей и, кроме того, создает обстановку, благоприятную для воспитания у малышей простейших санитарно-гигиенических навыков по уходу за одеждой.
Дошкольник должен аккуратно складывать свою одежду, поставить на место обувь, по мере сил - вычистить ее.
В каждом детском саду необходимо иметь соответствующие приспособления: скребок, коврик, щетки, метелки, специально отведенное место для просушивания мокрых варежек и зеркало. Ребенку не должно быть «все равно», в каком виде он выходит на прогулку или возвращается с нее. Пребывание на улице в грязной, сырой одежде опасно прежде всего для здоровья ребенка. Как указывалось выше, намокшие ткани в значительной степени теряют свои теплозащитные свойства.
Персонал должен постоянно проверять, у кого из детей имеются неполадки в одежде, например отсутствуют пуговицы или ослабли резинки на рейтузах, устранять мелкие недостатки тут же или требовать от родителей привести в порядок детскую одежду.
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ДЕТСКОЙ ОБУВИ
К детской обуви гигиенисты предъявляют ряд требований. Прежде всего обувь должна быть по ноге, достаточно свободной как по длине, так и в объеме, чтобы пальцы ног могли свободно двигаться.
Тесная обувь сдавливает кровеносные сосуды, вызывает застой крови, ухудшает самочувствие ребенка, а также способствует развитию плоскостопия, ведет к деформации всей стопы, усиливает потливость ног. Необходимо, чтобы подошва была достаточно гибкой.
В холодное время года тесная обувь у детей ведет к быстрому охлаждению ног, а в морозную погоду может привести даже к отмораживанию пальцев.
Важно, чтобы обувь, так же как и одежда, соответствовага сезону и погоде. Каблук в обуви полезен, так как он препятствует возникновению плоскостопия и при ходьбе предохраняет от ударов в пятку. Всю детскую обувь следует покупать обязательно на каблучке.
Уже первые ботиночки ребенка должны быть на плотной подошве с каблуком. Каблук рекомендуется широкий, высотой не более 1-1,5 см. Тогда вес тела ребенка равномерно распределяется на всю стопу и ходьба не утомляет.
Лучший материал для пошива детской обуви - кожа. Обуви для детей на резиновой подошве следует избегать. Резиновые галоши, ботинки, сапоги можно использовать только в сырую, дождливую погоду. В остальное время она не рекомендуется, так как резина воздухонепроницаема, а зимой в резиновой обуви холодно. При пользовании ею надо вкладывать внутрь сапог стельку из картона или войлока, надевать на ноги поверх простых чулок шерстяные.
Малопригодна для детей и лакированная обувь, так как она, подобно резиновой, воздухонепроницаема. Наиболее целесообразным с гигиенической точки зрения является такой вариант (для сырой и прохладной погоды): резиновые ботики поверх кожаных ботинок.
Особое значение приобретает рациональный выбор детской зимней обуви, способной обеспечить ребенку длительное пребывание на открытом воздухе.
Наша промышленность предлагает в настоящее время большое количество вариантов детской обуви на основе новейших достижений химии. В магазинах можно купить ботинки - суконные или утепленные искусственным мехом (низ - пористая резина с войлочной прокладкой или без нее), сапожки на подкладке опять-таки из искусственного меха.
Однако все это пригодно для зимней умеренно холодной погоды. При морозе -12° и ниже лучше всего надевать малышам валенки, обязательно с галошами (в силу большой гигроскопичности валяной обуви).
При этом нужно помнить, что в помещении ходить в валенках недопустимо. Нельзя надевать в помещении и меховую обувь (меховые ботиночки, сапожки на меху) или обувь на войлочной подошве. При комнатной температуре в такой обуви ноги перегреваются и потеют, что может способствовать возникновению простудных заболеваний, расслаблению связок и прогрессированию плоскостопия.
Летом наиболее гигиенична легкая, открытая обузь с широким вырезом - сандалеты, открытые туфли, туфли из текстиля, хорошо пропускающие воздух. Туфли должны соответствовать форме стопы, так, чтобы пальцы располагались свободно.
Детская обувь всегда должна быть чистой, а кожаная хорошо начищена.
Очень полезно время от времени давать возможность детям ходить босиком - зимой в помещении, летом на участке. Ходьба босиком, особенно по неровной поверхности, а также по песку, траве, гальке, сену - хорошее упражнение для свода стопы и отличная мера профилактики плоскостопия.
Гигиенические требования к детской коляске
Работники дошкольных учреждений должны постоянно разъяснять родителям, особенно молодым, правила пользования детскими колясками и ухода за ними.
Детские закрытые коляски в настоящее время обтягивают так называемыми кожзаменителями - галантерейным павинолом и текстовинитом.
В связи с тем что павинол и текстовинит состоят из пластмасс, при известных условиях внутри коляски создается неблагоприятный микроклимат.
Наблюдения показывают, что уже после полутора часов (примерное время дневного сна ребенка) внутри закрытой со всех сторон коляски обнаруживается вредное газообразное вещество - дибугилфталат, вредно воздействующий на организм ребенка. Поэтому коляску с ребенком надо держать открытой.
Капюшон (колпак) коляски, пристегивающийся фартук и козырек из прозрачной пластмассы предусмотрены исключительно для ненастной погоды (дождь, сильный ветер). В остальное время ребенку в коляске следует дать возможность дышать свежим атмосферным воздухом. В качестве защиты от солнечных лучей лучше применять легкий тент из ткани, типа тех, что прикрепляют на прогулочной коляске.
Большое значение имеет и высота детской коляски. Ложе детской коляски должно находиться на уровне, достаточно удаленном от нижнего, наиболее загрязненного и запыленного, слоя воздуха. Кроме того, высокое ложе коляски дает возможность более удобно обслуживать ребенка: укладывать, усаживать, перепеленывать и т. п.
Коляску нужно содержать в исправном состоянии и чистоте. Матрацы следует периодически выбивать и ежедневно проветривать. Обивка коляски - внешняя и внутренняя - тоже требует периодического ухода. Бе протирают сначала мягкой тряпкой, смоченной в растворе мыльной воды, а затем - сухой. Металлические и деревянные части тоже нужно протирать сухой мягкой тряпкой (особенно в сырую и холодную погоду).
Трущиеся металлические детали в местах трения смазывают машинным маслом. Пустую коляску полагается хранить в отведенном для нее сухом помещении, накрыв чехлом.
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ДЕТСКОЙ ИГРУШКЕ
Детская игрушка - не просто предмет для развлечения. Она способствует умственному, физическому и эстетическому развитию ребенка.
Яркая, занятная, умная игрушка создает у ребенка радостное, бодрое настроение, побуждает его к активности, развивает руки и мысль. Играя, дети познают окружающий мир. Чем больше возможностей для различных действий предоставляет малышу та или иная игрушка, тем она ему интереснее.
При наличии правильно подобранных для прогулок игрушек, дети активно, в движении проводят время на воздухе. А это способствует укреплению их здоровья, правильному физическому развитию детского организма.
Игрушкой пользуются абсолютно все дети - и раннего и дошкольного возраста. Игрушка как предмет детского обихода должна отвечать определенным гигиеническим и педагогическим требованиям. Эти последние определяются следующими факторами: назначением (типом) игрушки, ее формой, конструкцией, материалом, из которого сделана игрушка, характером окраски.
Кроме того, форма каждой игрушки должна быть красивой, безопасной для здоровья ребенка, прочной, яркой, веселой и занимательной. Типы игрушек могут быть разными в зависимости от возраста детей и педагогической направленности.
С гигиенической точки зрения особенно важно, из какого материала сделана игрушка. Это могут быть резина или мягкие ткани, металл или дерево, целлулоид, картонаж, пластмассы и др. К каждому из указанных материалов гигиенисты предъявляют определенные требования.
Обязательным условием гигиенической полноценности игрушки является такая ее конструкция, которая исключает возможность детского травматизма. Игрушки не должны иметь острых частей, которые могут нанести травму ребенку; детали игрушек должны быть хорошо зачищены и закреплены.
Необходимо, чтобы игрушка по весу и размерам соответствовала возрасту ребенка, его росту и физическим силам. Максимальный вес игрушки (за исключением крупногабаритных и механизированных) - не более 400 г для детей дошкольного возраста.
В детских учреждениях обязательно должна строго соблюдаться групповая принадлежность игрушек. С этой целью каждой группе дошкольного учреждения необходимо иметь набор игрушек, которыми дети других групп не должны пользоваться.
В изоляторе или комнате заболевшего ребенка имеется свой набор игрушек; выносить их за пределы данного помещения запрещается.
Если ребенок заболел, игрушки, которыми он пользовался, надо прокипятить или вымыть горячей водой с мылом, а если это невозможно, такую игрушку лучше всего уничтожить.
Больным детям лучше давать игрушки, легко поддающиеся очистке (резиновые, например), или такие, которые, после того как ими играл больной ребенок, можно уничтожить.
До 6-месячного возраста ребенку дают яркие, но не многоцветные, звучащие игрушки.
С 6 до 12 месяцев детям нужны другие игрушки: куклы, птички, зверюшки, звучащие шарики, коробочки, кубики, игрушки-вкладыши из 2-3 предметов.
Такие игрушки не подвешивают. Их кладут рядом с ребенком. В конце первого и в начале второго года жизни детям нужны и такие игрушки, которые стимулируют самостоятельное хождение - это всевозможные каталки, колясочки и т. п.
В конце второго года и позже требуются более сложные игрушки: куклы и кукольная мебель, посуда, песочницы, мячи, обручи, автомобили, тачки, тележки, строительный материал. Не следует давать детям до 2 лет игрушки из поролона и бумаги, так как они легко рвутся. Нельзя давать малышам и очень мелкие игрушки: они могут взять их в рот, засунуть в нос, уши.
Составные игрушки для детей младшего дошкольного возраста (пирамидки, наборы колец или шариков на стержне) надо изготовлять с учетом того, чтобы диаметр самого маленького элемента был не менее 30 мм (3 см) при минимальной высоте 12 мм.
Опасно давать малышам игрушки из легко бьющегося материала, например стеклянные, ломкие, острые: они могут поранить, оцарапать, уколоть ребенка.
Игрушки из плюша, меха, сукна, бумаги, картона невозможно тщательно очистить от пыли и грязи, поэтому они противопоказаны, особенно самым маленьким.
Резиновые и пластмассовые надувные игрушки бывают снабжены клапаном с пробкой. Пробка должна быть прочно закреплена. Такие игрушки, как свистульки, губные гармошки, дудки, которые дети берут в рот, не допускаются ввиду опасности передачи со слюной инфекции от одного ребенка к другому. Взамен их можно применять такие озвученные игрушки, как погремушки, ручная гармонь, органчик, колокольчик, а также барабан.
Игрушки из тканей (плюшевые, меховые, суконные) трудно подвергать тщательной очистке. Мягкую игрушку можно иметь в группах при условии правильного пользования ею.
Использование движущихся игрушек (тележки, каталки) весьма желательно и целесообразно. Вместе с тем они должны отвечать возрастным требованиям детей данной группы и удовлетворять всем указанным требованиям.
Детям дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) необходимы крупные строительные материалы, дающие простор фантазии, сложные, позволяющие комбинировать: конструкторы, заводные игрушки и т. п.
Всем возрастам очень полезны игрушки, предназначенные для игр детей на воздухе. Прогулки тогда проходят с большим эмоциональным подъемом у детей, что немало способствует их оздоровительному эффекту.
Приобретать для детских учреждений нужно преимущественно такие игрушки, которые легко мыть и дезинфицировать (например, резиновые, металлические, деревянные) с хорошей отделкой, прочной и безопасной для детей окраской.
Уход за игрушками
Чтобы игрушки по возможности дольше служили детям, за ними нужен хороший уход. Всякую поломку рекомендуется устранять немедленно. Это не только сохранит игрушку, но и обезопасит здоровье детей, облегчит гигиенический уход за игрушкой, поможет привить детям навыки бережного обращения с вещами.
Игрушки постоянно переходят от одного ребенка к другому и поэтому могут стать переносчиками инфекции. Дети раннего возраста, играя, часто берут в рот игрушку, которую только что бросили на пол или загрязнили.
Мягкие игрушки загрязняются сильнее, чем игрушки металлические, деревянные и резиновые, и микроорганизмы сохраняются на них дольше.
Как показывают наблюдения, наиболее простым и в то же время достаточно эффективным способом борьбы с бактериальной обсемененностью игрушек является мытье юс горячей водой (не ниже 50°) с мылом и щеткой или пищевой содой в течение минуты. Обсемененность игрушек при этом снижается на 73-92%.
Мыть игрушки необходимо ежедневно, а не только по мере их загрязнения.
Игрушки, покрытые лаком, при мытье не портятся. Мягкие игрушки чистят щеткой, смоченной в мыльно-содовом растворе, а платья стирают и проглаживают.
Целесообразно применять для дезинфекции мягких игрушек бактерицидные увиолевые лампы (БУВ-1). При 30-минутном облучении на расстоянии 25 см от лампы достигается снижение обсемененности игрушки в среднем на 95%.
При этом кишечная палочка и белый стафилококк после 30 минут облучения погибают полностью. Для окончательной дезинфекции необходимо облучение всех поверхностей, для чего каждую игрушку нужно несколько раз поворачивать.
Игрушки, упавшие на пол, следует тщательно обмыть горячей водой с мылом, облить крутым кипятком, а еще лучше прокипятить, прежде чем вновь давать их малышам.
Хранить игрушки нужно в закрытых шкафах в группах раннего возраста, а для дошкольников - на полках, высота которых должна быть доступной детям.