Перейти к содержимому

Требования к управляющей компании пиф

Лицензирование управляющих компаний паевых инвестиционных фондов

Одной из форм административно-правового регулирования функционирования паевых инвестиционных фондов является лицензирование деятельности управляющих компаний паевых инвестиционных фондов. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" в п. 2 ст. 1 предусматривает, что его действие не распространяется на деятельность по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами. Порядок лицензирования указанной выше деятельности регламентируется Федеральным законом от 29 ноября 2001 г. N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" (далее по тексту - Закон).

Пункт 2 ст. 10 Закона устанавливает, что ни одно лицо, за исключением управляющей компании паевого инвестиционного фонда, не вправе привлекать денежные средства и иное имущество, используя слова "паевой инвестиционный фонд" в любом сочетании. Пункт 3 ст. 38 Закона гласит, что доверительное управление паевым инвестиционным фондом может осуществляться только на основании лицензии управляющей компании.

Основные положения, регламентирующие лицензирование управляющих компаний паевых инвестиционных фондов, содержатся в Федеральном законе "Об инвестиционных фондах". Кроме того, нормы, касающиеся порядка и условий лицензирования управляющих компаний паевых инвестиционных фондов, содержатся в иных нормативных правовых актах.

В ст. 60.1 Закона устанавливается, что лицензия управляющей компании предоставляется федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг (Федеральная служба по финансовым рынкам - ФСФР) без ограничения срока действия указанных лицензий. Норма о выдаче лицензии без ограничения срока действия при первичном лицензировании введена Федеральным законом от 6 декабря 2007 г. N 334-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об инвестиционных фондах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Ранее при первичном лицензировании управляющей компании выдавалась лицензия сроком на пять лет с возможностью последующего продления без ограничения срока действия.

Для получения лицензии соискатель лицензии должен соответствовать лицензионным условиям. Федеральный закон "Об инвестиционных фондах" выделяет пять лицензионных условий, которым должен соответствовать соискатель лицензии.

Первое условие - это требование к организационно-правовой форме управляющей компании. В соответствии с п. 1 ст. 38 Закона управляющей компанией может быть только созданное в соответствии с законодательством акционерное общество или общество с ограниченной (дополнительной) ответственностью.

Второе условие - это требование к учредителям управляющей компании. В соответствии с Законом лицом, владеющим (осуществляющим доверительное управление) пятью и более процентами обыкновенных акций (долей) управляющей компании, не может быть: 1) юридическое лицо, у которого за совершение нарушения была аннулирована лицензия на осуществление соответствующего вида деятельности финансовой организации; 2) юридическое лицо, у основных либо преобладающих обществ которого за совершение нарушения была аннулирована лицензия на осуществление соответствующего вида деятельности финансовой организации; 3) физическое лицо, которое осуществляло функции единоличного исполнительного органа или входило в состав коллегиального исполнительного органа финансовых организаций в момент совершения этими организациями нарушений, за которые у них были аннулированы лицензии на осуществление соответствующих видов деятельности, если с даты такого аннулирования прошло менее трех лет; или в отношении которого не истек срок, в течение которого оно считается подвергнутым административному наказанию в виде дисквалификации; или имеющее судимость за умышленные преступления. Данное условие направлено на защиту интересов инвесторов и на недопущение лиц и организаций, грубо нарушавших в прошлом законодательство, к осуществлению деятельности управляющей компании.

Третье условие - к размеру собственных средств управляющей компании. В соответствии с п. 6 ст. 38 Закона размер собственных средств управляющей компании должен соответствовать требованиям нормативных правовых актов ФСФР. С 1 января 2009 г. Приказом ФСФР от 24.04.2007 N 07-50/пз-н "Об утверждении нормативов достаточности собственных средств профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов" установлен норматив достаточности размера собственных средств для управляющей компании паевого инвестиционного фонда в размере 40 млн. руб. Высокий размер собственных средств создает определенный барьер для доступа на рынок ценных бумаг недобросовестных управляющих компаний.

Четвертое условие - это требование к лицу, осуществляющему функции единоличного исполнительного органа, членам совета директоров (наблюдательного совета), членам коллегиального исполнительного органа и контролеру (руководителю и сотрудникам службы внутреннего контроля). В соответствии с Законом перечисленные выше должности не могут занимать:

1) лица, которые осуществляли функции единоличного исполнительного органа или входили в состав коллегиального исполнительного органа финансовых организаций в момент совершения этими организациями нарушений, за которые у них были аннулированы лицензии на осуществление соответствующих видов деятельности, если с даты такого аннулирования прошло менее трех лет;

2) лица, в отношении которых не истек срок, в течение которого они считаются подвергнутыми административному наказанию в виде дисквалификации;

3) лица, имеющие судимость за умышленные преступления.

Лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа управляющей компании, должно иметь высшее профессиональное образование и соответствовать установленным ФСФР квалификационным требованиям и требованиям к профессиональному опыту. Что касается квалификационных требований, то они устанавливаются нормативно-правовыми актами ФСФР и в настоящий момент действует Приказ ФСФР N 05-17/пз-н от 20.04.2005 "Об утверждении Положения о специалистах финансового рынка", в соответствии с которым квалификационными требованиями для лиц, осуществляющих руководство, являются наличие квалификационного аттестата по специализации, соответствующей виду деятельности на финансовом рынке, осуществляемому организацией, наличие высшего образования, отсутствие факта аннулирования квалификационного аттестата, наличие опыта работы в должности руководителя отдела или иного структурного подразделения организации, осуществляющей деятельность на финансовом рынке, саморегулируемой организации, объединяющей организации, осуществляющие деятельность на рынке ценных бумаг и коллективных инвестиций, ФКЦБ, Федеральной службы, их территориальных органов, Министерства финансов РФ, финансовых органов субъектов РФ, Центрального банка РФ, в должностные обязанности которого входило принятие (подготовка) решений по вопросам, непосредственно связанным со специализацией в области финансового рынка, - не менее одного года.

Пятое лицензионное условие - это условие к организации внутреннего контроля. В соответствии с п. 16 ст. 38 Закона внутренний контроль должен осуществляться должностным лицом (контролером) или отдельным структурным подразделением управляющей компании. Контролер назначается на должность и освобождается от должности на основании решения совета директоров (наблюдательного совета), а при его отсутствии - решения общего собрания акционеров (участников) управляющей компании. Контролер подотчетен совету директоров (наблюдательному совету) или общему собранию акционеров (участников) управляющей компании. Контролер должен соответствовать тем же требованиям, что и лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа управляющей компании. Правила организации и осуществления внутреннего контроля в управляющей компании утверждаются советом директоров (наблюдательным советом), а при его отсутствии - общим собранием акционеров (участников) управляющей компании и подлежат регистрации в ФСФР.

В ранее действовавшей редакции Закона "Об инвестиционных фондах" содержалось лишь указание на то, что управляющая компания вправе осуществлять деятельность по доверительному управлению паевыми инвестиционными фондами только на основании соответствующей лицензии, а порядок лицензирования был закреплен в Положении о лицензировании деятельности инвестиционных фондов, утвержденном Постановлением Правительства РФ N 432 от 14.07.2006. В действующей редакции Закона "Об инвестиционных фондах" перечислены лицензионные условия, перечень документов, необходимых для получения лицензии. В то же время в пп. 9 п. 5 ст. 60.1 Закона установлено, что соискатель лицензии представляет иные подтверждающие соблюдение лицензионных условий документы, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации.

Федеральной службой по финансовым рынкам был утвержден Приказ от 7 февраля 2008 г. N 08-4/пз-н "О лицензировании деятельности инвестиционных фондов, деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, деятельности специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, а также деятельности негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию". Данным Приказом утверждены формы документов, представляемых соискателем лицензии, порядок предоставления документов, порядок переоформления лицензии, сроки рассмотрения заявления о выдаче лицензии, порядок рассмотрения документов об отказе от лицензии, порядок ведения реестра лицензий.

Так, на первой стадии разрешительного производства при лицензировании для подтверждения соответствия перечисленным выше лицензионным условиям соискатель лицензии представляет в центральный аппарат Федеральной службы по финансовым рынкам следующие документы:

1) заявление соискателя лицензии о предоставлении лицензии по форме, установленной ФСФР;

2) нотариально удостоверенные копии учредительных документов соискателя лицензии;

3) документ, подтверждающий факт внесения сведений о соискателе лицензии в Единый государственный реестр юридических лиц, или его нотариально удостоверенную копию;

4) нотариально удостоверенную копию документа, подтверждающего постановку соискателя лицензии на учет в налоговом органе;

5) нотариально удостоверенные копии документов, подтверждающих избрание (назначение) лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа, лиц, являющихся членами совета директоров (наблюдательного совета), и лиц, являющихся членами коллегиального исполнительного органа соискателя лицензии;

Читайте так же:  Покупка или дарственная

6) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за рассмотрение заявления о предоставлении лицензии;

7) сведения о лице, осуществляющем функции единоличного исполнительного органа, членах совета директоров (наблюдательного совета), членах коллегиального исполнительного органа соискателя лицензии, а также копии документов, подтверждающих соблюдение требований (в том числе квалификационных требований), предъявляемых к указанным лицам в соответствии с Законом;

8) расчет размера собственных средств соискателя лицензии, произведенный в порядке, установленном нормативными правовыми актами ФСФР;

9) сведения о лицах, являющихся собственниками или доверительными управляющими пятью или более процентов обыкновенных акций (долей) соискателя лицензии, а также о лицах, являющихся основными и дочерними либо преобладающими и зависимыми по отношению друг к другу, которые совместно владеют (осуществляют доверительное управление) пятью или более процентами обыкновенных акций (долей) соискателя лицензии (состав этих сведений и форма их представления устанавливаются ФСФР);

10) сведения о контролере (руководителе и сотрудниках службы внутреннего контроля) соискателя лицензии;

11) правила внутреннего контроля, утвержденные в соответствии с Законом;

12) правила внутреннего контроля, разработанные в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (в двух экземплярах) в соответствии с ФЗ от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

В заключение хотелось бы остановиться на некоторых моментах. Федеральным законом от 6 декабря 2007 г. N 334-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об инвестиционных фондах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены значительные изменения в порядок лицензирования управляющих компаний паевых инвестиционных фондов. Так, как уже было отмечено выше, ранее лицензирование осуществлялось на основе постановления Правительства. Сейчас все основные положения о лицензировании содержатся в Федеральном законе "Об инвестиционных фондах". Так, теперь лицензионные условия закреплены в Законе, и перечень их расширен. Добавлены лицензионные условия о соответствии требованиям Закона учредителей (участников) соискателя лицензии, о соблюдении требований к организации внутреннего контроля. В Законе также закреплены полномочия лицензирующего органа, перечень документов, представляемых соискателем лицензии, а также содержится отсылка на нормативный правовой акт Правительства РФ, который должен установить дополнительный перечень документов.

Таким образом, основные нормы, регламентирующие лицензирование управляющих компаний паевых инвестиционных фондов, перенесены из подзаконного нормативно-правового акта в Федеральный закон, а расширение лицензионных условий свидетельствует об ужесточении требований к соискателям лицензии управляющей компании на управление инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами.

Способы приобретения Управляющей компании ПИФа

Управляющая компания ПИФ – обязательный элемент структуры, требующийся при создании ПИФ и обеспечивающий нормальную работу инвестиционного фонда. Получить действующую компанию можно одним из следующих способов:

  • создать новую компанию «с нуля»;
  • приобрести готовую управляющую компанию.

Каждый из указанных способов имеет свои особенности, остановимся на них подробнее.

Создание и лицензирование новой Управляющей компании ПИФа

При создании новой компании «с нуля» необходимо пройти следующие этапы:

  1. Регистрация юридического лица. Управляющая компания фонда может иметь одну из двух организационно-правовых форм:
    • акционерное общество;
    • общество с ограниченной ответственностью.

    Практика показывает, что большинство учредителей отдают предпочтение второму варианту, как более простому в регистрации и удобному в управлении.

  2. Получение лицензии Службы Банка России по финансовым рынкам (бывшей ФСФР России). Для успешного прохождения этого этапа соискатель должен соответствовать перечисленным ниже требованиям.
    • Размер собственных средств компании должен отвечать нормам, определенным положениями федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг. Установленный на данный момент минимум составляет 80 млн. руб. Оценка активов осуществляется по методике, разработанной лицензирующим органом.
    • На момент подачи заявления на лицензию штат компании должен быть укомплектован специалистами, квалификация которых соответствует заданным условиям. Минимальные требования – наличие директора, контролера и специалиста. Все они должны иметь квалификационный аттестат серии 5.0 (специалиста финансового рынка по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами), профильное образование и строго определенный опыт работы в аналогичных финансовых структурах.

К заявлению на получение лицензии Управляющей компании ПИФа прилагается пакет документов, содержащий установленную законом информацию о заявителе. Тонкости составления этой документации зависят от особенностей будущей деятельности компании и специфики фонда, которым она будет управлять. Неточности в бумагах или неправильная трактовка требований законодательства приведет к возврату документов на доработку, тем самым сроки получения лицензии будут отодвинуты.

Подготовку этого пакета документов имеет смысл поручить опытным специалистам, имеющим соответствующую квалификацию и опыт взаимодействия с лицензирующей организацией.

Покупка готовой Управляющей компании ПИФа

Существенным плюсом этого решения является экономия времени (около трех месяцев), а также отсутствие «головной боли», связанной с оформлением документов, лицензированием, подбором кадров и прочее. Объектом приобретения является зарегистрированное юридическое лицо, обладающее полным пакетом учредительных документов, лицензией Службы Банка России по финансовым рынкам, необходимым объемом собственных средств и штатом соответствующих требованиям сотрудников. Возможна покупка как действующей, так и «законсервированной» управляющей компании.

При осуществлении сделки рекомендуется провести следующие процедуры:

  • внутренний аудит компании (Due diligence) с целью определить возможные риски покупателя;
  • юридическое сопровождение сделки с целью предотвратить неточности или недоразумения при ее оформлении.

Рекомендуется покупать готовые компании при участии профессиональных консалтинговых компаний, имеющих необходимую квалификацию и, что особенно важно, практический опыт, позволяющий в максимальном объеме соблюсти интересы покупателей.

Cоздание и лицензирование управляющей компании ПИФ

Цели создания управляющей компании ПИФ

Современная практика ведения бизнеса показывает, что УК паевых инвестиционных фондов создаются с целью:

  • обеспечения полного контроля при реализации собственных проектов в формате паевого инвестиционного фонда, то есть создание управляющей компании является более предпочтительным вариантом по сравнению с передачей имущества в доверительное управление сторонней УК;
  • для организации бизнеса, то есть получения прибыли при предоставления услуг по доверительному управлению ПИФами. При этом проекты, реализуемые в рамках паевых фондов, являются клиентскими.

Регистрация УК ПИФ: управляющие компании в форме ООО и АО

С юридической точки зрения создание УК возможно в нескольких формах: акционерного общества (АО) или общества с ограниченной ответственностью (ООО).

На сегодняшний день подавляющее число учредителей в качестве наиболее целесообразной формы создания УК выбирают ООО. Подобное решение вполне обосновано, поскольку регистрация управляющих компаний проходит без выпуска акций, что, соответственно, влияет на сокращение сроков проведения всех регистрационных процедур. Помимо этого, аргументом в пользу организационно-правовой формы ООО является большая свобода в выборе модели корпоративного управления, и простота проведения корпоративных процедур.

Как правило, в данном случае на создание УК уходит порядка 3-4 недель, которые требуются для подготовки и согласования необходимого пакета документов, регистрации в ЕГРЮЛ, изготовления печати и открытия расчетного счета. При создании УК в форме акционерного общества предусмотрена обязательная регистрация выпуска акций, что, в свою очередь, ведет к увеличению сроков реализации проекта.

Учредительные документы управляющей компании имеют свою специфику. Так, необходимо в уставе ограничивать перечень разрешенных видов деятельности, особым образом закрепляются корпоративные отношения (подотчетность контролера общему собранию участников управляющей компании) и пр.

Особое внимание необходимо уделять надлежащей работе с почтовой корреспонденцией, т.е. адрес управляющей компании должен быть актуальным.

Лицензирование УК ПИФ

Лицензирование управляющей компании требует от учредителя решения ряда вопросов, относящихся к выполнению основных лицензионных требований:

  • формировании штата управляющей компании, т.е. наличии аттестованных специалистов и директора, которые должны удовлетворять определенным требованиям (в компании должны работать не менее трех аттестованных сотрудников);
  • формировании собственных средств управляющей компании (от 20 млн. руб. денежными средствами на счетах и во вкладах, акциями из первого котировального списка, рейтинговыми облигациями, недвижимостью "под офис" УК, более подробнее о требованиях см. по ссылке).

Для получения лицензии необходимо представить в лицензирующий орган заявление и сопутствующий пакет документов, подтверждающих соответствие лицензиата установленным требованиям, а также некоторые внутренние документы управляющей компании (Правила внутреннего контроля, и Правила внутреннего контроля, осуществляемого в целях противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (Правила ПОД/ФТ).

При лицензировании уплачивается государственная пошлина в сумме 35 000 рублей.

Лицензирующим органом выступает ЦБ РФ.

Регистрация управляющей компании в ЕГРЮЛ в соответствии с российским законодательством осуществляется в срок не более чем три рабочих дня со дня представления документов. С учетом подготовительного этапа, а также стандартных мероприятий по изготовлению печати и открытию банковского счета, регистрация УК ПИФ в форме ООО занимает около 3-х недель. Если компания создается в форме АО, к указанному сроку необходимо добавить один месяц на регистрацию решения о выпуске и отчета об итогах выпуска акций управляющей компании.

Сроки лицензирования определяются длительностью подготовительного этапа и собственно этапа рассмотрения лицензирующим органом заявления лицензиата.

Подготовительный этап включает в себя подготовку всех необходимых документов и осуществляется в течение 1-2 недель. Формально Банк России рассматривает вопрос о предоставлении лицензии в течение 2-х месяцев, но, тем не менее, имеет право запрашивать дополнительные документы и информацию, приостанавливая течение данного срока. Таким образом, лицензирование УК с учетом подготовки документов занимает от 2,5 до 4-х месяцев.

Таким образом, общий срок создания управляющей компании ПИФ составляет:

  • 3-5 месяца при регистрации УК ПИФ в форме ООО;
  • 4-6 месяцев при регистрации УК ПИФ в форме АО.

Специалисты APEX CG уже более 15 лет осуществляют полное сопровождение процесса создания и получения лицензии управляющей компании Д.У. ПИФ/АИФ/НПФ. Это сложная процедура, поэтому такую работу лучше доверить специалистам!

Copyright © 2019, APEX Consulting Group

119049 г. Москва, 1-й Люсиновский переулок, дом 3Б
Тел./факс: +7 (495) 646-04-62

Согласие на обработку персональных данных пользователя – физического лица

Пользователь, регистрируясь в личном кабинете на интернет-сайте http://www.pifconsulting.ru дает согласие свободно, своей волей и в своем интересе Обществу с ограниченной ответственностью «Центр корпоративных решений», расположенному по адресу: 119049, г. Москва, ул. 1-ый Люсиновский пер., д.3Б (далее – оператор), на обработку своих персональных данных со следующими условиями (далее – Согласие):

  1. Цель обработки персональных данных – подача сообщения обратной связи с последующим получением ответа (ответов) на него.
  2. Согласие дается на обработку следующих персональных данных:
  • персональные данные, не являющиеся специальными или биометрическими: фамилия, имя, отчество;
  • адрес электронной̆ почты;
  • номер телефона;
  • пол;
  • пользовательские данные: тип и версия ОС;
  • тип и версия браузера;
  • тип устройства;
  • информация об источнике доступа пользователя к сайту, сведения о провайдере.
  1. Персональные данные не являются общедоступными.
  2. Оператор вправе поручить обработку персональных данных пользователя – физического лица третьим лицам, на основании заключаемых с этими лицами договоров.
  3. Перечень действий с персональными данными, на совершение которых дается согласие – сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение.
  4. Данное Согласие дается на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации.
  5. При обработке персональных данных оператор руководствуется ст. 24 Конституции Российской Федерации; ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006г. №152-ФЗ «О персональных данных»; Уставом и своими внутренними документами, определяющими политику в сфере обработки персональных данных; настоящим согласием на обработку персональных данных.
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 3 (Трёх) календарных лет с момента отправки пользователем сообщения обратной связи, содержащего персональные данные.
  7. Согласие может быть отозвано пользователем – физическим лицом или его представителем путем направления оператору письменного заявления по его адресу.
  8. В случае отзыва пользователем – физическим лицом или его представителем согласия на обработку персональных данных оператор вправе продолжить обработку персональных данных без согласия субъекта персональных данных при наличии оснований, дающих в соответствии с нормативными актами Российской Федерации осуществлять обработку персональных данных без согласия субъекта персональных данных.
  9. Настоящее согласие действует с даты его предоставления пользователем – физическим лицом до даты одного из следующих событий, которое наступит раньше:
  • отзыв согласия в письменной форме (п. 8 настоящего согласия);
  • прекращение обработки персональных данных в соответствии с п. 9 настоящего согласия.

Отчетность управляющей компании ПИФ, паевого инвестиционного фонда и ее раскрытие

В отношении профессиональной отчетности управляющих компаний, осуществляющих доверительное управление имуществом паевых инвестиционных фондов (далее – УК ПИФ) и паевых инвестиционных фондов (далее – ПИФ) действуют специальные правила, регулирующие ее состав, порядок составления и представления в Банк России. Они обусловлены, прежде всего, необходимостью контроля Банком России за соблюдением УК ПИФ лицензионных требований, требований к размеру собственных средств, к составу и структуре активов ПИФ.

Указанные правила/требования к профессиональной отчётности УК ПИФ и ПИФ устанавливаются Банком России и содержатся в Указании Банка России от 16.12.2015 № 3901-У «О сроках и порядке составления и представления в Банк России отчетности акционерного инвестиционного фонда и отчетности управляющей компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов».

Профессиональная отчетность включает в себя более детальную информацию о самой УК ПИФ, ее работниках, внутренних документах, регулирующих ее деятельность, имуществе (активах) и обязательствах (пассивах) УК ПИФ и ПИФ, изменении состава имущества ПИФ и пр., в утвержденных формах. Состав отчетности УК ПИ Ф и ПИФ, сроки предоставления ее в надзорный орган и раскрытия представлены в таблицах ниже.

Регулярная профессиональная отчетность управляющей компании ПИФ

Вид и состав отчетности, предоставляемой в Банк России

Срок предоставления в Банк России

Раскрытие информации на сайте УК ПИФ
в сети Интернет

Раскрытию не подлежит

Не позднее 15 рабочих дней по окончании отчетного месяца

До проведения общего собрания участников организации, но не позднее 120 дней после дня окончания года, за который составлена отчетность

Регулярная профессиональная отчетность ПИФ

Вид и состав отчетности, предоставляемой в Банк России

Срок предоставления в Банк России

Раскрытие информации ПИФ, паи которого не органичены в обороте

Справка о стоимости чистых активов, в том числе стоимости активов (имущества), акционерного инвестиционного фонда (паевого инвестиционного фонда)

Не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным

Профессиональная отчетность УК ПИФ и ПИФ представляется в Банк России в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, посредством телекоммуникационных каналов связи, в том числе через Интернет, с использованием специальных программ, размещенных на официальном сайте Банка России, в частности программы подготовки электронных документов для остальных участников финансового рынка (программы-анкета), программы для формирования годовой консолидированной финансовой отчетности.

Отчетность ПИФ, паи которого не ограниченны в обороте, является публичной и подлежит раскрытию в порядке, установленном Положением о требованиях к порядку и срокам раскрытия информации, связанной с деятельностью акционерных инвестиционных фондов и управляющих компаний паевых инвестиционных фондов, а также к содержанию раскрываемой, утвержденным Приказом ФСФР России от 22.06.2005 № 05-23/пз-н. Положением предусмотрено, что отчетность ПИФ публикуется на сайте в сети Интернет, электронный адрес которого включает доменное имя, права на которое принадлежат УК ПИФ. Соответствующая отчётность и информация о деятельности ПИФ, паи которого ограничены в обороте, публичному раскрытию не подлежит.

Copyright © 2019, APEX Consulting Group

119049 г. Москва, 1-й Люсиновский переулок, дом 3Б
Тел./факс: +7 (495) 646-04-62

Согласие на обработку персональных данных пользователя – физического лица

Пользователь, регистрируясь в личном кабинете на интернет-сайте http://www.pifconsulting.ru дает согласие свободно, своей волей и в своем интересе Обществу с ограниченной ответственностью «Центр корпоративных решений», расположенному по адресу: 119049, г. Москва, ул. 1-ый Люсиновский пер., д.3Б (далее – оператор), на обработку своих персональных данных со следующими условиями (далее – Согласие):

  1. Цель обработки персональных данных – подача сообщения обратной связи с последующим получением ответа (ответов) на него.
  2. Согласие дается на обработку следующих персональных данных:
  • персональные данные, не являющиеся специальными или биометрическими: фамилия, имя, отчество;
  • адрес электронной̆ почты;
  • номер телефона;
  • пол;
  • пользовательские данные: тип и версия ОС;
  • тип и версия браузера;
  • тип устройства;
  • информация об источнике доступа пользователя к сайту, сведения о провайдере.
  1. Персональные данные не являются общедоступными.
  2. Оператор вправе поручить обработку персональных данных пользователя – физического лица третьим лицам, на основании заключаемых с этими лицами договоров.
  3. Перечень действий с персональными данными, на совершение которых дается согласие – сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение.
  4. Данное Согласие дается на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации.
  5. При обработке персональных данных оператор руководствуется ст. 24 Конституции Российской Федерации; ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006г. №152-ФЗ «О персональных данных»; Уставом и своими внутренними документами, определяющими политику в сфере обработки персональных данных; настоящим согласием на обработку персональных данных.
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 3 (Трёх) календарных лет с момента отправки пользователем сообщения обратной связи, содержащего персональные данные.
  7. Согласие может быть отозвано пользователем – физическим лицом или его представителем путем направления оператору письменного заявления по его адресу.
  8. В случае отзыва пользователем – физическим лицом или его представителем согласия на обработку персональных данных оператор вправе продолжить обработку персональных данных без согласия субъекта персональных данных при наличии оснований, дающих в соответствии с нормативными актами Российской Федерации осуществлять обработку персональных данных без согласия субъекта персональных данных.
  9. Настоящее согласие действует с даты его предоставления пользователем – физическим лицом до даты одного из следующих событий, которое наступит раньше:
  • отзыв согласия в письменной форме (п. 8 настоящего согласия);
  • прекращение обработки персональных данных в соответствии с п. 9 настоящего согласия.

Требования к активам управляющих компаний могут быть ужесточены

Банк России планирует пересмотреть условия, которым должны соответствовать собственные средства компаний, управляющих средствами инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов (ПИФ) и негосударственных пенсионных фондов (НПФ). Проект 1 соответствующего указания регулятор разместил на своем сайте.

Планируется, что минимальный размер собственных средств впервые привяжут к стоимости имущества, которое находится в доверительном управлении у компании. Так, размер собственных средств управляющих компаний будет рассчитываться как разница между стоимостью активов и суммой обязательств управляющей компании. Стоимость недвижимого имущества, принимаемого к расчету собственных средств управляющей компании, будет определяться на основании отчета оценщика.

При этом предлагается не учитывать:

  • активы, находящиеся в доверительном управлении управляющей компании, и обязательства, подлежащие исполнению за счет указанных активов;
  • активы, распоряжение которыми ограничено на основании решения органа государственной власти или на которые установлено обременение;
  • вложения в собственные акции (доли);
  • задолженность учредителей (участников, акционеров) по вкладам в уставный капитал или по вкладам в имущество управляющей компании и т. д.

Установлен минимальный размер собственных средств управляющих компаний. На момент вступления новых правил в силу он должен быть не менее 10 млн руб., по истечении шести месяцев с этого момента – не менее 15 млн руб., по истечении года – сумму 20 млн руб. плюс 0,02% величины превышения суммарной стоимости средств в доверительном управлении управляющей компании над 3 млрд. руб., но не более 80 млн руб. Подобный дифференцированный подход, подчеркивают в Банке России, применяется и в зарубежной практике, например, в Европейском союзе.

Главный банк страны отмечает, что поправки позволят увеличить долю наиболее качественных и ликвидных активов в составе собственных средств управляющих компаний.

Управляющие компании и кадры: управляй, доверяй, проверяй

"Кадровик. ру", 2012, N 11

УПРАВЛЯЮЩИЕ КОМПАНИИ И КАДРЫ: УПРАВЛЯЙ, ДОВЕРЯЙ, ПРОВЕРЯЙ

(О кадрах в управляющих компаниях

по доверительному управлению

паевыми инвестиционными фондами)

В настоящее время в бизнесе распространена практика получения доходов от коммерческой деятельности, связанной с привлечением денежных средств и иного имущества. Для объединения доходов прибегают к размещению акций или заключению договоров доверительного управления. Интересным решением для собственника и инвестора активов может оказаться такая форма финансово-организационного структурирования, как паевые инвестиционные фонды (ПИФы). На правах доверительного управления ими оперируют соответствующие управляющие компании (УК).

Существующее законодательство и практика регулирования деятельности управляющих компаний ПИФ достаточно строго (если не сказать - жестко) относятся к соблюдению всех требований, которые предъявляют нормы многочисленных нормативных правовых актов, регулирующих эту отрасль. Помимо прочего, это касается и норм, регулирующих трудовые отношения и кадровый документооборот управляющих компаний. Рассмотрим несколько ярких примеров из практики кадрового дела в УК ПИФа.

Особенности штатных должностных лиц - сотрудников УК

Особенности возникают при приеме на работу ключевых сотрудников управляющей компании, деятельность которых дополнительно контролируется государственными регуляторами (Федеральной службой по финансовым рынкам, Росфинмониторингом и т. п.). К профессиональному опыту и квалификации таких работников - специалистов по доверительному управлению имуществом - предъявляются особые требования. К таким специалистам относятся: лицо, исполняющее функции единоличного исполнительного органа управляющей компании паевого инвестиционного фонда (руководитель УК), контролер УК и специалист.

С точки зрения специального законодательства руководитель УК - работник организации, осуществляющей деятельность на финансовом рынке, назначенный на должность в установленном порядке в соответствии с учредительными документами организации, исполняющий функции ее единоличного исполнительного органа.

В законодательстве имеются строгие ограничения, кем не может быть руководитель УК. Так, согласно Федеральному закону от 29.11.2001 N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах", он не должен быть:

- работником специализированного депозитария, регистратора, аудиторской организации акционерного инвестиционного фонда, оценщика этого фонда. Также он не может привлекаться указанными организациями для выполнения работ (оказания услуг) по гражданско-правовым договорам, как не может быть одновременно оценщиком фонда либо аффилированным с ними лицом;

- руководителем в финансовых организациях (управляющая компания, специализированный депозитарий, акционерный инвестиционный фонд, профессиональный участник рынка ценных бумаг, кредитная организация, страховая организация, негосударственный пенсионный фонд) в момент совершения ими нарушений, за которые последовало аннулирование лицензии на осуществление соответствующих видов деятельности, и со дня аннулирования не прошло трех лет;

- лицом, в отношении которого не истек срок административного наказания в виде дисквалификации (от 6 месяцев до трех лет);

- лицом, имеющим судимость за умышленные преступления.

Руководитель УК должен иметь высшее профессиональное образование, подтвержденное либо документом государственного образца Российской Федерации или СССР о высшем профессиональном образовании, либо документом иностранного государства об образовании и свидетельством иностранного государства об эквивалентности образования. Кроме того, руководитель должен соответствовать требованиям к профессиональному опыту, установленным федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг, квалификационным требованиям.

У него должен быть квалификационный аттестат специалиста финансового рынка по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами (пятого типа, 5.0). В его "истории" не должно быть аннулирования квалификационного аттестата, если с даты такого события прошло менее трех лет.

Претендент на должность руководителя УК должен обладать опытом работы в организациях, функционирующих на финансовом рынке, принимающих (готовящих) решения в области финансового рынка; занимать не менее 2 лет должности не ниже руководителя отдела или иного структурного подразделения организаций, осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг и/или деятельность по управлению инвестиционными фондами.

Помимо обычных стандартных кадровых документов, сотруднику, отвечающему за кадровое делопроизводство в УК ПИФа, можно дополнительно и только в добровольном порядке поручить проверить или подготовить следующие документы:

- заверенную копию протокола об избрании (назначении) на должность лиц, осуществляющих функции единоличного исполнительного органа, заверенную в установленном порядке;

- справку о наличии (отсутствии) судимости;

- выписку (справку) из реестра дисквалифицированных лиц;

- копию квалификационного аттестата специалиста финансового рынка по управлению фондами.

Это еще одна специальная единица в штате УК ПИФа. Работник организации, действующей на финансовом рынке, назначенный в установленном порядке на должность по основному месту работы указанного лица. В соответствии со своими должностными обязанностями он отвечает за ведение внутреннего контроля за деятельностью организации или ее филиала на финансовом рынке (заместитель руководителя по внутреннему контролю, контролер филиала, контролер).

Контролер (руководитель службы внутреннего контроля) назначается на должность и освобождается от должности на основании решения совета директоров (наблюдательного совета), а при его отсутствии - решения общего собрания акционеров (участников) управляющей компании. Контролер (руководитель службы внутреннего контроля) подотчетен совету директоров (наблюдательному совету) или общему собранию акционеров (участников) управляющей компании.

Контролерами не могут быть: руководитель организации, выполняющий функции внутреннего контроля, и лица, указанные в требованиях к руководителю УК.

Контролер также должен иметь высшее образование и квалификационный аттестат специалиста финансового рынка, обеспечивающий соответствие указанных в нем видов деятельности в области финансового рынка всем видам деятельности, осуществляемой управляющей компанией на финансовом рынке.

Общий опыт работы контролера должен составлять не менее 1 года в должности не ниже работника организации, работающей на финансовом рынке, т. е. специалиста.

Как и в случае с руководителем УК, в трудовой "истории" контролера также не должно быть:

- аннулирования квалификационного аттестата, если со дня аннулирования прошло менее трех лет;

- факта работы ранее на руководящей деятельности или в должности контролера в организации, которая была лишена лицензии из-за нарушений, если со дня аннулирования лицензии прошло менее 3 лет.

Контролер должен быть оформлен только по основному месту работы.

Работник УК или ее филиала, который в соответствии со своими должностными обязанностями, непосредственно связанными с осуществлением деятельности на финансовом рынке, выполняет в том числе какие-либо из функций исполнителя, предусмотренных Положением ФСФР России о специалистах финансового рынка.

Кадровой службе следует помнить об особенностях отнесения работников УК ПИФа к специалистам. Таковыми могут считаться работники структурных подразделений УК и ее филиала, исключительной функцией которых может являться ведение бухгалтерского учета УК ПИФа. При этом следует знать, что под исключительностью выполняемых функций подразумевается несовмещение выполняемых функций с иными бизнес-процессами организации (п. 4 Приказа ФСФР России от 28.01.2010 N 10-4/пз-н, в ред. Приказа ФСФР России от 09.06.2011 N 11-27/пз-н).

Если же работники осуществляют иные функции (информационно-техническое обеспечение деятельности УК, хозяйственную деятельность, обеспечение безопасности организации, ведение документации, связанной с кадрами и их движением (сотрудники кадровой службы)), то с точки зрения специального законодательства специалистами финансового рынка они не являются.

Требования к специалисту несколько мягче: у него должен быть соответствующий, не аннулированный в течение 3 последних лет квалификационный аттестат; подтвержденное высшее образование и опыт (стаж) работы приветствуются, но не обязательны.

В следующей статье мы подробнее поговорим об особенностях кадрового документооборота в управляющей компании ПИФа и тех вопросах, с которыми кадровый работник может встретиться на практике, требованиях к должностным инструкциям, специфике подсчета стажа, ответственности специальных лиц УК и прочих нюансах.

Читайте так же:  Косвенные налоги это налог с продажи
Для любых предложений по сайту: [email protected]