Содержание:
Образец приказа о прохождении производственной практики
В приказе о прохождении производственной практики нужно четко зафиксировать условия временного трудоустройства для студента. При этом многие работодатели упускают из виду сразу несколько важных пунктов такого приказа.
Из статьи вы узнаете:
Не пропустите: главные изменения в кадровой работе
Что принято и вступило в силу в этом месяце.
Производственная практика
Понятие практики закреплено в Федеральном законе от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании».
В частности, в ст. 2 указанного нормативно-правового акта говорится о том, что практика представляет собой специальный вид обучающей деятельности, основной целью которого является формирование, развитие, освоение и закрепление практических знаний и навыков в процессе непосредственного осуществления трудовых обязанностей, связанных с будущей специальностью. О том, почему именно практическое обучение так важно для повышения эффективности образовательной программы, читайте в этом материале.
Подробнее об образце приказа о прохождении производственной практики читайте в статьях:
В свою очередь, вопросы реализации производственной практики в рамках программы обучения студентов, получающих высшее образование, регулируются приказом Минобрнауки России от 27.11.2015 N 1383.
Скачать документы по теме:
В этом приказе выделяются два основных вида практики:
- учебная, которая проводится в рамках учебных мастерских, функционирующих при образовательном учреждении;
- производственная, которая осуществляется на реальном предприятии под руководством уполномоченного сотрудника.
Читайте советы о том, как организовать производственную практику, от экспертов «Системы Кадры»
Обратите внимание! Преддипломная практика также организуется в формате производственной.
Организация производственной практики
Формат, продолжительность, курс, на котором студенты проходят производственную практику, и другие параметры ее организации определяются учебным заведением. Согласно приказу № 1383 прохождение практики на предприятии для студентов производится на основании соглашения, заключенного между компанией и образовательным учреждением. Положения указанного договора налагают на обе стороны соответствующие обязанности, в том числе:
Сегодня все более распространенной является ситуация, когда студенты трудоустраиваются уже в процессе обучения либо сразу же после его окончания. На этот счет приказ № 1383 содержит важное указание: обучающиеся, которые заключили трудовой договор с конкретным предприятием, как правило, проходят производственную практику именно в этой организации. Но это правило действует только в том случае, когда работа соответствует требованиям и содержанию практики.
О том, как оформить практиканта на практику без оплаты и определить порядок оплаты труда студентов в конкретной ситуации, читайте в нашем материале.
Оформление производственной практики
Принимая студента на практику, компания должна документально оформить его статус, в частности, студент может быть оформлен в качестве сотрудника предприятия — пусть и временного. Конкретный перечень этих документов зависит от механизма оформления студента. Действующее законодательство в этом отношении предусматривает следующие варианты:
- Принятие студента на практику без оформления по трудовому законодательству. Это возможно в случае, если предприятие заключило с образовательным учреждением договор о приеме обучающихся на практику, а сами задания, которые им выдаются, носят скорее ознакомительный, нежели производственный характер.
- Принятие студента на практику по гражданско-правовому договору. Такие договоры заключаются в случае, если студенту поручаются реальные рабочие задачи, за выполнение которых он получает вознаграждение. Они определяют продолжительность сотрудничества сторон в рамках практики и условия оплаты трудовой деятельности практиканта.
- Заключение трудового договора со студентом. Это возможно в случае, если на предприятии имеются вакантные должности по профилю производственной практики студента. В такой ситуации заключается срочный трудовй договор. В этом случае на студента распространяются все положения действующего законодательства, включая предоставление социальных гарантий.
О преимуществах и недостатках каждого из этих вариантов оформления студентов на практику наш эксперт рассказывает в этой статье.
Вопрос из практики
Может ли подросток проходить производственную практику на работах с вредными или опасными условиями труда?
Ответ подготовлен совместно с редакцией «Системы Кадры»
Отвечает Нина Ковязина,
заместитель директора департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении минздрава России
Может, но только с соблюдением некоторых условий.
Подросток может быть допущен к таким работам при выполнении следующих условий:
- ему исполнилось 16 лет;
- он прошел медицинский осмотр;
- продолжительность рабочего дня не более четырех часов со строгим соблюдением санитарных правил и норм по охране труда;
- работы не ведутся на высоте, не являются верхолазными, взрывоопасными, подземными и подводными…
Задайте свой вопрос экспертам «Системы Кадры»
Если студент уже работает в данной компании по трудовому договору, однако получаемое им образование не соответствует профилю занимаемой им должности, он все равно может пройти практику в этой организации. Для этого потребуется оформить для него временный перевод на должностную позицию согласно направлению обучения. После завершения производственной практики он сможет вернуться к исполнению своих основных обязанностей.
О том, как оформить временный перевод сотрудника на другую работу, мы рассказываем в нашем материале.
Приказ о прохождении производственной практики
Работодатель, принимающий практикантов, должен знать, как оформить студента на практику с соблюдением всех требований действующего законодательства. Обязательным элементом процедуры оформления является издание приказа о прохождении производственной практики. Образец такого документа в актуальном законодательстве отсутствует. Поэтому предприятие самостоятельно разрабатывает форму такого приказа.
Как правило, при его составлении к нему предъявляются два основных требования:
- соответствие внутренним правилам оформления документации в компании;
- соответствие общим требованиям формирования документации.
Что касается собственно образца приказа о прохождении производственной практики, помимо перечисленных условий, он также должен соответствовать положениям договора, заключенного между предприятием и образовательным учреждением. Помимо этого, он должен пройти согласование у сотрудника, которому будет поручено руководство практикой, и генерального директора компании. О том, как оформить утверждение образца приказа о прохождении практики студентов, мы подробно рассказываем в нашей статье.
Структура приказа о прохождении производственной практики
Приказ о прохождении практики студентом по образцу, установленному в организации, должен иметь структуру, характерную для подобных документов. В частности, ее можно условно разделить на следующие блоки:
В некоторых случаях в текст документа может понадобиться внести дополнительную информацию. Подробнее об этом читайте в нашей статье.
Образец приказа о прохождении практики студентов
Приказ о приеме на практику студента, образец которого составляется непосредственно перед тем, как он приступит к своим обязанностям, имеет свои особенности. Так, в целях оптимизации типовой структуры такого документа, изложенной выше, опытные сотрудники кадровых служб рекомендуют обратить внимание на используемые формулировки и указание необязательных, но существенных организационных нюансов.
Документ стоит составлять на официальном бланке организации — разумеется, в случае, если она использует их в своей работе. О том, какие формулировки целесообразно использовать для составления образца приказа о прохождении производственной практики, вы можете прочитать в нашем материале.
Пять вопросов, которые возникают у кадровика при приеме студентов на практику
Ответ подготовлен совместно с редакцией журнала «Кадровое дело
Отвечает Арина МАЛАЯ,
юрист, эксперт журнала «Кадровое дело»
К нам обратился работник нашей компании с просьбой оформить его сына на неоплачиваемую производственную практику. Руководитель не возражает. Должны ли мы заключить с вузом договор о том, что студент проходит у нас производственную практику? Если договор заключим, не возникнет ли обязанность в будущем принимать на практику других студентов из этого вуза?
Чтобы оформить студентов на неоплачиваемую практику, заключите договор с вузом (п. 8 Положения, утв. приказом Минобрнауки от 27.11.2015 № 1383, далее – Положение).
На основании договора о прохождении студентами практики учебное заведение направляет практикантов в организации (п. 24 ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ, п. 1, 5, 16 Положения). Вуз в соответствии с учебным планом установит продолжительность практики, определит, какие задания должен выполнять студент (п. 12 Положения)…
Полная версия ответа доступна после бесплатной регистрации
Оформление результатов производственной практики
Помимо приказа о прохождении практики на предприятии по образцу, установленному на предприятии, в ходе работы и по ее результатам необходимо будет оформить еще ряд документов. Так, в процессе прохождения производственной практики студент ежедневно заполняет специальный дневник, в котором отражается суть выдаваемых ему заданий и результаты его деятельности по их выполнению.
Эти промежуточные результаты заверяются подписью руководителя практики, который также может фиксировать свои замечания непосредственно в дневнике. Кстати, в этой статье мы приводим много полезных советов по организации производственной практики студентов с максимальной эффективностью.
По завершении производственной практики студент готовит итоговый отчет, в котором описывает цели, задачи, процесс и результат работы на конкретном предприятии, а также значение пройденного вида обучения для будущей профессиональной деятельности.
Самые актуальные статьи по теме из практического журнала «Кадровое дело»
Обращаем внимание! Результаты прохождения практики оцениваются и учитываются в порядке, установленном организацией.
По общему правилу, руководитель практики составляет на студента характеристику, в которой отражает особенности его работы в ходе прохождения производственного обучения и описывает замечания к его работе. Кроме того, в характеристике он оценивает результаты и способность студента применить теоретические знания, полученные в образовательном учреждении, на практике.
А вот выдача каких-либо свидетельств или сертификатов по окончании производственной практики не предусмотрена. Это связано с тем, что производственная организация, привлекающая студентов на практику, как правило, не имеет лицензии на осуществление образовательной деятельности. При этом фактическое ведение такой деятельности в условиях отсутствия лицензии представляет собой нарушение, за которое предусмотрена административная и даже уголовная ответственность. Конкретные меры, которые могут быть применены к компании в этой ситуации, описаны в нашем материале.
Комсомольский-на-Амуре государственный университет
Komsomolsk-na-Amure state university
04 янв., Пятница
неделя по знаменателю
Нормативные документы
РП 1 Выработка согласованных условий деятельности (Приказ № 410-О от 30.10.2014)
Журнал ознакомления
Оценка результативности деятельности ППС и формы индивидуальных планов-отчетов преподавателей
2018 / 2019 учебный год
О совершенствовании системы оценки результативности (Приказ № 450-О от 12.10.2018 с приложениями)
Приложение 1 Перечень показателей результативности деятельности сотрудников из числа профессорско-преподавательского состава университета
Приложение 2 Условия определения размера стимулирующих выплат сотрудникам из числа профессорско-преподавательского состава университета
Приложение 3 Индивидуальный план-отчет преподавателя (с учетом приказа № 501-О от 25.10.2018)
Приложение 4 Титульный лист индивидуального плана-отчета преподавателя военной кафедры
Приложение 5 Титульный лист индивидуального плана-отчета преподавателя кафедры «Физическое воспитание и спорт»
2017 / 2018 учебный год
Дополнительные показатели оценки результативности ППС факультета (института), военной кафедры:
2018 / 2019 учебный год
2017 / 2018 учебный год
ССФ (протокол общего собрания коллектива ППС факультета от 30.11.2017 № 2)
ЭТФ (протокол заседания ученого Совета ЭТФ от 04.12.2017 № 3)
ФЭХТ (протокол заседания ученого совета ФЭХТ от 08.12.2017 № 2)
СГФ (протокол заседания Ученого совета социально-гуманитарного факультета от 28.11.2017 № 2)
ФКС (выписка из протокола заседания ученого совета ФКС от 08.12.2017 № 3)
ФКТ (выписка из протокола заседания Ученого совета факультета от 18.12.2017 № 6)
ИКПМТО (выписка из протокола заседания ученого Совета ИКПМТО от 20.11.2017 № 3)
ФЭМ (выписка из протокола заседания ученого совета ФЭМ от 10.10.2017 № 2)
2016 / 2017 учебный год
ЭТФ (протокол заседания Ученого совета факультета от 15.11.2016 № 3)
ССФ (протокол общего собрания коллектива ППС факультета от 17.11.2016 № 2)
ФКТ (выписка из протокола заседания Ученого совета факультета от 26.12.2016 № 2)
ФЭТМТ (выписка из протокола собрания НПР и обучающихся факультета от 14.10.2016 № 1)
СГФ (протокол заседания Ученого совета факультета от 27.10.2016 № 2)
ФЭМ (выписка из протокола заседания Ученого совета факультета от 30.11.2016 № 2)
ФКС (выписка из протокола заседания совета факультета от 25.10.2016)
ИКПМТО (протокол заседания совета факультета от 21.11.2016 № 3)
Приказ на практику аспиранта
C 14 ноября 2018 г. по 25 января 2019 г. года ведется прием заявок на третий Конкурс им. Л.С. Выготского.
С 15 ноября 2018 года по 3 февраля 2019 года открыт прием заявок на участие в XXI межвузовской студенческой научной конференции «Студент-Исследователь-Учитель», организатором которой является РГПУ им. А.И. Герцена.
14 февраля в РГПУ им. А.И. Герцена состоится VI Всероссийская научно-практическая конференция «Педагогическая наука и современное образование», которая традиционно проводится в День российской науки.
11-12 апреля в РГПУ им. А.И. Герцена состоится международная научная конференция «Герценовские чтения. Иностранные языки». Заявки на участие принимаются до 20 января.
26 — 27 апреля в РГПУ им. А.И. Герцена состоится XX Международная научно-практическая конференция «Проблемы педагогической инноватики в профессиональном образовании».
«Известия»: классик мирового кинематографа Кшиштоф Занусси провел творческую встречу со студентами Герценовского университета.
ТАСС, телеканал «Россия.24», телеканал «Санкт-Петербург», «Петербургский дневник», «Учительская газета»: Путин вручил госнаграды выдающимся россиянам. Звания «Народный учитель РФ» был удостоен профессор РГПУ им. А.И. Герцена С.Е. Рукшин.
Телеканал «Санкт-Петербург»: экспертный комментарий профессора кафедры клинической психологии и психологической помощи института психологии РГПУ им. А.И. Герцена Е.Е. Малковой в программе «Хорошее утро».
«Новости Адмиралтейского района Санкт-Петербурга»: Педагогический клуб «Дискуссионная среда» в Адмиралтейском районе. РГПУ им. А.И. Герцена принял участие в организации мероприятия.
МИА МИР: В РГПУ им. А.И. Герцена пройдет конференция «Педагогика текста. Классическая литература в современном школьном образовании».
«Absolut TV»: Профориентацию инвалидов и лиц с ОВЗ в «Университетский день» обсудили представители РГПУ им. А.И. Герцена.
«Звезда»: В Военно-космической академии имени А.Ф. Можайского прошла акция Русского географического общества «Географический диктант». И.о. декана факультета географии РГПУ им. А.И. Герцена Д.А. Субетто прокомментировал данное мероприятие.
В декабре 2018 года отмечают юбилейные даты наши сотрудники:
- 06.12. Бахвалова Светлана Борисовна — доцент факультета безопасности жизнедеятельности
- 06.12. Гутник Ирина Юрьевна — доцент института педагогики
- 08.12. Матвеев Анатолий Николаевич — слесарь Выборгского филиала
- 10.12. Клеошкина Светлана Викторовна — программист управления информатизации
- 11.12. Айрапетова Эльвида Рафаэловна — вахтёр Волховского филиала
- 13.12. Титова Елена Владимировна — профессор института педагогики
- 14.12. Верин Лудвиг Анатольевич — старший вахтёр управления охраны и пожарной безопасности
- 16.12. Колунтаева Людмила Ивановна — доцент Выборгского филиала
- 21.12. Прохорова Лариса Николаевна — техник института иностранных языков
- 21.12. Саморядов Василий Андреевич — старший вахтёр управления охраны и пожарной безопасности
- 21.12. Зачиняев Ярослав Васильевич — профессор Выборгского филиала
- 21.12. Кондракова Ирина Эдуардовна — начальник управления организационно-методического обеспечения сотрудничества в педагогическом образовании
- 23.12. Пахомов Сергей Владимирович — доцент института философии человека
- 24.12. Копылова Вера Алексеевна — заведующая лабораторией института химии
- 26.12. Сычева Татьяна Викторовна – дворник Агробиостанции
- 26.12. Стрельцова Татьяна Юрьевна — уборщица Агробиостанции
- 28.12. Черненко Дмитрий Федорович — оперативный дежурный управления охраны и пожарной безопасности
- 29.12. Березовский Анатолий Викторович — доцент факультета изобразительного искусства
- 31.12. Корнилова Нина Александровна — вахтёр Волховского филиала
- 31.12. Худяков Андрей Иванович — профессор института психологии
Желаем нашим юбилярам всего самого лучшего: здоровья, успехов, счастья, мира в семье, благополучия!
Приказ на практику аспиранта
ОБЪЯВЛЕНИЯ
ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СВФУ
_____________________________________________________________________
Согласно требованиям Службы Охраны труда, необходимо при оформлении приказов на все виды практики, в обязательном порядке предоставлять в СОТ ИНСТРУКЦИЮ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИКИ (образец на примере метеорологической практики. ),
______________________________________________________
ДОГОВОР С МИНИСТЕРСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РС(Я) ДЛЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАБЛЮДАТЕЛЕЙ ГИА
______________________________________________________________
Просим ознакомится с приказом "О регистрации приказов по учебной деятельности" №1316 от 16.11.16 г.
____________________________________________________________________
ВНИМАНИЕ ВСЕМ ОФОРМЛЯЮЩИМ ДОКУМЕНТЫ НА ОПЛАТУ УЧИТЕЛЕЙ!
При заполнение дополнительного соглашения на оплату учителей, просим в преамбуле указывать "в лице проректора по педагогическому образованию Федорова Михаила Прокопьевича, действующего на основании доверенности № 20/2-815 от 18.05.2016 г." И соответственно внизу документа ставится подпись Федорова М.П., т.к. он является лицом имеющим право подписи на финансовых документах.
____________________________________________________________________
ВНИМАНИЕ!
С этого года необходимо оформлять
- заявление на командировку
на преподавателей и лаборантов выезжающих на практику. Подавать его надо в заполненном виде (ручкой) в каб. 224 или 225 кураторам подразделений по кадрам. Если возникли вопросы обращайтесь по телефонам отдела кадров 360511, 354601.
_______________________________________________________________________________________________
Для сдачи заявок на финансирование практик необходимо подавать следующие документы: сметы , данные по ГСМ заявку на приобретение расходных материалов . Данные документы предоставляются ответственному за практику по УЧП, после чего он составляет сводную смету и в электронном виде отправляет на почту [email protected] и после согласования с Владимировой П.Е., предоставляет подписанный бумажный вариант.
_______________________________________________________________________________
Образец формы отчета по организации практики обучающихся
_______________________________________________
Расчет часов практики по Положению от 16.06.15 г.
ВНИМАНИЕ!
Просим ознакомиться с пакетом документов на оплату руководителей практик образовательных учреждений Подробная инструкция по заполнению и пояснения прилагаются:
ВНИМАНИЕ!
АДРЕС КАБИНЕТА МЕДОСМОТРА:
КЛИНИКА МЕДИЦИНСКОГО ИНСТИТУТА, КУЛАКОВСКОГО 36, 3 ЭТАЖ, КАБ. 316, ТЕЛЕФОН 496655; 496656; ОТВЕТСТВЕННАЯ: ПОПОВА НАДЕЖДА ДМИТРИЕВНА
Все студенты выезжающие на практику с оплатой, должны оформить командировочное направление, по данной форме. Командировочное направление выдается студенту кафедрой на основании приказа. Перед тем как подписать, направление необходимо зарегистрировать в журнале, в 201 каб. УЛК (Полина Егоровна или Елена Ивановна)
Приказ на практику аспиранта
Об организации педагогической практики аспирантов
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании», Положением о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 27 марта 1998 г. № 814, Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 марта 2011 г. № 1365 «Об утверждении федеральных государственных требований к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования для обучающихся в аспирантуре (адъюнктуре)», Инструктивным письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 июня 2011 г. № ИБ-733/12 «О формировании основных образовательных программ послевузовского профессионального образования», Положением об отделе аспирантуры и докторантуры Российской академии адвокатуры и нотариата (далее – Академия), иными локальными нормативными актами Академии.
1.2. Педагогическая практика аспирантов является составной частью (разделом) реализуемых в Академии основных профессиональных образовательных программ послевузовского профессионального образования для обучающихся в аспирантуре по специальностям научных работников отрасли 12.00.00 Юридические науки.
1.3. Педагогическая практика аспирантов представляет собой вид практической деятельности аспирантов по осуществлению учебно-воспитательного процесса в высшей школе, включающий в себя преподавание специальных дисциплин, организацию учебной деятельности студентов, научно-методическую работу и направленный на овладение ими системой знаний, умений и навыков, необходимых для самостоятельной преподавательской работы.
1.4. Организация педагогической практики направлена на выполнение государственных требований к уровню подготовки аспирантов и обеспечение непрерывности и последовательности овладения аспирантами навыками педагогической деятельности.
1.5. Положение определяет цель, задачи, порядок проведения педагогической практики аспирантов, обязанности руководителей практики, права и обязанности аспиранта во время прохождения практики.
1.6. Содержание и форма прохождения педагогической практики определяются разработанной на основании федеральных государственных требований и с учетом настоящего Положения программой практики для аспирантов, обучающихся по образовательной программе послевузовского профессионального образования по соответствующей специальности научных работников.
2. Цель и задачи педагогической практики
2.1. Целью педагогической практики является формирование у аспирантов профессиональной компетентности будущего преподавателя высшей школы.
2.2. Основными задачами педагогической практики являются:
— формирование у аспирантов целостного представления о педагогической деятельности в высшем учебном заведении, в частности, содержании учебной, учебно-методической и научно-методической работы, формах организации учебного процесса и методиках преподавания юриспруденции, применения прогрессивных образовательных технологий в процессе обучения студентов;
— овладение методами преподавания юридических дисциплин в высшем учебном заведении, а также практическими умениями и навыками структурирования и психологически грамотного преобразования научного знания в учебный материал, постановки и систематизации учебных и воспитательных целей и задач, устного и письменного изложения предметного материала, проведения отдельных видов учебных занятий, осуществления контроля знаний студентов, подготовки учебно-методических материалов по дисциплинам учебного плана;
— профессионально-педагогическая ориентация аспирантов и развитие у них индивидуально-личностных и профессиональных качеств преподавателя высшей школы, навыков профессиональной риторики;
— приобретение навыков построения эффективных форм общения со студентами в системе «студент-преподаватель» и профессорско-преподавательским коллективом;
— приобретение практического опыта педагогической работы в высшем учебном заведении;
— приобщение аспирантов к образовательным задачам, решаемым в Академии, вовлечение аспирантов в научно-педагогическую деятельность профильной кафедры;
— укрепление у аспирантов мотивации к педагогической работе в высших учебных заведениях;
— реализация возможности сочетания педагогической деятельности с научно-исследовательской работой, способствующего углубленному пониманию аспирантами проблематики и содержания изучаемой специальности юридической науки;
— комплексная оценка результатов психолого-педагогической, социальной, информационно-технологической подготовки аспиранта к самостоятельной и эффективной научно-педагогической деятельности.
3. Порядок и сроки проведения педагогической практики
3.1. Педагогическая практика проводится в ходе аспирантской подготовки в рамках освоения образовательной программы послевузовского профессионального образования по соответствующей специальности научных работников.
3.2. Продолжительность прохождения педагогической практики устанавливается в соответствии с учебными планами подготовки аспирантов.
3.3. Сроки прохождения педагогической практики устанавливаются в соответствии с учебными планами подготовки аспирантов, вносятся в индивидуальные планы аспирантов и утверждаются приказом ректора Академии.
3.4. Общий объем (трудоемкость) педагогической практики составляет 3 зачетные единицы (108 академических часов).
3.5. Продолжительность рабочей недели и рабочего дня аспиранта при прохождении практики определяются в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и с учетом допустимого максимального объема учебной нагрузки аспиранта 54 академических часов в неделю, включающих все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы.
3.6. Допуск к прохождению педагогической практики осуществляется приказом ректора Академии на основании представленных аспирантом в отдел аспирантуры и докторантуры следующих документов:
— заявления аспиранта о допуске к прохождению практики на имя ректора Академии;
— индивидуального календарно-тематического плана работы.
3.7. Индивидуальный календарно-тематический план работы составляется аспирантом совместно с научным руководителем и утверждается на заседании профильной кафедры.
3.8. Аспирант допускается к прохождению педагогической практики только при наличии приказа ректора Академии и индивидуального календарно-тематического плана.
3.9. Аспирантам, осуществляющим в Академии или иных высших учебных заведениях преподавательскую деятельность по трудовым договорам или договорам возмездного оказания услуг, а также имеющим стаж педагогической работы в высших учебных заведениях, педагогическая практика может быть зачтена приказом ректора Академии по итогам представления соответствующих подтверждающих документов и необходимой отчетной документации.
3.10. Приказ ректора Академии о зачете практики готовится отделом аспирантуры и докторантуры на основании следующих представленных аспирантом документов:
— заявления аспиранта о зачете практики на имя ректора Академии;
— копии трудовой книжки или справки из отдела кадров высшего учебного заведения с указанием должности, структурного подразделения (кафедры), ставки, периода работы;
— письменного отчета о педагогической деятельности с указанием видов и объема учебной работы;
— справки-характеристики учебной деятельности за подписью заведующего (заместителя заведующего) кафедрой соответствующего ВУЗа;
— выписки из протокола заседания профильной кафедры Академии о возможности зачета педагогической практики.
3.11. Педагогическая практика проводится на факультетах подготовки специалистов для судебной системы Академии по дисциплинам профильных кафедр Академии, реализующих программу послевузовского профессионального образования по соответствующей научной специальности.
3.12. Аспиранты заочной формы обучения имеют право проходить педагогическую практику по месту работы в высших учебных заведениях с последующим предоставлением необходимой отчетной документации.
3.13. Руководство педагогической практикой аспиранта возлагается на его научного руководителя.
3.14. Педагогическая практика предусматривает следующие обязательные виды деятельности:
— учебная аудиторная работа (проведение лекций, семинарских и практических занятий со студентами по дисциплинам профильной кафедры, предусмотренными программами высшего и среднего профессионального образования);
— учебная внеаудиторная работа (проведение индивидуальных консультаций по учебным дисциплинам, проверка домашних заданий, рефератов, контрольных заданий студентов очной формы обучения, проверка и рецензирование контрольных работ студентов заочной формы обучения);
— посещение лекционных, семинарских и практических занятий, проводимых преподавателями профильной кафедры;
— теоретическая работа (ознакомление с федеральными государственными образовательными стандартами, учебными и рабочими учебными планами, учебно-методическими комплексами по дисциплинам соответствующей кафедры, изучение методических материалов по осуществлению контроля качества знаний студентов (положений, инструкций и т.д.);
— самостоятельная учебно-методическая работа под контролем научного руководителя (подготовка к лекционным, семинарским и практическим занятиям, включающая составление письменных планов-конспектов; при возможности предоставления аспиранту такой формы практики – составление тестовых заданий для контроля знаний студентов, контрольных заданий, заданий для самостоятельной работы студентов, подготовка презентаций и т.д.).
3.15. Объем учебной аудиторной работы определяется программой педагогической практики для аспирантов, обучающихся по программе послевузовского профессионального образования по соответствующей специальности научных работников.
3.16. Доля лекционных занятий в объеме учебной аудиторной работы определяется для каждого аспиранта индивидуально.
3.17. Конкретное содержание педагогической практики аспиранта определяется заведующим (заместителем заведующего) кафедрой и научным руководителем в зависимости от индивидуального уровня педагогической и научной подготовки, плана работы над диссертационным исследованием.
3.18. Для всех видов деятельности при прохождении педагогической практики устанавливается академический час продолжительностью 45 минут.
3.19. При планировании педагогической практики аспиранта и учете выполненной работы следует руководствоваться утвержденными приказом ректора Нормами времени для расчета объема учебной работы, выполняемой профессорско-преподавательским составом Академии и Нормами времени для расчета объема учебно-методической и научно-исследовательской работы, выполняемой профессорско-преподавательским составом Академии.
3.20. При прохождении педагогической практики аспирант осуществляет педагогическую деятельность под руководством научного руководителя и получает от него консультации.
3.21. Присутствие научного руководителя на учебных занятиях, проводимых аспирантом, является обязательным.
3.22. В период прохождения педагогической практики аспиранты подчиняются правилам внутреннего распорядка Академии.
3.23. Перенос сроков прохождения педагогической практики по состоянию здоровья осуществляется приказом ректора Академии на основании личного заявления аспиранта на имя ректора, согласованного с заведующим (заместителем заведующего) кафедрой и научным руководителем, и соответствующего медицинского заключения.
4. Форма контроля и отчетности по педагогической практике
4.1. Формой отчетности по итогам прохождения педагогической практики является представленная аспирантом не позднее 10 дней после окончания практики следующая документация:
— индивидуальный календарно-тематический план работы;
— письменный отчет о прохождении практики, включающий сведения о выполненной аспирантом работе, приобретенных умениях и навыках, перечень проведенных учебных занятий с указанием даты и времени их проведения, курса и номера группы, тем занятий;
— план-конспект одного из проведенных аспирантом учебных занятий и его самоанализ, включающий анализ цели, структуры, организации и содержания занятия, методики его проведения, анализ работы студентов на занятии, анализ способов контроля и оценки знаний студентов;
— копии подготовленных аспирантом учебно-методических материалов или их фрагментов;
— отзыв научного руководителя, содержащий оценку выполненной аспирантом работы.
4.2. По итогам прохождения педагогической практики аспирант отчитывается на заседании профильной кафедры, дату и время проведения которого устанавливает заведующий (заместитель заведующего) кафедрой.
4.3. Процедура отчета состоит из доклада аспиранта о проделанной работе в период практики (не более 5 минут), ответов на вопросы по существу доклада, анализа отчетной документации и отзыва научного руководителя.
4.4. Критериями оценки результатов практики являются:
— мнение научного руководителя об уровне подготовленности аспиранта;
— степень выполнения программы практики;
— содержание и качество представленной аспирантом отчетной документации;
— уровень знаний, показанный при защите практики на заседании кафедры.
4.5. Формой контроля по педагогической практике является зачет. Решением кафедры прохождение практики оценивается как «зачет» или «незачет». Оценка «зачет» вносится в индивидуальный план аспиранта, оценка «незачет» в индивидуальный план не вносится.
4.6. Зачет по практике приравнивается к оценкам по теоретическому обучению и учитывается при ежегодной аттестации аспиранта.
4.7. Выписка из протокола заседания кафедры с указанием оценки «зачет» или «незачет» представляется в отдел аспирантуры и докторантуры на каждого аспиранта отдельно не позднее 10 дней после проведения заседания и подшивается в личное дело аспиранта вместе с письменным отчетом аспиранта о прохождении практики.
5. Обязанности научного руководителя, заведующего (заместителя заведующего) кафедрой, заведующего аспирантурой и докторантурой
5.1. Научный руководитель:
— осуществляет непосредственное руководство педагогической практикой аспирантов на соответствующей кафедре;
— подбирает дисциплину, учебную группу в качестве базы для проведения педагогической практики, согласовывая с соответствующими факультетами подготовки специалистов для судебной системы Академии, знакомит аспиранта с планом учебной работы;
— совместно с аспирантом составляет индивидуальный календарно-тематический план работы, дает согласие на допуск аспиранта к педагогической практике;
— обеспечивает четкую организацию, планирование и учет результатов педагогической практики аспирантов;
— готовит индивидуальные задания для прохождения аспирантами педагогической практики;
— проводит консультации, оказывает методическую помощь аспирантам при выполнении ими индивидуальных заданий;
— осуществляет контроль за прохождением педагогической практики аспирантами, соблюдением ее сроков и содержания и принимает меры по устранению выявленных недостатков;
— посещает учебные занятия, проводимые аспирантами;
— проводит открытые занятия;
— участвует в анализе и оценке отчетной документации аспиранта, готовит отзыв о прохождении им педагогической практики, дает рекомендации по дальнейшему совершенствованию профессиональных педагогических умений аспиранта;
— участвует в обсуждении вопросов организации практики на заседаниях кафедры и вносит предложения по ее совершенствованию.
5.2. Заведующий (заместитель заведующего) кафедрой:
— организует совместно с отделом аспирантуры и докторантуры проведение педагогической практики аспирантов на кафедре;
— обеспечивает необходимые условия для проведения педагогической практики по дисциплинам соответствующей кафедры;
— проводит совещания с преподавателями кафедры по вопросам организации и проведения педагогической практики аспирантов;
— посещает выборочно занятия, проводимые аспирантами в рамках прохождения педагогической практики;
— организует проведение заседаний кафедры по вопросам прохождения аспирантами педагогической практики и контролирует своевременную передачу выписок из протоколов заседаний кафедры в отдел аспирантуры и докторантуры.
5.3. Заведующий аспирантурой и докторантурой:
— совместно с заведующими профильными кафедрами организует проведение педагогической практики аспирантов;
— организует подготовку работниками отдела аспирантуры и докторантуры приказов по вопросам прохождения практики (о допуске к прохождению практики, зачете практики) и осуществляет контроль их исполнения;
— знакомит аспирантов с Положением об организации педагогической практики аспирантов, программой практики по соответствующей научной специальности, формой и содержанием отчетной документации;
— консультирует преподавателей кафедр и аспирантов по вопросам педагогической практики;
— докладывает об итогах проведения педагогической практики аспирантов на заседаниях Ученого совета Академии.
6. Права и обязанности аспиранта
6.1. Аспирант вправе:
— обращаться по всем вопросам прохождения педагогической практики к заведующему профильной кафедрой, научному руководителю, начальнику отдела аспирантуры и докторантуры;
— пользоваться необходимой учебной и учебно-методической литературой, нормативной документацией, имеющимися на соответствующей кафедре;
— посещать по предварительному соглашению учебные занятия, проводимые ведущими преподавателями профильной кафедры с целью изучения методики преподавания и знакомства с передовым педагогическим опытом.
6.2. Аспирант обязан:
— составить совместно с научным руководителем индивидуальный календарно-тематический план работы;
— до начала практики представить в отдел аспирантуры и докторантуры заявление о допуске к прохождению практики на имя ректора Академии по установленной форме и рассмотренный на заседании кафедры индивидуальный календарно-тематический план для подготовки приказа ректора о допуске к прохождению практики;
— осуществлять подготовку к каждому запланированному индивидуальным календарно-тематическим планом работы учебному занятию и обеспечивать высокое качество их проведения;
— выполнить все виды работ, предусмотренные программой педагогической практики;
— выполнять правила внутреннего распорядка и техники безопасности Академии;
— представить на кафедру в течение установленного срока после завершения практики отчетную документацию.