Перейти к содержимому

Как оформлять методическое пособие

Как оформлять методическое пособие

КАК СОСТАВИТЬ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Методические рекомендации – это один из видов методической продукции (наряду с методической разработкой, методическим пособием, дидактическим материалом).

Методические рекомендации представляют собой особым образом структурированную информацию, определяющую порядок, логику и акценты изучения какой-либо темы, проведения занятия, мероприятия.

Методические рекомендации содержат в себе раскрытие одной или нескольких частных методик, выработанных на основе положительного опыта. Их задача – рекомендовать наиболее эффективные, рациональные варианты, образцы действий применительно к определенному виду деятельности (в том числе к мероприятию).

В методических рекомендациях обязательно содержится указание по организации и проведению одного или нескольких конкретных дел, иллюстрирующих методику на практике.

Методические рекомендации должны иметь точный адрес (указание на то, кому они адресованы: педагогам, родителям, методистам, педагогам-организаторам, классным руководителям и т.д.). Соответственно этому регламентируется терминология, стиль, объем методических рекомендаций.

Структура методических рекомендаций

Методические рекомендации как вид методической продукции включают:

Ø титульный лист;

Ø сведения об авторе (авторах);

Ø пояснительную записку;

Ø список рекомендуемой литературы по данной теме;

Ø приложения (при необходимости).

Пояснения к отдельным структурным элементам методических рекомендаций
1. На титульном листе должны быть обозначены:

Ø название учреждения (в порядке нисходящей подчиненности);

Ø фамилия, имя, отчество автора;

Ø название (с пометкой о виде методической продукции – методические рекомендации);

Ø название города;

Ø год разработки.

2. На втором листе вверху приводится аннотация, включающая лаконичные сведения о:

Ø сути рассматриваемых вопросов;

Ø предназначении данных методических рекомендаций (какую помощь и кому призвана оказать настоящая работа – например, школьным учителям, зам. директоров школ по воспитательной работе, педагогам дополнительного образования);

Ø источнике практического опыта, положенного в основу рекомендаций (указать, на базе какого опыта разработаны данные методрекомендации );

Ø возможных сферах приложения предлагаемого вида методической продукции (в каких областях гуманитарного знания могут быть использованы настоящие рекомендации).

Ø Внизу второго листа помещаются сведения об авторе (авторах): Ф.И.О., должность, место работы, квалификационная категория или научная степень, контактный телефон.

3. Пояснительная записка должна содержать следующую информацию:

Ø обоснование актуальности разработки данных методических рекомендаций (здесь целесообразно дать краткий анализ положения дел по изучаемому вопросу: уточнить, в каких образовательных областях в настоящее время используются мероприятия (действия, методики и др.), сходные с предлагаемыми, в чем их достоинства и недостатки; охарактеризовать значимость предлагаемой работы с точки зрения реализации соответствующей федеральной или региональной программы; разъяснить, какую помощь и кому могут оказать настоящие методические рекомендации);

Ø определение цели предлагаемых методических рекомендаций (например: оказать методическую помощь педагогам-практикам, организаторам воспитательной работы с детьми по вопросам … ; составить алгоритм подготовки и проведения … мероприятия и т.п.);

Ø краткое описание ожидаемого результата от использования данных методических рекомендаций в системе дополнительного образования детей (например: овладение опытом организации предлагаемой методикой может стать основой для проведения подобных мероприятий по разным предметам школьного цикла; может способствовать повышению мотивации школьников и т.п.);

Ø обоснование особенностей и новизны предлагаемой работы в сравнении с другими подобными разработками, существующими в данной образовательной области.

4. Содержание методических рекомендаций может быть связано с самыми разнообразными вопросами: решением определенной педагогической проблемы, проведением массовых мероприятий, организацией летней кампании, проведением учебно-исследовательской работы, изучением отдельных тем образовательной программы и т.п. Поэтому содержание методических рекомендаций не имеет особо регламентированной структуры и может излагаться в достаточно произвольной форме. Например, его можно структурировать в следующей логике:

Ø описать (на основе состоявшегося опыта деятельности), что именно рекомендуется делать по исследуемому вопросу (поэтапно) и как (с помощью каких форм и методов;

Ø дать советы по решению: организационных вопросов (например, разработать план работы оргкомитета; определить этапы проведения мероприятия и сроки информирования его потенциальных участников, распределить поручения, обеспечить рекламную кампанию и т.д.); материально-техническому обеспечению (Интернет-ресурсы); финансовому обеспечению (источники и фиксированные суммы финансирования данного мероприятия), кадровому обеспечению (требования к экспертам);

Ø вычленить наиболее трудные моменты в организации и проведении описываемого вида деятельности (исходя из имеющегося опыта);

Ø предостеречь от типичных ошибок.

5. Список рекомендуемой литературы по теме рекомендаций составляется в алфавитном порядке, в соответствии с современными правилами оформления литературных источников.

6. Приложения включают материалы, необходимые для организации рекомендуемого вида деятельности с использованием данных методических рекомендаций, но не вошедшие в блок «Содержание». В числе приложений могут быть:

Ø планы проведения конкретных дел, мероприятий;

Ø тестовые задания;

Ø методики создания практических заданий, адресованных обучающимся ;

Ø примерные вопросы к играм, конкурсам, викторинам;

Ø методики определения результатов по конкретным видам деятельности;

Ø схемы, диаграммы, фотографии, карты, ксерокопии архивных материалов;

Ø примерная тематика открытых мероприятий, экскурсий и т.д.

КАК СОСТАВИТЬ МЕТОДИЧЕСКУЮ РАЗРАБОТКУ

Методическая разработка – издание, содержащее конкретные материалы в помощь по проведению какого-либо мероприятия (в том числе учебного занятия в системе ДОД), сочетающее описание последовательности действий, отражающих ход его проведения, с методическими советами по его организации.
Методическая разработка – комплексная форма, которая может включать также сценарии, планы выступлений, описание творческих заданий, схемы, рисунки и т.д.
Примерная схема методической разработки может включать:
■ название разработки;
■ сведения об авторе;
■ цель мероприятия;
■ возраст детей;
■ условия осуществления мероприятия;
■ перечень используемого оборудования и материалов;
■ описание хода проведения мероприятия, отражающего последовательность действий или подачи учебного материала;
■ методические советы по его организации и подведению итогов;
■ список использованной литературы;
■ приложения (схемы, таблицы, рисунки, тестовые задания, карточки для индивидуальной работы, вопросы викторины, сценарий и др.).

КАК РАЗРАБОТАТЬ МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

Методическое пособие – комплексный вид методической продукции, обобщающий значительный опыт, накопленный в системе дополнительного образования детей и содержащий рекомендации по его использованию и развитию.
Авторами методических пособий являются, как правило, опытные педагоги и методисты, способные систематизировать практический материал собственной работы и работы коллег по профессии, учесть и использовать в обосновании предлагаемых методик теоретические разработки современной педагогики дополнительного образования детей.
Задачей методического пособия является оказание практической помощи педагогам и методистам ДОД в приобретении и освоении передовых знаний как теоретического, так и практического характера.
Методические пособия в системе ДОД могут быть условно разделены на пять основных типов.
1. Методические пособия, посвященные рассмотрению содержания, форм работы и методик, используемых в системе дополнительного образования детей в целом.
2. Методические пособия, рассматривающие содержание, формы работы и методики по какой-либо отдельной направленности ДОД.
3. Методические пособия, рассматривающие содержание, формы работы и методики по какой-либо отдельной предметной области ДОД.
4. Методические пособия, рассматривающие содержание, формы работы и методики дополнительного образования детей применительно к определенному виду учреждений ДОД.
5. Методические пособия, рассматривающие содержание, формы работы и методики дополнительного образования детей в каком-либо отдельном учреждении ДОД.
Типовая структура методического пособия включает:
- введение, где формулируются цель и задачи данного пособия, указывается, на какую конкретную группу работников ДОД оно рассчитано, какие конкретные результаты может дать педагогам и методистам использование данного пособия;
- теоретическую часть, где излагается, как правило, в краткой форме (при необходимости с отсылкой к соответствующим работам) научно-педагогическое обоснование содержания пособия, характеризуется собственная методологическая позиция автора применительно к системе дополнительного образования детей как сфере образования, обладающей своими специфическими чертами;
- практическую часть, где систематизируется и классифицируется фактический материал, содержатся практические рекомендации, приводятся характерные примеры тех или иных форм и методик работы в ДОД;
- дидактическую часть, в которой сосредоточены дидактические материалы (схемы, таблицы, рисунки и т. п.), иллюстрирующие практический материал.
Кроме того, в состав методического пособия могут включаться различные необходимые нормативные документы, в том числе данного УДОД, использование которых позволит педагогу или методисту организовать свою работу в соответствии с имеющимися требованиями.
Обязательной частью методического пособия является список литературы, который желательно оформить с разделением на тематические рубрики (в соответствии с конкретными задачами, решаемыми в данном пособии) и, по возможности, с краткими аннотациями наиболее полезных педагогам и методистам ДОД рекомендуемых работ.

Учебно-методическое пособие на тему:
пособие "Составление и оформление методической продукции"

Методическое пособие предназначено для педагогов дополнительного образования, учителей образовательных учреждений и методистов.

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Усть - Кутского муниципального образования

Разработка и оформление

Будаева Н.А. Разработка и оформление дополнительной образовательной программы. Методическое пособие. Усть-Кут, 2014г.

Методическое пособие, составленное методистом - инструктором Детско-юношеского центра Будаевой Н.А.

Цель пособия – систематизировать, обобщить имеющийся опыт методической работы, помочь педагогическим работникам в разработке и оформлении методической продукции (методической разработки, пособия и др.)

Данное методическое пособие предназначено педагогам дополнительного образования, методистам – инструкторам, учителям, работающим в системе дополнительного образования детей, и носит рекомендательный характер.

Виды методической продукции

Рецензирование методической продукции

Приложение №1 Классификация основных видов методической продукции, рекомендуемых к включению в УМК и дополняющих образовательную программу

Приложение №2 Материалы для методической разработки «Занятие в детском творческом объединении УДОД»

Список используемой литературы

Виды методической продукции

Методическая продукция в учреждении дополнительного образования весьма разнообразна (приложение №1)

Издательская, методическая и библиотечная практика позволяют классифицировать методическую продукцию на:

  • информационно-методическую продукцию;
  • организационно-методическую продукцию.

Информационно- методическая продукция

Читайте так же:  Образец приказа на командировку нескольких сотрудников

Предназначена для того, чтобы, используя различные ее виды, изложить сведения, подлежащие распространению; проанализировать передовой педагогический опыт; разъяснить, как применять инновационные педагогические технологии и т. д.

краткая характеристика содержания книги, методического пособия, разработки. В ней раскрывается социально-функциональное и читательское назначение методического материала, его форма и другие особенности.

Издание особой формы, отпечатанное на одном листе, сложенном в тетерадь ширмообразно или иным способом.

выпускается с целью оперативного и систематического оповещения педагогических работников о новинках литературы, об инновационных формах работы и т. д.

В бюллетене публикуются нормативные правовые акты, регулирующие деятельность образовательных учреждений.

Специфической особенностью этого вида методической продукции является официальный характер материалов, включаемых в бюллетень.

периодическое текстовое листовое издание, содержащее официальные материалы, оперативную информацию и статьи по актуальным вопросам образования, а также литературные произведения, иллюстрации, фотоснимки, рекламу.

В газете используются различные жанры.

Событийная информация публикуется в виде заметок, интервью, репортажей, отчетов, а аналитические произведения – в виде очерка, зарисовки, фельетона, памфлета.

Газета используется для обмена мнениями по вопросам организации образовательного процесса, совершенствования профессионального мастерства педагогических работников, повышения их квалификации.

непериодическое листовое издание в виде одного или нескольких листов печатного материала установленного формата.

выпускаемое учреждением периодическое или продолжающееся издание, в котором публикуются материалы, статьи научного, информационного, методического характера, нормативные правовые акты.

наглядная форма ознакомления читателей с новинками литературы, методических материалов, освещающих передовой педагогический опыт работы, и других видов методической продукции.

Обычно выставка посвящается определенной теме, в соответствии с которой подбираются методические материалы.

В зависимости от времени действия выставка может быть временной и постоянной, в зависимости от расположения – стационарной, передвижной или выездной.

В структуру методической выставки входит:

  • заголовок, отражающий ее тему и назначение;
  • адресат;
  • разделы выставки (название, подзаголовок, эпиграф);
  • аннотации литературы.

сборник вопросов и ответов по содержанию конкретной работы и ее организации.

систематизированное в алфавитном порядке (как правило - по темам или направлениям) собрание карточек со сведениями и материалами по методической работе.

Картотеки могут быть:

  • методической литературы;
  • газетных и журнальных статей;
  • методических разработок;
  • медиатека;
  • видеотека,
  • фонотека;
  • игр; поговорок; цитат и др.

Картотека состоит из специальных каталожных карточек, заполненных по определенной схеме. По форме каталог может представлять собой либо каталожные карточки, объединенные в картотеку, либо просто линейный текст, либо папку-скоросшиватель с подборкой материалов.

непериодическое текстовое листовое издание объемом не более четырех страниц.

периодическое или продолжающееся текстовое листовое издание объемом не более четырех страниц, содержащее общественно-политическую, научную или производственную информацию.

Пояснение к методическим материалам, изложенным более сжато – планам, графикам, таблицам, схемам. Должна дать ответы на вопросы:

  • какие задачи решаются данной методической работой;
  • кому адресована;
  • на каких документах, фактах составлена;
  • какова система изложения материала.

Содержание кратких, важных сведений о выполнении каких – либо операций или осуществлении каких – либо функций. Наиболее распространенный вид методической продукции, позволяющий в сжатой форме дать алгоритм действий, круг обязанностей и перечень советов. Памятка невелика по объему (не более одного машинописного листа)

Методический информационный справочник

сборник вопросов и ответов на злободневные проблемы по организации и содержанию работы.

может быть частью описания, анализа, рекомендации, если после изложения основного тезиса комментируются положительные и отрицательные стороны анализируемого события.

Простое изложение проведенного воспитательного мероприятия, увиденного события или средств его проведения. Часто повествование идет от первого лица, присутствуют личные впечатления и эмоции. Требование к методическому описанию - подробное описание и разъяснение события и действия.

Описание передового педагогического опыта

включает в себя:

  • наименование опыта, автор, группа авторов или образовательное учреждение, адрес;
  • обоснование актуальности опыта и его значении для повышения уровня образовательного процесса; вид опыта по уровню новизны (новаторский, рационализаторский и др.);
  • теоретическая база опыта (сущность опыта), его технология (система конкретных действий, форм, методов и приемов работы);
  • ведущая педагогическая идея, вытекающая из данного опыта;
  • результативность;
  • возможность применения данного опыта в массовой практике.

собрание документов и иных материалов, характеризующих опыт работы или достижения в какой-либо деятельности.

Рекомендательный библиографический список (указатель)

библиографический список (указатель), назначение которого – помочь читателю в выборе литературы для углубленного изучения темы и расширения познаний в какой-либо области.

краткое изложение содержания документа или его части, включающее основные фактические сведения и выводы, необходимые для первоначального ознакомления с документом и определения целесообразности обращения к нему.

По характеру информации он носит информационный характер.

Описательно-информационный стиль реферата используется в том случае, если задача состоит в создании целостной картины развития той или иной отрасли науки или практики, где квалифицированный читатель сам мог бы отобрать то, что ему необходимо. Рекомендательный характер присущ реферату, освещающему узкую тему, где отбор материала и характер его обработки направлены на популяризацию наиболее значимого и ценного материала.

Примерная схема реферата

  • тему реферата,
  • его цель,
  • фамилию, имя и отчество автора,
  • план изложения темы,
  • метод и методологию работы,
  • область применения результатов,
  • выводы,
  • библиографию,
  • приложения.

непериодическое информационное издание, представляющее собой упорядоченную совокупность библиографических записей, составляющих реферат.

периодическое реферативное издание.

периодическое или продолжающееся реферативное издание, выходящее в виде сборника.

критическое сочинение, содержащее анализ и аргументированную оценку авторского оригинала или вышедшего в свет издания.

(тезисов докладов) научно-практической, методической конференций, семинаров, круглых столов – собрание методических материалов разных авторов, представивших свои доклады на методических мероприятиях разных типов. В структуру сборников материалов входят обычно:

- вступительный очерк (обращение организаторов мероприятия к участникам, вступительное слово редактора сборника и т. д.);

- материалы докладов (статьи) по секциям конференции;

- решение (резолюция) или рекомендации, выработанные по итогам работы участников мероприятия.

реферат, составленный на основе двух и более исходных документов.

справочное издание, содержащее упорядоченный перечень слов, словосочетаний, фраз, терминов, имен и иных языковых единиц, снабженных относящимися к ним справочными данными. Словарь представляет собой глоссарий (совокупность терминов, требующих прояснения) и соответствующие ему дефиниции (определения терминов).

Назначение этого типа методической продукции заключается в разъяснении целей, порядка организации и проведения массовых мероприятий, в раскрытии методики образовательного процесса.

методическое издание, содержащее конкретные указания и разъяснения, вытекающие из нормативного правового акта вышестоящей организации. Этот документ определяет круг функций и виды деятельности преподавателя или коллектива образовательного учреждения по выполнению решений вышестоящих органов, раскрывает более полно содержание инструкций, приказов, положений, однако без разъяснения частных методик и рекомендаций.

Примерная схема инструктивно-методического письма

  • название, адресат;
  • вступительная часть, обосновывающая необходимость разъяснения данного

вопроса: приводятся отправные нормативные документы, делается анализ сложившейся ситуации, формулируются выводы;

цель и задачи деятельности,

обязанности непосредственных исполнителей, их полномочия, помощники,

Здесь же могут быть освещены отдельные методические аспекты (алгоритм действий, направленный на выполнение поставленной задачи, перечень дел, рекомендованных к исполнению и т. д.);

  • заключительная часть, нацеливающая на выполнение данного инструктивно-методического письма;

плакат-схема, включающий в определенном сочетании текст, рисунки, схематические изображения.

пошаговая последовательность действий, операций, например, при описании условий дидактических игр.

дает пояснения к методическим материалам, изложенным сжато (планы, графики, таблицы), и освещает следующие вопросы: решению каких задач способствует данная методическая работа, кому адресована, на основании каких документов и фактов составлена, система изложения материала.

брошюра или листовка, содержащая необходимый минимум сведений для выполнения какой-либо деятельности. Этот вид методической продукции позволяет в сжатой форме дать алгоритм действий, круг обязанностей, перечень советов. Памятка невелика по объему, имеет точного адресата в виде краткого обращения или простого названия. Изложение материала лаконично, конкретно, без повторений, как правило, по пунктам.

Положение о структурном подразделении

основной документ, определяющий статус, задачи и функции структурного подразделения, а также отражающий основные направления и содержание работы, структуру, штаты и управление, включая права и ответственность.

Положение о массовом мероприятии

документ, регламентирующий порядок организации и проведения всероссийских или региональных массовых мероприятий в системе дополнительного образования детей.

самый распространенный вид прикладной методической продукции. Сценарий - это конспективная, подробная запись праздника, любого дела. В сценарии дословно приводятся слова ведущих, актеров, тексты песен. В ремарках даются сценические указания: художественное оформление, световая партитура, движение участников на сцене и т.д.

Примерная схема сценария

(сценарий праздника «Школьные годы чудесные!»);

  • адресат;
  • цели и задачи;
  • участники, реализующие сценарий,
  • действующие лица;
  • полный текст выбранного сценария;
  • использованная литература.

Сценарий снабжается методическими советами, ремарками.

Педагогу предоставляется возможность использовать сценарий не буква в букву, а разрабатывать собственные варианты, не повторяя ошибок.

Сценарий может содержать устойчивые элементы, являющиеся основой формы праздничного действия:

Т оржественная церемония, яркий праздник - открытие, закрытие, награждение, вручение дипломов, грамот и призов участникам.

Организаторам праздников атмосфера приподнятости, возбуждения - одновременно является условием и результатом успешного воплощения сценарного необходимо четко соблюдать правила и условности, на которых строится церемония: подбор и распределение музыки, общий стиль формирования (расстановка участников, как элемент стиля, интонация, речь, темп).

Речь идет не о спектакле, а о драматическом действии, представлении.

Основные условия театрализации - это не сцена, а наличие

  • драматургии, сюжетного хода, игровых ролей;
  • возможность общения

Организаторы стремятся устроить все так, чтобы у приглашенных людей была возможность поговорить друг с другом до начала и по окончании торжественной части праздника;

Особенностью праздничной атмосферы является то, что праздник всеми участниками переживается как бы на уровнях: «с собой», «с другими / всеми участниками», «через рассказ».

Читайте так же:  Мировой суд петрозаводска телефон

Тематическая папка объединяет:

  • нормативные документы, определяющие деятельность в данном конкретном
  • методические рекомендации;
  • разработки конкретных дел, сценарии;
  • материалы из опыта работы;
  • библиографию;
  • дидактический материал.

Тематическая подборка материала

подбор текстового и наглядно-иллюстративного материала по определенной теме. Например, подборка стихов, песен, игр, цитат, пословиц и поговорок, фотографий, рисунков, художественных иллюстраций, слайдов, видеоклипов и др.
Наиболее распространенными методическими изданиями учреждений дополнительного образования детей являются методические рекомендации и методические разработки.

Методические рекомендации - это один из видов методической продукции (наряду с методической разработкой, дидактическим материалом, методическим пособием).
Методические рекомендации представляют собой особым образом структурированную информацию, определяющую порядок, логику и акценты изучения какой-либо темы, проведения занятия, мероприятия.
Методические рекомендации содержат в себе раскрытие одной или нескольких частных методик, выработанных на основе положительного опыта.

Их задача - рекомендовать наиболее эффективные, рациональные варианты, образцы действий применительно к определенному виду деятельности (в том числе - мероприятию).
В методических рекомендациях обязательно содержится указание по организации и проведению одного или нескольких конкретных дел, иллюстрирующих методику на практике.
Методические рекомендации должны иметь:

указание на то, кому они адресованы: педагогам, родителям, методистам, педагогам-организаторам, классным руководителям и т.д.)

Соответственно этому регламентируется:

  • терминология,
  • стиль,
  • объем методических рекомендаций.

При работе над методическими рекомендациями автору необходимо:

  • четко определить цель работы, подчинив ей все содержание;
  • обязательно указать, кому адресованы рекомендации;
  • дать рекомендации о том, какими передовыми педагогическими технологиями надо пользоваться.
  • Если речь идет об обобщении передового опыта, необходимо раскрыть, какими методическими приемами и способами достигаются успехи в образовательном процессе.

Подготовка к написанию методических рекомендаций включает в себя следующие этапы:

  • Выбор актуальной темы;
  • Изучение источников по избранной теме;
  • Составление плана;
  • Накопление фактического материала;
  • Подбор наиболее ярких, характерных фактов для обоснования приведенных положений и рекомендаций;
  • Распределение содержания работы по разделам.

Примерная структура методических рекомендаций:

  • Титульный лист;
  • Аннотация;
  • Сведения об авторе (авторах);
  • Пояснительная записка;
  • Содержание;
  • Список рекомендуемой литературы по данной теме;
  • Приложения (по необходимости).

Оформление титульного листа

На титульном листе должны быть обозначены:

  • название учреждения;
  • фамилия, имя, отчество автора;
  • название (с пометкой о виде методической продукции – «методические рекомендации»);
  • название города;
  • год разработки.

На втором листе вверху приводится аннотация, включающая лаконичные сведения о:

  • сути рассматриваемых вопросов

(например, указывается, что данные рекомендации посвящены методике организации интернет -олимпиады для школьников в системе ДОД);

  • предназначение данных методических рекомендаций

(какую помощь и кому призвана оказать настоящая работа: школьным учителям, педагогам дополнительного образования и т.д.);

  • источники практического опыта, положенного в основу рекомендаций

(указать на базе какого опыта разработаны данные методические рекомендации).

Сведения об авторе (авторах)

Внизу листа помещаются сведения об авторе (авторах): Ф.И.О., должность, место работы, квалификационная категория или научная степень, контактный телефон.
Пояснительная записка должна содержать следующую информацию:

  • обоснование актуальности разработки данных методических рекомендаций

Целесообразно дать краткий анализ положения дел по изучаемому вопросу:

  • уточнить, в каких образовательных областях в настоящее время используются

Интернет-олимпиады школьников, в чем их достоинства и недостатки;

  • охарактеризовать значимость предлагаемой работы с точки зрения реализации

соответствующей федеральной или региональной программы;

  • разъяснить, какую помощь и кому могут оказать настоящие методические
  • определение цели составления методических рекомендаций

оказать методическую помощь педагогам-практикам, организаторам воспитательной работы с детьми; составить алгоритм подготовки и проведения олимпиад разного уровня - школьных, городских, региональных - с использованием современных информационных технологий и т.п.;

  • краткое описание ожидаемого результата от использования данных методических

рекомендаций в системе дополнительного образования детей

овладение опытом организации виртуальной олимпиады может стать основой для проведения подобных мероприятий по разным предметам школьного цикла; может способствовать повышению мотивации школьников к изучению конкретного предмета и освоению информационных технологий и т.п.);

  • обоснование особенностей и новизны предлагаемой работы в сравнении с другими подобными разработками, существующими в данной образовательной области.

Содержание методических рекомендаций может быть связано с самыми разнообразными вопросами:

  • решением определенной педагогической проблемы,
  • проведением массовых мероприятий,
  • организацией летней кампании,
  • проведением учебно-исследовательской работы,
  • изучением отдельных тем образовательной программы и т.п.

Поэтому содержание методических рекомендаций не имеет особо регламентированной структуры и может излагаться в достаточно произвольной форме.

  • описать (на основе состоявшегося опыта деятельности), что именно рекомендуется

делать по исследуемому вопросу (поэтапно) и как (с помощью каких форм и методов - например: автоматизированное тестирование, наблюдение);

  • дать советы по решению организационных вопросов (разработка плана работы

оргкомитета олимпиады; определение этапов олимпиады и сроков информирования ее потенциальных участников, распределение поручений, обеспечение рекламы и т.д.),

  • материально-техническое обеспечение (Интернет в школах и УДОД),
  • финансовое обеспечение (источники и фиксированные суммы финансирования олимпиады),
  • кадровое обеспечение описываемого вида деятельности (требования к экспертам);
  • вычленить наиболее трудные моменты в организации и проведении описываемого

вида деятельности (исходя из имеющегося опыта);

  • предостеречь от типичных ошибок.

Список рекомендуемой литературы по данной теме составляется в алфавитном порядке, в соответствии с современными правилами оформления литературных источников.
Приложения включают материалы, необходимые для организации рекомендуемого вида деятельности с использованием данных методических рекомендаций, но не вошедшие в блок "Содержание".

В числе приложений могут быть:

  • планы проведения конкретных дел, мероприятий;
  • тестовые задания;
  • методики создания практических заданий, адресованных обучающимся;

примерные вопросы к играм, конкурсам, викторинам;

  • методики определения результатов по конкретным видам деятельности;
  • схемы, диаграммы, фотографии, карты;
  • примерная тематика открытых мероприятий, экскурсий и т.д.

Требования к оформлению методической продукции

Представляемая педагогом, методистом методическая продукция должна включать:

  • титульный лист (по аналогии с титульным листом образовательной программы);
  • сведения об авторе (авторах): должность, квалификационная категория, почетное звание (ученая степень), контактный телефон;
  • краткую аннотацию;
  • пояснительную записку;
  • содержание;
  • список рекомендуемой литературы;
  • приложения (при необходимости).

Методическая разработка - это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии обучения и воспитания применительно к конкретной теме занятия, теме дополнительной образовательной программы, преподаванию курса в целом.

Методическая разработка направлена на профессионально – педагогическое совершенствование педагога или качества подготовки детей

В зависимости от цели, задач и значимости, методическая разработка может быть разных уровней:

1 уровень – педагог работает с литературой с целью изучения и накопления материала для последующего изменения содержания преподавания, изучает передовой опыт по проблемам разрабатываемой темы.

2 уровень – педагог использует в работе элементы изученного передового опыта, изменяет содержание и технологию обучения.

Представляет методическую работу в виде цикла лекций, описания практических и лабораторных работ.

3 уровень – педагог создает новую систему, несущую элементы передовых подходов, творчества, дидактического стиля мышления.

Представляет методическую работу в виде дидактического пособия, учебно-методического комплекса по разделу или теме.

4 уровень – педагог создает работу творческого характера: разрабатывает авторскую программу и проводит экспериментальную работу по ее внедрению, разрабатывает новые дидактические пособия или новые формы и методы обучения.

5 уровень - педагог принимает участие в исследовательской или экспериментальной работе по созданию новых дидактических и технологических систем. Разрабатывает учебно-методический комплекс (УМК) к электронному учебнику.

Формой работы 4 и 5 уровней может быть распространение своего опыта работы и может выполняться как индивидуально, так и группой педагогов- единомышленников.

Методическая разработка может представлять собой разработку:

  • конкретного занятия;
  • серии занятий;
  • темы (раздела) образовательной программы;
  • авторской методики преподавания предмета;
  • общей методики преподавания предмета;
  • новых форм, методов или средств обучения и воспитания;
  • разработки, связанные с изменением материально-технических условий преподавания предмета

Требования, предъявляемые к методической разработке:

К методической разработке предъявляются довольно серьезные требования. Поэтому, прежде чем приступить к ее написанию необходимо:

  • Тщательно подойти к выбору темы разработки.

Тема должна быть актуальной, известной педагогу, по данной теме у педагога должен быть накоплен определенный опыт.

  • Определить цель методической разработки.
  • Внимательно изучить литературу, методические пособия, положительный опыт по выбранной теме.
  • Составить план и определить структуру методической разработки.
  • Определить направления предстоящей работы.

Приступая к работе по составлению методической разработки, необходимо четко определить ее цель, например:

  • определение форм и методов изучения содержания темы;
  • раскрытие опыта проведения занятий по изучению той или иной темы (раздела) образовательной программы;
  • описание видов деятельности педагога и воспитанников;
  • описание методики использования современных технических и информационных средств обучения;
  • осуществление связи теории с практикой на занятиях;
  • использование современных педагогических технологий или их элементов на занятиях и т.д.
  • Содержание методической разработки должно четко соответствовать теме и цели.

Содержание методической разработки должно быть таким, чтобы педагоги могли

получить сведения о наиболее рациональной организации образовательного процесса, эффективности методов и методических приемов, формах изложения учебного материала, применения современных технических и информационных средств обучения.

  • Материал должен быть систематизирован, изложен максимально просто и четко.

Язык методической разработки должен быть четким, лаконичным, грамотным,

Применяемая терминология должна соответствовать педагогическому тезаурусу.

  • Рекомендуемые методы, методические приемы, формы и средства обучения

должны обосноваться ссылками на свой педагогический опыт.

Методическая разработка должна учитывать конкретные материально-технические

условия осуществления учебно-воспитательного процесса.

Ориентировать организацию учебного процесса в направлении широкого

применении активных форм и методов обучения.

  • Должна содержать конкретные материалы, которые может использовать педагог

в своей работе (карточки задания, образцы, планы, инструкции для проведения лабораторных работ, карточки схемы, тесты и т.д.).

Читайте так же:  Имеет ли право работодатель не отпустить беременную в больницу

Структура методической разработки

В аннотации (3-4 предложения) кратко указывается, какой проблеме посвящается методическая разработка, какие вопросы раскрывает, кому может быть полезна.

Во введении (1-2 страницы) раскрывается актуальность данной работы, т.е. автор отвечает на вопрос, почему он выбрал эту тему и каково ее место в содержании образования.

  • Основная часть.
  • Заключение.
  • Список использованных источников.
  • Приложения.

Методическая разработка темы

Основная часть может состоять из следующих разделов:

В характеристике темы указываются:

Образовательные цели и задачи темы;

  • планирование изучение темы;
  • рекомендации по организации и методике изучения темы;
  • Планирование темы и количество часов, отводимое на ее изучение;
  • Знания и умения, которые учащиеся должны получить или совершенствовать;
  • Место и роль темы в программе (курсе);
  • Связь с предшествующим или последующим материалом, а также внутрипредметные и межпредметные связи;
  • Дидактический анализ содержания материала;
  • Уровни изучения и усвоения учебного материала;
  • Сравнительный анализ качества обучения по предлагаемой методике с той методикой, которая применялась педагогом до использования предлагаемой в методической разработке.

При планировании необходимо:

  • Продумать методику преподавания темы.
  • Подобрать примеры, иллюстрации, наметить лабораторно-практические занятия, контрольные работы, экскурсии и т.д.
  • Выделить основные вопросы, которые учащиеся должны прочно усвоить.
  • Проанализировать воспитательные возможности учебного материала и применяемой методики.
  • В заключении (1-2 страницы) подводятся итоги по тем проблемным вопросам, которые ставились педагогом, приступая к составлению методической разработки

Примерная схема методической разработки:

  • Название разработки;
  • Название и форма проведения мероприятия;
  • Объяснительная записка,

в которой указываются задачи проводимого мероприятия, предполагаемый метод проведения, возраст детей, на которых рассчитано мероприятие, условия для проведения, осуществления.

(технические средства, варианты текстов, название и авторы музыкальных или художественных произведений, используемых в сценарии).

  • Методические советы на подготовительный период (правильное распределение поручений);
  • Сценарный план, ход проведения мероприятия;
  • Сценарий мероприятия, где соблюдаются все композиционные сюжетные части, ссылки на авторов и названия источников с указанием страниц;
  • Методические советы организаторам и постановщикам

(где лучше проводить мероприятие, варианты оформления, пути создания эмоционального настроя, предостережения от ошибок);

  • Методические советы на период ближайшего последействия

(как подвести итоги, что сделать для закрепления полученного результата и т. п.);

  • Список литературы;
  • Автор разработки, должность, место работы.

На квалификационное испытание можно представить методическую разработку занятия в детском творческом объединении, материалы для которой даны в приложение №2

Методическое пособие - комплексный вид методической продукции, включающий в себя особым образом систематизированный материал, раскрывающий суть, отличительные особенности и методики какого-либо образовательного курса либо направления дополнительного образования детей.

Как правило, методическое пособие, помимо теоретического, содержит обширный дидактический материал в виде иллюстраций, таблиц, диаграмм, рисунков, а также образцы документов, разработанных в соответствии с заявленной тематикой.
Авторами методических пособий являются, как правило, опытные педагоги и методисты, способные:

  • систематизировать практический материал собственной работы и работы коллег по профессии,
  • учесть и использовать в обосновании предлагаемых методик теоретические разработки современной педагогики дополнительного образования детей.

Задачей методического пособия является оказание практической помощи педагогам и методистам дополнительного образования детей в приобретении и освоении передовых знаний как теоретического, так и практического характера.

Методические пособия в системе УДОД могут быть условно разделены на пять основных типов:

  • посвященные рассмотрению содержания, форм работы и методик, используемых

в системе дополнительного образования детей в целом.

  • рассматривающие содержание, формы работы и методики по какой-либо отдельной
  • рассматривающие содержание, формы работы и методики по какой-либо отдельной

предметной области ДОД.

  • рассматривающие содержание, формы работы и методики дополнительного

образования детей применительно к определенному виду учреждений ДОД.

  • рассматривающие содержание, формы работы и методики дополнительного образования детей в каком-либо отдельном учреждении ДОД.

Типовая структура методического пособия включает:

Формулируются цель и задачи данного пособия, указывается, на какую конкретную группу работников ДОД оно рассчитано, какие конкретные результаты может дать педагогам и методистам использование данного пособия;

Излагается, как правило, в краткой форме (при необходимости с отсылкой к соответствующим работам) научно-педагогическое обоснование содержания пособия, характеризуется собственная методологическая позиция автора применительно к системе дополнительного образования детей как сфере образования, обладающей своими специфическими чертами;

Систематизируется и классифицируется фактический материал, содержатся практические рекомендации, приводятся характерные примеры тех или иных форм и методик работы в ДОД;

Сосредоточены дидактические материалы (схемы, таблицы, рисунки и т. п.), иллюстрирующие практический материал.

Кроме того, в состав методического пособия могут включаться различные необходимые нормативные документы, в том числе данного УДОД, использование которых позволит педагогу или методисту организовать свою работу в соответствии с имеющимися требованиями.

Желательно оформить с разделением на тематические рубрики (в соответствии с конкретными задачами, решаемыми в данном пособии) и, по возможности, с краткими аннотациями наиболее полезных педагогам и методистам ДОД рекомендуемых работ.

Рецензирование методической продукции

Одной из составляющих методической работы является анализ и рецензирование материалов, разработанных педагогами.

Предлагаемые ниже рекомендации могут помочь рецензентам в осуществлении научно-методического анализа материалов из опыта работы педагогов и в написании рецензий на авторские образовательные программы, а также на методические разработки занятий, содержащих новизну.

Рецензирование ( англ. Peer review ) является процессом, благодаря которому педагоги, методисты в качестве экспертов оценивают работы своих коллег, предназначенные для публикаций или использования в практической деятельности.

Рецензия (от лат. recensio — рассмотрение) - разбор и оценка какого-либо художественного произведения (книги, фильма и др.) или научной работы, образовательной программы, пособия (научно-методического, методического, учебного и т.д.), данные лицом, компетентным в данной области знаний.

В рецензии оценивается качество работы, ее соответствие стандартам, новизна, а также то, была ли достигнута поставленная перед автором цель (если речь идет о научной работе). Рецензи я - это письменный разбор работы, который предполагает не только комментирование и раскрытие основных моментов (толкование мыслей автора, собственные дополнения к авторской мысли, выражение отношения к постановке проблемы и т.д.), но и аргументированную оценку, и, конечно, выводы о значимости данной работы.

При написании рецензии нужно помнить:

  • подробный пересказ снижает ценность рецензии: во-первых, неинтересно будет

читать саму разработку; во-вторых, одним из критериев слабой рецензии справедливо считается подмена анализа и интерпретации текста его пересказом.

  • Рецензию стоит писать так, как будто никто с рецензируемой разработкой
  • Нужно предположить, какие вопросы этот человек может задать, и попытаться

заранее подготовить ответы на них в тексте.

Рекомендации по написанию и оформлению рецензии

на методическое пособие

Рецензия на методическое пособие - это оценка работы, данная рецензентом, предполагающая наличие не только комментариев к основным разделам и темам методического пособия, но и указание замечаний и недочетов данного пособия. В рецензии, как правило, присутствует некоторая структурность. Автор рецензии старается определить актуальность темы, кратко описать, о чём оно и сделать определённые выводы.

Требования к оформлению

В рецензии на методическое пособие должно быть кратко, но аргументировано, отражено мнение рецензента о работе по следующим позициям:

  • тема или наименование рецензируемой работы;
  • ее автор;
  • актуальность выбранной темы методического пособия;
  • анализ проведенного обзора литературы;
  • информативность, максимальная насыщенность (не должно быть общих фраз);
  • использование научного аппарата;
  • качество изложения теоретического материала;
  • четкость структуры и содержания методического пособия;
  • наличие оригинальных способов организации соответствующей деятельности;
  • наличие либо новых методических приемов форм деятельности, либо их нового
  • подтверждение эффективности предлагаемых подходов примерами,

иллюстрациями или материалами экспериментальной апробации;

  • возможность теоретического и практического использования предложенных
  • результаты анализа экономической целесообразности, если необходимо;
  • наличие четких выводов;
  • качество оформления;
  • недостатки, имеющиеся в работе;
  • вывод о возможности публикации (или предоставлении иного права).

Требования к рецензии, ее структура

Как правило, составляет 1-2 печатных листа.

  • Форма написания рецензии

должен быть в пределах 12-14 пунктов, с полуторным междустрочным интервалом. Рецензия должна быть представлена в двух экземплярах.

Подпись рецензента должна быть заверена печатью организации.

Рецензия должна включать в себя следующую информацию:

  • Полное название методического пособия, должность автора статьи, Ф.И.О. автора.

на методическое пособие "Контроль в обучении информатики" педагога дополнительного образования Рябцевой Елены Викторовны

  • Краткое описание проблемы, которой посвящено методическое пособие.

Методическое пособие Е. В. Рябцевой посвящено определению основных функций и важности их соблюдения при организации контроля знаний, умений и навыков на занятиях по информатике

  • Степень актуальности предоставляемого методического пособия.

Актуальность данного методического пособия не вызывает сомнения, поскольку проверка и оценка знаний, умений и навыков владения информационными технологиями является очень важной и необходимой составной частью учебного процесса, а овладение методикой проверки знаний является одной из важных и трудных задач, стоящих перед педагогом.

  • Наиболее важные аспекты, раскрытые автором в методическом пособии.

Автором проведена серьезная работа по определению функций обратной связи или контроля при обучении информатики учащимися. Немаловажным является и то, что Е. В. Рябцева пишет о необходимости изменения роли педагога в процессе обучения учащихся, так как сегодня педагог перестает являться основным источником информации, он должен скорее направлять обучение, а не управлять им.

  • Рекомендацию к публикации.

Методическое пособие Е. В. Рябцевой "Контроль в обучении информатики учащихся" соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам такого рода. Данное методическое пособие может быть рекомендовано к публикации.

  • Ученое звание, ученая степень, должность, место работы, Ф.И.О. рецензента, печать, подпись.

Примерная структура (план) написания рецензии

Клише для использования в рецензии на методическое пособие

Для любых предложений по сайту: [email protected]