Глава 25. Налог на прибыль организаций (ст.ст. 246 - 333)
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 6 августа 2001 г. N 110-ФЗ часть вторая настоящего Кодекса дополнена главой 25 "Налог на прибыль организаций", вступающей в силу с 1 января 2002 г.
Глава 25. Налог на прибыль организаций
© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Глава 25. НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ (введена Федеральным законом от 06.08.2001 N 110-ФЗ)
Сделано в Санкт-Петербурге
© 1997 - 2019 PPT.RU
Полное или частичное
копирование материалов запрещено,
при согласованном копировании
ссылка на ресурс обязательна
Ваши персональные данные обрабатываются на сайте в целях
его функционирования в рамках Политики в отношении
обработки персональных данных. Если вы не согласны,
пожалуйста, покиньте сайт.
Ошибка на сайте
Удаление аватара
Вы уверены, что хотите удалить используемое изображение и заменить его аватаром по умолчанию?
Мы отправили письмо на ваш адрес электронной почты ([email protected]). В письме вы найдете ссылку для сброса пароля и все дальнейшие инструкции.
Вы уверены, что хотите выйти?
Сообщение отправлено
Ваше сообщение администратору отправлено. Вы получите ответ на адрес электронной почты в течение 2х рабочих дней
Вы уверены, что хотите удалить закладку
“Изменения в КоАП с 1 марта 2017 года”?
Глава 25 НК РФ. Налог на прибыль организаций
Налог на прибыль организаций платят юридические лица на общей системе налогообложения. По общему правилу налог начисляется на разницу между доходами и расходами. В большинстве случаев налоговая ставка составляет 20 %. Данный материал, который является частью цикла «Налоговый кодекс «для чайников»», посвящен главе 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций». В этой статье доступно, простым языком рассказано о порядке расчета и уплаты налога на прибыль, о налоговых ставках, а также о сроках представления отчетности. Обратите внимание: статьи из этого цикла дают только общее представление о налогах; для практической деятельности необходимо обращаться к первоисточнику — Налоговому кодексу Российской Федерации
- Все российские юридические лица (ООО, АО и пр.).
- Иностранные юридические лица, которые работают в России через постоянные представительства или просто получают доход от источника в РФ.
На что начисляется налог
На прибыль, то есть на разницу между доходами и расходами.
Доходы — это выручка по основному виду деятельности (доходы от реализации), а также суммы, полученные от прочих видов деятельности. Например, от сдачи имущества в аренду, проценты по банковским вкладам и пр. (внереализационные доходы). При налогообложении прибыли все доходы учитываются без НДС и акцизов.
Расходы — это обоснованные и документально подтвержденные затраты предприятия. Они делятся на расходы, связанные с производством и реализацией (зарплата сотрудников, покупная стоимость сырья и материалов, амортизация основных средств и пр.) и на внереализационные расходы (отрицательная курсовая разница, судебные и арбитражные сборы и пр.). Кроме того, существует закрытый перечень расходов, которые нельзя учитывать при налогообложении прибыли. Это, в частности, начисленные дивиденды, взносы в уставный капитал, погашение кредитов и др.
При налоговых проверках большинство проблем возникает именно из-за расходов: инспекторы заявляют, что расходы экономически не обоснованы, первичные документы оформлены неверно и т д. и т п. Поэтому бухгалтеры, как правило, уделяют повышенное внимание документам, подтверждающим расходы.
На что не начисляется налог
На прибыль от видов деятельности, переведенных на единый налог на вмененный доход (ЕНВД), а также на прибыль предприятий, перешедших на упрощенную систему налогообложения или на уплату единого сельскохозяйственного налога.
В какой момент признать доходы и расходы при расчете налога на прибыль
Существует два способа признания доходов и расходов: метод начисления и кассовый метод.
Метод начисления предусматривает, что доходы и расходы в общем случае учитываются в периоде, когда они возникли, независимо от фактического поступления или выплаты денег. Например: организация по договору должна оплатить аренду офиса за август не позднее 31 августа, но арендный платеж перечислен только в октябре. При методе начисления бухгалтер должен отразить данную сумму в расходах в августе, а не в октябре.
При кассовом методе доходы в общем случае признаются в момент поступления денег на расчетный счет или в кассу, а расходы — в момент, когда организация погасила обязательство перед поставщиком. Так, если аренда офиса за август фактически оплачена в октябре, то при кассовом методе бухгалтер покажет расходы в октябре, а не в августе.
Организация вправе сама выбрать, какой из двух методов — начисления или кассовый — она будет применять. Но существует ограничение: метод начисления может использовать любое предприятие, а кассовый метод запрещено применять банкам. К тому же для перехода на кассовый метод должно выполняться условие: выручка от реализации без учета НДС в среднем за предыдущие четыре квартала не может превышать один миллион рублей за каждый квартал. Этот же лимит должен сохраняться и в течение времени, когда компания применяет кассовый метод. В случае превышения предельной выручки организация обязана перейти на метод начисления с начала текущего года. Выбранный метод закрепляют в учетной политике на соответствующий год и применяют в течение этого года.
Налоговые ставки
Основная ставка налога на прибыль составляет 20 процентов. В период с 2017 по 2020 год включительно 3 процента зачисляются в федеральный бюджет, а 17 процентов — в региональный.
Для некоторых видов дохода введены другие значения. Из этих видов дохода на практике бухгалтер чаще всего имеет дело с полученными дивидендами, для которых в общем случае действует ставка 13 процентов (в полном объеме зачисляется в федеральный бюджет). Заметим, что до 1 января 2015 года ставка по дивидендам равнялась 9 процентов.
Как рассчитать налог на прибыль
Нужно определить налоговую базу (то есть прибыль, подлежащую налогообложению) и умножить ее на соответствующую налоговую ставку. По прибыли, подпадающей под разные ставки, базы определяются отдельно.
Налоговая база рассчитывается нарастающим итогом с начала налогового периода, который соответствует одному календарному году. Иными словами, базу определяют в течение периода с 1 января по 31 декабря текущего года, затем расчет налоговой базы начинается с нуля.
Если по итогам года оказалась, что расходы превысили доходы, и компания понесла убытки, то налоговая база считается равной нулю. Это значит, что величина налога на прибыль не может быть отрицательной, сумма налога должна быть либо нулевой, либо положительной.
Правильность расчета базы должна подтверждаться записями в регистрах налогового учета. Эти регистры каждое предприятие разрабатывает самостоятельно и закрепляет в учетной налоговой политике. На практике регистры налогового учета аналогичны регистрам бухгалтерского учета. Два вида учета — налоговый и бухгалтерский — нужны, чтобы отразить разные правила формирования доходов и расходов, действующие соответственно в налоговом и бухучете. В некоторых случаях «налоговая» и «бухгалтерская» прибыль могут совпадать.
Как рассчитать авансовые платежи по налогу на прибыль
В течение года бухгалтер должен начислять авансовые платежи по налогу на прибыль. Существует два способа начисления авансовых платежей.
Первый способ устанавливается для всех организаций по умолчанию и предусматривает, что отчетными периодами являются первый квартал, полугодие и девять месяцев. Авансовые платежи делаются по окончании каждого отчетного периода. Сумма платежа по итогам первого квартала равна налогу от прибыли, полученной в первом квартале. Авансовый платеж по итогам полугодия равен налогу от прибыли, полученной за полугодие, за минусом авансового платежа за первый квартал. Величина платежа по итогам девяти месяцев равна налогу от прибыли за девять месяцев за вычетом авансовых платежей за первый квартал и полугодие.
Плюс к этому в течение каждого отчетного периода делаются ежемесячные авансовые платежи. По окончании отчетного периода бухгалтер выводит авансовый платеж по итогам этого периода (правила расчета мы привели выше), а затем сравнивает его с суммой ежемесячных платежей, сделанных в рамках данного периода. Если ежемесячные платежи в сумме оказались меньше итогового авансового платежа, компания должна доплатить разницу. Если же образовалась переплата, то бухгалтер учтет ее в будущих периодах.
Ежемесячные авансовые платежи рассчитываются по следующим правилам. В первом квартале, то есть в январе, феврале и марте, бухгалтер начисляет такие же ежемесячные авансовые платежи, как в октябре, ноябре и декабре предыдущего года. Во втором квартале бухгалтер берет налог от прибыли, фактически полученной в первом квартале, и эту цифру делит на три. В результате получается сумма ежемесячных авансовых платежей за апрель, май и июнь. В третьем квартале бухгалтер берет налог от фактической прибыли за полугодие, вычитает авансовый платеж первого квартала, и полученную цифру делит на три. Выходит сумма ежемесячных авансовых платежей за июль, август и сентябрь. В четвертом квартале бухгалтер берет налог от прибыли, фактически полученной за девять месяцев, отнимает авансовые платежи за полугодие, и полученную величину делит на три. Это и есть авансовые платежи за октябрь, ноябрь и декабрь.
Второй способ — исходя из фактической прибыли. Данный способ компания может принять для себя добровольно. Для этого нужно уведомить налоговую инспекцию не позднее 31 декабря о том, что в течение будущего года предприятие переходит на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли. При этом способе отчетными периодами являются месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания календарного года. Авансовый платеж за январь равен налогу от прибыли, фактически полученной в январе. Авансовый платеж за январь-февраль равен налогу от прибыли, фактически полученной в январе и феврале за минусом авансового платежа за январь. Авансовый платеж за январь-март равен налогу от прибыли, фактически полученной в январе-марте за вычетом авансовых платежей за январь и февраль. И так далее вплоть до декабря.
Организация, ранее выбравшая второй способ начисления авансовых платежей (то есть исходя из фактической прибыли), вправе отказаться от него, и с начала следующего года «вернуться» на первый способ. Для этого нужно подать в ИФНС соответствующее заявление не позднее 31 декабря текущего года. В случае «возвращения» к первому способу авансовый платеж за январь-март будет равен разности между авансовым платежом по итогам девяти месяцев и авансовым платежом по итогам полугодия предшествующего года.
Компании, чья выручка от реализации без НДС не превышала в течение четырех предыдущих кварталов в среднем 15 миллионов рублей за квартал, должна начислять только квартальные авансовые платежи. Это правило независимо от суммы выручки распространяется также на бюджетные, некоммерческие и некоторые другие организации.
Вновь созданные организации начисляют не ежемесячные, а квартальные авансовые платежи до тех пор, пока не закончится полный квартал с даты их госрегистрации. Затем бухгалтер должен посмотреть, чему равна выручка от реализации (без НДС). Если она не превышает 5 миллиона рублей в месяц или 15 миллионов рублей в квартал, компания может продолжать начислять только квартальные авансовые платежи. В случае превышения лимита предприятие со следующего месяца переходит на ежемесячные авансовые платежи.
Когда перечислять деньги в бюджет
Если отчетными периодами являются квартал, полугодие и девять месяцев, то авансовые платежи по итогам отчетных периодов делаются не позднее 28 апреля, 28 июля и 28 октября соответственно. Ежемесячный авансовый платеж за январь следует перечислить не позднее 28 января, за февраль — не позднее 28 февраля и так далее по декабрь включительно.
Если компания делает авансовые платежи исходя из фактической прибыли, то авансовый платеж за январь делается не позднее 28 февраля, за январь-февраль — не позднее 28 марта и так далее, вплоть до 28 января следующего года.
Независимо от выбранного способа начисления авансовых платежей по окончании календарного года бухгалтер выводит итоговую величину налога на прибыль за прошедший год. Затем он сравнивает ее с суммой авансовых платежей, начисленных по итогам отчетных периодов. Если авансовые платежи в сумме оказались меньше итоговой величины налога, предприятие доплачивает разницу в бюджет. Если же образовалась переплата, бухгалтер учтет ее в следующих периодах. Итоговую сумму налога на прибыль необходимо заплатить не позднее 28 марта следующего года.
Как отчитываться по налогу на прибыль
Компании, чья деятельность полностью переведена на один или несколько спецрежимов налогообложения (ЕНВД, упрощенную систему или уплату единого сельхозналога) могут не отчитываться по налогу на прибыль.
Все остальные юридические лица, совершившие хотя бы одну операцию по приходу или расходу наличных, либо безналичных денежных средств, независимо от того, есть ли у них доходы, должны предоставлять в инспекцию декларации по налогу на прибыль по итогам отчетных и налоговых периодов.
Декларацию по налогу на прибыль по итогам налогового периода (года) нужно предоставлять в инспекцию не позднее 28 марта следующего года. Некоммерческие организации, у которых не возникла обязанность по уплате налога, сдают декларацию упрощенной формы. Все прочие предприятия независимо от обязанности по уплате налога сдают по итогам года декларации по полной форме.
Компании, для которых отчетными периодами являются квартал, полугодие и девять месяцев, отчитываются по упрощенной форме не позднее 28 апреля, 28 июля и 28 октября соответственно. Организации, для которых отчетными периодами приняты месяц, два месяца и так далее, отчитываются по упрощенной форме не позднее 28 февраля, 28 марта и так далее вплоть до 28 января следующего года.
Лето-2013: изменения для плательщиков налога на прибыль
Как правило, начало отпускного сезона каждого года знаменуется изменениями в налогообложении, которые обеспечивают нам законодатели перед тем, как отправиться на летние каникулы. Некоторые новинки есть и в гл. 25 НК РФ, хотя нельзя сказать, что в нее в этот раз внесены какие-то принципиальные поправки. А вот в ч. 1 НК РФ произошли существенные изменения, которые важны и для плательщиков налога на прибыль. О том, какие нововведения приготовили законодатели, расскажем в данной статье.
Сумма налога меньше? Обоснуйте
Напомним: в настоящее время, согласно п. 3 ст. 88 НК РФ, если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, или полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием дать в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
Теперь в данной норме появятся еще два основания, позволяющих налоговикам потребовать у проверяемых лиц объяснений (что следует учесть и плательщикам налога на прибыль):
– если в уточненной налоговой декларации (расчете) уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по сравнению с ранее представленной отчетностью;
– если в налоговой декларации (расчете) заявлена сумма полученного в соответствующем отчетном (налоговом) периоде убытка.
В первом случае налогоплательщику придется обосновать изменение показателей налоговой отчетности, во втором – дать пояснения относительно размера полученного убытка. И на то, и на другое ему отводится пять дней. Свои пояснения налогоплательщик вправе подкрепить выписками из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иными документами, подтверждающими достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет) (изменен п. 4 ст. 88 НК РФ).
Отметим, что дополнительные права при проведении камеральной проверки «прибыльной» декларации налоговый орган имеет и сейчас – в том случае, если такую декларацию сдает участник договора инвестиционного товарищества. Это право у налоговиков сохранится, только надо иметь в виду, что оно вместо п. 8.1 ст. 88 НК РФ теперь будет отражено в п. 8.2.
Кроме того, если уточненная налоговая декларация (расчет) представлена по истечении двух лет со дня, установленного для ее подачи за соответствующий отчетный (налоговый) период, и в ней по сравнению с первоначальной уменьшен налог к уплате или увеличена сумма убытка, проверяющие смогут истребовать у налогоплательщика первичные и иные документы, подтверждающие изменение соответствующих показателей налоговой отчетности, а также аналитические регистры налогового учета, на основании которых сформированы указанные показатели до и после их изменения (в ст. 88 НК РФ добавлен п. 8.3).
Данными правами налоговики смогут воспользоваться, начиная с 01.01.2014, то есть впервые – при проверке декларации по налогу на прибыль за 2013 год.
Налог следует считать в полных рублях
Напомним, что показатели декларации по налогу на прибыль в настоящее время указываются в полных рублях. Это следует из п. 2.1 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль . Таким образом, нововведениями устранены различия между суммами начисленного налога по учету (при его определении в рублях и копейках) и отражаемого в декларации.
Нормирование расходов на рацион питания отменено
С 01.01.2014 нормирование этих расходов отменено, при налогообложении они будут учитываться в полном объеме (соответствующие поправки внесены в пп. 13 п. 1 ст. 264, п. 38 ст. 270 НК РФ ). Вероятно, данное изменение совершено в рамках реализации политики сближения налогового и бухгалтерского учета.
Льготы для организаций культуры
Названные организации, наравне с прочими, часто несут расходы по приобретению (созданию) амортизируемого имущества, в том числе в рамках предпринимательской деятельности, осуществляемой ими для выполнения уставных задач. При этом они, как и другие плательщики налога на прибыль, начисляют амортизацию по такому имуществу в общем порядке.
С 1 января 2014 года театры, музеи, библиотеки, концертные организации, являющиеся бюджетными учреждениями, смогут признавать затраты по приобретению и (или) созданию объектов амортизируемого имущества (кроме недвижимого) в составе материальных расходов в полной сумме по мере ввода этих объектов в эксплуатацию, равно как и затраты по их достройке, дооборудованию, реконструкции, модернизации, техническому перевооружению (ст. 259 НК РФ дополнена п. 7).
Названным организациям также сделаны послабления в отношении авансовых платежей по налогу на прибыль. По общему правилу плательщики налога на прибыль вносят в бюджет авансовые платежи ежемесячно, но в п. 3 ст. 286 НК РФ приведены исключения из этого правила. Новая редакция правовой нормы предоставляет указанным учреждениям культуры возможность вообще не исчислять и не вносить авансовые платежи по налогу на прибыль. Другими словами, им по правилу п. 1 ст. 287 НК РФ необходимо будет только уплатить налог за соответствующий налоговый период не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций. Кроме того, новой редакцией п. 2 ст. 289 НК РФ установлено, что эти налогоплательщики обязаны представлять налоговую декларацию только по истечении налогового периода.
Наконец, изменения внесены в ст. 256 НК РФ. Согласно действующей редакции пп. 6 п. 2 данной статьи не подлежат амортизации приобретенные издания (книги, брошюры и иные подобные объекты), произведения искусства. Здесь же указывается, что их стоимость (кроме произведений искусства) включается в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в полной сумме в момент приобретения. Федеральным законом № 215-ФЗ установлено, что таким способом теперь будет учитываться в расходах стоимость не только указанных изданий, но и культурных ценностей, приобретенных музеями – бюджетными учреждениями в Музейный фонд РФ. До сих пор произведения искусства не могли учитываться в расходах ни через амортизацию, ни каким-либо иным способом (Письмо УФНС по г. Москве от 28.06.2010 № 16-15/[email protected]).
Амортизация без регистрации
Таким образом, с 2013 года налогоплательщики получили возможность начислять амортизацию по всем основным средствам независимо от факта их государственной регистрации, даже если ее требует закон. Одновременно в п. 4 ст. 259 НК РФ законодатели указали, что начисление амортизации по объектам амортизируемого имущества начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию .
В целом эти изменения в гл. 25 НК РФ положительны для налогоплательщиков. Вместе с тем из-за них возникла новая проблема: как быть, если основное средство введено в эксплуатацию до 01.01.2013, когда для начала начисления амортизации еще требовался факт подачи документов на регистрацию, но документы в регистрирующий орган были поданы после указанной даты?
Многие налогоплательщики разрешили эту ситуацию для себя просто – начали начислять амортизацию по соответствующему основному средству с первого месяца 2013 года, рассудив, что для этого достаточно ввода объекта в эксплуатацию, совершенного ранее.
Но чиновники продемонстрировали иной взгляд на проблему. По их мнению, изменения, внесенные Федеральным законом № 206-ФЗ, не распространяются на основные средства, введенные в эксплуатацию до 1 января 2013 года (письма Минфина России от 22.04.2013 № 03-03-06/4/13773, от 05.04.2013 № 03-03-06/4/11151, от 29.03.2013 № 03-03-06/1/10161, от 21.03.2013 № 03-03-06/1/8836). То есть по основным средствам, права на которые подлежат госрегистрации, применяется прежний порядок определения момента начала начисления амортизации (момент подачи документов на регистрацию прав).
Законодатели затронули данную тему в Федеральном законе № 215-ФЗ, дополнив Федеральный закон № 206-ФЗ ст. 3.1. По существу, они согласились с подходом чиновников, но в то же время решили не «наказывать» налогоплательщиков, занявших иную позицию, приведенную выше. В указанной правовой норме законодатели установили, что начисление амортизации по объектам амортизируемого имущества, права на которые следует зарегистрировать в соответствии с законодательством РФ и которые введены в эксплуатацию до 1 декабря 2012 года, начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем подачи документов в регистрирующий орган.
Если же налогоплательщик начал амортизировать указанные объекты с 1 января 2013 года при отсутствии документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию соответствующих прав, он освобождается от уплаты пеней и штрафов за неуплату (неполную уплату) налога на прибыль. То есть из приведенных положений ст. 3.1Федерального закона № 206-ФЗ (в редакции Федерального закона № 215-ФЗ) можно сделать вывод, что в такой ситуации налогоплательщик должен прекратить начисление амортизации до подачи документов на регистрацию прав на объекты недвижимости и скорректировать свои налоговые обязательства в сторону увеличения, исключив из расходов излишне исчисленную амортизацию за период неправомерного амортизирования основных средств, подлежащих регистрации в силу закона. Хотя прямо действия налогоплательщика, начавшего амортизировать незарегистрированную недвижимость с 01.01.2013, в законе не прописаны.
Что касается налогоплательщиков, которые ввели основное средство в эксплуатацию в декабре 2012 года, как видим, они не считаются нарушителями установленного порядка начисления амортизации, если начали амортизировать объект с января 2013 года независимо от факта регистрации прав на него.
Необходимо иметь в виду, что данные поправки в Федеральный закон № 206-ФЗ вступают в силу по истечении месяца со дня опубликования Федерального закона № 215-ФЗ (размещен на портале www.pravo.gov.ru 23.07.2013).
Бюджетное финансирование – амортизации нет
Но на практике данная норма не всегда воспринимается буквально, а ее противоречивость нередко приводит к разным выводам. Так, в Постановлении ФАС УО от 08.04.2009 № Ф09-1874/09-С3 описана следующая ситуация. Налогоплательщик приобрел имущество частично за счет собственных средств, а частично – за счет бюджетных средств целевого финансирования. Судьи заключили, что налогоплательщик неправомерно включил в состав расходов сумму начисленной амортизации, исчисленную с той части стоимости имущества, которая оплачена за счет денежных средств, поступивших из бюджета в виде субсидии.
Но в Письме Минфина России от 15.02.2011 № 03-03-10/14 сделаны иные выводы. Чиновники считают, что в таком случае речь должна идти об имуществе, приобретение (создание) которого полностью профинансировано за счет бюджетных средств. Из их разъяснений следует, что Минфин распространяет данную норму на имущество, созданное (приобретенное) за счетуказанных средств. Тот же вывод косвенно следует и из многочисленных разъяснений финансистов, в которых они отказывают в распространении данной нормы на различные конкретные ситуации (см., например, письма от 22.05.2012 № 03-03-06/1/263, от 08.08.2011 № 03-03-06/4/93, а также Постановление ФАС ЗСО от 05.10.2011 № А70-13084/2010).
Теперь именно позиция финансистов и будет отражена в пп. 3 п. 2 ст. 256 НК РФ (в редакции Федерального закона № 215-ФЗ). Вместо слов с использованием будут применяться слова за счет бюджетных средств. А для случаев создания имущества с частичным использованием бюджетных средств целевого финансирования в п. 1 ст. 257 НК РФ предусмотрено следующее дополнение. Первоначальная стоимость рассматриваемого имущества определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением НДС и акцизов, но уменьшенная на сумму расходов, осуществленных за счет бюджетных средств целевого финансирования. То есть амортизироваться будет только та часть стоимости основного средства, которая профинансирована не из бюджета.
Дополнен список НМА
Некоторые виды нематериальных активов прямо перечислены в упомянутой норме. По тем из них, на которые сделана ссылка в абз. 2 п. 2 ст. 258 НК РФ, налогоплательщик вправе самостоятельно определить срок полезного использования, который не может быть менее двух лет.
Федеральным законом № 215-ФЗ данный список дополнен исключительными правами на аудиовизуальные произведения, на которые распространено право налогоплательщика самостоятельно устанавливать срок полезного использования.
Отметим, что, по мнению Минфина, такие права следует учитывать как НМА и согласно действующей редакции п. 3 ст. 257 НК РФ (письма от 18.12.2008 № 03-03-05/171, от 21.07.2010 № 03-03-06/1/480).
Уточнен перечень рекламных расходов
Теперь благодаря поправкам, внесенным Федеральным законом № 215-ФЗ, в соответствии с данной нормой можно будет учесть расходы на рекламные мероприятия при кино- и видеообслуживании. Напомним, что расходы на рекламу, прямо не указанные в п. 4 ст. 264 НК РФ, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1% выручки от реализации, определяемой согласно ст. 249 НК РФ. Те расходы, которые прямо упомянуты в абз. 2 – 4 п. 4 ст. 264, в том числе введенные Федеральным законом № 215-ФЗ, принимаются к вычету при определении налогооблагаемой базы без ограничений.
Ранее в Письме Минфина России от 03.02.2006 № 03-03-04/1/83 рекламными, но нормируемыми расходами были признаны:
– изготовление маек с символикой кинофильма;
– проведение рекламных акций по раздаче прохожим флаеров, относящихся к выпуску нового кинофильма;
– стоимость рекламных роликов кинофильмов, демонстрирующихся перед началом фильма;
– проведение массовых уличных шоу во время премьерных показов кинофильмов с костюмированным представлением персонажей из фильма под музыкальное сопровождение из него.
Утвержден Приказом ФНС России от 22.03.2012 № ММВ-7-3/[email protected]
Согласно действующей редакции данной правовой нормы сверхнормативные расходы на оплату рациона питания экипажей морских, речных и воздушных судов в целях налогообложения не учитываются.
См. дополнительно статью Н. В. Никифоровой «Начисляем амортизацию по недвижимости, не зарегистрированной на 01.01.2013» (№ 5, 2013) и консультацию советника государственной гражданской службы РФ 2-го класса Г. Г. Лалаева (№ 6, 2013).
Доведено до сведения и использования в работе должностными лицами налоговых органов Письмом ФНС России от 01.04.2011 № КЕ-4-3/[email protected]
Налог на прибыль: изменения 2016
Суть изменений
НПА
Налог на прибыль
Вырос лимит стоимости амортизируемого имущества.
Федеральный закон от 08.06.2015 № 150-ФЗ
Увеличен лимит доходов от реализации для целей уплаты квартальных авансов по налогу на прибыль:
- для действующих фирм он составляет в среднем 15 млн руб. в квартал за предыдущие 4 квартала;
- для новых - 5 млн руб. в месяц и 15 млн руб. за каждый квартал.
Федеральный закон от 08.06.2015 № 150-ФЗ
Образовательные и медицинские организации получили право на нулевую ставку налога на прибыль по доходам от деятельности по уходу и присмотру за детьми.
Федеральный закон от 02.05.2015 № 110-ФЗ
Установлены особенности налогообложения клиринговых операций. В частности:
- к необлагаемым доходам отнесены доходы в виде клиринговых сертификатов участия, полученных от клиринговой организации, а также в виде имущества, полученного от клиринговой организации при погашении клиринговых сертификатов участия;
- расходы на оплату услуг клиринговых организаций, связанных с выдачей, обслуживанием обращения и погашением клиринговых сертификатов участия включены в состав прочих;
- к необлагаемым расходам отнесены расходы в виде имущества, внесенного в имущественный пул клиринговой организации, а также в виде клиринговых сертификатов участия, предъявленных к погашению и др.
Федеральный закон от 28.11.2015 № 326-ФЗ
Закреплены обязанность и порядок предоставления налоговому агенту сведений о величине показателей Д1 и Д2 российской организацией, выплачивающей дивиденды.
С 2018 года изменится состав базы налога на прибыль
Президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный закон от 18.07.2017 № 166-ФЗ с поправками в статьи 251 и 262 НК РФ.
Напомним, закон вносит изменения в порядок учета доходов и расходов, связанных с приобретением прав на результаты интеллектуальной деятельности.
Так, в частности, поправки в статью 251 НК РФ устанавливают, что налоговая база по налогу на прибыль не учитывает доходы, в виде имущественных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выявленные в ходе проведенной налогоплательщиком инвентаризации имущества и имущественных прав.
Данная норма применяется в отношении имущественных прав, выявленных с 1 января 2018 года и до 31 декабря 2019 года в ходе инвентаризации.
Поправка в статью 262 НК РФ расширяет состав расходов на оплату труда работников, участвующих в выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
Кроме того, поправки вносятся в порядок применения коэффициента 1,5 к размеру фактических затрат на НИОКР для целей налога на прибыль.
Новые поправки в НК РФ вступают в силу не ранее 1 числа очередного налогового периода по налогу на прибыль, то есть с 1 января 2018 года.
Новшество: налог на прибыль можно уменьшать оплату работникам туризма и отдыха
Вчера принят Федеральный закон от 23.04.2018 № 113-ФЗ. Он вносит поправки в статьи 255 и 270 Налогового кодекса РФ. Ознакомиться с ним можно на Официальном интернет-портале правовой информации. Изменения в НК РФ позволяют при расчете налога на прибыль относить на расходы на турпоезки работников, которые оплатил работодатель.
Внесены поправки, позволяющие работодателям уменьшать налог на прибыль за счет затрат на организацию туризма и отдыха для своих работников. Подразумеваются расходы по договору о реализации туристского продукта, заключенному работодателем с туроператором (турагентом) в пользу работников и членов их семей.
Так, в составе расходов на оплату труда работодатели смогут учесть затраты на оплату таких услуг, оказанных работнику, его супруге, родителям, детям в возрасте до 18 лет, а также детям работника в возрасте до 24 лет, обучающимся по очной форме обучения. Они начнут действовать с 1 января 2019 года. Следовательно, затраты на туризм и отдых, произведенные в 2018 году, учесть в расходах будет нельзя.
ВАЖНО: затраты можно будет учитывать только в пределах до 50 000 рублей в совокупности за год на каждого из вышеперечисленных лиц.
Что относится к туристическим расходам
Услугами по организации туризма, санаторно-курортного лечения и отдыха на территории Российской Федерации признаются следующие услуги, оказанные по договору о реализации туристского продукта, заключенному работодателем с туроператором или турагентом:
- услуги по перевозке туриста по территории Российской Федерации воздушным, водным, автомобильным и (или) железнодорожным транспортом до пункта назначения и обратно либо по иному согласованному в договоре о реализации туристского продукта маршруту;
- услуги проживания туриста в гостинице (гостиницах) или ином (иных) средстве (средствах) размещения, объекте санаторно-курортного лечения и отдыха, расположенных на территории Российской Федерации, включая услуги питания туриста, если услуги питания предоставляются в комплексе с услугами проживания в гостинице или ином средстве размещения, объекте санаторно-курортного лечения и отдыха;
- услуги по санаторно-курортному обслуживанию;
- экскурсионные услуги.