Приказ МВД РФ от 28 октября 2006 г. № 860 “Об утверждении Наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации”
В целях совершенствования профессиональной подготовленности сотрудников органов внутренних дел к успешному выполнению оперативно-служебных задач по охране правопорядка и борьбе с преступностью - приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Наставление по организации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации.
2. Начальникам подразделений центрального аппарата МВД России, подразделений, непосредственно подчиненных МВД России, главных управлений МВД России по федеральным округам, министрам внутренних дел, начальникам главных управлений, управлений внутренних дел по субъектам Российской Федерации, начальникам управлений внутренних дел на транспорте, управлений и отделов внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, управлений материально-технического снабжения, образовательных и научно-исследовательских учреждений*:
2.1. Организовать в системе служебно-боевой подготовки изучение Наставления лицами рядового и начальствующего состава с последующим принятием зачетов у руководящего состава органов (подразделений, учреждений) внутренних дел.
2.2. Считать профессиональную подготовку одним из приоритетных направлений оперативно-служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел.
2.3. Учитывать уровень профессиональной подготовленности сотрудников при принятии решения о назначении их на вышестоящую должность, определении размера должностного оклада по занимаемой должности в пределах установленных штатным расписанием, установлении процентных надбавок к должностному окладу, а также при проведении аттестации.
2.4. Обеспечить практическую направленность служебно-боевой подготовки и неукоснительное выполнение программ обучения в процессе служебной деятельности. Содержание служебно-боевой подготовки увязывать с актуальными направлениями борьбы с преступностью и оперативной обстановкой в регионе.
Проводить ежеквартально совместные практические занятия в системе служебно-боевой подготовки с сотрудниками подразделений различных направлений оперативно-служебной деятельности с целью обучения их взаимодействию и слаживанию в период проведения специальных мероприятий, приобретения устойчивых навыков применения и использования оружия и специальных средств в экстремальных ситуациях, выработки и закрепления высокой психологической устойчивости и профессиональной бдительности.
2.5. Создать в органах (подразделениях, учреждениях) внутренних дел условия, способствующие повышению уровня профессионального мастерства сотрудников.
2.6. Разработать перспективную программу по расширению и укреплению учебно-материальной базы служебно-боевой подготовки органов (подразделений, учреждений) внутренних дел с учетом дальнейшего внедрения передовых методик обучения.
2.7. Ежегодно разрабатывать и направлять (до 1 декабря) в подчиненные органы (подразделения, учреждения) внутренних дел Российской Федерации примерные тематические планы специальной подготовки, обзоры и другие учебно-методические материалы, отражающие передовые формы и методы раскрытия преступлений и обеспечения правопорядка для изучения в системе служебно-боевой подготовки.
3. Начальникам образовательных и научно-исследовательских учреждений МВД России оказывать содействие органам (подразделениям, учреждениям) внутренних дел, в совершенствовании служебно-боевой подготовки рядового и начальствующего состава посредством предоставления имеющейся учебно-материальной базы, проведения занятий профессорско-преподавательским составом, разработки и издания учебных пособий, методической подготовки руководителей занятий.
4. Центру оперативного руководства деятельностью специальных подразделений МВД России (В.В. Горшукову) до 31 декабря 2006 года разработать Инструкцию по организации служебно-боевой подготовки специальных подразделений милиции органов внутренних дел Российской Федерации.
5. Считать утратившим силу приказ МВД России от 8 октября 2002 г. N 965**.
6. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра генерал-полковника милиции А.А. Чекалина.
* Далее - «органы (подразделения, учреждения) внутренних дел».
** Зарегистрирован в Минюсте России 3 декабря 2002 г., регистрационный N 3983.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 4 декабря 2006 г.
Регистрационный N 8557
Приложение
к приказу МВД РФ
от 28 октября 2006 г. N 860
Наставление
по организации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации
I. Общие положения
1. Наставление по организации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации*(1) определяет порядок организации профессиональной подготовки лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации*(2).
2. Организованный и целенаправленный процесс овладения и постоянного совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для успешного выполнения задач, возложенных на органы внутренних дел Российской Федерации (далее - профессиональная подготовка сотрудников) организуется в порядке установленном законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
3. Основными задачами профессиональной подготовки являются:
подготовка квалифицированных кадров для органов внутренних дел Российской Федерации в соответствии с требованиями современной правоохранительной деятельности;
обучение сотрудников умелым и эффективным действиям, обеспечивающим успешное выполнение оперативно-служебных и служебно-боевых задач;
совершенствование навыков руководящего состава по управлению, обучению и воспитанию подчиненных, по внедрению в практику оперативно-служебной деятельности достижений науки и техники, передовых форм и методов работы, основ научной организации труда;
формирование профессионального самосознания сотрудников, чувства ответственности за свои действия, стремления к постоянному совершенствованию своего профессионального мастерства с учетом специфики деятельности в конкретных подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации;
обучение сотрудников приемам и способам обеспечения профессиональной и личной безопасности в чрезвычайных обстоятельствах и в экстремальных условиях служебной деятельности;
выработка и постоянное совершенствование у сотрудников практических умений и навыков применения мер принуждения с соблюдением норм законодательства Российской Федерации и прав человека;
поддержание у сотрудников постоянной готовности решительно и умело пресекать противоправные деяния, используя физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие;
формирование высокой психологической устойчивости личности сотрудников, развитие у них наблюдательности, бдительности, памяти, мышления и других профессионально-психологических качеств и навыков;
совершенствование навыков обращения со специальной техникой и специальными средствами, эксплуатации транспортных средств и средств связи, электронно-вычислительной техники.
4. Овладение необходимыми знаниями, умениями, навыками, поддержание их на должном уровне и стремление к достижению профессионального мастерства является служебной обязанностью всех сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации.
5. Начальники подразделений центрального аппарата МВД России, подразделений, непосредственно подчиненных МВД России, главных управлений МВД России по федеральным округам, министры внутренних дел, начальники главных управлений, управлений внутренних дел по субъектам Российской Федерации, начальники управлений внутренних дел на транспорте, управлений и отделов внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, управлений материально-технического снабжения, образовательных и научно-исследовательских учреждений*(3) обязаны обеспечить необходимые условия для качественной профессиональной подготовки подчиненных и контролировать ее организацию в ходе оперативно-служебной деятельности.
6. Начальники органов (подразделений, учреждений) внутренних дел отвечают за организацию и состояние профессиональной подготовки сотрудников на уровне, обеспечивающем успешное выполнение ими оперативно-служебных задач.
7. Общее руководство профессиональной подготовкой сотрудников осуществляет Департамент кадрового обеспечения МВД России.*(4)
8. Непосредственное руководство профессиональной подготовкой сотрудников осуществляют соответствующие подразделения по кадровой и воспитательной работе органов (подразделений, учреждений) внутренних дел.
9. Организационное и методическое обеспечение профессиональной подготовки в органах (подразделениях, учреждениях) внутренних дел, контроль ее состояния, оказание необходимой помощи осуществляют подразделения профессиональной подготовки.
10. В органах (подразделениях, учреждениях) внутренних дел, не имеющих в штатном расписании подразделения профессиональной подготовки, эти функции возлагаются на заместителей (помощников) начальников по кадровой и воспитательной работе или на одного из подготовленных сотрудников из числа среднего или старшего начальствующего состава.
11. Подведение итогов и оценка работы по профессиональной подготовке сотрудников проводится в конце каждого года. Годовой отчет о состоянии профессиональной подготовки сотрудников по установленной форме направляется в ДКО МВД России к 10 января.
12. Контроль за организацией и состоянием профессиональной подготовки сотрудников осуществляется с целью оценки ее влияния на результаты оперативно-служебной деятельности органа (подразделения, учреждения) внутренних дел. При осуществлении контроля проверяется:
качество и своевременность специального профессионального обучения сотрудников, впервые принятых на службу в органы внутренних дел,
порядок организации дополнительного профессионального образования личного состава;
практическая направленность обучения;
качество и регулярность занятий по служебно-боевой подготовке, полнота отражения в содержании этих занятий приоритетных направлений борьбы с преступностью, особенностей оперативной обстановки, специфики оперативно-служебной деятельности сотрудников;
усвоение сотрудниками программного материала и умение применять полученные знания и навыки на практике;
присвоение сотрудникам квалификационных званий;
наличие и состояние учебно-материальной базы учебных центров, материально-техническое обеспечение занятий по служебно-боевой подготовке;
участие руководителей органа (подразделения, учреждения) внутренних дел в профессиональной подготовке сотрудников;
другие показатели организации работы и качества профессиональной подготовки сотрудников.
13. Состояние профессиональной подготовки личного состава проверяется во время:
итоговых проверок профессиональной подготовки сотрудников.
14. При инспектировании органов (подразделений, учреждений) внутренних дел проверка профессиональной подготовки сотрудников является обязательной.
При этом проверке по огневой подготовке подлежит не менее 50% сотрудников от списочного состава органа (подразделения, учреждения) внутренних дел, по специальной и физической подготовкам - не менее 30% сотрудников от списочного состава органа (подразделения, учреждения) внутренних дел.
15. При контрольной проверке органов (подразделений, учреждений) внутренних дел профессиональная подготовка сотрудников проверяется по мере необходимости.
16. Целевые проверки профессиональной подготовки проводятся в течение учебного года согласно планам работы органов (подразделений, учреждений) внутренних дел, а также по мере необходимости.
17. Итоговые проверки состояния профессиональной подготовки сотрудников по месту службы проводятся в четвертом квартале каждого года комиссиями, образуемыми начальниками органов (подразделений, учреждений) внутренних дел, и являются обязательными. Итоговой проверке подлежат 100% сотрудников списочного состава.
Для сотрудников, пропустивших итоговую проверку по уважительной причине или получивших неудовлетворительную оценку по одному из разделов служебно-боевой подготовки, организуются дополнительные занятия с последующим повторным приемом зачетов.
В отношении сотрудников, пропустивших итоговую проверку по неуважительной причине или получивших неудовлетворительную оценку по двум и более разделам служебно-боевой подготовки, проводятся служебные проверки, результаты которых учитываются при назначении на вышестоящие должности и присвоении очередных специальных званий.
18. В ходе проверок перечень вопросов, подлежащих рассмотрению и оценке, определяется согласно служебному заданию или самим проверяющим.
19. По результатам проверок профессиональной подготовки составляется справка, которая приобщается к материалам проверки. Копии справки приобщаются к учетно-отчетной документации в кадровых подразделениях проверенных органов (подразделений, учреждений) внутренних дел для контроля за устранением выявленных недостатков, а также остаются у проверяющих для отчета о проделанной работе.
II. Специальное профессиональное обучение
20. Процесс ускоренного приобретения знаний, умений, навыков и норм поведения, необходимых для выполнения служебных обязанностей по конкретной должности в органах (подразделениях, учреждениях) внутренних дел (далее - специальное профессиональное обучение) до самостоятельного исполнения служебных обязанностей проходят лица, впервые принимаемые на службу в органы внутренних дел на должности рядового и начальствующего состава.
21. Специальное профессиональное обучение проводится:
21.1. Для лиц, назначаемых на должности рядового и младшего начальствующего состава, в учебных центрах МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, управлений внутренних дел на транспорте*(5) последовательно в два этапа:
во время прохождения испытательного срока (стажировки по должности);
после назначения на должность и присвоения специального звания.
21.2. Для лиц, назначаемых на должности среднего и старшего начальствующего состава, последовательно в два этапа:
по месту службы;
в образовательных учреждениях МВД России, учебных центрах.
22. Продолжительность, структура и содержание специального профессионального обучения для каждой должностной категории сотрудников, определяются соответствующими учебными, тематическими планами и программами, разрабатываемыми образовательными учреждениями МВД России, учебными центрами на основе примерных программ. Учебные программы специального профессионального обучения должны быть согласованы с органами (подразделениями, учреждениями) внутренних дел по направлениям оперативно-служебной деятельности.
Примерные программы разрабатываются Центром обеспечения кадровой работы МВД России*(6), согласовываются с заинтересованными департаментами МВД России и утверждаются руководством ДКО МВД России.
23. Запрещается сокращать установленные примерными учебными программами сроки обучения.
24. Специальное профессиональное обучение в образовательных учреждениях МВД России, учебных центрах осуществляется в следующих формах: очной и заочной.
Порядок и объем обязательных занятий преподавателей со слушателями, обучающимися по заочной форме, определяется образовательными учреждениями МВД России, учебными центрами.
25. Обучение по заочной форме разрешается руководителем органа (подразделения, учреждения) внутренних дел по мотивированному рапорту начальника комплектующего органа в порядке исключения:
для сотрудников, имеющих уважительные причины: болезнь близких родственников, тяжелые семейные и другие обстоятельства, не позволяющие им выезд за пределы места проживания на длительный срок;
для лиц, принятых на должности среднего и старшего начальствующего состава, ранее проходивших службу в рядах Вооруженных сил Российской Федерации и иных федеральных органах, в которых предусмотрены правоохранительная или военная службы;
в случае большой отдаленности горрайлинорганов внутренних дел и отсутствия постоянного транспортного сообщения до места дислокации учебных центров.
26. Рапорт с разрешением на обучение по заочной форме приобщается к Свидетельству о специальном профессиональном обучении и хранится в личном деле сотрудника.
27. Образовательные учреждения МВД России, учебные центры совместно с подразделениями профессиональной подготовки органов (подразделений, учреждений) внутренних дел обеспечивают сотрудников, проходящих обучение по заочной форме, программами, учебными и тематическими планами. Время их обучения должно соответствовать срокам, установленным учебными программами для соответствующих должностных категорий.
28.Специальное профессиональное обучение не проходят сотрудники:
ранее проходившие службу в органах внутренних дел и поступившие вновь на службу (при наличии в личном деле документов, подтверждающих прохождение ими специального профессионального обучения в предыдущий период службы);
окончившие очные отделения образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования МВД России.
29. Организация специального профессионального обучения возлагается на соответствующие подразделения по кадровой и воспитательной работе органов (подразделений, учреждений) внутренних дел.
ДКО МВД России организует специальное профессиональное обучение для сотрудников органов (подразделений, учреждений) внутренних дел по отдельным должностным категориям.
30. Перечень образовательных учреждений МВД России и учебных центров, порядок, конкретные сроки проведения учебных сборов, а также количество обучаемых, определяются ежегодным планом специального профессионального обучения, повышения квалификации и переподготовки кадров, утверждаемым приказом МВД России*(7).
31. Подразделения по кадровой и воспитательной работе МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации*(8), управлений внутренних дел на транспорте*(9) на основе анализа текучести и сменяемости кадров, имеющегося и предполагаемого некомплекта формируют ежегодные планы комплектования подведомственных учебных центров.
32. Сроки (даты) проведения сборов специального профессионального обучения определяются ежегодными планами-графиками, утверждаемыми в установленном порядке. Организация специального профессионального обучения должна предусматривать равномерную в течение календарного года периодичность сборов и наполняемость учебных центров. Комплектование очередных сборов в учебных центрах осуществляется в соответствии с планами комплектования. Планы-графики, планы комплектования сборов заблаговременно доводятся до кадровых подразделений органов (подразделений, учреждений) внутренних дел и учебных центров.
33. Порядок организации и проведения специального профессионального обучения для лиц, назначаемых на должности рядового и младшего начальствующего состава:
33.1. Отбор кандидатов для направления на специальное профессиональное обучение (зачисления на службу) и оформление личных дел осуществляются кадровыми подразделениями органов (подразделений, учреждений) внутренних дел в установленном порядке.
Кадровые подразделения органов (подразделений, учреждений) внутренних дел в установленном порядке заблаговременно отбирают кандидатов на каждую вакантную или высвобождаемую к сроку комплектования учебного центра должность, доводят до них условия и порядок направления на учебу, требования, предъявляемые к уровню общей и физической подготовленности, сроки проведения вступительных испытаний.
33.2. Кандидаты, отобранные для зачисления на службу (учебу), к установленному сроку направляются в учебный центр для прохождения вступительных испытаний, и должны при себе иметь:
документ, удостоверяющий личность;
направление на прохождение вступительных испытаний по общей и физической подготовленности (приложение N 1);
33.3. Вступительные испытания, включающие в себя проверку уровня общей и физической подготовленности, организуются учебными центрами в установленном порядке.
Форма и порядок тестирования по общей подготовленности определяются учебными центрами самостоятельно, в пределах общеобразовательных программ среднего (полного) общего образования.
Оценки, полученные кандидатами на вступительных испытаниях, вносятся в экзаменационную ведомость, а после формирования учебных групп переносятся в соответствующий журнал учета учебных занятий.
Информацию о результатах вступительных испытаний учебные центры представляют руководству органов (подразделений, учреждений) внутренних дел для приобщения к личным делам сотрудников.
33.4. В случае отсутствия учебных центров или возможности направлять кандидатов, отобранных для зачисления на службу (учебу), к установленному сроку в учебный центр для прохождения вступительных испытаний разрешается проведение вступительных испытаний непосредственно по месту службы в городских и районных управлениях (отделах) внутренних дел, линейных управлениях (отделах) внутренних дел на транспорте*(10).
Проведение вступительных испытаний непосредственно по месту службы осуществляется кадровыми подразделениями комплектующих органов внутренних дел в соответствии с требованиями, изложенными в пунктах 33.1 - 33.3 настоящего Наставления.
33.5. Лицам, рекомендованным для зачисления на службу (учебу), до начала занятий предоставляется по согласованию с комплектующим органом (подразделением, учреждением) внутренних дел необходимое время для увольнения с прежнего места работы и решения других неотложных проблем.
33.6. Приказом руководителя комплектующего органа (подразделения, учреждения) внутренних дел, имеющего право назначения на должность, кандидаты, прошедшие вступительные испытания, назначаются стажерами по конкретным должностям с установлением испытательного срока, с учетом план-графиков проведения сборов специального профессионального обучения, на срок от трех до шести месяцев.
При назначении на должности, по которым предусмотрены специальные звания юстиции или внутренней службы, испытательный срок может не устанавливаться.
С кандидатами в установленном порядке заключается контракт о службе в органах внутренних дел.
Копии приказов (выписки из них) о приеме на службу в органы внутренних дел кадровые подразделения комплектующих органов (подразделений, учреждений) внутренних дел направляют в соответствующий учебный центр.
33.7. Приказами начальников учебных центров стажеры зачисляются на специальное профессиональное обучение слушателями. Выписки из приказов направляются в комплектующие органы (подразделения, учреждения) внутренних дел, в которых стажеры занимают штатные должности и где хранятся их личные дела.
33.8. По окончании испытательного срока кадровыми подразделениями комплектующих органов (подразделений, учреждений) внутренних дел совместно с учебным центром на основании решения аттестационной комиссии готовится заключение о проверке соответствия занимаемой должности по результатам испытательного срока (приложение N 2).
Для стажеров, обучающихся по заочной форме, заключение о проверке соответствия занимаемой должности по результатам испытательного срока готовится кадровыми подразделениями комплектующих органов (подразделений, учреждений) внутренних дел с учетом рекомендаций учебного центра.
Заключение утверждается начальником органа (подразделения, учреждения) внутренних дел, в котором стажер занимает штатную должность, и является основанием для приема на службу стажера, прошедшего испытательный срок либо его увольнения, как не выдержавшего испытательного срока.
33.9. Денежное и вещевое довольствие слушателям, назначенным на должность, а также другие, предусмотренные законодательством Российской Федерации выплаты (включая командировочные расходы), производятся в органах (подразделениях, учреждениях) внутренних дел в соответствии с занимаемыми должностями.
34. Порядок организации и проведения специального профессионального обучения для лиц, назначаемых на должности среднего и старшего начальствующего состава:
34.1. Первый этап специального профессионального обучения - обучение по месту службы осуществляется со дня назначения сотрудника на должность и до его направления в образовательные учреждения МВД России, учебные центры, но не более трех месяцев.
Обучение по месту службы проводится с помощью наставника по индивидуальному плану, разрабатываемому непосредственным начальником, и под его контролем.
34.2. Второй этап - обучение в образовательных учреждениях МВД России, учебных центрах.
35. Планирование и организация учебного процесса строится в установленном порядке на основе рабочего учебного плана, разрабатываемого, образовательными учреждениями МВД России, учебными центрами в соответствии с учебными программами. Слушатели должны быть предварительно ознакомлены с учебным планом и расписанием занятий.
36. Слушатели обязаны освоить учебные дисциплины в объеме, предусмотренном учебным планом и расписанием занятий, соблюдать учебную дисциплину, порядок и сроки прохождения промежуточного и итогового контроля.
37. Учебная практика слушателей проводится, как правило, в органах (подразделениях, учреждениях) внутренних дел, в которых обучаемые занимают штатные должности. Организацию и руководство учебной практикой осуществляют начальники органов (подразделений, учреждений) внутренних дел в соответствии с требованиями учебного плана. По окончании практики в учебный центр направляется отзыв.
Контроль за организацией и прохождением учебной практики осуществляется кадровыми подразделениями комплектующих органов (подразделений, учреждений) внутренних дел и учебными центрами.
38. Привлечение слушателей к хозяйственным и иным работам, не связанным с обеспечением учебного процесса, не допускается.
39. Слушатели, в период специального профессионального обучения, могут привлекаться к выполнению задач милиции в порядке, определенном нормативными правовыми актами МВД России.
40. Слушатели, выполнившие в полном объеме учебный план, прошедшие учебную практику в органе (подразделении, учреждении) внутренних дел и успешно сдавшие итоговые экзамены и зачеты в учебном центре, считаются прошедшими специальное профессиональное обучение.
Сотрудники, обученные по заочной форме, считаются прошедшими специальное профессиональное обучение после сдачи итоговых зачетов и экзаменов в образовательном учреждении МВД России, учебном центре.
41. Слушателям, не сдавшим итоговых экзаменов и зачетов по какому-либо предмету, продлевается обучение на срок до 10 дней для подготовки и пересдачи несданных экзаменов (зачетов).
42. В установленном порядке выпускники приводятся к Присяге сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации.
43. Начальником образовательного учреждения МВД России, учебного центра издается приказ об окончании слушателями сборов специального профессионального обучения и направлении их для прохождения службы в органы (подразделения, учреждения) внутренних дел. Образовательным учреждением МВД России, учебным центром оформляется свидетельство о специальном профессиональном обучении (приложение N 3), которое направляется в орган (подразделение, учреждение) внутренних дел по месту службы сотрудника для приобщения к личному делу.
44. Решение о допуске сотрудника, прошедшего специальное профессиональное обучение, к самостоятельному исполнению служебных обязанностей принимается начальником органа (подразделения, учреждения) внутренних дел, о чем делается отметка в свидетельстве о специальном профессиональном обучении.
Табельное оружие может быть закреплено в установленном нормативными правовыми актами МВД России порядке только за сотрудниками, прошедшими специальное профессиональное обучение.
III. Обучение в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования МВД России
45. Организация обучения в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования МВД России регламентируется соответствующими законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
IV. Дополнительное профессиональное образование
46. Дополнительное профессиональное образование*(11) сотрудников органов внутренних дел включает в себя:
47. Повышение квалификации проводится в целях непрерывного пополнения и обновления профессиональных знаний сотрудников, приобретения новых умений и навыков по занимаемой должности (специальности).
48. Повышение квалификации включает в себя следующие виды обучения:
краткосрочное (не менее 72 часов) тематическое обучение по вопросам оперативно-служебной деятельности сотрудников;
тематические и проблемные семинары (от 72 до 100 часов) по правовым, оперативно-техническим, криминалистическим, психологическим и другим проблемам, возникающим на уровне департаментов, регионов, органов (подразделений, учреждений) внутренних дел;
длительное (свыше 100 часов) обучение специалистов в образовательном учреждении дополнительного профессионального образования для углубленного изучения актуальных проблем по профилю профессиональной деятельности.
49. Повышение квалификации проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет, в течение всей служебной деятельности сотрудников.
Внеочередное повышение квалификации по конкретной должности (специальности) осуществляется при назначении на вышестоящую должность (от начальника отделения, им равных и выше) в образовательных учреждениях среднего, высшего и дополнительного профессионального образования МВД России, других государственных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждениях, реализующих соответствующие образовательные программы, имеющих лицензии и государственную аккредитацию*(12).
50. Повышение квалификации организуется:
50.1. ДКО МВД России - для сотрудников подразделений центрального аппарата МВД России, подразделений, непосредственно подчиненных МВД России, главных управлений МВД России по федеральным округам, аппаратов МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, управлений и отделов внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях*(13), управлений материально-технического снабжения*(14), образовательных и научно-исследовательских учреждений МВД России, руководящего состава горрайлинорганов (от начальника отделения, им равных и выше), а также для сотрудников отдельных должностных категорий на основе ежегодного плана МВД России на базе образовательных учреждений среднего, высшего и дополнительного профессионального образования МВД России, других образовательных учреждений, по заявкам органов (подразделений, учреждений) внутренних дел.
50.2. Кадровыми подразделениями МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, ОВДРО, УМТС:
для лиц среднего и старшего начальствующего состава горрайлинорганов внутренних дел на базе имеющихся в регионе образовательных учреждений среднего, высшего и дополнительного профессионального образования МВД России по согласованию с их руководством, а также на базе других образовательных учреждений;
для лиц рядового и младшего начальствующего состава горрайлинорганов внутренних дел в процессе оперативно-служебной деятельности.
51. Перечень образовательных учреждений МВД России, категорий обучаемых, их количество, а также конкретные сроки (даты) обучения определяются ежегодным планом МВД России, ежегодными планами повышения квалификации МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, ОВДРО, УМТС.
52. Конкретный срок и содержание обучения для каждой должностной категории сотрудников определяются соответствующими учебными, тематическими планами и программами, которые разрабатываются, утверждаются и реализуются образовательными учреждениями МВД России самостоятельно, на основе примерных программ. Учебные программы ДПО должны быть согласованы с органами (подразделениями, учреждениями) внутренних дел по направлениям оперативно-служебной деятельности.
Примерные программы разрабатываются ЦОКР МВД России, согласовываются с заинтересованными департаментами МВД России и утверждаются руководством ДКО МВД России.
53. Потребность в повышении квалификации устанавливается кадровыми подразделениями органов (подразделений, учреждений) внутренних дел по каждой должностной категории сотрудников.
54. Общая потребность в повышении квалификации определяется, исходя из штатной численности по каждой категории сотрудников по состоянию на конец года, без учета:
среднего некомплекта личного состава за последние 2-3 года;
обучающихся в образовательных учреждениях МВД России;
лиц со стажем работы в занимаемой должности менее трех лет;
лиц, подлежащих увольнению из органов (подразделений, учреждений) внутренних дел в планируемый период;
женщин, находящихся в отпусках (по беременности и родам, уходу за ребенком) или имеющих детей в возрасте до трех лет.
Годовая потребность определяется путем деления общей потребности на периодичность повышения квалификации, то есть на 5 лет.
55. Заявки, согласованные с финансовыми подразделениями соответствующих органов (подразделений, учреждений) внутренних дел, составляемые в соответствии с ежегодной потребностью в повышении квалификации кадров, в установленном порядке представляются в ДКО МВД России к 1 марта года, предшествующему планируемому.
56. Органы (подразделения, учреждения) внутренних дел на основе Плана МВД России, составляют пофамильные списки сотрудников, направляемых на обучение, доводят их до сведения соответствующих руководителей и кандидатов на учебу.
Сотрудники, направляемые на повышение квалификации, обязаны подготовить реферат в соответствии с тематикой, ежегодно направляемой образовательными учреждениями МВД России в комплектующие МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, ОВДРО, УМТС.
57. Непосредственные начальники совместно с кадровыми аппаратами обязаны заблаговременно спланировать отпуск кандидатов на учебу, контролировать изучение ими законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов МВД России, подготовку рефератов по тематике образовательных учреждений МВД России.
58. По прибытии на учебу с сотрудниками, направленными на повышение квалификации, проводится собеседование или тестирование по знанию законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов МВД России, регламентирующих деятельность подразделений органов внутренних дел по направлениям оперативно-служебной деятельности.
Образовательные учреждения МВД России на основании этих данных анализируют уровень подготовленности сотрудников, при необходимости вносят изменения и дополнения в учебные программы, направляют предложения в органы (подразделения, учреждения) внутренних дел по улучшению качества обучения сотрудников в процессе служебной деятельности.
59. По окончании сборов повышения квалификации сотрудники проходят итоговую аттестацию. Сотрудникам, успешно завершившим курс обучения, выдается документ государственного образца:
удостоверение о краткосрочном повышении квалификации - для лиц, прошедших обучение по программе в объеме от 72 до 100 часов;
свидетельство о повышении квалификации - для лиц, прошедших обучение по программе в объеме свыше 100 часов.
60. Профессиональная переподготовка проводится в целях приобретения знаний, умений и навыков для выполнения служебных обязанностей по новой должности или получения новой квалификации.
Профессиональная переподготовка специалистов проводится по учебным планам и программам, предусматривающим объем учебного времени свыше 500 часов аудиторных занятий.
Слушатели, выполнившие все требования учебного плана и прошедшие государственную итоговую аттестацию, получают диплом о профессиональной переподготовке установленного образца.
Диплом удостоверяет право (соответствие квалификации) специалиста на ведение профессиональной деятельности в определенной сфере.
61. Переподготовка сотрудников отдельных должностных категорий осуществляется в обязательном порядке при перемещении их на другую новую должность и организуется на базе образовательных учреждений среднего, высшего и дополнительного профессионального образования МВД России, других федеральных органов исполнительной власти.
При организации переподготовки следует руководствоваться требованиями, изложенными в пунктах 50 - 53, 55 - 57 настоящего Наставления.
62. Сотрудники, обучающиеся в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования МВД России, на повышение квалификации и переподготовку не направляются.
63. Стажировка проводится в целях формирования и закрепления на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки, а также изучения передового опыта, приобретения профессиональных и организаторских навыков для выполнения обязанностей по занимаемой или более высокой должности.
64. Стажировка может быть как самостоятельным видом дополнительного профессионального образования, так и одним из разделов учебного плана при повышении квалификации и профессиональной переподготовке сотрудников органов (подразделений, учреждений) внутренних дел.
65. Стажировка организуется для сотрудников органов (подразделений, учреждений) внутренних дел:
65.1. Зачисленных в резерв руководящих кадров для выдвижения.
65.2. Назначенных на должности руководящего состава органов внутренних дел (от начальника отделения, им равных и выше), за исключением случаев прохождения ими стажировки в период пребывания в резерве руководящих кадров для выдвижения.
65.3. Назначенных на должности руководящего, преподавательского и научного состава.
65.4. Ранее проходивших службу в органах внутренних дел и поступивших вновь на службу (при наличии в личном деле документов, подтверждающих прохождение ими специального профессионального (первоначального) обучения в предыдущий период службы).
65.5. Перемещенных по службе на другую новую должность, если выполнение ими функциональных обязанностей требует расширения и углубления профессиональных знаний и новых практических навыков.
66. Стажировка носит индивидуальный характер и может предусматривать:
самостоятельную теоретическую подготовку;
приобретение профессиональных и организаторских навыков;
изучение организации оперативно-служебной деятельности;
изучение законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов МВД России и их применение в практической деятельности;
участие в подготовке проектов нормативных правовых актов и организационно-распорядительных документов;
выполнение функциональных обязанностей должностных лиц (в качестве временно исполняющего обязанности);
участие в служебных командировках, совещаниях, учениях и других служебных мероприятиях;
изучение других вопросов, связанных с повышением квалификации сотрудника.
67. Стажировка руководителей органов (подразделений, учреждений) внутренних дел осуществляется в порядке, определяемом МВД России.
68. Продолжительность стажировки в зависимости от ее целей и должностных категорий сотрудников устанавливается от пяти дней до одного месяца руководителем соответствующего органа (подразделения, учреждения) внутренних дел и согласовывается с руководителем органа (подразделения, учреждения) внутренних дел, в котором она проводится.
Для сотрудников, указанных в пунктах 65.4, 65.5 настоящего Наставления, продолжительность стажировки устанавливается на срок не менее трех месяцев.
69. Сотруднику, проходящему стажировку, назначается руководитель. Планы и руководители стажировки сотрудников утверждаются соответствующими руководителями органов (подразделений, учреждений) внутренних дел.
70. Стажировка проводится:
по месту службы или в иных органах (подразделениях, учреждениях) внутренних дел по занимаемым должностям либо по должностям, на которые сотрудники зачислены в резерв кадров для выдвижения;
в других федеральных органах исполнительной власти и иностранных государствах (в случае необходимости и в установленном порядке).
71. Руководители (от начальника отдела МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, ОВДРО, УМТС и выше) и сотрудники, состоящие в резерве кадров для выдвижения на эти должности, а также иные лица проходят стажировку в структурных подразделениях центрального аппарата и подразделениях, непосредственно подчиненных МВД России, по вызовам данных подразделений.
72. Руководящий, профессорско-преподавательский состав образовательных и научно-исследовательских учреждений МВД России, командно-преподавательский состав учебных центров по мере необходимости проходит стажировку в образовательных и научно-исследовательских учреждениях, учебных центрах или подразделениях органов внутренних дел, соответствующих профилю подготовки специалистов для органов (подразделений, учреждений) внутренних дел.
73. Организация стажировки возлагается на руководителей органов (подразделений, учреждений) внутренних дел, которые обязаны:
определить порядок, время, место стажировки сотрудника, а также руководителя стажировки;
утвердить план стажировки и отчет-отзыв по ее итогам, которые отражаются в свидетельстве о проведении стажировки (приложение N 4);
проводить собеседования с сотрудником, проходящим стажировку, по изучаемым вопросам;
контролировать работу руководителя стажировки и сотрудника, проходящего стажировку.
74. Руководитель стажировки обязан:
совместно с сотрудником разработать план стажировки и утвердить его у начальника, на которого возложена организация стажировки;
ознакомить сотрудника, проходящего стажировку, с должностными обязанностями, организацией работы органа (подразделения, учреждения) внутренних дел, в котором будет проводиться стажировка;
оказывать сотруднику необходимую методическую и практическую помощь в изучении вопросов, предусмотренных планом его стажировки;
осуществлять контроль за ходом выполнения плана стажировки;
подготовить совместно с сотрудником отчет-отзыв о выполнении плана стажировки.
75. Сотрудник, проходящий стажировку, обязан:
совместно с руководителем стажировки разработать план стажировки и выполнять в установленные сроки мероприятия плана;
принимать участие в проводимых по месту стажировки оперативно-служебных мероприятиях, занятиях по служебно-боевой подготовке;
вести учет проделанной работы;
составить отчет о стажировке.
76. Решение о допуске сотрудников, указанных в пункте 65.4 настоящего Наставления, к самостоятельному исполнению служебных обязанностей принимается начальником органа (подразделения, учреждения) внутренних дел, о чем делается отметка в Свидетельстве о проведении стажировки.
77. Документ, удостоверяющий прохождение сотрудником соответствующего дополнительного профессионального образования, приобщается к его личному делу.
V. Обучение в процессе оперативно-служебной деятельности (служебно-боевая подготовка)
78. Обучение в процессе оперативно-служебной деятельности предусматривает систему мероприятий, направленных на закрепление и обновление в плановом порядке необходимых знаний, умений и навыков сотрудников с учетом оперативной обстановки, специфики и профиля их оперативно-служебной деятельности (далее - служебно-боевая подготовка).
79. Служебно-боевая подготовка включает в себя:
79.1. Служебную подготовку, состоящую из следующих разделов:
профессиональная психологическая подготовка;
79.2. Боевую подготовку, состоящую из следующих разделов:
подготовка по гражданской обороне.
80. Целью раздела служебно-боевой подготовки, представляющего собой систему государственно-правового ориентирования сотрудников (далее - общественно-государственная подготовка) является формирование профессионально-нравственного облика сотрудника, добросовестно и сознательно выполняющего свои должностные обязанности.
81. На занятиях по общественно-государственной подготовке осуществляется:
формирование твердых знаний государственной политики Российской Федерации и укрепление гражданской устойчивости сотрудников;
ориентирование сознания сотрудников на верность государственным интересам и Конституции Российской Федерации;
формирование четкой позиции сотрудника в оценке событий общественно-политической жизни;
формирование высоких нравственных качеств, обеспечивающих строгое соблюдение положений Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации;
обучение сотрудников умению логически мыслить, грамотно, вежливо и аргументировано отвечать на вопросы граждан, оказывать им, по возможности, необходимую правовую помощь и консультацию, корректно вести дискуссию.
82. Организационное руководство и методическое обеспечение общественно-государственной подготовки, разработку ежегодных тематических планов осуществляет ДКО МВД России.
83. Целью основного раздела служебно-боевой подготовки, представляющего собой систему профессионально-прикладного ориентирования сотрудников (далее - специальная подготовка) является формирование у сотрудников наиболее эффективных способов выполнения должностных обязанностей и овладение передовыми приемами и способами решения оперативно-служебных задач.
84. На занятиях по специальной подготовке со старшим, средним, младшим начальствующим и рядовым составом по направлениям его оперативно-служебной деятельности изучаются и отрабатываются:
содержание законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов МВД России, их реализация в оперативно-служебной деятельности органов (подразделений, учреждений) внутренних дел;
опыт работы органов (подразделений, учреждений) внутренних дел Российской Федерации и иностранных государств в борьбе с преступностью и терроризмом, в обеспечении общественного порядка, защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан, собственности, интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств;
правовые основы оперативно-служебной деятельности органов (подразделений, учреждений) внутренних дел в чрезвычайных обстоятельствах, а также при применении сотрудниками мер принуждения;
условия и способы соблюдения законности при проведении специальных операций и режимных мероприятий;
приемы и способы успешного решения оперативно-служебных задач сотрудниками различных специальностей;
вопросы необходимой обороны и крайней необходимости, условия и пределы применения физической силы, специальных средств, огнестрельного оружия на основе моделирования конкретных ситуаций оперативно-служебной деятельности;
вопросы инженерной подготовки и основы взрывобезопасности (фортификационное оборудование КПП, блок-постов и других сооружений; маскировка и прикрытие позиций, занимаемых подразделениями МВД России; характеристика взрывчатых веществ и взрывных устройств промышленного и кустарного производства; типичные способы и места установки и маскировки взрывных устройств, мин-ловушек; действия сотрудников при обнаружении взрывчатых веществ, средств взрывания, приборов и принадлежностей к ним; меры безопасности при обнаружении, обозначении и обезвреживании взрывных устройств);
опыт взаимодействия со средствами массовой информации в целях успешного решения оперативно-служебных задач.
85. На занятиях по специальной подготовке с руководящим составом органов (подразделений, учреждений) внутренних дел изучаются и отрабатываются:
содержание вновь принятых законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в части, касающейся деятельности органов (подразделений, учреждений) внутренних дел;
содержание нормативных правовых актов МВД России;
организационная структура аппаратов МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, горрайлинорганов и оптимизация их управленческих функций;
опыт правоохранительных органов Российской Федерации и иностранных государств в части борьбы с преступностью и терроризмом, обеспечения общественного порядка, защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан, собственности, интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств;
практические умения организаторской и управленческой деятельности, а также современные формы и методы этих видов деятельности в органах (подразделениях, учреждениях) внутренних дел;
средства и методы, обеспечивающие эффективное выполнение различных оперативно-служебных задач;
практические умения, а также передовой опыт взаимодействия руководителей органов (подразделений, учреждений) внутренних дел с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления и общественностью, средствами массовой информации;
современные средства, методы и формы обучения сотрудников профессиональным знаниям, умениям и навыкам.
86. Целью раздела служебно-боевой подготовки, представляющего собой систему профессионально-психологического ориентирования сотрудников (далее - профессиональная психологическая подготовка) является формирование у сотрудников готовности к успешному преодолению психологических трудностей оперативно-служебной деятельности и применению психологических знаний и умений для эффективного выполнения своих обязанностей в любой оперативной обстановке.
87. На занятиях по профессиональной психологической подготовке со старшим, средним, младшим начальствующим и рядовым составом по направлениям его оперативно-служебной деятельности изучаются и формируются:
необходимые психологические знания для адекватной оценки и учета психологических аспектов оперативно-служебной деятельности;
профессионально важные психологические качества (эмоциональная устойчивость, наблюдательность, память, мышление, внимание и другие);
психологическая устойчивость для преодоления трудностей профессиональной деятельности, в том числе в экстремальных условиях;
психологическая готовность к применению огнестрельного оружия;
умение использовать психологические приемы для повышения эффективности решения оперативно-служебных задач.
88. На занятиях по профессиональной психологической подготовке с руководящим составом органов (подразделений, учреждений) внутренних дел изучаются и отрабатываются:
психологические приемы и способы, содействующие эффективному управлению подчиненными (создание положительного морально-психологического климата в подразделении, разрешение конфликтов, индивидуально-психологическая работа, стиль руководства и другие вопросы психологии управления);
психологическая устойчивость к стрессовым ситуациям управленческой деятельности;
практические умения и навыки, а также современные средства, методы и формы воспитательной работы с подчиненными по укреплению среди них законности и дисциплины с использованием при этом основ педагогики и психологии.
89. На занятиях по технико-криминалистической подготовке изучаются и отрабатываются:
правила пользования и приемы эксплуатации специальной техники, поступающей в органы внутренних дел (криминалистическая техника; технические средства охраны, досмотра и контроля; средства связи; специальный транспорт; технические средства обеспечения безопасности дорожного движения; средства экипировки и снаряжения; организационная техника; средства наблюдения; оперативная техника и другое). Передовой опыт использования указанной техники в органах (подразделениях, учреждениях) внутренних дел и правоохранительных органах иностранных государств;
приемы и способы применения современных технико-криминалистических средств и методов обеспечения раскрытия и расследования преступлений (практические умения обнаружения, фиксации, изъятия и исследования следов и иных вещественных доказательств при осмотре места происшествия и другое);
тактико-технические характеристики, правила пользования и приемы эксплуатации специальных средств, имеющихся в органах (подразделениях, учреждениях) внутренних дел (средства индивидуальной бронезащиты, активной обороны, обеспечения специальных операций)*(15).
90. На занятиях по медицинской подготовке формируются теоретические знания и практические умения:
оказания само- и взаимопомощи при получении травматических повреждений и ранений, при несчастных случаях и внезапных заболеваниях;
профилактики инфекционных и профессиональных заболеваний;
соблюдения здорового образа жизни (режим труда и отдыха, рациональное питание, личная гигиена и другие вопросы, связанные с обеспечением здоровья и работоспособности сотрудников).
91. На занятиях по тактической подготовке изучаются и отрабатываются действия органов (подразделений, учреждений) внутренних дел и отдельных сотрудников при решении оперативно-служебных задач, в том числе в чрезвычайных обстоятельствах и при проведении специальных операций.
Занятия по тактической подготовке для руководящего состава и для всех остальных сотрудников организуются, как правило, раздельно.
92. На занятиях по тактической подготовке все сотрудники изучают и отрабатывают:
индивидуальные и коллективные действия в составе служебных нарядов и групп боевого порядка (в том числе с использованием специальных средств) в типичных ситуациях задержания правонарушителей в здании или на местности, остановки и досмотра транспортного средства, проникновения в помещение, пресечения массовых беспорядков и другое, а также слаживание действий сотрудников штатных служебных нарядов и групп;
приемы личной безопасности в типичных и нестандартных ситуациях силового пресечения различных противоправных проявлений;
приемы и способы обеспечения личной безопасности при авариях, катастрофах, пожарах, наводнениях и других экстремальных ситуациях;
правила пользования топографическими картами, планами, схемами, фотографиями местности и другими графическими документами;
приемы и способы оформления и ведения графических документов, составления описания отдельных участков местности;
приемы и способы чтения топографических карт, измерения и ориентирования по карте и на местности;
другие вопросы тактической подготовки, возникающие в процессе оперативно-служебной деятельности.
93. Основными задачами тактической подготовки руководящего состава органов (подразделений, учреждений) внутренних дел являются:
совершенствование знаний в области теории управления органами (подразделениями, учреждениями) внутренних дел в чрезвычайных обстоятельствах;
формирование практических умений и навыков в организации и подготовке органов управления, группировки сил и средств для действий в чрезвычайных обстоятельствах;
закрепление практических умений в сборе, обобщении и анализе информации об оперативной обстановке, прогнозировании развития событий, принятии рациональных управленческих решений, планировании и управлении действиями органов (подразделений, учреждений) внутренних дел и взаимодействующих сил;
формирование морально-психологической устойчивости к выполнению оперативно-служебных задач в особых условиях;
изучение новых приемов, способов и форм подготовки и ведения специальных операций, обобщение и внедрение передового опыта проведения специальных операций правоохранительными органами Российской Федерации и иностранных государств.
94. На занятиях по тактической подготовке руководители дополнительно изучают и отрабатывают:
методику быстрого и грамотного определения и доведения оперативно-служебных задач до подчиненных, подготовки и проведения командно-штабных, оперативно-тактических учений, штабных тренировок и других мероприятий;
порядок управления силами и средствами органов (подразделений, учреждений) внутренних дел в сложных условиях оперативной обстановки с применением современных специальных средств, технических средств связи и автоматизации;
другие вопросы тактической подготовки, возникающие в процессе оперативно-служебной деятельности.
95. Проведение тактической подготовки с руководящим составом, а также командно-штабных учений и командно-штабных тренировок возлагается:
в структурных подразделениях центрального аппарата и подразделениях, непосредственно подчиненных МВД России - на Организационно-инспекторский департамент МВД России;
в МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, ОВДРО, горрайлинорганах, строевых подразделениях патрульно-постовой службы милиции*(16), вневедомственной охраны при органах внутренних дел*(17), государственной инспекции безопасности дорожного движения*(18) - на соответствующие штабные подразделения.
96. На занятиях по огневой подготовке формируются и отрабатываются:
практические навыки обращения с огнестрельным оружием (извлечение оружия из кобуры, приведение его в боевую готовность, производство выстрела, устранение задержек при стрельбе и другое)*(19);
приемы стрельбы с прицеливанием по неподвижным и движущимся целям в условиях ограничения времени на стрельбу;
приемы стрельбы без прицеливания, в том числе по нескольким целям;
приемы и способы пресечения противоправных действий с помощью табельного огнестрельного оружия, тактика применения и использования оружия в оперативно-служебной деятельности (принятие решения на открытие огня, выбор цели для поражения, стрельба в различных условиях и другое);
техника безопасности при обращении с оружием, его материальная часть, условия выполнения упражнений, действия сотрудников милиции после применения (использования) огнестрельного оружия, вопросы профилактики случаев гибели и ранений сотрудников ОВД, связанные с неумелым и небрежным обращением с огнестрельным оружием;
нормативы и другие вопросы огневой подготовки, возникающие в процессе оперативно-служебной деятельности.
97. На занятиях по физической подготовке формируются и отрабатываются:
практические навыки применения боевых приемов борьбы (в том числе в средствах индивидуальной бронезащиты, летней и зимней форме одежды, на фоне физической и психической нагрузки) в условиях, максимально приближенных к реальным ситуациям силового единоборства с правонарушителями;
профессионально важные физические качества сотрудников;
знания и умения применять средства физической культуры и спорта для обеспечения здоровья и высокой работоспособности;
другие вопросы физической подготовки, возникающие в процессе оперативно-служебной деятельности.
98. На занятиях по строевой подготовке изучаются нормативные акты, регламентирующие строевую подготовку, правила ношения установленной формы одежды и предметов снаряжения сотрудника, а также отрабатываются строевые приемы и проводятся строевые смотры в целях выработки у сотрудников:
образцового внешнего вида, подтянутости;
строевой обученности и слаженности совместных действий;
умения быстро и четко выполнять распоряжения начальников, развития чувства ответственности за точное выполнение команд, дисциплинированности.
99. Подготовка по гражданской обороне предусматривает формирование готовности сотрудников к личной защите и защите материально-технических средств органов (подразделений, учреждений) внутренних дел от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, и осуществляется в целях:
совершенствования знаний сотрудников о поражающих факторах ядерного, химического оружия, бактериальных (биологических) средств, последствиях стихийных бедствий и способах защиты от них;
формирования практических умений организации и проведения мероприятий, направленных на поддержание общественного порядка в городах и других населенных пунктах, на маршрутах эвакуации населения, обеспечения охраны материальных и культурных ценностей;
формирования практических навыков пользования средствами индивидуальной защиты, использования защитных свойств техники, сооружений и местности;
подготовки к проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ на объектах органов (подразделений, учреждений) внутренних дел;
изучения других вопросов, связанных с обеспечением мероприятий гражданской обороны.
VI. Формы служебно-боевой подготовки
100. Основной формой проведения занятий в системе служебно-боевой подготовки для сотрудников всех категорий являются практические занятия по отработке профессиональных знаний, умений и навыков, применяемых и используемых в оперативно-служебной деятельности.
100.1. Типичными формами служебно-боевой подготовки являются:
лекции, семинары, индивидуальное обучение (применяются для формирования знаний);
практические занятия (применяются для формирования умений и навыков);
учебные сборы сотрудников по направлениям их оперативно-служебной деятельности;
самостоятельная подготовка сотрудников;
мероприятия профессионально-прикладного и физкультурно-оздоровительного характера (тренажи перед заступлением на дежурство, конкурсы профессионального мастерства, «Дни здоровья», эстафетные пробеги, спортивные соревнования и другое);
физические упражнения в режиме дня (утренняя физическая зарядка, производственная гимнастика, физкультурные паузы и другое).
100.2. Самостоятельная подготовка сотрудника, как форма непрерывного, систематического пополнения и углубления знаний, закрепления практических умений и навыков, проводится под контролем непосредственных начальников и включает в себя:
изучение текущих и вновь принятых законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов МВД России с обязательным конспектированием в служебных тетрадях основных положений и требований данных документов применительно к специфике оперативно-служебной деятельности конкретного сотрудника;
регулярное ознакомление с новой юридической, общественно-государственной и специальной литературой, материалами средств массовой информации;
практическую работу по совершенствованию навыков владения специальной техникой и специальными средствами, а также огнестрельным оружием и боевыми приемами борьбы;
формирование профессионально важных психологических и физических качеств;
другие вопросы самостоятельного повышения своего профессионального мастерства.
VII. Порядок организации служебно-боевой подготовки
101. Служебно-боевая подготовка сотрудников организуется в органах (подразделениях, учреждениях) внутренних дел по месту службы еженедельно в рабочее время в соответствии с настоящим Наставлением.
102. Для организации занятий по служебно-боевой подготовке начальниками органов (подразделений, учреждений) внутренних дел издается приказ, в котором:
отражаются итоги обучения сотрудников в истекшем учебном году, недостатки, имевшие место в обучении, и пути их устранения;
определяются задачи на новый учебный год, исходя из приоритетных направлений в борьбе с преступностью, уровня профессиональной подготовленности личного состава и оперативной обстановки в регионе;
устанавливаются дни недели (месяца) для занятий по разделам служебно-боевой подготовки согласно примерному расчету часов (приложение N 5);
определяется число и состав учебных групп, их руководители, лица, ответственные за ведение учетно-планирующей документации. Подразделения профессиональной подготовки кадровых аппаратов ежегодно организуют одно-двухдневные учебно-методические сборы для лиц, ответственных за ведение учетно-планирующей документации.
утверждается годовой тематический план занятий в системе служебно-боевой подготовки с личным составом органа (подразделения, учреждения) внутренних дел;
руководители учебных групп назначаются из числа начальников (командиров) структурных подразделений органов (подразделений, учреждений) внутренних дел или их заместителей.
103. Занятия по служебно-боевой подготовке начинаются:
в органах (подразделениях, учреждениях) внутренних дел - в январе;
в образовательных учреждениях МВД России - одновременно с началом учебного года.
Занятия по разделам служебно-боевой подготовки продолжаются в течение 10 месяцев. По разделу физической подготовки занятия продолжаются весь год.
Учебный год заканчивается проведением итоговых занятий и принятием зачетов по разделам обучения.
104. Для организации и проведения занятий по служебно-боевой подготовке создаются учебные группы с учетом должностных категорий и специализации сотрудников органов (подразделений, учреждений) внутренних дел:
104.1. Служебно-боевая подготовка в структурных подразделениях центрального аппарата и подразделениях, непосредственно подчиненных МВД России, проводится:
на постоянно действующем семинаре - с помощниками Министра внутренних дел, первым заместителем Министра, заместителями Министра и их помощниками, руководителями аппаратов заместителей Министра, референтами, руководителями структурных подразделений центрального аппарата и подразделений, непосредственно подчиненных МВД России, и их заместителями;
в учебных группах руководителей структурных подразделений центрального аппарата и подразделений, непосредственно подчиненных МВД России - со всеми сотрудниками;
в группах начальников отделов - с сотрудниками отделов.
104.2. Служебно-боевая подготовка в аппаратах главных управлений МВД России по федеральным округам, МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, ОВДРО, УМТС проводится:
на постоянно действующем семинаре - с руководящим составом вышеуказанных органов внутренних дел, их структурных подразделений;
в учебных группах начальников управлений (отделов, отделений), их структурных подразделений - со всеми сотрудниками;
на учебных сборах начальников горрайлинорганов - с начальниками горрайлинорганов внутренних дел и других самостоятельных подразделений из расчета два раза в год по два дня (не менее 20 часов);
на учебных сборах сотрудников по направлениям их оперативно-служебной деятельности - с руководящим, старшим и средним начальствующим составом подчиненных органов внутренних дел с учетом специализации и стажа работы из расчета два раза в год по два дня (не менее 24 часов). Сборы могут проводиться в базовом подразделении или подразделении, имеющем высокие результаты по соответствующему направлению оперативно-служебной деятельности и имеющем необходимую учебно-материальную базу.
104.3. Служебно-боевая подготовка в горрайлинорганах внутренних дел и строевых подразделениях ППСМ, вневедомственной охраны, ГИБДД проводится:
на постоянно действующем семинаре - с руководителями (командирами) подразделений;
в учебных группах начальников (командиров) подразделений - со всеми сотрудниками.
104.4. Служебно-боевая подготовка в образовательных, научно-исследовательских, медицинских и иных учреждениях МВД России проводится:
на постоянно действующем семинаре - с руководителями входящих подразделений, кафедр, лабораторий, отделов;
в учебных группах руководителей подразделений, кафедр, лабораторий, отделов - со всеми остальными сотрудниками.
105. Для занятий по служебно-боевой подготовке руководителем каждой учебной группы на основании рекомендуемой тематики разрабатывается годовой тематический план (приложение N 6), отражающий специфику и передовой опыт оперативно-служебной деятельности, требования законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов МВД России, уровень образования и профессиональной компетентности сотрудников.
Примерный перечень тем по общественно-государственной подготовке разрабатывается на каждый учебный год ДКО МВД России. Примерный перечень тем по специальной подготовке разрабатывается на каждый учебный год структурными подразделениями центрального аппарата и подразделениями, непосредственно подчиненными МВД России, по направлениям оперативно-служебной деятельности. Соответствующие подразделения МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, УВДТ, ОВДРО, УМТС, уточняют и дополняют данный перечень тем с учетом приоритетных направлений борьбы с преступностью в конкретном регионе и направляют его в нижестоящие органы (подразделения) внутренних дел для использования при составлении годового тематического плана специальной подготовки.
Тематический план утверждается одним из руководителей органа (подразделения, учреждения) внутренних дел, курирующим служебную деятельность сотрудников конкретной учебной группы.
106. Расписание занятий по служебно-боевой подготовке для каждой учебной группы составляется на квартал (в образовательных учреждениях на учебный семестр: 1 семестр - сентябрь-февраль, 2 семестр - март-август) по установленной форме (приложение N 7) с учетом тематического плана. Его выполнение обеспечивают:
106.1. В структурных подразделениях центрального аппарата и подразделениях, непосредственно подчиненных МВД России:
на постоянно действующем семинаре - начальник Организационно-инспекторского департамента МВД России;
в учебных группах руководителей структурных подразделений центрального аппарата и подразделений, непосредственно подчиненных МВД России - руководители структурных подразделений центрального аппарата и подразделений, непосредственно подчиненных МВД России;
в учебных группах начальников отделов - начальники отделов (подразделений) структурных подразделений центрального аппарата и подразделений, непосредственно подчиненных МВД России.
106.2. В главных управлениях МВД России по федеральным округам, МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, ОВДРО, УМТС:
на постоянно действующем семинаре - начальники штабных подразделений;
в учебных группах начальников управлений (отделов, отделений), их структурных подразделений - начальники соответствующих подразделений;
на учебных сборах начальников горрайлинорганов - начальники штабных подразделений;
на учебных сборах сотрудников по направлениям их оперативно-служебной деятельности - начальники отраслевых подразделений аппаратов главных управлений МВД России по федеральным округам, МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, ОВДРО, УМТС. Для проведения сбора составляется отдельный тематический план занятий для сотрудников каждой специализации, а также для сотрудников, проработавших в занимаемой должности менее трех лет. Тематические планы утверждаются руководителем, курирующим соответствующее направление оперативно-служебной деятельности.
106.3. В горрайлинорганах и строевых подразделениях ППСМ, вневедомственной охраны, ГИБДД:
на постоянно действующем семинаре - начальники горрайлинорганов и командиры строевых подразделений;
в учебных группах начальников (командиров) подразделений - начальники (командиры) соответствующих отделов (подразделений).
106.4. В образовательных, научно-исследовательских, медицинских и иных учреждениях МВД России:
на постоянно действующем семинаре - начальник учреждения;
в учебных группах руководителей подразделений, кафедр, лабораторий, отделов - начальники соответствующих структурных подразделений (кафедры, лаборатории, отдела и других).
107. Лица, проводящие занятия по служебно-боевой подготовке, по каждой изучаемой теме должны иметь соответствующий план-конспект.
108. Сотрудники обязаны заблаговременно изучить рекомендованную по теме занятий литературу и вести записи в ходе занятий в служебной тетради.
Сотрудники, пропустившие занятия, изучают пройденный материал самостоятельно.
109. К проведению занятий по служебно-боевой подготовке привлекаются руководители и инспекторский состав вышестоящих органов, профессорско-преподавательский состав образовательных учреждений МВД России, специалисты правоохранительных органов, других федеральных органов исполнительной власти.
110. Руководители учебных групп обязаны:
организовывать обучение и подготовку сотрудников и лично проводить занятия по разделам служебно-боевой подготовки;
обеспечивать контроль за посещаемостью занятий в учебных группах;
осуществлять регулярную проверку ведения конспектов и записей в служебных тетрадях;
создавать необходимую обстановку и условия, стимулирующие у личного состава потребность в постоянном повышении своих знаний по специальности, навыков обращения с оружием, специальными средствами, приемами задержания;
совершенствовать имеющиеся и внедрять новые формы и методы обучения сотрудников;
докладывать на оперативных совещаниях о выполнении тематических планов и результатах подготовки;
подводить итоги учебы сотрудников за прошедший учебный год и определять задачи на новый учебный год.
111. Начальники органов (подразделений, учреждений) внутренних дел, их заместители по курируемым направлениям служебной деятельности отвечают за состояние обучения и уровень служебно-боевой подготовки личного состава и обязаны:
лично принимать участие в проведении занятий по служебно-боевой подготовке;
рассматривать на оперативных совещаниях вопрос о состоянии служебно-боевой подготовки личного состава во взаимосвязи с показателями их оперативно-служебной деятельности;
давать принципиальную оценку руководителю структурного подразделения (учебной группы) за состояние подготовленности личного состава к выполнению оперативно-служебных задач;
принимать действенные меры по развитию учебно-материальной базы, ее оснащению и оборудованию;
в установленном порядке представлять отчеты за прошедший учебный год в ДКО МВД России.
112. Подразделения, занимающиеся организацией и проведением служебно-боевой подготовки, обязаны*(20):
осуществлять организацию обучения сотрудников в соответствии с направлениям их оперативно-служебной деятельности;
осуществлять контроль за организацией обучения сотрудников в процессе оперативно-служебной деятельности;
проводить работу по анализу результатов служебно-боевой подготовки во взаимосвязи с показателями оперативно-служебной деятельности органов (подразделений, учреждений) внутренних дел;
вносить предложения по улучшению организации и проведения служебно-боевой подготовки сотрудников;
оказывать в пределах своей компетенции помощь органам (подразделениям, учреждениям) внутренних дел в разработке тематических планов с учетом приоритетных направлений борьбы с преступностью и оперативной обстановки в регионе;
оказывать помощь в учебно-методическом обеспечении занятий по служебно-боевой подготовке;
оказывать практическую помощь в проведении занятий по служебно-боевой подготовке (проведение консультаций, показных, открытых, методических и других занятий);
сотрудничать с образовательными учреждениями МВД России, используя их учебно-спортивную базу и привлекая профессорско-преподавательский состав к проведению занятий, подготовке методических материалов и учебных пособий;
проводить работу по обучению руководителей занятий по огневой и физической подготовке из числа наиболее подготовленных сотрудников;
принимать в установленном порядке и в пределах своей компетенции участие в инспектировании (проверке) органов (подразделений, учреждений) внутренних дел по вопросам профессиональной подготовки личного состава;
разрабатывать предложения по созданию или совершенствованию учебно-материальной базы служебно-боевой подготовки;
организовывать и проводить спортивные соревнования по служебно-прикладным видам спорта;
вести учетно-отчетную документацию по вопросам служебно-боевой подготовки, осуществлять контроль за ходом этой работы;
совместно с руководителями органов (подразделений, учреждений) внутренних дел вести работу по подготовке квалифицированных специалистов в целях создания профессионального ядра среди сотрудников;
участвовать в работе аттестационных комиссий органов (подразделений, учреждений) внутренних дел, давать заключение о личной профессиональной подготовленности сотрудника и вносить предложения о его дальнейшей профессиональной пригодности.
113. Деятельность подразделений, занимающихся организацией служебно-боевой подготовки, осуществляется на основе плана работы кадровых подразделений, приказа об организации профессиональной подготовки на учебный год, а также указаний руководства органа (подразделения, учреждения) внутренних дел и непосредственного начальника кадрового подразделения.
VIII. Порядок учета, контроля и оценки служебно-боевой подготовки
114. Учет итогов обучения и уровня подготовленности сотрудников ведется в журналах учета посещаемости занятий и успеваемости по служебно-боевой подготовке (приложение N 8).
115. Годовая отчетность о результатах обучения сотрудников, состоянии учебно-материальной базы служебно-боевой подготовки, качественном составе предусмотренных штатным расписанием сотрудников, занимающихся организацией служебно-боевой подготовки и других необходимых сведениях, представляется в установленном порядке:
начальниками горрайлинорганов внутренних дел и строевых подразделений ППСМ, вневедомственной охраны, ГИБДД - в кадровые подразделения МВД, ГУВД, УВД, ОВДТ, ОВДРО;
руководителями структурных подразделений центрального аппарата МВД России, и подразделений, непосредственно подчиненных МВД России, главных управлений МВД России по федеральным округам, МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, ОВДРО, УМТС, образовательных и научно-исследовательских учреждений МВД России - в ДКО МВД России.
116. Контроль за организацией и состоянием служебно-боевой подготовки осуществляется с целью определения:
актуальности изучаемых тем применительно к специфике оперативно-служебных задач, выполняемых сотрудниками;
уровня сформированных знаний, умений и навыков, а также их взаимосвязи с показателями оперативно-служебной деятельности личного состава;
качества и регулярности проводимых занятий, успешности выполнения учебной программы;
соотношения практических и теоретических занятий в тематическом плане и расписании занятий;
участия руководящего состава в учебном процессе;
посещаемости занятий сотрудниками;
причин организационных и методических упущений;
наличия и состояния учебно-материальной базы, материально-технического обеспечения служебно-боевой подготовки;
состояния учетно-отчетной документации и делопроизводства.
117. Уровень служебно-боевой подготовки определяется:
на теоретических и практических занятиях;
на зачетах при подведении итогов обучения за год;
при проверке органа (подразделения, учреждения) внутренних дел.
118. От проверок по физической подготовке освобождаются сотрудники:
не прошедшие специальное профессиональное обучение;
временно не допущенные врачом по состоянию здоровья.
119. Уровень профессиональных знаний, умений и навыков по отдельным разделам служебно-боевой подготовки может определяться по билетам, в ходе опроса сотрудника, а также по текущим оценкам, имеющимся в журналах учета посещаемости занятий и успеваемости по служебно-боевой подготовке.
120. По разделам служебно-боевой подготовки выставляются:
по специальной подготовке, огневой подготовке, физической подготовке - оценки «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»;
по остальным разделам - отметки «зачтено» или «не зачтено».
121. Оценка сотрудника по специальной подготовке определяется:
«отлично» - если сотрудник четко и полно ответил на вопросы о содержании и основных требованиях законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов МВД России, определяющих приоритетные направления его служебной деятельности, последовательно и исчерпывающе перечислил разделы и пункты законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов МВД России, регламентирующих его действия при решении различных оперативно-служебных задач (на примере 1-2 типичных ситуаций) и при применении мер принуждения к правонарушителям (на примере 1-2 типичных ситуаций), а также продемонстрировал твердое усвоение других вопросов, определенных настоящим Наставлением и составляющих содержание его специальной подготовки;
«хорошо» - если сотрудник правильно, но не полно ответил на вопросы о содержании и основных требованиях законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов МВД России, определяющих приоритетные направления его служебной деятельности (без конкретных разделов и пунктов), регламентирующих его действия при решении различных оперативно-служебных задач (на примере 1-2 типичных ситуаций) и при применении мер принуждения к правонарушителям (на примере 1-2 типичных ситуаций), а также продемонстрировал среднее усвоение других вопросов, определенных настоящим Наставлением и составляющих содержание его специальной подготовки;
«удовлетворительно» - если сотрудник только после дополнительных наводящих вопросов раскрыл содержание и основные требования законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов МВД России, определяющих приоритетные направления его служебной деятельности, неполно указал законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты МВД России, регламентирующие его действия при решении различных оперативно-служебных задач (на примере 1-2 типичных ситуаций) и при применении мер принуждения к правонарушителям (на примере 1-2 типичных ситуаций), а также продемонстрировал поверхностное усвоение других вопросов, определенных настоящим Наставлением и составляющих содержание его специальной подготовки;
«неудовлетворительно» - если сотрудник не смог правильно ответить на заданные вопросы о законодательных и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, нормативных правовых актах МВД России, определяющих основное содержание его оперативно-служебной деятельности и регламентирующих правомерность его действий при решении типичных оперативно-служебных задач (в том числе при применении мер принуждения к правонарушителям), а также не ответил на другие вопросы, определенные настоящим Наставлением и составляющие содержание его специальной подготовки.
122. Оценка сотрудника по огневой и физической подготовке производится на основании требований соответствующих нормативных правовых актов МВД России.
123. Индивидуальная оценка сотрудника по служебно-боевой подготовке выставляется на основании оценок и отметок по каждому из разделов*(21) и определяется:
«отлично» - если три оценки «отлично» (или две оценки «отлично» и одна - «хорошо») и все отметки - «зачтено»;
«хорошо» - если три оценки не ниже «хорошо» (или две оценки не ниже «хорошо» и одна - «удовлетворительно») и все отметки - «зачтено»;
«удовлетворительно» - если все три оценки «удовлетворительно» (или две оценки «удовлетворительно» и одна - не ниже «хорошо») и все отметки - «зачтено»;
«неудовлетворительно» - если сотрудником получена неудовлетворительная оценка или отметка «не зачтено» - по одному из разделов.
124. Оценка органу (подразделению, учреждению) внутренних дел по специальной подготовке выставляется на основании индивидуальных оценок сотрудников и определяется:
«отлично» - если не менее 80% сотрудников получили положительные индивидуальные оценки, при этом более 50% из них - «отлично»;
«хорошо» - если не менее 80% сотрудников получили положительные индивидуальные оценки, при этом более 50% из них - «отлично» и «хорошо»;
«удовлетворительно» - если не менее 80% сотрудников получили положительные индивидуальные оценки;
«неудовлетворительно» - если положительные индивидуальные оценки получили менее 80% сотрудников.
125. Оценка органу (подразделению, учреждению) внутренних дел по огневой и физической подготовке производится на основании требований соответствующих нормативных правовых актов МВД России.
126. Оценка органу (подразделению, учреждению) внутренних дел по служебно-боевой подготовке выставляется на основании оценок органу (подразделению, учреждению) внутренних дел по специальной, огневой и физической подготовке и определяется:
«отлично» - если три оценки «отлично» (или две оценки «отлично» и одна - «хорошо»);
«хорошо» - если три оценки не ниже «хорошо» (или две оценки не ниже «хорошо» и одна - «удовлетворительно»);
«удовлетворительно» - если все три оценки «удовлетворительно» (или две оценки «удовлетворительно» и одна - не ниже «хорошо»);
«неудовлетворительно» - если получена неудовлетворительная оценка по одному из разделов.
*(1) Далее - «Наставление».
*(2) Далее - «сотрудники».
*(3) Далее - «органы (подразделения, учреждения) внутренних дел».
*(4) Далее - «ДКО МВД России».
*(5) Далее - «учебные центры».
*(6) Далее - «ЦОКР МВД России».
*(7) Далее - «План МВД России».
*(8) Далее - «МВД, ГУВД, УВД».
*(10) Далее - «горрайлинорганы».
*(12) Далее - «Других образовательных учреждениях».
*(13) Далее - «ОВДРО».
*(15) Практическая отработка приемов и способов использования специальных средств в типовых ситуациях применения мер принуждения и при проведении специальных операций осуществляется на занятиях по тактической и физической подготовке.
*(17) Далее - «вневедомственная охрана».
*(18) Далее - «ГИБДД».
*(19) Лица, не получившие необходимых знаний, умений и навыков и не усвоившие мер безопасности при обращении с оружием, не изучившие условий выполнения упражнений, к практическим стрельбам из боевого оружия не допускаются.
*(20) Как правило, указанные подразделения входят в структуру кадровых подразделений органов внутренних дел.
*(21) В ходе проверок перечень разделов, по которым выставляются отметки, определяется согласно служебному заданию или самим проверяющим.
Приложение N 1
к Наставлению по организации профессиональной
подготовки сотрудников органов внутренних дел
Российской Федерации
Приложение N 2
к Наставлению по организации профессиональной
подготовки сотрудников органов внутренних дел
Российской Федерации
В разделе «Вывод» делается один из следующих выводов:
- может быть назначен на должность;
- подлежит увольнению как невыдержавший испытания;
- может быть назначен на другую должность (указывается какую) без дополнительного испытательного срока.
Приложение N 3
к Наставлению по организации профессиональной
подготовки сотрудников органов внутренних дел
Российской Федерации