Проект Приказа Министерства финансов РФ "О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 30 марта 2015 г. № 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению" (подготовлен Минфином России 16.07.2018)
Досье на проект
В целях установления единого порядка ведения бухгалтерского учета органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями приказываю:
1. Внести изменения в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 30 марта 2015 г. N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 2 июня 2015 г., регистрационный номер 37519) с изменениями, внесенными приказом Минфина России от 16 ноября 2016 г. N 209н "О внесении изменений в некоторые приказы Министерства финансов Российской Федерации в целях совершенствования бюджетного (бухгалтерского) учета и отчетности" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 15 декабря 2016 г., регистрационный номер 44741), приказом Минфина России от 17.11.2017 N 194н "О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 30 марта 2015 г. N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению" (регистрационный номер 49282) (далее - изменения), согласно приложению к настоящему приказу.
2. Установить, что Сведения о бюджетном обязательстве (код формы 050NХХХ) и Сведения о денежном обязательстве (код формы 050NХХХ) в редакции согласно приложениям N 1 и N 2 к изменениям применяются субъектами учета по их организационно-технической готовности, но не позднее 1 января 2019 года.
Приложение N 1
к приказу Министерства финансов Российской Федерации
от ___.07.2018 N ___
Изменения, вносимые в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 30 марта 2015 г. N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
1. Раздел ___приказа дополнить подразделом "Сведения о бюджетном обязательстве (код формы 0504ХХХ) следующего содержания:
"Сведения о бюджетном обязательстве
(код формы 0504ХХХ)"
Сведения о бюджетном обязательстве (ф. 050NХХХ) являются основанием для постановки на учет бюджетного обязательства и внесения изменений в поставленное на учет бюджетное обязательство согласно информации, содержащейся в приложении N 2 к настоящему приказу.
Сведения о бюджетном обязательстве (ф. 050NХХХ) формируются на основании документов, согласно которым возникают бюджетные обязательства получателей средств федерального бюджета, и документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств получателей средств федерального бюджета, и документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств получателей средств федерального бюджета.
Сведения о бюджетном обязательстве (ф. 050NХХХ) содержат реквизиты документа-основания для постановки на учет бюджетного обязательства (для внесения изменений в поставленное на учет бюджетное обязательство) (Раздел 1), реквизиты контрагента (взыскателя) по исполнительному документу (решению) налогового органа (Раздел 2), расшифровку обязательства (Раздел 3).
Сведения о бюджетном обязательстве (ф. 050NХХХ) подписываются руководителем или уполномоченным лицом.
2. Раздел ___приказа дополнить подразделом "Сведения о денежном обязательстве (код формы 0504ХХХ) следующего содержания:
"Сведения о денежном обязательстве
(код формы 0504ХХХ)"
Сведения о денежном обязательстве (ф. 050NХХХ) являются основанием для постановки на учет денежного обязательства и внесения изменений в поставленное на учет денежное обязательство согласно информации, содержащейся в приложении N 2 к настоящему приказу.
Сведения о денежном обязательстве (ф. 0504ХХХ) формируются на основании документов, согласно которым возникают бюджетные обязательства получателей средств федерального бюджета, и документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств получателей средств федерального бюджета, на сумму, указанную в документе, в соответствии с которым возникло денежное обязательство.
Сведения о денежном обязательстве (ф. 0504ХХХ) содержат реквизиты документа, подтверждающего возникновение денежного обязательства (Раздел 1), расшифровку документа, подтверждающего возникновение денежного обязательства (Раздел 2).
Сумма в валюте выплаты денежного обязательства по объекту, включенному в ФАИП (мероприятию), делится на сумму прошлых лет (в том числе сумму зачтенного перечисленного аванса), сумму на текущий финансовый год (в том числе сумму зачтенного перечисленного аванса), суммы на первый и второй год планового периода, сумму на третий и четвертый год после текущего финансового года, а также сумму на последующие годы.
Сведения о бюджетном обязательстве (ф. 050NХХХ) подписываются руководителем (уполномоченным лицом) и главным бухгалтером (уполномоченным лицом), регистрируются органом Федерального казначейства с отметкой в нижней части документа.
Обзор документа
В рамках реализации проекта "Централизация функций участников проекта по ведению бюджетного учета, составлению бюджетной и иной отчетности в Федеральном казначействе" планируется скорректировать формы первичных учетных документов и регистров бухучета органов и организаций госсектора.
Вводятся новые формы "Сведения о бюджетном обязательстве" и "Сведения о денежном обязательстве" (коды формы 0504ХХХ). Определяется, кем подписываются указанные сведения, на основании каких документов они формируются. Будут указаны реквизиты таких документов.
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:
Учетная политика компании: когда дополнить, а когда изменить?
Изменить учетную политику и дополнить – разные понятия. В отличие от изменений, порядок дополнений учетной политики организации четко не регламентирован. Сравним и посмотрим отличия на примере.
Правила составления учетной политики
- Учетную политику (УП) утверждает руководитель организации.
- УП обязательна для применения всеми филиалами, представительствами и другими подразделениями компании (запрещено, чтобы в разных подразделениях применялись разные правила бухгалтерского учета).
- Приказ об учетной политике к формам бухгалтерской отчетности не относится! При этом основные элементы принятой учетной политики следует отразить в пояснительной записке, включенной в состав годовой бухгалтерской отчетности.
- УП формируется один раз — при создании организации — и применяется последовательно из года в год. Вовсе необязательно ежегодно формировать учетную политику для бухгалтерского учета. Но это необходимо, если изменилось законодательство РФ.
- УП можно дополнить или изменить. В чем разница?
Систематизируйте или обновите знания, получите практические навыки и найдите ответы на свои вопросы на курсах повышения квалификации в Школе бухгалтера. Курсы разработаны с учетом профстандарта «Бухгалтер».
Дополнить или изменить. В чем разница?
Учетная политика дополняется, если в деятельности компании появилось что-то новое, для чего в УП нет правил учета (п. 10 ПБУ 1/2008):
- Дополнили учетную политику — применяйте новые правила.
- В течение года дополнять УП можно несколько раз — ограничений по количеству дополнений нет!
- Нет необходимости пересчитывать предыдущие показатели.
В отличие от дополнений, порядок внесения изменений в учетную политику строго регламентирован:
- Изменить учетную политику можно только в трех случаях (перечислены в п. 6 ст. 8 Закона 402-ФЗ).
- Сроки вступления в силу изменения строго регламентированы, по общему правилу — с начала года (п. 12 ПБУ 1/2008).
- По общему правилу организация должна отразить результаты изменения УП ретроспективно, то есть пересчитать данные бухгалтерской отчетности предыдущих периодов (п. 13-16 ПБУ 1/2008).
Случаи изменения учетной политики:
Изменилось законодательство РФ либо нормативные правовые акты по бухучету (например, вступил в силу новый закон о бухучете).
Организация разработала или выбрала новые способы ведения бухучета с целью повысить качество информации об объекте бухучета (например, изменила способ начисления амортизации, посчитав его более выгодным).
Существенно изменились условия хозяйствования (компания реорганизована, изменились виды деятельности и пр.) (п. 6 ст. 8 Закона 402-ФЗ).
Пример. Когда в учетную политику вносить изменения, а когда дополнения?
Представьте ситуацию. В 2012 году магазин «Прорыв» хорошо заработал на продаже нано-пончиков. Прибыль возросла втрое! Вдохновленный головокружительным успехом, директор Игнатий Васечкин решил расширить горизонты бизнеса и с нового года заняться оптовой торговлей. Подумал — сделал! В феврале директор нанял пять новых сотрудников, арендовал два новых склада, договорился о продажах с нужными людьми.
А что же в это время делала трудолюбивая Мария — главный бухгалтер компании? В начале месяца она подготовила необходимый пакет документов, а также дополнила учетную политику:
- прописала способы ведения учета операций, связанных с оптовой торговлей;
- прописала способы оценки товаров;
- установила порядок расчета цен.
Компания устремилась к новым вершинам бизнеса! Мария знает, что дополнить учетную политику можно, если в деятельности компании появится что-то новое. А вот изменять учетную политику — только в трех случаях (п. 6 ст. 8 Закона 402-ФЗ, перечислены выше).
Интересно, а что будет делать главный бухгалтер компании «Прорыв», если директору придет еще одна гениальная идея о развитии бизнеса? Например, если помимо нано-пончиков он решит производить нано-коржики и реализовывать их на мировом рынке? В этом случае Мария тут же дополнит учетную политику. И будет делать это сколько угодно раз в течение года, поскольку ограничений на внесение дополнений в этот документ в законодательстве нет!
С какой даты вступают в силу изменения в учетную политику?
Изменения в учетную политику вступают в силу с 1 января года, следующего за годом их утверждения (п. 7 ст. 8 Закона 402-ФЗ).
Узнайте 5 правил, которые помогут внести изменения и дополнения в учетную политику для целей бухгалтерского учета, в статье.
Внесение изменений в учетную политику организации
Вопрос-ответ по теме
Подскажите (на примере), как правильно внести изменения в учетную политику в связи с изменениями при оформлении первичных документов, согласно приказа Минфина России от 30 марта 2015г. № 52-н. Спасибо.
Воспользуйтесь сервисами Системы Госфинансы:
Бюджетная классификация: КОСГУ от А до Я
Узнайте верный КБК
Учетная политика для госсектора
Основные средства: ОКОФ и амортизационные группы
Когда применять новые формы утвержденные приказом Минфина России № 52н, учреждение принимает самостоятельно(с учетом своей организационно-технической готовности). Это решение закрепите в учетной политике.
Изменения и дополнения в учетную политику вносите на основании приказа (распоряжения) руководителя учреждения. Типового образца для такого приказа нет, поэтому его можно составить в произвольной форме.
Пример приказа о внесении изменений в учетную политику для целей бухучета, приведено ниже в материалах «Системы Главбух».
Не нашли ответ на свой вопрос?
Задайте его экспертам «Системы Госфинансы»
Школа Главбуха госучреждения
Научитесь работать без ошибок и нареканий!
Самое выгодное предложение
Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас
Важное в Декабре
© 2011–2018 ООО «Актион группа Главбух»
«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Настоящий сайт не является средством массовой информации. В качестве печатного СМИ журнал «Учет в учреждении» зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор),свидетельство о регистрации ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.
Внесение изменений в учетную политику после принятия Приказа № 52н
Вопрос-ответ по теме
В связи с вступлением в силу приказа 52н в учетную политику необходимо внести изменения по порядку применения форм документов, в частности о правилах заполнения табеля ф.0504421.1. Не будет ли нарушением, если изменения вносятся в течение учетного года текущей датой, например 18 июня 2015г.?2. И возможно ли к данным изменениям добавить иные изменения в учетную политику (нужно откорректировать с мая состав комиссии по поступлению и выбытию нефинансовых активов)?3. Учетную политику в этом случае лучше переутвердить заново или же сделать приказ о внесении изменений в уже имеющийся?
Воспользуйтесь сервисами Системы Госфинансы:
Бюджетная классификация: КОСГУ от А до Я
Узнайте верный КБК
Учетная политика для госсектора
Основные средства: ОКОФ и амортизационные группы
Дату установите с учетом своей организационно-технической готовности. Такие разъяснения дал Минфин России в письме от 10 июня 2015 г. № 02-07-07/33768.
Ведь 19 июня 2015 года вступают в силу новые правила документооборота. Значит, «задним» числом изменения принять нельзя.
2. Можете. Но состав (по должностям) укажите в приложении к учетной политике для целей бухучета. Для то чтобы не вносить изменения в учетную политику при каждом изменении ее состава. А состав комиссии утвердите отдельным приказом.
3. Приказ о внесении изменений. Чтобы установить дату применения новых правил, внесите изменения в учетную политику. Пример представлен ниже.
Изменения и дополнения в учетную политику вносите на основании приказа (распоряжения) руководителя учреждения. Типового образца для такого приказа нет, поэтому его можно составить в произвольной форме.
Не нашли ответ на свой вопрос?
Задайте его экспертам «Системы Госфинансы»
Пересматриваем положения учетной политики на 2018 год
Автор: Магурина Л., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
Уже несколько месяцев бухгалтеры учреждений здравоохранения в своей работе используют не только положения инструкций № 157н, № 174н, № 183н, но и нормы федеральных стандартов бухгалтерского учета (далее – ФСБУ), которые вступили в силу 1 января 2018 года. В связи с вступлением в действие ФСБУ положения учетной политики на 2018 год должны быть скорректированы с учетом новых норм законодательства РФ. Ниже мы поговорим о положениях, которые учреждения должны отразить в своей учетной политике на 2018 год.
Условия, которые являются основанием для внесения изменений в учетную политику, установлены ст. 8 Закона о бухгалтерском учете. Изменение требований, определенных законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами, признается одним из таких условий (пп. 1 п. 6 ст. 8 Закона о бухгалтерском учете). Теперь все государственные (муниципальные) учреждения обязаны привести свою учетную политику в соответствие требованиям ФСБУ. Ниже рассмотрим положения учетной политики, которые следует скорректировать.
Учетная политика включает в себя следующие разделы (п. 6 Инструкции № 157н):
рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий применяемые счета бухгалтерского учета для ведения синтетического и аналитического учета;
методы оценки отдельных видов имущества и обязательств;
порядок отражения в учете событий после отчетной даты;
порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств;
порядок признания в бухгалтерском учете и раскрытия в бухгалтерской (финансовой) отчетности событий после отчетной даты;
формы первичных (сводных) учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной жизни, регистров бухгалтерского учета и иных документов бухгалтерского учета, по которым законодательством РФ не установлены обязательные для их составления формы документов. При этом утвержденные субъектом учета формы документов должны содержать обязательные реквизиты первичного учетного документа, предусмотренные Инструкцией № 157н;
порядок организации и обеспечения (осуществления) субъектом учета внутреннего финансового контроля;
иные решения, необходимые для организации и ведения бухгалтерского учета.
Рабочий план счетов
Рабочий план счетов является приложением к учетной политике. Он разрабатывается согласно Единому плану счетов, утвержденному Инструкцией № 157н. На сегодняшний день приказ, вносящий изменения в Инструкцию № 157н и приводящий положения этого документа в соответствие требованиям ФСБУ, находится в стадии проекта. Положения проекта подвергаются регулярной корректировке. В то же время учреждения обязаны с 1 января 2018 года применять ФСБУ, вступившие в силу с этой даты, и отражать на счетах бухгалтерского учета факты хозяйственной жизни в соответствии с требованиями данного документа. В письмах Минфина РФ от 15.12.2017 № 02-07-07/84237, от 30.11.2017 № 02-07-07/79257, от 13.12.2017 № 02-07-07/83464, от 13.12.2017 № 02-07-07/83463 содержатся разъяснения по:
формированию входящих остатков при переходе учреждения на применение ФСБУ «Основные средства», «Аренда»;
применению ФСБУ «Основные средства»;
отражению на счетах бухгалтерского учета у принимающей и передающей стороны объектов операционной и неоперационной (финансовой) аренды.
Давая рекомендации по отражению операций с активами, Минфин в письмах использует счета, которых нет в Инструкции № 157н, но они должны быть в нее включены после того, как эта инструкция будет доработана и приведена в соответствие требованиям действующего законодательства РФ.
Для того чтобы рабочий план счетов бухгалтерского учета, являющийся приложением к учетной политике, был актуальным, возможно включение в него счетов, содержащихся в данных письмах (по нашему мнение, недопустимо, если учреждение при отражении операций будет использовать счета, которых нет в рабочем плане счетов). При корректировке рабочего плана счетов рекомендуем воспользоваться вышеназванными письмами и проектом Минфина, вносящим изменения в Инструкцию № 157н. Принимая во внимание все вышесказанное, советуем включить в рабочий план счетов следующие счета:
0 101 12 000 «Нежилые помещения (здания и сооружения) – недвижимое имущество учреждения»;
0 101 07 000 «Биологические ресурсы»;
0 101 13 000 «Инвестиционная недвижимость»;
0 104 02 000 «Амортизация нежилых помещений (зданий и сооружений)»;
0 104 03 000 «Амортизация инвестиционной недвижимости»;
0 104 07 000 «Амортизация биологических ресурсов»;
0 111 10 000 «Права пользования жилыми помещениями»;
0 111 20 000 «Права пользования нежилыми помещениями (зданиями и сооружениями)»;
0 111 40 000 «Права пользования машинами и оборудованием»;
0 111 50 000 «Права пользования транспортными средствами»;
0 111 60 000 «Права пользования инвентарем производственным и хозяйственным»;
0 111 70 000 «Права пользования биологическими ресурсами»;
0 111 80 000 «Права пользования прочими основными средствами»;
0 205 21 000 «Расчеты с плательщиками доходов от операционной аренды»;
0 205 22 000 «Расчеты с плательщиками доходов от финансовой аренды»;
0 205 35 000 «Расчеты по доходам по условным арендным платежам»;
0 401 10 135 «Доходы текущего финансового года по условным арендным платежам».
Здесь же отметим, что Минфином в Письме № 02-07-07/84237 рекомендовановвести дополнительную аналитику к счету 010100000 «Основные средства», позволяющую идентифицировать источник получения объекта и место его нахождения:
получено во временное владение (пользование) (объекты учета финансовой (неоперационной) аренды);
передано во временное владение (пользование) (при операционной аренде);
получено в безвозмездное пользование (объекты учета финансовой (неоперационной) аренды);
передано в безвозмездное пользование (при операционной аренде);
находится в эксплуатации;
находится в запасе;
находится на консервации;
иная категория объектов бухгалтерского учета.
Счета, содержащие аналитическую информацию, должны быть включены в рабочий план счетов.
После того, как в Инструкцию № 157н будут внесены изменения, рабочий план счетов необходимо будет снова скорректировать, отразив в нем счета, применяющиеся учреждением при отражении фактов хозяйственной жизни.
Корректировка раздела «Учет основных средств»
В учетной политике учреждения в отношении учета объектов основных средств в соответствии с правилами, установленными ФСБУ «Основные средства», а также рекомендациями Минфина, изложенными в Письме № 02-07-07/84237,следует сделать следующее:
1. Скорректировать понятие «объект основного средства» (если такое понятие имеется в учетной политике). Пунктом 7 ФСБУ «Основные средства» установлено, что в составе основных средств учитываются материальные объекты независимо от их стоимости со сроком полезного использования более 12 месяцев (если иное не предусмотрено ФСБУ «Основные средства», другими нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности), предназначенные для неоднократного или постоянного использования субъектом учета на праве оперативного управления (праве владения и (или) пользования имуществом, возникающем по договору аренды (имущественного найма) либо договору безвозмездного пользования) в целях выполнения им государственных (муниципальных) полномочий (функций), осуществления деятельности по выполнению работ, оказанию услуг либо для управленческих нужд субъекта учета.
Указанные материальные ценности признаются основными средствами при их нахождении в эксплуатации, в запасе, на консервации, а также при их передаче субъектом учета, в том числе инвестиционной недвижимости, во временное владение и пользование или во временное пользование по договору аренды (имущественного найма) либо по договору безвозмездного пользования.
2. Прописать положение о том, что объекты основных средств, которые не приносят экономические выгоды, не имеют полезного потенциала и в отношении которых в дальнейшем не предусматривается получение экономических выгод, учитываются на забалансовом счете 02 «Материальные ценности, принятые на хранение».
3. Установить особенности присвоения инвентарного номера объекту основных средств. Например, в учетной политике может быть написано: «Для организации учета и обеспечения контроля за сохранностью основных средств каждому объекту, кроме библиотечных фондов и основных средств стоимостью до 10 000 руб. включительно (за исключением объектов недвижимости), независимо от того, находится он в эксплуатации, в запасе или на консервации, присваивается уникальный инвентарный порядковый номер, состоящий из 9 цифр, где 1 – код источника финансирования; 2 – 3 – коды аналитического счета; 4 – 9 – порядковый номер (000001 – 999999).
4. Установить, что объекты основных средств, срок полезного использования которых одинаков, стоимость которых не является существенной (объекты библиотечного фонда, периферийные устройства, компьютерное оборудование, столы, стулья, шкафы, иная мебель), объединяются в один инвентарный объект, признаваемый для целей ведения бухгалтерского учета комплексом объектов основных средств (положение предусматривается в случае необходимости).
5. Указать, что срок полезного использования объекта основных средств в целях принятия к учету объектов в составе основных средств и начисления амортизации определяется согласно п. 35 ФСБУ «Основные средства».
6.Скорректировать способ начисления амортизации. Инструкция № 157н устанавливает требование начислять амортизацию линейным способом. ФСБУ «Основные средства» определяет несколько способов начисления амортизации на объекты основных средств (метод уменьшаемого остатка, пропорционально объему продукции, линейный метод). Учреждение самостоятельно выбирает и устанавливает в своей учетной политике наиболее рациональный метод начисления амортизации, который будет применяться относительно объекта основных средств последовательно от периода к периоду. При одинаковых способах получения будущих экономических выгод или полезного потенциала для объектов основных средств, входящих в одну группу основных средств, возможно применение одного метода начисления амортизации к группе основных средств в целом. В случае изменения ожидаемого способа получения будущих экономических выгод или полезного потенциала от использования объекта основных средств метод начисления амортизации может быть изменен. При этом субъект учета вправе применять все три метода начисления амортизации для разных групп объектов основных средств, установив указанный порядок в рамках своей учетной политики.
7. Скорректировать порядок начисления амортизации на объекты основных средств (если таковой содержится в учетной политике учреждения). Следует отразить то, что начисление амортизации производится в следующем порядке:
а) на объект недвижимого имущества при принятии его к учету по факту государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества, предусмотренной Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»:
стоимостью до 100 000 руб. включительно амортизация начисляется в размере 100 % балансовой стоимости объекта при принятии к учету;
стоимостью свыше 100 000 руб. – в соответствии с рассчитанными в установленном порядке нормами амортизации;
б) на объекты движимого имущества:
стоимостью свыше 100 000 руб. амортизация начисляется в соответствии с рассчитанными нормами амортизации;
стоимостью до 10 000 руб. включительно, за исключением объектов библиотечного фонда, амортизация не начисляется. Первоначальная стоимость введенного (переданного) в эксплуатацию объекта основных средств, являющегося объектом движимого имущества, стоимостью до 10 000 руб. включительно, за исключением объектов библиотечного фонда, списывается с балансового учета с одновременным отражением объекта основных средств на забалансовом счете 21;
в) на объекты библиотечного фонда:
- стоимостью до 100 000 руб. включительно амортизация начисляется в размере 100 % первоначальной стоимости при выдаче их в эксплуатацию;
г) на иные объекты основных средств:
- стоимостью от 10 000 до 100 000 руб. включительно амортизация начисляется в размере 100 % первоначальной стоимости при выдаче их в эксплуатацию.
8. Установить особенности ведения учета отдельных объектов основных средств, учитываемых на балансовых счетах вне зависимости от их стоимости, например объектов особого хранения (оружия, специальных средств (оборудования), особо ценного имущества и т. п.) (если в учреждении имеются такие объекты).
9. Прописать порядок определения стоимостных оценок объектов имущества, полученных в рамках необменных операций (дарения, принятия выморочного имущества, безвозмездного получения имущества, получения объектов имущества по распоряжению его собственника без указания стоимостных оценок), а также при выявлении объектов, созданных в рамках проведения ремонтных работ, соответствующих критериям признания объектов основных средств. В силу положений п. 52 ФСБУ «Концептуальные основы» оценка отдельных объектов бухгалтерского учета в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, осуществляется по справедливой стоимости – в оценке, соответствующей цене, по которой может быть произведен переход права собственности на актив между независимыми сторонами сделки, осведомленными о предмете сделки и желающими ее совершить. При определении справедливой стоимости актива используется либо метод рыночных цен, либо метод амортизированной стоимости замещения. Особенности применения методов определения справедливой стоимости объектов основных средств в случае получения объектов в результате дарения, принятия выморочного имущества, безвозмездного получения имущества, получения объектов имущества по распоряжению его собственника без указания стоимостных оценок прописываются в учетной политике учреждения.
10. Установить порядок проведения последующей оценки объектов основных средств. То есть возможность применения п. 27 и 28 ФСБУ «Основные средства» в части:
включения затрат на замену составных частей объекта основного средства (в том числе в ходе капитального ремонта) в стоимость объекта основных средств;
включения в капитальные вложения с дальнейшим признанием в стоимости объекта основных средств затрат на создание активов при проведении регулярных осмотров на предмет наличия дефектов, являющихся обязательным условием их эксплуатации.
11. Установить особенности применения первичных (сводных) учетных документов при отражении операций по объектам основных средств, в том числе при изменении их стоимостных оценок в бухгалтерском учете. Напомним, что в силу норм п. 19 ФСБУ «Основные средства» изменение балансовой стоимости объекта основных средств после его признания в бухгалтерском учете возможно только в случаях, предусмотренных данным стандартом, другими применяемыми нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности. Случаями, когда возможно изменение стоимости объекта основных средств, являются достройка, дооборудование, реконструкция, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения, модернизация, частичная ликвидация (разукомплектация), замещение (частичная замена в рамках капитального ремонта в целях реконструкции, технического перевооружения, модернизации) объекта или его составной части, а также переоценка объектов основных средств. Применение первичных учетных документов при оформлении операций, приводящих к изменению стоимости объектов основных средств, следует прописать в учетной политике учреждения.
12. Прописать порядок проведения инвентаризации объектов основных средств. В отношении вопросов проведения инвентаризации теперь следует применять нормы п. 79 – 82 ФСБУ «Концептуальные основы». Этими пунктами установлено, что инвентаризация проводится для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности. При инвентаризации выявляется фактическое наличие активов и обязательств, которое сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учета.
Инвентаризация активов и обязательств проводится по основаниям, в сроки и в порядке, которые установлены субъектом учета в рамках формирования своей учетной политики, а также в случаях, когда проведение инвентаризации является обязательным (п. 80 ФСБУ «Концептуальные основы»).
Случаи, когда проведение инвентаризации обязательно, предусмотрены п. 80, 81 ФСБУ «Концептуальные основы» и идентичны случаям, содержащимся в действующем сейчас п. 20 Инструкции № 157н. Обращаем ваше внимание на то, что в учетной политике следует прописать именно порядок проведения инвентаризации, а не сослаться на нормативный документ, в соответствии с которым будет проводиться инвентаризация в учреждении.
Корректировка раздела «Учет объектов аренды»
ФСБУ «Аренда» установлено в определенных случаях вести учет арендованного имущества на балансовых счетах. В связи с этим Письмом Минфина РФ № 02-07-07/83463 рекомендовано субъектам учета в рамках формирования своей учетной политики предусмотреть следующие положения ведения бухгалтерского учета объектов аренды:
применяемые способы амортизации относительно групп объектов учета аренды;
особенности применения первичных (сводных) учетных документов при отражении операций по объектам учета аренды, в том числе при изменении их стоимостных оценок в бухгалтерском учете, при досрочном расторжении договоров пользования, реклассификации объектов учета аренды;
порядок проведения инвентаризации объектов учета аренды, принимаемый с учетом положений Приказа № 52н.
В завершение данной консультации хочется отметить, что в ней освещены лишь некоторые и самые основные моменты, на которые следует обратить внимание при формировании учетной политики на 2018 год. Многое из того, что нужно отразить в этом документе, осталось за кадром. Рекомендуем вам быть внимательными и продумывать все нюансы учетной политики, поскольку в данном документе отражается совокупность способов ведения учреждением бухгалтерского учета, которые потом будут использоваться вами в работе и проверяться контрольными органами.
Учетная политика – 2016: изменения, дополнения, корректировки
Автор: Т. Сильвестрова
Казенные учреждения в целях организации бухгалтерского учета формируют свою учетную политику исходя из особенностей своей структуры, отраслевых и иных нюансов деятельности. О том, какими положениями следует дополнить учетную политику, расскажет наш специалист.
Обязанность государственных (муниципальных) учреждений составлять учетную политику установлена ст. 8 Закона о бухгалтерском учете[1], п. 6 Инструкции № 157н[2]. Учетная политика применяется последовательно из года в год. В нее вносятся изменения в следующих условиях:
1) при изменении требований, определенных законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами;
2) при разработке или выборе нового способа ведения бухгалтерского учета, применение которого приводит к повышению качества информации об объекте бухгалтерского учета;
3) при существенном изменении условий деятельности экономического субъекта.
В этой статье поговорим о положениях, о которых не следует забывать учреждению при составлении учетной политики на 2016 год.
В 2015 году вступил в силу Приказ Минфина РФ от 06.08.2015 № 124н, внесший изменения в Инструкцию № 157н (далее – Изменения). Положения этого документа применяются при формировании показателей объектов учета в 2015 году, за исключением п. 3.1, 3.2 Изменений, применяемых при формировании учетной политики начиная с 2016 года и показателей объектов учета на первый отчетный день 2016 года. Положения п. 3.3 Изменений применяются с 1 января 2017 года. В 2015 году вступил в силу Приказ Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н (далее – Приказ Минфина РФ № 52н), утвердивший формы первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, используемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и методические указания по их применению.
Положения этого документа должны были быть отражены в учетной политике учреждения за 2015 год.
Здесь же следует отметить, что зачастую министерства и ведомства разрабатывают и утверждают ведомственный документ, которым устанавливаются первичные учетные документы и регистры учета, применяемые подведомственными учреждениями. Часто такие документы в большинстве своем дублируют положения приказов Минфина, но в то же время содержат и специфику деятельности учреждений. Расхождений между ведомственными законодательными актами и приказами Минфина быть не должно. Приказ Минфина РФ № 52н применяется всеми государственными (муниципальными) учреждениями, включая учреждения, входящие в систему силовых министерств и ведомств.
В 2014 году положения учетной политики корректировались по причине вступления в силу Приказа Минфина РФ от 29.08.2014 № 89н. Все положения законодательных актов РФ, меняющие требования к ведению бухгалтерского учета, условия деятельности экономического субъекта, должны быть отражены в учетной политике учреждения.
Общие положения
В связи с принятием и вступлением в силу Приказа Минфина РФ № 52н в разделе учетной политики «Общие положения» следует указать, что для отражения в бухгалтерском учете информации об активах и обязательствах, а также операций с ними в учреждении применяются:
- формы первичных учетных документов, утвержденные ведомственным нормативным актов (при наличии такого документа), Приказом Минфина РФ № 52н;
- формы первичных учетных документов, разработанные учреждением самостоятельно в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», приведенные в приложении к учетной политики организации.
Систематизация и накопление информации, содержащейся в принятых к учету первичных (сводных) учетных документах, в целях отражения ее на счетах бюджетного учета и в бюджетной отчетности, осуществляются учреждением в регистрах бюджетного учета:
- по формам, утвержденным ведомственным нормативным актом (при наличии такого документа), Приказом Минфина РФ № 52н;
- по формам, разработанным учреждением самостоятельно в соответствии с требованиями Федерального закона № 402-ФЗ и п. 11 Инструкции № 157н.
В приложении к учетной политике учреждения приводятся разработанные самостоятельно учреждением неунифицированные формы первичных учетных документов. В случае если учреждение дополняет унифицированную форму первичного учетного документа дополнительными реквизитами (графами, информацией), что возможно в силу положений Приказа Минфина РФ № 52н, то рекомендуем в приложении к учетной политике привести измененную форму.
Некоторые бюджетные учреждения информацию, касающуюся применения первичных учетных документов, отражают в разделе учетной политики «Первичные и сводные учетные документы, правила документооборота». В соответствии с положениями Инструкции № 157н это допустимо. Учреждение в силу норм ст. 8 Федерального закона № 402-ФЗ и п. 6 Инструкции № 157н самостоятельно разрабатывает учетную политику, определяет названия ее разделов и информацию, в них отражаемую.
Приказом Минфина РФ № 89н было введено такое понятие, как события после отчетной даты. В учетной политике должно быть определено, какие это события и как отражаются в бюджетном учете. Например, таким образом:
Данные бухгалтерского учета и отчетности в учреждении формируются с учетом существенности фактов хозяйственной жизни, которые оказали или могут оказать влияние на финансовое состояние, движение денежных средств или результаты деятельности учреждения и имели место в период между отчетной датой и датой подписания бухгалтерской (финансовой) отчетности за отчетный год. Такие события носят названия события после отчетной даты.
Отражение событий после отчетной даты в учете и отчетности учреждения производится по правилам, установленным в приложении…).
Следует отметить, что порядок отражения в учете и отчетности событий после отчетной даты крайне редко приводится в учетной политике казенных учреждений, несмотря на то, что на практике такие события встречаются достаточно часто. Возможно, отсутствие подобной информации связано с неурегулированностью данного вопроса бюджетным законодательством. По сути, Инструкция № 157н содержит лишь определение события после отчетной даты и указание на то, что учетная политика учреждения должна содержать порядок отражения в учете таких событий (п. 6 Инструкции № 157н).
Напомним, что согласно нормам п. 6 Инструкции № 157н актами субъекта учета, устанавливающими в целях организации и ведения бухгалтерского учета учетную политику субъекта учета, утверждаются:
- рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий применяемые счета бухгалтерского учета для ведения синтетического и аналитического учета;
- методы оценки отдельных видов имущества и обязательств;
- порядок отражения в учете событий после отчетной даты;
- порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств;
- правила документооборота и технология обработки учетной информации, в том числе порядок и сроки передачи первичных (сводных) учетных документов в соответствии с утвержденным графиком документооборота для отражения в бухгалтерском учете;
- формы первичных (сводных) учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной жизни, регистров бухгалтерского учета и иные документы бухгалтерского учета, для которых законодательством РФ не установлены обязательные для их составления формы. При этом утвержденные субъектом учета формы документов должны содержать обязательные реквизиты первичного учетного документа, предусмотренные Инструкцией № 157н;
- порядок организации и обеспечения (осуществления) субъектом учета внутреннего финансового контроля;
- иные решения, необходимые для организации и ведения бухгалтерского учета.
Порядок отражения в бюджетном учете и отчетности учреждения событий после отчетной даты может быть таким:
Порядок отражения в бюджетном учете и отчетности учреждения событий после отчетной даты
1. Общие положения
Настоящий порядок устанавливает правила отражения в бюджетном учете и отчетности учреждения событий после отчетной даты.
2. Понятие события после отчетной даты
2.1. Событием после отчетной даты признается существенный факт хозяйственной жизни, который оказал или может оказать влияние на финансовое состояние, движение денежных средств или результаты деятельности учреждения и имел место быть в период между отчетной датой и датой подписания отчетности за отчетный год.
2.2. Датой подписания отчетности считается фактическая дата ее подписания руководителем учреждения (уполномоченным им лицом).
2.3. Событие после отчетной даты (факт хозяйственной жизни) признается существенным, если без знания о нем пользователями отчетности невозможна достоверная оценка финансового состояния, движения денежных средств или результатов деятельности учреждения. Существенность события после отчетной даты определяется исходя из установленных требований к отчетности.
2.4. К событиям после отчетной даты относятся события, подтверждающие существовавшие на отчетную дату хозяйственные условия, в которых учреждение вело свою деятельность; события, свидетельствующие о возникших после отчетной даты хозяйственных условиях, в которых учреждение ведет свою деятельность.
3. Отражение событий после отчетной даты в бюджетном учете и отчетности учреждения
3.1. Существенное событие после отчетной даты подлежит отражению в бюджетном учете и отчетности учреждения за отчетный год независимо от положительного или отрицательного его характера для учреждения.
3.2. При наступлении события после отчетной даты, подтверждающего существовавшие на отчетную дату условия, в которых учреждение вело свою деятельность, делается запись, отражающая это событие. После составления отчетных форм в учете того же периода производится сторнировочная (или обратная) запись на сумму, отраженную в учете.
В отчетном периоде события после отчетной даты отражаются в регистрах синтетического и аналитического учета заключительными оборотами до даты подписания годовой отчетности в установленном порядке. Данные учета отражаются в соответствующих формах отчетности учреждения с учетом событий после отчетной даты. Информация об отражении в отчетном периоде события после отчетной даты раскрывается в текстовой части пояснительной записки (ф. 0503160) (далее – пояснительная записка).
3.3. При наступлении события после отчетной даты, которое не оказывает существенное влияние на отчетные показатели, но имеет важное значение для отчетных данных следующего отчетного периода, такое событие отражается в текстовой части пояснительной записки и должно включать краткое описание характера события после отчетной даты и оценку его последствий в денежном выражении. При невозможности оценить последствия события после отчетной даты в денежном выражении в пояснительной записке это указывается.
4. Перечень фактов хозяйственной жизни, которые признаются событиями после отчетной даты
4.1. События, подтверждающие существовавшие на отчетную дату хозяйственные условия, в которых учреждение вело свою деятельность:
- объявление в установленном порядке банкротом юридического лица, являющегося дебитором (кредитором) учреждения;
- признание в установленном порядке неплатежеспособным физического лица, являющегося дебитором учреждения, или его гибель (смерть); признание в установленном порядке факта гибели (смерти) физического лица, перед которым он имеет непогашенную кредиторскую задолженность;
- погашение (в том числе частичное погашение) дебитором задолженности перед учреждением, числящейся на конец отчетного года;
- получение от страховой организации материалов по уточнению размеров страхового возмещения, по которому по состоянию на отчетную дату велись переговоры;
- обнаружение после отчетной даты существенной ошибки в бюджетном учете или нарушения законодательства РФ при осуществлении деятельности учреждения, которые ведут к искажению отчетности за отчетный период.
4.2. События, свидетельствующие о возникших после отчетной даты хозяйственных условиях, в которых учреждение ведет свою деятельность:
- погашение кредиторской задолженности, числящейся на конец отчетного года;
- принятие решения о реорганизации учреждения;
- реконструкция или планируемая реконструкция; пожар, авария, стихийное бедствие или другая чрезвычайная ситуация, в результате которой уничтожена значительная часть активов учреждения.
Рабочий план счетов
В силу норм п. 6 Инструкции № 157н рабочий план счетов является одним из приложений к учетной политике учреждения и он должен быть приведен в соответствие действующему законодательству РФ.
Изменениями в Единый план счетов бухгалтерского учета были внесены следующие поправки:
- счет 0 201 06 000 вместо «Аккредитивы» называется теперь «Денежные средства учреждения на специальных счетах в кредитной организации»;
- введен новый забалансовый счет – 31 «Акции по номинальной стоимости».
Приказом Минфина РФ № 89н в рабочий план счетов бюджетного учета было внесено больше изменений:
– счет 0 201 20 000 «Денежные средства на счетах учреждения в кредитной организации» стал называться «Денежные средств учреждения в кредитной организации»;
- счет 0 204 32 000 «Уставный фонд государственных (муниципальных) предприятий» стал называться «Участие в уставном фонде государственных (муниципальных) предприятий»;
- введен новый счет – 0 205 82 000 «Расчеты по невыясненным поступлениям»;
- счет 0 209 00 000 «Расчеты по ущербу имуществу» называется теперь «Расчеты по ущербу и иным доходам», к нему добавлены счета 0 209 30 000 «Расчеты по компенсации затрат», 0 209 40 000 «Расчеты по суммам принудительного изъятия»;
- счет 0 209 80 000 «Расчеты по прочему ущербу» стал называться «Расчеты по иным доходам» и дополнен счетом 0 209 83 000 «Расчеты по иным доходам»;
- введены новые счета – 0 210 10 000 «Расчеты по налоговым вычетам по НДС», 0 210 11 000 «Расчеты по НДС по авансам полученным», 0 210 12 000 «Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам»;
- введен счет – 0 401 60 000 «Резервы предстоящих расходов»;
- введен счет – 0 500 90 «Санкционирование на иные очередные года (за пределами планового периода)»;
- скорректировано наименование счета 0 502 00 000 «Принятые обязательства», который стал называться «Обязательства»;
- дополнен счет 0 502 00 000 счетами 0 502 07 000 «Принимаемые обязательства», 0 502 09 000 «Отложенные обязательства»;
- скорректировано наименование счета 0 504 00 000, который вместо «Сметные (плановые) назначения» стал называться «Сметные (плановые, прогнозные) назначения»;
- забалансовый учет дополнен счетами 27 «Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)», 30 «Расчеты по исполнению денежных обязательств через третьих лиц».
Таким образом, учреждению следует рабочий план счетов, являющийся приложением к учетной политике учреждения, привести в соответствие положениям действующей редакции Инструкции № 157н.
Финансовый результат
Раздел «Финансовый результат» учреждения содержит зачастую такую информацию:
Учреждение не создает резервы предстоящих расходов. Все расходы, начисленные в текущем отчетном периоде, но относящиеся к будущим периодам, списываются по правилам п. 302.1 Инструкции № 157н.
В то же время представители Минфина при проведении семинаров настаивают на том, чтобы учреждения формировали резервы предстоящих расходов, несмотря на то, что прямого требования на это не содержит ни Инструкция № 157н, ни письма Минфина.
Информация о формировании резервов предстоящих расходов в учетной политике может быть отражена так:
В целях равномерного отнесения предстоящих расходов и платежей на расходы текущего отчетного периода учреждение в соответствии с п. 302.1 Инструкции № 157н создает резерв предстоящих расходов на:
- выплату отпускных;
- неравномерно производимый ремонт основных средств.
Формирование резерва предстоящих расходов производится по правилам, приведенным в приложении… к учетной политике.
Учет материальных запасов
Внимание читателей хотелось бы обратить на отражение в данном разделе учетной политики информации, касающейся списания топлива (бензина). До вступления в силу Приказа Минфина РФ № 52н государственные (муниципальные) учреждения для учета и списания бензина применяли путевые листы по форме, утвержденной Постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 № 78. Приказ Минфина РФ № 52н не содержит никакой информации, касающейся путевых листов, поэтому некоторые специалисты в области бюджетного учета утверждают, что путевые листы в учреждении могут и не вестись, а списание топлива достаточно производить на основании правильно оформленного акта о списании материальных запасов (ф. 0504230). В то же время в отношении учреждений, входящих в систему силовых министерств и ведомств, разрабатываются и утверждаются ведомственные нормативные акты, которые обязательны для применения. Например, Приказом Министра обороны РФ от 28.03.2008 № 139 «О формах документов, используемых в финансово-хозяйственной деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации» установлено, что в воинских частях документами для учета ГСМ являются:
- путевые листы (ф. 6002208 и (или) ф. 6002209);
- полетные листы (задания на полет) (ф. 6002229 и (или) ф. 6002235);
- рабочие листы агрегата (ф. 6002210);
- в установленных случаях – расшифровки о расходе масел, смазок и специальных жидкостей (ф. 6002232), расшифровки о расходе охлаждающей жидкости (ф. 6002233);
- расшифровки о расходе горючего и смазочных материалов (ф. 6002234).
При наличии ведомственного документа в учетной политике можно прописать, что расходование ГСМ производится в соответствии с требованиями такого документа. Например, таким образом:
Учет использования легковых автомобилей воинских частей, обеспечивающих деятельность главного командования вида Вооруженных Сил, военного округа, флота, рода войск Вооруженных Сил, ведется в путевых листах легкового автомобиля (ф. 6002208).
Учет использования автомобильной техники воинских частей осуществляется в путевых листах (форма по ОКУД 6002209).
В случае же, если подобный ведомственный документ отсутствует, в учетной политике указывается тот документ, где будет вестись учет путевых листов. Например:
Учет использования легковых автомобилей ведется в путевых листах легкового автомобиля (ф. 0345001), форма которых утверждена Постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 № 78.
Расчеты с дебиторами и кредиторами
При заполнении раздела учетной политики «Расчеты с дебиторами и кредиторами» следует обратить внимание на положения о списании дебиторской и кредиторской задолженности, срок исковой давности которой истек.
После вступления в 2015 году в силу Изменений, которыми были внесены корректировки в п. 339, 371 Инструкции № 157н, информация, отражаемая в этом разделе учетной политики, должна быть приведена в соответствие требованиям данного приказа (действующей редакции Инструкции № 157н).
Информация по учету и списанию дебиторской и кредиторской задолженности в учреждении в учетной политике может быть отражена так:
Аналитический учет расчетов с поставщиками (подрядчиками) ведется в разрезе кредиторов. Дебиторская и кредиторская задолженность, срок исковой давности которой истек, списывается на финансовый результат учреждения по истечении трех лет на основании данных проведенной инвентаризации.
Списанная с балансового учета задолженность отражается на забалансовых счетах:
- 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов» – в течение срока возможного возобновления согласно законодательству РФ процедуры взыскания задолженности, в том числе в случае изменения имущественного положения должников, либо до поступления в указанный срок в погашение задолженности неплатежеспособных дебиторов денежных средств, до исполнения (прекращения) задолженности иным, не противоречащим законодательству РФ способом;
- 20 «Задолженность, не востребованная кредиторами» – в течение срока исковой давности (три года).
Списание задолженности с забалансового учета осуществляется по итогам инвентаризации задолженности на основании решения инвентаризационной комиссии учреждения.
Нереальная к взысканию дебиторская задолженность списывается c баланса по результатам проведения инвентаризации. Основанием для списания являются:
- решение руководителя (приказ) о списании этой задолженности;
- инвентаризационная опись расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (ф. 0504089);
- документы, являющиеся основанием для списания дебиторской задолженности (акты о ликвидации учреждения).
Кредиторская задолженность, не востребованная кредиторами, списывается с баланса по результатам инвентаризации. Основанием для списания служат:
- решение руководителя (приказ) о списании этой задолженности;
- объяснительная записка о причине образования задолженности;
- инвентаризационная опись расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (ф. 0504089);
- документы, являющиеся основанием для списания кредиторской задолженности (решения, постановления судебных органов, иные документы).
В завершение статьи еще раз отметим, что учетная политика – это документ, отражающий особенности функционирования конкретного учреждения. В нем вовсе не обязательно отражать все имеющиеся законодательные нормы, достаточно указать лишь те, в которых законодатель предоставляет для субъекта учета право выбора. Применяемая учреждением учетная политика должна отвечать требованиям действующих нормативных актов. При изменении законодательных норм положения учетной политики следует своевременно корректировать.
[1] Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
[2] Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.