Содержание:
Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 28 августа 2017 г. № 591 “Об утверждении и о введении в действие Порядка формирования ежегодного сводного плана проведения государственными органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), плановых проверок деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации и Порядка согласования внеплановых проверок деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации”
В целях совершенствования надзора за исполнением законодательства об органах государственной власти субъектов Российской Федерации и в связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 № 298-ФЗ «О внесении изменений в главу V Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и статью 77 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», устанавливающего полномочия органов прокуратуры Российской Федерации по формированию и согласованию ежегодного плана проведения государственными органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), плановых проверок и согласованию внеплановых проверок деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации, руководствуясь статьей 17 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», приказываю:
1. Утвердить и ввести в действие с момента подписания настоящего приказа прилагаемые Порядок формирования ежегодного сводного плана проведения государственными органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), плановых проверок деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации и Порядок согласования внеплановых проверок деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
2. Начальнику Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры Российской Федерации обеспечить до 30 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок, формирование ежегодного сводного плана проведения государственными органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), плановых проверок деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - ежегодный сводный план проверок).
3. Возложить обязанность по размещению в срок до 31 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок, ежегодного сводного плана проверок на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети «Интернет» на начальника управления взаимодействия со средствами массовой информации Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
4. Начальнику Главного управления правовой статистики и информационных технологий Генеральной прокуратуры Российской Федерации предоставить доступ работникам Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуратур субъектов Российской Федерации к федеральной государственной информационной системе «Единый реестр проверок» и обеспечить ее функционирование для формирования ежегодного сводного плана проверок и ежегодных планов проведения государственными органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), плановых проверок деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации по субъектам Российской Федерации (далее - ежегодные планы проверок).
5. Прокурорам субъектов Российской Федерации:
осуществить организационные мероприятия, направленные на реализацию полномочий по формированию ежегодных планов проверок и согласование внеплановых проверок деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе издать организационно-распорядительные документы, назначить конкретных работников, ответственных за исполнение данных обязанностей, с целью определения действий по реализации новых полномочий провести межведомственные совещания (рабочие встречи) с органами государственного контроля (надзора);
организовать проведение с органами государственного контроля (надзора) сверок данных об осуществленных плановых проверках деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации не реже одного раза в полугодие;
обеспечить системный сбор, накопление и обработку информации о нарушениях прав органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении государственного контроля (надзора), включая сведения, опубликованные в средствах массовой информации;
при установлении фактов незаконного привлечения органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации к ответственности давать принципиальную оценку действиям сотрудников контролирующих органов и принимать необходимые меры реагирования;
выводы и результаты обобщений использовать для совершенствования надзорной практики;
проблемные вопросы обеспечения законности и организации прокурорского надзора рассматривать на заседаниях коллегий и (или) межведомственных совещаниях;
осуществлять постоянный мониторинг размещаемой в федеральной государственной информационной системе «Единый реестр проверок» на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (www.proverki.gov.ru) информации, предусмотренной пунктом 7 статьи 29.2 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»;
о результатах мониторинга докладывать в Генеральную прокуратуру Российской Федерации каждое полугодие в порядке, установленном пунктом 3.8 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 21.06.2013 № 252 «О совершенствовании прокурорского надзора за исполнением федерального законодательства органами государственной власти, местного самоуправления, иными органами и организациями».
6. Настоящий приказ опубликовать в журнале «Законность» и разместить на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети «Интернет».
7. Контроль за исполнением приказа возложить на первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Буксмана А.Э.
Приказ направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений, управлений и отделов (на правах управлений) Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним прокурорам специализированных прокуратур, ректору Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, которым довести его содержание до сведения подчиненных работников.
УТВЕРЖДЕН
приказом Генерального прокурора
Российской Федерации
от 28.08.2017 № 591
Порядок
формирования ежегодного сводного плана проведения государственными органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), плановых проверок деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации
1. Настоящим Порядком определяется процедура формирования органами прокуратуры Российской Федерации ежегодного сводного плана проведения государственными органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), плановых проверок деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - ежегодный сводный план).
2. Государственные органы, уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора), определяются с учетом положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов, договоров о разграничении полномочий и соглашений, а также законов субъектов Российской Федерации.
При осуществлении государственного контроля (надзора) не допускается дублирование контрольно-надзорных полномочий органов государственного контроля (надзора) различных уровней.
3. Предметом плановой проверки деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации является контроль (надзор) за исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации и должностными лицами органов государственной власти субъектов Российской Федерации Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации при осуществлении ими соответствующих полномочий, в том числе полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также за соответствием правовых актов субъектов Российской Федерации требованиям Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, конституций (уставов) субъектов Российской Федерации.
4. Плановая проверка одного и того же органа государственной власти субъекта Российской Федерации или должностного лица органа государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется не чаще одного раза в два года.
5. С учетом положений пункта 4 статьи 29.2 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» прокуроры субъектов Российской Федерации обеспечивают предоставление органами государственного контроля (надзора) в органы прокуратуры на бумажном носителе (с приложением копии в электронном виде) для согласования проектов планов проведения государственными органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), плановых проверок деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - проект плана) в соответствии с типовой формой ежегодного плана проведения проверок органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31.10.2016 № 1106, в срок не позднее 1 сентября года, предшествующего году проведения проверок.
6. Рассмотрение проектов планов и формирование ежегодного плана проведения государственными органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), плановых проверок деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - ежегодный план) производится прокуратурами субъектов Российской Федерации, на территориях которых осуществляют деятельность соответствующие органы государственной власти субъектов Российской Федерации и должностные лица органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
7. Органы прокуратуры в срок до 15 сентября года, предшествующего году проведения проверок, рассматривают проекты планов на предмет законности включения в них объектов государственного контроля (надзора).
При установлении прокурорами несоответствия представленных органами государственного контроля (надзора) конкретных пунктов проектов планов требованиям законодательства подобные пункты исключаются, о чем мотивированно уведомляется соответствующий орган государственного контроля (надзора) до 15 сентября года, предшествующего году проведения проверок.
8. В целях определения органа государственной власти субъекта Российской Федерации или должностного лица органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении которого в течение года органами государственного контроля (надзора) планируется проведение проверочных мероприятий, органы прокуратуры в срок до 10 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, вносят проекты планов в федеральную государственную информационную систему «Единый реестр проверок».
При выявлении таких совпадений органы прокуратуры в срок не позднее 15 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, вносят предложения руководителям органов государственного контроля (надзора) о проведении совместных плановых проверок.
Необоснованное расширение органами государственного контроля (надзора) числа проверочных мероприятий, а также игнорирование предложений органов прокуратуры о проведении совместных плановых проверок, не допускается.
9. Формирование ежегодного плана производится прокуратурой субъекта Российской Федерации в срок не позднее 1 октября года, предшествующего году проведения проверок, путем проверки законности предложений органов государственного контроля (надзора), представляющих проекты планов, и их сведения в пределах субъекта Российской Федерации.
10. Прокуратуры субъектов Российской Федерации в срок до 1 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок, направляют в Генеральную прокуратуру Российской Федерации ежегодный план для формирования ежегодного сводного плана.
11. Генеральная прокуратура Российской Федерации формирует ежегодный сводный план и размещает его на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в срок до 31 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок.
12. Внесение изменений в ежегодный сводный план допускается только в случае невозможности проведения плановой проверки в связи с ликвидацией или реорганизацией органа государственной власти субъекта Российской Федерации, упразднением или сокращением должности органа государственной власти субъекта Российской Федерации, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, а также наступлением обстоятельств непреодолимой силы.
В случае невозможности проведения плановой проверки органом государственного контроля (надзора) в течение 3 рабочих дней со дня возникновения указанных обстоятельств в прокуратуру соответствующего субъекта Российской Федерации направляется информация о необходимости внесения изменений в ежегодный план с приложением обосновывающих документов.
Указанная информация направляется на бумажном носителе (с приложением копии в электронном виде) либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.
При поступлении указанных сведений прокуроры оценивают их на предмет наличия оснований для внесения изменений в ежегодный план В случае выявления фактов незаконного исключения контрольного мероприятия из ежегодного плана прокуроры дают оценку действиям должностных лиц органов государственного контроля (надзора) и принимают необходимые меры реагирования.
В части проверок, исключение которых из ежегодных планов признано обоснованным, прокуроры в 15-дневный срок направляют информацию, составленную согласно типовой форме ежегодного плана проведения проверок органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31.10.2016 № 1106, на бумажном носителе в Главное управление по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры Российской Федерации, в виде электронного документа по адресу электронной почты [email protected] или по сети ИСОП [email protected] для соответствующей корректировки ежегодного сводного плана, опубликованного на сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети «Интернет».
О результатах рассмотрения информации о внесении изменений в ежегодный план сообщается органу государственного контроля (надзора).
При реорганизации органа государственного контроля (надзора) и передаче части его полномочий иному органу государственного контроля (надзора) запланированные на текущий год проверочные мероприятия утратившего полномочия органа из ежегодного сводного плана не исключаются, а передаются его правопреемнику. Органами прокуратуры принимаются меры к обеспечению выполнения ежегодного сводного плана правопреемником органа государственного контроля (надзора).
УТВЕРЖДЕН
приказом Генерального прокурора
Российской Федерации
от 28.08.2017 № 591
Порядок
согласования внеплановых проверок деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации
1. Настоящим Порядком определяется процедура согласования в органах прокуратуры Российской Федерации внеплановых проверок деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации, проводимых органами государственного контроля (надзора) (далее - внеплановые проверки), а также направления в органы государственного контроля (надзора) требования прокурора о проведении внеплановой проверки органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
2. Согласование проведения внеплановых проверок осуществляется прокурорами субъектов Российской Федерации (их заместителями) по месту нахождения органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации, подлежащих проверке.
3. Основанием для проведения внеплановой проверки является решение руководителя соответствующего органа государственного контроля (надзора), принимаемое на основании обращений граждан, организаций и полученной от государственных органов, органов местного самоуправления информации о фактах нарушений законодательства Российской Федерации, которые влекут или могут повлечь возникновение чрезвычайных ситуаций, угрозу жизни и здоровью граждан, а также массовые нарушения прав граждан.
По обращениям и заявлениям, не позволяющим установить лицо, обратившееся в органы государственного контроля (надзора), а также обращениям и заявлениям, не содержащим сведений о таких фактах, внеплановые проверки не проводятся.
Обращения и заявления, направленные заявителем в форме электронных документов, могут служить основанием для проведения внеплановой проверки только при условии, что они были направлены заявителем с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации и аутентификации.
Предметом внеплановой проверки является контроль (надзор) за исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации и должностными лицами органов государственной власти субъектов Российской Федерации Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации при осуществлении ими соответствующих полномочий, в том числе полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также за соответствием правовых актов субъектов Российской Федерации требованиям Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, конституций (уставов) субъектов Российской Федерации. Такая проверка проводится органами государственного контроля (надзора) по согласованию с прокуратурой субъекта Российской Федерации на основании решения руководителя соответствующего органа государственного контроля (надзора), принимаемого на основании обращений граждан, организаций и полученной от государственных органов, органов местного самоуправления информации о фактах нарушений законодательства Российской Федерации, влекущих или могущих повлечь возникновение чрезвычайных ситуаций, угрозу жизни и здоровью граждан, а также массовые нарушения прав граждан.
4. Решение руководителя органа государственного контроля (надзора) о проведении внеплановой проверки должно содержать сведения о наименовании и месте нахождения проверяемого лица, о целях и об основаниях, а также о сроках проведения проверки.
5. Решение о проведении внеплановой проверки и документы, подтверждающие наличие оснований для ее организации, представляются в орган прокуратуры непосредственно, заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.
6. По результатам рассмотрения решения о проведении внеплановой проверки и прилагаемых к нему документов не позднее чем в течение рабочего дня, следующего за днем их поступления, прокурором субъекта Российской Федерации (его заместителем) принимается решение о согласовании проведения внеплановой проверки или об отказе в согласовании ее проведения (приложения № 1 и 2).
7. Основаниями для отказа в согласовании проведения внеплановой проверки являются:
отсутствие оснований, установленных пунктом 5 статьи 29.2 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»;
проведение внеплановой проверки по вопросам, не относящимся к компетенции органа государственного контроля (надзора);
дублирование контрольно-надзорных полномочий органов государственного контроля (надзора).
8. Решение уполномоченных должностных лиц органов прокуратуры о согласовании проведения внеплановой проверки либо об отказе в согласовании ее проведения оформляется в письменной форме в двух экземплярах, один из которых в день принятия решения представляется непосредственно либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в орган государственного контроля (надзора).
Второй экземпляр решения остается в прокуратуре и хранится в отдельном надзорном производстве с представленными органами государственного контроля (надзора) документами.
9. При решении вопроса о направлении требования прокурора о проведении внеплановой проверки по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, содержащим достоверные сведения о нарушении закона, дается оценка необходимости и обоснованности проведения мероприятий по государственному контролю (надзору) (приложение № 3).
В каждом конкретном случае прокурор, вынесший указанное требование, контролирует поступление информации о результатах внеплановой проверки в прокуратуру, а также оценивает достаточность и обоснованность принятых органом государственного контроля (надзора) мер.
В целях недопущения повторного осуществления мероприятий по государственному контролю (надзору) в отношении одного и того же органа государственной власти субъекта Российской Федерации, должностного лица органа государственной власти субъекта Российской Федерации прокуроры учитывают ранее проведенные внеплановые и плановые проверки.
Требования о проведении внеплановых проверок направляются в следующем порядке:
заместителями Генерального прокурора Российской Федерации - в межрегиональные (окружные) территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, наделенные контрольными функциями и осуществляющие деятельность на территории федерального округа;
прокурорами субъектов Российской Федерации - в территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, наделенные контрольными функциями, а также региональные органы государственного контроля (надзора) субъектов Российской Федерации.
Органы прокуратуры Российской Федерации организуют учет направленных в органы государственного контроля (надзора) требований о проведении внеплановой проверки по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, содержащим достоверные сведения о нарушении закона.
Приложение № 1
к Порядку согласования внеплановых
проверок деятельности органов
государственной власти субъектов
Российской Федерации и должностных лиц
органов государственной власти субъектов
Российской Федерации, утвержденному
приказом Генерального прокурора
Российской Федерации от 28.08.17 № 591
"___" _________ 20___ г. г. _________________
о согласовании проведения внеплановой проверки
Рассмотрев решение ____________________________________________________
(орган государственного контроля (надзора)
от "____" ____________ 20___ г. о проведении с "___" _______ 20___ г.
по "___" __________ 20___ г. внеплановой проверки в отношении
(наименование и место нахождения органа государственной власти субъекта
Российской Федерации или должностного лица органа государственной
власти субъекта Российской Федерации, Ф.И.О.)
сообщаю, что проведение названной проверки согласовано.
Приложение № 2
к Порядку согласования внеплановых
проверок деятельности органов
государственной власти субъектов
Российской Федерации и должностных лиц
органов государственной власти субъектов
Российской Федерации, утвержденному
приказом Генерального прокурора
Российской Федерации от 28.08.17 № 591
"___" _________ 20___ г. г. _________________
об отказе в согласовании проведения внеплановой проверки
Рассмотрев решение ____________________________________________________
(орган государственного контроля (надзора)
от "___" _________20____ г. о проведении с "___" ________20___ г. по
"___" ____________ 20___ г. внеплановой проверки в отношении
(наименование и место нахождения органа государственной власти субъекта
Российской Федерации или должностного лица органа государственной
власти субъекта Российской Федерации, Ф.И.О.)
сообщаю, что в согласовании проведения названной проверки отказано по
Генеральная прокуратура
Российской Федерации
Генеральный прокурор
Заместители Генерального прокурора
О Генпрокуратуре России
Международное сотрудничество
Взаимодействие со СМИ
Правовое просвещение
Генеральная прокуратура
Российской Федерации
Генеральная прокуратура
Российской Федерации
Телефон справочной по обращениям
в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации:
Приказ №84 "О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур"
ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О разграничении компетенции прокуроров территориальных,
военных и других специализированных прокуратур
В связи с произошедшими структурными изменениями органов прокуратуры Российской Федерации, в целях оптимизации их деятельности, а также разграничения компетенции территориальных, военных и других специализированных прокуратур, обеспечения должного взаимодействия между ними, руководствуясь ст.ст. 11 и 17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации",
П Р И К А З Ы В А Ю:
1. Возложить на прокуроров субъектов Российской Федерации следующие полномочия:
- надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, в том числе контролирующими органами, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
- надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции в указанных органах и учреждениях;
- участие в правотворческой деятельности представительных (законодательных) органов субъектов Российской Федерации;
- надзор за исполнением законов территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти, уполномоченными осуществлять оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, а также соответствующими подразделениями Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, в том числе за исполнением требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;
- надзор за исполнением законов в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, при исполнении уголовных наказаний и применении назначенных судом принудительных мер медицинского характера;
- рассмотрение обращений, содержащих сведения о нарушении законов территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций соответствующего уровня, а также жалоб на решения и действия (бездействия) подчиненных прокуроров;
- организация и осуществление уголовного преследования в судебных стадиях уголовного судопроизводства;
- участие в пределах установленной компетенции в гражданском и арбитражном процессе в соответствии с нормами федерального законодательства и организационно-распорядительными документами Генерального прокурора Российской Федерации;
- надзор за исполнением законов территориальными органами Федеральной службы судебных приставов;
- координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью на территории субъекта Российской Федерации;
- анализ и обобщение данных о состоянии законности и правопорядка на территории субъектов Российской Федерации, участие в формировании государственной и ведомственной статистической отчетности о состоянии законности, работе органов прокуратуры и др.;
- руководство деятельностью прокуратур городов, районов и иных территориальных прокуратур;
- взаимодействие со средствами массовой информации, общественными организациями в порядке, установленном организационно-распорядительными документами Генерального прокурора Российской Федерации.
2. Прокурорам субъектов Российской Федерации принимать необходимые меры по руководству и обеспечению деятельности подчиненных прокуроров специализированных прокуратур (на правах районных): по надзору за исполнением законов в оборонно-промышленном комплексе и закрытых административно-территориальных образованиях (за исключением ЗАТО г. Межгорье и комплекса «Байконур»), по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, природоохранных прокуратур.
2.1. Прокурорам по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах осуществлять:
- надзор за исполнением законов и законностью правовых актов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина специальными органами и подразделениями федеральных органов исполнительной власти, специализированными подразделениями Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, на предприятиях и объектах оборонно-промышленного комплекса, перечень которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.1997 № 1655-75 (за исключением ФСТЭК России), их органами управления и руководителями, органами местного самоуправления и их должностными лицами, в закрытых административно-территориальных образованиях и обособленных военных городках Министерства обороны Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации и Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации, где проживает или работает гражданское население;
- надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции в указанных органах и учреждениях;
- надзор за исполнением законов специализированными подразделениями органов исполнительной власти, уполномоченными осуществлять оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие на объектах оборонно-промышленного комплекса и в закрытых административно-территориальных образованиях;
- надзор за соблюдением законов подразделениями Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, расследовании уголовных дел о преступлениях, совершенных в территориальных органах управления оборонно-промышленным комплексом, их хозяйствующих субъектах, в закрытых административно-территориальных образованиях проживающими в них либо работающими гражданскими лицами.
2.2. Прокурорам по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях осуществлять:
- надзор за исполнением законов и законностью правовых актов, регламентирующих исполнение и отбывание наказания в виде лишения свободы, соблюдением прав и свобод человека и гражданина при исполнении этого вида наказания, а также применении в исправительных учреждениях назначенных судом принудительных мер медицинского характера;
- надзор за законностью осуществления оперативно-розыскной деятельности, при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в исправительных учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний;
- надзор за процессуальной деятельностью начальников исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы как органов дознания по уголовным делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками этих учреждений, а равно о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений иными лицами;
- участие в судебных заседаниях при рассмотрении судами вопросов, связанных с исполнением приговора в отношении осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях.
2.3. Природоохранным прокурорам (на правах районных) в пределах соответствующего субъекта Российской Федерации осуществлять:
- надзор за исполнением законов об охране окружающей среды и природопользовании, соблюдением экологических прав граждан природоохранными территориальными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов по указанным вопросам;
- надзор за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений об экологических и иных преступлениях, повлекших нарушение законов о защите окружающей среды и экологических прав граждан (кроме преступлений, совершенных на объектах Министерства обороны Российской Федерации и военно-промышленного комплекса), а также о преступлениях, совершенных по службе должностными лицами контролирующих природоохранных органов; надзор за законностью осуществления оперативно-розыскной деятельности, дознания и предварительного следствия уполномоченными органами внутренних дел и подразделениями Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по выявлению, раскрытию и расследованию преступлений указанной категории.
2.4. Иметь в виду, что в пределах установленной компетенции прокурорами специализированных прокуратур обеспечиваются координация деятельности правоохранительных органов по соответствующим направлениям борьбы с преступностью, участие в рассмотрении судами уголовных, гражданских и арбитражных дел, разрешение обращений, формирование статистической отчетности, анализ состояния законности и правопорядка.
2.5. При отсутствии на территории субъекта Российской Федерации специализированной прокуратуры (на правах районной) прокурорам субъектов Российской Федерации, руководствуясь требованиями федерального законодательства и организационно-распорядительных документов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, возлагать соответствующие полномочия по осуществлению надзора на прокуроров городов и районов.
3. Транспортным прокурорам (на правах прокуроров субъектов Российской Федерации) осуществлять:
- надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина в сфере деятельности железнодорожного, воздушного и водного транспорта, в таможенной сфере территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, в том числе органами таможни и внутренних дел на транспорте, органами власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
- надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции в указанных органах и учреждениях;
- надзор за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, совершенных на полотне железной дороги, железнодорожных станциях, вокзалах, платформах, аэродромах, пристанях, причалах, в речных, морских портах и аэропортах, подвижном составе железнодорожного транспорта, на воздушных судах и судах водного транспорта, иных объектах железнодорожного, воздушного и водного транспорта, о преступлениях против безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного и водного транспорта, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности (за исключением объектов Министерства обороны и особо режимных объектов), о преступлениях, совершенных по службе работниками территориальных органов федеральных органов исполнительной власти на железнодорожном, воздушном и водном транспорте, органов внутренних дел на транспорте и таможенных органов, а также за законностью осуществления оперативно-розыскной деятельности, дознания и следствия по преступлениям указанной категории органами внутренних дел на транспорте, таможенными органами, подразделениями Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации на транспорте;
- рассмотрение обращений, содержащих сведения о нарушении законов в сфере деятельности железнодорожного, воздушного и водного транспорта, в таможенной сфере, а также жалоб на решения и действия подчиненных прокуроров; в пределах компетенции участие в судебном рассмотрении жалоб в порядке уголовного судопроизводства;
- обеспечение участия в судебных стадиях уголовного судопроизводства по уголовным делам, обвинительные заключения или обвинительные акты по которым утверждены транспортными прокурорами или их заместителями;
- участие в пределах установленной компетенции в гражданском и арбитражном процессе в соответствии с нормами федерального законодательства и организационно-распорядительными документами Генерального прокурора Российской Федерации;
- координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью на транспорте и в таможенной сфере;
- анализ и обобщение данных о состоянии законности и правопорядка на транспорте и таможенной сфере, участие в формировании государственной и межведомственной статистической отчетности о работе органов прокуратуры;
- руководство и обеспечение деятельности районных транспортных прокуратур;
- взаимодействие со средствами массовой информации в порядке, установленном приказами Генерального прокурора Российской Федерации.
4. Волжскому межрегиональному природоохранному прокурору (на правах прокурора субъекта Российской Федерации)
- надзор за исполнением законов об охране окружающей среды и природопользовании, соблюдением экологических прав граждан природоохранными территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, осуществляющими свою деятельность в бассейне реки Волги, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов по вопросам охраны окружающей среды и природопользования;
- участие во взаимодействии с прокурорами субъектов Российской Федерации в правотворческой деятельности представительных (законодательных) органов субъектов Российской Федерации, включающих бассейн реки Волга, по вопросам обеспечения охраны окружающей среды и экологической безопасности;
- надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции в указанных органах и учреждениях;
- надзор за исполнением законов при приеме, регистрации, разрешении сообщений об экологических преступлениях, о преступлениях против интересов службы в государственных, коммерческих и иных организациях, повлекших нарушение законов о защите окружающей среды и экологических прав граждан (кроме преступлений, совершенных на объектах Министерства обороны Российской Федерации и военно-промышленного комплекса), а также о преступлениях, совершенных по службе должностными лицами контролирующих природоохранных органов; надзор за законностью осуществления оперативно-розыскной деятельности, дознания и предварительного следствия уполномоченными органами внутренних дел и подразделениями Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по выявлению, раскрытию и расследованию преступлений указанной категории, совершенных в бассейне реки Волги;
- обеспечение участия в судебном рассмотрении уголовных дел, обвинительные заключения или обвинительные акты по которым утверждались Волжским межрегиональным природоохранным прокурором, его заместителями или подчиненными прокурорами;
- участие в пределах установленной компетенции в гражданском и арбитражном процессе в соответствии с нормами федерального законодательства и организационно-распорядительными документами Генерального прокурора Российской Федерации;
- рассмотрение обращений, содержащих сведения о нарушении законов о защите окружающей среды и экологических прав граждан, а также жалоб на решения и действия подчиненных прокуроров; в пределах компетенции участие в судебном рассмотрении ходатайств и жалоб в порядке уголовного судопроизводства;
- координацию деятельности по борьбе с экологическими правонарушениями правоохранительных органов, осуществляющих свою деятельность на территории субъектов Российской Федерации, включающих бассейн р. Волга;
- анализ и обобщение данных о состоянии законности и правопорядка в названной сфере, участие в формировании государственной и межведомственной статистической отчетности о работе органов прокуратуры;
- руководство и контроль за деятельностью подчиненных природоохранных прокуратур (на правах районных);
- взаимодействие со средствами массовой информации в порядке, установленном приказами Генерального прокурора Российской Федерации.
4.2. Перечень городов и районов субъектов Российской Федерации, расположенных в бассейне реки Волги, на которые распространяются полномочия Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры, определять по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации в совместных документах Волжского межрегионального природоохранного прокурора и соответствующих прокуроров субъекта Российской Федерации.
5. Прокурорам закрытых административно-территориальных образований г. Межгорье и комплекса Байконур (на правах прокуроров субъектов Российской Федерации) осуществлять:
- надзор за исполнением законов и законностью правовых актов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина специальными органами и подразделениями федеральных органов исполнительной власти, специализированными подразделениями Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органами местного самоуправления, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, действующих в закрытых административно-территориальных образованиях г. Межгорье и комплекса «Байконур»;
- надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции в указанных органах и учреждениях;
- надзор за исполнением законов специализированными подразделениями органов исполнительной власти, уполномоченными осуществлять оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие на территории ЗАТО г. Межгорье и комплекса Байконур;
- надзор за соблюдением законов подразделениями Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации при приеме, регистрации, проверке и разрешении заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях, расследовании уголовных дел о преступлениях, совершенных на территории ЗАТО г. Межгорье и комплекса Байконур проживающими либо работающими гражданскими лицами;
- обеспечение участия в судебных стадиях уголовного судопроизводства по уголовным делам, обвинительные заключения или обвинительные акты по которым утверждены прокурором ЗАТО г. Межгорье или прокурором комплекса Байконур и их заместителями;
- участие в пределах установленной компетенции в гражданском и арбитражном процессе в соответствии с нормами федерального законодательства и организационно-распорядительными документами Генерального прокурора Российской Федерации;
- рассмотрение обращений, содержащих сведения о нарушении законов руководителями и должностными лицами органов управления оборонно-промышленного комплекса, органов самоуправления закрытых административных образований, предприятий и организаций, действующих на их территории; в пределах компетенции участие в судебном рассмотрении ходатайств и жалоб в порядке уголовного судопроизводства;
- координацию деятельности по борьбе с преступностью правоохранительных органов, осуществляющих свою деятельность на территории ЗАТО г. Межгорье и комплекса Байконур;
- анализ и обобщение данных о состоянии законности и правопорядка на территории ЗАТО г. Межгорье и комплекса Байконур, участие в формировании государственной и межведомственной статистической отчетности о работе органов прокуратуры;
- взаимодействие со средствами массовой информации в порядке, установленном организационно-распорядительными документами Генерального прокурора Российской Федерации.
6. Военным прокурорам осуществлять:
- надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением законов, соответствием законам издаваемых правовых актов, соблюдением прав военнослужащих, членов их семей и иных граждан органами военного управления и должностными лицами воинских частей, учреждений и организаций Министерства обороны Российской Федерации, Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству, Федеральной службы по оборонному заказу, Федеральной службы по техническому и экспортному контролю, Федерального агентства специального строительства, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, Службы внешней разведки Российской Федерации, Министерства Российской федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (за исключением Государственной противопожарной службы, а также финансируемых за счет местных бюджетов региональных поисково-спасательных отрядов и территориальных поисковых спасательных служб МЧС России), Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации, Службы специальных объектов при Президенте Российской Федерации, Российской оборонной спортивно-технической организации (РОСТО), ОАО «Военно-страховая компания», других федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба;
- надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции в указанных воинских частях, органах и учреждениях;
- надзор за исполнением должностными лицами пограничных органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации законов, а также соблюдением законных прав и установленных гарантий граждан в изоляторах временного содержания и помещениях, специально оборудованных для содержания лиц, подвергнутых административному задержанию на основании закона Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации"; за законностью при производстве по делам об административных правонарушениях в отношении граждан и юридических лиц, в т.ч. иностранных и лиц без гражданства, допустивших нарушения режима Государственной границы Российской Федерации, пограничного режима в пограничной зоне, пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, а также правил добычи, пользования, передачи, охраны морских (водных) биологических ресурсов, иные административные правонарушения, отнесенные к компетенции ФСБ России;
- надзор за исполнением командованием и иными должностными лицами дисциплинарных, других воинских частей, учреждений, организаций и предприятий Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, созданных в соответствии с федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, уголовно-исполнительного законодательства в отношении военнослужащих, за исполнением законов при содержании под стражей на гауптвахтах подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, а также осужденных;
- надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, предварительное следствие и дознание при выявлении, раскрытии и расследовании преступлений, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей, или совершенных в расположении воинской части, соединения, учреждения, а также иными гражданскими лицами в соучастии с военнослужащими;
- надзор за исполнением законов органами, уполномоченными осуществлять оперативно-розыскную деятельность, органами предварительного следствия и органами дознания по уголовным делам и материалам о преступлениях, совершенных неустановленными лицами в расположении воинской части, соединения, учреждения – до их установления;
- осуществление уголовного преследования в судебных стадиях уголовного судопроизводства по уголовным делам о преступлениях, указанных в ч.5 п.6 настоящего приказа, а также по уголовным делам, обвинительные заключения или обвинительные акты по которым утверждены военными прокурорами;
- участие в пределах установленной компетенции в гражданском и арбитражном процессе, при рассмотрении военными судами административных дел, а также материалов о совершении военнослужащими грубых дисциплинарных проступков;
- рассмотрение обращений, содержащих сведения о нарушениях законодательства, охраняемых законом прав, свобод и интересов человека и граждани-
на, интересов общества и государства, допущенных военнослужащими, лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей, а также жалоб на действия и решения подчиненных военных прокуроров; в пределах компетенции участие в судебном рассмотрении ходатайств и жалоб в порядке уголовного судопроизводства;
- координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью в Вооруженных силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах;
- анализ и обобщение данных о состоянии законности и правопорядка в Вооруженных силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, участие в формировании государственной и межведомственной статистической отчетности о работе органов прокуратуры;
- взаимодействие со средствами массовой информации, общественными организациями в порядке, установленном приказами Генерального прокурора Российской Федерации.
7. Прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, иным территориальным прокурорам, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам других специализированных прокуратур:
7.1. Обеспечить постоянное взаимодействие при осуществлении надзора, принятие согласованных мер по борьбе с преступностью, обмен оперативной, статистической и иной необходимой информацией. Практиковать проведение совместных проверок, оперативных и координационных совещаний.
7.2. При поддержании государственного обвинения, участия в рассмотрении гражданских и арбитражных дел руководствоваться требованиями приказов и указаний Генерального прокурора Российской Федерации о взаимозаменяемости и согласованности действий.
7.3. В случаях обнаружения признаков преступления, место совершения которого не известно, а также отдаленности или отсутствия специализированных прокуратур в районе совершения преступления или чрезвычайного происшествия, организовать надлежащий надзор за исполнением законов подразделениями федеральных органов исполнительной власти, уполномоченными осуществлять оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, а также соответствующими подразделениями Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, в том числе за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях. В дальнейшем передавать материалы и уголовные дела по подследственности в установленном уголовно-процессуальным законодательством порядке.
8. Прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам других специализированных прокуратур осуществлять организационно-методическое руководство подчиненными прокуратурами на основе принципа единства системы органов прокуратуры, с учетом требований организационно-распорядительных документов Генеральной прокуратуры Российской Федерации о взаимодействии и сотрудничестве территориальных и специализированных прокуратур.
9. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 09.09.2002 № 54 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, приравненных к ним военных и других специализированных прокуратур» признать утратившим силу.
10. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации согласно распределению обязанностей.
Приказ направить первым заместителям и заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений, управлений и отделов, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур, которым его содержание довести до сведения подчиненных работников.
Генеральный прокурор
Российской Федерации
действительный государственный
советник