Перейти к содержимому

Договор об отчуждении оригинала произведения это

Глава 70. АВТОРСКОЕ ПРАВО

Статья 1291. Отчуждение оригинала произведения и исключительное право на произведение

1. При отчуждении автором оригинала произведения (рукописи, оригинала произведения живописи, скульптуры и тому подобного), в том числе при отчуждении оригинала произведения по договору авторского заказа, исключительное право на произведение сохраняется за автором, если договором не предусмотрено иное.

В случае, когда исключительное право на произведение не перешло к приобретателю его оригинала, приобретатель вправе без согласия автора и без выплаты ему вознаграждения демонстрировать приобретенный в собственность оригинал произведения и воспроизводить его в каталогах выставок и в изданиях, посвященных его коллекции, а также передавать оригинал этого произведения для демонстрации на выставках, организуемых другими лицами.

2. При отчуждении оригинала произведения его собственником, обладающим исключительным правом на произведение, но не являющимся автором произведения, исключительное право на произведение переходит к приобретателю оригинала произведения, если договором не предусмотрено иное.

3. Правила настоящей статьи, относящиеся к автору произведения, распространяются также на наследников автора, их наследников и так далее в пределах срока действия исключительного права на произведение.

Статья 1291 ГК РФ. Отчуждение оригинала произведения и исключительное право на произведение

Новая редакция Ст. 1291 ГК РФ

1. При отчуждении автором оригинала произведения (рукописи, оригинала произведения живописи, скульптуры и тому подобного), в том числе при отчуждении оригинала произведения по договору авторского заказа, исключительное право на произведение сохраняется за автором, если договором не предусмотрено иное.

При отчуждении оригинала произведения его собственником, обладающим исключительным правом на произведение, но не являющимся автором произведения, исключительное право на произведение переходит к приобретателю оригинала произведения, если договором не предусмотрено иное.

Правила настоящего пункта, относящиеся к автору произведения, распространяются также на наследников автора, их наследников и так далее в пределах срока действия исключительного права на произведение.

2. В случае, если исключительное право на произведение не перешло к приобретателю его оригинала, приобретатель без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты ему вознаграждения вправе демонстрировать приобретенный в собственность оригинал произведения и воспроизводить его в каталогах выставок и в изданиях, посвященных его коллекции, а также передавать оригинал произведения для демонстрации на выставках, организуемых другими лицами.

Приобретатель оригинала произведения изобразительного искусства или фотографического произведения, который изображен на этом произведении, вправе без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты ему вознаграждения использовать это произведение в качестве иллюстрации при издании своих литературных произведений, а также воспроизводить, публично показывать и распространять без цели извлечения прибыли копии произведения, если иное не предусмотрено договором с автором или иным правообладателем.

Приобретатель фотографического произведения, который изображен на этом произведении, также вправе свободно использовать его в связи с изданием произведений, посвященных биографии приобретателя, если иное не предусмотрено договором с автором или иным обладателем прав на фотографическое произведение.

Комментарий к Ст. 1291 ГК РФ

1. Статья 1291 ГК РФ определяет права владельца оригинала произведения, не являющегося субъектом исключительных прав на произведение.

В соответствии с комментируемой статьей установлено два общих правила:

1) если оригинал отчуждается автором, то исключительные права переходят к приобретателю соответствующего объекта права собственности только в случае, если это предусмотрено договором;

2) если оригинал произведения отчуждается его собственником, который одновременно является субъектом исключительных прав, то по общему правилу такие права переходят приобретателю.

И в том, и в другом случае, если в соответствии с положениями закона предметом договора являются исключительные права, договор должен отвечать требованиям, предъявляемым к таковому (ст. ст. 1233, 1285 ГК РФ).

2. Перечень прав собственника оригинала произведения, не являющегося субъектом исключительных прав, определенный в абз. 2 п. 1 ст. 1291 ГК РФ, является закрытым.

Другой комментарий к Ст. 1291 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. Комментируемая статья решает вопросы разграничения права собственности на оригинал произведения (т.е. вещь, материальный объект) и исключительного права на само произведение (результат творческой деятельности, нематериальный объект).

В гражданском праве каждое из этих прав является самостоятельным и независимым друг от друга. Исходя из этого, в п. 1 ст. 1291 указывается, что отчуждение автором оригинала произведения само по себе не означает отчуждения исключительного права, если иное не предусмотрено договором. Это относится как к договору авторского заказа, так и к другим договорам, в соответствии с которыми автор может совершить отчуждение оригинала произведения.

В связи с упомянутым договором авторского заказа необходимо обратить внимание на то, что в п. 1 ст. 1288 ГК говорится о передаче произведения "на материальном носителе или в иной форме", в то время как в п. 1 ст. 1291 - об "оригинале произведения". Безусловно, эти понятия связаны, поскольку оригинал произведения в смысле ст. 1291 предполагает выражение его на материальном носителе. В противном случае терялся бы предмет для регулирования указанной статьи. Однако материальный носитель - понятие более широкое, чем оригинал произведения.

Отсюда следует два вывода. Во-первых, договор авторского заказа не всегда предполагает передачу именно оригинала произведения. Например, статья вначале была написана (создана в форме рукописи - оригинал произведения), а затем отпечатана или даже перенесена на электронный носитель (диск) и в таком виде передана заказчику. В данном случае оригинал произведения остался у автора, но он полностью и надлежащим образом исполнил свои обязанности по договору авторского заказа.

Во-вторых, презумпция п. 1 ст. 1291 о сохранении исключительного права на произведение за автором при отчуждении оригинала произведения по договору авторского заказа касается только случаев отчуждения именно оригинала произведения, а не вообще любого случая передачи произведения на материальном носителе. Как уже отмечалось, сохранение исключительного права за автором при отчуждении его оригинала связано с тем, что заказчику важен сам оригинал; именно он представляет для него ценность сам по себе, а не наличие исключительного права на него. Однако, когда по договору авторского заказа передается не оригинал, а само произведение, выраженное на материальном носителе, и это ясно следует из содержания договора, должна действовать другая презумпция - презумпция предоставления права использования произведения на основе договора авторского заказа. При этом речь идет о заключении лицензионного договора, а не договора об отчуждении исключительного права на основании п. 3 ст. 1233 ГК.

Однако даже в том случае, если при отчуждении оригинала произведения исключительное право на него сохранилось за автором, приобретатель оригинала должен получить возможность его полновесного использования. В связи с этим он получает определенные права, которые формально относятся к исключительному праву на произведение, но предоставление которых необходимо для нормального использования оригинала произведения. Поэтому в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 1291 приобретатель вправе без согласия автора и без выплаты ему вознаграждения демонстрировать приобретенный в собственность оригинал произведения и воспроизводить его в каталогах выставок и в изданиях, посвященных его коллекции, а также передавать оригинал для демонстрации на выставках, организуемых другими лицами.

2. Если в отношении автора действует презумпция сохранения исключительного права при отчуждении оригинала произведения, то в отношении иных правообладателей ситуация другая. Одновременное приобретение и права на оригинал произведения, и исключительного права на произведение меняет его правовой режим, создавая презумпцию как бы единого комплекса прав, связанного с передачей оригинала произведения. Такая презумпция отражена в п. 2 комментируемой статьи. В нем установлено, что последующее отчуждение оригинала произведения лицом (не автором), которому принадлежит и право собственности на оригинал, и исключительное право на произведение, предполагает отчуждение не только права собственности на вещь (оригинал произведения), но одновременно с ним и отчуждение исключительного права. Рассматриваемое положение носит диспозитивный характер, и договором может быть предусмотрено иное.

3. Пунктом 3 комментируемой статьи устанавливается: если оригинал произведения был отчужден после смерти автора и отсутствуют договоры об отчуждении исключительного права, заключенные ранее, презумпция сохранения исключительного права действует и в отношении наследников автора, их наследников и т.д.

Статья 1291. Отчуждение оригинала произведения и исключительное право на произведение

1. При отчуждении автором оригинала произведения (рукописи, оригинала произведения живописи, скульптуры и тому подобного), в том числе при отчуждении оригинала произведения по договору авторского заказа, исключительное право на произведение сохраняется за автором, если договором не предусмотрено иное.

При отчуждении оригинала произведения его собственником, обладающим исключительным правом на произведение, но не являющимся автором произведения, исключительное право на произведение переходит к приобретателю оригинала произведения, если договором не предусмотрено иное.

Правила настоящего пункта, относящиеся к автору произведения, распространяются также на наследников автора, их наследников и так далее в пределах срока действия исключительного права на произведение.

2. В случае, если исключительное право на произведение не перешло к приобретателю его оригинала, приобретатель без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты ему вознаграждения вправе демонстрировать приобретенный в собственность оригинал произведения и воспроизводить его в каталогах выставок и в изданиях, посвященных его коллекции, а также передавать оригинал произведения для демонстрации на выставках, организуемых другими лицами.

Приобретатель оригинала произведения изобразительного искусства или фотографического произведения, который изображен на этом произведении, вправе без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты ему вознаграждения использовать это произведение в качестве иллюстрации при издании своих литературных произведений, а также воспроизводить, публично показывать и распространять без цели извлечения прибыли копии произведения, если иное не предусмотрено договором с автором или иным правообладателем.

Приобретатель фотографического произведения, который изображен на этом произведении, также вправе свободно использовать его в связи с изданием произведений, посвященных биографии приобретателя, если иное не предусмотрено договором с автором или иным обладателем прав на фотографическое произведение.

Комментарий к Ст. 1291 ГК РФ

1. Произведения науки, литературы и искусства имеют нематериальный (идеальный) характер, в связи с чем необходимо различать экземпляр, материальный носитель, в котором выражено произведение, и само произведение. При этом передача материального носителя произведения не влечет переход прав на него. Согласно ст. 1227 ГК РФ интеллектуальные права не зависят от права собственности на материальный носитель (вещь), в котором выражены соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации. Переход права собственности на вещь не влечет переход или предоставление интеллектуальных прав на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, выраженные в этой вещи, за исключением случая, предусмотренного п. 2 ст. 1291 настоящего Кодекса.

Нормы комментируемой статьи предусматривают особенности, характерные для оригиналов некоторых произведений, к которым относятся:

Распространение данной нормы на рукописи является новеллой ГК РФ. При наличии нескольких рукописей произведения отчуждение исключительного права на произведение допускается в отношении лишь одной из рукописей, что должно быть определено автором.

Особыми признаками перечисленных в статье объектов и их правового режима являются:

— неразрывная связь произведения с материальным носителем;

— существование в единичном экземпляре;

— копия оригинала, выполненная в результате творческой деятельности человека, представляющая собой новый объект;

— сохранение прав автора при отчуждении оригинала произведения (право доступа, право следования).

Как отмечал Г.Ф. Шершеневич, «с отчуждением исключительного права на художественное произведение нельзя смешивать отчуждение права собственности на это произведение. Закон, опасаясь такого смешения, счел необходимым указать, что отчуждение художником художественного произведения не переносит на приобретателя авторское право на это произведение, если в договоре не упомянуто об этом (ст. 69551). Однако отчуждение права собственности отражается несколько и на исключительном праве. Картина, бронза, мрамор имеются в одном экземпляре. Осуществляя свое право собственности, собственник художественного произведения не обязан допускать художника к пользованию этим произведением для повторения, размножения или издания его (ст. 69553). С другой стороны, то же осуществление права собственности приводит к возможности без нарушения исключительного права художника поместить его произведение на публичной выставке, не испрашивая его согласия (ст. 69556, п. 5). Художник защищается против нарушений его права тем же двояким способом, как и писатель. Особенностью является только то, что в иске об отобрании подлежащие приведению в негодность художественные произведения, а равно служащие исключительно для их изготовления орудия (формы, камни, доски и т.п.) могут по ходатайству правонарушителя и за его счет вместо приведения в негодность быть изъяты из пользования и подвергнуты описи и аресту на срок действия исключительного права на эти произведения (ст. 69558). К архитектурным произведениям и сооруженным памятникам требование о приведении в состояние, негодное к употреблению, не имеет и вовсе применения» .

Читайте так же:  Доверенность устная

———————————
Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. Т. 1. М.: Статут, 2005. С. 448.

2. Исключительные права на вышеназванные произведения ограничены отдельными правомочиями собственника оригинала произведения, а именно следующими правами:

— демонстрировать оригинал произведения;

— воспроизводить его в каталогах выставок и в изданиях, но при условии, что они посвящены коллекции собственника, т.е. наряду с другими произведениями;

— передавать для демонстрации на других выставках.

Исключительное право автора или иных правообладателей не ограничивает права собственника оригинала произведения, в частности, при передаче объекта по договору аренды, безвозмездного пользования, в залог и т.д.

3. При передаче по договору произведения для использования автор считается согласившимся на обнародование этого произведения.

В договоре об отчуждении оригинала произведения может быть предусмотрен переход с правом собственности и исключительного права, включая весь объем прав, предусмотренных ст. 1270 ГК РФ, с ограничениями, обусловленными личными неимущественными правами автора, а также иными правами (правом доступа, правом следования). В дальнейшем собственник — обладатель исключительного права при передаче права собственности на объект по общему правилу отчуждает и исключительное право. Иное может быть предусмотрено договором, а именно сохранение исключительного права за бывшим собственником или предоставление права на основании лицензионного договора. Заключение договора аренды или безвозмездного пользования в отношении оригинала произведения не влечет отчуждение или предоставление исключительного права, если иное не предусмотрено договором.

Положения комментируемой статьи применяются как к авторам произведений, так и к их наследникам.

Договоры в авторском праве

Договор авторского заказа

Договор авторского заказа является одним из видов гражданско-правовых договоров. Правовое регулирование такого вида договора осуществляется ст. 1288 и 1289, а также ст. 1290 и 1291 ГК РФ.

По договору авторского заказа одна сторона (автор) обязуется по заказу другой стороны (заказчика) создать обусловленное договором произведение науки, литературы или искусства на материальном носителе или в иной форме.

Материальный носитель произведения передается заказчику в собственность, если соглашением сторон не предусмотрена его передача заказчику во временное пользование.

Отличительной особенностью такого договора является то, что он относится к сфере авторских прав.

В рамках гражданско-правовой характеристики договор авторского заказа можно охарактеризовать как консенсуальный, двусторонний, возмездный, если соглашением сторон не предусмотрено иное.

Предметом данного договора являются работа по созданию произведения и само произведение, выраженное в объективной форме. Важным моментом здесь является то, что произведение должно быть именно создано автором.

Как правило, предмет договора стороны наиболее точно конкретизируют путем составления четких требований, которым он должен отвечать. Такие требования оформляются либо приложением к договору, либо техническим заданием, либо рекомендациями по изготовлению произведения науки, литературы и искусства.

Сторонами являются автор (физическое лицо) и заказчик (физическое либо юридическое лицо, включая публичные образования).

Содержание любого договора — это совокупность всех его условий. Существенные условия договора отражены на рис. 5.1.

Рис. 5.1. Существенные условия договора авторского заказа

При определении условий необходимо учитывать нормы ст. 421 ГК РФ, закрепляющей, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

Договор авторского заказа заключается в письменной форме без какой-либо регистрации.

Цена договора устанавливается соглашением сторон. Кроме размера вознаграждения автору, может предусматриваться и порядок его оплаты.

По договору авторского заказа произведение должно быть выполнено в определенный промежуток времени. Поэтому существенным условием договора авторского заказа является его срок, который определяется самим договором. При этом закон закрепляет, что договор, который не предусматривает и не позволяет определить срок его исполнения, не считается заключенным.

В случае, когда срок исполнения договора авторского заказа наступил, автору при необходимости и при наличии уважительных причин для завершения создания произведения предоставляется дополнительный льготный срок продолжительностью в 1/4 часть срока, установленного для исполнения договора, если соглашением сторон не предусмотрен более длительный льготный срок.

По истечении льготного срока, предоставленного автору, заказчик вправе в одностороннем порядке отказаться от договора авторского заказа.

Заказчик также вправе отказаться от договора авторского заказа непосредственно по окончании срока, установленного договором для его исполнения, если договор к этому времени не исполнен, а из его условий явно вытекает, что при нарушении срока исполнения договора заказчик утрачивает интерес к договору.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение условий по договорам, заключаемым автором произведения, законодательством предусматривается ответственность.

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения договора авторского заказа, за которое автор несет ответственность, автор обязан возвратить заказчику аванс, а также уплатить ему неустойку, если она предусмотрена договором. При этом общий размер указанных выплат ограничен суммой реального ущерба, причиненного заказчику.

А в соответствии с п. 1 ст. 1290 ГК РФ ответственность автора по договору об отчуждении исключительного права на произведение и по лицензионному договору ограничена суммой реального ущерба, причиненного другой стороне, если договором не предусмотрен меньший размер ответственности автора.

Договором авторского заказа может быть предусмотрено отчуждение заказчику исключительного права на произведение, которое должно быть создано автором, или предоставление заказчику права использования этого произведения в установленных договором пределах.

По этому вопросу интересен следующий пример из судебной практики Арбитражного суда Владимирской области по иску ООО "Т.Ю" к ООО "М".

Судебная практика

Истец письменным заявлением уточнил исковые требования и просил обязать ответчика прекратить использование рекламных листовок с фотографиями мебели, исключительные права на которые принадлежат истцу; изъять из оборота и уничтожить за его счет рекламные листовки с фотографиями мебели, исключительные права на которые принадлежат истцу; опубликовать в средствах массовой информации решение суда о допущенном нарушении с указанием действительного правообладателя фотографий, использованных в рекламных листовках ответчика; взыскать с ответчика компенсацию в сумме 6 000 000 руб.

Ответчик в отзывах на исковое заявление с заявленными требованиями не согласился, в обоснование своей позиции отметил, что фотографии мебели, на которые ссылается истец, не являются объектом авторского права и исключительные права на них не принадлежат ООО "Т.Ю". Кроме того, ООО "М" указало на то обстоятельство, что аналогичные предметы мебели изготавливаются и продаются как ответчиком, так и другими производителями мебели.

Ответчик счел недоказанным размер предъявленной к взысканию компенсации.

Арбитражный суд в ходе рассмотрения дела установил, что между ООО "Т.Ю" (заказчик) и индивидуальным предпринимателем Р. (автором) был заключен договор авторского заказа. В соответствии с разделом "Предмет договора" автор обязался по заказу заказчика осуществить фотосессию мебели для каталога, создать фотографии мебели и па материальном носителе передать их заказчику. Автор передал заказчику исключительные права на фотографии в полном объеме. Между сторонами подписан акт приема-передачи, согласно которому автор по заказу заказчика осуществил фотосессию для каталога, создал фотографии мебели и па материальном носителе (и5В-иоситель) передал заказчику; автор передал, а заказчик принял исключительные права па фотографии в полном объеме.

Данные права в установленном порядке не оспорены.

Согласно выводам эксперта изображения мебели на фотографиях истца и фотографиях ответчика являются идентичными. При изготовлении фотографий "М" и фотографий "Т.Ю" использовалось одно и то же изображение мебели.

ООО "М" не представило суду документов, подтверждающих создание им (или по его заказу) каких-либо размешенных в рекламных листовках фотографий.

Учитывая отсутствие доказательств совершения ответчиком подобных правонарушений ранее, арбитражный суд счел возможным снизить размер компенсации за нарушение авторского права на объект авторского права — фотографии мебели до 1 500 000 руб. из расчета 32 608 руб. 69 коп. за каждую из 46 фотографий, использованных ответчиком в рекламных листовках. В остальной части иск был удовлетворен [1] .

Исходя из данного решения следует, что договор авторского заказа в данном случае был одним из существенных доказательств при разрешении данного спора. Кроме того, этот договор исследовался как основание возникновения исключительных прав на фотографии, как на объект авторского права у истца.

Если договор авторского заказа заключен с условием о предоставлении заказчику права использования произведения в установленных договором пределах, к такому договору соответственно применяются положения, предусмотренные ст. 1286 и 1287 ГК РФ.

Отчуждение оригинала произведения и исключительное право на произведение (ст. 1291 ГК РФ)

При отчуждении автором оригинала произведения (рукописи, оригинала произведения живописи, скульптуры и т.п.), в том числе при отчуждении оригинала произведения по договору авторского заказа, исключительное право па произведение сохраняется за автором, если договором не предусмотрено иное.

При отчуждении оригинала произведения его собственником, обладающим исключительным правом на произведение, но не являющимся автором произведения, исключительное право на произведение переходит к приобретателю оригинала произведения, если договором не предусмотрено иное.

В случае, если исключительное право на произведение не перешло к приобретателю его оригинала, приобретатель без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты ему вознаграждения вправе демонстрировать приобретенный в собственность оригинал произведения и воспроизводить его в каталогах выставок и в изданиях, посвященных его коллекции, а также передавать оригинал произведения для демонстрации на выставках, организуемых другими лицами.

Приобретатель оригинала произведения изобразительного искусства или фотографического произведения, который изображен на этом произведении, вправе без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты ему вознаграждения использовать это произведение в качестве иллюстрации при издании своих литературных произведений, а также воспроизводить, публично показывать и распространять без цели извлечения прибыли копии произведения, если иное не предусмотрено договором с автором или иным правообладателем.

Приобретатель фотографического произведения, который изображен на этом произведении, также вправе свободно использовать его в связи с изданием произведений, посвященных биографии приобретателя, если иное не предусмотрено договором с автором или иным обладателем прав на фотографическое произведение.

О правовых последствиях отчуждения оригинала произведения (Калятин В.О.)

Дата размещения статьи: 19.09.2016

Произведение литературы, науки и искусства нематериально по своей природе, что, казалось бы, означает выход всех вопросов принадлежности прав на материальные объекты, связанных с произведением, за пределы авторского права. В конце концов п. 1 ст. 1227 ГК РФ устанавливает, что интеллектуальные права не зависят от права собственности и иных вещных прав на материальный носитель (вещь), в котором выражены соответствующий результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации. Однако в действительности взаимосвязи между правами на произведение и правами на материальный объект, в котором оно воплощено, гораздо сложнее.
Одним из базовых критериев охраноспособности произведения является его выраженность в объективной форме. Это означает отрыв произведения от его создателя, возможность объективного существования произведения в мире за пределами сознания автора, позволяющую воспринимать произведение третьими лицами.
Материальный носитель может выступить в качестве основы существования этой объективной формы, что является типовым случаем. Но это же влечет и наличие внутреннего конфликта между нематериальным характером произведения и его материальным воплощением. Использование материального носителя в соответствии с его назначением в ряде случаев может рассматриваться как использование произведения; в то же время возможности использования произведения не сводятся к возможностям использования его материального носителя. При этом характер отношений зависит от того, является ли материальный носитель произведения оригиналом или обычным экземпляром - обладатель оригинала имеет большие возможности по использованию соответствующего произведения.
--------------------------------
Объективная форма может существовать и помимо материального носителя.

Читайте так же:  Договор с видеооператором на оказание услуг

В юридической литературе термин "оригинал" часто применяется при противопоставлении первоначально созданного произведения и его измененного или переведенного варианта, например: "В переводе содержание произведения остается таким, каким его создал автор оригинала, а переводчику принадлежит только словесная ткань перевода" [1, с. 97 - 101]. Однако в настоящее время корректным является использование в этом случае выражения "оригинальное произведение", подобно тому, как это сделано, например, в п. 4 ст. 1274 ГК РФ.
Термин же "оригинал" должен использоваться в значении экземпляра произведения, созданного непосредственно автором, отражающего его личность. Постановление Правительства РФ от 19 апреля 2008 г. N 285 "Об утверждении Правил выплаты автору вознаграждения при публичной перепродаже оригиналов произведений изобразительного искусства, авторских рукописей (автографов) литературных и музыкальных произведений" [2] раскрывает понятие оригинала, указывая, что сюда относятся оригиналы произведений живописи, скульптуры, графики, дизайна, графических рассказов, комиксов и других произведений изобразительного искусства, оригиналы авторских рукописей (автографов) литературных и музыкальных произведений, собственноручно написанных автором либо напечатанных с помощью технического устройства и подписанных им, а также копии (повторы) произведений изобразительного искусства, которые были сделаны самим автором или под его руководством, подписаны или иным способом отмечены автором. Иными словами, говоря об объекте как об "оригинале", закон характеризует всегда экземпляр произведения, а не само произведение.
Исходя из приведенного определения, оригинал может быть не только у произведения живописи или скульптуры, но и у литературного или музыкального произведения и т.д.
В узком смысле цель проведения различия между оригиналом и экземпляром произведения заключается в выделении объектов, содержащих некоторые уникальные черты, не переносимые на обычные экземпляры произведения (понятно, что репродукция не может передать все детали картины, хотя и может приближаться к оригиналу), в широком же смысле - в определении объектов, вышедших непосредственно из рук автора, что подтверждает их полное соответствие замыслу автора. Это обусловливает большую ценность для общества оригинала, чем обычного экземпляра произведения.
В некоторых странах предусматриваются дополнительные условия для признания оригинала (в том числе количественные, например в случае печатания гравюр). В российском законодательстве количественных ограничений для признания экземпляров оригиналами нет, потенциально одно произведение может иметь несколько (и довольно много) оригиналов. Экземпляры произведения, существующие в цифровой форме, считаться оригиналами не могут, так как здесь в принципе не будет никаких различий между экземпляром, созданным автором и иными лицами, т.е. утрачивается цель выделения понятия "оригинал".
Значимость оригинала произведения влечет предоставление его обладателю определенных возможностей по использованию произведения, что приводит к возникновению конфликта между различными группами прав.
Проявляться этот конфликт может в разных ситуациях, которые могут быть сведены в следующие группы:
- конфликт прав на материальный носитель с личными неимущественными правами автора;
- конфликт прав на материальный носитель с исключительным правом;
- конфликт прав на материальный носитель с иными правами автора.

Конфликт прав на материальный носитель с личными неимущественными правами автора

Личные неимущественные права автора неотчуждаемы и ограничивают все другие права, в том числе исключительное право на произведение и право собственности на носитель произведения. Используя произведение или его носитель, мы должны с уважением относиться к автору и соблюдать его личные неимущественные права. В то же время принадлежность лицу права собственности на носитель произведения позволяет в ряде случаев вторгаться в сферу личных интересов автора.
Автору, чья репутация зависит от восприятия обществом его творений, всегда хочется, чтобы произведения были наиболее совершенны. Поэтому и после передачи произведения заказчику автор зачастую не забывает о нем, думая, как можно было бы лучше реализовать свой творческий замысел. Иногда это выливается в новую реализацию старого произведения, появляется новая редакция романа или пьесы, новый вариант картины (достаточно вспомнить многочисленные варианты картины "Вдовушка" работы П.А. Федотова или картины "Грачи прилетели" А.К. Саврасова) и т.д. Не случайно закон дает автору особое право доступа, выражающееся в праве требовать от собственника оригинала произведения изобразительного искусства предоставления возможности осуществлять право на воспроизведение своего произведения, а от собственника оригинала произведения архитектуры - предоставления возможности осуществлять фото- и видеосъемку произведения .
--------------------------------
Ст. 1292 ГК РФ.

Однако это право не позволяет вносить изменения в уже существующий оригинал произведения, как бы автору ни хотелось это сделать, если право собственности на материальный носитель перешло к другому лицу. Так, известны многочисленные попытки И.Я. Репина внести изменения в уже проданные им произведения, недаром он писал: ". И я страдаю слабостью переделок. Каждый раз, приезжая в Москву, я что-нибудь поправляю в своих вещах - и я бы их все переписал снова" .
--------------------------------
Из письма Суворину от 5 декабря 1891 года (сб. "Репин об искусстве", изд. Академии художеств СССР. М., 1960, стр. 145).

Автор вправе получить доступ к своему произведению, может даже скопировать его, но не вправе без согласия собственника оригинала внести в него какие-либо изменения.
Специальное право автора изменить свое старое произведение предусматривается законодательством некоторых стран, хотя и немногочисленных. В частности, законодательство Швейцарии содержит обязанность издателя дать автору возможность внести в свое произведение желаемые изменения, прежде чем выпускать новое издание. Схожие правила существуют в Испании, Скандинавских странах, некоторых странах Латинской Америки и т.д. При этом данное право в первую очередь ориентировано на переиздаваемые произведения, а не существующие в единственном экземпляре. Кроме того, законодатель обычно предусматривает специальные механизмы защиты интересов правообладателя или собственника оригинала. Это может достигаться путем установления условий осуществления такого права (например, законы Скандинавских стран устанавливают, что изменения могут быть внесены в произведение в случае, если новый тираж выпускается более чем через год после предыдущего, а сами изменения не меняют характера произведения и не влекут чрезмерных расходов) либо путем возложения на автора имущественных последствий своего действия (например, законодательство Ливии предусматривает выплату справедливой компенсации третьим лицам).
В отечественной литературе также делались попытки обосновать введение подобного права. Так, М.В. Гордон полагал, что после опубликования произведения право на опубликование частично сохраняется у автора в виде права запрещать дальнейшее использование произведения без внесения определенных изменений [3, с. 124]. Следует заметить, что и здесь речь идет не о праве внести изменения в оригинал, а лишь о праве запретить публичное использование произведения без определенных коррективов.
Таким образом, даже при наличии в законодательстве указанного выше права оно ограничивается сферой публичного использования произведения.
В любом случае в настоящее время российское законодательство не дает автору каких-либо прав, позволяющих настаивать на внесении в произведение изменений.
А в ряде случаев личные неимущественные права оказываются ограниченными при использовании соответствующих носителей произведения. Точнее, происходит взаимное ограничение как прав автора, так и прав собственника носителя, но эти ограничения не симметричны. В качестве ориентира для решения конфликта автора и собственника носителя произведения можно предложить следующую схему:
1) любое частное использование носителя произведения его владельцем находится вне контроля обладателя личных неимущественных прав;
2) любое публичное использование носителя произведения не должно нарушать личных неимущественных прав автора;
3) публичное использование произведения (с учетом возможности установления законом особых правил такого использования) по его прямому назначению считается не нарушающим личные неимущественные права автора, если иное в конкретной ситуации не будет доказано автором .
--------------------------------
Подробнее см.: Калятин В.О. Личные неимущественные права автора объекта интеллектуальной деятельности. М.: ИНИЦ Роспатента, 2006. С. 44 - 45.

К этим случаям будет примыкать и внесение изменений в произведение собственником носителя (например, перестройка здания), изменение характеристик произведения в ходе его эксплуатации, уничтожение произведения и т.д.
Таким образом, отчуждение носителя произведения автором будет означать в значительной степени утрату возможности запрещать действия, наносящие ущерб его личным интересам, в особенности когда эти действия будут совершаться в частной сфере и автор должен сознавать эти последствия.
В то же время для сторон имеет смысл прямо определить в договоре определенные разрешенные случаи изменения произведения или его уничтожения - это не только снизит количество потенциально конфликтных ситуаций, но и позволит собственнику носителя произведения не обращаться к автору в дальнейшем за согласованием такого типа действий, что может на уровне договора смягчить жесткость норм о личных неимущественных правах.

Конфликт прав на материальный носитель с исключительным правом

Наличие права собственности на оригинал произведения может породить иллюзию права использовать этот объект по своему усмотрению, однако в действительности права собственника оказываются ограниченными правами автора. Рассмотрим это на примере судебного дела, имевшего место еще в XIX веке.
Знаменитый французский художник XIX века Антуан-Жан Гро (Antonine-Jean Gros) создал одну из своих известных картин "Сражение у пирамид" (Batalie des Pyramides) в 1809 г. и в том же году продал ее. Позднее он заключил договор с другим лицом об отчуждении тому права на изготовление гравюр данной картины. Собственник картины посчитал свои права нарушенными. Возник спор о том, переходит ли к приобретателю картины и право контролировать изготовление гравюр или оно остается у автора [4].
Прежде всего обратимся к участникам разбирательства. Прокурор Дюпин (Dupin) высказал позицию (которую поддержали суд первой и суд кассационной инстанций), что в отсутствие явно выраженных положений в договоре, исходя из общих положений, право на использование картины должно переходить к приобретателю в качестве "принадлежности". По его мнению, иное решение будет против интересов автора - так как его слава увеличится в результате воспроизведения. Указанный подход был популярен во Франции практически до начала XX века.
Как мы видим, модель, изначально созданная для вещей, была в данном деле распространена и на интеллектуальную собственность.
Применима ли она в настоящее время?
Очевидно, что непосредственно норма статьи 135 ГК РФ, посвященная отношению главной вещи и принадлежности ("вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной, вещи и связанная с ней общим назначением (принадлежность), следует судьбе главной вещи, если договором не предусмотрено иное"), не может регулировать использование интеллектуальной собственности. Но может ли быть здесь использован тот же подход по аналогии?
Согласно п. 1 ст. 1227 ГК РФ интеллектуальные права не зависят от права собственности на материальный носитель (вещь), в котором выражены соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации. При этом по общему правилу (п. 2 той же статьи) переход права собственности на вещь не влечет перехода или предоставления интеллектуальных прав на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, выраженных в этой вещи.
Такой подход вполне понятен: существующая концепция интеллектуальной собственности допускает независимое использование самого произведения и его носителя. Возможность осуществлять неоднократную фиксацию произведения позволяет оторвать использование самого произведения от использования конкретного носителя, в том числе и оригинала.
В то же время "потребление" произведения (например, чтение книги, просмотр фильма, использование функционала программы) традиционно не рассматривается в качестве его использования в рамках авторского права. Соответственно, речь не может идти о наличии связи между носителем произведения и правом на его использование, аналогичной отношению главной вещи и принадлежности. Исключительное право не обслуживает использование носителя произведения, поэтому нет оснований рассматривать его в качестве чего-то вроде принадлежности права собственности на носитель .
--------------------------------
То, что установление такой зависимости принципиально возможно, мы видим на примере п. 1 ст. 1291 ГК РФ: приобретатель вправе без согласия автора и без выплаты ему вознаграждения демонстрировать приобретенный в собственность оригинал произведения и воспроизводить его в каталогах выставок и в изданиях, посвященных его коллекции, а также передавать оригинал этого произведения для демонстрации на выставках, организуемых другими лицами. В этом случае налицо установление определенного "соподчинения" двух правовых режимов.

Читайте так же:  Иск о взыскании задолженности рк

Исходя из этого, продажа картины не должна влиять на движение исключительного права на произведение. Соответственно, и п. 1 ст. 1291 ГК РФ определяет, что при отчуждении автором оригинала произведения (рукописи, оригинала произведения живописи, скульптуры и тому подобного), в том числе при отчуждении оригинала произведения по договору авторского заказа, исключительное право на произведение сохраняется за автором, если договором не предусмотрено иное. Это правило касается не только авторов, но и их наследников и так далее в пределах срока действия исключительного права на произведение.
Однако п. 2 ст. 1291 ГК РФ устанавливает, что при отчуждении оригинала произведения его собственником, обладающим исключительным правом на произведение, но не являющимся автором произведения, исключительное право на произведение переходит к приобретателю оригинала произведения, если договором не предусмотрено иное. Но и в этом случае нельзя говорить о том, что исключительное право "предназначено для обслуживания оригинала произведения". Здесь установление нормы основано на предположении, что если собственник оригинала произведения, когда-то приобретший и исключительное право, отчуждает право собственности на оригинал, то это свидетельствует и об утрате интереса к использованию произведения.
Согласно п. 1 ст. 1227 ГК РФ интеллектуальные права не зависят от права собственности на материальный носитель (вещь), в котором выражены соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации. Буквально эта норма указывает на независимость интеллектуальных прав от соответствующих вещных прав, но верно и обратное: право собственности на носитель не зависит от интеллектуальных прав на произведение. Соответственно, в обоих случаях права могут отчуждаться независимо друг от друга.
Особое правило, однако, как указано выше, установлено статьей 1291 ГК РФ: при отчуждении оригинала произведения его собственником, обладающим исключительными правом на произведение, но не являющимся автором произведения, исключительное право переходит к приобретателю оригинала произведения, если договором не предусмотрено иное. В данном случае не будут действовать правила о договоре отчуждения исключительного права, поэтому переход права может произойти и на основании договора в устной форме. Из этого следует, что продавцу оригиналов произведения, желающему сохранить право на произведение, следует всегда заключать договоры в письменной форме, чтобы в дальнейшем не столкнуться со сложностями в доказывании наличия условия о сохранении за ним исключительного права.
Если оригинал отчуждается автором или его наследником, то действует обратная презумпция - сохранение исключительного права за этим лицом, но и здесь договор может установить иное правило.
Указанное правило применяется и к договору авторского заказа. При этом надо учитывать, что исходя из п. 1 ст. 1288 ГК РФ, в таком договоре предполагается передача заказчику материального носителя произведения в собственность, но стороны могут предусмотреть и иное правило.
Особые правила предусмотрены для случаев приобретения оригинала произведения, если приобретатель не получает исключительного права на него. В таких ситуациях любой приобретатель оригинала имеет минимальный набор прав на использование этого объекта и договор не может лишить его таких прав. Собственник оригинала произведения вправе:
- демонстрировать оригинал произведения;
- воспроизводить его в каталогах выставок и в изданиях, посвященных его коллекции;
- передавать оригинал произведения для демонстрации на выставках, организуемых другими лицами.
ГК РФ в данном случае употребляет термин "демонстрация", а не "публичный показ", хотя показ картины на выставке может быть назван публичным показом. Это связано с тем, что публичный показ - более широкое понятие, включающее и применение различных технических средств. Демонстрация в данном случае означает открытие публичного доступа именно к оригиналу произведения, соответственно, использование технических средств, расширяющих доступ к произведению, передача в эфир, по кабелю, доведение до всеобщего сведения, так же как и предоставление доступа к копии произведения, не является разрешенным.
В то же время ГК РФ не содержит ограничений по цели такого использования, поэтому коммерческое использование оригинала не запрещено.
Собственник оригинала произведения может демонстрировать оригинал произведения как на выставке, так и, например, в своем офисе. Но передавать третьим лицам для использования он может только для демонстрации на выставке.
Очевидно, что рассмотренное правило будет применяться в первую очередь в отношении произведений живописи и скульптуры. Однако если следовать приведенной формулировке Постановления Правительства РФ N 285, понятие оригинала будет включать и авторские рукописи, а значит, собственник таких объектов также может использовать их указанными выше способами.
В результате не только право собственности на материальный объект оказывается ограниченным исключительным правом, но и, наоборот, исключительное право ограничено правом собственности на такой объект.
Еще одно ограничение исключительного права установлено в пользу собственников экземпляра произведения, изображенных на нем. Этот случай предусмотрен п. 2 ст. 1291 ГК РФ.
Объем разрешенных действий различается в зависимости от того, идет ли речь о произведении изобразительного искусства или фотографическом произведении. В первом случае лицо, изображенное на произведении, может его воспроизводить, показывать и распространять без цели извлечения прибыли (что не исключает возможности взимать плату, обеспечивающую возмещение расходов на эти действия), иначе говоря, оно вправе повесить в офисе свой портрет, изготовить рекламные плакаты или листовки со своим портретом и т.д. Цель извлечения прибыли допустима только при издании художественных произведений такого лица, при котором используется портрет этого лица в качестве иллюстрации.
В случае с фотографией список расширяется: появляется возможность использовать ее при издании биографии этого лица, даже написанной другим человеком. Но в последнем случае заказчиком издания должно быть само изображенное лицо, поэтому издание, например, книги типа "Жизнь замечательных людей" о выдающемся писателе, художнике или ученом прошлого не дает возможности использовать фотографии этого лица в книге без согласия обладателей исключительных прав на них.
Рассматриваемое ограничение распространяется на оригиналы произведений изобразительного искусства, однако в отношении фотографических произведений слово "оригинал" в данном случае не используется (на это прямо указывает использование выражения "приобретатель фотографического произведения" в третьем абзаце п. 2 ст. 1291 ГК РФ). Это связано с тем, что в отношении современных цифровых фотографий разделение оригинала и копий практически утратило смысл.
В связи с тем, что в основе экземпляров произведений будет лежать один и тот же файл, отличий между ними может и не быть, по сути, сохранившись только для случаев сканирования фотографий. Лицо, изображенное на фотографии, не должно доказывать, что имеющаяся у него фотография является оригиналом для того, чтобы использовать ее указанными в статье способами.
Стоит заметить, что рассмотренное исключение для случаев использования произведений изобразительного искусства сформулировано как безусловное, а вот для фотографий введено указание "если иное не предусмотрено договором", что позволяет изменить его или даже полностью нейтрализовать в договоре.

Конфликт прав на материальный носитель с иными правами автора

Наличие у автора исключительного права на созданное им произведение позволяет ему претендовать на получение определенного возмещения за свой труд. В обычном случае размер и характер вознаграждения определяются договором автора с пользователем. Но подчас бывает так, что автор создает свои произведения и отчуждает права на них в молодости, когда его имя никому не известно и на значительное вознаграждение рассчитывать ему не приходится. Когда же он приобретет достаточную известность, возможно, он уже будет не в состоянии создавать новые произведения.
Для того чтобы дать авторам дополнительную защиту их интересов, в некоторых странах существует особое право, позволяющее автору получать определенное вознаграждение в случае перепродажи его произведений, даже если автор уже не обладает исключительным правом на произведение - право следования. В настоящее время это право предусмотрено Бернской конвенцией , закрепляется в законодательстве многих стран (в том числе введено оно и в ЕС), но отсутствует в Великобритании, большинстве штатов США, ряде других стран.
--------------------------------
Согласно п. 1 ст. 14ter Бернской конвенции "в отношении оригиналов произведений искусства и оригиналов рукописей писателей и композиторов автор, а после его смерти лица или учреждения, управомоченные национальным законодательством, пользуются неотчуждаемым правом долевого участия в каждой продаже произведения, следующего за первой его уступкой".

Согласно п. 1 ст. 1293 ГК РФ в случае отчуждения автором оригинала произведения изобразительного искусства при каждой перепродаже соответствующего оригинала, в которой в качестве посредника участвует юридическое лицо или индивидуальный предприниматель (в частности, аукционный дом, галерея изобразительного искусства, художественный салон, магазин), автор имеет право на получение от продавца вознаграждения в виде процентных отчислений от цены перепродажи (право следования). Исходя из п. 2 указанной статьи, это право применяется также в отношении авторских рукописей (автографов) литературных и музыкальных произведений.
Здесь следует обратить внимание на следующие условия:
- право следования действует только в отношении оригиналов произведения;
- обязательным участником сделки, в случае которой нужно уплатить вознаграждение автору, является посредник, причем им должно быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. Однако обязанность уплачивать вознаграждение касается лишь продавца;
- размер вознаграждения определяется Правительством Российской Федерации. В настоящее время он установлен Постановлением Правительства РФ от 19 апреля 2008 г. N 285 "Об утверждении Правил выплаты автору вознаграждения при публичной перепродаже оригиналов произведений изобразительного искусства, авторских рукописей (автографов) литературных и музыкальных произведений" [2].
Данное право зачастую подвергается жесткой критике, как несправедливо обременяющее перепродавцов произведений живописи в пользу "не заслуживающих внимания" интересов авторов . Это подкрепляется и доводами о низкой эффективности данного права, так как мало кто из авторов в действительности получает доход от перепродажи оригиналов его произведения, да и обойти такую норму несложно. Но все же считать это право тяжелым обременением не приходится (тем более после его сужения в 2014 г.), а некоторые дополнительные гарантии автору оно создает, поэтому существование этого права можно считать оправданным.
--------------------------------
Характерно, например, высказывание одного из известных специалистов в области авторского права M. Price: "Право следования вознаграждает не тех авторов, вероятно, необоснованными денежными суммами, в не то время их жизни" // Price M. Government Policy and Economic Security for Artists: The Case of the Droit de Suite, 77 Yale Law Journal, (1968). P. 1333, 1366.

Еще одним правом, имеющим отношение к рассматриваемой теме, является право доступа. Согласно ст. 1292 ГК РФ автор произведения изобразительного искусства вправе требовать от собственника оригинала произведения предоставления возможности осуществлять право на воспроизведение своего произведения, а автор произведения архитектуры - от собственника оригинала произведения предоставления возможности осуществлять фото- и видеосъемку произведения, если договором не предусмотрено иное. Реализация этого права автором может создать неудобства собственнику оригинала произведения (например, если воспроизведение изобразительного произведения потребует немало времени), более того, он может обязать не просто допустить автора к оригиналу произведения, но и обеспечить тому необходимые условия для воспроизведения произведения (например, свет, электричество, воду и т.п.). Собственник может потребовать компенсировать понесенные в связи с этим затраты, но отказать автору он не вправе. Фактически, такое лицо приобретает право собственности оригинала произведения с обременением.
Как и в случае с правом следования, это право распространяется только на оригиналы соответствующих произведений.
Таким образом, переход права собственности на оригинал произведения влечет важные правовые последствия, связанные как с возникновением у собственника определенных возможностей по использованию произведения, так и с появлением у него определенных обязанностей по отношению к автору. Эти последствия необходимо учитывать при выстраивании модели планируемого использования произведения.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Азов Л.М. Правовые вопросы литературного перевода // Советское государство и право. 1954. N 8.
2. Постановление Правительства РФ от 19 апреля 2008 г. N 285 "Об утверждении Правил выплаты автору вознаграждения при публичной перепродаже оригиналов произведений изобразительного искусства, авторских рукописей (автографов) литературных и музыкальных произведений" // СЗ РФ. 28 апреля 2008 г. N 17. Ст. 1880.
3. Гордон М.В. Советское авторское право. М.: Госюриздат, 1955.
4. Heirs of Baron Gros and Vallot v. Gavard, Cour de Cassation, 27 May 1842.

Для любых предложений по сайту: [email protected]