Аренда участка общего пользования: возможно ли это?
Какие права могут возникнуть у лица по отношению к земельному участку общего пользования? Возможно ли приобретение права собственности на него, допустима ли аренда?
Самое «минимальное», что имеется в таких случаях – это право пользования. Это, как минимум, право присутствия на этом участке (за исключением оговоренных законом случаев). Но, могут ли возникнуть другие права?
Согласно п.3 ст.28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О приватизации государственного и муниципального имущества", собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом.
По желанию собственника объекта недвижимости, расположенного на земельном участке, относящемся к государственной или муниципальной собственности, соответствующий земельный участок может быть предоставлен ему в аренду на срок не более чем сорок девять лет, а если объект недвижимости расположен на земельном участке в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, - на срок, не превышающий срока резервирования земель, если иное не установлено соглашением сторон.
Договор аренды земельного участка не является препятствием для выкупа земельного участка.
Отказ в выкупе земельного участка или предоставлении его в аренду не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии со ст. 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Согласно п.5 ст. 39.20, для приобретения права собственности на земельный участок все собственники здания, сооружения или помещений в них, за исключением лиц, которые пользуются земельным участком на условиях сервитута для прокладки, эксплуатации, капитального или текущего ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий, сетей или имеют право на заключение соглашения об установлении сервитута в указанных целях, совместно обращаются в уполномоченный орган.
При этом, в соответствии с п.6 ст. 39.20, любой из заинтересованных правообладателей здания, сооружения или помещений в них вправе обратиться самостоятельно в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду.
Таким образом, для приобретения участка в собственность необходимо согласие ВСЕХ собственников зданий, сооружений и помещений в них. Тогда как для заключения договора аренды достаточно желания одного из собственников. Кстати, администрация может заявить иск в суд о принуждении к аренде (п.8 ст. 39.20 ЗК РФ).
Существует запрет на приобретение в собственность земельных участков, находящихся в общем пользовании. Согласно п.4 ст.28 Земельного кодекса РФ, не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:
- изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков,
- резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
При этом п.12 ст. 85 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации. Поэтому не получится оформить в собственность участок общего пользования. А вот аренда его – вполне допустима.
Таким образом, даже если земельный участок относится к категории общего пользования, даже если он зарезервирован для государственных или муниципальных нужд, тем не менее, возможна его аренда со стороны собственников объектов недвижимости (зданий, сооружений), расположенных на нем. Более того, они (эти собственники) даже ОБЯЗАНЫ взять в аренду соответствующие земельные участки – это прямо требует закон.
Если же администрация отказывает в аренде (или выкупе), то она должна иметь для этого законом регламентированные доводы. Эти доводы потом можно будет обжаловать в судебном порядке, в соответствии с главой 22 КАС. Да, именно - по КАС РФ, а не по ГПК РФ, ибо спор о праве в данном случае отсутствует.
Если же лицо (физическое или юридическое) не является собствеником ни одного из объектов недвижимости, находящейся на земельном участке или недвижимость построена им самовольно (в частности, без соответствующего разрешения), то, конечно, при этом о приватизации этого участка речи вообще не идет. В таком случае возможна лишь аренда или выкуп - и то, и другое исключительно с разрешения администрации.
Примечание : Речь здесь также не идет о собственниках так называемых линейных объектов (газопроводов, кабелей сетей телекоммуникаций, опор электропередач и др.), которым, в общем случае, земельные участки, на которых находятся принадлежащие им линейные объекты, в собственность не предоставляются (если они не получили такие участки в собственность ранее). Использование таких участков, как правило, осуществляется на праве аренды или сервитута.
Апелляционное определение СК по гражданским делам Алтайского краевого суда от 01 апреля 2014 г. по делу N 33-2788/2014 (ключевые темы: муниципальная собственность - нежилые помещения - договор аренды земельного участка - граница территорий общего пользования - предоставление в аренду)
Апелляционное определение СК по гражданским делам Алтайского краевого суда от 01 апреля 2014 г. по делу N 33-2788/2014
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Явкиной М.А.,
судей Сачкова А.Н., Храмцовой В.А.,
при секретаре Бубенщиковой Н.С.,
с участием прокурора: Фоминой П.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя ответчика Савина Г. М. - Черниченко Е. М. на решение Бийского городского суда Алтайского края от 27 января 2014 года
по делу по иску прокурора г. Бийска в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному казенному учреждению "Управление муниципальным имуществом администрации г. Бийска", Савину Г. М. о признании недействительным договора аренды земельного участка.
Заслушав доклад судьи Храмцовой В.А., судебная коллегия
Прокурор г. Бийска обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Бийска, МКУ "Управление муниципальным имуществом администрации г. Бийска", Савину Г.М. о признании незаконными: постановление администрации г. Бийска от ДД.ММ.ГГ *** "О предоставлении в аренду земельного участка, расположенного в 15 метрах южнее "адрес" ", договора аренды от ДД.ММ.ГГ земельного участка, расположенного в 15 метрах южнее "адрес" в г. "адрес" площадью *** кв.м., кадастровый номер *** , заключенного между МКУ "Управление муниципальным имуществом администрации г. Бийска" и Савиным Г.М. , применить последствия недействительности сделки, возложив на Савина Г.М. обязанность возвратить спорный земельный участок.
В процессе рассмотрения дела прокурор г. Бийска уточнил исковые требования, предъявив их к муниципальному казенному учреждению "Управление муниципальным имуществом администрации г. Бийска" (далее по тексту - МКУ "УМИ администрации г. Бийска"), Савину Г.М. , в котором просил признать недействительным договор аренды от ДД.ММ.ГГ *** земельного участка с кадастровым номером *** , расположенного по адресу: "адрес" , в 15 м южнее "адрес" по ул. "адрес" площадью *** кв.м, заключенный между МКУ "УМИ администрации г. Бийска" и Савиным Г.М. , применить последствия недействительности сделки, возложив на Савина Г.М. обязанность возвратить МКУ "УМИ администрации г. Бийска" спорный земельный участок.
В обоснование заявленных требований указал, что в прокуратуру г. Бийска обратился депутат Думы г.Бийска "данные изъяты" с заявлением о проведении проверки законности передачи земельного участка для строительства Савину Г.М. на территории сквера. В результате проверки было установлено, что между муниципальным учреждением "Управление муниципальным имуществом администрации г. Бийска", правопреемником которого является МКУ "УМИ администрации г. Бийска", и Савиным Г.М. ДД.ММ.ГГ заключен договор аренды *** земельного участка с кадастровым номером *** , расположенного по адресу: "адрес" , в 15 м южнее "адрес" по ул. "адрес" площадью *** кв.м сроком на три года. Указанный договор зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГ . Согласно пункту 1.2. договора аренды земельный участок предоставлен для строительства нежилого здания - магазина смешанных товаров (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания). В соответствии со схемой расположения земельного участка, предоставленного в аренду, большая часть указанного земельного участка расположена в границах сквера по "адрес" в "адрес" . Согласно п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ (далее по тексту - ГрК РФ) территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары). Поскольку территорией сквера вправе пользоваться неограниченный круг лиц, предоставление ее в аренду для строительства конкретному лицу является незаконным. Договор аренды нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, имеющих право беспрепятственно пользоваться территорией общего пользования - сквером. Возведение на земельном участке здания магазина в соответствии со ст. 36 Земельного кодекса РФ (далее по тексту - ЗК РФ) повлечет возникновение у собственника здания исключительное право на приватизацию соответствующего земельного участка. Поэтому предоставление в аренду земельного участка для строительства магазина, находящегося на территории сквера, является незаконным. Полагает, что спорная сделка недействительна, поскольку при её заключении были нарушены требования закона, а потому в силу требований ст. 168 Гражданского кодекса РФ (далее по тексту - ГК РФ) её следует признать недействительной, применив соответствующие последствия.
В судебном заседании помощник прокурора г. Бийска Жданова Т.Е. поддержала требования, дополнительно пояснила, что первоначально заявленные требования о признании незаконным постановления администрации г. Бийска от ДД.ММ.ГГ *** "О предоставлении в аренду земельного участка, расположенного в 15 м южнее "адрес" ", истцом не поддерживаются, поскольку администрацией г. Бийска в порядке самоконтроля указанное постановление было отменено, поэтому процессуальное положение администрации г. Бийска согласно уточненному иску по данному спору определено в качестве третьего лица.
Представитель ответчика МКУ "УМИ администрации г. Бийска" Драйт Е.В. , действующая на основании доверенности (л.д. 53), исковые требования признала, пояснив, что признание иска её сделано добровольно и последствия признания иска представителю ответчика разъяснены и понятны.
Решением Бийского городского суда Алтайского края от 27 января 2014 года исковые требования прокурора г. Бийска удовлетворены.
Признан недействительным договор аренды от ДД.ММ.ГГ *** земельного участка с кадастровым номером *** , расположенного по адресу: "адрес" , в 15 м южнее "адрес" , площадью *** кв.м, заключенный между муниципальным казенным учреждением "Управление муниципальным имуществом администрации г. Бийска" и Савиным Г. М. .
Применены последствия недействительности сделки, на Савина Г. М. возложена обязанность возвратить муниципальному казенному учреждению "Управление муниципальным имуществом администрации г. Бийска" земельный участок с кадастровым номером *** , расположенный по адресу: "адрес" , в 15 м южнее "адрес" , площадью *** кв.м.
С Савина Г. М. взыскана в доход городского округа муниципального образования "адрес" государственная пошлина в сумме *** рублей.
С решением суда не согласился представитель ответчика Савина Г.М. - Черниченко Е.М. , который в апелляционной жалобе просит об отмене судебного решения и принятии нового об отказе в удовлетворении иска, ссылаясь на то, что представленные стороной ответчика в материалы дела кадастровый паспорт земельного участка *** от ДД.ММ.ГГ , градостроительный план земельного участка NRU *** от ДД.ММ.ГГ , акт выбора земельного участка *** от ДД.ММ.ГГ с приложением схемы расположения границ земельного участка не содержат сведений о землях общего пользования. Однако правовой оценки представленным документам суд не дал.
Необоснованно суд не принял во внимание приобщенный к материалам дела фрагмент публичной кадастровой карты, полученный с официального сайта в сети Интернет, из которой усматривается, что непосредственно к спорному земельному участку примыкает сформированный земельный участок с кадастровым номером *** , расположенный в кадастровом квартале *** В пределах территории, заявляемой истцом в качестве сквера, выделен и поставлен на учет отдельный земельный участок, который по данным публичной кадастровой карты является ранее учтенным и расположен по адресу: "адрес" . Фактически на этом участке расположен КГУЗ "Кожновенерологический диспансер, г. Бийск", территория которого огорожена бетонным забором. Однако при вынесении решения суд не принял указанный фрагмент во внимание.
Таким образом, прокурором г. Бийска не представлено доказательств, подтверждающих, что на момент возникновения арендных правоотношений спорный земельный участок находился в границах территории общего пользования.
Также суд первой инстанции необоснованно отнес спорный земельный участок к землям общего пользования, основываясь на Положении о порядке присвоения и регистрации адресов объектов капитального строительства и ведения Адресного реестра муниципального образования город Бийск, утв. Решением Думы г. Бийска от 23.08.2007 N274. Указанное Положение разработано с целью упорядочения существующей адресации, создания единой адресной системы города, которое устанавливает единые правила присвоения и регистрации адресов объектов капитального строительства, расположенных на территории муниципального образования г. Бийск, а также порядок ведения Адресного реестра города Бийска. При этом указанное Положение не содержит данных об установлении красных линий и не содержит чертежей и схем.
При вынесении решения судом допущено нарушение норм процессуального права. Суд принял признание иска, сделанное одним из ответчиков - МКУ "УМИ администрации г. Бийска", а требования по настоящему делу предъявлены к обеим сторонам договора аренды земельного участка. Суд первой инстанции, приняв признание иска со стороны одной из сторон договора без дополнительной мотивировки относительно обстоятельств, имеющих значение для разрешения спора, и их надлежащей правовой оценки вопреки требованиям ст. 39 ГПК РФ нарушил права и законные интересы не признающей иск другой стороны договора - Савина Г.М.
В суде апелляционной инстанции представитель ответчика Савина Г.М. - Черниченко Е.М. поддержал апелляционные жалобы.
Прокурор Фомина П.В. возражала против отмены решения суда, поддержала возражения прокурора г. Бийска об оставлении апелляционной жалобы без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание судебной коллегии не явились, о причинах неявки не уведомили, в связи с чем на основании ст.ст.167 , 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело подлежит рассмотрению при данной явке.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, на основании постановления администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГ *** (л.д. 76) Савину Г.М. предварительно согласовано место размещения нежилого здания - магазина смешанных товаров на земельном участке ориентировочной площадью 570 кв.м, расположенном по адресу: "адрес" , в 15 метрах южнее "адрес" , утверждены акт выбора и схема расположения земельного участка (л.д. 77-82).
ДД.ММ.ГГ администрацией "адрес" было принято постановление N *** , на основании которого Савину Г.М. был предоставлен в пользование на условиях аренды земельный участок с кадастровым номером *** , расположенный в 15 м южнее "адрес" , для строительства нежилого здания - магазина смешанных товаров (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания) в границах, указанных в кадастровом паспорте участка, общей площадью 571 кв.м. сроком на три года (л.д. 7).
В соответствии с данным постановлением администрации "адрес" между МУ "Управление муниципальным имуществом администрации "адрес" ", правопреемником которого является МКУ "УМИ администрации "адрес" ", с одной стороны, и Савиным Г.М. , с другой стороны, ДД.ММ.ГГ был заключен договор аренды спорного земельного участка N *** , который зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (л.д. 8-9). Согласно пункту 1.2. договора аренды земельный участок предоставлен для строительства нежилого здания - магазина смешанных товаров (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания).
На основании постановления администрации г. Бийска от ДД.ММ.ГГ *** в порядке самоконтроля были отменены постановления администрации г. Бийска от ДД.ММ.ГГ *** "О предварительном согласовании места размещения магазина смешанных товаров по адресу: в 15 метрах южнее "адрес" ", от ДД.ММ.ГГ *** "О предоставлении в аренду земельного участка, расположенного в 15 м южнее "адрес" " (л.д. 54).
При принятии настоящего постановления администрацией г. Бийска было учтено, что при предварительном согласовании места размещения магазина и предоставлении Савину Г.М. в аренду земельного участка, являющегося спорным, не было соблюдено требование ч. 2 ст. 31 ЗК РФ, согласно которому выбор земельного участка для строительства производится с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории; строительство объектов капитального строительства, в том числе магазинов, осуществляется в соответствии с градостроительными регламентами земельных участков; п. 2 ч. 4 ст. 36 ГрК РФ предусмотрено, что действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий общего пользования.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные прокурором исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый договор аренды земельного участка не соответствует положениям федерального законодательства, поскольку на момент возникновения арендных правоотношений спорный земельный участок находился в границах территории общего пользования - сквера.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции.
В соответствии со ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется согласно ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Согласно п.п. 8 , 11 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации акты земельного законодательства основываются на ряде принципов, в том числе на принципе сочетания интересов общества и законных интересов граждан, определения правового режима земли, исходя из ее принадлежности по целевому назначению к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В силу ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории и используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно пункту 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель городского округа.
В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относится утверждение правил землепользования и застройки городских округов.
В пункте 12 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ установлено, что территории общего пользования - это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
В соответствии со статьей 85 Земельного кодекса РФ использование земель населенных пунктов осуществляется согласно градостроительных регламентов территориального зонирования. В пункте 12 указанной статьи установлено, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережным, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включатся в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Согласно п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты).
В силу пункта 2 части 4 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территории общего пользования.
Согласно части 7 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации использование земельных участков, на которые градостроительный регламент не распространяется или для которых градостроительные регламенты не распространяются, определяются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления.
Из смысла вышеуказанных норм следует, что территории общего пользования не только не подлежат приватизации, но и должны быть общедоступными для беспрепятственного пользования неограниченным кругом лиц. Соответственно, они не могут передаваться и по договору аренды.
Материалы дела содержат достаточные доказательства, с достоверностью подтверждающие, что часть спорного земельного участка признана местом общего пользования, которым беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, обладая правом свободного доступа и его использования.
Из материалов дела следует, а именно из фрагмента плана "адрес" в границах "адрес" - "адрес" (л.д. 133), часть земельного участка, находящегося у Савина Г.М. на праве аренды, располагается на территории общего пользования - сквера по "адрес" (в границах "адрес" - "адрес" - "адрес" ). Согласно пункту 553 приложения N1 к Положению о порядке присвоения и регистрации адресов объектов капитального строительства и ведения Адресного реестра муниципального образования " "адрес" ", утвержденного решением Думы города Бийска N274 от 23.08.2007, сквер по "адрес" (в границах "адрес" - "адрес" - "адрес" ) включен в Реестр элементов улично-дорожной сети, соответственно является местом общего пользования горожан.
Таким образом, довод стороны ответчика о том, что спорный земельный участок не относится к землям общего пользования, не принимается судебной коллегией, поскольку опровергается документами, имеющимися в материалах дела. Поэтому отсутствие "красной линии" в данном случае не имеет правового значения для разрешения спора, поскольку сквер в границах "адрес" - "адрес" фактически существует и используется как место общего пользования.
Более того, ответчиком Савиным Г.М. не представлено ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции доказательств, что спорный земельный участок расположен за пределами границ места общего пользования - сквера.
Доводы жалобы об отсутствии в градостроительных документах, в земельном кадастре сведений, отражающих правовой режим спорного земельного участка (его части) как земли общего пользования, не влияют на правильность принятого решения. Не отражение в указанных документах таких сведений само по себе не меняет установленного по данному делу правового статуса части спорного земельного участка как земельного участка общего пользования.
Таким образом, суд первой инстанции правильно установил, что предоставление в аренду земельного участка для строительства магазина, находящегося на территории сквера, является незаконным.
Вывод суда о том, что спорный земельный участок частично расположен в границах территории общего пользования, занятого сквером, судебная коллегия находит правильным.
Доводы жалобы о том, что земельный участок, принадлежащий ответчику на праве аренды, не относится к землям общего пользования, так как им невозможно пользоваться неограниченному количеству лиц ввиду нахождения на нем нежилого здания КГУЗ "Кожновенерологический диспансер, г. Бийск", не могут быть приняты во внимание судебной коллегии в силу следующего.
Действительно, как усматривается из плана расположения земельных участков (л.д. 18-19) к спорному земельному участку примыкает земельный участок с кадастровым номером *** с расположенным на нем зданием КГУЗ "Кожновенерологический диспансер" по адресу: "адрес" . При этом нежилое здание КГУЗ "Кожно-Венерологический диспансер" находится в пределах границы земельного участка с кадастровым номером *** и не заходит на земельный участок в границах, которого лежит сквер по "адрес" - "адрес" - "адрес" .
В соответствии со ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом , в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено лицами, указанными в настоящем Кодексе .
Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом. Суд вправе применить такие последствия по собственной инициативе.
Согласно п. п. 1 , 2 ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
В силу ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
С учетом приведенных норм материального права и установленных судом обстоятельств дела, судебная коллегия согласна с выводом суда первой инстанции о недействительности договора аренды, заключенного между МКУ "УМИ администрации г. Бийска" и Савиным Г.М. , в связи с несоответствием его нормативным актам, действующим на момент заключения такой сделки.
Удовлетворяя исковое заявление, суд дал мотивированное суждение по существу заявленных требований, приняв при этом во внимание признание иска ответчиком МКУ "УМИ администрации г. Бийска".
Довод жалобы на нарушение прав ответчика Савина Г.М. принятием судом признания иска представителем ответчика МКУ "УМИ администрации г. Бийска" Драйт Е.В. не влечет отмену решения суда первой инстанции, поскольку данное право ответчика предусмотрено ч.1 ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц ( ч.2 ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). В данном случае признание иска представителем ответчика МКУ "УМИ администрации г. Бийска" не противоречит закону и не нарушает прав третьих лиц, в том числе Савина Г.М.
Иные доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с принятым судом решением и не свидетельствуют о неправильности принятого решения.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения, судом не допущено.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
Апелляционную жалобу представителя ответчика Савина Г. М. - Черниченко Е. М. на решение Бийского городского суда Алтайского края от 27 января 2014 года оставить без удовлетворения.
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:
Аренда земли общего пользования
Можно ли принять решение об временной аренде (без права застройки) земли общего пользования в СНТ 6 км м. под стоянку автомобиля садоводу (члену СНТ) ? Участок земли находиться на против участка садовода и не мешает ни кому (пожарным, и друг садоводам).
Возможно. Но исключительно по решению общего собрания СНТ - с большинством голосов. Однако, если речь идет о грузовом автомобиле, то такое решение будет незаконно.
Добрый день! Это возможно только на основании решения общего собрания членов товарищества и только для личного (некоммерческого использования).
Позскажите, как правильно действовать при сдаче в аренду участка земли общего пользования в садоводческом некоммерческом товариществе. Для каких целей могут использоваться эти земли при аренде? Если собсвенник земельного участка в садоводстве сдал свой участок в аренду, то кто должен оплачивать взносы собственник или аренлатор?
Участок в садоводстве может использоваться только для садоводства и огородничества. Взносы оплачивает собственник участка. В зависимости от устава СНТ на аренду может быть дано согласие членов СНТ.
Аренда земли общего пользования. Какие условия?
Доброго времени суток! Условия аренды определяются собственником земельного участка, обращайтесь именно к нему и определяйте условия с ним.
Здравствуйте, Ирина. Смотря, кто собственник данной земли. В любом случае, первым делом необходимо выходить на него с запросом.
Здравствуйте! Условия аренды земли общего пользования определяются собственником таких земель, как правило это муниципалитеты.
Хочу взять в аренду землю общего пользования в СНТ, прилегающую к моему участку для Строительства бани. При согласии правления арендовать мне землю не на длительный срок, каковы мои шансы приватизировать эту землю в будущем после постройки на этом месте моего имущества?!
Спасибо.
Приватизировать ЗОП вы в принципе не сможете. Согласие на аренду должно дать не правление а Общее собрание. Вообще на таоке согласие не дают.
Отказали в аренде зу, пояснив это тем, сто на его территории находятся земли общего пользования (проезд). Как в этом убедиться и можно ли это оспорить?
Добрый день! Территория земель общего пользования утверждается генеральным планом. Для того чтобы понять где именно проходит данная территория, вы можете обратиться в Администрацию к архитектору. Иногда администрация на публичных слушаниях передвигает границы территорий общего пользования. Вы можете уточнить у архитектора, возможно ли перенести границы территории общего пользования подальше от вашего дома. Есть еще вариант - зачастую дома, который были построены в советские годы, под ними предоставлялся земельный участок по старым документам, например, договор бессрочного пользования, о пожизненном наследуемом владении. Вы можете обратиться в БТИ и запросить справку о принадлежност прав на участок. Если участок был предоставлен на основании таких документов, то Вы можете оформить его в собственность бесплатно, не обращая внимания на территорию общего пользования.
Может ли СНТ сдать в аренду землю общего пользования если она относится к неразгранниченной государственнной собственности?
Земли общего пользования СНТ невозможно сдать в аренду, поскольку название разрешенного вида пользования говорит само за себя.
Добрый Вам день места общего пользования не могут быть сданы в аренду. Никак. С уважением к Вам, Филатов Евгений Павлович.
Здравствуйте, Николай! СНТ не имеет права сдать в аренду землю общего пользования, которая относится к неразграниченной государственной собственности. С уважением и готовностью помочь, СТАНИСЛАВ ПИЧУЕВ.
Консультация юриста по телефону: 8800 505 9111. Звонок бесплатный.
У организации в аренде земля, находящаяся по обе стороны проселочной дороги общего пользования (территория арендуется вместе с дорогой), дорога идет с поселка на федеральную трассу. Организация установила шлагбаум, чтобы местные жители не ездили мимо обьекта (недалеко есть дорога того же направления, но она менее удобна для проезда). Имели ли право устанавливать шлагбаум? Какую статью они нарушили? Какое наказание предусмотрено?
Добрый день. Сложно сказать: могут ст. 19.1 КоАП РФ применить, а могут и о ст. 7.1 КоАП РФ вспомнить. Вы имеете право написать жалобу в прокуратуру, должностные лица которой уполномочены в данном случае провести проверку законности. В соответствии с Федеральным законом от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации": Статья 10. Рассмотрение и разрешение в органах прокуратуры заявлений, жалоб и иных обращений 1. В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Решение по жалобе на приговор, решение, определение и постановление суда может быть обжаловано только вышестоящему прокурору…
Доброго времени суток. Перегородить шлагбаума дорогу общего пользования не имеет права никто. Нужно обращаться в администрацию по данному факту или прокуратуру. Если будут выявлены нарушения, их обяжут устранить.
Нужно состовлять договор аренды в СНТ с россреестром, на земли общего пользования (дороги) с 2013 года они называются земли улиц и земельный комитет за них плату не взымает.
Формулировка вопроса возможно не корректна.
Спасибо.
Здравствуйте! Договор аренды с Росреестром не заключается. Земли общего пользования СНТ, например, дороги, должны быть поставлены на кадастровый учет. Для этого нужно провести межевание всего кадастрового квартала.
На какой срок может быть заключён договор аренды на землю общего пользования в СНТ.
Срок законом не ограничен. Может быть любым. В соответствии с п.2 ст.1, п.1 ст.420, п.п.1, 4 ст.421, п.3 ст.423 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении гражданских прав и обязанностей. Граждане и юридические лица свободны в заключении договора и в установлении своих прав и обязанностей по нему. Условия договора определяются по усмотрению сторон, при условии их непротиворечия законодательству, а также, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом, иным правовым актом. Договор предполагается возмездным, если из закона, иных правовых актов, содержания или существа договора не вытекает иное.
Имеет ли право глава сельского поселения отдать в аренду землю общего пользования под выпас скота частнику с установкой на данной территории электропастуха.
Добрый день. В первую очередь вам необходимо выяснить, какой уровень власти в вашем районе осуществляет распоряжение земельными участками. Боюсь, что Глава сельского поселения такими полномочиями не обладает. Как правило, такие вопросы решаются либо на уровне Главы района, либо на уровне Правительства края. Не понятно о каких землях общего пользования вы говорите? В сельской местности есть земли сельскохозяйственного назначения, земли поселений. Земли общего пользования есть в СНТ и в населенных пунктах. В СНТ все решает председатель. А в городах, посёлках и сельских населённых пунктах земли общего пользования используются в качестве путей сообщения (площади, улицы, переулки, проезды, дороги, набережные), для удовлетворения культурно-бытовых потребностей населения (парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водоемы, пляжи), полигонов для захоронения неутилизированных промышленных отходов, полигонов бытовых отходов и мусороперерабатывающих предприятий, и других земель, служащих для удовлетворения нужд города, посёлка, сельского населённого пункта. На этих землях разрешается возведение капитальных строений и сооружений (в соответствии с целевым назначением этих земель), а также временных строений и сооружений облегченного типа (палатки, киоски и т. п.). Я сомневаюсь, что на этих землях вам предоставят в аренду участок земли для выпаса скота. Возможно вы имели в виду земли сельскохозяйственного назначения?
Установка электропастуха, это уже вопросы не относящиеся к сельскому поселению. А что касается права сдать в аренду, то такое право есть, но при условии что договор аренды заключён без нарушения закона.
За аренду земли общего пользования в товариществе садоводов мы платили 3250 руб. в год. Сейчас хотят повысить оплату до 7000 руб. Помимо этого мы платим за свет, воду, охрану. Все вместе это будет выходить около 10-11 тыс. рублей. Пенсионеры в замешательстве, сумма для них непосильная. Мы живем в Хабаровском крае г. Комсомольск-на-Амуре. Законно ли такое повышение (больше, чем в два раза)? И как отстаивать свои права? Ведь эти деньги идут на зарплату председателю и его помощникам.
Нет, не законно, потому как такое повышение может быть осуществлено только на основании решения общего собрания, а если его не было, то повысить не могут.
Можно ли арендовать заасфальтированый участок (земли общего пользования) принадлежащий ФКУ Упрдор "Черноморье" (РосАвтоДор)?
Если вопрос о том, запрещает ли федеральное законодательство это делать - тогда нет, само по себе оно не запрещает этого.
Можно ли арендовать участок автостоянки (земли общего пользования) принадлежащий ФКУ Упрдор "Черноморье" (РосАвтоДор)?
Можно ли арендовать участок автостоянки (земли общего пользования) принадлежащий ФКУ Упрдор "Черноморье" (РосАвтоДор)? Решайте этот вопрос с собственником стоянки.
Сельсовет передал в долгосрочную аренду землю общего пользования примыкающую к моему огороду. Тем самым лишив меня права прохода и проезда в мой огород. Арендуемый отказывается предоставить мне проезд. Законны ли их действия? Были ли обязаны власти спросить моего разрешения на сдачу в аренду этой земли? Спасибо!
Законны ли их действия? Были ли обязаны власти спросить моего разрешения на сдачу в аренду этой земли? Обжалуйте действия администрации в судебном порядке.
Может ли СНТ сдать в аренду земли общего пользования, а арендатор такой земли - стать членом СНТ.
СНТ может сдавать в аренду лишь те земли, которые находятся в собственности СНТ ст 209 ГК РФ Земли же общего пользования не являются собственностью СНТ.
Уважаемый Алексей г.С-Петербург! Земли Общего пользования относятся в Общему имуществу данного СНТ. Вопрос распоряжения землями Общего пользования относится к компетенции Общего собрания членов данного СНТ. Удачи вам Владимир Николаевич г.Уфа 12.10.2016 г.
Возможно ли земли общего пользования в снт, взятые в аренду, оформить в собственность?
Нет, не возможно.
Если общее собрание разрешит то можно
Такая практика существует, если земли входят в СНТ, есть решение общего собрания и не нарушается право прохода и проезда других садоводов.
Имеется в аренде участок 4 сотки без выхода к земле общего пользования (внутри другого участка). Аренда оформлена на отца. Можно ли переоформить аренду на себя или перевести в собственность. Кадастрового паспорта на участок нет.
На переоформление договора аренды необходимо обратиться в администрацию
Обращайтесь к собственнику земли с этим вопросом.
Переоформление аренды возможно путем расторжения действующего договора аренды и заключения нового договора аренды с арендодателем, либо можно заключить 3х стороннее соглашение между этими лицами, но опять же с обязательным участием и с согласия арендодателя. Если договор аренды позволяет, есть еще возможность заключить договор субаренды (но это не переоформление). Перевести в собственность - значит приобрести (купить) земельный участок. об этом нужно договариваться с собственником участка.
Вы или Ваш адвокат, Ваш отец или его адвокат можете обратиться к собственнику земли (арендатору) - (Городу Самаре в лице Департаменту имущественных отношений города) с заявлением о выкупе вами ваших земельных участков - предоставлении вам их в собственность. Вы и Ваш отец можете просить заключить дополнительные соглашения к договору аренды и предоставить вам участок отца. Отец может просить расторгнуть с договор, а Вы может просить заключить договор с вами. Вам лучше предварительно узнать возможность такого решения вашей проблемы, чтобы после расторжения договора с отцом администрация города не предоставила участок отца другому человеку.
Как можно частному лицу оформить аренду на землю общего пользования? У нас частный дом, полисадник вышел за красную линию, требую перенести забор, т.к. эта земля принадлежит муниципалитету.
Вам нужно обратиться в администрацию с заявлением взять эту землю в аренду
Мы арендуем землю общего пользования в СНТ размером 300 м 2. Можно ли оформить эту землю в собственность и как это сделать. Председатель СНТ по непонятным причинам возражает.
Землю общего пользования в собственность оформить не сможете.
Можете выкупить. Нужно смотреть Устав СНТ. Скорее всего, это компетенция общего собрания.
Если это земля общего пользования и вы ее выкупите, то на нее могут наложить сервитут другие собственники, для обеспечения прохода и проезда. Данный факт тоже необходимо учитывать. Как правило, такие земли- это земля не общего пользования, а просто собственность СНТ, которая не была продана. И решения принимаются большинством собстенников, если иное не закреплено в уставе.
Возможно ли взять в аренду землю общего пользования находящуюся за моим забором по которой проходит сточная ливневая канава.
---Здравствуйте, не факт что можно. на этот вопрос ответит только администрация города (поселения). Всего хорошего.
Как оформить договор аренды земли общего пользования в садовом товариществе.
обратитесь в правление товарищества с заявлением
Как правильно оформить земли общего пользования СНТ в долгосрочную аренду?
Только с согласия общего собрания СНТ
Можно ли оформить землю прилегающую к участку в аренду, если это земля общего пользования. И к кому обращаться?
Обращайтесь к арендодателю участка.
Добрый день, Татьяна. Обратитесь в администрацию вашего поселения
можно, но обращаться нужно к собственнику - то есть администрации МО
Мы взяли в аренду землю общего пользования за своим забором на три года под пользование огородом. Можем ли мы огородить капитальным забором (ленточный фундамент+металопрофиль) ?
огородить можно, но с разрешения собственника !
земля общего пользования. огораживание запрещено
Земля в аренде, топография есть, а перед нашим забором есть еще кусок земли, общего пользования и через него подъезд к нашему участку, а сосед поставил там забор, и к участку не подойти, есть только подход с другой стороны с поля, т.к участок угловой. Что делать? Ведь сосед не имеет на это право?
Обратиться в суд с заявлением об устранении препятствия в пользовании Вашим земельным участком.
Без суда здесь не обойтись. Если нужна помощь, обращайтесь.
Земли общего пользования, на которых более 20 лет выпасался частный скот, отдают в аренду по согласованию с местной властью. Местные жители лишаются возможности пасти скотину с личного подсобного хозяйства. Что нам предпринять, чтобы сохранить это пастбище?
Здравствуйте! Подавайте иск в суд на администрацию УДАЧИ ВАМ
Администрация дала в аренду участок земли размером 20 метров на 2 метра общего пользования, прилегающий к моему участку находящемуся в частной собственности. Потом при межевании своего участка я присоединил этот маленький участок к своему и оформил в частную собственность, а администрация решила забрать его себе обратно. Для того, чтобы соседка по нему проложила отвод сточных вод от своего дома.
Что мне делать.
Просто так забрать не могут, только в судебном порядке