Перейти к содержимому

Экспертиза проектов пособие

ВУЗ: Международный университет природы, общества и человека "Дубна" Кафедра устойчивого инновационного развития

Год публикации: 2008

Библиографическая ссылка:: Большаков Б.Е. Научная экспертиза проектов устойчивого развития социо-природных систем: Учебно-методическое пособие / Электронное издание (0220712064), http://lt-nur.uni-dubna.ru (гос. регистрация №11265 от 11.10.2006 г.). - Дубна: 2008. - 119 с.

Для того, чтобы оценить ресурс, необходимо авторизоваться.

Учебное пособие: "Научная экспертиза проектов устойчивого развития сложных систем"

Основная информация

Русским Космическим Обществом издано учебное пособие: «Научная экспертиза проектов устойчивого развития сложных систем».

В учебном пособии излагаются основные понятия и методические основы научной экспертизы проектов устойчивого развития сложных социально-экономических систем, позиция Научной школы устойчивого развития для проектирования в системе «природа — общество — человек». Работа структурирована по разделам: введение, основные понятия и критерии научной экспертизы проектов устойчивого развития, методические основы научной экспертизы проектов устойчивого развития; методические указания. Изложение учебного материала построено с ориентацией на развитие у студентов стратегического мышления и знание лучших мировых практик.

Представляет интерес для руководителей и сотрудников муниципальных и региональных органов управления; студентов, аспирантов, преподавателей; в том числе по направлениям и профилям подготовки: Менеджмент (профили «Проектное управление устойчивым развитием», «Инновационный менеджмент»), Экология и природопользование (профили «Экологический мониторинг», «Геоэкология»), Системный анализ и управление (профили «Системный анализ и управление в больших системах», «Теория и математические методы системного анализа и управления в технических системах»); Управление в социальных и экономических системах; а также для самообразования широкого круга специалистов, интересующихся проблемой устойчивого развития.

Пособие подготовлено Большаковым Борисом Евгеньевичем, Президентом Русского Космического Общества, доктором технических наук, профессором, Действительным членом Российской академии естественных наук (РАЕН), автором научной теории устойчивого развития общественно-природных систем в терминах физических величин, руководителем Международной научной школы устойчивого развития имени П.Г.Кузнецова, заведующим кафедрой устойчивого инновационного развития Государственного университета «Дубна» и Шамаевой Екатериной Фёдоровной, Членом Президиума Русского Космического Общества, Кандидатом технических наук, Членом-корреспондентом МАЭБП, Доцентом кафедры устойчивого инновационного развития Университета «Дубна».

Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов: Учебное пособие

Учебное пособие раскрывает правовую и документационную регламентацию подготовки к изданию нормативных правовых актов с учетом требований современного законодательства и алгоритм организации и документирования процедуры антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов. Основное внимание уделено методам оформления реквизитов и текста официальных письменных документов нормативного характера с целью исключения коррупциогенных факторов.

Издание предназначено для студентов, обучающихся по направлениям высшего образования "Государственное и муниципальное управление", "Менеджмент", "Юриспруденция", квалификация (степень) "бакалавр", а также может быть полезным для руководителей государственных органов, органов местного самоуправления, депутатов представительных органов, работников юридических служб, государственных и муниципальных служащих, ответственных за подготовку и издание нормативных правовых актов.

Положительное заключение экспертизы проектной документации

Положительное заключение экспертизы проектной документации — важнейший документ, сопровождающий процедуру официального оформления строительства на первоначальном этапе. Рассмотрим всесторонне вопросы, касающиеся этой темы.

Что такое государственная экспертиза проектной документации?

Строительство — это сложный и затратный процесс, требующий тщательных расчетов (как технического плана, так и материального). Именно поэтому любое строительство начинается не с закладки фундамента, а с разработки проекта.

Проектная документация — это комплект текстовых документов, схем и картографических материалов, необходимых для определения архитектурных, функционально-технологических, конструктивных и инженерно-технических характеристик планируемого объекта строительства. Однако просто разработать проектную документацию недостаточно. Необходимо, чтобы сформированная проектная работа получила оценку специалистов. Для этого проектная документация сдается на экспертизу.

Экспертиза проектной документации (может быть проведена как государственной организацией, так и негосударственной) — это установленная законодательством совокупность исследований, проводимых в отношении разработанного проекта для определения его соответствия действующим законодательным и техническим нормам и требованиям. В ходе экспертизы могут быть выявлены:

  • существенные нарушения норм действующего законодательства;
  • нарушения, способные стать причиной потери прочности и разрушения конструкции;
  • нарушения, потенциально опасные возможными аварийными ситуациями.
  • Кроме того, необходимым и предваряющим фактическое начало строительства запланированного объекта этапом является подготовка и получение:
  • проектной документации;
  • положительного заключения экспертизы;
  • разрешения на строительство.

Таким образом, цель экспертизы состоит не только в выявлении допущенных при проектировании ошибок и несоответствий, но и в получении благоприятного заключения, необходимого для получения разрешения на строительство.

Что является результатом экспертизы проектной документации (и государственной, и негосударственной)?

По итогам проведения экспертного анализа проектной документации выдается заключение, в котором содержится один из выводов:

  1. Документация соответствует существующим требованиям, нормам и регламентам (такой вывод говорит о положительном заключении экспертизы проектной документации).
  2. Документация не соответствует необходимым требованиям и нормам (такое заключение будет отрицательным).

Вопросы, касающиеся проведения экспертизы проектной документации, в том числе порядка оформления заключения по результатам исследований, достаточно подробно отражены в законодательстве. К нормативным актам, регулирующим эту область строительства, можно отнести:

  • Градостроительный кодекс РФ;
  • Постановление Правительства «Об утверждении положения об организации и проведении негосударственной экспертизы проектной документации…» от 31 марта 2012 года № 272;
  • Постановление Правительства «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации…» от 5 марта 2007 года № 145;
  • Приказ Минстроя России «Об утверждении требований к составу, содержанию и порядку оформления заключения государственной экспертизы проектной документации…» от 9 декабря 2015 года № 887/пр.

В связи с этим особенное внимание уделяется правилам оформления заключения: по форме и содержанию оно должно соответствовать установленным законодательством правилам.

Форма и содержание заключения экспертизы

Заключение представляет собой документ в бумажном или электронном виде. При этом как для положительного, так и для отрицательного итога экспертной работы предусмотрена одна и та же форма. Различаются эти заключения лишь текстом на титульном листе, где название включает оба результата: «Положительное (отрицательное) заключение экспертизы» (невостребованный вариант зачеркивается).

Заключение экспертизы состоит из таких разделов:

  1. Общие положения.
  2. Основания для разработки проектной документации.
  3. Описание рассмотренных материалов.
  4. Выводы.

Выводы — это то, ради чего и проводится экспертиза. Именно в них указывается, соответствует проектная документация установленным нормам и требованиям или нет. При этом каждое резюме о несоответствии должно быть аргументировано ссылками на нормативные документы.

В заключении не допускается помарок, приписок, любых других исправлений или повреждений текста, не дающих однозначно понять результат экспертной работы. Заключение в бумажном виде должно состоять из прошитых между собой пронумерованных листов и быть заверенным печатью организации, проводившей экспертизу. В электронном виде документ формируется в формате PDF.

Заключение подписывается экспертами с указанием:

  • фамилии, имени, отчества;
  • должности;
  • направления деятельности по квалификационному аттестату;
  • раздела проектной документации, по которому готовил заключение эксперт.

Утверждает документ руководитель экспертной организации. Если заключение подготовлено в электронном виде, то оно утверждается усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя. Титульный лист заключения оформляется в соответствии с образцом — приложением к приказу № 887/пр.

Как повысить шансы на получение положительного заключения?

Для того чтобы в итоге стать обладателем положительного заключения экспертизы проектной документации, нужно прежде всего подойти со всей серьезностью к разработке этой самой документации. Градостроительный кодекс определяет, что готовить проектную документацию может либо сам застройщик, либо привлеченный им на основании договора исполнитель. При этом п. 4 ст. 48 кодекса устанавливает, что виды работ при разработке проектной документации, влияющие на безопасность объектов капстроительства, должны осуществляться только ИП или юрлицами, допущенными к таким работам (подтверждается это специальным свидетельством). Если застройщик не уверен в компетенции своих специалистов, подготовку проектной документации лучше доверить профессионалам, оказывающим подобные услуги.

Следующий шаг к получению положительного экспертного заключения — это выбор учреждения, которое будет проводить экспертизу. Законодательство, за исключением небольшого количества случаев, когда допускается только госэкспертиза, оставляет за заказчиком право выбора экспертного учреждения и вида экспертизы.

Если выбор падет на негосударственное учреждение, оказывающее услуги по проведению экспертных работ, необходимо проверить наличие аккредитации у организации на проведение экспертизы. Аккредитация подтверждается соответствующим свидетельством, выданным Федеральной службой по аккредитации (Росаккредитацией), а также наличием данных учреждения-эксперта в Реестре аккредитованных организаций. Сведения из реестра можно получить на сайте Росаккредитации по адресу: http://fsa.gov.ru/.

Что делать, если результат экспертизы отрицательный?

Если полученный результат экспертизы, несмотря на все старания, приложенные к подготовке проектной документации, оказался отрицательным, для исправления ситуации есть несколько вариантов:

  1. С помощью юристов составить исковое заявление и обратиться в суд, пытаясь оспорить результаты экспертизы. При этом нужно понимать, что данный вариант содержит 2 негативных момента:
    • длительность и затратность судебного разбирательства;
    • отсутствие гарантий получения решения суда в пользу истца-застройщика.
  2. Обратиться к специалистам и доработать проектную документацию в соответствии с замечаниями экспертов. Единственный отрицательный момент этого варианта — дополнительные расходы на услуги профессионалов по доработке проектной документации.
  3. Обжаловать заключение экспертов в Министерстве регионального развития в порядке, утвержденном приказом Минрегиона России от 23 марта 2012 года № 126. Согласно этому документу, подать жалобу на результат экспертных исследований проекта можно в течение 3 лет с момента утверждения заключения. В ответ на жалобу в министерстве организуют экспертную комиссию из 5 специалистов, которая в течение 30 дней (или 60 в случае продления срока рассмотрения) должна принять одно из решений:
    • о подтверждении экспертного заключения;
    • неподтверждении экспертного заключения.

Решение экспертной комиссии является обязательным для экспертной организации, выдавшей спорное заключение.

Как видите, для получения положительного экспертного заключения по проектным документам необходимо не только провести серьезную и ответственную подготовительную работу, но и просчитать порядок дальнейших действий по защите своих прав и интересов (на случай, если итогом работы экспертной организации станет отрицательное заключение).

Экспертиза проектов пособие

28 декабря 2018

«Для науки очень важна функция самопроверки и самоочищения»

26 декабря 2018

Тест: лихие или роковые

Антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов: научно-практическое пособие

В монографии дана характеристика нормативно-правовых актов и требований их законности. Рассмотрены способы предотвращения и устранения в них дефектов.

Читайте так же:  Требования к кабинету истории фгос

Проблемы качества правовых актов

В докладе, сделанном на пленарном заседании Всероссийской научно-практической конференции «Правовая политика как фактор устойчивого развития национальной правовой системы: общетеоретические и отраслевые аспекты» автор говорит об уровне распространения низовой коррупции в России. При этом анализируются результаты исследований, проведенных Центром «Трансперенси Интернешнл – Р» и Лавада-Центром. Дается понятие антикоррупционной политики и рассматриваются различные ее инструменты (антикоррупционная экспертиза, оценка регулирующего воздействия, мониторинг проведения публичных закупок и т.д.). Делается вывод о необходимости комплексного подхода для решения проблемы предотвращения коррупции.

Статье рассматриваются дискуссионные вопросы антикоррупционной экспертизы, анализируются положения норм Федерального закона "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" и сформулирован ряд предложений по актуализации института антикоррупционной экспертизы.

В пособии описаны технологии противодействия коррупции силами институтов гражданского общества, опробованные в Санкт-Петербурге и других регионах России в 2013 – 2015 гг. Приведен набор лучших практик реализации таких технологий, как общественный (гражданский) контроль, независимая оценка качества предоставления социальных услуг государственными учреждениями, антикоррупционная экспертиза нормативно правовых актов, антикоррупционное гражданское образование, противодействие коррупции в компаниях (технология compliance). Книга будет полезна студентам, изучающим курс «Противодействия коррупции», участникам некоммерческих организаций, чиновникам, депутатам и всем активным гражданам, желающим противодействовать коррупции.

Исследование посвящено выявлению показателей и критериев эффективности антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, а также разработке индикаторов, указывающих на влияние результатов антикоррупционной экспертизы на уровень коррупции в России. На основе выработанных показателей и критериев предполагается авторская методика мониторинга эффективности антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов в Российской Федерации.

Глава посвящена рассмотрению основных правил и этапов проведения независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, а также требований к экспертам, предъявляемых при прохождении процедуры аккредитации в Минюсте.

В докладе осуществлен анализ правовых основ противодействия коррупции в России, приводятся примеры из исследований, проведенных различными общественными организациями. Дается анализ основных инструментов антикоррупционной политики. Делается вывод о том, что органы власти, учитывая положительный опыт Минюста, Минэкономразвития, должны обратить внимание на создание новых научно обоснованных методик проведения правового мониторинга в сфере предотвращения коррупции.

Статья посвящена военной службе выдающегося государственного деятеля второй половины XIX в. К.П. фон Кауфмана на Кавказе, которая проходила на заре его карьеры в 1840–1850-е гг. Этот период его биографии до сих пор не получил подробного освещения, несмотря на то, что именно во время службы на Кавказе и участия в Крымской войне (также на Кавказском фронте) К.П. фон Кауфман приобрел первый опыт взаимодействия с восточными народами и государствами - как военный, так и дипломатический — который впоследствии очень пригодился ему во время управления Туркестанским краем (1867–1882 гг.). Важным источником информации об этом периоде жизни и деятельности Кауфмана служат записки его современников, служивших вместе с ним на Кавказе. В отличие от сухих фактов официальных документов (приказы, послужные списки и т.п.), они содержат более подробные сведения и нередко весьма яркие детали, характеризующие личность и деятельность К.П. фон Кауфмана, его военные и административные способности, личные качества — все то, что впоследствии нашло отражение в «завоевании и устроении» Туркестана.

В сборнике представлены материалы, подготовленные к Третьей международной научно- практической конференции «Тенденции развития государства, права и политики в России и мире» (Калуга, 30 апреля 2010 года).

Для специалистов в области права, преподавателей, аспирантов, студентов высших учебных заведений юридического профиля, для всех, кто интересуется проблемами юридической науки.

Экологическая экспертиза и аудит (интерактивный курс). Учебно-практическое пособие (стр. 1 )

С. А.ПЛЕШАКОВ, О. С. ЛАРИОНОВА

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

«САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ имени Н. И.ВАВИЛОВА»

С. А.ПЛЕШАКОВ, О. С. ЛАРИОНОВА

Издание осуществляется при поддержке

Программы Темпус, грант Европейской

, Ларионова экспертиза и аудит (интерактивный курс): учебно-практическое пособие / , . Саратов.: Изд-во СГАУ, 20с.

В учебно-практическом пособии в интерактивной форме показаны базовые понятия, принципы, концептуальные, правовые, нормативные, методические, организационные и научные основы проведения экологической экспертизы и экологического аудита как специфических форм природоохранной деятельности. Цель курса – заложить у студентов основы знаний по оценке воздействия на окружающую среду и экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности при разработке технических проектов, государственных программ и других документов в соответствии с действующим законодательством; дать представление о процедуре и различных типах экологических экспертиз и экологических аудитов.

Предназначено для студентов агроэкологических и агрономических специальностей, обучающихся по программам бакалавра и магистра, а также для аспирантов, преподавателей, научных сотрудников, работников сельского хозяйства и природоохранных организаций и учреждений, интересующихся вопросами экологической экспертизы и экологического аудита.

Рецензент: доктор с.-х. наук, профессор (СГАУ им. ).

Данный материал опубликован при поддержке Европейского Союза. Содержание публикации является предметом ответственности авторов и не отражает точку зрения Европейского Союза.

© ФГБОУ ВПО СГАУ имени

В учебном пособии представлены современные сведения о видах, принципах, формах, целях и задачах экологической экспертизы проектов и экологического аудита предприятий. Основное внимание уделено методическим и организационно-правовым основам проведения экологической экспертизы и экологического аудита. Описаны также концептуальные, нормативные и научные основы проведения экологической экспертизы и экологического аудита как специфических форм природоохранной деятельности.

Детально освещены процедура и различные типы экологических экспертиз и экологических аудитов, что позволяет использовать эти данные при разработке технических проектов, государственных программ и других документов в соответствии с действующим законодательством.

В качестве теоретической основы при изучении данного курса выступают фундаментальные естественнонаучные, общепрофессиональные и социально-экономические дисциплины.

Материал представлен в интерактивной форме. Модули построены по общему плану, включающему в себя методические и организационные указания, основную и дополнительную литературу, ключевые слова, теоретический материал. Наиболее важные положения в тексте акцентированы путем постановки вопросов и восклицательных знаков. В заключении каждого раздела имеются контрольные вопросы и задания, позволяющие проконтролировать эффективность обучения. Завершает учебное пособие глоссарий основных терминов и понятий.

При составлении учебного пособия наряду с отечественными и зарубежными публикациями последних лет использованы результаты учебно-методической и научной работы на кафедре ботаники и экологии СГАУ им. , производственные данные Комитета по охране окружающей среды г. Саратова.

· Цель, функции и задачи экологической экспертизы.

· История становления и развития экологической экспертизы.

· Виды, субъекты, объекты, уполномоченные органы и финансирование государственной экологической экспертизы.

· Общественная экологическая экспертиза.

· Опыт экологических экспертиз крупных проектов в России.

· Дать представление о цели, функциях и задачах экологической экспертизы.

· Рассмотреть историю становления и развития экологической экспертизы.

· Показать виды, субъекты, объекты, уполномоченные органы и финансирование государственной экологической экспертизы.

· Изучить общественную экологическую экспертизу.

· Обсудить опыт экологических экспертиз крупных проектов в России.

После изучения модуля вы сможете

· Знать цель, функции и задачи экологической экспертизы.

· Представлять историю становления и развития экологической экспертизы.

· Знать виды, субъекты, объекты, уполномоченные органы и финансирование государственной экологической экспертизы.

· Проводить общественную экологическую экспертизу.

· Учитывать на практике опыт экологических экспертиз крупных проектов в России.

Основная литература

1., Дончева проектирование и экспертиза: Учебник для вузов. – М.:Аспект Пресс, 200с.

2.Экологическая экспертиза: Учебное пособие для студ. вузов. (Под ред. ). - М: Издательский центр «Академия», 2004. – 480 с.

Дополнительная литература

1., , Семьянова к Федеральному закону «Об экологической экспертизе» (постатейный). – 2-е изд., доп. и изм. – М.: , 2006. – 192 с.

2. , Фомин экспертиза и ОВОС: Учеб. пособие. В 2 кн. – М.: Изд-во МНЭПУ, 1999. – 128 с.

1.1.1. ПОНЯТИЕ ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ, ЕЕ ЦЕЛЬ, ФУНКЦИИ И ЗАДАЧИ

Современное общество выработало ряд специальных мер, направленных на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов. К ним относятся наблюдение за состоянием окружающей среды, ведение государственных кадастров и реестров природных объектов, оценка воздействия на окружающую среду, экологическое нормирование, экологическая экспертиза, паспортизация, сертификация, аудит и другие.

Экологическая экспертиза является одним из важнейших механизмов управления природопользованием и охраны окружающей природной среды в России, причем этот механизм носит превентивный, то есть предупредительный характер, что безусловно повышает статус экологической экспертизы среди других форм и методов управления природопользованием и охраны окружающей природной среды. Неоспоримым является и тот факт, что эффективность механизма экологической экспертизы достаточно высока, так как предупредить негативное воздействие на окружающую среду значительно легче, чем исправить последствия этого негативного воздействия. Недаром в Японии, где экологическая экспертиза сильно развита и пользуется общественным уважением, про экспертизу говорят, вспоминая древнюю японскую пословицу: «Свет следует зажигать до наступления темноты».

Итак, экологическая экспертиза - это оценка уровня возможных негативных воздействий намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду и природные ресурсы.

В законе РФ «Об экологической экспертизе» от 01.01.2001г. дается следующее определение этого понятия.

! Экологическая экспертиза - установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы.

Цель экологической экспертизы состоит в определении экологической обоснованности как намечаемых, так и уже принятых решений (с целью их корректировки или отмены), если их реализация может повлечь за собой или уже оказывает негативное воздействие на здоровье населения, качество окружающей среды со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Таким образом, в рамках поставленной цели экологическая экспертиза, как сфера практической деятельности, решает следующую задачу: дать положительное заключение (то есть официальный государственный документ, имеющий юридическую силу) о необходимости, пригодности, полезности и безопасности проекта и, если он в принципе одобрен, объективно оценить затраты, ущербы и прибыль от его реализации, дать рекомендации по его совершенствованию. При отрицательном заключении эксперты могут рекомендовать альтернативные варианты.

Читайте так же:  Отказались подписывать приказ

? В чем заключаются функции экологической экспертизы?

! Функции экологической экспертизы заключаются в обеспечении экологической безопасности развития общества, его производительных сил, прежде всего самого человека, его жизни и здоровья, а также окружающей его среды, без должного качества которой невозможно нормальное существование ни индивидуума, ни общества.

? Перечислите задачи, которые решает экологическая экспертиза?

! Можно выделить следующие задачи экологической экспертизы:

1.Экологическая экспертиза является правовым средством реализации конституционного права граждан РФ на благоприятную окружающую среду.

2.Экологическая экспертиза служит инструментом обеспечения выполнения экологических требований в планируемой хозяйственной, управленческой, нормотворческой и иной деятельности на стадиях подготовки и принятия соответствующих решений.

3.Экологическая экспертиза является механизмом предупредительного экологического контроля, поскольку предотвращает появление хозяйственных и иных объектов, негативно влияющих на состояние природы, и связанных с этим неблагоприятных социальных, экономических и иных последствий.

4.Экологическая экспертиза служит источником экологической информации.

5.Экологическая экспертиза выполняет функцию реализации общественного мнения в решении экологических проблем.

6.Экологическая экспертиза является средством доказывания в суде при рассмотрении дел по вопросам охраны окружающей природной среды.

Экологическая экспертиза устанавливает:

- не противоречит ли намечаемая деятельность экологическому
законодательству РФ или субъектов РФ.

- соответствует ли намечаемая деятельность требованиям нор­мативных актов по охране окружающей среды и рационально­му использованию природных ресурсов.

- достаточно ли полно произведена оценка воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду.

- допустима ли намечаемая деятельность с точки зрения безо­пасности окружающей среды и населения.

- достаточны ли предусмотренные проектом меры по охране
окружающей среды и рациональному использованию природ­ных ресурсов.

Основной вопрос, на который должна ответить государственная экспертиза, - это возможность реализации проекта: рекомендовать проект к реализации, не рекомендовать проект к реализации, отпра­вить проект на доработку, определив масштабы и направления его совершенствования.

1.1.2. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

? Охарактеризуйте историю становления экологического проектирования в древние времена?

! Первые гидротехнические сооружения были созданы в Древнем Египте более 3 тыс. лет до н. э. При фараоне Менесе была сооружена плотина Кошиш длиной 450 и высотой 15 м. Было необходимо изменить русло Нила, поскольку рядом строилась столица г. Мемфис. Примерно в гг. до н. э. в 30 км южнее Каира была возведена плотина Садд-Кафара на р. Вади-Гарави высотой 12 и длиной 108 м, которая вскоре после строительства была размыта из-за отсутствия водослива. Эти фак­ты подтверждают, что элементы проектирования уходят вглубь тысяче­летий. И думается, градостроительству и гидротехническим сооружени­ям принадлежит пальма первенства в экологическом проектировании.

Примером последнего в Средневековье выступало создание польдеров в Нидерландах, которые десять столетий назад стали ос­новным способом приращения суши. Польдеры характеризовались двумя признаками: находились ниже высокого уровня моря (прили­вов или нагонов) и имели оградительные дамбы на приморских рав­нинах. Безусловно, создание польдеров имело экологическую состав­ляющую проектирования.

Массовое строительство железных дорог в мире не могло обойтись без инженерно-геологических изысканий, что наполняло проектиро­вание, в том числе экологическое, новым содержанием. Первый опыт рекультивации нарушенных промышленностью ландшафтов относит­ся к середине XIX в. (Германия). Этот вид проектирования также мо­жет рассматриваться как экологический с позиций сегодняшнего дня. В начале XX в. в Англии, США, Канаде, ФРГ, Польше, Чехии и других странах получила широкое развитие лесная рекультивация - озеленение терриконов угольных шахт и карьеров по добыче строи­тельных материалов. Огромным естественным полигоном по разработ­ке теоретических и практических вопросов рекультивации стали Рур­ский и Рейнский угольные бассейны. Тем самым совершенствовалось экологическое проектирование и ландшафтное планирование.

? Как происходил процесс становления и развития экологического проектирования и экологической экспертизы в России?

! В России в 1875 г. в статье «По вопросу об осушении болот вообще и в частности об осушении Полесья» поставил пробле­му изучения физико-географических (экологических) последствий водных мелиораций.

В Советском Союзе экологическая составляющая проектирования обозначилась после принятия VIII съездом Советов плана ГОЭЛРО. В числе первых началось проектирование Волховской ГЭС. В 1921 г. была поставлена задача определения оптимальной высоты плотины ГЭС, при которой не произошло бы падения продуктивности лугов. Руководил исследованиями академик . В 30-е годы были осуществлены комплексные почвенно-ботанические исследования в зоне влияния проектируемых Рыбинского и Камского водохранилищ (, , ). Однако до подлинной комплекс­ности было далеко. В 40-50-е годы в проектах гидротехнического стро­ительства основное внимание уделялось прогнозу гидрологического режима реки, гидрогеологическому прогнозу (подпору и фильтрации вод) и переработке берегов.

В начале 50-х годов XX в. был принят сталинский план преобразования природы, нацеленный на изменение неблагоприятных свойств природных условий прежде всего европейской части страны. В его основе лежала идея проведения фито - и гидромелиорации с целью повышения уровня сельскохозяйственной продуктивности земель. Экологически (физико-географически) план в научном отношении не был обеспечен. Не случайно поэтому книга «Физико-географические ос­новы проектирования сети полезащитных лесных полос» появилась толь­ко в 1961 г., когда упомянутый план уже вышел из политической моды.

Новый импульс экологическому проектированию был дан в начале 60-х годов XX в., в связи проектами территориального перераспределе­ния стока северных рек на юг и создания Нижнеобской ГЭС. В Инсти­туте географии АН СССР по инициативе и были поставлены комплексные исследования по оценке воздей­ствия крупных равнинных водохранилищ на ландшафты окружающей территории и по разработке методов прогнозирования проектируемых водохранилищ ГЭС. Несколько позже были проведены исследования по влиянию Каракумского канала на прилегающую территорию и др. Хотя в те годы оценки воздействия на окружающую среду (ОВОСы) не имели государственного статуса, многие работы выполнялись в содружестве с проектными организациями на хоздого­ворных началах (с институтами «Гидропроект», «Союзгипроводхоз», «Союзгипролесхоз», «Энергосетьпроект» и др.), а результаты исследо­ваний географов включались в отдельные тома проектов.

Наиболее результативными оказались вопросы географического и экологического обоснования создания гидротехнических систем на равнинных реках и мелиоративных систем, теплоэнергетики и цвет­ной металлургии. Данные проблемы освещены в работах и «Водохранилища и окружающая природная среда» (1976), «Ландшафт в зоне воздействия промышленнос­ти» (1978), «Природа Срединного региона (в связи с проблемой пере­распределения речного стока)» (1980), и «Мелиорация и охрана природы» (1985).

В явном виде экологическое проектирование было представлено в проектах рекультивации земель. В 70-е годы появились первые обобщающие работы по рекультивации ландшафтов в СССР, тогда же вышли правительственные и государственные документы, регламентирующие проектирование и осуществление рекультивации.

В СССР первым юридически оформленным шагом к экологичес­кой экспертизе стало Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 1 декабря 1978 г., в котором было рекомендовано внедрение в практику народно-хозяйственного планирования территориальных комплексных схем охраны природы (ТерКСОП).

К сожалению, ТерКСОПы в условиях жесткой плановой системы и монополии министерств не стали эффективным инструментом эко­логического проектирования и экспертизы.

В природоохранительной практике СССР государственная экологическая экспертиза стала применяться в 70-х годах. В то время она проводилась Государственным плановым комитетом СССР и Государственным комитетом СССР по науке и технике. Поскольку первейшей задачей государственного планового комитета было обеспечение экономического развития страны, то уже изначально при проведении государственной экологической экспертизы едва ли можно было рассчитывать на объективность. При принятии экологически значимых хозяйственных решений обязательным было лишь согласование соответствующих проектов с государственными природоохранительными органами. Согласование выражалось в том, что уполномоченное лицо соответствующей государственной структуры ставило подпись на подготовленном документе. Неподписание этого документа влекло за собой либо корректировку материалов, либо привлечение для этого другого лица. Таким образом, заключения государственной экологической экспертизы носили рекомендательный характер.

К сожалению, в настоящее время в стране намечается опасная тенденция повторения ошибок прошлого. После недавнего упразднения самостоятельности Государственного комитета по охране окружающей среды РФ и его территориальных органов и передачи их Министерству природных ресурсов РФ и его территориальным органам, вопросы природопользования и его контроля вновь сосредоточились в одном ведомстве. В условиях полного доминирования в стране экономических приоритетов над экологическими такая ситуация представляется крайне опасной.

Советская система принятия решений позволяла осуществлять контроль за проектами на стадии планирования. Контроль за принятием решений на проектных стадиях осуществлялся с помощью ведомствен­ных экспертиз, проверявших более 50 видов проектной и предпроектной документации принятым нормам и правилам, без положительного заключения которых деятельность формально не могла начинаться. Но систематического, комплексного и открытого рассмотрения последствий планируемой хозяйственной деятельности для окружающей среды и здоровья населения не проводилось. В 1985 г. Госстроем СССР были приняты строительные нормы и правила (СНиП), по которым впервые от проектировщиков требовалась оценка состояния окружающей среды и экосистем в регионе предполагаемого строительства, а также прогноз воздействия на них со стороны проекта. Поэтому 1985 г. часто приводят как год рождения ОВОС в нашей стране. В 1987 г. были опубликованы рекомендации, в которых указывалось, что «процесс государственно-монополистического регулирования, принятый в развитых странах и называемый EIA», является эффективным инструментом решения эко­логических проблем и что аналог термина EIA - понятие «экологичес­кая экспертиза». Практически EIA отождествлялась с экологической экспертизой, которая в дальнейшем, с появлением законов «Об экологической экспертизе» (1995) и об «Охране окружающей природной среды» (1991), была законодательно закреплена как государственная.

Вместе с термином «экологическая экспертиза» в конце 1980-х го­дов в употребление вошел термин ОВОС – оценка воздействия на окружающую среду (дословный перевод терми­на EIA). ОВОС должен был стать частью, т. е. стадией подготовки ма­териалов к экологической экспертизе. Параллельно предпринимались попытки создать отдельную законодательную базу ОВОС. В 1994 г. было разработано «Положение об оценке воздействия на окружающую сре­ду в Российской Федерации», в котором были определены участники ОВОС, их обязанности, области применения, сформулированы тре­бования к деятельности по оценке воздействия на окружающую сре­ду, обсуждался механизм участия общественности в ОВОС и принятия решений по проектам. Госкомэкологией России был обозначен перечень видов хозяйственной деятельности и объектов, при проек­тировании которых оценка воздействия была обязательна.

Читайте так же:  Заявление о выплате пособия по временной нетрудоспособности бланк 2019

Методологические, методические проблемы и конкретный практический опыт этого периода обобщены и отражены в коллективных ра­ботах «Природа, техника, геотехнические системы» (1978), «Географи­ческое обоснование экологических экспертиз» (1995), «Геоэкологичес­кие принципы проектирования природно-технических геосистем» (1987), «Основы эколого-геогеографической экспертизы» (1992), «Ландшафт­ная индикация загрязнения природной среды» (1992). Сущность подхо­да географов Московского университета заключалась в том, что содержательная сторона экспертизы — это оценка оценки воздействия на природные и антропогенные ландшафты по различным критериям, а не юридические и процедурные вопросы, которые привлекают внима­ние большинства авторов пособий по ОВОСам и экспертизе.

На рубеже веков вышло в свет несколько фундаментальных учеб­ных пособий, посвященных экологической составляющей проекти­рования и экспертизы. Отметим энциклопедическое по своей сущно­сти учебное пособие, выполненное в Международном независимом эколого-политологическом университете под ред. -Данильяна «Экология, охрана природы и экологическая безопасность» (1997); вышедшее в том же университете пособие и С. А. Фо­мина «Экологическая экспертиза и оценка воздействия на окружаю­щую среду (ОВОС)» (1999); учебное руководство Н. Ли «Экологичес­кая экспертиза» (1995); пособие для практиков и «Оценка воздействия на окружающую среду»; моно­графию «Введение в геоэкологическую экспертизу» (1999), две взаи­модополняющие монографии «Влияние хозяйствен­ной деятельности на окружающую среду» (1999) и «Влияние природ­ных процессов на человеческую деятельность» (1999). Для составления ОВОСов несомненно полезны учебные пособия «Кон­цептуальные основы геоэкологии» (1998); , О. А. Ти­хомирова «Основы региональной геоэкологии» (2000); монографии B. И. Кружалина «Экологическая геоморфология суши» (2001); C. М. Малхазовой «Медико-географический анализ территорий: картографирование, оценка, прогноз» (2001).

? Какова история становления ОВОС и экологической экспертизы за рубежом?

! История становления ОВОС и экологической экспертизы за рубежом. Возникновение ОВОС как стадии экологического проектирования правомерно отнести к 1970 г., когда в США был принят «Акт о Национальной политике по охране окружающей среды» — National Environmental Policy Act (NEPA). В нем рекомендовалось «учитывать при принятии крупных решений экологические последствия планируемой деятельности». Поэтому при­нятию решений, способных повлечь «значительные экологические последствия», должно предшествовать составление специальной «Дек­ларации об экологических последствиях» (Environmental Impact Statement— EIS). В NEPA были заложены и методологические посылки «Оценок воздействия»: «использовать систематический, междисцип­линарный подход, при котором обеспечивается интеграция естествен­ных и общественных наук, при проектировании среды обитания, при планировании и принятии решений».

Становлению методологии ОВОС и экологической экспертизы способствовали суды США, в которые обращались общественные и государственные организации и просто граждане США в связи с не соблюдениями NEPA, это способ­ствовало формированию процесса Environmental Impact Assessment (EIA). Были сформулированы основные требования к процессу EIA:

- всесторонние исследования и выявления ожидаемых экологи­ческих последствий альтернатив предлагаемой деятельности;

- возможность использовать EIS при принятии решений по про­екту;

- доступность EIS для замечаний заинтересованных сторон, в
том числе населения.

Опыту США последовал ряд европейских стран. С начала 80-х го­дов началась работа над общеевропейским законом об EIA, который был оформлен в виде Директивы Европейского сообщества от 3 июля 1985 г. Она потребовала от национальных правительств модификации природоохранных законодательств, направленных на включение про­цедуры Environmental Assessment (EA) в процесс принятия решений по определенным типам проектов, и обозначение перечня проектов, для которых оценка воздействия на окружающую среду была обязательна. К 1988 г. страны единой Европы изменили соответствующим образом свое законодательство. Новые страны, вступающие в ЕС (например, Австрия), должны были в срочном порядке включить процесс ЕА в свои системы принятия решений, а Польша, Чехия, Венгрия, При­балтика в настоящее время приводят свои законодательные системы в соответствие с требованиями Директивы.

В 1991 г. на конференции в Эспо (Финляндия), проводимой под эгидой Экономического Совета по делам Европы ООН, 30 стран под­писали Конвенцию о проведении EIA проектов, могущих иметь зна­чительные трансграничные экологические последствия. Согласно Кон­венции о Трансграничной ОВОС материалы по оценке воздействия таких проектов должны быть полностью доступны соседней стране. СССР тоже поставил подпись под этим соглашением, а в 1994 г. рос­сийский парламент его ратифицировал.

Значительная роль в развитии и становлении ОВОСов принадле­жит научному комитету по проблемам окружающей среды (СКОПЕ), который был организован Международным советом научных союзов в 1969 г.

В заключении по данному вопросу следует отметить, что в США экологическая экспертиза проводится, начиная с 1970 г., в Канаде – с 1973 г., во Франции, Испании и Японии – с 1976 г., в Нидерландах – с 1977 г., в Китае – с 1979 г.

1.1.3.ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОЕКТОВ

? Каковы общие принципы осуществления экологической экспертизы проектов?

! Сформулированные в законе «Об экологической экспертизе» прин­ципы выражают сущность и социальное назначение экспертизы, ос­новы ее правового регулирования и осуществления. Принципы должны соблюдаться всеми участниками экспертного процесса, включая заказчика планируемой деятельности, проектные органы, органы экспертизы и общественные организации.

Принцип презумпции потенциальной экологической опасности лю­бой намечаемой хозяйственной и иной деятельности означает, что лю­бой вид хозяйственной деятельности может влечь экологические последствия для окружающей среды. Обязанность заказчика намечаемой деятельности - дать экологическое обоснование; именно на инвесто­ре лежит бремя доказательства ее экологической безопасности. Необ­ходимо спрогнозировать воздействие намечаемой деятельности на окружающую среду, обосновать допустимость этого воздействия и предусмотреть необхо­димые природоохранные меры.

Принцип обязательности проведения государственной экологичес­кой экспертизы до принятия реализации объекта экологической экс­пертизы адресован заказчику планируемой деятельности и органам государственной экологической экспертизы. Заказчик не вправе при­нимать решение о реализации намечаемой деятельности и осущест­влять ее без положительного заключения государственной экологи­ческой экспертизы, обязан провести ее до начала деятельности. Этим и определяется обязательность и превентивный характер экологичес­кой экспертизы.

Принцип комплексности оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности и ее последствий реализуется в соответствии с «Положением по оценке воздействия». Предполагается подготов­ка заказчиком и проектировщиком-оценщиком «Материалов по оценке воздействия», в которых определяются воздействие, его масштаб, область распространения, изменения в окружающей среде, природ­ных процессах и явлениях, социальной среде и т. д., включая отдален­ные последствия реализации проекта. Задача экспертизы: провести «оценку» оценок воздействия, определить достаточность, обоснован­ность выбранных систем и методов оценивания и прогнозирования, оценить комплексность оценки воздействия.

Принцип обязательности учета требований экологической безопас­ности при проведении экологической экспертизы обусловлен правом каждого на благоприятную окружающую среду. Он предусматривает обязанность участников эколого-экспертного процесса соблюдать пра­вовые, экологические требования проектирования, размещения, стро­ительства, эксплуатации объектов экспертизы, выявлять, соблюда­ются ли нормативы качества окружающей среды в случае реализации проекта. Проек­тировщик обязан соблюдать нормативы качества среды, допустимого воздействия, экологические стандарты, природоохранные нормы и правила проектирования. Задача эксперта государственной экологи­ческой экспертизы - выявление, соблюдение природоохранных и эко­логических нормативов и требований в проекте.

Принцип достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу, обязывает заказчика планируемой деятельности обеспечить представление на государственную экспертизу достоверной и полной информации об объекте экспертизы, оценки его воздействия на окружающую среду, о современной экологичес­кой ситуации в регионе, реализации проекта и т. д. Полной является информация, передаваемая органам экспертизы в соответствии с тре­бованиями, которые предъявляются к комплектованию проектной до­кументации. При невыполнении заказчиком принципов достоверно­сти и полноты информации, представленной на экспертизу, эколого-экспертный орган может потребовать дополнительную информацию или вернуть заказчику материл на доработку.

Принцип независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспер­тизы означает, что никто не вправе вмешиваться в работу эксперта, выполняемую в соответствии с требованиями законодательства об экологической экспертизе, техническим заданием на проведение экологической экспертизы и задачами, поставленными перед экспертом руководителем экспертной комиссии или руководителем группы. В соответствии с этим принципом эксперт свободен в оценках экспертируемого объекта и выводах по нему. Оказываемое в любых фор­мах давление на эксперта является противоправным действием.

Принцип научной обоснованности, объективности и законности зак­лючений экологической экспертизы - один из основных. Заключения экологической экспертизы должны быть научно обо­снованными. Это требование касается как индивидуальных заключе­ний экспертов, так и сводных заключений экологической экспертизы. Содержащиеся в заключении суждения и выводы должны быть науч­но аргументированными. Критериями при этом могут служить не только собственные научные утверждения, ссылки на позиции и труды авто­ритетных ученых, но главным образом положения законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования.

Заключения экологической экспертизы должны быть объективными. Объективность в области экологической экспертизы проявляется в непредвзятой, беспристрастной оценке объекта экологической экспертизы и подготовке входящих в заключения выводов каждого участника эколого - экспертного процесса и комиссии в целом.

Содержание принципа законности заключений экологической экспертизы заключается в том, что при планировании, проектирова­нии деятельности заказчик (проектировщик) обязан учесть (выпол­нить, соблюсти) экологические требования, в том числе предусмот­ренные законодательством об охране окружающей среды и природо­пользовании.

Если в процессе проведения государственной экологической экспертизы данного объекта эксперты устанавливают, что планируемая деятельность соответствует экологическим требованиям, это дает им основание принять решение о допустимости реализации объекта. Если заказчиком не выполнены (не соблюдены) экологические требова­ния, то комиссия не вправе допустить реализацию объекта, другими словами, комиссия не вправе принять положительное заключение государственной экологической экспертизы.

При оценке объекта экологической экспертизы и подготовке экспертного заключения эксперты и экспертные комиссии должны руководствоваться не соображениями политической, экономической и иной целесообразности того или другого решения, вывода, заключе­ния, а соображениями научной обоснованности, объективности и законности выводов.

Для любых предложений по сайту: [email protected]