Содержание:
Статья 26. Лесная декларация
Статья 26. Лесная декларация
См. комментарии к статье 26 ЛК РФ
1. Лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов.
Информация об изменениях:
Часть 2 изменена с 1 сентября 2018 г. - Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 341-ФЗ
Положения части 2 статьи 26 настоящего Кодекса (в редакции Федерального закона от 28 июля 2012 г. N 133-ФЗ) в части использования многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг применяются с 1 января 2013 г.
2. Ежегодно лесная декларация подается в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, либо лицами, осуществляющими использование лесов на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 415-ФЗ в часть 3 статьи 26 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2015 г
3. Форма лесной декларации, порядок ее заполнения и подачи, а также требования к формату лесной декларации в электронной форме утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Статья 26. Лесная декларация
1. Лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов.
2. Ежегодно лесная декларация подается в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду.
3. Форма лесной декларации, порядок ее заполнения и подачи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Лесная декларация. Отчет об использовании лесов
Лесная декларация является новым документом для лесного законодательства. Лесной декларацией в соответствии со ст. 26 Лесного кодекса РФ является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов.
Ежегодно лесная декларация подается в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст.
Отметим, что принцип заполнения деклараций при природопользовании существовал в рамках законодательства об охране окружающей среды и земельном законодательстве (как разновидности природоресурсного законодательства). Заявительный характер заполняемых деклараций себя оправдывал как для целей налогообложения, так и для целей государственного контроля.
Порядок заполнения и подачи лесной декларации утвержден Приказом МПР России от 2 апреля 2007 г. N 74. Лесная декларация подается ежегодно лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или аренду, в орган государственной власти или орган местного самоуправления, предоставивший лесной участок, за один месяц до начала декларируемого календарного года.
При возникновении прав использования лесов (утверждении экспертизы проекта освоения лесов) в течение календарного года лесная декларация подается на оставшийся период календарного года не позднее чем через один месяц с даты утверждения экспертизы проекта освоения лесов. Лесная декларация должна содержать сведения обо всех видах использования лесов, которые предусмотрены договором аренды или договором постоянного (бессрочного) пользования и проектом освоения лесов на переданном в пользование лесном участке на декларируемый календарный год.
Лесную декларацию и все приложения к ней от имени лесопользователя подписывает руководитель организации либо физическое лицо (индивидуальный предприниматель). Составляется этот документ в двух экземплярах: для лесопользователя и соответствующего органа исполнительной власти.
Изменение лесной декларации в течение декларируемого периода осуществляется в случае внесения в установленном порядке изменений в проект освоения лесов. Подготовка и внесение измененной лесной декларации производится в соответствии с порядком ее заполнения и подачи. Отметим также, что Приказом МПР России от 9 июля 2007 г. N 175 утвержден Порядок представления отчетов об использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, лесоразведении. Этим же Приказом утверждены формы отчета об использовании лесов, об охране и защите лесов, о воспроизводстве лесов и лесоразведении. 2.
Проект освоения лесов
Освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности - с соблюдением целевого назначения лесов и выполняемых ими полезных функций. При этом эксплуатационные леса подлежат освоению в целях устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов.
В свою очередь, защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями. При освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются: 1)
организация использования лесов; 2)
создание и эксплуатация объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры; 3)
проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов; 4)
проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов.
Уточним, что понятие "освоить" означает "вполне овладеть чем-нибудь, научиться чем-либо пользоваться, распоряжаться" . Показательно, что принцип
многофункционального значения лесов, многоцелевого лесопользования сам по себе не нов.
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ООО "ИТИ Технологии", 2003.
" Суть этого принципа состоит в следующем. При условии разумного ведения хозяйства один и тот же участок леса можно использовать одновременно в различных целях: вести заготовку древесины, осуществлять побочное лесопользование, использовать его в культурно-оздоровительных целях и т. п. Уникальная способность леса к восстановлению обусловливает возможность постоянного и неистощительного лесопользования на основе регулирования особых приемов рубки леса и иных видов пользования им" .
Комментарий к Лесному кодексу Российской Федерации / Под ред. С. А. Боголюбова. М.: НОРМА - ИНФРА-М, 1997.
Отметим также, что Лесной кодекс РФ не раскрывает понятие "освоение лесов", оговаривая, что оно должно осуществляться в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности. Однако он выделяет разные цели освоения для разных видов лесов.
Практически вышеуказанное является лесоводственной задачей. "Лесоводство - наука о природе леса, методах его выращивания, улучшения и повышения продуктивности. Оно делится на лесоведение (учение о природе леса) и собственно лесоводство, разрабатывающее научные основы техники и технологии выращивания леса в различных природных и производственно-экономических условиях.
Лесоводство занимается выращиванием леса для получения древесины и других продуктов леса, а также для использования его с защитными, водорегулирующими, целебно-оздоровительными, эстетическими и другими народнохозяйственными и социальными целями" .
Мелехов И.С. Лесоводство: Учебник. М.: ГОУ ВПО МГУЛ, 2005.
Установление систем и способов рубок, возобновление леса, выращивание (воспитание) леса, использование и повышение экологической роли леса, повышение продуктивности леса являются задачами лесоводства. "Все разнообразие продуктов и полезностей леса можно свести к следующим исходным группам: 1.
Древесина (главный продукт леса) и ее производные. 2.
Другие продукты из древесных растений (кора, листва и хвоя, цветы, плоды, семена). 3.
Продукты из лесных недревесных растений (ягоды, грибы, лекарственные растения). 4.
Лес - природный защитный фактор и природная среда, благоприятная для жизни человека. 5.
Лес - место обитания и разведения животных" .
Для защитных лесов - это сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
Лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со ст. 12 Лесного кодекса РФ. Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки утверждены Приказом МПР России от 6 апреля 2007 г. N 77. Данный документ устанавливает требования к составу и порядку разработки проекта освоения лесов, обязательные для органов государственной власти, органов местного самоуправления, лиц, осуществляющих разработку проектов освоения лесов, и лиц, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду.
Проект освоения лесов направлен на обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного освоения лесов и их использования в соответствии с разрешенными видами. Невыполнение гражданином, юридическим лицом, осуществляющим использование лесов, проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договора аренды лесного участка, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком в соответствии со ст. 24 Лесного кодекса РФ.
Проект освоения лесов содержит сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов, а в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 21 Лесного кодекса РФ, - также о мероприятиях по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры. Проект освоения лесов состоит из следующих разделов: общие сведения; сведения о лесном участке; организация использования лесов;
мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов; мероприятия по охране объектов животного мира, водных объектов; иные сведения и мероприятия.
Проект освоения лесов разрабатывается лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду в соответствии со ст. 12 Лесного кодекса РФ на основании: договора аренды лесного участка;
лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка); материалов государственного лесного реестра;
данных лесоустройства и иных специальных обследований, документов территориального планирования.
Проект освоения лесного участка составляется только на те виды использования лесов, которые разрешены в соответствии с договором аренды лесного участка или правом постоянного (бессрочного) пользования лесным участком.
Проект освоения лесов разрабатывается на период до 10 лет, но не превышающий срок действия соответствующего лесохозяйственного регламента лесничества
(лесопарка). При разработке проекта освоения лесов допускается по инициативе и за счет арендатора (пользователя) проведение в установленном порядке таксации лесов для выявления, учета и оценки качественных и количественных характеристик лесных ресурсов.
Проект освоения лесов оформляется не менее чем в трех экземплярах - в виде текстовых, табличных и графических материалов (в том числе картографических). Внесение изменений в проект освоения лесов допускается при изменении лесохозяйственного регламента. 3.
Статья 26. Лесная декларация
СТ 26 ЛК РФ
1. Лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов.
2. Ежегодно лесная декларация подается в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду.
3. Форма лесной декларации, порядок ее заполнения и подачи, а также требования к формату лесной декларации в электронной форме утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Комментарий к Ст. 26 ЛК РФ
Комментируемая статья является новой. Лесная декларация, как заявление об использовании лесов, ранее лесным законодательством не предусматривалась. Реализация статьи нуждается в принятии подзаконных актов. Принцип заполнения деклараций при природопользовании существовал в рамках законодательства об охране окружающей среды и земельном законодательстве как разновидности природоресурсного законодательства. Заявительный характер заполняемых деклараций себя оправдывал как для целей налогообложения, так и для целей государственного контроля. Каков объем информации, требуемой для включения в текст декларации, и каков ее целевой характер, можно будет узнать из специального порядка, принятого уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Статья 26. Лесная декларация
1. Лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов.
2. Ежегодно лесная декларация подается в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду.(Часть в редакции, введенной в действие 1 января 2015 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 415-ФЗ.
3. Форма лесной декларации, порядок ее заполнения и подачи, а также требования к формату лесной декларации в электронной форме утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. (Часть в редакции, введенной в действие 1 января 2015 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 415-ФЗ.
Комментарий к статье 26 ЛК РФ
Лесная декларация - новый для лесного законодательства и хозяйства термин и документ. Лесная декларация - это заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов (о проектах освоения лесов см. комментарий к статье 88 ЛК). Такое определение лесной декларации делает ее формальным документом, поскольку лесопользователь не станет заявлять об использовании лесов вопреки проекту освоения лесов.
Возможно, обязывающий характер лесной декларации выявится в порядке ее заполнения и подачи, который должен быть незамедлительно утвержден уполномоченным ФОИВ. До его утверждения - в течение 2007 года - уполномоченные органы исполнительной власти вправе выдавать лесорубочные билеты, ордера и (или) лесные билеты (см. комментарий к статье 6 Вводного закона).
Фактически лесная декларация и призвана заменить действовавшие ранее лесорубочные и лесные ордера и билеты, о которых новый ЛК не упоминает. Отказ от лесорубочных (лесных) ордеров (билетов) в пользу лесных деклараций обозначает переход от разрешительного порядка лесопользования к заявительному (уведомительному). Из смысла части 2 комментируемой статьи следует, что лесная декларация должна подаваться после (не до) предоставления лесного участка в пользование, в то время как лесорубочный билет являлся основанием лесопользования и должен был выдаваться до (не после) начала лесопользования.
Если лесорубочный (лесной) ордер (билет) выдавался лесопользователю лесхозом, то лесная декларация должна подаваться самим лесопользователем в ОГВ или ОМС, который предоставил лесной участок в пользование. Лесные декларации должны подаваться лицами, которым лесные участки предоставлены в аренду или постоянное (бессрочное) пользование, причем для любого вида лесопользования. Обязанность подачи лесных деклараций лицами, которым лесные участки предоставлены по договорам безвозмездного срочного пользования, соглашениям о частном сервитуте или актам о публичном сервитуте, а также при лесопользовании гражданами для собственных нужд не предусмотрена.
Другой комментарий к статье 26 ЛК РФ
1. Комментируемая статья дает легальное определение лесной декларации. Это заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов.
Представление лесной декларации является законодательной новеллой. Таким образом, ЛК РФ закрепил переход от ранее действовавшего разрешительного порядка лесопользования на основе лесорубочного билета, ордера и лесного билета к лесной декларации - заявлению об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов.
2. Ежегодно лесная декларация подается в органы государственной власти, органы местного самоуправления, непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду (см. письмо Федерального агентства лесного хозяйства от 7 февраля 2012 года N 10-01-50/1023 "О лесной декларации").
Следует сказать, что норма о возможности использования многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг применяется с 1 января 2013 года.
3. Форма лесной декларации, порядок ее заполнения и подачи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В настоящее время действует приказ Рослесхоза от 17 января 2012 года N 18 "О лесной декларации" (вместе с "Порядком заполнения и подачи лесной декларации").
Лесная декларация подается ежегодно лицами, которым лесные участки предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования или аренды, в орган государственной власти или орган местного самоуправления, предоставивший лесной участок (далее - уполномоченный орган), не менее чем за 10 дней до начала предполагаемого срока использования лесного участка.
Лесная декларация должна содержать сведения обо всех видах использования лесов, которые предусмотрены договором аренды, решением государственного или муниципального органа, уполномоченного предоставлять лесные участки в постоянное (бессрочное) пользование, проектом освоения лесов на переданном в пользование лесном участке на декларируемый год.
Лесная декларация составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр хранится у лесопользователя, второй экземпляр представляется лесопользователем в уполномоченный орган.
Уполномоченный орган в случае выявления несоответствия лесной декларации форме и установленным требованиям к ее содержанию, проекту освоения лесов, недостоверности сведений, содержащихся в лесной декларации, в течение пяти рабочих дней со дня получения направляет лесопользователю письменное извещение об отказе в ее приеме, содержащее обоснование отказа.
В случае внесения изменений в проект освоения лесов лесная декларация подлежит приведению в соответствие с проектом освоения лесов.
Порядок использования лесов
Использование лесов в Российской Федерации осуществляется в соответствии с нормами ЛК РФ. Большинство видов использования лесов осуществляется путем заключения договора аренды лесного участка. Аренда - это основная форма предоставления лесных ресурсов в пользование. Арендные правоотношения будут рассмотрены в следующем параграфе.
Лесопользователи, которым предоставлены участки леса в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, осуществляют лесопользование на основе проекта освоения лесов, который составляют самостоятельно в соответствии со ст. 12 ЛК РФ (ч. 1ст. 88 ЛК РФ).
Составление проекта освоения лесов необходимо в том числе для проведения ухода за лесами. Уход за лесами представляет собой осуществление мероприятий, направленных на повышение продуктивности лесов, сохранение их полезных функций (вырубка части деревьев, кустарников, агролесомелиоративные и иные мероприятия) (ч. 1 ст. 64 ЛК РФ). Уход за лесами осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов. Правила ухода за лесами утверждены МПР России приказом от 16 июля 2007 г. № 185.
Лесной кодекс РФ в ст. 89 устанавливает обязательность проведения государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов. Порядок ее проведения установлен приказом МПР России от 14 мая 2007 г. № 125 "Об утверждении порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов". Целью данного вида экспертизы является оценка соответствия проекта освоения лесов лесохозяйственному регламенту лесничества (лесопарка), лесному плану субъекта РФ и законодательству РФ.
Лица, которым были предоставлены лесные участки в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, подают в органы государственной власти письменное заявление с приложением проекта освоения лесов. Экспертиза проекта освоения лесов органом государственной власти проводится в срок до 30 дней с даты поступления материалов. В зависимости от содержания проекта освоения лесов срок проведения экспертизы может быть продлен, но не более чем на 10 дней.
Заключение после проведения экспертизы может быть положительным или отрицательным. Положительное заключение экспертизы дается при соответствии предусмотренных проектом освоения лесов мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов, целям и видам освоения лесов, лесохозяйственному регламенту лесничества (лесопарка), лесному плану субъекта РФ, законодательству РФ. В случае несоответствия представленных материалов установленным требованиям составляется отрицательное заключение экспертизы с указанием необходимости соответствующей доработки.
После утверждения заключения проекта освоения лесов органы государственной власти в течение семи дней направляют его лесопользователю.
При осуществлении большинства видов лесопользования ежегодно подается лесная декларация в органы государственной власти лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду (ст. 26 ЛК РФ). Представление лесной декларации является законодательной новеллой ЛК РФ 2006 г. Лесной кодекс РФ, таким образом, закрепил переход от ранее действовавшего разрешительного порядка лесопользования на основе лесорубочного билета, ордера и лесного билета к лесной декларации. Лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов. Форма лесной декларации, порядок ее заполнения и подачи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч. 3 ст. 26 Л К РФ). В развитие данной нормы был принят приказ Минсельхоза России 8 декабря 2008 г. № 529 "О Лесной декларации", который утвердил Порядок заполнения и подачи Лесной декларации и саму форму лесной декларации.
Лесная декларация должна содержать сведения обо всех видах использования лесов, которые предусмотрены договором аренды или договором постоянного (бессрочного) пользования и проектом освоения лесов на переданном в пользование лесном участке на декларируемый календарный год.
В Лесную декларацию вносится следующая информация:
- 1) полное наименование лесопользователя - юридического лица, его юридический адрес, номера телефона и факса; для физического лица (в том числе индивидуального предпринимателя) - фамилия, имя, отчество, адрес места жительства, номера телефона и факса;
- 2) дата и номер договора;
- 3) декларируемый период;
- 4) наименование органа, утвердившего экспертизу проекта освоения лесов, и дата утверждения.
В приложении 1 к Лесной декларации лесопользователю необходимо указать объем использования лесов для заготовки древесины и живицы, а в приложении 2 указываются объемы использования лесов, не связанные с заготовкой древесины и живицы.
Статья 26 ЛК РФ. Лесная декларация (действующая редакция)
1. Лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов.
2. Ежегодно лесная декларация подается в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, либо лицами, осуществляющими использование лесов на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута.
3. Форма лесной декларации, порядок ее заполнения и подачи, а также требования к формату лесной декларации в электронной форме утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.