Перейти к содержимому

Транспортный налог уровень бюджетной системы

Доходы бюджета. Формирование доходов бюджетов различных уровней бюджетной системы.

СТРУКТУРА ДОХОДОВ БЮДЖЕТА

Стр

Принадлежность налогов
Федеральные – налоги и сборы, установленные НК и обязательные к уплате на всей территории РФ.
Региональными – признаются налоги и сборы, установленные НК и законами субъектов и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов.
Местные – налоги и сборы, устанавливаемые НК и нормативными актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территории соответствующих МО.
Специальные налоговые режимы – режимы, предоставляемые НК, а введение их в действие осуществляется соответствующим представительным органом субъекта или МО в зависимости от уровня зачисления данного налога по уровням бюджетной системы.
УСН вводится в действие законами субъектов, в которых также определяются категории плательщиков и особенности уплаты данного налога.
ЕНВД – вводится в действие решениями муниципальных представительных органов, а также муниципалитеты устанавливают виды деятельности, переводимые на вмененный налог в рамках требуемых НК, а также на местном уровне устанавливается корректирующий коэффициент К2, отражающий особенности деятельности.
Принципы распределения налоговых доходов между уровнями бюджетной системы:

  • В федеральный бюджет зачисляются федеральные налоги и сборы по нормативам определяемым в законе о бюджете; субсидии, передаваемые из бюджетов субъектов федеральному бюджету;
  • В бюджеты субъектов РФ зачисляются федеральные налоги по нормативам, установленным в федеральном законе о бюджете; региональные налоги и сборы в полном объеме, доходы от специальных налоговых режимов; субсидии, передаваемые из муниципальных бюджетов;
  • В местные бюджеты зачисляются отчисления от федеральных и региональных налогов и местные налоги.

Характеристика налоговых доходов бюджетов разных уровней
В соответствии со ст. 50 БК РФ в федеральный бюджет зачисляются:

  • налог на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в федеральный бюджет (в федеральный бюджет зачисляется 6,5% из 24%) — по нормативу 100 процентов;
  • налога на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции- по нормативу 20 процентов;
  • налога на добавленную стоимость — по нормативу 100 процентов;
  • акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья — по нормативу 50 процентов;
  • акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением пищевого, — по нормативу 100 процентов;
  • акцизов на спиртосодержащую продукцию — по нормативу 50 процентов;
  • акцизов на табачную продукцию — по нормативу 100 процентов;
  • акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей — по нормативу 40 процентов;
  • акцизов на автомобили легковые и мотоциклы — по нормативу 100 процентов;
  • акцизов по подакцизным товарам и продукции, ввозимым на территорию Российской Федерации, — по нормативу 100 процентов;
  • налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) — по нормативу 100 процентов;
  • налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) — по нормативу 95 процентов;
  • налога на добычу полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, природных алмазов и общераспространенных полезных ископаемых) — по нормативу 40 процентов;
  • налога на добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, за пределами территории Российской Федерации — по нормативу 100 процентов;
  • регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) — по нормативу 100 процентов;
  • регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) — по нормативу 95 процентов;
  • регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, за пределами территории Российской Федерации при выполнении соглашений о разделе продукции — по нормативу 100 процентов;
  • сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) — по нормативу 70 процентов;
  • сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (по внутренним водным объектам) — по нормативу 100 процентов;
  • водного налога — по нормативу 100 процентов;
  • единого социального налога по ставке, установленной Налоговым кодексом Российской Федерации в части, зачисляемой в федеральный бюджет, — по нормативу 100 процентов;
  • государственной пошлины (за исключением государственной пошлины, подлежащей зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты) — по нормативу 100 процентов.

Налоговые доходы субъектов РФ. В соответствии со ст. 56 БК РФ в бюджеты субъектов подлежат зачислению налоговые доходы от региональных налогов: налога на имущество организаций; налога на игорный бизнес; транспортного налога – по нормативу 100 процентов. В бюджеты субъектов подлежат зачислению налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

    • налог на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в бюджеты субъектов РФ (в бюджет субъекта зачисляется 17,5% из 24%), — по нормативу 100 процентов;
    • налог на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции, — по нормативу 80 процентов;
    • налог на доходы физических лиц — по нормативу 70 процентов;
    • налог на наследование или дарение — по нормативу 100 процентов;
    • акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья — по нормативу 50 процентов;
    • акцизов на спиртосодержащую продукцию — по нормативу 50 процентов;
    • акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей — по нормативу 60 процентов;
    • акцизов на алкогольную продукцию — по нормативу 100 процентов;
    • акцизов на пиво — по нормативу 100 процентов;
    • налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) — по нормативу 5 процентов;
    • налога на добычу общераспространенных полезных ископаемых — по нормативу 100 процентов;
    • налога на добычу полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, природных алмазов и общераспространенных полезных ископаемых) — по нормативу 60 процентов;
    • регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) — по нормативу 5 процентов;
    • сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) — по нормативу 30 процентов;
    • сбора за пользование объектами животного мира — по нормативу 100 процентов;
    • налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, — по нормативу 90 процентов;
    • единого сельскохозяйственного налога — по нормативу 30 процентов;
    • государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту государственной регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) — по нормативу 100 процентов:

Налоговые доходы МО
— земельный налог – по нормативу 100%;
— на имущество физических лиц – по нормативу 100%;
— НДФЛ – по нормативу 30 %;
— ЕНВД для определенных видов деятельности – по нормативу 90%;
— государственная пошлина в соответствии с перечнем, определенным БК;
— налоговые доходы от федеральных и региональных налогов по нормативам органов государственной власти субъектов РФ
Характеристика неналоговых доходов бюджетов разных уровней
Неналоговые доходы федерального бюджета:

    • доходы от использования имущества, находящегося в федеральной собственности РФ, доходы от платных услуг, оказываемых федеральными бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти РФ после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах, — по нормативу 100 процентов;
    • части прибыли унитарных предприятий, созданных Российской Федерацией, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, — в размерах, устанавливаемых Правительством Российской Федерации;
    • лицензионный сбор на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, прочие лицензионные сборы — по нормативу 100 процентов;
    • таможенные пошлины и таможенные сборы — по нормативу 100 процентов;
    • платы за пользование лесным фондом в части минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню — по нормативу 100 процентов;
    • плата за перевод лесных земель в нелесные и перевод земель лесного фонда в земли иных категорий – по нормативу 100 %;
    • плата за пользование водными объектами, — по нормативу 100 процентов;
    • плата за пользование водными биологическими ресурсами по межправительственным соглашениям — по нормативу 100 процентов;
    • плата за негативное воздействие на окружающую среду — по нормативу 20 процентов;
    • консульский сбор — по нормативу 100 процентов;
    • патентные пошлины — по нормативу 100 процентов;
    • платежи за предоставление информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделок с ним, — по нормативу 100 процентов.

В доходах федерального бюджета, также учитываются прибыль ЦБ РФ, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, — по нормативам, установленным федеральными законами; и доходы от внешнеэкономической деятельности.
Неналоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации формируются за счет:

  • доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности субъектов РФ, доходов от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти субъекта РФ после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах- по нормативу 100 процентов;
  • части прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами Российской Федерации, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджет, — в размерах, определяемых в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации; (80 % прибыли в бюджет от унитарных предприятий в Псковской области);
  • платы за негативное воздействие на окружающую среду — по нормативу 40 процентов;
  • платежей за пользование лесным фондом в части, превышающей минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, — по нормативу 100 процентов.
Читайте так же:  Оформление разрешение на временное проживание

Неналоговые доходы местных бюджетов формируются за счет:

  • доходов от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, доходов от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления, после уплаты налогов и сборов, — по нормативу 100 процентов;
  • части прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в размерах, определяемых в порядке, установленном муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Кроме того, в бюджеты муниципальных районов и бюджеты городских округов подлежит зачислению плата за негативное воздействие на окружающую среду по нормативу 40 процентов.
Разграничение неналоговых доходов по уровню бюджетной системы регламентировано НК РФ. В перспективе неналоговые доходы, получаемые от доходов за использование имущества будут постепенно снижаться с учетом реализации законодательства о приватизации государственного и муниципального имущества. А на муниципальном уровне и в соответствии с требованиями законов об организации местного самоуправления, данный закон предусматривает, что в муниципальной собственности может находится только имущество, которое необходимо для решения вопросов местного значения.
Доходы в виде безвозмездных и безвозвратных перечислений
К доходам в виде безвозмездных и безвозвратных перечислений относятся перечисления в виде:
— финансовой помощи из бюджетов других уровней в форме дотаций и субсидий;
— субвенций из Федерального фонда компенсаций и (или) из региональных фондов компенсаций;
— субвенций из местных бюджетов других уровней;
— иных безвозмездных и безвозвратных перечислений между бюджетами бюджетной системы РФ;
— безвозмездных и безвозвратных перечислений из бюджетов государственных и (или) территориальных государственных внебюджетных фондов;
Безвозмездных и безвозвратных перечислений от физических лиц и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в т.ч. добровольных пожертвований.
Выделение финансовой помощи в виде дотаций осуществляется на выравнивание бюджетной обеспеченности в соответствии с методикой, утвержденной Постановлением Правительства на федеральном уровне или в рамках региональных законов о межбюджетных отношениях или о бюджетном процессе. Размер дотации определяется на финансовый год или плановый период с ежегодной коррекцией в зависимости от динамики доходов субъектов и в зависимости от характера изменения расходов.
Порядок предоставления дотаций на обеспечение сбалансированности, устанавливается в нормативном акте о бюджете. Для оказания финансовой помощи в виде субсидий на федеральном и региональном уровне создается фонд субсидий, объем которых определяется возможностями бюджета и приоритетами бюджетной политики.
Распределение субсидий осуществляется, как правило, на инвестиционные проекты, предоставленные и защищенные соответствующими уровнями власти.
Безвозмездные перечисления в виде субвенций предоставляется нижестоящим бюджетам в виде субвенций из фонда компенсаций. Фонд компенсаций образуется в объемах, необходимых для финансирования передаваемых государственных полномочий. Органы субъектов и органы местного самоуправления осуществляют финансирование переданных государственных полномочий в объемах, предусмотренных в бюджете.
Субвенции из местных бюджетов другим бюджетам предоставляются бюджетам городских и сельских поселений в рамках переданных полномочий.
Безвозмездные и безвозмездные перечисления из государственных внебюджетных фондов осуществляется в соответствии с законами о данных фондах и направляются на финансирование оказания подведомственных услуг.

Все безвозмездные и безвозвратные перечисления от физических лиц и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в т.ч. добровольных пожертвований обязательно аккумулируются в бюджете.

Классификация налогов по уровням государственного бюджета

Классификация налогов по уровням государственного бюджета

Деятельность органов государственной власти финансируется из государственного бюджета. Государственная власть делится на три уровня: федеральная, региональная (представленная органами власти субъектов Российской Федерации) и местная. Соответственно уровням власти государственный бюджет Российской Федерации делится на федеральный бюджет, около 90 региональных бюджетов (по количеству субъектов Российской Федерации) и очень большое количество местных бюджетов.

Внебюджетные фонды также входят в систему органов государственной власти. Но они за некоторыми исключениями финансируются без участия государственного бюджета – за счет взносов организаций и граждан.

Для каждого уровня власти определены свои источники финансирования, в том числе налоги и сборы. Соответственно уровням власти в Российской Федерации установлены следующие виды налогов и сборов:

• региональные (субъектов Российской Федерации);

Региональные и местные власти не имеют права вводить дополнительные налоги, но могут устанавливать отдельные элементы налогообложения для региональных и местных налогов.

Региональные и местные власти заинтересованы в создании благоприятного налогового климата на своих территориях: чем меньше ставки региональных и местных налогов, тем лучше развивается региональный и местный бизнес и тем привлекательнее их территория для бизнесменов из других регионов и из-за границы. И в перспективе все это даст увеличение денежных поступлений в региональный и местный бюджеты.

Такая перспектива сдерживается необходимостью удовлетворять насущные нужды. Региональным и местным властям зачастую не хватает денег на самое необходимое. Поэтому ставки региональных и местных налогов чаще всего устанавливаются в максимально допустимом размере.

К федеральным налогам и сборам относятся:

• налог на добавленную стоимость;

• налог на прибыль организаций;

• налог на доходы физических лиц;

• единый социальный налог (с 2010 г. заменен на страховые взносы);

• государственная пошлина (в том числе таможенная пошлина);

• сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

• налог на добычу полезных ископаемых.

К региональным налогам и сборам относятся:

• налог на имущество организаций;

• налог на игорный бизнес.

К местным налогам и сборам относится:

Налог на прибыль организаций, который формально отнесен к федеральным налогам, фактически является федеральным и региональным налогом (причем даже в большей степени региональным налогом). Ставка налога на прибыль делится на две части: для федерального и регионального бюджетов. После того как организация рассчитает общую сумму налога на прибыль, она должна разделить ее на две неравные части и уплатить их в разные бюджеты. Сборы по другим федеральным налогам также частично попадают в региональные и местные бюджеты. При этом сначала уплаченные организациями суммы налогов попадают в федеральный бюджет, а лишь затем часть собранных сумм перечисляется региональным бюджетам.

В данной книге рассматриваются только те налоги, которые уплачиваются большинством российских организаций.

Похожие главы из других книг

19. Структура государственного бюджета. Доходы и расходы бюджета. Современные проблемы

19. Структура государственного бюджета. Доходы и расходы бюджета. Современные проблемы Основными источниками доходной части федерального бюджета являются различные виды налогов — подоходный налог с граждан, налог на фонд заработной платы, налог на прибыль компаний,

2.1.3. Размещение средств государственного и местного бюджета на конкурсной основе

2.1.3. Размещение средств государственного и местного бюджета на конкурсной основе Порядок размещения средств федерального бюджета на конкурсной основе регулируется Федеральным законом № 94-ФЗ.Контракт на выполнение строительных работ для государственных

41. Основные показатели статистики государственного бюджета

41. Основные показатели статистики государственного бюджета К показателям статистики государственного бюджета относятся:1. Доходы (как поступления в бюджет) – это обязательные безвозвратные платежи, поступающие в бюджет.Различают следующие виды доходов: текущие

1. Социально-экономическая сущность государственного бюджета

1. Социально-экономическая сущность государственного бюджета Бюджет является звеном финансовой системы государства и выражает экономические (денежные) отношения по поводу образования доходов и финансированию расходов органов государственной власти и местного

2. Классификация доходов государственного бюджета

2. Классификация доходов государственного бюджета Доходы бюджета – это денежные средства, поступающие безвозмездно и безвозвратно в соответствии с законодательством РФ, в распоряжение органов государственной власти РФ, ее субъектов и органов местного

3. Расходы государственного бюджета, их виды

3. Расходы государственного бюджета, их виды Расходы бюджета согласно Бюджетному кодексу, – это денежные средства, направляемые на финансирование выполнение задач и функций государства и местного самоуправления.Процесс формирования расходов бюджетов всех уровней

22. Социально-экономическая сущность государственного бюджета

22. Социально-экономическая сущность государственного бюджета Бюджет является звеном финансовой системы государства и выражает экономические (денежные) отношения по поводу образования доходов и финансированию расходов органов государственной власти и местного

23. Классификация доходов государственного бюджета

23. Классификация доходов государственного бюджета Доходы бюджета – это денежные средства, поступающие безвозмездно и безвозвратно в соответствии с законодательством РФ, в распоряжение органов государственной власти РФ, ее субъектов и органов местного

24. Расходы государственного бюджета, их виды

24. Расходы государственного бюджета, их виды Расходы бюджета согласно Бюджетному кодексу, – это денежные средства, направляемые на финансирование выполнение задач и функций государства и местного самоуправления.Процесс формирования расходов бюджетов всех уровней

21. Классификация доходов бюджета

21. Классификация доходов бюджета Согласно положениям ст. 20 БК РФ классификация доходов бюджетов РФ – это группировка доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, основанная на законодательных актах РФ, определяющих источники формирования доходов бюджетов всех

22. Классификация расходов бюджета

22. Классификация расходов бюджета Функциональная классификация расходов бюджетов – группировка расходов бюджетов всех уровней, отражающая направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства. Под функциями государства понимают основные

Вопрос 70. Задачи статистики государственного бюджета

Вопрос 70. Задачи статистики государственного бюджета Статистика государственного бюджета является одной из составных частей статистики финансов.В состав общегосударственных фондов денежных средств в РФ входят:1) государственный бюджет;2) внебюджетные фонды

Вопрос 71. Основные определения статистики государственного бюджета

Вопрос 71. Основные определения статистики государственного бюджета Сектор государственного управления – это одно из основных понятий, которые используются в статистике государственного бюджета. На основе данной экономической категории устанавливается круг

Читайте так же:  Финансовая отчетность это определение

Вопрос 72. Показатели статистики государственного бюджета

Вопрос 72. Показатели статистики государственного бюджета В статистике государственного бюджета используются абсолютные и относительные показатели.К абсолютным показателям статистики государственного бюджета относятся:1) налоги – это доходы – это обязательные

13.1. Классификация налогов

13.1. Классификация налогов 13.1.1. Прямые и косвенные налоги В немецкой системе налогообложения налоги стандартно делятся на прямые и косвенные. Прямые налоги (direkte Steuem) – это налоги, при уплате которых налогоплательщик (Steuerschuldner) и фактический плательщик (Steuertrager) являются

Дефицит государственного бюджета и торгового баланса США: страна, живущая не по средствам

Дефицит государственного бюджета и торгового баланса США: страна, живущая не по средствам Пока американская экономика крупнейшая в мире. Но вместе с тем США являются самым крупным в мире заемщиком и потребителем импортных товаров. И американский экспорт никоим

Разграничение налоговых доходов в Российской Федерации

В России разграничение доходов между уровнями бюджетной системы устанавливается БК РФ (подробнее см. гл. 8). Основную долю в структуре налоговых поступлений консолидированного бюджета составляют федеральные налоги. За региональными бюджетами закреплены поступления по подоходному налогу, части акцизов и платежей за природные ресурсы (табл. 7.4).

К региональным относятся транспортный налог, налог на имущество организаций и налог на игорный бизнес (взимается только на территории законодательно установленных игорных зон). Налог на прибыль взимается по раздельным ставкам в федеральный и региональный бюджет, так что его тоже можно рассматривать как собственный источник доходов региональных бюджетов.

К местным относятся земельный налог и налог на имущество физических лиц, однако эти налоги не приносят в местные бюджеты значительного объема доходов.

Анализ отчетов об исполнении бюджетов также позволяет получить представление о разграничении доходных источников (табл. 7.5.). При этом видно, в какой уровень бюджетной системы какой объем доходов зачислен. Однако если анализировать распределение налогов между региональным и местными бюджетами, следует помнить, что субъекты федерации имеют право закреплять за местными бюджетами дополнительные нормативы отчислений от региональных и федеральных налогов, поступающих в их бюджет. Для таких регионов нормативы отчислений в местные бюджеты будут отличаться от нормативов, установленных федеральным законодательством.

Таблица 7.4. Доля налоговых доходов, закрепленных за бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, 2011 г., %

Нормативы распределения налоговых доходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации

Доходы от федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов, иных обязательных платежей, других поступлений, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, зачисляются на счета органов Казначейства России для их распределения этими органами в соответствии с нормативами, установленными БК (табл. 6.2), законом (решением) о бюджете в случае, если они не установлены бюджетным законодательством РФ.

Закрепление в БК на долгосрочной основе нормативов зачисления налоговых и неналоговых доходов позволяет стабилизировать состояние бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов и создать предпосылки для среднесрочного бюджетного планирования.

Органы Казначейства России осуществляют учет доходов, поступивших в бюджетную систему РФ, и их распределение между бюджетами в соответствии с кодом бюджетной классифика

ции РФ, указанным в расчетном документе на зачисление средств на счет.

Органы Казначейства России не позднее следующего рабочего дня после дня получения от учреждения ЦБ РФ выписки со своих счетов осуществляют перечисление указанных доходов на единые счета соответствующих бюджетов.

Денежные средства считаются поступившими в доходы соответствующего бюджета бюджетной системы РФ с момента их зачисления на единый счет этого бюджета.

Законом субъекта РФ в порядке, предусмотренном федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, могут быть установлены нормативы отчислений в местные бюджеты от региональных налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджет субъекта РФ.

В бюджет субъекта РФ зачисляются доходы от федеральных налогов и сборов по единым для субъектов РФ нормативам, установленным БК, или по налоговым ставкам, устанавливаемым в соответствии с НК.

Законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены нормативы отчислений в местные бюджеты от федеральных налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджет субъекта РФ.

В местные бюджеты в соответствии с едиными для всех поселений или муниципальных районов данного субъекта РФ нормативами отчислений, установленными законом субъекта РФ, могут зачисляться доходы от определенных видов региональных налогов и сборов, подлежащие зачислению в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах в бюджет субъекта РФ.

Установление указанных нормативов законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год или иным законом субъекта РФ на ограниченный срок не допускается.

Доходы от федеральных налогов и сборов зачисляются в местные бюджеты по нормативам отчислений согласно налоговым ставкам, установленным законодательством РФ о налогах и сборах.

В местные бюджеты в соответствии с едиными для всех поселений или муниципальных районов данного субъекта РФ нормативами отчислений, установленными законом субъекта РФ, могут зачисляться доходы от федеральных налогов и сборов, подлежащие зачислению в бюджет субъекта РФ согласно БК и законодательством РФ о налогах и сборах.

Таблица 6.2. Нормативы распределения налоговых доходов между уровнями бюджетной системы РФ

Нормативы отчислений налогов в местный бюджет

Рубрика: Государство и право

Дата публикации: 09.10.2016 2016-10-09

Статья просмотрена: 6301 раз

Библиографическое описание:

Лисьих И. В. Нормативы отчислений налогов в местный бюджет // Молодой ученый. — 2016. — №20. — С. 533-535. — URL https://moluch.ru/archive/124/34167/ (дата обращения: 04.01.2019).

В формировании бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, в т. ч. местных бюджетов, важнейшую роль играют налоги. Нормативы отчислений налогов в местный бюджет определяются не только Бюджетным кодексом РФ, но и законами субъектов РФ о бюджете на текущий год и плановые года. Так законами субъекта можно регулировать нормативы отчислений налоговых доходов бюджета.

Ключевые слова: местный бюджет, налоги, нормативы отчислений, полномочия

Для полного понимания темы «Нормативы отчислений налогов в местный бюджет» нужно, для начала, обратиться к основному закону Российской Федерации — Конституции. Согласно п. 1 ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Главный источник финансового и бюджетного права — Конституция Российской Федерации, включающая в себя основные принципиальные положения бюджета. Кроме Конституции источниками бюджетного права являются:

‒ федеральные законы РФ;

‒ правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти, местного самоуправления;

‒ правовые акты органов управления социальной компетенции (указы Президента РФ), в которых содержаться нормы и права в дополнение и развитие Конституции [3, с. 48].

Обязанность по формированию бюджета местного уровня ложится на органы местного самоуправления, основным законом, регламентирующим деятельность органов местного самоуправления, является Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 131-ФЗ).

В соответствии со ст. 55 Федерального закона № 131-ФЗ формирование доходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, законодательством о налогах и сборах и законодательством об иных обязательных платежах.

В соответствии со ст. 41 БК РФ доходы бюджетов формируется за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных поступлений.

К налоговым доходам относятся доходы от предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним [5, с. 41].

В соответствии со ст. 9 Европейской хартии местного самоуправления,финансовые ресурсы органов местного самоуправления должны быть достаточными и соразмерными полномочиям, предоставленным им Конституцией и законами. Важнейшим условием самостоятельности местного бюджета является наличие собственных источников доходов. Закрепление доходов за муниципальными образованиями служит необходимым условием для их социально-экономического развития.

В формировании бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, в т. ч. местных бюджетов, важнейшую роль играют налоги, взимаемые с организаций и физических лиц. БК РФ содержит перечень видов источников доходов, закрепленных за бюджетами разных уровней. В соответствии со ст. 15 НК РФ к местным налогам отнесены только три налога: земельный налог и налог на имущество физических лиц, и торговый сбор, доходов от которых, как показала практика налогообложения, явно недостаточно для формирования доходной части местных бюджетов.

В БК РФ в настоящее время имеются нормы, предусматривающие процентные отчисления в доходы местных бюджетов от таких федеральных налогов и сборов, как налог на доходы физических лиц, единый сельскохозяйственный налог, государственные пошлины. Так, например, в соответствии с п. 2 ст.61 БК РФ в бюджеты поселений зачисляются средства от налога на доходы физических лиц — по нормативу 10 %; от единого сельскохозяйственного налога — по нормативу 50 %; от государственной пошлины — по нормативу 100 %. Тем не менее, отчислений от указанных федеральных налогов недостаточно для укрепления доходов местных бюджетов. Поэтому на современном этапе местные бюджеты, как правило, дефицитны.

Местный бюджет может рассчитывать на 100 % дохода в виде следующих налогов: земельный налог, налог на имущество физических лиц и торговый сбор. При этом плательщиками торгового сбора, согласно п. 1 ст. 411 НК РФ, признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды предпринимательской деятельности на территории муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя). Однако доходы от перечисленных налогов не могут полностью покрывать расходы местных бюджетов, значит речь должна идти и об отчислениях от федеральных и региональных налогов в доходы местных бюджетов. На наш взгляд, целесообразно отчислять в местные бюджеты, в т. ч. бюджеты городских и сельских поселений, средства не только от налога на доходы физических лиц, единого сельскохозяйственного налога и государственной пошлины (как это установлено статьями БК РФ), но и от таких федеральных налогов, как налог на добавленную стоимость, налог на прибыль организаций [4, с. 15].

Читайте так же:  Нотариус ахметзянова

Например, В. В. Соловьев справедливо предлагает перевести в разряд местных налогов такой региональный налог, как транспортный [1, с. 289].

Нормативы отчислений налогов в местный бюджет устанавливаются не только на федеральном уровне, но и на региональном. Так законами субъекта можно регулировать нормативы отчислений налоговых доходов бюджета. Таким законом является, например: Закон Тюменской области от 02.12.2014 № 115 «Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов».

Согласно проведенного анализа следующих законов субъектов РФ:

‒ Закон Тюменской области от 02.12.2014 № 115 «Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов»;

‒ Закон Сахалинской области от 12.12.2014 г. № 80-ЗО «Об областном бюджете Сахалинской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов»;

‒ Закон Республики Башкортостан от 28.11.2014 г. № 152-з «О бюджете Республики Башкортостана на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов»;

‒ Закон Томской области от 30.12.2014 № 193-ОЗ «Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов»;

‒ Закон Московской области от 28.11.2014 № 158/2014-ОЗ «О бюджете Московской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов»;

‒ Закон Краснодарского края от 12.12.2014 года N 3068-КЗ «О краевом бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов»;

Замечено, что в каждом из них утверждены основные характеристики областного бюджета на 2015 год и на плановый в период 2016 и 2017 годов: установлены общие объемы доходов и расходов бюджета, а также определен дефицит бюджета. Бюджеты в своем большинстве являются дефицитными. При этом соотношение дефицита бюджета к доходам бюджета в процентах достигает следующих размеров:

Субъект

2015г. (%)

2.2.1. Структура доходов бюджетной системы РФ

Современная налоговая система Российской Федерации базируется на требованиях рыночных отношений с учетом перспектив социально-экономического развития. До перестройки взаимоотношения государства с юридическими и физическими лицами основывались на административно-централизованных формах хозяйствования.

Формирование рыночных отношений в России привело к необходимости серьезного реформирования налоговой системы. На сегодняшний день по своей структуре и построению российская налоговая система такая же, что и распространенные в мировой практике системы налогообложения. На территории России в настоящее время взимается несколько десятков налогов и сборов, что позволяет государству решать разнообразные задачи и реализовывать различные функции.

Новизна налоговой системы России проявляется в том, что она

· базируется на правовой основе – Налоговом кодеке РФ (НК РФ);

· построена по единым принципам;

· имеет единый механизм исчисления и сбора налогов;

· включает новые налоги и предусматривает существенные изменения в порядке исчисления налоговых льгот;

· устанавливает четкую последовательность при уплате налогов;

· обеспечивает более справедливое распределение налогового бремени между отдельными категориями получателей дохода;

· представляет собой сочетание двух основных видов налогов – прямых и косвенных.

Структурно налоговая система Российской Федерации состоит из следующих элементов:

· налогового права России. Страна имеет федеративное государственное устройство, поэтому все нормативно-правовые акты, регулирующие налоговые отношения, кодифицированы в Налоговом кодексе РФ и разделяются по уровням органов государственной власти на федеральные, региональные и местные законы и нормативные акты органов исполнительной власти;

· субъектов налоговой системы, к которым относятся:

- банки и кредитные учреждения;

· налоговых отношений, которыми связаны субъекты системы. Под налоговыми отношениями понимаются властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в России, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения

· налогов и сборов, которые являются предметом налоговых отношений.

Если соединить все элементы налоговой системы, то можно сделать вывод, что налоговая система России представляет собой совокупность субъектов, которые связаны налоговыми отношениями по поводу взимания налогов и сборов на основе действующего налогового права.

Налоговые доходы, являющиеся основным источником дохода бюджета, разделяются на собственные, поступающие в один уровень бюджетной системы, и регулирующие (закрепленные), которые в определенной пропорции разделяются между всеми уровнями бюджета.

Налоговым кодексом РФ определены 9 федеральных налогов, 3 – региональных и 2 – местных. Учитывая, что в нашей стране бюджетная система построена с учетом федеративного устройства государства, налоговая система включает налоги, поступающие в какой-либо один уровень бюджетной системы, а также налоги, которые делятся между бюджетами.

Согласно ст. 13 Налогового кодекса РФ к федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог на добавленную стоимость (НДС);

3) налог на прибыль организаций;

4) налог на доходы физических лиц (НДФЛ)[2];

5) налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ);

7) сбор за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

Согласно ст. 14 Налогового кодекса РФ к региональным налогам относятся:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог.

В соответствии со ст. 15 Налогового кодекса РФ местные налоги включают:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц;

3) торговый сбор.

К федеральным налогам относятся наиболее существенные доходные источники – НДС, большинство акцизов, большая часть налога на добычу природных ископаемых, таможенные пошлины, водный налог, госпошлины.

Существуют также специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать введение дополнительных федеральных налогов. Порядок установления таких налогов и порядок введения в действие и применения специальных налоговых режимов определяются Налоговым кодексом РФ. Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов.

К специальным налоговым режимам относятся:

· упрощенная система налогообложения для субъектов малого бизнеса;

· система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);

· единый сельскохозяйственный налог;

· система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

· патентная система налогообложения.

Федеральные налоги и сборы, установленные Налоговым кодексом РФ и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации, включают: НДС, акцизы, НДФЛ, налог на прибыль организаций, НДПИ, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, государственная пошлина.

Региональные налоги устанавливаются Налоговым кодексом РФ и законами субъектов РФ и обязательны к уплате на территории соответствующего субъекта: налог на имущество организаций, транспортный налог, налог на игорный бизнес.

Местные налоги устанавливаются НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязательны к уплате на территории соответствующего муниципального образования. К ним относятся земельный налог, налог на имущество физических лиц, торговый сбор.

Таким образом, в России действует трехуровневая налоговая система.

К первому уровню относятся федеральные налоги и сборы, которые взимаются на территории всей страны и регулируются российским законодательством и нормативными актами федеральных исполнительных органов власти. До 2005 т. ежегодно законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год устанавливались нормативы отчислений от регулирующих налогов в регионарные бюджеты. С внесением изменений в Налоговый кодекс РФ на среднесрочный период закреплены ставки основных налогов, которые распределяются между несколькими бюджетами.

Второй уровень – налоги краев, областей, автономной области, автономных округов, регионов и республик в составе Российской Федерации.


Третий уровень – местные налоги. Помимо земельного налога и налога на имущество физических лиц к местным налогам относятся регистрационные сборы с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, курортные сборы и др.

Помимо общих налогов в России взимаются также целевые налоги, поступающие в специальные бюджетные и внебюджетные фонды. Наиболее важными из них являются социальные платежи, направляемые в государственные внебюджетные фонды социального страхования: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, фонды обязательного медицинского страхования. Это страховые взносы во внебюджетные фонды, размеры которого в настоящее время составляют 30 % (плюс к этой ставке причисляются отчисления предприятий (организаций) на травматизм.

Доходы бюджета состоят из нескольких частей. Основная – это налоги, однако есть и другие составляющие – неналоговые доходы, безвозмездные перечисления. Первая часть – налоги. Они составляют примерно 90 % всех доходов федерального бюджета. Вторая часть доходной части бюджета – неналоговые доходы (рис. 2.1). К ним относятся все те доходы, которые собираются государством за счет владения и использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой ответственности (штрафы, конфискации, компенсации, возмещение вреда), часть доходов от деятельности государственных предприятий и т.д.

Третья часть доходов бюджета – безвозмездные перечисления. Это финансовая помощь из бюджетов вышестоящего уровня бюджетам нижестоящим.

Для любых предложений по сайту: [email protected]