Содержание:
Оформление кабинета психолога как необходимый инструмент эффективной деятельности педагога-психолога
Трудно переоценить роль психологической службы в современной школе. Во многих школах в ее состав входят по два, три, четыре психолога. В современных школах новостройках уже на этапе проектирования закладывается кабинет психологической службы, состоящий порой из двух, трех помещений, связанных между собой, и еще до открытия школы, кабинет полностью укомплектовывается методическим, сенсомоторным оборудованием и специальной мебелью. Психологу остается только оформить кабинет, уже имеющимися материалами, и спокойно заниматься своей профессиональной деятельностью. В таких школах кабинет психолога полностью оснащен.
Но, к сожалению, не во всех школах имеется возможность полного оборудовании кабинета психолога, а во многих школах нет возможности выделить даже помещение для работы психолога. В таких школах психологам приходится ютиться в маленьких каморках, зачастую, разделяя ее с логопедом или социальным педагогом. В этом случае психологу нужно потратить много времени на организацию своей деятельности. Мало того, что нужно согласовать время проведения занятий с детьми не только с классными руководителями и администрацией, но и с коллегой – соседом по кабинету, нужно еще хорошо продумать планировку мебели, что бы было, куда посадить учеников и где с ними поиграть. К тому же методические материалы приходится делать своими руками. Все это отнимает у психолога очень много времени.
В нашей школе тоже долгое время кабинетом психолога и одновременно кабинетом логопеда считалось помещение размером 20 кв м. Потом, директору нашей школы удалось выделить отдельный кабинет для психолога размером 55 кв м. Несмотря на нехватку финансовых средств, кабинет удалось оборудовать. И в 2008 году кабинет стал лауреатом окружного смотра-конкурса “Кабинет психолога – 2008”.
В этой статье мне хочется поделиться опытом по созданию “своего” кабинета психолога в условиях дефицита площади и финансовых средств.
Кабинет площадью 20 кв.м., я попыталась максимально приблизить к “идеальному кабинету психолога”, разделив его на 5 функциональных зон. Причем, так, чтобы парты из “единого стола” можно было раздвинуть для работы логопеда с группой. Шкафы были поставлены так, чтобы с одной стороны, они занимали минимум места, а с другой стороны были бы безопасными для детей, участвующих в групповом тренинге. Что бы сэкономить пространство шкаф для игрушек был ликвидирован, а сами игрушки развешены на крючках на стене. Стены тоже были поделены: одна стена предназначалась для психолога, а другая для логопеда. На стенах располагались стенды и плакаты, соответственно психолога и логопеда. При такой планировке внутреннего пространства, кабинет позволил работать с группой до 10 детей.
Следующим этапом стало создание отдельного кабинета психолога. Площадь в 55 квм. открывала гораздо больше возможностей для оформления и использования кабинета. По функциональности зоны кабинета остались теми же, но они стали значительно больше и комфортнее.
Кабинет разделен на 4 зоны:
- зона для консультаций и релаксации;
- зона для письменных, рисуночных коррекционных и психодиагностических занятий;
- зона для подвижных, игровых коррекционных и релаксационных занятий;
- рабочая зона психолога, зона для индивидуальных занятий на ПК (компьютерная диагностика, компьютерные развивающие занятия);
- архивная зона.
Перегородкой между зоной 1 и зоной 4 служит стеллаж, в которой хранятся игрушки, карандаши, детские папки для творчества.
В зоне 1 расположен аквариум и комнатные растения, а на стене красуется пейзаж.
В этом просторном кабинете площадь стен стала значительно больше, что позволило использовать стены не только для крепления стендов и плакатов, но и создания на стенах психологических пособий таких, как:
Дерево добрых пожеланий:
Вместо листьев у этого дерева кармашки на каждого ребенка со 2-го по 7-й класс. В эти кармашки ребята кладут записки с добрыми пожеланиями, маленькие конфетки. Записки можно подписывать, а можно не подписывать.
Данное пособие способствует сплочению коллектива, способствует развитию положительного отношения к окружающим, позволяет получать положительные эмоции, способствует развитию толерантности.
Паровозик чувств:
Представляет из себя 2 паровозика с окошками. Каждое окошко это карман, в который вставляется карточка. Карточки могут быть 5-ти цветов, на каждом цвете свое выражение лица: красный – радость; зеленый – удовлетворение; оранжевый – удивление; синий – равнодушие; коричневый – грусть, разочарование. Один паровозик “приходит” на станцию “урок”, другой паровозик “приходит” на станцию “перемена”. В начале урока дети подходят к паровозику “урок”, выбирают подходящие карточки и вставляют их в окошки вагончиков (окошко в самом паровозике предназначено для учителя). Уходя с урока, дети проделывают тоже самое со вторым паровозиком (“перемена”). Таким образом, паровозики показывают в каком настроении и с какими чувствами дети пришли на урок и ушли с урока.
Способствует развитию рефлексии, позволяет показать свои эмоции без вреда для себя и окружающих.
Копилка проблем “Крик души”:
В эту копилку любой ребенок может написать письмо о своих переживаниях, задать интересующие вопросы, причем письмо можно не подписывать. Психолог обрабатывает эти письма, после чего если письмо подписано, приглашает ребенка на индивидуальную консультацию, где и дает ответы на интересующие вопросы. Если же письмо не подписано, то ответы появляются на стенде без указания имен.
Позволяет ребенку анонимно “выговорится”, получить совет взрослого “не раскрывая себя”.
На этом коврике дети усиленно вытирают ноги, оставляя злость, обиды и все плохие эмоции. Над ковриком висит табличка призыв: “Вытри ноги и оставь злость здесь”.
Позволяет ребенку “выплеснуть” негативные эмоции без вреда для окружающих и себя, способствует улучшению эмоционального состояния.
Ведро гнева:
На стеллаже с игрушками, являющемся еще и перегородкой между зонами, можно найти стопку газет. Из этой стопки дети берут газеты, рвут их на мелкие кусочки и бросают в ведро гнева.
Таким образом, любой кабинет можно превратить в эффективный инструмент своей деятельности.
Оформление стенда психолога в детском саду и школе, папки-передвижки, материалы для уголка психолога
Одной из задач, решаемых педагогом-психологом в образовательном учреждении, является психологическое просвещение педагогов и родителей. Для этого педагогу-психологу как минимум раз в месяц необходимо обновлять информацию в "Уголке психолога" и на информационных стендах, выбирая наиболее интересные и актуальные темы. Чтобы заинтересовать родителей и педагогов, привлечь их внимание, материалы для оформления стендовой информации должны быть красивыми, яркими и эстетически привлекательными.
Предлагаем вам бесплатно скачать готовые папки-передвижки и другие материалы для оформления стендовой информации психолога в детском саду и школе.
Папки-передвижки и материалы для оформления стенда психолога в детском саду и школе
Организация пространства кабинета
На сегодняшний день, к сожалению, возможности образовательных учреждений чаще всего не могут в полной мере удовлетворить идеальные требования к рабочему месту психолога в системе психологической службы образования. Если исходить из требований к психологической службе в образовании, то кабинет психолога должен состоять из нескольких комнат, имеющих различную функциональную нагрузку. Как правило, в реальности учреждение может выделить для работы психолога только одно помещение. Тем не менее, как показывает практика, есть такие ДОУ, где кабинет психолога включает в себя два, три и даже четыре помещения.
Для организации кабинета психологической службы необходимо учитывать реальные условия образовательного учреждения, а именно:
- вид дошкольного образовательного учреждения (обычный детский сад, детский сад компенсирующего вида, детский сад комбинированного вида и т.д.) и исходящие из этого потребности (запросы),
- кадровые ресурсы,
- особенности реализуемой психолого-педагогической концепции,
- материально-технические возможности,
- особенности выделенных помещений и др.
Мы не ставим задачу разработать единую модель рабочего места психолога ОУ, а постараемся предложить некоторые образцы организации и использования пространства с тем, чтобы сочетать требования к организации рабочего места как профессионально значимого пространства и возможности самого образовательного учреждения с учетом его особенностей.
Основные требования к организации кабинета практического психолога в учреждении образования
Расположение кабинета психолога
Для кабинета практического психолога должно быть отведено помещение, площадью 25-30 кв.м. с тем, чтобыодновременно в нем могли находиться 10-12 человек, работа с которыми должна проходить в комфортных условиях. Возможно выделение нескольких помещений меньшего размера, расположенных рядом.
Кабинетпсихолога желательно расположить в доступном, удобном месте, так чтобы его можно было легко найти. Целесообразно определить под кабинет помещение на первом этаже здания - это даст возможность оперативно обращаться к психологу, а также позволит, например, родителям избежать лишних контактов и при необходимости соблюсти конфиденциальность встречи.
Кабинет психолога должен быть территориально изолирован. Он не может быть проходным или смежным помещением (например, быть объединенным со старшим воспитателем, кабинетом логопеда и т.п.). По возможности кабинет лучше разместить вдали от медицинского и административного кабинетов.
Важна также и достаточная звуковая изоляция. Надо учитывать, что, например, близость музыкального или физкультурного залов создаст повышенный уровень шума, а это может препятствовать работе. Во время занятий на входной двери необходимо вывесить предупреждение о соблюдении тишины.
Температурный режим. Помещение должно быть теплым и в то же время хорошо проветриваемым. Желательно иметь установки для увлажнения и ионизации воздуха (в связи с повышенной его сухостью в зимнее время) и для кондиционирования воздуха. Оптимальной считается температура от 20 до 22° C.
Организация рабочего пространства кабинета
Пространство кабинета должно быть организовано в соответствии со спецификой профессиональной деятельности психолога. Исходя из этого, рекомендуется деление кабинета на несколько рабочих зон, имеющих различную функциональную нагрузку. Можно выделить следующие зоны:
- зона первичного приема и беседы с клиентом
- зона консультативной работы
- зона диагностической работы
- зона коррекционно-развивающей работы
- зона игровой терапии
- зона релаксации и снятия эмоционального напряжения
- личная (рабочая) зона психолога
- зона ожидания приема
Зона первичного приема и беседы с родителем или воспитателем оснащается рабочим столом; картотекой с данными о детях, родителях, воспитателях. Рядом со столом психолога целесообразно поместить шкаф, где можно расположить необходимый диагностический, методический материал и другой инструментарий для психологического обследования.
Зона консультативной работы. Эта часть кабинета предполагает создание доверительной и свободной обстановки, помогающей посетителю, пришедшему на прием к психологу, спокойно обсудить волнующие его проблемы. Данная зона должна быть оформлена максимально комфортно. Способствуют этому (помимо профессионализма самого психолога) такие элементы интерьера, как удобные, уютные кресла, композиции из комнатных растений, панно из природных материалов, а также общая цветовая гамма обстановки, выдержанная в мягких, пастельных тонах.
Зона диагностической работы. Эта часть кабинета предназначена для проведения обследований (в индивидуальной или групповой форме). Здесь не должно находится лишних предметов, ярких деталей интерьера, которые могут отвлекать внимание детей, мешать им сосредоточиться на предлагаемых заданиях.
Все необходимые психологу материалы для работы, должны быть систематизированы и удобно размещены в специальных шкафах, так чтобы ими было удобно воспользоваться.
Зона коррекционно-развивающей работы. Многообразие форм коррекционно-развивающей работы предполагает соответствующее оснащение этой зоны психологического кабинета. Для занятий с детьми здесь могут быть расставлены индивидуальные столы-парты, доска, фланелеграфы, мольберт и пр.
Для проведения занятий в игровой форме, которые предполагают свободное размещение детей на полу, в кабинете обязательно должен быть ковер (или ковровое покрытие), а также разнообразный игровой материал (мягкие игрушки, куклы-марионетки и т.д.).
Для детей агрессивных может быть предусмотрен специальный уголок, где размещаются подушки, крупные мягкие игрушки, поролоновые мячи и другие предметы. Здесь можно сильно стучать ногами, бить по матрасу, подушкам, мячам и отреагировать таким образом скопившееся негативное напряжение.
Зона игровой терапии. Эта зона в кабинете детского психолога приобретает особое значение и поэтому должна быть по особому оснащена: мягкое покрытие пола, передвижная мебель, способствующая быстрой смене ситуации в игровом сюжете, игрушки, поделочные материалы, карандаши, альбомы. Здесь уместно яркое оформление интерьера и насыщение его детскими поделками, рисунками на стенах и т.д. Цветовой дизайн и фитодизайн в этой зоне взаимодополняют друг друга в создании «детского пространства». Все это обеспечивает простоту адаптации детей к условиям работы в кабинете и способствует снятию у них напряженности.
Зона релаксации и снятия эмоционального напряжения. Кабинет психолога может служить местом эмоциональной разгрузки как для детей, так и для взрослых. Выполнение этой функции предполагает создание расслабляющей, успокаивающей обстановки. Мягкое, ворсистое покрытие на полу, естественная зелень комнатных растений, большой аквариум с подсветкой, легкое журчание фонтанчика, негромкое звучание спокойной музыки – все здесь должно способствовать успокоению, снятию накопившейся усталости и раздражения. Большое значение для восстановления душевного равновесия ребенка имеет возможность побыть наедине с самим собой, на время отключиться от окружающей действительности. Дети могут сделать это, забравшись в небольшой матерчатый вигвам или домик-теремок.
Личная (рабочая) зона психолога. В кабинете обязательно должна быть предусмотрена личная зона психолога, необходимая ему для подготовки к работе (занятиям, консультациям и пр.), обработки данных, хранения материалов обследования, рабочей документации, методической литературы, пособий и пр.
Зона ожидания приема. Эта зона выполняет функцию своеобразной приемной, где обращающиеся к психологу взрослые, как с детьми, так и без них могут удобно разместиться и подождать. Здесь могут находиться информационные стенды, библиотечка специальной психолого-педагогической литературы для родителей, подборка популярных тестов для самодиагностики, красочные детские журналы, настольные игры и другие материалы, позволяющие с пользой провести время ожидания.Во время работы психолога с ребенком, родители могут выполнять здесь предназначенные для них задания (заполнение анкет, опросников и т.д.). Зону ожидания приема лучше организовать в пространстве перед кабинетом психолога, с учетом того, что она не должна находиться в районе активного передвижения людей.
Сложная зональная организация рабочего пространства кабинета психолога в идеальном варианте предполагает его размещение в нескольких комнатах. Однако проект типовых зданий отечественных школ и детских садов не предусматривает наличие специального помещения для психологической работы. Поэтому кабинет психолога может создаваться как на базе стандартного помещения или располагаться в каком-либо другом помещении, состоящем обычно из единственной комнаты, а может сочетать оба варианта.
Функциональные зоны кабинета могут частично перекрывать друг друга, полностью совпадать или трансформироваться одна в другую. Практика позволяет объединять зоны первичного приема и рабочую зону психолога, зоны групповой коррекционной работы и игровой терапии.
Если в силу объективных причин психолог не реализует какое-то направление работы – соответствующая зона может быть в кабинете не представлена.
Подсказки начинающему школьному психологу
Вы решили работать в школе. С чего же начать?
1. Твой начальник – директор. Именно ему ты и подчиняешься, и именно он дает указания.
2. У директора узнай цели и задачи школы и под эти цели и задачи составь свой план работы.
- Изучи правовую базу ( Положение о службе практической психологии в системе образования от 22.10.1999 г. №636; права и обязанности школьного психолога; этический кодекс психолога ( газета «Школьный психолог» №44 за 2001г.); рекомендуемые временные нормативы диагностической и коррекционной деятельности (газета «Школьный психолог» №6 за 2000 г.)
- Узнай, какой видит работу психолога директор, детально оговори свои должностные обязанности (это очень важно!), предложи свой вариант деятельности (с какой возрастной группой хотела бы работать, соотношение нормативного времени с должностными обязанностями, обоснуй свое мнение).
- Детально оговори с директором: кто и как будет контролировать твою деятельность, сроки и формы текущей отчетности.
- Обсуди с директором распорядок твоей работы, наличие методического дня, возможность обработки данных вне школы.
- Директор и завучи принимают участие в обсуждении твоего годового плана, т. к он является частью годового плана школы.
- Директор обязательно заверяет своей подписью и печатью твой годовой план, должностные обязанности.
Ссылки на ресурсы по теме:
- Нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность педагогов-психологов образовательных учреждений
- Нормативные документы, регламентирующие деятельность психолога
3. Твой основной помощник в работе газета «Школьный психолог». Много полезной информации можно найти в журналах «Вопросы психологии» и «Психологическая наука и образование»
4. Книги Марины Битяновой помогают сделать удачный старт:
a) «Организация психологической работы в школе»
В книге кандидата психологических наук, доцента М.Р.Битяновой излагается целостная авторская модель организации психологической службы в школе. Издание знакомит читателя со схемой планирования работы школьного психолога в течение учебного года, дает авторские варианты содержательного наполнения основных направлений его работы: диагностической, коррекционно-развивающей, консультативной и др. Особое внимание уделено вопросам взаимодействия психолога с педагогами, детским сообществом, школьной администрацией.Книга будет интересна школьным психологам, педагогам, руководителям образовательных организаций и методистам.
б) «Работа психолога в начальной школе»
В книге излагается система работы школьного психолога с детьми 7-10 лет. Приводятся конкретные диагностические, коррекционно-развивающие и консультативные методики и технологии. Предлагается авторский подход к построению работы психолога в течение учебного года, основанный на идее психолого-педагогического сопровождения. Авторы построили книгу таким образом, чтобы психологи могли воспользоваться ею как практическим руководством для организации работы с детьми, их родителями и педагогами.
5. В выборе приоритетов деятельности есть некоторые нюансы:
- Если в школе существует психологическая служба, то ты работаешь по имеющемуся годовому плану, заранее обсудив особенности своей деятельности.
- Если ты в школе единственный психолог, то лучше организовать деятельность на основании плана, утвержденного школьной администрацией. Возьми «под крыло» основные моменты развития ребенка: 1 – е классы (адаптацию к школе), 4 -е классы (психологическую и интеллектуальную готовность к переходу в среднее звено), 5 – е классы (адаптация к среднему звену),8 – е классы (наиболее острый период подросткового возраста), 9 – 11- е классы (профориентационная работа, психологическая подготовка к экзаменам).
6. Основные направления деятельности:
- Диагностическое – одно из традиционных направлений
ПОДСКАЗКА 1: Работая более 7 лет психологом в школе, я перед диагностикой задаю себе вопрос: «Зачем?», «Что я получу в результате?»
Провожу ее в крайних случаях, ( М. Битянова рекомендует диагностические минимумы), ведь диагностика, обработка результатов, интерпретация занимает много времени. Я чаще наблюдаю за детьми, общаюсь с ними, учителями, родителями. Результаты диагностик обсуждаются (в рамках дозволенного – «НЕ НАВРЕДИ РЕБЕНКУ») на педагогическом консилиуме, в который входят завучи по среднему и начальному звену, психолог, логопед, школьный врач (в идеале), намечаются пути, которые будут эффективны при решении выявленных проблем.
- Коррекционно-развивающая работа
- Консультативное направление
ПОДСКАЗКА 2: Не жди, что к тебе сразу пойдут с вопросами, проблемами. ИДИ сама. Провела диагностику – обсуди (в рамках дозволенного – «НЕ НАВРЕДИ РЕБЕНКУ» ) с учителем реальность выполнения рекомендаций. Если ребенку нужны коррекционные или развивающие занятия, предложи свою помощь. Если в должностных обязанностях этот вид деятельности не предусмотрен, то порекомендуй специалиста, готового помочь.
ПОДСКАЗКА 3: График твоей работы, когда и в какое время ведешь консультации для детей, родителей, педагогов, должен висеть на двери твоего кабинета, в учительской, в фойе школы.
ПОДСКАЗКА 4: В учительской рекомендую оформить свой стенд с оригинальным названием. Я помещаю там план на месяц, план – сетку родительских собраний (пустую, учителя записываются), статью из газеты «Школьный психолог», помогающую учителям проводить тематические классные часы, популярный тест для эмоциональной разрядки.
- Просветительская работа (педсоветы, родительские собрания, беседы с детьми, лектории, и т. д)
ПОДСКАЗКА 5: Предложи классному руководителю 7 – 8- х классов провести, например, с классом тренинг общения, креативности или «Познай себя», заинтригуй и учителя, и ребят. В учительской напиши оригинальное объявление о проведении родительских собраний с приблизительными темами, повесь план – сетку (пустую) на месяц, куда учителя смогут записать свой класс. И им будет приятно, что о них заботятся, и Вы без перегруза времени запланируете на месяц работу.
ПОДСКАЗКА 6: А еще мы с завучем по воспитательной работе стали проводить общешкольные родительские собрания по параллелям. Один месяц – одна параллель. Очень удобно и эффективно.
- Диспетчерская работа (рекомендация психолога обратиться родителям, детям за консультацией к смежному специалисту: логопеду, психоневрологу
7. Документация:
а) Папка с документацией ( удобно завести папку с файлами):
- Положение о службе практической психологии в системе образования от 22.10.1999г. №636
- Должностные обязанности (заверенные печатью и подписью директора)
- Перспективное планирование на год (заверенные печатью и подписью директора, с целями школы, целью и задачами психолога или службы, видами деятельности и сроками)
- Этический кодекс психолога («Школьный психолог» №44 за 2001г.)
- Рекомендуемые временные нормативы диагностической и коррекционной деятельности психолога («Школьный психолог» №6 за 2000г.)
- Тематика родительских собраний на год.
- План-сетка родительских собраний (вкладывается каждый месяц)
- План психолого-медико-педагогического консилиума школы.
- Различные приказы, инструкции.
б) Журналы
- Планы работы на неделю, четверть.
- Журнал консультаций.
Журнал консультаций можно оформить в виде таблицы, включающей следующие столбцы:
Дата/ФИО обратившегося/Проблема/Пути решения проблемы/Рекомендации
ПОДСКАЗКА 7: В журнале под №2 я указываю, кто обратился за консультацией: учитель (У), ребенок (р), родители (Р) и класс. Такая система помогает экономить время при подсчете количества консультаций за месяц.
- Журнал учета групповых видов работ.
Журнал учета групповых видов работ можно оформить в виде таблицы, включающей следующие столбцы:
Дата/Класс/Вид работы/Рекомендации/Примечание
- Папки с результатами обследований.
ПОДСКАЗКА 8: В папках с файлами очень удобно хранить результаты обследований.
- Папки с методическими материалами.
ПОДСКАЗКА 9: У меня папки по различным разделам: работа с родителями, работа с учителями, работа с учащимися, методические разработки, сказкатерапия, консультирование. (Интересные материалы переснимаю из журналов и газет, а «Школьный психолог» раскладываю по темам.)
ПОДСКАЗКА 10: Чтобы не было рутины в ведении документации, заполняй журналы в конце каждого рабочего дня, обобщай все в пятницу. В конце месяца останется только проанализировать, все ли выполнено, эффективность работы, подсчитать количество проведенных консультации, родительских собраний, коррекционных или развивающих занятий, тренингов.
8. Методики
Я пользуюсь стандартизированными методиками фирмы «Иматон». Доверяю издательствам «Речь», «Генезис», «Смысл».
В арсенале у меня есть:
- Диагностика готовности ребенка к обучению в 1 – ом классе (методика Л.А. Ясюковой)
- Диагностика готовности ребенка к обучению в 5– ом классе (методика Л.А.Ясюковой)
- Диагностика психофизиологических свойств (тест Тулуз – Пьерона)
- Диагностика интеллектуальных способностей (Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра, Кубики Косса)
- Диагностика личных качеств ( Цветовой тест М. Люшера, Факторный личностный опросник Р. Кеттелла, Тест С. Розенцвейга, тест на тревожность, на изучение акцентуаций характера)
9. Особенности построения взаимоотношений.
а) Психолог и школьная администрация.
Трудности могут возникнуть из – за «вечного вопроса» : кому ты подчиняешься, перед кем отчитываешься. Бывает, что администратор нагружает психолога работой, не входящей в его должностные обязанности. Что же делать?
Внимательно изучи пункт № 2 данной статьи.
б) Психолог и коллектив учителей.
Я думаю, что суть этих взаимоотношений – равноправное сотрудничество. И у учителя, и у психолога есть общая цель – РЕБЕНОК, его развитие и благополучие.Общение с учителем должно строиться на принципах уважения его опыта и (или) возраста, дипломатии и компромисса. В коллективе всегда найдется группа учителей, которые с интересом включатся в вашу с ней совместную деятельность. И у тебя появятся единомышленники.
в) Психолог и учащиеся.
Открытость, улыбчивость, искренность, умение выйти из щекотливой ситуации – все это обеспечивает твой авторитет. Важен и стиль твоего поведения: как приглашаешь детей прийти на обследование, как идешь по коридору во время перемены, как реагируешь на провокации, агрессию, неожиданный приход подростков.
И напоследок, я закрываю дверь в кабинет только в случае консультации или обследования. На перемене я выхожу в рекреацию пообщаться с ребятами или ребята (особенно младших классов) прибегают ко мне.
В запасе у меня есть притчи, которые выручали меня не один раз, ведь подростки любят проверить твою компетентность и умение выкрутиться из любой ситуации.
Желаю УДАЧИ, искренне надеюсь, что у тебя все ПОЛУЧИТСЯ!
Дополнительные материалы:
1. Подборка статей из журнала «Вопросы психологии»:
(доступ к некоторым статьям можно получить здесь, а также с главной страницы сайта журнала)
- Колмогорова Л. С., Холодкова О. Г. Особенности становления психологической культуры младших школьников, 011 с.47
- Фридман Л. М. О концепции школьной психологической службы, 011 с.97
- Панюкова Ю. Г. Предпочитаемые и отвергаемые места в школе (по материалам сочинений и рисунков учеников), 012 с.131
- Слободчиков В. И., Шувалов А. В. Антропологический подход к решению проблемы психологического здоровья детей, 014 с.91
- Цукерман Г. А. Переход из начальной школы в среднюю как психологическая проблема, 015 с.19
- Степанова М. А. Профессия: практический психолог, 015 с.80
- Шувалов А. В. Проблемы развития службы психологического здоровья в системе дополнительного образования детей, 016 с.66
- Ильясов И. И. Личностно-ориентированное образование в школе: миф или реальность?, 016 с.133
- Развитие психологической службы в системе дополнительного образования детей, 016 с.136
- Аминов Н. А., Молоканов М. В. Социально-психологические предпосылки специальных способностей школьных психологов, 921 с.74
- Белоус В. В., Шульга Т. И. Практическая помощь школьному психологу, 921 с.168
- Цукерман Г. А. Какая теория нужна школьной психологии?, 931 с.114
- Еремеев Б. А. Основное содержание мнений о людях у учителей, учащихся, родителей, 933 с.119
- Мясоед П. А. Теория и практика в работе школьного психолога, 934 с.73
- Пряжников Н. С., Пряжникова Е. Ю. Принципы организации и перспективы школьной психологической службы в России, 942 с.99
- Григорьева М. Н. Практический опыт педологии глазами школьного психолога, 943 с.108
- Яковлева Е. Л. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста., 945 с.37
- Савченко Е. А. О готовности старшеклассников противостоять аморальным проявлениям, 973 с.22
- Репкина Н. В. Система развивающего обучения в школьной практике, 973 с.40
- Заика Е. В., Лантушко Г. Н. Игры для формирования раскрепощенности в познавательной сфере школьников, 974 с.58
- Варламова Е. П., Степанов С. Ю. Рефлексивная диагностика в системе образования, 975 с.28
- Хасан Б. И., Сергоманов П. А. Ситуация обучения как продуктивный конфликт, 002 с.79
- Тихонова И. А. Педагогическое общение в школьной библиотеке: скрытые психологические возможности, 004 с.120
- Колмогорова Л. С., Холодкова О. Г. Особенности становления психологической культуры младших школьников, 011 с.47
- Мильруд Р. П., Можейко А. В. Диагностика стойких и временных познавательных трудностей у младших школьников, 013 с.117
- Цукерман Г. А. Переход из начальной школы в среднюю как психологическая проблема, 015 с.19
- Поддьяков А. Н. Противодействие обучению и развитию как психолого-педагогическая проблема, 991 с.13
- Селеверстова Н. Я. Психодиагностика ребенка: за и против, 003 с.14
4. Описание профессии «школьный психолог» в рамках проекта «Психология как профессия» (Факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, Лаборатория психологии профессий и конфликта, Кафедра психологии труда и инженерной психологии).
C вопросами, замечаниями и предложениями можно обращаться на e-mail автора статьи
Уголок психолога
Три пути у человека, чтобы разумно поступать:
первый, самый благородный, – размышление,
второй, самый легкий, – подражание,
третий, самый горький, – опыт.
Предварительный просмотр:
Улыбайся и говори добрые слова
Будь спокойнее – держи себя в руках
Скажи себе «СТОП!», и досчитай до 10.
Как помочь учащимся быстрее адаптироваться
к школе после летних каникул?
Не секрет, что учащимся непросто дается начало года. Учителя отмечают, что их трудно собрать, ученики как будто все забыли, их мысли не направлены на учебу, внимание рассеянно и т.д. Однако данные негативные проявления можно минимизировать, если понимать то, что происходит с ребенком в этот период, каковы его потребности, трудности и учитывать данные моменты в организации учебно –воспитательного процесса.
На что стоит обратить внимание:
- Даже в самых дружных коллективах в первые дни после возвращения с каникул учащиеся заново выстраивают межличностные отношения, пройдя от ощущения некой скованности в общении, к свободе взаимодействия и появлению чувства принадлежности к классу. Для того, чтобы дети быстрее вновь ощутили себя сплоченным коллективом, а не остались «чужими» друг для друга, необходимо как можно больше внимания в первые дни уделить совместным сплачивающим мероприятиям. Походы, создание символа класса, смешного фотоальбома первых дней в школе – эти и многие другие мероприятия помогут быстро сплотить детей.
- В первые дни прихода в школу детям охота в первую очередь поделиться летними впечатлениями – они выходят на первый план, заслоняя учебу. Поэтому важно дать возможность учащимся поговорить про летние впечатления, для того, чтобы отреагировать их, тем самым, выводя вперед учебные моменты. Пускай школьники принесут летние фотографии и оформят ими стену класса, сделав нужные подписи.
- Почти все учащиеся приходят в школу после каникул достаточно замотивированные – им хочется идти в школу. Однако это чувство может быстро угаснуть, если начало учебного процесса не «зажигает» ребенка - организовано неинтересно или ребенок чувствует себя не вполне комфортно. «Как встретишь новый год, так его и проведешь» - гласит мудрость. Это актуально и для школьной мотивации – хорошее начало учебы дает мощный толчок на долгое время. Поэтому важно всячески поддерживать ту мотивацию, с которой ученик пришел в школу, организуя учебный процесс, в том числе, повторение в интересной форме для учащихся, создавая безопасную среду в классе.
Адаптация – сложный, длительный и
весьма напряженный процесс.
Учительница даже самая строгая для вашего ребенка, особенно первое время «самая-самая» и ваше негативное отношение к ее требованиям затрудняет собственное определение в статусе ученика.
Плохо или хорошо, но учеба требует жить в коллективе, поэтому ребенок должен обладать знаниями общения со сверстниками. Ни в коем случае не следует перекладывать вину на других, но при этом ребенок должен знать, что у вас он найдет поддержку, сочувствие, будет уверен, что вы поможете ему. Потребуется время, чтобы малыш осознал, что он не «лучше всех», что лучшие умения или большие знания не повод для превосходства и пренебрежительного отношения к одноклассникам. Правильная оценка успехов ребенка (даже если успех невелик и не удовлетворяет учителя или родителей) – это ваша моральная и эмоциональная поддержка ребенка в процессе психологической адаптации. Положительные эмоции, которые испытывает ребенок при общении со сверстниками, во многом формируют его поведение, облегчают адаптацию в школе.
- будите ребенка спокойно, он должен слышать спокойный голос.
- не торопите. Умение рассчитывать утреннее время – это ваша задача.
- не прощайтесь предупреждая: «Не балуйся! Веди себя хорошо». Пожелайте удачи и поцелуйте его.
- выслушав учителя, не устаивайте «взбучку».
- перед сном погладьте ребенка, сказку расскажите. Это поможет снять напряженность.
Совет 1: Как оформить стенд психолога
- Как оформить стенд психолога
- Как оформить уголок по пожарной безопасности
- Как оформить уголок дежурств
- информация на стенд психолога
Совет 2: Как оформить визитки
Иногда супружеская пара (муж и жена) оформляют единую визитную карточку - для практических целей (например, прикладывают к свадебным и другим подаркам). Первым в ней пишется имя жены.
Номер домашнего телефона на визитке не указывают. При необходимости напишите его от руки. «Свободным художникам», без офиса, свой домашний или мобильный телефон впечатать придется.
При оформлении визитной карточки можно проявить творчество: например, врачу сделать свою визитку еще и талончиком.
Материалы для стенда "Советы психолога"
Материалы для стенда
Неуверенность в себе проявляется двумя способами — застенчивостью и… наглостью . В первом случае, человек пытается скрыть свои недостатки не попадаясь людям на глаза, а во втором — человек с той же самой целью привлекает к себе внимание и пускает пыль в глаза.
Неудачникам на приеме у психолога не так больно, как «удачникам», потому что в процессе работы их ждут приятные открытия на свой счет — они узнают, что не так плохи, как им казалось. «Удачникам» хуже — они узнают о себе очень много нелицеприятного, потому что всю жизнь себя переоценивали.
Обида — это детский способ получить желаемое с помощью манипулирования и игры на чувстве вины. В раннем детстве ребенок разыгрывает обиду совершенно сознательно и может остановить ее в любой момент. Но с возрастом, мы начинаем и сами верить в свою обиду. И в эту детскую игру люди, зачастую, играют до самой старости.
Страх боли отнимает больше сил и причиняет больше страданий, чем сама боль. На этом принципе основаны технологии пыток и допросов.
90% всех заболеваний носят психологический характер и могут быть окончательно вылечены только при восстановлении душевного равновесия. В противном случае, под действием медицинских процедур происходит только замещение одного заболевания другим.
«Скажи мне, что тебе снится, и я скажу, что тебя тревожит» – именно так можно было бы перефразировать известную пословицу, после того, как американские ученые опубликовали результаты новых исследований о природе сна. Они доказали: содержание снов и кошмаров зависит от характера человека и событий, которые наиболее ярко запечатлеваются в его памяти. К примеру, если самое сильное, за последние часы иди дни, впечатление, на человека произвело какое-либо, радостное или печальное событие, оно почти наверняка отразится в его снах. Не зря же выжившие жертвы катастроф или их свидетели потом месяцами, а то и годами, видят во сне то, что когда-то так напугало их наяву. Точно так же может отразиться в «мире снов» и радость…
Не пытайтесь запомнить более четырех вещей.
Забыли зачем пошли в соседнюю комнату или куда положили только что виденную визитку? Не беспокойтесь: ученые говорят, что это вполне нормально, так как человеческий мозг не способен хранить в рабочей памяти много информации. Рабочая память представляет собой еще более быстрый вид кратковременной памяти в мозгу человека. С некоторой долей условности рабочую память человека можно сравнить с кеш-памятью процессора - ее мало, но она самая быстрая.
Однако до сих пор специалисты расходились во мнении по поводу того, насколько многовекторна рабочая память человека, иными словами, сколько различных потоков данных эта память способна одновременно удерживать. До сих пор считалось, что рабочая память человека способна работать в 7 направлениях. По одной из версий, именно по этой причине телефонные номера не содержат более 7 цифр.
Теперь же специалисты пришли к выводу, что возможности этой памяти скромнее - у нее не более 4 векторов, именно по этой причине людям гораздо проще запоминать цифры из групп по 4 в каждой, а максимум заданий, которые человек способен выполнять одновременно не превышает четырех.
О вас другому все расскажет смех.
Известно, что при общении друг с другом люди, сами того не подозревая, помимо речи, пользуются языком жестов. Что бы ни говорил вам ваш собеседник, стоит обращать внимание на его мимику, жесты и телодвижения. Даже улыбка и смех вашего собеседника многое может о нём рассказать. Если человек при смехе прикрывает рот рукой, значит, он несколько робок и неуверен в себе. Такой человек не раскрывается окружающим, старается оставаться в тени, часто смущается. Если собеседник смеётся громко с открытым ртом, то, вероятно, он принадлежит к подвижным и темпераментным людям. Он любит сам говорить, но не умеет слушать. Ему не помешало бы немного сдержанности и умеренности. Когда при смехе человек запрокидывает голову, это говорит о его широкой душе, доверчивости и легковерности. Часто он совершает неожиданные поступки, руководствуясь лишь своими чувствами. Если он морщит нос при смехе, вероятно, что это человек не консервативных взглядов. Его чувства и мнения быстро и часто меняются. Он не станет долго отстаивать свою точку зрения, если вы приведете несколько доводов, доказывающих обратное. Он эмоциональный и часто капризный, легко поддаётся сиюминутному настроению. Когда смеётся, то прищуривает веки? Это свидетельствует об уверенности и уравновешенности собеседника. Это деятельный, настойчивый человек, обладающий незаурядным умом. Однако, в своей настойчивости он часто перегибает палку. Если у человека нет определённой манеры смеяться, видимо, он принадлежит к индивидуалистам. Такие люди во всём и всегда руководствуются собственным мнением, пренебрегая взглядами других. Зная эти маленькие хитрости и будучи наблюдательным человеком, можно составить представление о собеседнике. А ещё полезно понаблюдать за самим собой: что ваша улыбка говорит о вас?
Первая помощь при остром стрессе
Если мы неожиданно оказываемся в стрессовой ситуации (кто-то разозлил, заставил понервничать начальник или кто-то из домашних), у нас начинается острый стресс. Для начала нужно собрать в кулак всю свою волю и скомандовать себе: «Стоп!» – чтобы резко затормозить развитие острого стресса. Чтобы суметь выйти из состояния острого стресса, чтобы успокоиться, необходимо найти эффективный способ самопомощи. И тогда в критической ситуации, которая может возникнуть каждую минуту, мы сможем быстро сориентироваться, прибегнув к этому методу помощи при остром стрессе.Перечислим некоторые советы, которые могут помочь выйти из состояния острого стресса.
1. Противострессовое дыхание. Медленно выполняйте глубокий вдох через нос; на пике вдоха на мгновение задержите дыхание, после чего сделайте выдох как можно медленнее. Это успокаивающее дыхание. Постарайтесь представить себе, что с каждым глубоким вдохом и продолжительным выдохом вы частично избавляетесь от стрессового напряжения.
2. Минутная релаксация. Расслабьте уголки рта, увлажните губы. Расслабьте плечи. Сосредоточьтесь на выражении своего лица и положении тела: помните, что они отражают ваши эмоции, мысли, внутреннее состояние. Вполне естественно, что вы не хотите, чтобы окружающие знали о вашем стрессовом состоянии. В этом случае вы можете изменить «язык лица и тела» путем расслабления мышц и глубокого дыхания.
3. Оглянитесь вокруг и внимательно осмотрите помещение, в котором вы находитесь. Обращайте внимание на мельчайшие детали, даже если вы их хорошо знаете. Медленно, не торопясь, мысленно переберите все предметы один за другим в определенной последовательности. Постарайтесь полностью сосредоточиться на этой «инвентаризации». Говорите мысленно самому себе: «Коричневый письменный стол, белые занавески, красная ваза для цветов» и т.д. Сосредоточившись на каждом отдельном предмете, вы отвлечетесь от внутреннего стрессового напряжения.
4. Если позволяют обстоятельства, покиньте помещение, в котором у вас возник острый стресс. Перейдите в другое, где никого нет, или выйдите на улицу, где сможете остаться наедине со своими мыслями. Разберите мысленно это помещение (если вы вышли на улицу, то окружающие дома, природу) «по косточкам», как описано в пункте 3.
5. Встаньте, ноги на ширине плеч, наклонитесь вперед и расслабьтесь. Голова, плечи и руки свободно свешиваются вниз. Дыхание спокойное. Фиксируйте это положение 1–2 минуты, после чего очень медленно поднимайте голову (так, чтобы она не закружилась).
6. Займитесь какой-нибудь деятельностью, все равно какой: начните стирать белье, мыть посуду или делать уборку. Секрет этого способа прост: любая деятельность, и особенно физический труд, в стрессовой ситуации играет роль громоотвода — помогает отвлечься от внутреннего напряжения.
7. Включите успокаивающую музыку, ту, которую вы любите. Постарайтесь вслушаться в нее, сконцентрироваться на ней (локальная концентрация). Помните, что концентрация на чем-то одном способствует полной релаксации, вызывает положительные эмоции.
8. Возьмите калькулятор или бумагу и карандаш и постарайтесь подсчитать, сколько дней вы живете на свете (число полных лет умножьте на 365, добавляя по одному дню на каждый високосный год, прибавьте количество дней, прошедшее с последнего дня рождения). Такая рациональная деятельность позволит вам переключить свое внимание. Постарайтесь вспомнить какой-нибудь особенно примечательный день вашей жизни. Вспомните его в мельчайших деталях, ничего не упуская. Попробуйте подсчитать, каким по счету был этот день вашей жизни.
9. Побеседуйте на какую-нибудь отвлеченную тему с любым человеком, находящимся рядом: соседом, товарищем по работе. Если же рядом никого нет, позвоните по телефону своему другу или подруге. Это своего рода отвлекающая деятельность, которая осуществляется «здесь и сейчас» и призвана вытеснить из вашего сознания внутренний диалог, насыщенный стрессом.
10. Проделайте несколько противострессовых дыхательных упражнений.
Теперь, взяв себя в руки, вы спокойно можете продолжить прерванную деятельность.
Условия расслабления
• Спокойная обстановка: тихий уголок — дома, на природе.
• Специальная методика расслабления.
• Пассивное состояние: полное освобождение от мыслей, переживаний.
• Позвольте мыслям свободно проплывать мимо вас.
• Учение Будды: перестать творить зло, делать добро и уметь останавливать ум.
• Удобная поза (положение, в котором можно некоторое время находиться комфортно): сидя в позе кучера или барина; лежа на горизонтальной плоскости.
• Регулярные занятия релаксацией.
Пять советов Бредли Фредерика
Данные рекомендации разработаны в США и адаптированы для нашей страны.
1. Сделайте несколько глубоких вдохов. Этим вы приглушите чувства нервозности и беспокойства, возникающие первыми в практически любой стрессовой ситуации.
2. Потянитесь. Большинство из нас отвечают на стрессовое воздействие мышечным напряжением, а растягивание мышц в определенной степени уменьшает ощущение стрессового «нажима».
3. Выпятите грудь колесом. Это делается не только для того, чтобы почувствовать свою значимость в психотравмирующей, стрессовой ситуации. Вы расправляете грудь, чтобы вам было легче дышать. В состоянии стресса напряжение мускулатуры может вызывать затруднения дыхания, что обычно усиливает беспокойство, которое человек и так чувствует в подобной ситуации. Первый раз, когда плечи идут назад, глубоко вдохните, затем, когда они расслаблены, выдохните. Повторите все это 4–5 раз, затем снова глубоко вдохните. Повторите всю последовательность 4 раза.
4. Полностью расслабьтесь. Для этого существует самый простой способ так называемой прогрессивной релаксации. Начиная с макушки до кончиков пальцев ног, напрягите одновременно одну группу мышц своего тела, подержите это напряжение несколько секунд, а затем дайте мышцам расслабиться.
5. Примите (если есть такая возможность) горячую ванну. Когда человек напряжен в стрессовой ситуации, когда он беспокоен и даже тревожен, приток крови к его конечностям уменьшается. Горячая же вода восстанавливает циркуляцию крови, как бы давая понять организму, что он находится в безопасности и что уже можно расслабиться. Если рядом нет ванны (или душа), то можно просто подержать руки под струей горячей воды из крана до тех пор, пока вы не почувствуете, что напряжение уходит. К тому же проточная вода, по мнению биоэнерготерапевтов, «смывает» накапливающуюся в человеке «отрицательную», вредную для его здоровья энергию.
АНТИСТРЕССОВЫЕ ПРИЕМЫ
9 профилактических правил для всех и каждого
наша жизнь набрала такой бешеный темп, что это начинает угрожать не только нервно-психическому, но и физическому здоровью людей. Ученые не перестают разрабатывать системы и методы, помогающие современному «цивилизованному» человеку не попасть в «стрессовый плен». Вот что, к примеру, рекомендуют австралийские специалисты.
1. Полдня в неделю нужно проводить так, как вам нравится: плавайте, танцуйте. Прогуливайтесь или же просто сидите на скамейке в парке. В общем, хватит отдавать себя только работе!
2. Не реже одного раза в день говорите самому дорогому для вас человеку теплые слова. Не сомневайтесь, что он (она) скажет вам в ответ то же самое. В нашем суровом мире одно сознание того, что вас кто-то любит, способно защитить от тяжелых срывов.
3. Два или три раза в неделю давайте себе физическую нагрузку. Упражнения не должны быть изматывающими, но если после занятий вам не понадобился душ, значит, вы что-то делали неправильно или же просто недостаточно тренировались.
4. Пейте побольше воды (не спиртных напитков!). для того чтобы поддерживать тело в хорошей форме, следует выпивать только одной воды не менее 1–1,5 литра в день.
5. По меньшей мере раз в неделю занимайтесь тем, что вам вроде бы «вредно» (можно, к примеру, «чуть-чуть» нарушить диету, на которой вы сидите, побалуйте себя сладеньким или же ложитесь спать раньше либо позже, чем обычно). Следить за собой необходимо, но, когда это делается слишком серьезно, можно опасаться того, что вы станете ипохондриком.
6. Не позволяйте расхищать свою жизнь! Будет лучше, если некоторые письма останутся нераспечатанными, а телефонные звонки — без ответа. Бесцеремонные люди крадут часы (даже дни) вашей жизни и создают вам стрессы, заставляя делать то, что вам не нужно и не нравится.
7. Когда вы подавлены или рассержены, займитесь интенсивной физической работой: вскопайте огород, раскидайте сугробы, переставьте мебель или просто разбейте старые тарелки. Можете отправиться за город и покричать там. Подобные неадекватные поступки неплохо защищают человека от стрессов.
8. Съедайте хотя бы по одному банану в день. В них практически все витамины, много микроэлементов, к тому же они обладают высочайшей энергетической емкостью.
9. Купите (если у вас еще нет такого) телефонный аппарат с записывающим устройством (или так называемый АОН, высвечивающий или сообщающий голосом номер звонящего). Это позволит вам не дергаться из-за каждого звонка и сохранять действительно нужную для вас информацию.
Не очень сложные приемы, согласитесь? Но следование им обязательно убережет вас от многих тяжелых стрессов.