Содержание:
Закон 273 фз определяет сроки приведения в соответствии с новым законом
Согласно ч. 1 ст. 25 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация действует на основании устава, утвержденного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Сам Федеральный закон № 273-ФЗ в отличие от ранее действующего законодательства об образовании не устанавливает особый порядок принятия устава образовательного учреждения коллективом образовательной организации.
Таким образом, по новому Федеральному закону «Об образовании» порядок утверждения устава, изменений и дополнений к нему определяется действующим законодательством. Рассмотрим данный порядок на примере государственных (муниципальных) учреждений.
Порядок утверждения устава казенных и бюджетных учреждений урегулирован Федеральным законом «О некоммерческих организациях». Согласно ст. 14 данного Федерального закона устав бюджетного и казенного учреждения утверждается учредителем.
Изменения в устав бюджетного или казенного учреждения вносятся в порядке, установленном:
Правительством Российской Федерации - в отношении федеральных бюджетных или казенных учреждений;
высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации - в отношении бюджетных или казенных учреждений субъекта Российской Федерации;
местной администрацией муниципального образования - в отношении муниципальных бюджетных или казенных учреждений.
Федеральный закон «О некоммерческих организациях» не предусматривает предварительное принятие или рассмотрение новой редакции устава каким-либо органом управления казенного или автономного учреждения.
Порядок утверждения устава автономных учреждений регламентируется Федеральным законом «Об автономных учреждениях». Согласно ч. 1 ст. 7 данного Федерального закона устав автономного учреждения также утверждается его учредителем. Однако в отличие от казенных и бюджетных учреждений утверждению учредителем устава предшествует рассмотрение наблюдательным советом предложения учредителя или руководителя автономного учреждения о внесении изменений в устав (п. 1 ч. 1 ст. 11 Федерального закона «Об автономных учреждениях»).
По результатам рассмотрения наблюдательный совет дает рекомендации. Учредитель автономного учреждения утверждает изменения в устав после рассмотрения рекомендаций наблюдательного совета автономного учреждения (ч. 2 ст. 11 Федерального закона «Об автономных учреждениях»).
Участие иных органов управления автономного учреждения в принятии или рассмотрении изменений в устав законодательство не предусматривает.
Такой образом, действующее законодательство устанавливает порядок утверждения изменений в устав государственного (муниципального) образовательного учреждения, исключающий участие в таком утверждении общего собрания (конференции) образовательного учреждения. Следовательно, нормы, содержащиеся в имеющихся редакциях уставов государственных (муниципальных) образовательных учреждений, предусматривающих предварительное принятие коллективом образовательного учреждения устава не соответствуют новому Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» и не подлежат применению.
Таким образом, изменения в устав вносятся путем их утверждения учредителем без проведения общего собрания коллектива и принятия им таких изменений. При изменения устава нормы, предусматривающие принятие изменений в устав общим собранием коллектива (конференцией), должны быть исключены с целью приведения в соответствие с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации».
Новый закон «Об образовании»: что нового ждет частные образовательные организации с 01 сентября 2013 г.?
С 01 сентября 2013 г. вступает в силу Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ». Одновременно Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» и Федеральный закон от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» утрачивают силу. Теперь деятельность всех образовательных организаций, в том числе высшего и послевузовского профессионального образования, регулируется одним законом. Об основных положениях нового закона, касающихся частных образовательных организаций (учреждений), рассказывает Кололеева Светлана Викторовна, Руководитель корпоративной практики Юридической фирмы «Юста Аура».
1. Главное изменение - расширение круга лиц, имеющих право заниматься образовательной деятельностью
- Регистрация образовательных организаций
- Приведение уставов НОУ, НОЧУ в соответствие с новым законом об образовании
- Разработка документов образовательной организации, обязательных для размещения на ее сайте
- Правовой анализ информации и документов образовательной организации, подлежащих размещению на ее сайте
Автор: Кололеева Светлана Викторовна
Опубликовано: Правовая газета «Статус» № 7 (27) 2013 С. 14-15
Приведение уставов и наименований школ в соответствие с Федеральным законом №273-ФЗ
Согласно части 5 статьи 108 Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон №273-ФЗ ) наименования и уставы образовательных организаций подлежат приведению в соответствие с Федеральным законом №273-ФЗ не позднее 1 января 2016 года. Так как на эту работу требуется немалое время, то не следует ее откладывать на последние дни.
О переименовании
Вопросы переименования образовательных организаций в связи с вступлением в силу c 1 сентября 2013 года Федерального закона №273-ФЗ разъяснены в письмах Минобрнауки России от 10 июня 2013 г. № ДЛ-151/17 и от 9 июля 2013 г. № ДЛ-187/17.
Согласно разъяснениям, одной из организационно-правовых форм некоммерческих организаций является, в том числе, учреждение (казенное, бюджетное, автономное), поэтому и в наименовании образовательных учреждений слово «учреждение» не требуется заменять словом «организация».
Также отмечено, что к числу необязательных сведений, указываемых в наименовании образовательной организации по ее желанию и (или) желанию ее учредителя, относятся:
- указание на тип для государственных и муниципальных учреждений (казенное, бюджетное, автономное);
- указание на форму собственности («государственная», «муниципальная» или «частная»);
- указание на особенности осуществляемой образовательной деятельности (уровень и направленность образовательных программ, интеграция их различных видов, содержание образовательной программы, специальные условия реализации программ и (или) особые образовательные потребности обучающихся) или дополнительно осуществляемые функции, связанные с предоставлением образования (содержание, лечение, реабилитация, коррекция, психолого-педагогическая поддержка, интернат, научно-исследовательская, технологическая деятельность и другие);
- включение в наименование официального наименования «Российская Федерация» или «Россия», а также слов, производных от этого наименования, по разрешению, выдаваемому в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
- использование в наименовании имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования, в порядке, предусмотренном Законом о некоммерческих организациях.
Таким образом, переименование образовательного учреждения, в первую очередь, будет связано с приведением его типа с учетом его организационно-правовой формы в соответствие с Федеральным законом №273-ФЗ. При этом необходимо иметь в виду, что если в отношении образовательного учреждения тип не меняется, то его переименование в рамках Федерального закона №273-ФЗ не требуется.
Например, возможные варианты наименования бюджетного общеобразовательного учреждения:
Общеобразовательное учреждение № 00
Бюджетное общеобразовательное учреждение № 00
Муниципальное общеобразовательное учреждение н-ского района № 00
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение н-ского района № 00
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 00»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей современных технологий управления № 00» и т.д.
Вместе с тем общеобразовательные учреждения, в отношении которых тип, в соответствии с Федеральным законом №273-ФЗ, меняется, либо общеобразовательные учреждения, в наименовании которых в настоящее время тип не содержится, должны привести свои наименования в соответствие с Федеральным законом №273-ФЗ.
Например, имеется — муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Школа», должно быть — муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа».
Переименование образовательной организации следует согласовывать с её Учредителем.
Переименование образовательной организации чревато определенными последствиями бюрократического и финансового характера. Так, если общеобразовательное учреждение переименовано, то предстоит сменить печать, штампы, бланки, вывеску, переоформить лицензию и свидетельство о госаккредитации, внести изменения в финансовые документы и документы других организаций, взаимодействующих с образовательным учреждением, внести соответствующие записи в трудовые книжки работников, изменения в локальные акты организации и т.д.
Об уставе
Согласно части 1 статьи 25 Федерального закона №273-ФЗ образовательная организация действует на основании устава, утвержденного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Требования к уставу образовательной организации определены в статьях 25, 26, 27, 30, 34, 44, 47, 51, 57 Федерального закона №273-ФЗ, а также в статьях 9.2, 14, 28 Федерального закона «О некоммерческих организациях». В соответствии с указанными законами в уставе образовательной организации должна содержаться следующая информация:
— наименование некоммерческой организации, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно-правовую форму;
— тип образовательной организации;
— место нахождения организации, порядок управления деятельностью;
— учредитель образовательной организации;
— сведения о собственнике её имущества;
— предмет и цели деятельности;
— исчерпывающий перечень видов деятельности, которые бюджетное или казенное учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано;
— сведения о филиалах и представительствах (при их наличии);
— порядок принятия и утверждения локальных актов;
— виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности;
— структура и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок их формирования и сроки полномочий, порядок принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации;
— порядок участия обучающихся и педагогических работников в управлении образовательной организацией, в том числе в коллегиальных органах управления;
— форма участия в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, родителей несовершеннолетних обучающихся;
— права и обязанности руководителя образовательной организации, его компетенция в области управления образовательной организацией;
— права, обязанности и ответственность работников образовательных организаций, занимающих должности, указанные в части 1 статьи 52 Федерального закона №273-ФЗ;
— источники формирования имущества организации;
— порядок внесения изменений в учредительные документы организации;
— порядок использования имущества в случае ликвидации организации.
Требований к регулированию организации образовательного процесса в уставе образовательной организации Федеральным законом №273-ФЗ не установлено. Также законодательством РФ не запрещено включение в устав образовательной организации каких-либо положений, не предусмотренных обязательным перечнем содержания устава. То есть, в случае необходимости, в устав могут быть включены любые положения, не противоречащие действующему законодательству РФ.
При определении содержания Устава можно руководствоваться следующим:
1.Содержание устава определяется только требованиями федерального законодательства, а значительная часть информации переносится в локальные нормативные акты: правила приема обучающихся, режим занятий, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и т.п. В таком случае не возникает необходимости частого внесения изменений в устав, а все изменения по мере необходимости переносятся на локальные акты.
2.Представить в уставе максимум подробной информации, отражающей содержание вышеперечисленных локальных актов, в том числе с учетом профессиональных стандартов педагогов. В этом случае у образовательной организации возникает необходимость регулярно менять устав, так как законодательство об образовании, подзаконное регулирование образовательных услуг динамично развивается.
Информация. В сети Интернет по адресу: http://273-фз.рф/model можно посмотреть Модель устава бюджетного общеобразовательного учреждения, предложенного А.А. Вавиловой, кандидатом юридических наук, заместителем директора Центра прикладных правовых разработок Института образования НИУ ВШЭ.
Об утверждении устава
Согласно пункту 1 статьи 52 ГК РФ устав юридического лица утверждается его учредителями (участниками). Следовательно, устав общеобразовательной организации утверждает ее учредитель: для государственных – соответственно федеральные или региональные органы власти, для муниципальных — муниципальные органы власти, для частных образовательных организаций общего образования — их учредитель или учредители .
Согласно части 1.1 статьи 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях» утверждение устава бюджетного или казенного учреждения осуществляется в порядке, установленном:
1) Правительством РФ — в отношении федеральных бюджетных или казенных учреждений;
2) высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ — в отношении бюджетных или казенных учреждений субъекта РФ;
3) местной администрацией муниципального образования — в отношении муниципальных бюджетных или казенных учреждений.
Распорядительными актами указанных органов власти могут быть установлены и некоторые особенности утверждения устава учреждений данных типов.
Наименования, уставы общеобразовательных организаций, внесение изменений в них следует согласовывать с учредителем.
P.S. С уставом школы должны быть ознакомлены под роспись:
- работники школы,
- родители (законные представители) обучающихся при приеме в школу.
Копия устава размещается на школьном информационном стенде и на сайте школы в сети Интернет.
При подготовке использованы материалы информационных ресурсов:
— информационный портал «Реализация нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (http ://273- фз.рф);
ФЗ об образовании в вопросах и ответах
Главная > Советуем прочитать > ФЗ об образовании в вопросах и ответах
Комментарий к закону
В ИФ «Сентябрь» вышла книга «Федеральный закон об образовании в вопросах и ответах», подготовленная экспертами информационного портала 273-фз.рф. Мы продолжаем публикацию цикла статей из книги в форме вопросов и ответов, в которых собраны наиболее актуальные и интересные темы, касающиеся сферы общего образования.
В этом материале мы по-прежнему обсуждаем тему правового статуса образовательных организаций.
Как по Федеральному закону № 273-ФЗ регулируется деятельность детских садов — начальных школ? В администрации района нам сказали, что мы должны выбрать какие программы реализовывать: дошкольного или общего образования, поскольку такого вида образовательных учреждений больше нет.
Действительно, № 273-ФЗ не предусматривает деление образовательных организаций на виды, в том числе, не предусматривает и наличие такого вида образовательного учреждения как «детский сад — начальная школа». Не упоминается в Федеральном законе и такой тип образовательной организации как «образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста», предусмотренное Типовым положением об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста, утвержденного постановлением Правительства РФ от 19 сентября 1997 г. № 1204.
Однако отсутствие формального выделения для таких образовательной организаций отдельного типа и вида не препятствует их деятельности по новому законодательству. Согласно п. 2 ч. 2 ст. 23 Федерального закона № 273-ФЗ общеобразовательной организацией признается — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования. Согласно п. 2 ч. 4 ст. 23 Федерального закона № 273-ФЗ общеобразовательные организации вправе осуществлять образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, дополнительным общеобразовательным программам, программам профессионального обучения. Таким образом, Федеральный закон № 273-ФЗ не запрещает функционирование детских садов — начальных школ, предусматривая для них такой тип образовательной организации как общеобразовательная организация.
При этом слова в наименовании «детский сад — начальная школа» тоже сохраняться как указывающие на особенности осуществляемой образовательной деятельности (уровень реализуемых образовательных программ) в соответствии с ч. 6 ст. 23 Федерального закона № 273-ФЗ. Однако, наименование такой образовательной организации, скорее всего, придется скорректировать в соответствии с требованием ч. 5 ст. 23 Федерального закона № 273-ФЗ об указании типа образовательной организации. Например, если сейчас наименование звучит как: «Муниципальное бюджетное образовательное учреждение начальная школа — детский сад № 2», то теперь наименование должно быть следующим: «Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Начальная школа — детский сад № 2».
Заметим, что согласно ч. 5 ст. 108 Федерального закона № 273-ФЗ наименования и уставы образовательных учреждений подлежат приведению в соответствие с новым Федеральным законом не позднее 1 января 2016 года.
Обязательно ли в наименовании общеобразовательной организации, реализующей адаптированные образовательные программы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, использовать слова «специальная (коррекционная)»?
Согласно ч. 5 ст. 23 Федерального закона № 273-ФЗ наименование образовательной организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и тип образовательной организации. Каких-либо иных обязательных требований к наименованию образовательной организации данный Федеральный закон не содержит.
Образовательные организации, реализующие адаптированные образовательные программы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, Федеральным законом № 273-ФЗ в отдельный тип не выделяются. Кроме этого, в соответствии с п. 1 ч. 5 ст. 108 специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья должны переименоваться в общеобразовательные организации.
Вместе с тем, в соответствии с ч. 6 ст. 23 hассматриваемого Федерального закона в наименовании образовательной организации могут использоваться наименования, указывающие на особенности осуществляемой образовательной деятельности (уровень и направленность образовательных программ, интеграция различных видов образовательных программ, содержание образовательной программы, специальные условия их реализации и (или) особые образовательные потребности обучающихся), а также дополнительно осуществляемые функции, связанные с предоставлением образования (содержание, лечение, реабилитация, коррекция, психолого-педагогическая поддержка, интернат, научно-исследовательская, технологическая деятельность и иные функции).
Таким образом, в наименовании общеобразовательной организации, реализующей адаптированные образовательные программы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, использовать слова «специальная (коррекционная)» необязательно, но и не запрещено. Соответственно, при определении наименования образовательной организации использование данных слов остается на усмотрение учредителя.
Распространяются ли на организации, осуществляющие обучение, и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность, права и обязанности образовательных организаций?
Согласно п. 18 ст. 2 Федерального закона № 273-ФЗ образовательной организацией признается некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.
Согласно п. 19 ст. 2 Федерального закона № 273-ФЗ организацией, осуществляющей обучение, является юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности. Правовой статус организаций, осуществляющих обучение, урегулирован в ст. 31 Федерального закона № 273-ФЗ.
Индивидуальные предприниматели осуществляют образовательную деятельность непосредственно или с привлечением педагогических работников в соответствии со ст. 32 Федерального закона № 273-ФЗ.
В соответствии с ч. 2 ст. 21 Федерального закона № 273-ФЗ на организации, осуществляющие обучение, и индивидуальных предпринимателей, на их обучающихся, на педагогических работников, занятых в организациях, осуществляющих обучение, или у индивидуальных предпринимателей, распространяются права, социальные гарантии, обязанности и ответственность образовательных организаций, обучающихся и педагогических работников таких образовательных организаций.
В ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ устанавливаются компетенции, права, обязанности и ответственность образовательной организации, которые исходя из указанной выше нормы ч. 2 ст. 21 Федерального закона распространяются на организации, осуществляющие обучение, и на индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность.
В каком порядке вносить изменения в устав образовательной организации с целью его приведения в соответствие с новым Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»? Следует ли проводить общее собрание коллектива, если такой порядок предусмотрен в действующей редакции устава?
Согласно ч. 1 ст. 25 Федерального закона № 273-ФЗ образовательная организация действует на основании устава, утвержденного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Сам Федеральный закон № 273-ФЗ в отличие от ранее действующего законодательства об образовании не устанавливает особый порядок принятия устава образовательного учреждения коллективом образовательной организации.
Таким образом, по новому Федеральному закону «Об образовании» порядок утверждения устава, изменений и дополнений к нему определяется действующим законодательством. Рассмотрим данный порядок на примере государственных (муниципальных) учреждений.
Порядок утверждения устава казенных и бюджетных учреждений урегулирован Федеральным законом «О некоммерческих организациях». Согласно ст. 14 данного Федерального закона устав бюджетного и казенного учреждения утверждается учредителем.
Изменения в устав бюджетного или казенного учреждения вносятся в порядке, установленном:
- Правительством Российской Федерации — в отношении федеральных бюджетных или казенных учреждений;
- высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации — в отношении бюджетных или казенных учреждений субъекта Российской Федерации;
- местной администрацией муниципального образования — в отношении муниципальных бюджетных или казенных учреждений.
Федеральный закон «О некоммерческих организациях» не предусматривает предварительное принятие или рассмотрение новой редакции устава каким-либо органом управления казенного или автономного учреждения.
Порядок утверждения устава автономных учреждений регламентируется Федеральным законом «Об автономных учреждениях». Согласно ч. 1 ст. 7 данного Федерального закона устав автономного учреждения также утверждается его учредителем. Однако в отличие от казенных и бюджетных учреждений утверждению учредителем устава предшествует рассмотрение наблюдательным советом предложения учредителя или руководителя автономного учреждения о внесении изменений в устав (п. 1 ч. 1 ст. 11 Федерального закона «Об автономных учреждениях»).
По результатам рассмотрения наблюдательный совет дает рекомендации. Учредитель автономного учреждения утверждает изменения в устав после рассмотрения рекомендаций наблюдательного совета автономного учреждения (ч. 2 ст. 11Федерального закона «Об автономных учреждениях»).
Участие иных органов управления автономного учреждения в принятии или рассмотрении изменений в устав законодательство не предусматривает.
Такой образом, действующее законодательство устанавливает порядок утверждения изменений в устав государственного (муниципального) образовательного учреждения, исключающий участие в таком утверждении общего собрания (конференции) образовательного учреждения. Следовательно, нормы, содержащиеся в имеющихся редакциях уставов государственных (муниципальных) образовательных учреждений, предусматривающих предварительное принятие коллективом образовательного учреждения устава не соответствуют новому Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» и не подлежат применению.
Таким образом, изменения в устав вносятся путем их утверждения учредителем без проведения общего собрания коллектива и принятия им таких изменений. При изменения устава нормы, предусматривающие принятие изменений в устав общим собранием коллектива (конференцией), должны быть исключены с целью приведения в соответствие с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации».
Учредитель требует от нашей школы полностью и целиком переписать все нормы федеральных законов в устав. Наши уставы становятся существенно больше, чем были. Имеет ли право учредитель требовать это?
Согласно ст. 25 Федерального закона № 273-ФЗ устав утверждается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Для учреждений уставы утверждаются органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя вашей школы. Таким образом, именно учредитель, как лицо, утверждающее устав, принимает окончательное решение о его тексте — именно он утверждает устав, поэтому при наличии его несогласия с текстом устав не будет утвержден.
Включение в устав отдельных норм федерального законодательства не противоречит Федеральному закону № 273-ФЗ. Вместе с тем, следует отметить, что воспроизведение норм законодательства в уставах образовательных организаций нельзя рассматривать как эффективную и обоснованную практику. Такой подход только увеличит объем устава, что повлечет за собой увеличение расходов на снятие копий, их нотариальное заверения в случаях, когда это необходимо. Кроме того, это потребует и регулярно вносить изменения в устав при изменении законодательства.
На наш взгляд, текст устава имеет смысл делать максимально лаконичным, не дублируя в нем нормы законов, а также, не включая положений, которые регулируются на уровне локальных нормативных актов в соответствии со ст. 30 Федерального закона № 273-ФЗ.
Требования к уставу образовательной организации установлены ст. 25 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Устанавливает ли данный Федеральный закон какие-либо еще требования к уставам?
Действительно, основные требования к уставам образовательной организации закреплены в ст. 25 Федерального закона № 273-ФЗ. Это указание в уставе на тип образовательной организации; на учредителя или учредителей образовательной организации; перечисление видов реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности; установление структуры, порядка формирования, срока полномочий и компетенции органов управления образовательной организацией, порядка принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации. Последнее положение также конкретизировано в ч. 5 ст. 26.
Однако данной статьей не исчерпываются все нормы, регулирующие содержание уставов образовательных организаций. Дополнительные нормы можно разделить на три группы:
Нормы, устанавливающие обязательные требования, которые дополняют требования ст. 25 и относятся ко всем образовательным организациям;
Нормы, устанавливающие обязательные требования, которые относятся к отдельным типам или разновидностям образовательных организаций;
Нормы, определяющие области, которые могут быть урегулированы уставом.
К первой группе относятся следующие требования:
- Закрепление норм о филиалах (при их наличии) (ч. 4 ст. 27);
- Порядок принятия локальных актов (ч. 1 ст. 28 и ч. 1 ст. 30);
- Установление прав, обязанностей и ответственности работников образовательных организаций, занимающих должности инженерно-технических, административно-хозяйственных, производственных, учебно-вспомогательных, медицинских и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции (ч. 3 ст. 52);
- Определение уставных целей деятельности (ч. 1 ст. 101);
- Порядок направления при ликвидации образовательной организации ее имущества после удовлетворения требований кредиторов на цели развития образования (ч. 3 ст. 102).
Отдельно в этой группе следует выделить нормы, предусматривающие конкретизацию уставом структуры, порядка формирования, срока полномочий и компетенции органов управления образовательной организацией, порядка принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации, а также участия отдельных групп участников образовательных отношений в управлении образовательной организацией. Относительно данных вопросов следует отметить следующие нормы:
- Порядок участия обучающихся в управлении образовательной организацией (п. 17 ч. 1 ст. 34);
- Определение формы участия родителей в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность (п. 7 ч. 3 ст. 44);
- Порядок участия педагогических работников в управлении образовательной организацией, в том числе в коллегиальных органах управления (п. 9 ч. 3 ст. 47);
- Установление порядка назначения (избрания) руководителя (ч. 1 ст. 51);
- Определение прав и обязанностей руководителя образовательной организации, его компетенции в области управления образовательной организацией (ч. 6 ст. 51).
Ко второй группе относятся следующие требования:
- Установление специальных названий обучающихся, осваивающих дополнительные общеобразовательные программы в общеобразовательных организациях, имеющих целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной или иной государственной службе (ч. 2 ст. 33);
- Установление порядка вхождения научных работников в состав коллегиальных органов управления образовательной организацией (п. 1 ч. 2 ст. 50);
- Определение особенностей избрания, назначения на должность и статуса руководителя частной образовательной организации (ч. 10 ст. 51);
- Порядок избрания президента образовательной организации высшего образования и его полномочия (ч. 13 ст. 51).
И, наконец, к третьей группе относятся такие требования, как:
- Возможность формирования коллегиальных органов, не относящихся к числу обязательных (ч. 4 ст. 26);
- Право образовательной организации на ведение научной и (или) творческой деятельности (ч. 4 ст. 28);
- Установление иной (не образовательной) деятельности, которую образовательная организация вправе осуществлять (ч. 1 ст. 102).
Если устав можно поменять в 2015 году, то как быть с локальным актом о промежуточной аттестации обучающихся и другими локальными актами? В какой срок следует изменить их?
Федеральный закон № 273-ФЗустанавливает ряд особых норм, действующих после его вступления в силу. В частности, ст. 108 установлен срок внесения изменений в уставы до 1 января 2016 г. Отдельного регулирования сроков приведения в соответствие с новым законом иных локальных нормативных актов не предусматривается. Таким образом, локальные нормативные акты образовательной организации должны соответствовать Федеральному закону № 273-ФЗ уже с момента его вступления в силу, т. е. с 1 сентября 2013 года.
Вместе с тем, на эту дату еще не были приняты ряд новых подзаконных нормативных актов федерального уровня, и зачастую не приведено в соответствие региональное законодательство, муниципальные нормативные правовые акты. Соответственно, у образовательной организации нет полного набора новых (принятых в соответствии с новым Федеральным законом) нормативных правовых актов, на основании которых ей необходимо разрабатывать локальные нормативные акты. В этих условиях приведение в соответствие с законодательством локальных нормативных актов необходимо осуществлять в разумный срок с момента издание необходимых подзаконных актов. При этом требования локальных нормативных актов, не соответствующие Федеральному закону и принятым в соответствии с ним подзаконным актам, не могут применяться уже с 1 сентября 2013 г.
О приведении уставов образовательных организаций в соответствие с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Уважаемые представители некоммерческих организаций, осуществляющих образовательную деятельность! При подготовке учредительных документов в целях приведения их в соответствие с требованиями действующего законодательства, необходимо учитывать следующие положения нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций в сфере осуществления образовательной деятельности.
С принятием Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЭ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации») произошли значительные изменения в сфере осуществления образовательной деятельности.
Пунктом 5 ст. 108 данного закона установлено, что некоммерческие организации, осуществляющие образовательную деятельность, обязаны привести свои наименования и уставы до 01 июля 2016 года в соответствие с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
При приведении наименования необходимо учитывать, что наименование образовательной организации должно содержать указание на ее организационно- правовую форму и тип образовательной организации.
Согласно ст. 22 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация создается в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций. Перечень организационно- правовых форм закреплен в п. 3 ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Учреждение, созданное гражданином или юридическим лицом - это частное учреждение (ч. 2 ст. 123.2 ГК РФ). Следовательно, если образовательная организация создана в форме частного учреждения, то в наименовании организации должны содержаться слова «частное учреждение».
Помимо указания на организационно-правовую форму в наименовании образовательной организации также должно содержаться указание и на тип образовательной организации.
Образовательные организации подразделяются на типы в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности.
В соответствии со ст. 23 ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" установлены типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы (дошкольная образовательная организация, общеобразовательная организация, профессиональная образовательная организация, образовательная организация высшего образования) и типы образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы (организация дополнительного образования, организация дополнительного профессионального образования).
Таким образом, переименование образовательного учреждения, в первую очередь будет связано с приведением его типа с учетом его организационно-правовой формы в соответствие с ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Образовательные учреждения, в отношении которых тип меняется либо образовательные организации, в наименовании которых в настоящее время тип не содержится, должны привести свои наименования в соответствие с ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Вместе с тем приведению подлежат и уставы образовательных организаций в соответствие с ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
При приведении устава образовательной организации необходимо учитывать, что требования к уставу содержатся не только в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», но и в Гражданском кодексе РФ, в Федеральном законе «О некоммерческих организациях», кроме того надо также учитывать особенности организационно-правовой формы, в которой создана образовательная организация, поскольку образовательная организация - это, прежде всего, некоммерческая организация.
Кроме того, необходимо отметить, что с 01.09.2014 вступили в силу изменения в Гражданском кодексе Российской Федерации, внесенные федеральным законом от 05.05.2014 № 99-ФЗ. В связи с чем учредительные документы юридических лиц, созданных до 01.09.2014, подлежат приведению в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации при первом изменении учредительных документов таких юридических лиц. Следовательно при приведении уставов образовательных организаций необходимо учитывать также изменения в ГК РФ.
Таким образом, в соответствии со ст. 52 ГК РФ, ст. 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях», ст. 25 Федерального закона «Об образовании в российской Федерации» устав образовательной организации должен содержать следующие сведения:
- наименование;
- сведения о его месте его нахождения;
- учредитель или учредители;
- предмет и цели деятельности;
- тип образовательной организации;
- виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности;
- порядок управления деятельностью, структура и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок их формирования и сроки полномочий;
- сведения о филиалах и представительствах;
- права и обязанности членов, условия и порядок приема в члены и выхода из нее (в случае, если некоммерческая организация имеет членство);
- источники формирования имущества;
- порядок внесения изменений в учредительные документы;
- порядок использования имущества в случае ликвидации образовательной организации.
Значительные изменения коснулись органов управления образовательной организацией, статуса руководителя образовательной организации, прав и обязанностей обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних, правового статуса педагогических работников.
Так, в соответствии со ст. 26 ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" управление образовательной организацией осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации устанавливаются уставом образовательной организации.
Управление образовательной организацией осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности. Данный принцип призван четко разграничивать компетенцию между единоличным исполнительным органом образовательной организации и коллегиальными органами управления, сформированными из состава работников, педагогов, учащихся и их законных представителей, а с другой стороны, определить порядок и условия их взаимодействия.
Единоличным исполнительным органом образовательной организации является руководитель образовательной организации (ректор, директор, заведующий, начальник или иной руководитель), который осуществляет текущее руководство деятельностью образовательной организации. Кроме того руководитель образовательной организации, как правило, является лицом, имеющим право действовать без доверенности от имени организации.
Правовой статус руководителя образовательной организации закреплен в статье 51 ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", согласно которой в зависимости от вида образовательной организации руководитель может быть избран (общим собранием, конференцией работников (общим собранием, конференцией работников и обучающихся) образовательной организации с последующим утверждением учредителем образовательной организации) или назначен уполномоченным лицом (например, учредителем образовательной организации).
Важно также отметить, что согласно п. 10 ст. 51 названного закона особенности избрания, назначения на должность и статуса руководителя частной образовательной организации определяются в уставе. Права и обязанности руководителя образовательной организации, его компетенция в области управления образовательной организацией также определяются в уставе образовательной организации (п. 6 ст. 51 ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").
На ряду с единоличным исполнительным органом в образовательной организации формируются также коллегиальные органы управления, к которым относятся общее собрание (конференция) работников образовательной организации (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования - общее собрание (конференция) работников и обучающихся образовательной организации), педагогический совет (в образовательной организации высшего образования - ученый совет), а также могут формироваться попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом соответствующей образовательной организации.
Необходимо обратить внимание на то, что общее собрание работников и педагогический совет являются обязательными коллегиальными органами управления образовательной организацией.
В целях учета мнения обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников по вопросам управления образовательной организацией и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, по инициативе обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников в образовательной организации:
- создаются советы обучающихся (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования - студенческие советы), советы родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся или иные органы;
- действуют профессиональные союзы обучающихся и (или) работников образовательной организации.
Вместе с тем, новым законом обучающимся, родителям (законным представителям) предоставлено право, участвовать в управлении образовательной организацией, в порядке, установленном ее уставом. Обучающиеся и родители (законные представители) могут участвовать в управлении образовательной организацией посредством участия в таких коллегиальных органах как совет обучающихся, совет родителей. Право на участие в управлении образовательной организацией педагогических работников может осуществляться, в том числе в коллегиальных органах управления.
Таким образом, уставом образовательной организации помимо прав, обязанностей участников образовательного процесса устанавливается и порядок осуществления данного правомочия.
Также одним из нововведений является и то, что теперь при создании образовательной организации в форме учреждения соучредительство нескольких лиц не допускается (ст. 123.21 ГК РФ). Что касается других форм, то там может быть и несколько учредителей.
Что касается деятельности, то теперь, в соответствии с ГК РФ некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность (а не предпринимательскую деятельность как это было ранее), если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям. ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" тоже использует понятие приносящая доход деятельность.