Перейти к содержимому

Полномочия главы государства в абсолютной монархии

Монарх как глава государства. Способы престолонаследия

Монархия - исторически наиболее ранняя форма правления. В настоящее время во многих странах главой государства является монарх. В зависимости от сложившихся традиций монархи именуются по-разному: император, король, эмир и т. д.

Монарх - лицо неприкосновенное. Его нельзя привлекать к уголовной и административной ответственности, он не может быть ответчиком в гражданском процессе. Монарх обладает значительным количеством привилегий. Содержание монарха, его семьи и двора осуществляется за счет государственного бюджета.

Традиционно монарх не может быть членом какой-либо политической партии. Иногда законодательством устанавливается требование о принадлежности монарха к определенной религии (например, в Великобритании - к англиканской церкви, во всех мусульманских странах - к исламу и пр.).

От разновидности монархии зависит правовой статус и объем полномочий монарха. В абсолютной монархии ему принадлежит вся полнота власти. В дуалистической монархии он является главой государства и главой исполнительной власти (сам подбирает и назначает министров, фактически возглавляет правительство, даже если есть должность премьер-министра). В парламентской монархии властные полномочия монарха существенно ограничены. Формально являясь главой исполнительной власти, все действия в этом качестве он осуществляет по указанию правительства. Для того чтобы большинство актов главы государства в парламентской монархии вступили в действие, необходима контрасигнатура (подпись премьер-министра, фактически несущего ответственность). В некоторых странах монарх - лишь символ государства, имеющий ряд привилегий, но не обладающий властными полномочиями (например, Япония).

Власть монарх получает и передает по наследству. Существует множество систем престолонаследия:

  1. салическая (престол наследуют только мужчины, прежде всего старший сын);
  2. кастильская (дочери могут наследовать трон, если у монарха нет сыновей);
  3. скандинавская (трон могут на равных основаниях наследовать и мужчины, и женщины);
  4. мусульманская (после смерти монарха трон наследует правящая семья, которая самостоятельно выбирает, кто из ближайших родственников станет главой государства) и др.

В некоторых государствах (например, Непал) монарх при жизни сам определяет будущего наследника. Специфичен порядок занятия трона в Малайзии, где король не наследственный, а выборный.

§ 1. Место и роль главы государства в государственном механизме зарубежных стран

Общая характеристика института главы государства

Институт главы государства является неотъемлемой составной частью механизма осуществления власти во всех современных го­сударствах. Главой государства принято называть официальное лицо (орган), занимающее, как правило, формально высшее мес­то в иерархии государственных институтов и осуществляющее вер­ховное представительство страны во внутриполитической жизни и в отношениях с другими государствами. Юридически санкциони­рованные исключения из этого правила встречаются крайне ред­ко (например, в законодательстве Ирана).

Во всех развитых демократических государствах осуществ­ление государственной власти основано на принципе разделения законодательной, исполнительной и судебной властей. Каждая ветвь власти отличается определенной самостоятельностью, и в то же время все они взаимодействуют между собой в процессе осуществления власти. Место, занимаемое главой государства в этой триаде, не всегда прослеживается достаточно ясно и отчет­ливо. В некоторых странах, например в США, на главу государ­ства возложено осуществление функции исполнительной власти. Однако в большинстве развитых государств глава государства этих функций не выполняет. Так, среди 15 государств — членов Евро­пейского Союза только в одной стране (Франция) глава государ­ства участвует в осуществлении исполнительной власти и в этом своем качестве входит в состав высшего руководящего органа ЕС — Европейский Совет. В этом случае вряд ли оправдано рассматри­вать главу государства как составную часть исполнительной ветви власти. Вопрос о правовом статусе главы государства должен ре­шаться каждый раз конкретно в зависимости от особенностей кон­ституционного строя, урегулированности положения главы госу­дарства действующей Конституцией, национальным законодатель­ством и практикой функционирования государственных институтов. Априорная оценка места и роли главы государства, его отнесение к той или иной ветви власти неоправданны. Здесь необходим конк­ретный анализ.

Конституционно-правовая доктрина многих стран рассматри­вает институт главы государства в качестве гаранта националь­ного единства, обеспечивающего одновременно преемственность и стабильность государственной власти, взаимодействие раз­личных ее ветвей. В этих условиях ассоциирование главы госу­дарства с какой-либо одной ветвью власти может нарушить ба­ланс государственных властей, а следовательно исказить приме­нение самого принципа разделения властей.

Правовой статус главы государства и его реальная роль в процессе осуществления власти зависят от формы правления и характера политического режима. В странах, где глава государ­ства наделен одновременно широкой правительственной властью, он осуществляет реальное руководство государственными дела­ми, формулирует политический курс и обеспечивает его вопло­щение в жизнь. При парламентарных формах правления глава государства непосредственного участия в управлении государствен­ными делами не принимает. Однако и в этих странах он оказывает зачастую существенное влияния на политический процесс, а в случае возникновения кризисных или чрезвычайных ситуаций его активность и степень воздействия на другие государственные орга­ны могут заметно возрастать.

В современных зарубежных странах главой государства по общему правилу выступает либо выборный президент, либо на­следственный монарх. Весьма редко встречаются монархи, заме­щающие свой пост на основе выборов (например, в Малайзии и Объединенных Арабских Эмиратах). Коллегиальный глава госу­дарства почти исчез из конституционной практики (в какой-то мере таковым выступает Федеральный совет Швейцарии). В некоторых странах Латинской Америки, Азии и Африки лица, занимающие пост главы государства и именуемые президентами, не избира­лись, а были назначены военными кругами или иными политичес­кими группировками в результате государственных переговоров (пронунциаменто).

В значительной части развитых государств единоличным гла­вой государства остается монарх. Почти половина всех западно­европейских стран сохраняет монархическую форму правления (Великобритания, Бельгия, Нидерланды, Дания, Швеция, Нор­вегия и др., в 1947 г. реставрирована монархия в Испании). Свое­образен институт монархического главы государства в бывших доминионах (Канада, Австралия, Новая Зеландия и др.). Главой государства здесь формально является британский монарх, пред­ставленный генерал-губернатором, хотя условия назначения (из­брания) и объем полномочий последнего определяются нацио­нальным законодательством и зависят от расстановки полити­ческих сил в стране.

Преобладающая тенденция в освободившихся странах — от­каз от монархической формы правления и замена наследственно­го главы государства выборным президентом. По этому пути по­шло подавляющее большинство бывших британских доминионов в Азии и Африке (Индия, Пакистан, Шри Ланка, Кения, Нигерия и др.)- Ликвидированы монархии в Ливии, Южном Йемене, Эфиопии, Афганистане и других странах.

Вместе с тем институт монархического главы государства продолжает играть значительную роль во многих странах Востока. Для этих стран характерна активная роль монарха в руководстве и управлении делами государства. В его руках сосредоточена ис­полнительная власть. Он обладает большими полномочиями в за­конодательной и судебной областях. Таково, в частности, положе­ние главы государства в дуалистических монархиях (например, в Марокко, Иордании, Кувейте). Неограниченной властью распола­гает глава государства в абсолютной монархии. Иногда монарх яв­ляется не только светским, но и религиозным главой подданных (теократическая монархия в Саудовской Аравии).

Сохранение монарха в качестве единоличного главы государ­ства в ряде зарубежных стран отражает заинтересованность их правящих кругов в использовании института, который в наимень­шей степени подвержен влиянию конъюнктурных изменений в расстановке сил и формирование которого не связано с риском проведения выборов.

Несмотря на высокую степень приспособляемости, монархия в современном мире все больше утрачивает свои позиции. В стра­нах, в которых антифеодальные революции прошлого приобрета­ли наиболее радикальный характер, а также в странах, в кото­рых последующее общедемократическое или национально-осво­бодительное движение достигало большого подъема, институт наследственного монарха обычно уступал свое место институту выборного президента. В настоящее время выборный президент является главой государства в подавляющем большинстве зарубеж­ных стран (США, Франция, ФРГ, Италия, Португалия, Брази­лия, Мексика, Венесуэла, Индия, Шри Ланка и др. Институт еди­ноличного главы государства получил распространение в странах Восточной Европы и в странах СНГ).

Сохранение монарха в качестве единоличного главы государ­ства в значительной части стран мира обусловлено конкретно ис­торическими причинами. Очень важную роль в сохранении этого института единоличного и наследственного правления играют ис­торические традиции, особенности национальной культуры и национального правосознания. Речь в данном случае идет о при­верженности не столько определенной личности, нередко сама особа монарха может и не пользоваться большой популярностью, а о приверженности институту, который рассматривается как один из атрибутов национальной государственности. Немаловажную роль играет и то обстоятельство, что монарх нередко рассматривается общественным мнением как политически нейтральная фигура, сто­ящая выше столкновений различных политических сил или даже как своего рода арбитр при конфликтах между законодательной и исполнительной властями. Определенную заинтересованность в сохранении института монарха проявляет и политическая элита, особенно в тех случаях, когда это позволяет исключить риск по­литической борьбы и политических неожиданностей при замеще­нии института главы государства.

Вместе с тем преобладающей тенденцией в развитии инсти­тута главы государства остается сокращение числа монархий и увеличение числа стран с республиканской формой правления. Причины тому могут быть самые разные. В ходе освободительных антифеодальных революций одной из главных целей являлась лик­видация абсолютистской власти и порождаемого ею произвола. В тех случаях, когда революционные выступления носили особенно радикальный характер, они завершались, как правило, ликвида­цией монархии и появлением выборного коллегиального или еди­ноличного главы государства, который избирался на определен­ный срок. В существовании подобного института усматривали одну из важных гарантий от реставрации абсолютизма и произвола. В тех случаях, когда антифеодальные освободительные выступле­ния носили менее радикальный характер, они нередко заверша­лись сохранением монархии при одновременном резком ограниче­нии власти и полномочий монарха.

Читайте так же:  Профилактика вби приказ

Тем не менее в общественном мнении многих стран, а в опре­деленной мере и в конституционно-правовой теории сохраняется точка зрения, в силу которой наиболее последовательным и де­мократическим решением вопроса об организации государствен­ных властей является не сохранение единоличного монарха, а создание института выборного главы государства. Вместе с тем опасения, порождаемые существованием единоличного главы го­сударства, привели к тому, что во многих странах, где этот ин­ститут был учрежден, на уровне конституционно-правовом были установлены весьма значительные ограничения, цель которых предотвратить и исключить возможность концентрации, а тем бо­лее узурпации власти единоличным главой государства. Резуль­татом подобного подхода стали особенности института выборного главы государства в парламентских республиках, положение ко­торого во многом напоминает положение главы государства в пар­ламентарных монархиях. Это положение обычно описывается фор­мулой: "царствует, но не управляет". Гарантии такого рода ока­зались, однако, достаточно действенными лишь в условиях развитых демократических государств. Но они оказались явно не­достаточными в развивающихся странах, во многих из которых институт выборного единоличного главы государства был исполь­зован для утверждения авторитарных режимов и монократичес-кого правления. В этих условиях институт республиканского гла­вы государства нередко приобретает антидемократический харак­тер, а утверждение единоличной диктатуры сопровождается репрессиями и эксцессами, которые влекут за собой многочислен­ные жертвы, а порой и крушение самой национальной государ­ственности. Примерами такого рода могут служить кровопролит­ные события в Сомали или Либерии, сопровождающиеся массовыми жертвами, полной деградацией государственных структур и воцарением анархии, в условиях которой ни нормальная госу­дарственная власть, ни законность функционировать не могут. Об уровне такого рода правителей, именующих себя президентами или императорами, можно судить хотя бы по тому факту, что бывшим главам государств (в Уганде — Амину, в Центрально-африканском государстве — Бакассе) было официально предъяв­лено после их свержения обвинение в канибализме. Причем ви­новность Бакассы была признана в судебном порядке.

Конституционно-правовой статус главы государства может отличаться значительными особенностями даже в рамках стран с одной и той же формой правления. Это можно отчетливо просле­дить и на характере самих конституционных постановлений, ре­гулирующих статус главы государства. Сравним, например, кон­ституционные постановления, относящиеся к короне в конститу­циях Испании и Швеции. "Король, согласно ст. 56 Конституции Испании, — глава государства, символ единства и постоянства, арбитр и примиритель в постоянной деятельности учреждений — осуществляет высшее представительство Испанского государства в международных отношениях и особенно в отношениях с теми народами, с которыми его связывает историческая общность, а также осуществляет функции, которые ему предоставлены Кон­ституцией и законами". Гораздо более лапидарны постановления, относящиеся к главе государства в Конституции Швеции, состоя­щей из трех законодательных актов. § 5 главы I Закона о форме правления Швеции ограничивается одной строчкой: "Главой госу­дарства является Король или Королева. " Мало что добавляют к этой формуле и глава V названного акта, посвященная главе го­сударства, и специальный законодательный акт, представляющий собой составную часть Конституции и посвященный вопросам пре­столонаследия.

Нередко конституционно-правовая регламентация института главы государства построена таким образом, что позволяет весь­ма значительно менять объем властных полномочий главы госу­дарства при изменении соотношения политических сил в стране и особенно их расстановки в парламенте или даже нижней палате парламента. Один из наиболее известных примеров такого рода дает Конституция Французской Республики, позволяющая суще­ственно изменять возможность участия главы государства в от­правлении исполнительной власти в зависимости от того, совпада­ют или не совпадают парламентское и президентское большин­ство, формирующееся в ходе выборов депутатов и Президента Республики. Помимо таких факторов, как соотношение полити­ческих сил, на место и роль главы государства в системе государ­ственных органов могут также влиять и господствующие в обще­стве ценности, идеалы и представления о должной организации публичной власти, а равно уровень и степень самостоятельности различных ветвей власти и их носителей в государстве. Так, в рамках президентской республики США и президентской респуб­лики в ряде стран Латинской Америки роль и значение института президента оказывается зачастую неодинаковой. В США в услови­ях весьма сильной и самостоятельной судебной власти, в условиях сильного конгресса возможность выхода президента за пределы, очерченные конституцией, почти исключена. В то же время во многих странах Латинской Америки наблюдаются случаи, когда президентская власть используется для попыток умаления преро­гатив других государственных институтов и, в частности, для ут­верждения превосходства исполнительной власти, носителем ко­торой выступает президент по отношению к законодательной. Не­редки, однако, случаи, когда в условиях острого соперничества между президентом и парламентом перевес оказывается на сторо­не представительного учреждения, что может повлечь за собой привлечение президента к ответственности в порядке и в соответ­ствии с процедурой, определяемой национальным законодатель­ством.

По фактическому положению в системе высших государствен­ных органов и реальной роли в руководстве страной глава госу­дарства в парламентарной республике и глава государства в пар­ламентарной монархии имеют весьма много общего и образуют единую группу. В то же время в странах, где президент одновре­менно выступает носителем (нередко единоличным) правитель­ственной власти, объем его полномочий, во всяком случае внеш­не, весьма схож с объемом полномочий монарха в дуалистической монархии. Однако в правовом положении наследственного монар­ха и выборного президента имеются и существенные различия, влияющие на характер их взаимоотношений с иными органами власти и управления. Это предопределяет необходимость раздель­ной характеристики правового положения монарха и президента.

Глава государствамонарх

Монарх рассматривается правовой доктриной и нередко за­конодательством как суверен, верховный представитель, а в ряде стран и как верховный носитель государственной власти. По его уполномочию формально действует правительство, состоящее из министров короны; от его имени издаются законы; его именем выносятся судебные постановления. Важнейшие сферы государ­ственной деятельности формально резервируются за монархом, образуя королевскую прерогативу.

Действительное положение монарха в подавляющем большин­стве государств значительно отличается от формально проклами­руемого в законе. Реальное сосредоточение всей полноты государ­ственной власти в его руках имеет место лишь в тех странах, в которых приверженность демократическим традициям и ценнос­тям отсутствует, а власть сосредоточена в руках феодальной или трибальной верхушки.

Монарх в дуалистической и тем более в абсолютной монар­хии занимает центральное положение во всей системе государ­ственных органов. По своему усмотрению монарх назначает и сме­щает правительство, даже если предусмотрена формальная от­ветственность последнего перед парламентом (в некоторых дуалистических монархиях).

Глава государства в значительной мере контролирует фор­мирование и деятельность парламента. Нередко члены парламен­та или часть парламентариев назначаются монархом. Он пользует­ся правом досрочного роспуска парламента или одной из его па­лат и правом вето на принимаемые последним законопроекты.

Монарх является верховным руководителем вооруженных сил. Он назначает на все высшие военные и гражданские должности, включая судей. В ряде стран его власть практически не знает правовых ограничений.

В дуалистической, так же как в абсолютной, монархии гла­ва государства реально осуществляет полномочия по руководству и управлению страной и играет решающую роль в определении внутренней и внешней политики государства. Однако формально его полномочия могут быть ограничены конституцией, а законода­тельная власть поделена с парламентом (дуализм).

Заметно отличается от описанного выше фактическое поло­жение монарха в парламентарных монархиях. В некоторых из них, например в Японии (по Конституции 1947 г.) или Швеции (по Конституции 1974 г.), полномочия монарха подверглись суще­ственному ограничению даже в формально-юридическом плане. Император Японии Хирохито, хотя и сохранил свой престол пос­ле окончания второй мировой войны, вынужден был публично отвергнуть миф о своем божественном происхождении. Японская конституция характеризует императора как символ единства на­ции, но не содержит прямых указаний на признание за ним каче­ства главы государства. Заметный шаг в сторону ограничения ко­ролевской власти делает и последняя Конституция Швеции. Важ­нейшие полномочия, касающиеся взаимоотношений короля с Риксдагом и правительством, переданы либо самому парламенту, либо правительству и премьер-министру. В подавляющем боль­шинстве других парламентарных монархий глава государства но­минально, по закону наделен исключительно важными прерога­тивами, однако на практике они осуществляются иными государ­ственными органами, прежде всего руководителем правительства. Монарх, таким образом, должен действовать по совету своих ми­нистров, которые и несут политическую ответственность за эти действия.

Читайте так же:  Приказ 333 мон днр

Было бы, однако, неверным недооценивать возможности воз­действия монарха, царствующей семьи и двора на решение госу­дарственных дел. Не имея власти, монарх, бесспорно, обладает влиянием, которое позволяет ему участвовать в процессе выра­ботки и принятия решений.

Полномочия монарха (главы государства) в абсолютной, дуалистической и парламентарной монархии.

Любые студенческие работы - ДОРОГО!

100 р бонус за первый заказ

Как правило, монарх (король, султан и др.) является главой государства и одновременно главой исполнительной власти. На деле, однако, вся полнота власти ему принадлежит только в абсолютной монархии. Реально полномочиями главы государства и главы исполнительной власти он пользуется в дуалистической монархии, в парламентарной же монархии акты главы государства и главы исполнительной власти он совершает обычно по указанию правительства. Монарх - лицо неприкосновенное. За действия монарха по управлению государственными делами политическую ответственность несут его министры. В соответствии с конституцией монарх назначает правительство, но на деле в парламентарных монархиях он только подписывает соответствующий

документ, состав же правительства обусловливается соотношением различных сил в парламенте и определяется партией, обладающей парламентским большинством. Кандидатуры министров подбираются лидером партии. В дуалистических монархиях монарх сам подбирает и назначает министров, возглавляя на деле правительство (правда, всегда имеется пост премьер-

министра); в абсолютных монархиях он имеет неограниченную власть, хотя тоже обычно есть должность премьер-министра и ее занимает, как правило, один из ближайших родственников монарха. Фактическая роль монарха в разных странах различна. В дуалистической и особенно в абсолютной монархии он имеет реальную власть, в парламентарной - царствует, но не правит. В последнем случае его влияние на политическую жизнь невелико, а иногда даже ничтожно; он подписывает (и не может отказаться от этого) все акты, которые ему передают парламент и правительство. В то же время у монарха есть резервные, «спящие» полномочия, королевская прерогатива, которая может быть использована в определенных ситуациях. В 1981 г., используя свои полномочия, испанский король активно выступил в защиту демократии, против попытки группы офицеров восстановить

реакционные франкистские порядки (в принципе не имеет значения, какими личными мотивами король руководствовался при этом), но возможны и противоположные акции: по тексту конституций в парламентарных, а на деле в дуалистических монархиях (в Марокко, Непале и некоторых других странах) монархи нередко выступают с крайне антидемократических позиций.

В зависимости от полномочий монарха различаются: *

монархия неограниченная (абсолютная); *

монархия ограниченная (конституционная).

Выборные органы власти, как правило, отсутствует. В стране могут быть только совещательные органы (диван в Саудовской Аравии, состоящий из членов королевской династии Саудидов).

В большинстве абсолютных монархий имеется октроированная конституция, которая не имеет, как правило, ничего общего с современным понятием конституции (например, Конституция Омана 1996 года).

Для абсолютной монархии характерен авторитарный политический режим, государственный режим при этой форме правления называется абсолютизмом.

2.2. Конституционная монархия – форма правления, при которой власть монарха осуществляется на основе и в рамках конституции. В зависимости от степени ограничения власти монарха существуют дуалистическая и парламентарная монархия.

2.2.1. Дуалистическая монархия – характеризуется разделением власти монарха с парламентом. Однако это разделение властей урезанное в пользу главы государства. Принимаемые парламентом законы не могут вступать в силу без одобрения монарха, который обладает правом абсолютного вето. Парламент может быть распущен монархом на длительный период (в Иордании с 1974 по 1989 г.) Монарх может издавать акты, имеющие силу закона. Правительство назначается монархом и несет ответственность только перед ним. Института парламентской ответственности правительства в дуалистической монархии не существует. У парламента имеется только один способ воздействия на правительство – принятие представленного для утверждения бюджета страны.

Для дуалистической монархии характерен авторитарный политический режим.

Государственный режим при этой форме правления можно характеризовать как ограниченный дуализм власти.

2.2.2. Парламентарная монархия характеризуется тем, что глава государства согласно конституции не обладает реальными полномочиями по управлению государством. При этой форме правления осуществляется принцип верховенства парламента над исполнительной властью, выражающийся в том, что правительство, назначаемое монархом, должно пользоваться доверием парламента. То есть монарх назначает главой правительстватолько лидера партии, имеющей в парламенте большинство мест, либо лидера коалиции партий. Монарх при данной форме правления «царствует, но не правит».

Влиять на материальное содержание акта, принимаемого парламентом, он не может. В силу этого, а также исходя из принципа, что монарх не может нести политическую и юридическую ответственность за свои действия, подпись монарха нуждается в контрассигнации, то есть акт предварительно подписывает глава правительства или министр. Без их подписи акт не имеет юридической силы.

Главное отличие парламентарной монархии от дуалистической – это ответственность правительства перед парламентом.

Подобная система отношений между главой государства, парламентом и правительством именуется парламентарным государственным режимом или парламентаризмом. Данный вид государственного режима складывается в тех случаях, когда в парламенте одна политическая партия не имеет абсолютного большинства и не может сформировать однопартийное правительство (Дания, Нидерланды).

В парламентарных монархиях, где существует двухпартийная система (Великобритания, Канада) или многопартийная система с одной доминирующей партией и правительство, как правило, однопартийное, парламентарная модель взаимоотношений между парламентом и правительством разительно отличается, поскольку верховенство парламента обладает заметным своеобразием. Это верховенство обеспечивается партийной фракцией, имеющей большинство в парламенте и, соответственно, формирующей правительство. Глава правительства, он же лидер партии парламентского большинства, в соответствии с партийными установками, партийной программой, через систему партийного контроля организует волю большинства парламентариев. Это позволяет правительству осуществлять свою политику в области законотворчества и в целом направлять и контролировать деятельность парламента. В результате всевластие парламента превращается во всевластие кабинета министров, а государственный режим такого вида именуется министериализмом.

Рядом специфических черт обладает монархическая форма правления в 15 государствах – членах Содружества, возглавляемого Великобританией и состоящих в отношениях личной унии с монархом Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии. Канада, Барбадос, Ямайка и другие государства собственных монархов не имеют. Монарх Великобритании является монархом в каждой из этих стран, но в его отсутствие функции главы государства выполняет генерал-губернатор, назначаемый монархом по представлению правительства данных стран из числа местных жителей.

2.3. В некоторых странах Азии и Африки, где сохранились традиции и структуры феодального общества существует выборная монархия. Например, глава Федерации Малайзии выбирается на свой пост Советом правителей, состоящим из 11 глав монархических штатов – субъектов федерации. Главы 7 монархий, входящих в состав ОАЭ, избирают из своего состава Президента ОАЭ.

2.4. Теократическая монархия – характеризуется тем, что монарх является главой соответствующего религиозного культа. Так, король Саудовской Аравии является главой ваххабитского направления ислама. Особенность этой разновидности монархии состоит также в том, что прежде чем Королевский Совет, состоящий из членов династии Саудидов приступит к решению вопроса о главе государства, необходимо получить согласие по кандидату от высших духовных иерархов страны – улемов.

Подобная форма правления имеет место в Ватикане, в котором Папе Римскому, хотя и не носящему титул монарха, принадлежит вся верховная законодательная, исполнительная и судебная власть. Кроме того, он распространяет свою духовную власть на всех исповедующих католическую религию в мире.

Глава государства — монарх

Монарх рассматривается правовой доктриной и нередко за-конодательством как суверен, верховный представитель, а в ряде стран и как верховный носитель государственной власти. По его уполномочию формально действует правительство, состоящее из министров короны; от его имени издаются законы; его именем выносятся судебные постановления.

Действительное положение монарха в подавляющем большинстве государств значительно отличается от формально прокламируемого в законе. Реальное сосредоточение всей полноты государственной власти в его руках имеет место лишь в тех странах, в которых приверженность демократическим традициям и ценностям отсутствует, а власть сосредоточена в руках феодальной или трибальной верхушки.

Монарх в дуалистической и тем более в абсолютной монархии занимает центральное положение во всей системе государственных органов. По своему усмотрению монарх назначает и смещает правительство, даже если предусмотрена формальная ответственность последнего перед парламентом (в некоторых дуалистических монархиях).

Глава государства в значительной мере контролирует формирование и деятельность парламента. Нередко члены парламента или часть парламентариев назначаются монархом. Он пользуется правом досрочного роспуска парламента или одной из его палат и правом вето на принимаемые последним законопроекты.

Монарх является верховным руководителем вооруженных сил. Он назначает на все высшие военные и гражданские должности, включая судей. В ряде стран его власть практически не знает правовых ограничений.

В дуалистической, так же как в абсолютной, монархии глава государства реально осуществляет полномочия по руководству и управлению страной и играет решающую роль в определении внутренней и внешней политики государства. Однако формально его полномочия могут быть ограничены конституцией, а законодательная власть поделена с парламентом (дуализм).

Читайте так же:  Требования к видеоролику на конкурс

Заметно отличается от описанного выше фактическое положение монарха в парламентарных монархиях. В некоторых из них, например в Японии (по Конституции 1947 г.) или Швеции (по Конституции 1974 г.), полномочия монарха подверглись существенному ограничению даже в формально-юридическом плане. Император Японии Хирохито, хотя и сохранил свой престол после окончания второй мировой войны, вынужден был публично отвергнуть миф о своем божественном происхождении. Японская конституция характеризует императора как символ единства на-ции, но не содержит прямых указаний на признание за ним качества главы государства. Заметный шаг в сторону ограничения королевской власти делает и последняя Конституция Швеции. Важнейшие полномочия, касающиеся взаимоотношений короля с Риксдагом и правительством, переданы либо самому парламенту, либо правительству и премьер-министру. В подавляющем большинстве других парламентарных монархий глава государства номинально, по закону наделен исключительно важными прерогативами, однако на практике они осуществляются иными государственными органами, прежде всего руководителем правительства.

Было бы, однако, неверным недооценивать возможности воздействия монарха, царствующей семьи и двора на решение государственных дел. Не имея власти, монарх, бесспорно, обладает влиянием, которое позволяет ему участвовать в процессе выработки и принятия решений.

Влиянию монарха в немалой мере способствует его информи-рованность об общем состоянии страны. Например, королева Ве-ликобритании регулярно заслушивает отчет премьер-министра о заседаниях кабинета и получает непосредственно все депеши дип-ломатических представителей этой страны за рубежом и инфор-мационных агентств. По степени осведомленности о внутри- и внеш-неполитическом положении Великобритании монарх значительно превосходит обычного члена правительства. Аналогично положение и в некоторых других странах. Информационный характер носят заседания государственного совета, то есть правительства под председательством монарха, в Скандинавских странах.

Практика политической жизни ряда парламентарных монархий знает отдельные случаи прямого вмешательства монарха в процесс формирования правительства и определения целей правительственной политики. Об этом, в частности, свидетельствует опыт Бельгии, Голландии, Дании, возрожденной монархии в Испании.

Формальный нейтрализм монарха в политической области нередко маскирует его активное сотрудничество с консервативными, а то и реакционными кругами. Это подтверждают и практика функционирования монархии в период существования фа-шистского режима в Италии, и тесное сотрудничество бельгийского короля с нацистскими оккупантами в годы второй мировой войны, и содействие, оказанное греческим королем перевороту "черных полковников" в 1967 году.

Монарх не несет парламентской ответственности за свою деятельность (одно из редких исключений составляет монарх в Бутане). Это объясняется действием презумпции, согласно которой монарх поступает в соответствии с советами своих министров, которые и несут за них ответственность.

Монарх обладает особыми льготами, правами и привилегиями. К их числу, в частности, относятся право на титул, особые регалии и знаки царской власти, особо почетную встречу, неподсудность по уголовным и гражданским делам, освобождение от налогообложения. Содержание монарха, царствующего дома и двора оплачивается за счет средств государственного бюджета (так называемый цивильный лист, принимаемый в форме закона парламентом). Конституции ряда государств провозглашают особу монарха "священной и неприкосновенной" (Марокко).

Нередко монарх и королевская семья владеют огромным личным состоянием, размеры которого обычно не сообщаются и составляют государственную тайну.

Форма государственного правления

Фо́рма госуда́рственного правле́ния — элемент формы государства, который определяет систему организации высших органов государственной власти, порядок их образования, сроки деятельности и компетенцию, а также порядок взаимодействия данных органов между собой и с населением, и степень участия населения в их формировании [1] .

  • Форма правления в узком смысле — это собственно организация высших органов государственной власти (способ организации верховной власти в государстве).
  • Форма правления в широком смысле — это способ организации и взаимодействия всех органов государства.

Форму правления не следует путать с формой государственного устройства и политическим режимом государства. Все вместе, эти три характеристики дополняют друг друга и описывают форму государства.

Форма правления показывает:

  • как создаются высшие органы власти в государстве,
  • их структуру,
  • какие принципы лежат в основе взаимодействия между государственными органами,
  • как строятся взаимоотношения между верховной властью и рядовыми гражданами,
  • в какой мере организация органов государства позволяет обеспечивать права и свободы граждан.

Форма правления является старейшим элементом, характеризующим устройство государства, которую начали изучать ещё в Древней Греции. В различных периодах истории форма правления имела различный смысл. Так, в аграрном обществе значение формы правления сводилось лишь к определению того, каким образом замещается должность главы государства — в порядке наследования или путем выборов. По мере разложения феодализма и перехода к индустриальному обществу, сопровождавшегося ослаблением власти монархов, появлением и укреплением народного представительства, формы правления стали развиваться. Наибольшую значимость приобрело не то как происходит передача власти — наследственный или выборный глава государства в стране, а то, как организуются отношения между главой государства, парламентом, правительством, как взаимно уравновешиваются их полномочия [2] , — словом, как устроено разделение властей.

Критерии определения формы правления

  • Способ передачи власти (наследование или путём выборов);
  • Ответственность высших органов государственной власти перед населением (в монархии глава государства не несет юридической ответственности, в отличие от главы государства в республике);
  • Разграничение властных полномочий между органами государственной власти.

Основные формы правления

Монархия — форма правления, где высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства — монарху, который занимает престол по наследству и не несет ответственности перед населением.

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Форма правления способ организации высших органов государства. Формы правления подразделяются на монархии и республики.

Монархия это форма правления, при которой главой государства является лицо, занимающее этот пост в порядке престолонаследия. Монархия характеризуется следующими особенностями:

- во-первых, власть монарха юридически непроизводна от какой-либо другой власти;

- во-вторых, власть монарха наследственна. Порядок престолонаследия определяется либо конституциями, либо конституционными и органическими законами.

В странах с республиканской формой правления главой государства является президент, избираемый в определенном порядке.

В парламентарных республиках роль главы государства чисто номинальна. Как правило, он действует в них с санкции правительства.

При президентской форме правления глава государства (президент) обладает весьма обширными полномочиями. В качестве главы исполнительной власти он формирует и осуществляет руководство правительством, которое ответственно перед ним, а не парламентом. В качестве участника законодательного процесса он санкционирует законопроект, который только после этого вступает в юридическую силу. При отказе дать санкцию законопроект вновь возвращается на повторное рассмотрение в парламент. Иные полномочия главы государства при президентской форме правления включают в себя следующее: создание и упразднение различных агентств и ведомств, входящих в структуру исполнительной власти, руководство вооруженными силами государства, назначение и отзыв послов, заключение международных договоров, назначение судей Верховного Суда и т. д.

Абсолютная монархия - это форма правления, при которой власть монарха не ограничена ни какими законами и учреждениями.

Ограниченная монархия - это форма правления, при которой власть монарха «сдерживается» парламентом. В свою очередь, ограниченную монархию можно подразделить на дуалистическую и парламентарную.

Дуалистическая монархия характеризуется «двоевластием». Она возникает на стыке двух исторических эпох - феодальной и буржуазной. Этот «переходный» период характеризуется тем, что феодалы уже не в состоянии безраздельно управлять государством, а буржуазия, вследствие своей слабости, еще не в состоянии взять всю полноту власти в свои руки.

Признак дуалистической монархии - наличие двухпалатной структуры. Нижняя палата выражает интересы буржуазии и формируется выборным путем. Верхняя палата формируется путем назначения монархом представителей феодалов. Правительство подчиняется монарху. Он по своему усмотрению назначает, перемещает и отрешает от должности членов правительства. Монарх обладает правом вето на принимаемые парламентом законы.

Парламентарная монархия характеризуется тем, что она существует в буржуазном обществе и обязана своим сохранением общественным предрассудкам.

При парламентарной монархии монарх «царствует, но не правит». Его функции и полномочия чисто номинальны. Он лишь формально утверждает состав правительства, сформированного лидером партии, победившей на парламентских выборах. Ни парламент, ни правительство перед монархом не ответственны.

Республика подразделяется на парламентарную и президентскую.

Парламентарная республика характеризуется верховенством парламента и ответственностью перед ним правительства. Правительство формируется лидером партии, победившей на парламентских выборах и находится у власти до тех пор, пока пользуется поддержкой большинства парламентариев. Члены правительства ответственны перед парламентом за свою деятельность. Парламент может вынести вотум недоверия правительству в целом или отдельным его членам. Тогда они уходят в отставку.

Президентская республика характеризуется тем, что президент является могущественной фигурой во властных структурах государства. Он - глава исполнительной власти, по своему усмотрению формирует правительство, которое ответственно перед ним за свою деятельность. Президент избирается не парламентом, а в результате всенародного голосования. Ему принадлежит право вето на законы, принимаемые парламентом. Президент — глава государства и главнокомандующий вооруженными силами государства.

Для любых предложений по сайту: [email protected]