Перейти к содержимому

Адвокат дьявола ватикан

Адвокат дьявола ватикан





Члены специальной комиссии, в том числе и так называемый "адвокат дьявола", в задачи которого входит оспаривание утверждений о совершенных чудесах, дадут клятву хранить тайну и оставаться непредвзятыми.

Представители Ватикана заявили, что получили сотни писем и электронных посланий в поддержку канонизации Иоанна Павла II.

По правилам должно пройти пять лет со смерти человека, прежде чем церковь может начать процесс его канонизации. Но в данном случае Папа Римский Бенедикт XVI пренебрег правилами.

Однако Иоанн Павел II сам пренебрег этим правилом в 2003 году, когда он причислил к лику блаженных мать Терезу. Весь процесс был полностью завершен всего через шесть лет после ее смерти.

В прошлом, как отмечает наш корреспондент, процесс канонизации мог длиться столетиями.

Для полной канонизации, то есть для причисления к лику святых, необходимо представить доказательства двух чудес, произошедших после смерти Иоанна Павла II и в результате обращенной к нему молитвы.

Роль "адвоката дьявола" будет исполнять римский священник Джузеппе Д'Алонзо, который будет оспаривать утверждения о чудесах, совершенных покойным Папой Римским. Сам пост "адвоката дьявола" был отменен Иоанном Павлом II в 1983 году для упрощения процесса канонизации.

На вопрос о том, что он думает о причислению поляка к лику святых, Д'Алонзо ответил, что решать не ему, а его задачей является "проверка истины".

Монсиньор Славомир Одер, главный идеолог канонизации Иоанна Павла II, на прошлой неделе рассказал, что ежедневно его электронный ящик пополняется сотней сообщений со всего мира.

Если будет установлен факт одного чуда, Иоанна Павла II причислят к лику блаженных, а для полной канонизации потребуется второе чудо.

Комиссия также изучит информацию о жизни и учении бывшего Папы Римского, включая все его частные записки в период до того, как он стал главой католической церкви. Они подвергнутся тщательной проверке на предмет выявления еретических взглядов, если таковые имеются.

Иоанна Павла II канонизируют экстерном

В канун католического праздника Святых апостолов Петра и Павла церемонией в римской базилике Сан Джованни ин Латерано началась процедура беатификации покойного Папы Римского Иоанна Павла II, то есть причисления его к лику блаженных. Беатификация - это первая ступень канонизации, или причисления к лику святых. Таким образом, впервые этот процесс начался вопреки церковным канонам, ведь последние предписывают поднимать вопрос о канонизации человека не раньше, чем через пять лет после его смерти.

Призывы канонизировать покойного Папу Римского как можно скорее начали звучать сразу после его смерти. Уже на похоронах Иоанна Павла II некоторые верующие стояли с плакатами, на которых было написано по-латыни Santo Subito - это можно перевести как "В святые немедленно!". Ватикан откликнулся на общественное мнение с поразительной скоростью. 13 мая, спустя всего лишь месяц с небольшим после смерти понтифика, его преемник Бенедикт XVI объявил о досрочном начале процесса канонизации. Католическую традицию и закон, прописанный в апостольской конституции 1983 года Divinus Perfectionis Magister, новый Папа Римский со стажем чуть более трех недель нарушил, учитывая заслуги Иоанна Павла II, накопившиеся за 26 лет его понтификата.

Чтобы причислить покойного Папу к лику блаженных, Ватикану нужно будет установить факт как минимум одного чуда, совершенного по заступничеству понтифика. Последнее означает, что чудо должно было произойти либо при общении с понтификом, либо в результате обращенных к нему молитв. Кроме того, необходимо будет собрать свидетельства благочестивости жизни покойного Папы, что предполагает проверку его сочинений на соответствие всем ортодоксальным канонам католической веры и оценку степени духовной высоты проявленных им добродетелей. Все материалы, доказывающие святость Иоанна Павла II, будут собраны в своеобразное "досье" на "претендента" в блаженные.

Сам Иоанн Павел II ускорил процесс канонизации лишь однажды, причислив в октябре 2003 года к лику блаженных Мать Терезу, скончавшуюся в 1997 году в возрасте 87 лет. Хотя блаженной основательница Ордена Милосердия была объявлена после прошествия положенных пяти лет со дня ее смерти, процедура ее беатификации началась ранее установленного законом срока. В случае с Матерью Терезой чудом стало исцеление гражданки Индии Моники Бесры от рака желудка. Моника исцелилась, когда монахини Ордена приложили к ее животу медальон, принадлежавший покойной Матери Терезе.

Сбором свидетельств святости понтифика Ватикан озаботился заранее, призвав верующих присылать любые документы, в том числе частные письма, дневниковые записи или рукописные тексты покойного понтифика. Если учесть, что численность паствы католической церкви превышает миллиард человек, то можно себе представить, сколько аргументов "за" и "против" придется отсмотреть представителям церкви.

Что касается чудес, то за последние три месяца их нашлось уже три. Так, через неделю после смерти Иоанна Павла II его личный секретарь, польский архиепископ Станислав Дживиш рассказал, что однажды понтифик излечил смертельно больного американца - у того была опухоль мозга. По словам прелата, Папа причастил больного во время специально организованной службы, и опухоль "полностью исчезла в течение нескольких часов".

Вторым предполагаемым свидетельством того, что понтифик обладал чудесной силой, стало известие о том, что во время визита Иоанна Павла II в Мексику в 1990-м году он вылечил мальчика, больного лейкемией. К разряду чудесных исцелений относится и третье приписываемое покойному Папе чудо, о котором стало известно буквально на днях: пожилая колумбийка рассказала, что много лет она не могла ходить из-за повреждения костного мозга, а недавно, после долгих молитв понтифику, она проснулась и поняла, что здорова.

На пути к блаженству

По правилам после отбора материалов следует некое подобие судебного процесса, в ходе которого заслушиваются выступления сторонника и противника беатификации понтифика, а также свидетелей. В случае с Иоанном Павлом II главным идеологом его канонизации выступает польский священник Славомир Одер. Его должность называется постулатор, и именно ему предстоит представить неопровержимые доказательства святости Папы.

Оппонентом Одера выступит преподобный Джузеппе Д'Алонцо, должность которого принято называть "адвокат дьявола", несмотря на то, что ее официальное название - "покровитель веры" - по сути носит обратный смысл. Интересно, что Иоанн Павел II, пересматривая правила канонизации, отменил в апостольской конституции 1983 года пост "адвоката дьявола", ведущий свою историю с XVI века, для упрощения процесса. Ведь сам он в свое время причислил к лику блаженных более 1300 человек и канонизировал более 480 человек - больше, чем все его предшественники вместе взятые за последние 500 лет.

По всей видимости, вернув "адвокату дьявола" полномочия, Ватикан попытался привнести интригу в чересчур скоропалительную процедуру канонизации Папы Иоанна Павла II. Правда, интрига пропала, даже толком не появившись. Преподобный Д'Алонцо сообщил в интервью, что его личное мнение о заслугах Иоанна Павла II отражает взгляды "обычных людей, которых мы все видели на площади Святого Петра во время заупокойной службы". Если вспомнить надписи на плакатах верующих, призывающих к немедленной канонизации понтифика, то понять позицию "адвоката дьявола" несложно. Хотя преподобный и оговорил, что решение о причислении к лику блаженных находится вне его компетенции, но именно ему предстоит искать факты, ставящие под сомнение святость Иоанна Павла II.

В случае положительного исхода слушаний трибунала, материалы о претенденте на вхождение в сонм блаженных должны быть переданы в ватиканскую Конгрегацию по делам святых, где создается их краткое изложение, или positio. Затем анализом жизни и деяний понтифика отдельно займутся несколько групп людей. Его добродетель не должна вызвать сомнений у специально созданной комиссии из девяти богословов и затем у членов конгрегации, а чудеса будут исследованы критическим взглядом так называемой медицинской комиссии. Ее название связано с тем, что большая часть чудес связана с исцелением тяжелых болезней. Цель медицинской комиссии - определить, нет ли у совершенных данным человеком чудес научного или логического объяснения.

Только после того, как все чудесные деяния Иоанна Павла II и его добродетель будут признаны истинными Конгрегацией по делам святых, действующий глава римско-католической церкви провозгласит о появлении нового блаженного.

Надо отметить, что весь изложенный выше процесс может занять у Ватикана не один год, и скорее всего так и будет. Ко второй и завершающей ступени канонизации - причислению к лику святых - католические иерархи, возможно, подойдут как раз по истечению тех самых пяти лет, которые полагалось выжидать перед тем, как приступить к процедуре. Более того, для окончания процесса канонизации необходимо будет представить на суд прелатов чудо, совершенное по заступничеству уже блаженного Иоанна Павла II. Сколько понадобится времени для свершения чудесного события, причиной которого станут молитвы покойному понтифику, на Земле не знает никто. А после того как это все же произойдет, факт свершения чуда будет подвергнут такому же анализу, как и при беатификации.

Эпоха святых Пап заканчивается к концу VIII века, после чего канонизированные понтифики встречаются крайне редко. Среди Пап, занимавших Святой престол с VI по IX века, к лику святых причислены почти все, а среди возглавлявших церковь до VI века признаны святыми все римские первосвященники. Последний канонизированный Папа Римский - Пий X (1903-14). Он был причислен к лику святых в 1954 году. До него понтификов не канонизировали на протяжении почти трехсот лет - в 1672 году церковь признала святым Пия V (1566-72).

Читайте так же:  Убрир заявление

Поэтому неудивительно, что благодарной пастве хотелось приблизить момент завершения процесса канонизации, ведь, если следовать правилам, то Иоанна Павла II увидели бы святым лишь лет через десять. А терпения в век высоких технологий немного даже у ревностных католиков. Ведь за постоянно сменяющими друг друга событиями и деяниями нового Папы о его предшественнике могут и позабыть.

Но - стоп, вернемся к началу 1980-х годов, когда утверждалась новая апостольская конституция. Неужели в это время еще не стало понятно, что пятилетнее ожидание в нынешнее время - это слишком долго? И тут выясняется, что авторы документа прекрасно знали о таком свойстве человеческой натуры, как нетерпеливость, и специально прописали, что минимальные пять лет, которые должны пройти с момента смерти претендента в святые, даются именно на то, чтобы "обеспечить сбалансированную и объективную оценку делу" и "позволить эмоциям улечься". Ведь знали, что после смерти выдающихся или просто знаменитых людей их личность принято идеализировать, и как сильно это мешает в дальнейшем трезво взглянуть на реальные факты, заставляя отмахиваться от них с негодованием.

Происходящее сейчас в католическом мире, как кажется со стороны, основано в первую очередь на эмоциях. По крайней мере, это касается тех, кто наблюдает за начинающимся процессом канонизации не из Ватикана. Ведь не случайно же, как признался Славомир Одер, письма с утверждениями о святости покойного Папы Римского приходят "даже от неверующих".

Кто такой адвокат дьявола?

Кто такой адвокат дьявола?

Admin в 17.01.14 14:26

_________________
. сочетать национализм со справедливостью; вести жизнь к социальности, но не к социализму и тоталитарности. (с) И.А. Ильин
Справедливость есть искусство искать и находить для каждого свое. (с) И.А. Ильин.
На том стою и не могу иначе! (с)

Сражайся, и ты победишь и спасешь свою Родину; уклоняйся от борьбы, и ты умрешь униженным, стоя на коленях перед врагом.

. с Западом нельзя договариваться. Ни по какому вопросу. Он может лишь согласиться с вашим требованием, подкрепленным силой и неприемлемой для него угрозой. Все остальное перемалывается и пережевывается — когда быстро, когда не очень.

. Если вы скроете правду и зароете ее в землю, она непременно вырастет и приобретет такую силу, что однажды вырвется и сметет все на своем пути.

Advocatus diaboli

Каким бы предвзятым не было мое отношение к Церкви, продуманность ее структуры все равно вызывает уважение, а некоторые должности — откровенное любопытство и желание чуть-чуть повысить собственную эрудицию.

Наверное, будет правильным сразу уточнить факт, что должность, о которой пойдет речь в статье, хоть и существовала еще не так давно, но имела место только в католической Церкви. Каюсь, я слышала это выражение только в контексте названия фильма, который так и не удосужилась посмотреть. На самом деле словосочетание “адвокат дьявола” появилось в XVI веке, задолго до того, как кинематограф обратил свое внимание на эту область.

Должность была создана в Ватикане, еще в 1587 году, и стать адвокатом дьявола мог только высокопоставленный сановник, не год и не два отдавший служению Церкви — чаще всего это был человек в сане кардинала. Помимо основных обязанностей он принимал на себя выполнение еще двух, диаметрально противоположных друг другу задач, которые вообще не вяжутся с классическим представлением о средневековой католической Церкви. Первая задача — по сути, очернение личности, которую Ватикан собирается причислить к лику святых, предоставление проверенного компромата (чем больше — тем лучше). Цель — не допустить канонизацию. Вторая задача — защитить человека, которого Церковь обвиняет в ведьмовстве и связях с Сатаной, то есть спасти колдуна, еретика, ведьму или ученого от неизбежного костра инквизиции. На первый взгляд может показаться, что должность адвоката дьявола абсолютно бессмысленна, и кардинал, носящий это звание, именуется так только для галочки, но это неправда. Да, эти люди действительно просеивали “очередь на канонизацию” через мельчайшие сита, но тем самым они укрепляли авторитет Римско-католической Церкви, не допуская в сонм святых скомпрометированного человека, не соответствующего определенным требованиям. Про защиту обвиненных в колдовстве тоже все понятно — в период массовой охоты на ведьм любой, привлекший к себе пристальное внимание, мог встретиться с праотцами путем сожжения на священном огне. С появлением адвокатов дьявола у таких людей появился вполне осязаемый шанс на спасение.

Да здравствует компромат!

Это сейчас к процессу канонизации относятся без фанатизма, а в Средневековье он очень часто сопровождался яростными спорами. Известны случаи, когда кардиналы создавали противоборствующие партии, “за” и “против” соответственно, и во время такого спора методом интриг и закулисной борьбы перетягивали чашу весов на свою сторону. Чтобы прекратить подобное мракобесие (не к лицу служителям Церкви собачиться между собой на такие темы), очередной папа, Сикст V, официально утвердил должность укрепителя веры. Теперь именно этот сановник отвечал за сбор компромата, и возводил непреодолимые препятствия на пути у своего оппонента, которого именовали защитником Бога (advocatus Dei). Укрепитель веры выискивал в жизни теоретического святого любые неблаговидные подробности, чтобы затем предъявить их на Совете и наложить свое вето на канонизацию. Это могли быть какие-то моменты из личной жизни, или привычки, или даже манера разговора — что угодно. Адвокат дьявола умел преподнести в качестве весомого аргумента даже пропуск церковной службы, посчитав его за недостаточное усердие в вере. И совсем неважно, что этот пропуск мог оказаться единственным за сорок лет беспорочной службы, и то — по той причине, что канонизируемый лежал дома с переломами всех конечностей и “мама” выговорить не мог. Само же прозвище “адвокат дьявола” намертво прилипло к укрепителям веры, и стало более известным, чем официальное название должности. Считалось, что, раз укрепители стремятся очернить благородное имя несостоявшегося святого, то ими руководит не кто иной, как сам дьявол, и говорят они исключительно от его имени. Ну и вот. До сих пор этим выражением обозначают людей, которые в открытом, честном споре ухитряются грамотно защищать откровенное зло. Только вот современные адвокаты не имеют такого веса в обществе, в отличие от средневековых — без тех не мог обойтись ни один процесс канонизации, ибо, если укрепитель веры не участвовал в диспуте с защитником Бога, и принято положительное решение, то его попросту аннулировали.

Яркий пример такого диспута — процесс по поводу Христофора Колумба. Да-да, его тоже собирались причислить к лику святых: в 1886 году несколько довольно влиятельных епископов из Южной Америки попытались продвинуть своего “кандидата”, и вроде бы даже папа был согласен. Защитник Бога делал акцент на том, что Колумб отправлялся в страну, где царило язычество, не по своей воле, а по божьему провидению, и поэтому должен быть канонизирован. Адвокат дьявола не стал спорить с этим утверждением, а попросту привел свои аргументы, которые даже ухитрился подтвердить документально: Колумб в плаваниях изменял жене, и был весьма неравнодушен к презренному металлу. Результат — 1:0 в пользу адвоката, то есть даже решение, которое одобрил папа римский, могло быть попросту проигнорировано.

Эта должность была упразднена только в 1983 году. Папа Иоанн Павел II решил, что укрепители веры более не нужны Церкви (немудрено — она и так крепко держится). В итоге за период его папства к лику святых было причислено более 500 человек, еще около 1500 признаны блаженными. Цифры приобретают совсем другой оттенок, когда выясняется, что предшественники Иоанна Павла II за весь ХХ век не канонизировали даже сотню! А сейчас этот процесс идет с таким размахом, что диву даешься, причем в святые записывают по поводу и без. Например, 15 октября этого года канонизировали сразу 30 человек — мучеников, которых в XVII веке убили кальвинисты из Голландии. Вспомнить про невинно убиенных решили в честь 500-летия обращения Бразилии в католичество.

Алиби для ведьмы

Алонсо де Салазар Фриас был сыном адвоката из Бургоса. Поначалу юноша учился на факультете канонического права, и решил для себя, что его жизнь будет связана с Церковью. Ему удалось — сегодня Фриас считается человеком, с ног на голову перевернувшим испанскую инквизицию и ее кровавые традиции.

А началось все с малого — с новой ступени на карьерной лестнице. Алонсо назначили инквизитором, и отправили в северную часть Испании. Время его работы пришлось на самый пик охоты на ведьм, когда неосторожное слово или даже взгляд могли послужить поводом для подозрений. Именно на севере страны инквизиция действовала с особым усердием, однако, благодаря Алонсо, аутодафе в этой части стали если не исключением, то большой редкостью. Историки сомневаются только в количестве народа, которое смог спасти этот человек. Одни считают, что это число колеблется на уровне 15 тысяч, другие — что приговоренных, но чудом спасшихся, было гораздо больше.

Фриас получил великолепное образование. Несмотря на то, что оно было связано не столько с юриспруденцией, сколько с теологией (дважды получил звание доктора в этой области) и богословием, мужчина стремился ко всем аспектам своей работы подходить в первую очередь с точки зрения разума, и только потом — веры. Удивительно, как его с такими взглядами самого не сожгли — полагаю, противников его “политики” было предостаточно. Но “коллеги” относились к нему с большим уважением — время показывало, что Фриас принимал верные решения. Поэтому он отправился в один из “неблагополучных” районов, где главными “уличителями” были светские судьи, год назад порешившие немало народу ложными обвинениями. Фриас и еще несколько инквизиторов были призваны адекватно оценить ситуацию в регионе, и принять меры.

Читайте так же:  Как купить дом за материнский капитал в другом городе

Это была охота на ведьм, равной которой по масштабам в Испании не было ни до, ни после. Инквизиторы обнаружили 1384 ребенка в возрасте 6-14 лет (. ), уличенных в колдовстве, и 420 взрослых ведьм. В марте 1611 года Верховный комитет инквизиции (Супрема) принял “Эдикт милосердия”: во время его действия ведьма могла раскаяться в своих поступках, не опасаясь какого-либо наказания. Фриас предложил своим “подопечным” воспользоваться положениями из “Эдикта”, но на это решился всего 81 человек — остальные побоялись ответственности за лжесвидетельства.

Алонсо составил настолько подробный отчет, насколько это вообще возможно. Рукопись насчитывала более 5000 страниц, и состояла из четырех глав: о перемещении, о шабаше, о доказательствах колдовства и доказательствах для наказания. Большинство из них он находил просто смешными — да они таковыми и являлись. Одной из обвиняемых предъявили якобы колдовское снадобье — Алонсо заставил аптекаря проверить его состав, и оно оказалось абсолютно безобидной мазью. Группу девушек “уличили” в интимных отношениях с дьяволом, — а они оказались девственницами. Большая часть обвинений и доказательств была попросту высосана из пальца. Не нашлось ни одного объективного обвинения или доказательства, признания выбивались под пытками, свидетельства покупались в угоду чьему-то эго. В общей сложности подобным образом было обвинено 1672 человека. Фриас понял, что такой истеричный шквал обвинений был вызван присутствием в провинции его самого и коллег. Выводы по итогу отчета он сделал примерно следующие:

Я не обнаружил никаких показаний, на основании которых можно сделать заключение, что имел место хоть один случай колдовства, в равной степени как и посещения шабаша, присутствие на нем, нанесение повреждений или другие утверждавшиеся факты. Подобное просветление во многом укрепило мои прежние подозрения, что показания сообщников без объективных доказательств от других лиц недостаточны даже для обоснования ареста. Более того, мой опыт приводит к убеждению, что те, кто прикрывается “Эдиктом милосердия”, более чем на три четверти ложно обвинили себя и своих сообщников. Кроме того, я верю, что они могли бы свободно прийти в инквизицию, чтобы отречься от своих признаний, если бы знали, что их примут доброжелательно без наказания, поскольку я боюсь, что мои усилия, направленные на это, не получили достаточной огласки.

Фриас потратил более восьми месяцев на разбирательства, и в итоге вместо сожжения 1672 человек 40 из них оказались у городских позорных столбов, где отбыли свое наказание, а потом вернулись домой. Живые, не покалеченные.

Но Фриас не в состоянии был спасти всех. За гранью его влияния оставались знахари. Инквизиция даже не раздумывала в их отношении, и сразу отправляла на костер. Несмотря на положительное отношение населения к традиционной медицине, казни травников продолжались. Не исключено, что это было попыткой лоббировать официальную медицину, которая в ту пору могла разве что кровь пускать (чем в 90% случаев добивала ослабленный болезнью организм, а еще в 10% вносила в него новую заразу). Знахари же давали больше шансов на исцеление, но инквизиторы были неумолимы.

Однако Алонсо нашел небольшой, узенький, но все же выход. Он составил список трав, которые официально одобряла Церковь, и которые можно было собирать и использовать в лечебных целях. Скажем, “корень Святого Петра” — как растение с таким названием может быть от лукавого? Те знахари, ум которых был поострее прочих, быстро поняли намек и ограничились перечисленными вершками и корешками. Остальные, менее понятливые, продолжили гореть на кострах.

Итогом масштабной работы Алонсо де Салазара Фриаса стало колоссальное сокращение казней ведьм — теперь они носили буквально единичный характер. К моменту окончания службы и отправки Фриаса в монастырь в качестве настоятеля пик охоты на ведьм миновал, и вскоре она осталась только на страницах летописей.

Современные адвокаты

Да, Иоанн Павел II упразднил эту должность, но до сих пор в Ватикане есть несколько человек, теоретически готовых занять ее в любой момент. Конечно, их мнение ценится уже не так высоко, да и полномочий гораздо меньше, чем ранее, но это лучше, чем ничего. Эти кардиналы подчиняются только папе — никакой Совет им не указ. В их обязанности входит сбор компромата на остальных кардиналов, которые (так же — теоретически) могут быть канонизированы после смерти. Также их могут пригласить в качестве “экспертов”, когда обсуждается канонизация возможного святого, но, даже если сложить подобные привилегии в одну кучу, выходит немногим больше, чем просто секретарь понтифика.

Попытки возродить должность в ее полной силе не прекращаются, но они очень и очень вялые. Взять, к примеру, канонизацию матери Терезы. Когда эту личность выносили на обсуждение, некая группа выступила категорически против. Правда, их возражения были весьма неубедительными — и благотворительность у матери Терезы неудачная, и в Калькутте были какие-то промашки. Настоящий же адвокат дьявола взялся бы за дело с большим усердием. Он бы вспомнил сомнения и метания монахини, период, когда она не была уверена в существовании Бога и наличии у себя веры как таковой. Припомнил бы и совместные моления с язычниками, и процитировал пару высказываний, смысл которых никак не вяжется с католицизмом, да и чудеса, которые она совершила, поставил бы под сомнение. Но ничего этого не последовало, а потому в 2003 году мать Тереза была причислена к лику блаженных, а в 2016 — к лику святых.

Прошелся бы адвокат дьявола и по самому Иоанну Павлу II, и не допустил его беатификации и, чуть позднее, канонизации. Припомнил бы неспособность бороться с коррупцией в Ватикане, попытку укрыть и замять скандал с педофилами внутри Церкви, и чудеса в количестве двух штук, необходимые по регламенту канонизации (!), напрочь забраковал. Но папа также был причислен к лику святых.

А еще каких-то полвека назад, когда епископы выдвинули требование — канонизировать папу Иоанна XXIII, — именно укрепитель веры не дал своего согласия, и с ним не решился спорить даже понтифик. Наложенное вето было слишком значимым, и в итоге Иоанн XXIII был причислен к лику святых в один день с Иоанном Павлом II, в 2014 году. Решение было принято нынешним папой, Франциском.

И у дьявола был адвокат

Выражение «адвокат дьявола» было известно задолго до того, как на экраны вышел знаменитый одноимённый фильм. А должность эта появилась в Ватикане ещё в 1587 году, существовала четыре столетия и подразумевала выполнение высокими сановниками (чаще всего в сане кардинала) двух функций.

Во-первых, сбор компромата на тех, кого Ватикан собирался канонизировать, чтобы помешать этому процессу. А во-вторых, защита тех, кого обвинили в связях с князем тьмы, — ведьм, колдунов, еретиков… И адвокаты дьявола сумели сделать немало для укрепления авторитета Римско-католической церкви и спасения многих несчастных из застенков инквизиции.

Компромат на святых

В Средние века процесс канонизации нередко вызывал много ожесточённых споров среди отцов Церкви. Порой кардиналы создавали целые партии и отчаянно интриговали друг против друга, лишь бы не допустить признания святым того, кого они по каким-то причинам считали недостойным. Чтобы упорядочить процесс канонизации, папа римский Сикст V официально ввёл должность укрепителя веры.

Этот сановник должен был всячески препятствовать канонизации очередного святого, собирая на него компромат. Например, о каких-то неблаговидных моментах личной жизни, недостаточного усердия в вере. Или высмеивая чудеса, которые совершил усопший.

Поскольку сановник, по сути, обливал кандидата в святые помоями, считалось, что он вещает от имени врага рода человеческого. И потому укрепителей веры стали называть адвокатами дьявола. Это выражение существует и поныне, означая человека, который в споре с оппонентом хитроумно оправдывает явное зло. Правда, в отличие от современных, средневековые адвокаты дьявола имели весьма серьёзный вес в Церкви и обществе. Ведь ни один процесс канонизации не мог пройти без их участия.

Решение о причислении к лику блаженных или святых принималось после жарких дискуссий адвоката дьявола и его оппонента — адвоката Божия. И, надо сказать, это было далеко не пустой формальностью, которая могла изменить уже принятое папой решение. Например, «жертвой» адвоката дьявола пал Христофор Колумб. В 1886 году группа влиятельных южноамериканских епископов попыталась добиться признания его святым.

Адвокат Божий настаивал, что Колумб был послан в страну, где царил сатана, самим Господом и потому достоин канонизации. Однако адвокат дьявола поступил иезуитски. Он не стал оспаривать роль Колумба в борьбе с язычниками. Зато документально доказал, что мореплаватель нередко изменял супруге, а также очень любил золото. И выиграл процесс.

Лишь в 1983 году папа Иоанн Павел II упразднил эту должность. И что же? После этого он причислил к лику святых около 500 человек (не считая 1300, признанных блаженными). В то время как за весь XX век предшественники Иоанна Павла II канонизировали лишь 98 человек!

Читайте так же:  П 5 ст 28 закон о защите прав потребителей

А в наши дни, благодаря отсутствию должности адвоката дьявола, Ватикан поставил процесс канонизации на широкую ногу. К лику святых причисляют десятками. Например, 15 октября 2017 года были канонизированы сразу 30 бразильских мучеников, которых в XVII веке убили голландские солдаты-кальвинисты. А поводом для этого стал тот факт, что Бразилия в 2017-м празднует 500-летие обращения в католическую веру.

Главный защитник ведьм

Однако адвокаты дьявола занимались не только сбором компромата на покойников. В их обязанности входила и защита последователей князя тьмы на земле. Ведь действия инквизиции по уничтожению еретиков, вопреки распространённому мнению, были чётко регламентированы (даже в части применения пыток на следствии). И каждый обвиняемый, прежде чем попасть на костёр, имел право на защиту. Последней надеждой еретика и становился адвокат дьявола.

Алонсо Салазар де Фриас занял этот пост в северной Испании в начале XVII века. Это был пик преследования еретиков. Особенно усердствовали охотники на ведьм в Испании. И в том, что в северной части страны аутодафе стали редкостью, главную роль сыграл именно Алонсо. По мнению историков, он спас от казни не менее 15 тысяч человек.

Дважды доктор теологии, выпускник богословских факультетов в Сигуэнсе и Саламанке, Алонсо был исключительно образованным человеком. За дело защиты ведьм он взялся с огромным энтузиазмом и знанием дела. Участвуя в диспутах с обвинителями еретиков, Алонсо раз за разом разбивал их доводы на поле не только богословском, но и правовом — железными доказательствами невиновности ведьм и колдунов. А ведь для того, чтобы отправить на костёр человека, в Испании не требовалось слишком много.

Например, Алонсо довелось защищать на процессе 147 женщин, которых обвинил некий юный нищий. Молодой человек (вероятно, рассчитывая на подачку от отцов-инквизиторов) заявил, что видел их на шабаше. Адвокат дьявола, приехав на процесс, потратил несколько недель, но чётко доказал алиби каждой из обвиняемых. Их, правда, всё-таки выставили на центральной площади города, привязав к позорным столбам, но это всё же лучше, чем быть сожжёнными на костре.

Конечно, невозможно спасти всех. Алонсо был не в силах уберечь от смерти на костре знахарей. Инквизиция однозначно записывала в колдуны тех, кто занимался сбором лечебных трав, помёта кролика, мышиных лапок и так далее. А знахари пользовались большим уважением у населения: представители официальной медицины чаще всего гарантированно отправляли пациента на тот свет.

Ведь самой популярной врачебной процедурой тогда было кровопускание. Средства же, изготовленные травниками, давали больным больше шансов на исцеление. Однако инквизиторы (не действовало ли тут лобби официальной медицины?) жестоко карали народных целителей, обвиняя их в связи с дьяволом.

В итоге Алонсо всё же нашёл способ помочь и знахарям. Он, проконсультировавшись с авторитетными отцами Церкви, составил список легально разрешённых к применению трав, которые «дьяволу были противны». Не мог же сатана прикоснуться, например, к «корню святого Петра»? Большинство травников воспользовались данным пособием, ну а тех, кто намёк не понял, по-прежнему ждал костёр.

Несколько лет спустя в Мадриде спохватились, что на севере Испании казни еретиков носят единичный характер. Довольно быстро был установлен «виновник» этой недопустимой гуманности — адвокат дьявола Алонсо Салазар де Фриас. Его отправили настоятелем в один из горных монастырей. Но к тому времени, к счастью, пик охоты на ведьм миновал, и казни по-прежнему носили единичный характер, а затем и вовсе сошли на нет.

Историки против папы

Но вернёмся в наши дни. Несмотря на то, что Иоанн Павел II упразднил должность адвоката дьявола, в Ватикане работают шесть человек, теоретически готовых занять её. Они подчиняются лично папе римскому и, как хорошие сыщики, собирают компромат на действующих кардиналов, которые после смерти могли бы претендовать на канонизацию.

Кроме того, во время обсуждения личности будущего святого их мнение может быть запрошено в качестве экспертного. Но никаким правом вето, как до 1983 года, они, конечно, не обладают и, по сути, являются просто секретарями понтифика.

Стоит отметить, что процедура канонизации и сейчас проходит не всегда гладко. Например, когда в 2003 году к лику блаженных причисляли знаменитую мать Терезу, против этого выступили некая «группа атеистов». Правда, их возражения были достаточно беспомощными: мол, она весьма неудачно занималась благотворительностью и подмочила репутацию Церкви в Калькутте.

В то время как настоящий адвокат дьявола, конечно, подверг бы сомнению и достоверность чудес, совершенных матерью Терезой, и вспомнил бы некоторые её высказывания, которые идут вразрез с устоями католицизма, и довольно странные обряды, которые она совершала в Индии, например, молясь совместно с язычниками. Но поскольку этих возражений не последовало, мать Тереза была причислена сначала к лику блаженных, а затем и святых.

Наверняка адвокат дьявола не дал бы причислить к лику святых и самого Иоанна Павла II. Ведь список прегрешений у него ещё больше: это и неспособность бороться с коррупцией в Ватикане, и попытки замять скандал с церковными педофилами. Да и оба чуда исцеления (именно столько необходимо для канонизации), которые якобы совершил Иоанн Павел II, весьма и весьма сомнительны. Тем не менее папу римского, который разрушил многовековую систему, причислили к лику святых.

А ведь ещё относительно недавно, в 1965 году, когда епископы потребовали канонизировать недавно умершего Иоанна XXIII, именно адвокат дьявола кардинал Суенен наложил вето на их решение. Спорить с ним не решился даже сам понтифик. В итоге Иоанна XXIII причислили к лику святых лишь 27 апреля 2014 года. В тот же день, что и Иоанна Павла II. Распоряжение об этом отдал нынешний папа римский Франциск.

Голос Папы и Церкви в диалоге с миром

Первая страница / Наши рубрики / «Трудные вопросы»

Есть ли сейчас в Католической Церкви «адвокат дьявола»?

ВОПРОС:
Есть ли сейчас в Католической Церкви «адвокат дьявола»?

ОТВЕТ:
«Адвокат дьявола» - это народное прозвище, данное «поборнику веры» (Promotor fidei). Эта функция, введенная в XVI столетии, относилась к процессам беатификации и канонизации. Лицо, наделенное этим титулом, должно было приводить доводы, которые бы ставили под сомнение добродетели или чудеса того или иного подвижника, - с тем чтобы аргументы в защиту его прославления были достаточно сильными.

Эта функция просуществовала в таком виде вплоть до 1983 года, когда святой Папа Иоанн Павел II пересмотрел процедуру канонизации святых, издав апостольскую конституцию Divinus perfectionis magister. В ней название функции - Promotor fidei – присутствует, но в этот термин вложен иной смысл. Вот как звучит параграф апостольской конституции, в котором Папа Войтыла определяет задачу «поборника веры»: «При Священной конгрегации (имеется в виду Конгрегация по канонизации святых) учрежден Promotor fidei, или прелат-богослов, который исполняет следующее задание: 1) он председательствует на собрании богословов, имея в нём право голоса; 2) он подготавливает доклад о собрании; 3) он участвует в конгрегации отцов-кардиналов и епископов как эксперт, не имея при этом права голоса. Для того или иного процесса (канонизации) при необходимости кардинал-префект может быть назначен поборником веры для данного случая».

Адвокат дьявола ватикан

Во вторник Ватикан начинает изучение свидетельств о чудесах, совершенных Иоанном Павлом II. Это требуется для того, чтобы причислить умершего в апреле понтифика к лику святых.

Члены специальной комиссии, в том числе и так называемый "адвокат дьявола", в задачи которого входит оспаривание утверждений о совершенных чудесах, дадут клятву хранить тайну и оставаться непредвзятыми.

Представители Ватикана заявили, что получили сотни писем и электронных посланий в поддержку канонизации Иоанна Павла II.

По правилам должно пройти пять лет со смерти человека, прежде чем церковь может начать процесс его канонизации. Но в данном случае Папа Римский Бенедикт XVI пренебрег правилами.

Однако Иоанн Павел II сам пренебрег этим правилом в 2003 году, когда он причислил к лику блаженных мать Терезу. Весь процесс был полностью завершен всего через шесть лет после ее смерти.

В прошлом, как отмечает наш корреспондент, процесс канонизации мог длиться столетиями.

Сам Бенедикт XVI на торжественной церемонии в базилике святого Иоанна на Латеране присутствовать не будет.

Для полной канонизации, то есть для причисления к лику святых, необходимо представить доказательства двух чудес, произошедших после смерти Иоанна Павла II и в результате обращенной к нему молитвы.

Роль "адвоката дьявола" будет исполнять римский священник Джузеппе Д'Алонзо, который будет оспаривать утверждения о чудесах, совершенных покойным Папой Римским. Сам пост "адвоката дьявола" был отменен Иоанном Павлом II в 1983 году для упрощения процесса канонизации.

На вопрос о том, что он думает о причислению поляка к лику святых, Д'Алонзо ответил, что решать не ему, а его задачей является "проверка истины".

Монсиньор Славомир Одер, главный идеолог канонизации Иоанна Павла II, на прошлой неделе рассказал, что ежедневно его электронный ящик пополняется сотней сообщений со всего мира.

Если будет установлен факт одного чуда, Иоанна Павла II причислят к лику блаженных, а для полной канонизации потребуется второе чудо.

Комиссия также изучит информацию о жизни и учении бывшего Папы Римского, включая все его частные записки в период до того, как он стал главой католической церкви. Они подвергнутся тщательной проверке на предмет выявления еретических взглядов, если таковые имеются.

Ваш Отзыв
Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены.

Для любых предложений по сайту: [email protected]