Содержание:
Как рассчитать стоимость тарифа полиса ОСАГО. Как формируется тариф и коэффициенты.
Каждый водитель перед оформлением может рассчитать стоимость своей страховки. Это важно для того, чтобы выбрать самый оптимальный тариф и избежать навязывания дополнительных услуг. На каких коэффициентах основывается тариф, их виды и способы расчета будут подробно рассмотрены в нашей статье.
Базовый тариф – это одна из составляющих формулы расчет стоимости полиса обязательного страхования. Правила его регулирования прописаны в Федеральном законе «Об обязательном страховании…» от 25.04.2002 №40-ФЗ (далее №40-ФЗ).
- «Базовые ставки страховых тарифов устанавливаются в зависимости от технических характеристик, конструктивных особенностей и назначения транспортных средств, существенно влияющих на вероятность причинения вреда при их использовании и на потенциальный размер причиненного вреда (ч. 2 п. 1 ст. 9 №40-ФЗ)».
Для расчета стоимости полиса учитываются максимальный и минимальный предел базового тарифа с учетом коэффициентов, который устанавливается Центробанком.
✔ Базовые тарифы в зависимости от категории транспортного средства.
Главная составляющая расчета базового тарифа – категория автомобиля. Для определения категории ТС используется информация из паспорта автомобиля либо свидетельства о регистрации машины. Если в документе, используемом для определения идентификации, имеются расхождения между типом и категорией автомобиля, за основу определения базового тарифа берется информация о категории ТС.
Тип ТС и его назначение
Базовая ставка соответствующего тарифа (руб.)
Мотоциклы, мопеды и легкие квадроциклы (транспортные средства категории “A”, “M”)
Автомобили категории “B”, “BE”
Физических лиц, индивидуальных предпринимателей
Используемые в качестве такси
Автомобили категорий “C” и “CE”
Разрешенная максимальная грузоподъемность до 16 т
Разрешенная максимальная грузоподъемность свыше 16 т
Транспортные средства категорий “D” и “DE”
При количестве пассажирских мест до 16
При количестве пассажирских мест больше 16
Предназначенные для постоянных перевозок с осуществлением посадки и высадки пассажиров как в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок, так и в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок
Троллейбусы (транспортные средства категории “Tb”)
Трамваи (транспортные средства категории “Tm”)
Тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные машины, кроме транспортных средств, не имеющих колесных движителей
✔ Тарифный коридор.
Это одно из основных изменений в №40-ФЗ, который произошли после 12 апреля 2015 года. Если раньше Центробанк устанавливал фиксированный размер базового тарифа, теперь страховым компаниям доступен тарифный коридор – возможность назначать цену страховки в пределах максимального и минимального порога для каждой категории ТС.
Таким образом, стоимость страховки может быть разной для одного и того же автомобиля в нескольких страховых компаниях. При этом страховщик не вправе назначать отельную цену каждому водителю, речь идет о возможности устанавливать базовый тариф в зависимости от убыточности региона, в котором расположен офис.
Подобные изменения связаны с возможностью получения прибыли страховыми компаниями с учетом того, что тарифные ставки не индексировались долгое время. Плюсом подобного нововведения явилось то, что офисы компаний появились или вернулись во многие регионы, а также увеличился лимит выплат и их порядок.
○ Коэффициенты для расчета стоимости ОСАГО.
Этот показатель включен в формулу расчета стоимости полиса. В соответствии с п.2 ст. 9 №40-ФЗ, размер коэффициентов зависит от:
- Субъекта РФ, в котором производится эксплуатация автомобиля.
- Истории вождения (наличие либо отсутствие ДТП с получением страховой выплаты).
- Технических характеристик автомобиля:
- Наличие/отсутствие прицепа.
- Сезонность эксплуатации.
- Иных факторов, влияющих на страховой риск.
При расчете стоимости полиса учитываются различные коэффициенты.
✔ Коэффициент территории преимущественного использования.
При вычислении стоимости страховки, берется за основу факт, что количество аварий и наступлений страховых выплат прямо пропорционально площади населенного пункта и количеству жителей. Поэтому один из коэффициентов, используемых для формы вычисления стоимости полиса – это место эксплуатации транспортного средства.
Лихач заплатит дважды
Ноябрь в качестве старта так называемой либерализации ОСАГО назвал президент Российского союза автостраховщиков Игорь Юргенс, подводя итоги парламентских слушаний по вопросу обязательной автогражданки.
По его словам, члены нижней и верхней палаты парламента в целом одобрили необходимость установления справедливого тарифа на ОСАГО. То есть не увеличения его для всех поголовно, а именно подхода, когда стоимость страховки рассчитывается индивидуально для каждого водителя.
По словам Игоря Юргенса, сейчас будет готов документ по итогам этих слушаний, и тогда Центробанк выпустит свое указание.
Ноябрь в качестве крайнего срока для вступления в силу этих указаний назвал и исполнительный директор Российского союза автостраховщиков Евгений Уфимцев. Дело в том, что указание предусматривает несколько новаций. В том числе новый расчет коэффициента бонус-малус, который предоставляет скидку за безаварийную езду. Так вот, согласно указанию, коэффициент будет присваиваться один раз в год. И начаться его присвоение должно в январе. А чтобы страховщики успели подготовится к этому этапу, необходимо, чтобы указание вступило в силу уже в ноябре.
По данным Центробанка, наибольшее количество претензий сейчас поступает именно на присвоение коэффициента бонус-малус. Новый способ его присвоения позволит навести в этом деле порядок, а также избавиться от лазеек для недобросовестных водителей. Речь идет о тех ситуациях, когда водитель несколько раз попадал в аварии, ему начислен максимальный коэффициент, который придется снижать несколько лет. Но он идет на хитрость и заключает договор без ограничений лиц, допущенных к управлению. Коэффициент за это равен 1,8. Если водитель год не страхуется, то его история обнуляется, поэтому на следующий год он покупает полис с ограничением круга лиц, но с коэффициентом единица. Переплат он избежал.
Новая система не позволит таких махинаций, ведь каждый коэффициент бонус-малус будет привязан к конкретному водителю и не будет зависеть от того, каким автомобилем он управляет.
Второй важный момент этого указания - расширение количества коэффициентов на возраст-стаж. Сейчас их пять, а будет 50.
По словам Евгения Уфимцева, союз автостраховщиков провел расчеты по этой таблице, используя данные реальных застрахованных. Выяснилось, что стоимость полиса вырастет только для 20 процентов клиентов. Для остальных цена либо останется прежней, либо будет ниже.
И третья позиция этого указания - расширение тарифного коридора на 20 процентов, что вверх, что вниз. На данный момент, по словам Евгения Уфимцева, недотарифицировано 16 процентов клиентов. В результате за них приходится платить другим клиентам. Грубо говоря, в Волгограде страховщики не могут увеличить тариф, хотя здесь это необходимо. А в Омске не могут его снизить, потому что надо чем-то дофинансировать Волгоград. Расширение тарифного коридора позволит сделать и то, и другое. И никакого дофинансирования не потребуется.
По словам Игоря Юргенса, сейчас ситуация на рынке в связи с конкуренцией позволит даже снизить стоимость полиса. После того, как одна из компаний перестала быть монополистом на рынке с 40 процентами его объема, развернулась конкурентная борьба. Более того, РСА даже опасается демпинга на этом рынке.
Впрочем, ложку дегтя во все это подлил защитник прав автомобилистов Петр Шкуматов. По его словам, стоит опасаться того, что от страховки начнут отказываться те, кто регулярно нарушает правила и попадает в аварии. И вот врежется такой в вашу машину и скажет, страховки нет, машина не моя, имущества нет, я безработный и не местный. И что делать в такой ситуации добропорядочному водителю?
Депутаты предлагают платить страховщикам за тех, кто не застраховал ОСАГО. По словам Игоря Юргенса, такое предложение необходимо просчитать. Но в первую очередь необходимо, чтобы все водители покупали полисы ОСАГО. Возможно, для этого требуется увеличить штрафы. Ведь сегодняшние 800 рублей, а со скидкой 400 - это ничто.
Что в кошельке гражданки
Банк России опубликовал на своем сайте проект указания о предельных размерах базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов по ОСАГО, а также о порядке их применения страховщиками при определении страховой премии.
Это первый шаг по так называемой либерализации автогражданки. Предполагается, что в результате страховщики смогут назначать более справедливую цену на полис в зависимости от ситуации с убыточностью. А также получат более гибкий подход к каждому клиенту - водителю. При таком подходе стоимость полиса для опытных и возрастных водителей в неубыточных регионах может даже снизиться. Для водителей с плохой историей - вырасти. Впрочем, как все это будет применяться на практике и к чему приведет - покажет время.
В проекте предусмотрено расширение тарифного коридора. При этом нижняя граница коридора снижается для всех видов транспорта на 20 процентов. Верхняя граница снижается для мотоциклов и мотороллеров на 10,9 процентов. Снижается также верхняя граница для легковых автомобилей юридических лиц на 5,7 процентов. Для всего остального транспорта верхняя граница повышается на 20 процентов. В итоге для владельцев легковушек физических лиц тарифный коридор составит от 2746 до 4942 рублей. Именно в этих пределах страховые компании будут назначать базовый тариф. От которого и будет рассчитываться стоимость полиса.
Представители страхового сообщества считают, что здоровая конкуренция заставит страховщиков придерживаться справедливых тарифов и даже снижать цены. Но автовладельцы опасаются, что страховщики не упустят возможности поднять стоимость. Плюс 20 процентов к стоимости страховки - не плохая прибавка.
Назначенный тариф страховщик обязан опубликовать на сайте своей компании, а также известить о нем Центробанк.
Коэффициент бонус-малус, размер которого зависит от аварийности водителя, будет назначаться один раз в год. При этом такой коээфициент может быть только один. Сейчас у водителя их может быть несколько. Например, у него есть свой автомобиль, застрахованный по ОСАГО, а также он вписан в другие полисы автогражданки. Сколько полисов, столько коэффициентов. Это приводит к спорам со страховщиками и иногда необоснованным завышениям стоимости полиса. Когда коэффициент будет один, ошибок и злоупотреблений станет меньше.
При этом, при переходе на данную систему присвоения бонус-малус, водителю будет присваиваться минимальный из имеющихся у него коэффициентов.
Для юридических лиц этот коэффициент будет присваиваться один на весь автопарк. Сейчас он свой для каждой машины автопарка. Что также приводит к путанице, а зачастую и к мошенничеству со стороны владельца автопарка.
История водителя обнуляться не будет. То есть присвоенный коэффициент сохранится за водителем, даже если он год не покупал полис. Сейчас же, если водитель, например, год управлял автомобилем с открытым полисом ОСАГО, то есть без ограничения количества допущенных к управлению, его история сгорает. И при покупке нового полиса коэффициент его снова равняется единице. От этой истории Центробанк отказывается.
Также изменятся коэффициенты по возрасту и стажу водителя. Вместо четырех их будет 50. Для водителей старше 35 лет со стажем управления более 3 лет коэффициент даже понизится. Вместо нынешней единицы, он будет равен 0,96. А для молодых и неопытных водителей он вырастет. Так для водителей младше 21 года и стажем вождения менее 2 лет, он будет равен 1,87, вместо 1,8. Хуже всего придется водителям среднего возраста - от 22 до 34 со стажем вождения более 3 лет. Для них коэффициент вновь станет повышающим. А значит, полис подорожает.
Когда документ будет принят и вступит в силу - пока неизвестно. Его общественное обсуждение продлится до 20 июня. Но ранее заместитель председателя Банка России Владимир Чистюхин заявлял, что документ планируется утвердить уже в августе.
ЦБ озвучил новые тарифы ОСАГО
Стало известно, на сколько может подорожать полис ОСАГО уже в ближайшее время: Центробанк опубликовал проект модернизации тарифной политики "обязательной автогражданки". Что интересно, рост цены полиса будет разным для разных категорий транспорта.
Согласно опубликованному проекту, регулятор предлагает расширить коридор базового тарифа ОСАГО на 20% в обе стороны. Таким образом, как уточняет РИА, базовый тариф для частных автовладельцев будет выбираться из диапазона от 2 746 до 4 942 рублей.
Однако, в это правило Центробанк ввел сразу два исключения, сузив коридор для владельцев мотоциклов, а также для легковых автомобилей, принадлежащих юридическим лицам. Для них базовый тариф увеличится "вверх" на 10,9% и 5,7% соответственно. В итоге, мотоциклистам стоимость полиса будут рассчитывать, исходя из базового тарифа от 649 до 1 407 рублей, а корпоративным автомобилям – от 2 058 до 2 911 рублей.
Кроме того, проектом Центробанка предлагается несколько изменить правила применения коэффициента "бонус-малус", который предусматривает скидки за безаварийное вождение и повышение стоимости полиса при авариях по вине владельца полиса. В частности, проектом предусматривается ликвидация возможности обнуления коэффициента в том случае, если автовладелец сделал перерыв в приобретении полисов ОСАГО, а также закрепление страховой истории за конкретным водителем.
Наконец, может увеличиться число коэффициентов, влияющих на конечную цену полиса. Ранее сообщалось, что количество ступеней, учитывающих возраст и стаж водителя, с нынешних четырех может вырасти до 50, причем опытным водителям в возрасте при помощи этой системы могут быть сделаны определенные поблажки, а для молодых автомобилистов стоимость полиса в очередной раз слегка вырастет.
Страховщики уже успели заявить, что новая система позволит более точно настраивать тариф под конкретного покупателя. Однако, прочие эксперты утверждают, что, вероятнее всего, большинство страховых компаний продолжит рассчитывать стоимость полиса исходя из максимальных значений базового тарифа.
Тарифы на ОСАГО
Стоимость полиса ОСАГО регулируется Центральным Банком РФ. Его базовая ставка в 2017 году составляет от 3432 до 4118 рублей для легкового автомобиля, принадлежащего физическому лицу. На цену влияют множество разных факторов, которые могут как понизить, так и повысить базовую стоимость, они также предусмотрены законодательством. Стоимость зависит от рисков связанных с местом регистрации автомобиля, возрастом и опытом водителя, количеством ДТП, мощностью двигателя, числом водителей, которые управляют автомобилем и сроком действия полиса. Окончательный расчёт производится путём умножения базовой ставки на коэффициенты.
Территориальный коэффициент (или коэффициент территории – КТ) зависит от места регистрации автомобиля, которое связано с местом регистрации собственника. Чем плотнее движение автотранспорта и чем чаще происходят аварии, тем выше значение.
Коэффициент территории устанавливается на законодательном уровне и является обязательным при расчете стоимости автострахования. Самый высокий КТ 2,1 на данный момент применяется в Челябинске. В таких крупных городах как Москва, Казань, Пермь, Тюмень, Сургут, коэффициент равен 2. В менее загруженных городах и регионах коэффициент составляет 1,8-1,7 (Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Ростов-на Дону, Екатеринбург и др.). Самый низкий КТ 0,6 используется в удалённых и малозаселённых регионах (вне областных центров Бурятии, Калмыкии, Хакасии, Магаданской области и др.). Полный список городов можно посмотреть тут.
Коэффициент бонус-малус (КБМ) зависит от отсутствия или количества аварий, совершенных автовладельцем или лиц, допущенных к управлению (в расчёт принимается самый высокий коэффициент).
С 2014 года при заключении договора ОСАГО страховая компания обязана использовать сведения автоматизированной информационной системы (АИС) о предыдущих периодах страхования для подтверждения обоснованности применения коэффициента «бонус-малус» – повышающий или понижающий в зависимости количества страховых выплат. Если вы оформляете страховку впервые, вам будет присвоен третий класс, а коэффициент равен 1.Также КБМ не применяется или равен 1, если ТС следует к месту регистрации/прохождения техосмотра или зарегистрировано в иностранном государстве.
Класс водителя рассчитывается один раз в период действия полиса. Это значит, что если вы стали виновником ДТП, то КБМ будет увеличен только при заключении нового договора. Важно отметить, что если водитель решит сменить страховую компанию, его аварийная история останется прежней.
КБМ будет учтён при заключении нового договора, если срок действия предыдущего полиса был равен одному году. Досрочное расторжение «безаварийного договора», даже за несколько дней до его окончания, лишает водителя/собственника скидки за этот период. Следовательно, будет применён такой же КБМ, какой был в начале действия досрочно закончившегося договора.
Максимальная скидка по ОСАГО за безаварийную езду составляет 50% – 13-й класс, КБМ равен 0,5. Получить её водитель (собственник ТС) может только в том случает, если в течение 10 лет страховая компания не производила выплаты по ОСАГО за ДТП, совершённые по его вине.
Тарифы ОСАГО хотят «размыть». Кто заплатит больше?
С 1 сентября 2019 года страховщики могут получить право устанавливать стоимость полиса ОСАГО на 30% выше или ниже базовых тарифов ЦБ, а с 1 сентября 2020 года — на 40%. Об этом пишет газета «Ведомости» со ссылкой на финальные поправки в закон об ОСАГО, которые Минфин уже направил на рассмотрение в правительство.
Скидка на колеса. Как купить новый автомобиль по программе льготного кредитования
Сейчас базовый тариф ОСАГО составляет 3432-4118 рублей. По данным Российского союза автостраховщиков, средняя стоимость полиса в стране колеблется на уровне 5,5-5,8 тысячи рублей. Проверить его справедливую цену в настоящее время можно тут.
Итоговая стоимость рассчитывается из базового тарифа с поправкой на регион, мощность двигателя, стаж и возраст водителя. Также на нее влияет коэффициент бонус-малус (КБМ): он предусматривает скидки за безаварийную езду и, наоборот, надбавки за участие в ДТП.
При этом стоимость ОСАГО регулируется Центробанком, и только он может менять тарифную сетку автостраховки. Однако Минфин предлагает сделать послабления для страховщиков, которые несут убытки по ОСАГО в некоторых регионах России. При этом максимальная цена полиса не превысит размера трехкратного максимального базового тарифа ЦБ, убеждают в Минфине.
Надбавка за ДТП
Помимо «размывания» тарифов министерство финансов предлагает изменить шкалу коэффициентов и дополнить ее новыми пунктами. Так, ведомство собирается отменить параметр мощности и региональный коэффициент. По мнению ведомства, эти показатели нужно убрать, чтобы недооценка риска у одной категории автомобилистов не компенсировалась за счет средств других категорий.
Однако страховщики не согласны с их отменой. По мнению заместителя директора Независимого актуарного информационно-аналитического центра Евгения Яненко, аннуляция некоторых параметров полиса может привести к дополнительным издержкам.
По данным ОНФ, чаще всего ДТП фиксируют в Москве, Подмосковье, Башкирии и Самарской области
«По задумке Минфина, отмена регионального и мощностного коэффициентов позволит компаниям устанавливать справедливые тарифы для всех категорий водителей и покрывать издержки за счет повышения тарифного коридора на 30-40%. Но никто не подсчитал, хватит ли высокоаварийным регионам средств, даже с учетом „размывания“ тарифной сетки», — подчеркнул собеседник «360».
Также Минфин намерен ввести новые коэффициенты. Если поправки вступят в силу, то на стоимость автогражданки будет влиять и стиль вождения автомобилиста. Так, страховщики получат право оценивать частоту нарушений правил, резкость торможения и перестроения, длительность использования машины и время ежедневной эксплуатации.
Искусственный интеллект за рулем. Как в России будут использовать автомобили‐беспилотники
Влиять на стоимость полиса ОСАГО могут и нарушения ПДД в течение года, предшествующего заключению договора. Сюда не входят нарушения, зафиксированные камерами фото- и видеофиксации. Согласно задумке Минфина, учитываться будут следующие параметры: вождение в алкогольном или наркотическом опьянении, превышение скорости более чем на 60 километров в час, проезд на запрещающий сигнал светофора, выезд на встречную полосу движения и другие серьезные проступки.
В финальной версии поправок появились и новые типы полисов автогражданки. Они различаются разными лимитами страховых вознаграждений. Помимо нынешних выплат в размере до 500 тысяч рублей появятся страховки с выплатами в один и два миллиона рублей. Вдобавок автовладельцы смогут получать страховку на срок до трех лет, хотя сейчас этот показатель ограничен годом.
Индивидуальный подход
Если проект Минфина примут без изменений, то добросовестные и аккуратные водители окажутся в плюсе, отметил в беседе с «360» партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто. По его словам, новая тарифная сетка ОСАГО станет более избирательной и позволит некоторым группам автолюбителей сэкономить.
«Стоимость страховки для тех, кто не нарушает правила и ездит без аварий, наоборот, может снизиться. По последним подсчетам, 85% россиян водят авто без серьезных нарушений ПДД, поэтому заплатить больше по новым правилам придется только лихачам», — подчеркнул автоэксперт.
Для ОСАГО не имеет значения, на каком автомобиле ездит человек и сколько лошадиных сил у него под капотом. Становится важным только как он управляет автомобилем, заметил Моржаретто.
Правда, существует вероятность того, что часть россиян начнут отказываться от страховки и ездить без документов, предупреждают опрошенные «360» эксперты. По данным Российского союза автостраховщиков, в 2017 году представители ГИБДД выписали штрафы за вождение без ОСАГО почти трем миллионам автолюбителей. По сравнению с 2016 годом этот показатель вырос на 40%. Штраф за управление транспортом без страховки составляет 800 рублей.
Впрочем, власти уже начали вести активную борьбу с нарушителями. С ноября наличие ОСАГО помимо гаишников будут проверять также камеры видеонаблюдения. Если устройство не найдет в базе полис проезжающего автомобиля, то его владельцу будет выписан штраф. Хорошая новость: назначить взыскание камера смогут только один раз в сутки.
Как рассчитывается стоимость полиса ОСАГО
В первую очередь необходимо отметить, что изменение ставок стоимости полиса обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) устанавливается государством в лице Центробанка.
Но у многих автовладельцев возникает немало вопросов, связанных с ценой полиса ОСАГО – ведь зачастую случается так, для владельцев автомобилей одной марки (и имеющих идентичные технические характеристики) стоимость полиса имеет существенную разницу.
Расчёт стоимости полиса ОСАГО
Пример расчета стоимости полиса ОСАГО
Цена страхового полиса ОСАГО рассчитывается по следующей формуле:
Т=ТБ х КТ х КБМ х КВС х КО х КМ х КС х КП х КН
При определении стоимости полиса ОСАГО в расчет принимется множество факторов в виде коэффициентов.
- Т — итоговая сумма, показывающая, сколько стоит полис ОСАГО;
- ТБ — базовый тариф;
- КТ — территориальный коэффициент;
- КБМ — коэффициент бонус-малус;
- КВС — коэффициент, учитывающий возраст и водительский стаж;
- КО — показатель ограничений по количеству лиц, допущенных к управлению авто;
- КМ — учитывает мощность двигателя;
- КС — коэффициент сезонности (периодичности) использования машины;
- КП — для авто с прицепами;
- КН — коэффициент возможных нарушений страхователем оформления либо использования договора.
Как видите, калькулятор стоимости полиса ОСАГО составляется из многих коэффициентов, значение которых не всегда понятно, расскажем о некоторых из них поподробнее.
Базовый тариф ОСАГО
Ставки базового тарифа ОСАГО
Базовый тариф определяет минимальный размер стоимости полиса. В отличие от других видов страхования, размеры базовой ставки жёстко контролируются государством, причём для страховых компаний установлен некий ценовой «коридор», в пределах которого они могут в незначительной степени менять её размеры.
Размеры базовых тарифов ОСАГО для различных (иногда для всех) типов транспортных средств меняются практически ежегодно. Происходит это по различным причинам, основными из которых можно назвать:
Базовый тариф ОСАГО устанавливается государством в лице Центробанка.
- инфляцию;
- политику страховых компаний;
- стоимость автомобилей и запасных частей;
- федеральные законы.
Максимальное повышение базовой ставки произошло в 2017 году, но оно не является безосновательным – увеличились суммы выплат, связанные со страховыми случаями – от 120 000 до 400 000 рублей.
В настоящее время сумма базового тарифа составляет от 3432 до 4118 рублей. Многие страховые компании, естественно, стараются производить расчёты по максимальной разрешённой ставке.
Но не будем забывать, что окончательная сумма страховки ОСАГО рассчитывается ещё и с учётом вышеуказанных коэффициентов.
Как рассчитывается КБМ ОСАГО
Коэффициент бонус-малус КБМ ОСАГО
Максимальный размер скидки бонус-малус КБМ ОСАГО составляет 50%.
КБМ – это так называемый коэффициент бонус-малус.
Бонус, то есть скидку при покупке полиса ОСАГО, получают водители, не совершающие аварий, то есть не являющиеся инициаторами ДТП. Максимальная величина такой скидки составляет 50%.
Те же из водителей, кто умудряются постоянно совершать аварии, соответственно, при оформлении нового полиса, платят, так сказать, с повышающим коэффициентом.
КБМ можно назвать также коэффициентом безаварийной езды. Водителю, по истечении года, на основании данных о количестве выплат в результате страховых случаев (или при отсутствии таковых), присваивается определённый класс. Как видно по таблице, любители совершать ДТП имеют класс «М» или «0» и, соответственно, повышающие стоимость полиса, так как их КБМ имеют 2,45 и 2,3.
Иногда, в силу разных причин, в расчет принимается неверный коэффициент, поэтому перед расчетом ОСАГО следует проверить коэффициент КБМ по базе РСА и принять меры по восстановлению своего коэффициента КБМ.
Коэффициент возраста и стажа
Вождение автомобиля достаточно несложный навык, но всё же, пока человек, севший за руль, не освоится и не наработает определённый стаж вождения, он способен совершить массу ошибок, ведущих к ДТП. Поэтому в калькулятор стоимости полиса ОСАГО для неопытных водителей входит «повышающий» (как правило) коэффициент, составляющий:
- для водителей до 22 лет включительно со стажем до 3 лет включительно – 1,8;
- более 22 лет со стажем до 3 лет включительно – 1,7;
- до 22 лет включительно со стажем свыше 3 лет – 1,6;
- более 22 лет со стажем выше 3 лет – 1.
Коэффициент территории
Коэффициент территории ОСАГО
Для различных территорий РФ установлены разные коэффициенты, разница между которыми может повлиять на стоимость страхового полиса. При получении полиса коэффициент территории рассчитывается для владельца авто, проживающем и зарегистрированным на указанной территории (городе, районе, области). Узнать коэффициент можно из таблиц, опубликованных на сайте РСА.
Коэффициент сезонности
Введение этого коэффициента связано с тем, что многие автовладельцы пользуются машинами не круглый год и нет необходимости покупать «круглогодичный» полис. Несмотря на то, что стоимость полиса, скажем сроком на 3 месяца, будет стоить так же, как на полгода, многие водители страхуются на краткие сроки – случается так, что оплатить ОСАГО на год просто не хватает средств. Коэффициент сезонности имеет такие показатели:
Коэффициент сезонности применяется при оформлении ОСАГО на срок меньше 10 месяцев.
- страховка на 3 месяца – 0,5;
- 4 месяца – 0,6;
- 5 месяцев – 0,65;
- 6 месяцев – 0,7;
- 7 месяцев – 0,8;
- 8 месяцев – 0,9;
- 9 месяцев – 0,95;
- 10 и более – 1.
Полис ОСАГО без дополнительных услуг
Некоторые страховые компании, чтобы увеличить свою прибыль, предлагают клиентам дополнительные услуги при оформлении документов полиса ОСАГО.
Это могут быть:
Перед тем, как подписывать документы, следует уточнить у страховщика о дополнительных услугах.
- страхование жизни и здоровья;
- полис страхования от ДТП (распространяется даже на пассажиров);
- услуги аварийного комиссара;
- поддержку юриста;
- также вам могут попытаются навязать «надёжную» СТО для прохождения техосмотра.
Зачастую отказ от дополнительных услуг приводит к тому, что вам отказывают в выдаче полиса ОСАГО, мотивируя это тем, что «нет бланков».
Я не предлагаю бороться с такими страховщиками. Достаточно поискать надёжную страховую компанию – благо таких организаций хватает.
И ещё – чтобы страховой агент при подсчёте стоимости полиса не «ошибся», можете рассчитать стоимость полиса ОСАГО онлайн.
Кроме того, все коэффициенты (включая и те, что не описаны подробно в этой статье), выложены на официальном сайте РСА.