Содержание:
Земельный налог для юридических лиц
Земельный налог для юридических лиц
Похожие публикации
Земельный налог для юридических лиц, использующих земли в различных целях различен, но рассчитывается в процентах от цены участка по кадастру. Рассмотрим механизм расчета налога, применяемые ставки, особенности уплаты и штрафные санкции при неуплате земельного налога юридическими лицами.
Налог на землю для юридических лиц: объекты
Облагаются налогом для предприятий и компаний земельные участки, находящиеся на территории муниципалитетов. Не имеют статус налогового объекта только земли, изъятые из оборота, относимые к лесному фонду или занятые объектами госсобственности.
Налог на имущество с земельного участка организации: налоговая база
Выяснить величину налоговой базы земли, имеющейся в распоряжении компании можно, обратившись на сайт Росреестра, либо сделать официальный запрос в территориальное отделение ведомства и получить соответствующую справку. Кадастровая стоимость участка должна быть установлена на 1 января в отчетном периоде и опубликована на административном сайте региональными властями. Если стоимость по кадастру не рассчитана, поскольку не все регионы пока успели установить ее, то в расчете участвует нормативная стоимость.
Земельный налог организаций: ставки
Российским законодательством установлена обязанность уплаты налога на землю для юридических лиц, в собственности которых имеются соответственно оформленные земельные участки. Расчет базируется на знании кадастровой стоимости участка и действующей налоговой ставки.
Ставки устанавливаются НПА региональных образований в размере не выше:
- 0,3%, если участки:
- - являются землями сельхозназначения и используются для производства сельхозпродукции;
- - заняты объектами жилфонда, инженерных коммуникаций жилищно-коммунального комплекса или приобретены/получены для жилищной застройки;
- 1,5% для участков, используемых в других целях, например, коммерческих.
Региональным властям дано право устанавливать налоговые ставки – снижать либо повышать их, не превышая установленного НК РФ вышеуказанного норматива.
Земельный налог для организаций в 2017 году: расчет
Налог на землю для юридических лиц в 2017 году исчисляется по формуле, предлагаемой ст. 396 НК РФ:
Ск – стоимость участка по кадастру (или нормативная, если кадастровая еще не определена),
Сн – действующая ставка.
Освобождение от уплаты земельного налога юридическими лицами
Существует весьма внушительный перечень организаций, освобожденных от уплаты налога. Это земли:
- уголовно-исправительных учреждений;
- госавтодорог;
- религиозных комплексов;
- организаций инвалидов;
- предприятий, занимающихся художественными промыслами;
- особых и свободных экономических зон, а также центра «Сколково».
На усмотрение местных законодателей могут устанавливаться и другие категории плательщиков-льготников.
Как платить земельный налог юридическим лицам
Как правило, власти региона, устанавливают поквартальную уплату, и земельный налог для юрлиц рассчитывается частями: по окончании каждого квартала они исчисляют и уплачивают авансовые платежи по формуле:
Нз = Ск * Сн * ¼, т.е. от годовой суммы налога рассчитывают четвертую часть.
Авансовые платежи, высчитываемые поквартально, уплачиваются накопительным порядком в соответствии с условиями, установленными в регионе. Окончательный платеж рассчитывают как разницу общей суммы налога и уплаченных авансов.
Земельный налог: сроки уплаты для юридических лиц
Определение сроков уплаты налога действующим законодательством также отдано в введение местных образований. Поэтому каждое предприятие ориентируется на принятые региональные документы. Чаще всего ими устанавливаются определенные сроки уплаты авансов и окончательной суммы налога. И, если точные даты поквартальных авансов необходимо устанавливать по каждому региону, то срок окончательного платежа по году не должен быть позднее установленного в НК РФ: юридические лица уплачивают земельный налог не позднее 1 февраля наступившего за отчетным года.
Куда платить земельный налог организации
Земельный налог для юридических лиц рассчитывается и уплачивается в ИФНС по месту расположения компании. По окончании налогового периода (года) фирма обязана представить в налоговую инспекцию по месту нахождения участка соответствующую декларацию установленной формы. Декларируют налог на землю для юрлиц исключительно компании, если они входят в какую-либо категорию плательщиков этого налога.
Уплата земельного налога юридическими лицами: ответственность компаний
При нарушении сроков уплаты налога, либо неуплате законодателями предусмотрены штрафные санкции. Так, несоблюдение сроков платежа приведет к выписке штрафа должностному лицу в пределах 300 - 500 рублей, а неуплата грозит компании более солидным наказанием – 5% от неуплаченной суммы.
Глава 31 НК РФ. Земельный налог
Земельный налог платят физические лица и организации, владеющие земельными участками на праве собственности, бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения. Налог рассчитывается исходя из кадастровой стоимости участка. Юридические лица сами считают налог, расчеты за граждан (включая ИП) делают налоговики. Настоящая статья посвящена главе 31 НК РФ «Земельный налог». В ней доступно, простым языком рассказано о порядке расчета и уплаты земельного налога, ставках налога и сроках сдачи отчетности. Данный материал является частью цикла «Налоговый кодекс «для чайников»». Обратите внимание: статьи из этого цикла дают только общее представление о налогах; для практической деятельности необходимо обращаться к первоисточнику — Налоговому кодексу Российской Федерации
Где введена уплата земельного налога
Во всех муниципальных образованиях России: городах, селах, районах и пр., а также в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе. Причем в каждом из муниципалитетов уплата земельного налога введена своим отдельным нормативным правовым актом (законом, решением или постановлением).
Как соотносятся общие правила и местные особенности
Правила начисления и уплаты земельного налога закреплены в главе 31 Налогового кодекса. Положения данной главы едины для всех муниципалитетов РФ, но при этом местные власти вправе устанавливать некоторые особенности в рамках общих правил.
Так, муниципалитет может утвердить свои ставки налога, но эти ставки не должны превышать максимальных значений, закрепленных в Налоговом кодексе. Кроме того, для организаций муниципальное образование имеет право установить собственный срок уплаты налога и авансовых платежей при условии, что последняя дата перевода денег не ранее той, что названа в НК РФ. Для физических лиц срок уплаты налога закреплен непосредственно в Налоговом кодексе. Наконец, местные власти могут ввести свои льготы по земельному налогу, а также установить, либо не устанавливать отчетные периоды в рамках налогового периода.
Кто платит земельный налог
Физические лица и организации, владеющие земельными участками на праве собственности, праве бессрочного пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Также налогоплательщиками являются управляющие компании в отношении земельных участков, входящих в состав паевого инвестиционного фонда.
Кто не платит земельный налог
Физические лица и организации, арендующие земельные участки или владеющие ими на праве безвозмездного срочного пользования.
Кроме того, в Налоговом кодексе приведен закрытый перечень налогоплательщиков, освобожденных от земельного налога. В список входят религиозные организации (в отношении участков под церковными и благотворительными строениями); общественные организации инвалидов (в отношении участков, используемых для уставной деятельности); любые предприятия в отношении земли, занятой государственными автодорогами общего пользования и ряд других категорий. Данный перечень действует во всех без исключения местностях.
Помимо этого каждый муниципалитет вправе дополнительно установить собственные льготы.
На что начисляется налог
На сформированные земельные участки. Участок является сформированным, если он имеет кадастровый номер и занесен в Единый государственный реестр земель с указанием категории, границ, площади и т д. По еще не сформированным участкам земельный налог платить не нужно.
На что не начисляется налог
На участки, изъятые из оборота в соответствие с законами РФ. Также от начисления налога освобождены участки, ограниченные в обороте, на которых расположены особо ценные объекты культурного наследия, либо объекты, предназначенные для обеспечения нужд обороны, безопасности и таможни. Наконец, под земельный налог не подпадают земли лесного фонда и участки, занятые государственными водными объектами. Также с 1 января 2015 года предусмотрено, что объектом обложения земельным налогом не признаются земельные участки, которые входят в состав общего имущества многоквартирного дома.
Налоговая ставка
Каждый муниципалитет утверждает собственные ставки земельного налога с учетом ограничений, установленных Налоговым кодексом. В нем названы максимальные значения для различных категорий земли. Так, для участков сельскохозяйственного назначения, участков, занятых жилищным фондом и участков, предназначенных для личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, огородничества и животноводства предельно допустимая ставка равна 0,3 процента. Для всех прочих земель максимальная ставка составляет 1,5 процента.
К тому же местные власти вправе дифференцировать ставки в зависимости от категорий земель и разрешенного использования участка. Узнать, какие ставки и льготы введены в вашей местности, можно в своей налоговой инспекции.
Кто рассчитывает земельный налог самостоятельно
Налогоплательщики-организации вычисляют сумму земельного налога самостоятельно. Как правило, этим занимается бухгалтерия.
До 2015 года по участкам, занятым в производственной деятельности, индивидуальные предприниматели определяли сумму налога самостоятельно. Однако начиная с 1 января 2015 года индивидуальные предприниматели, как и физлица, не являющиеся ИП, уплачивают земельный налог на основании налоговых уведомлений, которые направляет инспекция.
Чтобы налоговая инспекция могла рассчитать налог, информацию об участках налоговикам присылают работники органа, осуществляющего кадастровый учет, ведение кадастра недвижимости и госрегистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (Госреестра). Налоговый кодекс обязывает данную структуру ежегодно до 1 февраля сообщать в налоговые инспекции сведения об участках по состоянию на 1 января этого же года.
Получив информацию, налоговики рассчитывают сумму налога и направляют налогоплательщику — физическому лицу уведомление об уплате. При этом работники ИФНС вправе предъявить налог к уплате не более чем за три года, предшествующих году, когда отправлено уведомление. Если же они включат в уведомление земельный налог за более ранние периоды, налогоплательщик вправе не перечислять деньги.
При этом на практике случается, что в налоговую инспекцию своевременно не поступает информация о приобретении физическими лицами объектов обложения земельным налогом (например, земельных участков). В связи с этим налоговые уведомления не направляются и налог из-за этого не уплачивается. Чтобы урегулировать эту проблему с 1 января 2015 года введена новая обязанность физлиц — сообщать в инспекцию об объектах обложения земельным налогом, если за весь период недвижимостью физическое лицо не получало уведомлений и не платило налог. Помимо сообщения требуется представить также и правоустанавливающие документы. Сделать это нужно до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Начиная с 2017 года физлица, не исполнившие указанную обязанность, будут платить штраф в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога в отношении «сокрытого» от инспекторов участка земли.
Как рассчитать земельный налог
Нужно определить налоговую базу и умножить ее на ставку налога. База и сумма налога рассчитывается отдельно по каждому участку земли. Если участок расположен на территории нескольких муниципалитетов, то нужно отдельно определить базу для каждой части, приходящейся на каждый из муниципалитетов. Если участок находится в общей собственности у нескольких лиц, то надо отдельно определить базу для каждой доли, принадлежащей каждому лицу.
Налоговая база — это кадастровая стоимость участка (либо его доли) по состоянию на 1 января. Если участок сформирован в середине года, то налоговая база — это кадастровая стоимость на дату постановки на кадастровый учет.
В НК РФ приведен перечень категорий налогоплательщиков, для которых база уменьшается на необлагаемую сумму 10 000 руб. В список входят, в числе прочих, ветераны Великой отечественной войны, герои Советского Союза и Российской Федерации и инвалиды. Муниципальные власти могут подкорректировать перечень или изменить величину вычета.
Определять базу и начислять налог следует по итогам налогового периода, который равен одному календарному году. В случае, когда право собственности (бессрочного пользования или пожизненного наследуемого дарения) возникло или прекратилось в середине года, то земельный налог нужно рассчитывать с учетом коэффициента. Чтобы его найти, надо взять число полных месяцев, в течение которых участок принадлежал налогоплательщику, и разделить на количество календарных месяцев в году. Если право возникло или прекратилось до 15 числа включительно, то за полный месяц принимают месяц возникновения прав. Если же право возникло или прекратилось после 15 числа, то за полный месяц принимают месяц прекращения прав. Этот же алгоритм следует применять в ситуации, когда в середине года поменялся вид разрешенного использования участка, либо участок был переведен из одной категории земель в другую.
Поясним на примере. Допустим, организация приобрела земельный участок 25 февраля 2010 года, и продала 20 сентября 2010 года. Получается, что предприятие владело участком на протяжении семи полных месяцев (март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь). Значит, коэффициент равен 0,59 (7 мес.: 12 мес.).
Где узнать кадастровую стоимость
В документах на участок, а также в территориальном Управлении Росреестра или на его официальном сайте. Предоставление информации о кадастровой стоимости для налогоплательщиков бесплатно.
Когда перечислять деньги
Налогоплательщики-организации и предприниматели перечисляют земельный налог не позднее даты, установленной местным законодательством. Согласно нормам главы 31 НК РФ такая дата не может быть более ранней, чем 1 февраля года, следующего за налоговым периодом.
Муниципальные образования могут ввести отчетные периоды по земельному налогу. Это первый, второй и третий кварталы соответственно. В местностях, где введены отчетные периоды, предприятия и ИП должны в течение года делать авансовые платежи. Размер такого платежа — одна четвертая кадастровой стоимости по состоянию на 1 января, умноженной на ставку. Перечислять авансовые платежи нужно в сроки, установленные муниципалитетом. При уплате итоговой суммы налога необходимо учитывать авансовые платежи, сделанные в течение года. Муниципалитеты, в которых введены отчетные периоды, вправе освободить отдельные категории налогоплательщиков-организаций и предпринимателей от авансовых платежей.
Налогоплательщики — физические лица не делают авансовых платежей по земельному налогу. Они перечисляют только итоговую сумму налога, указанную в уведомлении. Срок уплаты физлицами земельного налога прописан непосредственно в НК РФ — не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим (вне зависимости от субъекта РФ).
Как отчитываться по земельному налогу
Налогоплательщики-организации обязаны сдать декларацию по земельному налогу не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Обратите внимание: в отличие от даты уплаты, дата предоставления декларации едина для всех местностей и не может варьироваться в зависимости от муниципалитета.
В муниципальных образованиях, где введены отчетные периоды, налогоплательщики-компании и ИП до конца 2010 года сдавали расчеты по авансовым платежам. Начиная с 2011 года расчеты по авансовым платежам отменяются для всех без исключения налогоплательщиков (обязанность по уплате авансовых платежей и предоставлению годовой декларации остается).
Организации, не владеющие участками земли, не являются налогоплательщиками, и поэтому не должны отчитываться по земельному налогу.
Для налогоплательщиков — физических лиц отчетность по земельному налогу не предусмотрена.
До 2015 года в отношении земельных участков, используемых (предназначенных для использования) в предпринимательской деятельности, индивидуальные предприниматели были обязаны не только самостоятельно рассчитать земельный налог, но и представить налоговую декларацию. Однако с 2015 года ИП представлять налоговую декларацию не обязаны.
Земельный налог: как не платить по завышенной кадастровой стоимости участка
Для среднестатистического налогоплательщика все актуальнее становится поговорка «Любишь кататься, люби и саночки возить», которую можно применить к обязанности платить за всю собственность, имеющуюся у него, и в том числе к праву собственности на земельные участки. Ведь одним из принципов земельного законодательства является принцип платности использования земли (за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ 1 ). Рассмотрим порядок и нюансы расчета земельного налога.
Приобретение земли
Приобретение земельного участка не влечет каких-либо обязанностей в отношении расчетов по НДС в соответствии с п. 3 ст. 161, подп. 1 п. 3 ст. 169, подп. 6 п. 2 ст. 146 НК РФ (см. также письмо Минфина России от 13.01.2010 № 03-07-11/03).
Расходы на приобретение земельного участка при налогообложении прибыли учитываются только при его последующей реализации (подп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ, п. 5 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2006 № 268-ФЗ, письма Минфина России от 30.08.2012 № 03-03-06/1/443, от 28.05.2012 № 03-03-10/57, ФНС России от 07.06.2012 № ЕД-4-3/[email protected]). Иными словами, в налоговом учете земельные участки не подлежат амортизации (п. 2 ст. 256 НК РФ). Не признаются они и объектом налогообложения по налогу на имущество организаций (подп. 1 п. 4 ст. 374 НК РФ, п. 17 ПБУ 6/01).
Единственное, что может быть признано в расходах по налоговому учету сразу, так это государственная пошлина за регистрацию права собственности на земельный участок (подп. 1 п. 1 ст. 264, подп. 1 п. 7 ст. 272, подп. 3 п. 3 ст. 273 НК РФ, письма Минфина России от 28.01.2013 № 03-03-06/1/33, УФНС России по г. Москве от 17.04.2009 № 16-15/[email protected]).
В бухгалтерском учете, приобретенный земельный участок принимается в качестве объекта основных средств также по первоначальной стоимости, равной сумме фактических затрат на его приобретение. Естественно, при условии, что этот земельный участок приобретен не для перепродажи (в первоначальную стоимость включаются суммы, уплачиваемые продавцу земельного участка, государственная пошлина за регистрацию перехода права собственности и т. п. (п. 4, 5, 7, 8 ПБУ 6/01)). Однако сумма государственной пошлины может учитываться и как расход по обычным видам деятельности, о чем необходимо указать в учетной политике (письмо Минфина России от 22.03.2011 № 07-02-10/20).
Уплата земельного налога
Итак, порядок исчисления и сроки уплаты земельного налога определены ст. 396, 397 НК РФ, а согласно п. 1 ст. 393 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
Налоговая база определяется в соответствии со ст. 390, 391 НК РФ, а именно как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В отношении земельных участков, образованных в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки такого земельного участка на кадастровый учет (абз. 2 п. 1 ст. 391 НК РФ). Не признаются объектом налогообложения земельные участки, указанные в п. 2 ст. 389 НК РФ.
Сведения о величине кадастровой стоимости земельного участка отражены в кадастровой выписке и кадастровом паспорте земельного участка (Приложения № 3, 4 к приказу Минэкономразвития России от 28.12.2012 № 831).
Предельный размер налоговых ставок определен в ст. 394 НК РФ и не может превышать: 0,3% в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства, 1,5% в отношении прочих земельных участков (некоторые особенности определения ставок указаны в письмах Минфина России от 07.02.2013 № 03-05-06-02/14, от 16.07.2014 № 03-05-04-02/34879).
Не упустите важную информацию!
В соответствии с п. 14 ст. 396 НК РФ постановлением Правительства РФ от 07.02.2008 № 52 налогоплательщики обязаны обеспечивать себя сведениями о кадастровой стоимости земли посредством получения необходимых данных через Интернет либо путем подачи письменного запроса в территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости для предоставления такой информации.
ПАО «Альфа» 26.02.2015 приобрело земельный участок под зданием офиса за 10 000 000 руб., заплатило государственную пошлину, и в тот же день были зарегистрированы права на участок в соответствии с Федеральным законом от 21.07.97 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». В соответствии с учетной политикой сумма госпошлины учитывается в стоимости основных средств. Кадастровая стоимость участка на 26.02.2015 составляет 18 000 000 руб., а ставка земельного налога — 1,5%.
В бухгалтерском учете следует сделать такие записи:
в феврале 2015 г.:
Дебет 60 Кредит 51
— 10 000 000 руб. — приобретен земельный участок;
Дебет 68 Кредит 51
— 15 000 руб. — уплачена государственная пошлина за регистрацию прав на земельный участок;
Дебет 08 Кредит 68
— 15 000 руб. — государственная пошлина включена в фактические затраты, связанные с приобретением земельного участка;
Дебет 08 Кредит 60
— 10 000 000 руб. — отражено получение земельного участка от продавца;
Дебет 01 Кредит 08
— 10 015 000 руб. — земельный участок принят к учету в составе основных средств (письмо Минфина России от 22.03.2011 № 07-02-10/20);
Дебет 68 Кредит 99
— 3000 руб. — отражено ПНА по госпошлине (15 000 х 20%,
п. 4, 7 ПБУ 18/02);
Дебет 26 Кредит 68
— 22 500 руб. — начислен авансовый платеж по земельному налогу за I квартал 2015 г. (18 000 000 х 1,5% : 4 х 1/3);
в апреле 2015 г.:
Дебет 68 Кредит 51
— 22 500 руб. — уплачен авансовый платеж по земельному налогу.
Много споров вызывал вопрос определения налоговой базы по земельному налогу в случае изменения кадастровой стоимости в течение налогового периода. Сейчас, в соответствии с п. 1 ст. 391 НК РФ, изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, за исключением, когда:
— изменение кадастровой стоимости земельного участка произошло вследствие исправления технической ошибки, допущенной органом, осуществляющим государственный кадастровый учет, при ведении государственного кадастра недвижимости. В этом случае изменение кадастровой стоимости учитывается при определении налоговой базы начиная с того налогового периода, в котором была допущена такая техническая ошибка (абз. 5 п. 1 ст. 391 НК РФ);
— изменение кадастровой стоимости земельного участка произошло по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее — комиссия) или решению суда. В этом случае измененная кадастровая стоимость, установленная решением комиссии или решением суда, учитывается при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (абз. 6 п. 1 ст. 391 НК РФ, Определение КС РФ от 03.07.2014 № 1555-О).
Таким образом, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано в 2015 г. и решение комиссии или суда об установлении рыночной стоимости в качестве кадастровой стоимости принято в 2015 г., новая кадастровая стоимость должна применяться с 1 января 2015 г. (письмо Минфина России от 26.03.2015 № БС-4-11/[email protected]).
Измененная кадастровая стоимость земельного участка при переводе земель из одной категории в другую или в связи с изменением вида разрешенного использования земельного участка не учитывается при определении налоговой базы в текущем и предыдущих налоговых периодах.
Дополним условие примера 1 данными о том, что 30.09.2015 вступило в силу решение суда, согласно которому рыночная стоимость земельного участка определена в 11 000 000 руб.
За I квартал авансовый платеж по земельному налогу составил 22 500 руб. (18 000 000 х 1,5% : 4 х 1/3) — в расчете участвовал только один месяц — март.
За II квартал авансовый платеж составил 67 500 руб. (18 000 000 х х 1,5% : 4).
За III квартал исходя из новой кадастровой стоимости, установленной судом, авансовый платеж составит 41 250 руб. (11 000 000 руб. х 1,5% : 4).
В то же время за I и II кварталы переплачены следующие суммы земельного налога, соответственно:
1) 22 500 руб. – 13 750 руб. = 8750 руб.
2) 67 500 руб. – 41 250 руб. = 26 250 руб.
Таким образом, сумма авансового платежа по земельному налогу, которую необходимо заплатить за III квартал, равна:
41 250 руб. – 8750 руб. – 26 250 руб. = 6250 руб.
За IV квартал сумма земельного налога к уплате составит 41 250 руб.
Налоговый орган обязан осуществить постановку на учет организации по месту нахождения принадлежащих им земельных участков в течение пяти дней со дня поступления сведений от органов кадастрового учета без взимания платы (п. 2, 6 ст. 84, 85 НК РФ, приказ Росреестра № П-302, ФНС России от 12.08.2011 № ММВ-7-11/[email protected]) и выдать свидетельство и (или) уведомление о постановке на учет в налоговом органе. Соответствующие формы утверждены приказом ФНС России от 11.08.2011 № ЯК-7-6/[email protected]
Некоторые факты, о которых нужно знать
Иногда налогоплательщики, чтобы снизить налоговое бремя или просто по объективным причинам, длительное время не регистрируют права на земельные участки. В этом случае при отсутствии возможности контролирующих органов обязать зарегистрировать такие участки (в силу того, что кадастровый учет и государственная регистрация прав на земельные участки носят заявительный характер и действующими нормативными правовыми актами не установлены ни сроки, ни обязанности по осуществлению названных процедур), они могут применять предусмотренные ст. 122 НК РФ меры ответственности.
В качестве примеров можно привести постановления ФАС Центрального округа от 01.04.2009 по делу № А68-3899/2008-174/5, Президиума ВАС РФ от 12.07.2006 № 11991/05, письмо ФНС России от 21.07.2006 № ММ-6-21/[email protected]).
Кроме того, проверяющие могут привлекать налогоплательщиков к административной ответственности в соответствии со ст. 19.21, ст. 7.1 КоАП РФ (письмо Минфина России от 11.05.2006 № 03-06-02-02/37).
Независимо от регистрации перехода права собственники плательщиками земельного налога становятся и правопреемники в случаях реорганизации организаций, за исключением выделения, и при наследовании (п. 5 постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 54, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 08.10.2009 по делу № А29-2655/2009, информация ФНС России от 13.07.2011 «Об исчислении, уплате и льготах по земельному налогу для юридических лиц»).
Собственник земельного участка, в отношении которого применяется сервитут, также признается плательщиком земельного налога в отношении всего земельного участка. Это связано с тем, что обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника прав владения, пользования и распоряжения этим участком и он, в свою очередь, вправе требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком (письмо Минфина России от 23.04.2009 № 03-05-05-02/23, п. 1 ст. 388 НК РФ, постановление ФАС Уральского округа от 13.04.2009 № Ф09-5772/08-С3 по делу № А60-5952/2008-С10, ст. 274 ГК РФ).
Если земельный участок не сформирован в соответствии с Земельным и Градостроительным кодексами РФ, в отношении такого участка отсутствует объект налогообложения (письмо Минфина России от 02.04.2009 № 03-05-04-02/23, постановление ФАС Московского округа от 26.06.2009 № КА-А41/5765-09, п. 1 ст. 388 НК РФ).
Организации, в управлении которых находятся многоквартирные дома и соответствующие земельные участки и которые не имеют помещений в нем на праве собственности, не обязаны уплачивать земельный налог (постановление ФАС Центрального округа от 09.11.2009 по делу № А35-1499/09-С10, письмо Минфина России от 13.09.2007 № 03-11-04/2/224).
Плательщиком земельного налога по сданному в аренду участку признается арендодатель, а арендатор уплачивает арендодателю арендную плату (письмо Минфина России от 01.11.2012 № 03-05-05-02/113).
Законное уменьшение земельного налога
В связи с тем что государственная кадастровая оценки земель проводится массовым методом, неизбежно обнаруживаются несоответствия рыночной стоимости объектов, учитывающей их индивидуальные характеристики, и стоимости, установленной в результате кадастровой оценки и являющейся налоговой базой для исчисления земельного налога.
Услуги независимого оценщика по определению рыночной стоимости земельного участка налогоплательщик вправе учесть в целях исчисления налога на прибыль (п. 3 ст. 66 ЗК РФ, постановление Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 № 913/11, подп. 40 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Так вот, результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в случае, когда они затрагивают права и обязанности заинтересованных лиц (например, владельцев земельных участков).
Еще одним основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.
Оспорить кадастровую стоимость можно в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или сразу в суде.
Использовать внесудебный порядок урегулирования данного спора не обязательно (ч. 3 ст. 24.18 Закона от 29.07.98 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», приказ Минэкономразвития России от 04.05.2012 № 263 «Об утверждении Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости…» (далее — Порядок).
Для оспаривания результатов определения кадастровой стоимости земельного участка необходимо составить исковое заявление, где ответчиком указать кадастровую палату субъекта, в котором находится земельный участок, а комиссию — в качестве третьего лица. В заявлении следует указать причину несогласия с кадастровой стоимостью и (или) с решением комиссии, какие права и интересы нарушает ее спорный размер, а также каким образом определена верная стоимость (ст. 131 ГПК РФ).
К исковому заявлению, поданному в суд общей юрисдикции (п. 8 ч. 1 ст. 26 ГПК РФ), следует приложить в соответствии со ст. 132 ГПК РФ:
— копии искового заявления по количеству ответчиков и третьих лиц;
— кадастровый паспорт и правоустанавливающие документы на земельный участок;
— обоснование доводов о нарушении прав и обязанностей заявителя;
— отчет оценщика с положительным экспертным заключением саморегулируемой организации оценщиков, членом которой он является (в бумажном и электронном виде);
— копию решения комиссии по рассмотрению споров об отказе в пересмотре кадастровой стоимости (при наличии);
— документ, подтверждающий уплату госпошлины в размере 300 руб. (подп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ);
Дело должно быть рассмотрено в течение двух месяцев (ст. 154 ГПК РФ).
Если налогоплательщик решил обратиться с заявлением сначала в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, ему также необходимо составить заявление с указанием причин обжалования кадастровой стоимости и приложить те же документы, что указаны выше.
По результатам рассмотрения комиссия принимает решение о пересмотре кадастровой стоимости или об отклонении заявления, о чем в установленные Порядком и ст. 24.19, 24.20 Закона от 29.07.98 № 135-ФЗ сроки доводит информацию до заявителя, органа местного самоуправления и, если было принято решение о пересмотре кадастровой стоимости, — до территориального управление Росреестра и кадастровой палаты субъекта.
1 Подпункт 7 п. 1, ст. 1, п. 1 ст. 65 Земельного кодекса РФ.
Вопрос собственности при уплате земельного налога
Автор: Новикова С. Г., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
Плательщиками земельного налога в силу п. 1 ст. 388 НК РФ считаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом. Иными словами, платить налог на землю обязаны те лица, которые владеют земельным участком на праве собственности или ином (аналогичном по экономическому содержанию) праве. Причем данное право подлежит обязательной государственной регистрации (ч. 1 ст. 131 ГК РФ), которая является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Между тем применение этого, казалось бы, простого правила нередко вызывает споры с контролирующими органами – например, в ситуации, когда осуществляется реорганизация владельца земельного участка в форме преобразования, при которой вещные права на участок переходят от одного лица к другому непосредственно в силу закона.
Правила уплаты земельного налога
По общему правилу организация признается плательщиком земельного налога, если она владеет земельным участком на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (п. 1 ст. 388 НК РФ). Указанные права на участок подлежат обязательной государственной регистрации (в ЕГРН) (п. 1 ст. 131 ГК РФ). В свою очередь, земельные участки являются объектом налогообложения лишь в том случае, если на территории, где они расположены, введен данный местный (ст. 15 НК РФ) налог (п. 1 ст. 389 НК РФ).
Пунктом 3 ст. 391 НК РФ установлена обязанность каждой организации самостоятельно определять налоговую базу на основании сведений из ЕГРН о каждом земельном участке, принадлежащем ей по одному из названных прав. То есть исчисление земельного налога и его администрирование налоговыми органами осуществляется на основании сведений о земельных участках, содержащихся в ЕГРН (см. Письмо Минфина России от 25.09.2013 № 03-05-06-02/39682).
Из изложенного следует, что организация признается плательщиком земельного налога со дня внесения записи в ЕГРН и перестает быть таковым со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок. Справедливость сказанного подтверждают также нормы п. 7 ст. 396 НК РФ, которые определяют нюансы исчисления земельного налога в случае возникновения (прекращения) у организации прав на земельный участок в течение налогового (отчетного) периода.
Более того, данная правовая позиция нашла отражение в п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 54 (далее – Постановление № 54), в котором сказано, что обязанность платить земельный налог возникает у лица с момента регистрации за ним одного из вещных прав на земельный участок (то есть внесения записи в ЕГРН) и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий участок.
Передача вещных прав на земельные участки при реорганизации
При реорганизации юридического лица право собственности на принадлежащее ему имущество переходит к юридическим лицам – правопреемникам реорганизованного лица (п. 2 ст. 218 ГК РФ).
В силу ст. 58 и ч. 3 ст. 268 ГК РФ при реорганизации юридического лица принадлежащее ему право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком переходит в порядке правопреемства.
А пунктом 9 ст. 50 НК РФ установлено, что при преобразовании одного юридического лица в другое правопреемником реорганизованного юридического лица в части исполнения обязанностей по уплате налогов признается вновь возникшее юрлицо.
Другими словами, при универсальном правопреемстве вещные права на земельные участки, упомянутые в п. 1 ст. 388 НК РФ, переходят непосредственно в силу закона. Поэтому правопреемники становятся плательщиками земельного налога независимо от регистрации перехода соответствующего права (исключениями являются реорганизация юридических лиц в форме выделения и наследование). Эта позиция отражена в п. 5 Постановления № 54.
Случай из практики
В 2016 году ФГУП реорганизовано в форме преобразования в АО (далее – общество). Реорганизация завершена 05.10.2016. Согласно передаточному акту в состав имущественного комплекса нового общества вошли в том числе земельные участки, находящиеся на территории различных субъектов РФ.
Исходя из вышеприведенных правил действующего законодательства, а также правовой позиции, изложенной в п. 5 Постановления № 54, общество признается плательщиком земельного налога с обозначенной даты. Первым налоговым периодом по данному налогу для общества являлся период с 05.10.2016 по 31.12.2016, что следует из положений ст. 393 НК РФ. Общество было обязано за указанный период осуществить расчет земельного налога, уплатить его и подать декларацию за 2016 год в срок до 01.02.2017.
Казалось бы, все просто. Но! В соответствии с п. 4 ст. 85 НК РФ сведения о наличии объекта налогообложения (земельного участка) поступают в налоговый орган из органов, осуществляющих регистрацию прав собственности, в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации. В данном случае – в течение 10 рабочих дней (п. 6 ст. 6 НК РФ). И если учесть, что процедура регистрации в ЕГРН прав собственности на земельные участки завершилась лишь в конце января 2017 года, то общество оказалось в довольно щекотливом положении.
С одной стороны, оно (с учетом вышеприведенных законодательных норм), являясь плательщиком земельного налога, обязано подать декларацию по этому налогу за 2016 год в срок до 01.02.2017. Что общество и сделало – отправило декларацию по земельному налогу в электронной форме по каналам ТКС (так как подпадает под действие нормы п. 3 ст. 80 НК РФ).
С другой стороны, налоговики лишены возможности надлежаще исполнить свои функции по администрированию земельного налога из-за отсутствия необходимых сведений о плательщике налога и самим земельным участкам. В связи с этим они отказали в приеме электронной декларации (что тоже логично). По их мнению, спорную декларацию они смогут принять лишь после того, как земельные участки будут «привязаны» к ИНН общества. Однако в таком случае общество заведомо «попадает» на штрафные санкции. Причем наказанию подвергнется не только организация, но и ее должностные лица. В обозначенной ситуации общество может быть привлечено к ответственности:
по ст. 119 НК РФ (за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета) – в виде штрафа в размере 5% не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1 000 руб.;
по ст. 15.5 КоАП РФ (за нарушение срока представления налоговой декларации) – в виде предупреждения или административного штрафа, налагаемого на должностных лиц в размере от 300 до 500 руб.
Если же общество отправляет декларацию по земельному налогу почтовым отправлением, чтобы избежать наказаний по ст. 119 НК РФ и ст. 15.5 КоАП РФ, ему грозит другой штраф – в размере 200 руб. за несоблюдение порядка представления налоговой декларации в электронной форме на основании ст. 119.1 НК РФ.
Возможно ли решение обозначенной проблемы, при котором общество сможет избежать ответственности по всем упомянутым статьям (ст. 119 и 119.1 НК РФ, ст. 15.5 КоАП РФ)? По мнению ФНС, такое решение есть (см. Письмо от 28.04.2017 № БС[email protected]). Но, как часто случается, налоговики вместо прямого ответа дали только наводящие на размышления цитаты.
Разъяснения ФНС
В Письме № БС[email protected] ФНС касательно анализируемой ситуации указала следующее.
Во-первых, согласно п. 4 ст. 80 НК РФ налоговики не вправе отказать в принятии налоговой декларации, представленной налогоплательщиком по установленной форме.
Во-вторых, согласно действующему порядку заполнения декларации по земельному налогу (утвержден Приказом ФНС России от 28.10.2011 № ММВ-7-11/[email protected]) организация-правопреемник, подавая декларацию за последний налоговый период за реорганизованную (в том числе в форме преобразования) организацию, в титульном листе указывает свои ИНН и КПП, а в реквизите «налогоплательщик» указывает наименование реорганизованной организации (п. 2.9).
Отметим: за 2017 год плательщики земельного налога должны будут подать декларацию, форма которой утверждена Приказом ФНС России от 10.05.2017 № ММВ-7-21/[email protected] Помимо формы декларации, данным приказом утверждены порядок ее заполнения и формат передачи в электронном виде. При этом порядок заполнения титульного листа организацией-правопреемником остался прежним (изменилась лишь нумерация приведенного положения – п. 2.8 вместо прежнего п. 2.9).
При этом ст. 83 НК РФ установлены правила постановки на учет налогоплательщиков:
1. Организация подлежит постановке на налоговый учет соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, а также по месту нахождения принадлежащих ей недвижимого имущества (п. 1).
2. Постановка на учет российской организации, созданной в результате реорганизации в форме преобразования, в налоговой инспекции по месту нахождения недвижимого имущества, принадлежавшего реорганизованной организации, производится на основании сведений о реорганизации российской организации, содержащихся в ЕГРЮЛ (п. 5.2).
А разъяснения о том, как действуют эти правила на практике, были даны ФНС еще в Письме от 22.04.2015 № СА-4-14/[email protected] Суть их такова. При поступлении сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, о российской организации, созданной в результате реорганизации в форме преобразования , и наличии в налоговом органе сведений, содержащихся в ЕГРН, о действительных на момент реорганизации постановках на учет по месту нахождения недвижимого имущества российской организации, прекратившей деятельность в результате реорганизации в форме преобразования, в налоговом органе по месту нахождения указанного имущества осуществляется постановка на учет российской организации, созданной в результате реорганизации в форме преобразования . Датой постановки на учет по данному основанию является дата государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации в форме преобразования .
Из сказанного можно сделать такой вывод. Отказ местных налоговиков принять от общества декларацию по земельному налогу за 2016 год, обусловленный п. 4 ст. 85 НК РФ, неправомерен. Отсутствие у налоговиков сведений о регистрации прав собственности на земельный участок у организации, реорганизованной в порядке преобразования, не является основанием для отказа в принятии декларации по земельному налогу. Другими словами, инспекторы обязаны в соответствии с правовой позицией, изложенной в п. 5 Постановления № 54, принять у общества декларацию по земельному налогу именно тогда, когда оно ее представило (то есть не дожидаясь поступления сведений из регистрирующего органа).
Обратите внимание: отсутствие у налогового органа сведений о регистрации вещных прав на земельный участок за организацией, которая реорганизована в форме преобразования, не является основанием для отказа в принятии декларации по земельному налогу.